Рост тиражей центральных газет обычно в советский период демонстрировали на примере газеты «Правда». Советский союз уже давно канул в Лету, но жители России, заставшие то время, до сих пор помнят вещи, ставшие символами той эпохи. советскую эпоху, а 63% сожалеют о.
Выпуск новостей в 15:00 от 27.04.2024
Часть из них висели на стене, другие представляли из себя полноценные кабинки. Уличные будки с телефонами автоматами в советские времена редко подвергались налетам вандалов. Ценность их для отдельного двора или даже микрорайона была огромна. Иногда приходилось стоять в очереди и сверлить глазами общительного гражданина или гражданку.
Затем время ограничили тремя минутами, а затем и вовсе одной, но это уже в начале 90-х годов, СССР, кажется, уже распался. Хочешь говорить дольше — изволь опускать монеты. Была и шпана, которая опускала просверленные монеты на ниточке, но таких порицали.
Заест автомат, и вообще никто с него не позвонит уже, - рассказала Елена Борисовна. А еще одной монетки у тебя нет. Приходилось попрошайничать.
Иногда уличными телефонами приходилось пользоваться в экстренных случаях. Номер 01, 02, 03 — «пожарная охрана», «милиция», «скорая», знал каждый советский гражданин с самого детства. Для этих вызовов две копейки не требовалось.
А вот в столице к 1991 году их работало ровно 33992. Это был максимум, затем они постепенно сокращались, пока не «вымерли» с приходом пейджеров и сотовой связи. Если нужен межгород Междугородные телефоны-автоматы в отличии от межгородских собратьев питались пятнадцатикопеечными монетами.
И съедали их после минуты разговора. Поэтому длительная беседа обходилась «в копеечку» — то есть в несколько рублей. Такие автоматы стояли в переговорных пунктах.
Там же можно было заказать услугу соединения и заказать разговор к определенному времени определенной продолжительности через кассу посредством телефонистки. Многие помнят «извещение о приглашение на переговоры», если инициатором разговора с межгородом были не вы. В извещении стояла дата и время.
Звонок был за счет абонента-заказчика. Многие предпочитали заказывать разговор на позднее вечернее время — после 21-22 часов. Тарифы на этот временной отрезок были более дешевые.
Приходишь поговорить, входишь, значит в раж, особенно, если спор или надо решить какой-то принципиальный вопрос, а оплаченное время заканчивается. Продолжение в рамках этого сеанса даже за доплату было невозможно.
А может быть, вы расскажете об удачной женитьбе или замужестве с помощью анкет? О создании семьи с помощью публикации объявления в газете? Отправляем своим корреспондентов в города, где действует — в той или иной форме — служба знакомств».
Уже к следующему, 1985 году, новые цифры показали, что и «современные, независимые женщины», и «уважающие себя мужчины» охотно пользовались объявлениями. Причем тенденция как у нынешнего Тиндера — выбор за женщиной. На каждое женское объявление приходило 80—200 писем. Иными словами: на 10 «невест» — 7 «женихов»Справка демографа, 1985 год. И хотя терапия оставалась передовой темой в газетах, выявляя все новые и новые проблемы, обратная связь знакомящихся по объявлениям принесла печальные вести.
Ей пришло 88 писем, и она согласилась на три свидания. Перед собой она поставила две задачи: выяснить, почему право выбора осталось за женщинами и «что же мужчины ищут и не могут найти в женщинах, которые их окружают? Автор решила поговорить с тремя мужчинами, а выбор был большой: вдовцы, разведенные, богатые, бедные, отцы-одиночки, главы компаний. Отвечая на вопросы журналистки, мужчины сформулировали запросы к потенциальной жене. Бизнесмен, дважды разведен: «Вроде у меня большой опыт, но я так и не знаю, что нужно для семейного счастья.
Самое главное, наверное, чтобы женщина заботилась о муже. Она должна любить то, что люблю я, будет обходить все острые углы семейной жизни, будет понимать меня без слов, а когда я возвращаюсь с работы, раздраженный и усталый, умела бы меня успокоить. Кроме того, хорошо, если она будет блондинкой. Вы поймите, на нашем уровне развития химии и вы можете стать блондинкой. Главное — хотеть».
Я хочу, чтобы у меня была точно такая семья, как у мамы с папой. Мама говорит, что ей лучше знать, кто мне нужен. Наверное, она права, ей виднее, кто способен мне создать такие условия, как сейчас у меня дома». Врач в районной поликлинике, разочарованный в любви, — девушка не дождалась его из армии: «Я хочу найти девушку по мне, со спокойным, мягким характером. Я не потерплю, чтобы в доме кто-то кричал.
Но сейчас такие женщины! Мне один приятель рассказывал: он уходит на работу рано и сам готовит себе завтрак. А жена спит, представляете? Неужели ей трудно встать, два яйца о сковородку разбить? Она же не уважает мужа.
Конечно, у нас теперь равноправие! А другой мой знакомый вообще сам стирает. Я не против помочь жене, ковер пропылесосить, да, но ходить за хлебом, чистить картошку… Я хочу, чтобы жена полностью разделяла мои взгляды и принимала меня таким, какой я есть».
Эти отличия условны, к ним можно добавить приставку «преимущественно». В текущей статье мы уделим внимание газетным изданиям. Выберем несколько характерных цитат из полных собраний сочинений, которые несколько десятилетий исправно печатал «Политиздат». Ленин «... Маркс и Ф. Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Сталин Читатели впитывали идеалы, формируемые государством.
Газета — это пропаганда убеждений, «строительство» личности человека. Газеты согласованно вели единую программу политики партии, а неугодные события, поступки, слова — критиковали. Заложенная ещё в начале развития СССР политика начала давать сбой лишь в конце 1980-х гг. И эта разноголосица газет последних лет вместо былого слаженного хора словно предсказывала кончину советской сверхдержавы. Передовица газеты «Правда» от 7 ноября 1967 года Любая из центральных газет - влиятельный орган. Журналистская ошибка в каком-нибудь обличающем очерке могла стоить автору карьеры. Цензура следила, чтобы внутренние дела, о которых широким массам не следовало знать, не попали на страницы СМИ. И всё же очень часто газета становилась последним оплотом справедливости, принимая письма читателей и отправляя журналиста на место событий, чтобы разобраться в ситуации. Такие журналистские расследования даже основали специальную категорию «Письмо позвало в дорогу». В огромной стране и газет было много: строгих по стилю и развлекательных, больших и малых форматов.
Некоторые выходили ежедневно, другие раз в неделю. В редких случаях выпуск газеты был ежемесячным или раз в две недели. Даже после того, как текущие номера зачитали до дыр, их не выкидывали. Существовало множество способов найти им применение в домашнем хозяйстве или на производстве: Газеты прекрасно справлялись с задачей, когда нужно было сделать временную шапочку в жару или пустить в плавание бумажный кораблик. На стенах иной раз встретится хотя бы один, а то и несколько слоёв газет, которые проклеивали между обоями и штукатуркой для лучшего сцепления. Археологических слоёв может быть много. Некоторые газеты стали прибежищем солёной или копчёной рыбы. В них заворачивали семечки или орешки. С одной стороны, перестали действовать прежние идеологические установки. Из-за этого многие журналисты не смогли предоставлять актуальные сведения и полноценный анализ событий: ещё не сформировалась картина действительности, процессы хозяйственной жизни были неочевидны, планы зачастую стремительно устаревали и поэтому не реализовывались.
