Новости новый год до петра когда отмечали

Рассказываем историю значения Нового года: от славянских племен до Петра I. Традиция отмечать Новый год по осени просуществовала 207 лет. В 1699 году Пётр I издал указ № 1736, согласно которому началом года стали считать 1 января. И теперь гражданский Новый год праздновали в начале января, а церковный Новый год остался прежним – 1 сентября. По указу Петра Великого Новый год стали отмечать с 1 января 1700 года.

Новогодняя реформа Петра I

  • Четыре времени Нового года: когда же он все-таки наступает?
  • История Нового года от Древнего Египта до наших дней
  • Новый год после петра 1. История Нового года
  • Когда отмечали Новый год на Руси до Петра 1? - Про деньги, инвестиции и расходы

История Нового года в России: как и когда начали отмечать праздник

Римляне, уже полагая, что «как встретишь Новый год, так его и проведешь», с добрыми пожеланиями дарили друг другу фрукты, лепешки, особые светильники, мелкие монеты «на удачу»; были также традиции гаданий и денежных подношений правителям Рима. Империя и скоморохи Каждому школьнику известно, что празднование Нового года с 1 сентября на 1 января в 1699 году перенес Петр I, но сентябрьская дата на Руси тоже не была чем-то исконным — ее точно таким же директивным образом назначил Иван III всего за двести лет до Петра, в 1492 году или в 7000 году от сотворения мира. В этом же году Иван впервые был наименован митрополитом Зосимой «государем и самодержцем всея Руси, новым царем Константином» — именно в этот период, после раскола церквей и падения Константинополя зарождается концепция «Третьего Рима», и царь Иван перенимает византийские символы и некоторые обычаи. Логично, что в первую очередь праздник стали сопровождать пышные церемонии. Центральное « Действо нового лета или многолетнего здравия» проходило, естественно, в Москве, на Ивановской площади: в присутствии большого количества народа — для служилых людей участие было обязательным — проходил парадный поздравительный церемониал с участием всех, как бы сейчас сказали, церковных, военных и гражданских «элит», затем царь обращался к народу, выслушивал ответные поздравления, и все заканчивалось раздачей царской милостыни. Простолюдины в этот день старались посетить как можно больше церквей и сделать пожертвования бедным, больным и убогим. Причина появления в византийском календаре новогодней даты 1 сентября не вполне ясна — по одной из версий , в этот день всего лишь начинался очередной налоговый период, в околоцерковной литературе также нередко встречается утверждение о том, что эту дату будто бы назначил в 325 году Первый Никейский собор в честь то ли годовщины возвращения Христа в Назарет, то ли победы Константина Великого над узурпатором Максенцием, по легенде, ставшей возможной после явления Константину креста с лозунгом «Сим победиши» правда, в протоколах собора на этот счет конкретики нет, да и битва состоялась 28 октября , но непреложный факт, что именно после нее император склонился к христианству. Кроме того, именно на 1 сентября выпала исчисленная при Константине дата сотворения мира — вообще, этих дат было вычислено великое множество, но в Византии, и как следствие в православном мире, прижилась именно эта. И когда западная церковь перешла на летосчисление от рождества Христова, Константинополь упорно продолжал держаться старины. Хотя «сельскохозяйственное» значение Нового года уже было утеряно, новогодние торжества, как и прежде, имели религиозный характер — только религия была уже другой; христианство активно переваривало язычество, адаптируя и переосмысляя старые ритуалы. Так что январские календы продолжали праздноваться в народе, только теперь их привязывали к рождеству Христа — Новый год, как и тысячи лет назад, означал рождение бога.

Попытки предать «бесовские игрища» анафеме успеха не возымели: жители империи упорно рядились в маски, предавались пьянству и устраивали представления. Календы сохранились во многих регионах до сих пор под названием коляд. Даже в императорских дворцах в более приличном стиле, но тоже проводили определенные новогодние празднества — так, в ночь на 2 января устраивались «готские игры», во время которых вельможам и артистам полагалось прославлять базилевса. Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны Фото: Валерий Якоби, 1872 год Зато древние праздники наступления весны так не были забыты. В марте в Восточной римской империи праздновали русалии, к которым христианство приурочило Пасху предлагая праздновать все то же воскрешение, но не природы, а бога , однако искоренить скоморошьи забавы это не помогло. Они процветали повсеместно, в том числе на Руси. Церковь не одобряла их: «... Древнейший смысл этих праздников — поминовение усопших одновременно с вакхической радостью по поводу возрождения природы — сохранялся, хотя даты в разных местах могли постепенно сдвигаться, например, на май. Вот как, например, в XIX веке наблюдал их историк Александр Веселовский: «Значение зимних и весенних русалий взаимно освещается, как осенние празднества Дионису досказываются весенними. Если в центре майских русалий стоит культ мертвых, то нечто подобное могло лежать в основе январских обрядов, только в другом освещении — как Диониса представляли себе то замирающим узником зимы, то оживающим, обновляющимся весною вместе с природой».

Критические взгляды на праздник, надо заметить, разделяли религиозные фундаменталисты и в других странах. В Англии пуритане со времен своего появления в XVI веке атаковали легкомысленные праздники: Рождество, точнее, манера его отмечать, поощряло, по их мнению, аморальное поведение и тем самым « бесчестие Бога ». До их прихода к власти англичане в начале января не только ходили в гости, обменивались подарками и готовили специальные блюда, но и вовсю предавались возлияниям, чревоугодию и разврату. В 1640-х годах парламент, даже не дожидаясь окончания гражданской войны с Карлом I, издал ряд ордонансов, в итоге вовсе запретивших Рождество, Пасху и Троицу как безнравственные и папистские праздники. Эти дни было предписано проводить в посте и покаянии. Рождество все равно продолжали полускрытным образом отмечать, в его поддержку вспыхнули протесты, во многих городах, включая Лондон, Кентербери, Бери-Сент-Эдмундс и Норвич, дело дошло до ожесточенных столкновений между сторонниками и противниками Рождества, то есть за право пьянствовать и веселиться люди были готовы драться. Но несмотря на явную непопулярность запрета, он все же был отменен только с Реставрацией. Рождество под запретом пуритан Фото: The Economist Попытки ограничить праздник по сей день приводят людей в бешенство. Когда осенью 2021 года Еврокомиссия выпустила рекомендации по использованию нового языка равноправия, в том числе предложив воздерживаться от демонстрации характерных религиозных признаков — а стало быть, и Рождества, это вызвало такой шквал возмущения, что евробюрократам пришлось быстро сдать назад и отозвать инструкцию.

Тогда же начало было положено и традиции украшения домов. В соответствии с петровским указом жилища надлежало украшать сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями — по образцам, выставленным в Гостином дворе. Правда, прижилась эта традиция далеко не сразу — после смерти Петра указ об украшении домов ветвями елей и сосен был почти забыт. По странной иронии, в основном его соблюдали питейные заведения, в то время само слово "ёлка" стало синонимом трактира — отсюда и выражения "поднять ёлку" выпить , "идти под ёлку" идти в питейное заведение , а самих пьяных какое-то время именовали просто "ёлкиными". Главным на новогоднем торжестве в петровские времена было не застолье, а массовые гуляния. Причём Пётр не только сам принимал участие в таком увеселении, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, даже осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной — на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки. Описывают историки и ещё один обычай, принятый в петровские времена. Якобы после праздника неумолимый государь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближённых около 100 человек. Двери обеденной залы при этом запирались на ключ, чтобы никто не мог покинуть праздничное застолье до трёх часов следующего дня.

Специалист отметил, что в этот день старались проснуться пораньше и умыться колодезной водой. Наши предки полагали, что это поможет сохранить бодрость и свежесть на целый год. Некоторые клали в воду золотые и серебряные монетки — для красоты и чистоты лица. Также появилась и другая примета, которая известна по сей день. Как отмечают старый Новый сейчас Старый Новый год празднуют не так пышно, как ночь с 31 декабря на 1 января. Россиянам эта дата дает повод еще раз собраться за праздничным столом, для кого-то — в очередной раз поесть салатов и посмотреть старые добрые фильмы. Сейчас старый Новый год часто ознаменовывает окончание новогодних праздников. После 14 января во многих семьях убирают елку или задумываются, чтобы сделать это в ближайшее время. Посмотрите, как правильно утилизировать новогоднее дерево в Кемерове. А вы отмечаете старый Новый год? Да Нет У нас много традиций, сейчас расскажу в комментариях На смену длинным новогодним каникулам пришли рабочие будни. Как вернуться к работе и не быть уволенным после долгих январских выходных — вот советы экспертов для кузбассовцев.

До этого, с принятия христианства в 988 году, его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. Тогда летоисчисление шло по византийской системе, «от сотворения мира» — то есть от 5508 года до нашей эры. В «первый день года» на соборной площади Московского Кремля проходила церемония «О начатии нового лета» и церковная служба «На летопровождение» при участии патриарха, царя, знати. Он ввел новую систему исчисления — от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. А Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав, которые впечатлили царя во время Великого посольства в зарубежные страны. Указ «О праздновании Нового года», 1699 год Так появилась традиция украшать дома и дворы еловыми и сосновыми ветками. Этот обычай царь перенял у иностранцев, которые жили в Немецкой слободе. Для немцев ель была символом вечной жизни, а у славян испокон веков хвойные ветки соотносились с погребальными обрядами, поэтому многим было сложно принять новые обычаи. Также «в знак веселия» горожане должны были поздравлять друг друга с Новым годом, а с 1 по 7 января по ночам «огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы», или наполненных ими смоляных бочек. Главное действие планировалось проводить на Красной площади: зажигать «огненные потехи», стрелять трижды из мушкетов, а напоследок «выпустить несколько ракет». Говоря современным языком, устраивать фейерверки и взрывать петарды.

Возобновилось строительство нового офтальмологического центра в Мурманске

  • Новогодняя реформа: как Петр Великий изменил главный праздник года
  • Начало и празднование Нового года в России - Иван Васильевич Баженов - читать, скачать
  • Языческое эхо
  • Маскарады, семга и ледяные горки
  • Четыре времени Нового года: когда же он все-таки наступает?
  • Языческое эхо

Как праздновали Новый Год в России до Петра I

В России обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился благодаря императору Петру I. Ранее с принятия христианства в 988 году его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. Однако после Петра, хотя новый год и стали отсчитывать с 1 января, но отмечать перестали. отгуляла,или вот новый год праздновать,когда от старого еще два месяца осталось.,,Что же касается даты 1 марта, то не исключено, что славяне переняли ее у римлян. ". Мы четко понимаем, что 31 декабря заканчивается предыдущий год, а 1 января начинается следующий, и в полночь, с наступлением очередных суток, отмечаем Новый год. Однако после Петра, хотя новый год и стали отсчитывать с 1 января, но отмечать перестали. В России обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился благодаря императору Петру I. Ранее с принятия христианства в 988 году его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября.

Славянский Новый Год — как и когда праздновали его наши предки?

История празднования нового года начинается в глубокой древности. Например, в Древнем Египте его отмечали в конце сентября, когда разливался Нил, поскольку это превращало пустыню в плодородную землю. В Древнем Риме праздник приходился на март. Языческая Русь считала началом нового года день зимнего солнцестояния.

А с другой — как форма прославления Христа, как некоторый дар людей Христу, потому что на ёлку вывешивали всякие сласти: это были какие-нибудь засахаренные фрукты, конфеты, привязывались свечки — в общем, нечто очень нарядное. Мартин Лютер Вот эта ёлочная тематика и обычай устанавливать ёлку проникают, прежде всего, через императорскую семью, через великую княгиню Александру Фёдоровну, которая потом становится женой Николая I, и которая для своих детей устанавливает ёлку в Зимнем дворце исключительно как память о своём немецком детстве, как немецкий обычай. После того как этот акт наряжания ёлки оформляется на уровне Императорского дома, оттуда постепенно этот обычай, эта мода наряжать ёлку буквально со скоростью пожара, если можно так сказать, проникает в городскую среду среди привилегированных слоёв населения. Это очень хорошо видно по текстам: как по художественной литературе, так и по воспоминаниям конкретных людей, которые вспоминают, как они праздновали Рождество. Александра Фёдоровна урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская , супруга императора Николая I Буквально за какие-то 20 лет, за сороковые-пятидесятые годы XIX века, ёлка становится очень важным модным атрибутом у городской знати. Начинает оформляться специфическая обрядовая символика ёлки: того, во что её наряжать, кто и когда это делает, где и как кладутся подарки, что должны делать люди вокруг ёлки — вся совокупность правил поведения, которые оформляют веселье вокруг наряженной ёлки. Нужно подчеркнуть, что ёлка очень долго воспринимается как чужеземное заимствование, вокруг неё происходят довольно сильные идеологические стычки: зачем нам этот чужеродный иностранный германский элемент, когда у нас есть своё, родное, празднование Рождества и рождественских праздников, которому мы должны следовать. Причём уже в XIX веке начинают возникать и экологические нотки. Зачем вырубать огромное количество елей, для того чтобы они несколько дней постояли, а потом их выбрасывать, когда мы можем использовать эту древесину для каких-то действительно важных практических надобностей, эта тема тоже возникает. И этот отсвет зарубежного, иностранного, иноземного заимствования всё-таки довольно долго остаётся за обычаем наряжать ёлку. Интервьюер: А когда ёлка стала "своей"? Это, прежде всего, детская культура, ёлку наряжали для детей. Это было главное событие в детской жизни, о котором вспоминают практически все люди, оставившие мемуары о своём дореволюционном детстве. Особенно хорошо это видно в воспоминаниях Марины Ивановны Цветаевой, которая вспоминает о том, как наряжали ёлку у неё дома, каким ожиданием, каким вожделением этого радостного, чудесного часа это сопровождалось в сознании детей. Потому что практически во всех случаях детей к самому акту наряжания ёлки не допускали, они сидели где-то у себя в детской, а двери гостиной или той комнаты, где наряжали ёлку, были плотно закрыты, чтобы дети не могли подглядывать. Это была большая тайна, которую взрослые сотворяли для своих детей: взрослые ёлку наряжали, клали подарки, зажигали свечи, а дети сидели и ждали этого часа, этого рубежа, момента, когда двери в залу распахнутся, и они смогут вбежать и увидеть это сияющее чудо, броситься к подаркам, увидеть, что им подарили на это Рождество, и начать радоваться этому замечательному событию. К концу XIX — началу XX века в России уже полностью складывается культура празднования рождественских праздников и Рождества с ёлкой как главным рождественским атрибутом. Для окончательного формирования рождественского праздника важны два обстоятельства, которые складываются к этому моменту. Появляется индустрия рождественского праздника, которая очень активно поддерживается коммерчески. Во-первых, появляется огромное количество печатных рождественских открыток, и люди учатся поздравлять друг друга, посылая эти открытки. Понятно, что на открытках должны быть какие-то изображения: изображения основных атрибутов Рождества и основных действующих лиц Рождества. Если мы посмотрим на русские дореволюционные открытки, очень характерно, что в основном они печатались в Германии. Печатались для России, для русских людей, которые будут этим пользоваться, но печатались немцами, которые исходили из стандартов своей культуры, хотя и учитывали специфику русской культуры. Изображения на этих открытках тоже формировали рождественскую картину мира, рождественскую атрибутику: там изображались ёлка, дети, которые наряжают ёлку. К концу XIX века появляется индустрия ёлочных игрушек, которые специально покупают для того чтобы наряжать ёлку, появляются гирлянды, мишура. В общем, атрибутика ёлочных украшений и всего того, что сопровождает рождественский праздник, как раз к этому моменту вполне складываются. Всевозможные печатные издания — открытки и плакаты, которые приглашают на какие-нибудь рождественские распродажи, рождественские благотворительные базары — формируют в сознании людей представление о том, каким должен быть этот праздник, какие составные элементы он должен в себя включать: какую кухню, какие блюда, какие сладости, как нужно одеваться, как нужно себя вести, как приглашать гостей, как оформлять дом.

Большевики боролись с пережитками прошлого, поэтому вообще хотели запретить широко отмечать этот праздник. Украшенную новогоднюю елку объявили пережитком прошлого и буржуазным наследием. Так продолжалось почти 10 лет — с 1926 по 1935 год, после чего традицию наряжать хвойное возродили на радость всем детям и взрослым в СССР. Традиции старого Нового года В современном мире светские и церковные праздники идут рука об руку. Старый Новый год совпадает с Васильевым днем, когда православные чествуют архиепископа Кесарийского — святого Василия Великого, а также с Обрезанием Господним. Наши предки тоже не обходились без щедрого застолья — на стол ставили блюда из свинины, так как святой считался покровителем свиней, готовили кутью, пекли пироги и печенье в форме животных. Это давняя традиция, дошедшая до наших дней. В начинку какого-либо блюда кладут предмет. Приготовить можно пельмени, вареники или пряники, — рассказал младший научный сотрудник отдела истории Кузбасского краеведческого музея Владислав Панников. Специалист отметил, что в этот день старались проснуться пораньше и умыться колодезной водой. Наши предки полагали, что это поможет сохранить бодрость и свежесть на целый год. Некоторые клали в воду золотые и серебряные монетки — для красоты и чистоты лица.

По началу, уклад, который складывался не одну соню лет, и простому народу, и служащим, и боярам было очень сложно поменять. Но способ празднования несмотря на это повторяли из года в год, так что по итогу и новогодние елки с маскарадами, и полуночные пушечные залпы всё-таки приняли. Как сообщает РусскийМир. По православному календарю год, в который подписали указ, был 7208 от Сотворения мира и 1708 от Рождества Христова. Но в документе, который был подписан Петром, стояла другая дата - 1700 год. Но на самом деле разница в восемь лет объясняется расхождениями дат константинопольского и римского календарей. В основе каждого календаря лежали отличные друг от друга трактовки Библии и возраста Иисуса Христа.

То в сентябре, то в марте, то без ёлки, то с оливье: как в России отмечали Новый год

В России новогодне-рождественские традиции отсчитываются от 1699 года, когда Пётр I объявил о новом, юлианском летоисчислении. Однако после Петра, хотя новый год и стали отсчитывать с 1 января, но отмечать перестали. По указу Петра Великого Новый год стали отмечать с 1 января 1700 года.

Новый год на Руси до указа Ивана

Пётр I ввёл традицию праздновать Новый год 1 января. Петр I, чтобы идти в ногу с Западом, специальным указом перенёс Новый год на 1 января. Этот обычай праздновать первый день нового года сохранился вплоть до первых Романовых. Старый Новый год празднуют не так пышно, как ночь с 31 декабря на 1 января. По указу Петра Великого Новый год стали отмечать с 1 января 1700 года.

Празднование Рождества и Нового года в царской Рос

Они процветали повсеместно, в том числе на Руси. Церковь не одобряла их: «... Древнейший смысл этих праздников — поминовение усопших одновременно с вакхической радостью по поводу возрождения природы — сохранялся, хотя даты в разных местах могли постепенно сдвигаться, например, на май. Вот как, например, в XIX веке наблюдал их историк Александр Веселовский: «Значение зимних и весенних русалий взаимно освещается, как осенние празднества Дионису досказываются весенними. Если в центре майских русалий стоит культ мертвых, то нечто подобное могло лежать в основе январских обрядов, только в другом освещении — как Диониса представляли себе то замирающим узником зимы, то оживающим, обновляющимся весною вместе с природой». Критические взгляды на праздник, надо заметить, разделяли религиозные фундаменталисты и в других странах. В Англии пуритане со времен своего появления в XVI веке атаковали легкомысленные праздники: Рождество, точнее, манера его отмечать, поощряло, по их мнению, аморальное поведение и тем самым « бесчестие Бога ».

До их прихода к власти англичане в начале января не только ходили в гости, обменивались подарками и готовили специальные блюда, но и вовсю предавались возлияниям, чревоугодию и разврату. В 1640-х годах парламент, даже не дожидаясь окончания гражданской войны с Карлом I, издал ряд ордонансов, в итоге вовсе запретивших Рождество, Пасху и Троицу как безнравственные и папистские праздники. Эти дни было предписано проводить в посте и покаянии. Рождество все равно продолжали полускрытным образом отмечать, в его поддержку вспыхнули протесты, во многих городах, включая Лондон, Кентербери, Бери-Сент-Эдмундс и Норвич, дело дошло до ожесточенных столкновений между сторонниками и противниками Рождества, то есть за право пьянствовать и веселиться люди были готовы драться. Но несмотря на явную непопулярность запрета, он все же был отменен только с Реставрацией. Рождество под запретом пуритан Фото: The Economist Попытки ограничить праздник по сей день приводят людей в бешенство.

Когда осенью 2021 года Еврокомиссия выпустила рекомендации по использованию нового языка равноправия, в том числе предложив воздерживаться от демонстрации характерных религиозных признаков — а стало быть, и Рождества, это вызвало такой шквал возмущения, что евробюрократам пришлось быстро сдать назад и отозвать инструкцию. Про дураков и большевиков Формально церковный Новый год у православных и по сей день наступает 1 сентября, но за пределами церкви об этом мало кто знает. Праздника из этой даты толком сделать не получилось, хотя в Эфиопии Новый год так и отмечается в сентябре, причем по юлианскому календарю, то есть в ночь на 12 сентября. Календарь в этой стране не только опирается из-за церковных различий на другие расчеты, так он еще и отстает от стандартного, так что в Эфиопии недавно наступил лишь 2014 год. До нее Новый год так и отмечали в основном в конце марта, в день, который церковь провозгласила Благовещением. Но где-то, как в Венеции, год отсчитывался с 1 марта, где-то — с Пасхи или Рождества.

Летосчисление, кстати, тоже могло отличаться — испанцы, например, до позднего средневековья вели отсчет от 38 г. Праздник дураков. Питер Брейгель-ст. Весьма популярен был устраивавшийся 1 января День дураков , особенно во Франции. Этот праздник очевидно был адаптацией тех самых Сатурналий — участники переодевались, надевали маски, высшие чины менялись местами с низшими, совсем как рабы с хозяевами у римлян, избирали «папу дураков», пародировали церковные обряды и правителей хорошее описание можно встретить у Гюго в «Соборе парижской Богоматери», как раз там Квазимодо избирают «королем дураков», а затем он встречает Эсмеральду. Во всеобщем веселье принимали участие и священнослужители, и чиновники, и простые горожане.

В общем, в XV веке церковь все-таки запретила эту буффонаду, но ее близнец, День дурака 1 апреля, дожил и до наших дней, хоть уже и без религиозного контекста. Апрельский «день дурака» точно так же был карнавальным финалом новогодних праздников в тех регионах, где их отмечали в конце марта; по одной из версий, само название было высмеиванием соседей, которые отмечали Новый год в «неправильный» день. Запрет запретом, но традиция высмеивания религии во Франции укоренилась прочно и прямой дорогой ведет нас из Средневековья к трагическому расстрелу редакции журнала «Шарли Эбдо» в 2015 году. Можно сказать, что в определенном смысле карикатуристы стали жертвой последствий древних новогодних традиций. В начале XX века большевики прибегали к похожим приемам, когда вели в рамках борьбы с религией антирождественскую, а заодно и антиновогоднюю кампанию — тоже поначалу устраивали оскорбительные для церкви представления и возили ряженых «попов», разве что церковь уже не могла тут ничего запретить.

Недаром на Руси существовала поговорка, что любое дело следует начинать с отдыха. То же самое казалось и каждого нового года.

Примечательно, что традиция наряжать елку и дарить подарки также была присуща и этому празднику, и Коляде. Более того, деревья нашими предками наряжались на каждый солярный праздник, но специально их для этого не рубили. Славяне предпочитали наряжать живые деревья и отмечать важные даты под их сенью. Новолетие у славян Стоит отметить, что слово «год» в обиходе наших предков появилось сравнительно недавно. Оно было принесено в русский язык после реформ Петра Первого. До того, во всех источниках для обозначения года использовалось слово «лето». Поэтому как праздник, можно сказать, древнеславянский новый год не существовал.

Вместо него отмечалось у славян новолетие. Весьма популярна точка зрения, что новолетием назывался день, когда начиналось лето. То есть — 21-22 марта, день весеннего равноденствия , еще один важный солярный праздник, называвшийся Комоедица. Многие его традиции сохранились и сейчас, превратившись в Масленицу.

Уделялось внимание и украшениям городов, и тут не обошлось без елки, которая сейчас стала главным новогодним символом. Петр повелел, чтобы главные улицы Москвы и дома были украшены хвойными деревьями или ветвями.

И это касалось не только зажиточных горожан. Причем помимо сосен и елей упоминался и можжевельник. До петровского указа Новый год отмечали 1 сентября. Эту дату установил в 1492 году Иоанн III. До этого отсчитывать новый год начинали с 1 марта, а кое-где - с другого дня, например, с 22 марта, когда отмечалось Равноденствие. Отмечался тогда Новый год иначе.

В кремле, между Архангельским собором и колокольней Ивана Великого устанавливались аналои с Евангелием и иконой Симеона Столпника Летопроводца, а также два кресла - для царя и для патриарха.

Считалось, что в деревьях живут духи, которых надо задобрить. Поэтому люди приносили дары, клали их под ствол дерева и развешивали на ветвях. Вечнозеленая красавица — ель — занимала среди всех деревьев особое место, служила символом жизни и возрождения из мрака. Раньше вместо игрушек вешали на еловые лапки яблоки — символ молодости, бессмертия, напоминание о райском саде, орехи — мудрости, долгожительства, яйца — символ жизни, вечности, бесконечности мироздания. В разных странах было принято приносить в дом и или ставить во дворе не только ель, но и ветви омелы, можжевельника и бука. Этим растениям также приписывали мистические свойства. Любопытный факт: когда люди стали заносить деревья в праздничные дни в свои дома, ёлки подвешивали к потолку макушкой вниз. Считалось, что если в дом проникает зло, то оно непременно зацепится за острый верх дерева. Этому поспособствовала жена императора, Александра Федоровна.

Во время новогодних торжеств она упросила своего мужа поставить на праздничный стол маленькую елочку, что и было сделано. Подданные пришли в восторг от затеи императрицы, и уже на следующий новый год во всех домах знати стали наряжать «зеленых красавиц». Постепенно елки появились и у простых горожан. В Москве с 50-х годов ХIХ века появляются новогодние традиции. На Соборную площадь устанавливают елку, в Манеже устраивают концерты и проводят ярмарки. С конца ХIХ века на Воробьевых горах начинают организовывать фейерверки. Московская знать во время новогодних и рождественских праздников устраивает балы-маскарады в своих усадьбах.

Празднование Рождества и Нового года в царской Рос

Церковь не одобряла их: «... Древнейший смысл этих праздников — поминовение усопших одновременно с вакхической радостью по поводу возрождения природы — сохранялся, хотя даты в разных местах могли постепенно сдвигаться, например, на май. Вот как, например, в XIX веке наблюдал их историк Александр Веселовский: «Значение зимних и весенних русалий взаимно освещается, как осенние празднества Дионису досказываются весенними. Если в центре майских русалий стоит культ мертвых, то нечто подобное могло лежать в основе январских обрядов, только в другом освещении — как Диониса представляли себе то замирающим узником зимы, то оживающим, обновляющимся весною вместе с природой». Критические взгляды на праздник, надо заметить, разделяли религиозные фундаменталисты и в других странах. В Англии пуритане со времен своего появления в XVI веке атаковали легкомысленные праздники: Рождество, точнее, манера его отмечать, поощряло, по их мнению, аморальное поведение и тем самым « бесчестие Бога ». До их прихода к власти англичане в начале января не только ходили в гости, обменивались подарками и готовили специальные блюда, но и вовсю предавались возлияниям, чревоугодию и разврату. В 1640-х годах парламент, даже не дожидаясь окончания гражданской войны с Карлом I, издал ряд ордонансов, в итоге вовсе запретивших Рождество, Пасху и Троицу как безнравственные и папистские праздники.

Эти дни было предписано проводить в посте и покаянии. Рождество все равно продолжали полускрытным образом отмечать, в его поддержку вспыхнули протесты, во многих городах, включая Лондон, Кентербери, Бери-Сент-Эдмундс и Норвич, дело дошло до ожесточенных столкновений между сторонниками и противниками Рождества, то есть за право пьянствовать и веселиться люди были готовы драться. Но несмотря на явную непопулярность запрета, он все же был отменен только с Реставрацией. Рождество под запретом пуритан Фото: The Economist Попытки ограничить праздник по сей день приводят людей в бешенство. Когда осенью 2021 года Еврокомиссия выпустила рекомендации по использованию нового языка равноправия, в том числе предложив воздерживаться от демонстрации характерных религиозных признаков — а стало быть, и Рождества, это вызвало такой шквал возмущения, что евробюрократам пришлось быстро сдать назад и отозвать инструкцию. Про дураков и большевиков Формально церковный Новый год у православных и по сей день наступает 1 сентября, но за пределами церкви об этом мало кто знает. Праздника из этой даты толком сделать не получилось, хотя в Эфиопии Новый год так и отмечается в сентябре, причем по юлианскому календарю, то есть в ночь на 12 сентября.

Календарь в этой стране не только опирается из-за церковных различий на другие расчеты, так он еще и отстает от стандартного, так что в Эфиопии недавно наступил лишь 2014 год. До нее Новый год так и отмечали в основном в конце марта, в день, который церковь провозгласила Благовещением. Но где-то, как в Венеции, год отсчитывался с 1 марта, где-то — с Пасхи или Рождества. Летосчисление, кстати, тоже могло отличаться — испанцы, например, до позднего средневековья вели отсчет от 38 г. Праздник дураков. Питер Брейгель-ст. Весьма популярен был устраивавшийся 1 января День дураков , особенно во Франции.

Этот праздник очевидно был адаптацией тех самых Сатурналий — участники переодевались, надевали маски, высшие чины менялись местами с низшими, совсем как рабы с хозяевами у римлян, избирали «папу дураков», пародировали церковные обряды и правителей хорошее описание можно встретить у Гюго в «Соборе парижской Богоматери», как раз там Квазимодо избирают «королем дураков», а затем он встречает Эсмеральду. Во всеобщем веселье принимали участие и священнослужители, и чиновники, и простые горожане. В общем, в XV веке церковь все-таки запретила эту буффонаду, но ее близнец, День дурака 1 апреля, дожил и до наших дней, хоть уже и без религиозного контекста. Апрельский «день дурака» точно так же был карнавальным финалом новогодних праздников в тех регионах, где их отмечали в конце марта; по одной из версий, само название было высмеиванием соседей, которые отмечали Новый год в «неправильный» день. Запрет запретом, но традиция высмеивания религии во Франции укоренилась прочно и прямой дорогой ведет нас из Средневековья к трагическому расстрелу редакции журнала «Шарли Эбдо» в 2015 году. Можно сказать, что в определенном смысле карикатуристы стали жертвой последствий древних новогодних традиций. В начале XX века большевики прибегали к похожим приемам, когда вели в рамках борьбы с религией антирождественскую, а заодно и антиновогоднюю кампанию — тоже поначалу устраивали оскорбительные для церкви представления и возили ряженых «попов», разве что церковь уже не могла тут ничего запретить.

Новый год коммунистов, в принципе, волновал мало — просто они считали, что под видом Нового года несознательные граждане будут отмечать враждебное Рождество, и агитировали против того и другого.

Историческая наука не приемлет прямых сравнений. Однако трудно удержаться от того, чтобы не увидеть в «комсомольских святках» нечто напоминающее ренессансный карнавал или средневековый «праздник дураков», когда дьячки и проповедники сами глумились над своим культом под всеобщее одобрение Подробнее смотрите в работах М. Но в XX веке перед советскими деятелями была совершенно другая задача. Пытаясь с помощью насмешки доказать абсурдность веры, они намеревались уменьшить количество верующих, доказать несостоятельность религии. При этом, кажется, сами комсомольцы воспринимали новую форму Рождества и Нового года как очередную разновидность увеселений. По свидетельствам очевидцев одного самарского антирожденственского шествия: «Настроение было живое, ребята чувствовали себя по-праздничному». В частную жизнь антицерковная политика в начале 1920-х гг.

Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости. Ёлку для детей устроили и 1923 году в подмосковных «Горках» при уже смертельно больном Ленине. В 1924 года Корней Чуковский пишет об изобилии московских ёлочных базаров. Было всего несколько часов до сочельника, и магазин был переполнен. Уже давно стемнело. Толпы людей, через которые я должен был проталкиваться с ёлкой и покупками, утомили меня». С середины 1920-х гг. Осмеяние ритуалов и служителей культов ни к чему не привело.

Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно. Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью. К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два. Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются. В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным. Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем. Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах. Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы.

Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд». Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье.

Надо отметить, что это были немаленькие суммы по тем временам, сравнимые с годовым жалованием профессионального ремесленника. Но были и особо ценные подарки, например, во времена Алексея Михайловича боярин Долгорукий за подавление восстания Степана Разина получил от царя в дар соболиную шубу стоимостью около 370 рублей, расшитую серебром и золотом. Федоскинская лаковая миниатюра с новогодними сюжетами. В основном, в большом ассортименте были мучные изделия и разные каши. Начинки для пирогов — вот, где было настоящее разнообразие: с гороховой кашей, грибами, рыбой или мясом. Для детей пекли пироги с творогом, маком и ягодами.

Первой всегда подавалась уха — так называли почти все супы. К ухе подавали сдобу. Слово десерт еще тогда не существовало, а сладкое называли «заедками». В основном, это были разные виды пастилы и варенье из ягод и меда. Напитки к столу были в основном традиционные: хмельной мед, морсы, квас, готовившийся на меду. Различные водки в зависимости от крепости называли тогда вином. Они были сладкими, потому что изготавливались на основе патоки, а пили их преимущественно женщины. Заморские греческие, французские и итальянские вина были на столах исключительно в семьях знатного рода.

Празднование Новолетия приходилось по церковному календарю как раз на период употребления мясных продуктов, так что зачастую подавались на стол в основном мясные холодные и горячие блюда.

Вернувшись в 1698 г. Дело в разных календарях Как объясняет эксперт, летоисчисление от Рождества Христова, которое долгое время применялось только христианской церковью, было введено в VI веке римским монахом Дионисием Малым, вычислившим, что Иисус родился в 754 году от основания Рима, каковой и обозначили как начало нашей эры. Только в обществе тогда использовался юлианский календарь, разработанный в I веке до н. Календарь именуется юлианским, поскольку он был введён в Римской республике с 1 января 45 года до н. Началом года стали считать 1 января — день вступления в должность избранных консулов.

Однако в 1582 г. К этому времени между старым юлианским и новым который стали именовать григорианским календарями накопилась разница в 10 суток григорианский календарь "убежал" вперёд , и каждое последующее столетие эта разница увеличивалась на сутки за исключением тех столетий, номер которых был кратен 400, поэтому в 1600 и 2000 годах увеличения разрыва между григорианским и юлианским календарями не было. Все католические страны перешли на григорианский календарь и протестанты с ними согласились , однако Пётр I, будучи православным монархом, вводя на государственном уровне летоисчисление от Рождества Христова, пользовался тем же юлианским календарём, что и Русская православная церковь.

Славянский Новый Год — как и когда праздновали его наши предки?

Праздник длился три дня, в первый из которых дома украшались цветами и вскрывались бочки с вином предыдущего года. Граждане устраивали в честь Диониса карнавальные шествия, театральные представления и, конечно, обильные возлияния, в том числе соревнования по скорости и количеству выпитого; традиционным подарком служили кувшины для вина. Вакханалия перед изваянием Пана Фото: Никола Пуссен, около 1634-1635. Затем, в IV в. В эти дни бурно расцветал театр, проводились спортивные состязания; чтобы все могли принять участие в веселье, узников выпускали на поруки, а должников не трогали. С марта же начинался отсчет первого известного нам римского календаря; он был назван в честь бога Марса, который, с одной стороны, считался отцом основателя города Ромула, а с другой, первоначально был богом земледелия, а уж после — войны. Но по смыслу, главным земледельческим праздником у римлян были скорее Сатурналии, совпадавшие с зимним солнцестоянием, то есть отмечавшиеся в конце декабря по случаю не начала, а окончания аграрного сезона. В эти дни граждане позволяли себе вакханалию и карнавальные шествия, обменивались подарками, а рабы на время становились равны хозяевам. Именно Сатурналии впоследствии оказали большое влияние на европейские традиции новогодних празднований. С течением времени календарь оказался невероятно запутан, что создавало проблемы для государственных дел, и Юлий Цезарь, как известно, был вынужден провести тотальную реформу с участием египетских астрономов.

Так Новый год переместился на 1 января — в этот день приносили присягу консулы то есть «бюрократический» Новый год уже начинался здесь , к тому же на него в 45 году до н. Январь назвали в честь двуликого Януса, символизировавшего взгляд в прошлое и одновременно в будущее. Его молили об удаче в наступающем году — и до сих пор мы в новогоднюю ночь загадываем желания, хоть уже не вспоминая античных богов. Люди также обменивались подарками, которые в Древнем Риме назывались strenae — по имени богини благоденствия Стрении, ветви из священной рощи которой приносили удачу. Римляне, уже полагая, что «как встретишь Новый год, так его и проведешь», с добрыми пожеланиями дарили друг другу фрукты, лепешки, особые светильники, мелкие монеты «на удачу»; были также традиции гаданий и денежных подношений правителям Рима. Империя и скоморохи Каждому школьнику известно, что празднование Нового года с 1 сентября на 1 января в 1699 году перенес Петр I, но сентябрьская дата на Руси тоже не была чем-то исконным — ее точно таким же директивным образом назначил Иван III всего за двести лет до Петра, в 1492 году или в 7000 году от сотворения мира. В этом же году Иван впервые был наименован митрополитом Зосимой «государем и самодержцем всея Руси, новым царем Константином» — именно в этот период, после раскола церквей и падения Константинополя зарождается концепция «Третьего Рима», и царь Иван перенимает византийские символы и некоторые обычаи. Логично, что в первую очередь праздник стали сопровождать пышные церемонии. Центральное « Действо нового лета или многолетнего здравия» проходило, естественно, в Москве, на Ивановской площади: в присутствии большого количества народа — для служилых людей участие было обязательным — проходил парадный поздравительный церемониал с участием всех, как бы сейчас сказали, церковных, военных и гражданских «элит», затем царь обращался к народу, выслушивал ответные поздравления, и все заканчивалось раздачей царской милостыни.

Простолюдины в этот день старались посетить как можно больше церквей и сделать пожертвования бедным, больным и убогим. Причина появления в византийском календаре новогодней даты 1 сентября не вполне ясна — по одной из версий , в этот день всего лишь начинался очередной налоговый период, в околоцерковной литературе также нередко встречается утверждение о том, что эту дату будто бы назначил в 325 году Первый Никейский собор в честь то ли годовщины возвращения Христа в Назарет, то ли победы Константина Великого над узурпатором Максенцием, по легенде, ставшей возможной после явления Константину креста с лозунгом «Сим победиши» правда, в протоколах собора на этот счет конкретики нет, да и битва состоялась 28 октября , но непреложный факт, что именно после нее император склонился к христианству. Кроме того, именно на 1 сентября выпала исчисленная при Константине дата сотворения мира — вообще, этих дат было вычислено великое множество, но в Византии, и как следствие в православном мире, прижилась именно эта. И когда западная церковь перешла на летосчисление от рождества Христова, Константинополь упорно продолжал держаться старины. Хотя «сельскохозяйственное» значение Нового года уже было утеряно, новогодние торжества, как и прежде, имели религиозный характер — только религия была уже другой; христианство активно переваривало язычество, адаптируя и переосмысляя старые ритуалы. Так что январские календы продолжали праздноваться в народе, только теперь их привязывали к рождеству Христа — Новый год, как и тысячи лет назад, означал рождение бога. Попытки предать «бесовские игрища» анафеме успеха не возымели: жители империи упорно рядились в маски, предавались пьянству и устраивали представления. Календы сохранились во многих регионах до сих пор под названием коляд. Даже в императорских дворцах в более приличном стиле, но тоже проводили определенные новогодние празднества — так, в ночь на 2 января устраивались «готские игры», во время которых вельможам и артистам полагалось прославлять базилевса.

Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны Фото: Валерий Якоби, 1872 год Зато древние праздники наступления весны так не были забыты. В марте в Восточной римской империи праздновали русалии, к которым христианство приурочило Пасху предлагая праздновать все то же воскрешение, но не природы, а бога , однако искоренить скоморошьи забавы это не помогло.

По инициативе известного партийного деятеля Павла Постышева новогодние торжества были «реабилитированы» и в Колонном зале Дома Союзов устроили ёлку для детей и молодёжи — с танцами, песнями и, конечно же, подарками. Новогодние ёлки стали проводить также в домах культуры и сельских клубах, школах и детских домах. Естественно, атрибутика торжеств кардинально изменилась. Восьмиконечная Вифлеемская звезда сменилась пятиконечной коммунистической; вместо ангелочков на еловых ветках появились серпы и молоты, будёновцы и пионеры. Но было сделано главное — в дома советских людей вернулся красивый светлый праздник, который и сегодня радует нас. Как появилась традиция отмечать Новый год шампанским В 1937 году с конвейера Донского завода шампанских вин сошла первая бутылка знакомого всем «Советского шампанского». Однако напиток этот пришёлся, как говорится, не ко двору. Бояре по-прежнему предпочитали распить на праздник что-нибудь покрепче или послаще — водку, медовуху, наливку.

Кроме того, шампанское было редкостью. Традиционным на столичных балах оно стало только в начале XIX века, когда высший свет распробовал и по достоинству оценил шипучий напиток. Отечественное игристое вино для царского двора начал производить князь Лев Голицын. Простому народу шампанское было недоступно, ведь за одну бутылку пришлось бы выложить более половины месячной зарплаты. После «реабилитации» Нового года стал вопрос о том, как сделать его по-настоящему праздничным, обеспечив все слои населения лёгким игристым вином. По задумке правительства, шампанское должно было символизировать материальное благополучие советского народа и продемонстрировать зарубежью высокий уровень жизни в стране. Эта задача была возложена на высококлассного специалиста, технолога-винодела Антона Фролова-Багреева.

Поэтому с 1918-го новый год в той дате, которая дошла до наших дней, отмечают с 31 на 1 января. Юлианский календарь появился благодаря римскому диктатору Гаю Юлию Цезарю, жившему в 100—44 годы до н. На Руси эта система исчисления времени стала активно внедряться вместе с приходом христианства. Григорианский календарь был введен папой римским Григорием III 15 октября 1582 года. Он отличался более точным соотношением с тропическим годом — точным периодом обращения Земли вокруг Солнца. Православная церковь не приняла нововведение, особенно тяжелым оказался тот факт, что праздничные дни теперь выпадали до Рождества, 7 января, когда верующие держали пост. Поэтому в Советском Союзе и появилось два праздника. В итоге Новый год вся страна стала отмечать в ночь с 31 декабря на 1 января, а старый Новый год приходился с 13 на 14 января. Как отмечали Новый год до революции До революции 1917 года в Российской империи было принято пышно встречать Новый год. Первую елку установили в 1818 году в Москве, а десять лет спустя начали организовывать хороводы вокруг новогоднего деревца и для детей. Эта традиция жива и поныне — мы водим малышей на новогодние утренники, приглашаем Деда Мороза и Снегурочку, стараемся накрыть богатый стол, надеть самое лучшее, изучаем тенденции макияжа и заранее записываемся на маникюр. RU В первые годы советской власти всё стало иначе.

И постепенно после революции, в 1920-е годы, большевики запретили праздновать Рождество и украшать елки. Его отмечали лишь по личной инициативе в некоторых семьях. Праздник вернулся в Советский союз в 1935 году. Тогда советская власть организовала первые новогодние детские утренники. Елка из рождественской стала новогодней. В канун 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили 15-метровую елку с 10 тысячами украшений.

История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг

Отмечать Новый год 1 января по примеру европейских христианских государств начали по указу Петра I в 1700 году. символ Нового года. На вопрос когда праздновали новый год до петра 1??? заданный автором Ђемная лучший ответ это До XV века на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю. Есть и те, кто отмечает Новый Год ближе к общепринятому сейчас празднованию, то есть — во время Коляды. Впрочем, сначала многие были недовольны нововведением Петра I и долго считали новый год по старому обычаю, но в присутственных местах во всем государстве начали от января писать новый год.

Как Пётр I изменил главный праздник в году

Указ Петра Первого о праздновании Нового года 1 января По указу Петра I от 20 декабря 1699 года Россия перешла на новое летоисчисление, празднование начала года с 1 сентября официально перенесли на 1 января. Есть и те, кто отмечает Новый Год ближе к общепринятому сейчас празднованию, то есть — во время Коляды. Наши предки изначально отмечали его 1 марта, потом 1 сентября и только после решения Петра 1 Новый год был перенесен на 1 января.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий