учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года. Содру́жество Незави́симых Госуда́рств — международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между некоторыми государствами. Содружество независимых государств (СНГ), созданное 8 декабря 1991, утратило все полезные функции: ни механизма мирного разрешения конфликтов, ни прозрачных границ больше нет. Содружество Независимых Государств увеличилось в 1993 году, в его состав вошли Азербайджан и Грузия. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате руководители 11 союзных республик подписали соглашение о создании СНГ – Содружества Независимых Государств.
Глава 19. Развитие Содружества Независимых государств
10 января 1994 года подписан договор о создании единого экономического пространства между Узбекистаном и Казахстаном, позже к нему присоединились Киргизия и Таджикистан. Весёлые студенческие годы 90-х!). Содружество Независимых Государств, скрывающееся под аббревиатурой СНГ — это международная организация, миссия которой – регулировать взаимодействие между странами, ранее входившими в могучую державу под названием СССР.
Что такое СНГ — расшифровка, определение, состав (страны) Содружества Независимых Государств
Но союз, в своем текущем виде, себя исчерпал. О том, что союз закрывается, на правах главы его государства-«костяка» объявил 15 октября 2021-го и Владимир Путин. При этом президент РФ подчеркнул нежелание стран полностью отказываться от идеи международной организации. Как Путин и другие лидеры СНГ планируют сотрудничать дальше По мнению политологов, структуру ожидает преобразование.
Минск, 4 сентября 2019 года Встреча с Председателем Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Л. Ашхабад, 13 сентября 2019 года 83-е заседание Экономического совета СНГ г. Москва, 15 марта 2019 года 81-е заседание Экономического совета СНГ г.
Минск, 15-16 октября 2019 года Заседание Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества г.
А его товарищ Сергей Крикалев застал появление России на геополитической арене прямо на орбите. Прибыл Крикалев уже в другую страну. Космонавт вспоминал: "Мне часто задают один и тот же вопрос: вот вы в 1991 году улетели из Советского Союза, а прилетели в Россию. На самом-то деле тогда я улетел из Москвы — и прилетел в Москву. Она никуда не делась.
Санкт-Петербург никуда не делся. Встречали те же люди, которые провожали". Некоторые считали, что конец холодной войны поможет стране сблизиться с Западом, откуда поначалу поступали только позитивные сигналы. США и соратники делали ставку на "торжество демократии", а исчезновение Организации Варшавского договора и самого СССР будто бы означало, что напряженность между двумя могучими военно-политическими блоками удалось окончательно снять. Со временем обещания НАТО о нерасширении растворились в воздухе. Альянс начал поглощать страны к востоку от объединенной Германии, бывшие страны социалистического лагеря попали на новую орбиту влияния, по Европе начали расползаться базы и комплексы вооружений, которые способны угрожать России.
Западный мир сделал все возможное, чтобы доминировать в восточноевропейском регионе, забывая про гарантии безопасности, о которых по итогам "короткого двадцатого века" говорили лидеры держав. Спустя 30 лет после исчезновения с политической карты мира СССР на Западе все чаще говорят о возникновении "новой угрозы", продолжая воскрешать призраков прошлого. Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
Подписаться 21 декабря 2021 года исполнилось 30 лет со дня подписания Алма-Атинской декларации. Три десятилетия назад с политической карты мира исчезла советская сверхдержава, и в Алма-Атинской декларации миру было возвещено о целях и принципах функционирования на постсоветском пространстве нового образования — Содружества Независимых Государств СНГ , созданного 8 декабря 1991 года в Вискулях Беловежская пуща, Белоруссия в соответствии с Соглашением, подписанным главами БССР С. Ельциным и Украины Л.
Пять дней спустя после встречи в Беловежье, 13 декабря 1991 года, в Ашхабаде прошла встреча президентов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, которые согласились войти в Содружество Независимых Государств при условии обеспечения равноправного участия республик бывшего СССР и признания всех государств Содружества учредителями СНГ. Алма-Атинскую декларацию помимо лидеров Белоруссии, России и Украины подписали президенты ещё восьми бывших советских республик Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Позже, в декабре 1993 года, к СНГ присоединилась Грузия, но в 2009 году она вышла из его состава. Прибалтийские республики Латвия, Литва и Эстония сразу же отказались подписывать Алма-Атинскую декларацию, равно как и Беловежское соглашение почеркнём, что с точки зрения законодательства СССР Беловежское соглашение было заключено в нарушение действовавшего в то время Закона СССР от 03. Алма-Атинская декларация утверждала, что взаимодействие в Содружестве «…будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием».
Какие страны входят в СНГ
- Как появилось СНГ
- Выход СССР из ООН
- История и деятельность Содружества Независимых Государств
- Содержание статьи
- Беловежские соглашения
- СССР прекратил существование, 11 республик вступают в СНГ
Приложение 1
- Соглашение о создании Содружества Независимых Государств - Комитет ГД по делам СНГ
- Содружество Независимых Государств: пациент жив или мертв?
- 25 лет со дня подписания Декларации об образовании СНГ | РИА Новости Медиабанк
- 25 лет СНГ: некоторые итоги
- Содружество Независимых Государств: пациент жив или мертв?
Страны СНГ на карте
- Создание СНГ после распада СССР
- 30 лет СНГ (Содружеству Независимых Государств)
- СНГ сегодня. История создания. Знаменательные события в СНГ
- Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.)
Текст Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года
В нем говорилось о том, что СССР прекратил свое существование. Однако, основываясь на исторической общности русского, украинского и белорусского народов, согласно заключенным ранее двусторонним договором и пр. Однако представители этих стран требовали, чтобы их участие в Содружестве было равноправным наряду с Россией, Белоруссией и Украиной. В 1993 году в состав СНГ вошла Грузия, которая вышла из него после событий 2008 года.
Правовые основания СНГ существовало на основании Устава, утвержденного 22 декабря того же года.
Что это за организация. Проявите свой кругозор, свои знания по истории России. Ельцин, Президент Украины Л.
В 90-х годах состоялись коренные изменения форм и методов сотрудничества между республиками. Сложились предпосылки для дальнейшей интеграции молодых стран. В итоге 8 декабря 1991 года руководителями Республики Белоруссия, Российской Федерации и Украины было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств.
Спустя две недели, 21 декабря 1991 года, в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств присоединились к этому соглашению. Украине его не подписала, оставаясь только учредителем СНГ. Туркменистан на саммите в Казани 26 августа 2005 года заявил о том, что будет участвовать в Содружестве только в качестве ассоциированного члена. В настоящее время существует более 50 межгосударственных, межправительственных и консультативных органов СНГ. Все они сгруппированы в четыре основных блока: высшие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств; блок иностранных дел и безопасности: Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Совет коллективной безопасности; исполнительные и законодательные органы: Исполнительный секретариат, действующий на постоянной основе, Межпарламентская ассамблея консультативный орган ; экономические органы: Межгосударственный экономический комитет, Межгосударственный банк, Межгосударственный статистический комитет. Создавая Содружество Независимых Государств, главы государств-учредителей исходили из следующих соображений. Во-первых, все республики бывшего Советского Союза уже находились на таком уровне экономического содружества и единства регулирования, что при независимом существовании остро встала проблема утраты межреспубликанских связей.
Во-вторых, страны постсоветского пространства связаны единой сетью коммуникаций. В-третьих, в массы коренного населения глубоко проникли представители других национальностей — выходцы из других республик.
Устав СНГ различает несколько категорий членов Содружества: государства-учредители ратифицировавшие Соглашение и Протокол 1991 года , государства-члены принявшие на себя уставные обязательства в течение одного года после принятия Устава или присоединившиеся к нему с согласия всех членов и ассоциированные члены желающие участвовать лишь в отдельных видах деятельности Содружества. Правовой статус СНГ определяется тремя основными учредительными актами: Соглашением от 8 декабря 1991 года, Протоколом к данному Соглашению от 21 декабря 1991 года и Уставом от 22 января 1992 года. Во всех этих документах нет четкого определения международно-правовой природы СНГ, однако большинство ученых сходятся во мнении, что Содружество представляет собой региональную международную организацию. Наличие у СНГ международной правосубъектности подтверждается также консультативным заключением Экономического суда Содружества, который подтвердил, что оно является субъектом международного права и участником международных отношений.
Общепризнанно, что СНГ в качестве региональной международной организации может проводить миротворческие операции. Сотрудничество государств в рамках СНГ осуществляется в различных направлениях. Соответственно, принято и действует большое количество различных соглашений, определяющих порядок и условия такого сотрудничества, круг и характер международных обязательств государств-членов. Наиболее известными договорами, регулирующими отношения между участниками СНГ, являются следующие: -Договор о коллективной безопасности 1992 года; -две Конвенции о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и от 7 октября 2002 года ; -Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года; -Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года; -Соглашение о создании Зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокол 1999 года к нему; -Соглашение о создании объединенной системы противоракетной обороны ОС ПВО СНГ от 10 февраля 1995 года; -Конвенция о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года; -Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников Содружества от 19 января 1996 года; -Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года и т.
Страны СНГ на 2024 год
Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев рассказал, как в начале 90-х годов XX века после развала СССР создавалось Содружество независимых государств, передает 8 декабря 1991 года в резиденции Вискули в Беловежской Пуще на территории Белоруссии было принято так называемое «Беловежское соглашение», которое констатировало прекращение существование Союза Советских Социалистических Республик и провозглашало создание. СНГ создано 8 декабря 1991 года. Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Белоруссия, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании. Переговоры о создании СНГ, 21 декабря 1991 года в городе Алматы.
ДОСЬЕ: К 30-летию Содружества Независимых Государств
Промучились мы над ней часа полтора. Но когда были написаны слова «перестает существовать», это чувство не передать! Вот говорят — «историческое событие»! История значит.
А когда ты сам участник этих событий? Я изучал историю и знаю, что это был первый в мире государственный переворот такого масштаба, который удалось осуществить мирно — без конфронтаций и крови! Все это происходило вечером 7 декабря.
Дальше над проектом документа работали эксперты. Тогда Сергей Балюк — в то время директор Беловежской Пущи — послал «газик» за своей секретаршей, и она привезла из деревни Каменюки, из приемной дирекции, старую советскую пишущую машинку. Примерно в 5.
Закончили где-то в 8. Утром главы государств и главы правительств трех республик вернулись к обсуждению документа, черновик которого был уже подготовлен для них. Пол был в бумагах.
Единства в целях не было, но вся работа над историческим документом заняла всего часа четыре. Когда появился четвертый и окончательный вариант документа, было около двух часов дня. Легенды о встрече в Вискулях упоминают и коньяк рекой, и столы, которые ломились от яств.
Но все это если и было, то накануне. Участники той встречи единодушно говорят, что обсуждение основного документа — Соглашения о создании СНГ — было очень острым, и не сопровождалось никаким застольем. Коньяк, правда, был, но без закуски.
Украина окончательно разорвала три соглашения с СНГ: о мигрантах , аграрном рынке и памятниках. Соглашение об увековечивании военной памяти в 2011 г. В документе, в частности, говорилось, что народы СНГ внесли решающий вклад в победу над фашизмом, а целью данного соглашения является увековечивание памяти о мужестве и героизме этих народов.
Фактически в 2022 г. Лебедева , к июню 2022 г. Украина «де-юре не вышла из СНГ, но де-факто свернула свою деятельность в Содружестве».
Дата публикации: 16 июня 2022. В 2008 г. Основная идея этого документа сводится к анализу нормативно-правовой базы СНГ и ОДКБ в сфере обеспечения региональной безопасности, порядка принятия решений в этой области, путей взаимодействия здесь данных международных структур.
В 2018 г. В частности, были расширены границы взаимодействия международных структур в сфере таможенного регулирования, защиты прав потребителей цифровой экономики, налоговой политики и т. В декабре 2022 г.
Опубликовано 7 июня 2023 г.
Этот акт вошел в историю как «Беловежское соглашение». В документе была подтверждена приверженность принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорится, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Спустя две недели, 21 декабря, в Доме дружбы в Алма-Ате к этим трем республикам бывшего СССР присоединилось большинство нынешних государств Содружества. Руководители одиннадцати новых независимых государств приняли Протокол к подписанному 8 декабря Соглашению о создании СНГ, в котором подчеркнули, что на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств.
В Декларации также сформулированы принципы взаимодействия участников Содружества, подтверждены приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, гарантии выполнения международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Его не подписали Украина и Туркменистан, которые тем самым де-юре не являются государствами — членами СНГ, а могут быть отнесены только к государствам — учредителям и государствам — участникам Содружества. Туркменистан на казанском саммите СНГ 26 августа 2005 года заявил о том, что будет участвовать в Содружестве в качестве «ассоциированного члена».
В алма-атинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 года главами 11 государств-основателей СНГ, провозглашалось, что «взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях сохранения международной стратегической стабильности и безопасности будут сохранены объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием ; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению безъядерного и или нейтрального государства. Содружество независимых государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств-членов бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества». Государства—участники Содружества гарантировали в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашении бывшего Союза ССР. Цели организации: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная правовая помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами — участниками организации.
История создания Содружества Независимых Государств (СНГ)
Кто все же виноват Когда заговорщики собрались ехать в Беловежскую пущу, то приглашали приехать и руководителя Казахстана Н. Ельцин, как его друг, позвонил ему в самолет и пригласил его на встречу, говоря, что они собираются решать важные вопросы. Президент Казахстана в это время летел в Москву. Шушкевич позже писал, что все слышали, поскольку была включена громкая связь, что он обещал дозаправиться и прилететь. Президент Казахстана потом неоднократно заявлял, что он никогда бы не подписал Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.
Сведения о том, что руководители трех республик собрались в правительственной резиденции Вискули, белорусское КГБ своевременно сообщило руководству страны, в том числе и президенту СССР Горбачеву. В окрестности охотничьих угодий был направлен спецназ КГБ, окружив лес, сотрудники ждали приказа на арест заговорщиков. Достоверность этой информации подтвердил и президент Белоруссии Лукашенко. Однако приказа не поступило, центральные органы власти были полностью парализованы, в том числе и силовые ведомства, прокуратура и служба безопасности СССР.
Как позже писали: еще можно было бы восстановить единство в стране, разрушенное противостоянием Ельцина и Горбачева. Нужна была только политическая воля первого руководителя. По утверждению близких Михаила Сергеевича и его самого, он не отдал приказ на арест руководителей трех республик, потому что это "пахло гражданской войной" и кровопролитием. Все закончилось только заявлениями Горбачева, конституционного комитета, отдельных групп депутатов о том, что страна не может быть распущена решением трех республик и что решение недействительно.
Дальнейшие события Для вступления в силу Соглашения о создании Содружества Независимых Государств необходима была его ратификация парламентами стран. Парламенты Украины и Белоруссии через день после подписания Соглашения, а именно 10 декабря 1991 года ратифицировали соглашение, одновременно денонсировав договор об образовании СССР от 1922 года. При этом "за" проголосовало абсолютное большинство депутатов, включая коммунистов, которые тоже хотели самостоятельности. За выход проголосовали как правящий блок, за принятие законов от которого агитировал спикер парламента Руслан Хасбулатов, так и самая большая оппозиционная фракция «Коммунисты России» под руководством Геннадия Зюганова.
Правда сам Зюганов всегда отрицал, что он был за выход из Советского Союза. Ряд членов Верховного Совета, а позже это признал и Хасбулатов, писали, что для ратификации нужно было созывать Съезд, высший законодательный орган, поскольку решения затрагивали основы конституционного строя. Краткая история создания СНГ После ратификации соглашения парламентами трех стран начались переговоры о вступлении в Содружество других бывших союзных республик. Руководители многих из новых независимых стран заявили о готовности присоединиться к Соглашению при условии, что они тоже будут объявлены учредителями.
В конце декабря 1991 года в столице Казахстана Алма-Ате был подписан Протокол к соглашению о создании СНГ, который подписали руководители бывших советских республик, за исключением трех прибалтийских республик и Грузии. В документе говорится, что все страны-подписанты на равноправных началах создают Содружество Независимых Государств. Хотя о роспуске СССР было объявлено в Беловежском соглашении, однако даже после выхода трех республик остальные формально оставались в составе советского государства. В связи с этим 25 декабря сложил свои полномочия президент Горбачев М.
В декабре 1993 года в СНГ вошла Грузия, которая после грузино-южноосетинского конфликта вышла из ее состава. В 2005 году Туркменистан понизил свой статус члена союза до ассоциированного. Последствия Инициаторов создания неоднократно обвиняли в разрушении советского государства, однако они всегда отрицали это. Признавая, что они фактически совершили государственный переворот, лидеры трех республик декларировали, что они спасли постсоветское пространство от кровопролитного раздела и гражданской войны.
Можно признать, что Беловежское соглашение о создании СНГ создало новую платформу для сотрудничества, высший орган Совет глав государств СНГ, в котором поочередно председательствуют руководители стран.
В 1994 г. Об этом свидетельствует подписание Концепции коллективной безопасности, в которой сформулированы основы общей военной политики, принципы, приоритеты и этапы построения системы коллективной безопасности. К этому времени СНГ уже активно участвовало в урегулировании вооруженных конфликтов на территории постсоветского пространства: в Нагорном Карабахе, Абхазии и Таджикистане. Главным мотивом, определяющим деятельность руководства стран в рамках СНГ, являлось сохранение как правило, вопреки интересам собственного народа интересов, порождаемых узкокорпоративным распоряжением основными активами, доставшимися при разделе общенародной собственности. Гарантией незыблемости постсоветских «приобретений» была ориентация на Запад, активно поощряющий дезинтеграционные тенденции в регионе. Результатом теоретического осмысления сложившейся в содружестве ситуации стала Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств, подписанная в 1997 г. Эта концепция, несмотря на исключительно теоретический характер, обладала конструктивным потенциалом, определяющим основное содержание и направления интеграционных процессов на длительную перспективу.
Так, впервые в концепции были сформулированы общие стратегические цели, к которым в том числе была отнесена необходимость создания стимулирующих условий для объединения инвестиционных усилий государств — участников СНГ в организации высокоэффективного конкурентоспособного производства, формировании материальной основы интеграции, исключающей влияние на нее политической конъюнктуры в виде транснациональных финансово-промышленных групп. В концепции впервые был четко обозначен основной организационный принцип СНГ, положенный в дальнейшем в основу подхода «подвижной геометрии» многоуровневого и разноскоростного сотрудничества. В документе, в частности, говорилось, что «стержнем Концепции является добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в интеграционных процессах, постепенность и этапность реализации мероприятий по развитию межгосударственного сотрудничества». К концу 1990-х годов доля стран СНГ в общем объеме их внешней торговли понизилась в 2,6 раза. Сократился товарооборот России с партнерами по СНГ. Происходила переориентация внешнеторговых потоков России и других стран содружества на рынки дальнего зарубежья. В 1999 г. Усилилась роль третьих стран в кредитно-инвестиционной сфере, которая закладывала формат экономической перспективы постсоветского пространства.
В рамках содружества остались невыполненными договоренности о создании экономического и платежного союзов и многие другие начинания. Тем не менее, Содружество Независимых Государств удалось сохранить. Одна из причин этого состоит в том, что СНГ остается наиболее представительной организацией, несмотря на понижение статуса Туркменистана в августе 2005 г. При этом следует заметить, что в соответствии с Венской конвенцией от 1969 г. Грузия остается страной-участницей 75 международных многосторонних соглашений, подписанных в рамках содружества. В частности, продолжают действовать соглашения о свободной торговой зоне, правовом сотрудничестве в вопросах уголовного права и др. В Тбилиси по-прежнему готовы развивать «дружественные и взаимовыгодные отношения в двустороннем формате с другими членами содружества с соблюдением принципов территориальной целостности государств и с учетом двусторонних интересов». Другая причина продолжения деятельности СНГ была обусловлена необходимостью урегулирования проблем в сфере безопасности.
Для этого в 1992 г. При нем существует постоянный секретариат. В то же время прекратил свою деятельность Штаб по координации военного сотрудничества. По-видимому, в условиях усиления внешних угроз и соперничества на постсоветском пространстве основных внешнеполитических игроков целесообразно восстановить работу этой организации. Совет министров обороны СНГ был вынужден вмешаться в ход гражданской войны в Таджикистане.
Обсудить Редактировать статью Было ли неизбежным крушение советской империи или это результат предательства и злой воли трех президентов славянских республик, которые захотели получить больше власти - пока нет однозначной оценки этого процесса. Консенсус достигнут только по поводу того, кто выиграл от создания пятнадцати независимых государств. Элиты, находящиеся у власти в новых независимых государствах поделили бывшую общенародную собственность. Население было поставлено на грань выживания. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств подписано в Беловежской пуще 8 декабря 1991 года.
Этот документ похоронил окончательно большую страну и создал на ее обломках аморфный Союз Независимых Государств. СНГ должен был стать основой для нового федеративного государства. Но, вкусив "воздуха свободы" и "поуправляв", подписанты быстро забыли об этом. Предыстория Подписанию Соглашения о создании Содружества Независимых Государств предшествовали события, начавшиеся с избранием на пост генерального секретаря М. С середины 80-х годов в стране начали проводиться реформы, которые нанесли глубокий урон экономике страны. Объявленные антиалкогольная кампания, программы ускорения, гласности были или непродуманными, или при их реализации были допущены серьезные ошибки. Руководство страны, более занятое международными делами, где были некоторые успехи, практически пренебрегло внутренней политикой. Все изменения в политической и экономической жизни привели к нарастанию противоречий между национальными республиками и Москвой. В 1988 году начался армяно-азербайджанский вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе. В Прибалтийских республиках нарастали сепаратистские движения.
В июне 1991 года избрание Б. Ельцина президентом России окончательно запустило процесс разрушения. Страна получила президента, который предлагал всем взять власти, сколько они смогут. Позиция России в лице его руководства, решившего получить независимость от остальных республик, сыграло решающую роль в развале страны. Президентом СССР была предпринята попытка спасти страну. В рамках Ново-Огаревского процесса был разработан проект документа, который должен был перезапустить советский проект. В подготовке нового документа, который должен был определить контуры обновленного союза, участвовали представители и руководство всех советских республик. При обсуждении в ноябре 1991 года на Государственном Совете, в который входили президент и руководители республик, обсуждалось будущее страны. При голосовании семь республик высказались за создание нового союзного государства. Обсуждалось несколько вариантов политического устройства будущего союза суверенных государств.
В итоге остановились на конфедеративном устройстве. В соответствии с подготовленным документом республики получали независимость и суверенитет, а центру делегировались функции координации экономической деятельности, вопросы внешней политики и обороны. При этом сохранялся пост президента нового союза. И Ельцин, и Шушкевич заявили о том, что верят в создание нового союза. Однако августовский путч сорвал планы подписания и запустил стихийный процесс суверенизации.
Назарбаев рассказал, как создавалось СНГ Изначально была попытка создания Туркестанского союза в составе четырех государств. Однако Елбасы отклонил эту идею.
Мадина Мамырханова 16. Поначалу, по его словам, речь шла о возможности создания Туркестанского союза в составе четырех государств - Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана. Было предложение создать Союз туркестанских государств. Это означал раскол по этническому признаку. Я сказал, что так нельзя, что мы много лет жили по-другому принципу, были единым государством, единым народом.
8 декабря 1991 года было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств»
Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. На сегодняшний день СНГ — это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются продвижение взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества.
Зачастую из-за подобных аспектов многие институты СНГ работают недостаточно эффективно. В качестве примера можно привести уже упомянутую МПА. В Ассамблее порой буксует ротация кадров, сужается круг стоящих перед ней задач, который в последнее время сводится преимущественно к решению текущих административных вопросов.
Максимум, чем Ассамблея занята на постоянной основе, - наблюдением за выборами на пространстве СНГ. Смысл объединения наших стран состоял в том, чтобы сохранить преимущества торгово-экономического сотрудничества после демонтажа единого хозяйственного комплекса СССР. Укреплению и наращиванию потенциала этого взаимодействия способствовали продвинутые интеграционные форматы, которые стали появляться позже, - Таможенный союз, ЕврАзЭС, ЕАЭС. Еще в 1994 году было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли. В 2011 году его сменил более современный Договор о зоне свободной торговли.
Постепенно продвигаются переговоры и вокруг проекта соглашения о свободной торговле услугами. Курс на взаимодействие остается общим вектором внутри СНГ, несмотря на все проблемы Содружества. Государства - участники СНГ выражают стремление сотрудничать в таких значимых сферах, как цифровизация, внедрение инноваций, развитие "зеленой экономики", создание международных транспортных коридоров, поддержка малого и среднего бизнеса, рациональное использование природных ресурсов и др. Такие согласованные подходы к сотрудничеству закреплены в принятых в 2020 году Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития Содружества на период до 2030 года. Однако уровень развития связей внутри всего СНГ пока не соответствует потенциалу Содружества.
В 2021 году товарооборот стал демонстрировать положительную динамику, но обусловлено это не позитивными изменениями в подходах к торгово-экономическому сотрудничеству, а естественным восстановлением экономики в постпандемийный период. Определенные барьеры для взаимной торговли создает соперничество стран СНГ на внутренних и внешних рынках. Некоторые товары, которые производятся в постсоветских государствах, не выдерживают конкуренции с аналогами из России или стран дальнего зарубежья. Да и в структуре экономики государств - участников СНГ преобладают добывающая промышленность и отрасли, в которых производятся товары с низкой добавленной стоимостью. Страны Содружества соревнуются за привлечение прямых иностранных инвестиций и передовых технологий.
При этом взаимные расчеты затрудняет неустойчивость национальных валют. Пандемия коронавируса и вызванный ею разрыв глобальных производственных цепочек заставил весь мир задуматься о том, как важно сегодня укреплять региональные связи. В этих условиях будущее Содружества во многом зависит от того, смогут ли его участники дать импульс процессам новой индустриализации, цифровой трансформации основных отраслей промышленности, согласовать развитие трансграничных транспортных коридоров. Не способствуют движению вперед и проблемы взаимодействия государств СНГ в социальной сфере. В первую очередь речь идет о вопросах, связанных с формированием единого рынка труда и, как следствие, миграцией порядка 2 миллионов человек на пространстве СНГ.
В 2021 году страны - участницы СНГ подписали соглашение о сотрудничестве в сфере занятости а это порядка 125 миллионов экономически активного населения , которое позволяет углублять миграционные связи даже в условиях пандемии. К сожалению, этого недостаточно. Ненормально, когда мигранты образуют "гетто" или анклавы, где живут по своим правилам, и это становится причиной обострения межэтнической напряженности. Но и ситуация, когда работодатели ущемляют права приезжих рабочих, - прямое нарушение закона. Сейчас в рамках Содружества требуется выработать четкую, современную систему правил, позволяющую регулировать миграционные потоки и предусматривающую ответственность государств за своих граждан, взаимное признание прав и компетенций работников-мигрантов.
Необходима разработка единого механизма учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территорию стран СНГ. Этот вопрос уже десять лет остается нерешенным, хотя соответствующее межправительственное соглашение подписано в 2011 году. К важным социальным проблемам относятся и те, которые связаны с пенсионным обеспечением граждан бывшего Союза, а также с различными льготами. В 90-х годах такие вопросы одними из первых стали регулировать на межгосударственном уровне, но за 30 лет в законодательстве всех нынешних участников Содружества многое изменилось. В 2019 году в рамках образованного на пространстве СНГ интеграционного объединения - ЕАЭС - были заключены новые договоры, основанные на современных стандартах.
Очевидно, что в отношениях между остальными странами СНГ регулирование в этой сфере необходимо оперативно обновить, создать для нее полноценно работающий правовой контур. С ним связан огромный пласт общей культуры, истории, традиций на пространстве Содружества. К сожалению, и здесь приходится преодолевать ряд серьезных и застарелых проблем. В Белоруси это второй государственный язык, в Киргизии и Казахстане - официальный, в Таджикистане - язык межнационального общения. Шире всего в быту и культуре он используется в Белоруси, Казахстане, Киргизии и Молдавии.
И, конечно, на Украине - хотя нынешним киевским властям это очень не нравится.
Не способствуют движению вперед и проблемы взаимодействия государств СНГ в социальной сфере. В первую очередь речь идет о вопросах, связанных с формированием единого рынка труда и, как следствие, миграцией порядка 2 миллионов человек на пространстве СНГ. В 2021 году страны - участницы СНГ подписали соглашение о сотрудничестве в сфере занятости а это порядка 125 миллионов экономически активного населения , которое позволяет углублять миграционные связи даже в условиях пандемии. К сожалению, этого недостаточно. Ненормально, когда мигранты образуют "гетто" или анклавы, где живут по своим правилам, и это становится причиной обострения межэтнической напряженности.
Но и ситуация, когда работодатели ущемляют права приезжих рабочих, - прямое нарушение закона. Сейчас в рамках Содружества требуется выработать четкую, современную систему правил, позволяющую регулировать миграционные потоки и предусматривающую ответственность государств за своих граждан, взаимное признание прав и компетенций работников-мигрантов. Необходима разработка единого механизма учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территорию стран СНГ. Этот вопрос уже десять лет остается нерешенным, хотя соответствующее межправительственное соглашение подписано в 2011 году. К важным социальным проблемам относятся и те, которые связаны с пенсионным обеспечением граждан бывшего Союза, а также с различными льготами. В 90-х годах такие вопросы одними из первых стали регулировать на межгосударственном уровне, но за 30 лет в законодательстве всех нынешних участников Содружества многое изменилось.
В 2019 году в рамках образованного на пространстве СНГ интеграционного объединения - ЕАЭС - были заключены новые договоры, основанные на современных стандартах. Очевидно, что в отношениях между остальными странами СНГ регулирование в этой сфере необходимо оперативно обновить, создать для нее полноценно работающий правовой контур. С ним связан огромный пласт общей культуры, истории, традиций на пространстве Содружества. К сожалению, и здесь приходится преодолевать ряд серьезных и застарелых проблем. В Белоруси это второй государственный язык, в Киргизии и Казахстане - официальный, в Таджикистане - язык межнационального общения. Шире всего в быту и культуре он используется в Белоруси, Казахстане, Киргизии и Молдавии.
И, конечно, на Украине - хотя нынешним киевским властям это очень не нравится. Существенным интеграционным фактором является язык общения народов СНГ - русский Тридцать лет назад в любой республике бывшего СССР для приезжего не составляло проблемы объясниться с местными жителями на русском. Сейчас он распространен меньше. Но и сегодня в СНГ, по оценкам экспертов, живут около 155 миллионов носителей русского языка и еще 100 миллионов тех, для кого он второй. Эти люди тесно связаны с нашей страной родственными, культурными, научными, рабочими контактами. Однако успело вырасти и целое поколение, которое языком Пушкина и Толстого не владеет, а таковых насчитывается не менее 38 миллионов человек.
Некоторым он просто не нужен ни в быту, ни на работе, а кто-то, наоборот, даже при желании не имеет возможности его выучить. Сокращение числа русскоговорящих в странах СНГ - тенденция, которой не один десяток лет. Началось все еще в 90-е годы, когда многие русскоязычные граждане были вынуждены уехать из бывших республик СССР. Но нельзя списывать все на демографические и миграционные процессы, во многих случаях дело именно в государственной политике по отношению к "великому и могучему". Более того, формируемую в этом весьма чувствительном вопросе точку зрения можно считать своего рода маркером готовности того или иного государства СНГ двигаться в направлении дальнейшего сопряжения усилий в решении актуальных проблем развития. Культурная платформа СНГ предполагает разнообразие и взаимообогащение гуманитарных связей народов, которые входят в Содружество.
Между тем мы видим порой совсем другие вещи, например, в Киргизии, где идет общественное обсуждение поправок к закону о государственном языке. Новые нормы, которые предлагается в него внести, могут существенно ограничить права русскоязычных граждан. В данном контексте нельзя не отметить, что в ряде государств СНГ историю нашего совместного прошлого сейчас активно пытаются переписать. Любовь к своей Родине - прекрасное и естественное чувство, которое присуще любому народу. Однако одно дело - патриотизм, и совсем другое - радикальный национализм и ксенофобия, насаждение ненависти к другим народам, крайней формой проявления которых становятся оправдание преступлений фашизма, массовых убийств и этнических чисток. Мы нередко сталкиваемся с возвеличиванием тех или иных исторических персоналий в республиках СНГ только за то, что они "боролись за свободу своих стран против России" в разные периоды ее истории.
Так, "национальными героями" в ряде стран пытаются представить того же Гарегина Нжде, который во время Второй мировой сотрудничал с нацистами, идеологов Туркестанского легиона вермахта или басмачества в Средней Азии первой половины ХХ века, не говоря уже об украинских боевиках из ОУН-УПА и других подобных деятелях. И мы хорошо понимаем, ради чего и какими силами подогреваются подобные "ремейки истории", какое воздействие это может оказать на массовую аудиторию. При этом совершенно не важно, являются ли эпизоды глорификации псевдогероев, в той или иной степени действовавших по наущению враждебных России внешних сил, единичными или массовыми, - мириться с такими фальсификациями ни в коем случае нельзя. Что этому можно противопоставить?
В преамбуле документа отмечалось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование», а в первой статье говорилось: «Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств».
Ельцин, Кравчук и Шушкевич подтвердили приверженность государств принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении подчёркивалось, что с момента его заключения на территориях подписавших стран не допускается применение норм третьих государств, а деятельность органов власти Советского Союза прекращается. Стороны обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену».
СССР прекратил существование, 11 республик вступают в СНГ
К истории создания СНГ В 2021 год исполняется тридцать лет с момента распада СССР и образования на геополитическом пространстве, которое он занимал, Содружества Независимых Государств (СНГ). Восьмого декабря 1991 года в Беловежской пуще было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств, закреплявшее развал Советского Союза. В течение первых лет сотрудничество стран СНГ происходило в организационной сфере. СНГ было создано с пылу с жару на осколках СССР 8 декабря 1991 года. Смотрите онлайн История создания СНГ 1 мин 45 с. Видео от 21 декабря 2022 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте!