Как отметили ученые, при создании сверхтяжелой ракеты "Енисей" необходимо использовать перспективные и прорывные технологии, которые при этом будут еще и экономически оправданы, передает РИА "Новости". Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил, что российская ракета-носитель сверхтяжелого класса «Енисей» будет собираться по принципу технологического конструктора.
Луна не наша? На «Прогрессе» приостановили разработку ракеты «Енисей»
В соответствии с Федеральной целевой программой, первый запуск сверхтяжелой ракеты "Енисей" должен состояться в 2028 году. НПО автоматики разработало проект системы управления для российской сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей», предназначенной для полетов к Луне, сообщил генеральный директор предприятия Андрей Мисюра. "Роскосмос" поставил задачу сократить бюджет разработки ракеты "Енисей" на 0,5 трлн рублей.
В РФ приостановили проектирование сверхтяжелой лунной ракеты "Енисей"
Российская сверхтяжелая ракета-носитель, в соответствии с планами конструкторов, на первом этапе должна будет выводить на низкую околоземную орбиту более 70 т груза. В теории «Енисей» сможет «убить» привлекательность ракет Falcon 9 на международном рынке — предполагается, что выводить на низкую опорную орбиту новая ракета сможет от 85 до 100 тонн полезной нагрузки, и до 20 тонн российский супертяж сможет забрасывать к Луне. Ракета «Енисей» станет третьей ракетой-носителем сверхтяжелого класса в России. НПО автоматики разработало проект системы управления для российской сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей», предназначенной для полетов к Луне, сообщил генеральный директор предприятия Андрей Мисюра.
Разработчик "Энергии" одобрил создание российской лунной ракеты на метане
Напомним, что в январе этого года совет РАН рекомендовал отложить создание сверхтяжелой ракеты для пилотируемой экспедицию на Луну. Ученые указали на необходимость использовать перспективные, прорывные и экономически оправданные технологии. Ранее планировалось, что сверхтяжелая ракета для полетов к Луне будет создана в РФ к 2028 году. В декабре 2020-го глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что проект «Енисей» пересмотрят и при его создании применят новые технические решения.
Планируется, что строительство инфраструктуры под эту ракету на космодроме Восточный начнется в 2026 году, а первый ее запуск состоится в 2028 году. По расчетам Роскосмоса, создание сверхтяжелой ракеты и строительство под нее инфраструктуры обойдется в 1,5 трлн рублей. На сегодня в эксплуатации находится одна сверхтяжелая ракета — разработанная в США Falcon Heavy 63,8 тонны.
Для примера добавлю цену на другие ракетные двигатели, чтобы была понятна тенденция в развитии космической отрасли. РД-107 по данным на 2011г. Merlin Falcon 9 — приблизительно 1,5 млн. Для первой ступени ракеты Falcon Heavy требуется 9 таких двигателей и итоговая стоимость составит 13 млн. РД 170 ракета Зенит-2 — 14 млн.
КБ «Южмаш» в 2014 году не смогло договориться о поставке двигателей из России. Зенит не летает, спутник «Лыбидь» не запущен, готовые двигателе на балансе ФГУП «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры». Теперь мы знаем текущую стоимость одного РД 170 для ракеты Энергия! Устанавливалось на сверхтяжелой ракете 4 ракетных двигателя такого плана. РД-180 — 13 млн.
Курс валюты и стоимость изготовления сильно изменились, а заключенные ранее договора не были пересмотрены. Эти данные подтвердила Счетная палата при аудите Энергомаша. Итоговая стоимость только первой ступени составит: 37,5 млн. Уникальная ситуация сложилась с производством РД-191 для ракеты Ангара. Чтобы снизить стоимость производства завод Хруничева вынужден наладить тех процесс создания ракетного двигателя для ракеты Ангара на собственном производстве.
Вторая странная ситуация с Энергомаш! По состоянию на конец 80-ых годов двигатель РД-170 являлся самым мощным ракетным двигателем созданным человечеством, его тяга составляла — 20 млн л. Сравнительно небольшой вес, использование закрытого цикла сгорания топлива, высокое давление в камерах сгорания и использование дешевого керосина и кислорода позволили РД-170 показать не только выдающиеся тяговые характеристики, но отличные показатели по экономичности расхода топлива.
Мы готовы продолжить работу после того, как соответствующее решение будет принято. Я думаю, что это вопрос нескольких месяцев, я бы так сказал, до середины этого года». Напомним, что в январе этого года совет РАН рекомендовал отложить создание сверхтяжелой ракеты для пилотируемой экспедицию на Луну. Ученые указали на необходимость использовать перспективные, прорывные и экономически оправданные технологии.
"Роскосмос" сообщил, что проект ракеты-носителя "Енисей" скоро отправят на согласование
Российская ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Енисей», РН СТК-1, первая сверхтяжёлая РН, разрабатываемая в постсоветский период, в рамках федеральной целевой программы «Создание космичес. Создание первых модулей перспективной сверхтяжелой ракеты-носителя "Енисей" началось в России весной 2020 года. «Сегодня подписан детальный план-график создания к 2028 году ракеты-носителя сверхтяжелого класса (класс “Енисей”).
Федеральный проект сверхтяжелой ракеты-носителя в ближайшее время направят на согласование
В свою очередь «Союз-5» — это обновленная российская версия созданной в СССР и собиравшейся на Украине из российских комплектующих ракеты «Зенит». Вместо сверхтяжелой ракеты на керосине, как рассказал ранее журналистам глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, новый носитель будет использовать метан. Носители сверхтяжелого класса предназначены для выведения очень крупных конструкций, например, пилотируемого перелетного комплекса к Луне. Концепция ракеты «Енисей» базируется на технологиях 40-летней давности.
Я думаю, где-то в третьем квартале этого года эскизное проектирование будет закончено», — заявил руководитель. По мнению Баранова, американская компания SpaceX для продвижения собственных пусковых услуг могла использовать нерыночные механизмы. Гендиректор РКЦ «Прогресс» добавил, что возглавляемый им завод завершил изготовление всех средних ракет «Союз-2» в рамках контракта с британским оператором OneWeb.
Планируется, что строительство инфраструктуры под эту ракету на космодроме Восточный начнется в 2026 году, а первый ее запуск состоится в 2028 году. По расчетам Роскосмоса, создание сверхтяжелой ракеты и строительство под нее инфраструктуры обойдется в 1,5 трлн рублей. На сегодня в эксплуатации находится одна сверхтяжелая ракета — разработанная в США Falcon Heavy 63,8 тонны.
Чем может ответить Россия, чтобы конкурировать со SpaceX? Пуск ракеты-носителя «Союз-2. Но создание «Енисея» идет с большими сложностями. Модель ракеты «Енисей». Фото: twitter.
Реализация лунной программы со сверхтяжелой ракетой "Енисей" потребует порядка 1,7 трлн руб.
Достаточно только того факта, что диаметр основной ступени носителя «Енисей-5» - 4,1 м, а это по заявлениям самих же представителей Центра им. Хруничева потребует переоборудования части железнодорожных путей и тоннелей для обеспечения доставки ракеты к месту запуска — космодром «Восточный». Вместе с тем, не взирая на трудности финансирования, еще в 2012 году российское космическое агенство «Роскосмос» принимает предложение ГКНПЦ Хруничева по проектированию сверхтяжелых систем носителей, а в декабре того же года генеральный директор научно-исследовательского института ЦНИИмаш Геннадий Райкунов, как руководитель организации, ответственной за реализацию отечественной космической программы, заявляет о первых запусках ракет-носителей сверхтяжелого класса «Енисей» или «Амур» в 2028 году с космодрома «Восточный». После чего в отечественных СМИ наступает затишье. Понятно, что переоборудование стартовых столов, поиск и создание систем доставки элементов сверхтяжелой ракеты-носителя — все это потребует огромных инвестиций. Но созданием подобных ракет уже вплотную заняты и американцы SLS , и китайцы «Чжанжэн-9». Включаются в гонку частные компании, американская компания SpaceX уже запустила сверхтяжелый «Фалькон» и готовит еще более мощный носитель «BFR».
На горизонте маячут перспективы освоения глубокого космоса в рамках Марсианской и Лунной программы.
Но это тяжелый проект в денежном эквиваленте. Нужен скафандр, научная аппаратура. Пилотируемый транспортный корабль в разработке, но лунный взлетно-посадочный комплекс, тот, который будет от него отделяться и прилуняться, еще не в разработке… Если все это сложить, получается цифра около триллиона рублей. Понятно, что сегодня для государства это не первый приоритет», — пояснил Александр Блошенко.
В конце декабря стало известно, что в «Роскосмосе» создана специальная дирекция , которая занимается подготовкой миссий на Луну. В том же месяце глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин уже упоминал о том, что первые пилотируемые миссии России на Луну, возможно, будут осуществляться с помощью нескольких пусков ракет-носителей семейства «Ангара», а не на сверхтяжелой ракете «Енисей». Рогозин счел преждевременным приступать к созданию «Енисея» до появления новых технологий. Он отметил, что нужен принципиально новый маршевый двигатель, позволяющий добиться «горячего резервирования» и многократного использования.
Комплекс в базовой версии будет способен выводить 95 тонн груза на низкую опорную орбиту: у Heavy данный показатель составляет 63 тонны. Разница очень велика. В дальнейшем разработчики хотят увеличить массу Space Launch System до 130 тонн, что приблизит ракету к показателям «Сатурна-5». Конечно, цена старта перспективного носителя просто «фантастична»: 500 миллионов долларов расчетная. Для сравнения, у тяжелой Falcon 9 цена запуска — 60 миллионов. Раньше потенциал Space Launch System хотели использовать для полетов в дальний космос, в том числе — к Марсу. Сейчас планы более скромные — обеспечить доставку грузов и экипажей к будущей лунно-орбитальной станции Lunar Orbital Platform-Gateway. Первый полет ракеты может состояться в 2020-м. Так вот, она еще жива, хотя и претерпела некоторые метаморфозы. Теперь диаметр ракеты составляет не двенадцать метров, а девять. Выводимая на низкую опорную орбиту полезная нагрузка снизилась с 300 тонн до 100. При этом концепция, как и раньше, может «похвастаться» огромным числом маршевых двигателей на первой ступени — их, напомним, будет 31 штука. Об экономии придется забыть навсегда: ракета будет очень дорогостоящей. Еще семь двигателей установят на космическом корабле Starship, который будет выступать в качестве второй ступени комплекса. Зачем все это нужно в XXI веке — сказать тяжело.
Разработчик "Энергии" одобрил создание российской лунной ракеты на метане
Разрабатываемая в РФ сверхтяжелая ракета-носитель получила название "Енисей". Так ли необходимо строительство новой ракеты-носителя «Енисей», или можно было воссоздать знаменитую ракету «Энергия»? В декабре прошлого года гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин анонсировал пересмотр проекта сверхтяжёлой ракеты «Енисей» с целью использования метана в качестве топлива вместо кислорода и керосина.