Новости нарушение памяти в психологии

Будучи похороненными в недрах памяти и забытыми на протяжении многих лет, воспоминания вырвались наружу, будучи поддерживаемые и подталкиваемые противоречивой психотерапевтической техникой, известной как «терапия восстановления памяти». Этими словами закладывается основа будущих расстройств памяти, которые даже в 30 лет у некоторых людей становятся абсолютно очевидными», — указал психотерапевт. Исследования исходной памяти в здоровых популяциях показали, что ненадежное поведение запоминается лучше, чем заслуживающие доверия действия, но этот эффект был в основном из-за нарушения первоначальных ожиданий. Эти нарушения памяти характерны для травматических поражений мозга и описаны в клинической литературе как ретроградная и антероградная амнезия, сопровождающая травму. разнообразные болезни, связанные с нарушением памяти (Паркинсона, Пика, Альцгеймера, Гентингтона, старческое слабоумие, психотические формы сенильной деменции).

«Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью

Нарушения кратковременной памяти наиболее характерны для заболеваний с подкорковым типом когнитивных расстройств, таких как хроническая ишемия головного мозга (ХИМ), подкорковые нейродеге-нерации, лейкоэнцефалопатии, выраженное тревожно-депрессивное. Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию. это совершенно нормальное явление в современном - процесс запоминания, узнавания, сохранения и воспроизве. Точные способы, которыми травма вызывает нарушения памяти, не совсем понятны, но ряд факторов может сыграть свою роль. В учебном пособии рассматривается проблема расстройств памяти, которые могут привести к нарушению функционирования и дезадапта-ции больного, в том числе и социальной.

«Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью

Нарушение памяти в психологии и психиатрии считается серьезной проблемой, которая требует медицинской коррекции. В первую очередь врачу необходимо исключить какие-либо органические причины, повлёкшие за собой нарушение памяти. Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию. энергетического. Нейрофизиологи говорят: нет плохой памяти — есть недостаточное количество повторений. Психолог, профессиональный коуч ICU Ольга Зродникова рассказала «», как улучшить свои навыки запоминания. Чаще всего можно заметить ухудшение памяти в молодом возрасте и у пожилых людей, что объясняется процессами функционирования мозга.

Провалы в памяти

Депрессивные расстройства также сопровождаются когнитивными нарушениями в различных областях, таких как внимание, исполнительные функции, память и скорость обработки информации. Провалы в памяти у взрослых и пожилых людей могут предшествовать появлению болезней Паркинсона и Альцгеймера. Исследования показывают, что ложная память может быть вызвана различными факторами, включая контекстуальные подсказки и социальное влияние. Более выраженные расстройства памяти, поведенческих реакций развиваются при возрастной атрофии головного мозга или болезни Альцгеймера (по имени австрийского невролога,описавшего это заболевание в 1905г). Расстройства, которые обычно приводят к нарушению памяти, подразделяются на два типа. это расстройство, которое приводит к потере памяти, но не мешает человеку, который им страдает, в его повседневной деятельности.

Распознай деменцию раньше, чем она отнимет память

Вступительные заметки о живой памяти: Памяти Зинченко Татьяны Петровны. ― Если формирование новой памяти активирует экспрессию генов, что подтверждено на животных, то может ли посттравматическое стрессовое расстройство передаться по наследству? Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию.

Ухудшение памяти: когда бить тревогу

Однако такая трактовка может подразумевать потерю памяти, а может свидетельствовать о неспособности именно в данный момент вспомнить тот или иной факт. Разновидности Память обеспечивается функциональной активностью всех отделов головного мозга и включает разные процессы — запоминание, сохранение или, наоборот, забывание , узнавание и воспроизведение. Нарушение любого из этих процессов будет приводить к дефектам памяти. Именно борьба с забыванием важный процесс, который предохраняет мозг от избытка информации обеспечивает сохранение важных данных. Еще два процесса — узнавание и воспроизведение — дают возможность «вытащить на поверхность» требуемую информацию. Таким образом, под потерей памяти, или провалами, подразумевают невозможность распознать или воспроизвести сохраненные в мозге данные. Провалы в памяти или амнезия могут иметь временную зависимость. Ретроградная амнезия характеризуется невозможностью вспомнить предшествующие травме или болезни события, антероградная сопровождается потерей памяти на события, произошедшие после болезни. Различают также ретроантероградную амнезию сочетание первых двух и фиксационную, характеризующуюся невозможностью запоминать текущие события. Если утрачивается память на события в момент травмы или болезни, говорят о конградной амнезии.

Возможные причины Провалы в памяти не всегда свидетельствуют о каком-либо заболевании. Быстро сменяющаяся информация усваивается только кратковременной памятью и сохраняется в течение нескольких суток. Примером такого запоминания служит подготовка к экзамену: большой объем данных усваивается за короткое время и так же быстро исчезает из памяти. Для сохранения информации на длительное время требуются обработка и кодирование. Только после этого необходимые данные фиксируются в структурах мозга. При наличии психологических факторов стресс, нервное перенапряжение или постоянной усталости и недосыпании нарушается концентрация внимания, что ухудшает процесс запоминания.

Прежде всего это связано с общим старением населения — ведь когнитивные нарушения чаще всего возникают после 50 лет. Однако ученые отмечают: первые проблемы с памятью и вниманием появляются еще у молодых людей в виде субъективных нарушений в возрасте 35—40 лет.

Таким образом, на развитие и прогрессирование расстройств уходит около 20 лет — а значит, когнитивные нарушения можно вовремя заметить и начать лечение2. Существует множество причин нарушения когнитивных функций у взрослых в молодом возрасте. Вот самые частые из них1,2,3: Стресс. Напряженная работа, конфликты в семье, финансовые проблемы и прочие сложности взрослой жизни неизбежно влияют на здоровье человека. Эмоциональное напряжение сказывается на функционировании всего организма, и нервная система не становится исключением. Стресс приводит к снижению концентрации внимания, ухудшает память, снижает работоспособность. Хронические заболевания. Патологии сердца, сосудов , легких, пищеварительного тракта — все это может приводить к снижению объема памяти и концентрации внимания, становиться причиной быстрой утомляемости.

Например, заболевания щитовидной железы и сахарный диабет часто приводят к ухудшению когнитивных функций и снижению работоспособности. Дефицит витаминов и микроэлементов. Снижение концентрации витаминов D, B9 и B12, железа, йода и цинка может сказываться на работе головного мозга. Психические нарушения. Ухудшение памяти и снижение концентрации может быть одним из ранних симптомов депрессии и тревожного расстройства. Прием лекарств. Некоторые препараты могут ухудшать работу мозга — об этом обычно сказано в инструкции в разделе про побочные реакции. Например, так действуют седативные и снотворные средства, некоторые лекарства от аллергии.

Вредные привычки: курение и злоупотребление алкоголем. Поскольку когнитивные нарушения у людей 30—40 лет довольно часто возникают на фоне какой-либо другой патологии, а не связаны с возрастными изменениями работы мозга, врач может порекомендовать пройти комплексное обследование, которое необходимо при основном заболевании.

И параллельно изучает их, пытаясь выявить проблемы рабочей памяти и их связь со способностью к обучению. К Филу приходит всё больше родителей, которые жалуются на школьные результаты своих детей. Удивительно, но, как правило, эти результаты не связаны с СДВГ, а тесты на интеллектуальные способности говорят, что дети смышленые и способны на многое. Фил предположил, что у таких детей расстройство способности к обучению. Они почти ничем не отличаются от сверстников, однако им гораздо сложнее читать, считать и писать.

Изучив литературу, Фил узнал о существовании 4 подобных расстройств: Дискалькулия — невозможность решать математические примеры. Дислексия — нарушение способности к овладению навыками чтения и письма фонемно-графическими знаниями. Дети с дислексией читают значительно медленнее сверстников и из-за этого почти не понимают смысла прочитанного. Таким детям трудно осваивать формы слов и грамматические конструкции, у них возникают сложности с пониманием семантических конструкций, что может впоследствии вылиться в проблемы эмоциональной сферы. Это расстройство отличается от дислексии, хотя некоторые симптомы общие и обе проблемы могут сосуществовать. Дисграфия — нарушение способности осмысленно и правильно писать. Из-за названных проблем дети учатся хуже и медленнее.

Успехи, которых они теоретически могли бы достичь, на практике оказываются значительно скромнее, чем ожидалось. Эти дети получают средние и высокие результаты при выполнении интеллектуальных тестов, однако испытывают трудности с правильным произношением, быстрым чтением, написанием и подсчетами. Фил познакомился с известным исследователем Ли Свенсоном, который посвятил себя изучению расстройств рабочей памяти. Свенсон предположил, что и чтение, и письмо, и счет зависят от рабочей памяти. Логично , что ядром развития подобных расстройств также служит фонологическая петля, ведь все названные проблемы связаны с символами и словами. И чтение, и письмо требуют от человека удерживать в активной зоне памяти смысл, извлекать значения слов из долговременного хранилища, интегрировать их с получаемой информацией. Всё это происходит в рабочей памяти.

Основываясь на данном предположении, Свенсон разработал целый ряд тестов для рабочей памяти, с помощью которых можно диагностировать текущие или будущие проблемы с обучением. Одна из задач, которая часто использовалась учеными, — заполнение пропусков в тексте. Для ее выполнения требуется как понимание текста и представление его смысловой картины, так и поиск нужного слова и кодирование его в ряд мелких моторных действий, осуществляемых при письме. Позже Фил встретился с Уэйном Лазаром и Франком Ятчиком, которые продемонстрировали , что расстройства обучения могут быть связаны с лобной корой, левой теменной корой, а также с той областью мозга, которая связывает два полушария, — мозолистым телом. Читайте также Как депрессия и эпилепсия влияют на память? Левое полушарие мозга чаще всего активируется при выполнении тестов на вербальную связь, поэтому идея о влиянии проблем в развитии фонологической петли получила распространение. Свенсон предположил , что дети, которым трудно читать, могут не проговаривать текст про себя, из-за чего у них нарушается кратковременное запоминание.

И здесь нужно вспомнить про скорочтение, в рамках которого именно проговаривание про себя считают главной причиной медленного темпа чтения. Фила задался вопросом: почему у людей с проблемами в вербальном компоненте рабочей памяти не наблюдаются проблемы с интеллектом. Свенсон предположил, что, возможно, такие пациенты используют различные компенсаторные стратегии, к примеру, опираются на визуальную память вместо аудиальной, когда учатся. Последующие эксперименты показали Филу, что не только фонологическая петля — причина всех бед его учеников. На самом деле у студентов с расстройством способности к обучению были проблемы и с другим компонентом рабочей памяти — визуально-пространственным блокнотом. Они плохо выполняли тесты на визуальную память, если имели проблемы со счетом, и наоборот. Фил нашел график, из которого ясно видно, что дети с трудностями в чтении или в счете хуже решают задачи на вербальную память, а если оба расстройства проявляются вместе, то вербальная рабочая память ухудшается еще больше.

В то же время собственно визуальная рабочая память влияет лишь на навыки счета и ситуацию, когда присутствуют оба нарушения. Алекс, мальчик из класса Фила с таким нарушением, очень неуклюж. Его рисунки выглядят странно, потому что ему трудно прорисовывать детали. Он плохо контролирует свое тело и его позы, из-за чего с ним сложно общаться. На уроках физкультуры Алекс часто становится объектом насмешек, потому что не может даже просто бросить и поймать мяч. Кроме того, у Алекса плохая осанка, а порой он не может сообразить, какой рукой воспользоваться для решения той или иной задачи. Лонгитюдные длительные исследования таких детей в течение 3 лет показали, что впоследствии у них появляются проблемы с чтением и пониманием речи.

Поэтому важно вовремя заметить развивающееся расстройство и разработать индивидуальную программу обучения ребенка. Трейси Эллоуэй показала, что детям с подобными проблемами тяжело решать задачи, где нужно определить размер объекта, его положение в пространстве или расстояние до предмета. С нейрологической точки зрения координационное расстройство может быть следствием незрелости моторной части неокортекса, которая ответственна за то, чтобы передавать двигательные команды телу. К сожалению, подобная неразвитость коры часто сохраняется и во взрослом возрасте, приводя к социально-эмоциональным проблемам.

Механизм памяти условно делится на 3 процесса: приём новой информации, формирование новых связей в головном мозге и кодирование информации и непосредственно процесс воспроизведения информации. Среди множества различных видов памяти выделяют кратковременную хранение ограниченного объёма информации в течение короткого промежутка времени и долговременную благодаря этому механизму мозга можно хранить практически неограниченный объём информации в течение длительного периода времени. За кратковременную память в нашем головном мозге отвечает такая структура, как гиппокамп, а за хранение информации на долгосрочный период отвечает кора головного мозга. Амнезия — это вид нарушения памяти, при котором происходит частичная или полная утрата способности головного мозга воспроизводить полученную в прошлом информацию. Чаще всего амнезия является обратимым процессом и воспоминания возвращаются к человеку начиная с самых давних, события, предшествовавшие амнезии, воспроизвести удаётся не всегда.

Синдром потери кратковременной памяти

Здоровый сон с нормальной продолжительностью — основа качественной деятельности головного мозга, поскольку именно в состоянии сна мозг продолжает сортировку поступившей за период бодрствования информации и фиксирует ее в долгосрочной памяти. Если же человек страдает бессонницей и отсутствием полноценного сна, то нарушения памяти неизбежны. Пересмотрите питание. Включите в ежедневный рацион блюда из жирных сортов морской рыбы, содержащие полезный легкоусвояемый йод и полиненасыщенные жирные кислоты, а также омега-3, которые улучшают интеллектуальные способности. Кроме того, полезны свежие сезонные овощи, блюда из цельнозерновых злаков, тыквенные семечки и различные виды орехов. Придерживайтесь питьевого режима, потому что обезвоживание отрицательно влияет на функционирование нервной системы человека. Выделите время для ежедневных интеллектуальных занятий, читайте художественную литературу, отгадывайте различные виды кроссвордов, выполняйте упражнения для улучшения памяти, и ваши усилия увенчаются успехом. Заведите новые полезные привычки для тренировки памяти. Например, запоминайте номера телефонов или заучивайте наизусть стихи.

Лечение расстройств памяти — сложный процесс, но при качественной диагностике и правильной терапии можно существенно замедлить их прогрессирование. Поэтому, как только у вас или у ваших близких появляются проблемы с памятью, не откладывайте визит к врачу, ведь они сопровождают большое количество неврологических болезней. Проверенная народная мудрость гласит, что тот, кто не пользуется памятью, может очень скоро ее потерять. Если хотите встретить свою зрелость с хорошо функционирующим головным мозгом, без нарушений памяти, способным ясно мыслить и вовремя вспоминать важную информацию, — нагружайте его, выполняйте рекомендации докторов, и ваша память будет для всех предметом зависти. Оцените статью.

За кратковременную память в нашем головном мозге отвечает такая структура, как гиппокамп, а за хранение информации на долгосрочный период отвечает кора головного мозга. Амнезия — это вид нарушения памяти, при котором происходит частичная или полная утрата способности головного мозга воспроизводить полученную в прошлом информацию. Чаще всего амнезия является обратимым процессом и воспоминания возвращаются к человеку начиная с самых давних, события, предшествовавшие амнезии, воспроизвести удаётся не всегда. Причины амнезии: алкогольная интоксикация острая или хроническая ; тяжёлые травмирующие психологические события; заболевания головного мозга эпилепсия, инсульт, деменции, болезнь Альцгеймера ; наркотическая интоксикация и передозировка лекарственными средствами; психические заболевания например, шизофрения, постгипнотическое расстройство ; опухоли головного мозга. Диагностика В первую очередь врачу необходимо исключить какие-либо органические причины, повлёкшие за собой нарушение памяти.

Нарушается, прежде всего, запоминание и воспроизведение справочного материала — дат, имен, цифр, названий, терминов, лиц и т. Быстрее забываются также свежие и менее закрепленные впечатления. Ухудшается ориентировка во времени, страдает хронологическая память, нарушается чувство времени.

Гипомнезия может проявляться анэкфорией — нарушением памяти, при котором теряется способность вспомнить о хорошо известном факте без напоминания. Приведем соответствующее наблюдение. Больная, перенесшая менингоэнцефалит, жаловалась, что не помнит многих фактов и событий последних лет: забылись имена, внешность сослуживцев, адрес нового места работы, номера служебных телефонов, имя родившейся дочери и многое другое.

Осознает, что прекрасно знала все это до болезни. Казалось, нужное воспоминание вот-вот появится, «вертится на языке», чувствовала, что оно не исчезло навсегда и упорно не прекращала попыток припомнить забытое. Мысль о дефекте памяти стала навязчивой, остро переживалась, появились опасения «сойти с ума».

Воспоминания возвращались постепенно, но лишь после напоминания о соответствующем факте. В последующем они сохранялись, возникая с прежней быстротой и легкостью. Нарушения памяти распространились только на события прошлого, происходившие до болезни, память на настоящее не пострадала.

Сходное с анэкфорией нарушение памяти описывалось под названием «отрицательные галлюцинации памяти» Блейлер, 1920. При более тяжелой гипомнезии из памяти выпадает множество подробностей и значительных событий, касающихся личной и общественной жизни. Вместе с тем никогда не наблюдается столь значительного опустошения памяти, как это бывает при прогрессирующей амнезии.

Критическое отношение к ослаблению памяти у больных с гипомнезией обычно сохраняется,— это отражается в соответствующих жалобах, в попытках компенсировать возникшую несостоятельность ведение записей, вязание узелков, использование мнемотехники, стремление класть предметы на одно и то же или видное место, привычка перепроверять себя и др. Типичны острые эмоциональные реакции на снижение памяти, депрессии. Ухудшение памяти, обусловленное различными органическими заболеваниями головного мозга, следует отличать от внешне сходных, но обратимых расстройств, возникающих на фоне различных психопатологических нарушений астении, депрессии и др.

Патологическое обострение памяти, проявляющееся чрезмерным обилием воспоминаний, которые носят яркий чувственно-образный характер, всплывают с необычайной легкостью и охватывают как события в целом, так и мельчайшие его подробности. Воспроизведение логической последовательности фактов нарушено, усиливаются, в основном, механическая и образная виды памяти. События группируются в ряды, отражающие их связь по смежности, сходству и контрасту.

Гипермнезия неоднородна, могут быть разграничены ряд ее вариантов в зависимости от клинического контекста, в котором она наблюдается аффективная патология, галлюцинаторно-бредовые состояния, состояния спутанного сознания. Гипермнезия встречается при гипоманиакальных и маниакальных состояниях, в начальных стадиях опьянения алкогольного, гашишного и др. Гипермнезия может быть при депрессии — отчетливо вспоминаются самые незначительные эпизоды прошлого, созвучные пониженной самооценке и идеям самообвинения.

Явления гипермнезии наблюдаются изредка в клинической картине инфекционных психозов. Известны случаи, когда в состоянии нарушенного сознания больные с фотографической точностью воспроизводили тексты прочитанных ранее книг, говорили на иностранных языках, забытых в обычном состоянии. По выздоровлении ожившие следы памяти вновь терялись.

Гипермнезия бывает парциальной, избирательной, проявляясь, например, повышенной способностью к запоминанию и воспроизведению цифр. Наблюдения такого рода описаны, в частности, при олигофрении Меграбян, 1972. Парциальная гипермнезия может проявляться повышенной памятью на впечатления раннего детства.

Встречаются пациенты, которые утверждают, что помнят себя с возраста год, полтора года и ранее, чему удается иногда получить подтверждение. Мы наблюдали больную, которая «помнила» себя с шестимесячного возраста. По сообщениям близких, она отличалась ранним развитием: с четырех месяцев сидела, в шесть месяцев ходила.

Пациентка «помнила», что в восемь месяцев начала говорить, как навещали ее, «вундеркинда», студенты, фотографировали. Думала, что такое я, как это меня не было, как это я исчезну. В пять лет видела, как под кровать забежала группа матрешек… В 10 лет неприятно было сознавать, что сознание материально и что душа зависит от тела…».

Но «ранними» могут оказаться и ложные воспоминания, когда рассказы близких людей позже принимаются за личные переживания, как это описал у себя Пиаже. Гипермнезию не следует смешивать с феноменальной памятью. Последняя не может быть описана в терминах психопатологии, так как процессы памяти и механизмы их произвольной регуляции не нарушаются.

Скорее всего не являются патологией и случаи исключительной памяти при умственной отсталости,— речь идет о незаурядной механической памяти, свойственной отдельным пациентам например, «календарной» памяти, когда после однократного просмотра календаря воспроизводятся все рисунки в прямом, а также обратном порядке. Парамнезии искажения, обманы или качественные нарушения памяти. Встречаются как самостоятельно, так и в сочетании с количественными нарушениями.

Сложность симптоматики парамнезии затрудняет их разграничение и классификацию. Существуют и терминологические разногласия. С учетом возможных возражений приведем следующее описание качественных нарушений памяти.

Феномены ранее виденного, слышанного, пережитого, испытанного, рассказанного deja vu, deja entendu, deja vecu, deja eprouve, deja raconte —впервые увиденное, услышанное, прочитанное или пережитое воспринимается как знакомое, встречавшееся ранее и в данный момент повторяющееся. Указанные нарушения возникают эпизодически, пароксизмально, могут быть стойкими и длительными. Чувство воспоминания, сопровождающее восприятие или переживание, никогда не связывается с определенной точкой прошлого, относится «к прошлому вообще» Сумбаев, 1945.

Чувство знакомости может относиться не только к непосредственным, но — также к недавним впечатлениям, которые вспоминаются с ощущением повторения породившей их ситуации. Степень уверенности, с какой больные оценивают вероятность того, что переживаемое событие ранее имело место, может быть различной, иногда она бывает полной, то есть становится по существу бредовой. В качестве иллюстрации приводим следующее наблюдение.

Больная шизофренией сообщила, что с детства ее не покидает ощущение, будто все воспринятое в данный момент кажется ей удивительно близким, знакомым, лишенным какой бы то ни было новизны. Происходящее, как считала она, лишь помогает вспомнить то, что было хорошо известно ей ранее, оно является всего лишь «напоминанием». Наиболее острым это ощущение было при чтении.

Из прочитанного в школьных учебниках она «не узнавала ничего нового», так как «знала это всегда», более того, пережила на самом деле. Считала, что была свидетельницей различных исторических событий, видела турниры рыцарей, бои гладиаторов, жила в пещерах первобытных людей и т. Как яркое воспоминание воспринимались сведения о происхождении Земли, зарождении жизни, доисторических существах.

На этом основании появилось убеждение, в том, что она жила всегда и ее душа вечна. Некоторые больные не только переживают ощущение повторения события, но «чувствуют до мелочей», что произойдет в предстоящие несколько минут — «уже думала об этом», «знала, что это произойдет»—deja prevu. Такие пациенты бывают уверены в том, что способны прорицать, предсказывать будущее, а иные создают весьма сложные концептуальные системы о времени вообще.

Феномены никогда не виденного, не слышанного, не пережитого и др. Знакомое, известное, привычное воспринимается как новое, ранее не встречавшееся. Прошлая жизнь вспоминается без ощущения лично пережитого: «Думаю, кто я такая, откуда я, как меня зовут, училась ли… Кажется, и замужем не была… Знаю, что все это было, но будто не со мной…».

Встречаются пациенты, которые обращают внимание на своеобразное переживание непредсказуемости предстоящих событий: «Не знаю, что произойдет в следующий момент… Все происходит как-то неожиданно, вроде этого не должно бы случиться… Все как обычно и все же удивляет, будто ранее я с этим и не предполагала столкнуться…». Данный феномен, полярный deja prevu, заслуживает, кажется, самостоятельного обозначения — jamais prevu. Упомянутые явления парамнезии наблюдаются при астенических состояниях, припадках височной эпилепсии, психопатии, шизофрении, последствиях травм и других органических поражений центральной нервной системы.

Вышеупомянутые феномены нередко описывают отдельно от парамнезий в рамках дереализации и деперсонализации. По этому поводу следует заметить, что оценка психопатологических симптомов с позиций структуралистской психологии расстройства восприятия, памяти, самосознания и т. Иллюзия узнавания.

Незнакомые лица, предметы, обстановка принимаются за другие, действительно существующие и известные больному. Чаще всего возникают в отношении людей. Иллюзии узнавания касаются обычно одного или ограниченного круга лиц или предметов, реже бывают множественными,— они, нестойки и тотчас забываются.

Возникают на фоне дезориентировки в месте, времени и обстановке при помрачении сознания, амнестическом синдроме интоксикационные , сосудистые, сенильные психозы. Иллюзорные ложные узнавания с ощущением отдаленного сходства без полной идентификации объектов могут возникать при астенических состояниях. В психологическом плане появление иллюзий узнавания, вероятно, связано с нарушением механизмов апперцепции — сличения текущих впечатлений с прошлым опытом, составляющего основу узнавания объектов.

Редуплицированная парамнезия Пика. Проявляется уверенностью в существовании двойников у объектов, воспринимаемых в данный момент. По мнению больного, имеются две одинаковых клиники, две точно такие же дочери, жены, есть еще один такой же врач.

Само восприятие не страдает, нарушено лишь объединение образа восприятия с соответствующим воспоминанием, вследствие чего оба образа переживаются раздельно. В отличие от феномена «уже виденное» здесь имеет место переживание удвоения, а не ощущения повторения ситуации. Наблюдается при относительно мягко протекающих сосудистых, атрофических и других органических процессах, возникающих во второй половине жизни, описана при алкогольном делирии.

От редуплицированной парамнезии следует отличать также эхомнезию — многократное воспроизведение одного и того же воспоминания. В это время пациент несколько раз подряд ощущает себя в одной и той же ситуации, которой соответствует повторяющееся воспоминание и в течение нескольких минут как бы отключается от текущих впечатлений. Мы наблюдали пациентов, которые до 4—5 раз подряд переживали какой-нибудь эпизод, например, переход улицы, фрагмент беседы и др.

Псевдореминисценция ложные воспоминания. По описаниям некоторых авторов Завилянский с соавт. Проверить достоверность таких воспоминаний, однако, часто невозможно.

По другим описаниям, в псевдореминисценциях выражается своеобразное нарушение локализации событий во времени. То, что случилось давно, вспоминается как недавнее событие, и, напротив, происшедшее в последнее время расценивается как имевшее место в далеком прошлом. Содержанием псевдореминисценций являются, как правило, факты обыденной жизни.

Патологические вымыслы, принимаемые больными за воспоминания о реальных событиях прошлого. Существуют разные классификации конфабуляции. Согласно одному из подходов разграничивают мнестические и фантастические конфабуляции.

Первые наблюдаются при амнезии, вторые — при парафре-нии и спутанности сознания. Мнестические конфабуляции в свою очередь разделяют на экмнестические проецируемые в прошлое и мнемонические относящиеся к наличной ситуации, к настоящему времени. Штернберг различает замещающие, экмнестические, фантастические, бредовые и галлюцинаторные конфабуляции.

Замещающие конфабуляции возникают на фоне грубых амнестических выпадений памяти. Пробелы воспоминаний заполняются рассказами о различных событиях, происходивших якобы, в это время. Характерны изменчивые вымыслы обыденного, правдоподобного содержания, как спонтанные, так и провоцируемые расспросами.

Наблюдаются при корсаковском психозе, сенильных и сосудистых психозах, при органических заболеваниях центральной нервной системы. Содержанием экмнестических конфабуляции являются события ранних лет жизни. Наблюдается «сдвиг ситуации в прошлое», когда воспоминания об отдаленных событиях заслоняют текущие впечатления.

Пациент собирается, например, в школу, готовится служить в армии, хотя на самом деле ему уже за восемьдесят. Пациент, в прошлом проводник поезда, считал, что находится не в отделении, а «в купе». Не хочет видеть навестившую его жену: «пусть она едет в другом купе».

Данное нарушение чаще встречается при сенильной деменции и развивается на фоне прогрессирующей амнезии. Фантастические конфабуляции представляют собой вымыслы о необыкновенных событиях, увлекательных приключениях, сенсационных происшествиях, героических подвигах, великих открытиях и изобретениях, встречах с выдающимися людьми, о занимаемых больными ранее высоких постах, наградах и почестях, богатствах, которыми они обладали и т. Больные сообщают об этом образно, с многочисленными подробностями, их рассказы связны, последовательны, часто спонтанны.

В других случаях конфабуляции отрывочны, непоследовательны и выявляются при расспросах. Содержание фантастических конфабуляции изменчиво, при повторных рассказах сообщаются новые, столь же невероятные подробности. Вымыслы относятся к определенному периоду прошлой жизни, однако, содержание конфабуляции может не считаться с понятиями о времени.

Прогрессирующая амнезия. Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер: так, одной больной казалось, что она живет в начале нашего века, что только что кончилась первая мировая война, только что началась Великая Октябрьская социалистическая революция.

Гиляровский описывал в 30-х гг. В этой амнестической дезориентировке звучат часто прошлые профессиональные навыки. Так, один из наших больных в прошлом официант в ресторане считал, что он во время обеда обслуживает посетителей, требовал, чтобы они больные ему заплатили за еду, иначе он позовет "хозяина".

Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которого лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга. Клинически болезнь характеризуется неуклонно прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного.

Он живет не в настоящей реальной ситуации, которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий, положений, имевших место в далеком прошлом. Такая глубокая дезориентировка с отнесением в отдаленное прошлое представлений не только об окружающей обстановке и близких людях, но и о собственной личности при старческом слабоумии развивается постепенно. Такие расстройства памяти, характеризующиеся "жизнью в прошлом", ложным узнаванием окружающих, с адекватным этой ложной ориентировке поведением возникают в основном при старческом слабоумии.

В основе его лежит диффузный, равномерно протекающий атрофический процесс коры головного мозга. Жислин высказывает предположение, что неясное восприятие мира при старческом слабоумии обусловлено расторможенностью выработанных дифференцировок, общим ослаблением анализаторных функций коры. Ставшие инертными нервные процессы не могут поспевать за сменой разыгрывающихся событий, идущих из реальной жизни, и фиксируют лишь отдельные части, компоненты обстановки и ситуации.

Все вписанные явления протекают на фоне интеллектуальной обедненности, обусловленной гибелью огромного числа клеток коры. В нашей лаборатории было проведено психологическое исследование группы больных в возрасте от шестидесяти до восьмидесяти трех лет. Исследование познавательных процессов проводилось с помощью методик: заучивание десяти слов, опосредованное запоминание, по А.

Леонтьеву, воспроизведение рассказов, установление простых аналогий, объяснение метафор и пословиц. Прежде всего выявилась недостаточная активность процесса запоминания. Больные фактически не принимали задачу "запомнить".

Об этом свидетельствует то, что ни одна из испытуемых не смогла воспроизвести ни одного слова при опосредованном запоминании по А. Вместо этого больные называли предметы, нарисованные на картинках, хотя связи между запоминаемым словом и картинкой часто устанавливались адекватно. Объем памяти у этих больных был очень мал и в среднем составлял 4 слова.

Форма кривых запоминания имеет форму плато рис. У некоторых больных кривые запоминания имеют зигзагообразную форму, что говорит о неустойчивости, истощаемости мнестических процессов больных. Очень низка прочность запоминания.

Никто из больных не мог припомнить ни одного из десяти слов при отсроченном воспроизведении. Показательно в этом отношении также воспроизведение рассказов. Бывали случаи, когда больные, дойдя до середины рассказа, обнаруживали, что не помнят конца, искажали его сюжет.

Малейшее от влечение , пауза между предъявлением и воспроизведением рассказа, какая-нибудь фраза, взгляд в сторону - все способствует быстрому забыванию. Больная, только что верно начавшая передавать содержание, с трудом вспоминает, о чем в нем шла речь, а через минуту заявляет, что никакого рассказа она не слышала, что "мы просто сидим и беседуем о разных вещах". Уровень умственных достижений подобных больных в течение эксперимента колеблется, особенно при выполнении заданий, требующих длительного удержания направленности мысли и постоянного оттормаживания несоответствующих связей простые аналогии, установление связи между словом и карточкой в методике на опосредованное запоминание.

Чрезмерная отвлекаемость, соскальзывание мысли по побочным ассоциациям являются характерными для обследованной группы больных. Так, больная, которая начала верно выполнять задание, вдруг предлагает какое-нибудь совсем нелепое решение или, забывая о том, что ей нужно делать, отвлекается и начинает говорить о посторонних вещах. Потом снова возвращается к заданию и правильно продолжает его.

Приводим для иллюстрации выписку из истории болезни, больной 3. Больная 3. Наследственность не отягощена.

Окончила гимназию, работала секретарем-машинисткой, потом занималась домашним хозяйством. Была замужем. Детей не имела.

Последние восемь лет жалуется на боли в сердце, отекают ноги. В 1966г. По словам соседей, с 1966г.

Пенсию тратила почти всю на сладости, которые раздавала знакомым. Себя полностью не обслуживала, ей помогала сестра. По ночам спала плохо, стучалась к соседу, говорила, что ей страшно, у нее воруют вещи через форточку.

Психиатром психоневрологического диспансера 25 февраля 1967г. В больнице первое время жалуется на преследование со стороны соседей, которые хотят украсть у нее ключи от комнаты, телевизор, делают дырки в двери ножом, ругаются. Часто пишет жалобы заведующей отделением на больных, которые якобы украли у нее много вещей: кастрюлю, шкаф, одежду, белье, стол, посуду.

Критика к своим высказываниям отсутствует, неряшлива, прожорлива. Остатки еды прячет в постели, возбуждается, плачет, когда эти остатки от нее отбирают. Пребыванием в больнице тяготится, просит о выписке.

Через несколько месяцев состояние опять ухудшилось. Жаловалась, что соседи часто говорят о ней по телефону, ругают ее. В марте 1968г.

Стала подозрительной, злобной, ночью не спала, ходила по квартире, зажигала свет, стучала к соседям в двери. Психическое состояние. Ориентирована, в беседу вступает охотно, говорит тихим голосом.

С удовольствием пишет ответы на бумаге. Крайне слабодушна. Первое время жалуется на преследование со стороны соседей.

Рассказывает, что даже в больнице в первые дни слышала, как по радио говорили о ее выселении. Последнее время поведение в больнице упорядоченное. Бреда не высказывает, галлюцинации отрицает.

Пребыванием в больнице не тяготится. Все свободное время сидит на излюбленном месте за столом у окна, никого туда не подпускает, очень сердится, если кто-то из больных занимает его. С врачом общается охотно, с больными не общается.

В часы трудотерапии работает.

Нарушение памяти в психологии: причины и лечение. Особенности памяти

Проблемы с памятью носят эпизодический характер, после чего воспоминания частично или полностью возвращаются. Амнезия может затрагивать и приобретенные навыки, например, умение водить машину, ездить на велосипеде, готовить какие-либо блюда. Виды амнезии Ретроградная амнезия проявляется в забывании событий на какой-то промежуток времени, предшествующий возникновению травмы. Например, человек, получивший травму голову, может забыть все, что с ним происходило за неделю или больше до несчастного случая. Антероградная амнезия является противоположностью предыдущей и подразумевает потерю памяти на промежуток после получения травмы. Фиксационная амнезия — это когда пациент неспособен запомнить поступающую информацию. Он вполне адекватно воспринимает действительность, но забывает информацию уже через несколько минут или секунд после ее получения. Это вызывает проблемы во временном ориентировании, а также в запоминании окружающих людей.

При тотальной амнезии человек не в состоянии вспомнить ничего из своей прошлой жизни. Он не знает своего имени, возраста, адреса, кто он и чем занимался. Как правило, такое расстройство психической функции запоминания наступает после получения тяжелой травмы черепа. Палимпсест возникает в результате алкогольного опьянения, когда индивид не может вспомнить отдельные моменты. При истерической амнезии личность забывает тяжелые, болезненные или просто невыгодные для себя воспоминания. Она свойственна не только душевно больным людям, но и здоровым, относящимся к истерическому типу. Парамнезия — тип нарушения памяти, при котором возникающие пробелы заполняются разными данными.

Экмнезия и криптомнезия Экмнезия — явление, когда личность проживает давно минувшие события как явление настоящего времени. Оно свойственно пожилым людям, которые начинают воспринимать себя как молодую особь и готовятся к поступлению в университет, свадьбе или к другим событиям, которые были пережиты в молодом возрасте. Криптомнезия — расстройство, при котором человек выдает услышанные или прочитанные идеи за свои собственные, искренне веря в свое авторство. Например, прочитанные книги великих писателей в своем воображении больные могут присвоить себе, уверяя в этом окружающих. Разновидностью криптомнезии может быть явление, когда человек событие из собственной жизни воспринимает как прочитанное в книге или увиденное в кино.

Постхирургический астенический синдром. После любых травм и болезней головного мозга необходимо постоянно наблюдаться у невролога. Это поможет своевременно выявить нарушения памяти и когнитивные расстройства. Какие болезни внутренних органов негативно влияют на память Нормальная работа головного мозга во многом зависит от слаженной работы всего организма. Многие дисфункции косвенно могут повлиять на концентрацию внимания, память. Гормональный фон влияет на процесс запоминания. Тестостерон, вазопрессин, пролактин, эстроген помогают преобразовывать кратковременную память в долгосрочную. Окситоцин ухудшает процесс запоминания. Основные болезни: Гипертония, другие болезни сердечно-сосудистой системы. Провоцируют ухудшение кровоснабжения головного мозга. Нарушение процессов обмена. При сбое в обмене веществ ткани мозга страдают от дефицита питательных веществ. Ресурсы распределяются по жизненно важным областям, а центр памяти в этом списке не приоритетен. Ангиопатия — патология развивается на фоне сахарного диабета. Сосудистые стенки утолщаются, мелкие сосуды перекрываются и прекращают работать. Кровообращение нарушается во всех органах, страдает и головной мозг. Гипотиреоз — недостаток гормона щитовидной железы приводит к развитию йододефицита. Психические расстройства — шизофрения, эпилепсия, депрессия. Шейный остеохондроз. Деформированные позвонки пережимают кровеносные сосуды, мозг страдает от дефицита кислорода и питательных веществ. При болезнях почек ухудшается вербальная память. Когнитивные функции снижаются при увеличении уровня креатинина, снижения скорости клубочковой фильтрации.

Утрата запасов памяти происходит в определенной последовательности, подчиняющейся закону Рибо-Джексона; от частного — к более общему, от позднее приобретенного, менее прочно закрепленного и менее автоматизированного—к тому, что было приобретено раньше, прочнее закреплено, более организовано и автоматизировано; от менее эмоционально насыщенного — к более эмоционально значимому. Дольше всего сохраняются следы двигательной и эмоциональной памяти — двигательные навыки привычные действия, походка, жесты , характер аффективных реакций на определенные ситуации. Различают несколько этапов развития прогрессирующей амнезии. На первом этапе наблюдается резкое снижение памяти на текущие события — фиксационная амнезия. Память на прошлое может быть удовлетворительной или даже несколько повышенной иногда оживление памяти на прошлые события достигает степени гипермнезии. На втором этапе амнезии присоединяются пробелы памяти на события, предшествовавшие началу заболевания, а затем все более отдаленные — ретроградная амнезия. На третьем этапе сохраняются разрозненные и очень скудные воспоминания, относящиеся, в основном, к детским годам жизни. Путаются события, даты, не узнаются родственники и знакомые, теряются воспоминания о самых важных эпизодах жизни. Не узнаются свои фотографии. Собственное изображение в зеркале принимается за облик незнакомого человека — симптом зеркала. Нарушены все виды ориентировки. Воспоминания далекого прошлого могут переживаться как происходящее в данный момент — экмнезия. Экмнезии, которые впервые выделил Питр 1882 , представляют собой яркие воспоминания прошлых событий, имевших место перед теми, которые подверглись амнезии. Сумбаев указывает, что такая амнезия может быть обусловлена истерическими механизмами или постгипнотическим внушением. В острых психотических состояниях экмнестические воспоминания могут приобретать иллюзорно-галлюцинаторный характер. В настоящее время экмнезии отождествляются с конфабуляциями экмнестические конфабуляции , но это едва ли можно считать оправданным, если понимать под конфабуляциями вымыслы с характером воспоминания. Как видно, при прогрессирующей амнезии страдают все виды памяти кратковременная, промежуточная, долговременная. Прогрессирующая амнезия наблюдается при атрофических процессах, прогрессивном параличе, прочих грубо органических поражениях. Ретроградная амнезия. Выпадение памяти на события, которые предшествовали состоянию измененного сознания, грубо органическому повреждению головного мозга, гипоксии например, самоповешение , развитию острого психотического синдрома. Амнезия может распространяться на различные по продолжительности отрезки времени — от нескольких минут, часов, дней до ряда месяцев и даже лет. Пробел памяти может быть стойким, стационарным, но во многих случаях воспоминания частично или полностью позднее возвращаются. В последнем варианте речь идет, очевидно, о нарушениях репродуктивной функции памяти. Впечатления, непосредственно примыкающие к началу болезненного эпизода, реже восстанавливаются в памяти, так как «короткая» память в период консолидации, как упоминалось, отличается высокой чувствительностью к повреждающим воздействиям. Восстановление памяти, если оно происходит, начинается обычно появлением воспоминаний о более отдаленных событиях и совершается в направлении ко все более свежим. Реже последовательность восстановления следов памяти может быть иной. Мы наблюдали всего один случай, когда воспоминания возвращались в обратном порядке — от недавних по направлению ко все более отдаленным. Бехтерев описал особый, приступообразный вариант ретроградной амнезии, рассматривая его генезис в рамках эпилептиформного синдрома при сосудистой патологии головного мозга. Антероградная амнезия. Утрата воспоминаний о событиях, непосредственно следующих за окончанием бессознательного состояния или другого явного расстройства психики. Амнезия может распространяться на значительные промежутки времени, достигающие нескольких дней, месяцев, возможно, лет. Идентификация антероградной амнезии встречает иногда большие затруднения, нередко она смешивается с фиксационной и конградной амнезией. Приведем поэтому соответствующее наблюдение. Больной совершил попытку самоубийства и с этой целью выбросился из окна четвертого этажа. По выходе из комы в течение месяца находился в состоянии спутанного сознания. По окончании психоза правильно вел себя в отделении, сообщал о себе необходимые сведения, правильно ориентировался в месте, времени, окружающих лицах, читал и рассказывал о прочитанном, не вдаваясь, правда, в детали. Из событий текущей жизни лучше помнил то, что время от времени повторялось. Наблюдалась ретроградная амнезия на промежуток времени в пределах 4—5 часов, а также амнезия на период нарушенного сознания. Затем больной был переведен из психиатрической клиники в соматический стационар. По возвращении обратно выяснилось: он забыл, что находился ранее в психиатрической клинике, не узнавал обстановки, врача, персонал, больных, считал, будто оказался здесь впервые. Судя по этому наблюдению, в основе развития антероградной амнезии лежит блокирование механизмов, обеспечивающих перевод информации из «короткой» и промежуточной форм памяти в долговременную память. Антероградная амнезия может сочетаться с ретроградной, как это видно в упомянутом наблюдении,— антероретроградная амнезия. Конградная амнезия. Выпадение памяти о событиях в окружающем и о собственном самочувствии на период нарушенного сознания. Амнезия может быть полной или тотальной, что характерно для сумеречного помрачения сознания, аменции, выраженной оглушенности. Частичная или фрагментарная амнезия обычно сопутствует делириозному, онейроидному помрачению сознания, легкой оглушенности. Выпадение памяти выявляется сразу по выходу из болезненного состояния либо наступает спустя некоторое время — отставленная или ретардированная амнезия. Утрата воспоминаний, относящихся к состоянию глубокого опьянения, сопровождающегося выраженной оглушенностью сознания, является одним из вариантов конградной амнезии. Конградная амнезия может сочетаться с ретро- и антероградной. Механизмы ее развития, вероятно, связаны с разными причинами, в том числе и с нарушением вербализации внешних и внутренних впечатлений, вследствие чего они не включаются в словесно-логические структуры сознания. Алкогольная амнезия. Выпадение памяти на события, приуроченные к опьянению больных алкоголизмом. Отчетливых нарушений сознания в забытом периоде времени не наблюдается Короленко, 1973. При алкогольных амнезиях больные могут припоминать, как, будучи в опьянении, пытались запомнить или были уверены, что не забудут случившееся, но тем не менее амнезия наступала. Известны случаи, когда страдающие алкоголизмом лица забывают о впечатлениях периода опьянения, будучи трезвыми, но при повторном опьянении вновь могут о них вспомнить, — феномен разрывной памяти Д. Феномен напоминает состояния альтернирующего сознания и тем самым наводит на мысль об истерическом его происхождении. Предвестником алкогольной амнезии является палимпсест, описанный в качестве специфического признака раннего алкоголизма К. Bonhoeffer 1904. Палимпсест соскоб означал в древности надпись на пергаменте со стершимися от его многократного сгибания и разгибания фрагментами текста. В конце минувшего, начале текущего столетия данный термин использовался криминалистами для обозначения полустертых надписей и рисунков в тюремных камерах. Алкогольные палимпсесты проявляются выпадением памяти на отдельные подробности или детали событий, происходивших во время алкогольного опьянения. Транзиторные амнестические эпизоды. У лиц в возрасте от 45 до 70 и более лет описаны пробелы памяти продолжительностью от 1 до 24 часов. Указанные амнестические эпизоды рассматриваются как неэпилептические цереброваскулярные приступы, проявляющиеся в нарушении деятельности лимбических структур Frank, 1981. В отечественной литературе упомянутые выпадения памяти описаны под названием транзиторная глобальная амнезия Завилянский с соавт. Отмечается однократность таких провалов памяти у одного и того же пациента. Систематизированные системные амнезии. Выпадение специализированных видов памяти на лица, цвета, запахи, символы, навыки. К данному виду амнезии относятся нарушения типа афазии, агнозии, апраксии. Моторная экспрессивная афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей. Типичным является телеграфный стиль речи как и в ранней речи детей состоящей из коротких, в два, три слова фраз, составленных из имен существительных и глаголов , аграмматизмы, замена одних букв, слогов и слов другими литеральные и вербальные парафазии , их пропуски, смешения контаминации — «палалет» — составлено из «палата» и «туалет» , застревания персеверации. Страдает произвольная письменная речь, в то время как при списывании она сохранена лучше. В более тяжелых случаях моторной афазии нарушается письмо под диктовку. Сенсорная афазия проявляется непониманием устной и письменной речи, поскольку нарушен фонематический слух — различение фонем, сходных по звучанию. Особенно плохо различаются близкие фонемы б-п, д-т и др. Больные многоречивы, их высказывания непонятны из-за аграмматизмов, парафазии. Нарушаются чтение, письмо. Амнестическая афазия проявляется забыванием нужных слов, например, названий предметов. Вместо этого пациенты показывают или описывают назначение и свойства предметов, действия, которые совершаются с ними. Многоречивость сочетается с вербальными парафазиями, персеверациями. Письмо при списывании не нарушается. Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы, которые выражают отношения между понятиями. Например, пациент не видит различия между отцом брата и братом отца. Нарушения развития речи у детей обусловлены генетическими и в меньшей степени средовыми факторами. Нарушения речевого развития выявляется на этапах раннего детства и не связаны с неврологическими, сенсорными, умственными отклонениями, повреждениями артикуляционного аппарата. Речевым расстройствам сопутствуют трудности в овладении чтением, письмом, сложности в общении, эмоциональные и поведенческие проблемы. Эйнштейн почти не говорил до трех лет. Специфическое расстройство развития речи может затрагивать разные ее стороны: во-первых, расстройство артикуляции речи, при котором затруднено использование звуков речи в норме оно достигается к 11 —12 годам : пропуски, искажения, подмены фонем, что приводит к сложностям в понимании речи детей окружающими, хотя невербальный интеллект детей остается в пределах нормы. К данному расстройству относят нарушения артикуляции, лепетную речь, дислалию, отклонения фонологического развития; во-вторых, это расстройство экспрессивной речи. Понимание речи не нарушено, не обязательны нарушения артикуляции, типично снижение уровня использования выразительной разговорной речи ограничение лексикона, замедление развития фразовой речи, трудности в подборе синонимов, синтаксические ошибки и др. Использование невербальных средств коммуникации не нарушено. Возможны тем не менее затруднения в контактах, эмоциональные и поведенческие проблемы, иногда избирательная потеря слуха. Наконец, это могут быть расстройства рецептивной речи: неспособность реагировать на знакомые названия, следовать простым инструкциям, понимать грамматические конструкции. Нарушение узнавания предметов. При оптической агнозии предметы не узнаются, возможно, из-за выпадения адекватных программ исследовательских действий ощупывающих движений глаз. Зрение и цветовосприятие не страдают. Нарушение узнавания может касаться символов букв, цифр , рисунков, геометрических фигур. О симультанной агнозии упоминалось нами ранее. Агнозия в отношении собственного тела определяется как соматоагнозия. Соматоагнозия выражается в неузнавании частей своего тела. Пациент не знает, например, где у него нога, рука, где левая и правая, верхняя или нижняя половина тела аутотопагнозия. Соматоагнозия у неврологических пациентов проявляется отрицанием факта паралича. Так, при синдроме анозогнозии Антона-Бабинского больной не осознает левостороннего паралича и обнаруживает «слепоту на свою слепоту» очаг поражения в правой гемисфере. Мнимое ощущение дополнительных частей тела лишняя рука, голова и т. Бехтерева и П. Останкова — описана при поражении коры субдоминантного полушария. Прозопагнозией называют неузнавание лиц знакомых людей на фотографиях. Выпадение моторных навыков действий с предметами, жестов, выразительных актов, способности подражать действиям окружающих и выполнять движения по просьбам извне. При моторной апраксии пациент забывает характер действий, требуемых для выполнения задания. При идеаторной апраксии страдает план, последовательность действий, которые нужно выполнить для достижения цели. Конструктивная апраксия проявляется в том, что пациент не может из отдельных элементов или частей воссоздать нужную целостную структуру составить фигуру, орнамент и др.

Некоторые области когнитивного функционирования, такие как внимание, каким-то образом снижаются при психических заболеваниях. Некоторые болезни способствуют отсутствию концентрации внимания, а другие вызывают полную неспособность сосредоточиться. Однако каждое псмихическое расстройство обычно способствует преимущественному нарушению определенной когнитивной области. Отсутствие исполнительной функции наблюдается при многих психических заболеваниях, но определенные функции снижаются до определенной степени. Например, отсутствие планирования связано с тревожными расстройствами. Это также включает в себя принятие правильных решений и создание эффективных моделей поведения. Когнитивные нарушения являются одним из основных признаков шизофрении, наряду с позитивными бред и галлюцинации и негативными симптомами. Снижение когнитивных функций описано не только у пациентов с продолжающейся шизофренией , но и в периоды ремиссии , у пациентов с первым психотическим эпизодом и даже у здоровых близких родственников. Исследователи считают, что нейрокогнитивные нарушения можно обнаружить задолго до того, как болезнь проявится, и они столь же значительны, как другие симптомы шизофрении. Депрессивные расстройства также сопровождаются когнитивными нарушениями в различных областях, таких как внимание, исполнительные функции, память и скорость обработки информации. Эти нарушения часто сохраняются даже в период ремиссии. К нейробиологическим механизмам, ведущим к когнитивным нарушениям при различных нервно-психических заболеваниях, относятся: Генетические механизмы. Это связано с дисфункцией различных генов, участвующих в патогенезе психических расстройств. И генетические, и экологические факторы влияют на когнитивное развитие, но в то время как генотип остается постоянным, эпигенетические средовые факторы могут изменяться и влиять на когнитивные функции на протяжении всей жизни человека и даже до рождения. Например, дети, чьи матери употребляли алкоголь во время беременности, могут родиться с расстройствами фетального алкогольного спектра FASD и иметь тяжелые когнитивные нарушения. Геномные исследования выявили тысячи генетических локусов, связанных с психическими заболеваниями, по результатам множественных полногеномных ассоциативных исследований GWAS.

Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать

Пролистав добрую часть инструкции и предупреждений, я сразу перешел к экспериментам с другом, который оказался хорошо податливым к гипнозу. Давайте назовем его Уилл. Мы потеряли связь десятки лет назад, но этот случай Уилл точно вспомнит. Под гипнозом я сказал ему, что когда он проснется, здесь будет мышь — хорошая мышь — которая будет бродить вокруг него, видимая и бесстрашная. Когда он вышел из гипнотического транса, конечно же, рядом была мышь. Конечно же, я объяснил ему, что мыши на самом деле не было. Для него она была только по причине гипнотического внушения, которому он отлично подвергался. Почему бы не перевернуть мышь, я спросил его позже по телефону.

Она не против. Конечно, она была бы не против. У нее будет белое брюшко, продолжал я. На брюшке будет изображение носорога с черными волосами. Уилл перевернул мышь и сказал, что да, у нее белое брюшко с черноволосым носорогом. Учтите, что окраска брюшка и носорога были уточнены позже, когда Уилл давно уже вышел из состояния гипнотического транса. Несмотря на это, характеристики сообщились и позже, были положены на желание увидеть и однозначно помнятся по сей день.

В моем случае гипнотически индуцированные галлюцинации проявились случайно во время уроков в высшей школе. Мои глаза потускнели, как это обычно происходило во время лекций и не только в высшей школе. На поле моего зрения опустился туман, вероятно вызванный усталостью сетчатки. Затем учитель произнес предложение, содержащее фразу «…запишите это…», из которой я запомнил только два слова. Мой загипнотизированный ум воспринял фразу буквально и слово «это» само написалось красивым курсивом и летало в серой дымке. Я проснулся и удивился, когда понял, что это замечательный пример гипнотического внушения. Галлюцинации исчезли сразу, а память об этом гипнотически насажденном событии все еще живет.

Многие люди помнят вещи, абсолютно не связанные с объективной реальностью. И эти воспоминания могут быть яркими». Носорогомышь Уилла это один пример.

Прогулки на свежем воздухе и занятия спортом положительно влияют на нашу память. Недостаток кислорода в организме нарушает работоспособность головного мозга, и негативно влияет на память человека. Здоровый сон является основой здорового организма, а значит и хорошей памяти. Особенно сон в тёмное время суток, ведь именно тогда клетки головного мозга восстанавливаются. Таким образом, при соблюдении режима здорового сна, память будет работать в полную силу на уровне нейронов.

Любое нарушение сна практически мгновенно скажется на качестве памяти. Болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона это тяжелые заболевания головного мозга, которые так же непременно связаны с ухудшение памяти. Поэтому, если у вас появились проблемы с памятью и ещё некоторые проблемы с функционированием головного мозга, стоит обратиться к врачу. Но не всегда проблемы с памятью связаны с физическими и биологическими проблемами. Наверняка вы не раз замечали, что некоторую информацию вы запоминаете лучше другой. Например, одни не могут запомнить и несколько десятков названий продуктов, но помнят сотни чисел, в области, которая им интересна, при этом, не тратя особо времени на их запоминание. Такие ситуации не стоит воспринимать как проблемы с памятью, скорее то, что вы пытаетесь безуспешно запомнить, вас не интересует, а на запоминание такой информации уходит достаточное количество времени. Ухудшение памяти, связаные с наложение информации В психологии встречаются теории, которые объясняет природу существования забывания.

Например, как результат угасания следа памяти описывается в теории затухания. Но существующая теория интерференции утверждает, что воспроизведение более раннего следа памяти становится мало вероятным из-за наложения старой информации на более позднюю. Данную теорию можно объяснить следующим образом: что может произойти, если человек запомнил сначала одну информацию, а следом изучил подобную информацию, но отличающуюся в некоторых моментах от предыдущей. Тогда возможно два исхода: либо первый поток информации не дает запомнить новый, либо второй поток информации замещает первый, тем самым стирая старую информацию из памяти. Бывают случаи, которые отражают данную теорию. Например, у Вас на работе и дома есть клавиатуры у компьютера, настройки которых отличаются друг от друга. И когда Вы работаете, дома то начинаете сбиваться и нажимать клавиши, соответствующей раскладке на работе и в случае, если Вы работаете на рабочем компьютере, то может произойти та же ситуация, так как Вы попеременно привыкаете к каждой клавиатуре. Снижение памяти, связанные с затуханием информации Существует такая теория, согласно которой информация, которой не пользовались долгое время, постепенно исчезает из памяти человека.

Это так же может быть связано с прожитыми годами, и возрастом человека. Но я не могу согласиться с этой теорией, по крайней мере, не полностью. Дело в том, что науке и истории известны случаи, когда в раннем возрасте некоторые люди умели говорить на каком-либо не родном языке, но после многих лет этот язык забывался, что в принципе подтверждало бы эту теорию. Но к старости некоторые из них начинали вспоминать этот язык, и даже спокойно говорить на нём, к удивлению всех окружающих. Это можно объяснить тем, что информация хранится в нашей памяти в разных «хранилищах», и при долгом отсутствии использования этой информации адрес и код к этому хранилищу теряется. А у тех людей, которые к старости внезапно вспоминали ту, утерянную, информацию, этот адрес непонятным образом находился. Снижение памяти связанные с кодированием информации Информация, как известно, хранится в разных ячейках или хранилищах и по-разному кодируется. Поэтому извлечь ее достаточно сложно и порой невозможно.

Это подобно тому, если Вы изменили пароль на домашнем компьютере. Потом долгое время им не пользовались. Вам самому будет очень сложно его воспроизвести, пока кто-нибудь из родных Вам не поможет. Самое страшное, что со своей памятью Вы сможете совладать только сами. Если попытаться воспроизвести ту ситуацию, при которой Вы что-либо запоминали, то заветный пароль может всплыть в Вашей памяти. Бывают случаи, когда человек в состоянии стресса, имеющий много различной информации, теряется.

Спутанность и расстройство сознания, а также другие типы изменения психических функций возникали при госпитализации коронавирусных пациентов с респираторными проблемами. И исследование показало, что такие пациенты нуждались в более длительной госпитализации и часто после нее не могли справляться с повседневными делами. Но исследования долговременного мозгового тумана только начинаются. Проблемы с памятью, головокружение или спутанность сознания отмечались у трети или более респондентов. Как будто нахожусь под наркозом. Но девушка стала такой рассеянной, что однажды постирала пульт от телевизора вместе с бельем, а также была вынуждена вернуть собаку, которую недавно взяла из приюта, потому что не могла доверить себе заботу о домашнем животном. Но я не могла вспомнить, кого или почему я должна просить. Я забыла, кто я и где нахожусь.

Существует множество причин нарушения когнитивных функций у взрослых в молодом возрасте. Вот самые частые из них1,2,3: Стресс. Напряженная работа, конфликты в семье, финансовые проблемы и прочие сложности взрослой жизни неизбежно влияют на здоровье человека. Эмоциональное напряжение сказывается на функционировании всего организма, и нервная система не становится исключением. Стресс приводит к снижению концентрации внимания, ухудшает память, снижает работоспособность. Хронические заболевания. Патологии сердца, сосудов , легких, пищеварительного тракта — все это может приводить к снижению объема памяти и концентрации внимания, становиться причиной быстрой утомляемости. Например, заболевания щитовидной железы и сахарный диабет часто приводят к ухудшению когнитивных функций и снижению работоспособности. Дефицит витаминов и микроэлементов. Снижение концентрации витаминов D, B9 и B12, железа, йода и цинка может сказываться на работе головного мозга. Психические нарушения. Ухудшение памяти и снижение концентрации может быть одним из ранних симптомов депрессии и тревожного расстройства. Прием лекарств. Некоторые препараты могут ухудшать работу мозга — об этом обычно сказано в инструкции в разделе про побочные реакции. Например, так действуют седативные и снотворные средства, некоторые лекарства от аллергии. Вредные привычки: курение и злоупотребление алкоголем. Поскольку когнитивные нарушения у людей 30—40 лет довольно часто возникают на фоне какой-либо другой патологии, а не связаны с возрастными изменениями работы мозга, врач может порекомендовать пройти комплексное обследование, которое необходимо при основном заболевании. Как проявляются нарушения внимания и памяти Спектр симптомов не зависит от возраста, а связан скорее с выраженностью когнитивных нарушений. Обычно появляются такие жалобы3: Периодическая забывчивость — может касаться информации или недавних событий; Распространенный симптом — сложности при поиске нужного слова в разговоре — когда человек забывает название предмета, действия, признака или явления; Сложности при концентрации на определенной задаче — человек постоянно отвлекается от дела, не может организовать процесс или даже рабочий график; Повышенная утомляемость при умственной работе — после продуктивного периода наступает резкое снижение внимания, заторможенность, усталость. Без своевременного лечения состояние усугубляется, выраженность беспокоящих нарушений нарастает и переходит в полную непереносимость умственных нагрузок — после такой работы человек чувствует себя вялым, разбитым, отмечается раздражительность , бессонница, головные боли, сильная слабость.

Куда опять подевались очки? Говорим о причинах ухудшения памяти

Обратная ретроградной, то есть человек забывает события, которые происходили после получения травмы. При этом предыдущие воспоминания сохраняются. Этот вид амнезии довольно редкий, также он может быть спровоцирован приемом специфических препаратов. При таком виде забываются текущие и совсем недавние события. Человек хорошо помнит прошлые события, однако у него возникают трудности в воспроизведении того, что произошло 5 минут назад. Он теряет нить разговора, потому что может забыть вопрос спустя несколько минут. Фиксационная амнезия может возникать вследствие травм мозга или интоксикации организма, а также при дефиците витамина B1. При такой амнезии не запоминаются новые события или они путаются с предыдущими.

Возникает при опухолях мозга и травмах, а также наблюдается при старческом слабоумии — деменции. Это вид амнезии, при котором воспоминания постепенно возвращаются. Так происходит после операций, проведенных под наркозом, после сотрясений мозга и даже в результате стресса. Транзиторная глобальная. Это отключение памяти на некоторый период — от получаса до целого дня. Также может сочетаться с ретроградной амнезией. При этом происходит дезориентация в пространстве и времени.

Возникает при закупорке сосудов головного мозга — ишемии, а также после эпилептического припадка или мигрени. Как сохранить память Наш мозг пластичен, а это значит, что он может развиваться в течение всей жизни, но так же и деградировать. Все зависит от нагрузки. Чтобы поддерживать тонус его функций, в том числе — памяти, нужно регулярно тренировать мозг на специальных тренажерах.

Нарушение процессов обмена. При сбое в обмене веществ ткани мозга страдают от дефицита питательных веществ. Ресурсы распределяются по жизненно важным областям, а центр памяти в этом списке не приоритетен. Ангиопатия — патология развивается на фоне сахарного диабета.

Сосудистые стенки утолщаются, мелкие сосуды перекрываются и прекращают работать. Кровообращение нарушается во всех органах, страдает и головной мозг. Гипотиреоз — недостаток гормона щитовидной железы приводит к развитию йододефицита. Психические расстройства — шизофрения, эпилепсия, депрессия. Шейный остеохондроз. Деформированные позвонки пережимают кровеносные сосуды, мозг страдает от дефицита кислорода и питательных веществ. При болезнях почек ухудшается вербальная память. Когнитивные функции снижаются при увеличении уровня креатинина, снижения скорости клубочковой фильтрации.

Исследование проводили на протяжении 5 лет ученые из США. Нужна консультация специалиста? Неблагоприятное воздействие внешних факторов, образ жизни Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга. Но эти причины, в отличие от болезней, устранить проще. При изменении образа жизни забывчивость постепенно исчезнет. Причины ухудшения памяти: Информационные перегрузки. Человеческий мозг зависает, если не в состоянии переработать весь полученный объем информации. Принцип многозадачности уже признан неэффективным, поскольку приводит к ухудшению возможностей памяти, внимательности, нервным расстройствам.

Для нормальной работы мозга необходимо постоянно пополнять запасы витаминов группы B. Эти вещества защищают клетки от старения и перегрузок, участвуют в кислородном обмене и синтезе некоторых нейромедиаторов, обеспечивают нормальную работу центральной нервной системы.

В таких случаях обычно назначается : ангиография сосудов; МРТ; компьютерная томография. Дополнительно проводятся лабораторные исследования с целью выявления системных заболеваний. Только после постановки окончательного диагноза невролог сможет приступить к рассмотрению возможных вариантов лечения. Как лечат провалы памяти Многое зависит от характера и степени выраженности симптомов. Но специалист с богатым практическим опытом, а именно такие врачи принимают больных с неврологическими расстройствами в нашей клинике «Эдкар-Мед», выберет правильную тактику терапии. Лечение больных с амнезией проводится по индивидуальной программе, врач-невролог контролирует весь процесс.

В комплекс лечения помимо приема ноотропных средств и препаратов для улучшения состояния сосудов включаются: сеансы мануальной терапии; специальные упражнения для тренировки памяти; курс рефлексотерапии; физиопроцедуры. В запущенный случаях для стабилизации состояния назначаются сеансы психотерапии. Конечно, для восстановления памяти потребуется много времени. Причем успешный результат зависит и от самого пациента. Он должен строго выполнять рекомендации невролога. Эти правила простые и могут впоследствии стать частью образа жизни пациента.

Виды памяти Образная память занимается тем, что позволяет фиксировать в памяти различные образы. Двигательная делает то же, но по отношению к движению. Эмоциональная память концентрируется на пережитых эмоциях.

Символическая является своеобразной, но благодаря ей мы можем запоминать слова, мысли, идеи. О краткосрочной и долгосрочной памяти известно всем. Первая способствует запоминанию большого количества информации на небольшой промежуток времени, после чего она ликвидируется или переходит раздел долгосрочной. Произвольная и непроизвольная память. Первая срабатывает благодаря предварительному указанию на запоминание, а вторая делает это произвольно, без каких-либо команд. Для каждого из этих видов существует свое нарушение памяти. В психологии Корсаковский синдром, к примеру, является расстройством кратковременной памяти. Виды расстройства памяти Каковы симптомы нарушения памяти? Это забывание и невозможность воспроизведения событий из личного или чужого опыта.

Парамнезия — потеря во времени, когда индивид путает события прошлого и настоящего, не может понять, какие события в его голове имели место быть в реальном мире, а какие являются вымышленными, спроецированные мозгом на основе полученной когда-то информации. Дисмнезия - расстройство, к которому относятся гипермнезия, гипомнезия и амнезия. Последнее характеризуется забыванием отдельной информации и навыков на некоторый отрезок времени. Проблемы с памятью носят эпизодический характер, после чего воспоминания частично или полностью возвращаются. Амнезия может затрагивать и приобретенные навыки, например, умение водить машину, ездить на велосипеде, готовить какие-либо блюда. Виды амнезии Ретроградная амнезия проявляется в забывании событий на какой-то промежуток времени, предшествующий возникновению травмы. Например, человек, получивший травму голову, может забыть все, что с ним происходило за неделю или больше до несчастного случая. Антероградная амнезия является противоположностью предыдущей и подразумевает потерю памяти на промежуток после получения травмы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий