Новости новгородов семен андреевич

основатель якутской письменности, составитель и издатель первых якутских учебников.».

Документальная кинолента о Семене Новгородове получила приз международного фестиваля в Турции

Санкт-Петербург куоракка саха суругун-бичигин төрүттээбит лингвист-учуонай Семен Андреевич Новгородов аатынан искибиэр баар буолла. Семён Андреевич Новгородов родился 13 февраля 1892 года во 2-м Хатылинском наслеге Боотурусского улуса (ныне Болтогинский наслег Чурапчинского улуса, Якутия) в семье богатого человека Андрея Александровича. Семён Андреевич сделал значительный вклад в развитие Якутской письменности, во время учебы письменность, которой он пользовался не удовлетворяла его. Семён Андреевич Новгородов родился 13 февраля 1892 года во 2-м Хатылинском наслеге Боотурусского улуса (ныне Болтогинский наслег Чурапчинского улуса, Якутия) в семье богатого человека Андрея Александровича[источник не указан 2086 дней].

В Омске проведены обыски у главы семейного бизнеса «Энергия-криосиб» Татьяны МИДЕДЫ

В конце концов, издательство "Бичик" объявило, что будет выпускать мою книгу. Меня по-настоящему увлекла судьба молодого человека, который прожил всего 32 года, но за это время успел столько сделать, что многим бы хватило на несколько жизней. Новгородова" 1960 г. Кроме того, я изучал специализированные работы языковедов Василия Илларионова , Риммы Жирковой и других. Как сказал Ньютон, если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов… — Трудно ли вам было писать произведение о выдающемся человеке, зная, что ранее уже публиковались серьезные исследовательские работы о нем? Это все равно, что ставить "Войну и мир" после Сергея Бондарчука! Я много общался с народным писателем Якутии Семеном Поповым — Сэмэн Тумат, двоюродным братом моей жены, который сделал достоянием гласности множество архивных документов, связанных с именем лингвиста. Однажды понял, что каждое поколение якутян должно открывать своего Семена Новгородова, в конце концов, ведь не боги горшки обжигают!

Каждый нормальный человек должен волноваться, ощущая такую ответственность, поскольку это не мой вымышленный персонаж, с которым я как автор мог проделать все, что хочу, а реальное историческое лицо, герой нации. Тем не менее, я очень долго входил в этот процесс. Могу написать огромные куски текста, по 10000 знаков в день, но для этого мне надо созреть. Как говорил писатель Владимир Солоухин , если лампа рассчитана на 220, а напряжение — только на 120, то гореть она не будет. Поэтому очень благодарен своей Наденьке, которая все это время подпитывала меня энергией. Съездили летом в прекрасный алаас Чуораайытта, где родился Семен Андреевич, я общался с людьми, гулял, кузнечиков ловил, косил сено, вдыхал ни с чем не сравнимый запах свежескошенной травы. И потом, когда все накопленные знания и чувства начинают переполнять тебя, садишься и пишешь… — Много ли времени у вас заняло написание книги?

Для меня это стало вызовом, раньше никогда такого не делал, потому было очень интересно. Меня же все знают как аналитика, журналиста или автора художественных рассказов.

Его отец был беден, но позже разбогател. Он научил сына читать церковнославянский язык. Позже Новгородов учился у пономаря Андрея Винокурова, который обучал его русскому языку и арифметике. Затем он посетил частную школу ссыльного И. Цыпенко в Чурапче. Во время учебы в училище Новгородов много читал. Новгородов начал собирать якутский фольклор, его произведения были опубликованы в первом якутском литературном журнале Saqa sanata , который выходил в 1912—1913 годах. Якутская письменность Основная статья: система письма саха Поскольку самая ранняя якутская письменность была изобретена русскими, она плохо отражала некоторые особенности якутского языка.

В первых произведениях Новгородова использовалась смесь кириллицы и латинского алфавита. После окончания Реального училища Новгородов преподавал в Еловской начальной школе и Вилюйском городском училище. В 1913 году он приехал в Санкт-Петербург и поступил в арабо-персидско-турецкий класс восточного факультета Петербургского университета. В декабре 1913 года Новгородов участвовал во Всероссийском съезде народных учителей, где представил доклад о преподавании на национальных языках коренных народов и необходимости школьных учебников на якутском языке. Через год Новгородов поступил в монголо-маньчжурско-турецкий класс. В 1914 г.

Из присутствующих избирается какой-нибудь опытный любитель поэм для поддержания рапсоду в наиболее интересных местах, обычно сам рапсод заблаговременно удостоверяется в наличии такого любителя, бодрящего его потом своими кстати произнесенными восклицаниями «но! Если старый рапсод приглашается в старый дом по соседству, верст за 5-7, то они идут за ним по пятам и там вновь наслаждаются красивыми описаниями чудесной природы, жестоких боев, изумительных превращений и тому подобное. Чабыргах можно сопоставить с русскими скороговорками: эти произведения якутской народной словесности также говорятся одним духом и бывают также складны по форме.

Разница между якутскими чабыргах и русскими скороговорками та, что первые по объему бывают больше, в то время как вторые — короче, в отдельности представляют логически единое целое и состоят из отдельных фраз и их отрывков, не связанных друг с другом по смыслу. В этом отношении чабыргах изобилуют резкими переходами от одной мысли к другой. Якутские пословицы и загадки бывают, за весьма редкими исключениями, облечены в форму аллитерации, соединенные с ритмичностью. Почти на всякий случай якутской жизни существует пословица. Что касается загадок, то ими очень увлекаются подростки. Когда отгадка представляет известную трудность, то просят загадавшего указать на категорию предметов или явлений. Куда относится загадочный предмет или явление.

Мой друг продолжает коллекционировать священные птицы народа саха — к своему Тойон Кыылу в дни своего первого в жизни большого юбилея прибавил прекрасную статуэтку Стерха! Кстати, я вспомнил, что это третья птица Эдуарда, к которому я имею самое напосредственное отношение. В 2013 году телефильм Эдуарда Новикова «Осуохай — танец жизни» по сценарию Семёна Ермолаева в моём переводе получил приз «Бронзовая гагара» в номинации «Этно-экология» Международного экологического телефестиваля «Спасти и сохранить» в Ханты-Мансийске.

Смотрите также

  • Новгородов, Семён Андреевич — Википедия
  • Новгородов С.А.
  • Семен Андреевич Новгородов
  • ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
  • Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
  • Новгородов Семен Андреевич презентация

Новгородов Семен Андреевич

  • Документальная кинолента о Семене Новгородове получила приз международного фестиваля в Турции
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ НОВГОРОДОВ СЕМЕН АНДРЕЕВИЧ Новгородов
  • Презентация к классному часу по теме "Семен Андреевич Новгородов"
  • Футбольная национальная лига. 2й дивизион, группа Б
  • Слайды и текст этой презентации

В Санкт-Петербурге почтили память создателя якутской массовой письменности Семена Новгородова

Елена Семёновна Новгородова Слайд 8 Описание слайда: История Окончил училище в Якутске в 1905году, затем преподавал в Вилюйском городском четырехклассном училище и в начальной школе. Участвовал в создании 1-го журнала на якутском языке "Саха саната" 1912 , где опубликовал ряд народных песен. С 1913 учился с перерывами в Петербургском - Петроградском университете окончил его в 1923 году. В 1917 представил вариант якутского алфавита и был одним из составителей 1-го якутского букваря 1917, первое полное издание в 1923. Слайд 9 Описание слайда: История После 1917 года активно участвовал в общественной жизни в Якутии, принимал участие в научных экспедициях, читал лекции. Входил в состав Якутского представительства Наркомата по делам национальностей с 1922. Был делегатом IX съезда Советов 1921.

Окончил реальное училище в Якутске, затем преподавал в Вилюйском городском четырехклассном училище и в начальной школе. Участвовал в создании 1-го журнала на якутском языке "Саха саната" 1912 , где опубликовал ряд народных песен. С 1913 учился с перерывами в Петербургском - Петроградском университете окончил его в 1923 году. В 1917 представил вариант якутского алфавита и был одним из составителей 1-го якутского букваря 1917, первое полное издание в 1923. После 1917 года активно участвовал в общественной жизни в Якутии, принимал участие в научных экспедициях, читал лекции.

В рамках этих двух знаменательных дат, данный материал посвящен матери великого сына якутского народа - Новгородовой Кривошапкиной Анне Николаевне. Новгородова Анна Николаевна родилась в Болтогинском наслеге Ботурусского улуса. Она была шестым ребёнком в семье Кривошапкиных, единственная дочь. Новгородовы растили, воспитывали детей в любви, уважении друг к другу, трудолюбии. После смерти мужа Анна Николаевна, оставшись одна с детьми, смогла не только сберечь хозяйство, но и приумножить его. По итогам переписи 1917 года семья Новгородовых считалась самой состоятельной, имелось огромное хозяйство: около 150 коров и 55 лошадей. Анна Николаевна в заботах о семье, успевала смотреть за скотиной и помогали ей в этом жители наслега, в основном это были бедняки, с которыми она договаривалась взять на уход скот.

Новгородов откликнулся декларацией якутской трудовой интеллигенции. С большой активностью он включился в творческую работу. Руководитель подотдела по научному исследованию Якутской губернии, заведующий его лингвистической секцией, участник научной экспедиции в восточные улусы, лектор на агитационно-политических и педагогических курсах, председатель комиссии по составлению учебников на якутском языке — таков неполный перечень его разносторонней и неутомимой деятельности в это время. Однако издание якутской литературы, учебников затруднялось из-за отсутствия шрифтов, типографского оборудования и бумаги. В связи с этим важное и новое дело отливки якутских шрифтов, издания учебников и приобретения типографского оборудования было поручено С. В декабре 1920 г. Тем временем в 1922 г. В том же 1922 г. В том же году вышли якутский букварь "Сурук-бичик" и книга для чтения "Аа5ар кинигэ". Букварь серьезно отличался от своих предшественников не только лучшим полиграфическим оформлением хорошая по тем временам бумага, многочисленные иллюстрации и т. Книга для чтения состояла из пяти отделов: беллетристики, истории, географии, медицины и "смеси"; содержала много рассказов, стихов, басен и образцов народной литературы якутов, произведения русских писателей. В качестве авторов статей Новгородовым были привлечены лучшие представители якутской интеллигенции и народных учителей тех лет. Новые учебники, поступившие из Петрограда, уже в 1923-24 учебном году были распределены по школам республики. В улусах и наслегах стали появляться также пункты и школы по ликвидации неграмотности школы ликбеза. С появлением в республике новых шрифтов и другого типографского оборудования стало возможным приступить к планомерному изданию газет и книг. С конца 1923 г. С 1920 по 1930 гг. Широкое использование родного языка стало важнейшим и действенным средством осуществления задач культурной революции, культурного строительства в республике. Наряду с основной работой по подготовке к изданию якутских учебников, С. Новгородов в течение двух лет принимал участие в составлении фундаментального "Словаря якутского языка" Э. Только освободившись от издания учебников, он возобновил занятия в университете и в 1923 г. В феврале 1922 г. Аммосовым был введен в Якутское представительство при Наркомнаце. В том же году он работал в составе комиссии по определению границ новой автономной республики и выработке "Положения о Якутской АССР". Новгородов принимал участие в работе IX Всероссийского съезда Советов 23-28 декабря 1921 г. Новгородов скончался в самом расцвете творческих сил — 28 февраля 1924 г. Вся творческая и общественная деятельность С.

Новгородов азбука (90 фото)

Новгородова: "Первые шаги якутской письменности: Статьи и письма" 1978 и "Во имя просвещения родного народа: Сочинения, переписка, материалы" 1991. Умер 28 февраля 1924 года. Похоронен на Смоленском кладбище. Вы можете поделиться информацией:.

Так как правительство Колчака не поддерживало идеи Новгородова, он приветствовал возвращение советской власти. В это же время Новгородов развивает бурную общественную и научную деятельность; он руководит подотделом по научному исследованию Якутской губернии , заведует его лингвистической секцией, участвует в научной экспедициях в восточные улусы Якутии, ведёт лекции на агитационно-политических и педагогических курсах, занимает должность председателя комиссии по составлению учебников на якутском языке.

Так как в Якутии были проблемы с типографским оборудованием, в 1920 году Новгородову была поручена его закупка в Центральной России. Могила С. Этот букварь был гораздо лучше других и состоял из пяти частей: художественная литература, история, география, медицина и фольклор. В 1923—1924 годах букварь был распространён по всей Якутии и широко применялся в местных ликбезах. После того, как новое типографское оборудование было завезено в республику, у местных жителей появилась возможность издавать свои книги и газеты. В конце 1923 года стала выходить республиканская газета « Кыым » — на новгородовском варианте алфавита.

До 1930 года, когда Якутия перешла на Яналиф , на новгородовском алфавите было издано более 200 книг, включая 30 учебников. Новый алфавит стал важным толчком в развитии якутской культуры. В 1922 году Новгородов окончил Петроградский государственный университет и вместе с М. Аммосовым представлял Якутию в Народном комиссариате по делам национальностей. Он принимал участие в установлении границ ЯССР. С осени 1923 года являлся научным сотрудником Института сравнительной истории литературы и языков Запада и Востока при факультете общественных наук Петроградского государственного университета.

Семён Новгородов умер от острой уремии 28 февраля 1924 года [3]. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Гротенгельм обратился с запросом в Сенат о распространении объявленной манифестом 7 авг. Тюленева, Я. Ощепкова и Т. Указом от 23 дек.

Следствие и суд над Е. Пугачёвым и его сподвижниками. Дальнейшая судьба неизвестна.

Я много общался с народным писателем Якутии Семеном Поповым — Сэмэн Тумат, двоюродным братом моей жены, который сделал достоянием гласности множество архивных документов, связанных с именем лингвиста. Однажды понял, что каждое поколение якутян должно открывать своего Семена Новгородова, в конце концов, ведь не боги горшки обжигают! Каждый нормальный человек должен волноваться, ощущая такую ответственность, поскольку это не мой вымышленный персонаж, с которым я как автор мог проделать все, что хочу, а реальное историческое лицо, герой нации. Тем не менее, я очень долго входил в этот процесс. Могу написать огромные куски текста, по 10000 знаков в день, но для этого мне надо созреть.

Как говорил писатель Владимир Солоухин , если лампа рассчитана на 220, а напряжение — только на 120, то гореть она не будет. Поэтому очень благодарен своей Наденьке, которая все это время подпитывала меня энергией. Съездили летом в прекрасный алаас Чуораайытта, где родился Семен Андреевич, я общался с людьми, гулял, кузнечиков ловил, косил сено, вдыхал ни с чем не сравнимый запах свежескошенной травы. И потом, когда все накопленные знания и чувства начинают переполнять тебя, садишься и пишешь… — Много ли времени у вас заняло написание книги? Для меня это стало вызовом, раньше никогда такого не делал, потому было очень интересно. Меня же все знают как аналитика, журналиста или автора художественных рассказов. Была, конечно, еще книга про ЭПЛ, но это — другое. Здесь же я взялся за исторический формат с личностью такой величины.

Без нее ничего бы не получилось. Действительно, глухой край был в этом отношении. Революционность алфавита Новгородова заключалась в том, что он руководствовался принципом "как слышим, так и пишем". Отказывался от умляутов, ведь они затрудняли и типографский набор, и процесс восприятия при обучении.

Новгородов Семен Андреевич презентация

73' Емелин Семён Андреевич. У меня прекрасная новость. Этот год я начал с презентации своей книги о Семёне Андреевиче Новгородове. Семен Андреевич Новгородов үлэтин туһунан үөрэтэр ойуулук. Саха норуотун тылын-өһүн сайдыытыгар улахан өҥөлөөх Новгородов Семён Андреевич төрөөбүтэ 130 сылыгар аналлаах, "Ийэ тыл, сурук-бичик" чэрчэтинэн араас тэрээhиннэри ыытылыннылар. Ознакомьтесь с фактами из жизни первого якутского ученого-лингвиста Новгородова Семена Андреевича, похороненного на Смоленском кладбище. Семён Новгородов вошел в историю как первый якутский ученый-лингвист, основоположник национальной якутской письменности и видный общественно-политический деятель Якутии.

Революционеры Якутии-3

Лингвист Семен Андреевич Новгородов хаалларбыт баай ис хоһоонноох үлэлэрэ туоһулууллар, төрөөбүт норуотун инники кэскилин оӊкуллааһыны кытары сибээстиирэ, ол да иһин доруобуйатын харыстаабакка туран үлэлээбитэ. Именно Семен Новгородов, выходец из глубинки, стал реформатором существовавшей до революции якутской письменности, основанной на русской графике. Семён Андреевич Новгородов родился 13 февраля 1892 года во 2-м Хатылинском наслеге Ботурусского улуса (ныне Болтогинский наслег Чурапчинского улуса, Якутия) в семье богатого человека Андрея Александровича[источник не указан 142 дня].

В Санкт-Петербурге почтили память создателя якутской массовой письменности Семена Новгородова

Якутский букварь был выпущен Семеном Андреевичем в 1917 году тиражом четыре тысячи экземпляров и положил начало обучению родному языку в школах. А в 1923 году благодаря неутомимой деятельности Новгородова в Петрограде были отлиты якутские шрифты по его алфавиту. Предлагаем вашему вниманию одну из его статей. Якутская народная словесность Если верно положение, что душа народа ясно отражается в его устном творчестве, то можно смело сказать, что душа якутского народа многогранна и поэтична, несмотря на то, что сам народ волею исторических судеб заброшен на крайний северо-восток Азиатского материка, в область сильнейшей в мире стужи; до того разнообразна народная словесность вообще и якутская народная поэзия в частности. Это обстоятельство служит прочным залогом развития вновь нарождающейся якутской искусственной литературы письменность у якутов появилась лишь в 1917 году в виде международной фонетической транскрипции; шрифт со всеми необходимыми знаками отлит в 1922 году. Поэтическая жилка свойственна каждому якутскому мальчику и якутской девочке…Наиболее даровитые из них получают признание певцов. Отсутствие письменности у якутов обусловило развитие импровизации.

В ее построении выработаны практикой следующие принципы: известной ритмичности в смысле постоянного количества слогов в стихах данного вида поэзии ударение же ставится в якутском языке всегда на последнем слоге и созвучия слов в начале стихов или аллитерации. При этом считается тем лучше, чем больше уснащен данный вид поэзии аллитерацией. Теперь рассмотрим некоторые виды якутской народной поэзии.

У них рождается дочь, но дочку он не успел увидеть так как в год ее рождения его не стало.

Елена Семёновна Новгородова Окончил училище в Якутске в 1905году, затем преподавал в Вилюйском городском четырехклассном училище и в начальной школе. Участвовал в создании 1-го журнала на якутском языке "Саха саната" 1912 , где опубликовал ряд народных песен. С 1913 учился с перерывами в Петербургском Петроградском университете окончил его в 1923 году.

Входил в состав Якутского представительства Наркомата по делам национальностей с 1922. Был делегатом IX съезда Советов 1921. Аммосовым представлял Якутию в Народном комиссариате по делам национальностей.

Новгородов составил якутский алфавит на основе международного фонетического алфавита. Новгородов провёл, преподавая в якутской школе.

В сентябре 1919 года Новгородов приехал в Якутск и присоединился к якутскому культурно-просветительному обществу «Саха аймах».

Так как правительство Колчака не поддерживало идеи Новгородова, он приветствовал возвращение советской власти. В это же время Новгородов развивает бурную общественную и научную деятельность; он руководит подотделом по научному исследованию Якутской губернии , заведует его лингвистической секцией, участвует в научной экспедициях в восточные улусы Якутии, ведёт лекции на агитационно-политических и педагогических курсах, занимает должность председателя комиссии по составлению учебников на якутском языке. Так как в Якутии были проблемы с типографским оборудованием, в 1920 году Новгородову была поручена его закупка в Центральной России.

Могила С. Этот букварь был гораздо лучше других и состоял из пяти частей: художественная литература, история, география, медицина и фольклор. В 1923—1924 годах букварь был распространён по всей Якутии и широко применялся в местных ликбезах.

После того, как новое типографское оборудование было завезено в республику, у местных жителей появилась возможность издавать свои книги и газеты. В конце 1923 года стала выходить республиканская газета « Кыым » — на новгородовском варианте алфавита. До 1930 года, когда Якутия перешла на Яналиф , на новгородовском алфавите было издано более 200 книг, включая 30 учебников.

Новый алфавит стал большим толчком в развитии якутской культуры. В 1922 году Новгородов окончил университет и вместе с М. Аммосовым представлял Якутию в Народном комиссариате по делам национальностей.

Он принимал участие в установлении границ ЯССР. Семён Новгородов умер от острой уремии 28 февраля 1924 года [2].

Семён Андреевич Новгородов

Он научил своего сына читать книги на церковнославянском языке. Позднее Новгородов учился русскому языку и арифметике у сонаслежника-псаломщика Андрея Винокурова. Потом он посещал частную школу политссыльного И. Цыценко в Чурапче.

Так как Семён был прекрасным учеником, в 1905 году он поступил в реальное училище в Якутске. Во время обучения Новгородов много читал; начал собирать якутский фольклор. Якутская письменность Основная статья: Якутская письменность Первый вариант якутской письменности, созданной русскими, недостаточно хорошо отражал особенности фонетики якутского языка.

В своих первых трудах Новгородов использовал смесь кириллицы и латиницы. После того, как Новгородов окончил реальное училище, он преподавал в Еловской начальной школе и Вилюйском городском четырёхклассном училище. В 1913 году поступил на арабско-персидско-турецкий разряд Восточного факультета Императорского Санкт-Петербургского университета.

В декабре 1913 года принял участие во Всероссийском съезде народных учителей, выступив с докладом об обучении детей из национальных меньшинств на родных языках и необходимости учебников на якутском языке. Годом позже Новгородов переходит на монголо-маньчжуро-турецкий разряд Восточного факультета. В 1914 году по заданию Русского комитета по изучению Средней и Восточной Азии Новгородов собирает фольклорные сказания в Таттинском улусе Якутии.

Летние каникулы 1915 года проводит в Уфимской губернии , где практикуется в татарском языке и собирает фольклор волжских татар. Также Новгородов изучает различные системы письменности для создания новой якутской. После долгих поисков его привлёк международный фонетический алфавит.

В юбилейный год 100-летия образования Якутской АССР, 100-летия Постпредства и 130-летия со дня рождения Семена Новгородова Постпредство внесло на рассмотрение Топонимической комиссии Санкт-Петербурга заявку о присвоении его имени скверу в Калининском районе Санкт-Петербурга. Это позволит увековечить имя выдающегося сына якутского народа в топонимике города, в котором он учился, жил, творил и нашел последнее пристанище. Торжественное открытие сквера имени Семена Андреевича Новгородова станет одним из ключевых событий Дней Якутии в Санкт-Петербурге в июле этого года.

И, по большому счёту, это подарок всем первым представителям якутской национальной интеллигенции накануне 100-летия государственности нашей республики. Поздравляем авторов картины с успехом!

Однако к этому времени Сибирь захватили белогвардейцы, и Новгородов вынужден был задержаться в пути.

Около четырех месяцев он работает в Эхирит-бухачатском аймаке Иркутской губернии; имея общемонгольскую подготовку, он овладел бурятским языком настолько, что выступал на собраниях бурят. В марте 1919 г. Новгородов на страницах газеты "Мысль" выступил с требованием открытия кафедры якутского языка при Иркутском государственном университете. Другая его статья "Якутология", опубликованная 5 мая 1919 г. Он в ней высказал мысль о большой близости якутского языка к языку орхоно-тюрских памятников, которая получила подтверждение в работах последующих исследователей якутского языка. Наконец в конце сентября 1919 г. Новгородов добирается до Якутска и тут же активно включается в работу якутского культурно-просветительного общества "Саха аймах": сначала в качестве его председателя, затем в качестве руководителя его переводческой секции и заведующего курсами якутской грамоты, регулярно выступает с докладами и лекциями на его собраниях.

К этому же времени относится его доклад "Якутские грамота и язык в качестве необязательных предметов в программе высших начальных училищ Якутской области". В нем он делится наблюдениями о том, что новая письменность там, где ею пользовались, усваивается без затруднений и что это служит гарантией того, что родная грамота может быть распространена среди населения успешно. Однако он отмечает, что постановление учительского съезда выполняется плохо. Букварь, созданный им в 1917 г. Конечно, в условиях колчаковщины не могло быть приложено достаточных усилий для распространения якутской грамоты среди населения. На свержение колчаковщины и восстановление советской власти в Якутии С. Новгородов откликнулся декларацией якутской трудовой интеллигенции.

С большой активностью он включился в творческую работу. Руководитель подотдела по научному исследованию Якутской губернии, заведующий его лингвистической секцией, участник научной экспедиции в восточные улусы, лектор на агитационно-политических и педагогических курсах, председатель комиссии по составлению учебников на якутском языке — таков неполный перечень его разносторонней и неутомимой деятельности в это время. Однако издание якутской литературы, учебников затруднялось из-за отсутствия шрифтов, типографского оборудования и бумаги. В связи с этим важное и новое дело отливки якутских шрифтов, издания учебников и приобретения типографского оборудования было поручено С. В декабре 1920 г. Тем временем в 1922 г. В том же 1922 г.

В том же году вышли якутский букварь "Сурук-бичик" и книга для чтения "Аа5ар кинигэ". Букварь серьезно отличался от своих предшественников не только лучшим полиграфическим оформлением хорошая по тем временам бумага, многочисленные иллюстрации и т. Книга для чтения состояла из пяти отделов: беллетристики, истории, географии, медицины и "смеси"; содержала много рассказов, стихов, басен и образцов народной литературы якутов, произведения русских писателей. В качестве авторов статей Новгородовым были привлечены лучшие представители якутской интеллигенции и народных учителей тех лет. Новые учебники, поступившие из Петрограда, уже в 1923-24 учебном году были распределены по школам республики.

Революционеры Якутии-3

Ознакомьтесь с фактами из жизни первого якутского ученого-лингвиста Новгородова Семена Андреевича, похороненного на Смоленском кладбище. Семен Андреевич Новгородов родился во 2-м Хатлинском наслеге Ботурусского улуса (ныне Болтогинский наслег Чурапчинского улуса Республики Саха). В сентябре того же года Семен Андреевич приехал в Якутск и присоединился к якутскому культурно-просветительному обществу «Саха аймах». 1# $a: Новгородов, Семен Андреевич. 2007 сыллаахха Семен Андреевич Новгородов аата “Бичик” Национальнай кинигэ кыһатыгар иҥэриллибитэ. Санкт-Петербург куоракка саха суругун-бичигин төрүттээбит лингвист-учуонай Семен Андреевич Новгородов аатынан искибиэр баар буолла.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий