После окончания блокады, Ленинграду потребовались годы на восстановление. Принят региональный план проведения мероприятий к 81-й годовщине прорыва блокады Ленинграда и 80-летнему юбилею полного освобождения города от фашистской блокады. Осенью 1941 года, сразу после установления блокады, советские войска предприняли две операции для восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной. По словам ведущего научного сотрудника Института истории обороны и блокады Ленинграда Бориса Ковалева, ленинградским властям после снятия блокады нужно было решать триаду актуальнейших вопросов.
Возрождение и процветание Санкт-Петербурга после Великой Отечественной войны
Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период. | Петербуржцы встретили в субботу на Финляндском вокзале паровоз военной поры, прибывший в честь 75-летия восстановления железнодорожного сообщения осажденного Ленинграда с Большой землей. |
Как оживал Ленинград после 900 дней блокады - Парламентская газета | Девушку подкинуло вверх после ДТП с участием фуры и легковушки на Маршала Жукова. |
Баир Иринчеев: Освободить Ленинград от блокады пытались пять раз | Петербуржцы встретили в субботу на Финляндском вокзале паровоз военной поры, прибывший в честь 75-летия восстановления железнодорожного сообщения осажденного Ленинграда с Большой землей. |
Ленинградское Возрождение: восстановление зданий после войны | Осада Ленинграда после прорыва продолжалась вплоть до января следующего года. |
27 января 2024 года - 80-летняя годовщина снятия блокады Ленинграда | Её лекция посвящена процессу восстановления исторической части Северной столицы после Великой Отечественной войны. |
80 лет исполнилось со дня снятия блокады Ленинграда: главное
Восстановление Ленинграда началось сразу же после освобождения города от вражеской блокады. Главная» Новости» Годовщина блокады ленинграда в 2024 году. После снятия блокады Ленинграда, жители города освобождают памятник Петру l от защитных укрытий. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Блокада Ленинграда продолжалась долгие 872 дня и была полностью снята только 27 января 1944 года в ходе Ленинградско‑Новгородской операции.
Прибытие первого поезда в Ленинград после прорыва блокады повторили через 75 лет
К этому времени из Прибалтики и Восточной Пруссии вернулись три стрелковые дивизии 45-я, 63-я и 64-я , из которых весной 1943 года был сформирован Ленинградский Гвардейский корпус. Эти дивизии особо отличились при обороне города и при прорыве блокады. И вот 8 июля они торжественно вступили в город. Часть войск шла по проспекту Стачек через Нарвские ворота, часть по Московскому в то время Международному проспекту через Московские ворота. На нескольких улицах по маршруту движения полков были построены еще и временные деревянные триумфальные арки, украшенные знаменами. И они все дошагали до Дворцовой площади, где состоялся большой парад и митинг. Конечно, большинство солдат, которые шагали в этот день по городу в победных колоннах, все-таки непосредственного участия в защите Ленинграда не принимали. Таков, увы, был удел стрелковых дивизий — после каждого большого наступления их состав значительно обновлялся из-за потерь.
Но, конечно, были среди участников парада и те, кто сражался на Ленинградском и Волховском фронтах в самые трудные дни обороны, кто участвовал в операциях «Искра» и «Январский гром». Вернуться и выжить Но праздник — праздником, а город было необходимо восстанавливать. Для такой огромной работы были нужны люди, и чтобы эти люди приехали, им нужно было где-то жить. Очень важно помнить, что несмотря на окончание войны, вплоть до июля 1946 года Ленинград оставался закрытым городом, и приехать в него можно было только по специальному вызову от предприятия. Даже эвакуированные ленинградцы не имели права вернуться самостоятельно: таких возвращенцев милиция была обязана выявлять и отправлять назад в 24 часа. Они считались нарушителями особого режима и могли навсегда потерять право на восстановление ленинградской прописки. Вообще, тема возвращения эвакуированных была чрезвычайно болезненной.
Многим людям некуда было вернуться, потому что дом был разрушен. Распространена была и еще более неприятная ситуация, когда дом не разрушен, квартира цела, но в ней живут другие люди. Занятие чужих квартир было узаконено, и в этом плане имели некоторое преимущество те, кто из блокадного города не уезжал. Было специальное распоряжение Ленгорисполкома, по которому человека, лишившегося жилья в результате бомбежки до 1 января 1943 года и занявшего уцелевшую пустую квартиру, уже нельзя было выселить из нее. Было и другое распоряжение Ленгорисполкома, согласно которому, если дом не сильно разрушен, и квартира пустующая, посторонний человек мог прописаться в нее и восстановить за свой счет, тем самым закрепив ее за собой. Естественно, возникло и поле для махинаций. Такую практику прекратили уже в 1946 году, но в первый послевоенный год она существовала и очень многим испортила жизнь.
Своеобразный «бонус» войны — возвращение старых названий улицам и площадям Ленинграда. Специальным решением городских властей 13 января 1944 года были возвращены исторические названия ряда улиц и площадей. Невский проспект снова стал Невским, а не проспектом 25 октября, площадь Урицкого опять превратилась в Дворцовую площадь. Наш Измайловский проспект перестал называться проспектом Красных командиров, и опять стал Измайловским. Строить и жить Еще в 1944 году был разработан план по восстановлению прежде всего промышленного, а потом и жилого фонда Ленинграда. За исключением памятников архитектуры союзного значения. Деревянные дома, кстати, не подлежали восстановлению в принципе.
Виднелись ледяные домики для артиллерийской прислуги. В таких же оригинальных сооружениях изо льда помещались медпункты, пункты для обогрева озябших путников, для отдыха тех, кто обслуживал эту диковинную трассу. Слева от дороги полыхали розовые зарницы. Немцы вели методичный артогонь. Выстрелов почти не слышно было. Зато явственно слышались разрывы снарядов. Невдалеке от машины вздымались фонтаны воды и раскрошенного льда. Два рейса — такова минимальная норма для каждого шофера. Плакаты вдоль трассы напоминают: «Водитель! Помни, мешок ржаной муки — это паек для тысячи жителей Ленинграда».
Для такого дела и себя не пожалеешь. Свирепствовал над застывшим озером буран. Колючий снег бил в ветровое стекло, заметал предательские трещины и полыньи. На скользком льду машина плохо слушалась руля. Двигалась осторожно, будто прощупывая каждую пядь ненадежного пути. Пословица: «тише едешь, дальше будешь» — имела здесь буквальное значение. Внешний вид Ленинграда после прорыва блокады Город после снятия блокады заставлял похолодеть и содрогнуться, это была одна из крупнейших трагедий Второй мировой войны. Город, воспетый Гоголем, Пушкиным и Достоевским, был недвижим. На улицах застыла страшная тишина. Угрюмый, спрессованный, дышащий холодом полумрак.
Вытекшая из разбитого водопровода вода намерзла столбами, достигающими вторых этажей. Парадные домов заколочены. В окошках фанера и жесть, кое-где подушки. На уцелевших стеклах тусклая изморозь, как бельма на глазах. Витрины и памятники заложены мешками с песком. Вмерзшие в лед Невы суда. Ветер раскачивает полусорванные вывески булочных, в которых давно уже нет хлеба. Красавец Невский похож на горное ущелье. Бредет по узкой тропинке, протоптанной в глубоком снегу, женщина. Поверх мужского пальто старинная шаль с кистями.
Визжит под полозьями детских саночек слежалый снег. На саночках покойник, завернутый в белую простыню. Может, сын или дочь? Навстречу ей — другая женщина, на ее саночках обломки кровати. Молча разминувшись, они продолжают свой скорбный путь. Одна — на кладбище. Другая — к дому, чтобы принести туда каплю тепла. Каплю жизни. Той жизни, которую фашисты пытаются задушить. Над городом дымы пожаров.
Связь Ленинграда с "большой землей" обеспечивала Дорога жизни по льду Ладожского озера. В Ленинград по ней везли хлеб, а обратно — военную продукцию. По ней же осуществлялась эвакуация населения. Прорыв к победе. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады "Это была не просто дорога, шедшая через лед. Это была развитая транспортная магистраль с заправочными станциями, со станциями обогрева и техобслуживания, там стояли регулировщики и через каждые 400 м светили фонари.
И, естественно, она была хорошо охраняема. Около 19 тыс. До июня 1944 года действовала Малая Дорога жизни по льду Финского залива, связывавшая Ораниенбаумский плацдарм через Кронштадт с Лисьим Носом на северном берегу. В ходе операции по снятию блокады по ней перебрасывали войска. После прорыва блокады главным путем снабжения города стала железная дорога: первый поезд с "большой земли" пришел в осажденный Ленинград 7 февраля 1943 года. Блокадные маршруты С учетом всех ограничений жители могли относительно свободно передвигаться в городской черте днем, ночью действовал комендантский час.
Каждый планировал свои маршруты — на работу, учебу, в театр или кино, за хлебом, водой, кипятком, к родственникам и знакомым, учитывая потребности и рассчитывая собственные силы. А усилий для того, чтобы преодолеть даже небольшое расстояние, требовалось немало. Транспорт не ходил с начала зимы 1941 года и до 15 апреля 1942-го, когда был пущен первый трамвай. Потому человек должен был рассчитывать только на свои силы. В основном передвигались пешком. На них перевозили вещи, с ними ходили за водой, потому что таскать тяжелые ведра для обессиленных людей было невыносимо.
Ослабленных людей на санках везли в больницы, умерших — на кладбища", — сказал Мастридеев. При этом, по словам Никиты Ломагина, в городе были и места, куда не пускали в принципе, — например, Смольный в тот период в Смольном работало партийное и советское руководство, располагался и штаб Военного совета Ленинградского фронта. Нельзя было пройти без пропуска через линии заграждения, попасть на режимные объекты. Пересечение мостов тоже строго отслеживалось. На них стояли посты, которые не просто проверяли документы, но и интересовались, куда идет человек и с какой целью. Кто остался в Ленинграде Состав и численность населения Ленинграда тщательно контролировались властями.
Для обеспечения внутренней безопасности следили, чтобы в город не смог попасть никто "лишний". Еще до начала блокады всех, кто пытался приехать в Ленинград, перенаправили дальше в эвакуацию, минуя город. К тому же приняли меры для выселения неблагонадежных людей — их списки были составлены в конце августа 1941 года, рассказал Ломагин. Сберечь до последней крошки. Как хлеб стал на долгие годы ленинградской святыней Население города за период блокады сократилось в пять раз: с 3,2 млн человек до 650 тыс.
Кирова, Театр драмы имени А. Пушкина, Малый оперный театр, ТЮЗ, филармония. Началось восстановление музеев. В 1944—45 ленинградцы отработали на восстановлении промышленности и городского хозяйства 52,7 млн. К весне 1945 вторую строительную специальность без отрыва от производства приобрели около 70 тыс. В 1945 открыты для посетителей Ленинградский филиал Центрального музея В. Ленина, Музей городской скульптуры, зоологический, Петропавловская крепость. В конце 1945 в Ленинграде работали 18 театрально-зрелищных и концертных учреждений, что приближалось к довоенному уровню. Труд ленинградцев в 1943—45 подготовил условия для дальнейшего восстановления города.
Ленинград после снятия блокады
Посетители выставки смогут увидеть трофейные предметы награды, знаки отличия, предметы быта, обмундирование немецко-фашистских войск из собрания музея и предоставленные поисковым отрядом «Рейд» входит в Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Главной памятной датой для ленинградцев и бойцов Ленинградского фронта стало 27 января 1944 года. Это дата полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, дата «ленинградской Победы». В этот день город на Неве ликовал и праздновал, гремел праздничный салют. Об этом на выставке напоминают картины Владислава Измайловича «Салют в честь снятия блокады», Николая Тимкова «Салют в Ленинграде 27 января 1944 года», Гавриила Малыша «Первый салют в Ленинграде в честь снятия блокады» все — 1944 г. Дополняют экспозицию документы, которые свидетельствуют о вкладе органов власти и учреждений Ленинграда в восстановление жизненно важных и значимых областей экономики, культуры, образования города. Отдельный раздел выставки рассказывает о возвращении в Ленинград эвакуированных в годы блокады заводов и фабрик, театров и музеев, научно-исследовательских институтов и ВУЗов.
В конце 1943 действовал 61 НИИ. За 1943 восстановлено свыше 131 тыс. Однако затруднённость сообщения со страной и артиллерийские обстрелы города сдерживали восстановительные работы.
После полного снятия блокады январь 1944 ГКО принял 29 марта 1944 постановление о первоочередных мерах помощи Ленинграду. На восстановление было ассигновано 790 млн. В 1944 на заводах и фабриках Ленинграда введено в эксплуатацию свыше 1 млн. В том же году вступили в строй Театр оперы и балета имени С. Кирова, Театр драмы имени А. Пушкина, Малый оперный театр, ТЮЗ, филармония.
Кроме того, внутри собора нарушилось сцепление между штукатуркой и кладкой кирпичных стен. Сотрудники Ленинградского инженерно-строительного института Е.
Камушер и Л. Полевухина под руководством профессора П. Боженова для восстановления сцепления штукатурки с кладкой предложили вводить в полости, образовавшиеся между кирпичной кладкой и штукатуркой, раствор намолотой негашёной извести, который отличался большой прочностью, быстротой схватывания и твердения. Восстановление штукатурных покрытий имело важное значение, поскольку на оштукатуренных стенах необходимо было восстановить художественную роспись. Работы в Исаакиевском соборе были продолжены в 70-х гг. Обследование установило, что лицевая часть кирпичной кладки в различной степени разрушена под воздействием внешних факторов — влажности, температуры и солевой коррозии. Методами рентгенофазового анализа были выявлены агенты солевой коррозии, представляющие собой многоводные минералы — мирабилит и таумасит, образующиеся при воздействии повышенной влажности и агрессивных газов — сернистого и углекислого. Для предотвращения дальнейшего образования высолов на кирпичной кладке и для её консервации сотрудники ЛИСИ разработали технологию, которая позволила привести стены чердака собора в удовлетворительное состояние.
Судьба храма Спаса на крови, построенного в начале XX в. В 1941 г. Но начало войны помешало разрушению выдающегося сооружения. К сожалению, в период блокады храм использовался не лучшим образом: в конце 1941 г. В результате обстрелов и попадания снаряда в купол храма, а также отсутствия в нём отопления в здании возникли серьёзные разрушения. В послевоенные годы храм Спаса на крови использовался как склад для хранения декораций Малого театра оперы и балета Михайловского театра. Только в конце 70-х гг. Важнейшей задачей реставраторов стало восстановление мозаичных панно внутри храма, частично утративших смальту и обильно покрытых солевыми налётами.
Я, Всеволод Владимирович Инчик, руководил группой, которой предстояло определить состав солей и разработать способ их устранения.
История Анели Иосифовны - это история блокадного детства. Авторы фильма познакомят Вас с потрясающими героями- свидетелями блокады, людьми, которые смогли в это страшное время обрести любовь и сохранить невероятную любовь друг к другу и, главное, к жизни. Премьера фильма 26 января в 20.
Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период.
Так и простоял он там до относительно недавнего времени, когда я решила его передать в воссозданный Музей обороны и блокады Ленинграда. Потом началась блокада, в одну из комнат их коммунальной квартиры, пробив потолок, попала бомба и повисла, не разорвавшись. Историки продолжают развенчивать распространенные мифы о блокаде Ленинграда. Главная» Новости» 80 летие снятия блокады ленинграда. 7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград прибыл первый грузовой поезд с Большой земли по железнодорожной линии Шлиссельбург – Поляны, ставшей главной транспортной артерией осажденного города. Так, после снятия блокады Ленинграда обострился жилищный вопрос, так как началась путаница с жильем и квартир просто не хватало для всех.
Ольга Занко: Признание блокады Ленинграда геноцидом – восстановление исторической справедливости
Владимир Путин посетил музей обороны и блокады Ленинграда в 80-ю годовщину снятия блокады города. Потом началась блокада, в одну из комнат их коммунальной квартиры, пробив потолок, попала бомба и повисла, не разорвавшись. В третьей группе представлены документы по ущербу, причинённому Ленинграду немецко-фашистскими захватчиками (справки, отчеты наркоматов, отчеты предприятий), и документы по восстановлению города Ленинграда после полного освобождения от фашистской блокады. События после блокады Ленинграда После окончания блокады Ленинграда 27 января 1944 года, город начал свое восстановление и восстановление нормальной жизни. Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе.
«Нити жизни». Энергетическая блокада Ленинграда
Шостаковича, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 18-28 января 2024 г. Санкт-Петербург федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Санкт-Петербургская академическая филармония им. Шостаковича" литературно-музыкальный вечер "Породнились Нева с Волгой: 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается" 27-29 января 2024 г. Ярославль федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова" концерт В. Спивакова и Национального филармонического оркестра России к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 28 января 2024 г. Санкт-Петербург федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Национальный филармонический оркестр России" праздничный концерт, посвященный празднованию 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады г. Сафонова, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Ставропольский край федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Северо-Кавказская государственная филармония им.
Сафонова" концертная программа "Слушай, Ленинград! Зыкиной г. Москва федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический русский народный ансамбль "Россия" имени Л.
В воспоминаниях тех людей, которые учились в училищах, говорится, что Ленинград очаровывал и затягивал. Очень многие из деревенских мальчишек и девчонок, которые приезжали учиться, вдруг становились настоящими ленинградцами, любящими свой город, пытающимися его узнать и познать». Поскольку во время войны самым уязвленным слоем населения оказались интеллигенты, не имевшие навыков выживания в столь тяжелых условиях. В то время как люди, переселившиеся из деревни, уже проходили через голод и лишения», — рассказывает ученый. Питание в постблокадном Ленинграде В 1944 году на карточку рабочего можно было получить 700 граммов хлеба, на карточку служащего — 500 граммов, на иждивенческую и детскую — по 300 граммов. При этом бюджет средней и бедной семьи с одним или двумя работающими колебался от 2000 до 500 и даже 300 рублей, пишет в своих воспоминаниях ленинградка Кириллина Э.
При этом с весны 1944 года в Ленинграде начали продавать алкоголь в коммерческой торговле, говорит Дмитрий Асташкин. Пусть и в небольших количествах — отпуск в одни руки водки и вина не более 100 граммов, пива — не более 0,5 литра или одной бутылки. Но положение низкооплачиваемых категорий рабочих, служащих становилось катастрофическим», — пишут в своей работе о послевоенном Ленинграде исследовательницы Екатерина Огородник и Галина Черныш. Жилищный вопрос в постблокадном Ленинграде По словам Бориса Ковалева, ленинградским властям после снятия блокады нужно было решать триаду актуальнейших вопросов. Первый — восстановление в городе промышленных предприятий. Второй — размещение людей. Многие из тех, кто возвращался в город, не могли вернуться в собственные квартиры, говорит Никита Ломагин. Это была пора поистине великой тесноты. Во многих корпусах не было туалетов, водопровода.
В истории человечества нет ничего, равного по драматизму и героизму 900-дневной эпопее Ленинградской блокады. Защита осажденного города — это легендарный пример стойкости и мужества, который вызвал удивление и восхищение современников, уважение противника и навсегда останется в памяти поколений. На долю защитников и жителей блокадного города выпали тяжелейшие испытания, но ничто не сломило волю ленинградцев к победе. Каждый из 900 дней блокады вошел в историю как пример величия человеческого духа, преданности и любви к своему городу и своей стране.
Первый эшелон с изможденными ленинградцами прибыл 26 января в Вологду.
В течение 1942 г. Ленинград покинули свыше 800 тыс. В 1943 г. Однако Ленинград оставался прифронтовым городом и въезд в него был разрешен только с решения специальной «тройки», созданной в марте 1943 г. После полного снятия блокады и постановления Государственного Комитета Обороны от 29 марта 1944 г.
Эвакуация из Ленинграда в годы Великой Отечественной войны сплотила и объединила миллионы людей для общей Победы.
Лекция Восстановление Ленинграда после Великой Отечественной войны
Особое внимание уделялось восстановлению традиций и активной деятельности Мариинского театра. В 1945 году в театре состоялось торжественное открытие нового сезона, а его репертуар включал лучшие образцы классической европейской оперы и балета. Одновременно с этим происходило развитие выставочной деятельности в Санкт-Петербурге. Один из главных центров искусства города — Эрмитаж — уже в 1945 году был полностью открыт для посетителей. Здесь можно было увидеть великолепные коллекции живописи, скульптуры и декоративного искусства. Совместные усилия городских властей и общественных организаций позволили востановить и развить художественные школы и Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Благодаря этому, культурная и художественная жизнь города сумела восстановиться и процветать, делая Санкт-Петербург одним из самых важных центров культуры и искусства в России. Развитие промышленности После окончания Великой Отечественной войны Санкт-Петербург активно начал восстанавливать и развивать свою промышленность. В городе были полностью восстановлены и дальше развивались такие отрасли, как машиностроение, электроэнергетика, химическая промышленность, пищевая и легкая промышленность. Машиностроение стало одной из основных отраслей промышленности Санкт-Петербурга. Они выпускают самую разнообразную военную и гражданскую технику, от танков до специализированного оборудования.
Также в Санкт-Петербурге развивается электроэнергетическая отрасль. Здесь расположены крупные электростанции и предприятия, производящие оборудование для энергетики. Химическая промышленность также играет важную роль в экономике Санкт-Петербурга. На территории города находятся крупные предприятия, занимающиеся производством различных химических веществ и материалов. Пищевая и легкая промышленность также активно развиваются в Санкт-Петербурге. Здесь находятся крупные пищевые и напитковые предприятия, производящие разнообразные товары, начиная от молочных продуктов и кондитерских изделий до алкогольных напитков. Производство легкой промышленности включает производство одежды, обуви и текстильных изделий. Становление высшего образования После окончания Великой Отечественной войны Санкт-Петербург активно начал восстанавливать свои образовательные учреждения. Одной из важных задач было восстановление и развитие высшего образования в городе. В 1949 году был основан Ленинградский государственный университет, который занимал одно из ведущих мест среди вузов страны.
Вуз активно развивался и привлекал талантливых студентов и преподавателей. Наука и исследования играли важную роль в развитии высшего образования в Санкт-Петербурге. В 1966 году был основант Академию наук Ленинграда — научное учреждение, в котором работали ведущие ученые страны. Академии наук Ленинграда проводились широкомасштабные исследования в различных областях науки и техники. Также важным достижением было создание в 1947 году Ленинградского инженерно-строительного института, который впоследствии стал одним из ведущих инженерных вузов страны. Институт выпускал квалифицированных специалистов в области строительства и архитектуры. Вклад в развитие страны Санкт-Петербург сыграл ключевую роль в развитии России как центр экономического, культурного и научного прогресса. Город стал мощным промышленным центром, привлекая инвестиции и специалистов со всей страны. Здесь находятся крупнейшие предприятия, занимающиеся производством металлургической, энергетической, химической и других отраслей промышленности. Культурное наследие Санкт-Петербурга также оказало неоценимое влияние на развитие страны.
Город является родиной многих выдающихся художников, писателей, композиторов и ученых. Здесь были созданы и расширены многие известные музеи, театры и концертные залы. Богатое культурное наследие Санкт-Петербурга привлекает туристов со всего мира и делает город важным центром туризма в России. Санкт-Петербург также играет важную роль в развитии научного потенциала страны. Здесь находятся ведущие научные институты, университеты и академии, ведущие исследования в различных областях науки. Город стал местом проведения международных научных конференций и форумов, привлекая ведущих ученых со всего мира и способствуя обмену знаниями и опытом. Таким образом, Санкт-Петербург внес огромный вклад в развитие страны, как экономический, культурный и научный центр. Благодаря своим достижениям город продолжает быть важным фактором в истории и современности России.
Шилиной «Врачеватели красоты» есть интересный пример, имеющий отношение к укрытию Александрийского столпа - гранитной колонны высотой в 47,5 метров. Известно, что она держится на постаменте благодаря силе собственной тяжести. Выдвигались разные предложения, однако решение было такое: «Ладно, пусть так стоит». И памятник в честь Победы 1812 года, без которой немыслима и вся торжественная Дворцовая площадь —выстоял. Также лектор на примере двух знаменитых объектов - Исаакиевского собора и Зимнего дворца — рассказала, с каким трудом восстанавливали и оберегали живописные фрески и витражные окна, лепнину и гранитные столпы, купола и музейные ценности. Иногда в буквальном смысле не жалея жизни... Здесь хочется вспомнить строки из стихотворения «Моему городу» поэта Василия Чернавского: В небо уходят Герои блокады В вечный апрель душ живых И нет для павших большей награды, Чем наша память о них... Как и бойцы Красной армии, люди, на которых была возложена миссия уберечь город, восстановить и не дать уничтожить историю страны, заключённую в её архитектурных шедеврах, приближали Победу.
Паровоз серии «Э» реально работал на «Дороге Победы». Работал он на угле. На одну дорогу - 33 километра - уходило больше трех тонн топлива. Сами железнодорожники называли ее «коридором смерти» - ветка проходила всего в четырех-восьми километрах от немецких позиций, противник постоянно бомбил и обстреливал поезда. Рейсы делали, как правило, по ночам, машинистам паровозов приходилось проявлять недюжинную смекалку. Тот самый паровоз, что привел в Ленинград первый состав, сохранили как памятник - он стоит на станции «Петрокрепость», через которую проходила «Дорога Победы». Всего за год - до полного освобождения города от блокады - по железной дороге доставили 150 тысяч вагонов или 4,5 миллиона тонн грузов.
Мама ловит ее взгляд и говорит: «Оля, это детям…» А на следующий день тетя умерла. И мама потом все время горько сожалела, что не угостила сестру хоть горсточкой каши: может быть, осталась бы в живых. Гроб, который для тети Оли сделал ее муж, дядя Миша, стоял прямо посреди этой комнаты. Видите, вон там, в углу, вазу на комоде? В ней стояли засушенные цветочки. Мама взяла этот букетик и положила их к тете Оле. Хотя буржуйку постоянно приходилось топить, мебель мы нашу не трогали. Это все благодаря дяде Мише: он работал на пристани и оттуда постоянно приносил разные деревяшки. А буржуйка у нас, между прочим, была «подключена» не к окну, а к одной из облицованных белым кафелем печек. Они до сих пор целы. Мы ими после войны пользовались вплоть до 1954 года, когда нам провели центральное теплоснабжение. С того времени ни разу и не растапливали их, электролампочки даже в топках хранили. Да, буржуйки-то давно уже нет, а кое-какая вещественная память о ней осталась. Блокадной зимой мы вместо чайника ради удобства пользовались старинным кофейником. И вот однажды не углядели мы и поставили его вплотную к трубе буржуйки. А она ведь раскаляется всегда докрасна, вот и расплавился наш кофейник — дырка у него сбоку получилась. Тот день я почему-то очень хорошо запомнила. Февраль был, и на улице стояла солнечная погода. Мы приоткрыли деревянные ставни на окне их тоже дядя Миша сделал и свет попал в комнату, высветив горячую буржуйку. А по ее поверхности капельки расплавленного металла от кофейника, как шарики ртути, бегали. Нашего «пострадавшего», между прочим, мы не выбросили, а убрали в буфет. Так и простоял он там до относительно недавнего времени, когда я решила его передать в воссозданный Музей обороны и блокады Ленинграда.