Праздник Рождества Христова православные христиане отмечают 7 января. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки». Рождество Христово — один из самых больших праздников христианства. Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. Рождество Христово — празднество, которое отмечается в память о пришествии в мир Иисуса Христа, Сына Божьего.
Рождество Христово: что нужно сделать 7 января, приметы и традиции православного праздника
Традиционно 12 дней — между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) — празднуется славянский праздник Святки в память о евангельских событиях. Само празднование Рождества Христова принято начинать накануне с появлением на небосклоне первой звезды. Праздник Рождества Христова православные христиане отмечают 7 января. Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено во второй половине IV века. Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. Рождество Христово в 2024 году отметят 7 января: история и традиции.
7 января. Рождество Христово — традиции и обычаи
Развитие иконографии Рождества Христова Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен. Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову. Саркофаг из Мантуи.
Древнейшие археологические артефакты, найденные в христианских саркофагах, в виде первых иконографий на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло, являются тому подтверждением. Византийская иконография Рождества Христова включала в себя три плана: верх - «небо», центр - «соединение неба и земли», и низ - «землю». Древнерусская иконография, многие века следовавшая византийской традиции, а в XVII столетии заимствовала манеру западноевропейской живописи.
Андрей Рублёв. Благовещенский собор Московского Кремля. Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова Рождество Христово.
Икона из пещеры в Вифлееме. На фоне неба яркая Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки, касающаяся вершины горы с пещерой символизируют выражение: «Рождество — это небо на земле». Со времени рождения Христа небо стало открытым человеку, означающее, что путь на небо открыт и таким образом можно приблизиться к Богу, благодаря стремлению человеческой души вверх к вершине.
Часто в иконографии используют образы вола и осла это образы двух миров — израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь. Монастырь Ксиропотам. Икона 1660 г.
Вообще два Рождества возникли из-за смены календаря. Изначально все жили и отмечали праздники по юлианскому календарю, который установил ещё Юлий Цезарь. Со временем оказалось, что он учитывает не совсем точные значения оборота Земли вокруг Солнца, из-за чего начали копиться «лишние» дни. Некоторые страны в дальнейшем перешли на григорианский календарь, другие остались на юлианском. После Октябрьской революции в России тоже произошёл переход на григорианский календарь, а вот Русская православная церковь осталась верна юлианскому.
В этот день событие, предсказанное пророками за шесть веков до этого, сбылось. В иудейском Вифлееме в пещере пастухов у Девы Марии родился сын, и в нём воплотился Бог. Интересно, что в Библии не указана точная дата рождения Иисуса Христа.
Волхвы преподнесли в дар новорожденному Иисусу смирну, золото и ладан.
История празднования Рождества в России Для большинства христиан и католиков праздник Рождества приходится на 25 декабря, согласно Григорианскому календарю. Наша же страна в начале XX века не перешла на него с Юлианского, поэтому празднование Рождества проходит с 6 на 7 января. Это стало одной из причин, по которым празднование Рождества в России значительно отличается от празднования в остальном христианском мире. Еще одной причиной стал запрет советской власти в 1918 году празднования Рождества, из-за чего и забылись многие народные обычаи, связанные с ним.
Уже через 17 лет запрет был отменен и в домах стали ставить и наряжать елки. Только теперь не рождественские, а новогодние. Изменения коснулись и знаменитой семиконечной звезды, которую заменили на символичную для советского времени пятиконечную. До 1918 года праздник Рождества был гораздо значимее Нового года.
В юлианском календаре, которого по сей день придерживается и Русская православная церковь, год разделён на 12 месяцев и состоит из 365 дней и шести часов. Каждые четыре года добавляется один день — 29 февраля, делая год високосным. Цель этого календаря — привести день весеннего равноденствия к 21 марта в соответствие решениями I Вселенского собора христианских церквей. В юлианском календаре эта дата является плавающей.
Декрет папы сразу установил разницу в летоисчислении в десять дней. Пятое октября, когда он был принят, стало считаться пятнадцатым. Со временем к календарю добавлялись високосные годы, а потому к началу XXI века разница в календарях составляет 13 дней. Но почему же значительная часть православного мира не следует юлианскому календарю?
Это связано с событиями 20-х годов XX века. Тогда Александрийский патриарх Мелетий IV созвал в Константинополе собор восточных православных церквей и, чтобы не принимать григорианский календарь, предложил ввести свой собственный — новоюлианский. Он был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем. Традиции Рождества Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.
Она начинается с 40-дневного Филиппова поста. За это время верующие должны очистить тело и душу, чтобы подготовиться к великому празднику. Первые упоминания того, что "Христос рождается", начинают появляться в церковных богослужениях в начале декабря и связаны с праздником Введения Богородицы во храм. Само же празднование Рождества начинается с навечерия Рождества Христова в народе сочельника — вечера накануне появления Христа на свет.
Традиции праздника
- Как отмечают Рождество православные христиане –
- Рождество Христово: история, приметы, традиции
- Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника
- Рождество Христово — 2024: когда и как отмечают, традиции и приметы православного Рождества | 360°
- Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова
- Статья о празднике рождества
В чём суть Рождества Христова
- Традиции и обряды
- О смысле и истории праздника
- История и события Рождества Христова
- Рождество Христово: коротко о празднике - Православный журнал «Фома»
- Рождественский пост
О смысле и истории праздника
- Рождество в России: как отмечают, традиции празднования
- История праздника Рождество Христово (кратко)
- Почему католики отмечают Рождество 25 декабря 2022 года, а в России 7 января 2023-го
- Рождество Христово – 2023: история, традиции и символы праздника
- Когда будет православное Рождество в 2024 году
- Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать
С первой звездой: история и традиции Рождества
Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк. За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк. За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна 1: 1—18. К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф. В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель — до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные — бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади.
Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. Иконография праздника Рождество Христово. Фреска Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии.
Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис. Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана, который был архиепископом Равенны в середине VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним — вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла.
Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках. Основная композиция Рождества изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа в различных памятниках будет — особенно в VIII—IX веках — дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца.
Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии см. Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Много вопросов вызывает и фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом а иногда и с самой Богоматерью [10]. На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI—XII столетиях почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери: сюжеты находились друг напротив друга, например на южной и северной стенах.
Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами.
Праздник всегда сопровождался прославлением Иисуса Христа, но в том числе и народными гуляниями. В 17-18 веках в России появилась традиция устраивать вертепный театр: в ящике-вертепе с помощью тряпичных кукол разыгрывались сцены о рождении Христа. В 19 веке повсеместно символом Рождества стала наряженнаяёлка, а в 20 веке появился и тот, кто приносит подарки детям — Дед Мороз. После Октябрьской революции в 1917 г. В 1935 г.
Вифлеемские звезды на верхушках елок были заменены пятиконечными. Подарки, посещение Деда Мороза тоже стали частью новогодних традиций, перестав быть рождественскими. В 1937 г. Таким образом, в советское время акцент был полностью смещен с Рождества на празднование Нового года и до сих пор ничего не изменилось. В 1990 г. Порядок действует и по сей день.
Рождество в царской России В Рождество в дореволюционной России весь люд только начинал празднования, ведь впереди были Святки, вплоть до Крещения. По завету церкви православные христиане должны были свято блюсти эти 12 дней. Запрещалось вступать в брак и венчаться, плясать, петь разгульные песни. Но повсеместно эти правила нарушались языческими гаданиями, ряжением и другими обычаями. Рождество всегда отмечалось с размахом. В 19 веке появляется обычай украшения ели, который ввела будущая императрица Александра Федоровна при Императорском Дворе.
Сначала эта традиция распространилась в аристократических кругах, а потом и среди народа. И уже во всех семьях дома наряжались рождественские ели, готовились подарки для родных. Украшения на елку были отдельным видом искусства, так как часто изготавливались силами домочадцев. В высшем свете проводились пышные рождественские балы с маскарадами, театральные спектакли.
Практически вся энергетика дня будет способствовать, чтобы заговор сбылся. Кроме того, в этот день можно загадывать желание. Для этого существует специальный обряд.
В этот день Ангелы заглядывают ко всем окнам, но, чтобы наверняка привлечь их к себе в дом, необходимо выполнить несколько простых манипуляций. Для этого на подоконник ставится священная церковная свечка и поджигается. Можно также на окно повесить гирлянду в форме звезды. Далее, необходимо из бумаги вырезать Ангела. Желательно, чтобы очертания было красивым и правдоподобным. Если вы не умеете рисовать, воспользуйтесь трафаретом. Ангел должен быть из бумаги белого цвета.
Далее, необходимо нарисовать ему один глаз. Он размещается на обычном месте. Второй глаз наносится на бумагу через несколько дней. Старайтесь сохранить этого Ангела подальше от чужих глаз, чтобы его никто не видел. Кутя Обряд на здоровье на рождественские святки Можно также провести заговор на здоровье, который позволит домочадцам выздороветь, и укрепить иммунитет. Существует несколько способов проведения заговора. Обряд на здоровье на рождественские святки: Одним самым простым является обряд с полотенцем.
Необходимо приобрести новое льняное полотенце, которым никто не пользовался. Далее, произносятся слова. Дальше, необходимо произнести имя того человека, который будет обтираться данным полотенцем, и которому вы хотите улучшить состояние здоровья. Необходимо, чтобы человек на протяжении длительного времени пользовался заговоренным полотенцем. Этот обряд проводится 6 числа. Слова заговора: Во имя отца и сына и святого духа заговариваю я от 70 хворей. Рождество Обряды на Рождество дома для оздоровления А 7 числа, на Рождество, можно провести другой обряд.
Несмотря на то, что в этот день желательно не принимать водных процедур, обряды и заговоры — исключение. Именно для исцеления и приобретения здоровья, можно осуществить омовение 7 января. Для этого нужно придерживаться несколько правил: Обряды на Рождество дома для оздоровления: Нужно встать рано утром, ни с кем не разговаривая, подойти к крану с водой и умыться. После того как скажете три раза этот заговор, необходимо умыться водой. Считается, что лучше всего проводить обряд в купели, или водой из целебного источника. Но многие маги утверждают, что результат тот же, если умываться обычной водой из-под крана. Стоит произнести следующие слова: Спаситель родился, свет миру объявился, спасусь и я имя , через Иисуса Христа.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. В этот день можно произвести очистку не только при помощи определенных обрядов, но голоданием. Для этого, с самого раннего утра 6 числа необходимо ничего не есть, кроме злаков, которые запариваются в воде.
Подарки, посещение Деда Мороза тоже стали частью новогодних традиций, перестав быть рождественскими. В 1937 г. Таким образом, в советское время акцент был полностью смещен с Рождества на празднование Нового года и до сих пор ничего не изменилось. В 1990 г. Порядок действует и по сей день. Рождество в царской России В Рождество в дореволюционной России весь люд только начинал празднования, ведь впереди были Святки, вплоть до Крещения.
По завету церкви православные христиане должны были свято блюсти эти 12 дней. Запрещалось вступать в брак и венчаться, плясать, петь разгульные песни. Но повсеместно эти правила нарушались языческими гаданиями, ряжением и другими обычаями. Рождество всегда отмечалось с размахом. В 19 веке появляется обычай украшения ели, который ввела будущая императрица Александра Федоровна при Императорском Дворе. Сначала эта традиция распространилась в аристократических кругах, а потом и среди народа. И уже во всех семьях дома наряжались рождественские ели, готовились подарки для родных. Украшения на елку были отдельным видом искусства, так как часто изготавливались силами домочадцев. В высшем свете проводились пышные рождественские балы с маскарадами, театральные спектакли.
Простой народ активно участвовал в рождественских забавах: катание на коньках, лошадях, санках, ледяных горках, специально обустроенных для катания. Строили лестницу, а сам настил поливали водой, который в миг превращался в гладкий лед. В Зимнем дворце была особенная атмосфера праздника. Вся царская семья молилась на Всенощной службе в Дворцовой Церкви. После нее все члены семьи отправлялись в Гостиную дворца, где для каждого была отдельная елка. Подарки подбирались индивидуально для каждого члена царской семьи, с учетом пожеланий и увлечений.
Дата празднования Рождества 2022 в России — в ночь с 6 на 7 января
Рождество католическое и православное. Рождество Христово в России ежегодно приходится на один и тот же день — 7 января, в 2024 году это воскресенье. Протоиерей Максим Смоляков, настоятель Храма Рождества Христова г. Красноярск. Праздник Рождества Христова – это светлая и тихая радость, это дата начала новой эпохи для человечества.
Трудная история праздника Рождества
На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Поэтому праздник Рождества Христова – это время объединения семьи, душевных пожеланий друг другу, примирения и прощения, заботы о тех, кому плохо, а также начала добрых дел. 7 января отмечают один из главных православных праздников — светлое Рождество Христово.
Доклад на тему Рождество 4, 5, 7 класс сообщение
Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово. Фреска монастыря св. Павла, Афон.
Ru День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам — Господским и непереходящим. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [5].
Нужно сделать краткие комментарии по поводу рождественского поста. Он ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин. Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным. Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня.
А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября. Такой срок встречается уже в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита [6]. Хронологическая нестабильность рождественского поста была преодолена патриархом Лукой Хризовергом 1156—1169 , когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней. Святоотеческая экзегеза праздника Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием.
И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. Праздник в западной традиции Для западной традиции принципиально, что верующие поминают событие Рождества, но все же празднуется то, что из этого происходит, то есть величается Рожденный тогда из перспективы нынешнего времени. По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа.
И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I, в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [8]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря.
Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк. За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк.
За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна 1: 1—18. К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф. В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель — до праздника свечей 2 февраля.
Популярны домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные — бык и осел.
Так нарядная ёлка стала символом праздника. Традиция дарить подарки на Рождество тоже появилась не просто так. Дары друг другу — это воспоминание о дарах, которые принесли волхвы маленькому Христу. До революции в России существовала традиция обмениваться открытками. Такие открытки тоже были особым направлением искусства: их украшали изображениями звезды или белых голубей, рисовали сентиментальные семейные сцены или трогательных ангелов.
В праздник Рождества православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился! В ХХ веке зародилась традиция отмечать Рождество на Международной космической станции. Для праздничного ужина космонавтам доставляют особый рацион. Украшают на борту и ёлочку. У наших прабабушек существовало много обычаев, связанных с этим днём.
Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть смирной помазывали умерших. Вифлеемская звезда сразу стала важным символом, но сам праздник Рождества появился несколько позже. До IV века в восточных и западных церквях Рождество объединяли с праздником Крещения и отмечали 6 января.
В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января. Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января. Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать. Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы тогда еще Москвы , а не интерьера. Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой. Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду.
К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников. В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею. А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет как, впрочем, и на остальные религиозные торжества. В 1935-м праздник условно реабилитировали, но заменили на семейный светский Новый год, сохранивший при этом ряд рождественских атрибутов: жители Советского Союза наряжали елки, организовывали праздничные представления которые, разумеется, не касались евангельских событий , дарили друг другу подарки.
История праздника Рождество Христово кратко Рождество Христово или Праздник Рождества — это самый известный религиозный праздник, приуроченный ко дню рождения Иисуса Христа. Из библейских преданий известно, что Дева Мария, будучи замужем за Иосифом, зачала непорочным способом в своём чреве Сына Божьего, о чем Иосифа и Марию оповестил один из Ангелов. Когда подходило время рождения Сына Божьего на свет, римский император Кесарь Август издал указ о проведении переписи населения. По условиям переписи, на момент её проведения, все граждане были обязаны вернуться в города и деревни, в которых они были рождены. Поэтому Мария и Иосиф возвратились в свой родной город — Вифлеем. Их родной дом был наполнен людьми, так как гостиницы города не могли принять всех собравшихся для проведения процедуры переписи. В тот день Мария родила Иисуса и, спеленав, положила его в ясли. Первыми людьми пришедшими поклониться Христу были пастухи, что пасли свои стада неподалеку. Согласно Библии, пастухам о рождения Сына Господа возвестил всё тот же ангел.
Рождество Христово 2023: смысл и главные традиции великого праздника
У католиков всего мира этот великий праздник отмечается в конце декабря. Традиция празднования Рождества в разных странах тесно связана с календарём, по которому живёт та или иная церковь. Условно они разделены по принципу старого и нового стиля. Более древней традиции, то есть старого стиля, придерживаются приверженцы юлианского календаря. Они отмечают Рождество 7 января.
Церковную жизнь по новому стилю, где этот праздник отмечают 25 декабря, определяют григорианский и новоюлианский календари. Разницу в церковных календарях ошибочно связывают с расколом церкви. Новый — григорианский — календарь появился лишь через пять веков после того, как главы Западной и Восточной церкви обменялись отлучительными грамотами в 1054 году. Он пришёл на смену юлианскому, который существовал с 45 года до нашей эры и был так назван в честь Юлия Цезаря.
В юлианском календаре, которого по сей день придерживается и Русская православная церковь, год разделён на 12 месяцев и состоит из 365 дней и шести часов. Каждые четыре года добавляется один день — 29 февраля, делая год високосным. Цель этого календаря — привести день весеннего равноденствия к 21 марта в соответствие решениями I Вселенского собора христианских церквей. В юлианском календаре эта дата является плавающей.
Декрет папы сразу установил разницу в летоисчислении в десять дней. Пятое октября, когда он был принят, стало считаться пятнадцатым. Со временем к календарю добавлялись високосные годы, а потому к началу XXI века разница в календарях составляет 13 дней.
Но из-за разницы в календарях у нас это является январем. Привычный нам календарь идет вразрез с ново-юлианским. Так будет продолжаться еще около 800 лет, пока они не сравняются и не установится одна дата. Первые записи о праздновании этой даты появились в 4 веке. И с тех самых пор он отмечается, видоизменяясь, но оставаясь очень важным, светлым и добрым.
Первое время Рождество Христово отмечали вместе с Богоявлением, 6 января. Но в корне неверным было считать, что Христос принял крещение в день своего рождения. По словам Иоанна Златоуста, Богоявление — не есть рождение. После 5 века эти два праздника разделили и стали отмечать раздельно, каждый — со своими традициями и обычаями. С началом празднования Рождества Христова появилась традиция украшать дом елью или сосной, хвойными ветками. Изначально это пошло от язычества и означало богатство и плодородие. И эта традиция настолько плотно вошла в Рождество, что сегодня елку на новый год и рождество принято ставить уже вне зависимости от вероисповедания. Почему именно ель?
Согласно записям, датированным 4 веком, один из монахов пошел в лес за деревом. Выбор его пал на могучий и сильный дуб. Но когда он его срубил, тот упал и поломал все деревья рядом. Уцелела лишь ель. Монах решил, что это чудо и несомненный знак. Согласно истории, Мария уже была беременна ребенком, когда в Риме пришел указ о переписи Палестины. Они должны были отметиться в своих городах. Но Мария с Иосифом столкнулись с невозможностью переночевать в гостиницах или домах, так как все было занято.
Один мужчина предложил им укрыться в пещере, где он скрывает свой скот от ветра и холода. Именно в этой пещере, в ночь на 7 января и родился Иисус, а на небе загорелась новая яркая звезда, названная впоследствии Вифлеемской. Царь иудеев Ирод увидел звезду и понял, что родился Спаситель. Волхвы собрались преподнести дары будущему царю, но у Ирода была иная цель — погубить его, так как родился будущий царь. Найдя Иисуса по звезде, Волхвы нашли молодую семью и преподнесли младенцу золото, ладан и смирну. Ангелы велели им не возвращаться к царю, так как знали, что он задумал. Ирод разгневался и приказал убить всех младенцев в городе. Но Иосиф с Марией отправились в Египет и спасли его.
С тех пор этот праздник отмечается с церковными службами, зажженными свечами и веселыми колядками. Основные традиции празднования православного Рождества Очень много интересных традиций таят в себе волшебные дни Рождества. Они передаются из уст в уста, от поколения к поколению. Порой даже не все могут объяснить смысл той или иной традиции, но все равно чтят и охраняют их, понимая важность и ценность действа. Однако, на нашу землю приходится почти половина всех верующих. Каждый христианин знает, что праздник начинается не в Рождество. Ему предшествует 40 дней Рождественского поста. А сам рождественский стол должен состоять из 12 блюд, о которых мы напишем ниже.
Традиции же начинаются с Сочельника. Это день, который идет перед Рождеством. В сочельник принято очищать свое жилище, хорошо прибраться дома, вымыть полы. Но это, конечно, внешнее. Главное — нужно очистить душу и сердце.
Затем Дева Мария укутала сына и положила будущего Мессию в ясли — кормушку для скота с сеном. После рождения Христа на ночном небе загорелась яркая звезда. Она указала путь пастухам, которые первые пришли и поклонились Сыну Божьему, а также волхвам — мудрецам, которые преподнесли Иисусу Христу драгоценные дары. Рождественская елка, 1992 История празднования Рождества Христова в России В разные эпохи Рождество в России то всей душой любили, то предавали забвению. Однако затем на протяжении многих веков, вплоть до начала XIX века, на Рождество не устраивали никаких массовых гуляний. Обычай рождественских балов и праздничных ярмарок пришёл в Россию из европейских стран. Пришедшая к власти в XX веке советская власть запретила и Рождество, и все его атрибуты. Символы Рождества Христова Основными символами Рождества Христова считаются : рождественская ель; священные дары: золото, ладан и смирна смола миррового растения ; вертеп — картина Рождества; Вифлеемская звезда.
Также отмечают и колядки. В первую очередь, колядки — это песнопения. Раньше это были языческие песнопения, но сейчас они восхваляют Христа. Исполнение колядок — это своего рода народная проповедь, которая рассказывает о Христе и таким образом больше людей узнают историю Иисуса Христа. Рождество всегда было настолько сильно вплетено в жизнь российских народов, что после Октябрьской революции, когда вера в Бога стала приравниваться к измене Родине и Советская власть пыталась отменить любые церковные празднования, людям пришлось изобрести альтернативу: считается, что так появились новогодние утренники и спектакли со сказочными персонажами, являющиеся на самом деле переделанными Рождественскими сценками. Что нельзя делать в ночь на Рождество Христово Как утверждают священнослужители церкви, самое главное — быть чистым сердцем и не грешить. Ранее в домах к празднованию Рождества заготавливали дидух — символический празднично украшенный сноп зерна ржи, пшеницы, овса , который устанавливали в углу и считалось, что с этого времени там находятся души предков-покровителей. До тех пор, пока дидух находился в доме, запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом. При этом всю праздничную неделю запрещалось работать. Также с Рождества до Крещения мужчинам нельзя было охотиться: убийство зверей во время святок считается большим грехом и может навлечь беду. Принято считать, что светлый праздник Рождества нельзя встречать в темной одежде. Наряд должен быть светлым, тогда достаток на весь год обеспечен. Источник: liveinternet. Однако Митрополит Запорожский и Мелитопольский в интервью с изданием «IZ Индустриалка» уточнил, что любое гадание церковь не одобряет: «Гадание — это страшный грех, это никогда не было традицией нашего народа.
Праздник Рождество Христово: краткое описание, смысл и традиции
Рождество Христово — один из основных христианских праздников, который по значимости превосходит только Пасха. В России Рождество – православный праздник, который отмечается 7 января, но многие христиане празднуют день рождения сына Божьего – 25 декабря. Рождество Христово — один из самых больших праздников христианства. один из самых любимых праздников Церкви, который с радостью отмечают даже неверующие.