Новости что такое лык

Что такое лыко Лыко – это внутренняя волокнистая сторона коры липы, то есть её неокрепшая подкорная часть. Что такое драть лыко? Словарь Брокгауза и Ефрона поясняет, как добывали лыко: весной срубали молодое деревце, обрубали ему сучья и срезали кору вдоль ствола. Лыко, размоченное в воде, не ломалось, могло сгибаться в любую сторону. Этимологический словарь Фасмера указывает, что слово происходит от итальянского Pulicane – такое имя носит герой повести о Бове. понимает, умеет не хуже других.

Из чего делали лапти из лыка, а лыко что такое?))

Слово «лыко» произошло от праславянского lyko, что означает кору липы или ивы. Лыко используется в качестве материала для плетения корзин и других изделий, а также в качестве утеплителя. Морфологические и синтаксические свойства[править]. -лык. Словообразовательная единица (аффикс).

Лыковая мочалка для бани: свойства, заготовка, применение

поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940) В старой Руси «лык» - липовая кора. что это такое? значение и описание» на канале «Строительные Мотивы» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 19 августа 2023 года в 16:38, длительностью 00:00:29, на видеохостинге RUTUBE. А что такое лыко? Это тонкие полоски древесины с молодых деревьев. Если снять с молодого деревца кору, под ней обнаружится мягкая древесина. Словари единодушно утверждают, что «лыко» – слово, употребляемое только в единственном числе.

Похожие слова

  • Что такое лыко?
  • Что такое ЛЫКО? Значение слова
  • Что такое лыко? 🤓 [Есть ответ]
  • Что такое лыко, что значит лыко.
  • Ярлык и лыко Охота на слова
  • Ответы : Что значит - Не лыком шит? И что такое лык?

Что такое лыковая мочалка

  • Значение слова «лыко» в 11 словарях
  • Лыко — "Энциклопедия. Что такое Лыко
  • ЛЫКО - Словарь Даля - Русский язык -
  • ЛЫКО - Словарь Даля - Русский язык -

7 сказочных слов, о которых мы не все знаем

С каждого дерева получается 3—4 Л. Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир лыко ср. Подкорье молодой липы, идущее у нас особ. Кричать, будто черт с него лыка дерет. Кликали черти с лыками, незваного гостя. На то, на что с липы лыка дерут, ответ на вопрос: на что? Их сам черт лычком вязал. Борода что помело, да ума ни лычка. Борода велика, а ума ни на лыко. Хоть лыком шит, да мылом мыт.

И лычный, да не лишний. И лыком шит, да муж. Спутан из лычка, да набит ремешком. Хотя лыком шить, да начальники. Хоть лыком шит, да сосед.

Лыком шит — значит беден. Мылом мыт — значит вовсе не так беден, ибо мыло стоило дорого! И еще выражение: «Не всякое лыко в строку». Строкой называли ряд плетеного изделия. Смысл этой поговорки — не любой материал подходит для исполнения изготовления чего-либо.

Русская баня без мочала и веника не бывает. Этот экологичный материал использовали для массажа, и наши предки не знали хвори. Традиция мыться мочалом очень древняя. Из лыковой связки делали кисти и помазки, ими белили печи и заборы, чистили кухонную утварь, вили веревки и делали грубые нитки, которые применяли для сшивания сетей для ловли рыбы. Из лыка вязали кукол, и не только для детских игр. В крестьянской избе было множество оберегов: кукла-крупеничка, куклы-неразлучники, кукла-пеленашка, кувадка, кубышка. На каждое событие семейной жизни была своя кукла. Из мочала плели не только рыбацкие сети, но и лошадиную упряжь, рогожи, а в Германии — даже плащи. Мягкая мебель набивалась в старину именно лыком. Вместо холодильников использовали липовую тару. Туески плели по примеру лаптей. В них хорошо хранить масло и икру. Лыковая одежда Римляне, путешествуя по территории современной Германии, с удивлением обнаруживали людей, одетых в плащи из лыка. Народ, населявший германские земли, казался диким в их глазах. А напрасно. Хорошо сплетенная лыковая одежда предохраняет от укуса насекомых. В ней можно собирать мед диких пчел. В ней не холодно и не жарко. Она не промокает от дождя. Даже по сей день некоторые индейские племена используют древнее умение изготавливать одежду из лыка. На фото представлены специально изготовленный костюм и аккуратный чемодан. Все сделано из лыка методом плетения лаптей. В частности, летопись под 1205 годом называет лыко одним из предметов дани: Плетёная обувь из лыка издавна была известна у восточных и западных славян, у народов Прибалтики, у финно-угорских народов и в прибрежных районах Швеции. До XV века снаряжение русских войск включало в себя кольчуги из дубового лыка и лыковые щиты. Из того же материала в России «плели корзины, короба, кули, туеса и даже кресла и столы». Однако чаще всего лыко использовали в производстве лаптей. Вплоть до второй половины следующего столетия лыковые лапти оставались основной обувью в сёлах и деревнях чернозёмных губерний. Производством обуви из лыка занимались целые поселения и даже регионы. Среди них — село Смирново в Нижегородской губернии, где делались знаменитые «смирновские лапти»; село Семёновское близ Кинешмы ; село Мыть Шуйского уезда Владимирская губерния. Тамбовские мастера снабжали лыковой обувью «всю Россию, включая сюда и Красную армию…». Исследователи традиционно рассматривали лыковые лапти в качестве атрибута крестьянского быта, своеобразного свидетельства «бедности древнерусского крестьянства». Согласно альтернативной точке зрения, обувь из лыка примерно до XVI века не имела столь значительного распространения, в сравнении с обувью кожаной, и использовалась преимущественно во время сельскохозяйственных работ в поле, в лесу и т. В дальнейшем, с ростом цен на кожу, лапти стали вытеснять сапоги из повседневного обихода крестьян. Что говорят словари? В справочниках это слово трактуется как молодой луб некоторых деревьев, который разделяется на полоски и тонкие волокна. Словарь Даля добавляет определение: лыко — это неокрепшее подкорье.

Лыко с липы легко сходит с весны до конца июля, когда прекращается активное сокодвижение по стволу а лычные волокна это ещё и проводящая ткань дерева ; но весной лыко не драли, ждали когда оно нарастёт к середине лета потолще. Приискивали липы не старые, начиная с тех, что толщиной в руку и до пяди примерно в толщину 1 пядь — 4 вершка — 17,78 см. Если же дерево попадалось постарше и кора у него толстая, то сначала скобелем струг с узким лезвием и двумя ручками или топором срезали её верхний слой «наросты» , иначе при сворачивании коры в «кочомки» мотки она будет переламываться и лыко разорвётся на короткие куски. Липу валили топором и руками «драли лыко» — на комле толстом конце ствола надрезали кору, хватались за легко отделяющиеся закрайки и отдирали длинные полосы коры вместе с лыком от дерева. В спелую пору лыко толстое и легко сходит вместе с корой. Бывало, что при снятии лыка пользовались заострённой деревянной лопаткой, сделанной из елового сука. Старались заготовить как можно более длинное лыко, особенно для витья верёвок. Суки обрубали, тщательно ободрав липку, ствол разделывали и забирали с собой — из мягкой белой древесины резали ковши, совки для зерна, ложки; резчики делали из липового дерева резные киоты, накладную резьбу на мебель. На месте рубки вообще ничего не бросали, лес соблюдали чистым, не захламляли. Женщины, выезжая за лыком без мужиков, бывало, не валили дерево, а драли лыко со стоящей липки, делая зарубки у корня и выше головы, как достанут руки; или же драли полосы снизу и до самых веток кроны. Дерево при этом оставалось стоять, не взятое лыко и древесина без пользы пропадали. Так лыко готовили для себя уже при колхозах после войны, когда на земле трудились, в основном, женщины и дети, при недостатке мужчин — погибших мужей и отцов. Заготовленное корьё сворачивали в «кочомки» мотки — скручивали ленты коры лычной стороной наружу, а корой внутрь. Увязывали кочомки тонкими полосками того же лыка и укладывали вместе с липовыми заготовками в лодку. Приехав под парусом домой, на Боярщину, замачивали кочомки в воде у берега, в мелком спокойном месте, придавив камнями. Срок вымачивания корья до готовности зависел от температуры воды — в холодное лето вымачивали дольше, в тёплое — короче. Обычно мочили в озере не менее недели. Как и при мочении льна, конопли, а в древности — крапивы, действие мочения состоит в том, чтобы нужные в хозяйстве волокна откисли, отделились от грубой, непригодной части заготовки или стебля, чтобы сделалось возможным отделить добрые волокна от коры или, в случае льна, от костицы. При этом нельзя передерживать кочомки и, тем более, снопы льна в воде, потому что тогда начнёт подгнивать и само нужное волокно. Когда видишь это вымоченное лыко — размокшее, покрытое слизью, илом, пахнущее гнилью — не верится, что стоит приложить к нему руки и вскоре из дурно пахнущих кочомок получится «солнечное» душистое мочало. Как же этого добивались?

Содержание

  • Последние вопросы
  • Попробуем разобраться – какая мочалка лучше всего и сколько их нужно
  • Фразеологический словарь русского языка
  • Словарь Даля
  • 7 сказочных слов, о которых мы не все знаем
  • лык | Поиск по Грамоте

Значение слова Лыко

Слово «лыко» произошло от праславянского lyko, что означает кору липы или ивы. Уже тогда этот материал и предметы из него собирали с крестьян в качестве дани. Процесс изготовления лыка был довольно долгим. Сначала деревья срубали, убирали с них ветки, обдирали кору. Только затем полосками срезали само лыко, которое начинали обрабатывать.

В разных регионах это делали по-разному. Например, на севере Руси лыко вымачивали, очищали, выдерживали на солнце. После этого оно становилось прочным и легко гнулось. Из лыка плели короба и корзины для хранения, а также мебель — столы, стулья и кресла.

Из этого же материала изготавливали рогожу — грубую хозяйственную ткань, из которой затем шили мешки и половики. Из лыка делали и волосы для деревянных детских игрушек. А еще вплоть до XV века его использовали для плетения кольчуг и щитов для русских воинов. Самым популярным изделием из лыка стали лапти.

Сборник состоит из четырех разделов, каждый из которых раскрывает отдельный аспект жизни и творческого и трудового пути автора. Книга награждена премией Андрея Белого в 1999 году. Энциклопедический словарь лыко внутренняя лубяная часть коры молодых лиственных деревьев, чаще липы. Из лыка плетут корзины и другие изделия, раньше - лапти. О словаре Энциклопедический словарь — справочный словарь, статьи которого содержат более полное, в сравнении с обычным словарем, описание данного термина или определения. Энциклопедический словарь может быть общим или специализированным, освещающим определенную дисциплину или область знаний, например, медицину, искусство, астрономию, историю. Сведения в словаре могут быть сосредоточены вокруг конкретной этнической, культурной или академической перспективы, например, Военно-исторический энциклопедический словарь России, Словарь наук и так далее. Энциклопедические словари, как правило, содержат в себе иллюстрации, карты и другой наглядный материал. Луб молодой липы, ивы и нек-рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы.

Драть л. Лапти из лыка. Не лыком шит кто прост. Знает, где чем поживиться, не лыком шит! О словаре Словарь С. Ожегова — лингвистический толковый словарь русского языка, который является самым первым из появившихся в России тогда — в Советском Союзе после Октябрьской революции. Составление словаря началось в тридцатых годах прошлого века и было доведено до финала в 1949 году, однако впоследствии словарь несколько раз дополнялся и перерабатывался самим его создателем.

Лычаки м. Худо, лычная пуга кнут , а без пуги, того хуже. Золотая девка за лычным парнем. Лучше лычный мир, чем ременный суд! Лычник, лыкодер м. Лычага ж. Лычажный, мочалыжный. Лыковатый, волокнистый, на лыко похожий. И лычага, да за воровину ответит. Молодость ременны гужи рвет, старость и на лычаге прет. Лычь ж. Лыч ниж. Лычеек м. Лычма ж.

После удаляют верхнюю корочку, лыко вымачивают, сушат и пускают в дело. На колу висит мочало Присказка про мочало имеет реальные корни. Сняв с дерева молодой луб что значит лыко , его укладывали в наполненные водой канавы для вымачивания - мочила. Их устраивали возле лесных ручьев и речек. К осени его развешивали сушить, а потом по снегу везли на санях в деревню. Когда основательно вымоченное лыко связывали в связки, оно распадалось на множество волокон. Русская баня без мочала и веника не бывает. Этот экологичный материал использовали для массажа, и наши предки не знали хвори. Традиция мыться мочалом очень древняя. Из лыковой связки делали кисти и помазки, ими белили печи и заборы, чистили кухонную утварь, вили веревки и делали грубые нитки, которые применяли для сшивания сетей для ловли рыбы. Из лыка вязали кукол, и не только для детских игр. В крестьянской избе было множество оберегов: кукла-крупеничка, куклы-неразлучники, кукла-пеленашка, кувадка, кубышка. На каждое событие семейной жизни была своя кукла. Из мочала плели не только рыбацкие сети, но и лошадиную упряжь, рогожи, а в Германии - даже плащи. Мягкая мебель набивалась в старину именно лыком. Вместо холодильников использовали липовую тару. Туески плели по примеру лаптей. В них хорошо хранить масло и икру. Лапти На пару такой обуви для взрослого человека требуется три липовых деревца. Мужчина, занятый крестьянским трудом, снашивает их за неделю. Поэтому лапти умели плести все. Это было обычным, несложным делом. Для плетения использовали колодку. Лыка не вяжет — так говорят сейчас о человеке, не способном к элементарным самостоятельным действиям, или про ленивого, который уклоняется от работы.

Значение слова "лыко"

Прибежал, спрашиваю: "Что ты, Лавруш? А он и слова выговорить не может, только молчит. Еле-еле, пришел в себя и говорит: "Пришла, говорит, ко мне девка, высокая, белая, косы распущены, да как схватит меня рукой за галстук шарф и галстук сорвала". Я посмотрел, а у ево на шее пятно большущее багровое, как будто пальцем придавлено.

Ну, говорю, Лавруш побежим скорее домой, это лешой с нами шутит, чтобы чево худова не сделал, видно березняк вот это ево. Тут мы с Лаврушем скорее домой и лыка оставили.

Лапти стали признаком бедности. Из-за этого появились другие выражения со словом лыко: «не лыком шит», то есть «не такой простой, как кажется», и «пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком» в значении «поскупишься — пожалеешь». Лапти из лыка продолжали носить в деревнях вплоть до 1930-х годов. А сегодня они, а также корзины, игрушки и мочалки из этого материала пользуются популярностью как сувениры.

РФ» благодарит за вопрос читательницу Алину из города Белгорода. Крестьянский мальчик, надевающий лапти. Крестьянская девушка в синем сарафане и в лаптях. Вечерняя заря. XIX век Красноярский художественный музей имени В. Сурикова, Красноярск Григорий Мясоедов.

Земство обедает. Сказитель былин Никита Богданов.

Бахила готова! Она похожа на калошу. Настало время рассказать про лапоть. Теперь, когда вы сплели бахилу, про лапоть рассказывать проще. Вы все поймете с полуслова.

Подготовка лык и плетение проплетки идет точно так же. Колодка немножко отличается. Носок у лапоточной колодки широкий, приплюснутый, пятка тоже широкая. Стало быть, и проплетка плетется широкая. Носок и задник Рис. Лапоть на колодке В плетении проплетки из натурального лыка есть одна особенность. Надо следить за тем, чтобы крепкая белая сторона лыка была всегда повернута наружу, а паздирный слой — внутрь лаптя. Это вызывает некоторую трудность в самом начале плетения проплетки при загибании крайних лык.

Бумажное лыко вы просто перевертываете на другую сторону, а тут надо, чтобы при повороте лыко было повернуто той же стороной. Лри этом кромки стельки, особенно со стороны пятки, заворачиваются вверх. Эта особенность используется при дальнейшем плетении лаптя. Завернутый вверх край пяточной кромки позволяет упереть в него задник колодки и затянуть носок, который является продолжением проплетки. А затягивается носок лаптя так же, как и бахилы. Все восемь или двенадцать лык загибаются на верх колодки и плетут сперва средние четыре лыка, потом остальные. Носок сразу примет форму колодки. Дальше пойдет по-иному, чем у бахилы.

У лаптя бока и задник не наплетаются. Зато сплетается окончательно широкий лапотный носок. После чего все лыки угонятся на проплет-. Носок лаптя должен быть просторным. Пальцам ног обеспечиватся хорошая защита. Лыко, сплетенное в две цены, предохранит от сучка, от камня и сухих колючек. Если на этом и закончить, то у вас получится шлепанец, настоящий домашний шлепанец. Но ведь в шлепанцах ходят по дому, а мы говорили, что в лаптях люди ходили за тысячи верст.

Значит, надо что-то сделать, чтобы лапоть не спадал с ноги, а пятка на проплетке не виляла туда-сюда. В бахиле для этой цели наплетают бока и задник. А у лаптя, как мы сказали, нет ни боков, ни задника. Вместо них по краям проплетки накручивается из лык валик в палец толщиной. Для этого берут концы лык, складывают их по четыре-пять штук вместе, не свивая, а прямушкой и обматывают, одновременно пришивая к кромке проплетки отдельным хорошо промятым лыком. Вот такой у вас получится лапоть Приглядитесь к кромке. Она немножко загнута вверх. Выберите место, с которого начнете обмотку, и гоните шаг за шагом.

Шаги все косые, но идут по порядку. Валик получится ровный. Гоните кругом. Пальцы должны чувствовать, а глаз видеть, когда обкручиваемый пучок «похудеет». Добавьте концов. Не допускайте, чтобы «худоба» пучка наступила сразу. Добавляйте вместо выбывающих новые концы. Иные мастера не ограничиваются валиком, а для пущей надежности наплетают небольшой задник, всего в четыре недлинных лыка.

Их заплетают с того места, где у кожаной обуви начинается каблук. Выбирают такие дорожки, которые пересекаются на кромке проплетки в самом центре пятки. Когда все четыре лыка выйдут на край проплетки, переплетите их между собой, как начинали плести задник бахилы. Только там вы плели в восемь лык, а тут в четыре. Больше не требуется. Высокий задник при ходьбе иногда натирает лодыжку. Лыки сгоните к проплетке. Они войдут в пучки боковых валиков.

Остается сделать ушко для продевания обор. Возьмите узкое тонкое лычко, проденьте его вверху задника, протяните до половины длины и свейте веревочку сантиметра в три длиной. Затем оба конца спрячьте, проплетя по три-четыре шажка в разные стороны. Обозначится ушко. В него продевают оборы, которыми крест-накрест приматывают онучи портянки. Вот вы и сплели лапоток, а еще раньше бахилочку. Они не во всем удались. Но ведь это же первая ваша работа.

Надеемся, вы убедились, что плести лапти не так уж и просто, как иным кажется. Всякое дело мастера боится. Сейчас в магазинах, где продаются изделия умельцев, редко, но можно встретить и лапти, и маленькие лапоточки. Еще реже — бахилы. Их охотно покупают иностранцы. Откуда-то пошла мода покрывать лапти лаком. Это от лукавого и так же нелепо, как прикрепить веревочные оборы к лакированным туфлям. Даже сами слова, поставленные рядом: «лакированные лапти» вызывают улыбку своим прямо-таки фельетонным сочетанием.

Не будем наводить на лапоть глянец. Он хорош и без него, как свидетель нашей не такой уж далекой истории. Получение и применение Добыча и предварительная обработка лыка Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию Тамбовские крестьяне заготавливали лыко весной: в эту пору «в лесу срубались молодые деревья, называемые лутошками. Обрубив ветви срубленного деревца, начинали драть лыко, имеющее вид полосок…». На Севере России сырьё для плетения принято было заготавливать «от Благовещенья до Троицы, поскольку в это время кора ещё мягкая». Внутреннюю часть коры, снятой с липы, подвергали особой обработке. К примеру, у мордвы лыко размачивали в воде для придания материалу необходимой гибкости. В Северной и Центральной России у мастеров-лапотников существовали определённые «нормативы», связанные с обучением ремеслу, с началом и завершением работ, со сроками заготовки лыка.

Один из владимирских крестьян так описывал процесс передачи навыков от поколения к поколению: «Мой отец брата лет с шести учил… Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести». Изготовление обуви и других предметов обихода Основная статья: Лапти Кузов из берёсты и луба, начало XX века Один из исследователей так описывает свойства лыка и технику плетения лаптей у мордвы: Для изготовления «двухпяточных» лаптей, или «семилычек», использовали тщательно очищенное лыко. Такие лапти определённое время выдерживали на солнце, после чего «лицевая сторона лычек становилась тёмно-коричневой». Примечательно, что лапти получали своё название в зависимости от породы дерева, с которого снимали лыко. Так, из коры ракиты делали «верзни», из тала — «шелюжники». Из лыка молодого дуба плели «дурачи», из лыка берёзы и вяза — «берёзовики» и «вязовики». Впрочем, самые прочные лапти изготавливали из луба молодой липы. При этом толщина дерева не должна была превышать полутора вершков.

Из лыка делали не только обувь, но и другие предметы домашнего обихода. Так, в быту мордвы одним из основных элементов утвари был «плетёный из лыка кошель». Последний имел вид четырёхугольного ящика, составленного из двух половинок. Такой кошель создавался посредством «косоугольного плетения», при помощи углов и граней. С противоположных сторон обеих частей «ящика» крепились «четыре лычные петельки», в которые продевали ремешок или бечёвку. В Вятском крае, как и в других регионах страны крестьяне издавна использовали лыко для плетения прежде всего лаптей. Именно лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество русских пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно.

Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Поэтому широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих прежде всего от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и других. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала. Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку подковырку.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными а не пеньковыми оборами то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор. Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение — «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип — прямое плетение, или «прямая решетка». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника, так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки носки. Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской губернии, плели из вязового лыка.

Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму. Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями. За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку». Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде.

Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык — от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом — получалось приблизительно 300 пар лаптей. Скорость плетения лаптей также была разной и зависела от мастерства, таким образом, крестьянин мог сплести от двух до десяти пар в день. Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок — кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли мастера старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует русская поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой одни лапти носились не более десяти дней, а летом в рабочую пору крестьянин стаптывал одни лапти за четыре дня.

Искусные вятские мастера целыми возами продавали свой товар на ярмарках. С развитием промышленного производства обуви, ее удешевлением необходимость в лаптях отпала. Во второй половине ХХ века уже трудно было найти мастера, который бы умел их плести. В 1970-х годах в Кировском производственном объединении по организации надомного труда «Умелец» была сделана попытка решить эту проблему. На предприятии работало несколько мастеров, которые небольшими партиями изготавливали сувенирные лапти разного размера, в том числе и миниатюрные в 1 — 2 см. В настоящее время при Благотворительном фонде «Народный дом», работающем в поселке городского типа Кильмезь, активно действует центр по производству лаптей. В наши дни лапти — отличный сувенир, напоминающий нам о жизни и ремесле наших предков. Особый — практический — интерес проявляют к старинной русской обуви участники самых разных фольклорных коллективов и отдельные частные лица, занимающиеся реконструкцией старинного быта.

Читайте также: Как правильно запаривать и париться пихтовым веником в бане Приобретает лапоть и символическое значение — представляя собой все то позитивное, что было в старинном русском деревенском укладе. Неслучайно организованный и ежегодно проводимый с 2009 года в Кильмези фестиваль народных художественных промыслов и ремесел получил название «Вятский лапоть». Кто же плетет современные лапти? Начинает втягиваться в увлекательный процесс плетения из лыка и подготовленное ими молодое поколение. Лыковая мочалка и нежная кожа Если вы любитель обильной пены, мягкого, щадящего мытья — эта натуральная мочалка вряд ли понравится вам. У детишек маленьких, она также не вызовет бурного восторга. Лыко для любителей потереть кожу до красна, до скрипучей чистоты. Если вы активно загорали и приобрели несравненный бронзовый цвет кожи — не пользуйтесь лыковым мочалом — используйте пушистые мягкие губки.

А уж когда придёт черёд осенних и зимних холодов — вот тогда можно и лыковой мочалкой разогнать кровушку! Для борьбы с вечной женской проблемой целлюлитом лучшего варианта чем лыковая мочалка для мытья и не сыскать. Природная жёсткость — это союзник в разбивании ненужных отложений на бёдрах. Вот такая она мочалка из лыка, которую подарила нам природа-матушка и красавица липа. Не верите — попробуйте сами! Удачи вам! На колу висит мочало Присказка про мочало имеет реальные корни. Сняв с дерева молодой луб что значит лыко , его укладывали в наполненные водой канавы для вымачивания — мочила.

Их устраивали возле лесных ручьев и речек. К осени его развешивали сушить, а потом по снегу везли на санях в деревню. Когда основательно вымоченное лыко связывали в связки, оно распадалось на множество волокон.

Пожаловаться «Что значит слово «лыко» во фразе «лыка не вяжет» Лыком на Руси называли особую прослойку на стволе лиственного дерева, которая находилась прямо под корой.

Из лыка делали лапти. Почти каждый умел плести из лыка или вязать, вещи из лыка можно было делать очень быстро, в перерывах между работой.

Лыко – что это такое? Изделия из лыка

Заплетка стельки. Начало сгона верхних лык вниз Берем два лыка в левую руку и два в правую. Переплетите их между собой на середине длины рис. Будем плести проплетку стельку. Все верхние концы лык сгоните вниз рис. Концов у вас уже будет не четыре, а восемь: четыре в левой руке, четыре в правой. Плетите из них, как плетут обычную косичку. Только косичка плетется в три пряди, а тут надо плести в восемь лык лапоть — в двенадцать. Берите поочередно лыко справа, лыко слева и переплетайте их со всеми, лежащими на пути.

Скоро вы заметите закономерность: одно лыко, скажем, левое всегда в начале новой строчки ложится сверху, а другое приходит из-под низу. Укладывайте лыко к лыку плотно, особенно когда делаете первые шаги с того и другого краяю. Не: надо слишком перетягивать, но я не давать слабинку. И еще вы заметите, что проплетку можно изрядно вытянуть, а можно пустить и пошире. Тогда она сразу станет короче. Вот проплетка довольно длинная. Пора на нее ставить колодку, чтоб не плести лишнее. Мыс проплетки должен быть чуточку — на поллыка — длиннее колодки.

Если не хватает — добавьте, лишнее — расплетите. Продолжение сгона лык Так, проплетка есть. Справа и слева у вас по четыре лыка. Ставим колодку. Находим лыко на самом краю посреди пятки, продеваем под него узкое лычко и привязываем пролетку за гвоздик, торчащий над задником колодки. Теперь обе руки на носок. Формируется носок очень просто. Вы даже удивитесь, как просто затягивается носок бахилы.

И к тому же получается довольно красивый. Для мастера это самый приятный момент плетения. А делается это так. До сих пор вы плели, беря крайние лыки. Теперь возьмите средние, два справа и два слева. Переплетите их между собой. Они сами подскажут, какому лыку ложиться сверху, какому идти вниз. И вы увидите, как первые же четыре клетки, появившиеся в средине проплетки, обозначат носок бахилы.

А когда поставите в строки оставшиеся справа и слева пары лык, то тут уж вы поверите в свои силы. Все это показано на рисунках 162, 163, 164. Когда переплете поверх носка колодки все восемь лык, натяните их равномерно, чтобы все клеточки плотно прилегали к колодке. Затем лыки соберите позади пятки и возьмите в горсть. Видите, у вас уже обозначилась бахила. Отделите вер хние лыки по одному слева и справа и проплетите их с помощь кочедыка вторым слоем в сторону пятки. Но прежде, чем пустить в ход кочедык, найдите начало той дорожки, которая приведет это лыко точно на средину пяточной кромки, где оно встретится с другим лыком, которое придет с противоположной стороны. Если тут ошибетесь, то пятка получится косая.

Следом проплетите остальные лыки слева и справа. Теперь обе руки на задник колодки. К нему пришли все восемь лык. Тут, как и при заплетке носка, берутся средние четыре лыка и переплетаются между собой рис. За ними переплетите все остальные рис. Задник сплетен. Теми же лыками плетем бока бахилы. Будьте внимательны при первом подковыре кочедыком.

Посмотрите, на свое ли место вы привели это лыко. Оно должно лечь рядом с тем лыком, которое ушло на другую сторону задника и готово также переплестись с тремя другими и уйти на стельку. Читайте также: Делаем мыло-скраб из кофе в домашних условиях, рецепты, полезные свойства Так же переплетается второе лыко, но уже между двумя, оставшимися и уходит на стельку рядом с первым. И опять будьте внимательны. В этом месте лыки стремятся занять чужую строку, выскакивая на одну вперед. Третье лыко переплетается с четвертым и еще с натянутыми от носка по бокам лыками и уходит на стельку. Последнее лыко переплетается уже не со свободными, а с натянутыми от носка к пятке. Но вы разберетесь.

Кочедык вам поможет. Перебрав все лыки на одной стороне, переходите на другую. Так же все переберите и проплетите по стельке к противоположным сторонам. Начало и продолжение заплетки носка На подошве вашей бахилы постепенно нарастает второй слой. Говорят: плетется в две цены. Носок и задник сплетены. Но еще на боках остаются не переплетенными натянутые наискосок лыки. Чтобы закрыть этот «недоплат», надо бы проплести еще по три-четыре лыка.

Смотрите, нужные вам лыки сами пришли сюда и просятся в строку. А если они преждевременно кончились и не пришли, то вы их наставьте. Лыко наставляется удлиняется не клеем и ух, конечно, не связывается узлом, а заплетем нового конца. Отступя два-три шажка от того места, где кончается короткоелыко, продевается новое. Продергивая новый конец, постарайтесь не выдернуть его совсем. Остановитесь так, чтоб кончик нового лыка спрятался под клеткой. Кончик короткого лыка отрежьте. Новое лыко его прикроет.

Наращивание длины будет совершенно не заметно. Затяжка носка бахилы на колодке. В первую очередь пустите в дело те концы, которые «просятся» на незаплетенные бока. А из них раньше дайте дорогу тем, что нацелены на носок. Пропустите их туда по одному или по два, не более. Проплетите их между собой над стопой ноги, сгибая под прямым углом, гоните вниз. Этого обычно хватает для полного заплета боков. Если покажется мало, пропустите по третьему лыку.

Остается навести крепость и красоту на носок и для пущей прочности дать еще цену на пятку. Остатки концов сами выйдут на носок. Их нужно всего четыре, два с одной стороны и два с другой. При нехватке концов — нарастите. Выведенные на носок концы сгибают и разворачивают вправо и влево так, чтоб получилась одна линия. Образующийся при этом рубчик и придает красоту бахиле. Пунктиром показано, куда пойдут последние три лыка. Задник почти сплетен.

Лыко слева и два справа, оставлены для наглядности, вы уже поняли, куда они пойдут Пятка укрепляется вторым наплетем до определенного места с поворотом вправо иди влево. Обычно для этого основных лык уже не хватает. Вводятся новые. Бахила готова! Она похожа на калошу. Настало время рассказать про лапоть. Теперь, когда вы сплели бахилу, про лапоть рассказывать проще. Вы все поймете с полуслова.

Подготовка лык и плетение проплетки идет точно так же. Колодка немножко отличается. Носок у лапоточной колодки широкий, приплюснутый, пятка тоже широкая. Стало быть, и проплетка плетется широкая. Носок и задник Рис. Лапоть на колодке В плетении проплетки из натурального лыка есть одна особенность. Надо следить за тем, чтобы крепкая белая сторона лыка была всегда повернута наружу, а паздирный слой — внутрь лаптя. Это вызывает некоторую трудность в самом начале плетения проплетки при загибании крайних лык.

Бумажное лыко вы просто перевертываете на другую сторону, а тут надо, чтобы при повороте лыко было повернуто той же стороной. Лри этом кромки стельки, особенно со стороны пятки, заворачиваются вверх. Эта особенность используется при дальнейшем плетении лаптя. Завернутый вверх край пяточной кромки позволяет упереть в него задник колодки и затянуть носок, который является продолжением проплетки. А затягивается носок лаптя так же, как и бахилы. Все восемь или двенадцать лык загибаются на верх колодки и плетут сперва средние четыре лыка, потом остальные. Носок сразу примет форму колодки. Дальше пойдет по-иному, чем у бахилы.

У лаптя бока и задник не наплетаются. Зато сплетается окончательно широкий лапотный носок. После чего все лыки угонятся на проплет-. Носок лаптя должен быть просторным. Пальцам ног обеспечиватся хорошая защита. Лыко, сплетенное в две цены, предохранит от сучка, от камня и сухих колючек. Если на этом и закончить, то у вас получится шлепанец, настоящий домашний шлепанец. Но ведь в шлепанцах ходят по дому, а мы говорили, что в лаптях люди ходили за тысячи верст.

Значит, надо что-то сделать, чтобы лапоть не спадал с ноги, а пятка на проплетке не виляла туда-сюда. В бахиле для этой цели наплетают бока и задник. А у лаптя, как мы сказали, нет ни боков, ни задника. Вместо них по краям проплетки накручивается из лык валик в палец толщиной. Для этого берут концы лык, складывают их по четыре-пять штук вместе, не свивая, а прямушкой и обматывают, одновременно пришивая к кромке проплетки отдельным хорошо промятым лыком. Вот такой у вас получится лапоть Приглядитесь к кромке. Она немножко загнута вверх. Выберите место, с которого начнете обмотку, и гоните шаг за шагом.

Шаги все косые, но идут по порядку. Валик получится ровный. Гоните кругом. Пальцы должны чувствовать, а глаз видеть, когда обкручиваемый пучок «похудеет». Добавьте концов. Не допускайте, чтобы «худоба» пучка наступила сразу. Добавляйте вместо выбывающих новые концы. Иные мастера не ограничиваются валиком, а для пущей надежности наплетают небольшой задник, всего в четыре недлинных лыка.

Их заплетают с того места, где у кожаной обуви начинается каблук. Выбирают такие дорожки, которые пересекаются на кромке проплетки в самом центре пятки. Когда все четыре лыка выйдут на край проплетки, переплетите их между собой, как начинали плести задник бахилы. Только там вы плели в восемь лык, а тут в четыре. Больше не требуется. Высокий задник при ходьбе иногда натирает лодыжку. Лыки сгоните к проплетке. Они войдут в пучки боковых валиков.

Остается сделать ушко для продевания обор. Возьмите узкое тонкое лычко, проденьте его вверху задника, протяните до половины длины и свейте веревочку сантиметра в три длиной. Затем оба конца спрячьте, проплетя по три-четыре шажка в разные стороны. Обозначится ушко. В него продевают оборы, которыми крест-накрест приматывают онучи портянки. Вот вы и сплели лапоток, а еще раньше бахилочку. Они не во всем удались.

Хотя со временем значение этого фразеологизма несколько поменяло свою окраску, и его стали употреблять, когда хотели характеризовать не богатство, а способности того или иного человека. Не лыком шит - то есть умен, хитер, изворотлив, не прост. Есть еще одна хорошая поговорка на эту тему «Хоть лыком шит, да мылом мыт! Лыком шит — значит беден. Мылом мыт — значит вовсе не так беден, ибо мыло стоило дорого! И еще выражение: «Не всякое лыко в строку». Строкой называли ряд плетеного изделия. Смысл этой поговорки — не любой материал подходит для исполнения изготовления чего-либо. Другие интересные выражения из русской речи: Фимиам — это общее название благовоний, которые курили не только перед алтарями Интересное выражение — козел отпущения. Фраза недосказана, но все ее прекрасно Интересное выражение — купить кота в мешке.

От такого соседства натуральные мочалки часто трухлеют, приобретают неприятный запах и служат недолго. Мочалки нужно сушить, а перед применением обязательно заваривать крутым кипятком, чтобы они распушились и стали мягкими. Какое значение слова «лыко» в поговорках? До нас дошло немало пословиц и поговорок со словом «лыко». Лишь часть из них относится непосредственно к изделиям из луба, процессу их изготовления. Остальные же народная мудрость использует как наглядные примеры для аналогии, сравнения или гиперболы. Рассмотрим некоторые: Лыка не вяжет — так говорят сейчас о человеке, не способном к элементарным самостоятельным действиям, или про ленивого, который уклоняется от работы. Почему именно лыко? Что это такое? Вязать лыко связывать в пучки — это элементарная операция, которую может делать даже ребенок. Связывали лыко для плетения веревок, изготовления кистей, мочалок, заготавливания пучков для будущих работ. Не лыком шит — сейчас поговорка означает человека, которого не обманешь. Он не прост, имеет знания и опыт. Раньше вконец разорившийся крестьянин мог носить одежду, сшитую грубыми лыковыми волокнами, которые пригодны разве что на починку рыбацких сетей. Пояс тоже мог быть скручен из лыка. Но если у него были друзья или родственники, долго это продолжаться не могло. В конце концов человек с руками и головой на плечах обрастал новым имуществом. Те же, кто не хотел работать, пропивали поданную из милости одежду, не пользовались уважением в обществе. Про таких говорили: лыком шит, лыком подпоясан. Не всякое лыко в строку — это присказка лапотников. При плетении лаптей различали строки, то есть ряды. Их подбирали по цвету и качеству. Некоторые не годились. Так говорили про тех, кто не годится для какого-то дела, выбивается из общей массы каким-то недостатком. Получение и применение Добыча и предварительная обработка лыка Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию Тамбовские крестьяне заготавливали лыко весной: в эту пору «в лесу срубались молодые деревья, называемые лутошками. Обрубив ветви срубленного деревца, начинали драть лыко, имеющее вид полосок…». На Севере России сырьё для плетения принято было заготавливать «от Благовещенья до Троицы, поскольку в это время кора ещё мягкая». Внутреннюю часть коры, снятой с липы, подвергали особой обработке. К примеру, у мордвы лыко размачивали в воде для придания материалу необходимой гибкости. В Северной и Центральной России у мастеров-лапотников существовали определённые «нормативы», связанные с обучением ремеслу, с началом и завершением работ, со сроками заготовки лыка. Один из владимирских крестьян так описывал процесс передачи навыков от поколения к поколению: «Мой отец брата лет с шести учил… Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести». Изготовление обуви и других предметов обихода Основная статья: Лапти Кузов из берёсты и луба, начало XX века Один из исследователей так описывает свойства лыка и технику плетения лаптей у мордвы: Для изготовления «двухпяточных» лаптей, или «семилычек», использовали тщательно очищенное лыко. Такие лапти определённое время выдерживали на солнце, после чего «лицевая сторона лычек становилась тёмно-коричневой». Примечательно, что лапти получали своё название в зависимости от породы дерева, с которого снимали лыко. Так, из коры ракиты делали «верзни», из тала — «шелюжники». Из лыка молодого дуба плели «дурачи», из лыка берёзы и вяза — «берёзовики» и «вязовики».

Хоть не стоит лыка, да ставь за велика. Возьмешь лычком, отдашь ремешком. Пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком. Лыко с ремешком не вяжись; порвется. Тот тужи, у кого ременные гужи, а у нас лыки да мочалы, туда ж помчали! Лыком по парче не шьют. Хуже лапотного лыка... Пропадай собака и с лыком, лишь бы не судиться! С избы лык не надерешь. Пока лыки дерутся, пота и с детками в лес. Не запасшись лыком, ходишь в ошметках. Выдерни лычко из-под кочедычка, скороговорка. Есть один секрет, связанный со словом лыко. Разгадать мне его пока не удалось. Какую роль играло лыко в вопросах суда, если немало пословиц и поговорок сводят слова «лыко» и «суд», «судить» в одну конструкцию? Лучше лычный мир, чем ремённый суд. Лыко с ремнём не судись. В связи со словом лыко не могу не вспомнить одну старинную переводную повесть XVII века. Есть версии, что повесть переведена с чешского или с польского языка, или с какого-то другого. На оригинал на исходном языке никто не видел, однако одна фраза, где упоминается лыко, может служить доказательством того, что перевода и не было, а повесть изначально писалась по-русски. Первая публикация XVIII века «История о французском сыне», а рукопись имела заголовок «Притча, яко невестам и юным вдовицам, хотящим посягати за муж, не довлеет женихов своих злословити и присланных о т них бесчестить. Повесить творим о Василии королевиче златовласом чешской земли и о Полиместре ево, прекрасной кралевне франчужской». Рассказывает повесть как сын чешского короля посватался во Франции к дочери французского короля. А Франция хочет быть первой столицей мира, а тут какой-то чех приехал.

«Не лыком шит»: что такое лыко и как появилась эта фраза?

поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940) В старой Руси «лык» - липовая кора. поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940) В старой Руси «лык» - липовая кора. Лыко — википедия. что такое лыко. Липовое лыко после распаривания становится мягким и помогает прекрасно очистить кожу, это объясняется тем, что вся поверхность лыка покрыта мельчайшими ворсинками. ЛЫКО ср. лычко или мн. лики, лыка, молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье, со всякого дерева (под корою луб; под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина).

Значение слова лыко. Что такое лыко?

Поэтому слово «лыко» получило в русском языке дополнительное значение — «легкое дело». Происхождение Чтобы понять, откуда берет корни данный фразеологизм, стоит пояснить, что такое лыко. Существуют поговорки («лыка не вяжет», «не лыком шит», «лыком подпоясан», «не всякое лыко в строку», «по парче лыком не шьют»), в которых фигурирует понятие «лыко». Узнать, историю фразы про лыко: почему на Руси говорили, что кто-то «не вяжет лыка», что такое лыко и что из него вязали. Читайте или слушайте наш рассказ про В Древней Руси лыко было одним из самых распространенных материалов. Лыко не вяжет — так сейчас говорят о человеке, не способном к элементарным самостоятельным действиям или ленивом, избегающем работы.

Войти на сайт

Из чего делали лапти из лыка, а лыко что такое?)) ЛЫКО ср. лычко или мн. лики, лыка, молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье, со всякого дерева (под корою луб; под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина).
что лыки драть лыко за лыком тянется | Дзен Лыком на Руси называли особую прослойку на стволе лиственного дерева, которая находилась прямо под корой.
Что такое лыко? Мочалка из лыка - правила изготовления лык – поиск в словарях русского языка на справочном-информационном портале
«Не лыком шит»: что такое лыко и как появилась эта фраза? | Морфологические и синтаксические свойства[править]. -лык. Словообразовательная единица (аффикс).
Что такое лыко? Мочалка из лыка - правила изготовления Морфологические и синтаксические свойства[править]. -лык. Словообразовательная единица (аффикс).

Что такое лыко, что значит лыко.

Что такое лыко Лыко – это внутренняя волокнистая сторона коры липы, то есть её неокрепшая подкорная часть. Морфологические и синтаксические свойства[править]. -лык. Словообразовательная единица (аффикс). На этой странице вы могли узнать, что такое «лык», его лексическое значение. Прежде дадим информацию о том, что же такое "лыко".

Баять буду! Эти 10 слов вы точно встречали в сказках — знаете, что они означают?

Подпоясанный лыком. Лыка не вязать разг. Не всякое лыко в строку поговорка - нельзя каждую мелочь ставить в вину, в упрек букв. Не лыком шит - поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья. Волокнистая древесная ткань , отделяемая непосредственно от ствола; луб.

Изготовлены они в виде длинного шарфа. В данный момент ассортимент японских мочалок насчитывает тоже более 100 наименований. Казалось бы, что можно еще предложить? Оказывается, есть мочалки пропитанные серой — с анти — акне эффектом, с вкраплением целебных трав, масел, витамин и антиоксидантов. Насколько это эффективно и оправдано? Наверняка, все эти навороты быстро вымываются, и мочалка становится обычной, как и все.

Итак, покупая мочалку из искусственных материалов — вы сэкономите на моющих средствах , т. Структура нитей и плетения такова, что вы можете сэкономить на скрабах. Как понимаете, ограничить себя покупкой одной мочалки не получится. Благо, что сейчас есть из чего выбирать! Умея держать спицы или крючок в руках, любая хозяйка сможет связать мочалку и размера. Приятных вам приобретений. Надеюсь, наши оказались полезными. Вид занятия: хозяйство Назначение: банные мочалки, верёвки, половые тряпки, кисти для побелки печей, помазки для смоления лодок, мочалочки для мытья посуды и кухонные тряпки Время проведения: летом до конца июля Традиционно занимались: женщины Что такое липовое лыко? Это, вероятно, один из первых видов растительного волокна, применение которых освоено человеком на заре цивилизации. Мы поведём рассказ не о глубокой древности, а о заготовке и применении липового лыка жителями Заонежья на рубеже XIX — XX вв.

В те годы липовое лыко широко применялось в повседневной жизни всего российского крестьянства и заонежан — в частности. Лаптей в Заонежье о ту пору почти не носили, ни липовых, ни берестяных — повседневная и, тем паче, праздничная обувь была кожаной. Ткачество из мочала — изготовление рогожи - тоже здесь не было распространено; но зато, к примеру, многие и многие сотни аршин аршин - 71,12 см верёвок для рыболовных снастей были «лычаными» - изготовленными из липового лыка. Сети на лычаные верёвки насаживали потому, что верёвки эти стойкие к истиранию, прочные и лёгкие - поскольку плавают в воде. Вот что рассказал сотруднику музея «Кижи» И. Набоковой о витье и применении лычаных верёвок брат знаменитого бригадира кижских плотников Николая Ивановича Степанова Дмитрий Иванович Степанов 1924 г. Посад, Волкостров: «… дак этот перевозчик работал на перевозе людей в лодке с Кижей на Волкостров и на остров Еглов , Григорий Петрович Босарев, старикашка, он всё время, значит, у окна, в простенке была вьюха большая такая и вил верёвки с лыка. Тогда в ходу были очень верёвки эти. Она не тонет, во-первых, ей надо было мало плаву, ну а плав обычно ставили вот берестенный вот, из бересты. В сетки, знаете, вот… поплавочки такие они ставили, значит, а эти тятевки вот покупали у него.

Он работал чисто верёвочку такую сплетёт - дак прямо как вот шёлковая вся! А лыко подбирал такое белое, хорошее такое... Ствол дерева образован древесиной, нарастающей годовыми кольцами. Средина ствола более прочная, это ядровая древесина или ядро; к краю лежит заболонь - живая, более мягкая древесина. Снаружи ствол защищён корой. Между корой и заболонью находится тонкий слой производящих клеток, откладывающих в течение тёплого времени года внутрь ствола - слои древесины, наружу - клетки коры. Как раз этот важнейший для дерева слой клеток и его окружение и называется лыком или лубом. Лыко драли заготавливали и ивовое, и ильмовое вязовое , но только липа, единственная из всех местных пород деревьев, одарена таким роскошным многослойным и толстым лубом. Ближние к древесине слои липового лыка самые светлые, тонкие и мягкие; лежащие же сразу под корой - коричневатые и грубые. Отсюда и различное использование в хозяйстве этих различающихся по своим свойствам слоёв лыка: самое белое, мягкое шло на банные мочалки, «к телу белому»; средние слои - желтоватые и более прочные - шли на витьё верёвок; самые верхние - коричневатые, грубые слои лыка - использовались как половые тряпки.

Ткань в то время очень ценилась и на тряпки не использовалась - семьи были большие, одежду перешивали, латали, носили и донашивали до последнего. А уж когда становилась одежда совсем рибушная ветхая , то ткали, порвав на полоски, из неё половики. Так что полы и даже стены и потолок избы - по праздникам стирали лычаными тряпками и берёзовыми голиками вениками без листьев, «голыми». Но начнём рассказывать о заготовке липового лыка по порядку, на примере крестьянской семьи Никоновых из кижской деревни Боярщины, расположенной на берегу Онего озера. В окрестностях Кижей были известны два больших липняка, куда ездили крестьяне драть лыко: на острове Долгом в Уйме Уйма - новгородское название архипелага Кижских шхер и на западном берегу губы Вожмариха. Куртинами липа росла и на многих других островах. По воспоминаниям Антонины Ивановны Никоновой 1935 — 2006 , жительницы Боярщины, они с бабушкой Екатериной Ивановной Никоновой Рябининой 1881 — 1957 вдвоём ездили на лодке-кижанке именно в липняк на остров Долгий - «в Уйму». От Боярщины это километров восемь водой. Ждали когда поветерь будет боковой ветер , чтобы вёслами нам не грести, а ехать под парусом в обе стороны. Там же, в Уймах, на обед налавливали себе крупного окуня, варили «зелёную уху» - из одних крупных окуней, без луку, без картошки, а рыбы столько, что аж уха становилась зелёная».

Лыко с липы легко сходит с весны до конца июля, когда прекращается активное сокодвижение по стволу а лычные волокна это ещё и проводящая ткань дерева ; но весной лыко не драли, ждали когда оно нарастёт к середине лета потолще. Приискивали липы не старые, начиная с тех, что толщиной в руку и до пяди примерно в толщину 1 пядь - 4 вершка - 17,78 см. Если же дерево попадалось постарше и кора у него толстая, то сначала скобелем струг с узким лезвием и двумя ручками или топором срезали её верхний слой «наросты» , иначе при сворачивании коры в «кочомки» мотки она будет переламываться и лыко разорвётся на короткие куски. Липу валили топором и руками «драли лыко» - на комле толстом конце ствола надрезали кору, хватались за легко отделяющиеся закрайки и отдирали длинные полосы коры вместе с лыком от дерева. В спелую пору лыко толстое и легко сходит вместе с корой. Бывало, что при снятии лыка пользовались заострённой деревянной лопаткой, сделанной из елового сука. Старались заготовить как можно более длинное лыко, особенно для витья верёвок. Суки обрубали, тщательно ободрав липку, ствол разделывали и забирали с собой - из мягкой белой древесины резали ковши, совки для зерна, ложки; резчики делали из липового дерева резные киоты, накладную резьбу на мебель. На месте рубки вообще ничего не бросали, лес соблюдали чистым, не захламляли. Женщины, выезжая за лыком без мужиков, бывало, не валили дерево, а драли лыко со стоящей липки, делая зарубки у корня и выше головы, как достанут руки; или же драли полосы снизу и до самых веток кроны.

Дерево при этом оставалось стоять, не взятое лыко и древесина без пользы пропадали. Так лыко готовили для себя уже при колхозах после войны, когда на земле трудились, в основном, женщины и дети, при недостатке мужчин - погибших мужей и отцов. Заготовленное корьё сворачивали в «кочомки» мотки - скручивали ленты коры лычной стороной наружу, а корой внутрь. Увязывали кочомки тонкими полосками того же лыка и укладывали вместе с липовыми заготовками в лодку. Приехав под парусом домой, на Боярщину, замачивали кочомки в воде у берега, в мелком спокойном месте, придавив камнями. Срок вымачивания корья до готовности зависел от температуры воды - в холодное лето вымачивали дольше, в тёплое - короче. Обычно мочили в озере не менее недели. Как и при мочении льна, конопли, а в древности - крапивы, действие мочения состоит в том, чтобы нужные в хозяйстве волокна откисли, отделились от грубой, непригодной части заготовки или стебля, чтобы сделалось возможным отделить добрые волокна от коры или, в случае льна, от костицы. При этом нельзя передерживать кочомки и, тем более, снопы льна в воде, потому что тогда начнёт подгнивать и само нужное волокно. Когда видишь это вымоченное лыко - размокшее, покрытое слизью, илом, пахнущее гнилью - не верится, что стоит приложить к нему руки и вскоре из дурно пахнущих кочомок получится «солнечное» душистое мочало.

Как же этого добивались? Кочомки вытаскивали на берег, развязывали, и ленты коры развешивали на вешалах устройства из жердей для сушки, починки сетей и пр. Хорошо вымоченное лыко легко отделяется от коры, обычно ленты мочала отделяли от коры голыми руками, без всякого инструмента. В случае затруднения, для снятия последних, грубых волокон, пользовались ножом. Сразу же толстые и широкие многослойные тяжи лыка разделяли на примерно одинаковые по толщине и ширине полоски и раскладывали мочало в разные пучки, разделяя его по качеству и длине волокна. Длинное мочало шло, как уже говорилось, на изготовление банных мочалок, витьё верёвок и на половые тряпки - то есть раскладывалось на три пучка; из коротких же обрывков волокна, также в зависимости от его мягкости, изготавливали кисти для побелки печей, помазки для смоления лодок, мочалочки для мытья посуды и кухонные тряпки, которыми вытирали стол. Что значит «изготавливали мочалки»? Как говорила Антонина Ивановна: «сворачивали пучок в руке, да и мылись» - никакого плетения не было. Потом разобранное по пучкам мочало тщательно промывали в воде. Сначала отмывалась гнилостная слизь, затем мочало буквально стирали на руках, используя его природную «мылкость».

Наконец, доставали из воды, развешивали на тех же самых вешалах и сушили на ветерке. Высохнув, мочало приобретало душистый запах, с оттенком медового аромата. Использовали его по мере надобности; хранили пучками в хозяйственной части дома, которая в заонежских домах была под одной крышей с жилой частью, как говорили - «на сарае»; или «на вышке», то есть на чердаке. Вероятно, тканьё рогож не было заметно распространено в Заонежье потому, что липняков было всё-таки мало, по сравнению с центральными губерниями России; но зато верёвки для рыболовных снастей сетей, керагодов, неводов, ставников, вершей, мёрд, продольников и др. Лён выращивали, как правило, только для выработки «точива» ткани и ниток для вязания сетей, льнища участки льна были небольшими и льняное волокно на витьё верёвок не пускали. Если же липняков по близости не было, то вили верёвки из отрепов и изгребов - грубых коротких очёсов льна, из которых обычно ткали половики и мешковину. Семьи, занимавшиеся промышленным рыболовством, для вязания сетей, бывало, выращивали коноплю, дающую очень длинное крепкое волокно; но «тятивы» верхняя и нижняя верёвки сетей всё равно, как правило, были лычаными. Способ витья верёвок - как из лыка, так и из всех других материалов - был один. Хотя различных инструментов и механизмов для выполнения этой работы существовало много - от простых деревянных крючков до различного устройства вьюх с подсобными приспособлениями. Суть заключается в том, что сначала из волокна скручиваются пряди в одну сторону, а потом из прядей свивается вращением верёвка, закручивают её при этом обязательно в противоположном направлении.

Как говорится, «дал Бог руки, а верёвки сам вей». А без верёвки ни на лодке проехать, ни дом построить, да и вообще никакого хозяйства было не управить. В завершение надо сказать, что «виковичныя» эти липняки - на острове Долгом и в губе Вожмариха - цветут-растут и поныне. Крестьяне-пользователи не извели их за многие столетия заготовки лыка, хотя без лычины никто в хозяйстве не обходился. Липа дерево порослевое, возобновляется легко и быстро; да и пользовался мир липняками разумно, не хищнически, оставляя липку и детям, и внукам. Сейчас же липняки эти превратились в густые перестойные липовые леса; исчезли крестьяне-хозяева, исчезло из нашей народной жизни и «медвяное» мочало - прекрасный природный материал...

Из лыка плетут корзины, короба и … ЛЫКО в Энциклопедическом словарике: внутренний лубяной слой коры молодых лиственных деревьев до 10 лет , чаще липы и ивы. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. Драть лыко. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; … ЛЫКО в Новом словаре русского языка Ефремовой: ср.

Его можно отнести к разряду интуитивно Соловей — самая приятная певчая птица, живущая на просторах России. Почему из всех Кузькина мать или показать кузькину мать — устойчивое словосочетание непрямого Выражение круговая порука — это выражение прямого значения, то есть означает то, С древнейших времен у многих народов существует поверье, что крокодил плачет, когда Крепкий орешек — это выражение принято связывать со взятием Петром Первым шведской Квасной патриотизм — короткое, бьющее точно в цель ироничное определение для Великая Китайская Стена — самое большое архитектурно-строительное произведение Выражение кесарю-кесарево библейского происхождения, как и многие другие Пусть вас не смущает эта идиотская формулировка, составленная специально для Китайские церемонии — этот фразеологизм мы нередко используем в разговоре. Как По выражению лить колокола совершенно невозможно догадаться, какое еще значение Верста — русская мера длины, существовавшая в России до введения метрической Колосс на глиняных ногах — это своего рода характеристика или оценка чего-то Про происхождение выражения колумбово яйцо разные источники сообщают примерно Если это выражение пустить красного петуха прочитает иностранец, изучающий Выражение костей не собрать для нашего российского уха достаточно привычное. Его Издревле, еще до появления геометрии, люди привязывали меры длины к частям своего Казалось, известное всем выражение, на кривой козе не подъедешь. Означает оно тот Оказывается, возникновение этого фразеологизма напрямую связано с религией, точнее с Попал как кур во щи говорят тогда, когда неожиданно попадают в крайне неприятную Сирота казанская — очень интересное выражение. Сирота — понятно, но почему именно Как от козла молока получить — говорят о человеке, от которого нет никакой пользы, Калиф на час говорят про руководителей или начальников, которые оказались у власти Выражение кануть в лету знакомо и понятно всем. Означает оно — исчезнуть из памяти, Название города-государства Карфаген известно нам еще из учебников истории Таскать каштаны из огня — это выражение обретет полную ясность, если добавить к Это выражение — квадратура круга, наверняка вам где-то встречалось. А вот что оно Как в воду глядел — выражение понятное по значению, но не сразу понятное по Выражение во всю ивановскую, точнее, орать во всю ивановскую, известно очень Выражение, или словесный оборот и на солнце есть пятна подчеркивает, что в мире Выражение и на старуху бывает проруха говорит само за себя. Согласно словарю И ты, Брут! Выражение имя ему легион или им имя легион означает неопределенно большое Что означает выражение избиение младенцев?

Почему говорят "лыко-мочало — начинай сначала"

Мочалка из лыка для бани своими руками: заготовка, свойства, применение ЛЫКО, -а, ср. Внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев (преимущественно липы), а также кусок, полоса такой коры (используется для изготовления веревок, корзин, плетения рогож и т. п.); луб.
Что такое Лыко? Это... Значение на СловоПоиск.ру Лыко, размоченное в воде, не ломалось, могло сгибаться в любую сторону.
Из чего делали лапти из лыка, а лыко что такое?)) Значение слова Лыко на это Лыко Лыко (возможно, от — суффикс обладания) — луб молодой липы и других лиственных деревьев.
«Не лыком шит» — что такое лыко и как появилась эта фраза? Существуют поговорки"лыка не вяжет", "не лыком шит", "лыком подпоясан", "не всякое лыко в строку", "по парче лыком не шьют", в которых фигурирует понятие «лыко».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий