Вместе это огромная благодарность команде за ещё один успешный год на пути к эволюционной цели ВкусВилла: «Сделать полезные продукты для здорового питания доступными каждому». На конец 2021 года Андрею Кривенко принадлежало 99% АО «Эволюционная цель», которое через ООО «Проект Избенка» владела 86,05% «ВкусВилла». Назад в будущее: Андрей Кривенко об эволюционной цели ВкусВилла ВкусВилл строили и строим мы с вами — сотрудники, покупатели, производители. “Полезная еда для здорового питания доступна каждому”.
«Вкусвилл» не исключает IPO даже при возможном отказе от допэмиссии акций
86% акционерного капитала контролируется структурами «Проект Избенка» и «Эволюционная цель». «Вкусвилл» начал серию встреч с потенциальными инвесторами, где обсуждается возможность проведения IPO. Вместе это огромная благодарность команде за ещё один успешный год на пути к эволюционной цели ВкусВилла: «Сделать полезные продукты для здорового питания доступными каждому». основателю компании Андрею Кривенко.
Вкуснолетие: ВкусВилл отмечает 11 лет
На конец 2021 года Андрею Кривенко принадлежало 99% АО «Эволюционная цель», которое через ООО «Проект Избенка» владела 86,05% «ВкусВилла». Как «ВкусВилл» работает без начальников и приказов. В пресс-службе "Вкусвилла", отвечая на вопрос РИА Новости о возможных биржевых площадках для размещения акций, сообщили, что дальнейшая информация по этому вопросу будет не раньше сентября. С точки зрения эволюционной цели «последняя миля» делает более доступными продукты ВкусВилла для покупателей. В этом смысле уникален опыт стремительно растущей сети «ВкусВилл». «Эволюционная цель ВкусВилла — сделать полезные продукты для здорового питания доступными каждому.
Ритейлер "Вкусвилл" может провести IPO
Смена этикеток началась еще в феврале. Компания была основана в 2009 году как сеть молочных ларьков с продукцией «Избенка». В период с 2012 года по 2018 сеть занималась сменой формата и расширением ассортимента.
Сотрудники, в свою очередь, опасаются свалившейся на них и кажущейся непомерной ответственности. От критиков «бирюзы» можно услышать, что в компаниях подобного типа нет никаких регламентов.
На самом деле они есть, но в отличие от классических организаций они не являются инструментом для контроля выполнения работы. Правила прописывают сами работники для самих себя. Еще одно неверное суждение: «Раз все равны, то нет никакой структуры». Структура в бирюзовых организациях здесь не влияет на сферу ответственности сотрудника: IT-директор может заниматься разработкой, а простой разработчик быть вовлеченным в бизнес-процессы.
Роли могут меняться в зависимости от обстоятельств и договоренностей внутри компании. Другой миф: в бирюзовых компаниях не бывает конфликтов и увольнений. Но их не бывает только там, где нет людей. Поскольку каждый сотрудник ответственен за результат, все стремятся найти решение и оптимизировать «место», из-за которого возникла спорная ситуация.
Увольняют тех, кто постоянно подводит команду без каких-то оснований. Некоторые считают, что работать в таких компаниях могут только высококлассные специалисты. Но помните: брать на себя обязательства может и студент, если они в рамках его компетенций. Ключевое отличие от традиционной компании — прозрачность бизнес-процессов.
Каждый сотрудник видит все происходящее, может вносить предложения по оптимизации и брать ответственность там, где он чувствует силы на это. Наконец, еще одно заблуждение: бирюзовый стиль управления подходит всем. К сожалению, это не так. Сотрудники или инвесторы могут не разделять такого подхода к бизнесу.
Не всегда, например, топы готовы спуститься к рядовым сотрудникам и находиться с ними в одной плоскости. Остаются те, кто готовы менять мир вокруг себя. Нанимая новых сотрудников важно быть осторожным: лучше отказать человеку, который вам подходит, чем взять на работу того, кто не разделяет ценности компании. Сотрудник бирюзовой организации должен обладать любопытством и быть готовым учиться и впитывать в себя новое.
Такие люди способны быстро меняться в условиях меняющегося мира, но при этом оставаться верными своим ценностям. Несмотря на такие темпы роста, команда больше не видит большого потенциала в традиционной рознице и направляет все усилия на интернет-продажи. Компания, начинавшая путь от прилавков с молочной продукцией под брендом «Избенка», за два последних года ворвалась в тройку крупнейших российских игроков e-grocery. Основатель «Вкусвилла» Андрей Кривенко в интервью РБК рассказал, зачем ретейлеру IPO, какие гипотезы компании провалились, кто заменит знакомых продавцов из соседнего магазина и что ждет торговлю.
Почему «Вкусвилл» хочет выйти на биржу — Публичный статус — это высшая лига бизнеса. Футбольные команды второй лиги всегда мечтают попасть в первую и высшую, — объясняет Кривенко, оговариваясь, что конкретного решения нет. Мы не отвергаем такой вариант. Все требования к публичным компаниям нас не пугают, мы обожаем аудиты, а стандарты IPO имеют здравый смысл, они нас подталкивают к тому, что не сделали бы сами.
И мы очень быстро получаем вакцину от ошибок, которые допустили другие компании. Основатель «Вкусвилла» не дает собственной текущей оценки бизнеса. Но, отмечает Кривенко, публичный статус даст возможность компании при необходимости обходиться и дальше без значительных заемных средств: если нужно будет «быстренько увеличить» сеть дарксторов магазин-склад без покупателей в три раза, компания просто продаст «чуть-чуть своих акций на бирже». Прогнозов, как будет расти компания в ближайшей перспективе, Кривенко не называет.
Даже прошедший локдаун, как его можно было предсказать? Из телевизора звучало, что все хорошо и ситуация с пандемией под контролем. Как появился «Вкусвилл» Выпускник МФТИ Андрей Кривенко задумался о собственном бизнесе в 2008 году, когда после ухода с должности финансового директора в холдинге «Агама», занимавшегося дистрибуцией рыбы и морепродуктов, долго не мог найти работу. Предприниматель рассматривал несколько идей — от стоматологии и автосервиса до точек продаж «живого пива», но в итоге задумал решить проблему больших продовольственных сетей — практически отсутствующую свежую молочную продукцию с простым составом и короткими сроками годности.
Найдя небольшое производство в Калужской области, Кривенко в 2009 году запустил первую точку «Избенки» на 5 кв. В дальнейшем киоски и магазинчики этого бренда «выросли» до 15—20 кв. Но у формата, выбранного «Избенкой» — shop-in-shop, по соседству с продавцами мясной и овощной продукции, — быстро наступил предел роста. В 2012 году почти одновременно открылись первые четыре магазина «Вкусвилла», в которых сначала продавалась продукция только под собственной торговой маркой.
В ноябре 2021 года «Вкусвилл» управлял около 1,3 тыс. Чем сейчас занимается Кривенко Уже долгое время основатель «Вкусвилла» не участвует в операционном управлении компанией: как объясняет сам Кривенко, его основная роль — командообразование. В основном он консультирует коллег и выступает арбитром в конфликтных ситуациях, которые в компании считают возможностью для роста. Мы верим в другую идею, согласно которой у каждого человека свои таланты.
Если ты умеешь построить работу десяти людей и у каждого будет свой талант, то в сумме ты всегда обойдешь любого человека. Но не так просто взаимодействовать 10—15 людям как единой команде. В теории игр Джона Нэша самая выгодная стратегия, когда каждый игрок действует в интересах команды. В корпорациях очень часто человек человеку — волк.
Стратегия из теории игр Нэша — это по сути стиль управления и работы «Вкусвилла». Но это равновесие очень хрупкое. Сохранять равновесие, в частности, помогает, по словам Кривенко, отсутствие конкуренции между сотрудниками, контроля и штрафов: «Во «Вкусвилле» мы так договорились: ребят, мы не будем нарушать и не нужно будет контролировать и штрафовать». Мы считаем, что это возможно за счет доверия и открытости.
Это самое сложное — доверять. Если мы говорим о воровстве, часто люди, которые в этом замешаны, потом все равно продолжают у нас работать. Мы их не штрафуем, но даем понять, что они нарушили правила. В компании есть системы онлайн-мониторингов, в которых ты видишь свои и чужие косяки.
В частности, по списаниям продукции. Эти списания — например, пропали 10 кг колбасы — видят не только управляющие конкретного магазина, но и сотрудники других магазинов. И ты видишь, что у тебя пропало, а у других почему-то нет. У нормальных людей, которых большинство, в следующий раз такого не происходит.
Таким образом, на доли могут претендовать восемь менеджеров. Все сооснователи входят в совет управляющих, и именно они занимаются сейчас трансформацией в онлайн-ретейлера. Опционная программа была зафиксирована компанией семь лет назад. Если сделка IPO состоится, сооснователи могут получить доли в компании и смогут их в дальнейшем реализовать.
Что обнаружили аудиторы Кривенко подробно не рассказывает об итогах аудита, который проводился перед преобразованием головной компании в публичное акционерное общество. Но одной из любопытных находок называет то, что компания впервые за всю свою историю провела инвентаризацию оборудования магазинов она заняла все лето. Например, без инвентаризации остатков продукции работать невозможно, если будут отсутствовать нужные товары — покупатель будет недоволен. А какое у нас оборудование, его не интересует.
О трансформации «Вкусвилла» — Десять лет назад мы уже прошли одну трансформацию. Была сеть киосков «Избенка», но в какой-то момент команда поняла, что этот формат уже устарел, современный — супермаркет. То же самое произошло и в прошлом году. Компания поняла, что супермаркет — это формат прошлого, мы ими больше не занимаемся.
Вся команда работает на онлайн, который будет только расти.
Число членов команды, которые строят компанию для покупателей и верят в общие ценности, — превысило 38 800 человек. Сегодня ВкусВилл — это не просто магазин у дома, это целая экосистема проектов и сервисов, в которую помимо бесплатной доставки входят: микромаркеты, вендинги, B2B-направление, готовые рационы, кейтеринг, дарккитчен и многое другое.
Новая возможность появилась у покупателей в 7 городах присутствия бренда, постепенно количество городов будет увеличиваться. Достаточно купить на сумму от 1000 рублей, один бонус равен одному рублю. Антон Карелин, лидер лояльности ВкусВилл. Подключение ВкусВилла к программе лояльности СберСпасибо — это наш вклад в работу над доступностью для покупателя.
Ритейлер "Вкусвилл" может провести IPO
Как «ВкусВилл» работает без начальников и приказов. «ВкусВилл» никогда не ставил своей целью покорить Россию. Кривенко через АО «Эволюционная цель» владеет ООО «Проект Избенка», которому принадлежит 86,05% «Вкусвилла».
"Вкусвилл" планирует отказаться от дополнительной эмиссии акций
Мнение: Алёна Несифорова, управляющая единой концепцией «ВкусВилла» Даже если доля импортной продукции в ассортименте минимальна, российским ретейлерам все-равно приходится экстренно перестраивать биз. Осенью 2023 года во «ВкусВилле» начал работу инновационный центр по развитию ИТ-решений и R&D в сфере FoodTech и HoReCa. 4 марта 2023 - Новости Екатеринбурга - Зайти на сайт «Вкусвилла» в раздел «Добрые покупки». Вкусвилл – последние новости. Продуктовый ритейлер "ВкусВилл" выкупил бренд и основные активы сети семейных кафе "АндерСон". Управляющая единой концепцией «ВкусВилл»: «Из-за пандемии потеряли порядка 20% выручки, а доставка выросла в 20-25 раз». На 2019 год Андрею Кривенко напрямую принадлежат 1,79% «Вкусвилл», а через АО «Эволюционная цель» – еще 85,19%.
Как устроен бизнес сети «ВкусВилл»
Такие магазины мы открываем в офисах крупных компаний, не сотрудники туда зайти не могут. Ещё я заметил, что когда в компании уже всё отлажено и налажено, это тоже скучно. А развитие новых направлений даёт сотрудникам ощутить себя стартапом: ты остаёшься в тонусе. Потому что, если нет роста, компания скатывается. Скоро придём к магазину без продавцов, как в Amazon. Также есть проекты, связанные с кулинарией. Будем пробовать доставку еды в формате «тёмных кухонь». При таком формате выделяется зона доставки, рядом с которой размещается кухня. При такой бизнес-модели клиент может выбрать еду из меню и получить её не позже, чем через полчаса — свежую и горячую. А я сам сейчас запускаю кейтеринг.
Идея в том, что в офисах проводят много мероприятий на 30—60 человек и встаёт вопрос, чем накормить людей. Зачастую кейтеринг от ресторанов — это дорого из-за лишнего пафоса, а людям надо вкусно поесть, а не на официанта с бабочкой любоваться. Мне кажется, мы закроем эту нишу — простого и оперативного кейтеринга, поэтому так проект и назвали: «Кейтеринг без галстука». Магазин «на доверии» в офисе Сбербанка — «Яндекс» недавно объявил, что тоже планирует сделать «тёмные кухни». Не страшно конкурировать с гигантами? У нас изначально нет цели конкурировать с кем-то. Когда создавались первые магазины «ВкусВилл», уже существовали и «Перекрёстки», и «Магниты». Мы делаем бизнес для себя и покупателей, а не против конкурентов. Эта идеология заложена и в наших новых проектах.
У меня нет мысли: «Это я должен перевернуть мир, а не другие! Это же глупо Логистика свежих продуктов — Если я правильно понимаю, «ВкусВилл» задумывался как магазин со свежими продуктами. Но почему я вижу на полках сок с очень большим сроком годности? Мы не противоречим концепции. Сок маракуйи, который хранится год, — это продукт, приготовленный по особой технологии. В нём нет консервантов или бензоната натрия. Ключевая идея: мы за простые составы. Мы детально работаем с ассортиментом. Бывает, поставщики привозят нам продукты, а у них неидеальный состав.
Тогда мы просим их доработать состав, и это улучшает продукт, пусть даже и уменьшает его срок хранения. Производителю для счастья нужно, чтобы его товар продавался. Я не знаю, как спят люди, которые продают, например, творожки только на растительном жире без творога. Они же своей продукцией не гордятся и сами её не едят.
Мы не отвергаем такой вариант, — сказал Кривенко в интервью РБК. Он добавил, что публичный статус даст возможность «Вкусвиллу» при необходимости обходиться и дальше без значительных заемных средств: если нужно будет «быстренько увеличить» сеть дарксторов магазин-склад, где собирают заказы для онлайн-покупателей в три раза, компания просто продаст «чуть-чуть своих акций на бирже». В начале 2021 г. Чистая прибыль упала в 2,9 раза до 951,73 млн руб.
По мере роста сети, конечно, аудитория размылась, но главные ценности остались неизменными. Принципы самоуправления Сегодня в свою структуру мы включили элементы бирюзовой организации, где вместо менеджеров — коучинг и самоуправление, а вместо KPI — ценности и цели, адаптировав их под себя. Наша эволюционная цель — натуральные продукты должны быть доступны всем. Сеть очень быстро развивается. Мы не только увеличиваем количество торговых точек, но и расширяем ассортимент. Естественно, наша группа покупателей стала достаточно разнообразной. Это и те самые идейные люди, которые ездили через всю Москву за нашими продуктами, и те, кому важно, чтобы молоко было по 49 руб. Как работать с такой разнообразной аудиторией? Для начала мы заказали маркетинговое исследование, в ходе которого выявили две большие группы покупателей, которые для нас более характерны, чем для других продуктовых сетей см. Это «энтузиасты» и «целенаправленные покупатели». Они ведут себя очень по-разному, но их объединяет нелояльность к брендам. Именно они являются нашей целевой аудиторией. Далее мы напрямую спросили у наших покупателей, что им важно, и, отталкиваясь от запросов покупателей, все отделы компании дали им обещания, на основании которых перестроили свои рабочие процессы. Есть обещания отделов покупателям, а есть обещания отделов друг другу. Например, есть основные шесть обещаний, которые разные отделы дали покупателям. Розничное направление обещало высокое качество обслуживания, управление расчета заказов — наличие нужного товара, а продуктовое направление и закупщики — высокое качество, натуральность продукции, широкий ассортимент и доступность цен. Но как оценить, насколько сотрудники выполняют свои обещания? Конечно, по отзывам покупателей. Мы собираем обратную связь от своих клиентов. У нас 25 тыс. Она позволяет не раздувать штат, а максимально переложить работу на алгоритмы, роботов, а не на людей. У нас все обращения зафиксированы в системе и отслеживаются автоматически. Еще один элемент системы управления компанией, в который мы верим, — это самоуправление. Достаточно понятно, как организовать его в офисе правда, на данный момент каждый отдел выбирает, будет он придерживаться самоуправления или ему комфортнее жить по иным принципам. Но в рознице, когда у вас 3000 продавцов, сложно отдать им бразды правления. Но мы делаем это поэтапно и на добровольной основе. И сейчас действительно многие элементы самоуправления внедрены в магазинах. Например, у нас были территориальные управляющие, руководители секторов магазинов по географическому принципу, и у них были помощники. Все называли их в компании помощниками розничных управляющих. При переходе на самоуправление те же самые люди фактически стали помощниками продавцов. Они помогают продавцам организовывать их работу на местах.
Но компании хотелось выйти за пределы формата, поэтому она запустила проект «ВкусВилл» и открыла четыре полноценных магазина. Впрочем, вскоре выяснилось, что новый формат только «сжигает» деньги, но ничего не приносит бизнесу. На фоне больших трат «ВкусВилла» в 2013 году компания столкнулась с кризисом. Возник кассовый разрыв и нечем было расплатиться с поставщиками. В этой ситуации возник вопрос, стоит ли закрывать проект или пытаться его реанимировать. Из-за того, что в проект уже было вложено много сил и средств, команда не смогла признать поражение и стала изучать ситуацию в поисках первопричин проблем. Сотрудники cтали выходить в магазины и просто опрашивать посетителей. Выяснилось, что рядовой клиент не мыслит бизнес-процессами, о которых сильно пеклась команда. Он мыслит простыми и видимыми результатами: «в магазине холодно» или «продавец стоит злой». А это напрочь упускалось из виду. Поэтому компания стала работать над изменением отношения и улучшением клиентского сервиса, открывая свои глаза на имеющиеся недостатки и нащупывая мелкие детали, дающие результат. В основе бизнеса лежит ориентация на интересы покупателей, а не внутренних служб как на самом деле происходит во многих компаниях. Условные юристы и бухгалтеры должны быть исполнителями, а не законодателями процессов в компании. Еще одной проблемой было непонимание клиентских желаний по ассортименту. Покупателя интересует честное описание товара, качество продукта и адекватная цена. Поэтому присутствие в магазине куриц по заоблачным ценам в глазах клиента не может оправдать даже тот факт, что «эта птица при жизни была счастлива и не испытывала стресса». Еще покупателям казалось странным, что для узкого ассортимента товаров «ВкусВилл» арендовал очень большие помещения. В итоге компания не только сталкивалась с высокими арендными платежами, но и заставляла длинные полки одним товаром, как «в советские годы». Поэтому в компании стали искать мелких поставщиков, чтобы разнообразить список товарных позиций. Это стало отдельным вызовом для бизнеса. Если с молочными товарами все было хорошо — договариваться с поставщиками помогал оборот «Избенки», то поставлять остальные товары в сеть из четырех точек никто не хотел. Неуспех ценностный На старте проекта всегда есть команда единомышленников. Они понимают друг друга и обладают общим видением развития проекта или компании. Но если организация начинает расти, то в какой-то момент простого «заряда дружбы» уже не хватает, и люди начинают искать в команду профессионалов с рынка. В какой-то момент и во «ВкусВилле» подумали, что им не хватает профессиональных ритейлеров и надо их привлечь, чтобы торговать лучше. В итоге в компании появились люди с крутым опытом, но с другими ценностями. Специалисты стали воспроизводить вокруг себя особенности классического ритейла, от которых «ВкусВилл» так старался отойти.