Онегин из Сербии, Гремин с Донбасса: в Самаре артисты четырех театров исполнили оперу Чайковского. «Евгений Онегин» – непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма. Телеканал Самарагис.
В Самаре артисты театров России и зарубежья исполнили оперу «Евгений Онегин»
Премьера оперы «Евгений Онегин», 6 марта 2024 | Вчера, 25 января, в Самарском оперном театре прошла премьера знаменитой оперы Петра Чайковского по не менее знаменитому пушкинскому роману в стихах «Евгений Онегин». |
Тысячи горожан пришли посмотреть оперу «Евгений Онегин» на площадь Славы - 2 июня 2022 - 63.ру | Самарский академический театр оперы и балета готовится к премьере оперы «Евгений Онегин». |
Евгений Онегин
- Последние события
- Жителей Самарской области позвали на бесплатное выступление Константина Хабенского
- Комментарии
- В самарском оперном театре прошла премьера «Евгения Онегина» — SGPRESS — Самара, люди, события
Ностальгия по опере
Как говорится в описании спектакля, «режиссёрская версия Георгия Исаакяна подчёркивает теснейшую связь оперы с пушкинским оригиналом». Эта идея раскрывается и с помощью сценографии Вячеслава Окунева, отсылающей к черновикам поэта с его узнаваемым почерком и характерными рисунками на полях. Пушкинский текст, таким образом, станет и своеобразным элементом художественного оформления.
В годы, когда в репертуаре театра не было сценической версии «Евгения Онегина», его давали в концертном исполнении. Место проведения Самарский академический театр оперы и балета имени Д. Шостаковича г. Самара, площадь Куйбышева, 1 Место проведения.
Эта идея раскрывается и с помощью сценографии Вячеслава Окунева, отсылающей к черновикам поэта с его узнаваемым почерком и характерными рисунками на полях. Пушкинский текст, таким образом, станет и своеобразным элементом художественного оформления. По материалам журнала «Театр».
Эта встреча с «Онегиным» - не первая для художественного руководителя и главного дирижера театра маэстро Александра Анисимова. Очевидно, поэтому в его трактовке партитуры Чайковского ощущаются абсолютная, сочетающаяся с уверенным волевым началом свобода и выверенность мельчайших деталей, которые исключают спонтанность и непредсказуемые всплески эмоций. С первых тактов вступления Анисимов погружает слушателей в элегическую, задушевную атмосферу. При этом мягкое, нефорсированное и в то же время полнокровное звучание оркестра без резких динамических акцентов, которые даются как бы намеком, и подчеркнуто умеренные темпы на протяжении всего спектакля не создают ощущения затянутости и холодной бесстрастности, не лишают действие эмоциональной глубины. Правда, на премьерных показах в полной мере этого удалось достичь только при оптимальном составе исполнителей. Музыканты прекрасно сбалансированного, нигде не заглушавшего певцов оркестра продемонстрировали достойный класс: кантиленное звучание, чуткую нюансировку, сыгранные практически без единой помарки соло деревянных и духовых. По-прежнему невосполнимо отсутствие арфы, но к этому, похоже, все уже притерпелись. Особой похвалы заслуживает хор, звучащий чисто, полнокровно и выразительно. К тому же артисты хора на редкость органичны на сцене, демонстрируют хорошее владение пластикой и сумели создать не один колоритный образ в массовых сценах. В начале 1990-х годов автору этих строк довелось посмотреть мюзикл Бернстайна «Кандид», превосходно поставленный Петровым в возглавляемом им в ту пору Киевском русском драматическом театре имени Леси Украинки. Несколько лет назад в Пермской опере он поставил вердиевского «Отелло». Режиссер признался, что для него «Евгений Онегин» - это легенда, миф, что-то отдаленное от быта и что в спектакле не будет привычных вещей - ни мельницы, ни снегопада, ни варенья: «Хочу сделать некий барельеф, на котором выделены все персонажи, и ничто не мешает слушать музыку». В реализации этого замысла Петрову-режиссеру помог Петров-сценограф. На протяжении всего спектакля на сцене, не считая нескольких стульев, не появляется никаких бытовых атрибутов. И в этом принципиальное отличие аскетичного, выдержанного в целом в минималистской, «эстетской» манере со статичными за исключением ларинского бала мизансценами самарского «Онегина» от нашумевших постановок Дмитрия Чернякова в Большом театре и Александра Тителя в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Кажется, это первый случай режиссерского «внедрения» в составленное по тексту пушкинского романа либретто оперы, в сочинении которого принимал непосредственное участие сам композитор. Подобного не делал ни один из самых радикальных постановщиков «Евгения Онегина». В первой картине спектакля, ведя непринужденную беседу с Татьяной, вместо традиционного «Мой дядя самых честных правил…» Онегин произносит реплику «Как грустно думать, что напрасно…» из восьмой, заключительной, главы романа. Но это исполненное глубоких философских размышлений излияние, являющееся по существу авторским послесловием к роману, которое подводит итог прожитых Онегиным и окончательно опустошивших его лет после дуэли с Ленским, вряд ли уместно в начале действия, да и ситуация не та. Режиссера мало занимают в спектакле второстепенные, на его взгляд, постановочные детали. Да и зрителей, похоже, совсем не смущает то, что находящиеся рядом на сцене персонажи до поры до времени «не замечают» друг друга - а такими моментами, судя по записям оперных репетиций, в свое время был сильно озабочен г-н Станиславский. Не смущает их и отсутствие тенистого сада в усадьбе Лариных, святой воды и окна, которое няня «открывает» в комнате Татьяны и многого другого, о чем поют персонажи оперы - на это настраивает сама по себе условность сценического действия. Оно начинается с того, что на последних тактах вступления все персонажи, выстроившись в цепочку, из глубины сцены медленно перемещаются к рампе и усаживаются рядышком на приподнятую ступеньку сценического планшета спиной к зрителям. Когда раздвигается занавес, перед зрителями предстает пустая коробка сцены, по бокам которой расположены подвижные, меняющие свою конфигурацию створки с зеркальными поверхностями, которые по ходу действия превращаются то в кулисы, то в сплошные, формирующие сценическое пространство вертикальные поверхности, а сзади - подсвеченная на черном фоне стенка с арочными проемами. Появляющиеся в этих проемах персонажи действительно напоминают барельефы или гравюры, но этот эффект обозначен лишь эскизно и пока что не работает в полную силу. Световая партитура Елены Древлевой Москва помогает создать ауру, соответствующую интерьерам, в которых разворачивается действие и которые в спектакле изначально обозначены в высшей степени условно. Украшением спектакля является неброская серебристо-серая цветовая гамма стильных костюмов, в которых и исполнители партий, и артисты хора за редким исключением выглядят очень естественно и колоритно. Благодаря новой машинерии, имеется возможность менять уровни отдельные его сегментов, концентрируя внимание на тех или иных мизансценах и персонажах и подчеркивая эмоциональные кульминации действия. Однако Петров, как показалось, злоупотребляет «вертикальной» режиссурой, которая вскоре приедается и даже начинает раздражать назойливым однообразием. Этот прием, впрочем, не нов. Достаточно вспомнить тителевскую постановку «Онегина», с которой у нынешней самарской при всех отличиях много общего. Так, перекликаются мизансцены «полета» лихорадочно передаваемого одна другой крестьянскими девками аллегорического письма Татьяны к Онегину. У Петрова это длинная белоснежная лента-рушник, которую героиня разворачивает по мере «написания» и которая в заключительной сцене меняет белый, дарящий надежду цвет на траурный черно-красный окрас, свидетельствующий о драме героев. Но главное сходство — в структуре обоих спектаклей с одним антрактом после четвертой картины — сцены ларинского бала. Это позволило связать воедино две последующие картины: дуэли и по сюжету отделенного от нее существенным промежутком времени греминского бала. Однако если у Тителя на музыке блестящего полонеза несчастного Ленского в прямом смысле выметают метлами со сцены, то у Петрова после выстрела, который раздается из-за медленно опустившегося суперзанавеса, который скрывает соперников от зрителей, облаченный в белую рубаху убиенный поэт остается на сцене. Как бы заглядывая в будущее, он наблюдает венчание Ольги, а затем сочувственно выслушивает исповедь присевшего рядом с ним Онегина о томительной тоске и бесплодных странствиях без цели, после чего снимает с его плеч оставшийся с дуэли плащ, с которым и удаляется за кулисы. Есть в этой мистической мизансцене нечто умиротворяющее, щемяще трогательное, что задевает душевные струны. Но это нужно сыграть, что удалось пока только одному из Ленских — в исполнении приглашенного из Саратова Ильи Говзича. Режиссерской манере Владимира Петрова свойственна метафоричность, но многие метафоры выглядят излишне прямолинейными. Это и упомянутое «письмо» Татьяны, и высота подъема сценических площадок с персонажами - в точном соответствии с эмоциональным градусом той или иной мизансцены. В финале перед находящейся на авансцене Татьяной как символ безысходности ее чувства к Онегину вздымается непреодолимая стена, в то время как Онегин с его заключительной репликой «Позор, тоска…» находится в это время высоко-высоко над ней, на уровне бельэтажа. В концепцию спектакля не вписывается изъятая постановщиками крестьянская сцена с танцами из первой картины, пунктирно представлен и танцевальный эпизод греминского бала.
Поздравляем с премьерой!
Она напоминает нам о важности принятия решений, о том, что любовь и судьба — непредсказуемые и могут привести к самым неожиданным поворотам. Шостаковича» ИНН человек просматривали эту страницу за неделю. Успейте купить лучшие места!
Этот мир русского языка, стихов, поэм, сказок — то, в чем мы существуем, как познаем мир. Для нас с художником Вячеславом Окуневым было важно поговорить с публикой о том, что «энциклопедия русской жизни» скучная школьная формула — очень живая вещь. Нам хотелось, чтобы каждый зритель узнал себя в какой-то из моментов своей жизни, — рассказал режиссер-постановщик Георгий Исаакян. Музыка Петра Чайковского звучит в исполнении оркестра самарского театра.
У меня давно была мечта о том легендарном спектакле Исаакяна, который я когда-то видел на ростовской сцене и был покорен простотой, искренностью и человечностью постановки.
Да и вышла она десятилетие назад. Поэтому театр обратился к худруку Московского детского музыкального театра имени Натальи Сац Георгию Исаакяну с необычной просьбой — поставить в Самаре тот вариант оперы, который уже шёл в пермском театре с 2010 по 2022 год. В театре предпочитают называть это событие возрождением, а не переносом. В итоге в Самаре с необычной для премьеры скоростью она даже не звучала в планах на сезон появилась обновлённая опера. В постановке много прочувствованно спетых, драматически разобранных сцен. Фото: Андрей Савельев Без всей этой преамбулы будет непонятно, почему этот «Онегин» поставлен как будто не тем Георгием Исаакяном.
Скандал, впрочем, оставим на совести тех, кто его затеял, ничего эпатирующего в спектакле не было. Даже женщины в душе мылись одетыми. Да и вообще, Исаакян — режиссёр не самый радикальный. Но оперу Чайковского ставил как будто гораздо более юный и менее решительный человек, чем тот зрелый мастер со сложившимся мировоззрением, каким мы знаем Исаакяна теперь. Этот спектакль понравится тем, у кого есть строгие представления о допустимом в опере. Он не должен никого раздражить. Хотя совсем уж ретроградам придётся для начала объяснить, почему это хор поёт из-за кулис, дворовые девушки вместо сбора ягод протирают пыль, а вся история играется среди высоких узких белых книжных стеллажей сценография Вячеслава Окунева, тоже известная по пермскому спектаклю.
По гамбургскому счёту в этой версии немало отступлений от канонов, просто в 2024 году они уже не так заметны. В этой версии спектакля немало отступлений от канонов, просто в 2024-м они уже не так заметны. Фото: Андрей Савельев Прежде всего перед нами красивый стильный спектакль.
Они давно вошли в репертуар ведущих солистов, звучат в концертных программах, фильмах и передачах.
В опере «Евгений Онегин» музыкально отражаются контрастные стороны русской действительности XIX века: из тихой российской провинции зритель переносится на величественный петербуржский бал; в опере звучат и крестьянские песни, французские куплеты Трике в доме Лариных; любовные признания Ленского к Ольге чередуются со сценами неразделенной любви Татьяны к Онегину. Трагическая сцена дуэли Онегина и Ленского, а также заключительная сцена признания Онегина с Татьяной усиливают драматическую линию сюжета. Режиссерская версия Георгия Исаакяна подчеркивает теснейшую связь оперы с пушкинским оригиналом. Сценическое оформление спектакля, согласно режиссеру, опирается «на рукописи Пушкина с его характерным почерком и рисунками на полях».
Поздравляем с премьерой!
Главный герой оперы – Евгений Онегин, элегантный и холодный молодой аристократ. Он встречает простодушную и романтичную Татьяну Ларину и отвергает ее искреннюю любовь. Пермский оперный театр привез на фестиваль «Золотая маска» оперу «Евгений Онегин». Постановка Владиславса Наставшевса (режиссер и сценограф) и Михаила Татарникова (дирижер) выдвинута на премию как лучший спектакль. С постановки оперы «Евгений Онегин» в Театре оперы и балета УР начиналось освоение классического репертуара. Онегин из Сербии, Гремин с Донбасса: в Самаре артисты четырех театров исполнили оперу Чайковского.
Ближайшие оперы
- Курсы валюты:
- В Самарской филармонии Дмитрий Дюжев представил «Евгения Онегина»
- Театръ • Георгий Исаакян возвращается к «Евгению Онегину» в Самаре
- Поздравляем с премьерой! — Министерство культуры Самарской области
- Последние события
- Читайте также:
Театр имени Вахтангова отправился на гастроли в Самару со спектаклем "Евгений Онегин"
25 января в Самарском академическом театре оперы и балета им. Шостаковича состоялась премьера — «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского. В Самарском театре оперы и балета в 2024 году презентуют оперу «Евгений Онегин». Самарский академический театр оперы и балета готовится к премьере оперы «Евгений Онегин». В первый день этого лета «Евгений Онегин» величественно реял над Самарской лукой. Культура - 8 апреля 2022 - Новости Перми -
В Самарском театре оперы и балета в 2024 году презентуют оперу «Евгений Онегин»
В амфитеатре на Волжском склоне самарцам показали оперу «Евгений Онегин» на открытой площадке. Георгий Цветков (Евгений Онегин), Анастасия Лапа (Татьяна Ларина), Анатолий Невдах (Владимир Ленский), Георгий Шагалов (князь Гремин). Купить билеты на премьера оперы «Евгений Онегин» в Самарском театре оперы и балета. «Евгений Онегин» на сцене «Шостакович Оперы» — новая версия спектакля Георгия Исаакяна, который он выпустил в Пермском театре оперы и балета в 2010 году. В куйбышевском-самарском оперном театре «Евгений Онегин» ставился с рекордной частотой: нынешняя постановка – уже пятнадцатая по счету.
О мероприятии
- Новая версия оперы «Евгений Онегин» в САТОБ
- Евгений Онегин
- В самарском академическом театре оперы и балета покажут оперу "Евгений Онегин"
- «Евгений Онегин» В Самарском Академическом театре Оперы и Балета. 25. 01.2018.
- Подпишитесь на рассылку
"Евгений Онегин" вернулся в Самарский оперный театр
Купить билеты на оперу Евгений Онегин в Самаре, билеты по цене от 300,00 руб. 28 апреля 2024 г. в 15.00, Самарский театр оперы и балета Евгений Онегин, официальные электронные билеты на оперу на сайте Главная» Новости» Опера евгений онегин январь 2024. В Самарском театре оперы и балета состоится премьера «Евгения Онегина». Главный герой оперы — Евгений Онегин, элегантный и холодный молодой аристократ. С постановки оперы «Евгений Онегин» в Театре оперы и балета УР начиналось освоение классического репертуара. Самара, Самарский академический театр оперы и балета. от 1200 ₽.