Новости гроза пьеса островского

Он определяет главные правила драмы и затем выясняет, что в пьесе Островского большинство из них нарушено. Сильное влияние на пьесу, по мнению исследователей, оказала личность первой исполнительницы роли Катерины — Любови Павловны Косицкой, с которой А. Н. Островского связывали творческие и личные отношения. это возможность за 10 минут прочитать все произведение и получить ответы на все основные вопросы по сюжету, персонажам и основным действиям.

Книга юбиляр 2024 года

«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году. Советское литературоведение, определив пьесу как вершинное произведение Островского, многообразием прочтений уже не отличалось: «Советские исследователи Островского выступали, как правило. Эскиз декорации к пьесе Александра Островского «Гроза». Драма «Гроза» — а Островский считал пьесу именно драмой — разворачивается в Калинове, вымышленном маленьком провинциальном городке. Режиссер спектакля Антон Яковлев о спектакле: «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского, я давно хотел ее поставить. «Гроза» (Лектор: Дмитрий Бак) на YouTube «Гроза» — пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского.

«Гроза» — краткое содержание и анализ

Первым спектаклем стала «Гроза. Искушение» по пьесе Александра Островского. В оригинале пьесы, кажется, мистического мало — разве что странник Фекл Андрей Ребенков выступает посредником между Словом Божиим и жителями вымышленного Калинова. Ощущение таинственного мистицизма усиливает и освещение — то холодное, делающее все лица мертвенно-бледными, то, наоборот, теплое — в сценах, где желтый прожектор светит из глубины сцены и оставляет лишь графичные силуэты персонажей. Трагический исход истории здесь предвосхищается с первых же сцен, когда знаменитый монолог Катерины «Отчего люди не летают?

Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Что видели современники в поведении «отцов города» — «произвол с одной стороны и недостаток сознания прав своей личности с другой», об этом писал Добролюбов, отмечая, что «требования права, законности, уважения к человеку — вот что слышится каждому внимательному читателю из глубины этого безобразия». Пьеса «Гроза», если прочесть ее внимательно, — это пьеса о достоинстве, о праве личности на уважение в мире, где сама постановка этого вопроса кажется посягательством на скрепы и устои.

Ибо скрепы эти держатся не на законе и не праве, а на насилии и презрении к тем, кто слабее. Не был Островский ни славянофилом, ни западником, не был политиком, не был публицистом, не написал ни одного манифеста. Но жизнь он слышал всем существом поэта. В городе Калинове царит благолепие и порядок — не то что вокруг, в других местах, о которых жителям Калинова, задолго до появления телевизионной пропаганды, рассказывает странница Феклуша, не жалеющая красок о неправедности и дьявольских обольщениях в больших городах. И понятно, пишет Добролюбов, что «простой инстинкт самосохранения должен заставить ее не сказать хорошего слова о том, что в других землях делается». Потому что слушателям ее хочется считать, что в других местах куда хуже и страшней, чем в их отечестве. В анархии так уж и нет никакого начала: никто никому не указ, всякий на приказание другого может отвечать, что я, мол, тебя знать не хочу, и, таким образом, все озорничают и ни в чем согласиться не могут.

Но попробовать стоит. Читать полностью.

Подробный пересказ по действиям

  • Краткое содержание пьесы "Гроза" по действиям (главам) | А. Н. Островский
  • Александр Островский. Гроза
  • Комментарии
  • Смысл пьесы «Гроза» — Островского
  • Главное меню
  • Комментарии

Смысл названия пьесы Гроза — Островского

  • Культурные корни «Грозы»
  • Другие фотогалереи
  • Другие персонажи
  • Искусство понимания драмы Александра Островского «Гроза»
  • ПРЯМАЯ РЕЧЬ
  • Режиссер Евгений Маленчев переписывает с артистами «Грозу» Островского

Краткое содержание пьесы "Гроза" по действиям (главам) | А. Н. Островский

В этой противоречивости и двойственности, так свойственной актерской профессии, и состоит предопределенность будущей трагедии Катерины. Как тут не процитировать стихотворение Бориса Пастернака «Гамлет»: «Но продуман распорядок действий. Интересно, что решение героини Островского свести счеты с жизнью вызвало настоящий скандал среди прогрессивных критиков. Два наиболее модных в ту пору журнальных трибуна — Николай Добролюбов и Дмитрий Писарев — совсем по-разному оценили поступок Катерины. Добролюбов назвал ее «лучом света в темном царстве», утверждая в своей одноименной рецензии, что пойти на самоубийство девушку заставило нежелание мириться с окружающим самодурством. Его коллега из демократического лагеря Писарев придерживался прямо противоположной точки зрения и видел в Катерине слабую натуру, вполне заурядную и мало чем отличную от того невежественного мира, в котором она существует. В итоге героиня «разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой», — заключает Писарев, иронически именуя Катерину «русской Офелией».

Тем самым намекая на вторичность этого образа по отношению к шекспировской героине, а следовательно, и на посредственность самой драмы Островского. К счастью, точку зрения Писарева разделяли немногие. Тому свидетельство крайне лестные отзывы о «Грозе» великого русского писателя Ивана Гончарова. Автор «Обломова» выступил цензором пьесы и с радостью пропустил ее в печать, отметив, что «подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было». Гончаров видел в пьесе выразительные характеры и поразительную смелость их воплощения. Портрет А.

Василий Перов. Однако мало кто знает, что роль эту ей подарил сам Островский. Драматург был влюблен в талантливую актрису, а она отвечала ему взаимностью. Судьба Любови Косицкой была немногим радужнее участи ее героини. Будущая актриса родилась в семье крепостных крестьян и юность провела в Нижегородской губернии. Первые годы жизни запомнились ей нескончаемым насилием, которое учинял барин.

Вырваться из оков рабства помог театр. Большой любительницей этого искусства была купчиха Долганова, горничной у которой и служила будущая актриса, принимая участие во многих домашних спектаклях. Тогда ее семья только выкупилась на волю. Правда, сначала Люба пробовала себя как оперная певица и, надо сказать, делала в этом направлении большие успехи, покоряя своим проникновенным и выразительным голосом. Однако Косицкая получила предложение учиться именно в театральной школе. По ее окончании она попала в Малый театр.

Здесь и взошла звезда этой удивительной актрисы, не очароваться талантом которой просто не мог такой ценитель красоты, как Александр Островский. Очарование оказалось настолько сильным, что когда актриса написала драматургу трогательное письмо, где жаловалась на отсутствие достойных ролей и просила его написать для нее пьесу, то Островский вскоре начал работать над своей самой знаменитой драмой «Гроза». К тому моменту и драматург, и актриса были несвободны. Косицкая вышла замуж за коллегу по сцене Никулина, а Александр Николаевич состоял в гражданском браке с мещанкой Агафьей Ивановной. Впрочем, семейное положение никак не влияло на нежные чувства, которые пара питала друг к другу. Все началось с комедии «Не в свои сани не садись».

Ее премьера в 1853 году стала настоящим событием в театральной жизни Москвы. Роль Дуни Русаковой, милой и наивной девушки, безумно полюбившей благородного офицера, но горько разочаровавшейся в своем выборе и вернувшейся к простому купцу Ване Бородкину, как нельзя лучше подходила Косицкой. Ее так и воспринимали: принципиальной, сильной, но при этом страстно увлекающейся натурой. Роман с Островским вспыхнул после постановки другой его комедии — «Бедность не порок». В ней актриса исполнила роль молодой вдовы Анны Ивановны. Драматург уже не мог скрывать эмоций и даже сватался к ней, но, в отличие от своей героини, Косицкая вдовой не была и от мужа, пусть и не самого лучшего, уходить не пожелала.

Да и Островский остался формально верен скромной и домашней Агафье. Однако просто разорвать отношения они не могли, хоть и понимали, что тайный союз неминуемо закончится грозою. Любовь Павловна, слава богу, в Волгу не бросилась, но судьба отмерила ей всего сорок один год. В жизни Островского, напротив, наступит тихая семейная радость. Через год после кончины Косицкой он обвенчается с Марией Бахметьевой, которая родит ему шестерых детей. Любовь Косицкая.

Евгения Крегжде: «Мне нравится, как Островский не щадит своих персонажей» За сто шестьдесят лет примерить на себя роль Катерины решалось множество выдающихся актрис: от Веры Пашенной до Чулпан Хаматовой. Одним из самых ярких воплощений главной героини Островского стала Евгения Крегжде, исполнившая жертву «темного царства» на сцене театра Вахтангова. Постановка Уланбека Баялиева «Гроза», премьера которой состоялась в 2016 году, получила благосклонные отзывы критиков, особо отметивших оригинальность режиссерского подхода и переосмысление привычных трактовок персонажей драмы.

В 1847 году, когда Островский только начинал свой литературный путь, он писал о необходимости глубокого погружения в изучение народности и воспроизведение её в художественных формах как о лучшем поприще для творческой деятельности. В рамках "Литературной экспедиции" 1856 года, организованной Морским министерством, Островский путешествовал по городам Верхней Волги, где знакомился с историей, архитектурой, экономикой, традициями и нравами местного населения.

Эти впечатления нашли своё отражение в "Грозе". Островский внимательно изучал и записывал особенности жизни людей, которые впоследствии нашли отражение в его драме.

Однако Варвара скептически относится к высказыванию, так как Барыня постоянно видит во всем смерть и гибель. Действие второе Варвара видит страдания Катерины, поэтому хочет ей помочь. Она считает, что девушку слишком рано выдали замуж, поэтому ее сердце еще не успокоилось. Варвара видит, что Катерина больше не любит Тихона, а та признается, что не испытывает к нему ничего, кроме жалости. Варвара просит девушку лгать, ведь вся их семья построена на вранье. Однако Катерина не привыкла к такому, поэтому она отвечает, что уйдет от Тихона, если больше не сможет быть с ним рядом. Тихону предстоит поездка в другой город по делам на несколько дней.

Варвара предлагает Кате встретиться с Борисом, однако та в ужасе отказывается. Она очень боится, поэтому просит Тихона взять ее с собой. Муж, который едет больше не по работе, а для того, чтобы напиться без постоянных упреков и лекций матери, отказывается. Тогда Катерина со слезами на глазах бросается к нему и дает весьма странную для Тихона клятву, что в его отсутствие она не будет видеться ни с кем чужим. Перед отъездом Тихона, мать Кабаниха заставляет того прочитать длительную унизительную нотацию жене. Ее суть сводится к тому, что Катерина должна сильно тосковать по мужу, не показываться никому на глаза и даже не смотреть ни на кого, помимо мужа. Кабаниха упрекает девушку за то, что та не кинулась рыдать по мужу сразу же после его отъезда. Катерина теряется от таких несправедливых упреков, отчаивается. Оставшись одна, Катерина не успокаивается и не радуется тишине — ей становится скучно.

Она жалеет, что не успела завести детей, полагает, что была бы хорошей матерью. Девушка мечтает о свободе, полетах и представляет, как могла бы сложиться ее жизнь. Приходит Варвара и дает Катерине ключ от дальней калитки в саду. Они собираются ночевать там в эти дни, чтобы быть подальше от злобной купчихи. Сестра Тихона собирается таким образом устраивать тайные свидания для Катерины и Бориса. Она не отказывается от мысли помочь девушке. Катерина сначала хочет отказаться, ей кажется, что ключ, сунутый сестрой мужа, жжется в ее руке. Однако прочитанная лекция Кабанихи и тот факт, что Тихон холодно отказался взять ее с собой в другой город, становятся последней каплей. Поэтому девушка все же забирает ключ.

Действие третье События начинаются с беседы Глаши и Феклуши. Они обсуждают дом Кабанихи. Он кажется им оплотом спасения в этом развратном городе. Девушки сплетничают о Москве, которая для провинциалок выглядит слишком шумной. В дом к Кабанихе приходит Савел Прокофьевич в пьяном виде. Он просит встречи с хозяйкой, хочет облегчить свою душу. Он выражает недовольство тем, что от него постоянно требуют денег. Особенно сильно купец жалуется на своего племянника Бориса. В это же время молодой человек разыскивает Дикого.

Он приходит к дому Катерины и жалеет, что не может увидеться с ней. Бориса на прогулку приглашает Кулигин. Молодые люди беседуют о богатых. Кулигин говорит, что те прячутся в больших домах и закрываются там, чтобы простой народ не видел, как они издеваются над собственной семьей. Во время прогулки они встречают Варвару, которая в саду целуется с Кудряшом. Именно она сообщает Борису место и время встречи с Катериной. Той же ночью Борис рассказывает Кудряшу о своих чувствах к замужней девушке — Катерине. Чуть позже Варвара и Кудряш уходят и оставляют Бориса одного, чтобы тот встретился с Катей. Катерина очень боится, она даже пытается прогнать Бориса, однако тот успокаивает девушку.

Она сильно нервничает и признается, что теперь у нее нет своей силы воли. Она считает, что ею теперь правит воля Бориса. Она в порыве чувств обнимает мужчину и говорит, что если она не испугалась божьего осуждения, то мнение людей для нее ничего не значит. Они оба признаются друг другу в чувствах. Перед рассветом влюбленным приходится расстаться, так как скоро может проснуться Кабаниха. Они договариваются о следующей встрече. Однако в город неожиданно возвращается муж Катерины. Действие четвертое События этого действия начинаются через 10 дней после возвращения Тихона в город.

Созданием разноплановых персонажей Островский продемонстрировал читателю и зрителю целую вереницу русских характеров, отражающих разное отношение человека к несвободе.

Одни примиряются с ней и теряют свою личность, другие ведут внутреннюю борьбу, сохраняя человеческое естество, третьи стремятся к преодолению рамок, к выходу за грани несвободы. Краткое содержание пьесы подробно по действиям Действие 1 Первая сцена начинается диалогом Кулигина с Кудряшом. Разговор о природе, которой первый восторгается, а второй высказывает к ней равнодушие, переходит на обсуждение личности запримеченного вдали Савела Прокофьевича. Здесь читатели или зрители знакомятся с Диким и узнают историю Бориса. Знатный купец выражает недовольство появлением племянника, для которого он остался единственным родственником. Сварливый самодур не горит желанием делиться с Борисом деньгами, завещанными племяннику бабушкой. Борис сетует на то, как ему тяжело в Калинове, ведь здешних порядков и обычаев он не знает. Герои перемывают косточки дядюшке — Дикому. Кулигин рассуждает о том, как тяжело добыть состояние честным путем и делится своими планами и идеями, направленными на благо человечества.

Он находит понимание у Бориса, которому жаль в свои молодые годы «гнить» в этом захолустье. Борис рассказывает о своей влюбленности в Катерину. Во второй картине появляются Кабаниха с Тихоном и Варвара с Катериной Матушка «распекает» сына, говоря о том, что «жена ему стала дороже матери», и он неправильно с ней себя ведет. Разве будет жена бояться и слушаться такого рохлю? Тихона утомили наставления Кабанихи, но он продолжает их выслушивать. Чувствуется, что герой разрывается между матерью и женой. Мечтательная Катерина в беседе с Варварой сравнивает себя с птицей. Ранее она летала на воле. Девушка вспоминает о своей прежней жизни, так сильно контрастирующей с сегодняшним днем.

Теперь она «вянет» в глуши. Женщина думает о смерти и говорит, что больше не любит своего мужа. Старая барыня предсказывает гибель Катерины, указывая на волжские воды. Но её слова тогда никто не воспринимает всерьёз. Действие 2 Варвара понимает, что Катерина любит другого. К мужу она испытывает только жалость, она не притворщица по натуре и готова уйти от него. Варя всё поминает, но никому ничего не говорит. Скрываться, врать и изворачиваться — обычное дело для семейства Кабановых. Тем временем Тихон собирается уезжать по делам.

