Сегодня ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова академик Виктор Антонович Садовничий празднует день рождения. Академик РАН, ректор Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова родился 3 апреля 1939 года в селе Краснопавловка Харьковской области (Украина). Ректор Московского государственного университета имени сова. Ректор МГУ Виктор Садовничий празднует свое 85-летие.
Садовничий биография. Ректор Московского государственного университета им
Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова математик Виктор Садовничий родился 3 апреля 1939 года в УССР, Харьковской области. В интервью программе «Однажды» ректор МГУ Виктор Садовничий рассказал, как относится к появлению детей-вундеркиндов в современном мире. биография Биография Виктор Садовничий с 1992 года руководит главным университетом России. Ректор МГУ Виктор Садовничий показал, как варят знаменитую медовуху на Татьянин день. 27 лет работы ректором Московского государственного университета принесли академику Виктору Садовничему неплохие дивиденды: журналисты обнаружили у него несколько поместий в элитных местах Подмосковья.
"Он плохой ректор и плохой человек". МГУ против Садовничего
Ректору Московского государственного университета Виктору Садовничему 3 апреля исполнилось 85 лет. В. А. Садовничий был первым ректором МГУ, который был избран на должность в ходе состоявшихся впервые за всю историю университета демократических выборов. Почти треть века В. А. Садовничий возглавляет Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
"Он плохой ректор и плохой человек". МГУ против Садовничего
Виктор Садовничий руководит Московским государственным университетом на протяжении последних 20 лет. Московский государственный университет трудно представить без его ректора Виктора Антоновича Садовничего. Он и сам выпускник этого учебного заведения, которое окончил с отличием. Ректор федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени сова" с 1992 г. (последний раз.
Садовничий биография. Ректор Московского государственного университета им
Ректору Московского государственного университета Виктору Антоновичу Садовничему — 80 лет. Ректору Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова Виктору Садовничему 3 апреля исполнилось 85 лет. Избран ректором МГУ Советом Ученых Советов Московского университета на альтернативной основе. В 1963 году Садовничий окончил механико-математический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова, в 1966 году – аспирантуру. Зарплата ректора МГУ Виктора Садовничего является одной из самых высоких вузовских зарплат в России.
85-летие ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего
Во время учёбы занимался общественной работой, возглавлял студенческий комитет университета и комсомольскую организацию факультета. В 1963 году с отличием окончил мехмат по специальности «математика». Был направлен в аспирантуру и в 1966 году окончил её, защитив 17 марта 1967 года кандидатскую диссертацию тема — «Регуляризованные суммы собственных значений общих задач для обыкновенных дифференциальных уравнений». Ученик А.
После аспирантуры остался ассистентом [7]. В 1974 году защитил докторскую диссертацию тема — «О некоторых вопросах теории обыкновенных дифференциальных уравнений, зависящих от спектрального параметра». С 1975 года — профессор МГУ.
В 1981—1982 годах возглавлял кафедру функционального анализа и его приложений факультета вычислительной математики и кибернетики [7].
Сразу после окончания университета Садовничий стал аспирантом на кафедре вычислительной математики и кибернетики. В 1974 году он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1984 году — докторскую диссертацию. Все это время он активно занимался научной работой и преподавал студентам.
В 1992 году Садовничий был назначен деканом факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. В своей новой роли он смог сделать значительный вклад в развитие факультета и повысить его репутацию. Благодаря его усилиям, факультет стал одним из ведущих в России и мире в области компьютерных наук. Он продолжает занимать эту должность по сегодняшний день.
За свои годы работы в качестве ректора он добился значительных успехов в развитии университета. МГУ стала одним из лидеров в области науки и образования, получив признание как в России, так и за рубежом. Виктор Садовничий активно поддерживает и содействует научной работе исследовательских групп в МГУ. Он является автором и соавтором более 300 научных работ и нескольких монографий.
Его научные интересы включают области вычислительной математики, кибернетики и информатики. Анонс публикации За свои достижения Виктор Садовничий получил множество наград и званий, в том числе звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», орден «За заслуги перед Отечеством» и многие другие. Благодаря его руководству, МГУ остается одним из самых престижных университетов России и мира.
Невесомость на Земле создать нельзя, а промоделировать разбалансировку вестибулярного аппарата и влияние невесомости на организм человека можно. Программное обеспечение центрифуги ЦФ-18, которая установлена в Центре подготовки и все космонавты до сих пор проходят на ней предполетные тренировки, было создано под руководством Садовничего. Мы не отвечаем на вопрос «как летать в космос», наша цель — отвечать на то, «зачем летать в космос». Какие результаты космической деятельности мы можем использовать для улучшения жизни на Земле? В МГУ рассказывают, что Виктор Садовничий иногда настолько опережает время, что не всегда находит понимание в коллективе.
Едва будучи избранным ректором, в 1992 году предложил возобновить в МГУ медицинский факультет. Тогда не был понят ни в самом Московском университете, ни в пед-, ни в медсообществе. Зато теперь многие другие универы «по образу и подобию» имеют кафедры фундаментальной медицины. У него серьезный яблоневый сад разбит под Москвой. И даже больше скажу: в нашем комбинате питания МГУ круглый год подают компот, сделанный из яблок, выращенных Виктором Антоновичем. Он был первым проректором и подыскивал молодых заместителей, я оказался в числе его замов. И проработал с ним не один десяток лет. Конечно, почти каждодневное общение с этим замечательным человеком дало мне очень многое.
И меня даже воспитало. Виктор Антонович действительно уникальный человек, который пользуется безграничным авторитетом и огромной любовью как среди сотрудников и студентов университета, так и у ректорского корпуса, среди ученых. Дело в том, что Виктор Антонович — ученый-математик. Еще в молодости он получил ряд важных результатов в области функционального анализа. Это абстрактная область математики, очень сложная. Он, казалось, мог бы только этим и заниматься. Но его всегда интересовали еще и прикладные задачи. Поэтому он и его ученики получили много интересных результатов в области космонавтики, медицины, даже в некоторых гуманитарных сферах.
Что тоже ярко его характеризует. Садовничий — ученый, который принимает решение относительно тех или иных своих поступков и действий на основании обобщения и анализа огромного объема информации. То есть решает сложную математическую задачу, в которой много параметров, много неизвестных, находя правильное, иногда совершенно нетривиальное решение. Именно эта его уникальная способность применять многофакторный анализ к различным явлениям, в том числе общественным, экономическим, позволила сделать так много на благо Московского университета, его сотрудников и студентов. Есть такая известная фраза: «Званых много, а избранных мало». Виктор Антонович взял на себя огромную ответственность за судьбу российской науки, системы образования, за судьбу Московского университета. Именно это дает ему способность всех, в том числе своих оппонентов и противников, обращать в союзников и даже в соратников. Уникальное качество, которое тоже есть следствие понимания им своего долга, предназначения и его огромной интеллектуальной мощи.
Чувство ответственности за дело, которому служишь, наверное, ему дано от рождения. Еще один штрих. Виктор Антонович — очень хороший лектор, он читал для студентов курс матанализа. Когда он стал ректором, продолжал читать курс еще довольно долго.
Вот это я в данном случае называю системностью и дисциплинированностью. Это не солдатская дисциплинированность, а генеральская. Вижу в нем и профессионала-математика, ученого, а еще - тончайшего знатока так называемой "аппаратной" жизни. Это важно. Если ты не умеешь работать внутри аппарата, то не сможешь руководить таким большим коллективом, как в МГУ. Ректор нужен, в частности, для того чтобы этот гигантский научно-образовательный и государствообразующий для России институт продолжал развиваться и поддерживать нашу страну, сохраняя классические образовательные традиции, за которые Садовничий всегда бьется. Он отстаивает классическое образование. МГУ - это классический университет, и это заслуга Садовничего. Я всегда говорил, что именно Виктор Садовничий мог бы стать лучшим министром образования и науки. Я тогда трудился в Верховном Совете, а Виктор Антонович только стал ректором, год назад. И несмотря на то, что он, конечно, настоящий математик, я увидел гуманитария - с математическим складом ума, с прекрасной улыбкой и чрезвычайно дружелюбного, ценителя искусства. Виктор Антонович - не просто ученый, академик. Он строитель, созидатель, сколько им сделано для создания действительно лучшего вуза страны, мало кто представляет. Много делается и много еще будет сделано - в этом и есть феномен Садовничего. Он умеет работать с людьми, у него прекрасный коллектив, он любит студентов. Насколько я знаю, в Татьянин день они его окружают так, как, наверное, больше никого из ученого мира. Просто он занимается любимым делом и у него получается - вот уже сколько лет. Причем без скоропалительных решений. И когда ты руководишь таким огромным коллективом, как Московский университет, это совершенно очевидно и правильно. Садовничий по характеру - боец. В 1990-е годы вместе с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым ходил выселять разные стихийные организации с земель Московского университета. Они дружили. А когда вокруг Лужкова начали сгущаться тучи, "досталось" и Садовничему. Но Садовничий друзей на должности не меняет. Это тот человек, который никогда не бросает близких и дружит с людьми, а не с должностями. Мне посчастливилось не только учиться в МГУ, но и работать под непосредственным руководством Виктора Антоновича. И очень многое, что сегодня помогает мне на нынешней должности, я перенял именно у него. За что ему огромное спасибо. Виктор Антонович смог удержать динамику развития университета мирового класса в непростые для высшего образования и всей страны 1990-е годы.
Как живет ректор МГУ Виктор Садовничий? Расследование «Проекта»
Хронология трудовой и учебной деятельности 1956—1957 — грузчик Краснопавловского свеклопункта Лихачёвской «Сахбазы», Харьковская область. Жена с июня 1963 года — Ада Петровна в девичестве Сапрыкина; род. Дети — преподаватели МГУ — Юрий род. Имеет 4 внуков. Взгляды[ править править код ] В 2015 году В.
Садовничий полагал, что используемая во всём мире методика оценки развития науки по числу публикаций в ведущих журналах причиняет вред научным журналам , издающимся на русском языке. Он выразил опасение относительно того, что российские граждане будут узнавать о победе СССР над фашистской Германией в научных журналах, индексированных в поисковой платформе Web of Science [41]. В 2013 году был сторонником деятельного взаимодействия университета с Русской православной церковью — в частности, благодаря его активной поддержке открыт и восстанавливается храм Мученицы Татианы при МГУ. Своё отношение к религии [ нет в источнике ] [ уточнить ] он высказал в интервью корреспонденту « Интерфакс-Религия », озаглавленном «У нас, академического сообщества, общие с Церковью задачи» [42].
Согласно некоторым источникам [43] , «является православным христианином», однако о своих религиозных убеждениях сам Садовничий никогда открыто не говорил. В своих выступлениях он осторожно отмечал, что для него «связь с Православием не пустой звук» и он «всегда придавал особое значение нашим контактам с Православной Церковью», а также негативно отзывался о религиозных сектах «Секты — очевидное зло», «Конечно, с сектами надо бороться», «Если где-то появится хоть малейший намёк на деятельность в Университете какой-либо секты — здесь нужна объективная информация — дальше пойдет административная работа. Мы должны защитить наших студентов от влияния сектантства, по крайней мере, в стенах Университета» [44]. Критически отнёсся к решению Министерства образования РФ начать с 2002 года подготовку к присоединению России к Болонской декларации , согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствии с европейскими.
В частности, это предполагало обязательное введение вместо одноуровневого высшего образования двухуровневое, включающее бакалавриат и магистратуру , а также замену аспирантуры докторантурой. Садовничий призвал министерство подойти к вопросу о вступлении России в Болонский процесс более обдуманно. Он отметил, что для системы российского технического и естественнонаучного образования действовавшие стандарты были оптимальны и введение других могло разрушить сложившиеся научные школы.
Действительный член ряда научно-общественных профессиональных академий, в т. Международной академии астронавтики, Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Президент Союза ректоров России, объединяющего почти 700 университетов и высших учебных заведений страны 1994. Член редколлегий многих отечественных и международных научных журналов, в т.
Серия «Математика. Механика», «Труды семинара им. Петровского», «Информатика и образование». Область научных интересов: математика, прикладная математика, информатика.
Основные направления научной деятельности: математическое моделирование, математические методы обработки информации. Внес существенный вклад в разработку спектральной теории дифференциальных операторов.
Получил окончательные результаты в теории следов таких операторов, вошедшие в соответствующие разделы современного функционального анализа. Под его научным руководством разработаны математические методы обработки космической информации, позволившие существенно продвинуться в разрешении проблемы расшифровки космических съемок. Получил существенные результаты по математическому обоснованию некоторых подходов в релятивистской теории гравитации. Виктор Садовничий разработал новое направление в анализе сложных процессов: динамическая имитация управляемых полетов и движений, в частности, управление движением космического корабля и летательного аппарата. Ученому принадлежат уникальные разработки математического обеспечения тренажеров, благодаря которым впервые в практике мировой космонавтики удалось осуществить сквозное имитационное моделирование последовательно всех этапов аэрокосмического полета, включая невесомость. На тренажерах прошли предполетную тренировку свыше пятидесяти отечественных и зарубежных космонавтов.
Исследовал математическую теорию сложных систем — одно из самых актуальных и одновременно самых трудных в математическом отношении направлений современного естествознания. Под его руководством проведена работа «Управление движением при сенсорных нарушениях в условиях микрогравитации и информационное обеспечение максиминного контроля качества визуальной стабилизации космических объектов», отмеченная Государственной премией России. Садовничий подготовил более 65 кандидатов и 15 докторов наук, среди которых ученые Югославии, Болгарии, Алжира, Египта и других стран. Также является автором более 450 научных работ, в том числе 60 монографий и учебников, широко используемых во многих вузах у нас в стране и за рубежом. Среди наиболее известных работ: неоднократно переиздававшийся учебник по функциональному анализу «Теория операторов», классический учебник по математическому анализу: «Математический анализ», «Курс математического анализа», трехтомный задачник по курсу математического анализа и два задачника с материалами математических олимпиад студентов университетов, а также монографии «Математические задачи динамической имитации полета», «Спектральный анализ многочастичного оператора Шредингера». За годы ректорства Виктора Садовничего Московский университет получил статус российского самоуправляемого высшего учебного заведения, возобновлена деятельность Татианинской церкви, принят новый устав МГУ и Федеральный закон, закрепляющий особый статус МГУ как уникального научно-образовательного комплекса.
В ходе президентских выборов 2018 года входил в инициативную группу, выдвинувшей кандидатуру Президента России Владимира Путина. Также вошел в список доверенных лиц кандидата в Президенты Российской Федерации. Президент России 29 октября 2019 года провел рабочую встреча с Виктором Садовничим. Академик рассказал Владимиру Путину о проектах университета в России и в мире. Ректор также отметил, что в 2019 учебном году вуз принял на первый курс 10 тысяч студентов, причем средний балл поступивших: около 90, средний конкурс на одно бюджетное место в МГУ 9 человек. Еще одной темой беседы стала реализация проекта научно-технологической долины МГУ.
Награды и премии за вклад в науку и образования Премия имени М. Ломоносова за цикл работ «Обратные задачи спектрального анализа» 1973 ; Государственная премия СССР за работы в области математики и механики 1989 ; Государственная премия РФ за работу «Управление движением при сенсорных нарушениях в условиях микрогравитации и информационное обеспечение максимального контроля качества визуальной стабилизации космических объектов» 2001 ; Государственная премия России в области науки и техники 2002 ; Золотая медаль имени М. Келдыша РАН за работы по спектральной теории операторов 2006 ; Две премии Правительства Российской Федерации в области образования 2006, 2012 ; Премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники 2011. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. Ленина»; Два ордена Трудового Красного Знамени 1980, 1986.
Очень обидно, что попытки студенческого совета, так скажем, самоуправляться пресекаются. Главное здание МГУ По словам Андрея Клюева, студенческий референдум не будет иметь юридической силы и не сможет напрямую повлиять на результаты выборов декана мехмата: — Сейчас собрано порядка 450—480 голосов, это достаточно много для нашего факультета. Целью референдума, по большому счету, является донести до "мехматян", что их голос что-то значит. Мне кажется, повлиять на ход выборов не получится, но мы можем начать дискуссию по поводу того, как улучшить наш факультет и как избавиться от серьезных проблем.
По словам Андрея Клюева, пока что студсовет мехмата волнует главным образом вопрос самоуправления на факультете, а по поводу сменяемости власти университета совет еще не принял единогласного решения. Выпускник МГУ биоинформатик Михаил Гельфанд рассказал в интервью Радио Свобода, почему поставил свою подпись под обращением о выборности ректора: Безумный разгул бюрократии, и очень мало чего делается разумного — Во-первых, действительно хорошо бы, чтобы в университете был выбранный ректор, а во-вторых, сам по себе Виктор Антонович Садовничий и плохой ректор, и плохой человек. Как человек он известен тем, что был секретарем парткома мехмата в 70—80-е годы, активно участвовал в антисемитской кампании. Это, собственно, основная к нему претензия, она историческая, но, тем не менее, важная. Он многим людям поломал жизнь. А как ректор… Я наблюдаю, что происходит в университете: безумный разгул бюрократии, и очень мало чего делается разумного. Мне кажется, какой-нибудь другой ректор дал бы больше шансов университету. Михаил Гельфанд — Этот разгул начался, когда отменили выборы ректора? Видимо, критической точкой было лишение юридического лица основных факультетов и централизация всего в главном здании.
Виктору Садовничему – 85: как ректор МГУ возродил университет?
Мой друг детства, Алексей П. Узнав о его желании учиться на одном из престижных отделений Университета, отец обрадовался: «Давай, сын, я тебя поддерживаю». Благо, их дачным соседом был декан факультета, смежного с избранным. Можно заменить на: «чуть ли не сам ректор». С ним состоялась беседа, после которой друг мой возмущенно рассказывал: «Представляешь, экспонат этот «полтан» 50 тыс. Раньше деньги занимал, рабочие наши ему камин на халяву отгрохали, а как попросили его помочь, — сразу счет открыл».
Отец Алеши, обидевшись, решил, что: «Нечего у таких жаб учиться». Он отправил сына в Швейцарию, тем более что стоимость обучения там мало отличалась от затребованной местными «умами» суммы. На социологическом факультете МГУ просят несколько меньше. Однако 8 тыс. Он, собрав через год требуемые деньги, решил перестраховаться, используя для поддержки сразу два независимых «канала».
Получилась досадная накладка, поскольку за его сочинением начали охоту одновременно несколько экзаменаторов. Пытаясь отобрать друг у друга нужные листы, они привлекли внимание прочих членов комиссии, принявших самое деятельное участие в разрешении ситуации. Приятеля ожидал потом пре неприятнейший разнос: «Из-за Вас мы, точно дети в песочнице подрались! Подобные истории известны во множестве, почти любой сталкивался с взятками в системе образования. Ведь возможно, что и Ваш ребенок штурмует в этом году один из таких ВУЗов.
Остаются вопросы, — отчего официально бесплатное государственное образование давно уже стало привилегией только богатого и влиятельного меньшинства? Почему любое престижное учебное заведение, созданное для просвещения талантливой молодежи, заполняется в первую очередь детьми самих же преподавателей, их родственников и знакомых? Может ли руководство ВУЗа, при котором взяточничество расцветало в течение восьми лет, в одночасье остановить его? Неужели оно не замечает происходящего под носом, поскольку давно уже наблюдает себя не в зеркале, а по телевизору. Скорее всего, прекрасно обо всем осведомленные, люди эти существующую систему приема поддерживают и укрепляют.
И что, наконец, станет с наукой в стране, где на первый курс приходят не наиболее одаренные, но самые обеспеченные и влиятельные. Если бы сегодня простой крестьянский мальчик из Архангельской области, везущий в столицу рюкзачок с книжками и тетрадями, приехал поступать в Университет, шансы его были бы пректически равны нулю. Но талант и желание учиться ценились только во времена дремучего крепостничества. Ныне предпочтение отдается твердой валюте. Ведь именно участь рядовых абитуриентов является подлинным критерием для проверки соблюдения изначальных демократических традиций.
Глава 3. Новый главный «счетчик» страны будет считать по-новому Назначение Сергея Степашина на должность Председателя Счетной палаты повлечет за собой массу интересных последствий. Такую информацию мы получили от нашего источника в окружении Сергея Вадимовича. Под «интересными последствиями» подразумеваются дальнейшее расследование и огласка недоступных ранее для широкой общественности фактов проводимых ранее проверок некоторых учреждений и предприятий. От себя добавим, что Счетная палата сумела добиться для своей деятельности существенных полномочий.
Теперь ее члены вправе проверять финансовую деятельность таких, казалось, неприкасаемых структур, как Налоговая полиция, Сбербанк и т. А самое, пожалуй, для нас с вами главное то, что мы получаем уникальную возможность, знакомиться через средства массовой информации с результатами проведенных проверок. Таким образом, Счетная палата стала «настоящим» государственным органом с мнением и работой которого нельзя не считаться. Вот уж действительно, казалось бы демократия в действии… Но, как говорит небезызвестный ведущий, однако… Однако поговаривают, что в архивах Счетной палаты существует некий список учреждений и предприятий, на которых, при проведения проверок были выявлены существенные финансовые махинации и злоупотребления. Рассказывают также, что когда Степашин прочитал эту записку и проглядел список «неприкасаемых», то пришел в ужас.
В списке фигурировали такие «монстры», названия которых даже страшно произносить вслух. В кулуарах руководителей этих «монстров» величали не иначе как «хорошими людьми, которых надо оградить от обсуждения широкой общественностью». То есть от нас с вами. Делалось это просто и незатейливо. Счетная палата проверяла деятельность того или иного предприятия и естественно выявляла существенные нарушения, которые в тех же самых кулуарах называли «недочетами в работе».
Естественно, что если руководитель предприятия был « хорошим человеком », то данные проверки не оглашались, а руководителю сообщалось о выявленных «недочетах» и тот их быстренько устранял. Один из ярких примеров подобного подхода стала проходившая еще в 1998 году проверка финансовой деятельности МГУ, данные о которой до сих пор!!! Кстати, это первая проверка главного ВУЗа страны после аж 34-х летнего перерыва. Последний раз подобная проверка была проведена еще при Брежневе и как водится особых результатов не дала, так как «никаких нарушений выявлено не было». И вот, через столь длительный период МГУ вновь проверяют.
На этот раз отчет больше напоминает материалы уголовного дела. В четких и лаконичных фразах аудиторов сформулированы злостные факты коррупции, махинаций, не целевого использования бюджетных средств, банальное расхищение собственности МГУ. Счетная палата зафиксировала грубейшие нарушения, и эти нарушения до сих пор не обнародованы. А это беспрецедентный случай в истории Счетной палаты. По закону палата обязана опубликовать в средствах массовой информации свой отчет в течение месяца.
Но это по закону… А так, сами понимаете, один звонок Председателю и все плавно спускается на тормозах. Так и получилось. На протяжении двух лет от народа скрывались факты коррупции и вседозволенности университетских чиновников. Доподлинно известно, что простые сотрудники МГУ, а это, между прочим, профессора, доктора и кандидаты наук получают жалкие гроши за свой великий труд. Читая лекции нерадивым студентам, среди которых сотни поступили за деньги этот бизнес крайне развит в МГУ , эти люди получают в среднем 1000-1500 рублей в месяц.
И это при том, что весь ректорат МГУ разъезжает на шикарных иномарках и живет в элитных коттеджах. Например, ректор МГУ академик Садовничий перевозит свое барственное тело исключительно в «мерседесе», прозванным в народе «шестисотым». Живет он в шикарном элитном поселке, неподалеку от Барвихи, рядышком с первым Президентом России. Поговаривают, что этот «скромный» домик, общей площадью в 500 квадратных метров «выбил» для светила отечественной математики сам Юрий Михайлович Лужков, близкий друг и партийный босс ректора. Говорят также, что именно Юрий Михайлович оплатил Виктору Антоновичу этот шикарный особняк из так называемого внебюджетного фонда столицы.
Ни для кого, кстати, не секрет, что этот фонд финансируется в добровольно-принудительном порядке всеми московскими коммерческими структурами и преступными группировками. Но это так для понимания общей картины. А если уж речь зашла о мэре Москвы, то расскажем вкратце и историю с так называемыми «лужковскими университетами» не путать с «потемкинскими деревнями»! История такова. В рамках программы московского правительства по оказанию помощи российской части Черноморского флота мэр Москвы Юрий Лужков решил посодействовать детям военных моряков и служащих флота получить высшее образование, и по его инициативе были выделены деньги на создание Черноморского филиала Московского государственного университета.
Деньги, в соответствии с крепнущей у нас традицией, переведенные московской мэрий на счет МГУ, почему-то не были сразу же перечислены по назначению, что существенно задержало выезд в Крым сотрудников университетской приемной комиссии. Поэтому прием документов проводили в рекордно короткие сроки — 4 дня, а на отделение журналистики и вовсе два дня. К тому же преподаватели МГУ, понимая, что уровень подготовки крымских абитуриентов окажется намного ниже среднероссийского, придумали предельно легкие экзаменационные задания и имели установку не заваливать поступающих. Но и это не спасло ситуацию. Налицо оказался явный недобор.
В конечном результате, цель благого начинания не была достигнута, а затраченные средства были использованы не эффективно. Ну, ладно, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Но почему же ректор Виктор Садовничий, заранее зная экономическую несостоятельность этого проекта, так настойчиво «проталкивал» в верхних эшелонах власти идею создания Черноморского филиала МГУ? В продолжение «морской» тематики приведем еще одну историю, отмеченную упоминавшейся комиссией из Счетной палаты. В условиях выявленного комиссией беспорядка в учете основных фондов МГУ отчалили и уплыли в неизвестном направлении три университетских судна: «Московский университет» и «Академик Петровский» порт приписки — Новороссийск , а также «Эксперимент» порт приписки — Красноводск.
Руководство МГУ этим событием не опечалилось, а постаралось зафрахтовать для морской практики студентов другие корабли. Посредники для этой операции нашлись быстро, деньги в сумме 50 тысяч «баксов» за свои услуги получили сполна и тоже отбыли в неизвестном направлении. А студенты так до сих пор и сидят на берегу. В условиях «самоуправляемости» и «никому не подотчетности» руководители МГУ «наклепали» под своей маркой не менее полутора сотен! Одним из учредителей этого негосударственного не то ВУЗа, не то техникума был государственный университет.
Московский Государственный Университет. Ректор этого колледжа уже второй год разыскивается правоохранительными органами за крупные финансовые нарушения. Сигналы об этих нарушениях поступали руководству «большого» МГУ давно, но это не мешало Виктору Садовничему ставить свою подпись в «красных» дипломах выпускников рядом с подписью «беглого» ныне ректора. При этом Виктор Антонович слывет непримиримым противником «самозванных» и «липовых» цитируем по самому Садовничему коллег-частников. Выявила комиссия и многочисленные факты незаконной сдачи в аренду многих тысяч!
При этом было отмечено, что при ректоре Садовничем в МГУ продолжает накапливаться огромное количество проблем, которые ректор не хочет или не в состоянии решить. Среди проблем — и слабая оснащенность оборудованием, и недостаток учебно-методической литературы, и давно не проводившийся ремонт учебных и жилых помещений Университета и многое другое. По мнению комиссии не решаются также многие проблемы у преподавательского состава МГУ. Это — и низкая зарплата, и отсутствие условий для профессиональной самореализации, и отсутствие перспективы должностного роста. При этом МГУ имеет 272 двести семьдесят два!
А вот к оплате коммунальных услуг Виктор Антонович испытывает патологическую неприязнь. В результате у элитного в государственном финансовом обеспечении университета накопились по «коммуналке» «немереные», как сейчас говорят, долги. Вернемся, однако, к тому, с чего начали. С приходом Степашина появилась надежда на того, что многие «секреты», хранящиеся в анналах Счетной палаты увидят свет. Возможно, увидят.
И речь идет не только об МГУ. МГУ — это лишь малая толика того, что хранится в черных списках главного и, более чем всемогущего, аудиторского органа страны. На самом же деле, и, по большому счету, если опубликовать все информацию, содержащуюся в тех самых списках, то многие горячие головы полетят со своих мест, а многие попросту окажутся за решеткой. Поэтому сегодня перед Степашиным стоит почти гамлетовский вопрос: «Обнародовать или не обнародовать? Быстро пролетят экзамены, отшумят выпускные балы и начнется… Начнется, то что позже родители назовут пыткой и каждый раз, произнося словосочетание «вступительные экзамены в институт» будут вздрагивать и в ужасе хвататься за сердце.
Ремневой и преподавателя С. Только в 1996-1997 годах проф. Ремнева передала в распоряжение указанных фирм доходы МГУ в объеме 5, 6 миллиардов рублей». Из отчета Счетной палаты РФ. А вздрагивать будет от чего.
Как же, такие неизгладимые впечатления получают только раз в жизни. Хотя есть категория особых «счастливчиков», которые получают возможность поступать неоднократно. И, соответственно, эти самые впечатления удваиваются, а иногда и утраиваются. Но об этой категории будет отдельный разговор и не в этот раз. Сейчас о тех, кто уже поступил или же собирается поступать.
Смутные слухи о том, что у абитуриентов вымогают деньги за поступление, вообще постоянно тревожат общество. По данным одного из опросов, проведенных в сети Интернет, на вопрос: «Давали ли вы взятку при поступлении в российский ВУЗ? Это сами студенты. Многие из них даже не знают, что чадолюбивые родители раскошелились. Но вот в чем неординарность ситуации: ни одного уголовного дела о взяточничестве в ВУЗах России за последние годы заведено не было.
Иными словами, сегодня у государственных высших учебных заведений есть возможность учить россиян за деньги. Реалии современной вузовской жизни в России, по сути, делают взятку при поступлении в высшее учебное заведение бессмысленной. Тем не менее, взятки дают и берут. Судя по опросам родителей абитуриентов, суммы взяток достигают от 2 тыс. Кстати, стоимость обучения на платном отделении вполне сопоставима с суммами взяток на бесплатных, бюджетных отделениях.
В начале 90-х идея реформировать университетскую жизнь и сурово наказать коррумпированные приемные комиссии отстаивалась руководителем советского образования Геннадием Ягодиным. Однако, попытки выявить коррупцию в советских ВУЗах дали самый жалкий результат. В нем абитуриенты, заплатившие деньги, не сдавали вступительные экзамены: вместо этого им фабриковали личные дела, куда вписывались положительные отметки. Это был первый случай раскрытой коррупции в ВУЗе. Как выяснилось, и последний.
Ну, да Баку есть Баку. Там, как говорится, возможно все, что угодно. А что же в России? В особенности столице?
Ему принадлежат уникальные разработки математического обеспечения тренажеров, благодаря которым впервые в практике мировой космонавтики удалось осуществить сквозное имитационное моделирование последовательно всех этапов аэрокосмического полета, включая невесомость. На тренажерах прошли предполетную тренировку свыше пятидесяти отечественных и зарубежных космонавтов.
Исследовал математическую теорию сложных систем — одно из самых актуальных и одновременно самых трудных в математическом отношении направлений современного естествознания. Под его руководством проведена работа «Управление движением при сенсорных нарушениях в условиях микрогравитации и информационное обеспечение максимального контроля качества визуальной стабилизации космических объектов», отмеченная Государственной премией РФ за 2001 год. Подготовил более 65 кандидатов и 15 докторов наук. Автор более 330 научных работ, в том числе 60 монографий и учебников. Член редколлегий многих ведущих отечественных и международных научных журналов по математике и информатике, в т. Механика», «Труды семинара им.
Петровского», «Информатика и образование». Обладатель множества российских и зарубежных наград. Публикации Опубликовал около 140 научных работ, из них 25 учебников и монографий, в том числе: Фундаментальный учебник «Теория операторов», учебник «Математический анализ» в 2 томах, изданы в Болгарии , два сборника задач по математическому анализу, монографии «Спектральный анализ многочастичного оператора Шредингера» 1988 , «Математические задачи динамической имитации полета» 1986 , монография «Автоволновые процессы в нелинейных средах с диффузией» 2005 в соавт. Также см. Antoniou, V. Акаевым и А.
Ломоносова МГУ, 1973. Область научных интересов: математика, прикладная математика, информатика. Основные результаты: дано окончательное решение задачи теории следов для обыкновенных дифференциальных операторов, решена задача получения формул регуляризованных следов для некоторых общих классов дискретных операторов, в том числе операторов с частными производными; созданы системы алгоритмического и программного обеспечения подвижных тренажеров, осуществляющих динамическую имитацию управляемого аэрокосмического полета на всех его этапах, включая невесомость, результаты анализа и синтеза этих процессов использованы для практической подготовки космонавтов на действующих тренажерах; разработаны алгоритмы обработки космической информации; построены эффективные методы фрагментации изображения, основанные на выделении особенностей, и алгоритмы восстановления изображения, использующие значения функции только на границах областей фрагментации. Около 30 лет читает на механико-математическом факультете основные курсы лекций «Математический анализ», «Функциональный анализ» и др. Руководит общемосковским семинаром по спектральной теории, созданный им в 1967 г. Подготовил около 40 кандидатов и 8 докторов наук. Опубликовал около 140 научных работ, в т.
Член РСМД. Доктор физико-математических наук. Окончил МГУ имени М. Работал в МГУ, пройдя путь от ассистента, доцента, профессора до первого проректора, директора Института математических исследований сложных систем при МГУ.
Виктору Садовничему – 85: как ректор МГУ возродил университет?
Особо были отмечены заслуги ректора Московского государственного университета имени М. Ломоносова Виктора Антоновича Садовничего. Университет Киргизии и России желает выдающемуся руководителю Виктору Антоновичу Садовничему новых созидательных планов и новых побед. В 1986 году руководство Ульяновской области приняло решение сформировать группу по разработке концепции развития университета в городе на Волге. Предполагалось, что вуз на начальном этапе станет филиалом одного из крупных университетов Поволжья. Но ульяновцы решили не скромничать и предложили МГУ имени Ломоносова наладить «родственные связи». Примите искренние поздравления от лица коллектива Орловского государственного университета имени И.
Благодаря Вашим усилиям, Вашему таланту ученого и руководителя Московский государственный университет имени М. Ломоносова является главным вузом России и одним из ведущих в мире уже на протяжении многих лет. От имени Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Республики Беларусь, Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники и себя лично сердечно поздравляю Вас с тридцатилетним юбилеем нахождения в должности ректора Московского государственного университета имени М. Сегодня университет — это общепризнанный мировой научно-технологический и инновационный центр. В стенах МГУ имени М. Ломоносова удалось воспитать не одно поколение успешных и талантливых ученых в области точных и гуманитарных наук.
Вы являетесь крупным ученым, преданным своему Отечеству, известным деятелем науки и образования не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. При Вашем непосредственном участии между Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники и Московским государственным университетом имени М. Ломоносова активно развивается сотрудничество в области информатизации образовательного процесса и научных исследований. Пользуясь случаем, выражаю слова искренней благодарности за тесное взаимодействие в рамках совместной работы Российского Союза ректоров и Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Республики Беларусь. Желаю Вам доброго здоровья и счастья, благополучия и неиссякаемого энтузиазма, новых свершений и поколений талантливых учеников! Председатель Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Республики Беларусь, ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, профессор В.
Богуш Глубокоуважаемый Виктор Антонович! От имени Совета ректоров вузов Северо-Кавказского федерального округа и коллектива Пятигорского государственного университета сердечно поздравляю Вас с 30-летием на посту ректора Московского государственного университета имени М. Вся Ваша жизнь — яркий пример многолетнего служения отечественной науке и образованию.
Мы выражаем Вам искреннюю признательность за Ваш труд и преданность идеалам высшего образования. Пусть Ваши энергия, мудрость и опыт продолжают вдохновлять нас всех на новые свершения! Разрешите пожелать Вам новых достижений на избранном Вами пути, крепкого здоровья, счастья!
Действительный член ряда научно-общественных профессиональных академий, в т. Международной академии астронавтики, Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Президент Союза ректоров России, объединяющего почти 700 университетов и высших учебных заведений страны 1994. Член редколлегий многих отечественных и международных научных журналов, в т. Серия «Математика. Механика», «Труды семинара им. Петровского», «Информатика и образование». Область научных интересов: математика, прикладная математика, информатика.
Если она будет принята, Виктор Садовничий теоретически сможет сохранить за собой должность пожизненно. Виктор Садовничий в марте 2019 года Именно эта инициатива парламентариев и стала поводом для появления открытого обращения студентов, выпускников и сотрудников МГУ. По мнению члена студенческой инициативной группы Полины попросившей не называть ее фамилию , академическое и студенческое сообщество университета должно само определять вектор его развития и выбирать того ректора, который "будет стоять во главе их интересов и защищать права вуза, гарантировать его рейтинги, позиции, отвечать научным интересам и трендам". Виктор Садовничий как ректор, по словам Полины, вызывает у нее неоднозначные чувства: Человек делает всё, чтобы просто оставаться на удобном для него месте — Некоторые его решения очень странные: например, разрешить во время чемпионата мира или других празднеств открывать фанзону напротив университета. Там же есть общежития, там люди занимаются по вечерам, фанзона мешала людям вести их обычный образ жизни. В принципе, никто не против того, чтобы какой-нибудь один человек долго был на одном месте, если он переизбирается законно: проводятся выборы, он представляет программу, он заинтересован в том, чтобы университет процветал, и он опять переизбирается, переизбирается и переизбирается. В данном же случае человек делает всё, чтобы просто оставаться на удобном для него месте. По мнению Полины, за последние года в МГУ не произошло никаких глобальных улучшений. По мнению Александры, атмосфера в университете недостаточно свободная. Девушка напоминает о случаях, когда студенты подвергались давлению со стороны университетской администрации за свою гражданскую и политическую активность: — Студентки журфака собирали поручительства за политического заключенного, аспиранта МГУ Азата Мифтахова, и им сейчас угрожают отчислением. Их принудили к созданию поддельных справок, они пытались уйти в академический отпуск, но сейчас их по политическим мотивам пытаются отчислить. Скоро у них будет комиссия на сдаче экзаменов, о дальнейшем развитии событий мы пока что не знаем. Несколько лет назад было жестко разогнано полицией мирное собрание студентов около университета.
Российское общество политологов
Согласно классику, молодой человек был студентом юридического отделения Петербургского Университета, временно прервавшим занятия по причине денежных затруднений. Достоевский, описывая сомнения своего персонажа, упоминает разнообразные доводы, которыми Родион Романович оправдывает запланированное мероприятие. Единственное, пожалуй, что не приходило бедняге в голову - это необходимость оплатить обучение. Ибо требуемая сумма была незначительной и вполне покрывалась несколькими десятками рублей в год, присылаемыми из дома.
Ныне просвещение не столь доступно для небогатых дарований. Разумеется, официально оставаясь бесплатными, государственные Вузы вынуждены устраивать ежегодные экзамены. Но передовым преподавателям МГУ, МГИМО и других престижных учебных заведений, путем многолетних экспериментов удалось разработать поистине не имеющую мировых аналогов систему отсеивания «посторонних» абитуриентов.
Основной целью, преследуемой составителями экзаменационных вопросов, является превращение их в хитроумно спланированные минные поля. Пробраться через такую полосу препятствий, не обладая специальной подготовкой и поддержкой «с тыла» практически невозможно. Бывает, что иной выпускник школы, опрометчиво размахивая своей золотой медалью, несется напролом.
Но прогрессивные преподаватели не верят в разнообразные талисманы и обереги, которые для них всего лишь предрассудок. На противника сбрасывают вопросы небывалой сложности, обычно не имеющие отношения к теме его билета и, в целях маскировки, называемые общими. Если же абитуриенту, всю сознательную жизнь засыпавшему под шуршание учебников и словарей, удается уйти от обстрела, то, сообразуясь с тактической обстановкой, применяются вопросы, запрещенные всеми правилами здравого разума.
Они способны озадачить даже академика. Выживают лишь единицы. Психика их навеки искалечена подобными испытаниями.
Встречая любого, в ком наблюдается малейшее сходство с экзаменатором, «счастливые студенты» начинают рыдать или неестественно смеяться. Многие, помня об участи этих несчастных, предпочитают неформальные методы поступления, давно уже являющиеся основной дорогой в любой приличный вуз. Зачем, казалось бы, требуется столь утомительная формальность, как экзамены, если списки почти всех первокурсников большинства престижных факультетов можно составлять за год до их фактического поступления по рейтингу взяток.
Конечно, попасть в Лесотехническую академию или областной пединститут имени Крупской не представляет особой сложности для каждого школьника, слегка знакомого с модными ныне сборниками сочинений и шпаргалок. Если такие люди станут студентами, а затем аспирантами, то они, чего доброго, могут потеснить нашу геронтократическую профессуру, большая часть которой давно перевалила за 70 и чрезвычайно близка к маразму. Ведь мало того, что и денег-то для оплаты репетиторов то есть на прибавку к жалованию тем же преподавателям у них нет.
Такие люди оказываются способны спорить с нашей, почти столетие неподвижной, «передовой» мыслью. Вспомним, например, слова Льва Толстого: «Дело университетов состоит в том, чтобы оправдывать отжившие основы жизни, это хуже для молодого человека, чем для девушки — проституция». К слову.
Однажды ректор МГУ заглянул на кафедру, где справлялся день рождения одного из профессоров. Самому юному участнику посиделок как раз исполнилось 65 лет. Ведь разве есть у молодежи уважение к титулам и бирюлькам, полученным еще при коммунистическом царе горохе, она даже и на собственное мнение способна, а всем известно, что подобная вольность позволительна лишь после шестидесяти.
Лучше уж пусть все эти подозрительные молодые люди сразу увязнут в нашей системе. Поэтому, принимать их следует только по знакомству и непременно за деньги. Дрожащие родители ожидают своих «отличников», пишущих сочинение в зашторенных изнутри аквариумах аудиторий первого гуманитарного корпуса.
Неподалеку от них университетский шпиль, завершающийся аляповатой пентаграммой в оправе из металлических колосьев, щекочет влажные шеи московских облаков, смешавших с ливнями полную таблицу Менделеева. Виктор Антонович Садовничий, бессменный ректор с 1992 года, c высоты своего стометрового «графина», усеянного окнами, благодушно наблюдает за новыми поступлениями. Недавних выпускников школы в этот момент вряд ли способны тронуть привычные увещевания Садовничего, обещающего всем кристальную честность экзаменаторов, «нравственность которых непоколебима».
О беспрецедентной коррупции на вверенной ему государственной территории ректорат предпочитает не распространяться. Несчастные подростки в этот момент переживают сильнейший стресс. Силы их стремительно улетучиваются, память, несмотря на все попытки вспомнить что-нибудь по теме билета, подло снабжает несчастных словами популярных песенок.
Вспоминаются скорее картины в квартирах многочисленных репетиторов и изрядные суммы, уплаченные родителями за обучение, но только не описание этого чертового дуба в «Войне и Мире», около которого стрелялись Онегин с Ленским… или они там принимали Базарова в декабристы… все перепуталось… и сладко повторять… вот дьявол! Но это лишь в художественной литературе бесы обычно за все в ответе. Значительная часть преподавателей вынуждена заниматься подготовкой поступающих, поскольку средняя зарплата преподавателя или научного сотрудника, вполне достаточная для прокорма пары кошек, не устраивает взрослого человека, тем более семейного.
Уровень которых сообразуется со связями и средствами поступающего. Простейший и наиболее обширный слой — многочисленные курсы, которыми обильно облеплен любой институт или университет. Некоторые курсы представляются как официально созданные при ВУЗе, другие о своем происхождении скромно умалчивают.
Определенный прок от таких новообразований все-таки возможен, поскольку заведениям с катастрофически низким конкурсом приходится порой засчитывать экзамены курсов за вступительные. Но средний уровень подобной подготовки обычно невысок, ибо основная цель не дать необходимый объем знаний, а заставить раскошелиться небогатое большинство. Один мой знакомый, по недомыслию связавшийся с одной из этих контор, рассказывал про оригинальную манеру чтения лекций преподавателем истории.
Тот, совершенно позабыв о своем предмете, увлеченно делился со студентами подробностями из брошюры, повествующей о разнообразных способах казней в Древнем Китае. На следующем занятии историк обнаружил немалую осведомленность в устройстве парников. На третью лекцию никто не пришел.
Второй круг — занятия с репетитором. Здесь многое зависит от степени близости вашего знакомства с преподавателем а также от его личного положения во внутреннем табеле о рангах. Разумеется, заниматься следует с работником того вуза, в который Вы намерены поступать.
Это может быть и библиотекарь или младший научный сотрудник, главное — его связи поскольку неприметный лаборант порой оказывается сыном заведующего кафедрой. Ведь отнюдь не преемственность поколений способствует тому, что дети самих сотрудников вуза обычно проходят курс наук на том же факультете, где работает их родственник. Однажды дочь известного университетского историка, по странному стечению обстоятельств обучавшаяся именно на истфаке МГУ, сдавала курсовой экзамен.
Принимавший, опрометчиво не посмотрев в зачетку, громко возмущался ее незнанием предмета: «Вы же ничего не выучили, девушка! Как Вам только не стыдно! Назовите свою фамилию, и я Вас отправлю на пересдачу».
Бедолага преп поперхнулся и вышел из аудитории. Как правило, репетитор набирает группу из 4-10 человек. Количество учеников определяется им путем деления желаемой суммы вознаграждения на приличествующую должности стоимость урока.
Пристроить ребенка к действительно «полезному специалисту» довольно сложно, поскольку спрос, увы, превышает предложение. В первую очередь принимаются родственники и дети хороших знакомых, дабы можно было спокойнее обсуждать финансовые тонкости экзаменационного процесса. Профессора и прочие «члены комиссий» дерут втридорога, однако если Вы желаете получить серьезные гарантии поступления своего чада, придется оплачивать подобную услугу дополнительно.
Так как сдавать приходиться 3-4 экзамена, необходимо наличие у репетитора устойчивых межфакультетских связей. Вас интересует прейскурант? Поскольку «расценки» постоянно меняются и сильно зависят от степени родства с оказывающим «протекцию», не станем составлять прайс-лист.
Приведу лишь пару примеров, дабы ознакомить интересующихся с общим уровнем цен. Борис Пастернак, выбрал юридический факультет МГУ «ввиду его легкости». В 1908 году, он был зачислен туда без экзаменов, что было «при царизме» естественно для любого выпускника гимназии.
В 1997 году за поступление через «черный ход» просили 15 тыс. Другого пути на этот факультет, кстати, не предусмотрено. Недавно цены выросли.
Мой друг детства, Алексей П. Узнав о его желании учиться на одном из престижных отделений Университета, отец обрадовался: «Давай, сын, я тебя поддерживаю». Благо, их дачным соседом был декан факультета, смежного с избранным.
Можно заменить на: «чуть ли не сам ректор». С ним состоялась беседа, после которой друг мой возмущенно рассказывал: «Представляешь, экспонат этот «полтан» 50 тыс. Раньше деньги занимал, рабочие наши ему камин на халяву отгрохали, а как попросили его помочь, — сразу счет открыл».
Отец Алеши, обидевшись, решил, что: «Нечего у таких жаб учиться». Он отправил сына в Швейцарию, тем более что стоимость обучения там мало отличалась от затребованной местными «умами» суммы. На социологическом факультете МГУ просят несколько меньше.
Однако 8 тыс. Он, собрав через год требуемые деньги, решил перестраховаться, используя для поддержки сразу два независимых «канала». Получилась досадная накладка, поскольку за его сочинением начали охоту одновременно несколько экзаменаторов.
Пытаясь отобрать друг у друга нужные листы, они привлекли внимание прочих членов комиссии, принявших самое деятельное участие в разрешении ситуации. Приятеля ожидал потом пре неприятнейший разнос: «Из-за Вас мы, точно дети в песочнице подрались! Подобные истории известны во множестве, почти любой сталкивался с взятками в системе образования.
Ведь возможно, что и Ваш ребенок штурмует в этом году один из таких ВУЗов. Остаются вопросы, — отчего официально бесплатное государственное образование давно уже стало привилегией только богатого и влиятельного меньшинства? Почему любое престижное учебное заведение, созданное для просвещения талантливой молодежи, заполняется в первую очередь детьми самих же преподавателей, их родственников и знакомых?
Может ли руководство ВУЗа, при котором взяточничество расцветало в течение восьми лет, в одночасье остановить его? Неужели оно не замечает происходящего под носом, поскольку давно уже наблюдает себя не в зеркале, а по телевизору. Скорее всего, прекрасно обо всем осведомленные, люди эти существующую систему приема поддерживают и укрепляют.
И что, наконец, станет с наукой в стране, где на первый курс приходят не наиболее одаренные, но самые обеспеченные и влиятельные. Если бы сегодня простой крестьянский мальчик из Архангельской области, везущий в столицу рюкзачок с книжками и тетрадями, приехал поступать в Университет, шансы его были бы пректически равны нулю. Но талант и желание учиться ценились только во времена дремучего крепостничества.
Ныне предпочтение отдается твердой валюте. Ведь именно участь рядовых абитуриентов является подлинным критерием для проверки соблюдения изначальных демократических традиций. Глава 3.
Новый главный «счетчик» страны будет считать по-новому Назначение Сергея Степашина на должность Председателя Счетной палаты повлечет за собой массу интересных последствий. Такую информацию мы получили от нашего источника в окружении Сергея Вадимовича. Под «интересными последствиями» подразумеваются дальнейшее расследование и огласка недоступных ранее для широкой общественности фактов проводимых ранее проверок некоторых учреждений и предприятий.
От себя добавим, что Счетная палата сумела добиться для своей деятельности существенных полномочий. Теперь ее члены вправе проверять финансовую деятельность таких, казалось, неприкасаемых структур, как Налоговая полиция, Сбербанк и т. А самое, пожалуй, для нас с вами главное то, что мы получаем уникальную возможность, знакомиться через средства массовой информации с результатами проведенных проверок.
Таким образом, Счетная палата стала «настоящим» государственным органом с мнением и работой которого нельзя не считаться. Вот уж действительно, казалось бы демократия в действии… Но, как говорит небезызвестный ведущий, однако… Однако поговаривают, что в архивах Счетной палаты существует некий список учреждений и предприятий, на которых, при проведения проверок были выявлены существенные финансовые махинации и злоупотребления. Рассказывают также, что когда Степашин прочитал эту записку и проглядел список «неприкасаемых», то пришел в ужас.
В списке фигурировали такие «монстры», названия которых даже страшно произносить вслух. В кулуарах руководителей этих «монстров» величали не иначе как «хорошими людьми, которых надо оградить от обсуждения широкой общественностью». То есть от нас с вами.
Делалось это просто и незатейливо. Счетная палата проверяла деятельность того или иного предприятия и естественно выявляла существенные нарушения, которые в тех же самых кулуарах называли «недочетами в работе». Естественно, что если руководитель предприятия был «хорошим человеком», то данные проверки не оглашались, а руководителю сообщалось о выявленных «недочетах» и тот их быстренько устранял.
Один из ярких примеров подобного подхода стала проходившая еще в 1998 году проверка финансовой деятельности МГУ, данные о которой до сих пор!!!
Садовничий призвал министерство подойти к вопросу о вступлении России в Болонский процесс более обдуманно. Он отметил, что для системы российского технического и естественнонаучного образования действовавшие стандарты были оптимальны и введение других могло разрушить сложившиеся научные школы.
Ректор МГУ посоветовал чиновникам отказаться от принципа обязательности изменений и предоставить вузам возможность самим решать этот вопрос. Неоднократно выступал против введения Единого государственного экзамена ЕГЭ. Садовничий заявлял, что новый экзамен не может быть формой поступления ни в один университет, поскольку таит в себе очень много случайностей.
Кроме того, Садовничий скептически отнесся к ведению государственных именных финансовых обязательств ГИФО. По плану правительства, за каждым выпускником школы в зависимости от того, сколько баллов он набрал на ЕГЭ, должны быть закреплены бюджетные деньги в размере от 5 до 17 тысяч рублей. Однако Садовничий отметил, что обучение одного студента в МГУ обходится более чем в 100 тысяч рублей, следовательно, выделенных сумм будет недостаточно.
В связи с этим ректор МГУ много раз выражал опасение, что реформа образования закончится повсеместным введением платного обучения в вузах, что, по его мнению, недопустимо. В 2006 году под давлением В. Садовничего и значительной части ректорского корпуса в этом документе были предусмотрены исключения, позволяющие некоторым университетам, и в первую очередь МГУ, принимать студентов, помимо процедуры ЕГЭ, например по итогам специализированных всероссийских олимпиад.
В ноябре 2006 года правительство Москвы сообщило о проведении летом 2007 года ЕГЭ по русскому языку во всех столичных школах. Экзамен был объявлен обязательным для приёма во всех столичных вузах системы Министерства образования и науки. В свою очередь, Садовничий заявил, что МГУ результаты ЕГЭ засчитывать не будет, так как подчиняется не Минобразованию, а непосредственно правительству.
Однако в январе 2008 года Садовничий объявил, что МГУ все-таки будет учитывать результаты ЕГЭ, суммируя его результаты с баллами, набранными абитуриентами на вступительных испытаниях.
Угощает всех лично. Вот он делает доклад. Показывает примерно 100 слайдов. Это 2,5-3 часа. В свой день рождения Виктор Садовничий обычно читает лекции. Говорит, что так отдыхает. Правда, в этом году именинник пригласил на праздник больше тысячи гостей.
Будет прекрасная музыка от оркестров Мариинки и Большого. МГУ остается абсолютно открытым для всех. Любой школьник, даже из самого удаленного уголка России, может стать его студентом. Ведь, как любит повторять бессменный ректор вуза: «Если будешь хорошо учиться, далеко пойдешь».
Ему принадлежат разработки математического обеспечения тренажеров для космонавтов, благодаря которым впервые удалось осуществить имитационное моделирование всех этапов аэрокосмического полета, включая невесомость. Автор и соавтор более 850 научных работ, в т. Среди его трудов - "Спектральный анализ многочастичного оператора Шрёдингера" 1984 , "Математические задачи динамической имитации полета" 1986 , "Применение методов механики контактных взаимодействий для диагностики патологических состояний мягких биологических тканей" 2009 , "Инновационные решения для космической механики, физики, астрофизики, биологии и медицины" 2010 , учебники и учебные пособия "Теория операторов" 1979 , "Математический анализ" 1979 , "Задачи и упражнения по математическому анализу" 1988 , "Математический анализ в задачах и упражнениях" 1991 , "Курс математического анализа" 2000 и др. Награды, почетные звания Герой Труда РФ 2024. Отмечен благодарностями президента РФ 2003, 2006. Лауреат Государственной премии СССР 1989; за работы, посвященные проблемам динамической имитации управления движением космического корабля, летательного аппарата , Государственной премии РФ 2001 г. Среди наград ученого - премия им. Ломоносова МГУ 1973 , Золотая медаль им. Келдыша РАН 2006 , Демидовская премия 2020. Почетный иностранный член ряда зарубежных академий, почетный доктор и профессор многих отечественных и зарубежных университетов. Почетный гражданин Москвы 2008. В 1999 г. Личные сведения Женат, трое детей. Сын Юрий род.