Рождество Христово — православный мир отмечает 7 января 06.01.2019, Sputnik Грузия. 7 января Православная церковь отмечает один из важнейших христианских праздников — Рождество Христово. Рождество Христово — один из основных христианских праздников, который по значимости превосходит только Пасха.
Датировка Рождества Христова
- Когда отмечают Рождество Христово
- Навигация по записям
- Как правильно провести 7 дней Рождества: что можно, а что нельзя - Российская газета
- Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова
- Рождество Христово 7 января 2022: история и традиции праздника -
- Трудная история праздника Рождества
Рождество Христово 7 января: история и традиции светлого праздника в России
Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено во второй половине IV века. Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке. И лишь в середине IV века праздник Рождества Христова окончательно отделился от Крещения Христа, и Римская церковь стала отмечать его 25 декабря по юлианскому календарю.
Рождество Христово 2024
После Рождества начинаются Святки, которые продолжаются вплоть до Крещения Господня, то есть длятся они 12 дней, с 7 по 19 января. Это время часто используют для гаданий. Праздничный стол Во главе стола на праздничный ужин всегда ставят кашу с фруктами и орехами сочиво или кутью. Из выпечки приветствуются козули — из теста, заведенного на сливочном масле и яйцах, делают фигурки в виде лошадок, барашков или овечек. На праздничном столе приветствуется мясо разных видов, квашеная капуста, моченые яблоки. Из напитков обязателен взвар, настоянный на ягодах. Приметы В старину верили, что в рождественский Сочельник можно предугадать погоду на весь предстоящий год. Еще одна примета — дарить подарки близким: чем интереснее и щедрее они будут, тем благополучней будет у вас год.
Он родился от Девы и воплотился, став и Богом, и человеком. Христос пришел на землю, чтобы искупить людские грехи и открыть всем людям двери к раю и спасению души. История Рождества Христова Согласно церковному преданию, Дева Мария и ее супруг старец Иосиф пришли в Вифлеем для участия в переписи населения. Все гостиницы были заняты, и поэтому они были вынуждены заночевать в пещере.
Там и родился младенец Христос. Рождение Мессии было предсказано пророком Михеем более чем за семь веков ранее. Рождение Иисуса описано двумя евангелистами — апостолами Матфеем и Лукой.
Чтобы порадовать детей, традиция рождественской елки превратилась в новогоднюю елку с пышным празднованием и подарками. Официально Рождество вновь разрешили только после развала СССР, но в уцелевших церквях всегда тайно велись службы. А вот в русском православии сложилась другая традиция: у нас главным религиозным праздником считается Пасха, Светлое Христово Воскресение. Священники объясняют некое первенство Пасхи цитатой апостола Павла: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» 1Кор. Он начинается 28 ноября и заканчивается 6 января. Поэтому воцерковленные и набожные люди отмечают Новый год со скоромной пищей и алкоголем. Канун Рождества в России называют Сочельником. По традиции, после вечерней службы вся семья собирается за столом. Поститься принято до появления первой звезды, после чего начинается ужин — первым блюдом принято употреблять сладкую рисовую или пшенную кашу под названием «кутья» с медом. Затем переходят к основным блюдам — запеченному поросенку или гусю.
Это сказано за 700 лет до событий. Даже о том, что одежды Христа после казни будут делить между собой воины, осуществившие распятие, то же было предсказано. За 1000 лет до этого исторического эпизода его уже описал пророк Давид в 21 псалме: «делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» Пс. Они как будто что-то видели через множество веков, как будто были очевидцами того, что еще не свершилось. Вот и события Рождества Христова, - великий христианский праздник, который мы отмечаем сегодня 7 января, - предсказаны и пред-описаны с потрясающей точностью и детализацией. Эти строчки за 8 столетий до Рождества Богомладенца в Вифлеемской пещере написал пророк Михей, который с предельной географической точностью указал место прихода в мир будущего Мессии. Еще и до самого Исаии, задолго до его книги, в третей главе первой же книги Ветхого завета, в книге Бытие, мы читаем текст, который сегодня называют «перво-евангелием», первой благой вестью, данной человечеству. Там речь идет о «семени жены», которая попрет, то есть уничтожит, голову змеи. Ну это же удивительное предвидение евангельской, Вифлеемской картины за полторы тысячи лет до ее воплощения.
Рождество в России
Рождество Христово — религиозный праздник, в этот день принято просить о Божьем прощении, милости и благосклонности. Потому что самая главная цель праздника Рождества Христова, чтобы наши сердца стали теми Вифлеемскими яслями, в которых родился Христос. Рождество Христово — один из главных православных праздников. Что мы знаем об истории Рождества Христова, его обычаях и традициях?
Рождество: история и традиции праздника
Рождество – это ежегодный праздник, который отмечают православные христиане всего мира 7 января в честь рождения сына Божьего Иисуса Христа, спасителя людей. 7 января — Рождество Христово: история и традиции праздника. Миллионы православных верующих сегодня встречают Рождество Христово. Светлый праздник — один из главных в церковном календаре.
Рождество в 2024 году: вспоминаем традиции, идем в храм, печем козули
Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. 7 января православные отмечают Рождество Христово. Рождество Христово: История праздника. 7 января большинство православных христиан празднует Рождество — приход в мир Спасителя нашего Иисуса Христа.
15 фактов о Рождестве: история, традиции, приметы
Фото: Екатерина Иванова. RU Один из главных праздников отмечают и православные, и католики. В России эта дата приходится на 7 января. Католики ее отмечают 25 декабря. Рождество Христово в ста странах мира входит в число государственных праздников.
На каких бы языках ни говорили христиане, в каких бы краях они ни жили, это событие считается одним из самых важных. В православии Рождество Христово входит в число двунадесятых праздников. История праздника Рождества Христова Великий праздник, который встречают с умиротворением и радостью, посвящен появлению на свет Иисуса Христа, рожденного Пресвятой Девой Марией. Точная дата события неизвестна.
Предположительно, таинство рождения Младенца произошло между 7-м и 4-м годами до нашей эры. Фото: Екатерина Чудина. Так как свободных мест нигде не нашлось, местом их ночлега стала пещера, где пастухи вместе c домашними животными обычно пережидали темное время суток. Пещера стала местом рождения Божественного Младенца.
О чуде его появления сообщил ангел, спустившийся к пастухам с небес. Когда пастухи подошли к пещере, они увидели, что ребенка согревают дыханием от холода осел и вол. Тогда же в пещеру пришли и волхвы.
Распространённым рождественским обычаем в деревнях было сооружение во дворе, а затем сожжение соломенного стога. Вся родня при этом стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью.
По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажжённого их потомками, и могут способствовать плодородию. С вечера накануне Рождества начинались, по обычаю, святочные гадания [1]. В прошлом у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина — считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год [1]. К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай [1]. За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда [1].
Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили [1]. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада [1]. Днём, после утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога христославили. На рождественский ужин было принято приглашать знакомых одиноких людей, одиноких путников. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду, чтобы волки , «отведав и познав человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине [3].
Сочельник — самое строгое время поста, нужно есть только сочиво вареную пшеницу с медом. По этой причине и день называется Сочельником. О конце поста возвещает появившаяся на небе первая звезда, которая символизирует Вифлеемскую. В ночь на Рождество в церквях проходят службы, а после христиане идут по домам наслаждаться трапезой в кругу близких. Праздничный ужин Традиционный рождественский ужин должен состоять из дюжины по количеству апостолов постных блюд. Из обязательных — кутья — каша из риса, пшеницы, изюма, кураги и орехов, в остальном можно придерживаться собственных вкусов. На Руси была популярна выпечка: пироги с различными начинками.
Некоторые готовят козули — пряники в виде фигур коз, овец, баранов и лошадей. Они символизируют животных в стойле, где родился Иисус. Помимо в ыпечк и, на стол принято ставить блюда из мяса гусь, утка, свинья, баран. На гарнир — моченые яблоки, квашеная капуста, ягоды и грибы. Одно из традиционных мясных блюд русской кухни — полотки — половинки туш птиц, соленые, копченые или вареные.
Само празднование длится восемь дней: с 25 декабря по первое января. Этот период называется Октавой Рождества.
На него приходятся дни памяти апостолов и святых мучеников. Главные традиции Рождества Главная рождественская традиция — традиция трех литургий. Рождество празднуется трижды: на ночной мессе, мессе на заре и дневной. Число рождественских блюд — символическое, по числу 12 апостолов. Рождественское меню включает в себя кутью, борщ, вареники, блины с капустой, печеный картофель, рыбу, хлеб и сыр. Перед рождественским вечером нужно покаяться: попросить прощения у родных и друзей, примириться с обиженным соседом. В Италии на рождественский стол подают рождественские куличи, похожие на пасхальные, и дарят сладости, похожие на нугу — «торрончино».
В Германии принято готовить рождественскую выпечку: пряники, кексы и коричные звездочки.
Рождество Христово 2024
Во всех храмах начинается торжественная служба, православный мир встречает Бога хвалебными песнопениями и ликованием. Как празднуют Рождество в России кратко для детей и взрослых В предшествующий Рождеству день 6 января лучше всего находиться в храме, где служат Всенощное бдение. Служба посвящена таинству Рождения Христа, на ней читаются проповеди и пророчества, связанные с данным праздником. Всенощное бдение переходит в Великое повечерие, вслед за которым идет утреня, около полуночи. Именно в этот великий праздник в церкви можно услышать торжественный и прекрасный канон «Христос Рождается». Многие христиане праздную Рождество дома. Это событие лучше всего отмечать в кругу семьи, с детьми, чтобы приобщить малышей к традициям, которым насчитывается несколько сотен лет.
Первую половину дня лучше провести в молитве и смирении, а после начать готовить стол, за которым вся семья соберется после появления вифлиемской звезды. Во главе стола ставится традиционное блюдо кутья, приготавливаемое из крупы. Традиции и обычаи на Рождество Христово Существует большое количество обрядов, традиций и обычаев на Рождество. Большинство из них касается праздничного стола: На столе должно стоять ровным счетом двенадцать блюд. Главным блюдом принято делать кутью, кашу из крупы с фруктами или курагой. По завершении поста можно есть любую «скоромную» пищу, поэтому на рождество принято готовить сложные мясные блюда.
Такие как свинья в яблоках, утка в овощах и т. Кутью и другие блюда со стола принято преподносить бедным и старикам. Стол должен стоять до утра неприбранным, чтобы могли поесть также усопшие родственники. Иногда за столом вспоминают все, что произошло в ушедшем году, поскольку Рождество — это для православных настоящий Новый год. Дом к Рождеству украшают еловыми ветвями или живой елью, сосной. А также устраивают тематический вертеп с животными, девой Марией и младенцем Иисусом, чтобы выделить данный праздник среди другим и напомнить о его истинном значении.
Перед Рождеством все обитатели дома должны помыться, а лучше сходить в баню, сменить все постельное белье, убрать атрибуты поста и украсить дом. Именно с рождеством связана традиция колядовать. Дети и взрослые наряжаются в шубы, платки, красивую одежду, разукрашивают лицо, румянят щеки и начинают петь веселые песни, ходить в гости к соседям, плясать, играть на музыкальных инструментах, и, разумеется, собирать дань в виде конфет и сладостей. К колядующим испокон веков относились с почтением и юмором. Ведь они всегда приходят с радостными поздравлениями и добрыми напутствиями. Что такое рождественский сочельник В канун Рождества Христова или по-другому «сочельник», православные христиане начинают готовиться к великому событию.
Это слово происходит от славянского «сочево», которое означает крупу, ячмень, из которой приготавливается традиционное рождественское блюдо кутья. Именно каша с сухофруктами или сладостями возглавляет праздничный стол, неизменно в соответствии древнему обычаю. В сочельник лучше всего находиться в храме, воздержаться от еды и молиться, раскаиваясь во всех своих прегрешениях. И именно в этот день начинается празднование Рождества Христова, когда в небе начинает сиять яркая и величественная вифлиемская звезда.
Если кто-либо и нарушал основной пост, приговаривая «пост — не мост можно и объехать», то накануне Рождества даже самые невоздержанные из чревоугодников к столу садились лишь с появлением на небе первой звезды, символа звезды Вифлеемской. По обычаю с веселыми криками вбегала в дом ребятня, сообщая об ее появлении, но иногда на улицу выходили все.
Если небо было в тучах, то дожидались темноты и после торжественной молитвы усаживались за рождественское застолье. Но «основное» угощение еще не подавали. Обходились «голодной кутьёй» или «сочивом», — кашей из пшеничного, ячменного или другого зерна, распаренного на воде. Отсюда пришло название — «сочельник«. Только придя домой, отстояв торжественную праздничную церковную службу, подавали к столу основное угощение. Тут были свои рождественские традиции.
На рождественском столе стояло 13 блюд. Например: поросята, начиненные гречневой кашей, заяц в горшочке, каша в тыкве. А также салаты, рыбные закуски, красный борщ, пироги, рулеты, пряники. Количество совершающих праздничную трапезу должно было быть четным. При нечетном числе, ставился лишний прибор. Все должны были попробовать каждое блюдо, главным из которых считалась теперь уже «богатая кутья» со сливками, медом, пряностями, изюмом и миндалем.
Кутью по обычаю полагалась запивать «взваром». Так назывался напиток похожий на сладкий густой компот или кисель, взвар готовился из сухофруктов и ягод. Иногда его делали с добавлением кваса, пиво или вина, а иногда риса или лапши. В рождественскую ночь открывали настежь дверь и звали к праздничному застолью любого прохожего, который шел мимо, даже если им оказывался бездомный нищий. По старинному поверью, считалось, что в его образе может скрываться сам Христос. Настоящий, праздничный стол, который буквально ломился от вкуснейших яств, накрывали лишь на следующий день.
На него выставлялось разнообразие мясных угощений, главным из которых являлись блюда из свинины. Традиционным угощением на Рождество в России считались и пироги. Рождество сегодня Сейчас Рождество в России празднуют с 6 на 7 января. Ночью в церквах идет праздничная служба.
Властитель приказал провести всенародную перепись населения. По этой причине Мария и ее супруг Иосиф, принадлежавший к роду Давида, были вынуждены отправиться в Вифлеем, дабы внести и свои имена в список подданных. В заветную ночь в городе не осталось ни одного свободного места для ночлега, поэтому супругам пришлось остановиться на отдых в пещере, где жил скот. Именно там у Марии начались роды и явился на землю Иисус.
Мат ь устроила колыбель младенцу в кормушке для животных. Пастухи, которые сторожили стадо, получили весть о рождении Мессии. Они увидели ангела, который велел им не бояться, а радоваться, так как в мир явился Спаситель: они найдут его в яслях. Мужчины отправились в Вифлеем, обнаружили в пещере святое семейство и поведали о чуде. Тогда же с дарами к Богомладенцу уже направлялись волхвы с востока. Особенная звезда, появившаяся на небосклоне, указала им путь. Вифлеемская путеводная звезда считается знаковой для Рождества. О рождении Мессии стало известно и иудейскому царю Ироду.
Проблемы эортологического синкретизма: праздники Рождества Христова и Крещения Господня Вопрос об установлении праздника Рождества Христова находится в теснейшем соотношении с эортологической историей Крещения. Начиная с конца VI века, эта проблема приобрела небывалую остроту, оказавшись в эпицентре разногласий между защитниками православного вероучения и их оппонентами — представителями Армянской Церкви, не принявшей Халкидонского Собора. Споря друг с другом на обрядовые темы, византийцы и армяне придавали им почти вероучительное значение. Для первых было само собой разумеющимся, что Рождество и Крещение должны праздноваться 25 декабря и 6 января соответственно. Последние же, напротив, были убеждены в необходимости праздновать оба эти праздника в один день — 6 января. И те, и другие не сомневались в древности и апостольском происхождении своей литургической традиции и не намеревались уступать друг другу.
Рождество Христово. Икона из одноименной пещеры в Вифлееме. Фото: А. Ru Историко-литургические истоки праздника Рождества-Богоявления приоткрываются в связи с внутренними причинами установления его даты. Она вычислялась, во-первых, путем прибавления определенного числа дней к дате Благовещения, почти совпадавшего с Пасхой, и, во-вторых, через отождествление дня пришествия в мир Христа Спасителя, второго Адама, со днем творения Адама первого. Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами [2].
Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека. Отсюда вполне логичным становится следующее обстоятельство: праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который, по свидетельству Священного Писания и по вере Церкви, спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля. В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день. Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца.
Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью.
И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов.
По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами.
Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер.