Масштабный выставочный проект Третьяковской галереи приурочен к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874–1947) – знаменитого художника, мыслителя, археолога, путешественника. Идея для досуга в столице: 10 октября 2023 года в Новой Третьяковке открылась выставка, посвящённая 150-летию со дня рождения художника Николая Рериха. Этому событию Третьяковская галерея посвятила масштабную выставку в здании на Крымском Валу. В Третьяковской галерее 10 октября 2023 года открылась масштабная выставка «Николай Рерих», посвященная выдающемуся художнику, ученому, исследователю и общественному деятелю мирового масштаба. Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски».
Комментарии
- Самой посещаемой выставкой Третьяковки в 2023 году стала экспозиция Рериха
- НГХМ поддержал масштабный проект Государственной Третьяковской галереи - выставку «Николай Рерих»
- В Новой Третьяковке открылась выставка работ Рериха | ОТР
- Что еще почитать
- Новости по теме
Выставка картин Николая Рериха открылась на Крымском Валу
Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С. Дягилевым в 1909 году в Париже. Выставка будет работать до 10 марта 2024 года.
Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он завершил его в Азии. Выставочный проект представит наследие Рериха как целостное явление российской и мировой культуры, а также продемонстрирует широту и многогранность творческой деятельности живописца с 1897 по 1947 год. В экспозицию войдут художественные произведения и документальные материалы.
Зрители увидят свыше сотни картин и графических листов — от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» обе — Государственная Третьяковская галерея до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази» Государственная Третьяковская галерея.
Первый зал оформлен в виде прямоугольника, в основе которого лежит крест, — в зеленых тонах. Второй зал имеет циркульную форму, в основе которой лежит Дхармачакра — колесо Сансары, и оформлен в желтом цвете", — подчеркнул Асс. Рериха", представленная на выставке "Николай Рерих" в Новой Третьяковке на Крымском Валу Статуэтка "Майтрейя", представленная на выставке "Николай Рерих" в Новой Третьяковке на Крымском Валу Свыше 100 картин и эскизов отобрали более чем из пяти тысяч работ, которые составляют наследие Рериха, отметил куратор выставки Владимир Никишин. Ее открывает раздел "Начало Руси", далее раздел святости, потом древнерусская архитектура и зодчество.
Кроме того, Рерих состоялся и как театральный декоратор, он работал со многими режиссерами. Особенным экспонатом выставки ее организаторы называют занавес задник к легендарным "Половецким пляскам", которые представил Дягилев в 1909 году в Париже. Для оценки состояния сохранности владельцы арендовали спортивный зал, чтобы развернуть полотно, рассказала главный хранитель галереи Татьяна Городкова.
Причем саспенс последней мирной ночи возникает не за счет изображения, а за счет названия. Художник тут апеллирует к воображению зрителя, к его знанию "Повести временных лет" и истории княжеских междуусобиц. Этот прием станет ключевым позже в полотнах гималайской серии: образы заснеженных гор будут отсылать к тайнам духовидцев, к молчанию Будды, к мистическому знанию, которое разделяют художник и зрители. Ну, или стремятся к этому. Этот прием Рерих отрабатывает в ранних работах. Таких, как "Город строят" 1902. Сегодня на фоне расцвета девелоперских проектов с башнями выше двадцати этажей картина стройки деревянной крепости из бревен, которые тащат на плечах мужики в белых рубахах, выглядит наглядным пособием смены технологий, в духе "старое и новое". Но в сопровождении строк "Жерлицы дружинной" Алексея Ремизова "…Пришли белые старцы, а за старцами белой станицей чадь с топорами" картина обретает былинный размах. Стилистика, орнаментальная вязь письма становится важнее сюжета. И Рерих, который сохраняет суровый колорит в своих полотнах, сочиняет орнамент для рам своих картин, дает работам развернутые названия. Николай Рерих. Город строят. Государственная Третьяковская галерея. Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи Как и многие мирискусники, Рерих стремится к синтезу искусств. Выход к монументальным "фризам" был лишь вопросом заказа. И он появился. На выставке можно увидеть реконструкцию монументальных панно на былинные сюжеты, созданных для петербургского дома промышленника Ф. Бажанова в 1910-м. Другим примером такого синтеза становится иконостас для пермской церкви Казанской иконы Божией матери, усыпальницы Каменских, эскизы для которого Рерих создает в 1907 году. Отсылки к древним иконам византийского письма тут уживаются с мягким напоминанием о итальянских мастерах XIII века. Иконостас в тонком золотом убранстве привезли из Пермской художественной галереи, а икона архангела Гавриила прибыла из музея Екатеринбурга. Другой вариант синтеза предлагал театр. И тут поначалу единственными соперниками художников "Мира искусства" были Гончарова и Ларионов.
Материалы рубрики
- Поиск на сайте Агнивести
- Рериха «убили» в Третьяковке
- Как бомбардировщики отряда "Циклон" защитили полстраны от радиоактивного облака
- Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
Русский музей отправил произведения Рериха в Москву
В Третьяковской галерее 10 октября 2023 года открылась масштабная выставка «Николай Рерих», посвященная выдающемуся художнику, ученому, исследователю и общественному деятелю мирового масштаба. В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения знаменитого художника, археолога, мыслителя и путешественника Николая Рериха. В Третьяковской галерее открылась выставка "Николай Рерих" в честь 150-летия со дня его рождения. Экспозиция работ художника стала первой в ГТГ за 65 лет, РИА Новости, 19.10.2023. Новая Третьяковская галерея 10 октября представит выставку «Николай Рерих».
К открытию в Новой Третьяковке выставки Николая Рериха
О выставке «Николай Рерих» в Третьяковской галерее | В состав выставки вошли свыше сотни картин и графических листов – от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» (обе – Государственная Третьяковская галерея) до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази». |
Выставка «Николай Рерих» | В Новой Третьяковке открылась интереснейшая выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера. |
В Третьяковке открылась выставка работ Николая Рериха | В честь этого события Государственная Третьяковская галерея открыла выставку «Николай Рерих». |
«Выставка Николая Рериха» — фотоальбом пользователя altravel на Туристер.Ру | Проект Третьяковской галереи приурочен к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874–1947) — знаменитого художника, мыслителя, археолога, путешественника. |
Выставка Николая Рериха в Новой Третьяковке
Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски». полно народу, просто не протолкнуться. выставку Николая Константиновича Рериха (1874-1947), одного из наиболее известных русских художников конца XIX - первой половины ХХ века. «Выставка Николая Рериха в Третьяковской галерее - полно народу, просто не протолкнуться.
Самой посещаемой выставкой Третьяковки в 2023 году стала экспозиция Рериха
Рерихов из собрания Святослава Николаевича, музеев Нью-Йорка и Советского Союза была отправлена в Болгарию, где началась серия передвижных выставок по всей стране. Затем выставки были перевезены в СССР. Следует также обратить внимание на феномен «Рериховского ренессанса» в научно-популярной литературе. Поражает многочисленность публикаций о Рерихах в прессе и выпуск нескольких их биографий в 1970-е годы14. В их числе знаменитая книга о Николае Рерихе из серии «Жизнь замечательных людей», впоследствии выдержавшая несколько переизданий и переведённая на другие языки15.
Материалы сборника подробно освещали некоторые стороны художественной и общественной деятельности великого русского таланта. Издание начиналось со вступительной статьи академика В. Кеменова о значительном вкладе Н. Рериха в сокровищницу мировой культуры и науки и о развитии взаимопонимания между народами, которому способствовало его искусство.
Выход этого сборника обозначил новый этап интереса к рериховскому наследию в научной среде и ознаменовал начало международного сотрудничества советских исследователей с Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке США. После завершения юбилейных мероприятий, уже в 1977 году, известным индологом С. Тюляевым17 был выпущен альбом, посвящённый творчеству С. Во время подготовки этого издания автор посетил художника в его имении Татгуни близ г.
Бангалора, что позволило ему лучше ознакомиться с живописными произведениями Святослава Николаевича. В цветных репродукциях альбома были воспроизведены портреты общественных деятелей, представителей искусства и пейзажи, отражающие природу Индии и Тибета. Альбом получил широкое распространение благодаря тиражу в 40 000 экземпляров. Возвращаясь к вопросу о выставках, следует отметить, что в период с конца 1970-х и до начала 1990-х из разных концов страны в Министерство культуры СССР поступали обращения граждан и просьбы областных музеев прислать выставку произведений Рерихов в их город.
Вкратце описав этот этап, важно обратить внимание на феноменальную популярность изобразительного искусства Рерихов в 1970-е годы. По прошествии лет мы задаёмся вопросом: что послужило причиной этой необычайной по своей активности культурной реакции, желания увидеть больше произведений Рерихов? Что так притягивало зрителя на выставки, несмотря на часы ожидания в длинных очередях в музеи? По оценке Святослава Рериха, искусство его отца находилось «за пределами узких хаотичных орбит так называемых критиков "современного искусства"»18.
Возможно, в некоторой степени залогом успеха стало то, что инициатива С. Рериха по продвижению проекта популяризации художественного наследия отца получила поддержку руководства советского правительства, но не только... Выставки не насаждались и не «спускались сверху», и люди стремились их увидеть. Неужели так называемые застойные 1970-е и последовавшие за ними экономически нестабильные времена Перестройки одинаково благотворно повлияли на общественное сознание, подталкивая к постижению прекрасного и таинственного искусства Рерихов и при этом показывая, что радость духовного развития может явиться противовесом удручающей внутриполитической обстановке в государстве?
Дело в том, что далёкое от советского академического реализма искусство Рерихов, несмотря на разнообразие сюжетов, было понятно и деятелям культуры, и среднестатистическому посетителю художественных выставок, оно привлекало своей искренностью. Возможно, в изобразительном искусстве Рерихов людям виделось нечто большее, далёкое и неведомое, чего так не хватало в обыденной жизни. За якобы простыми, символически ясными картинами с их неповторимыми, насыщенными светом красками скрывалось нечто забытое или знакомое — легендарное прошлое Востока и Запада, мечты о единстве религий, вечная борьба добра со злом, сказочный мир Каменного века и Средневековья и многое другое, что могли подарить зрителю эти художники. Видимо, общественное сознание было готово принять их искусство, мало того, жаждало скорейшего появления подобных выставок.
Со своей стороны Святослав Рерих, удостоенный звания почётного члена Академии художеств СССР 1978 , всячески способствовал развитию дела отца, организовывая выставки и помогая выпускать книги о его творчестве. Несомненно, решающую роль сыграло участие самого С. Рериха в межгосударственных культурных связях, его энергия и воля имели первостепенное значение в руководстве процессом. Деятельность последователей и поклонников таланта Н.
Рериха также обеспечивала поддержание интереса к творчеству художника, но основополагающей была направляющая сила самого маэстро, сына великого художника, который спешил поделиться с русскими людьми всем тем, что он видел и знал, чему учился и что воспринял от отца, плодами своего труда и тем опытом, что получил благодаря долгим годам жизни в далёкой Индии. Фактически С. Требует осмысления вопрос, что позволяло ему заручиться доверием Дж. Неру в 1940-е, поддержкой на встречах с Н.
Хрущёвым в 1950-е, Л. Брежневым в 1970-е и М. Горбачёвым в 1980-е годы. Несомненно, стратегическое партнёрство двух стран придавало роли вестника культуры большее значение.
Несмотря на многие различия в культуре, искусство русского художника и гражданина Индии получило признание в обеих странах. Изобразительное искусство как важная составляющая культуры представляет собой универсальный инструмент воздействия на общественное сознание, сложнейший, но и самый эффективный способ интеграции сообществ. Это во многом объясняет благожелательную позицию высших чинов государственной власти по отношению к творческому наследию Рерихов, так как оно по-своему способствовало развитию взаимосвязей между СССР и Индией. Искусство Рерихов, как отца, так и сына, исторически связывает многие страны, оно доступно для понимания, легко воспринимается зрителями разных возрастов, идеологически всеобъемлюще и, возможно, поэтому привлекает всё больше людей и до настоящего времени.
Разные виды искусства взаимопроникающи и образуют связующее звено между различными слоями общества и самыми отдалёнными друг от друга народами. Искусство является подлинным символом нации, благодаря искусству мы без особого труда можем понять и истолковать устремления и достижения народа. Когда-нибудь, когда падут все барьеры, разделяющие человечество на единицы ненависти, новое сотрудничество и взаимопонимание принесут нам невиданное процветание. Когда уйдёт страх перед внешним врагом и агрессией и мы будем в состоянии обратить нашу бдительность против самых заклятых врагов человечества — жадности, зависти, ненависти, невежества»19.
Вера в будущее России, о которой неустанно говорил С. Рерих во время многочисленных встреч с общественностью, — именно она позволяла ему принимать самое активное участие в процессе приобщения народных масс к прекрасному искусству. Искусство восхвалим! Рерих, воспевая любовь к творческому началу, восхваляя в своей поэзии всё то лучшее, что может подарить культура.
Не разрушать, а сохранять старое и созидать новое, защищать богатство культурно-исторического наследия, особенно на крутых поворотах истории, когда во время слома действующего политического режима порой одновременно происходит крушение лучших достижений или проявлений культуры. В продолжение темы поиска причины необходимости искусства в эпоху перемен можно привести фрагменты из книги Н. Рериха «Пути Благословения»: «Среди ужасов, среди борьбы, среди столкновений народных масс сейчас более всего на очереди вопрос знания, вопрос искусства»20. Далее Рерих пишет в свойственной ему манере диалога: «Вы говорите: "Трудно нам.
Где же думать о знании и красоте, когда жить нечем. Далеко нам до знания и до искусства. Нужно устроить раньше важные дела". Отвечаю: "Ваша правда, но и ваша ложь.
Ведь знание и искусство не роскошь. Знание и искусство не безделье. Пора уже запомнить. Это молитва и подвиг духа.
Неужели же, по-вашему, люди молятся лишь на переполненный желудок или с перепою? Или от беззаботного безделья? Нет, молятся в минуты наиболее трудные. Так и эта молитва духа наиболее нужна, когда всё существо потрясено и нуждается в твёрдой опоре.
Ищет мудрое решение. А где же опора твёрже? Дрожим от колебания нашего духа, от недоверия.
В этой части выставки впервые в процессе реставрации будет показан задник к легендарному балету на музыку Бородина «Половецкие пляски» — созданный по эскизам Рериха «Половецкий стан». Для работы с масштабным полотном отдел реставрации масляной живописи под руководством А.
Голубейко сконструировал и изготовил уникальную валовую конструкцию, позволяющую реставрировать это крупноформатное произведение в вертикальном положении. Возвращение этого «свидетеля» блистательных выступлений «Русских балетов» Дягилева, станет значимым культурным событием.
В разделах «Язычество и начало Руси» раскрывается творческий интерес Рериха к древнему прошлому. Серия этюдов древнерусских городов показана в разделе «Памятники русской старины», где также экспонируются эскизы росписей и мозаик Рериха для церквей. В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников. В специальном павильоне экспонируются восемь панно знаменитого «Богатырского фриза» из собрания Русского музея, исполненных мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф.
Бажанова в Петербурге.
Известно, что основной ее целью был «поиск волшебной страны Шамбалы, где люди живут счастливо и не знают ни бед, ни печалей». Третья часть экспозиции рассказывает о театральной деятельности Рериха. Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски». Он был поставлен в Париже на первом сезоне знаменитой антрепризы «Русский балет» Сергея Дягилева. В наше время этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи. Его приобрел музей в 2021 году и «транспортировал» в Москву из-за рубежа.
На протяжении многих десятилетий декорация хранилась «накатанной на вал» и теперь нуждается в масштабном восстановлении. Первый этап реставрации полотна завершился к выставке Николая Рериха. Борис Кустодиев. Портрет Николая Рериха. Русский музей Николай Рерих. Третьяковская галерея Николай Рерих. Заморские гости.
Строят ладьи. Музей Востока Николай Рерих. Город строят. Илья Муромец. Покорение Казани. Звездные руны. Твердыни Тибета.
Тень учителя.
Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее
О выставке «Николай Рерих» в Третьяковской галерее | Третьяковская галерея впервые проводит столь глобальную выставку выдающегося русского художника Николая Константиновича Рериха. |
В Третьяковской галерее покажут полотна Рериха | В Третьяковской галерее Рерих выставляется впервые за 65 лет. |
Самой посещаемой выставкой Третьяковки в 2023 году стала экспозиция Рериха | После открытия выставки в Третьяковской галерее пресса отметила: «Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета "Половецкие пляски". |
Выставка «Николай Рерих»
Индийский маркет и фуд-корт «Delhi базар» Николай Константинович написал множество легендарных полотен. Его творчество уникально, а картины поражают оригинальностью тематик, образов, локаций. Созданные Рерихом шедевры отличаются свободой самовыражения и тонким символизмом. Хроника жизни Николая Константиновича увлекательна и насыщена событиями.
Художник родился в России, много путешествовал по европейским странам и американскому континенту.
Отныне этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи.
В октябре 2023 г.
Индийский маркет и фуд-корт «Delhi базар» Николай Константинович написал множество легендарных полотен. Его творчество уникально, а картины поражают оригинальностью тематик, образов, локаций. Созданные Рерихом шедевры отличаются свободой самовыражения и тонким символизмом. Хроника жизни Николая Константиновича увлекательна и насыщена событиями.
На переднем плане более чем трехметровой композиции — ангел рядом с Еллингским камнем, артефактом викингов X века. Позади — белокаменный город и сонм ангелов. Если приглядеться, видно, что изображение рассыпается на множество разноцветных ячеек: это создает удивительно объемное красочное его «звучание». Станут ли работы современных художников выгодным вложением средств Позже Рерих уйдет от подобной декоративной мозаичности. Да и вообще его стиль претерпит серьезные изменения: пастозность уступит место гладкому красочному слою, насыщенность деталями сменится строгостью контуров, а цветовое разнообразие будет сведено к нескольким доминирующим цветам — розовому, синему, циановому, белому.
Простота позднего творчества, впрочем, обманчива. Равно как и его сюжетная монолитность. В экспозиции представлен целый ряд пейзажей 1940-х годов — и несмотря на скромный формат, они завораживают игрой оттенков. А еще, конечно, мистическим подтекстом. Но чем дальше, тем больше они уходили в тень порой — буквально: смотрите полотно 1932 года «Тень учителя.
Тибет» , оказывались в углах полотен или в самом низу, тогда как основное место занимали величественные скалы и небеса. Мир горний всё сильнее притягивал художника. И гималайские, тибетские виды в его случае — не просто туристические картинки. При этом оно всё еще дешевле произведений авторов-мужчин Всю вторую половину жизни Рерих искал Шамбалу — мифический регион, где, по преданиям, будет рожден грядущий Мессия. Под влиянием эзотерической литературы, восточных верований и впечатлений от собственных путешествий художник разработал собственное религиозно-философское учение, названное им Живая Этика.
И по сей день исследователи спорят: надо ли рассматривать живопись Рериха исключительно через призму его идеологии или же лучше попробовать увидеть за неоднозначными суждениями искусство как таковое. Третьяковка не дает однозначного ответа. Акцента на Живой Этике здесь нет, проповеднического тона в экспликациях — тем более. Но вдоль обеих стен, слева и справа от основной экспозиционной зоны, вывешены баннеры с цитатами из рериховских трудов. Хочешь — читай.
Добавляйте «БелРос» в источники новостей в Dzen
- Половецкие пляски у Гималаев: что смотреть на выставке Николая Рериха в Новой Третьяковке
- Выставка «Николай Рерих» в Государственной Третьяковской галерее
- Выставки произведений Н.К. и С.Н. Рерихов в СССР. Феномен возвращения на Родину
- Информация о событии
- Добавляйте «БелРос» в источники новостей в Dzen
Не только мастер гор: в Новой Третьяковке покажут другого Рериха
После выставки Рериха задник вернется в реставрационную мастерскую, и хотя в будущем его обещают разместить в Новой Третьяковке уже на постоянной основе, в качестве доминанты зала Дягилева. Выставка в Третьяковке дает одну из редких возможностей увидеть иконостас целиком. Посетительница фотографирует картину "Армагеддон", представленную на выставке "Николай Рерих" в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве. В Третьяковской галерее открылась выставка под названием "Николай Рерих", приуроченная к 150-летию со дня рождения художника, сообщает РИА Новости со ссылкой на заместителя генерального директора галереи по научной работе Татьяну Карпову.
Не только мастер гор: в Новой Третьяковке покажут другого Рериха
Посетители смогут увидеть на выставке серию художника «Майтрейя» из Нижегородского государственного художественного музея. В 1925 году Николай Рерих вместе с женой и детьми отправляется в Центрально-азиатскую экспедицию, которая длилась несколько лет. За это время путешественники побывали в Индии, Китае, Монголии.
Ладак», 1937; «Кришна», 1946. Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. Рерих оформлял спектакли для знаменитой антрепризы Сергея Дягилева в Париже. Декорации имели невероятный успех у зрителей, критиков и прессы.
Подлинными шедеврами мировой сценографии признаны декорации и костюмы к постановкам драмы Генриха Ибсена «Пер Гюнт» 1912, Московский художественный театр и балету Игоря Стравинского «Весна священная» 1913. Выставка продлится до 10 марта 2024 года. Воскресенский монстырь в Угличе. Дерево, масло.
Восстал род на род» 1897-го из серии «Начало Руси. Славяне», в релизе отмечена отдельно. Обходя неудобные вопросы что не ново: когда 10 лет назад в ГТГ рассказывали о Михаиле Нестерове, о его вступлении в черносотенный «Союз русского народа» промолчали — см.
Рерих по темпераменту — декоративист, и его лучшие вещи — ранние. С оговоркой: когда пестрота не подавляла вкуса. В тот период диапазон был шире. Речь не только о растиражированных «Заморских гостях», но и, с одной стороны, о «Богатырском фризе» для петербургского особняка Бажанова, с другой — об иконостасе для пермской церкви Казанской иконы Божьей Матери то и другое в Москве показывают впервые. А главное — о театре. Сотрудничество с Дягилевым могло бы стать темой отдельного показа, а занавес к «Половецким пляскам» — пожалуй, главное, что есть на выставке. Приобретенный музеем три года назад в руинированном состоянии, он прошел первый реставрационный этап, а в перспективе должен стать частью дягилевского зала в Новой Третьяковке см.
Особое внимание уделено опытам Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Он создал свыше 5 тыс. Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора — например такие, как «Заморские гости» 1901, Государственная Третьяковская галерея , — так и малоизвестные работы.