Актриса Лариса Лужина рассказала о том, как Станислав Говорухин снимал фильм «Вертикаль» с ней и Владимиром Высоцким в главных ролях.
Вертикаль где снималась - 89 фото
Его создал в 90-х годах прошлого века главный охотовед и альпинист Кабардино-Балкарии Хусейн Залиханов, который в 1966 году познакомился с Высоцким во время съемок фильма «Вертикаль». Легендарному фильму Вертикаль, в котором актер, бард, поэт сыграл главную роль и спел свои песни, исполнилось 50 лет Снятый на Одесской киностудии с Владимиром Высоцким в главной роли фильм Вертикаль произвел тихую революцию в советском. О Владимире Высоцком снимут фильм «Володя», где его лицо воссоздадут с помощью нейросети. На минувшей неделе один из центральных российских телеканалов решился на ретроспективу первого (дипломного) фильма Станислава Говорухина «Вертикаль», хорошо запомнившегося советскому зрителю, прежде всего, песнями полулегального тогда барда Владимира Высоцкого.
Откройте свой Мир!
Скажем несколько слов о второй поездке Высоцкого в Кабардино-Балкарию. До самого недавнего времени единственным подтверждением того, что он вновь приезжал туда в 1967 году, были его слова, сказанные на концерте в Киеве и неоднократно повторенные на других выступлениях , на которые я просил читателей обратить внимание. Автор статьи "Возвращаются все... Селиневич рассказывает, как однажды он встречался с Высоцким и Залихановым в кафе "АЙ" на горе Чегет. Селиневич вспоминает, что за столом обсуждали главным образом предстоящий Высоцкому переход через Донгуз-Орунский перевал в Сванетию. Автор не указывает год, когда произошла та встреча, но припоминает, что за столом "затронули недавние наши трагические происшествия в космосе". В истории нашей космонавтики было два трагических события — 24 апреля 1967 г. Комаров, а 30 июня 1971 г. Добровольский, В. Волков и В. Ещё одна "зацепка": Селиневич помнит, что Высоцкий рассказывал о своей поездке в Сибирь.
К этому моменту до съёмок "Хозяина тайги" Высоцкий бывал в Сибири дважды — в декабре 1963 г. Таким образом, можно предположить, что описываемые события происходили в конце лета 1967 г. Как оказалось, предположение было абсолютно верным. Через много лет Ш. Залиханова, вдова упомянутого Высоцким в письме альпиниста Х. Залиханова, подтвердила, что Высоцкий был у них в гостях именно летом 1967 года. Дата следующего визита Высоцкого в Кабардино-Балкарию известна точно — конец июля 1970 г. Роговой, московский высоцковед, в молодости увлекавшийся альпинизмом, уточнил, проанализировав записи в своей "Книжке альпиниста", что, приблизительно, 29 июля он присутствовал на концерте Высоцкого в альплагере "Баксан". Позднее Роговой нашёл несколько человек, общавшихся с Высоцким в тот период. Беседы с ними позволили установить, что Высоцкий выступал также в альплагерях "Эльбрус", "Шхельда" и в гостинице "Азау".
А более, увы, прибавить к сказанному нечего. Все известные мне подробности значения не имеют. Высоцкий не менее недели провёл на Кавказе в Баксанском ущелье и несколько раз выступал в окрестных альплагерях. Сухого закона в это время не придерживался", — изящно заметил И. Существует рассказ о ещё одном приезде Высоцкого в Кабардино-Балкарию. Альпинист В. Цанунин рассказывал, что летом 1974 года он встретил Высоцкого на Эльбрусе, в "Приюте 411". По словам Цанунина, в группе было около сорока человек, из них на вершину поднималось двенадцать. Вернулись, сфотографировались все вместе и по несколько человек. У меня хранятся эти снимки.
Стою рядом с Владимиром Высоцким". Просто, более двадцати лет занимаясь изучением биографии Высоцкого, доподлинно знаю, сколько небылиц связано с его именем. Потому-то и стараюсь найти подтверждение любой информации. В данном случае таких подтверждений пока нет. Есть в Кабардино-Балкарии необычный музей, альпинистско-охотничий. Он носит имя Владимира Высоцкого. В числе экспонатов — карабин "Зауэр", с которым Высоцкий ходил на охоту во время съёмок "Вертикали". Высоцкий бежать. Да разве убежишь! В мгновение взобрался охотник на берёзу.
А кабан уж корни подрывает. Туго бы пришлось Высоцкому, не подоспей мы вовремя". Вышеприведенное свидетельство Залиханова опубликовано и в московском еженедельнике "Версия", но в этом случае Высоцкий залезал не на берёзу, а на "вековую сосну". Так что точку в наших изысканиях ставить рано. Работа по написанию биографии Владимира Высоцкого продолжается. О том, что представляет собою музей, рассказала мне Ш. Залиханова, которая стала его смотрителем после смерти мужа. Мой муж дружил с Высоцким с 1966 года, когда здесь снимали "Вертикаль". Летом 1967 года Высоцкий приезжал к нам.
Таким образом жители Башкортостана хотят отметить 50-летний юбилей фильма и 80-летие режиссера киноленты. Участники экспедиции совершили восхождения на хребет Терскол 3,2 м в национальном парке «Приэльбрусье». Они побывала в местах киносъемок в ущелье Донгуз-орун на высоте 2,6 м и прошли 15-километровый трек по ущелью реки Ирик к предгорью восточной вершины Эльбруса, сообщает ИА «Башинформ». В поселке Терскол они встретились с актерами массовых сцен фильмов Станислава Говорухина «Вертикаль» и «Белый взрыв».
Кто-то из съемочной группы даже нашел в расщелине гильзу. Под впечатлением от увиденного и услышанного Владимир Высоцкий написал песню «Баллада об альпийских стрелках». Однажды с напарником они задержали одного из диверсантов, которых сбросили на парашютах. Фашисты должны были отравить воду в источниках. Как ни прискорбно это говорить, но и среди балкарцев нашлись предатели. Дезертиры и уклонисты от призыва объединились в банды. Совершали нападения на села, грабили, убивали беженцев… Хусейн воевал в войсках НКВД, его подразделению пришлось противостоять бандитам. А потом его тяжело ранило. За мужество и проявленный героизм он был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией». Хусейн служил в НКВД — его семью не тронули. Но разве он будет молчать? На совещании, где присутствовал Берия, он встал и сказал: «Почему из-за десятка предателей был выслан весь карачаевский народ?! Он рассказывал: когда прибыл на место, ему вернули среднюю заработную плату и партбилет. Удивительно, но из партии его не исключили. Ноша была не из легких: бюст весил 53 килограмма. Хусейн рассказывал, что у него вся спина была черная от синяков. Они донесли его с напарником до высоты 4800 метров, и началась пурга. Бюст, где шея Сталина, они обвязали репшнуром, прикрепили к валуну. Так, чтобы он не мог сорваться в пропасть. Ответственные работники, услышав об этом, пришли в ужас. Посадили Хусейна на ночь в холодный подвал. Как только погода наладилась, отправили снова наверх. Когда вернулись — увидели сообщения об установке бюста во всех центральных газетах. Статьи сопровождались словами: «Восхождение было совершено в тяжелых климатических условиях». О том, что в подвал их загнали, никто не вспоминал. Мы жили в Казахстане, в окрестностях поселка Карабулак, только-только обжились, как снова пришлось сниматься с места. Родители хотели вернуться на родину, о другом и думать не могли. Мне было 16 лет, я еще даже не получила паспорт. За 13 лет, что длилась депортация, многие села пришли в упадок. Территория была передана в состав Грузинской ССР. В нашем доме поселились сваны. Они выделили нам одну из комнат. Так мы и начали обустраиваться. Семья Хусейна вернулась из депортации годом ранее. Они, уезжая, оставили дом недостроенным. Там обосновался лесник, своими силами достроил дом. Но когда Залихановы вернулись из ссылки, он сказал: «Въезжайте, живите, я уезжаю на родину». Домик был совсем маленький. Строиться не разрешали. Хусейн долго ходил, хлопотал и кое-как выбил разрешение. У них закипела стройка. Как только мы вернулись из депортации, они с сестрой первыми пришли нас навестить. Потом Хусейн стал заходить все чаще, я чувствовала, что нравлюсь ему, но стеснялась его, уходила в другую комнату. Но от судьбы, видимо, не уйдешь. Вскоре я вышла за него замуж. Увез средь бела дня. Это было 8 декабря. Отец с мужчинами из нашего села хотел меня забрать, пришли за мной с ружьями. Родня не хотела отдавать меня за Хусейна. Наша фамилия считалась более знатной. Еще у нас была значительная разница в возрасте: Хусейн был старше меня на 23 года. Но я сказала, что останусь с ним. Хусейн очень любил меня. Три года у нас не было детей, а когда они появились, я всю себя отдавала семье. Хусейн очень трогательно относился к моим родителям, и они потом в зяте души не чаяли. Артист жил в пансионате «Иткол» в 317-м номере. В небольшой комнатке помещались только две кровати и две тумбочки. Вечера артисты нередко проводили в баре.
Впрочем, и самим актерам пришлось освоить премудрости альпинизма — ведь в фильме были и крупные планы, в которых никто их не мог заменить. Говорухин настоял на том, чтобы артисты сдали нормативы по альпинизму. Владимир Высоцкий , снимаясь в «Вертикали», заинтересовался: а зачем люди вообще идут в горы, рискуя жизнью? Он задал этот вопрос одному из консультантов — Леониду Елисееву, совершившему за свою жизнь немало серьезных восхождений. Его ответ потряс артиста: «Сначала ходил, чтобы себя проверить. А потом стало интересно: что за люди вокруг». Елисеев рассказал об одном из своих восхождений, когда ошибка одного из группы чуть не стоила жизни пятерым альпинистам, находящимся в связке: ребята сильно покалечились, и Елисееву пришлось одному подниматься на вершину и сообщать по рации о случившемся, чтобы вызвать спасателей. Под впечатлением от услышанного Высоцкий за одну ночь написал «Песню о друге».
Как снимали фильм «Вертикаль»
На пути к Свану[1] | Как снимали фильм «Вертикаль» владимир высоцкий, вертикаль, история, кино, факты, фильм. |
Свой и в песнях, и в мыслях: Владимир Высоцкий и фильм "Вертикаль" | Фильм «Вертикаль» с Владимиром Высоцким, где с ним в паре играла Лариса Лужина – тоже в какой то мере продолжение военной темы. |
Где снимали фильм вертикаль с высоцким | Энциклопедия фильмов | За год до того вышел фильм "Вертикаль" хина, в котором широкая публика наконец-то увидела Высоцкого-певца. |
«Вся группа собиралась вокруг костра и слушала песни Высоцкого»
- Самое интересное в виде мозаики
- «Вертикаль» (1967)
- sky. Vysotsky v Kabardino-Balkarii - "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
- Вертикаль (1966) драма - YouTube
Художественный фильм с Владимиром Высоцким показали в Культурном центре «Авангард»
Она, как и эпизод, для которой она была написана, в фильм не вошли. Зато уже спустя пару месяцев после премьеры фильма фирмой "Мелодия" была выпущена гибкая пластинка "Песни из кинофильма Вертикаль", экземпляры которой разлетались, как горячие пирожки. В нем все в черно-белом формате - И горы и люди. Пусть даже ты съел в Гималаях Почти всю зубную эмаль,.
Многие ходили в кино по несколько раз, чтобы еще раз услышать песни Владимира Высоцкого и записать их тексты. Наверное, нет человека, который не знал бы "Песни о друге", прозвучавшей в этом фильме. Но зрители вряд ли знают о том, что на главную роль был изначально утвержден другой исполнитель, а Высоцкому сценарий показался очень слабым. Съемочная группа фильма в Одессе, лето 1966 Фото: echo.
Пик Ор-Тау, который покоряют герои фильма, - вымышленное название, такой вершины на самом деле не существует. Вымыслом было и то, что герои первыми совершили восхождение на пик Ор-Тау - все значимые вершины Кавказа были покорены еще в прошлом столетии. А вот все остальное было невыдуманным - съемки проходили на больших высотах в реальных условиях. Кадр из фильма "Вертикаль", 1966 Фото: domkino. История об альпинистах была близка всем создателям фильма, а сюжет был основан на реальных событиях. Слушая его, я подумал: "Вот же современный сюжет, где есть сильные личности, дружба. У меня была история не о том, что люди лезут в горы, а про неизвестного солдата, так сказать, который выполнил самую трудную работу в горах, чтобы доказать, что не виноват в трагедии, случившейся на прошлом восхождении". На съемках фильма Фото: echo.
Единственной кандидатурой на роль персонажа-песенника был Юрий Визбор, не только популярный автор и исполнитель, но и альпинист, тренер по горнолыжному спорту. Впрочем, в то время он дебютировал как киноактер в фильме Марлена Хуциева "Июльский дождь". Мы назвали ленту "Вертикаль" и пригласили на главную роль радиста Володи Владимира Высоцкого. Профессиональные альпинисты потом говорили, что в этом фильме показана их настоящая жизнь, полная опасностей и романтики. Несмотря на достаточно примитивный сюжет, картина стала очень созвучной времени и живет по сей день. Зрительским успехом фильм обязан, прежде всего, Высоцкому -- и новым его песням, и появлению его перед миллионами зрителей. А потом появилась его первая пластинка -- песни из кинофильма "Вертикаль". К тому же, было мало времени: одновременно снимали и монтировали. Худсовет ее одобрил за полтора часа до боя курантов! А потом еще полтора месяца доснимали, монтировали...
К тому же, в будни нашей съемочной группы ворвалась трагическая ситуация: на одном из ледников погиб альпинист, люди боролись со стихией, пытаясь вырвать у гор тело погибшего друга. Мы стали не только свидетелями мужества восходителей, но и их добровольными помощниками.
Главный герой фильма - «неизвестный солдат», как назвал его Тарасов, человек, который без всякой шумихи делает самую опасную и тяжелую работу в горах, стремясь при этом доказать, что его вины в предыдущих неудачах нет. Надо сказать, Говорухин знал, о чем снимал: за его плечами был геологоразведочный факультет, который он окончил прежде, чем пойти во ВГИК, он был опытным альпинистом и поэтому стал в фильме дублером, выполняя восхождение вместо актеров.
Впрочем, и самим актерам пришлось освоить премудрости альпинизма — ведь в фильме были и крупные планы, в которых никто их не мог заменить. Говорухин настоял на том, чтобы артисты сдали нормативы по альпинизму. Владимир Высоцкий , снимаясь в «Вертикали», заинтересовался: а зачем люди вообще идут в горы, рискуя жизнью? Он задал этот вопрос одному из консультантов — Леониду Елисееву, совершившему за свою жизнь немало серьезных восхождений.
Его ответ потряс артиста: «Сначала ходил, чтобы себя проверить. А потом стало интересно: что за люди вокруг».
Виктор СБИТНЕВ. ЛАСТОЧКА ИЗ «ПОТЕРЯННОГО ВРЕМЕНИ». О художественном фильме 60-х «Вертикаль»
Выступление певицы в эфире Первого канала поделило зрителей на две части. Причем тех, кто возмущен решением жюри, не пустившим девушку на проект, оказалось гораздо больше Радиста с гитарой вместо Владимира Высоцкого мог сыграть другой советский бард — Юрий Визбор. Именно его первоначально пригласил в картину Говорухин, зная о том, что Визбор — хороший альпинист, тренер по горнолыжному спорту и что он уже создал несколько песен, посвященных горам и альпинистам. Визбор даже пробы прошел успешно. А потом почему-то отказался, и роль досталась Высоцкому. Говорят, Визбор всю жизнь жалел о своем отказе. Высоцкий же благодаря «Вертикали» стал по-настоящему знаменитым. В этом фильме он впервые исполнял свои песни, которые вскоре были записаны на пластинку фирмы «Мелодия», - тираж, к слову, разлетелся в считанные дни.
Четыре песни из фильма «Прощание с горами», «Песня о друге», «Вершина» и «Военная песня» вышли в октябре 1967 года [ источник не указан 26 дней ] на гибкой грампластинке «Песни из кинофильма Вертикаль» фирма « Мелодия ». Тексты песен были напечатаны там же на конверте пластинки [6] [2].
Отрывок фонограммы «Песни о друге» из фильма «художественный свист» был использован в 1-м и 10-м выпусках мультсериала « Ну, погоди! Фонограмма песни «Свои обиды каждый человек…» из фильма является её единственным авторским исполнением [7]. Ларисе Лужиной — своей партнёрше по фильму — Владимир Высоцкий посвятил песню « Она была в Париже », написанную в августе 1966 года там же на съёмках. За первые 12 месяцев кинопроката фильм «Вертикаль» посмотрели 13,0 млн.
Рассказы этих людей он превратил в песни. Песни свои он как обычно исполнял тут же. В фильме у Владимира Высоцкого совсем небольшая роль радиста.
Радиста Владимира не берут на восхождение, и он остаётся у подножья вершины в палатке. Радист принимает сообщение о надвигающемся циклоне, и пытается предупредить, о грядущей опасности, ушедших на покорение вершины товарищей. Сам Владимир Высоцкий был готов рисковать, и может быть потому, в фильме его не берут на восхождение. Однако в мыслях артист Высоцкий тоже покорял неприступную вершину. Между тем вершина, которую по сценарию покоряют артисты, вымышлена. Передвижения альпинистов по стенке снимали в одном месте, а то, что было выше, в другом. Однако посредством этих съёмок сценарист показал, что легкомыслие одного альпиниста может привести к несчастью, и не только его, но и других. Песен, написанных Высоцким «Если друг оказался вдруг», «Здесь вам не равнина, здесь климат иной», «Альпинистка моя, скалолазка моя», «Баллада об альпийских стрелках», «Прощание с горами» в сценарии не было.
Но, когда артист их спел, создатель фильма решил, что песни эти украсят фильм. И в самом деле, в фильме зрители запоминали только Высоцкого, звезда которого взошла после «Вертикали». После фильма песни Высоцкого запели все туристы, и даже вся страна. В фильме доктор Лариса Лужина не понимает, для чего туристы ходят в горы? Ведь благоразумнее горы просто обойти. Но для радиста Володи альпинизм - это испытание самого себя, борьба с трудностями в ином измерении — по вертикали. Недалеко от тех мест, где тренировались артисты, случилось несчастье. Под камнепадом погиб альпинист.
Высоцкого это потрясло. И он тут же написал песню: «Здесь вам не равнина, здесь климат иной — идут лавины одна за одной…» 2. Циклон Недавно я пересмотрел фильм «Вертикаль». Было странным увидеть, что альпинисты, где-то рядом с вершиной, лопатами роют убежище в рыхлом снегу. Где они взяли лопаты? Лопат на восхождение не берут. Потом наверху в горах я никогда такого глубокого снега не видел. Там снег обычно превращается в лёд.
И по нему иначе как в «кошках» не ходят. Циклоны в горах случаются. Однажды над Эльбрусом несколько месяцев висел локальный циклон. Вершины Эльбруса были окутаны пеленой тумана. И в такую погоду никто наверх не шел. Идти по леднику при отсутствии видимости очень опасно. Туристы при восхождении стараются идти по тропе, и то, только когда её видно. А инструкторы перед восхождением помечают тропу вешками.
Однако тропа в некоторых местах пересекает трещины. И если уклонишься хотя бы на метр, то можешь провалиться в пропасть. Но провалиться можно и на тропе. Был случай, когда по ней прошли тысячи туристов, а потом снежный мостик под одним из них провалился. На Эльбрусе каждый год погибают туристы. В тот год, когда я был на восхождении, погибло уже шесть. А был год, когда погибших было 42 человека. Однако эльбрусский магнит манит отчаянных непрофессионалов со всего света.
Люди хотят доказать, прежде всего себе, что они смогли покорить высочайшую вершину Европы. Предсказать погоду на вершине чрезвычайно трудно. Нет, конечно, там бывают и тотальные циклоны, и солнечные дни. Но чаще вершины затянуты туманом, и туристы ждут погоды иногда неделю или больше. Потом, не поднявшись на верх, они улетают домой, ибо у них заканчивается отпуск. Однако туман неожиданно может растаять, и на небе появятся звёзды. Тогда, ожидающие погоды, стремятся не упустить свой шанс, и надеются на то, что погода вновь не испортится.
Тогда члены съемочной группы, не дожидаясь спасателей, решили отправиться им на помощь. Высоцкий рассказывал: «Они простояли на 30-сантиметровом карнизе в одной связке с погибшим трое суток. Поражает их сила духа… Они не позволили, чтобы мы их несли, и только на самом легком участке пути один потерял сознание, а другой продолжал идти сам, опираясь на нас. И был еще случай. Тройка альпинистов шла по отвесной стене, и они воспользовались старыми крючьями. На отрицательном углу крюк нижнего альпиниста вырвался, и он долго не мог закрепиться, а у остальных крюки начали расшатываться. Тогда, чтобы уберечь своих товарищей, он отрезал себя и улетел вниз…» На съемках фильма Фото: echo. А ведь изначально на роль поющего радиста Говорухин пригласил другого исполнителя — Юрия Визбора, который тоже не раз бывал в горах, был тренером по горнолыжному спорту и тоже написал несколько песен об альпинистах. Он успешно прошел пробы, но перед самым началом съемок внезапно отказался от роли, о чем впоследствии очень жалел. А радиста в результате сыграл Высоцкий, для которого этот фильм стал одним из лучших в его кинокарьере. Этот фильм стал первым, в котором он исполнял песни собственного сочинения. После выхода фильма к нему пришла всесоюзная популярность, а зрители в кинотеатрах каждое его появление на экране встречали бурными овациями.
О довольно дурацком фильме "Вертикаль"
50 лет назад там именно в это время, летом, начала работу съемочная группа Станислава Говорухина, были сняты первые кадры фильма «Вертикаль». Вертикаль где снималась. Владимир Высоцкий в фильме Вертикаль. Многие говорили, что фильм «Вертикаль» состоялся исключительно благодаря Владимиру Высоцкому и его невероятной популярности в народе. Узнайте, где посмотреть фильм Вертикаль онлайн на Кинопоиске. Где снимали вертикаль. Вертикаль фильм 1966. Вертикаль кино 1967 Высоцкий.
Неизвестный Высоцкий: как он покорял Эльбрус и ранил секача
Заглавие: «Загадка съемочных локаций: где снимали фильм «Вертикаль» с Высоцким?» Введение: Фильм «Вертикаль» с Леонидом Высоцким в главной роли, который вышел на экраны в 1967 году, стал настоящим культовым произведением советского кинематографа. Все песни, написанные Высоцким для фильма, были созданы в горах Кабардино-Балкарии, где, в основном, снималась "Вертикаль". Фильм "Вертикаль"(1967) — дипломная работа Станислава Говорухина и Бориса Дурова, действительно снимали на Кавказе, а конкретнее — в Кабардино-Балкарии, а ещё точнее — в Баксанском ущелье, неподалёку от красивейшего водопада "Девичьи косы". Почти одновременно с “Вертикалью” Высоцкий снимается в фильме Киры Муратовой “Короткие встречи”, где исполняет две свои песни: “Дела” и “Песня о нечисти”. «Вертикаль» — советский художественный фильм 1967 года режиссёров Станислава Говорухина и Бориса Дурова. Съёмки к/ф "Вертикаль" 28536211 Геннадий Воропаев, Лариса Лужина, Владимир Высоцкий, Маргарита Кошелева, Александр Фадеев и Георгий Кульбуш во время съёмок фильма «Вертикаль».
На пути к Свану[1]
Я до сих пор ежегодно бываю в горах. Пять лет назад совершил восхождение на шеститысячник Казбек. В середине июля этого года областные федерации Киева и Одессы отправят экспедиции в Сванетию Грузия , я тоже буду с ними. Жаль, что сегодня, как говорится, тяга уже не та. Иначе пошел бы со сборной Украины по альпинизму на Тянь-Шань, они намерены покорить там два семитысячника — пик Победы и Хан-Тенгри.
К сожалению, на сегодня мой предел — 4 тысячи 500 метров над уровнем моря. Для меня это была первая вершина высшей категории сложности. Еще во время спуска заметили, что над этим районом постоянно курсирует вертолет. Даже шутили, что за нами наблюдают.
Спустились на ледник и увидели группу людей, сидевших на скальном островке. Среди них узнали… кинорежиссера Станислава Говорухина и Владимира Высоцкого! Они тогда как раз снимали фильм «Вертикаль», в котором Высоцкий сыграл одну из главных ролей. Говорухин предложил нам еще раз пройти маршрут.
Мол, отлично шли — хорошая картинка должна получиться. Кто-то из наших ответил: «Ни за какие деньги! Даже под дулом пистолета загнать нас на эту вершину еще раз не получится. Это можно сделать только по зову души».
Команда молодости - Валентин Симоненко справа — Из большой политики вы ушли четыре года назад. С кем из бывших коллег остались дружны?
Причем щиты эти оставались там еще лет 15-20. Это на высоте 2500- 2600 метров. Ледник Шхельда - это начало Ушбинского ледопада. Страшного, тяжелого ледопада. Тогда это была единственная гостиница в ущелье, в Терсколе. Из этой гостиницы их забирали и на вертолете забрасывали на ледник, а вечером он забирал их обратно и увозили в гостинцу.
И там была щель шириною метров в 25 метров, где мы тренировались. А наверху росло дерево, через которое удобно было организовывать страховку. А в 1968-м приезжаю - а того дерева нет. Спрашиваем: как же так, страховку же теперь неудобно организовывать, крючья вбивать? Они же снимают серьезное восхождение — а тут какое-то дерево торчит, но оно же не может расти на такой на большой высоте. И дерево, которое портило картинку — его спилили.
Под впечатлением от услышанного Владимир Высоцкий написал «Песню о друге», где были строки: «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг — а так…» А потом артистам самим пришлось участвовать в спасработах. Когда у них проходили скальные занятия под ледником Кашка-Таш, группа альпинистов, совершавшая восхождение на пик Вольная Испания, попала под камнепад. Погиб альпинист Юрий Живлюк, еще двое были травмированы. Их пришлось спускать вниз.
Беда прошла совсем близко. Пережитые эмоции Владимир Высоцкий отобразил в песне: «Здесь вам не равнина, здесь климат иной — идут лавины одна за одной…» Занятия, а потом и съемки фильма проходили в районе перевалов Бечо и Донгуз-Орун, где в годы Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои. Фашисты через перевалы хотели выйти к Черному морю, в тыл наших войск. Немецкой 1-й горнострелковой дивизии «Эдельвейс» противостояли советские альпинисты, которых пришлось собирать по всем фронтам. Здесь базировались немецкие альпинисты и егеря — горные стрелки из «Эдельвейса». Здесь были их огневые точки. Там до сих пор находят в тающем леднике личные вещи солдат, остатки продовольствия, оружие, осколки… Хусейн приводил к ребятам из киногруппы в гости тех альпинистов-ветеранов, кто принимал участие в битве за Кавказ. Они рассказывали, что многие парни из «Эдельвейса» перед войной были в Приэльбрусье и совершали с ними совместные восхождения. А в 1942-м им пришлось стрелять друг в друга… Палаточный лагерь киноэкспедиции располагался прямо напротив ледника Шхельды. Кто-то из съемочной группы даже нашел в расщелине гильзу.
Под впечатлением от увиденного и услышанного Владимир Высоцкий написал песню «Баллада об альпийских стрелках». Однажды с напарником они задержали одного из диверсантов, которых сбросили на парашютах. Фашисты должны были отравить воду в источниках. Как ни прискорбно это говорить, но и среди балкарцев нашлись предатели. Дезертиры и уклонисты от призыва объединились в банды. Совершали нападения на села, грабили, убивали беженцев… Хусейн воевал в войсках НКВД, его подразделению пришлось противостоять бандитам. А потом его тяжело ранило. За мужество и проявленный героизм он был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией». Хусейн служил в НКВД — его семью не тронули. Но разве он будет молчать?
На совещании, где присутствовал Берия, он встал и сказал: «Почему из-за десятка предателей был выслан весь карачаевский народ?! Он рассказывал: когда прибыл на место, ему вернули среднюю заработную плату и партбилет. Удивительно, но из партии его не исключили. Ноша была не из легких: бюст весил 53 килограмма. Хусейн рассказывал, что у него вся спина была черная от синяков. Они донесли его с напарником до высоты 4800 метров, и началась пурга. Бюст, где шея Сталина, они обвязали репшнуром, прикрепили к валуну. Так, чтобы он не мог сорваться в пропасть. Ответственные работники, услышав об этом, пришли в ужас. Посадили Хусейна на ночь в холодный подвал.
Как только погода наладилась, отправили снова наверх. Когда вернулись — увидели сообщения об установке бюста во всех центральных газетах. Статьи сопровождались словами: «Восхождение было совершено в тяжелых климатических условиях». О том, что в подвал их загнали, никто не вспоминал. Мы жили в Казахстане, в окрестностях поселка Карабулак, только-только обжились, как снова пришлось сниматься с места. Родители хотели вернуться на родину, о другом и думать не могли. Мне было 16 лет, я еще даже не получила паспорт. За 13 лет, что длилась депортация, многие села пришли в упадок. Территория была передана в состав Грузинской ССР. В нашем доме поселились сваны.
Они выделили нам одну из комнат. Так мы и начали обустраиваться. Семья Хусейна вернулась из депортации годом ранее. Они, уезжая, оставили дом недостроенным. Там обосновался лесник, своими силами достроил дом. Но когда Залихановы вернулись из ссылки, он сказал: «Въезжайте, живите, я уезжаю на родину». Домик был совсем маленький. Строиться не разрешали. Хусейн долго ходил, хлопотал и кое-как выбил разрешение. У них закипела стройка.
Как только мы вернулись из депортации, они с сестрой первыми пришли нас навестить. Потом Хусейн стал заходить все чаще, я чувствовала, что нравлюсь ему, но стеснялась его, уходила в другую комнату. Но от судьбы, видимо, не уйдешь. Вскоре я вышла за него замуж.
Вспоминает режиссёр фильма "Вертикаль" С. Говорухин: "В 66-м году мы приехали с Борисом Дуровым на Одесскую киностудию делать свою дипломную работу. Нам нужно было снять две короткометражки — "Морские рассказы" — по произведениям местного автора. Вдруг нас вызывает директор: "Горит сценарий! Сейчас апрель, а в декабре надо сдать картину. Работа застопорилась, потому что и сценарий был написан непрофессионально, и режиссёра пришлось снять с картины ввиду полной профнепригодности...
Дальше началась мура собачья. Мы попытались написать новый сценарий... Написали всё совершенно по-другому, но такую же лабуду, и поняли, что фильм — прогорит. Потом нас вдруг осенила идея построить весь фильм на песнях, сделать такую романтическую картину. Стали думать, кого пригласить на эти песни. И остановились на Владимире Высоцком". Сразу по окончании их он отправился в Приэльбрусье. Согласно аргументированному выводу И. Рогового, в гостиницу "Иткол", где располагалась основная база киноэкспедиции, Высоцкий прибыл приблизительно 20 июля 1966 г. Начались подготовительные работы к съёмкам.
С актёрами, игравшими альпинистов, занимались опытные инструкторы, обучали азам горовосхождения. А песен всё не было! Лишь 29 июля в письме к жене, Л. Абрамовой, Высоцкий приводит начало песни "Скалолазка", замечая при этом: "Скоро напишу ещё". Он действительно старательно и много работал. Вспоминает инструктор по альпинизму М. Готовцева: "Мы сводили своих подопечных на зачётное восхождение на вершину Большой Когутай... Володя с нами не ходил, он сказал: "Я воздержусь пока. Буду писать песни". И действительно, три дня он сидел у себя в номере, выходил только в столовую".
Так, например, Л. Голубовский, работавший во время съёмок страховщиком, прямо пишет: "В конце занятий по ускоренной программе на значок "Альпинист СССР" они актёры, — М. Значкистами стали Высоцкий, Лужина, Кошелева, Фадеев". Воропаев рассказывал об этом несколько иначе: "Мы совершили три восхождения, одно, как мне помнится, на Донгуз-Орун, и нам всем, и Высоцкому в том числе, был присвоен третий спортивный разряд по альпинизму". Говорухин, правда, в качестве объекта восхождения называет пик Кавказ. Так что тайна сия велика есть... Известно, однако, абсолютно точно, в каких именно местах на Кавказе побывал Высоцкий во время съёмок "Вертикали". Об этом в выпущенном в 1988 году буклете "Маршрутами песен Владимира Высоцкого" рассказал мастер спорта по альпинизму Г. Каинов, который на съёмках картины был инструктором по технике восхождения. На съёмки выезжали в Шхельдинское ущелье.
Палаточный лагерь киноэкспедиции располагался прямо напротив стен Шхельды, где беспрерывно, как и положено в начале осени, гремели лавины. Со съёмочной площадки просматривались Ушба, пики Кавказа и Щуровского. Отсюда же, с северной стороны Главного Кавказского хребта, начинается Ушбинский перевал — довольно трудный для прохождения. Во время тренировок мы с Володей не раз поднимались и на него. Отработкой ледовой техники занимались на леднике Кашка-Таш". Ценнейшее и уникальное свидетельство! Больше никто из участников фильма так подробно о местах съёмок не рассказывал. Вернёмся, однако, к песням. Несмотря на многочасовой труд в гостиничном номере, рождались они, видимо, по воле случая, под влиянием момента, а не в результате кропотливой работы. Всё же Высоцкий — не Брюсов, без вдохновения, на одной лишь поэтической технике писать он не мог.
О создании одной из песен для "Вертикали" Высоцкий часто рассказывал на своих выступлениях. Всё, что я о них думаю, я написал. Я присутствовал один раз при гибели — почти при гибели — известного нашего альпиниста Живлюка, в группе ЦСКА. Они шли на штурм пика Вольная Испания, и их побило камнями...
На пути к Свану[1]
Пройдя половину пути, познав немало побед и разочарований, он не перестал предаваться ночным похождениям, подталкиваемый славой и именем. Но уже осознал, что его ждет душевная пустота. Высоцкому не надо было играть Дон Гуана — он был им, сильной личностью, так же, как был Гамлетом в жизни. Вся его роль — вдохновенно спетая песнь о жизни, любви и смерти… Мы, почитатели Высоцкого, должны быть благодарны кинематографу, режиссерам, снимавшим его, потому что песни его доносили до нас магнитофоны тут уж радио не помогало , а вот увидеть артиста мы могли только в кино. Так как увидеть его на сцене могла только мизерная доля зрителей. Даже полной записи его Гамлета нет.
В документальном кино поэта почти не снимали. Остались очень немногие кадры. В том числе небольшая работа тогда начинающего будущего известного документалиста А. Высоцкий не стеснял нас, понимая наше волнение, откликался на просьбы. Пять лет без движения лежала моя заявка.
Лежала прочно… Не могу простить себе, что не пробил ее. Высоцкий с его взрывным темпераментом горячо брался за любое дело, связанное с кино, — пробовал даже писать сценарии. Как-то он услышал от генерала Войтенко его историю бегства из плена в Германии. Володя боготворил фронтовиков, с необыкновенной жадностью слушал их рассказы о войне… Теперь он загорелся совместно со мной написать сценарий. Вначале я отказывался, зная его неусидчивый характер, но он так настаивал, что в конце концов я сдался.
И вот сразу после 1 января 1979 года он буквально запер меня у себя в кабинете, и мы ночами за пять! Я поражался ему — он заразил меня своей дьявольской работоспособностью. А он еще бегал на репетиции, спектакли, и времени у него было меньше, чем у меня. Ну, ты, Эдька, даешь! Он никогда не говорил о себе, он любил восхищаться друзьями, хвалить их, часто преувеличивая их достоинства.
Он умел любить. Чувствуя эту любовь, каждый тянулся за ним. Он тянул друзей на свою высоту. Недаром и прозвище у него было Высота.
Но все случилось наоборот. Трагикомический каскад лицедейства, являющийся сущностью роли Бродского, полностью соответствовал творческой личности Высоцкого. Началось многоэтапное сражение за утверждение на роль Высоцкого. Помог только авторитет Григория Козинцева. Высоцкий страстно взялся за работу, он выделялся щедростью творчества, помогал другим актерам. Вместе с фильмом легли на полку пять баллад. Часто случалось, что заказанные режиссером песни в вышедший фильм не входили. Таких в творчестве поэта — большинство из написанных для кино. Высоцкий с его доверчивостью и собственной честностью данного им слова наивно полагал, что и его не обманут. Но часто люди, которым он верил, сами подводили его. Но главенствующая роль в отказах принадлежала все же бюрократам от кино, дрожавшим за свой партбилет. Рекордным по трусости чиновников стал фильм М. Я написал для него девять очень разных баллад и даже должен был играть уличного певца, который ведет все действие. Я много работал, мы даже сделали оркестровки, но баллады мои так и не вошли в фильм. Быть может, они кому-нибудь не понравились?.. Так во многих фильмах: песни взяли и вырезали. Кино-то не выбросишь. И здесь то же самое: что ни баллада — то шедевр. Я люблю, и значит — я живу! Правда, уже после смерти поэта этот фильм был перемонтирован, и под другим названием в нем за кадром звучит несколько баллад. Высоцкий, не играя в нем роль, написал шесть баллад и подарил своему другу С. В фильме звучат лишь две, отрывками. Обида на режиссеров была крепкой. И все-таки этот стереотип побеждал, даже его друга Говорухина. С ролями с начала 70-х тоже стало трудно.
Георгий Кульбуш Вертикаль. Пик Шхельда. Ушбинский ледопад. Пик наука Шхельда. Вертикаль 1967. Кадры из фильма «Вертикаль», 1967. Пик Сайрамский Высоцкий. Западный Тянь-Шань пик Сайрамский. Памятник Высоцкому на Эльбрусе. Памятник Высоцкому в Приэльбрусье. Фильм Вертикаль 1966 Воропаев. Геннадий Воропаев Вертикаль. Владимир Высоцкий в фильме Вертикаль. Лариса Лужина Вертикаль. Говорухин Вертикаль фильм. Маргарита Кошелева Вертикаль. Вертикаль фильм 1967 Маргарита. Станислав Говорухин в фильме Вертикаль. Вертикаль фильм 1967 кадры. Фильм высота с Высоцким. Кадры из фильма Вертикаль. Вертикаль Говорухин. Высоцкий в кино Вертикаль. Вертикаль фильм 1967 актёры. Маргарита Кошелева в фильме Вертикаль. Скалолазка фильм Высоцкий. Высоцкий Вертикаль. Высоцкий Кадр из фильма Вертикаль. Кадры из фильма Вертикаль с Высоцким. Высоцкий Вертикаль кадры. Лариса Лужина в фильме Вертикаль. Лариса Лужина и Высоцкий. Фильм с Высоцким про горы. Горы в фильме Вертикаль. Лариса Лужина 1966. Сильвестр Сталлоне скалолаз. Скалолаз фильм Джесси. Janine Turner скалолаз. Скалолаз фильм кадры. Лофотены февраль. Лофотены и Шпицберген. Очень необычное Заполярье. Большой выпуск.. Антон Птушкин Лофотены и Шпицберген. Лофотены и Шпицберген зимой качественные фото. Гора Чегет кафе ай.
Сценарий к фильму под названием «Мы одержимые» написали начинающие драматурги Сергей Тарасов и Николай Рашеев. В основе был рассказ про альпиниста, который выполнял в горах самую трудную работу, чтобы доказать свою невиновность в трагедии, которая случилась на одном из восхождений. Работа получилась слабой, и к съёмкам никак не могли приступить. Новоиспечённые режиссёры решили сделать не просто фильм об альпинистах, а романтическую поэму о горах. Им потребовались песни и поющий главный герой. Сначала режиссёры предложили роль Юрию Визбору, который к тому же занимался горным туризмом. Певец долго думал и в конце концов отказался. Тогда Станислав Говорухин обратился к актёру Владимиру Высоцкому, известному по ролям в театре и кино, но ещё больше по своим песням. Фильм про альпинистов, плохой сценарий, но можно много песен, сейчас стараюсь что-то вымучить, пока не получается…» На съёмочную площадку в Приэльбрусье были приглашены опытные альпинисты.
История съёмок фильма «Вертикаль»
Владимир Высоцкий и Лариса Лужина в фильме «Вертикаль» (1967 г.). «Вертикаль» — советский художественный фильм на тему альпинизма, дипломная работа режиссёров Станислава Говорухина и Бориса Дурова. О людях в окружении ого в Приэльбрусье, фильме «Белый взрыв», потерянном Высоцким кольце, а также Кабардино-Балкарской республике. Фильм «Вертикаль» был снят в различных локациях. Некоторые из них включают город Москва (Россия), горы Альпы (Франция), а также город Черногорск (Черногория). Фильм «Вертикаль» был снят в различных локациях. Некоторые из них включают город Москва (Россия), горы Альпы (Франция), а также город Черногорск (Черногория). На съёмки фильма «Вертикаль» артисты съёмочной группы поехали вместе с самыми опытными инструкторами.