Для него это возможность хоть на несколько дней вырваться из-под материнского крыла. Перед отбытием он наставляет супругу. Дублируя слова стоящей рядом Марфы Игнатьевны, он велит ей вести себя хорошо, слушаться маменьку и на других парней не заглядываться. При упоминании о других мужчинах Кате становится неловко, Тихону стыдно. Оба выглядят униженными. На прощание Кабаниха заставляет Катерину поклониться супругу в ноги. Кабаниха бранит современные нравы, ругает молодежь. Она недовольна невесткой и выражает недоумение, что та не плачет в разлуке с мужем. Катерина наконец-то осталась в одиночестве, но она не чувствует себя свободнее.

Ей тоскливо. Женщина мечтает о другой жизни, представляя, как бы она жила свободно, работала и добро людям делала. Виновницей всех своих бед Катерина считает Кабаниху. Варвара хитростью стремиться организовать Катерине встречу с Борисом. Катерина сомневается, порядочность ей не позволяет пойти на измену. Борис не уверен, что у женщины есть к нему взаимное чувство, но он жаждет увидеться с ней. Действие 3 Диалог Феклуши и Глаши обрисовывает моральные устои общества и уклад жизни, представляя происходящее в доме Кабановых как норму и даже «рай» на фоне всеобщего содома. Дикой, находящийся в нетрезвом состоянии, ведет беседы с Кабанихой, явившись к ней в гости. В поисках дяди к дому Марфы Игнатьевны приходит и Борис.

Ему жаль, что находясь так близко от своей возлюбленной, он лишен возможности лицезреть её. Борис встречает Кулигина. Они отправляются гулять, рассуждают о богатстве и бедности. Собеседники становятся свидетелями поцелуя Варвары с Кудряшом. Варя сообщает Борису о месте и времени тайного свидания с Катериной. Кудряш поёт возле дома Кабановых, Борис делится с ним своими чувствами к замужней женщине. Варвару уводит Кудряш. Появляется Катерина. Она боится встречи с Борисом, хочет его прогнать, тот пытается успокоить её.

Женщина дает волю чувствам. Осознавая греховность своего поступка, она не страшится порицания окружающих. Катя и Борис взаимно признаются друг другу в любви. Мимолетное свидание подходит к концу. Они условились вновь увидеться на следующий день. Действие 4 Спустя десять дней с предыдущих событий Тихон возвращается. Он приехал немного раньше положенного срока. Над Волгой сгущаются тучи, собирается гроза. Дикой и Кулигин эмоционально беседуют.

Вдохновленный механик рассказывает о своих идеях. В ответ на просьбу о материальном содействии получает от Савела Прокофьевича оскорбления. Раздаются раскрыты грома. Катя предчувствует свою скорую гибель. Странное поведение жены настораживает Тихона. Кабаниха науськивает его, побуждая заставить жену признаться во всех грехах. Появляется Варвара, а вместе с нею Борис.

Анализ произведения "Гроза" А.Н.Островского

Посмотрим, что произошло: «Барыня: Что прячешься? Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша!

Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Старики старые, благочестивые об смерти забывают, соблазняются на красоту-то! А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется.

В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей! Катерина прячется. Куда прячешься, глупая? От Бога-то не уйдешь! Все в огне гореть будете в неугасимом!

Как воспринимает впечатлительная, наивная Катерина сумасшедшую барыню? Не как полоумную бабку с деменцией, а как чуть ли не высшее существо, как пророчицу, чьим голосом вещают силы небесные. Катерина получает четкую установку: «в омут, да поскорей». Вот после этого Катерина во всем признается мужу, и начинается последний этап развития ее страсти. То, что с ней происходит, не имеет ничего общего с покаянием в христианском понимании этого слова. Она вовсе не собирается меняться внутренне, не собирается жить новой, правильной, богоугодной жизнью, не просит у Бога помощи в своем добром намерении.

Вместо этого начинается то, что сейчас психологи назвали бы «реактивной депрессией». Вот отрывок из ее реплики, обращенной к Варваре: «А вставать не хочется: опять те же люди, те же разговоры, та же мука. Зачем они так смотрят на меня? Отчего это нынче не убивают? Зачем так сделали? Прежде, говорят, убивали.

Взяли бы да и бросили меня в Волгу; я бы рада была. Между прочим, Михаил Михайлович считает, что само по себе самоубийство Катерины в описанных обстоятельствах вовсе не было неизбежным, это у Островского сознательный драматургический прием, намеренное усиление конфликта. Оно нужно только для завершения впечатления», — полагает он. И поясняет: «Жизнь Катерины разбита и без самоубийства. Будет ли она жить, пострижется ли в монахини, наложит ли на себя руки — результат один относительно ее душевного состояния, но совершенно другой относительно впечатления». На мой взгляд, ничем иным здесь кончиться не могло.

Внутренний конфликт Катерины лишь разрастается, депрессия ее усиливается, а Кабаниха в этот ее душевный костер щедро подкидывает дровишек. Нет, постой! Уж на что еще хуже этого. Убить ее за это мало. Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! И для нее это не просто пустые слова, не фигура речи.

Она плохо ориентируется в реальности, ей и в голову не приходит, что вообще-то сделать с ней такое никто не имеет права. Она каждый день ждет казни. Не фигуральной казни, не казни в каком-то символическом смысле, а вполне реальной, физической. Она получила установку «в омут, да поскорее». Она считает себя недостойной жить. И ей никто не приходит на помощь.

Даже сочувствия никто не проявляет. Результат очевиден. Но тут возникает вопрос: а как же ее вера? Она же христианка, она знает, что самоубийство — самый страшный грех. И тем не менее... Михаил Михайлович на это отвечает: «Но, скажут и говорят уже многие, не противоречит ли такое самоубийство ее религиозным верованиям?

Конечно, противоречит, совершенно противоречит, но эта черта существенна в характере Катерины». И далее поясняет: «Она женщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем преслабая. Эта непреклонность верований и частая измена им и составляет весь трагизм разбираемого нами характера». Именно ее слабость, по мысли Михаила Достоевского, и стала причиной самоубийства: «Точно так решается она на самоубийство, потому что сил не хватает у ней перенести отчаяние». Катерина вся соткана из противоречий. Да, она сильно отличается от обывательской массы, она человек высоких порывов, сильнейших эмоций потому-то Добролюбов и считал ее лучом света.

Она способна на громкий поступок, выходящий за рамки дозволенного ее окружением. Но вместе с тем она неспособна самостоятельно решать свои проблемы, она до последнего момента надеется, что кто-то могучий придет и все разрулит. Здесь гремучая смесь силы и слабости, воли и безволия, ужаса от совершаемого греха и наслаждения им. Она страдает — и упивается своими страданиями, она и надеется на помощь, и отказывает себе в праве к чьей-либо помощи прибегать. Ничего не напоминает? Да это же Настасья Филипповна из «Идиота»!

А еще — Катерина Ивановна из «Преступления и наказания».

Мельников Павел - В Чудове Все было убедительно, красочно, жутковато до… финального твиста а-ля американские трэш-боевики про жутких угребищ,... Автор — Андрей Кононов, чтец — Андрей Моисеев. Да, тёзки, но фамилии, как и... Не знаю, чего она не идёт почтой? Андрей Паньшин 5 часов назад Здесь многие книги, которые я мечтаю начитать или уже начитал, невозможно опубликовать — нарушение авторских прав.

Корнуэлл Бернард - Триумф стрелка Шарпа Эфир.

Эти впечатления нашли своё отражение в "Грозе". Островский внимательно изучал и записывал особенности жизни людей, которые впоследствии нашли отражение в его драме. Так, в Калязине он встретил "пронзительного мужика", а в Торжке — наблюдал за свободой, которой пользовались девушки, и полным отсутствием этой свободы у замужних женщин.

Эти наблюдения легли в основу характеристик персонажей и ситуаций в "Грозе".

Другое дело, традиции, как было сказано, это не поклонение пеплу, а передача огня. У театра есть свое лицо. Мне кажется, это очень важно». По-своему секрет Островского раскрыл Константин Райкин, поставив «Грозу» как трагический балаган. Константин Райкин, , художественный руководитель театра «Сатирикон», народный артист России: «Сейчас для мощнейшей пьесы Островского очень важно придумать какое-то место действия. Где это? Райкин поставил всех персонажей к балетным станкам. Хореографический класс как некий символ классического канона и жесточайших ограничений. Это как раз то, что не коснулось участников фестиваля.

«Гроза» — краткое содержание и анализ

Одну из самых известных пьес Александра Островского «Гроза» в Театре Наций (2017) поставил режиссер-лауреат театральной премии «Золотая маска», художественный руководитель Театра имени Федора Волкова в Ярославле Евгений Марчелли. Замечательный и остроумный писатель Островский в своей бесценной пьесе "Гроза". Пьеса "Гроза" была написана великим русским драматургом Александром Николаевичем Островским в 1859 году и сразу же произвела настоящий переворот в театральном мире, вызвав бурные споры в обществе.

"Гроза" Островского - это пьеса о неправильном воспитании. Сейчас она очень актуальна

Несчастная судьба юной героини отражена в пьесе Островского «Гроза». Драма «Гроза» — а Островский считал пьесу именно драмой — разворачивается в Калинове, вымышленном маленьком провинциальном городке. Одну из самых известных пьес Александра Островского поставил лауреат театральной премии "Золотая маска" режиссер Антон Яковлев. Краткое содержание пьесы «Гроза» дает ключ для понимания особенностей сюжета и конфликта произведения.

"Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза"

Искушение» по пьесе Александра Островского. В оригинале пьесы, кажется, мистического мало — разве что странник Фекл Андрей Ребенков выступает посредником между Словом Божиим и жителями вымышленного Калинова. Ощущение таинственного мистицизма усиливает и освещение — то холодное, делающее все лица мертвенно-бледными, то, наоборот, теплое — в сценах, где желтый прожектор светит из глубины сцены и оставляет лишь графичные силуэты персонажей. Трагический исход истории здесь предвосхищается с первых же сцен, когда знаменитый монолог Катерины «Отчего люди не летают? То, что она лишилась этой опоры, своей веры, и привело ее к трагическому исходу.

XIX в. Императорский Малый театр. Пьесу для постановки в Малом театре получили из цензуры за неделю до премьеры, что было обычным явлением той поры. Репетиции спектакля проходили с непосредственным участием автора: он читал артистам пьесу, распределял роли, режиссировал. Под руководством Островского актеры искали нужные интонации, нужный «тон» каждого действующего лица, согласовывали темп и характер каждой сцены.

Из фондов ГЦТМ им. Первое представление пьесы состоялось 16 ноября 1859 года в Московском Малом театре в бенефис Сергея Васильевича Васильева, исполнившего роль Тихона. Этот спектакль, блестящий по составу актеров, стал выдающимся театральным событием. Зрителей особенно потрясла игра исполнительницы роли Катерины — Л. Для актрисы эта роль стала вершиной творчества, вероятно ещё и потому, что она приняла невольное участие в создание образа главной героини. Монологи Катерины были написаны автором под влиянием устных рассказов Любови Павловны о своем детстве, проведенном на Волге, своих переживаниях, мечтаниях. После смерти Никулиной-Косицкой будут изданы её «Записки», где станет совершенно очевидно сходство характера и души героини с Катериной Островского. Искренность актрисы завораживала публику. В последнем акте, в сцене прощания с Борисом, с нею плакали все зрители, включая ожидающую за кулисами своего выхода на сцену Рыкалову-Кабаниху.

Никулина-Косицкая Л. Письма к А. Москва, 1902. Александр Николаевич Островский. Москва, 1982. Надежда Васильевна Рыкалова великолепно показала в Кабанихе «строптивую, спокойную, строгую, бесчувственную женщину, в которой все свободно-человеческое, разумно-нравственное заглохло; в которой обычай старины, неподвижный обряд, господствует безусловно; которая все, что отталкивает от себя внутренние, сдерживает при себе наружным правом самовластия». Выделяли современники и игру Сергея Васильевича Васильева. Так, писатель Д. Коропчевский вспоминал, что артист изображал Тихона «глубоко драматической личностью».

Не столько словами, сколько жестами, мимикой, он и боролся с матерью, и умолял ее отпустить его. Последний крик его: "Маменька! Рыкалова в роли Кабанихи. Из фондов Музея-заповедника А. Островского «Щелыково». Писарев М. Коропчевский Д. Сезон 1895-1896. Санкт-Петербург, 1897.

Афиша премьерного спектакля Малого театра Москва. О Прове Михайловиче Садовском, создавшем сценический образ Дикого, тот же Коропчевский писал: «Это был не московский, а захолустный купец старого времени, командующий не только в своей семье, но и в целом городе, заставляющий всех гнуться по его желанию, презирающий и осыпающий бранью каждого, кто имеет с ним какое-нибудь дело. Лучшего олицетворения "жестоких нравов", чем этот внушающий всем ужас и ненависть старик, в старомодном картузе с большим козырьком и в длиннополом кафтане, как его играл Садовский, нельзя себе и представить». Рыкалова вспоминала позже: «Зрительный зал, конечно, полон, успех пьесы определился после моего ухода со сцены в первом же акте, раздались шумные аплодисменты, которые к концу пьесы превратились в сплошной триумф как по адресу автора, так и по отношению к исполнителям. И нужно отдать справедливость — пьесу разыгрывали "на ура"». Чернышев, Варвара — Е. Бороздина, Кулигин — В. Дмитревский, Кудряш — В. Ленский, Шапкин — А.

Кремлев, Феклуша — С. Акимова, Глаша — Е. Рябова, Барыня — Л. Сезон 1894-1895. Санкт-Петербург, 1896. На сцене Александринского театра премьера состоялась 2 декабря 1859 г. К исполнению были привлечены лучшие силы Императорского театра: Дикой — Ф. Бурдин, Борис — П. Степанов, Тихон — А.

Мартынов, Катерина — Ф. Снеткова, Варвара — Е. Левкеева, Кулигин — П. Зубров, Кудряш — И. Горбунов, Феклуша — П. Громова, Барыня — О. Линская была удивительная Кабанова, холодом веяло от нее, от каждого ее слова и движения. Снеткова создала цельный и поэтический образ Катерины, а сцена ночного свидания Кудряша — Горбунова с Варварой — Левкеевой — была проведена ими с такой жизненной правдой и эстетическим чутьем, что заставляла совершенно забывать, что находишься в театре, а не притаился сам теплою весеннею ночью на нависшем над Волгою берегу в густой листве, в которой свистит и щелкает настоящий соловей. Роль молодого Кабанова была апогеем славы Мартынова, она же была и его лебединой песнью.

Я еще вижу его как живого над трупом несчастной жены с непередаваемым выражением в лице и голосе, бросающим старой Кабановой упрек: "Это вы ее убили, маменька, вы..

Уууу Улёт! Я пойду ещё! Искушение" с тремя барышнями 16-ти лет. Немного сомневалась при покупке билетов о том, подойдёт ли он именно школьникам. В итоге спектакль зашел на "ура"!

Великолепная игра актёров! Все диалоги практически по тексту пьесы, но с такими интересными режиссёрскими решениями. Не скучно, понятно, актёры в постоянном движении. А как играли! Какие эмоции! Хочется отметить всех!

Любовь Константинова великолепна! Полное погружение! А какая Варвара! Мария Свирид прекрасна! В общем, рекомендую спектакль всем, особенно школьникам. Искушение» с 16-ми десятиклассниками.

Островский только что «пройден», написано сочинение … но, увиденное вчера глубоко тронуло сердце каждого.. Это не спектакль -это разрыв души! В такие минуты особенно остро понимаешь суть бессмертия классики! Так близко к оригиналу , но так современно и трепетно , что захватывало дух. Сильная ,но ранимая, вопреки всему миру восставшая в своей исключительной искренности и покаянии. Каждая роль!

Столько театра в спектакле!!! В первом же «луче Катерины» сжалось все внутри и слезы душили от искренности и правды. Режиссер так тонко передал все наши страхи, внутреннюю борьбу , ангелов и демонов, вызов обществу и чувствам, покаяние , а актеры так точно отразили это в своей игре , что декорации , образы, иллюзорные превращения и ассоциации на экранах только усиливали остроту восприятия. Восторг и низкий поклон режиссеру и актерам, которые смогли «взрослых» детей погрузить так глубоко, чтоб им невольно пришлось замереть от восторга. Эти слова в отчаянии произносит Катерина , героиня Островского из «Грозы», как крик души по свободе, которой она лишена. Свободе любить того , кого хочешь...

Вот легко сказать: «Все в наших руках». Уж если даже сейчас мы зависим от множества обстоятельств и делаем часто свой выбор по жизни из соображений практичности, удобства, пользы, предавая свои желания, свободу, а по сути предавая СЕБЯ, то что уж говорить о том времени, когда была написана пьеса. В 19 веке единственный путь для женщины было замужество. Как правило женщины выходили за тех, кого выбрали родители. Женщины не имели прав, были забитыми, полностью подчинялись мужу.

А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил. Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь. В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне! Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается. Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Да нешто убережешься! Попал на базар, вот и конец! Всех мужиков переругает. Хоть в убыток проси, без брани все-таки не отойдет. А потом и пошел на весь день. Одно слово: воин! Еще какой воин-то! А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись! Что смеху-то было! Как-то его на Волге, на перевозе, гусар обругал. Вот чудеса-то творил! А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам. Что это? Никак, народ от вечерни тронулся? Проходят несколько лиц в глубине сцены. Пойдем, Шапкин, в разгул! Что тут стоять-то? Кланяются и уходят. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак. И не привыкнете никогда, сударь. Отчего же?

Фестиваль «Вперед к Островскому!» подарил зрителям несколько вариаций «Грозы»

Режиссер, таким образом, подтвердил и слова Кудряша: «Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет». Интересно, что ощущения безудержной страсти и горячности в постановке смогли передать и второстепенные персонажи, молодежь города Калинова. Задачей артистов, ярких в своих небольших ролях, было заворожить зал. Быть не просто фоном, а сделать так, чтобы зритель задумался о судьбе юных горожан, которых сыграли актеры Регина Бутакова , Иван Гущин , Ярослава Александрова и Антон Залетин. Актриса Екатерина Константинова предстала перед зрителем в образе своей тезки Катерины. Она играет девушку с противоречивой натурой — с властным характером, но при этом очень ранимой. Катерина с первого появления на сцене показывает свой нрав. Скрещенные на груди руки, широкая, уверенная походка — это позволяет зрителю понять, что девушка могла бы стать хозяйкой в доме. У молодой Кабановой низкий, немного грубоватый голос. Временами кажется, что у нее стоит ком в горле от тяжелых переживаний, от несчастной жизни.

Катерина боится своих греховных мыслей, которые зародились от невозможности любви и удушающих наставлений свекрови. Когда героиня мечется, принять ли ей предложение Бориса о встрече, или пытается отогнать мысли о нем, то, кажется, в нее вселяется дьявол, и молодая Кабанова борется с ним. В глазах то сверкает искушение, то появляется холод раскаяния. Катерина то сжимает кулаки, то расправляет плечи навстречу счастью. Такое с ней случается и когда она рассказывает о неизвестном человеке, являющемся ей ночью. Главной героине будто становится жарко, когда она раскрывает свои тайны. Но девушка тут же смущается и кутается в плед. Совсем другим человеком становится жена Тихона, вспоминая свое прекрасное детство и рассказывая о мечтах и молитвах. Катерина словно расцветает: на лице появляется румянец, плечи приподнимаются вверх, точно на спине у нее выросли невидимые крылья.

И ее желание взлететь, как птица, уже не кажется абсурдным. Актер Николай Стрельченко играет робкого юношу Бориса. Переживания о сестре и постоянная тирания дяди усугубляют его любовь к замужней Катерине. И он не в состоянии понять, что его чувства ее погубят. Тут все классически: артист представил племянника Дикого бесхарактерным, безвольным, каким его описал сам драматург. А муж Катерины Тихон Кабанов в исполнении Ивана Алексеева предстает бесхарактерным только по отношению к своей матери.

Я не защищала ее и не осуждала, предпочитаю быть Вергилием, идти рядом и позволять герою быть собой, поэтому Катерина мечется, врет самой себе, испытывает наслаждение от этого, ненавидит себя за это, задается вопросами о совести, отдается чувствам, страданиям, самому движению жизни. Она существует в моменте. Она честна в этом. Именно поэтому она становится доступной зрителю.

Каждый в зале сталкивался с проблематикой, которую решает для себя Катя. В чем причина? Как интересно! А они прошли? Мне кажется, эти времена цветут и пахнут и именно в этом главная причина живучести этой пьесы. Меняются правители, религии, отменяется рабство, совершаются революции — все это числительное, знаменатель же остается неизменным: как не было, так и нет уважения к конкретному человеку, к его жизни. Ну и потом, не стоит забывать, что семья — это маленькое государство, мини-модель того, что происходит в стране. Где она живет? Когда заканчивается? Она вообще есть?

В своих исканиях, как ни странно, я постоянно обращалась к Раскольникову: «Тварь ли я дрожащая или право имею? Мне же кажется, что этот поступок говорит об осознанном, свободном выборе человека. В противном случае она стала бы второй Кабанихой — уверена, она понимала это. А вообще, в этой пьесе есть персонаж — предтеча образов Достоевского, и это Тихон. Всегда, слушая его финальный монолог, поражаюсь этому. Провоцирует их идти до конца в своих желаниях, исканиях, потребностях, будь то любовь или деньги. Сам же, иронично улыбаясь, посматривает за происходящим из-за угла... Иногда плачет, наверное, но с какой-то светлой тоской, любя человека за его стремления, пусть и ошибочные. Борис Любимов. Фото: teatrkachalov.

Всего же Островский написал почти пятьдесят пьес, подавляющее большинство которых свой сценический путь начинали с Малого театра, а позже игрались по всей стране, да и по всему миру. О самых знаковых постановках Островского и о феномене этого драматурга корреспонденту «МК» рассказал ректор Щепкинского училища, историк театра Борис Любимов. Островский ведь здесь разрабатывал программу обучения будущих артистов? В последние годы жизни он был фактически главой всех московских императорских театров, и его кабинет находился в этом здании, где-то наискосок от моего нынешнего. Как у них сложилась такая любовь? В Москве существовал один драматический театр — Малый, а в Петербурге — Александринский. Может быть, если бы указ об отмене этой монополии, который издал Александр III, вышел раньше, то существовала бы конкуренция. Хотя в самые последние годы драматург застал открытие театра Корша. С другой стороны, Островский, быть может, впервые в истории русской литературы стал не просто великим драматургом, но и великим писателем... Как в случае с «Маскарадом» Лермонтова, пушкинскими пьесами или комедией Грибоедова «Горе от ума», публикацию которой он так и не увидел.

Хотя, безусловно, именно это произведение стало первым явлением в истории русской литературы и драматургии, потом гоголевский «Ревизор». Но если есть одна или две пьесы, это еще не формирует труппу, репертуар. Посмотрите афишу Малого и Александринского театров 1830-х годов. Кроме «Горе от ума» и «Ревизора» идут переводные пьесы великого Шекспира, Мольера, Бомарше, а все остальное — посредственная репертуарная драматургия. Нужен был свой Шекспир и Мольер, драматург, у которого есть сорок пьес, формирующих сознание актеров. Он пишет для актеров своего времени, в которых влюбляется, и конечно, для своего зрителя, людей, живших в конце 1840-х — 1880-х годах девятнадцатого столетия. Островский не видит Кавказ, Сибирь, но знает хорошо Москву, Петербург и среднюю Россию, которую и изображает. Островский обладал невероятным сценическим даром, вот почему даже после его пьесы никуда не ушли. Наступает двадцатый век, и оказывается, что и художественному театру Станиславского и режиссерскому театру Мейерхольда нужны и «Снегурочка», и «На всякого мудреца довольно простоты», и «Гроза» — один из самых интересных спектаклей Мейерхольда, поставленный перед самой Февральской революцией. В 1924 году он же делает одну из своих самых экстравагантных постановок «Лес», а Станиславский, возможно, в полемике с ним, ставит в 1926 году спектакль «Горячее сердце».

Спектакль «Лес». Из фондов театрального музея имени Бахрушина.

Смысл названия пьесы Гроза — Островского По названию читатель чаще всего уже может понять, о чем пойдёт речь в произведении. Что хотел сказать А. Островский своей драмой? К чему нужно быть готовым, держа в руках книгу автора? Гроза — яркое и опасное природное явление. Человек бессилен перед бушующей стихией.

Но об этом ли думал А. Островский, называя «Гроза» своё произведение? Все не так просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы понять смысл названия, следует подробно рассмотреть образ драмы. С помощью грозы автор попытался передать эмоции, чувства, мысли героев. Внутренние противоречия, социальная несправедливость, острые конфликты, которыми наполнено произведение отражаются в названии «Грозе». В начале драмы все тихо и спокойно. Предгрозовое время.

Но постепенно стихия наступает. И речь не только о природном явлении. Ситуация в обществе не стабильна. Люди делятся на открытых и честных и на лицемерных и лживых. Крайне непросто уживаться в таком обществе. Многие стремятся исключительно к обогащению. Деньги — их главная ценность. Но есть и те, которые уверены, что счастье не зависит от материальных благ.

Противоречия во взглядах нарастают. Осуждение, сплетни, слухи, пьянство, разгульный образ жизни, деньги, деньги, деньги.

В 1859 году, а именно в это время была написана пьеса, жительница Костромы ранним утром ушла из дома, а позже её тело обнаружили в Волге. Пострадавшей была девушка Александра Клыкова. Свекровь постоянно издевалась над девушкой, а бесхарактерный муж никак не мог повлиять на ситуацию. Катализатором такого исхода событий стали любовные отношения между Александрой и почтовым служащим. Это предположение сильно укоренилось в сознании людей.

Наверняка в современном мире в то месте уже были бы проложены туристические маршруты. Однако в начале ХХ века созданный вокруг этого происшествия миф развеялся благодаря сопоставлению дат. Так, инцидент в Костроме произошёл в ноябре, а месяцем ранее, 14 октября, Островский отнёс пьесу для печати. Таким образом, писатель никак не мог отобразить на страницах то, чего ещё не совершилось в реальности.

Читать книгу: «Гроза»

Одну из самых известных пьес Александра Островского «Гроза» в Театре Наций (2017) поставил режиссер-лауреат театральной премии «Золотая маска», художественный руководитель Театра имени Федора Волкова в Ярославле Евгений Марчелли. В 2024 году исполняется 165 лет драме Александра Николаевича Островского «Гроза». На основе анализа пьесы А. Н. Островского «Гроза» ставится задача доказать, что социометрия может использоваться для анализа художественного текста с целью извлечения из него этнологической информации. пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. Несчастная судьба юной героини отражена в пьесе Островского «Гроза». «Гроза» – самая знаменитая драма А. Н. Островского.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий