Когда в России случилась кофейная бизнес-революция и франшиза кофе с собой выбилась в лидеры? По популярности кофе в России давно догнал чай. Одно из многочисленных упоминаний о кофе в России относится к 1665 году. После этой выставки импорт кофе в Россию увеличился практически вдвое — с 8 до 12 тонн. В России же исторически компот пили, чай, а кофе появился относительно недавно.
Когда и как в России появилось кофе?
Синдром латте: разбиремся, как и почему кофе победил чай в самоварной России | По популярности кофе в России давно догнал чай. |
Исторические хроники кофе в России | На смену пришел цикорий и похожие заменители, а к 1990-м в продаже появился растворимый кофе. |
Международный день кофе
Раф-кофе —— напиток родом из Москвы, а изобрели его 22 года назад в кофейне Сoffee Bean. Историю его создания рассказала Ольга Киселева — руководитель московского отдела Coffee Bean. Раф-кофе — это русский напиток, который изобрели 22 года в первой московской кофейне Coffee Bean. Coffee Bean — первая московская сеть кофеен, которая начала свое существование в 1996 на Кузнецком мосту. Наши гости до сих пор вспоминают ту самую кофейню на Кузнецком мосту, с которой началось их знакомство с Coffee Bean", - рассказывает Ольга Киселева. Рафаэль был из числа таких гостей.
Для сравнения: говядина тогда стоила примерно 6,4 рубля за 16 килограмм, пресноводная рыба — 4 рубля за 16 килограмм. С возвращением моды на кофе возвратились и старые правила по содержанию кофеен, теперь там снова можно было подавать только напитки и пирожные. Те, кто нарушал правила, могли получить уведомление от городских властей, где сообщалось о необходимости закрыть заведение. Подобная история произошла с купцом Павлом Гордеевым в 1820 году. Он содержал кофейню в «Серебряных банях» сейчас там находится район Серебрянического переулка , и по словам секретного агента Кобылинского, в его заведении: «Был буфет с чайными чашками и разного рода посудою.
Были также и жаренные съестные припасы, а в мазанной печи был котел, а в нем непрестанно кипятилась вода». Во второй половине XIX века кофе подешевел, поэтому несколько предпринимателей открыли кофейни, где подавали обжаренный кофе, который раньше ввозили из-за границы. Согласно сохранившимся документам, в конце 1870-х годов в Москве такие кофейни держали гражданин Франции Луи Бежо и подданная Бельгии Анна Брюно. Крупные компании по производству кондитерских изделий также содержали свои кофейни, например, Товарищество фабрик А. Сиу и К. В начале XX века в Россию ежегодно ввозили кофе на шесть миллионов рублей.
Пётр I во время своей заграничной «стажировки» посетил в 1697 году Голландию и, пожив в доме торговца и бургомистра Амстердама, пристрастился к кофе. Напиток тогда продавали в аптеках. Ему приписывали удивительные лечебные свойства: «…осушает любой насморк и излечивает простуду, избавляет от ветров, укрепляет печень; превосходное средство против чесотки и порчи крови; облегчает сердце и жизненно важное биение такового, приносит облегчение страдающим болями в желудке и отсутствием аппетита» и т. Вернувшись обратно на родину, Пётр издал специальный указ, повелевающий всем подданным пить кофе и в частном порядке, и на официальных ассамблеях. Позже его стали предлагать даже посетителям Кунсткамеры. Безусловно, подобные резкие меры вызывали суровую отповедь у наиболее консервативной части населения, в частности, у патриарха и других представителей духовенства. Подобные рассуждения стали частью общей, скрываемой от официальных властей критики перехода к европейскому образу жизни. Экстравагантный в своих поступках Пётр любил эпатировать придворных неожиданными появлениями у них дома с требованием налить ему чашку кофе. Вельможи были готовы сделать всё, чтобы угодить строптивому государю. За покупкой кофе они отправлялись в специальные кофейные дома. Первые из них, естественно, появились в столичном Петербурге. В 1724 по указу Петра I тут было открыто 15 трактиров для иностранцев, привыкших к кофейной традиции. Страстной поклонницей этого напитка была Анна Иоанновна: каждое утро она непременно начинала с чашки кофе, подаваемой прямо в постель.
Даже выпускавшиеся в СССР кофеварки гейзерного типа повсеместно использовались в качестве обычных электрочайников. Фильтр и трубку вынимали сразу после покупки, после чего они пылились где-нибудь в ящике с прочим хламом, который «может всегда пригодиться». Чай и кофе постепенно поменялись местами Источник: Стас Соколов Основным напитком страны был чай. Само это слово вошло в язык, породив целую охапку устойчивых выражений и присказок. Чаи гоняли на работе, чаёвничали в гостях, давали на чай таксисту и даже сетовали на то, что его много не выпьешь в отличие от водки. Дескать, оглянись, мы в России, тут никто не будет пить твои латте и капучино. Ну, может, найдется несколько сотен любителей на город, но на них бизнеса не сделать. А теперь вспомните, когда последний раз вы пили чай. Не эту ерунду в пакетах, а по-настоящему, из чайника. Наверняка таких осталось немало кто-то же купил 140 тысяч тонн в прошлом году , но, согласитесь, чай утратил статус чего-то обязательного, без чего нельзя представить себе день, домашнее застолье и офисный перерыв. Успех кофе имел несколько причин. В принципе, ничто не мешает вам смолоть зерна самому и заварить их в обычном «френч-прессе» я дома так и делаю, кстати, несмотря на наличие сразу нескольких более модных «гаджетов». Но рестораторам удалось убедить публику, что кофе должен быть сварен именно в дорогой, массивной кофе-машине — устройстве, которое абсолютному большинству купить не под силу.
Фитотерапия
- Как кофе в России стал популярным
- Когда появилась первая популярная марка растворимого кофе
- Когда и как в России появилось кофе?
- Как и когда кофе был завезен в Россию?
- Истоки культурного потребления кофе
Стас Соколов о том, как впервые в истории кофе победил в России чай. А вы в это верите?
В начале XX века в Россию ежегодно импортируется кофе на 5-6 млн руб. Кофе в России появился в начале XVIII века, во время правления Петра I, европеизировавшего страну. Когда в России случилась кофейная бизнес-революция и франшиза кофе с собой выбилась в лидеры? Раф-кофе — самый известный кофейный напиток, изобретённый в России. Согласно легенде, он появился примерно в 1996 году в московском кафе, когда один из постоянных посетителей по имени Рафаэль («Раф») попросил бариста придумать что-нибудь новенькое. Потребление кофе в России — 1,5 кг на человека в год, после развала СССР оно выросло в 7 раз и опередило традиционного лидера — чай. Первое упоминание о кофе в России датируется 1665-м годом.
Природный анальгетик и модный напиток: Главархив рассказал об истории кофе в России
Когда кофе появился в России? | Кофе в России появился в начале XVIII века, во время правления Петра I, европеизировавшего страну. |
Интересные факты о кофе. История появления кофе в России | В настоящий момент конкретной даты празднования дня кофе в России нет. |
Почему в России стало модно пить кофе 19 июля 2022 года | Нижегородская правда | Традиция пить кофе пришла в Россию благодаря Петру Первому. |
Официальный представитель бодрости: когда в Москве сварили первую чашку кофе | Кофе впервые появился в России в 1665 году, когда придворный лекарь Самюэль Коллинс прописал его царю Алексею Михайловичу от насморка и головной боли. |
Международный день кофе | Однако кофе в России появился немного раньше. |
Природный анальгетик и модный напиток: Главархив рассказал об истории кофе в России
За год до начала Первой мировой войны импорт кофе в Россию составлял 12 тысяч тонн в год. В середине 1960-х, при Никите Хрущеве, кофе снова пришел в Россию благодаря деколонизации Африки и появлению "третьего мира". В настоящий момент конкретной даты празднования дня кофе в России нет.
Официальный представитель бодрости: когда в Москве сварили первую чашку кофе
В 1724 году по указу Петра в столице открыли трактиры для иностранцев, где подавали в том числе кофе. Первая кофейня появилась в Петербурге в 1740 году. Кофейные дома держали выходцы из Германии, Англии, Голландии и других стран Европы. По западному обычаю напиток заваривали в медных или жестяных кофейниках, фильтровали и пили либо без добавок по-немецки , либо с медом, шоколадом или сахаром, непременно украшая взбитыми сливками по-венски. По мере того как в состав России входили Приазовье, Крым , Кавказ, западное побережье Каспия, о кофе узнавали донские и кубанские казаки, служившие на границе. Среди их военных трофеев оказывались мешки с кофейными зернами и джезвы для варки кофе, переименованные русскими в «турки». Кофе по-турецки подавали с каймаком — густыми жирными сливками — или со специями: кардамоном и черным перцем. Пили такой кофе с гущей, не фильтруя. На Дону и Кубани это был такой же незыблемый ритуал, как пятичасовой чай на берегах Темзы.
Я буду хранить его на балконе, а сам буду ходить и предлагать его по разным заведениям: кофейням, барам, ресторанам». Собственно, примерно так всё это и началось. И примерно так это продолжалось первые полтора-два года. Ровно до того момента, когда я впервые в жизни попробовал кофе свежей обжарки. Как сейчас помню, это был обжарщик из Новосибирска с названием «Трэвэлерс Кофе». В тот момент я осознал, что это совершенно другой уровень продукта. Это был настолько иной уровень качества, что для меня в какой-то мере мир разделился на до и после. Я уже не хотел после этого заниматься клиентским кофе, мне было интересно заниматься качественным, то, что сейчас называется «спешелти кофе» Specialty Coffee. С этого момента мы начали уже привозить кофе от этого обжарщика. Ещё через какое-то время я подумал: «Если в Новосибирске можно, наверное, можно и в Ижевске». Занялся поисками какого-то бэушного ростера, который мы могли бы себе позволить. Примерно через полгода мы взяли ещё один кредит и купили старые бэушные ростеры. Сейчас это всё выглядит смешным и кажется, что нужно было делать по-другому и лучше, но, тем не менее, всё-таки так это потихоньку закрутилось и завертелось. Почему я сказал, что это не совсем даже бизнес. Если 15 лет назад посчитали бы всех производителей кофе в России, кто работал в сегменте хорошего спешелти кофе, их было до десяти. Тех, кто активно продвигался по продажам не только внутри своего города, но и по другим регионам, — их было пять-шесть. Сейчас их 600 и даже больше. Рынок за это время вырос очень сильно, с одной стороны. С другой, когда мы начинали, рынка как такового и не было. Что мы делали? Привозили зелёный кофе в Ижевск, здесь его обжаривали, упаковывали и искали по сути рынок сбыта, который в тот момент ещё не сформировался. Мы думали, что нашим основным рынком сбыта будут кофейни и рестораны. Но они в 2008-2009 году в основном работали с кофе итальянской обжарки. Когда мы говорили, что сами занимаемся производством, у нас классный продукт, свежая обжарка, там очень качественное сырьё, они пальцем у виска крутили: «Какой там Ижевск, как это вообще, кофе должен быть итальянским». Фото: ИА «Сусанин» Так продолжалось несколько лет. Было достаточно сложно выходить на какие-то объёмы, которые обеспечивали бы точку безубыточности. Это было примерно до 2010-2011 года; колебания были близки к нулю. Про кофе очень часто говорят, что это такой продукт, которым если ты начнёшь заниматься, то это уже точно на всю жизнь. Очень сложно из этого рынка выйти. С одной стороны, кофе — продукт питания. То есть то, что нужно людям. Если посмотреть индустрию производства еды, люди будут шокированы, насколько это огромный мир. Если считается, что индустрия вина — это очень сложно, то я вам точно могу сказать, что кофе в несколько раз более сложная индустрия, чем вино. Потому что кофе по содержанию вкусо-ароматических веществ — самый сложный пищевой продукт в мире. С точки зрения комплексности вкуса равного ничего абсолютно в мире нет. При этом, если мы берём винную индустрию — она развивалась тысячи лет. Кофе — один из самых молодых напитков в мире. Его начали употреблять именно как напиток 600-800 лет назад. Стал он популярным лишь в последние несколько столетий. А качественный кофе, опять же, то, что мы называем спешелти, появился буквально в последние несколько десятилетий. Это супер молодой продукт, знание о котором ещё только-только формируется, и поэтому это так интересно. Мне кажется, поэтому мы в какой-то момент не забросили этим заниматься, потому что несмотря на то, что как бизнес, это был не совсем состоятельный проект, но в части интереса, действительно, это было очень классно. В случае с итальянским кофе это невозможно обеспечить. Конечно, есть до сих пор армия поклонников итальянского кофе, которые считают, что там традиции, секретные ингредиенты, вот это всё. На самом деле правда немного более простая. Для того чтобы получить классный результат, нужно полагаться на три главных фактора: качественное сырьё, понимание процессов производства как формировать вкус и свежесть обжарки. В случае с импортным кофе это обеспечить практически невозможно, и рынок начал это понимать. С этого момента у нас начался небольшой рост.
Но даже в жаркий день несложно порадовать себя кофе. Современный мир предлагает десятки рецептов охлажденного кофе, который не будет уступать горячему в вкусовых качествах. Сначала бояре холодно относились к иноземному продукту. Но мало-помалу кофе получал свое признание и распространение в стране. Первый кофейный дом в России был открыт в 1720 году в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга и назывался "четыре фрегата" Интересная статистика Несмотря на то, что русские предпочитают чай, кофе становится более популярным напитком. Петербуржцы потребляют больше кофе, чем москвичи. С каждым годом количество любителей свежемолотого кофе в России растет. Капучино - самый популярный напиток в российских кофейнях. В кофе любят добавлять: молоко, сливки, специи, шоколад, ягоды, лимон, ликер и т. Основными поставщиками являются Вьетнам, Бразилия, Индонезия. Кофейные традиции в современной России Вы спросите: "какие традиции потребления кофе сохранились в нашей стране?
Натуральным кофе снабжали только летчиков и в минимальных количествах - 30 г в месяц - всех раненых по строго утвержденному "госпитальному пайку". Другим бойцам кофе не полагался, достаточно взглянуть на объемы снабжения действующей армии. К примеру, накануне перехода в наступление под Сталинградом наркомат продовольствия за октябрь 1942 года поставил на фронт 688 тонн чая и всего 9,3 тонны натурального кофе. Все годы войны не видели кофе и в тылу. Любопытно, что такое нормированное распределение и введение кофе в паек для всех раненых заставило Советский Союз даже увеличить его закупки по сравнению с довоенным периодом. Всего с 22 июня 1941 года по конец 1945? Ежегодные закупки кофе во время войны выросли в два раза по сравнению с 1940 годом, а до начала массированных поставок сырья из США большая часть попадавшего в СССР кофе закупалась в Колумбии. По воспоминаниям участников Парада Победы в июне 1945 года, всех солдат, которым предстояло промаршировать по Красной площади, в тот день подняли в час ночи и каждому выдали по стакану кофе… Небывало высокое для СССР количество кофе - свыше 9 тыс. И дальше, вплоть до смерти Сталина, объемы закупок резко колебались - например, в 1950 году импортировали 1,2 тыс. После войны и до смерти вождя кофе закупался в основном в Бразилии, хотя дипломатические отношения между этими странами были разорваны еще в 1947-м. Зато все последующие десятилетия кофейный импорт непрерывно и стремительно рос. Впервые он превышает пик дореволюционного в 1959-м, когда закупили 13,3 тыс. За следующие два года импорт кофе в СССР удваивается - напиток впервые из элитного превращается в доступный широким массам населения. В первый год правления Брежнева наша страна импортировала 30,3 тыс. Всего за период руководства "дорогого Леонида Ильича" потребление натурального кофе в стране выросло в полтора раза.
Кафе Ярославля
В начале 19-го века самой знаменитой кофейней стала «Кондитерская Вольфа и Беранже», которая была настоящим центром интеллектуального Петербурга. Легенда гласит, что именно её последней посетил Пушкин перед своей роковой дуэлью с Жоржем Дантесом. В истории российского кофе особую роль сыграла международная выставка садоводства, состоявшаяся в 1884 году в Петербурге. Выставку посетили бразильские фермеры, которые привезли лучшие образцы сортового кофе, чем немало удивили местных кофеманов и существенно пополнили свои кошельки: было заключено огромное количество договоров на поставку бразильского кофе.
После этой выставки импорт кофе в Россию увеличился практически вдвое — с 8 до 12 т. С началом революции кофейная культура была несколько утрачена по причине дороговизны. Только с расцветом торговли в годы НЭПа удалось частично восстановить прежнюю любовь к этому напитку.
И даже серия рассказов « Ленин и кофе» по аналогии с «Ленин и дети» не спасла «росу бодрости». Послевоенная хрущёвская оттепель вернула кофе массовому потребителю, разрешив его свободную продажу — правда, ненадолго. Как и чай, он вскоре стал весьма дефицитным продуктом, а заменителем его стал более дешёвый цикорий или такие специфические напитки как желудёвый или ячменный кофе.
После надоевших советскому потребителю кофезаменителей, к 1991 году в продаже появился растворимый кофе колумбийского или бразильского производства. Этот тренд сохраняется в повседневной массовой культуре до сих пор. Кофейная плантация.
Wikimedia Commons Стоит особо остановиться на традиционно русских способах приготовления кофе.
Настоящую известность растворимому порошку принесло сотрудничество в 1930-х годах компании «Nestle» и бразильских производителей кофе, которые решали проблему излишков кофейного зерна. После сушки и первичной обработки тонны запасов пропадали из-за неправильной технологии переработки и хранения. Специалист Макс Моргенталер несколько лет работал над решением этой задачи, и в 1938 году ему удалось создать растворимый порошок, который сохранял свойства кофейных зерен в напитке и при этом долго хранился. Сначала такой кофе стал обязательным в рационе американских солдат, снова в условиях войны — уже Второй мировой. После её завершения бывшие солдаты не распрощались с привычкой пить такой кофе, что сделало его востребованным в США, а затем продукт стал завоевывать большую популярность и в других странах мира. Так дату 24 июля и стали считать днём рождения растворимого кофе.
Пусть это только самовнушение, но я глубоко убеждена, что этот напиток помогает мне окончательно проснуться после выходных. Дома и на работе у меня несколько пачек чая, но в течение дня я пью исключительно кофе. Мне так вкуснее. Но подруга Карина в своей любви к кофе превосходит меня во стократ. А вне дома я люблю пробовать разные авторские кофейные напитки с добавлением орешков, сиропов, растительного молока разных вкусов: миндального, кокосового». Чай, говорит кофеман Андрей, сам по себе сложнее, чем кофе, а часто и дороже. Что тебе предложат в кафе или даже в ресторане — чайные пакетики, даже если чай подадут в чайнике. К тому же, странно брать чай в бумажном стаканчике и с ним гулять. Чай красив и ароматен в чашке. Хороший листовой чай стоит рублей 400 — 700 за 100 грамм. Так ещё и нужно уметь его правильно заварить. Плохой кофе можно спасти сливками и сиропами. Плохой чай не спасти ничем». С 1991 года потребление натурального кофе в России возросло с 0,2 до 2,1 кг на душу населения.
Без кофе многие россияне не представляют своё утро. Этот напиток своим терпким вкусом помогает проснуться, скрашивает утро и даёт силы для начала дня. Вкусы могут различаться — одни любят латте с кокосовым молоком, другие — капучино со взбитыми сливками или мороженым, а кто-то предпочитает чёрный американо. Но объединяет всех одно — кофе должен быть качественным и безопасным. Какие марки растворимого и молотого кофе могут гордо носить такой статус , рассказали в Росконтроле. Однако, чтобы кофе был не во вред, а после его употребления не возникало неприятных ощущений в организме, натощак его пить крайне не рекомендуют.
Исторические хроники кофе в России
Опубликовано в Советское питание. История советского кофе В начале XX века в Россию ежегодно импортируется кофе на 5-6 млн руб. Для сравнения: импорт чая по стоимости тогда был ровно на порядок больше - в среднем 50-60 млн руб. Постепенно кофейный импорт растет - в 1912 году импортируют аж 608? Через Петербург поступает в основном бразильский кофе, а через порт Одессы - более дорогой аравийский "мокко". Накануне Первой мировой войны почти половина выпитого в России кофе приходила из Бразилии через посредничество германских коммерсантов.
Время пить желудевый До революции пик кофейного импорта приходится на 1913 год, когда в страну ввезли более 12 тыс. Начавшаяся мировая война резко обрушила импорт кофе, к тому же с 1915 года правительство ввело повышенные пошлины на импорт роскоши, в т.? К весне 1917 года чашка напитка в Петрограде стоила уже 30 копеек. Революционные потрясения не обходят стороной и кофе. Как писал в те дни американский журналист Джон Рид, "согласно официальному сообщению последнего министра продовольствия Временного правительства, кофе закупался во Владивостоке оптом по 2 рубля фунт, а потребитель в Петрограде платил по 13 рублей…" Гражданская война обрушивает импорт кофе почти до нуля.
В 1918-м в контролируемые большевиками центральные регионы страны поступает всего 543 тонны кофе, в 1919 году поступлений нет, в 1920 году в Советскую Россию попадает всего 5 тонн кофе, или в 2400 раз меньше, чем в 1913 году! Показательно, что в годы Гражданской войны чай рассматривается правительством Ленина как стратегический товар - создается особый чайный комитет, "Центрочай". Кофе такого внимания не удостаивается. Он все еще воспринимается как необязательный элитный напиток, совершенно незнакомый большинству населения.
Непременный атрибут хорошего праздника в Бразилии — карнавал. В День кофе их проводятся несколько, в разных городах страны. Колумбия - Национальный День кофе отмечают 27 июня В списке развлечений важное место занимает традиционный парад джипов, груженных мешками с кофе. Джипы вообще очень популярны в здешней сельской местности, правда, они часто имеют почтенный возраст и далеко не парадный вид. Однако, в этот день машины празднично украшены, а принимают участие в параде все местные фермеры. Завершаются мероприятия музыкальными выступлениями местных звезд, танцами и, конечно же, большим количеством кофе. Азия Здесь явно нацелились на то, чтобы отобрать у Южной Америки первенство по поставкам ароматных зерен. Вьетнам, Индия, Индонезия суммарно составляют довольно серьезную конкуренцию традиционным кофейным регионом. Тем более, что и спрос на кофе в самой Азии велик. Япония - День кофе отмечают 1 октября Здесь очень любят кофе. Жители страны восходящего солнца умеют ценить хорошие напитки, поэтому здесь можно купить лучшие мировые сорта. Обилие кофеен, в том числе, концептуальных, необычных, удивляет даже искушенного туриста. В магазинах можно приобрести не только зерно и молотый порошок, но и холодный кофе в пакетиках, а также готовые к употреблению черный кофе и латте в алюминиевых банках. Вполне естественно, что именно Япония едва ли не первой официально отпраздновала День кофе и продолжает отмечать его ежегодно. В этот день в кофейнях любителей напитка ожидают скидки и праздничные сюрпризы, школьники устраивают тематические карнавалы, повсеместно предлагаются новые образцы, рецепты, десерты и кофейные аксессуары. Огромной популярностью пользуются специальные предложения СПА-курортов — кофейные ванны. Японцы выезжают на эти купания целыми семьями и организациями. Индонезия - День кофе 17 августа, совпадает с Днем независимости страны Поэтому торжества в Индонезии проходят с большим размахом. Уличные представления, праздничные шествия, обильное угощение — вот это настоящий национальный праздник. Вечером красочную точку ставит торжественный салют. Китай - День кофе празднуют в апреле Китайцы подошли к празднику так же практично, как и соседи по континенту и совместили День кофе с празднованием Нового года. Вернее, включил в один из дней новогодних торжеств. Поэтому День кофе в Китае отмечают по плавающему графику и ставят в зависимость от наступления первого дня года, который высчитывается по лунному календарю. Обычно дата приходится на апрель. В этот день каждый любитель может рассчитывать на специальную скидку в сетевых кофейнях, проводятся красочные фестивали с дегустацией и соревнованиями на скорость приготовления и употребления напитка.
Кофе начали пить все: капельный кофе дома капельный способ характерен для американского и скандинавского потребления , на основе эспрессо в кофейнях и ресторанах; набирал популярность растворимый кофе американский химик Джордж Констант Вашингтон в 1906 году изобрел и запатентовал способ массового производства растворимого кофе. Не смотрите на логотип Сам эспрессо был жестковат на вкус, так как приготовление под давлением означало выжимку большого количества концентрированных масел, и рецепторы не каждого человека были способны воспринять это. Поэтому эспрессо разбавляли водой, молоком, добавляли сиропы, сгущенку и много чего еще. Бум потребления пришелся на середину XX века. Основной мотив выпить чашку кофе — это взбодриться. В итоге люди пьют очень разный кофе, сладкий, с молоком, сиропами и, конечно, алкоголем. За слоями молока и сиропов эспрессо не особо заметен, причем речь как о преимуществах вкуса, так и о недостатках. Стран, где кофе чаще всего пьется в чистом виде, осталось не так много: Америка, Италия, некоторые страны Азии. Третья волна: осознанное потребление ХХ век — наше время Предыдущие волны — это знакомство с кофе и его распространение. Те страны, где кофе пился давно, например Турция, старались украсить вкус кофе специями и другими добавками. Остальные употребляли кофе как продукт для стимуляции организма. Из-за того, что в странах потребления кофейные деревья не росли, по сути, финальный потребитель получал в чашке ровно то, что ему давали. Выбора как такового не было, отсюда всевозможные эксперименты с добавками. Те же, кто очень любил кофе в чистом виде, были вынуждены привыкать и горячо любить не самый качественный, зачастую рандомный вкус. Удивительно, но более чем за 1000 лет существования кофе никто не позаботился о том, чтобы сделать его вкуснее до момента обжарки. Интерес к кофейному продукту во всем мире заставил некоторых людей относиться к нему как к вину. Он использовал кустарный метод сбора, обращал внимание на регионы произрастания зерна. Именно такой экологический, экономический и в целом осознанный подход к кофе потом назовут «специальным». Этим словосочетанием она обозначила зерна кофе с превосходным ароматом, выращенные в специальном микроклимате. Энтузиасты предложили выделять более качественный кофе в отдельную категорию, ведь до этого времени у такого зерна не было никакой классификации. Некоммерческая организация скрупулезно относилась ко всем этапам произрастания кофе: от почвы и условий произрастания до обработки, транспортировки, обжарки и приготовления. Вкус — самый важный параметр, который раскрывает успех всех предыдущих этапов. Широко распространенное определение спешелти кофе — это кофе, набравший 80 баллов или выше по 100-балльной шкале Q. Кофе, набравший 90—100 баллов, оценивается как превосходный; кофе, набравший 85—89,99 балла, оценивается как отличный; а кофе, набравший 80—84,99 балла, оценивается как очень хороший. Сам факт популяризации кофе привел к огромному числу исследований и научных публикаций на кофейную тематику. Люди вдруг узнали, что в их кофе могли оказаться канцерогены и другие вредные вещества, которые накапливались в зерне еще на плантациях сами кофейные плантации располагаются, как правило, в странах третьего мира. Именно некоммерческие организации типа Specialty подвигли всю кофейную индустрию пересмотреть отношение к продукту. Коллаборации с учеными из разных университетов до сих пор приносят интересные и важные открытия, способствующие улучшению продукта. Именно к третьей волне сформировался стандарт того, как правильно высаживать кофейные деревья, как их обрабатывать, как обходиться с кофейными фруктами и как лучше их довезти до цивилизации. Примерная цепочка поставки кофе — от плантации до чашки Именно осознанное потребление кофе с вниманием к методам сбора, процессам выращивания и обработки унифицировало общий подход к тому, каким должен быть кофе, по какой цене его можно купить на бирже и какой вкус он может дать на выходе. Улучшению качества продукта способствовали программы обучения Specialty Coffee — Coffee Skills Program — и кофейные чемпионаты. Первый президент Европейской ассоциации спешелти кофе Альф Крамер разработал идею чемпионатов среди бариста. Он считал их важными для популяризации профессии бариста, стимуляции к профессиональному росту и продвижения культуры потребления кофе, повышения его качества. Сегодня самыми статусными чемпионатами являются те, что проводятся под эгидой Specialty Coffee Association. Чемпионат мира по кофе — 2022 в Мельбурне Можно ли сказать, что третья кофейная волна и спешелти кофе — это одно и то же? Не совсем. SCA стала главным катализатором нового осознанного потребления кофе. Именно особый подход к кофе как к деликатесу изменил метод потребления продукта среди профессионалов.
Разве у такого популярного и важного напитка не может не быть своего праздника? Когда отмечается Международный день кофе На самом деле единой даты у этого праздника нет, по всему миру его отмечают в разные дни. Выбор даты осуществлялся произвольно — исходя из внутренней жизни страны. Чаще всего встречается дата 1 октября — её установила Международная кофейная организация, потому что в этот день в большинстве стран-производителей начинают собирать урожай кофейных зёрен, но бывают и исключения. Например, День турецкого кофе отмечается 5 декабря, в Колумбии День кофе — 27 июня, в Эфиопии на родине кофе — 29 сентября. Итальянцы отмечают этот праздник 17 апреля и называют его Днём эспрессо. Идея была принята и другими странами, которые начали тоже его отмечать, но в разные дни. И только в 2014 году Международная кофейная организация учредила Международный день кофе, который объединил все страны в едином праздновании. В настоящее время Международный день кофе отмечается в 75 странах.
История кофейной культуры в России: часть первая
Исторические хроники кофе в России | Первые кофейни возникли в России только в XIX веке. |
История появления кофе: происхождение и распространение напитка | Кофе появился в России в XYII веке, но «приживался» он медленно из-за религиозных предрассудков: считалось, что этот напиток дурманит разум. |
Исторические хроники кофе в России | Первое упоминание о кофе в России зафиксировано в «Повести временных лет». |
Когда в России начали пить кофе? - Узнай Россию | Сегодня потребление кофе в России, как и во всем стремительно растет. |
Когда в России начали пить кофе?
— Принято считать, что кофе в Россию привез Петр Великий, но первое упоминание в документах относится к 1665 году. В начале XX века в Россию ежегодно импортируется кофе на 5–6 млн руб. Самая первая кофейня в России появилась в 1720 году. На смену пришел цикорий и похожие заменители, а к 1990-м в продаже появился растворимый кофе. Coffee Bean привёз в Россию американскую модель кофе-шопа, а «Кофе Хауз» импортировал уже итальянскую культуру. Coffee Bean привёз в Россию американскую модель кофе-шопа, а «Кофе Хауз» импортировал уже итальянскую культуру.
История кофе
Он очень часто бывал в Голландии и там пристрастился к этому напитку, а вернувшись в Россию, ввел употребление кофе в обычай на своих ассамблеях. Дело Петра продолжила Анна Иоанновна. В 1740 году в числе увеселительных заведений она велела открыть и кофейный дом. Рассказы о кофе и способах его приготовления все чаще появлялись в русских печатных изданиях того времени. Кофе стали подавать в великосветских гостиных столицы, а чуть позже открылись настоящие кофейни, которые посещала только светская публика.
Документы по истории кофе и кофеен в Москве сохранились в Главархиве. Согласно сохранившимся архивным документам, в начале 1798 года в Москве даже попытались устроить картельный сговор — спекулянты искусственно взвинтили цены на кофе и сахар. После этого вышло секретное распоряжение московского военного губернатора, который поручил своим секретным агентам выяснить, является ли колебание цен на эти товары естественным или кто-то намеренно покупает запасы кофе, чтобы затем устроить распродажу по завышенной стоимости. После войны 1812 года кофейни пришли в упадок. Гораздо большим спросом тогда пользовались трактиры, где можно было полноценно поесть и даже переночевать, что было важно в условиях разоренного города. В кофейнях же разрешили подавать еду, что раньше было запрещено. До войны с Наполеоном там можно было купить только горячие напитки: кофе, шоколад, чай — а к ним — пирожные. О состоянии кофейного дела рассказывает прошение купца Ивана Клюева, который просит разрешение у Московской городской думы на закрытие кофейни в Новинской части Москвы «так как она находится в отдалении от города, и он не не находит для себя выгоды в содержании оной в 1815 году». Предприниматель просил также разрешения на открытие трактира, которые тогда процветали. Однако уже в 1815 году, когда русские солдаты вернулись из Парижа, они заново открыли для себя вкус кофе, побывав во французских и немецких кондитерских, где этот напиток считался повседневным. Русские солдаты называли новый напиток «кава» и придумали свой рецепт на основе кофе: в кофейную гущу крошили лук и хлеб, а затем ели как похлебку.
Обычно это очень ручная работа, но зато все офисные процессы, все заказы, все процессы распределения этих заказов, контроля качества на производстве, какую пачку в какую коробку положить, кому что отгрузить и так далее — у нас теперь очень неплохо автоматизированы. И над этим работает куча программистов; есть много самописных систем, которые делают сквозную прослеживаемость буквально до пачки. Например, вы покупаете пачку кофе у нас в магазине. Она к вам приходит в Москве. На каждой пачке есть индивидуальный qr-код, по которому можно отследить всю цепочку производства продукта вплоть до фермера: кто и в какое время обжарил зерна, на каком ростере, в какое время и откуда поступили зелёные зёрна. Пока не встречал, чтобы кто-то реализовал подобное, потому что это достаточно сложный процесс. Фото: ИА «Сусанин» И к чему я это всё рассказываю? К тому, что во всём мире получается следующим образом. Спешелти-обжарщики расти не могут, потому что при росте объёмов они нанимают больше людей. Например, в Европе средняя зарплата в разы выше, чем у нас. Это всё накладывается на стоимость упаковки, и цены получаются кратно больше. Например, мы берём «Бразилию» коммерческую и «Бразилию» от какого-нибудь спешелти-обжарщика. Может в пять раз отличаться стоимость. Поэтому это такой естественный ограничитель роста. Чем отличается наша страна? Первое, у нас один из самых высоких уровней образования в мире. С точки зрения того, сколько у нас программистов, сколько у нас думающих людей, сколько у нас людей, которые вообще классно логически мыслят, мне кажется, наверное, нет больше таких стран. Особенно с таким уровнем зарплат, который в России. Это не повод для гордости, но это реальность, которая существует. И тогда перед нами открываются намного более широкие возможности, чем перед обжарщиками спешелти-кофе в Европе. Большинство средних европейских обжарщиков обжаривают порядка 3-5 тонн кофе в месяц. Мы обжариваем около 200 тонн в месяц. У нас есть куча дружественных компаний других обжарщиков, которые тоже десятки тонн обжаривают. В принципе, тех ограничений, которые есть в Европе, у нас как будто меньше. При этом есть ещё одна интересная штука. Рынок кофе в Европе формировался прямо поколениями. Почему все говорят про итальянский кофе? Потому что это у них в традиции. Каждые бабушка-дедушка просыпаются и идут пить свою чашку эспрессо. И у них есть абсолютно чёткие критерии, каким этот кофе должен быть. Как правило, это темно обжаренный кофе с добавлением робусты, чтобы он был крепкий, чтобы он бодрил. Про вкус, на самом деле, особо речи не идёт. При этом спешелти как раз отличается тем, что его обычно светлее жарят, у него намного больше вкуса, в результате его вкус - необычный по сравнению вот с этим классическим продуктом. Это косточковый фрукт, который реально во вкусе имеет всё, что имеют все фрукты: и ягоды, и фрукты, и какие-то цветочные ноты. Но для таких потребителей, которые поколениями привыкли пить тёмный кофе с добавлением робусты, спэшелти для них будет «что за кислятина» или «не крепко, не насыщенно». Первое ограничение — потому что это очень дорого в Европе, второе ограничение — потому что у них есть сформированный рынок. Мы оказались в ситуации, когда перед нами чистый лист — потребление всё ещё маленькое, но и противодействия нет. Потребление кофе в Европе - от 5 до 10 кг в год. И вот каким образом мы туда придём — с помощью коммерческого кофе, который распространён в массовом сегменте, или с помощью таких компаний, как мы, зависит, мне кажется, в том числе от нас. Поэтому мы, как компания, очень открыты. Когда к нам даже приезжают другие обжарщики, чем-то интересуются, спрашивают и смотрят, как работает производство, какое оборудование мы используем, мы вообще максимально открыты, потому что искренне считаем, что в конечном итоге, чем больше обжарщиков, чем лучше среднее качество кофе, чем эффективнее все работают, тем лучше для этого рынка. Значит, этот рынок будет более качественным через 10-15 лет. В маленьких городах России всё ещё не так много и обжарщиков, и классных кофеен с хорошим кофе. Но и если вы окажетесь в европейском крупном городе, где есть специальные карты со спешелти-кофе, до ближайшей такой кофейни, скорее всего, вам придётся прогуляться. В целом, если посмотреть количество таких кофеен по городу, то процент этих кофеен там будет сильно меньше, чем в Москве, чем в Питере, чем в Екатеринбурге и в некоторых других крупных российских городах. Уже сейчас спешелти именно в процентном соотношении к коммерции в России больше. Проблемы только в том, что кофе как продукт всё ещё не настолько распространён, как в Европе. Соответственно, если стараться усиливать эту пропорцию, по объёмам мы догоним средние европейские показатели, и по факту мы получим лучший рынок кофе в мире.
Напиток тогда продавали в аптеках. Ему приписывали удивительные лечебные свойства: «…осушает любой насморк и излечивает простуду, избавляет от ветров, укрепляет печень; превосходное средство против чесотки и порчи крови; облегчает сердце и жизненно важное биение такового, приносит облегчение страдающим болями в желудке и отсутствием аппетита» и т. Вернувшись обратно на родину, Пётр издал специальный указ, повелевающий всем подданным пить кофе и в частном порядке, и на официальных ассамблеях. Позже его стали предлагать даже посетителям Кунсткамеры. Безусловно, подобные резкие меры вызывали суровую отповедь у наиболее консервативной части населения, в частности, у патриарха и других представителей духовенства. Подобные рассуждения стали частью общей, скрываемой от официальных властей критики перехода к европейскому образу жизни. Экстравагантный в своих поступках Пётр любил эпатировать придворных неожиданными появлениями у них дома с требованием налить ему чашку кофе. Вельможи были готовы сделать всё, чтобы угодить строптивому государю. За покупкой кофе они отправлялись в специальные кофейные дома. Первые из них, естественно, появились в столичном Петербурге. В 1724 по указу Петра I тут было открыто 15 трактиров для иностранцев, привыкших к кофейной традиции. Страстной поклонницей этого напитка была Анна Иоанновна: каждое утро она непременно начинала с чашки кофе, подаваемой прямо в постель. Тогда же была осуществлена регламентация всех питейных заведений, в том числе и кофеен, в которых разрешалось подавать «одно кофе, чай, шеколад и табак».