Мартов, Юлий Осипович 1873 1923 российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма. Мартов, Юлий Осипович 1873 1923 российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма. Мартов, Юлий Осипович — Запрос «Мартов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Л. Мартов Имя при рождении: Юлий Осипович Цедербаум Дата рождения: 24 ноября 1873(1873-11-24) Место рождения: Константинополь.
Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году
Юлий Осипович Мартов (Цедербаум) известный деятель революционного движения, один из лидеров фракции, а затем и партии «меньшевиков», образовавшейся в результате раскола РСДРП. Юлий Осипович Мартов (Цедербаум) известный деятель революционного движения, один из лидеров фракции, а затем и партии «меньшевиков». Мартов Юлий Осипович (настоящая фамилия Цедербаум) 12 ноября 1873, Константинополь – 4 апреля 1923 г. Шемберг, Германия) Из зажиточной семьи служащего Русского общества пароходства и торговли. Юлий Осипович Мартов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков. Юлий Осипович Цедербаум родился 24 ноября 1873 года в Константинополе, в большой зажиточной семье сотрудника Русского общества пароходства и торговли. Мартов Юлий Осипович (настоящая фамилия Цедербаум) 12 ноября 1873, Константинополь – 4 апреля 1923 г. Шемберг, Германия) Из зажиточной семьи служащего Русского общества пароходства и торговли.
Вы точно человек?
Детство Мартова Ю.О. Родился Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум) 24 ноября 1873г. в Константинополе в зажиточной еврейской семье. МАРТОВ Л. (ЦЕДЕРБАУМ, ЮЛИЙ ОСИПОВИЧ) – (1873–1923) – русский социал-демократ, лидер и идеолог меньшевизма, деятель международного социалистического я 24 ноября 1873 в Константинополе в еврейской купеческой семье, отец был издателем газеты. Юлий Осипович Цедербаум (Мартов) прожил сравнительно недолгую жизнь — полвека, но его политическое умирание не было тихим. Юлий Осипович Мартов, псевдоним Лев Мартов, настоящая фамилия Цедербаум, (1873—1923) — российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма.
Юлий Мартов - кратко
Сестра Лидия объясняет этот выбор тем, что Юлий Осипович считал март самым революционным месяцем, ссылаясь на события 1848 года в Европе. Юлий Осипович Мартов (псевдоним Лев Мартов, настоящая фамилия Цедербаум) — российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма. Образ ведущего новостей. Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г. После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М. Горького в колумбарии на Герихтштрассе в берлинском районе Веддинг.
Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году
Мартов Юлий Осипович (настоящая фамилия Цедербаум) 12 ноября 1873, Константинополь – 4 апреля 1923 г. Шемберг, Германия) Из зажиточной семьи служащего Русского общества. Главная» Новости» Юлий осипович мартов краткая биография. В фонде Л. Мартова в Архиве Российского центра хранения и изучения новейшей истории в Москве есть письма знакомой Юлия Осиповича Поли Гордон.
Юлий Мартов - кратко
Плехановым и В. Разошёлся с Лениным во взглядах на соотношение морали и политики дело Н. Баумана и по вопросам партийного строительства, в отличие от него считал, что переход от кружковой организации социал-демократического движения к партийной должен происходить «снизу», а не усилиями только «вождей», с участием и антиискровских элементов социал-демократии. Делегат II съезда РСДРП июль — август 1903, Брюссель, Лондон , на котором внёс альтернативное ленинскому определение условий членства в партии — работа под контролем и руководством одной из партийных организаций вместо обязательного личного участия в деятельности низовой организации, на чём настаивал Ленин. Мартов требовал также ослабления полномочий центральных учреждений партии. Вокруг Мартова объединились все противники Ленина, в дальнейшем получившие название меньшевиков. От других признанных идеологов меньшевизма отличался неприятием бернштейнианства , однако активно поддержал идею А. Потресова о союзе РСДРП с либералами в борьбе за демократию, а также, хотя и с некоторыми оговорками, предложенный Аксельродом план участия социал-демократии в «банкетной кампании» 1904 г. Рассматривал начавшуюся революцию 1905—1907 гг. Категорически отрицал выдвинутую В.
Лениным идею революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства как возможный итог победы революции, считая пока максимумом возможного установление буржуазно-демократической республики. Противник действий, направленных на «организацию» революции, подготовку вооружённого восстания силами подпольщиков. Снова в России 1905—1907 После издания Манифеста 17 октября 1905 г. Участвовал в работе Санкт-Петербургского совета рабочих депутатов, член редакции легальной меньшевистской газеты «Начало». Юлий Мартов. Начало 20 в. Поддержал объединительные устремления большевиков и меньшевиков. На рубеже 1905—1906 гг. Сторонник идеи «рабочего съезда», выдвинутой в 1905 г.
Аксельродом предполагалось, что съезд, организованный передовыми элементами пролетариата, создаст базу для коренного реформирования РСДРП на основе всех социалистических течений, представленных в рабочем классе, и по образцу легальных европейских социал-демократических партий. В феврале и июле 1906 г. В сентябре того же года выслан за границу. Около месяца находился в Германии, затем нелегально вернулся в Россию, проживал в Финляндии. Вместе с Лениным и Р. Люксембург внёс радикальные поправки в его резолюцию об отношении социалистов к войне, в частности о том, что они обязаны в случае начала военных действий стремиться использовать вызванный войной экономический и политический кризис для политического пробуждения народа и ускорения свержения капитализма. Вторая эмиграция 1907—1913 В конце 1907 г. Жил в Женеве, с 1909 г. Один из основателей, редакторов и ведущий публицист журнала «Голос социал-демократа» Женева; Париж, 1908—1911 , занимавшего в меньшевизме позицию центра между «партийцами» и «ликвидаторами» был ближе к последним.
Взгляды Мартова на партийную тактику и организацию привели его к политическому и личному разрыву с Г. Один из редакторов крупного обобщающего коллективного труда «Общественное движение в России в начале ХХ века» Тома 1—4, книги 1—6, Санкт-Петербург, 1909—1914 , автор глав по истории РСДРП в 1918 были опубликованы отдельным изданием под названием «История российской социал-демократии». В 1908—1911 гг. В результате опыта работы в объединённых партийных органах Мартов убедился в невозможности сосуществования меньшевиков и большевиков в одной партии, изложил свою позицию в брошюре «Спасители или упразднители? Отрицательно оценивал существовавшие формы подпольных партийных организаций, считал необходимым создание легальной рабочей партии, которая бы опиралась на фракцию РСДРП в Государственной думе, профессиональные союзы, общества самообразования, кооперативы. Но в отличие от последовательных «ликвидаторов» не призывал к немедленному разрушению нелегальных структур партии.
Этот снимок стал хрестоматийным. После окончания ссылки Мартов и Ленин эмигрировали в Европу. В 1900 году в Мюнхене они стали выпускать газету «Искра» для последующего распространения в России через агентурную сеть подпольщиков. Раскол Издание «Искры» было успешным предприятием. Ее тираж составлял 8-10 тысяч экземпляров, что позволяло привлекать сторонников и формировать из них политическую силу. Вспоминая о тех временах много лет спустя, Потресов писал: «Плеханова — почитали, Мартова — любили, но только за Лениным беспрекословно шли, как за единственным бесспорным вождем». Ситуация резко изменилась после публикации в 1902 году книги Ленина «Что делать? В ней предлагалось создать «партию нового типа»: жестко централизованную и строго законспирированную подпольную организацию, состоящую из профессиональных революционеров, связанных железной дисциплиной. Подобные идеи встретили критику Мартова. Он утверждал, что в книге Ленина провозглашается организационный централизм, который устанавливает культ профессиональных революционеров и отвергает принцип демократического контроля над руководством партии. В «Истории российской социал-демократии» Мартов отмечал, что массовое политическое движение невозможно втиснуть «в прокрустово ложе конспиративно-бюрократической системы». Кроме того, проявилась склонность Ленина к политической интриге. Накануне проведения съезда партии он обратился к Мартову с предложением объединить силы против Плеханова и исключить из редколлегии «Искры» неугодных ему людей. Подобное предложение возникло из-за идеологических разногласий между Лениным и остальными «искровцами», среди которых особенным уважением пользовался Плеханов. Столкнулись не только личные амбиции, но и разные взгляды на прошлое и настоящее России», — пишет историк Станислав Тютюкин в книге «Меньшевизм. Страницы истории». Возникла дискуссия о членстве в партии.
Отметив, что это может привести к изоляции пролетариата к к господству контррев. В речи на съезде и в проекте резолюции о войне и мире, не получившем поддержки большинства делегатов, констатировал бесплодность усилий меньшевиков по созыву междунар. Осуждал политику наступления на фронте. В обстановке приближающегося полит. В Июльские Дни, в ночь с 4 на 5 июля, на заседании исполкома Петрогр. Совета, когда эсеры и меньшевики торжествовали по поводу прибытия воинских частей с фронта для "наведения порядка в столице", заметил: "Классич. С кон. Указывал, что развал Врем. Астровым от имени Центр, бюро меньшевиков-интернационалистов обратился к 6-му съезду РСДРП б с приветствием, в к-ром выражалось "глубокое возмущение против клеветнич. Выразив надежду на "сотрудничество отд. Выступал от интернационалист. Критиковал меньшевист. До съезда Мартов допускал возможность орг. Пришлось снова ограничиться заявлением. Сотрудничал в "Новой Жизни", "Кронштадтской Искре" июль - сент. Оценивая положение после выступления Л. Корнилова, писал: Почувствовав, что ею держится порядок в стране, что ею одной держится армия и что ею одной охраняется завоёванная свобода, демократия осваивается с мыслью, что ей одной должна принадлежать и власть в гос-ве... Отметив, что затормозить переход власти в руки демократии может только раскол в её среде между пролет, меньшинством и крест.
Большая часть сознательной жизни Ю. Мартова была посвящена исследованию, а также пропаганде марксизма, совместно с созданием в России марксистской партии по примеру немецкой социально-демократической организации СДПГ. Как в теоретическом социализме, так и в практике партийной жизни, политик был сторонником умеренных взглядов, хотя и не отрицал возможность проведения революции, совместно с выстраиванием в России социализма. Замечание 3 Как в партийной работе, так и в теоретических размышлениях, Ю. Мартов был идейным противником большевизма, а также его лидера В. Прежде всего, он отвергал стремление большевиков к немедленному вводу социалистического строя в России, их негативное отношение к наличию других партий, включая социалистическую. Классификация российских партий Мартова В качестве теоретического исследователя партий, Мартов прославился прежде всего созданием классификации отечественных партий, которая была им издана в монографии «Политические партии России» в 1906 году. В этом труде, все партии России он разделил на: Реакционно-консервативные, правые, к которым отнеслись Союз русского народа, Русская монархическая партия и Русское собрание. Данные партии отстаивали идеи монархического строя, вопросы самодержавия, а также традиционные русские ценности. Либерально-демократические партии. К ним относились Партия демократических реформ, Партия народной свободы, или конституционно-демократическая партия, Партия свободомыслящих, которые выступали за введение идеи конституционного порядка: свободы вероисповедания и совести, равенства всех перед законом, свободы союзов и собраний, свободы печати и слова, свободы неприкосновенности жилища и личности, свободы подачи петиций, свободы передвижения. Революционные партии. К их числу принято относить партию социалистов-революционеров, РСДРП, которые добивались полной демократической республики, либо полного народовластия, совместно с представлением вопросов самоуправления отдельным народам и обеспечением выборности всех чиновников. Центристские партии, к которым относились партия «Союз 17 октября» и Торгово-промышленная партия. Данные партии настаивали на необходимости конституционной монархии и выступали за введение в России основных прав и свобод, включая политические, а также всеобщих избирательных прав. Согласно позиции Мартова выходит, что вся система партий России точно на момент 1906 года обладала своеобразным сдвоенным центром, чьи партии были разделены по двум основаниям. Прежде всего, это отношение к самодержавию. Партии центра, которые очевидно были правоцентристскими, хотели ограничить вопросы самодержавия Конституцией, однако законодательная роль парламента будущего должна была быть сведена к законосовещательной.
Мартов интервью
Участник Демократического совещания 1917 г. Выступал с резкой критикой как Временного правительства и поддерживавших его социалистов, так и большевиков, начавших непосредственную подготовку вооружённого восстания против Временного правительства. На 2-м Всероссийском съезде Советов [25—27 октября 7—9 ноября ] предложил от имени меньшевиков-интернационалистов резолюцию, которая осуждала большевиков за организацию переворота до открытия съезда и призывала к формированию однородного социалистического правительства. После ожесточённых дебатов, закончившихся уходом со съезда правых групп меньшевиков и эсеров, не встретив поддержки, покинул съезд. Однако, рассматривая социализм как высшее воплощение индивидуальной свободы и индивидуальности, Мартов не мог примириться с характерным для большевиков «аракчеевским пониманием социализма и пугачёвским пониманием классовой борьбы», на почве которого вырастает, по его словам, «окопно-казарменный» «квази-социализм». Считал, что социализм возможен только тогда, когда политическое воспитание масс позволяет им «путём самоуправления взять в свои руки руководство общим аппаратом». В этой связи называл «бессмысленной утопией» попытку «насаждать социализм в экономически и культурно отсталой стране». Единственную возможность борьбы с большевизмом видел в восстановлении единства рабочего движения под эгидой социал-демократии Мартов. С этого времени до 1920 г. В связи с перемещением государственных и партийных органов из Петрограда в марте 1918 г.
Редактор газеты «Вперёд! Депутат Моссовета 1919—1920. В 1919 г. С 1919 г. Осуждал политику «красного террора» и «военного коммунизма» , заключение Брестского мира 1918 г. В то же время признавал недопустимой вооружённую борьбу против Советской власти, «т. Ноябрьскую революцию 1918 г. Выступал за участие меньшевиков в вооружённой борьбе с контрреволюцией. Автор тезисов «Мировая социальная революция и задачи социал-демократии», которые стали основой платформы РСДРП принята Всероссийским партийным совещанием в апреле 1920 , выдвинул идею объединения всех социалистических партий, включая большевиков, на основе последовательного народовластия, самой широкой свободы идейной борьбы и пропаганды.
Последние годы в эмиграции 1920—1923 В сентябре 1920 г. На съезде Независимой социал-демократической партии Германии НСДПГ в Галле ноябрь 1920 призвал к защите мирового рабочего движения, а также российской революции от международного империализма, внутренней контрреволюции и разлагающего влияния «примитивно-коммунистического большевизма». В Берлине 1921 возглавил Заграничную делегацию ЦК РСДРП — эмигрантский партийный центр меньшевизма, пытался объединить центристские силы международного социалистического движения. Там же в 1921 г. Положительно оценивал новую экономическую политику , однако считал, что либерализация хозяйственной жизни не может быть прочной без политической либерализации. Ближайшее будущее России связывал с многоукладной экономикой, рынком, регулируемым государством, кооперацией, сильным социальным законодательством и политической демократией. Допускал возможность превращения России в социалистическое государство в случае победы социализма на Западе. Один из главных организаторов в 1922 г. Горького и А.
Один из организаторов и лидеров Венского интернационала. Автор воспоминаний «Записки социал-демократа», над которыми работал с перерывами с 1918 г. Сохранились 1-я опубликована в 1922, 1924 и 2-я дошли две главы книги обе книги опубликованы вместе в 2004. В мемуарах Мартов рассказывал о своей жизни от рождения до 1900 г. Воспоминания содержат богатый фактический материал и яркие характеристики деятелей социал-демократического движения. Похоронен на кладбище в районе Веддинг в Берлине.
После прихода Ленина к власти в 1917 году Мартов резко критиковал политику большевиков — разгон Учредительного собрания, Брестский мир, продразверстку, «красный террор», убийство царской семьи. Однопартийная система утвердилась не сразу, поэтому он мог представлять партию меньшевиков на государственных должностях — был членом ВЦИК, депутатом Моссовета. Юлий против Сталина Хотя большевики, придя к власти, закрыли «буржуазные» газеты, меньшевистская газета «Вперед» продолжала выходить после октября 1917 года. Сталину, который в свое время был исключен из партийной организации за прикосновенность к экспроприациям». Народный комиссар по делам национальностей Иосиф Сталин подал на Мартова в московский революционный трибунал печати. В суде Мартов заявил, что ревтрибунал должен рассматривать дела о преступлениях против народа, а частные жалобы — дело народного суда: «Даже в королевской Англии в случае оскорбления личной чести короля дело о таком оскорблении слушается в обычном суде. Поэтому я считаю, что меня не должен судить трибунал, состоящий из моих политических противников». Судья отверг его замечание. Мартов попросил вызвать свидетелей, способных доказать правдивость его слов. Сталин заявил протест: «Мартов — гнусный клеветник. Дело необходимо заслушать немедленно, не откладывая его до вызова свидетелей». Мартов настаивал на вызове свидетелей, напомнил о деле Малиновского: «Если нельзя будет допросить свидетелей — это мое несчастье, но если они не будут допрошены потому, что этого не хочет Сталин — то это его несчастье…» Свидетелей так и не вызвали, Мартову объявили общественное порицание — но не за оскорбление Сталина, а за слишком резкие выражения в адрес большевиков в той же статье. В апреле была закрыта газета «Вперед», в мае — ликвидирован ревтрибунал по делам печати. Борьба большевиков с меньшевиками продолжалась. Мартов несколько раз подвергался кратковременным арестам — от более серьезных репрессий его защищало знакомство с Лениным. В сентябре 1920 года он выехал за границу. Туберкулез прогрессировал, Юлий потерял голос. Не имея возможности выступать публично, он писал статьи. Уже из эмиграции он чуть ли не единственный раз похвалил Ленина за его политическое решение — о введении нэпа. Его прах был захоронен рядом с крематорием на Герихтштрассе в Берлине. Позднее там же были захоронены другие скончавшиеся в эмиграции меньшевики.
Уншлихту он советует «созвать из архинадежных людей совещание тайное» для выработки мер борьбы с расхитителями, кои должны быть весьма просты: «поимка нескольких случаев и расстрел»129. Судьба отношений Мартова и Ленина — это судьба двух концепций революционного развития в России: гуманной — демократической и силовой — тоталитарной. Вопрос далеко выходит за рамки личных отношений и отражает драму борьбы двух начал: политики в союзе с моралью и политики, подчинившей мораль. Борьба в редакции «Искры» и вокруг нее означала для Мартова нечто большее, нежели просто фракционная борьба. Он видел в ней прообраз власти, утверждающей себя «любой ценой». Поддерживая высказывания Плеханова о «бонапартизме» Ленина, Мартов написал специальную брошюру против монополии центра с его контролем и жесткими директивами. Это положение автор работы назвал «осадным положением в партии»130. А оно, это «осадное положение», создавалось с самого начала. Этого не скрывал и Ленин. В своем «Ответе Розе Люксембург», написанном в сентябре 1904 года, он указывает: «Каутский ошибается, если он думает, что при русском полицейском режиме существует такое большое различие между принадлежностью к партийной организации и просто работой под контролем партийной организации»131. До революции 1917 года Ленин, по сути, борется за свою главную идею: создать монолитную, централизованную партию, с помощью которой можно прийти к власти. Он не задается мыслью, что будет потом? Ведь партия-орден уже будет создана? Она же не исчезнет никуда? Не в этом ли феномене видна угроза будущему? Нет, Ленин так не думает. Все, кто не согласен с ним, достойны быть лишь с Мартовым. В письме А. Богданову и С. Гусеву Ленин однозначно утверждает: «Либо мы сплотим действительно железной организацией тех, кто хочет воевать, и этой маленькой, но крепкой партией будем громить рыхлое чудище новоискровских разношерстных элементов…» В примечании добавляет, что тех, «которые абсолютно не способны воевать», он просто «всех отдал Мартову»132. Добавление чрезвычайно красноречивое: кто за «железную» гвардию, готовность «воевать» и «громить» — те в его партию. А не способные к этому — в «рыхлое чудище» Мартова. Ленин презрительно относится к моральным сентенциям Мартова, Плеханова, Аксельрода. В своей полемике, которая, пожалуй, составляет львиную долю всего литературного наследия Ленина, он мимоходом бросает слова, которые отдают осуждающим рефреном, что, мол, Мартов известен «своей моральной чуткостью», вопит о «краже», «шпионстве» и других безнравственных вещах133. До своей победы в октябре 1917 года Ленин не перестает полемизировать с Мартовым, если это можно назвать полемикой. Изобличения, осуждения, «приговоры» и просто оскорбления в адрес человека, с которым в молодости было так много общего. Но Мартов непреклонен. Склонный и способный к компромиссам, Мартов не испытывает никаких позывов к поиску согласия. Просто давно пришло понимание, что тот социализм, который намерен строить вождь партии большевиков, не имеет отношения ни к подлинной справедливости, ни к нравственным принципам, ни к гуманистическим началам социалистических мечтаний. Уже проиграв, Мартов ужаснулся «промежуточному» итогу достигнутого в 1917 году. В письме к одному из своих личных друзей Н. Кристи Мартов выносит вердикт, который оказался сколь пророческим, столь и весьма точным. Получается такой букет, что трудно вынести. Вероятно, она, эта позиция Мартова, была наиболее верной и благородной. Весть о вспыхнувшем пожаре европейской войны 1914 года застала Мартова в Париже. В своем «Голосе» небольшой cоциал-демократической газете центристского толка Мартов не уставал повторять: «Да здравствует мир! Довольно крови! Довольно бессмысленных жертв! Да здравствует мир! В своих воспоминаниях один из заметных актеров российской революционной трагедии И. Церетели приводил монолог Мартова. Единственная вещь, которая его интересует, это революция, и настоящей революцией он считает только ту, где власть будет захвачена большевиками. Я задаю себе вопрос, продолжал Мартов, что будет делать Ленин, если демократии удастся добиться заключения мира? Очень возможно, что в этом случае Ленин перестроит всю свою агитацию в массах и станет проповедовать им, что все беды послевоенной поры происходят от преступлений демократии, состоящих в том, что она преждевременно закончила войну и не имела мужества довести ее до полного разгрома германского милитаризма. Все остальное было подчинено цели ее захвата. После того как в июне 1918 года ВЦИК вывел из своего состава правых эсеров и меньшевиков, Мартову ничего не оставалось, как бороться пером против сползания революции к диктатуре одной партии. Шуб приводит свидетельство Е. Драбкиной, видевшей сцену исключения меньшевиков из управляющего эшелона революции.
