Давние экономические связи России с Европой постепенно развязываются, товары перенаправляются в другие страны, и формируются новые йский союз, США и Великобритания наложили на Россию суровые экономические санкции.
Экономические показатели — Россия
Происходит не просто корректировка внешнеэкономической политики России, а ее смена с целью расширения существующих и построения новых торгово-экономических связей с дружественными странами. Все важные экономические данные — Россия. Следите за рынком страны с ВВП, процентной ставкой и другими показателями. Несмотря на угрозу вторичных санкций со стороны западных стран, экономические связи России с партнёрами по СНГ расширяются, заявил 13 октября президент РФ Владимир Путин на заседании Совета глав государств СНГ в узком составе. Снижение внешнего долга, номинированного в иностранной валюте, преимущественно обусловлено погашением займов, в том числе привлеченных в рамках отношений прямого инвестирования. Вследствие этого стоит сделать вывод о том, что внешнеэкономические отношения РФ со странами дальнего зарубежья являются привлекательными для РФ с точки зрения развития сотрудничества в различных областях и сферах экономической деятельности, разрушения.
Лавров: Россия и Китай заканчивают процесс дедолларизации двусторонних экономических связей
Опасения экспертов относительно состояния экономики Китая, а также ситуация с расширением границ эпидемии коронавируса, могут стать серьезной экономической проблемой и для России. Ставка правительства нашей страны на расширение объема несырьевого экспорта в значительной степени определяется успешностью попыток российских производителей пробиться на китайский рынок. Ввиду большой конкуренции эта задача может оказаться труднореализуемой. На ближайшие годы ключевой задачей для внешней торговли России становится разрешение проблем с реализацией газа. В части экспорта газа наша страна столкнулась сразу с несколькими проблемами: сокращение закупок этого вида топлива со стороны Турции и Болгарии, скорое истечение срока транзитного договора на европейские поставки через территорию Польши.
МИД Ирана обвиняет в этом американскую администрацию. По оценкам иранской прессы и местных экспертов, Россия сыграла в этом важную роль. Руководитель Организации по развитию торговли ИРИ Алиреза Пейманпак подчеркнул, что подписание этого соглашения может облегчить и ускорить развитие экономических и торговых отношений с региональными странами. Другой крупнейший экономический проект, в котором ключевые роли играют Россия и Иран, - это международный транспортный коридор МТК между Россией, Ираном, Индией и соседними странами. Проект находится в стадии реализации. Россия и Иран совместными усилиями построят на эти деньги железную дорогу в рамках коридора - участок «Решт - Астара». МТК «Север-Юг» призван: улучшить логистику в Евразии, сократить больше чем вдвое расстояния при доставке грузов, снизить стоимость перевозок.
Россия - Иран: торгово-экономическое сотрудничество Стабильно осуществляется торгово-экономическое сотрудничество России и Ирана.
Причем, это должна быть продукция с высокой долей добавленной стоимости, не являющаяся энергоресурсом. Примером такой продукции может являться продукция сельского хозяйства, тяжелой промышленности и ВПК, медицинские товары, результаты интеллектуальной деятельности IT-компаний [8; 9] и т.
Необходимо на государственном уровне выявлять потенциальные целевые рынки для экспорта производимой отечественными предприятиями продукции, и ежемесячно публиковать отчеты об исследованиях тенденций мировых рынков, о спросе на товары и услуги, по которым Россия может составить конкуренцию на иностранном рынке. Заниматься этой работой на федеральном уровне может министерство экономического развития РФ, а на локальном — торгово-промышленные палаты. Целесообразно в более большем объёме предоставлять финансовую и консультационную поддержку отечественным экспортерам, помогать с оформлением документов и сертификацией продукции [22].
Ответственными за это структурами могут быть торгово-промышленные палаты и центры поддержки предпринимательства, например, «Мой бизнес» и др. Следует инвестировать денежные средства в развитие логистики, в т. Особое внимание следует уделить строительству новых автомобильных и железнодорожных дорог, соединяющих РФ с Китаем и Северной Кореей.
По мере достижения целей СВО, следует уделить особое внимание развитию инфраструктуры портовых городов «новых территорий» — Мариуполя, Бердянска и Херсона. Что касается поддержки бизнеса, то тут целесообразна реализация следующих мер: 1. Должна быть пересмотрена практика нулевой ставки НДС при экспорте за пределы таможенной территории любой продукции.
Каждому отечественному экспортеру, следует обеспечить возможность полной поддержки иностранного покупателя на всех этапах использования продукции, помнить при этом, что один отрицательный отзыв о продукции будет стоить не менее десятка положительных отзывов. Во внешнеторговых контрактах следует указывать, что товар является «полностью произведенным в России, но учитывает иностранные требования к продукции». На региональном уровне следует учредить комиссии, которые будут производить оценку предприятия перед выпуском его продукции на зарубежный рынок, и в случае предъявления к поставке продукции претензий о несоответствии её определенным критериям, накладывать на нее эмбарго.
Аналогичные комиссии следует создать для проверки качества продукции, поступающей на внутренний рынок, чтобы качественная продукция не только экспортировалась за рубеж, но и доходила до российского покупателя. Предполагается, что даже в текущих, не самых простых условиях хозяйствования, предложенный выше комплекс мер, поможет увеличить объемы экспорта России, развить международные торговые отношения с лояльными партнерами, и получить стабильное положительное сальдо внешнеторгового баланса. Заключение Материалы проведенного исследования, лишь в очередной раз подтвердили то, что современная Россия является достаточно сильно интегрированной в мировую экономику.
С одной стороны, это позволяет оптимизировать производство, сосредотачиваясь на тех товарах, работах и услугах, которые получается дешевле производить на территории РФ и экспортировать их зарубежным партнерам. С другой стороны, Россия последние десятилетия не уделяла должного внимания развитию целого ряда отраслей, в т. В результате, вводимые на протяжении последних лет санкции «недружественных стран», не могли не оказать воздействие на динамику и структуру внешней торговли РФ.
Предпринимаемые правительством меры по снижению негативного воздействия санкций в т. Однако ограничения на экспорт российских энергоресурсов как прямые, так и косвенные, реализуемые путем установления верхней предельной цены обусловили слабую прогнозируемость объемов экспортных поступлений в бюджет России. На сегодняшний день торговое сальдо остается положительным, что во многом способствует стабилизации курсу национальной российской валюты, и препятствует чрезмерному разгону инфляции и т.
Однако тот факт, что страны Евросоюза и США с частой переодичностью заявляют о введении очередных санкций против России, делает ситуацию все более напряженной. Не улучшает ситуацию и то, что даже лояльные к России страны Китай, Индия , опасаясь вторичных санкций, уже по отношению к их экономике, не всегда готовы по крайней мере — в открытую становиться посредниками в реализации все тех же схем «параллельного импорта». А некоторые партнеры даже стремятся на этом реализовать свои собственные интересы.
Восточная асимметрия По мере ухудшения отношений России с Западом, начавшегося в 2013 г. Российские власти рассчитывают, что поворот на Восток усилит роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако пока отношения России с Китаем асимметричны, показывают Корхонен и Симола. Для России Китай имеет большее значение, чем Россия для Китая. Доля экспорта России в Китай за 2019—2021 гг. Китайские инвестиции играли ключевую роль при строительстве газопровода «Сила Сибири» , через который российский газ поставляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также проекта «Ямал СПГ» , по которому Китай получает сжиженный природный газ из российской Арктики. Россия может увеличить импорт газа в Китай через несколько лет, после выхода газопровода «Сила Сибири» на полную мощность. Но в целом Китай старается избегать зависимости от единственного источника во внешней торговле и поэтому стремится диверсифицировать поставки нефти и газа. Первоначально Россия надеялась компенсировать потерю доступа к иностранным финансовым рынкам из-за западных санкций 2014 г. Китайские финансовые организации, связанные с государством, предоставили финансирование для проектов, которые считаются полезными для общих интересов Китая таких как строительство трубопровода «Сила Сибири» и проект «Ямал СПГ» , некоторые другие российские организации также получали китайское финансирование, но роль Китая в финансировании проектов в России в целом остается незначительной.
Данные проекта China Global Investment Tracker Американского института предпринимательства, отслеживающего инвестиции Китая в мире, показывают, что за последние полтора десятка лет систематического роста китайских вложений в Россию не было. В 2006—2013 гг. Данные Исследовательского института Уильяма и Мэри о проектах, финансируемых китайским правительством, свидетельствуют, что с 2013 г. Это объясняет, почему в 2010—2013 гг. В то же время усилилось значение национальных валют России и Китая во взаиморасчетах двух стран в силу стремления обеих стран снизить свою зависимость от доллара. В 2013 г.
Страны СНГ
- ФТС: импорт РФ вырос на 18%, экспорт сократился на 29%
- Русские горки: внешняя торговля РФ адаптировалась к санкциям
- Немного про внешнюю торговлю России в 2023-м и предыдущие годы | Наглядная история | Дзен
- Росстат — Внешняя торговля
- Внешняя торговля: друзья и недруги
- Состояние и перспективы внешней торговли Российской Федерации
Большие люди из Индии
- Россия и Иран 2023: итоги прошлого и перспективы будущего | Вестник Кавказа
- Последние новости
- Архив обзоров
- внешняя политика России — последние новости сегодня | Аргументы и Факты
- Где российскому бизнесу искать поставщиков и покупателей в новых условиях
- ШОС и БРИКС 2024: развитие торгово – экономических отношений России и Ирана
Читайте также:
- Почему так важен просевший экспорт
- Похожие статьи
- Русские горки: внешняя торговля РФ адаптировалась к санкциям
- Внешнеэкономическая политика
Россия в современных экономических отношениях
Власти, называя киевский режим террористическим и не без оснований , ЕС — спонсором терроризма, а саму Украину осиным гнездом, переводят конфликт в плоскость ценностей и идеологии. Немудрено, что на фоне ежедневных новостей о "зерновой сделке", транзите нефти и газа по подконтрольной Киеву территории, речи политиков не вызывают ничего кроме когнитивного диссонанса. Самое время разобраться, чем, как, в каких объёмах торгуют Москва и Киев, кто кому, за что и через кого платит деньги. У Москвы и Киева совершенно разные подходы как в ведению боевых действий, так и к экономической политике. Россия для победы восстанавливает свой суверенитет, тогда как Украина напротив от него полностью избавилась. Для России ведение СВО — дело национальное, а рассчитывать приходится исключительно на собственные силы. Для Киева война с Россией уже давно является делом международным: Украина нежизнеспособна без военной, финансовой и управленческой помощи со стороны своих кураторов, что ими периодически подчёркивается. Этот фактор — суверенизации и десуверенизации — предопределяет разное отношение к остаткам экономических связей.
Киев намеренно разрывает экономические связи, пытаясь нанести России максимальный экономический ущерб. Многие из сохранившихся связей не представляют ценности для постмайданной власти в силу её неспособности осознать значимость отдельных отраслей экономики, а разрывом кооперационных связей Киев пытается ослабить Россию, что — в совокупности и действиями стран G7 и ЕС, солидаризовавшимися с Украиной — по их мнению должно приблизить победу над Россией. Кроме того, разрыв связей с Россией позволяет активно и безопасно пиариться украинским чиновникам, а заодно и обогащаться, конфисковывая на украинской территории собственность России и её граждан. Москва, напротив, до последнего пытается сохранить экономические связи с Украиной. Для России сохраняющиеся связи представляют ценность так как позволяют зарабатывать деньги, благодаря которым удаётся финансировать боевые действия и проводить суверенную политику. Разрыв связей вынуждает перестраивать логистические и производственные цепочки, тратя драгоценное время и ограниченные финансовые ресурсы на минимизацию ущерба. Кроме того, у России нет такого количества союзников, которые могли бы компенсировать ей потерянные в результате действий Украины доходы.
Также стоит учесть фактор того, что СВО перешла в стадию борьбы на истощение, в которой победит тот, у кого больше запас прочности, в том числе финансовой. Почему не работают санкции против нефти и алмазовЦентр исследований энергетики и чистого воздуха CREA — независимый аналитический центр, который мониторит ситуацию на рынке энергоресурсов, опубликовал доклад о результатах санкционной политики против Москвы.
Вместе с "ондом Шелкового пути Sinopec привлекла б? Абсолютным лидером стал государственный автоконцерн Chery, продавший 39,3 тысячи кроссоверов. На втором месте Great Wall Motor с 34,1 тыс.
Замкнула тройкл государственный автоконцерн Chery, продавший 39,3 тысячи кроссоверов. Замкнула тройку частная, но также связанная с государством Geely — 26,7 тыс. China Coal Energy Company Ltd — вторая по величине в материковом Китае компания и третья в мире угольная компания. В России она закупает якутский и кузбасский уголь. На рынке крупной бытовой техники лидером сразу в трех сегментах холодильники, стиральные машины, кухонные плиты уже по итогам III квартала 2022 года стал Haier.
Haier уверенно вытесняет с рынка LG, Bosch и Samsung. По итогам 2022 года, рынок смартфонов и мелкой электроники стал почти полностью китайским. На третьем — корейский Samsung. Большие люди из ИндииНарендра Моди, глава правительства Индии, владеющего Indian Oil CorporationГаутам Адани, друг Моди, основатель и руководитель многопрофильного холдинга Adani EnterpricesМукеш Амбани, основной владелец Reliance Industries LtdЛакшми Миттал, акционер Reliance Industries и индийских заводов Arcelor MittalИндия — второй крупнейший потребитель нефти в Азии — в 2022 году стала одним из основных потребителей российских энергоресурсов. Поставляя более 1,5 млн баррелей нефти в сутки, Россия занимает сегодня треть нефтяного рынка Индии.
По словам вице-премьера Александра Новака, поставки нефти в Индию выросли в 22 раза, восполнив потери на европейском направлении.
Это отражение того, что до первого раунда санкций в 2014 г. Совокупные иностранные обязательства российских банков включая прямые инвестиции , по данным Банка России на начало IV квартала 2021 г.
Внешний долг Внешний долг России на начало 2022 г. По данным Банка России на январь 2022 г. Вышедший 28 февраля указ президента России о запрете валютных операций с нерезидентами по договорам займа вызвал у инвесторов опасения по поводу дефолта России и обрушил цены российских облигаций.
Восточная асимметрия По мере ухудшения отношений России с Западом, начавшегося в 2013 г. Российские власти рассчитывают, что поворот на Восток усилит роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако пока отношения России с Китаем асимметричны, показывают Корхонен и Симола.
Для России Китай имеет большее значение, чем Россия для Китая. Доля экспорта России в Китай за 2019—2021 гг. Китайские инвестиции играли ключевую роль при строительстве газопровода «Сила Сибири» , через который российский газ поставляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также проекта «Ямал СПГ» , по которому Китай получает сжиженный природный газ из российской Арктики.
Россия может увеличить импорт газа в Китай через несколько лет, после выхода газопровода «Сила Сибири» на полную мощность. Но в целом Китай старается избегать зависимости от единственного источника во внешней торговле и поэтому стремится диверсифицировать поставки нефти и газа. Первоначально Россия надеялась компенсировать потерю доступа к иностранным финансовым рынкам из-за западных санкций 2014 г.
Китайские финансовые организации, связанные с государством, предоставили финансирование для проектов, которые считаются полезными для общих интересов Китая таких как строительство трубопровода «Сила Сибири» и проект «Ямал СПГ» , некоторые другие российские организации также получали китайское финансирование, но роль Китая в финансировании проектов в России в целом остается незначительной. Данные проекта China Global Investment Tracker Американского института предпринимательства, отслеживающего инвестиции Китая в мире, показывают, что за последние полтора десятка лет систематического роста китайских вложений в Россию не было.
Изменение физических объемов поставок без статистики ФТС можно оценить по объемам погрузки морских портов и экспортных поставок по железной дороге. К сожалению, РЖД экспортные поставки в этой статистике не выделяет. График 2 В 2022 году наиболее активно наращивали торговлю с Россией Китай, Турция и Индия 2021 год - Росстат, 2022 год - данные зеркальной статистики стран - торговых партнеров России Как видим, рост импорта в денежном выражении идет не только за счет роста цен, но и за счет роста объемов физических поставок, а вот по экспорту снижение наблюдается на фоне роста физических объемов, то есть падение цен на российские товары оказалось еще больше, чем можно было бы предположить из данных платежного баланса. С англосаксами не торгуем Разобраться со страновой структурой российского экспорта и импорта без статистики ФТС будет, конечно, сложно. К сожалению, такую детализацию сейчас не дает и ЦБ. Остается полагаться на «зеркальную» статистику стран — торговых партнеров России.
Европейский аналитический центр Bruegel собрал такие данные по 38 странам, полагаясь на их статистические и таможенные ведомства, а также на данные статистической службы ЕС Eurostat. График 1 Китай заменил ЕС в российском экспорте... Сведя данные Bruegel и ЦБ, можно примерно оценить долю стран в российском импорте и экспорте. График 3... Хотя изменения в структуре импорта наступили значительно быстрее, картина в итоге наблюдается примерно похожая. Отсюда, собственно, и проблемы в торговле с этой страной в национальных валютах. Россия продает в Индию все больше, а рост встречного потока товаров очень медленный. Кстати, импорт из Турции по сравнению с 2021 годом увеличился примерно в два раза, что также частично отражало реэкспорт товаров из ЕС.
В своем выступлении на совещании президента с членами правительства Руслан Давыдов рассказал, что пять наиболее загруженных погранпереходов на российско-китайской и российско-азербайджанской границах по согласованию с партнерами были переведены на круглосуточный режим работы.
Вы точно человек?
Россия является одной из крупнейших экономик мира и постоянно ищет пути к устойчивому экономическому развитию. Цель исследования заключается в выявлении основных проблем, с которыми сталкивается внешняя торговля России, и выработке конкретных предложений, способствующих стимулированию развития и поддержке внешнеэкономической деятельности страны. ФТС: внешняя торговля России за январь-сентябрь 2023 года упала на 16 процентов. РБК, Экономика, 04 мар, 07:00. Два сценария развития экспорта от ЦБ: по какому из них пойдет Россия Экспорт России, который в последнее время сокращается, будет развиваться по двум сценариям — восстановление или разворот на внутренний рынок, считают в ЦБ.
Новости по теме: внешняя политика России
Проблемы с банками стали возникать у россиян даже в лояльных ОАЭ: под угрозой вторичных санкций они тоже стали ограничивать расчёты и закрывать счета. Сейчас можно договариваться с различными странами о налаживании параллельного импорта, но в долгосрочной перспективе все эти договорённости ничего не стоят — поясняет профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Надежда Капустина. В итоге от Китая, по словам Надежды Капустиной, никуда не деться. В частности, в таких отраслях как автомобилестроение, машиностроение, промышленное и другое оборудование, химическая и текстильная промышленность и др. Тотальная зависимость от Китая позволит властям КНР диктовать свои условия: продавать свои товары за любую сумму и при этом нещадно торговаться, сбивая цены на российские товары. Если в прошлом году Китай платил за российский газ 297,3 доллара за 1000 куб. И не исключено дальнейшее снижение цен. Это наглядная демонстрация того, как Китай покупает Россию своими товарами.
На третьей позиции Турция 56,5 млрд. Далее следуют Белоруссия 55 млрд и Казахстан 26 млрд. Также активно Россия торговала с Японией 9,7 млрд , Гонконгом 5,9 млрд , Узбекистаном 9,9 млрд и Арменией 7,3 млрд.
С Китаем такой проблемы нет: нефть продается за юани, который торгуется на Мосбирже, и эти юани потом идут на закупку китайского импорта. Поэтому с индусами уже договариваемся на перевод торговых операций в юани. На них мы как минимум можем товары покупать без дополнительных курсовых переводов. С Турцией торговля в 2022 году почти удвоилась до более чем 68 млрд долларов. Это максимальный результат за всю историю экономических отношений двух стран. Достичь уровня в 60 млрд страны ранее планировали также только к 2025 году. Основной рост экспорта в Турцию, конечно, тоже идет за счет нефти, нефтепродуктов и газа, однако растет также и несырьевой неэнергетический экспорт. Так, Россия поставляет в Турцию древесину, целлюлозу, продукцию лесопереработки, а также продукцию химической промышленности — пластмасса, каучук и т. В январе-феврале 2023 года Россия стала лидером по объемам экспорта в Турцию, обогнав даже Китай и Швейцарию, посчитал Институт статистики Турции. Взамен нашей продукции Турция отправляет в Россию продукцию собственной химической промышленности, турецкие овощи, фрукты, текстиль и электронику. Здесь тоже наблюдается дисбаланс в торговле, хоть и меньшего масштаба, чем с Индией. С таким результатом Турция заняла второе место среди стран-импортеров. С Азербайджаном товарооборот в прошлом году вырос на четверть до 4,1 млрд долларов, отмечал вице-премьер РФ Алексей Оверчук. В этом году он ждет роста до 5 млрд долларов. Первые результаты года подтверждают такой прогноз.
Сами мы еще долго будем пытаться делать качественную продукцию, соответствующую требованиям российских потребителей и при этом с доступными ценами. Это все легко говорить, но очень трудно делать. Потому что это школы, это платформы, создание этого оборудования — это технологии. Можно было бы надеяться на то, что параллельный импорт поможет снизить зависимость от Китая, но каналы поставок закрываются один за другим. Казахстан строго соблюдает антироссийские санкции и не пропускает запрещённые товары в РФ Фото: gov. Совпадение ли, что на прошлой неделе власти Узбекистана запретили своим банкам открывать счета лицам, находящимся в санкционных списках? Проблемы с банками стали возникать у россиян даже в лояльных ОАЭ: под угрозой вторичных санкций они тоже стали ограничивать расчёты и закрывать счета. Сейчас можно договариваться с различными странами о налаживании параллельного импорта, но в долгосрочной перспективе все эти договорённости ничего не стоят — поясняет профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Надежда Капустина.
Лавров: Россия и Китай заканчивают процесс дедолларизации двусторонних экономических связей
Также Россия является одним из ключевых игроков в экономике мирового сообщества. Она обладает богатыми природными ресурсами, такими как нефть, газ, драгоценные металлы, и является одним из крупнейших экспортеров этих товаров. Благодаря своим экономическим возможностям: Россия способна влиять на мировые цены на энергоносители и имеет значительный вес на международных рынках; Россия активно пропагандирует многополярный мир, в котором государства имеют равные возможности и принимают решения на основе согласия и сотрудничества; страна находится в центре внимания военных альянсов, таких как НАТО, в связи с ее геополитическим положением и влиянием; Россия играет ключевую роль в разрешении конфликта в Сирии, выполняя роль посредника между различными сторонами; страна имеет значительное влияние на страны в ближнем зарубежье, особенно в бывших республиках СССР, и строит с ними тесные отношения; Россия активно поддерживает развитие отраслей высоких технологий и инноваций для укрепления своего влияния в мире. Таким образом, Россия играет важную роль в современной политике мира, выполняя функции по обеспечению стабильности и безопасности, а также влияя на глобальную экономику и развитие международных отношений. Мультиполярность и мультивекторность Политика России строится на принципах мультиполярности и мультивекторности. Страна стремится укрепить свои отношения со всеми государствами мира, развивать сотрудничество и диалог. Россия активно вступает в различные международные организации, стремится к установлению равноправных партнерских отношений с различными странами. Страна активно участвует в разрешении международных конфликтов и споров. Она выступает за дипломатическое урегулирование ситуаций, а также за соблюдение международного права и принципов невмешательства во внутренние дела других государств. Россия принимает активное участие в переговорах и миротворческих миссиях, направленных на урегулирование конфликтов в различных регионах мира. Россия развивает экономическое сотрудничество с различными странами мира.
Она активно ведет торговлю и инвестиции, развивает экономические партнерства, активно развивает сотрудничество в сфере энергетики, особенно в области нефтегазовой промышленности. Россия имеет Европейскую и Азиатскую части, самую длинную прибрежную линию в мире протяженностью более 37 тысяч километров, благодаря чему у нее есть доступ к различным морям и океанам: Северному Ледовитому океану, Баренцеву, Карскому, Чукосткому, Берингову, Охотскому, Японскому, Черному, Азовскому и Каспийскому морям. Такое географическое положение делает Россию важным игроком в мировой политике, поскольку она имеет влияние на различные регионы и государства. Кроме того, Россия обладает богатыми природными ресурсами, такими как природные газы, нефть, уголь, дерево и другие, что делает ее экономически значимой для многих стран. Военно-политическая активность России Одним из наиболее ярких примеров военно-политической активности России является участие в военных действиях в Сирии начало—2015 год. Российская военная помощь помогла укрепить позиции сирийского правительства в борьбе с террористическими группировками. Это также позволило России укрепить свое влияние в регионе и продемонстрировать свою военную мощь. Кроме того, Россия активно участвует в международных миротворческих операциях. Она принимает участие в миссиях Организации Объединенных Наций, а также в операциях по борьбе с пиратством в Сомали и в Аденском заливе. Страна продолжает укреплять свои военные базы и наращивать свои Вооруженные Силы.
В 2020 году Россия запустила строительство новых военных баз на арктическом шельфе. Это свидетельствует о стремлении России защитить свои интересы в Арктике и повысить свое военное присутствие в этом регионе. В целом, военно-политическая активность России является одним из важных элементов ее внешней политики. Она позволяет России продвигать свои интересы, защищать свою безопасность и сотрудничать с другими странами в области безопасности и стабильности мирового порядка. Экономическое влияние России Экспорт энергоресурсов обеспечивает значительную долю доходов в федеральном бюджете и вносит существенный вклад в национальную экономику России. Благодаря своим природным ресурсам Россия имеет сильное экономическое влияние на Европу. Она является крупнейшим поставщиком нефти и газа для многих стран Европы. Это делает Россию ключевым игроком на энергетическом рынке и обеспечивает стране значительное политическое влияние. Участие в таких организациях позволяет России укреплять свое экономическое положение и развивать торговые и инвестиционные связи с другими странами. Развитие новых технологий также играет важную роль в экономическом влиянии России.
Стратегия развития цифровой экономики включает в себя инвестиции в информационные технологии, разработку программного обеспечения и электронную коммерцию. Эти меры способствуют увеличению экономического роста и содействуют модернизации страны. В целом, экономическое влияние России продолжает укрепляться, и страна считается важным участником международной экономики. Ее ресурсы, торговые связи и технологическое развитие позволяют ей оставаться важным игроком на мировой арене. Россия является крупнейшим экономическим партнером многих стран Содружества и играет важную роль в создании экономических союзов и интеграционных процессов в регионе. Кроме того, Россия активно участвует в политическом противостоянии и урегулировании конфликтов в СНГ. Она оказывает поддержку правительствам и политическим лидерам различных стран в регионе, а также участвует в миротворческих операциях и дипломатических усилиях по поиску мирных решений. Россия также обладает значительным мягким влиянием в СНГ. Она продвигает свою культуру, язык и ценности через образовательные программы, СМИ и культурные мероприятия. Это помогает укрепить культурные связи и создать благоприятный образ России в глазах граждан стран СНГ.
Таким образом, политическое влияние России в СНГ является одним из главных факторов, определяющих отношения между странами в этом регионе. Россия устанавливает и поддерживает дружественные отношения с государствами СНГ, а также является ключевым игроком в экономических, политических и культурных процессах в регионе. Сотрудничество с регионами мира Россия активно развивает торговлю, инвестиции и другие формы экономического сотрудничества с Азией. Это позволяет обеим сторонам создавать благоприятные условия для развития и процветания. Кроме того, Россия поддерживает мирные урегулирования в регионе и активно участвует в международных форумах и организациях, где обсуждаются вопросы, касающиеся политической ситуации в Азии. Россия играет активную роль в решении конфликтов и поддержании мира в регионе. В целом, политические связи России с Азией остаются важными и являются одним из приоритетных направлений внешней политики России. Устойчивые и доверительные отношения с Азией являются гарантией устойчивого развития и безопасности. Россия и Африка также поддерживают тесное политическое взаимодействие на основе общих интересов и принципов. Россия активно развивает свои политические связи с африканскими странами, проводя регулярные встречи и договоренности на самом высоком уровне.
Российские политические связи с Африкой включают в себя различные сферы сотрудничества, такие как экономика, безопасность, культура и образование. Россия активно поддерживает африканские страны в их стремлении к развитию и содействует установлению мирных отношений на континенте. Одним из важных аспектов сотрудничества России и Африки является предоставление помощи в области развития. Российские эксперты и специалисты оказывает неоценимую помощь африканским странам в вопросах инфраструктуры, сельского хозяйства, энергетики и многих других сферах. Кроме того, Россия активно предоставляет африканским странам политическую поддержку на международной арене. Она выступает за защиту интересов африканских государств и их права на самоопределение. В целом, политические связи России с Африкой имеют стратегическое значение для обеих сторон. Россия и африканские страны укрепляют свое взаимодействие и продолжают развивать партнерство на взаимовыгодных условиях. Отношения между Россией и Америкой играют важную роль на политической арене. В течение последних нескольких лет эти отношения были напряженными и характеризовались множеством конфликтов и разногласий.
Особенно ярко это проявилось в связи с проведением СВО на Украине. Одним из ключевых вопросов, разделяющих Россию и Америку, является их подход к глобальным проблемам на международной арене. В свете экономических санкций и политических разногласий, наблюдаемых в последние годы, две страны стали конкурентами в таких сферах, как экономика, безопасность и влияние на международной арене. Одним из наиболее острых вопросов между Россией и Америкой является украинский кризис. Были введены экономические санкции против России, что усугубило ситуацию и продолжает оказывать негативное влияние на отношения между двумя странами. Также следует отметить важность политической борьбы и противостояния в отношениях России и Америки. Оба государства активно используют киберпространство. Многочисленные ситуации взлома, утечки информации и кибератаки со стороны США только усугубляют обстановку между двумя странами. Россия является одним из крупнейших поставщиков энергоносителей для США, при этом экономические санкции создают преграды для развития таких отношений. Россия и Америка считают терроризм важным международным вызовом и пытаются сотрудничать в этой области, несмотря на ограничения и разногласия.
Это означает, что они могут блокировать принятие решений, не соответствующих их национальным интересам или не поддерживающих их внешнюю политику. Для России это особо значимо, так как страна имеет значительное влияние на глобальную политику и является одной из крупнейших ядерных держав. Россия активно участвует в деятельности Совета Безопасности, выражая свою позицию по вопросам мировой безопасности и решениям, которые должны быть приняты для обеспечения стабильности и урегулирования конфликтов в различных регионах мира. Страна активно сотрудничает с другими постоянными членами СБ ООН — США, Китаем, Францией и Великобританией — по наиболее важным вопросам, включая проблемы ядерного разоружения, терроризма, санкций, регулирования вооружений и международной безопасности. В последние годы Россия стала показывать более уверенную позицию в Совете Безопасности. Россия активно выступает за укрепление роли СБ ООН в решении международных кризисов и конфликтов, а также за соблюдение принципов международного права и суверенитета государств. В целом, Россия продолжает играть важную роль в политике Совета Безопасности ООН и выступает в защиту своих национальных интересов и принципов международного права. Ее активное участие в этой организации позволяет стране гарантировать свою безопасность и участвовать в формировании всемирной политики.
В 2015 году было подписано соглашение о создании Российско-Китайского инвестиционного банка, который будет заниматься финансированием проектов сотрудничества между двумя странами. Эти и другие проекты сотрудничества между Россией и Китаем являются важными факторами для укрепления экономических отношений между двумя странами и способствуют развитию торговли, инвестиций и научно-технического взаимодействия. Искусственный интеллект ИИ Искусственный интеллект ИИ играет все более важную роль в современном мире, включая и российско-китайские отношения. Развитие ИИ может привести к новым возможностям сотрудничества между Россией и Китаем в различных областях, таких как экономика, торговля, инвестиции, наука и технологии, культура и образование. Например, использование ИИ может помочь улучшить качество и эффективность производства, оптимизировать логистику и управление ресурсами, а также создать новые инновационные продукты и услуги. Однако, необходимо учитывать риски и вызовы, связанные с развитием ИИ, такие как потенциальная угроза безопасности данных и приватности, а также возможные социальные и экономические последствия. Поэтому важно разрабатывать стратегии и политики, которые позволят использовать преимущества ИИ, минимизируя его негативные воздействия. Развитие ИИ представляет собой важный фактор для развития российско-китайских отношений и требует дальнейшего изучения и сотрудничества между двумя странами. Перспективы развития экономических отношений Перспективы развития отношений между Россией и Китаем очень высоки. Обе страны имеют большой потенциал для сотрудничества в различных областях, таких как экономика, торговля, инвестиции, наука и технологии, культура и образование. Одной из главных перспектив является расширение торговых отношений между двумя странами. Россия и Китай являются крупнейшими экономическими партнерами в мире, и потенциал для дальнейшего роста торговли огромен. Планируется, что в ближайшие годы будут подписаны новые соглашения и контракты, которые позволят увеличить объемы торговли между двумя странами. Кроме того, развитие научно-технического сотрудничества является одним из ключевых направлений развития отношений. Россия и Китай проводят совместные исследования и реализуют совместные проекты в различных областях, таких как космические технологии, медицина, энергетика и другие. Это позволяет обеим странам развивать инновационные проекты и создавать новые технологии.
Кроме того, разрыв связей с Россией позволяет активно и безопасно пиариться украинским чиновникам, а заодно и обогащаться, конфисковывая на украинской территории собственность России и её граждан. Москва, напротив, до последнего пытается сохранить экономические связи с Украиной. Для России сохраняющиеся связи представляют ценность так как позволяют зарабатывать деньги, благодаря которым удаётся финансировать боевые действия и проводить суверенную политику. Разрыв связей вынуждает перестраивать логистические и производственные цепочки, тратя драгоценное время и ограниченные финансовые ресурсы на минимизацию ущерба. Кроме того, у России нет такого количества союзников, которые могли бы компенсировать ей потерянные в результате действий Украины доходы. Также стоит учесть фактор того, что СВО перешла в стадию борьбы на истощение, в которой победит тот, у кого больше запас прочности, в том числе финансовой. Почему не работают санкции против нефти и алмазовЦентр исследований энергетики и чистого воздуха CREA — независимый аналитический центр, который мониторит ситуацию на рынке энергоресурсов, опубликовал доклад о результатах санкционной политики против Москвы. Торговля Несмотря на войну, Украина и Россия торговали в 2022 году. Данных от Федеральной таможенной службы по российско-украинской торговле нет — ФТС их засекретила после начала СВО и публикует весьма избирательно, — однако данные есть от Государственной таможенной службы Украины. Объём взаимной торговли Украины и России по итогам 2022 года составил 6,031 млрд долларов. Экспорт России на Украину — 5,5 млрд долларов, а импорт составил 475 млн долларов. Положительное сальдо для России составило 5,079 млрд долларов. Таким образом, товарооборот просел в 2 раза, экспорт из России на Украину в 1,4 раза, а импорт из Украины в 9 раз. Из 5,5 млрд долларов российского экспорта на Украину по итогам 2022 года 4 млрд долларов пришлись на природный газ. Вот только кто именно купил этот газ — Киев газ напрямую у России не покупает — не ясно. Экспорт 2022 Экспорт 2022 Из серьезно энергетического экспорта из России на Украину в 2022-м отправлены топливные элементы для ядерных реакторов, оборудование и устройства для разделения изотопов на 34,1 млн долларов, а также гидравлические трубы и турбины на 22 тысячи долларов. В том же направлении ушли вагоны стоимостью под 4 млн долларов, техника для обслуживания железных дорог 86 тысяч долларов и запчасти для локомотивов и головных вагонов трамваев 1,76 млн долларов.
Она направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв ее созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение ее суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности. Такой курс Запада приобрел всеобъемлющий характер и закреплен на доктринальном уровне. Это не было выбором Российской Федерации. Россия не считает себя врагом Запада, не изолируется от него, не имеет по отношению к нему враждебных намерений и рассчитывает, что в дальнейшем государства, принадлежащие к западному сообществу, осознают бесперспективность своей конфронтационной политики и гегемонистских амбиций, примут во внимание сложные реалии многополярного мира и вернутся к прагматичному взаимодействию с Россией, руководствуясь принципами суверенного равенства и уважения интересов друг друга. На такой основе Российская Федерация готова к диалогу и сотрудничеству. В ответ на недружественные действия Запада Россия намерена отстаивать свое право на существование и свободное развитие всеми имеющимися средствами. Созидательную энергию Российская Федерация будет концентрировать на географических векторах своей внешней политики, которые имеют очевидные перспективы с точки зрения расширения взаимовыгодного международного сотрудничества. Большая часть человечества заинтересована в конструктивных отношениях с Россией и укреплении ее позиций на международной арене в качестве влиятельной мировой державы, вносящей решающий вклад в поддержание глобальной безопасности и обеспечение мирного развития государств. Это открывает широкие возможности для успешной деятельности Российской Федерации на международной арене. Национальные интересы Российской Федерации во внешнеполитической сфере, стратегические цели и основные задачи внешней политики Российской Федерации 15. Исходя из национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации внешнеполитическая деятельность государства направлена на достижение следующих стратегических целей: 1 обеспечение безопасности Российской Федерации, ее суверенитета во всех сферах и территориальной целостности; 2 создание благоприятных внешних условий для развития России; 3 упрочение позиций Российской Федерации как одного из ответственных, влиятельных и самостоятельных центров современного мира. Приоритетные направления внешней политики Российской Федерации Формирование справедливого и устойчивого мироустройства 18. Россия стремится к формированию такой системы международных отношений, которая обеспечивала бы надежную безопасность, сохранение культурно-цивилизационной самобытности, равные возможности развития для всех государств независимо от их географического положения, размера территории, демографического, ресурсного и военного потенциалов, политического, экономического и социального устройства. Верховенство права в международных отношениях 20. Обеспечение верховенства права в международных отношениях служит одной из основ справедливого и устойчивого мироустройства, поддержания глобальной стабильности, мирного и плодотворного сотрудничества государств и их объединений, является фактором снижения международной напряженности и повышения предсказуемости мирового развития. Россия последовательно выступает за укрепление правовых основ международных отношений, добросовестно выполняет свои международно-правовые обязательства. При этом решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Механизм формирования универсальных международно-правовых норм должен основываться на свободном волеизъявлении суверенных государств, а ООН должна оставаться главной площадкой для прогрессивного развития и кодификации международного права. Дальнейшее продвижение концепции миропорядка, основанного на правилах, чревато разрушением международно-правовой системы и другими опасными последствиями для человечества. В целях повышения устойчивости международно-правовой системы, недопущения ее фрагментации и ослабления, предотвращения избирательного применения общепризнанных принципов и норм международного права Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 противодействию попыткам подменять, подвергать ревизии и произвольному толкованию принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970 г. Укрепление международного мира и безопасности 24. Российская Федерация исходит из неделимости международной безопасности в глобальном и региональном аспектах и стремится к ее обеспечению в равной мере для всех государств на основе принципа взаимности. На этой основе Россия открыта к совместным действиям по формированию обновленной, более устойчивой архитектуры международной безопасности со всеми заинтересованными государствами и межгосударственными объединениями. В целях поддержания и укрепления международного мира и безопасности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 использованию мирных средств, прежде всего дипломатии, переговоров, консультаций, посредничества и добрых услуг, для разрешения международных споров и конфликтов, их урегулированию на основе взаимного уважения, компромиссов и баланса легитимных интересов; 2 налаживанию широкого взаимодействия в целях нейтрализации попыток любых государств и межгосударственных объединений добиваться глобального доминирования в военной сфере, проецировать свою силу за пределы своей зоны ответственности, присваивать себе преимущественную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, проводить разделительные линии и обеспечивать безопасность одних государств в ущерб легитимным интересам других стран. Российская Федерация исходит из того, что ее Вооруженные Силы могут использоваться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Россия рассматривает статью 51 Устава ООН в качестве адекватной и не подлежащей ревизии правовой основы для применения силы в порядке самообороны. Использование Вооруженных Сил Российской Федерации может быть направлено, в частности, на решение задач по отражению и предотвращению вооруженного нападения на Россию и или ее союзников, по урегулированию кризисов, по поддержанию восстановлению мира в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности с участием России в их зоне ответственности, по обеспечению защиты своих граждан, находящихся за рубежом, по борьбе с международным терроризмом и пиратством. В случае совершения иностранными государствами или их объединениями недружественных действий, представляющих угрозу суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, в том числе связанных с применением ограничительных мер санкций политического или экономического характера либо с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, Российская Федерация считает правомерным принять симметричные и асимметричные меры, необходимые для пресечения таких недружественных действий, а также для предотвращения их повторения в будущем. В целях предотвращения возникновения биологических угроз и обеспечения биологической безопасности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 расследованию случаев предполагаемой разработки, размещения и применения биологического и токсинного оружия, прежде всего на территориях сопредельных государств; 2 предотвращению террористических актов и или диверсий, совершаемых с использованием опасных патогенов, и ликвидации последствий совершения таких актов и или диверсий; 3 расширению сотрудничества с союзниками и партнерами в сфере обеспечения биологической безопасности, прежде всего с государствами — членами ОДКБ и государствами — участниками СНГ. В целях борьбы с незаконными оборотом и потреблением наркотических средств и психотропных веществ, представляющих серьезную угрозу для международной и национальной безопасности, здоровья граждан и духовно-нравственных основ российского общества, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 расширению международного сотрудничества в интересах недопущения ослабления или пересмотра действующего глобального режима контроля над наркотиками в том числе недопущения легализации их применения в немедицинских целях , а также противодействия иным инициативам, которые могут повлечь за собой увеличение незаконных оборота и потребления наркотиков; 2 оказанию союзникам и партнерам практического содействия в осуществлении антинаркотической деятельности. В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией, представляющими растущую угрозу для безопасности и устойчивого развития России, ее союзников и партнеров, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание расширению международного сотрудничества в интересах ликвидации «безопасных гаваней» для преступников и укреплению профильных многосторонних механизмов, отвечающих национальным интересам России. В целях снижения на территории Российской Федерации рисков, связанных с возникновением за ее пределами стихийных бедствий и техногенных аварий, повышения устойчивости к ним иностранных государств Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 укреплению организационно-правовых основ и совершенствованию механизмов двустороннего и многостороннего взаимодействия в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наращиванию возможностей по раннему предупреждению и прогнозированию таких чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий; 2 оказанию иностранным государствам практического содействия в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе с использованием уникальных российских технологий и опыта чрезвычайного реагирования. В целях противодействия нелегальной миграции и совершенствования регулирования международных миграционных процессов Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание укреплению взаимодействия в этой сфере с государствами — участниками СНГ, проводящими конструктивную политику в отношении Российской Федерации. Обеспечение интересов Российской Федерации в Мировом океане, космическом и воздушном пространстве 36.
Товарооборот в ЕАЭС по итогам года достиг рекордных 7 триллионов 400 миллиардов рублей
Меморандум об углублении сотрудничества в сфере торговли услугами действует в течение трех лет и вступает в силу со дня его подписания. Поделиться новостью Нажимая на кнопку вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Также подписано Соглашение о свободной торговле с Ираном. Оно позволит переориентировать российские товаропотоки.
Документ содержит и системные обязательства сторон, которые создают предсказуемую регуляторную среду для российских поставщиков в Иране. Иран не является членом ВТО, но, согласно условиям соглашения, будет следовать базовым правилам этой организации.
Эксперты считают это логичным продолжением внутренних трендов и залогом устойчивости экономики в краткосрочной перспективе. О долгосрочной речи пока не идет. Иллюстрации: Юрий РеукаТоп иностранных компаний, которые остались в России или продолжают работать с ней, в целом отражает данные "ТС по ключевым странам-партнерам Китай, Турция, Индия и подтверждает, что бизнес из «недружественных» стран остается как минимум в нефтесервисе, фармацевтике, ритейле, финансах и отчасти в морских перевозках. Но структура собственности главных контрагентов изменилась.
Если раньше среди них было много частных корпораций европейских, японских, корейских , то сейчас из 10 основных китайских компаний — партнеров России — как минимум шесть — государственные. Крупнейший покупатель российской нефти в Индии — госкомпания. Важнейший игрок на зерновом рынке Турции — чемпиона по закупкам российской пшеницы — тоже госструктура. Похожая картина наблюдается и в арабском мире. Огосударствление внешней торговли присуще Азии, гармонирует с разворотом России на Восток и в краткосрочной перспективе помогает противостоять санкционному давлению. Но не отвечает на главные вопросы бизнеса: как переводить деньги, экономить на логистике и где брать технологии в будущем.
В основном это ископаемое топливо, крупнейшим покупателем которого стал тоже Китай. При этом половину в экспортных расчетах России впервые заняли рубль и юань. По данным Refinitiv, Kpler и Vortexa, с начала марта 2023 года крупные частные нефтеперерабатывающие компании Китая Hengli Petrochemical и Jiangsu Eastern Shenghong Кo увеличили закупки российской нефти. Но по обороту ключевыми партнерами российских нефтяников и газовиков остаются госкомпании.
Рост китайского экспорта в Россию связан в том числе и с заградительными санкциями Европы против нашего восточного партнера. Причиной для ограничений стали, как ни странно, китайские электромобили. Они значительно дешевле западных моделей, поскольку Китай выделяет государственные дотации для национального автопрома и тем самым уменьшает себестоимость производимых машин. Западу такой вариант не нравится, поэтому он закрыл рынки для китайцев, чтобы спокойно торговать своими электромобилями. Это происходит, прежде всего, за счет нефти и газа, - объясняет Алексей Маслов. Поэтому нам надо увеличивать другие товарные позиции, чтобы не оказаться в дефиците в торговле с Китаем.
Но зачем в условиях этого перехода то есть поворота к более экологичным источникам энергии Китай наращивает объемы закупаемых нефти и газа? Китай перепродает определенный объем. Второй момент связан со слишком резким движением Китая в 2021-22 годах к энергопереходу.
Россия. Экономика. Внешнеэкономические связи российской экономики
Всероссийский конкурс журналистов «Экономическое возрождение России». Отношения России и Ирана в 2023 году дали важные результаты: Иран стал членом ШОС, создается зона свободной торговли ИРИ и ЕАЭС, товарооборот стабильно растет. Экономические связи с Евросоюзом за прошедшие годы в основном перешли на уровень сотрудничества России с от-дельными странами-членами – Германией, Нидерландами, Италией и Францией.