Создание Зангезурского коридора, упомянутого в Шушинской декларации, невозможно без участия России, считает автор Telegram-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев.
СМИ Турции: Армения перебрасывает войска из Карабаха к Зангезурскому коридору
С конца XV-XVI веков европейские государства искали пути для того чтобы создать новые пути и обойти таким образом гегемонию тюркских, мусульманских государств, которые контролировали связи между Востоком и Западом, точнее, между Китаем и Индией, и Европой. Это и Османская Турция, и Сефевидское государство, и Могольская империя, и другие государственные образования, территория которых в целом сегодня символично называется Великим Тураном. Хотя, естественно, ареал Турана и тюркских народов — намного шире. За прошедшие века великие морские открытия позволили создать сеть морских и океанских путей, которые были более эффективны. В итоге экономическая мощь тюркских государств ослабла, поскольку снизилась роль транзита и контроля над сухопутными, «шелковыми путями с Востока на Запад. Однако сегодня мы уже входим в Четвертую промышленную революцию, которая диктует свои условия. Одним из этих условий стало восстановление приоритетности и привлекательности сухопутных транзитных путей, которые более мобильны и более выгодны для регионов. То есть, если морские поставки способствовали глобализации определенных проектов, то сухопутные — тюркские — позволяют мобильно задействовать экономическое взаимодействие, в том числе, в двустороннем формате - между государствами Евразии и странами, которые хотят находить более выгодные пути для транзита и торговли. Ведь далеко не все страны считают выгодным взаимодействие по морским транзитным путям, поскольку далеко не все они расположены у моря.
Есть глубоко континентальные страны, которые во многом зависят от тех стран и тех путей, которые идут по морям. Снижение этой зависимости и является одной из целей восстановления «шелковых путей», усиления транзитной роли тюркских государств. Я думаю, что в этом, в первую очередь, должны быть заинтересована и Россия как одна из стран, которая получит большие выгоды от усиления Тюркского пояса. И в российском обществе должны понять, что обеспокоены и недовольны усилением тюркских государств должны быть в первую очередь страны Западной Европы и Америка.
Однако несмотря на свои плюсы, в виде прибыли за транзит, представители политической власти в Ереване опасаются возможных последствий реализации проекта. В Армении считают, что открытие коридора станет нарушением суверенитета страны. Согласно трехстороннему заявлению от 10 ноября 2020 года, контроль над таможенными постами будет осуществлять ФСБ России. А у армян контроля не будет.
Поэтому геополитические риски для Армении во много раз превышают экономические выгоды. Из-за этого в 2022 г администрация президента Армении Пашиняна в Ереване активно затягивает открытие транспортного узла. Региональные Для Турции Зангезурский коридор сулит огромную выгоду. Помимо прямого сообщения с Азербайджаном и ослабления иранского влияния на транзит, коридор создаст более быстрый путь на центральноазиатские рынки. А прямой доступ к Центральной Азии — это по сути геополитический мост для распространения пантюркизма на страны ЦА и де-факто их интеграция. При реализации этого проекта турецкая мечта о создании транзитного хаба между Европой и Азией станет реальностью, что значительно повысит статус страны на мировой арене. Для Ирана коридор принесёт двоякие последствия. С одной стороны ослабнет влияние на Азербайджан и Турцию при транзите через Иран.
В Тегеране опасаются, что неустановленный юридический статус пути позволит использовать его в военных целях — для незаметной переброски людей и техники и дестабилизации обстановки в северо-западной части Ирана.
Учитывая данное обстоятельство, Иран считает неприемлемой аннексию Азербайджаном территории Армении, подчеркивая важность нерушимости нынешних границ между странами. Осознавая важное значение стремления Азербайджана получить транспортную связь с Нахичеванью, Иран намерен предоставить Азербайджану такую возможность через свою территорию. С этой целью Тегеран и Баку договорились построить сухопутную и железнодорожную дорогу от посёлка Агбенд в Зангеланском районе Азербайджана до Ордубада в Нахичевани, который проходит по территории Ирана — ред. Оценив эту идею как исключительную возможность, Иран, не теряя времени, приступил к делу и, чтобы продемонстрировать в этом вопросе свою решимость, направил в Баку министра дорог и градостроительства ИРИ Мехрдада Базрпаша. Оставаясь верным принципу Тегерана по сохранению баланса в отношениях с соседними странами, министр дорог и градостроительства Ирана посетил также Армению, чтобы присутствовать на официальной церемонии подписания договора о строительстве дороги Агарак-Каджаран, которая является частью трассы «Персидский залив — Чёрное море».
Азербайджан неоднократно заявлял о желании создать Зангезурский коридор, который прошел бы по территории Сюникской области Армении и соединил Нахичевань с основной частью страны. Там планируется построить автомобильную и железную дороги.
Зангезурский коридор – необратимая реальность региона
Коснувшись т.н. “Зангезурского коридора”, глава комисии ЕС по внешним отношениям Рубен Рубинян вновь заверил, что никакого коридора по суверенной территории Армении не будет. «Создание Зангезурского коридора полностью отвечает нашим национальным, историческим и будущим интересам. азербайджан, армения, мирное урегулирование, освобожденные земли, азербайджанские села, зангезурский коридор, арзу нагиев. Как следует из 9-го пункта трехстороннего заявления, Зангезурский коридор должен получить статус экстерриториальности.
Эрдоган заявил, что Зангезурский коридор может пройти через Иран
По словам министра, такой подход может привести к тому, что Ереван упустит еще одну выгодную возможность поправить экономику страны, так как "дорога может просто обойти Армению". И для него проект будет осуществлен даже без участия Армении, но в таком случае она просто выпадет из числа выгодополучателей", - подчеркнул глава азербайджанского внешнеполитического ведомства. Байрамов подчеркнул, что Зангезурский коридор является одним из элементов транспортного коридора Восток - Запад. Это большая выгода не только для Азербайджана и Армении, но и других стран", - добавил он.
Кроме того, это всё будет контролировать сам Иран. Впрочем, для Азербайджана здесь тоже много выгоды, учитывая, в какой сложной ситуации Баку находится с Нахичеванью. Но, повторюсь, важно то, как всё будет оформлено юридически», — подытожил эксперт. По словам Эрдогана, когда коридор в обход Армении будет открыт, «автомобиль или поезд, выезжающий из Баку, сможет прибыть прямо в Карс», и со стороны Ирана уже поступают "позитивные сигналы" по поводу реализации этого проекта. Заявление об альтернативе Зангезурскому коридору Эрдоган сделал после посещения Карабаха, где Азербайджан недавно завершил антитеррористическую операцию.
На ней как мы видим юг Армении включая Зангезур изображены как часть территории Азербайджана изображение взято из открытых источников Зангезурский коридор вызывает обеспокоенность также и со стороны Ирана, так как видит в этом сухопутном мосте угрозы для своих северных провинций, где проживает преимущественно азербайджанское население. Тем не менее несмотря на жаркие дискуссии лидеры Армении и Азербайджана всё же нашли компромисс в плане официальных признаний территориальной целостности обеих государств. Впрочем, руководство Армении 22мая 2023 года заявило о том, что готова признать Карабах частью Азербайджана. Список используемых источников: Бербичашвили М. N S Млин, а почему армения за 30 лет так и не признала Карабах? Александр Армяне,если это ваша земля.
Удержать равновесие Несмотря на большое количество противоречий и взаимных упрёков, все участники процесса хотят как можно скорее закрыть вопрос нагорного Карабаха, поскольку выстраивание логистической инфраструктуры в рамках нового полицентричного мира и реализация крупных проектов вроде транслогистического мегапроекта под эгидой ШОС и ЕАЭС, невозможны при обострении разного рода конфликтов, как и выход на новые рынки сбыта. Ольга Дегтярёва отмечает, что в свете специальной военной операции, Тегеран является для Москвы стратегическим партнёром, действуя противовесом для Израиля и Турции, а учитывая, что основные силы РФ сейчас оттянуты на Украину, в случае очередной эскалации именно Иран с наибольшей долей вероятности встанет на сторону Армении. Однако поскольку Москва заинтересована оставаться в т. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности ФНЭБ , эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович полагает, что заняв относительно нейтральную позицию и косвенно поддержав Азербайджан, Россия поставила в приоритет собственные интересы, связанные в том числе с проектом газового хаба в Турции. Да и во время последней эскалации её военные находились не в Карабахе, а на учениях с США. Конечно, можно было надавить на азербайджанский бизнес в России, но стоила ли игра свеч, учитывая множество прозападных шагов со стороны Пашиняна за последние годы? Несмотря на выгоду от торгово-экономического сотрудничества с Азербайджаном, Армения по-прежнему важна для России и уничтожать существующие связи в Кремле не собираются. Об этом, в частности, говорит перечень из более чем 30 дружественных и нейтральных стран, банки и брокеры из которых будут допущены к торгам на российском валютном рынке. Однако ни большой потенциал Азербайджана, ни тесное сотрудничество с Арменией, не способствует росту популярности этих направлений у российского бизнеса. Если уж какой-то капитал пришёл из России в Армению в прошлом году, но это совокупность мелких капиталов: кто-то из приехавших пекарню открыл, кто-то — магазинчик...
Может ли начаться новая война между Азербайджаном и Арменией из-за Зангезурского коридора
В бакинской прессе заметно увеличилось количество посвящённых «Зангезурскому коридору» публикаций, в том числе – с отсылками в советские времена. Турция запустит железнодорожный коридор в Азербайджан через Иран в случае отказа властей Армении обеспечить работу Зангезурского коридора через их страну, заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Карта метро москвы ботанический сад показать на карте. Здесь мы расскажем, что такое Зангезурский коридор, в чем его стратегическое значение, как в нем участвуют Азербайджан, Армения и Иран и покажем, где находится Зангезурский коридор на карте. Карта метро москвы ботанический сад показать на карте.
«Зангезурский коридор» остается важной стратегической целью Турции
Зангезурский транспортный коридор – новейший международный маршрут, призванный соединить Россию с Арме. Надеюсь, что «Зангезурский коридор» воплотится в жизнь, и сухопутная и железнодорожная связь с братским Азербайджаном через Нахиджеван будет функционировать без перебоев. «Зангезурский коридор способен соединить Европу с Азией не только посредством транспортных коммуникаций, но и энергетически. Рассказываем, что такое Зангезурский коридор простыми словами, в чем его стратегическое значение, как он выглядит на фото и где находится на карте. Единственная страна, которой на данный момент не особенно выгодно восстановление Зангезурского коридора, — Иран, так как он понесёт убытки от снижения трафика.
«Зангезурский коридор»: кто подыгрывает притязаниям Баку на Южную Армению?..
Однако через неделю он предупредил, что Азербайджан установит «Зангезурский коридор» силой, если Армения не согласится на создание коридора. «Зангезурский коридор отвечает нашим интересам. Они обсудили планы реализации Зангезурского транспортного коридора через Армению.
Тупик в начале «Зангезурского коридора»
В результате этих мер транзитные возможности региона заметно расширятся. В то же время предпринимаются шаги по улучшению возможностей въезда-выезда в НАР и облегчению перевозки грузов. Для решения этих вопросов была достигнута договоренность с Исламской Республикой Иран», - отметил Шахин Мустафаев. Вице-премьер также подчеркнул, что новая дорога будет обслуживать транзитные грузоперевозки, что важно как для Азербайджана и Ирана, так и для всего региона. Автомобильное сообщение из Агбенда в Нахчыван является важнейшей составной частью инфраструктуры Восточно-Зангезурского экономического района, и после завершения работ регион станет логистическим центром, обслуживающим обширный Евразийский регион. Отметим, что в Анкаре полностью солидарны с планами Баку по формированию Зангезурского коридора, и в последний период также форсировали работы на турецком сегменте этой транспортной артерии. Как ранее отмечалось в релизах транспортного ведомства Турции, работы на турецкой части транспортного коридора ведутся в Дилуджу, Игдыре и Карсе, а планируется их завершить в текущем году.
Следует напомнить, что 25 сентября текущего года в ходе официального визита в нашу страну президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана глава братского государства и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали протокол о намерениях по строительству железной дороге Карс-Нахчыван. Для итоговой реализации этого проекта необходимо также проложить новый 13-километровый отрезок по территории НАР в направлении пограничного Садарака и реконструировать 160 км имеющихся на территории автономии стальных магистралей.
С одной стороны, в целом, этот проект может быть полезным для Армении в экономическом плане, но только в том случае, если будет гарантироваться безопасность и суверенность Армении над этой дорогой, а зная, с кем мы имеем дело, ни о каких гарантиях речи не идет, скорее наоборот любая провокация на этой дороге, которую могут устроить и сами ее инициаторы, послужит поводом для вторжения и новой войны. Диктаторы никогда не имеют чувства насыщения. А в случае с Ираном, аппетиты придется поумерить, тут уже другая история и другая весовая категория.
Случайно или нет, но через короткое время варчапет с трибуны Национального собрания накинулся на герб собственной страны с Араратом, Ноевым Ковчегом и с символами четырех династий, не отражающий, по его мнению, психологию народа и не имеющий отношения к современному армянскому государству. Ранее сходные мысли тогдашний главный редактор «Айкакан Жаманак» высказывал в своём бестселлере «Обратная сторона страны» , так что удивляться нечему. Сложно не согласиться с общественным деятелем, бывшим депутатом парламента Арманом Абовяном : действия нынешних властей Армении удивительно точно совпадают с выдвинутыми ещё в 1991 году требованиями Анкары убрать из повестки международное признание факта Геноцида армян и гору Арарат. Так что придётся придумать новый герб, нейтральный, спокойный, никого не напрягающий». Помимо встраивания «новой Армении» в тюркский интеграционный проект, символическое рассаживание на инаугурации Эрдогана президентов Азербайджана и Узбекистана призвано было подчеркнуть качественно новую роль «тюркской цивилизации» на просторах Евразии, о которой на фоне втянутых в омут вооружённого противостояния восточнославянских народов говорится всё чаще и настойчивее. По окончании переговоров в Баку с турецким «братом» Ильхам Алиев в очередной раз заявил о растущем значении в современных условиях транскаспийского «Срединного коридора», продвигаемого Анкарой, Баку и Астаной. По словам Ильхама Алиева, «объём грузов, проходящих через Азербайджан, то есть по Каспийскому морю, с каждым годом увеличивается и будет продолжать увеличиваться».
В Баку стремятся «ковать железо, пока горячо», наращивая связи с государствами Центральной Азии, апеллируя с этнокультурной и языковой близостью и опираясь на такие структуры, как «Организация тюркских государств». Всё это встречает понимание и поддержку в Ак-Сарае. Господин Хакан [Фидан, министр иностранных дел] немедленно приступит к этому вопросу… Если наше Генеральное консульство в Шуше будет открыто, это послужит четким сигналом всему миру, в частности, Армении. При содействии властей Азербайджана наш фонд «Маариф» продолжает свою образовательную и обучающую деятельность… Крайне важно, чтобы мы рассмотрели средний коридор, пересекающий Каспийское море и железнодорожной линии Баку — Тбилиси — Карс в этом контексте как можно скорее во время нашей двусторонней встречи с моим дорогим братом», — заверил, будучи в Баку, турецкий лидер.
При этом и Баку, и Ереван уже тогда опасались последствий реализации такого проекта. Например, в Азербайджане считали, что в случае прокладки железнодорожного маршрута через Нагорно-Карабахскую автономную область НКАО , входившую тогда в состав АзССР, может начаться процесс интеграции карабахских армян и Армении. В свою очередь, в Ереване были озабочены тем, что азербайджанская сторона могла использовать данную магистраль для территориальной экспансии. После первой Карабахской войны 1992—1994 гг. При этом маршрут через Зангезур позволил бы сократить этот путь до 70 км, но так и не был реализован из-за конфликта Баку и Еревана.
Разразившийся в 2020 году новый азербайджано-армянский военный конфликт привел к заключению договорённостей, которые в том числе касались и обеспечения передвижения граждан и транспортных средств между западными районами Азербайджана и НАР. Однако реализация данных соглашений со стороны Еревана и Баку была разной. Так, в отличие от армянской стороны, которая не спешила действовать, Азербайджан открыто заявил, что готов запустить «Зангезурский коридор», приступив к практической реализации своего плана. Для этого на подконтрольной Баку территории расширилось строительство железных и автомобильных дорог. Например, в мае 2021 г. Такая активность Баку вполне объяснима, так как «Зангезурский коридор» мог бы сыграть важную роль в оживлении торговли и транспортного сообщения в регионе. Вместе с тем, как показали события последних лет, в реализации данного проекта есть множество «но», которые касаются не только позиции Армении, все еще пытающейся не допустить полной интеграции НАР в Азербайджан, но и интересов других региональных игроков, таких как Иран.
Трудности с Зангезурским коридором связаны не с Арменией, а Ираном - Эрдоган
Депутат подчеркнул, что это очень принципиальный вопрос для налаживания отношений между Азербайджаном и Арменией. Мы также внимательно следим за провокациями сепаратистских и реваншистских сил в регионе. То, что сейчас происходит в Армении, ее внутреннее дело", - заявил Нагиев. Парламентарий подчеркнул, что теперь переговоры по другим направлениям будут продолжаться еще более интенсивно. Зангезурский коридор должен быть открыт Политолог Турал Исмайлов уверен, что происходящее в регионе является результатом успешной политики Азербайджана, основанной на правильной стратегии. Мы хорошо помним, что армянская сторона целенаправленно осуществляла в регионе провокации, чтобы сорвать процесс, и всячески уклонялась от того, чтобы сесть за стол переговоров. Естественно, эти шаги приводили к затягиванию процессов, а иногда и к долгим паузам в них. Но, наконец, исторические азербайджанские земли снова окажутся под юрисдикцией Азербайджана", - сказал Исмайлов.
Участник Первой Карабахской войны полковник армии Азербайджана Джалил Халилов заявил, что Ереван обязался «как вывести все вооруженные силы из Карабаха, так и открыть Зангезур». Офицер не сомневается, что основная борьба теперь будет именно в Зангезуре.
Ранее стало известно, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на пе реговорах с азербайджанским коллегой Ильхам ом Алиевым в пон едельник, 25 сентября, в Нахичевани намерен обсудить предложенную Анкарой встречу лидеров России, Турции, Азербайджана и Армении.
Трасса местами проходит вплотную к пограничному забору. За ним — река Аракс, а дальше, на другом берегу — уже Ирана. Останавливаться здесь нельзя, объясняет мне Эмиль. Спрашиваю его о желании Баку соединить Нахичевань с остальным Азербайджаном. Он едва не бросает руль!
Я армянин. Я еду — и мне навстречу азербайджанец. Как ты представляешь, что будет? А сейчас, после стольких войн, в которых мы все воевали, рядом со мной проедет или пройдёт азербайджанец — да я его готов зубами на куски разорвать, а он меня. Они напали на Армению. После этого хотят прийти сюда — хотят эту дорогу.
Мы ещё не забыли ничего. Может, пройдут годы, десять лет, тогда может быть. Читайте также 42 км по дну Каспия: «Газпром» под ударом, или как США взяли под колпак Алиева и туркменский газ Бывший посол США исполнит транскаспийскую мечту Туркменбаши по поставкам голубого топлива в ЕС, несмотря на русское «нельзя» — Как же тогда построить дорогу, чтобы не было столкновений? Или он должен под землёй ехать или по эстакаде, большой и высокой. Или пусть ездят через Иран, как и все последние годы. Автомобильная дорога — лишь один вариант Зангезурского коридора.
Другой — дорога железная. Когда-то на армянском участке пути из Нахичевани в Баку было четыре станции. Мегри считалась самой крупной из них. Сегодня она — единственная, чей вокзал сохранился до наших дней. Небольшую экскурсию по зданию мне проводит Армен Давтян. Он работал здесь заместителем начальника станции до 2005 года, когда мегринский участок окончательно прекратил своё существование.
На фото: Армен Давтян Фото: автора — Я сначала, как поступил на работу, был приём-сдатчиком груза. Принимал вагоны с грузами, оформлял документы на отправление грузов. Потом был переведён на должность дежурного по станции. Вот это был мой кабинет. Армен показывает рукой на дверь в дальнем правом углу от дверного проёма на входе в вокзал. Ближе к нам заколоченная дверь станционного буфета.
Слева напротив кабинета Армена — окошко кассы. Оно закрыто наглухо, но дверь в кассу сломана.
Оценив эту идею как исключительную возможность, Иран, не теряя времени, приступил к делу и, чтобы продемонстрировать в этом вопросе свою решимость, направил в Баку министра дорог и градостроительства ИРИ Мехрдада Базрпаша. Оставаясь верным принципу Тегерана по сохранению баланса в отношениях с соседними странами, министр дорог и градостроительства Ирана посетил также Армению, чтобы присутствовать на официальной церемонии подписания договора о строительстве дороги Агарак-Каджаран, которая является частью трассы «Персидский залив — Чёрное море». Таким образом, Иран, превратив иранский участок Мегри-Нурдуз своей государственной границы с Арменией в перекрёсток, способствующий межрегиональному сотрудничеству, решает ряд важных вопросов, которые, в основном, исходят из интересов национальной безопасности как Ирана, так и Армении.
Как писало EADaily , 26 октября, выступая в Тбилиси, премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что правительство республики разработало и представляет проект «Перекресток мира» как важную часть повестки мира. Ключевой смысл этого проекта — развитие коммуникаций между Арменией, Турцией, Азербайджаном и Исламской Республикой Иран путем ремонта, строительства и эксплуатации автомобильных, железнодорожных путей, трубопроводов, кабелей, линий электропередачи.