В книге британского историка Саймона Себаг-Монтефиоре « Молодой Сталин » об этом рассказывается так: «Юлий Мартов опубликовал в 1918 году статью, в которой писал, что Сталин не имеет права занимать правительственные посты, так как был исключён из партии в 1907-м. Тогда выяснилось, что Сталин действительно был исключён из партии, но не ЦК, а низовой организацией Тифлиса. Мартов выступал против заключения мирного договора России с Германией. В мае 1918 г. В конце 1918 года он всё же пришёл к выводу о необходимости принять «Советский строй как факт действительности», по-прежнему требуя его демократизации. Исходя из того, что большевистская диктатура опирается на симпатии народных масс, Мартов полагал, что следует отказаться от действий, которые могут привести к расколу внутри рабочего класса и тем самым сыграть на руку контрреволюции. Так родилась его тактика «соглашения-борьбы» с большевистской властью в рамках советской конституции, не сразу и не без сопротивления принятая потом большинством меньшевиков [8]. Тем не менее Мартов резко осудил расстрел царской семьи и расстрел четырёх великих князей в январе 1919 года [9]. Летом 1919 года был избран действительным членом Социалистической академии , в 1920 году редактировал сборник «Оборона революции и социал-демократия». Поздние годы жизни[ править править код ] В сентябре 1920 , будучи смертельно болен туберкулёзом, эмигрировал. В Германии к нему присоединился высланный из России Ф. Дан , и их работа продолжалась в Заграничном бюро ЦК меньшевиков. Сразу после приезда в Берлин Мартов с согласия ЦК партии основал журнал « Социалистический вестник », и его статьи регулярно печатались на страницах этого журнала. Всего вышло в свет 45 его статей и заметок, в которых он старался понять и объяснить большевизм, в котором видел «потребительский коммунизм». Впоследствии « Социалистический вестник » стал центральным органом партии главный редактор Соломон Шварц , во многом определял политическую линию ЦК меньшевиков. Аксельрод упрекал Мартова в «огромном несоответствии» противоречия между его «принципиальной оценкой исторического значения большевизма» и той, «в сущности, не просто оппозицией, а войной», которую меньшевистская партия, ведомая тем же Мартовым, вела против большевистской диктатуры, Аксельрод писал: «…Если большевики и только они выполняют у нас надлежащим образом исторические задачи революции, как якобинцы в своё время во Франции, то борьба наша против них по существу контрреволюционна. Наша прямая обязанность, наш революционный долг — вступить в их ряды, и если уже делать оппозицию, то крайне осторожную, частичную и, разумеется, благожелательную» [10]. В ней он впервые рассказал о своей позиции по поводу положения в Советской России. Критикуя политику большевиков, Мартов считал наилучшим проявлением международной солидарности по отношению к русской революции защиту мирового рабочего движения. Это заявление было основано на анализе экономической ситуации в России, которая характеризовалась полным хозяйственным развалом и отсутствием правовых гарантий и гражданских свобод. К 1921 г. В местных партийных организациях в России в этот период усилилось влияние правого крыла партии, что нашло отражение в решениях Августовской Всероссийской конференции РСДРП 1921 г. Делегаты согласились с тезисом Мартова о необходимости соглашения между пролетариатом и крестьянством, высказывались за первоочередное предоставление демократических свобод только «трудящимся классам». В 1922 г.
Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году
Они росли не на национальной, а на космополитической почве. Достаточно указать, что домашним языком в семье был французский — язык, на котором говорила их мать. В то же время они воспитывались на русской демократической литературе. С одной стороны, идеология Д. Писарева сыграла в этом воспитании немаловажную роль. Культ утилитаризма и отрицания сторонников его называли «нигилистами» , вопрос «о голодных и раздетых людях» как цель мышления, преклонение перед естественными науками — идеи, усвоенные Юлием в детстве. С другой стороны — революционно-демократические идеи, мировоззрение А. Герцена, большим поклонником которого был их отец. Другим важным фактором, оказавшим влияние на формирование личности Мартова, был его физический недостаток — хромота. Кормилица уронила его с высокой кровати, и он сломал ногу. Он так и остался на всю жизнь хромым, приволакивал ногу, сильно сутулился при ходьбе, никогда не мог бегать, играть в подвижные игры и часто подвергался насмешкам сверстников.
Будучи натурой деятельной, Юлий пытался создать свой идеальный мир. Он придумал себе собственную Утопию — город «Приличенск», основанный на началах правды, справедливости, равенства и любви к ближнему, противопоставляемый городу «Глупову» из повести М. Салтыкова-Щедрина, олицетворявшему ложь, несправедливость, неравенство и ненависть между людьми. Обладая задатками лидера, он организовал игру в «Приличенск», которая состояла в том, что дети представляли в диалогах все, что читали или о чем слышали. В этой игре создавался какой-то иной мир, параллельный реальному, но для детей вполне осязаемый. Там были свои законы, которым они подчинялись. Если кто-нибудь поступал в каком-то смысле неправильно, то замечание «так в Приличенске не поступают» было самым большим осуждением… Через три десятилетия основные участники этой игры запечатлели себя на фотографиях. Детство давно закончилось. Мартов, уже умудренный жизнью и тяжко болеющий. Туберкулез горла почти лишил его возможности говорить.
Внуки гаскала были глубоко ассимилированы в российское общество, не соблюдали еврейских традиций, не знали еврейского языка, хотя и знали, что они евреи, а конкретные проявления антисемитизма не оставляли их равнодушными. Они росли не на национальной, а на космополитической почве. Достаточно указать, что домашним языком в семье был французский — язык, на котором говорила их мать. В то же время они воспитывались на русской демократической литературе.
С одной стороны, идеология Д. Писарева сыграла в этом воспитании немаловажную роль. Культ утилитаризма и отрицания сторонников его называли «нигилистами» , вопрос «о голодных и раздетых людях» как цель мышления, преклонение перед естественными науками — идеи, усвоенные Юлием в детстве. С другой стороны — революционно-демократические идеи, мировоззрение А.
Герцена, большим поклонником которого был их отец. Другим важным фактором, оказавшим влияние на формирование личности Мартова, был его физический недостаток — хромота. Кормилица уронила его с высокой кровати, и он сломал ногу. Он так и остался на всю жизнь хромым, приволакивал ногу, сильно сутулился при ходьбе, никогда не мог бегать, играть в подвижные игры и часто подвергался насмешкам сверстников.
Будучи натурой деятельной, Юлий пытался создать свой идеальный мир. Он придумал себе собственную Утопию — город «Приличенск», основанный на началах правды, справедливости, равенства и любви к ближнему, противопоставляемый городу «Глупову» из повести М. Салтыкова-Щедрина, олицетворявшему ложь, несправедливость, неравенство и ненависть между людьми. Обладая задатками лидера, он организовал игру в «Приличенск», которая состояла в том, что дети представляли в диалогах все, что читали или о чем слышали.
В этой игре создавался какой-то иной мир, параллельный реальному, но для детей вполне осязаемый. Там были свои законы, которым они подчинялись. Если кто-нибудь поступал в каком-то смысле неправильно, то замечание «так в Приличенске не поступают» было самым большим осуждением… Через три десятилетия основные участники этой игры запечатлели себя на фотографиях. Детство давно закончилось.
Мартов, уже умудренный жизнью и тяжко болеющий.
Мартов в санатории в Шварцвальде в Германии 4 апреля 1923 года от туберкулеза горла. Кремация была 10 апреля, 11 июня 1923 года на кладбище при крематории в Берлине поставили бронзовую урну с надписью по-немецки на цоколе: "Л. Мартов — борец за освобождение рабочего класса".
При фашизме могила была разрушена, после окончания 2-й мировой войны была восстановлена. Я, к сожалению, не знаю, кто восстановил - 17 - ее, но это было при В. Пике, О. Гротеволе и Э.
Хонеккере, за что я им всем благодарна. В фонде Л. Из писем видно, что она была влюблена в него, ее знали все его братья и сестры, дружили с ней, жаль, что его писем к ней нет. Мне рассказывала Виктория Сергеевна Кранихфельд, что в Париже должна была быть их свадьба.
Поля и гости ждали, а Юлий Осипович приехал с опозданием на несколько часов. Он утром, как привык, зашел в кафе выпить кофе, а там начался спор, он увлекся и все забыл. Поля после этого сказала, что Юлий Осипович не может быть мужем, он партийный деятель. Так Л.
Мартов остался один и не имел семьи и детей. Я читала письма Поли Гордон после этих событий, это были совершенно официальные письма о целях партии. Сама я не видела Л. Мартова, он умер в 1923 г.
Баранской, Р. Абрамовича, Луначарского и многих других. Во всех воспоминаниях упоминается его невероятная трудовая энергия, невероятные честность и тактичность. Я горжусь, что отношусь к клану родных Л.
Никогда все мои бабушки и дедушки, дяди не кривили душой, не предавали Россию, не думали о своем обогащении. Старалась и я так прожить жизнь свою, только жаль, что уже в 9 лет я фактически осталась одна. Даном, она скончалась в Нью-Йорке 28 марта 1963 года. Другая сестра Мартова Надежда Осиповна по мужу Кранихфельд.
Она родилась в 1875 г. Об этом партия большевиков помнила, но когда Надежда Осиповна умерла, по-человечески поступить не смогли: во-первых, на глазах умирающей был сделан обыск, хотели выпустить на похороны Сергея Иосифовича Цедербаума, из тюрьмы велась большая переписка, и пока она велась, похороны состоялись и его не пустили, а ее старшего сына Андрея Сергеевича Кранихфельда даже и не собирались выпускать на похороны, это не нашли нужным. Ее две дочери Виктория Сергеевна и Людмила Сергеевна впоследствии были арестованы, сидели на Лубянке, были высланы. Мартова, родилась 29 мая 1904 года в г.
По постановлению Центральной комиссии по пересмотру уголовных дел на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления, от 29 ноября 1954 постановлением Особого совещания при МГБ СССР от 17 февраля 1956 г. Умерла Людмила Сергеевна 3 января 1990 г. Во время ареста находилась на Лубянке. Людмила Сергеевна рассказывала, что ее камера на Лубянке была такая узкая, что нельзя было сесть, можно было только слегка согнуть ноги, и она была счастлива, когда ее однажды заставили мыть пол в камере и около нее, так как это был отдых.
Я вспоминаю книгу "Испанские и португальские поэты — жертвы инквизиции", М. Лубянка в 30-е годы, а вернее, и в 20-е годы уже повторяла все, что было придумано инквизицией, но, конечно, гораздо более жестоко. Жаль, что НКВД не смогло придумать костров, если б решились, то, наверное, по всей России пылали бы костры. Конечно, у них были придуманные обвинения, так Людмила Сергеевна, оказывается, рыла подземный туннель до Индии.
Мы дома после 1956 г. Во время обыска у Людмилы Сергеевны была изъята грамота XVIII века, данная Иоганну Кранихфельду, о том, что он переведен из лютеранства в православие, крещен и назначен лейб-медиком Двора. Из Музея истории г. Тарту мне сообщили, что Иоганн Кранихфельд был профессором гигиены в Берлинском университете.
В архиве КГБ мне не нашли эту грамоту, а люди, которые производили обыск, уже не работали в КГБ и найти их мне не удалось. Так грамота, написанная на большом листе пергамента, и пропала. Меньшевик с 1917 г. Работал начальником планового отдела Свер- - 19 - дловского треста столовых, был арестован в Свердловске 29 мая 1937 г.
Военный коллегией Верховного суда СССР 20 июля 1938 года приговорен к расстрелу, и приговор приведен в исполнение в тот же день в Красноярске. Реабилитирован посмертно. Старший корректор типографии бюро технической информации Министерства промышленности средств связи СССР. По постановлению Особого совещания при МГБ от 9 июня 1951 г.
Кранихфельд B. Умерла В. Кранихфельд 20 марта 1883 г. Мартова партийные псевдонимы — В.
Ежов, Яков, К. Августовский , родился 15 августа 1879 года в Одессе. Обучался в 5-й гимназии в С. Петербурге, после окончания которой поступил на естественное отделение физико-математического факультета С.
Петербургского университета в 1898 г. Просидев шесть месяцев до окончания следствия, был выслан в Полтаву под надзор полиции. Успел до своего ареста провести объединение всех социал-демократических организаций в С. Петербурге, став во главе с.
Отсидев 3 месяца в Полтавской тюрьме, был освобожден и направлен отбывать воинскую повинность, так как пришло предписание забрать его в армию. Он скрылся из казармы и перешел на нелегальное существование. Стал агентом газеты "Искра". Жил по паспорту Самуила Шехтмана и Гирша Ступеля, наладил переправу "Искры" через границу Литвы в Каунас, получая посылку с нелегальной литературой в Каунасе Ковно , был арестован, затем переведен в Петропавловскую крепость 4 января 1902 г.
Для получения решения суда о его побеге из армии переправлен в Екатеринославль. По приговору он должен был служить в армии уже 3 года как штрафник, без льгот по образованию, но в это время пришел приговор по делу "Искры", его отправили в Якутскую область на 10 лет. Он содержался в Александровской пересыльной тюрьме до 9 октября 1903 года, откуда вместе со своей будущей женой Конкордией Ивановной Захаровой бежал. Об этом ими была написана книга "Из эпохи «Искры»".
По решению ЦК б поехал работать в Екатеринославль, где был арестован, но I ноября 1903 года бежал из Белостоцкой тюрьмы. В 1904 году вместе с женой эмигрировал в Женеву, где работал в редакции "Искры" секретарем газеты. В конце мая 1905 года с чемоданом "Искры" вернулся в Россию. Вскоре арестован, сидел в "Крестах" в С.
Петербурге и по амнистии 1906 года освобожден, перешел на легальную деятельность. Став видным деятелем меньшевистской партии, одним из представителей "ликвидаторства", работал редактором партийной газеты "Курьер", за что был привлечен к суду. Пришлось перейти на нелегальное положение, из-за чего переехал в 1907 году из Москвы в Баку, где активно участвовал в издании партийных газет. В 1908 году работал секретарем редакции журнала "Нефтяное дело" в Баку и иностранным корреспондентом Нефтяного Комитета Шибаева.
Почувствовав интерес полиции к себе, уехал в Москву, где стал работать заведующим издательско-рекламного отдела международной компании жатвенных машин. Переехал в С. Петербург в 1911 году, работал редактором художественного отдела в издательстве "Деятель". Был арестован, но вскоре освобожден.
В 1913 году на собрании инициативной рабочей группы арестован за принадлежность к РСДРП, судим, приговорен к 12 годам крепости, но по амнистии вместо крепости дали ссылку в Чердынь Пермской губернии, где жил вместе с женой до 1915 года. Летом 1915 года вернулся в С. Петербург, за попытку организовать газету "Утро" был выслан из С. Петербурга командующим округа.
Перебрался в Москву. Создал Группу интернационалистов, они выпускали антивоенную литературу. Принимал участие в перевороте в Москве, был членом Революционного комитета по созданию Московского Совета рабочих депутатов, избран в президиум Исполкома. В мае 1917 года на партийной конференции избран членом ЦК м , вследствие чего переехал в Петроград.
Цедербаум был против коалиции правительства, выступал за немедленное прекращение войны, примыкал к левому крылу интернационалистов. Весной 1918 года вместе с ЦК м переехал в Москву. С декабря 1917 — в должности товарища Председателя Совета рабочей кооперации. С августа 1919 года, с разрастанием Гражданской войны, стал работать начальником Центрального управления красноармейских лавок, которые занимались обеспечением продуктами демобилизованных солдат и детей на железнодорожных станциях.
Затем работал в Главснабпродарме по снабжению Красной Армии. Снова в августе 1920 года арестован, через три недели освобожден, и вновь без предъявления обвинения. С отъездом Л. Будучи в командировке в Ростове-на-Дону, за якобы меньшевистскую работу в ноябре 1920 года арестован как член ЦК[м] встречался с членами партии в Ростове.
Через 4 дня отправлен в Москву, где его тут же освободили. Но уже 25 февраля 1921 года на собрании меньшевиков в партийном клубе "Вперед" Мясницкая, 31 был снова арестован без предъявления обвинения. Начальник просил скорейшего выяснения причин ареста. Это письмо я нашла в деле.
Кроме работы в Центральном управлении Красноармейских лавок Сергей Осипович служил в институте Маркса и Энгельса научным сотрудником, и даже в тюрьме делал переводы английских книг для института. В это время вышел Указ Советского Правительства о запрещении всех партий, в том числе и меньшевистской. С этого момента начались преследования большевиками своих идеологических противников. Находясь в 1921 году на Лубянке, Сергей Осипович писал: "Минуя официальные инстанции, обращаюсь непосредственно в ЦК РКП, который фактически является вершителем судеб страны и ответственен за действия органов власти.
ЦК счел целесообразным заключить нас, с. Пусть так. Но принимая решение, думал ли ЦК о том, в каких условиях будет он содержать своих пленников? Не предъявляя им никаких формальных обвинений, не придавая их суду, ограничится ли он лишь "обезвреживанием" своих политических противников, лишив их свободы, или станет мстить им, как это делало самодержавие, станет подвергать их физическим лишениям, разрушающим их здоровье, моральным унижениям и стеснениям, которые в интересах преследуемой ЦК цели не нужны и целиком напоминают сладострастие тюремщиков.
Не буду говорить о том, что испытывают увезенные из Москвы в тюрьмы Ярославля, Казани, Орла, Владимира мои товарищи, — ограничусь хотя бы лишь указанием на то, что систематически арестовывают их родственников, старающихся спасти их от голодания и везущих им продовольствие Петренко, Васильева, Мельвитова и др. Хочу довести до сведения ЦК — если он этого не знает, как хотел бы думать, — о том, что испытал я вместе с другими за время своего ареста... Цедербаума — особоуполномоченному гр. Вчера ночью во время прогулки мы случайно встретились с одной нашей знакомой, старым товарищем по партии, с которой мы, естественно, поздоровались, не подходя к ней.
Возможно, что это является нарушением тюремных правил, но за- - 24 - ботиться о предупреждении подобных встреч дело тюремной администрации. Но всякий революционер, хотя раз в жизни сидевший в тюрьме, поймет, что нельзя требовать от заключенного, чтобы он не раскланивался со своими товарищами при таких встречах. Между тем, сопровождающий нас надзиратель в грубой форме и на "ты" набросился на нас и нашу знакомую, крикнув конвойному: "дай ей пинка", он выхватил револьвер, угрожая нам, потребовал от нас прекращения прогулки до истечения положенного и без того краткого срока. Не желая вступать в спор с подобным господином, мы подчинились его требованию, но требовали, чтобы он назвал свою фамилию, чего он сделать не пожелал.
Сообщая Вам о происшедшем, мы требуем расследовать этот случай и, если Вы не исполните данного Вами свыше двух недель тому назад обещания о переводе нас в Бутырскую или Таганскую тюрьму, то во всяком случае должны оградить нас от грубого обращения каждого безусого мальчишки". Потом он лежал в больнице Бутырской тюрьмы. Берет ли на себя ЦК ответственность за все перечисленные мною безобразия? Считает ли он нормальным, что люди, десятки лет своей жизни отдавшие делу социализма и рабочего класса, ныне, при господстве вчера еще гонимой партии которая так возмущается гонениями на своих единомышленников со стороны буржуазных правительств , содержатся в условиях, заставляющих порою с сожалением вспоминать тюрьмы, в которых мы сидели вместе с нынешними правителями.
Неужели поколеблется диктатура коммунистической партии от того, что плененные социалисты внутри тюрьмы внутри тюрьмы — подчеркнуто будут не под замком, смогут обращаться между собой, смогут пользоваться уборными, будут дышать свежим воздухом не 1 час в сутки, а несколько часов. Будут ли потрясены основы этой диктатуры, если они будут видеть своих жен, матерей и детей не раз в неделю, а два раза, не по часу, а больше? ЦК РКП очень занят, конечно, важными государственными делами. Но, право, если он дорожит честью и достоинством своей партии, он хорошо бы сделал, если бы заглянул во внутреннюю тюрьму ВЧК и в одиночный корпус Бутырской тюрьмы, чтобы ознакомиться с тем, что делают тут во имя революции и коммунизма".
Позднее он говорил, что в это время большевики еще стеснялись доводить до самоубийства, и его отправили в Вятку на 6 месяцев, а оттуда 26 мая 1923 года в Кашин на 2 года. Я пыталась выяснить имена тех, кто изображен на помещенной мной фотографии, но помочь не смогли ни в Грузии, ни в России. Тогда в Кашине семья Цедербаумов и грузинские товарищи жили коммуной. Решением Особого совещания ОГПУ 3 апреля 1925 года должны были отправить в исправительно-трудовой лагерь на 3 года, учитывая его болезненное состояние, лагерь был заменен ссылкой в Минусинск на тот же срок.
В Минусинске проживали Цедербаумы всей семьей. Отпустили из Минусинска с задержкой в 5 месяцев. Переехали жить в Саратов, с января 1928 года. Я была у бабушки и дедушки в Саратове, они жили в небольшом деревянном доме, Тулупная улица, дом 2, занимались переводами.
Я помню книгу Джека Лондона "Бывалый" "Белый клык". Бабушка говорила, что у них собралась небольшая библиотека переводных вещей, но все это пропало и найти невозможно. Обидно, что переводчики книг в библиотеках не указаны, и мои попытки найти книги с переводами бабушки и дедушки — тщетны, так как "нежелательных" переводчиков вообще не указывали, и собрать библиографию работ невозможно. В декабре 1930 г.
В 1995 году мне посчастливилось познакомиться с профессором Щелкачевым В. Щелкачев рассказывал, что, сидя в Бутырке, он занимался организацией бесед или докладов в камере, так как сидели очень интересные люди и, несомненно, специалисты своего дела. Щелкачев также отметил, что для Цедербаума было в первую очередь главным в отношениях с людьми их личные качества, а не их религиозные убеждения, он ценил в людях порядочность и щедрость. Со мной играл Андрей Сергеевич Кранихфельд подробнее о нем будет ниже , он был очень добрый и любил детей.
И мне — ребенку — тюрьма не показалась страшным местом. Однако совсем другое ощущение у меня осталось от посещений приемной НКВД на Кузнецком мосту во дворе, где было очень жутко , а у окошка в Матросской тишине все выглядело проще, но всегда давали ложный ответ, но и после 1956 г. Будучи тяжело больным, он 2 месяца находился в тюремной больнице. По выздоровлении отправлен в Верхнеуральский, затем переведен в Ярославский политизолятор.
В декабре 1931 года заключение в политизоляторе было заменено 5 годами ссылки в Казань, где Цедербаум работал экономистом. В 1932 г. В Казани Цедербаумы жили в соседних домах Цедербаум С. У нас в доме всегда бывало много людей, так как мои родители имели заработок в отличие от других сосланных, которые часто приходили в наш дом обедать.
Также и С. За столом было не менее 10—15 человек. Обеды были простые, а после чая часто пели. Я с детских лет усвоила, что дом должен быть приветливым и гостеприимным.
Все ссыльные обязаны были отмечаться в НКВД один раз в неделю. И это место стало для них своеобразным клубом, где они встречались и обменивались новостями. Вскоре НКВД "расформировало" этот клуб, разнеся дни отметки. Паулина Степановна Мясникова, вспоминая то время, отмечала, что чета Цедербаумов С.
Я привожу ниже два письма, повествующие о жизни в 30-е годы. Год тянется за годом... Много мы путешествовали за это время, много перевидали, — но общий фон почти всюду один и тот же. Стоим мы, конечно, вне жизни — нас к себе и за версту не подпускают: являемся своего рода сторонними наблюдателями.
Встречаемся только с товарищами по положению. Среди них есть и "старики", но больше молодежи, выросшей уже после 17 года и - 27 - даже 20 года. Ведь и наши ребята стали "взрослыми": сыну 22 года, дочери 18 лет. Для них, конечно, наши условия жизни гораздо более тягостны, чем для нас, уже поживших и видавших всякое.
Большинству приходится вести очень тяжелую борьбу за существование — мало у кого есть родные, могущие помогать. Мы в этом отношении находимся еще в хорошем положении: с неизбежными перерывами почти все время имели литературную работу, главным образом — переводную; из книг, переведенных за эти годы Конкордией Ивановной и мной, можно составить целую библиотеку. Теперь, правда, стало много хуже — играет роль и отсутствие бумаги, и сокращение выпуска переводной литературы. Приходится переходить на другие рельсы — писать самостоятельные работы: популярные и для юношества.
Кое-что уже издалось, кое-что имеем в виду. У нас здесь все личные неприятности и передряги отошли на задний план — очень остро и болезненно переживаем происходящее в Германии. Лично я был к этому — или приблизительно к этому — подготовлен, давно уже не видел других перспектив, но, конечно, действительность превзошла предположения и опасения. А для большинства друзей, все время одобрявших практику европейских геноссен, происшедшее явилось полной неожиданностью, настоящей катастрофой, и многие из них бросаются сейчас в противоположную крайность.
Мне хочется думать, что это не "всерьез и надолго", Германия сейчас не в том положении, в каком была Италия в 1921—22 гг. Таковы вероятные итоги... На исходе второй месяц, как я без работы — ликвидирован научный институт, в котором я работал ровно год. Безрезультатно посещаю биржу труда — точнее, отдел кадров Наркомтруда, ибо биржи давно у нас упразднены, поскольку не существует безработицы, — вижу там сотни и тысячи мне подобных...
Заявляю откровенно, что я не чувствую в себе достаточно физических сил, чтобы дальше вести ту жизнь, на какую меня обрекают органы НКВД, а так как покоя я не желаю покупать от- 7 Несмотря на такие ужасные условия С. Мне, к сожалению, приходится прибегнуть к самому варварскому способу самоубийства — к истязанию себя голодом. Другими средствами я не располагаю. С 12 часов утра 17 февраля я прекратил прием пищи и воды.
Знаю, что администрация будет прибегать к искусственному питанию и пр. Я рассчитываю на свое плохое сердце и на то, что двух-трех экспериментов на протяжении короткого времени оно не выдержит. В деле Сергея Осиповича есть запись, что он считает положение СССР исключительно тяжелым, он считает, что большевики держатся на насилии, что в стране существует голод, население задавлено, бесправно, диктатура России нисколько не отличается от германского и итальянского фашизма. Цедербаум-Ежов С.
Больница Новосибирской тюрьмы 23 марта 1937 г. Он понял, что это конец. Ввиду этого считаю нужным поставить Вас в известность, что поскольку не совершено никаких 9 Действительно, он пошел на эту вынужденную меру осознанно, так как по рассказу Шелкачева еще в 1930 году Цедербаум отговорил тогда еще совсем юного Щелкачева от этого шага и объяснил всю тщетность предприятия, так как к существенным изменениям в положении вещей это не приведет; при Советской власти властям наплевать, а здоровье может сильно пошатнуться. Я не приму никакого участия в следственной процедуре, а также не буду давать никаких показаний.
Поэтому следствие по моему делу может продолжаться независимо от моей голодовки". В 1937 г. Цедербаум-Ежов ". Из Новосибирска был переведен на Лубянку потому, что в Сибири не смогли заставить подписать протоколы допросов, а в Москве палачи работали более опытные, умели пытать и выбивать показания, придуманные ими.
В делах КГБ я нашла его заявление от 18 октября 1938 года из Бутырской тюрьмы на имя Берия: "Заявление На семнадцатом месяце заключения я вынужден был под влиянием особых мер воздействия со стороны следствия дать ложные показания и признать предъявленные мне обвинения и ложные оговоры других лиц, подписав вымышленный протокол допроса. На заседании Коллегии 26 сентября при слушании моего дела я признал себя виновным исключительно потому, что опасался при направлении дела к доследованию повторения тех мер воздействия, которым подвергся во время следствия. Ввиду получения для настоящего заявления маленького листочка бумаги действительно в деле лежит листок из маленькой записной книжки в клетку. Должен поэтому ограничиться следующим: Мне ставится в вину, будто в 1934 г.
Союзный Центр меньшевистской нелегальной организации, включив в задачу также и террор. Обвинение это основывается на показании Либера, очная ставка с которым мне не была дана, равно как и с другими оговорившими меня людьми. Само обвинение по существу представляется неправдоподобным, поскольку, по словам следствия, этот Центр был составлен нами преимущественно из лиц, находившихся в это время в ссылке в различных городах Со- - 30 - юза Уфа. Я выступал самым принципиальным противником террора во всех формах.
Меньшевистская партия, в принадлежности к которой я обвиняюсь, до сего дня является противником террора. Такой же неправдоподобный, не подкрепленный фактами, придуманный характер носят обвинения меня в получении директив загранделегации меньшевистской партии. Меня вынудят подписать никогда не применявшиеся мною способы нелегальной переписки из мест ссылки, где я находился в связи с 1930 г. Всесоюзное ЦК меньшевиков через гр.
Суханова, хотя в процессе этого Бюро Суханов согласно газетной стенограмме процесса категорически заявил обратное и т. Кроме того, все обвинения относятся к тому времени 1925, 1930, 1935 гг. Ввиду изложенного прошу Военную Коллегию направить мое дело к доследованию, обеспечив при этом соблюдение требований У ПК и предписав дать мне очную ставку с лицами, давшими против меня показания. Я готов понести любую кару за свои убеждения как меньшевик, но протестую против приписывания ко мне действий, идущих в разрез с моими убеждениями.
Он не "догадывался", как видно, что все процессы были спланированы, весь сценарий был придуман, чем больше глупостей, тем приятнее работникам НКВД. А людей, о которых он пишет, уже давно не было в живых. Его заявление на имя Берия никто не читал, оно лежало в деле. Берия его не видел, это никому не было нужно.
Приговор приведен в исполнение 25 февраля 1939 года. Я видела расстрельную книгу в КГБ, читала акты опознания, когда забирали его из камеры, потом акт во дворе, перед расстрелом и акт врача о том, что он мертв. Есть запись, что трупы отвезли в крематорий, следовательно, пепел моего дедушки лежит или во рву вокруг изгороди Донского крематория, или был отправлен на капустные поля в Коломенское. Ратова , родилась 25 мая 1879 года в Саратове, в семье коллежского секретаря Захарова Ивана Антоновича.
Надежда Елисеевна родилась в Саратове 19 сентября 1838 года. Коллежский секретарь Иван Антонович женился на Н. Скончался И. Захаров 8 декабря 1893 г.
У купца Елисея Саввича были две торговые лесные пристани с деревянными службами. По окончании гимназии Конкордия Ивановна поступила на естественное отделение математического факультета С.
В 1877 году вместе с родителями и младшей сестрой вынужден был покинуть город и переехать в Одессу после начала русско-турецкой войны. В детстве Юлия Осиповича уронила гувернантка, в результате чего он сломал ногу, которая позже неправильно срослась, и хромал всю последующую жизнь. К революционному движению Юлий Цедербаум присоединился на первом курсе Петербургского университета, за что в 1892 году был арестован и после полутора лет в тюрьме выслан в Вильно под надзор полиции.
Студент Цедербаум Студент Цедербаум 4. В 1895 году вместе со своим другом Владимиром Ульяновым и другими революционерами Цедербаум участвовал в создании «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В том же году организация была разгромлена полицией, Цедербаум и Ульянов отправились в тюрьму, а затем в ссылку. Союз борьбы за освобождение рабочего класса. В центре - Владимир Ульянов, рядом с ним Юлий Цедербаум 5.
Попова Тамара Юльевна
Мартов, Юлий Осипович | это... Что такое Мартов, Юлий Осипович? | Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум; 24 ноября 1873, Константинополь — 4 апреля 1923 года, Шёмберг, Германия) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист. |
Telegram: Contact @archivesru | Юлий Осипович Мартов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков. |
Они начинали как соратники
Юлий Мартов, его жизнь, идеи и революционная деятельность | Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум; 24 ноября 1873, Константинополь — 4 апреля 1923 года, Шёмберг, Германия) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист. |
СУДЬБА ЛЮДЕЙ НА ФОТО 1897 г С ЛЕНИНЫМ. | Юлий Осипович Мартов (псевдоним Лев Мартов, настоящая фамилия Цедербаум) — российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма. |
Мартов, Юлий Осипович | это... Что такое Мартов, Юлий Осипович? | Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум; 24 ноября 1873, Константинополь — 4 апреля 1923 года, Шёмберг, Германия) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист. |