Официальный сайт сообщества маркировки «Честный знак»: здесь вы найдете ответы на основные и популярные вопросы про подключение системы маркировки товаров и работе с ней, а также сможете задать свой вопрос и обсудить его с другими участниками сообщества.
Что ждет продавцов маркированных товаров в 2024 году
Поэтапный ввод национальной системы маркировки «Честный знак» стартовал в России в 2018 г. Согласно планам Центра развития перспективных технологий, к 2024. Все участники рынка БАДов должны зарегистрироваться в системе «Честный знак», и с 1 октября придется продавать промаркированную продукцию. РИА Новости. Приложение "Честный знак" для проверки подлинности товаров стало обязательным для предустановки на продаваемые в России гаджеты в 2023 и 2024 годах, сообщила пресс-служба правительства на сайте. Прослеживание движения товара от производителя до конечного покупателя происходит через систему «Честный знак» (Официальный сайт государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами.
Всё о системе маркировки «Честный знак»
Честный ЗНАК – национальная система цифровой маркировки товаров. Мы выступаем за то, чтобы все было ЧЕСТНО, и работаем над запуском инструмента, который обеспечит эффективный общественный контроль подлинности товаров на полках магазинов. Нарушение сроков регистрации в «Честном Знаке» (в случае, если предприниматель не зарегистрировался в системе мониторинга в установленные сроки). — официальный сайт системы маркировки «Честный знак» — рассказывает обо всех обновлениях и новостях. По словам Игоря Татаренко, соглашение системы «Честный знак» с маркетплейсами улучшит ситуацию на рынке – зарегистрированных продавцов станет больше.
Новости маркировки в системе «Честный ЗНАК»
С чего все началось Все началось с эксперимента по контролю за оборотом лекарств. Затем программа маркировки распространилась на сигареты, парфюмерию, одежду, обувь и другие товары. Каждый год правительство определяет новые списки продуктов, подлежащих маркировке «Честный знак».
Автоматическая блокировка будет применяться в случае отзыва лицензии организации, прекращении её деятельности, отзыве усиленной квалифицированной электронной подписи УКЭП и других изменениях, которые будут отображены в реестре лицензий или других государственных информационных системах. И, наконец, появится возможность блокировать пользователей после обращения регулирующего органа. В настоящее время регламент блокировки пользователей находится в стадии разработки, подробный документ с описанием всех возможных ситуаций будет опубликован позже. Фотографии и инструкции В будущем при помощи системы маркировки можно будет посмотреть на изображение упаковки ЛС и прочитать его инструкцию по применению. Для этого в период с 1 сентября 2023 года по 30 июня 2024 года производители будут загружать в систему инструкции и фотографии упаковки ЛС, актуальные на момент ввода препарата в оборот. Нововведение в первую очередь адресовано обычным потребителям. Возможность посмотреть на фото упаковок и инструкций появится в мобильном приложении «Честный знак».
Как отметили представители оператора, это дополнительно поможет в борьбе с фальсификатом. Возможность загрузки фотографий и инструкций откроется в сентябре. В ближайшее время для производителей будут составлены подробные инструкции о том, как можно будет передать эту информацию в систему. Ограничения по сроку годности И последним новшеством, описанным в ходе вебинара, стала возможность блокировки реализации лекарственных средств с истёкшим сроком годности. Такой эксперимент уж сейчас проводится в отношении пищевой, табачной и никотиносодержащей продукции. Система маркировки автоматически блокирует операции по продаже таких товаров, если их срок годности подошёл к концу. Оператор отметил, что подобный функционал также может быть задействован и в отношении лекарственных средств.
Это было сделано для того, чтобы избавить российский рынок от контрафактной или опасной для здоровья продукции. Во-первых, для переработчиков процесс объективно усложнился, поскольку появилась потребность в ручном отделении стикеров с кодом "Честный знак" с крышек - это дополнительная стадия переработки, которая повышает трудоемкость, длительность и стоимость утилизации", - говорится в письме. Во-вторых, отмечает глава РЭО, в сознании потребителей формируется устоявшееся мнение о неперерабатываемости крышек с маркировкой, тем самым снижается мотивация к их разделению.
Той же логики придерживаются в «Винодельческом союзе». Кто только не отслеживает его потоки, вбиваются серийные номера в ГТД, разве что в жопу фонариком не светят», — рассуждает в Facebook Дмитрий Алексеев. Впрочем, в молочной отрасли, которая ранее потратилась на подключение к системе прослеживаемости «Меркурий», доводы о двойном контроле не помогли — «Честный знак» ей все-таки ввели. Наконец, бизнес пугает несоразмерность наказания. За каждую ошибку может быть наложен штраф до 500 000 рублей. За крупные нарушения предусмотрена уголовная ответственность. Ответы компании на возможные возражения бизнеса опубликованы на сайте. При этом экономический эффект покроет эти расходы. Это позволит оптимизировать бизнес-процессы и снизить издержки», — описывает оператор «Честного знака» этот самый эффект. В компании уверены, что маркировка нанесет удар, главным образом, по нелегальному сегменту рынка. Что касается уже случившегося подорожания, например той же молочки, то в этом виновата не маркировка, а другие факторы. Не то чтобы участники рынка отрицали наличие других причин, но на фоне подорожания сырья, логистики, упаковки не перекладывать на покупателя затраты на метки проблематично, отмечали они. Правда, участники рынка и тут готовы поспорить. Рост нелегальных оборотов стимулирует рост акцизов, не исключают эксперты. Discovery Research Group до появления меток оценивала объем российского рынка обуви в 329 млн пар. Так, сейчас в системе «Честный знак» уже выпущено более 2 млрд кодов для маркировки обуви и рост продолжается», — отмечает компания. Правда, совсем победить контрафакт не удалось. Правоохранительные органы в 2021 году изъяли из оборота почти 600 тысяч пар нелегальной обуви на общую сумму свыше 710 млн рублей. С маркировкой и без», — отмечает Борис Кац. Но внятных исследований по объему контрафакта на этом рынке и его динамике нет. Единственным по-настоящему удачным примером предприниматели считают маркировку шуб. На этом рынке, действительно, был огромный процент контрафакта.
Маркировка «Честный знак»: что это такое
Декларированной целью Национальной системы маркировки «Честный знак» является гарантия потребителям подлинности и заявленного качества приобретаемой продукции. Однако трубная продукция и так подлежит обязательной сертификации с ежегодным подтверждением качества в аккредитованных независимых лабораториях. Одним из требований ГОСТа является обязательное наличие маркировки на каждой единице продукции, позволяющей идентифицировать вид продукции, производителя, дату производства. Основная часть продукции реализуется корпоративному заказчику в результате тендерных процедур, что позволяет заказчику определять требования по качеству продукции и проверке продукции на соответствие. Основной проблемой с качеством полимерной трубной продукции является использование несоответствующих марок сырья. Маркировка «Честный знак» не позволяет идентифицировать качество используемого сырья. Мы просчитали затраты на оснащение предприятия устройствами для нанесения маркировки в поточной линии. Для каждого производителя эта сумма составит более 8 млн рублей инвестиций. Операционные затраты увеличатся на 0,5 млн рублей в год. Все эти затраты будут закладываться в стоимость продукции. В первых числах февраля 2021 г.
Так вот наше предложение: не надо вводить маркировку для полимерных труб и таким образом повышать стоимость! Кроме того, маркировка «Честный знак» для всех товаров может спровоцировать значительный рост цен и создать дополнительные трудности производителям, ретейлу и конечному потребителю. При этом у представителей российского бизнес-сообщества сложилось устойчивое мнение, что в целом маркировка товаров укладывается в общую идею мирового опыта, но лишь в части алкогольной продукции, лекарств и табака. Однако отметим, что большинство представителей бизнес-сообщества, несмотря на негласное признание ситуации «критичной», находятся в состоянии «кризиса доверия» и комментировать происходящее отказываются. Но приморские эксперты уверены: маркировка — важный, но не единственный инструмент борьбы с нелегальным оборотом. Эта работа должна вестись комплексно. Председатель Приморского регионального отделения «Партии Роста» Кирилл Батанов считает, что, на первый взгляд, маркировка товаров выглядит некоторым благом для потребителя, ведь среди потребительских товаров действительно много фальсификата и контрафакта. Но если разобраться, возникает масса «подводных камней». Страшнее пандемии? Бизнес оценил решение властей Кирилл Батанов: «Во-первых, маркировка точно не является гарантией качества, а во-вторых, у нас в стране в последнее время все учетно-контрольные системы делаются в рамках ГЧП.
И здесь четко прослеживается интерес финансово-промышленных групп, которые теперь имеют возможность получать деньги буквально «из воздуха», потому что государство издает нормативный акт.
Частный партнер в партнерстве — оператор системы маркировки ЦРПТ. Импортонезависимость Специальный уникальный код, наносимый каждую единицу товара позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится. Производитель или импортер прикрепляет марку с уникальным кодом или печатает код на этикетке товара. Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Например, для меховых изделий выбрали RFID-метки — микрочипы , в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. Сигареты , обувь, одежду маркируют двухмерными штрихкодами DataMatrix. Отрасли для введения маркировки определяются правительством по представлению министерств , ведомств и самих компаний из любой отрасли.
Власти последовательно наращивают возможности использования маркировки для контроля над рынками и для подтверждения безопасности продукции. Приоритет отдается тем, в которых особенно остро стоит проблема нелегального оборота и где контрафактная продукция оказывает наибольшее влияние на безопасность потребителей — например, лекарства и продукты питания.
Один код стоит 60 копеек, включая НДС. Пока идет пилотный проект и маркировка не стала обязательной, коды выдают бесплатно. Обычно коды маркировки заказывают производители и импортеры, но иногда они могут потребоваться оптовым и розничным продавцам. Например, когда в поступившей партии есть товар с утраченным кодом или покупатель вернул товар с поврежденной маркировкой. Прежде чем выставлять такой товар на продажу, его надо перемаркировать, то есть присвоить новый код. Предприниматель продает ветровки через маркетплейс, их нужно маркировать.
Клиенту доставили ветровку в пункт выдачи, он померил ее, решил не покупать и вернул обратно. При вскрытии упаковки был поврежден код маркировки. Такую ветровку должны вернуть продавцу, так как перемаркировка товара — его забота. Метки RFID.
В каких сферах изменены сроки перехода на следующий этап: Экспериментальные проекты по маркировке БАД, антисептиков, пива и слабоалкогольных напитков продлены до 28 февраля 2023 года вместо 31 августа 2022 года. У изготовителей товаров и участников рынка будет больше времени на отработку технологии и поиск самых удачных решений. Представители крестьянских и фермерских хозяйств, а также участники производственных кооперативов получили отсрочку по маркировке молока. Они могут не маркировать готовую продукцию вплоть до 1 декабря 2023 г. Послабления также коснулись компаний, которые покупают молочную продукцию для своих нужд, а не с целью перепродажи. Они могут не передавать информацию о выходе товаров из оборота до 1 декабря 2023 г. Сроки введения обязательной маркировки воды также были перенесены. Маркировать все категории бутилированной воды нужно будет с 1 марта 2023 года. Отчитываться о списании воды на нужды компании потребуется с 1 декабря 2023 г. Продление сроков позволяет на время отложить подготовку к введению маркировки, чтобы решать более важные для бизнеса вопросы в кризис. Что изменится для розничной торговли и заведений общепита? Появился слух о том, что коды Data Matrix теперь можно не сканировать на кассе. На самом деле это временное послабление, которое затрагивает только 2 категорий товаров: Молочной продукции: до 1 сентября 2022 г. Бутилированной воды: до 1 марта 2023 г. До наступления указанных сроков можно не сканировать коды при розничной продаже. Выбытие проданных товаров из оборота контролируется с помощью объемно-сортового учета. Это правило распространяется и на заведения общепита, где продают напитки в бутылках. Но после указанных дат поэкземплярный учет станет обязательным.
Честный ЗНАК
Покупка и продажа одежды и текстиля без маркировки после этой даты запрещена, разрешается только хранение. Товары, которые будут произведены или ввезены в Россию до 1 апреля, следует промаркировать до 1 октября. С октября продукция без маркировки будет считаться контрафактом. Ее нельзя будет продавать и даже хранить, придется утилизировать. Для импортеров одежды и текстильной продукции предусмотрены следующие сроки: таможня будет выпускать товары без маркировки до 1 июня, если они приобретены до 1 апреля 2024 года. DataMatrix — вид QR-кода. При сканировании через приложение " Честный знак " доступна информация о продукции: место и время производства, история передачи товара, а также дата и место реализации конечному потребителю. DataMatrix содержит данные о GTIN — международном коде маркировки товара, оригинальном серийном номере продукции, а также ключе и коде проверки.
Во-первых, для переработчиков процесс объективно усложнился, поскольку появилась потребность в ручном отделении стикеров с кодом "Честный знак" с крышек - это дополнительная стадия переработки, которая повышает трудоемкость, длительность и стоимость утилизации", - говорится в письме. Во-вторых, отмечает глава РЭО, в сознании потребителей формируется устоявшееся мнение о неперерабатываемости крышек с маркировкой, тем самым снижается мотивация к их разделению. Таким образом, крышки снова попадают в общий бак с отходами, отметил он.
Согласно документу, с 1 апреля 2024 года маркироваться будет верхняя одежда из искусственного меха, спортивные и лыжные костюмы, некоторые предметы спецодежды, трикотажные мужские рубашки, мужские костюмы, пиджаки, брюки, блузки, шали, шарфы, кашне, платья, юбки, а также мужские и женские куртки, пальто, плащи и ряд других товаров. Маркировка товаров "Честным знаком" осуществляется для проверки их подлинности и предполагается нанесение специального кода.
Например, 16 июня текущего года, от общественного движения «Качество нашей жизни» оператору было отправлено в приложении «Честный ЗНАК» обращение жалоба о наличии в розничной сети г. К обращению были приложены документы, подтверждающие фальсификацию — кассовые чеки, фото упаковки продуктов, протокол исследования в аккредитованной лаборатории. На обращение общественной организации оператором сообщается — «нарушений в рамках проекта «Честный знак» не выявлено. Информация отображается в соответствии с указанными в системе сведениями. По данному вопросу рекомендуем обратиться по месту приобретения или в соответствующий контролирующий орган». В этом ответе проявилось безразличие оператора к тому, что хотя на упаковке продукта нанесен QR-код «Честный ЗНАК», сам продукт не соответствовал заявленным изготовителем требованиям. И без этой дорогостоящей системы маркировки потребитель мог обратиться с жалобой на неудовлетворительное качество пищевых продуктов куда угодно, хотя это и безрезультатно. Нет в нашей стране организации, контролирующей качество и безопасность пищевых продуктов. В РФ уже давно ликвидирована торговая, хлебная и др. Вместо этого, создали новую организацию с красивым названием — «Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Роспотребнадзор , а функциями контроля за качеством товаров и услуг ее не наделили. Подтверждая это, руководитель Роспотребнадзора РФ А. Попова, официально заявила, что «санитарный врач может приостановить реализацию продукции лишь в случае возникновения угрозы инфекционных заболеваний и отравлений. Пока эта угроза не наступает, права такого у нас нет». На требование Председателя Совета Федерации В.
Система "Честный знак" в 2022 году выявила более 250 млн нарушений правил оборота товаров
Работает этот так: производитель клеит на каждую единицу товара уникальный знак, по которому можно отследить путь каждой, например, бутылки от производителя к покупателю. Это как штрих-код , только индивидуальный. Штрих-код един для всех одинаковых товаров, это как если бы у всех брюнеток были одинаковые паспорта. Чтобы «Честный знак» работал, ему тоже нужны товары. Это бумага, принтеры и краска, чтобы производители могли делать этикетки.
Вторая «волна» маркировки Первый этап маркировки прошел еще в 2021 году. Вторая «волна» маркировки одежды и текстиля согласно Постановлению Правительства от 13. Изменения затронут всех участников оборота легкой промышленности: производителей и импортеров, оптовых и розничных продавцов. В этот раз маркировка затронет и комиссионные магазины.
Они должны будут сами маркировать изделия и одежду, принимаемую от клиентов физических лиц. Что не надо маркировать Цифровой маркировке в системе Честный Знак не подлежат: Чулки, носки, колготки Нижнее белье Термобелье Шапки, варежки, перчатки Халаты, пижамы, сорочки Спортивная одежда кроме лыжных курток Медицинская одежда Маркировать не нужно изделия, ввезенные в страну для личных нужд, выставочные образцы. Узнать коды товаров можно в разрешительной документации или у поставщиков. Сроки маркировки Маркировка одежды и текстиля вводится поэтапно, как и у других товарных категорий.
Чтобы зарегистрироваться, необходимо подать заявку нужно на официальном сайте. Откроется специальная форма, которая позволяет создать аккаунт — нужно вносить запрашиваемые данные в обязательных для заполнения полях. В случае одобрения обычно в течение суток приходит ссылка для входа в личный кабинет. После обработки заявки нужно получить электронную подпись.
На почту приходит подробная инструкция по созданию УКЭП. Также допускается использование имеющейся ЭЦП. Самым ответственным является первый вход в личный кабинет. Нужно определиться, от чьего имени выполняется авторизация импортер либо производитель. Затем требуется указать товарную категорию, информацию о компании, платежные реквизиты. Изначально кабинет регистрируется на руководителя, но позже он вправе оформить доступ бухгалтеру, кладовщику, администратору. Нужно только добавить сведения о сотрудниках и указать должность. Как сделать заказ Чтобы заказать этикетки, свяжитесь с нами любым комфортным для вас способом: почта, заявка на сайте или по телефону.
Мы готовы приступить к производству в любой момент, сразу после согласования всех ключевых моментов и пожеланий. Так же вы можете задать интересующий вас вопрос и узнать информацию у наших менеджеров. Этапы выполнения заказа: Согласование макета и цен. Доставка — по Москве и городам области привезем собственными силами, в регионы — транспортной компанией на ваш выбор. Выполнение занимает: 7 календарных дней в среднем По просьбе клиента срок выполнения заказа может быть сокращен.
С 1 апреля 2024 года стартовал первый этап — с этой даты все участники в течение месяца должны были зарегистрироваться в системе «Честный знак».
Честный знак оказался не совсем честным
По словам Игоря Татаренко, соглашение системы «Честный знак» с маркетплейсами улучшит ситуацию на рынке – зарегистрированных продавцов станет больше. Официальный сайт сообщества маркировки «Честный знак»: здесь вы найдете ответы на основные и популярные вопросы про подключение системы маркировки товаров и работе с ней, а также сможете задать свой вопрос и обсудить его с другими участниками сообщества. Возможность посмотреть на фото упаковок и инструкций появится в мобильном приложении «Честный знак».