Неделей о Закхее предваряются подготовительные к Великому посту Недели и седьмицы. Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Она начинается с недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период.
Вопросы о религии. В чём смысл подготовительных недель перед Великим постом
Подготовительные недели Великого поста 2024 | Предание.ру - православный портал | Отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее. |
Вячеслав Куприенко: перед Великим постом существуют подготовительные недели | Страстная седмица — это важная для любого христианина последняя неделя перед Пасхой: рассказываем о ней по дням, выясняем ее суть, перечисляем, что можно и что нельзя есть в этот период. |
Как поститься в Страстную неделю. Меню на каждый день | WOMAN | Неделя о мытаре и фарисее Первая подготовительная неделя в 2017 году начинается 5 февраля. |
4 недели и 3 седмицы: с 25 февраля у православных христиан начинается подготовка к Великому посту | Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней. Это самый длинный и один из самых строгих постов. |
Христианские уроки
Все дни Страстной недели перед Пасхой, посвященные последним дням земной жизни Иисуса Христа, называются Великими или Страстными. 5 февраля открывает подготовительную седмицу к Великому посту: с 6 по 11 февраля. Воздержание в пище (которое принято у христиан по средам и пятницам) в эти дни Церковь не благословляет. Начало названного подготовительного периода обычно связывают с пением Триоди Постной — богослужебной книги, охватывающей трёхнедельный предпостовой интервал, саму Четыредесятницу и Страстные дни, вплоть до Великой Субботы. 7 неделя — Страстная седмица. Седьмая неделя Великого поста (29 апреля — 4 мая в 2024 году) продлится шесть дней и завершится в субботу. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы – 40 дней – и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Великий пост — главный многодневный пост, установленный в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне.
Как поститься в Страстную неделю. Меню на каждый день
Остальные христиане старались причаститься во время «Четыредесятницы». Великий пост является самым строгим и продолжительным по времени для христиан, не зря, видимо, он так и называется — «Великий». Соблюдавшие его таким образом готовятся к покаянию и встрече Пасхи. Верующие во время поста ограничивают себя в пище и развлечениях — для освобождения духовных сил Фото: 1MI Как правильно подготовиться к нему За четыре недели до начала Великого поста христианин должен духовно подготовиться к его основному смыслу — покаянию. Каждая из предшествующих Великому посту недель воскресений и седмиц имеет собственное название: Неделя о Закхее. В это время христиан по примеру Закхея призывают проявить свободное волеизъявление, чтобы приблизиться к Богу. Неделя о мытаре и фарисее. Верующих также призывают к размышлениям о покаянии. Во все дни мирянам позволено есть всё, в том числе мясо, яйца, сыр и рыбу, а монахам всё, кроме мяса.
Подготовка к Великому посту начинается за четыре седмицы недели до его начала Фото: 1MI Неделя о блудном сыне. Церковь сравнивает всех без исключения христиан с блудным сыном по причине греховных поступков каждого. Также Церковь от имени верующих приносит покаяние и прощения грехов перед Богом.
Особенность богослужения этого дня в том, что на утрени после чтения 50-го псалма поется песнопение "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче". Это песнопение поется на утрени всех воскресных дней, начиная с Недели о мытаре и фарисее и до пятой недели Великого поста. Святитель Афанасий Сахаров пишет: "Как нарушители воли Божественной, как грешники безответные, мы весьма нуждаемся в покаянии. Поэтому усиленно зовет Святая Церковь своих чад к покаянию, усердно просит у Христа Жизнодавца открыть для них двери покаяния, дать им время на покаяние". Следующий воскресный день называется Неделей о блудном сыне. Чтобы человек не впал в отчаяние, сознавая бездну своих грехов, понимая, как он ими оскорбил Господа, Святая Церковь напоминает нам Евангельскую притчу о блудном сыне, которая и читается в этот день на Литургии. Притча эта говорит нам о великом милосердии Отца Небесного, о Его Отеческой Любви к нам и готовности принять, простить, возвратить нам утраченное сыновнее достоинство, если только мы с покаянием и смирением припадем ко Христу. На Всенощной в Неделю о блудном сыне к пению полиелейных псалмов добавляется пение псалма "На реках Вавилонских". Этот псалом говорит о тяжести состояния души, находящейся в Вавилонском плену страстей, говорит и о покаянии, сокрушении и о решимости вести борьбу с грехом. В этом псалме изображаются все подвиги поста, с каким расположением должны мы вступать на это поприще покаяния. Не могли израильтяне в плену воспевать радостных песен. Так каждый христианин должен обратиться к покаянию, познав свою плененность страстями, греховность души, немощь плоти. И должны пресекать страсти в самом их начале, отсекать греховные помыслы молитвой и упованием на Господа, "разбивая младенцы", - греховные помыслы, - "о камень" веры и молитвы. Седмица после Недели о блудном сыне называется мясопусной, потому что после нее уже прекращается вкушение мяса "мясопуст" - мяса "отпуст", прекращение вкушения мяса. Суббота мясопустной седмицы называется Субботой мясопустной и посвящена сугубому поминовению усопших, не только наших сродников, но и всех прежде почивших православных христиан. В эту субботу Церковь особенно молится о тех православных христианах, которые по каким-то причинам не получили христианского погребения. Это люди, которые скончались внезапно на море, в горах, на войне, при пожарах, несчастных случаях или нищие и бедные. Также, поскольку в следующий за этой субботой воскресный день воспоминается Страшный Суд, то мы молимся об усопших, чтобы и они сподобились милости Божией на Страшном Суде. Утреня этого дня заупокойная, на ней вместо "Бог Господь" поется "Аллилуия" с заупокойными стихами. Также поются "Непорочны" 17-я кафизма на две статии, а после них заупокойные тропари.
Текст притчи о мытаре и фарисее Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой — мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Слово «мытарь» означает «сборщик налогов», то есть человек, занятие которого в библейские времена считалось недостойным и презираемым. Фарисеями же называли представителей наиболее влиятельного религиозного течения в Иудее. При этом в современном русском языке слово «фарисей» означает «ханжа, лицемер», рассказала «Ленте. Толкование притчи о мытаре и фарисее Согласно толкованиям Евангелия, разница между этими двумя людьми заключается лишь в том, что фарисей не считал себя грешным. Мытарь же глубоко сознавал свои грехи и всей душой в них раскаивался. Между тем грешниками являлись оба, поскольку безгрешных людей не существует. При этом фарисей чувствовал себя настолько выше и достойнее остальных, что расположился на заметном месте в храме, желая, чтобы и люди, и сам Господь видели, насколько он благообразный и заслуженный человек. В отличие от него мытарь стоял вдали, то есть не считал себя достойным приблизиться к алтарю. Это значит, что в глазах Бога наивысшим достижением человека является смирение», — рассказал в беседе с «Лентой. Именно признание своих грехов, а также собственной незначительности из-за этих грехов и есть настоящее смирение гордыни, к которому призывают Христос и церковь. И пусть вас не вводят в заблуждение слова об унижении себя. Унижение себя не означает желание казаться более ничтожным, чем есть на самом деле отец Александрсвященник храма Всех Святых на Кулишках Эта фраза в притче означает лишь «понимание, что, будучи грешным, по определению нельзя претендовать на какую-то исключительность или даже просто более сильную значимость по сравнению с другими людьми».
На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Обычно этот чин совершают после богослужение следует уточнять в храмах. Ликбез: Мясопуст и сыропуст перед Великим постом: что такое и когда — разбираемся и приводим в систему Особенности Перечисленные выше четыре подготовительные недели и последующие за ними седмицы подготавливают нас к Великому посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение вкушать мясную пищу. Далее — краткие пояснения к каждому периоду. Для более глубокого понимания смысла Великого поста рекомендуем «Чтение на каждый день». Книга поможет пройти путь осознанно. Пока еще есть в продаже на Яндекс. Маркете — вот ссылка на установку приложения — будет скидка на первый заказ Молитва мытаря За три недели до начала поста следует Неделя о мытаре и фарисее. Юлиус фон Каросфельд. Читайте также: Краткие справки о знаменитых фарисеях, упоминаемых в Библии Евангелие этого дня Лк. Второй, сборщик податей в пользу Римской империи во времена Христа Иудея была под ее властью , или мытарь, лишь каялся в своих грехах, повторяя: «Боже, милостив буди мне грешнику! Христос говорит, что за свое смирение он был помилован; уподобиться ему Церковь предлагает и христианам, готовящимся к посту. На следующую седмицу с 26 по 2 марта традиционный пост в среду и пятницу отменяется детали Читайте также: Что можно кушать в Великий пост: питание по дням для православных мирян Неделя покаяния Следующий воскресный день именуется Неделей о блудном сыне: читается еще одна притча — о сыне, оставившем отца, потерявшем все имение, но раскаявшемся и принятом любящим родителем Лк. Этот рассказ Христа не столько о семейной истории, сколько — об истории каждого, кто идет к Богу от грехов и страстей, и кого радостно встречает Небесный Отец, как бы он ни был грешен. Календарь: все 7 недель седмиц Великого поста с названиями и пояснениями «Воспоминание о будущем» Неделя Мясопустная предшествует Масленице; в этот воскресный день можно последний раз перед Четыредесятницей вкусить мясного; именуется же воскресный день Неделей о Страшном Суде. В XVII в.
Подготовительные Недели и седмицы
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! В притче о блудном сыне под отцом подразумевается Господь Бог, под блудным сыном, соответственно, кающийся грешник. Блудным сыном становится каждый человек, отказавшийся от Бога ради греховной, самодеятельной жизни. Своими грехами он губит свою жизнь и доставляет горести своим близким. Но каждый раскаявшийся грешник приносит радость Господу, который, как и любящий отец, всегда предоставит детям свое милосердие и прощение. Притча о блудном сыне учит тому, что каждый верующий должен желать спасения и милосердия, радоваться возвращению грешников из своевольной жизни, радоваться раскаянию, учит не завидовать Божьей любви к другому. В эту Неделю читается во время богослужения притча о блудном сыне, после псалмов полиелейных поется 136-й псалом «На реках вавилонских…» с «Аллилуиею красною». После Недели о блудном сыне следует Мясопустная, или «Пестрая» седмица. В течение пяти дней, за исключением среды и пятницы, можно употреблять мясные продукты.
Из-за такого разнообразного расписания трапезы эта седмица и получила свое второе название. Неделя мясопустная служит преднапоминанием о Страшном суде, в связи с которым Церковь установила канон на ходатайство не только за живых, но и за почивших. Именно для этого и была введена в конце второй, мясопустной седмицы вселенская мясопустная родительская суббота. В эту субботу проходят торжественные поминовения усопших для того, чтобы верующие соединились духовно своими молитвами не только с живыми, но и с умершими, вошли в союз со всем Царством Христовым: от Адама до живущих ныне. Заупокойная служба во вселенскую родительскую субботу называется «Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». За вселенской родительской субботой следует Неделя о Страшном суде Мясопустная. Это — «мясопуст», то есть начало времени ограничения себя в мясе. Предпоследняя Неделя перед Великим постом посвящена напоминанию о Страшном суде Божьем, последнем и неизбежном, о грехопадении и изгнании Адама и Евы. Эта Неделя вводится для того, чтобы грешники не полагались всецело на необъятное Божье милосердие и не окружали себя жизнью безрассудной и беспечной, полагаясь на свое гарантированное спасение.
Вместе с тем Церковь указывает не только на милосердие Бога, но и на его справедливость. Господь — неподкупный Судия, а его суд — праведное деяние, перед которым все равны. Это — описание истинного смысла надежды на милосердие Божье.
В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту.
Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы — «до зрака раба» Флп. В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть — «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение надмевание мерзкое». Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры тропари «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских». В основу первой стихиры — «Покаяния отверзи ми двери» — положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства.
В основе второй песни — «На спасения стези» — лежит притча о блудном сыне. В основе третьей — «Множество содеянных мною лютых» — предсказание Спасителя о Страшном суде. В Неделю о блудном сыне евангельской притчей Лк. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния.
Страстная седмица - дань уважения Иисусу Христу, поэтому все церковные службы, проводящиеся в храмах в это время, посвящены последним дням жизни Мессии и его смерти. Те, кто не постился во время Четыредесятницы, могут держать пост в Страстную неделю, однако с осторожностью и без крайностей. В целом, такой строгий пост на Страстной неделе предписывается в основном для служителей церкви и монахов, верующим достаточно отказаться от молочных продуктов, мяса, рыбы и алкоголя. То есть Страстная неделя - это неделя страданий, через которые прошел Иисус Христос ради всех людей. В Великий понедельник Страстной недели церковь вспоминает ветхозаветного Иосифа, события жизни которого в некотором смысле повторяют страдания, пережитые Христом: его продали за 20 сребреников родные братья, но в итоге он становится визирем египетского фараона, одержав верх над грехом и простив своих братьев. Великий вторник посвящен обличению фарисеев, а также Страшному суду. Во вторник перед распятием Иисус побывал в Иерусалимском храме, где рассказывал обличающие притчи, в том числе и о конце мира. В Великую среду верующие вспоминают о решении предать Иисуса, которое принял Иуда Искариот, а также женщину-грешницу, которая помазала Христа миром маслом , тем самым подготовив его к погребению.
Этим самым подчеркивается важность того периода покаяния и очищения, в который мы вступаем с началом весны. Первая подготовительная неделя Великого поста учит нас каяться, говорить правду Господу о том, насколько мы грешны, показывая пример мытаря.
Вячеслав Куприенко: перед Великим постом существуют подготовительные недели
Великий пост предваряют четыре подготовительные недели и последующие за ними седмицы: о мытаре и фарисее (последующая седмица сплошная, поста в среду и. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. Беседа о смысле подготовительных недель перед Великим постом. Предпоследняя Неделя перед Великим постом посвящена напоминанию о Страшном суде Божьем, последнем и неизбежном, о грехопадении и изгнании Адама и Евы. Подготовительный период к Великому посту в 2024 году длится с 25 февраля по 17 марта.
Подготовительные недели перед Великим постом
Беседа о смысле подготовительных недель перед Великим постом. Службы Великого поста, а также подготовительных к нему недель (начиная с Недели мытаря и фарисея и кончая Великой Субботой),т.е. периода, составляющего в общей сложности 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной. Публикуем расписание подготовительных недель к Великому посту, 2 из них сплошные. происходит заговенье на мясо, что вовсе не предполагает объядения. Три недели перед Великим постом, словно три ступени, установлены для того, чтобы помочь верующим подготовиться к предстоящему испытанию. Службы Великого поста, а также подготовительных к нему недель (начиная с Недели мытаря и фарисея и кончая Великой Субботой),т.е. периода, составляющего в общей сложности 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной.
Великий пост 2024
Верующих также призывают к размышлениям о покаянии. Во все дни мирянам позволено есть всё, в том числе мясо, яйца, сыр и рыбу, а монахам всё, кроме мяса. Подготовка к Великому посту начинается за четыре седмицы недели до его начала Фото: 1MI Неделя о блудном сыне. Церковь сравнивает всех без исключения христиан с блудным сыном по причине греховных поступков каждого. Также Церковь от имени верующих приносит покаяние и прощения грехов перед Богом. Неделя о Страшном Суде. Предпоследнее воскресенье, предшествующее Великому посту. Это последний день, когда разрешено есть мясо. Сырная седмица. Всю седмицу разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты.
Последнее воскресенье пред Великим постом — Прощёное воскресенье. Священник предложил подумать, на каких молитвах больше сосредоточиться, что больше читать: Священное писание или серьезную духовную или светскую литературу «В чем я себя ограничу кроме, диеты».
Эта Неделя воскресение начинает отсчет подготовки к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее может попадать на любой воскресный день с 11 января до 15 февраля.
Один был фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став впереди, молился так: «Боже! Пощусь два раза в неделю. Жертвую десятую часть из всего, что приобретаю».
Мытарь же стоял вдали. Он, не смея даже поднять глаз своих к небу, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику! Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Евангелие от Луки, гл.
Фарисеи были древними иудеями во время периода Второго храма 516 год до н. Они утверждали, что Моисей передал им уникальные знания и скрупулезно исполняли все обряды, по крайней мере внешне. За это фарисеи прослыли мудрыми и благочестивыми, «отделившимися» людьми слово «фарисей» с древнееврейского переводится как «отделившийся». Христос советовал ученикам: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф.
Фарисеи же специально не делали этого и ходили во время поста не расчесанными, со спутанной бородой, размазав по лицу грязь и пыль, чтобы все видели: это — постящийся. Мытари же были сборщиками налогов и царских податей. В силу своего служебного положения они нередко совершали должностные преступления, из-за чего и стали объектами всеобщей ненависти и презрения. Эта притча, как и в общем вся церковь, призывает к тому, чтобы подумать об истинном раскаянии и внешнем благочестии.
Притча демонстрирует, что каждый искренний «мытарь» будет оправдан и благословлен Богом, а каждый возвышающий себя «фарисей» — унижен. Слова, которыми молил мытарь Бога о прощении, выделены в особенную «Молитву мытаря». Многие священники в эти дни наставляют прихожан своим «Словом в Неделю о мытаре и фарисее» и призывают к покаянию и раскаянию. После недели о мытаре и фарисее наступает «сплошная» или «всеядная» седмица.
Во время всей недели в том числе, в среду и пятницу к столу можно подавать скоромную пищу, которая запрещена в остальные дни поста. Снятие ограничения на «всеядной» седмице связано с обличением неискреннего поста фарисея и напоминанием о духовном вреде слепого следования уставу поста. Неделя о блудном сыне «Сказал Господь такую притчу: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать? Что такое Страстная неделя, чему она посвящена и что нужно в это время делать - рассказываем в этом материале. Что такое Страстная седмица? Страстная неделя - это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая.
Эта неделя хоть и считается частью Великого поста, на самом деле, по церковному канону является отдельным периодом, в который сохраняются и даже усиливаются ограничения Четыредесятницы первых 40 дней поста. Страстная неделя - это время, когда верующие христиане сопереживают и разделяют все те страдания, которые пережил Иисус перед распятием. То есть в отличие от предыдущих недель поста фокус внимания смещается с внутренних переживаний и борьбы с искушениями на Спасителя, который ценой своей жизни искупил грехи всего человечества. Страстная седмица - дань уважения Иисусу Христу, поэтому все церковные службы, проводящиеся в храмах в это время, посвящены последним дням жизни Мессии и его смерти.
Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному. Мясопустная Неделя воскресенье посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых Мф. Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим. Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его — праведным и неподкупным испытанием неумытное истязание, неумытный суд. И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности. На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца.
Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни)
В среду и пятницу не положено, согласно Типикону, совершать Божественную литургию. В субботу Сырной седмицы совершается память всех преподобных отцов в подвиге поста просиявших — Собор всех преподобных. А в последний день сырной седмицы, в воскресение, вспоминается Церковью за богослужением грехопадение и изгнание первых людей из Рая — Неделя сыропустная , а на повечерии в этот же день совершается Чин прощения. Трапеза[ править править код ] Согласно Типикону , на всём протяжении Сырной седмицы, включая среду и пятницу, разрешено употреблять рыбу, яйца, сыр и другие молочные продукты, однако запрещено употребление мяса; кроме того, в среду и пятницу рекомендован лишь один приём пищи вечером.
Именно поэтому последнюю неделю поста называют «Великой», ведь для христиан она превосходит по значимости все остальные дни года. Каждый день Страстной недели наделен особым смыслом.
В это время верующие вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса и его последующем воскрешении. Дни Страстной недели Каждый день на Страстной неделе называется Великим. В храмах проходят особые службы — наиболее величественные и торжественные во всем церковном году. При этом в Страстную седмицу не празднуют дни святых, не поминают умерших, не проводят венчания и крещения, ибо все обряды посвящены подготовке к Пасхе. Великий понедельник — 29 апреля На церковных службах вспоминают сюжет из Ветхого завета о патриархе Иосифе, проданном собственными братьями в рабство, а также о проклятии Христом бесплодной смоковницы, которая символизирует нераскаявшуюся душу.
Великий вторник — 30 апреля Богослужения напоминают православным о том, как Христос говорил с людьми в Иерусалимском храме, о его притчах ученикам: о талантах, воскрешении мертвых и о Страшном суде. Великая среда — 1 мая В этот день Иуда Искариот решил предать Христа за 30 сребреников, а одна из грешниц омыла ноги Иисуса и помазала их миром. В храмах последний раз на Страстной неделе читается молитва с поклонами: считается, что Иисус искупил грехи людей, и после Великой среды поклоны во время литургии отменяются до Троицы; в этот день верующие стараются исповедаться. Великий четверг — 2 мая Вечером в православных храмах начинается одна из самых длинных служб в году: «Двенадцать Евангелий». В это время вспоминают о страданиях Христа.
Пришедшие в храм стоят на службе с зажженными свечами, которые следует не гасить до возвращения домой.
Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе — блины. Все это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу масленицы в наши дни. Уверен, что для большинства православных христиан вся эта предстоящая неделя, которая будет включать в себя и службы по великопостному чину в среду и в пятницу, и дружеское общение, и прощение обид, и гостеприимные застолья, — все явит особый, неповторимый и радостный праздник предвкушения, подготовки к Великому посту.
Хотя и нехотя, мы должны же встретить время поста; но она хочет,чтоб мы встретили и проводили сие время, как следует. И вот, в нынешний день, в следующее воскресенье и далее она внушает нам одно за другим назидательные правила в двух притчах и двух разительнейших происшествиях, из коих одним началась история человечества, а другим кончится. Будем учиться и внимать урокам матери своей! Феофан Затворник "Семь слов в недели, приготовительные к посту и на первую неделю поста" Важные дни наступили для нас с вами — дни подготовки к Великому посту, который начнется 27 февраля. С первого взгляда может показаться, что до поста еще много дней — впереди еще три недели!
Однако Святая Церковь уже сейчас каждый день на богослужении через свои песнопения и поучения готовит нас к достойному вступлению в Великий пост! Для приготовления к Великому посту Святая Церковь назначает довольно продолжительный период - три седмицы. Первая неделя, называется неделей мытаря и фарисея. Свое название она получила оттого, что в воскресенье, которым начинается эта неделя, на Божественной литургии читается притча Спасителя о мытаре и фарисее Лк, 18, 10-14. В этой притче на примере грешного мытаря представлен образец смирения и истинной молитвы.
Примером же фарисея эта притча предостерегает нас от высокоумия, гордости и самомнения, довольства собой и своими добродетелями, довольства своей праведностью. Задумаемся с вами — не случайно ведь Церковь обращает на это наше внимание и посвящает этому размышлению целую неделю, более того — именно с этого размышления она начинает дни приготовления к Великому посту! Чем же опасно чувство довольства собой? Опасно оно тем, что самодовольный человек не способен видеть свои недостатки, и поэтому труднее всего склонен к покаянию! Возможно ли при таком состоянии единение с Богом?!
Нужен ли будет Спаситель тому, кто доволен собой, кто не желает видеть своих грехов?! В течение всей недели на богослужении в своих песнопениях Святая Церковь напоминает нам о необходимости сердечного сокрушения. В стихирах, исполняемых хором, прославляется самоосуждение мытаря и порицается гордость фарисея. Стоя в храме на молитве, фарисей перечислял свои достоинства и осуждал мытаря.