Новости петр петрович кащенко

К 150-летию со дня рождения Всеволода Петровича Кащенко (1870-1943) Коррекционная (лечебная) педагогика: история возникновения. 1920 | Книга памяти платформы Мортем. К 150-летию со дня рождения Всеволода Петровича Кащенко (1870-1943) Коррекционная (лечебная) педагогика: история возникновения. К сожалению, Петр Кащенко-старший умер достаточно рано. Статья посвящена выдающемуся психиатру и организатору психиатрической службы в дореволюционной России и в первые годы Советской России Петру Петровичу Кащенко (1859—1920).

Петр Петрович Кащенко, известный русский врач-психиатр: биография

Петр Петрович написал, по-жалуй, гораздо больше отчетов, статистических докумен-тов и практических соображений, чем собственно научных трудов по психиатрии. Петр Петрович родился в Кубанской области, в городе Ейске, в семье военного врача Петра Федоровича Кащенко. Петр Петрович Кащенко (1859-1920) был известным русским психиатром. 9 января 1859 года родился выдающийся русский психиатр Петр Петрович Кащенко. Пожалуй, ни одно имя в истории отечественной психиатрии не становилось настолько поистине народным, насколь.

Революция в психиатрии

В Комздраве прокомментировали «завершение» ремонта в петербургской психбольнице Как отметили в пресс-службе, там установили временные инженерные сети В Комитете по здравоохранению Петербурга прокомментировали фотографии, которые распространяют в телеграм-каналах, после проведения в петербургской психиатрической больнице имени Кащенко ремонтных работ по переустановке и доработке системы водоснабжения. Кащенко», — говорится в сообщении.

На размещенных в группе «Грустно? Не сейчас» в соцсети «ВКонтакте» фото видно, что трубы проложены где угодно, только не там, где они были бы уместны. Идет процесс ремонта, он запланирован до конца года.

Идут работы. Но на персонал и на пациентов это никак не влияет. Это капитальный ремонт.

Очень интересные люди. А вот этот, что сидит на диване, прямой как палка — критик Чуковский. Мы с врачами часто приходим послушать. А как получит бумагу, то марает и марает целыми часами. Измарает сто листов бессмысленными гадостями, в чернилах вымажется — и сидит довольный. Одно слово — критик!

Образование После смерти отца мать выхлопотала для сына-студента, учившегося в Киеве, стипендию в Московском университете, куда тот и перевелся. Однако окончить Московский университет отличнику Кащенко так и не удалось. Присоединившись к московскому студенческому братству, Петр стал активным участником революционного кружка и тут же попал на заметку в полицию.

А когда студенты Московского университета собирали деньги на венок убитому террористами императору Александру II, активный участник народовольческого кружка Кащенко произнес пламенную речь в защиту «жестких методов» борьбы с царизмом, вскоре после которой был арестован, исключен из университета и отправлен в ссылку в Ставрополь Кавказский. Кащенко выгнали из университета за неблагонадёжность К тому моменту Пётр Кащенко был женат, ему оставалось 2 месяца до конца учёбы. Естественно, ни о какой медицинской практике во время ссылки не было и речи.

Единственное занятие, которое полиция сочла безобидным и разрешила Петру Петровичу, было — преподавание музыки и пения в местной женской гимназии, благо красивый баритон и отличный слух позволяли бывшему студенту давать такие уроки. Учитель музыки скоро прославился на весь город. Петр Кащенко с семьей.

Именно в Казанском университете начнется революционный путь Владимира Ульянова-Ленина. Кащенко сделал психиатрию гуманной В Казани Кащенко стал специализироваться в психиатрии. Русская психиатрия, как и русское общество, в этот период времени находилась в состоянии реформирования.

Если ранее главенствующим было представление о психически больном как об опасном животном, к которому возможно применение лишь жестких методов, то в тот период в работу врачей-психиатров начали внедряться принципы гуманизма. Реформатор психиатрии — Какие-то чудные у вас на селе мужики, — проговорил бородатый крестьянин, показывая своему товарищу на группу людей, идущих с удочками в сторону речки. Это же из сумасшедшего дома, на рыбалку идут, — ответил тот.

Неужто, сбежали? Теперь у них доктор новый!

Арабский халифат и его распад

  • Пётр Петрович Кащенко | Книга памяти
  • Вы точно человек?
  • Ссылка за отсутствие скорби
  • 150-летие Петра Петровича Кащенко
  • Пётр Петрович Кащенко, фотографии
  • Пётр Петрович Кащенко

Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи

  • Кащенко, Пётр Петрович — Википедия
  • Пётр Петрович Кащенко | Книга памяти
  • Достойный пример жизни и творчества
  • Главархив рассказал о юности легендарного психиатра Петра Кащенко
  • В психбольнице имени Кащенко объяснили аномалию с ремонтом трубам

Доктор с Кубани

  • Петр Кащенко: самый человеколюбивый психиатр
  • Научное наследие П. П. Кащенко (к 100-летию со дня смерти)
  • Арабский халифат и его распад
  • Что бы это значило? Ремонт в больнице имени Кащенко озадачил не только пациентов
  • Пётр Петрович Кащенко, место захоронения
  • Please wait while your request is being verified...

Петр Кащенко: самый человеколюбивый психиатр

На пленарных заседаниях и секциях были обсуждены перспективы учета аномальных детей, пути и средства предупреждения детской дефективности, проблемы дифференцированного подхода к организации соответствующих учреждений, осуществления всеобщего обучения глухонемых, слепых и умственно отсталых детей, особо шла речь о дошкольном возрасте. В итоговом документе съезда обосновывались система и типы специальных учреждений, определялись общепедагогические принципы учебно-воспитательного процесса в них, было заявлено о необходимости государственной подготовки специалистов-дефектологов. По инициативе В. Кащенко с 1919 года заработали годичные курсы по обучению работников-дефектологов. По поручению Наркомпроса было создано специальное высшее учебное заведение — Педагогический институт детской дефективности, первым ректором и профессором которого стал В. Он пробыл на этом посту вплоть до 1924 года включительно, пока вуз не вошел в качестве дефектологического отделения педагогического факультета во Второй МГУ; в 1930 году отделение было преобразовано в самостоятельный факультет МГПИ имени А. Одновременно возник и Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный в Петрограде профессором А. Оба учебных заведения положили начало высшему образованию педагогов-дефектологов.

В детской исключительности Кащенко не столько винил биологическое, сколько видел дефективную социальность, борьбу с которой можно и должно вести на базе широких социальных мероприятий. Дорогу им открывали социальные преобразования в стране. И если не все в дальнейшем складывалось так, как это поначалу представлялось в идеале, то все равно молодое направление в познании и практике, движимое самой общественной необходимостью, последовательно завоевывало рубежи. В том же году Дом изучения ребенка, выполнявший функции лечебно-педагогического, исследовательского и учебно-просветительского заведения, был преобразован в соответствии с рекомендациями I Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью в Медико-педагогическую станцию во главе с ее создателем. Популярность Медико-педагогической станции росла. Этому способствовало и личное обаяние Всеволода Петровича. В конце 1923 года Народный комиссариат просвещения РСФСР командировал Кащенко за границу для ознакомления там с практическими и теоретическими достижениями в деле борьбы с детской дефективностью, безнадзорностью и правонарушениями.

Личные контакты с видными специалистами способствовали в дальнейшем систематическому обмену опытом. Его избрали почетным членом Немецкого дефектологического общества. Затем последовали избрания в члены научных обществ Франции, Бельгии. Весной 1924 года состоялся первый выпуск специалистов-дефектологов Педагогического института детской дефективности. Напутствуя своих питомцев, Всеволод Петрович подчеркивал их особое призвание — сочетать в себе педагогов и врачей. Педагогический институт детской дефективности был как раз таким высшим учебным заведением, в котором стали готовить педагогов-практиков с достаточной теоретической подготовкой для того, чтобы разобраться как в социопатических, так и в биопатических факторах детской исключительности, и в то же время владеющих навыками воспитательной работы с дефективными детьми и методами социально-правовой охраны детства. Медико-педагогическая станция не замыкалась в узком кругу вопросов дефектологии и лечебной практики, она ставила и животрепещущие проблемы, над которыми работала и массовая школа.

Несколько раз в году проводились совещания с родителями воспитанников — они носили консультативный и общепросветительский характер. Сотрудники вели пропаганду начал педагогики и психосоциальной гигиены среди трудящихся Москвы. Возрастал поток посетителей, в том числе и из-за рубежа, желавших непосредственно познакомиться с деятельностью медико-педагогической станции. Кащенко внезапно освобождается от всех занимаемых должностей ведомственным решением. Никаких обвинений или критических доводов высказано Всеволоду Петровичу не было. Новым директором назначается Лев Выготский оставался на этой должности до 10 октября 1928 года; уволен по собственному желанию. Одним из первых его решительных действий было уничтожение ставшего популярным в стране Музея исключительного детства, были грубо выброшены на мусорную свалку все его материалы.

Погибла, в частности, собранная лично Всеволодом Петровичем уникальная коллекция портретов всех известных дефектологов мира — прошлого и современности. Всеволод Петрович сдержанно реагировал на происшедшее. Даже в кругу близких скрывал глубоко в себе боль и горечь. Он продолжал участвовать в разного рода комиссиях, читать лекции, консультировать; с 1926 по 1932 год вел работу в Московском областном Доме работников просвещения в качестве председателя секции изучения и воспитания исключительных детей; руководил разработкой педагогами Москвы и Московской области научно-методических вопросов лечебной педагогики; принимал участие в массовых мероприятиях Московского областного Дома работников просвещения. В период с 1928 по 1932 год совместно с Н. Семашко и профессором Каннабихом В. Кащенко провел массовую лекционную кампанию на тему «Нервные дети.

Единственный ребенок», выступал в рабочих клубах, по радио. В 1928 году начал издаваться журнал «Вопросы дефектологии», и В. Кащенко был включен в состав редколлегии.

На них видно, как водопроводные трубы, в частности, мешают пройти к раковине, "протыкая" потолок или пересекают порог одного из кабинетов. С целью поддержания функционирования диспансера организованы временные инженерные сети, которые будут демонтированы после монтажа новых инженерных сетей, подключения и пуско-наладочных работ", — объяснили в ведомстве. Читайте также: Студенты петербургского университета пожаловались на обязательную эпиляцию Завершить капитальный ремонт в больнице имени Кащенко планируют к 2024 году. Помимо инженерных сетей, специалистам предстоит привести в порядок кровлю здания и отремонтировать помещения.

В марте 1881 года, за несколько месяцев до получения диплома Пётр Кащенко был отчислен навсегда из Московского университета за участие в студенческих беспорядках. Правда, ему оставили право поступления в другие высшие учебные заведения. Кащенко был отправлен под административный надзор в город Ставрополь, где пробыл до 1884 года. После снятия надзора бывший студент попытался вернуться в московскую alma mater, но ему было отказано. Тогда он уехал завершать учёбу на медицинском факультете Казанского университета, который окончил в 1885 году. Именно тогда Пётр Петрович увлёкся психиатрией, обучаясь под руководством доктора Рогозина, который был директором городской больницы для душевнобольных. С тех пор психиатрия стала основным делом жизни Петра Кащенко. Долгое время он проработал главным врачом земской психиатрической больницы в Нижнем Новгороде. Там он сумел воплотить свои новаторские идеи по лечению больных. Одним из разработанных им принципов при общении с пациентами стал «принцип нестеснения», то есть отказ от постоянного применения смирительной рубашки как главного средства для успокоения больных. Кащенко часто говорил: «Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, если применяет её, как на палача».

Учился Петр в Московском университете, из которого был отчислен за участие в студенческих выступлениях. В 1885 году сдал экзамены в Казанском университете и стал врачом-психиатром в Казанской окружной психиатрической больнице. Уже через несколько лет после начала работы он стал основателем и директором больницы-колонии для психических больных в селе Ляхово близ Нижнего Новгорода, где проявился его талант не только как врача, но и как грамотного администратора. Кащенко начала свое существование и превратилась в своеобразный научный центр. Впервые в России Кащенко создал так называемую «поэтапную систему психиатрической помощи» и систему психиатрического патронажа в Балахнинском районе Нижегородской области.

Краткий курс истории. Великий психиатр

Петр Кащенко родился 9 января 1859 года в Тамбове в семье потомственного казака, военного врача Петра Федоровича Кащенко. Биография Всеволода Петровича Кащенко, рассказывающая о том как он создал лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, нервных и трудных детей и его понимании особенностей их развития. Биография Всеволода Петровича Кащенко, рассказывающая о том как он создал лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, нервных и трудных детей и его понимании особенностей их развития. Петра Петровича Кащенко. 9 января 1859 года родился выдающийся русский психиатр Петр Петрович Кащенко. Пожалуй, ни одно имя в истории отечественной психиатрии не становилось настолько поистине народным, насколь. Женщина неадекватно себя вела и целилась в прохожих.

Прощание с Петром Кащенко пройдет в Евдокиевском храме

Поэтому «метод ручных работ» рассматривался как основной учебно-воспитательный прием. Дети непрерывно что-то делали, что-то исследовали, взвешивая, измеряя, разбирая, зарисовывая, составляя чертежи, графики, собирая коллекции, пользуясь приборами, изготавливая модели. Соприкасаясь с различными сторонами изучаемого, они получали возможность полнее и ближе пережить предмет, у них вырабатывалось собственное отношение к нему, развивался и углублялся интерес, пробуждалась потребность в инициативном действии, в самостоятельности. В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития.

Вопрос о том, как знает воспитанник, точнее — как проработал он тот или иной материал, несравненно важнее вопросов, много ли он знает и что именно. Всех знаний, которые понадобятся в жизни, никогда никакая школа не будет в состоянии дать. Педагогический коллектив заботился о том, чтобы создать для детей такую среду, в которой свободно и полно развивались бы их умственные силы, и они постепенно научились бы пользоваться своими способностями, знаниями, навыками, удовлетворяя присущую им пытливость, упражняя свою личную самодеятельность, находя новые сферы для приложения своих творческих сил.

На всех, кто посещал санаторий-школу, производила большое впечатление глубоко и всесторонне продуманная постановка дела в санатории-школе, исследовательский творческий дух, которым была пронизана вся работа, но еще более — замечательная способность Всеволода Петровича побуждать своих сотрудников к целеустремленному педагогическому творчеству. Специфика школьного контингента требовала своеобразия воспитательных мер, чрезвычайной гибкости, изобретательности, выдумки, действия высокой общей и педагогической культуры. Общеобразовательная работа предполагала, прежде всего, проявление активности в ней самих детей.

Не путем логического метода, не путем пассивного изучения науки, а личным опытом учащегося прорабатывался и осознавался имеющийся в его распоряжении материал, который преодолевался самим ребенком путем приложения личной силы. Отдельные предметы учебного курса здесь не стояли изолированно друг от друга — между ними поддерживалась тесная связь в целях системного объединения учебного материала в сознании воспитанников, а также для еще большего расширения и распространения проявившегося у них интереса к отдельному школьному предмету на другие предметы. Так, на уроках истории в связи с хронологическими датами производились математические вычисления, а математика заимствовала наглядный материал для своих упражнений и задач из истории, географии или природоведения.

Темы диктантов, изложений и сочинений, а также упражнений в устной речи заимствовались из наиболее занимательных для детей областей знания. На всех уроках подчеркивалась их связь с окружающей жизнью. Учителя помогали учащимся самим отыскивать и осмысливать параллели и противопоставления.

Значительное место в жизни школы-санатория отводилось морально-духовному воспитанию, формированию не только деятельной воли, но и развитого нравственного сознания. Сотрудники санатория-школы стремились привлечь самих детей, их лучшее «я» к созиданию себя, своей личности, к собственной осознанной борьбе со своими ущербными чертами и отрицательными сторонами, к выработке и закалке своего характера. Важной особенностью санатория-школы явился семейный характер обстановки.

Таков был общий дух воспитания, значительный тон которому задавала жена Всеволода Петровича Анна Владимировна, имевшая фельдшерское образование, человек широкой культуры, обретенной непрерывным самообразованием, участием во всех творческих делах и планах мужа. Со своей добросердечностью и душевной мягкостью, с необычайно развитым чувством материнства, она была буквально душой всего коллектива. Целительность ее влияния на окружающих была столь же велика, сколь и интеллектуальное воздействие на них самого Кащенко.

Не потому ли в санатории-школе никогда за всю историю его существования не наблюдалось тех резких, тяжелых внешних проявлений дефективности, которые случались у тех же детей в домашних условиях? Как важный воспитывающий и психотерапевтический фактор рассматривался здесь повседневный режим — ровный, действительно санаторный. Всему было определено строгое время и место.

Расписание неукоснительно выполнялось. Часы занятий, отдыха, развлечений строго подчинялись гигиеническому расписанию, ритм его не нарушался. Но тут не было ни тени казарменности — в рамках структуры режима, исходя из интересов детей, могли быть разного рода частные отклонения.

В безусловности, категоричности требований для всех, как известно, заложена дисциплинирующая сила, но общий порядок не должен иметь для воспитанников лишь внешне принудительную силу, и в санатории-школе старались любые требования сделать понятными и естественными для каждого. В самом деле, без внутреннего согласия подчиняющихся получился бы лишь кажущийся порядок, — только добровольное повиновение ведет к самодисциплине, к выработке устойчивого характера, нравственного сознания. Повиновение порядку воспитывает необходимые навыки, привычки поступать так, а не иначе.

Но это повиновение одухотворяется собственным сознанием ребенка, и здесь надо искать первые, самые важные основы нравственного воспитания. Педагогический коллектив под руководством Кащенко использовал любой повод, чтобы оказать доверие ребенку, вселить в его сознание уверенность не только в своих способностях, но и в нравственной силе. С этой целью была выработана целая программа поручений, развивающих чувство ответственности.

Большое внимание уделялось развитию и укреплению воли, настойчивости, способности не пасовать перед трудностями, сопротивляться неблагоприятным внешним обстоятельствам. Этому служили вся трудовая обстановка санатория-школы, занятия в мастерских, художественная самодеятельность, бытовая самоорганизация с сообщением каждому определенных привычек. Раз в неделю писались письма родным и близким, от которых ребенок в его интересах был изолирован на продолжительное время.

Письменная же беседа всегда не только благотворна для развития, культуры мышления, но и полезна ввиду пробуждения глубоко скрытых привязанностей, развития потребности выражать чувства в слове, а с ним — воспитания сердца. Санаторий-школа Кащенко быстро приобрел известность. Дети, пробывшие здесь необходимое время в возрасте, когда закладываются основы нравственной конституции личности, возвращались в прежнюю среду — семью и школу — достаточно окрепшими, обретя нужную устойчивость поведения.

То, что санаторий-школа был частным полумедицинским заведением, доступным лишь для детей состоятельных родителей, никоим образом не может и поныне бросить на него тень хотя в конце 20-х годов упоминание об этом было предметом недостойных спекуляций. В смутные годы реакции после поражения первой русской революции, отлученный от возможности официальной медицинской службы, Всеволод Петрович организовал дело, почти независимое от чиновничьего режима и не испытывающее давления просвещенческого ведомства, имея тем самым полный простор для своей творческой инициативы. Коммерческая сторона предприятия была неприбыльной, но вполне достаточной для содержания персонала и покрытия необходимых расходов.

Главным же было то, что Кащенко закладывал первые камни в фундамент научной дефектологии. Кащенко развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей». В 1909 году он принимал участие в совещаниях врачей и учителей в Московской городской управе по вопросам организации вспомогательных классов при школах, участвовал в отборе детей для первого Смоленского вспомогательного училища.

На психиатрическом съезде в Петербурге Кащенко выступил с докладом «Медико-педагогический уход за умственно отсталыми детьми». Публично возражая против смешения детей педагогически запущенных с умственно отсталыми, он подчеркнул, что в определении умственной отсталости главная роль должна принадлежать врачу при непременном участии педагога. В том же 1909 году Всеволод Петрович сделал большой доклад на XII съезде естествоиспытателей и врачей «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально отсталых детей».

По этому докладу была принята резолюция о целесообразности создания в стране специальных учреждений для всех категорий ненормальных детей. В 1910 году внимание общественности за рамками профессионального круга специалистов привлек доклад Кащенко на III съезде отечественных психиатров. В 1911 году на Всероссийский съезд по обучению глухонемых он представил «Методику изучения и воспитания дефективных детей».

На I съезде по экспериментальной педагогике сделал сообщения: «Определение степени умственной недостаточности по методу Бинэ и Симона» и «Высокодаровитые дети и их обучение». Его выступления пользовались неизменным успехом в отделе изучения и воспитания ненормальных детей при Московском педагогическом кружке. Он принимал активное участие в деятельности детской психологии и неврологии, здесь по его вышеупомянутому докладу в 1911 году была принята резолюция: а ходатайствовать перед членами Государственной думы о рациональной постановке воспитания и образования дефективных детей; б созвать Всероссийский съезд деятелей по образованию и воспитанию дефективных детей в специальных лечебно-воспитательных заведениях.

В целях популяризации опыта санатория-школы Кащенко издавал сборники статей своих сотрудников. Он не был одинок — в стране предпринимались попытки организовывать так называемые вспомогательные школы и классы, все больше учителей и врачей обращалось к проблеме дефективности «детской исключительности» , многие специалисты делали ее предметом своих исследований. В 1913 году на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования в Петербурге была принята специальная резолюция о вспомогательных школах для умственно отсталых детей.

В ее заключительных словах, в частности, подчеркивалось, что полноценное решение данной проблемы возможно лишь с изменением общих условий русской жизни в смысле повышения общественной самодеятельности, раскрепощения личности и широкого демократизма. После февральской революции, казалось, «повеяло весной». Кащенко пытался привлечь внимание Временного правительства к судьбе исключительных детей.

В августе 1917 года на совещании при Министерстве государственного призрения он выступил с докладом «О психически дефективных воспитанниках средних учебных заведений». По докладу была принята резолюция о целесообразности создания сети специальных школ, о пропаганде борьбы с детской смертностью. Увы, этот глас отчаяния мог показаться «комариным писком» на фоне тогдашних грозовых политических раскатов.

Никакого интереса со стороны тогдашних инстанций резолюция не вызвала. Заметим, что одновременно с ним активно включился в строительство новой жизни и его брат Петр Петрович Кащенко, возглавивший психиатрическую секцию Народного комиссариата здравоохранения. Эта сознательная созидательная позиция положительным образом характеризует братьев.

Санаторий-школа был превращен в государственное учреждение. На основе его в 1918 году организуется Дом изучения ребенка. На базе медико-педагогической консультации развилась педагогическая клиника, аналогов которой до того практика не знала.

Тут же в 1919 году возник Музей детской дефектологии позднее названный Музеем педологии и педагогики исключительного детства , подобных которому также не было ни в одной стране. В нем было три основных отдела: изучения ребенка, лечебной коррективной педагогики и детского труда и творчества. Идеи В.

Кащенко о единой сети специальных школ для аномальных детей стали воплощаться в жизнь. Постановлением Совнаркома от 5 июня 1918 года подобного рода школы включались в систему народного просвещения как государственные учреждения. Дальнейшие организационные преобразования в сети специальных детских учреждений были направлены на размежевание функций между тремя комиссариатами: Наркомпросом, Наркомздравом и Наркомсобесом.

Это было определено декретом Совета Народных Комиссаров от 10 декабря 1919 года. Последовательно изживался инвалидно-призренческий подход в построении дела обучения и воспитания дефективных детей. Начало 1920 года было ознаменовано подготовкой к I Всероссийскому съезду деятелей по борьбе с детской дефективностью.

Председателем оргкомитета был назначен В. Большая нагрузка легла на его плечи. Помимо выработки программы съезда ему пришлось провести немало совещаний и консультаций с представителями советских ведомств, научных и педагогических учреждений, с видными специалистами, а также обеспечить пропагандистскую и информационную подготовку.

Съезд проходил в Москве с 24 июня по 2 июля 1920 года. Вела его Анна Ильинична Ульянова-Елизарова.

Кащенко начала свое существование и превратилась в своеобразный научный центр. Впервые в России Кащенко создал так называемую «поэтапную систему психиатрической помощи» и систему психиатрического патронажа в Балахнинском районе Нижегородской области.

Многое из его теоретических и практических разработок применяется при оказании психиатрической помощи и в настоящее время, в частности, - это децентрализация и оказание многообразных форм психиатрической помощи, развитие психосоциальной реабилитации, повышение качества жизни психически больных. В 1904 году Петр Петрович был переведен в Москву, где он явился инициатором создания Центрального бюро для учета психических больных. В 1904-1906 годах Кащенко был заведующим Московской психиатрической больницы, а в 1907-1917 годах — заведующим Петербургской психиатрической больницы.

Единственной работой, которой ему разрешили заниматься, было преподавание пения в женской гимназии. Но Кащенко оказался талантлив во всем — учитель музыки скоро прославился на весь город.

Лишь спустя четыре года Петру Кащенко позволили закончить образование, но только в Казанском университете, который стал настоящем центром неблагонадежных студентов. Именно Казанский университет в свое время закончит и главный русский революционер Владимир Ульянов-Ленин. В Казани Кащенко стал специализироваться в психиатрии, обучаясь под началом доктора медицины Рагозина, директора Казанской психиатрической больницы и профессора Бехтерева, великого исследователя мозга, возглавлявшего психиатрическую клинику Казанского университета. Русская психиатрия, как и русское общество, в этот период времени находилась в состоянии реформирования. Если ранее главенствующим было представление о психически больном как об опасном животном, к которому возможно применение лишь жестких методов, то в тот период в работу врачей-психиатров начали внедряться принципы гуманизма.

Молодой и перспективный врач Петр Кащенко в 1889 году был направлен в Нижний Новгород, где ему предстояло реформировать работу местной психиатрической больницы. Кащенко считал, что больные не должны подвергаться всевозможным ограничениям, наоборот, их следует социализировать. Так на базе больницы возникла колония Ляхово, в которой, страдающие психическими заболеваниями люди работали в мастерских, на огородах и в теплицах. Стоит особо отметить, что Кащенко рассматривал трудотерапию исключительно как один из методов лечения, а вовсе не как панацею. Кроме того, для пациентов устраивались театральные постановки, книжные чтения и даже чаепития за большим столом.

Кащенко удалось изменить отношение общества к психически больным: если прежде в Нижнем Новгороде на таких людей смотрели, как на животных, то затем стало преобладать сочувствие и сострадание, желание помочь. Петр Петрович в этой работе проявил себя не только как блестящий врач, но и как отличный организатор — убедить купцов финансировать психиатрическую больницу сможет далеко не каждый. За 15 лет работы в Нижнем Новгороде Кащенко превратил свою больницу в одно из лучших медицинских учреждений страны. Поэтому, когда в 1904 году встал вопрос о новом главвраче Московской психиатрической больницы на Канатчиковой даче, кандидатура Петра Кащенко оказалась вне конкуренции.

Похоронен на Новодевичьем кладбище. Заведовал московской и СПб психиатрическими больницами, превратил их в образцовые медицинские учреждения. Создал Центральное Статистическое бюро для учёта психических больных, разработал основы организации и лечения их и выдвинул на этот счёт ряд прогрессивных идей.

Психиатр-революционер Петр Петрович Кащенко - изобретатель трудовой терапии душевнобольных - в 1881 году был исключен из Московского университета и выслан из Москвы, однако революционной деятельности не прекратил даже после окончания медицинского факультета Казанского Университета. Его первой руководящей должностью было директорство в колонии Ляхово - психиатрической больнице Нижегородского земства, потом поочередно он заведовал психбольницами в столицах - и питерская, и московская клиники впоследствии были названы в честь Кащенко.

Петр Петрович Кащенко

Революционер, музыкант, психиатр. Кащенко, который всю жизнь боролся за гуманное отношение к пациентам, за их возвращение к нормальной жизни при помощи не только лекарств, но и общения, физического труда, а также музыки, неожиданно стал символом «карательной психиатрии». Душевными болезнями в Нижнем Новгороде начали заниматься довольно давно — в 1837 году. Тогда в Нижегородской губернской земской — ее еще называли Мартыновской — больнице появилось 30 коек для душевнобольных. Очень скоро этого стало не хватать, в отделении порой скапливалось до ста человек и это при отсутствии водопровода и канализации. Ужасный смрад и теснота усугубляли и без того тяжелое психическое состояние пациентов, но власти закрывали глаза на эту проблему.

Лишь через четыре десятилетия, в 1878 году по ходатайству старшего врача больницы Д. Венского было выделено 60 тысяч рублей на строительство нового здания.

Знаменитый врач часто говорил, что грань между гениальностью и безумием, между бредом и одаренностью очень тонкая. Революция Политические принципы Петра Петровича были такими же устойчивыми, как и медицинские. Кащенко не только поддержал революцию, не только помогал восставшим деньгами, но вместе с братом создал летучие медицинские бригады, оказывавшие помощь раненым революционерам во время декабрьского вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 года. Бои на Пресне в 1905 году Доктор Кащенко было человеком решительным, смелым и даже отчаянным. После поражения революции он, не обращая внимания на собственную безопасность, помогал скрыться разыскиваемым царской охранкой товарищам. Кащенко принимал активное участие в революции 1905 года Врачебный авторитет Кащенко оказался настолько высок, что его не посмели тронуть. Более того, доктор-революционер переехал в столицу, где возглавил новую земскую психиатрическую больницу. Лечебное заведение быстро стало образцовым, одним из лучших в Европе.

Революцию 1917 года доктор Кащенко встретил с радостью. Пока другие медики бежали от ужасов большевизма, Петр Петрович, несмотря на трудности периода Гражданской войны, разрабатывал масштабный план организации психиатрической помощи в РСФСР. Авторитет Кащенко был очень высок. В августе 1919 года на 1-м Всероссийском совещании по вопросам психиатрии и неврологии Петр Кащенко выступает с программным докладом, который содержит в себе основные положения и принципы развития психиатрии в Стране Советов. Талантливый медик, доказавший эффективность своих методов работы, намеревался сделать советскую психиатрию лучшей в мире. Но доктора Кащенко подвело здоровье. Он страдал желудочным заболеванием, которое потребовало оперативного вмешательства. Однако операция вызвала осложнения, от которых Петр Петрович Кащенко скончался 19 февраля 1920 года. Сергей Алумов.

Из-за службы отца семья часто переезжала.

Среднее образование юноша получил в городе Ейске в Кубанской войсковой гимназии, которую окончил почти круглым отличником в 1876 году, получив лишь две четвёрки. Аттестат о среднем образовании сохранился в Главархиве. Пётр поступил на медицинский факультет в университет Святого Владимира в Киеве, но после того, как отец Петра умер, его матери удалось выхлопотать стипендию для сына в Московском университете. Вскоре студент подал прошение на имя ректора Московского университета с просьбой о переводе в Москву и зачислении на медицинский факультет. Это прошение хранится в Главархиве. Почти пять лет проучился Кащенко в Москве. Будучи студентом пятого курса, Пётр Кащенко решает жениться на дочери коллежского секретаря Вере Горенкиной, на что в феврале 1881 года ему было дано разрешение от университетского начальства и родителей невесты до 1917 года студентам без этого запрещено было вступать в брак. Соответствующие документы представлены в Главархиве Москвы. В марте 1881 года, за несколько месяцев до получения диплома Пётр Кащенко был отчислен навсегда из Московского университета за участие в студенческих беспорядках. Правда, ему оставили право поступления в другие высшие учебные заведения.

Кащенко», — говорится в сообщении. Как подчеркнули в пресс-службе, с целью поддержания функционирования диспансера организовали временные инженерные сети, которые демонтируют после монтажа новых инженерных сетей, подключения и пусконаладочных работ.

Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко»

27-летняя туристка угрожала пистолетом посетителям музея-заповедника в Петергофе Статья посвящена выдающемуся психиатру и организатору психиатрической службы в дореволюционной России и в первые годы Советской России Петру Петровичу Кащенко (1859—1920).
Главархив рассказал о юности легендарного психиатра Петра Кащенко / Новости города / Сайт Москвы Необыкновенным доктором, который отважился на большие перемены, был Пётр Петрович Кащенко.
Секрет её жизни 1920 | Книга памяти платформы Мортем.
Что бы это значило? Ремонт в больнице имени Кащенко озадачил не только пациентов Благодаря Петру Кащенко появились новые методы лечения в психиатрии.
В психбольнице имени Кащенко объяснили аномалию с ремонтом трубам На формирование мировоззрения В. П. Кащенко большое влияние оказывал его старший брат Петр Петрович Кащенко (1858—1920) — известный деятель отечественной психиатрии.

Краткий курс истории. Великий психиатр

Кащенко. Скончался Петр Петрович Кащенко (1859-1920) – русский психиатр и деятель земской медицины. Врач-психиатр и организатор психиатрической помощи в России, один из тех, благодаря кому в страну пришла идеология «нестеснения» в лечении душевнобольных. Петр Петрович был странным господином и, надо признать, в какой-то степени «безбашенным». Когда убили Александра II, студент Московского университета Петя Кащенко произнес пламенную речь, осуждавшую царя, за что получил сполна. Петр Петрович Кащенко. Современное "народное" название больницы — "Кащенко" (или "Кащенка") было дано ей в 1922 году по фамилии другой выдающейся личности — главного врача лечебницы с 1904 по 1907 г. г. — Петра Петровича Кащенко. Аннотация. Предметом обсуждения данной публикации выступил психологический анализ системы педагогической коррекции (лечебной педагогики) известного отечественного педагога, специалиста в области воспитания и обучения трудных детей Всеволода Петровича Кащенко.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий