Операция «Буря в пустыне» явилась первым примером массированного участия вооруженных сил США и союзников в защите своих политических интересов на Ближнем Востоке. Операция НАТО «Буря в пустыне» привела к разгрому иракской армии, после чего режим Хусейна оказался полностью изолирован, а его будущее падение становилось лишь вопросом времени. Когда операция «Буря в пустыне» должна была перейти в наземную фазу под названием «Сабля пустыни», советские дипломаты в последний раз сделали попытку предотвратить масштабную войну. Однако некоторые союзники смогли отказаться от участия в военной операции США в Ираке в 2003 году, как это сделали Франция и Германия, но и они не осудили интервенцию публично.
56. Итоги операции «Буря в пустыне»
Авиационные удары строились по схеме «звездного» налета, что приводило к распылению сил и средств ПВО Ирака. ПВО И ПРО Следует отметить и то, что в условиях массированного применения авиации и крылатых ракет воздушного, наземного и морского базирования приобрели еще большее значение организация и заблаговременное создание надежной системы ПВО на ТВД. Результаты войны показали, что малоподвижная и стационарная система ПВО Ирака, оснащенная устаревшими ЗРК и РЛС, не имевшая единой системы управления и информационного обеспечения, при современном уровне развития средств воздушного нападения и разведки проявила низкую эффективность и в целом со своими задачами не справилась. Заслужила внимания организация и ведение ПВО многонациональными силами, располагавшими самыми совершенными в то время ЗРК «Роланд», «Усовершенствованный Хок», «Пэтриот» со средствами управления и связи. Отличительной ее особенностью являлась мобильность. Опыт боевого применения ЗРК «Пэтриот» подтвердил возможность применения комплексов такого класса в качестве средства ПРО для защиты важнейших объектов от баллистических ракет с неотделяемыми головными частями. Структура ВМС, количественное и качественное их состояние позволили оперативно сосредоточить крупные корабельные ударные и десантные группировки с полным техническим и тыловым обеспечением. Наличие на вооружении КРМБ «Томагавк» и ударных самолетов палубной авиации с большим радиусом действия обеспечили силам флота возможность активно влиять на ход боевых действий. Несмотря на полное превосходство на море, наличие минной угрозы Ираком было выставлено более 2000 морских мин и противодесантных заграждений в районе предполагаемой высадки заставило руководство МНС отказаться от проведения подготовленной десантной операции. На основании данного опыта США пришли к решению о внесении серьезных корректив в планы строительства флота с целью повышения возможностей минно-тральных сил. При этом характер их применения противоборствующими сторонами был принципиально различен.
Со стороны МНС применялись различные средства вооруженной борьбы — как созданные в предыдущие десятилетия, так и новейшие, в том числе еще не принятые на вооружение опытные образцы. Однако не следует преувеличивать возможности нового оружия и различных систем. Ко всему следует подходить разумно, взвешенно. Ведь, если говорить объективно, их боевое применение осуществлялось практически в идеальных условиях, при отсутствии какого-либо серьезного огневого и радиоэлектронного противодействия со стороны противника. По сути, МНС провели широкомасштабные, близкие к полигонным условиям испытания новых и перспективных образцов вооружения и военной техники XXI века. В этих условиях новые средства вооруженной борьбы показали достаточно высокую боевую эффективность, хотя в процессе их эксплуатации и боевого применения вскрылись отдельные серьезные недоработки. Это послужило для руководства США и военно-промышленного комплекса основанием для принятия мер по их доработке, уточнению военно-технической политики и военных программ на будущее, чтобы обеспечить превосходство в новых средствах и системах вооружения. ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ИРАКА Что касается недостатков в подготовке и ведении боевых действий иракской стороной, то к ним прежде всего следует отнести невысокий уровень подготовки командного звена, слабую морально-психологическую подготовку личного состава, громоздкую и плохо управляемую организационную структуру объединений, соединений и частей, неустойчивость системы управления и связи, боевого и тылового обеспечения. Неудачные решения командования иракских ВС на отражение воздушных ударов МНС, просчеты в оценке вероятных действий на суше, слабая организация боевых действий и практически полное отсутствие взаимодействия между соединениями и частями также предопределили поражение иракской армии. Помимо этого, даже имеющееся оружие и технику Ирак в полной мере не использовал.
Достаточно сказать, что новейшие самолеты в начале боевых действий были переброшены на территорию Ирана. Нельзя не учитывать и такой фактор. Эффективность применения любого оружия напрямую зависит от подготовленности личного состава, его профессиональных навыков, психологической устойчивости. Все это в иракской армии оказалось не на высоте. С началом боевых действий на суше иракская армия, по существу, вообще прекратила сопротивление. Поэтому, безусловно, потенциал, заложенный в вооружение иракской армии, был в значительной мере не востребован. В дальнейшем это весьма негативно отразилось на самих Соединенных Штатах, поскольку в конечном счете восторжествовало мнение, что военной силой можно решить все проблемы. Соединенные Штаты со времени завершения операции «Буря в пустыне» стремятся упрочить свои позиции в регионе. Под их эгидой создана система коллективной безопасности на Ближнем Востоке.
В описываемый период времени Ирак был одним из мощнейших государств региона. Его сильная армия позволяла Багдаду претендовать на лидерство на Ближнем Востоке. В 1988 году завершилась ирано-иракская война её ещё называют первой войной в Персидском заливе , в которой Ирак одержал победу. Кувейтский эмир в этом конфликте поддержал Ирак, поскольку в Иране началась Исламская революция, экспорта которой опасались многие государства региона. Кувейт выдал иракским властям в долг около 15 млрд. Несмотря на победу, Ирак к концу войны был обескровлен, казна опустела, велики были человеческие потери. Ирак не мог вернуть долг Кувейту из-за глубочайшего финансового кризиса, поэтому начал свою игру. В конце весны — начале лета 1990 года Багдад выдвинул Эль-Кувейту несколько претензий: На съезде глав арабских стран глава Ирака — Саддам Хусейн — заявил, что многие страны ОПЕК прямо иракский лидер их не называл, но все понимали, что речь шла о Кувейте и Саудовской Аравии препятствуют развитию иракской экономики. Они добывают нефть в больших масштабах, невзирая на установленные квоты. Из-за этого цена на нефть падает, и Ирак недополучает деньги за поставляемое на запад топливо эту претензию в какой-то степени можно считать справедливой: незадолго до описываемых событий цены на нефть действительно упали с 18 долларов за баррель до всего 7 долларов, Саддам же считал оптимальной цену в 25 долларов ; Также в Кувейт была направлена дипломатическая нота, где были выражены обвинения в незаконной добыче нефти из иракских месторождений при помощи технологии наклонного бурения. В качестве компенсации Саддам Хусейн потребовал полного списания иракского долга и выплаты дополнительных 2 млрд. Кувейт ответил решительным отказом и также обвинил Ирак в воровстве нефти. В намечающемся конфликте на стороне Кувейта выступила Саудовская Аравия, а вот Ирак получил поддержку от своего недавнего врага — Ирана. Впрочем, лидеры большинства арабских стран были заинтересованы в мире, поэтому египетский президент Хосни Мубарак стал посредником в переговорах между Багдадом и Эль-Кувейтом. На переговорах Кувейт отверг все требования соседа и война стала неизбежной. Ход военных действий В ночь с 1 на 2 августа 1990 года 120 тысяч иракских солдат пересекли границу Ирака и Кувейта. Кувейт почти ничего не мог противопоставить своему врагу. Вся численность кувейтской армии и на тот момент составляла всего 20 тысяч человек. К тому же, несмотря на накалённость обстановки армия не была приведена в состояние боевой готовности. Но, несмотря на это, Кувейт пытался обороняться: отдельные части показали себя очень храбро в сражениях с превосходящими силами противника. Основные бои развернулись прямо в столице у Дасманского дворца. Кувейтскому эмиру и его советникам удалось покинуть дворец раньше, чем сюда прибыла иракская армия, но в бою за Дасман погиб брат эмира. Дворец был взят только к концу дня. К вечеру 2 августа вся территория маленького эмирата была оккупирована, а в руках Ирака оказался военный флот Кувейта. Захватчики занимались мародёрством и чинили насилие над местными жителями. Власть в Кувейте была передана только что созданному и полностью зависимому от Багдада «Свободному временному правительству Кувейта». Мировая общественность была возмущена действиями иракских властей. США имели в регионе собственные экономические интересы. Они опасались, что после успеха в Кувейте Саддам Хусейн захочет захватить ещё и Саудовскую Аравию, став хозяином почти всех залежей нефти в регионе. Сначала на совещаниях НАТО чаще звучало мнение, что на Ирак следует воздействовать при помощи экономических санкций. Но уже 6 августа было решено отправить к Персидскому заливу военный контингент. Как и Ирак, с 1972 года Советский Союз зависел от поставок нефти, и низкие цены на топливном рынке больно били по карману советских граждан. Но внешнеполитическая обстановка и идеи «перестройки» склонили советское руководство к прозападной позиции. Михаил Горбачёв осуждал иракскую агрессию и выступал за мирное решение конфликта. Джордж Буш высказал мнение, что ради установления порядка на Ближнем Востоке следует ликвидировать режим Саддама Хусейна, который американский президент называл антидемократическим.
И еще 2,5 млрд. Естественно, были предъявлены и территориальные претензии. Изумленный эмир Кувейта Джабер аль-Ахмед аль-Джабер платить отказался. И 2 августа 1990 года иракские войска двинулись по направлению к Эль-Кувейту. На сей раз они практически не встречали сопротивления. И совсем скоро Ирак объявил Кувейт своей провинцией. Вполне понятно, что ООН немедленно приняла резолюцию о прекращении агрессии и выводе войск. А затем и подписала мандат на проведение военной операции по освобождению захваченной Ираком страны. Застрельщиком, локомотивом и пропагандистом военной операции по освобождению Кувейта, получившей название «Буря в пустыне», стали США. Тут сработал не только нравственный, но и вполне себе меркантильный рефлекс. Дело в том, что Ирак, расширившись, стал владеть пятой частью всей мировой нефти. И, следовательно, он мог существенно влиять на правила игры на рынке углеводородов. Этого США позволить Саддаму никак не могли.
А то, что подобные проблемы будут слагаемыми нового мирового порядка и их придется решать, решать Соединенным Штатам, в этом Дж. Буш-старший был убежден. Он так и заявлял: «Будут и другие региональные конфликты. Будут и другие 25 Саддамы Хусейны». Однако с другими «Саддамами» конфронтация еще только могла возникнуть, а этого, конкретного Саддама Хусейна, иракского лидера, президенту США многие простить не могли. Не могли простить того, что иракский диктатор не был свергнут со своего поста. America Abroad. July 15, 1991. Тэлбот на страницах «Time» 15 июля 1991 г. В это время Соединенные Штаты находились на старте новой предвыборной кампании. А уже через полгода Тэлбот назвал период, когда Дж. Буш-старший возглавлял антииракскую коа- 27 лицию, «высшей точкой его президентства». Далее, по его мнению, было лишь движение вниз. Несмотря на проявлявшееся в США недовольство по поводу некоей незавершенности иракской эпопеи, Дж. Буш-старший не переставал подчеркивать то, что свержение Саддама Хусейна никогда не было целью войны с Ираком. На пресс-конференции в Анкаре в июле 1991 г. Решение состояло в том, чтобы изгнать его из Кувейта»28. Кроме того, Дж. Буш-старший подчеркнул, что отношения между США и Ираком не будут развиваться до тех пор, пока Саддам Хусейн остается у власти. Американский президент также осудил и репрессии иракского режима против собственного народа, и продолжающиеся попытки реанимации иракской ядерной программы. До конца президентского срока Дж. Бушу-старшему еще не раз задавался вопрос о судьбе иракского президента Саддама Хусейна. И каждый раз Дж. Буш-старший убеждал всех и, видимо, себя лично в том, что поступил правильно, отказавшись от преследования иракского диктатора, несмотря на то, что сам называл его «человеком абсолютного зла»29. Попробуйте сервис подбора литературы. Но когда дело дошло до баллотирования на второй президентский срок, оппоненты Дж. Буша-старшего использовали иракскую карту для дискредитации действующего президента. Претензии к нему предъявлялись главным образом по двум направлениям. Во-первых, по поводу организации взаимодействия и помощи режиму Саддама Хусейна вовремя ирако-иранской войны и сразу после ее окончания, включая поставку химикатов. Во-вторых, из-за отказа от преследования Саддама Хусейна после изгнания его войск из Кувейта. По обоим вопросам Дж. Буш-старший дал лаконичное разъяснение на встрече с редакторами американских газет в разгар предвыборной кампании. Главными мыслями, которые президент США стремился довести до прессы, были: «В то время [ирако-иранской войны] не только Соединенные Штаты... Мы не хотели, чтобы Иран захватил Ирак, а затем неумолимо двинулся на юг. Мы пытались ввести его в семью наций через торговлю, но нам это не удалось. И когда он протянул руку, чтобы сокрушить соседнюю страну, мы мобилизовали лучшую и самую эффективную коалицию... Никогда не было призывов к тому, чтобы вести бой в центре Багдада. Но у нас есть много ревизионистов, которые сейчас выступают против меня по военному вопросу, говоря: "Почему вы не пошли в центр Багдада, не нашли Саддама Хусейна и не убили его? Мы эффективно работали с коалицией для достижения целей резолюций 30 Организации Объединенных Наций. И мы достигли этих целей». Кроме того, президент Дж. Буш-старший аргументированно отверг заявления о том, что руководившие боевыми действиями в Персидском заливе американские генералы просили его о продолжении военной операции против Саддама Хусейна. Следует иметь в виду, что независимая американская пресса никогда не была свободна от соблюдения корпоративной этики и формирования заказных материалов. У каждого независимого издания, теле- или радиоканала имелся и имеется хозяин, который и предъявляет определенные требования к коллективу работающих на него журналистов. Партийные наклонности прессы и откровенная принадлежность издания канала к той или иной партии также имеют место быть. Именно поэтому на всех предвыборных пресс-конференциях обострялась партийная борьба, борьба за продвижение к власти кандидата своей партии. В 1992 г. Бушу-старшему вновь и вновь приходилось отбиваться от обвинений по иракскому вопросу. В безусловной победе коалиции, возглавляемой США, пытались усмотреть нерешительность в войне до победы, победы над иракским диктатором Саддамом Хусейном. Также журналисты постоянно пытались представить Дж. Буша-старшего недальновидным политиком из-за его шагов по налаживанию взаимоотношений с Ираком в период между войнами с Ираном и Кувейтом. Так, на пресс-конференции 4 июня 1992 г. Бушу-старшему вновь был задан провокационный вопрос: «Ваши критики на Капитолийском холме говорили, что ваша политика в отношении Саддама Хусейна до войны в Персидском заливе укрепила его и сделала более вероятным нападение на одного из его соседей. Как вы на это реагируете? Но это не удалось. Среди вас есть много людей, которые выступали против того, что произошло на войне. Когда он вторгся в Кувейт, я решил, мы не будем стоять в стороне. Кроме «Бури в пустыне», в международных делах Дж. Буш-старший мог по праву записать в свой актив: вооруженное вторжение в Панаму, «бархатные революции» в Восточной Европе, объединение Германии, распад Варшавского договора, распады СССР и Югославии, все, что по оценкам американского президента и составляло новый мировой порядок. На одной из своих предвыборных встреч он так и заявлял: «Я имел честь быть вашим президентом в тот великий переломный момент, когда свобода одержала верх над имперским коммунизмом, когда рухнула Берлинская стена, когда была побеждена агрессия Ирака, когда древние враги говорили о мире на Ближнем Востоке, когда демократия действительно пришла в движение в этом, 32 нашем собственном полушарии». Однако во второй предвыборной кампании Дж. Буша-старшего этот актив был умело отодвинут конкурентами-демократами на второй план. А на первом плане остались рецессия в экономике, увеличение безработицы и повышение налогов. Обещания конкурента, Билла Клинтона, по развитию внутреннего социально-экономического блока пересилили.
Причины вторжения сил США в Ирак. Хроника военной операции США, потери в Ираке
«Буря в пустыне». Большая российская энциклопедия | На фоне американской операции «Буря в пустыни» по изгнанию иракских войск из оккупированного Кувейта Багдад хотел втянуть в войну еврейское государство, чтобы поссорить США с арабскими союзниками. |
«Буря в пустыне»: 6 недель сверхзвуковой войны | Главная» Новости» Политика» Операция «Буря в пустыне»: Роковое решение и уничтожение Ирака. |
Саддам Хусейн поверил Америке – и проиграл
Многие страны наживались на иракском кризисе. Основные скандалы связаны с контрактами по программе "Нефть в обмен на продовольствие", учрежденной ООН в 1995 году для оказания помощи населению. Но она не изменила ситуацию для основной массы иракцев, большинство из которых находились на грани нищеты, резко снизился уровень образования, менялась психология целой нации, поставленной на грань выживания. Многонациональная коалиция, собранная американцами, свергла Саддама Хусейна. В итоге Ирак еще на 12 лет погрузился в хаос: гражданская война, оккупация части страны террористическими группировками "Аль-Каида в Ираке" и "Исламское государство" — запрещены в РФ. Кто-то сейчас с ностальгией вспоминает времена, когда внутри Ирака было безопасно, не было засилья религиозного экстремизма. Но другие утверждают, что при Хусейне у граждан Ирака не было надежд на перемены, теперь есть шанс. Для нации, которая в течение почти четверти века привыкла жить в условиях тоталитарного режима и культа личности, непросто принять новые правила игры.
Особенно в условиях межконфессиональных конфликтов и столкновения интересов внешних сил. Кроме того, страна по-прежнему де-факто расколота на части: Иракский Курдистан на севере, шиитский юг, находящийся под влиянием Ирана, и суннитский центр. Возвращение в регион началось в 2000-х годах в преддверии второго иракского кризиса. Однако полноценно противостоять политике США в регионе Москва начала вновь только в 2013 году, когда Вашингтон готовил свержение президента Сирии Башара Асада. Это стало одной из причин, повлиявших на начало процесса ближневосточного урегулирования между арабами и Израилем.
Конфликт между США и Ираком возник в 1990 году — хотя война с Ираном закончилась, кредиты на нее, которые Багдаду щедро раздавали все восемь лет, надо было отдавать. Вот этого Хусейн делать не собирался — экономика Ирака находилась в послевоенном кризисе, а Саддам видел себя не только лидером страны, но и лидером всего арабского мира. Это обнажило геополитические амбиции правителя Ирака. Именно этого ему и не простят впоследствии западные кураторы. В поисках финансовых ресурсов Хусейн задумал «маленькую победоносную войну» в Кувейте — если бы Багдаду удалось объединить ресурсы двух стран, то Ирак стал бы третьим государством по объемам нефтедобычи среди стран — участниц ОПЕК.
Да и благополучие кувейтцев было «красной тряпкой» для беднеющих на глазах жителей Ирака. Багдад с его новыми амбициями рассматривал Кувейт как свою «историческую» территорию. В ночь с 1 на 2 августа 1990 года войсковая группировка Ирака вторглась в Кувейт. Для Хусейна момент выглядел самым что ни на есть подходящим: СССР, стоявшему на грани развала, было по большому счету не до ближневосточных вопросов, в США на военный маневр Багдада вроде как «отмолчались». Но, как показали события, «затишье» это было перед «Бурей в пустыне» — такое название получила военная операция Вашингтона в Кувейте. На момент ее начала страна уже была оккупирована Ираком семь месяцев, эмир бежал, завоеватели из Ирака беззастенчиво грабили кувейтцев и бросали их в тюрьмы… Оккупация Кувейта расколола арабский мир, но большая часть стран всего мира осудила действия Ирака. В частности, вводился запрет на военные поставки Ираку, в отношении Багдада были введены экономические санкции. Кульминационной в этой череде документов стала резолюция Сов-беза ООН от 29 ноября 1990 года — ею Совбез разрешал использование «всех необходимых средств для восстановления мира и безопасности в этом районе». Также был предъявлен ультиматум: Ирак должен был отвести войска с территории Кувейта до середины января 1991 года. Голос Примакова не был услышан Вашингтон, вопреки расчетам Хусейна, ввязался в конфликт.
Тогда оказалось, что американцы только и ждали для этого повода — еще задолго до ноябрьской резолюции Совбеза ООН, 7 августа 1990 года, США и примкнувшие к ним страны начали операцию «Щит пустыни». Против Ирака выступила группировка вооруженных сил из более чем 30 государств. У Вашингтона были на то свои причины. Во-первых, Кувейт поставлял США нефть, и вторжение в него спровоцировало рост цен на нефть почти в 2,5 раза с 15 до 41 доллара за баррель. Во-вторых, чрезмерного усиления Саддама Хусейна опасались ближневосточные союзники США — в богатой, но беззубой в военном плане Саудовской Аравии, а также в Израиле, которого Хусейн считал своим врагом.
Например, у танков М1 «Абрамс» в связи с жесткими условиями эксплуатации существенно повышалась температура в двигательном отсеке, что приводило, по мнению специалистов, к недопустимому увеличению их теплового контраста в ИК области спектра. У американских боевых машин пехоты LAV-25 потребовалось заменить шины на широкопрофильные с усиленными боковинами, а у БМП «Брэдли» — устранять дефекты в трансмиссии.
Лопасти вертолетов было признано необходимым покрывать эпоксидными смолами для уменьшения их износа от песчаных вихрей при взлете, посадке, полете на малых высотах и в условиях песчаных бурь. Крайне неблагоприятные природно-климатические условия эксплуатации оружия и военной техники, а также наличие отдельных конструкционных дефектов у ряда образцов потребовали включения в подразделения технического обслуживания и ремонта специалистов предприятий и фирм-разработчиков в ходе подготовки и ведения боевых действий. По имеющимся данным, для устранения выявленных дефектов, доводки и обслуживания оружия и военной техники в район боевых действий было доставлено около 2000 специалистов, а также специальное оборудование и большое количество запасных частей и агрегатов. Легкость в достижении победы вызвала в США некоторую эйфорию: военной силой можно решить все проблемы. Фото с сайта www. Предпринятые Советским Союзом и мировым сообществом инициативы не были реализованы. США в очередной раз сделали ставку на военную силу.
Поэтому в современных условиях еще рано говорить о том, что безопасность любого государства можно обеспечить только политическими средствами. Политические, экономические и дипломатические усилия по предотвращению войн и военных конфликтов будут эффективны лишь в том случае, если они опираются на достаточную военную мощь. Опыт войны в регионе Персидского залива в 1991 году показал, что для проведения масштабных военных операций Соединенные Штаты, вероятно, и в будущем будут стремиться заручиться поддержкой своих союзников для создания многонациональных сил. США не смогут обойтись без активной политической, экономической и военной поддержки союзников в достижении своих глобальных целей. Особое значение приобрела воздушная наступательная операция. Она была проведена по классической схеме в течение трех суток. При этом надо отметить, что увеличились ее размах, продолжительность нанесения массированных авиационных ударов от 2 до 7 часов , интенсивность боевых действий количество самолето-вылетов доходило до 1300—1900 в сутки.
На практике было подтверждено, что без завоевания господства в воздухе и надежного поражения наземных объектов достигнуть поставленных целей в войне невозможно. Одновременно с воздушными ударами проводился пуск качественно новых КРМБ «Томагавк», что позволило сократить наряды авиации для поражения объектов противника. Высокую степень эффективности показали новейшие в те годы истребители-бомбардировщики F-117А. Одной из особенностей их боевого применения являлась полная автономность, поскольку самолеты ДРЛОиУ не могли обнаруживать и сопровождать их с использованием бортовой РЛС. Летчики самолетов F-117A действовали в режиме полного радиомолчания и не имели права вести какие-либо радиопереговоры. Для нанесения ударов в основном использовалось темное время суток. Авиационные удары строились по схеме «звездного» налета, что приводило к распылению сил и средств ПВО Ирака.
ПВО И ПРО Следует отметить и то, что в условиях массированного применения авиации и крылатых ракет воздушного, наземного и морского базирования приобрели еще большее значение организация и заблаговременное создание надежной системы ПВО на ТВД. Результаты войны показали, что малоподвижная и стационарная система ПВО Ирака, оснащенная устаревшими ЗРК и РЛС, не имевшая единой системы управления и информационного обеспечения, при современном уровне развития средств воздушного нападения и разведки проявила низкую эффективность и в целом со своими задачами не справилась. Заслужила внимания организация и ведение ПВО многонациональными силами, располагавшими самыми совершенными в то время ЗРК «Роланд», «Усовершенствованный Хок», «Пэтриот» со средствами управления и связи. Отличительной ее особенностью являлась мобильность. Опыт боевого применения ЗРК «Пэтриот» подтвердил возможность применения комплексов такого класса в качестве средства ПРО для защиты важнейших объектов от баллистических ракет с неотделяемыми головными частями. Структура ВМС, количественное и качественное их состояние позволили оперативно сосредоточить крупные корабельные ударные и десантные группировки с полным техническим и тыловым обеспечением. Наличие на вооружении КРМБ «Томагавк» и ударных самолетов палубной авиации с большим радиусом действия обеспечили силам флота возможность активно влиять на ход боевых действий.
Несмотря на полное превосходство на море, наличие минной угрозы Ираком было выставлено более 2000 морских мин и противодесантных заграждений в районе предполагаемой высадки заставило руководство МНС отказаться от проведения подготовленной десантной операции.
Вторым этапом стала серия систематических авиационных ударов и пусков крылатых ракет с целью выведения из строя важнейших элементов инфраструктуры и военно-промышленного комплекса Ирака, а также уничтожения его танковых и механизированных соединений. Третий этап предполагал проведение наземных наступательных действий общими усилиями сухопутных войск и морской пехоты при поддержке самолетов стратегической, тактической и палубной авиации совместно с воздушным и аэромобильным десантом, а также подразделениями специального назначения. Однако его пришлось перенести. Как и четвертый этап, который заключался в завершении разгрома иракских войск в Кувейте. Операция «Буря в пустыне»: 25 лет уроков американской порки неугодным Буря в пустыне, Война в Ираке, Политика, 25 лет спустя, Лига историков, Длиннопост Практическое выполнение МНС боевых задач в ходе операции «Буря в пустыне» показало, что события развивались не во всем по намеченному плану.
Уже со второго дня проводимой операции авиация коалиции встретила усиливающееся сопротивление иракских ВВС и наземных средств ПВО, что явилось неожиданностью для американского командования. Иракской армии удалось обеспечить живучесть за счет практического опыта ведения войны в горно-пустынной местности и применения подземных укрытий, в том числе для сохранения авиации, средств ПВО и боевой техники. Военные Ирака буквально зарылись под землю, выстроили системы противотанковых и противопехотных заграждений, оборудовали ложные позиции. К слову, существенная разница в сведениях о количестве иракских потерь по танкам от 1 800 до 3 700 объясняется широким использованием надувных резиновых макетов техники, по которым было выпущено большое количество боеприпасов. Операция «Буря в пустыне»: 25 лет уроков американской порки неугодным Буря в пустыне, Война в Ираке, Политика, 25 лет спустя, Лига историков, Длиннопост Военное командование Ирака не только сохранило часть оперативно-тактических ракет класса «земля-земля», но и нанесло примерно 130 ракетных ударов по территории Саудовской Аравии, Бахрейна и Израиля начиная уже с 18 января. Тогда стало очевидно, что переход к широкомасштабной наступательной операции наземных сил коалиции был бы связан с неизбежностью значительных потерь.
А это было неприемлемо в первую очередь для США, где еще не забыли потери в ходе войны во Вьетнаме и реакцию на них в американском обществе. Поэтому командование МНС избрало вариант продолжения нанесения систематических ракетно-бомбовых ударов авиацией и силами флота: ежесуточно самолеты союзной авиации совершали примерно 2 500 боевых вылетов. В качестве объектов поражения, помимо военных позиций и объектов, стали использоваться производственные предприятия, мосты, автомагистрали и объекты жизнеобеспечения населения. Нанесением ударов с воздуха руководство многонациональных сил стремилось достигнуть возможно большего поражения живой силы и военной техники вооруженных сил Ирака, стремились измотать и сломить их психологически, подавить волю к дальнейшему сопротивлению, вывести из строя максимум оборонительных сооружений, а в итоге снизить неизбежные потери своих войск при переходе к наземному сражению.
Война в Персидском заливе
Наиболее подверженной поломкам по этим причинам оказалась авиационная, автомобильная и бронетанковая техника. Кроме того, у некоторых образцов оружия и военной техники выявились и конструкционные недостатки, что потребовало их срочной доработки, в том числе в местах расположения войск. Например, у танков М1 «Абрамс» в связи с жесткими условиями эксплуатации существенно повышалась температура в двигательном отсеке, что приводило, по мнению специалистов, к недопустимому увеличению их теплового контраста в ИК области спектра. У американских боевых машин пехоты LAV-25 потребовалось заменить шины на широкопрофильные с усиленными боковинами, а у БМП «Брэдли» — устранять дефекты в трансмиссии. Лопасти вертолетов было признано необходимым покрывать эпоксидными смолами для уменьшения их износа от песчаных вихрей при взлете, посадке, полете на малых высотах и в условиях песчаных бурь. Крайне неблагоприятные природно-климатические условия эксплуатации оружия и военной техники, а также наличие отдельных конструкционных дефектов у ряда образцов потребовали включения в подразделения технического обслуживания и ремонта специалистов предприятий и фирм-разработчиков в ходе подготовки и ведения боевых действий. По имеющимся данным, для устранения выявленных дефектов, доводки и обслуживания оружия и военной техники в район боевых действий было доставлено около 2000 специалистов, а также специальное оборудование и большое количество запасных частей и агрегатов.
Легкость в достижении победы вызвала в США некоторую эйфорию: военной силой можно решить все проблемы. Фото с сайта www. Предпринятые Советским Союзом и мировым сообществом инициативы не были реализованы. США в очередной раз сделали ставку на военную силу. Поэтому в современных условиях еще рано говорить о том, что безопасность любого государства можно обеспечить только политическими средствами. Политические, экономические и дипломатические усилия по предотвращению войн и военных конфликтов будут эффективны лишь в том случае, если они опираются на достаточную военную мощь.
Опыт войны в регионе Персидского залива в 1991 году показал, что для проведения масштабных военных операций Соединенные Штаты, вероятно, и в будущем будут стремиться заручиться поддержкой своих союзников для создания многонациональных сил. США не смогут обойтись без активной политической, экономической и военной поддержки союзников в достижении своих глобальных целей. Особое значение приобрела воздушная наступательная операция. Она была проведена по классической схеме в течение трех суток. При этом надо отметить, что увеличились ее размах, продолжительность нанесения массированных авиационных ударов от 2 до 7 часов , интенсивность боевых действий количество самолето-вылетов доходило до 1300—1900 в сутки. На практике было подтверждено, что без завоевания господства в воздухе и надежного поражения наземных объектов достигнуть поставленных целей в войне невозможно.
Одновременно с воздушными ударами проводился пуск качественно новых КРМБ «Томагавк», что позволило сократить наряды авиации для поражения объектов противника. Высокую степень эффективности показали новейшие в те годы истребители-бомбардировщики F-117А. Одной из особенностей их боевого применения являлась полная автономность, поскольку самолеты ДРЛОиУ не могли обнаруживать и сопровождать их с использованием бортовой РЛС. Летчики самолетов F-117A действовали в режиме полного радиомолчания и не имели права вести какие-либо радиопереговоры. Для нанесения ударов в основном использовалось темное время суток. Авиационные удары строились по схеме «звездного» налета, что приводило к распылению сил и средств ПВО Ирака.
ПВО И ПРО Следует отметить и то, что в условиях массированного применения авиации и крылатых ракет воздушного, наземного и морского базирования приобрели еще большее значение организация и заблаговременное создание надежной системы ПВО на ТВД. Результаты войны показали, что малоподвижная и стационарная система ПВО Ирака, оснащенная устаревшими ЗРК и РЛС, не имевшая единой системы управления и информационного обеспечения, при современном уровне развития средств воздушного нападения и разведки проявила низкую эффективность и в целом со своими задачами не справилась. Заслужила внимания организация и ведение ПВО многонациональными силами, располагавшими самыми совершенными в то время ЗРК «Роланд», «Усовершенствованный Хок», «Пэтриот» со средствами управления и связи. Отличительной ее особенностью являлась мобильность. Опыт боевого применения ЗРК «Пэтриот» подтвердил возможность применения комплексов такого класса в качестве средства ПРО для защиты важнейших объектов от баллистических ракет с неотделяемыми головными частями. Структура ВМС, количественное и качественное их состояние позволили оперативно сосредоточить крупные корабельные ударные и десантные группировки с полным техническим и тыловым обеспечением.
Также, по данным Declassified UK, на прошлой неделе военное ведомство Британии заявило, что Лондонское королевское общество главное научное общество страны поддерживает решение отправить снаряды с обеднённым ураном на Украину. Отмечается, что "независимое исследование учёных" прогнозирует незначительные последствия применения вещества. Президент РФ Владимир Путин предупредил, что в этом случае России придётся отреагировать должным образом.
Последствия интервенции США для Ирака Крах государственности Операция "Иракская свобода" началась под предлогом поиска в Ираке оружия массового поражения и привела к свержению режима Саддама Хусейна и Партии арабского социалистического возрождения "Баас". Однако на Западе по-прежнему с неохотой говорят о том, что именно американская интервенция привела к краху государственности Ирака. Оккупационная администрация во главе с Полом Бремером сделала ставку на шиитские элиты, способствуя их продвижению на руководящие должности в Багдаде. Суннитское меньшинство, традиционно составлявшее основную часть политической верхушки страны Саддам Хусейн также был суннитом , ушло в оппозицию и инициировало партизанскую войну.
Рост экстремизма в Ираке Балканизация иракского народа стала благодатной почвой для экстремистов — в первую очередь для филиала "Аль-Каиды" в Ираке, объявившего в 2013 году об обособлении и именующегося теперь "Исламское государство" запрещено в РФ. Поскольку ИГ принадлежало к суннитской ветви, организацию пополнили многие иракские сунниты, проживающие преимущественно на северо-востоке страны. В 2015 году, когда иракские правительственные силы начали широкомасштабную кампанию по освобождению захваченных районов, группировка контролировала более 90 тысяч квадратных километров в Ираке и соседней Сирии. Зачистить завоеванные города от игиловцев у Багдада получилось только к зиме 2017 года.
Вскоре на бывшей кувейтско-саудовской границе появилась крупная группировка вооружённых сил Ирака. Почти сразу же стали происходить пограничные инциденты. Намерения президента Ирака оставались неясными, однако ряд западных аналитиков предполагали, что теперь он может попытаться вторгнуться в Саудовскую Аравию. Контроль над двумя странами, обладающими огромными запасами нефти, позволил бы Ираку существенно влиять на мировой нефтяной рынок. Горящая нефтяная скважина в Кувейте. При отступлении из Кувейта иракская армия подожгла нефтяные скважины, тушение которых было завершено лишь в ноябре 1991 года.
В противном случае государства, сотрудничающие с правительством Кувейта, получали право использовать все необходимые средства, с тем чтобы восстановить международный мир и безопасность в этом регионе. Послевоенный статус Ирака В соответствии с принятой после войны резолюцией Совета Безопасности ООН была инициирована и реализована программа по уничтожению химического оружия, имевшегося у Ирака. Всего эксперты ООН ликвидировали и подтвердили добровольную ликвидацию 88000 химических боеприпасов, более 690 тонн реагентов, 4000 тонн прекурсоров и 980 единиц оборудования, использовавшегося для производства химического оружия. Кроме того, в Ирак прибыла Специальная комиссия ООН для надзора за ликвидацией иракского оружия массового поражения и прекращением программ по разработке ядерного, бактериологического оружия, а также ракет большой дальности. Впоследствии были введены воздушны зоны, в которых запрещались полёты боевой авиации Ирака. Эти зоны были созданы на севере и юге страны для защиты соответственно курдов и шиитов, подвергавшихся репрессиям со стороны правительства Саддама Хусейна, после восстаний 1991 года. Патрулирование зон осуществлялось американской и британской авиацией. Тем не менее, серьёзных действий в отношении защиты населения Ирака сделано не было. В 1995 году по инициативе американского президента в рамках ООН была организована программа «Нефть в обмен на продовольствие», целью которой была поддержка простых граждан Ирака, пострадавших от международных экономических санкций, направленных на демилитаризацию режима Саддама Хусейна в Ираке. Несмотря на первоначальное несогласие, в мае 1996 года Ирак подписал меморандум о взаимопонимании, начав подготовку к выполнению этой резолюции.
На деньги от продажи нефти было разрешено тратить только те товары, на которые не было наложено эмбарго. При этом товары, потенциально пригодные для применения в качестве химического, биологического или ядерного оружия, не поставлялись независимо от объявленных целей. Кризис 1998 года Причиной кризиса 1998 года стала попытка Иракского правительства увязать продолжение инспекций со снятием санкций, введённых против него после войны. Когда этот вопрос не получил положительного решения ООН, 31 октября Ирак объявил о прекращении сотрудничества с международной комиссией. Кризис продолжался две недели. К этому времени США уже подготовили военную операцию против Ирака. Как позже укажет в своих мемуарах президент США, он отменил нанесение удара в последний момент, когда боевые самолёты уже находились в воздухе. Комиссия продолжила свою работу, однако, как и прежде, столкнулась с нежеланием Ирака идти на полное сотрудничество. Глава комиссии обвинил Ирак в том, что он отказывается разрешить комиссии посещение некоторых объектов и не предоставляет документы о производстве химического оружия. Из-за невозможности продолжать инспектирование комиссия покинула Ирак 16 декабря.
Подготовка бомбардировщика B-1B к боевому вылету Военная операция против Ирака получила кодовое название «Лис пустыни» англ. Operation Desert Fox. Она преследовала две цели — военную и политическую. Первая заключалась в том, чтобы нанести максимальный ущерб по предполагаемым объектам по разработке, производству и хранению компонентов оружия массового поражения, а также средствам доставки боевых отравляющих и биологических веществ. Политическая цель военной операции заключалась в попытке спровоцировать новые антиправительственные выступления в Ираке, которые могли бы вызвать ослабление режима Саддама Хусейна. В ходе операции военно-воздушные силы США совершили налёты на почти сотню объектов, которые зачастую не относились к целям операции. Так в ходе операции были произведены налёты на 9 объектов Республиканской гвардии, 6 аэродромов и 1 экономический объект. Кроме того, атаке подверглось более трех десятков объектов ПВО при том, что иракская система ПВО действовала пассивно. Однако данные атаки имели свои последствия — уже после окончания военной операции Иракская система ПВО была приведена в постоянную боевую готовность, что привело к последующим инцидентам в бесполётной зоне. В тоже время Советский Союз и Китайская Народная Республика выступили с резким осуждением военной операции.
Операцией «Буря в пустыне» США удалось создать для себя «однополярный мир»
Крупные военные успехи — операции "Буря в пустыне" (1990-91), "Щит пустыни" (1990-91), "Иракская свобода" (2003-11) — датируются десятками лет назад, да и проходили против неорганизованных противников, которым для отпора не хватало либо воли. одна из самых молниеносных военных операций — длилась, в общей сложности, всего шесть недель. И об этом говорят события 30 летней давности, когда американцы провели, по сути, последнюю для себя легитимную военную операцию "Буря в пустыне" (Operation Desert Storm).
«Буря в пустыне»: 6 недель сверхзвуковой войны
Война в Ираке: операция "Буря в Пустыне", казнь Саддама Хусейна итоги | На фоне американской операции «Буря в пустыни» по изгнанию иракских войск из оккупированного Кувейта Багдад хотел втянуть в войну еврейское государство, чтобы поссорить США с арабскими союзниками. |
Буря в пустыне Табас | Операция «Буря в пустыне». |
Операцией «Буря в пустыне» США удалось создать для себя «однополярный мир» | Военная операция в Ираке началась утром 20 марта 2003 года. |
Новая «Буря в пустыне»: американцы де-факто начали войну с Ираном | Операцию, получившую кодовое наименование "Буря в пустыне", решили провести в два этапа. |
Как 20 лет назад США вторглись в Ирак под предлогом свержения режима Саддама Хусейна
Операцию, получившую кодовое наименование "Буря в пустыне", решили провести в два этапа. Нынешняя военная операция США в Ираке в юридическом плане является продолжением операции Буря в пустыне, заявил в прямом эфире радиостанции Эхо Москвы чрезвычайный и полномочный посол США в РФ Александр Вершбоу. А еще «Буря в пустыне» стала практически последней операцией, в которой американская армия действовала по мандату ООН. После операции «Буря в пустыне» в Ирак была направлена специальная комиссия ООН.
Искусство пропаганды: «Буря в пустыне»
Политические цели операции "Буря в пустыне" заключались в освобождении Кувейта и возвращении власти законному правительству, восстановлении стабильности в регионе Персидского залива; утверждении принципов "нового мирового порядка". Главу операций КСИР устранили спецслужбы США и Израиля. В ходе операции «Буря в пустыне» в течение января — февраля 1991 года многонациональные силы, во главе которых стояли подразделения армии США, полностью освободили Кувейт и заняли около 15% территории Ирака. США в своем расследовании попытались представить сгоревшие вещи как свидетельство мародерства иракских военных при отступлении из Кувейта.
Когда уляжется «Буря в пустыне»
Буря в пустыне Табас | Так как этот ультиматум был проигнорирован, западные страны начали проведение военной операции, получившей название «Буря в пустыне». |
Конфликт в Ираке (Перестройка) | Альтернативная История | Fandom | Война США в Ираке: хронология событий и последствия вторжения. |
«Буря в пустыне»: 6 недель сверхзвуковой войны
коалиция стран во главе с США подвергла массированной бомбардировке войска Ирака. Вначале Пентагон раскрыл подробности атак на объекты США в Сирии и Ираке. Судя по сообщениям иностранной печати, общим замыслом операции "Буря в пустыне" предусматривалось ведение многонациональными силами военных действий в несколько этапов.