Новости ермоген святитель

Святитель Ермоген открыл гробы, и все увидели, что останки святых оказалась нетленны. Ермоген среди избранных святых. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Фильм «Святитель» рассказывает о жизни Патриарха Гермогена — одного из самых прославленных русских святых, героя Смутного времени.

Проповедь в день памяти свт. Ермогена, Патриарха Московского

Сегодня мы вспоминаем святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, оставившего совершенно особый след в истории Церкви нашей, нашего народа и нашей страны. Первосвятительский подвиг всегда связан с огромными трудностями и духовными вызовами, но подвиг святителя Ермогена был еще особым образом осложнен тем историческим временем, в котором он совершал свое служение. Это время было одним из немногих в истории нашего Отечества, когда враги, казалось бы, победили Русь. В самом деле, они находились в самом центре Руси, в граде Москве, и можно себе представить, какая тяжесть была на сердце святителя Ермогена, сколько горячих молитв он возносил ко Господу об избавлении России, страны нашей, от нашествия иноплеменных, от предательства; как он молился о воссоздании духовной силы Руси — здесь, в подвале Чудова монастыря, к сожалению, разрушенного и до сих пор не восстановленного, когда его пытались принудить к измене и посулами, и голодом, и холодом. Но ведь святитель оказался выше всех, кто склонял его к измене! Он оказался духовно сильнее всей этой вражьей силы, которая вошла в самое сердце нашей страны, — один старец-Патриарх, от которого зависело, будет существовать независимая страна, сумеет она сбросить с себя оковы оккупантов или добровольно подчинится иной власти.

По восшествии на московский престол Лжедимитрия I , Ермоген был вызван в Москву для участия в устроенном новым царем сенате, но не мог долго ужиться в столице рядом с царем, чуждым религиозной нетерпимости и склонным к сближению с иноземцами. Когда перед браком Лжедимитрия на Марине Мнишек возник вопрос, не следует ли предварительно произвести над Мариной обряд крещения в Православие, Ермоген был в числе тех духовных, которые наиболее настаивали на этом, и за такое противодействие намерениям царя был удален из Москвы в свою епархию. Новый царь Василий Шуйский решился возвести Ермогена, как врага предшествовавшего правительства, на место низложенного патриарха Игнатия. Патриаршество Свт. Ермоген Московский Митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе.

Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца , а царь принес в дар новому Патриарху панагию , украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти. В это время ему было более 70 лет. Сделавшись патриархом, он не играл первое время видной роли в государственных делах, благодаря несогласиям, возникшим вскоре между ним и царем Василием , который мало вызывал симпатий в Ермогене, непреклонном в своих убеждениях, прямом и решительном в своих действиях. С низложением Шуйского начался наиболее важный период деятельности Святителя, совпавшей теперь в своих целях с стремлениями большей части русского народа.

В эпоху наступившей тяжелой смуты, когда "шатание" охватило большинство московских правительственных деятелей и они, забыв о государстве, искали прежде всего личной выгоды, святитель Ермоген явился одним из немногих лиц среди центрального правительства, которые сохраняли свои убеждения и твердо проводили их в жизнь. Когда выставлена была кандидатура королевича Владислава , свт. Ермоген соглашался на нее лишь под условием принятия Владиславом православной веры и сам писал о том королю Сигизмунду. Предвидя, однако, что у короля имеются другие планы, Патриарх держал себя очень враждебно по отношению к полякам; протестовал против впуска польского войска в Москву, и даже после того, как бояре впустили гетмана Жолкевского, очень холодно относился к нему и к сменившему его Гонсевскому. Требование Сигизмунда , чтобы бояре приказали Смоленску сдаться на королевскую волю, окончательно раскрыло Патриарху смысл действий поляков, и он решительно отказал в своей подписи на изготовленной боярами грамоте, несмотря на то, что в пылу спора один из бояр, Салтыков, даже угрожал патриарху ножом.

Отсутствие имени патриарха в грамоте, отправленной к московским послам, находившимся у Сигизмунда, и предписывавшей им во всем положиться на волю короля, дало им предлог отказаться от исполнения этого приказания. С этих пор святитель Ермоген является уже открытым противником поляков, путем устной проповеди и рассылаемых грамот увещевая народ стоять за православную веру против желающих уничтожить ее иноземцев. В одном из них он писал: "... Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых...

Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не свое ли Отечество разоряете?...

Дивеево, ул.

Трудно сказать, как вообще сложилась бы история Руси, если бы не Патриарх Ермоген, который был избран на Московский Патриарший престол в то самое трудное время. Вот эти два трона в Успенском соборе, как и двуглавый орел — герб Русского государства — символизировали симфонию, то есть гармонию царя и Патриарха, когда две власти не входили в конфликт друг с другом, но одна укрепляла другую, и обе вместе служили процветанию Отечества.

Но тот век, о котором мы сейчас говорим, оказался смутным именно потому, что не было возможности продолжить присутствие на царском троне представителей правящей династии, которая прекратила свое существование. В первую очередь это хорошо поняли враги, и в трудное для Руси время страна наша подверглась польской агрессии. Поляки устремились в Москву, в надежде использовать появившиеся возможности, с тем чтобы посадить на Московский трон королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда. Польша тогда была сильнее Руси, она не претерпевала междоусобных браней, она была хорошо вооружена, и поляки прошли через западную часть Руси, в том числе через город Смоленск, разорив его, и вошли в Первопрестольный град. Открывалась страшная перспектива появления на русском троне инородного и иноверного царя, но именно тогда и встала во весь рост могучая личность святителя Ермогена. И захватчики поняли: пока они не склонят на свою сторону Патриарха, невозможна смена власти в соответствии с их замыслом. Тогда святителя бросили в подвалы Чудова монастыря, который находился совсем неподалеку отсюда.

Сейчас там производятся раскопки, которые нужно музеефицировать — таково мое пожелание, адресованное тем, кто имеет и власть, и возможность привести это место в состояние, которое бы соответствовало сердцу государства Российского.

25 мая — день памяти священномученика Патриарха Ермогена

КАК СВЯТЫЕ СПАСАЛИ ОТЦА ЕРМОГЕНА, А ОН ИЗ ГРЕХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ВЫТЯГИВАЛ О, преславный угодниче Божий, святителю отче наш Ермогене.
День памяти священномученика Ермогена в 2024 году В день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Успенском.
Священномученик Ермоген Казанскую епархию святитель Ермоген возглавлял в течение 17 лет.
Священномученик Ермоген – ПРАВОСЛАВИЕ Казанскую епархию святитель Ермоген возглавлял в течение 17 лет.
Священномученик Ермоген Патриарх Московский и всея Руси 4 марта 2023 года, в день памяти святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея России

Он там весь в молитве, дух работает... Владыка Тихон верно сказал, что батюшка всю жизнь к отходу в вечность готовился. Нам зачастую хочется где-то там да сям побывать, а батюшке ничего уже здесь не надо было, он духом путешествовал. По натуре своей затворник. Очень тяготился, когда куда-то приходил, а дух там, чувствовал, какой-то не тот... Особенно если в доме книги какие-то нехорошие находились. Иногда приедет куда-то и давай сразу же молебен служить. Может быть, из-за этой чувствительности и не стремился разъезжать. В келье у него все намолено было — там он как рыба в воде. Хотя людей, конечно, жалел, отпускал отдохнуть.

Многие сейчас говорят насчет его прозорливости — «рентген» у него точно был. Иногда посмотрит — ничего не скажет, но тебе и от одного его взгляда совестно становилось. Бывало, так матери Варсонофии и в мое отсутствие мог заявить: — Знаю я, чем сейчас отец Павел занимается... А то, помню, к нему приедем да начнем пар выпускать: про того-то из церковных что-то скажем, про другого... Батюшка молчит, смотрит исподлобья. А потом через время разговор возобновится, он вдруг перекрестится, выдохнув, точно напряжение отпустив: — Слава Богу, я его не осудил! Мы-то горим в своих страстях, а он даже среди этого нашего зарева неопалимым оставался. Тогда одной рабе Божией, глубоковерующей, жившей неподалеку от монастыря, во сне явилась святая мученица Параскева Пятница: — Иди, спасай отца Ермогена! Скажи ему, что сейчас за ним должны приехать!

Она пошла, передала все батюшке, и он послушно спрятался. И тут же как раз — облава. КГБ-шники все обыскали, долго ждали, да так и уехали ни с чем... Господь хранил батюшку. Скольким он людям помогал. Бывало, исповедует, а сам в окошко смотрит: — О, тучи ползут... Сейчас, значит, кто-нибудь приедет с большими грехами. Батюшка очень глубоко смотрел. Приедут люди с наболевшим, а он тщательно исследовал корни всех этих бед.

И правда: у схиархимандрита Илия Ноздрина , например, что-то спрашивают — и он может сразу дать ответ. Отец Ермоген так не мог: он во все самым обстоятельным образом вникнет сначала. А то, бывало, и молится по несколько дней. Иногда молитва быстро доходила. Одному парню, труднику, помогавшему монастырю, что-то попало в глаз, мог ослепнуть. Но батюшка помолился, и тот прямо в келье у него получил исцеление. Помню, у матери Евлогии, монахини Шамординской обители, тетя Надежда была атеисткой-богоборицей, и Господь ей попустил тяжкое беснование. Мать Евлогия долго ее уговаривала подготовиться к исповеди и поехать к отцу Ермогену он тогда еще был в Пюхтице. Та все не соглашалась, но в конце концов они все-таки поехали.

Очень тщательно подготовились вместе к исповеди, и тетя покаялась за всю свою жизнь. Возвращаются они после службы в келью, а там такой грохот начался! Мать Евлогия, не понимая, что происходит, от ужаса чуть под кровать не залезла… А потом, когда шум прекратился, смотрит: а тетя-то уже нормальная, не беснуется — выздоровела! Исцеленная стала совершенно другим, глубоко верующим человеком, воцерковилась. Он даже иногда классифицировал, каким грехам какие недуги соответствуют. Очень переживал, что сейчас некоторые из мерзких грехов чуть ли не в норму возводятся: — Это смертный грех! Просто так этот грех не прощается. Отец Ермоген так рассуждал: не будешь нести какую-либо епитимью — тебе Господь Сам епитимью даст. Самой по себе современной жизни батюшка не гнушался.

Все всегда расспрашивал: какие сейчас машины, какие самолеты? Каковы у них технологические особенности? Он не считал, что раз он монах, то ему ничего больше знать не надо. Нет — он все эти знания потом использовал в беседах с людьми. Так, некто ни в какую не хотел к батюшке ехать: — Да неужто я буду какому-то старику свои грехи рассказывать?! А когда все-таки приехал, батюшка, это все провидев, не стал с ним ни о чем духовном говорить, а повел разговор по-иному: — У тебя машина какая-то хорошая... И так он расположился к батюшке, что стал его духовным чадом. Батюшка просто любил людей. Нравится этому человеку про машины говорить — про них и рассуждает в разговоре с ним, а сам молится за собеседника.

Он засвидетельствовал нетление мощей и составил жития святителей, а над местом погребения их приказал построить новую каменную церковь. В 1606 году святитель Ермоген был возведен собором святителей на Патриарший престол. Служить ему пришлось в сложный для Русского государства период — захват московского престола Лжедимитрием I и нашествие польского короля Сигизмунда III. Патриарху пришлось противостоять врагам Отечества, желавшим искоренить Православие и поработить русский народ, насадив униатство и католичество.

Патриарх Ермоген открыто обличал захватчиков и возбуждал русский народ к освобождению Родины и избранию законного русского царя. Поляки с помощью изменников свергли святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заточили в Чудовом монастыре.

Святитель Ермоген жил в трудное для Руси время, смутное время, время, когда предательства в русском народе являли себя, когда провозглашали Лжедимитрия царем русским, когда использовали подлог для того, чтобы духовно поработить Землю Русскую. И в это время святитель Ермоген возвышал свой голос. Москва была окружена российским ополчением, которое хотело освободить Кремль, где находились захватчики - поляки и литовцы, святитель Ермоген находился в заключении, его заставляли обратиться к русскому ополчению, чтобы он их призвал отступить от Москвы. Но святитель проявил твердость и сказал, что он обратится к русскому ополчению только тогда, когда поляки оставят Кремль, когда захватчики оставят сердце России. Святитель Ермоген выступал твердо и последовательно против попыток окатоличить Землю Русскую в это трудное для Руси время, время смутное, именно так оно называется в истории нашего государства.

В 1594 году святитель составил сказание о явлении чудотворной Казанской иконы и описал совершившиеся от нее чудеса. В 1595 году святитель Ермоген присутствовал при открытии мощей святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Он засвидетельствовал нетление мощей и составил жития святителей, а над местом погребения их приказал построить новую каменную церковь. В 1606 году святитель Ермоген был возведен собором святителей на Патриарший престол. Служить ему пришлось в сложный для Русского государства период — захват московского престола Лжедимитрием I и нашествие польского короля Сигизмунда III. Патриарху пришлось противостоять врагам Отечества, желавшим искоренить Православие и поработить русский народ, насадив униатство и католичество.

25 мая. О верности Богу и Отечеству святого патриарха Ермогена

Митрополита Ермогена хорошо знали в Москве. Присутствовал он во время избрания на царство Бориса Годунова. Оставался сторонником Василия Шуйского и противился его свержению, был ярым противником семибоярщины. Несмотря ни на что, пытался организовать выборы нового царя из русского рода первым предложил эту должность Михаилу Романову. Скрепя сердце согласился признать русским царем Владислава Сигизмундовича при условии его православного крещения и вывода польских войск из России. После отказа поляков от выполнения этих условий стал писать воззвания к русскому народу, призывая его на борьбу. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с некоторыми предателями из бояр они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу.

Все всегда расспрашивал: какие сейчас машины, какие самолеты? Каковы у них технологические особенности? Он не считал, что раз он монах, то ему ничего больше знать не надо. Нет — он все эти знания потом использовал в беседах с людьми. Так, некто ни в какую не хотел к батюшке ехать: — Да неужто я буду какому-то старику свои грехи рассказывать?! А когда все-таки приехал, батюшка, это все провидев, не стал с ним ни о чем духовном говорить, а повел разговор по-иному: — У тебя машина какая-то хорошая... И так он расположился к батюшке, что стал его духовным чадом. Батюшка просто любил людей. Нравится этому человеку про машины говорить — про них и рассуждает в разговоре с ним, а сам молится за собеседника. Так он мог к каждому найти подход. Отец Ермоген всегда заранее знал, кто и с чем к нему едет. Помню, думаю дорогой: «Интересно, кто-то батюшку Гермогеном называет, другие — Ермогеном... Как правильно? Только на порог, а он меня благословляет: — Пиши: Ермоген. Для меня эти слова как гром среди ясного неба! В последнее время, когда батюшка уже сильно болел, мы усиленно читали за него Псалтирь. Читаем — ему легче, заканчиваем — опять плохо. В этой молитвенной чреде, особенно в последние дни, а потом и по преставлении батюшки, мы все — его чада и просто знавшие его люди — так сроднились, что почувствовали: мы не брошены, батюшка всех нас своей любовью объединяет и покрывает. Отец Ермоген любил, чтобы между всеми была любовь. Раньше, помню, он был построже — близко к себе никого особо не подпускал: если только к ручке приложиться — и все! А уже перед уходом точно блаженный стал: мог тебя уже и обнять, и поцеловать — столько теплоты и радости от него исходило! Я как-то раз батюшке так и сказала: — Батюшка, мне прям так и хочется взять вас на ручки, как ребенка, и носить... На меня зацыкали: мол, это уж слишком! Любовь всегда побеждает. Кто приходил? Отвлекать старца на нечто такое текущее не хотелось, но мысленно, хочешь не хочешь, а возвращаешься к тому, что свербит. И вот, помню, однажды сижу с батюшкой, улыбаюсь, пытаюсь слушать то, что он мне говорит, а взгляд у меня, видно, нет-нет, да отсутствовал... Он мне вдруг и говорит: — Почитай книжку, — и указывают, какую. Он на минутку задумался и наугад называет страницу. Я сейчас не помню, какую точно, но допустим: — С 83-й! Я открываю, начинаю читать ответ на мой вопрос, который я даже не решался батюшке задать! Вот так просто, за чаем, он мог разрешить какую-то проблему. Точно так же он задолго предсказал мое служение — постоянно давал книги на военную тематику. Сам он, наверно, жития всех святых перечитал — буквально про каждого святого мог начать с ходу рассказывать, кто он, как подвизался, чем Богу угодил. Бывает, придешь к нему на исповедь, только начнешь говорить, а батюшка тебе уже сам все рассказывает про то, что у тебя дальше там по списку... Исповедоваться у батюшки всегда было очень легко. Накануне, помню, трясешься, переживаешь, семь потов с тебя сойдет, а как зайдешь к нему, сразу весь этот мандраж отпускает. В ответ только и соглашаешься: — Да, батюшка! Все так! Вот это здесь ниже все написано, я просто дотуда еще не дошел... Выходишь после исповеди у него всегда так, будто крылья у тебя повырастали. Очень радовался, когда каялись те, которые вообще впервые к исповеди приступили. Когда у меня был первый прыжок с парашютом, батюшка перед этим мне чуть ли не генеральную исповедь устроил. Потом всегда перед ответственными моментами в жизни говорил: — Тебе надо причаститься. Однажды я осваивал новую парашютную систему, но закрутился в суете и не выполнил батюшкин наказ, не успел ко причастию подготовиться. Прыгнул с парашютом, и была внештатная ситуация... Меня это сразу отрезвило. У батюшки была установка: перед каждым важным делом обязательно надо приобщиться святых Христовых Таин. Когда самого батюшку последний раз в больнице причащали, он, до этого постоянно полушепотом молившийся, вдруг после причастия крепко сомкнул зубы, уже не допуская никакого врачебного вмешательства — установки трубок и пр. Так он дорожил причастием. Он-то чувствовал, что в последний раз причастился. Говорят, это особая милость Божия — возможность здесь причащаться. Ведь усопшие как покаяться, так уже и причаститься не могут и с трепетом вспоминают, как имели возможность причащаться на земле. Схиархимандрит Тихон Муртазов с внучатым племянником Дмитрием Соколовым В последнее перед уходом в вечность время за батюшкой уже кто-то стал приходить... Помню, месяца полтора назад я приехал к батюшке, мы пообщались на кухне, он пошел к себе в келью, а я продолжал попивать чаек.

Церковная деятельность Первосвятителя характеризуется внимательным и строгим отношением к Богослужению. При нем были изданы: Евангелие, Минеи Месячные за сентябрь 1607 г. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. По благословению святителя Ермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному память 30 ноября и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания Богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. Заботясь о соблюдении Богослужебного чина, святитель Ермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковнаго пения». Широко известна литературная деятельность Первосвятителя Русской Церкви. Его перу принадлежат: повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе 1594 г. Отзывы современников свидетельствуют о Патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многаго рассуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго закона и Новыя благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче». Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего, в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В сочинениях Предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени. С этой начитанностью Патриарх Ермоген соединял и выдающиеся способности проповедника и учителя. Отзывы современников характеризуют нравственный облик Первосвятителя как «мужа благочестиваго», «известнаго чистаго жития», «истиннаго пастыря стада Христова», «неложнаго стоятеля по вере христианской».

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Игорь Филоненко, клирик храма святителя Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской Слободе г. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь. В завершение Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена. Под руководством старосты Успенского собора Московского Кремля Н. Чаплина группа экспертов в области церковно-прикладного ювелирного искусства и духовенства разработала концепцию восстановления утраченной утвари главного исторического храма Русской Православной Церкви.

Чудеса Патриарха Ермогена

Будучи еще священником, он с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В ответ святителю Ермогену патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен собором святителей на патриарший престол в Московском Успенском соборе. Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. С особенным вдохновением противостоял святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить православие.

Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания.

А после я к нему сам примчался: — Готов! Так и стал священником. К батюшке, помню, приедешь, а у него точно Сам Дух Утешитель возрадует тебя и умиротворит. По его молитвам все твои недоумения разрешались. Иногда батюшка прямо тебе говорил: — Ты страдаешь вот из-за этого. Павлуша он так меня называл , делай так-то и так, — я слушался, и все улаживалось.

А если настоишь на чем-то своем, шишек не оберешься. Потом приезжаешь на исповедь, каешься, а после радость, легкость такая! Бывало, человек к батюшке придет весь как клубок туго наверченных проблем и страстей, а батюшка потихонечку всю эту пряжу жизни разберет, все узелочки развяжет, все ему расскажет, что да как, — и человек выходит просветленный. А то, бывало, и на молитву с собой поставит: — Стой молись, и я буду молиться! И тут человек понимает, что что-то такое началось... Словами это не передашь. Но у многих было четкое ощущение, что что-то очень серьезное происходит в его келье во время молитвы.

Так, батюшка мог буквально вытягивать души из греховной жизни к свету. Одна женщина пришла как-то к батюшке: — Муж пропал! Ни полиция, ни поисковики найти уже какие сутки не могут... Как только литургия была отслужена, его тело всплыло на реке. Помню, какой-то профессор из Санкт-Петербургской духовной академии приезжал к батюшке и обронил такую фразу: — Мы отца Ермогена знаем: у него сила молитвы есть. Батюшка у себя в келье молился прямо-таки громогласно, в голос, просто вопиял к Богу. Правило читал монашеское, акафисты, сугубо за кого-то Христа умолял, а потом выходил мокрый — рясу хоть отжимай!

Моя мама, в постриге монахиня Варсонофия, келейница батюшки, рассказывала: придет какая-то сестра, срочно просится к старцу, а он там громогласно молится... По неотступности просьбы мама постучится, приоткроет дверь: — Ба-а-тюшка... Он там весь в молитве, дух работает... Владыка Тихон верно сказал, что батюшка всю жизнь к отходу в вечность готовился. Нам зачастую хочется где-то там да сям побывать, а батюшке ничего уже здесь не надо было, он духом путешествовал. По натуре своей затворник. Очень тяготился, когда куда-то приходил, а дух там, чувствовал, какой-то не тот...

Особенно если в доме книги какие-то нехорошие находились. Иногда приедет куда-то и давай сразу же молебен служить. Может быть, из-за этой чувствительности и не стремился разъезжать. В келье у него все намолено было — там он как рыба в воде. Хотя людей, конечно, жалел, отпускал отдохнуть. Многие сейчас говорят насчет его прозорливости — «рентген» у него точно был. Иногда посмотрит — ничего не скажет, но тебе и от одного его взгляда совестно становилось.

Бывало, так матери Варсонофии и в мое отсутствие мог заявить: — Знаю я, чем сейчас отец Павел занимается... А то, помню, к нему приедем да начнем пар выпускать: про того-то из церковных что-то скажем, про другого... Батюшка молчит, смотрит исподлобья. А потом через время разговор возобновится, он вдруг перекрестится, выдохнув, точно напряжение отпустив: — Слава Богу, я его не осудил! Мы-то горим в своих страстях, а он даже среди этого нашего зарева неопалимым оставался. Тогда одной рабе Божией, глубоковерующей, жившей неподалеку от монастыря, во сне явилась святая мученица Параскева Пятница: — Иди, спасай отца Ермогена! Скажи ему, что сейчас за ним должны приехать!

Она пошла, передала все батюшке, и он послушно спрятался. И тут же как раз — облава. КГБ-шники все обыскали, долго ждали, да так и уехали ни с чем... Господь хранил батюшку. Скольким он людям помогал. Бывало, исповедует, а сам в окошко смотрит: — О, тучи ползут... Сейчас, значит, кто-нибудь приедет с большими грехами.

Батюшка очень глубоко смотрел. Приедут люди с наболевшим, а он тщательно исследовал корни всех этих бед. И правда: у схиархимандрита Илия Ноздрина , например, что-то спрашивают — и он может сразу дать ответ. Отец Ермоген так не мог: он во все самым обстоятельным образом вникнет сначала. А то, бывало, и молится по несколько дней. Иногда молитва быстро доходила. Одному парню, труднику, помогавшему монастырю, что-то попало в глаз, мог ослепнуть.

А возрождение России началось не при «умных политиках» и «крепкой власти», но в царствование совсем юного Михаила Романова, соборно избранного всем русским народом Божиим. Воистину Дух Божий почил на этом избрании. Патриарх Ермоген стал той несокрушимой скалой, о которую разбивалось лукавое суемудрие тех, кто готов был предать святыню веры ради своекорыстия или «государственных интересов».

Бояре-изменники знали, что без благословения Первосвятителя Церкви Российской могут разрушиться их хитрые замыслы, что лишь слово Патриарха может отвратить от них зреющий гнев народа Божия. Сладкой лестью и грубыми угрозами пытались они вовлечь святителя Ермогена в свои темные дела. Но за медом их речей святой Патриарх провидел горчайший яд отступничества, а страх перед мучениями и смертью был неведом угоднику Божию.

И всякий раз, когда за замыслами боярского «временного правительства» вырисовывалась опасность для святыни веры, раздавалось твердое слово святителя Ермогена: Не благословляю. Когда предавшийся полякам боярин Михайло Салтыков бросился на него с ножом, святитель Ермоген осенил его крестным знамением и промолвил: Сие знамение против ножа твоего. К тому времени обнаружилось все коварство поляков: о переходе королевича Владислава в Православие не было и речи, и уже не он, а сам хищный король Сигизмунд стремился захватить российский престол.

Тогда Патриарх Ермоген своими посланиями освободил народ от клятвы Владиславу и призвал верных на святое дело освобождения Отечества. Предатели-бояре умоляли святителя остановить движущуюся на них грозу народного ополчения, но он ответствовал: Все смирится, когда вы, изменники, со своими ляхами исчезнете, но видя ваше злое господство, в святых храмах Кремлевских оглашаясь латинским пением, благословляю достойных вождей христианских утолить печаль Отечества и Церкви. Непреклонность Патриарха Ермогена вызвала ярость изменников и поляков.

Престарелый святитель был брошен в подземелье Чудова монастыря, его морили голодом — издеваясь, бросали ему в темницу вместо пищи овсяную солому. До самой кончины святого старца враги пытались сломить его упорство угрозами, но он, указывая на небо, отвечал им: Боюся Единого, там живущего. Двое отважных благочестивых людей, боярин Роман и мещанин Родион, рискуя жизнью, тайно посещали Патриарха в его заточении.

Им святитель Ермоген передал последнее свое послание, призывающее народ подняться на спасение Дома Пречистой Богородицы — Православной России. В начале 1611 года это послание было принесено в Нижний Новгород, и оттуда народное ополчение двинулось освобождать Москву. Земное житие святого Патриарха прервалось ранее торжества внявших его призыву верных сынов Отечества.

Святитель Ермоген скончался в темнице от голода. Сбылось чаяние подвижника Божия, отвечавшего на вражьи угрозы: Вы мне обещаете жестокую смерть, но через нее я надеюсь получить венец. Давно я желаю пострадать за истину.

Но сам он не выдержал и скончался от голода и жажды. Это произошло в феврале 1612 года. Известие о кончине Патриарха подвигло воинов на еще большую борьбу, и вскоре осада Кремля была прорвана. Прославление святого Тело Патриарха было погребено в Чудовом монастыре. Через сорок лет произошло открытие мощей. К великому удивлению всех, тело совсем не разложилось.

Святой лежал в целости, как будто только что скончался. Мощи были перенесены в Успенский собор, где покоятся до сих пор в раке. Однако причисление к лику святых произошло только в 1913 году. Вся царская семья присутствовала при этом важном событии. Спустя сто лет Патриарху был воздвигнут памятник в Александровском саду. Также памятник ему был поставлен в Аламетьевске.

Трогательная история мученической кончины Патриарха вдохновляла творческих людей. Он был воспет в стихотворении «Мужество» Державина, в опере Георгия Дмитриева «Святитель Ермоген» и других произведениях.

КАК СВЯТЫЕ СПАСАЛИ ОТЦА ЕРМОГЕНА, А ОН ИЗ ГРЕХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ВЫТЯГИВАЛ

Рукопись Филарета [Романова], патриарха Московского и всея России. Переписка между Россиею и Польшею по 1700 г. Существует позднейшее предание, что перед смертью патриарх в подземелье прорастил овес и его нашли мертвого стоящим на коленях среди зеленых побегов. Вероятно, в этом предании отразились известия таких источников, как «Сказание о пресвятейшем Ермогене, патриархе Московском и всея Руси, новом исповеднике» и др. Сочинения Хворостинин сообщал, что патриарх был «учению книжному, любомудрию искусен, каноны и жития святых написа» БЛДР. Составитель Хронографа 1617 г. Начитанность Е. В сохранившихся сочинениях священномученика присутствуют ссылки на события церковной и гражданской истории, на церковные каноны и уставы, на труды отцов Церкви.

Несмотря на тяжелые условия Смуты, Е. Печатанием книг занимались О. Радишевский , И. Невежин, Н. Самарский епархиальный церковно-исторический музей Сщмч. Самарский епархиальный церковно-исторический музей В Казани ок. На протяжении этих лет Е.

Автор сообщает, что чудеса, происходившие от иконы, стали известны царю Феодору Иоанновичу, с к-рым автор говорил «в то время, как Бог изволил, велел поставить меня в чин митрополита». Стилистически эта повесть близка к др. Во введении автор пишет, что принялся за описание жизни святых, «повинуясь царскому повелению и приняв архиерейское благословение». Однако можно думать, что инициатором составления Жития был Е. Текст основан на рассказах очевидцев, детально описано обретение мощей архиепископов Гурия и Варсонофия, в к-ром принимал участие Е. Главными добродетелями Казанских святителей в изложении Е. В казанский период, как определила Р.

Дмитриева , Е. Из приписки ясно, что Е. Дмитриева полагала, что Е. К патриаршему периоду служения Е. Первосвятитель был против одновременного совершения в храме неск. На послание Е. В Милютинских Минеях Четьих за февр.

В Патриаршество Е. Димитрия и установлено празднование ему трижды в год. В одной из грамот Е. В выдержке из Воскресенской летописи указано: «Выписано из Летописца святейшаго патриарха Гермогена» Платонов. Вопрос о «Летописце патриарха Гермогена» остается открытым, его следы ученые пытались найти во мн. Насонов видел отражение «Летописца патриарха Гермогена» в Хронографе 2-й редакции, в части, относящейся ко времени до 1609 Насонов А. Вовина-Лебедева Сщмч.

Ермоген среди избранных святых. В грамоте Первого ополчения от апр. Дионисий Зобниновский в июне 1611 г. В тех же и схожих выражениях Е. Самый неблагоприятный среди рус. Сигизмунда III. В этом сочинении о патриархе сообщается, что он был «нравом груб и бывающим в запрещениях косен к разрешениям», «к злым же и благим не быстро распрозрителен», «ко лстивым паче и лукавым прилежа и слуховерствователен бысть».

В Хронографе 1617 г. Современники не доверяли сведениям Хронографа 1617 г. Васенко обнаружил в одном из списков Степенной книги ркп. XVII в. Се списание малое некто от мятежник написа, хулу и ложь сказуя в истории сей о нем... Во многих се неправое писание распростреся, но несть истине». Текст является возражением на характеристику, данную Е.

Книжник высоко оценивает душевные и духовные качества патриарха, как главные добродетели отмечает милосердие к страждущим, к-рых было немало в Смутное время, строгость к себе и к пастве: «Бе же ему и обычай, яко прикрут в словесех и в возрениих, но в делех и в милостех ко всем един нрав благосерд имея, и питая всех на трапезе своей часто, и доброхотный злодея своя, добре изобилуя пищею и питием, и неоскудно им подаваше многу милостыню, и нищим и ратным людем и одежда и обуви многим ограбленным, творя по вся часы, и на раны им и на исцеление много злата и сребра». Патриарх часто звал к себе на обед «некоих бо от неосвещенных, иже заутра лающих его» и оставался глух «противу лаяния их» Васенко. По словам Хворостинина, бывшего свидетелем освобождения Москвы Вторым ополчением, могила Е. В правительственном наказе гонцу Д. Оладьину, посланному в Польшу 10 марта 1613 г. Царь Алексей Михайлович после новгородского восстания 1650 г. Никону впосл.

В 1652 г. Мощи в деревянной гробнице, обитой фиолетовым бархатом, были поставлены в юго-зап. К кон. XVII - нач. XVIII в. В 1812 г. В 1883 г.

Патриарх Ермоген. В Уставе церковных обрядов Успенского собора ок. В Месяцеслове Симона Азарьина сер. XIX - нач. Сергий Спасский указал, что имя Е. Голубинский поместил Е. Канонизация святых.

В 1903 г. Николай II с др. Владимира Богоявленского , митр. Московского и Коломенского, осмотрел подземелье под собором в честь Чуда арх. Михаила в Хонех Чудова мон-ря Московского Кремля где, по преданию, в свое время томился в заточении Е. В 1909 г. Иоанна Восторгова и под рук.

Струкова по проекту, утвержденному Московской археологической комиссией. Храм разместили в белокаменном подклете Чудовского собора. Его вост. Вход в храм располагался с запада, дверь в сев. Храм был освящен 13 мая 1913 г. Рака свщмч. Ермогена в Успенском соборе Московского Кремля.

В годы, предшествовавшие 300-летию кончины Е. Была изучена книга записей исцелений, бывших по молитвам у мощей Е. В 1912 г. На торжествах, которые возглавил митр. Московский Владимир Богоявленский , присутствовала вел. Елисавета Феодоровна. Ермолая, Введенской на Лубянке - бывш.

Пожарского , со стягом последнего, хранившимся в Оружейной палате. На обратном пути крестный ход прошел через Чудов мон-рь; в подземном храме, устроенном в темнице, где, как считалось, скончался патриарх, был отслужен молебен. Торжества и службы, посвященные Е. К этому времени были собраны тысячи подписей на прошениях о канонизации Е. Для мощей Е. Память Е. В торжествах прославления Е.

К этому событию была изготовлена новая гробница из золоченой бронзы, верхняя доска представляла собой иконописное изображение Е. Основные торжества прошли 12 мая, у гроба Е. Васнецова , пропел составленные к этому дню песнопения, в т. Ипполитова-Иванова , крестным ходом пронесли написанную Васнецовым икону священномученика. С иконой Е. Расстрел Моск. Кремля 27 окт.

После восстановления Патриаршества в Казанском соборе Петрограда предполагалось создать пещерный храм во имя Е. В наст. Вовина-Лебедева, Н. Чугреева Соч. Церкви: Гермогена, патр. Московского, Сказание о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской, писано в 1594 г. Вопрос о единогласном пении в Рус.

Церкви XVII в. Петра и супруги его благоверныя Февронии. Гермогена, патр. Московского и всея России: С прил. Ермоген: Жизнеописание, творения, ист. Сборник: [Акты по истории России за 1393-1729 гг. Источники агиографии.

О происхождении патр. Статьи по рус. Спасский мон-рь в Казани: Ист. Краткая заметка на мнение С. Платонова о происхождении патр. Род вел. Новые данные для характеристики патр.

Гермоген, митр. Страдальцы за Русскую землю: Патр. Гермоген и троицкий архим. Жизнеописание свят. Московского и всея России. К вопросу о причастности патр. Гермогена и кн.

История РЦ. Русские патриархи, 1589-1700. Польско-литовская интервенция в России и рус. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Миниатбра из Титулярника. Источниками для них послужили портретные поясные изображения в Царских Титулярниках 1672 г. ГЭ; 3.

К их созданию привлекались мастера Оружейной палаты Московского Кремля: жалованный иконописец И. Максимов ученик Симона Ушакова , известный «золотописец» Г. Благушин, патриарший иконописец Д. Львов, осташковский иконописец М. Потапов, жалованный иконописец и живописец Ф. Репьев Успенский А. Царские иконописцы.

Словарь иконописцев. В Титулярнике 1672 г. В Титулярнике 1672-1673 гг. Святитель именословно благословляет, в левой руке высокий посох с полукруглым навершием, на груди панагия с Голгофским крестом. Портретные изображения Е.

В этот день, когда Святая Церковь почитает память священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий совершил Божественную литургию, а накануне вечером в Свято-Успенском кафедральном соборе столицы было отслужено полиелейное Богослужение. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Ташкентского округа митрофорный протоиерей Игорь Балухатин, настоятель храма протоиерей Андрей Тугушев, иерей Владимир Поляк, диакон Владимир Максудов, диакон Петр Гнатик. По окончании Литургии вокруг храма был совершен традиционный крестный ход, а затем митрополит Викентий поздравил клириков и прихожан с престольным праздником, рассказав о жизненном пути священномученика Ермогена и отметив: «Очень многие в то время хотели быть ближе к Европе, к той культуре.

Конечно, важно, что к сожалению, мы теряли Православие. Это было самое тяжелое испытание, потому что те польские войска, которые заняли Москву, Кремль, хотели «окатоличить» русскую землю. Многие из высшего общества, как мы сейчас их называем, «либералы», тоже были не против этого. Они были за то, чтобы водворилась новая власть, которая привнесла бы в жизнь общества новые веяния. Святитель Ермоген видел эту опасность. Он сильно молился Богу, чтобы Господь как-то всех жителей российской державы вразумил.

Вскоре он принял монашество и с 1582 года стал архимандритом казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1589 году он был хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. Владыка соединял блестящие способности проповедника и учителя с начитанностью незаурядным литературным дарованием. В 1595 году при его деятельном участии совершилось обретение мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия и Варсонофия. За выдающиеся архипастырские труды митрополит Ермоген был возведен в 1606 год на Патриарший престол в Успенском соборе Московского Кремля. Деятельность святителя Ермогена совпала с трудным для Русского государством периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III, стремившихся уничтожить в России православие и ввести униатство и католичество. Патриарх все свои силы отдавал служению Церкви и Отечеству, он рассылал послания к русскому народу с призывом подняться на защиту православной веры и земли Русской, благословил оба ополчения.

После демобилизации батюшка мне еще несколько лет на раздумье дал... А после я к нему сам примчался: — Готов! Так и стал священником. К батюшке, помню, приедешь, а у него точно Сам Дух Утешитель возрадует тебя и умиротворит. По его молитвам все твои недоумения разрешались. Иногда батюшка прямо тебе говорил: — Ты страдаешь вот из-за этого. Павлуша он так меня называл , делай так-то и так, — я слушался, и все улаживалось. А если настоишь на чем-то своем, шишек не оберешься. Потом приезжаешь на исповедь, каешься, а после радость, легкость такая! Бывало, человек к батюшке придет весь как клубок туго наверченных проблем и страстей, а батюшка потихонечку всю эту пряжу жизни разберет, все узелочки развяжет, все ему расскажет, что да как, — и человек выходит просветленный. А то, бывало, и на молитву с собой поставит: — Стой молись, и я буду молиться! И тут человек понимает, что что-то такое началось... Словами это не передашь. Но у многих было четкое ощущение, что что-то очень серьезное происходит в его келье во время молитвы. Так, батюшка мог буквально вытягивать души из греховной жизни к свету. Одна женщина пришла как-то к батюшке: — Муж пропал! Ни полиция, ни поисковики найти уже какие сутки не могут... Как только литургия была отслужена, его тело всплыло на реке. Помню, какой-то профессор из Санкт-Петербургской духовной академии приезжал к батюшке и обронил такую фразу: — Мы отца Ермогена знаем: у него сила молитвы есть. Батюшка у себя в келье молился прямо-таки громогласно, в голос, просто вопиял к Богу. Правило читал монашеское, акафисты, сугубо за кого-то Христа умолял, а потом выходил мокрый — рясу хоть отжимай! Моя мама, в постриге монахиня Варсонофия, келейница батюшки, рассказывала: придет какая-то сестра, срочно просится к старцу, а он там громогласно молится... По неотступности просьбы мама постучится, приоткроет дверь: — Ба-а-тюшка... Он там весь в молитве, дух работает... Владыка Тихон верно сказал, что батюшка всю жизнь к отходу в вечность готовился. Нам зачастую хочется где-то там да сям побывать, а батюшке ничего уже здесь не надо было, он духом путешествовал. По натуре своей затворник. Очень тяготился, когда куда-то приходил, а дух там, чувствовал, какой-то не тот... Особенно если в доме книги какие-то нехорошие находились. Иногда приедет куда-то и давай сразу же молебен служить. Может быть, из-за этой чувствительности и не стремился разъезжать. В келье у него все намолено было — там он как рыба в воде. Хотя людей, конечно, жалел, отпускал отдохнуть. Многие сейчас говорят насчет его прозорливости — «рентген» у него точно был. Иногда посмотрит — ничего не скажет, но тебе и от одного его взгляда совестно становилось. Бывало, так матери Варсонофии и в мое отсутствие мог заявить: — Знаю я, чем сейчас отец Павел занимается... А то, помню, к нему приедем да начнем пар выпускать: про того-то из церковных что-то скажем, про другого... Батюшка молчит, смотрит исподлобья. А потом через время разговор возобновится, он вдруг перекрестится, выдохнув, точно напряжение отпустив: — Слава Богу, я его не осудил! Мы-то горим в своих страстях, а он даже среди этого нашего зарева неопалимым оставался. Тогда одной рабе Божией, глубоковерующей, жившей неподалеку от монастыря, во сне явилась святая мученица Параскева Пятница: — Иди, спасай отца Ермогена! Скажи ему, что сейчас за ним должны приехать! Она пошла, передала все батюшке, и он послушно спрятался. И тут же как раз — облава. КГБ-шники все обыскали, долго ждали, да так и уехали ни с чем... Господь хранил батюшку. Скольким он людям помогал. Бывало, исповедует, а сам в окошко смотрит: — О, тучи ползут... Сейчас, значит, кто-нибудь приедет с большими грехами. Батюшка очень глубоко смотрел. Приедут люди с наболевшим, а он тщательно исследовал корни всех этих бед. И правда: у схиархимандрита Илия Ноздрина , например, что-то спрашивают — и он может сразу дать ответ. Отец Ермоген так не мог: он во все самым обстоятельным образом вникнет сначала. А то, бывало, и молится по несколько дней. Иногда молитва быстро доходила.

Проповедь в день памяти свт. Ермогена, Патриарха Московского

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Ермогена после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля. Подвиг святителя Ермогена был по достоинству оценен его современниками и Церковью, которая причислила его к лику святых. И святитель Ермоген находит в себе, пожилом человеке, изможденном голодом и холодом, силы отвергнуть все предложения и предателей, и оккупантов, и тем самым старец-Патриарх. Им святитель Ермоген передал последнее свое послание, призывающее народ подняться на спасение Дома Пречистой Богородицы – Православной России. Подвиг святителя Ермогена был по достоинству оценен его современниками и Церковью, которая причислила его к лику святых. Ермоген среди избранных святых.

Исторический подвиг священномученика Ермогена

О, преславный угодниче Божий, святителю отче наш Ермогене. В день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Успенском. В последний раз Святейший Патриарх Кирилл видел отца Ермогена, когда четыре года назад владыка Евсевий пригласил его во Псков. И святитель Ермоген находит в себе, пожилом человеке, изможденном голодом и холодом, силы отвергнуть все предложения и предателей, и оккупантов, и тем самым старец-Патриарх. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось русским народом.

Проповедь в день памяти святителя Ермогена

25 мая — день памяти священномученика Патриарха Ермогена В завершение Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена.
Священномученик Ермоген Святитель Ермоген видел эту опасность. Он сильно молился Богу, чтобы Господь как-то всех жителей российской державы вразумил.

Проповедь в день памяти святителя Ермогена после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей. Ермогена в Гольяново прошла встреча настоятеля храма, о. Алексея Довгополого с участниками СВО. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских. В 1592 году при святителе Гермогене были перенесены из Москвы в Свияжск мощи Казанского святителя Германа. Вечером по всей Москве снова совершены всенощные бдения, всецело посвященные прославлению святителя, Ермогена. Святитель Ермоген 9 января 1592 года направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий