Эксперты опасаются, что в индийской горной провинции Ладакх может начаться полноценный военный конфликт с Китаем. После Украины провокации США против Китая на Тайване и в Индии могут закончиться развалом мирового агрессора. Актуальность исследования определяется малоизученностью конфликта в контексте его влияния на двусторонние отношения Китая и Индии и обусловлена несколькими факторами. министром Ли Шанфу и Индии - Раджнатхом Сингхом.
Индия отворачивается от БРИКС из-за Китая и объединяется с ВИИФ
Пограничный конфликт между Китаем и Индией подогревается США - Аргументы Недели | Диалог заморожен, и Китай отвергает призывы Индии к проведению переговоров, чтобы разрешить ситуацию. |
"ВЗГЛЯД": Может ли Россия разрешить конфликт Индии и Китая | Индийские и китайские военные столкнулись вдоль линии контроля в округе Таванг на западе штата Аруначал-Прадеш, пишет India Today со ссылкой на источники. |
Китай и Индия помирились только на словах / В мире / Независимая газета | На этом фоне в Китае убеждены, что индийский премьер Моди уже жалеет о своих интригах и в итоге ему придется выполнить все условия РФ. |
Индия и Китай приняли решения повременить с вооружённым конфликтом | "Индийские и китайские войска разошлись в районе Галван, где ранее вступили в конфликт в ночь с 15 на 16 июня 2020 года. |
Китай и Индия обязались поддерживать мир на спорных приграничных территориях | Часть шоссе Ронг Анини на границе индийского штата Аруначал-Прадеш и Китая смыл мощный оползень, сообщает India Today. |
Китай готовится к военному конфликту с Индией
ИА «Ореанда-Новости». Индия и Китай решили повременить с тем, чтобы начать вооруженный конфликт на границе, заявило издание Hindustan Times, сославшись на информацию от высокопоставленных источников. Индия и Филиппины расширили свое сотрудничество в области безопасности, противодействуя растущей напористости Китая, что отражает растущую стратегическую согласованность. Кроме Китая и Индии в конфликте косвенно пострадал и Пакистан. Индийские и китайские военные столкнулись вдоль линии контроля в округе Таванг на западе штата Аруначал-Прадеш, пишет India Today со ссылкой на источники.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Конфликт Индии и Китая: чем это может грозить России
- Telegram: Contact @RossiyaNeEvropa
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Материалы по теме
- Тибет - яблоко раздора
На границе Индии и Китая произошёл вооружённый конфликт
Однако в сентябре в Москве прошли неофициальные переговоры между главами военных ведомств Индии и Китая, и за ними последовало долгожданное урегулирование. Контакты между противоборствующими сторонами стали регулярными. Последняя встреча состоялась в прошлые выходные. Она продолжалась более 15 часов. Местом для ее проведения был выбран спорный регион на востоке Индии - Ладакх.
В прошлом году там, как и на севере страны, участились индийско-китайские стычки. Но перемирие было недолгим.
Этот экскурс важен для того, чтобы понять, насколько глубоки противоречия между Индией и Китаем.
Кроме того, не будем забывать: Индия и Китай — это государства-цивилизации. Каждая из них равновелика Европе и обеим Америкам с Австралией т. Поэтому индийцы и китайцы обладают повышенной самооценкой и уступки традиционному противнику невозможны.
Пограничное столкновение 9 декабря было не самым жестоким: в драке никто не погиб в отличие от «палочной» стычки в 2020-м, когда были убиты 20 индийцев. Но оно более опасно из-за общей напряженности в мире. Украинский конфликт и угроза военной конфронтации в Тайваньском проливе, обострение ситуации вокруг Ирана сплетают мировые противоречия в единый причудливый клубок, чреватый тяжкими последствиями.
Чем острее противостояние между Индией и Китаем, тем больше вероятности сближения первой с ведущими странами Запада. То, что это дееспособное объединение, должны доказать анонсированные на январь 2023 г. Пока Индию удерживает от сближения с Западом традиционное военное, политическое и экономическое партнерство с Россией.
С 1960-х гг. Сейчас Индия, покупающая российскую нефть с дисконтом, хотела бы продолжить балансирование между противоборствующими в мире сторонами, но возможностей для этого у нее все меньше. Для России, безусловно, важны отношения с Нью-Дели, но отношения с Пекином важнее.
Китайская продукция и технологии могут отчасти заменить западные, доступ к которым сейчас закрыт, а Индия ничего сопоставимого предоставить России не может. Импорт российской нефти важен для Индии, но надо понимать, что существенно нарастить его объемы Индия не может: индийский рынок не резиновый. Зависимость Индии от российского вооружения велика, но не фатальна: индийцы всегда закупали наряду с советским российским английское, французское и шведское оружие, а в последние годы — американское и израильское.
К тому же сотрудничество Индии с Россией в военно-технической сфере не безоблачно: индийские СМИ наряду с хвалебными материалами в адрес российских вооружений нередко помещают негативные статьи. В частности, некоторые индийские эксперты возмущались закупками у России танков Т-90, но их поставки в конце концов продолжились. Но несколько масштабных контрактов Индия сорвала: так, индийцы отказывались от закупок истребителей МиГ-29, вертолетов Ми-17 и Ка-31, вышли из проекта создания истребителя 5-го поколения.
При этом Индия продолжает закупать российское вооружение, причем в больших количествах. Но приведенные примеры показывают, что Индия вышла из ситуации 1970—1980-х гг.
Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием — в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую; - ваш отзыв содержал прямую рекламу название и контактную информацию фирмы, речь о которой не шла в авторском материале; - ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность — личное дело каждого; - ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее; - ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии например: Аминь или носит религиозный характер; - ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше.
На границе Индии и Китая произошел военный конфликт На границе Индии и Китая произошел военный конфликт 20 индийских военнослужащих погибли в результате столкновения с китайскими войсками на спорном участке границы между двумя странами. Об этом заявили в индийской армии, пишет местное агентство ANI News. Конфликт произошел ночью 16 июня в регионе Ладакх в Гималаях. По неофициальным данным , военнослужащие с обеих сторон не использовали огнестрельное оружие — только камни и металлические прутья.
TikTok отверг обвинения в передаче данных властям Китая
В Китае выпускаются военно-транспортные самолеты, в Индии — нет. В 1972 г. Организация оборонных исследований и разработок Индии заказала разработку танка, выпуск которого начался только в 2006 г. Первенец индийского танкостроения, Arjun, похожий на германский Leopard 2, должен заменить российские машины, но за 14 лет производства в войска поступило только 122 единицы — такова мощность индийского танкостроения. Не говоря уже о том, что индийские танкисты жалуются на его «болезни» слабый и ненадежный двигатель , которые, в силу его возраста, уже трудно назвать детскими. Похожая история и с военным авиастроением. Китай одновременно производит истребители J-10 разработка на базе израильского Lavi , J-11 и J-16 лицензионные версии Су-27 , палубный J-15, легкий FC-1 для Пакистана и J-20 — машину 5-го поколения. Индия же, не считая лицензионного производства не очень масштабного , производит только один истребитель — Tejas. Как и с национальным танком, разработка истребителя очень затянулась.
В 1984 г. Агентство развития авиации начало работу над легким истребителем и, не имея опыта и квалифицированных специалистов, обратилось к французской компании Dassault. В результате на свет появилась облегченная и уменьшенная версия самолета Mirage 2000, совершившая первый полет только в 2001 г. За 20 лет было построено всего 40 самолетов. То есть заменить в индийских ВВС самый массовый истребитель МиГ-21 — а планы были именно такие — Tejas не сможет никогда. Обострение отношений Индии и Китая ставит Нью-Дели в трудное положение. Возможность продолжать военно-техническое сотрудничество с Россией под вопросом — как из-за санкций Запада, так и из-за все более тесных отношений Москвы с Пекином последний не очень приветствует передачу российских вооружений и технологий Индии. С другой стороны, сближение с Западом имеет для Индии целый рад ограничений.
В Индии к Западу отношение неоднозначное — прежде всего из-за травматической исторической памяти о временах британского владычества. Это тем более важно, учитывая, что у власти находится националистическая Бхаратия джаната парти. При ее правлении английский язык перестал быть государственным, а англизированные названия таких городов, как Бомбей и Калькутта, изменились на национальные Мумбаи и Каликут. Индийцев всегда возмущало отношение США и Великобритании к Пакистану как к союзнику, а оно в целом таковым остается до сих пор, хотя союзничество это весьма противоречивое.
Стало известно, что российские компании резко нарастили поставки топлива в Китай — страну, которая является главным геополитическим противником Индии. Речь идет не только о нефти, а также о газе. Россия демонстрирует, что будет себя неплохо чувствовать и без экспорта нефти в Индию. Последняя едва ли сможет найти аналогичного России поставщика, готового оперировать такими большими объемами и предоставлять скидки. Путин намекнул Нью-Дели, что ему не составит труда разрушить его многомиллиардный бизнес.
На этом фоне в Китае убеждены, что индийский премьер Моди уже жалеет о своих интригах и в итоге ему придется выполнить все условия РФ.
Индия помирилась с Китаем после вооруженного конфликта на границе Обе страны проведут совместное расследование инцидента и снизят градус напряженности Разведка Индии сообщает, что армия КНР также усилила присутствие своих войск на границе и развернула там большую группировку военных — мотострелковую и механизированную дивизию.
Также известно о том, что Китай срочно возводит вдоль границы с Индией военные укрепления. Особенно увеличено число солдат в районе недавних столкновений, в результате которых погибли порядка ста человек с обеих сторон.
При этом Индия продолжает закупать российское вооружение, причем в больших количествах.
Но приведенные примеры показывают, что Индия вышла из ситуации 1970—1980-х гг. Нью-Дели приходится считаться с несопоставимостью экономического, технологического и военного потенциала двух стран. Формально азиатские гиганты примерно равны: население Китая и Индии — по 1,4 млрд, армия Китая — 2,7 млн против 3,5 млн у Индии.
Но соотношение по военной технике совсем другое. У Китая 1232 боевых самолета, у Индии — всего 538. Танков у Китая меньше 3500 против 4292 единиц зато бронетехники у Китая больше в 3,5 раза.
Вдвое больше у Китая и артиллерии, такое же соотношение по боевым кораблям. Эксперты утверждают, что ядерных боеголовок у Китая 320, у Индии — 150. Если Китай полностью обеспечивает себя отечественной техникой и вооружением закупая у России технологии , то Индия надеется выйти на самообеспечение только в отдаленной перспективе.
Со сложной техникой у Индии дела обстоят еще хуже. Китай производит авианосцы, Индия — нет. Китай производит стратегические бомбардировщики Xian H-6K , Индия — нет.
В Китае выпускаются военно-транспортные самолеты, в Индии — нет. В 1972 г. Организация оборонных исследований и разработок Индии заказала разработку танка, выпуск которого начался только в 2006 г.
Первенец индийского танкостроения, Arjun, похожий на германский Leopard 2, должен заменить российские машины, но за 14 лет производства в войска поступило только 122 единицы — такова мощность индийского танкостроения. Не говоря уже о том, что индийские танкисты жалуются на его «болезни» слабый и ненадежный двигатель , которые, в силу его возраста, уже трудно назвать детскими. Похожая история и с военным авиастроением.
Китай одновременно производит истребители J-10 разработка на базе израильского Lavi , J-11 и J-16 лицензионные версии Су-27 , палубный J-15, легкий FC-1 для Пакистана и J-20 — машину 5-го поколения. Индия же, не считая лицензионного производства не очень масштабного , производит только один истребитель — Tejas.
Tencent: Путин не стерпел демарша Индии, Моди поплатился за шантаж России
Однако в Индии развитие экономики фактически происходило сразу от сельского хозяйства к сфере услуг, практически минуя сектор промышленности. Иными словами, для увеличения экспорта и снижения торгового дефицита, по мнению индийских исследователей, целесообразнее направлять больше инвестиций в наиболее слабые секторы экономики Индии - обрабатывающую промышленность и инфраструктуру. Это будет способствовать привлечению большего объема ПИИ и, как следствие, приведет к расширению экспорта. В 2018-2019 годах в Индию ввозилось 375 категорий товаров, из которых больше половины приходилось на Китай, включая 70-процентную долю электронной продукции10. Если изобразить китайско-индийскую торговлю в стоимостном выражении в долларах США в долях от их общей внешней торговли, то получится наглядная картина большей зависимости экономики Индии от Китая. Китайские эксперты подчеркивают серьезную зависимость индийского рынка смартфонов от импорта из КНР. Сильная зависимость индийского рынка от КНР наблюдается и в автомобилестроении. В этой связи закономерно, что Индия испытывает хронический дефицит торгового баланса с Китаем, который также является и самым большим из всех торговых партнеров Нью-Дели. Посольство Индии в КНР отмечает, что увеличение дефицита торгового баланса с Китаем объясняется двумя основными факторами: «узкой товарной корзиной» и серьезными препятствиями для большей части индийской продукции сельского хозяйства и секторов, в которых Нью-Дели обладает высокой конкурентоспособностью, включая фармацевтику и сферу услуг, чтобы попасть на китайский рынок13. Говоря о последней, стоит отметить, что она же является одной из ключевых статей индийского экспорта в целом, и проблемы в поставке услуг в Китай негативно сказываются на отрицательном для Индии сальдо торгового баланса. Ряд исследователей отмечает, что важнее даже не сами тарифные ограничения, которые регулируются нормами Всемирной торговой организации ВТО , а нетарифные ограничения, к числу которых можно отнести сложные таможенные процедуры, требования соответствия стандартам, длительные и непростые процедуры сертификации.
Именно их часто называют индийские производители в числе самых серьезных препятствий для доступа к китайскому рынку. Это стало прямым результатом усилий премьер-министра Индии Нарендры Моди по поддержке отечественных и иностранных компаний15. Реализации этих задач призвана способствовать объявленная в 2014 году Н. Моди программа «Делай в Индии» Make in India. Кроме того, развитие торговли между Индией и Китаем сталкивается со многими другими преградами, включая языковой барьер, ограничения на перемещение рабочей силы и повышенные визовые требования. К коренным проблемам повышения качества двусторонних экономических отношений китайские эксперты относят так называемых трех «внутренних демонов» индийской политической элиты иньду чжэнцэ цзинин дэ «синь мо» : внешнеполитическое позиционирование Китая в качестве стратегического конкурента чжаньлюэ цзинчжэнчжэ ; неверная оценка и преувеличение роли торгового дефицита в качестве неизбежного «проигрыша» индийской стороны; неверное предположение, что в укреплении торгово-экономического и стратегического сотрудничества с США для подавления Китая Индия сможет заменить Пекин в качестве главной «фабрики мира» шицзе гунчан. Наметившаяся в последнее время тенденция на перенос части производства международных предприятий из Китая в Индию, обусловленная длительными ограничениями вследствие локдауна и усиливающимися трениями в американо-китайской «торговой войне», хотя и носит пока ограниченный характер, в перспективе может способствовать развитию внутреннего индийского производства и сказаться на снижении торгового дефицита с Китаем. Так или иначе, Р. Раджагопалан подчеркивает, что в целом торговое сотрудничество - это одна из тех немногих областей, где отношения Китая и Индии продвигаются вперед, несмотря на растущий дефицит двусторонней торговли. Отмечается также и значительный потенциал роста в таких секторах, как фармацевтика, информационные технологии и инфраструктура.
Хотя Индия и Китай прибегают к определенным протекционистским мерам, рыночные силы и экономическая выгода часто перевешивают, что позволяет, например, китайским компаниям в сотрудничестве с местным бизнесом участвовать в инфраструктурных проектах на территории Индии, а также усиливать присутствие в некоторых секторах индийской экономики, включая энергетику. Взаимодействие в рамках многосторонних механизмов в сфере экономики и устойчивого развития Заинтересованность Китая и Индии в углублении экономического сотрудничества особенно заметна на уровне взаимодействия в рамках международных многосторонних площадок, включая АБИИ и НБР. Так, Индия является одним из крупнейших заемщиков, привлекая средства на цели развития и для обновления инфраструктуры. Выделение финансирования, например в рамках АБИИ, не представляется возможным без поддержки Китая, который является крупнейшим держателем голосующих акций. НБР был создан в 2014 году, а уже в 2015 году первым в истории президентом банка был назначен крупный индийский предприниматель, председатель «Infosys Limited» вторая по величине индийская ИТ-компания Кундапур Ваман Камат. В 2016 году, когда банк впервые начал осуществлять операции по финансированию проектов национального и инфраструктурного развития, Индия из всех пяти членов получила наибольший объем финансирования в размере 500 млн долларов19. По данным на 2019 год, банк одобрил 70 проектов во всех странах-членах, четверть из которых 18 проектов стоимостью почти 7 млрд долларов приходится на Индию20. Некоторые исследователи также отмечают сотрудничество Китая и Индии на многосторонних площадках по продвижению интересов развивающихся стран, в том числе в области торговли и устойчивого развития. Первый представляет собой блок из четырех крупных новых индустриальных стран - Бразилии, Южной Африки, Индии и Китая, - образованный в 2009 году с целью согласования совместных действий на Копенгагенском саммите по климату. В 2010 году страны заявили о расширении сотрудничества и в других областях, в том числе было объявлено о совместной программе разработки спутников.
Все участники в целом разделяют позиции по сокращению объемов выбросов парниковых газов и привлечению средств, необходимых для борьбы с изменением климата. Например, на 26-й Конференции ООН по изменению климата в 2021 году министр окружающей среды Индии от имени «BASIC Countries» представил «Дорожную карту» по оказанию финансовой поддержки для развивающихся стран по борьбе с изменениями климата в размере 100 млрд долларов на период с 2021 по 2025 год. Отдельного внимания заслуживает координация действий Китая и Индии по усилению представительства развивающихся стран на ведущих международных финансовых площадках. Так, например, обе страны традиционно выступают за реформирование Всемирной торговой организации ВТО и Всемирного банка, а также увеличение квот для развивающихся стран в Международном валютном фонде МВФ и совершенствование системы голосования с тем, чтобы их роль в международной монетарной политике стала более весомой. Вместе с тем вслед за усилением процессов региональной политической и экономической конкуренции между Китаем и Индией в ИТР Нью-Дели пытается привлечь к себе больше сторонников среди стран «глобального Юга» и выступает с критикой Китая, который якобы заманивает бедные страны в «долговой капкан». Подобная риторика звучала на онлайн-саммите «Голос глобального Юга» в январе 2023 года с участием более 120 государств афро-азиатского и латиноамериканского мира, в котором Китай не принял участие, хотя и был уведомлен индийской стороной. Проблемы инвестиционного сотрудничества Слабость динамики инвестиционного сотрудничества объясняется как сохранением политической напряженности двусторонних контактов вследствие пограничного спора, так и политикой Нью-Дели по усилению контроля за инвестиционной деятельностью со стороны ближайших соседей, принятой в апреле 2020 года21. Процедуры контроля за ПИИ стран-соседей были усилены, с одной стороны, чтобы избежать поглощений индийских предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации вследствие экономических проблем, спровоцированных Covid-19, а с другой - в связи с активизацией китайско-индийских политических трений, вызванных обострением пограничного конфликта. Хотя поправки в инвестиционное регулирование и затронули другие страны, включая Афганистан, Бутан, Мьянму, Непал, Пакистан и Бангладеш, которые теперь вынуждены получать специальное одобрение правительства Индии для осуществления любых проектов с привлечением ПИИ, считается, что данная мера в первую очередь направлена против Китая. В итоге в результате введенных ограничений Индия в прошлом году одобрила лишь 80 из 320 предложений о ПИИ со стороны китайских компаний22.
Объемы китайских инвестиций в экономику Индии остаются достаточно скромными: приток ПИИ из Китая в Индию в период 2014-2019 годов составлял примерно 360 млн долларов в год.
Индия и Китай тогда приняли формулировку: «Оставить решение проблемы на усмотрение будущих поколений, а пока не обострять». Поэтому пока между ними происходят какие-то пограничные инциденты. Политолог уверил, что на данный момент нет никаких указаний на то, что в отношениях между Индией и Китаем радикально меняется ситуация. Ток-шоу «Будни» выходит ежедневно с понедельника по пятницу. В каждом выпуске предметом обсуждения становятся самые актуальные темы из жизни страны и мира.
Авторы Tencent отметили, что поведение Индии вызывает вопросы. Дело в том, что американские власти далеко не вчера ввели ограничения против России, их санкции действуют порядка двух лет. И до сих пор Нью-Дели это совершенно не смущало, он с радостью выкупал огромные партии российских энергоносителей, да еще и требовал хорошую скидку. Однако теперь индийское правительство вдруг вспомнило про ограничения и, боясь испортить свои отношения с США, отказывается принять судно. Истинные причины ее демарша связаны с тем, что Россия хочет продавать свою нефть за китайские юани. Нью-Дели такой вариант не устраивает, и он пытается шантажом заставить ее отказаться от своих требований. Судя по всему, Путина хулиганское поведения Индии не смутило, и он решил проучить своего партнера.
Нью-Дели также обращает внимание и на растущее военно-стратегическое присутствие Пекина в зоне ее интересов: Китай строил и впоследствии получил в аренду глубоководный порт Гвадар в Пакистане, расположение которого позволяет Пекину отслеживать военно-морскую деятельность Индии в Аравийском море, а также наблюдать за американо-индийскими маневрами в Индийском океане38. С настороженностью Индия подходит и к концепции «нить жемчуга» по цепи военно-морских объектов КНР по ее периметру. В этой связи введение в эксплуатацию в 2017 году и последующее расширение в 2020 г. Китай воспринимает оборонное и стратегическое партнерство Индии с США особенно в рамках Четырехсторонней группы по безопасности с участием Австралии и Японии QUAD как военный союз, направленный на сдерживание его интересов в регионе и за его пределами, а также как явную угрозу китайским геополитическим интересам в Южной и Юго-Восточной Азии, а также акватории Южно-Китайского моря. Активизация китайско-индийской конкуренции в ИТР заставляет Китай и Индию усиливать международные и региональные позиции, в связи с чем обе стороны стали еще более активно продвигать свои экономические интересы и модернизировать вооруженные силы, что вызывает рост взаимного недоверия40. В 2022 году Индия поддержала Индо-Тихоокеанскую экономическую структуру ИТЭС под эгидой США, которая, согласно своим официальным целям, призвана содействовать многостороннему экономическому сотрудничеству в регионе. Индия, опасаясь дальнейшего ухудшения отношений с Китаем, начала усиливать процесс секьюритизации своих торговых связей с ним. Это вылилось как в ужесточении контроля за внешними инвестициями и увеличении количества импортных барьеров, так и негативно сказалось на желании страны участвовать в региональных интеграционных объединениях. И хотя мотивы в основном сводились к опасениям увеличения конкуренции для индийских производителей со стороны потенциальных партнеров по ВРЭП, одной из наиболее весомых причин был ожидаемый рост уязвимости индийского рынка перед наплывом более дешевых китайских товаров. Таким образом, представляется, что Индия планомерно идет на усиление контроля за китайскими инвестициями в качестве меры по снижению зависимости своего рынка от экономики КНР. Хотя при этом экономический разворот Индии от Китая к Западу сталкивается с различными препятствиями. В настоящее время Китай занимает центральное место в азиатских цепочках поставок, а расширение ограничений на импорт из Китая и отказ от участия во ВРЭП делают экономику Индии менее привлекательной для встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости. Процесс секьюритизации экономических отношений с Китаем со стороны Индии еще раз свидетельствуют о том, что сохраняющаяся политическая напряженность препятствует раскрытию всего потенциала китайско-индийской торговли. Как отмечает в своем исследовании Вани Арчана из Индийского совета по исследованиям в области социальных наук ICSSR , при условии действия между Китаем и Индией зоны свободной торговли и, как следствие, отмены тарифов и пошлин торговля товарами между ними стала бы более эффективной, а взаимный импорт по ряду позиций мог бы заменить более дорогостоящее внутреннее производство42. Как подчеркивали некоторые индийские исследователи до 2020 года, Индия в целом рассматривала экономический подъем Китая как возможность для достижения собственных социально-экономических целей, так как она нуждается в китайском капитале и потребительском рынке для стимулирования внутреннего экономического роста43. Вместе с тем стоит учитывать и тот факт, что взаимная либерализация рынков без сохранения механизмов по защите отечественных производителей могла бы иметь и обратный эффект на производственный сектор Индии, который стал бы фактически неконкурентоспособным перед лицом более выгодных предложений производителей КНР. Некоторые индийские экономисты, включая Арвинда Панагария, отмечают, что дефицит торгового баланса не является экономически целесообразным обоснованием для дальнейшего ужесточения торговой политики страны по отношению к КНР, так как потери от этого превосходят потенциальную выгоду. По ряду товаров, которые Индия готова экспортировать в Китай, зачастую не получается согласовать приемлемую для обеих сторон стоимость. Соответственно, Нью-Дели перенаправляет их другим торговым партнерам, включая США, что, в свою очередь, приводит к положительному сальдо торгового баланса с ними. Иными словами, подчеркивает А. Панагария, чтобы сократить торговый дефицит с Китаем, Индии следует еще активнее расширять торговлю с другими партнерами, а не сокращать ее с Пекином, прибегая к торговым ограничениям44. Вместе с тем две ключевые проблемы китайско-индийской торговли, связанные с дефицитом торгового баланса и несбалансированностью экспортно-импортной структуры, не являются исключительно проблемой двусторонних экономических отношений Китая и Индии45. Если проанализировать торговлю Индии с ее 25 ведущими партнерами, то положительное сальдо торгового баланса будет лишь с США, Великобританией и Нидерландами. В этой ситуации главный вопрос скорее в том, что Индия не способна производить для внутренних нужд необходимое количество товаров и услуг наиболее эффективным образом и вынуждена компенсировать возникающий дефицит импортом из Китая46. В свою очередь, существующая взаимозависимость торговли, при которой Китай экспортирует в Индию высокотехнологичную продукцию, а импортирует товары с относительно невысокой добавленной стоимостью в экономической литературе, называется торговой комплементарностью. Она отражает степень соответствия профиля экспорта одной страны профилю импорта ее потенциального торгового партнера. Для количественного измерения используют индекс торговой комплементарности, который для Китая и Индии колеблется на уровне 0,6-0,7, отражая высокую степень взаимного совпадения компонентов двусторонней торговли, что объясняется схожестью структуры экспорта Индии и импорта Китая47. По этой причине любое нарушение сложившегося баланса двусторонних экономических отношений вследствие политических разногласий становится невыгодным для обеих сторон. Серьезная зависимость Индии от импорта товаров из КНР и желание Пекина расширять доступ на обширный индийский рынок способно привносить элемент стабильности в китайско-индийские отношения, тем самым удерживая Пекин и Нью-Дели от чрезмерно агрессивных действий по отношению друг к другу. Таким образом, китайско-индийское экономическое сотрудничество, несмотря на сохранение определенных проблем и дисбалансов, а также негативное влияние пограничного спора, в целом демонстрирует положительную динамику, благотворно влияет на общий характер их двусторонних отношений. Это побуждает обе стороны стремиться к сохранению экономической и политической стабильности с тем, чтобы избегать потерь от замедления торговой активности, разрыва производственных и логистических цепочек, а также снижения инвестиционной привлекательности и ухудшения делового климата, которые могут возникнуть в случае прямого военного столкновения. Однако одновременно с этим по причине обострения пограничного вопроса и усиления региональной конкуренции, а также на фоне усугубления экономической зависимости Нью-Дели от Китая, роста дефицита торгового баланса для Индии и низкой активности взаимных инвестиций Индия стремится к секьюритизации экономических отношений с Китаем и диверсификации внешнеэкономических связей. Нью-Дели, в частности, ведет активные переговоры по взаимному снижению торговых ограничений с Великобританией, Канадой и Европейским союзом48. В 2021 году впервые за последние десять лет Индия заключила соглашения о свободной торговле с Объединенными Арабскими Эмиратами и Австралией49. Вместе с тем даже имеющиеся проблемы в двусторонней торговле, связанные с пассивным развитием инвестиционного сотрудничества, отрицательным для Индии сальдо торгового баланса и чрезмерной зависимостью Нью-Дели от импорта продукции высокотехнологичных отраслей, не являются непреодолимым препятствием. Зависимость Индии от высокотехнологичной продукции из КНР хотя и отражает определенную слабость индийского производственного сектора50, в то же время оказывается признаком комплементарности китайско-индийской торговли. Отрицательное для Индии сальдо торгового баланса показывает не только существующие торговые препятствия с обеих сторон, но и отражает недостаточный уровень развития внутреннего промышленного потенциала Индии и при этом позволяет перенаправлять невостребованные в Китае товары на другие рынки, что выравнивает торговый баланс с иными партнерами Индии, в том числе и США. Отрицательное сальдо с КНР может быть нивелировано за счет увеличения экспорта продукции конкурентоспособных отраслей индийской экономики в Китай вследствие взаимного снижения тарифных и нетарифных ограничений, а также повышения общего уровня эффективности производства индийской экономики. Представляется, что кардинального улучшения ситуации следует ожидать лишь в случае нормализации общего фона отношений двух стран, повышения уровня взаимного доверия и стабилизации приграничного вопроса. В целом значительные объемы двусторонней торговли, комплементарность экспортно-импортной структуры экономик обеих стран, важное место китайского рынка во внешнеэкономической деятельности Индии, динамичное сотрудничество в рамках международных финансовых институтов и многосторонних площадок могут способствовать снижению конфликтности двусторонних отношений. Сегодня наблюдается движение в сторону большей конкуренции и стратегического соперничества Китая и Индии в ИТР. Вместе с этим чрезмерная экономическая зависимость Индии от Китая приводит к тому, что она вынуждена искать альтернативные направления внешнеэкономической деятельности, развивая отношения с другими ведущими региональными АСЕАН, Австралия, США и др.
Пограничный конфликт между Китаем и Индией подогревается США
Индийские СМИ сообщают о китайском отряде численностью до 300 человек, который получил «решительный и твёрдый ответ». Но старый конфликт между Индией и Китаем не ограничен территориальными спорами. Пограничный конфликт стал более напряженным, поскольку Индия и Правительство Тибета в изгнании считают Линию Макмагона верной, Китай опровергает эту версию, ссылаясь на самоуправление тибетской власти. Индо-китайский пограничный конфликт 2020 года — вооружённое столкновение между Индией и Китаем, начавшееся в мае 2020 года, из-за спорного региона Аксайчин. Вооруженный конфликт между Индией и Китаем переносит конфликтный потенциал в Шанхайскую организацию сотрудничества. Исторические индийско-китайские противоречия и нарастающее противостояние между США и КНР постепенно формируют геополитический выбор Индии в пользу Запада.
Актуальные новости о конфликте между Индией и Пакистаном
Нынешний виток конфликта на плато Доклам, территорию которого оспаривают Бутан и Китай, начался 16 июня, когда группа китайских военных инженеров начала прокладку автомобильной дороги через спорное плато. Пограничный конфликт стал более напряженным, поскольку Индия и Правительство Тибета в изгнании считают Линию Макмагона верной, Китай опровергает эту версию, ссылаясь на самоуправление тибетской власти. Чжао ЛИЦЗЯНЬ, ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИД КНР:Китай и Индия в настоящее время решают соответствующие вопросы на местах посредством диалога по военным и дипломатическим каналам. Конфликт на границе Индии с Пакистаном и Китаем существует на протяжении многих десятилетий в замороженном виде, ситуация в ближайшее время не изменится, сказала НСН Татьяна Шаумян.
Ситуация накаляется: три конфликта, которые могут перерасти в полноценную войну
Выпустить Бирму из клетки: конфликт в Мьянме угрожает соседним странам. О чем беспокоятся Китай, Таиланд и Индия и к чему могут привести бои между правительством и повстанцами. Обзорный материал, посвященный противостоянию Индии и Китая на спорной территории в приграничном регионе Ладакх, начавшемся в мае этого года. В Китае данный факт отрицают Рядом с индийским штатом Аруначал-Прадеш военные Китая и Индии столкнулись впервые с мая 2020 года. Нынешний виток конфликта на плато Доклам, территорию которого оспаривают Бутан и Китай, начался 16 июня, когда группа китайских военных инженеров начала прокладку автомобильной дороги через спорное плато.
Между военными Индии и Китая произошла стычка — СМИ
Остаётся неясным вопрос о предупреждении о строительстве дороги, якобы сделанном через китайское посольство в Нью-Дели за две недели до начала работ. Если оно действительно было, то вмешательство индийских военных могло быть расценено в Пекине как исключительно недружественный ответ на акт доброй воли. Индия фактически связана с Бутаном отношениями «патрон-клиент»: согласно заключённому в 1949 г. Договору о дружбе, в ведении Нью-Дели находятся вопросы обороны и внешней политики королевства. В 2007 году договор был пересмотрен, Бутан получил большую автономию; тем не менее, Индия сохранила свои обязательства перед королевством. Невыполнение их означал бы падение престижа Нью-Дели и фактический отказ от претензий на роль регионального лидера; с другой стороны, твёрдая позиция в этом вопросе, защита бутанских интересов дипломатическим, а если нужно — и военным путём укрепит авторитет Индии и доверие к ней со стороны Бангладеш, Непала, Мальдив и Шри-Ланки. Но дело не только в Бутане. Строительство дороги через Доклам увеличивает транспортную связность с китайской стороны границы и предоставляет НОАК дополнительные возможности, позволяя китайцам перебрасывать войска, припасы и вооружение к границам критически важного для Индии района — коридора Силигури, известного также как «Куриное горлышко» и «Шейка цыплёнка», связывающего основную территорию Индии с северо-восточными штатами. В случае начала полномасштабного конфликта китайские войска смогут буквально за несколько часов отрезать этот регион от Индии. Кроме того, активные действия Китая расцениваются Нью-Дели как нарушение статус-кво, что с учётом многочисленных территориальных споров между КНР и Индией вызывает беспокойство у индийского руководства.
Наконец, не стоит сбрасывать со счетов известный реваншизм ряда военных и политических кругов в Нью-Дели, заинтересованных в том, чтобы заретушировать поражение Индии в войне 1962 года. В сложившейся ситуации Пакистан, заинтересованный в максимальном углублении конфликта между враждебной Индией и союзной КНР, ведёт собственную информационную войну против Индии, одним из примеров которой стало упомянутое выше сообщение Dunya News. Во многом эта акция обязана успехом режиму секретности, установленному индийским и китайским руководством вокруг Доклама. Информационную войну, разумеется, ведёт не только Пакистан. Индийская пресса, к примеру, с самого начала конфликта активно обсуждала возможность и перспективы войны против КНР, причём большинство публикаций были выдержаны в оптимистичном тоне и оценивали шансы на победу в потенциальной войне как высокие.
Первый вооруженный конфликт возник в 1962 году. Столкновения продолжались около месяца. Китай временно занял Таванг, однако затем отступил и стороны заключили перемирие. Несмотря на заморозку конфликта, в последние десятилетия на линии фактического контроля еще несколько раз обострялась. Один из последних таких случаев произошел в июне 2020-го.
Тогда в результате боевых столкновений погибли 20 военнослужащих армии Индии.
Государства стараются решить территориальные споры с помощью компромисса. КНР признала бывшее княжество Сикким, которое вдруг в 1975 г. Столица - Гангток. В 2018 г. Нарендра Моди открыл здесь аэропорт - один из самых необычных в мире. В ответ Индия называет Тибет "Автономной областью", хотя и не поясняет чьей.
Далай-Лама по прежнему живёт в Индии, но экскурсии в тибетские поселения турфирмам делать запретили, чтобы не раздувать тему тибетских беженцев в Индии. Мы делаем туры из Гоа в Малый Тибет - многотысячное поселение тибетских монахов в штате Карнатака при соблюдении определённых условий. Однако Индия по-прежнему не признает суверенитет Китая над регионом Аксайчин, считая его частью Кашмира, а Китай - принадлежность к Индии одного из её штатов - Аруначал-Прадеша. В Индии убеждены, что китайцы оказывают помощь сепаратистам северо-востока страны, а также левацким партизанам-маоистам - наксалитам, контролируют малонаселённые, но значительные по размерам приграничные территории на всём севере Индии, опираясь на племенное и низкокастовое население. Непал по факту находится под большим влиянием Китая. А индийско-непальская граница протянулась на 1690 км. О дружбе Китая и Пакистана все знают.
Шри-Ланка оказалась в экономической зависимости от Китая. В счёт долгов страна предоставила свою территорию под военно-морскую базу. Проблемы из территориальных претензий перетекают в экономическое соперничество. Справедливости ради, нужно отметить, что на карте мира полностью благополучных стран немного, котёл то нагревается, то остывает. Индии и Китаю хватает мудрости официально воздерживаться от агрессивной риторики, а гласное от негативных действий. Обе республики находятся в одной весовой категории. Они соседи по Азии.
КНР и Индия равны и по населению - примерно по 1,5 млрд. При этом могут обеспечить продовольственную безопасность своего населения, что под силу очень ограниченному числу стран. Индийская и китайская армии, выяснения отношений между которыми пока что всегда заканчивались в пользу последней, примерно сопоставимы по своему потенциалу. Так же как военная авиация и флоты. Обе державы - ядерные. Государства одинаково горды своей тысячелетней историей и культурой. Китайская республика выглядит более независимой в политическом плане, но и Индия близка к этому.
И в той, и в другой стране граждане всех национальностей и вероисповеданий очень любят свою Родину. По сравнению с их патриотизмом, европейцы - космополиты без своего Отечества. Подавляющее большинство индийцев поддерживают своего лидера Нарендру Моди родился в 1950 г. У обоих преобладают националистические идеи. Нарендра Моди и Си Цзиньпин В силу всего вышесказанного оба государства являются естественными конкурентами. Так что территориальные претензии уже не стоят на первом месте. Главные противоречия - экономические, и они никуда не денутся.
Ситуация не была бы столь напряженной, если бы Китай и Индия не были настолько втянуты в глобализацию мировой торговли. Обе страны производят все виды конкурентных товаров, так как уже давно был взят курс на выпуск по возможности всех товаров внутри страны. Они одинаково хотят летать в космос и осваивать Арктику. Китай экономически мощнее Индии в несколько раз.
Вблизи от данного населённого пункта проходит Линия фактического контроля, которая разделяет Китай и Индию. Эта Линия не является официальной, но носит статус фактической границы. Во время работ примерно 55 китайских военнослужащих из народно-освободительной армии Китая НОАК подошли к Линии фактического контроля и жёстко, «в грубой форме», потребовали прекратить работы. Об этом инциденте сообщил канал NDTV. В ответ индийская сторона выдвинула своё подразделение пограничников на место конфликта.
Китайские военные настаивали на прекращении работ, ссылаясь на договорённость, согласно которой, строительство на спорной территории должно быть согласовано с соседней страной.
Российская дипломатия пока не готова быть дипломатией сверхдержавы
- Российская дипломатия пока не готова быть дипломатией сверхдержавы
- Новости партнеров
- «КОММЕРСАНТЪ»: Китай и Индия делят не только горы и море, но и киберпространство
- Ситуация накаляется: три конфликта, которые могут перерасти в полноценную войну
- Между Китаем и Индией нет угрозы «полномасштабного» военного конфликта
Наши проекты
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- На границе Индии и Китая произошли боевые столкновения
- Массовая драка палками китайских и индийских приграничников: территориальный спор
- Вы точно человек?
Китай выступил против изменения статуса приграничной области Индии Ладакх
Между Нью-Дели и Пекином достигнута договоренность об активизации мер по урегулированию ситуации в Восточном Ладакхе. На данный момент пограничный конфликт Индии и Китая поставлен на некую «паузу», поскольку территориальный вопрос окончательно так и не был решен. Президенту России Владимиру Путину осталось сблизить Индию и Китай для решающего удара по Западу, утверждает обозреватель Diplomat Мохамед Зишан. Чжао ЛИЦЗЯНЬ, ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИД КНР:Китай и Индия в настоящее время решают соответствующие вопросы на местах посредством диалога по военным и дипломатическим каналам. Нынешний виток конфликта на плато Доклам, территорию которого оспаривают Бутан и Китай, начался 16 июня, когда группа китайских военных инженеров начала прокладку автомобильной дороги через спорное плато. Актуальность исследования определяется малоизученностью конфликта в контексте его влияния на двусторонние отношения Китая и Индии и обусловлена несколькими факторами.