С другой стороны, материально-техническая база истощилась: налицо была нехватка оборудования и краски. Запасы бумаги исчерпали, крупные производства остановились или работали медленно. Не хватало людей, которые обеспечили бы производство газет. Газета — это зеркало событий и пропагандистский источник, поэтому она обязательно меняется, если кардинально меняется жизнь людей, о которых она пишет. Так случилось и при переходе от царской России к советской. Некоторые издания стали неактуальны, некоторые трансформировались. Например, «Правда» в досоветской России была чуть ли не на подпольном положении, но после революции превратилась в официальный печатный орган ЦК РСДРП б и стала главным рупором рабочего класса в стране Советов. По данным «Книжной летописи», «Правда» накануне образования СССР декабрь 1921 года — февраль 1922 года снизила тираж с 250 000 до 75 000 экземпляров. Количество экземпляров газеты «Труд» уменьшилось втрое со 150 000 до 50 000. Некоторые газеты например, «Беднота» исчезли на несколько месяцев.
Впоследствии вышел номер, показавший, что тираж «Бедноты» упал практически в шесть раз: с 600 000 в октябре 1921 года до 109 000 в апреле следующего. Газета «Правда» от 17 декабря 1922 года Ситуация была плачевна, и без решительных действий не обошлось. Выпуск печатных СМИ ограничили, наладили предприятия, открыли институт журналистики. Обострения кризиса повторялись, но им на смену приходили и благоприятные периоды. Более-менее стабильной ситуации дождались только в 1923 году, а с 1928 года количество печатных изданий стало бурно расти. В справочнике газет и журналов А. Хомского за 1929 год собраны московские, ленинградские, харьковские и прочие газеты. Для каждой газеты указана периодичность, исполнитель, тираж и цена. Как и прежде, самой распространённой осталась газета «Правда», за ней — «Известия» и «Крестьянская газета».
В киосках появились необычные для советских реалий бизнес-журналы «Деловой мир» и «Деловые люди», либеральные газеты «Куранты», «Российские вести», «Независимая газета» , журнал «Столица», немецкий журнал о западной моде и рукоделии «Бурда» Burda и др. История новейшей отечественной журналистики февр. Москва, 1999. Почти треть всей периодики составили частные издания. Рост номенклатуры изданий в 1991 г. Параллельно с государственными изданиями стали активно действовать самиздатовские журналы и газеты. Геннадий Комольцев. В прессе открыто заговорили о многопартийности, рыночных отношениях, радикальном изменении экономических отношений. В 1987 г. Подниекса «Легко ли быть молодым? Одной из наиболее популярных телепередач стала программа А. Невзорова в 2022 внесён в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иноагента «600 секунд» 1987—1993. Перестроечное кино отражало ранее замалчиваемые социальные проблемы советского общества: женские колонии, городские притоны, наркомания и др. Помимо этих тем кинодокументалистика начала освещать проблемы экологии, советской армии, теневой экономики, коррупции. Политика гласности внутри страны сопровождалась «открытием границ» для распространения информации из-за рубежа. Гласность содействовала активизации не только политических сил в поддержку реформ и демократизации существовавшего режима, но и антиправительственных организаций, в которых формировались программы кардинального переустройства СССР. На страницах журналов начали публиковаться ранее запрещённые произведения: романы В. Гроссмана «Жизнь и судьба», Б. Пастернака «Доктор Живаго», Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей», рассказы и повести В. Тендрякова , А. Битова , Ф. Искандера , М. Открытиями для советских читателей стали публикации произведений писателей-эмигрантов В. Набокова , М. Алданова , Е. Замятина , Н. Берберовой и других, затем В. Аксёнова , В. Войновича , В. Максимова , С. Довлатова , А. Зиновьева , А. Соколова, В. Некрасова , Э. На страницах журналов были опубликованы произведения философов и учёных, высланных в 1920-х гг. Бердяева , С. Булгакова , И.
Как расквитаться с врагом
- Работать меньше
- Дефицит новостей
- Читайте также:
- Коммуникация по-советски: телефон, почта и телеграф в СССР
- Новости - Старый Телевизор
Советское радио и телевидение
Оно зародилось внутри замкнутого и, казалось бы, самодостаточного мифа, порвавшего всякую связь и с внешним миром, и с прежней культурно-исторической традицией. Иногда оно продуцировалось культурными или нравственными семейными традициями, но чаще возникало спонтанно, в результате индивидуальных духовных исканий и критического переосмысления пресловутой «советской действительности». Но это уже было не то «инакомыслие одиночек», о котором говорилось выше. Оно вышло из катакомбного разъединения и требовало каких-то форм самореализации.
Крайним проявлением вольномыслия молодежи 1940-х стали подпольные политические кружки. Кое о каких из них мы знаем из мемуарной литературы или из случайных упоминаний в современной печати. Можно с уверенностью говорить о десятках таких кружков численностью от двух-трех до десяти-пятнадцати человек.
А это уже социальное явление. Кто были эти молодые люди? Студенты или даже школьники-старшеклассники, по преимуществу дети из интеллигентных семей, в том числе и из партийной интеллигенции; иногда но не обязательно дети репрессированных.
Идеология этих «подпольщиков» могла быть разной, но большинство из них, по-видимому, определяли себя как «истинных ленинцев» и мечтали освободить страну от сталинской тирании, чтобы вернуть ее на «ленинский путь». Для этого они изучали труды классиков марксизма: писали конспекты, сочиняли рефераты, устраивали обсуждения прочитанного и сочиненного. Придумывались политические программы, детские, наивные — сегодня их даже неловко читать; но за эти полудетские игры жестоко сажали, и известны случаи расстрелов по таким делам.
Однако подпольные кружки — это крайний и нечастый случай. Гораздо более серьезную роль в становлении инакомыслия сыграло этическое и эстетическое неприятие режима, складывавшееся в послевоенный период как реакция на «завинчивание гаек», предпринятое Сталиным в политико-культурной сфере после окончания войны Постановление Оргбюро ЦК ВКП б от 14. Это неприятие проявлялось в отношении к официальным мероприятиям, в дружеских разговорах, неортодоксальных литературных увлечениях, бытовом поведении.
Новое мировоззрение рождалось в той же среде, что и подпольные группы, но центрами кристаллизации этого мировоззрения были не законспирированные кружки, а стихийно складывавшиеся студенческие компании. И признаком принадлежности к этим компаниям было не конспектирование «Государства и революции», а культурные предпочтения: «своего» отличали от «чужого» не по политическим взглядам, а по отношению к запрещенным или полузапретным поэтам, современной живописи и т. Отношение к официозу выражалось не столько в прямой полемике с ним, сколько в отторжении от него, иронии, скепсисе, осторожных шутках, интересе к иным философским системам например, к эзотерическому знанию.
Если же прямая полемика и возникала, то она чаще всего принимала художественную форму. Это, разумеется, не гарантировало от ареста в случае, если вольнодумные литературные упражнения становились известными госбезопасности: так случилось с Аркадием Белинковым, Борисом Чичибабиным, Наумом Коржавиным, Александром Есениным-Вольпиным и некоторыми другими молодыми литераторами. Может быть, уместнее говорить даже не о наследии, а о продолжении судеб: многие из людей, вокруг которых складывалось диссидентское сообщество в те годы, когда «диссидентство» переставало быть судьбой немногих одиночек и становилось заметным культурным, социальным и политическим явлением, — не те ли же самые вольнодумцы послевоенной эпохи, только на 10—20 лет старше?
Да, это так, конечно, но в течение этих 10—20 лет в жизни страны происходили важные процессы, сформировавшие или изменившие менталитет не одного этого поколения. Идеологическое землетрясение, устроенное Хрущевым в феврале 1956 года, потрясло идеологические основы режима. Страна разделилась на «сталинистов» и «антисталинистов», причем демаркационная линия определялась не только отношением к личности покойного диктатора и к массовым кровопусканиям, которые тот учинял при жизни.
Терминами «сталинизм» и «наследие сталинизма» в официальную печать, впрочем, не допускавшимися, — вместо них там использовались расплывчатые эвфемизмы «культ личности» и «последствия культа личности» общественное мнение маркировало практически все актуальные политические, культурные, социальные, экономические и даже научные проблемы: отсутствие в СССР демократии, колхозную нищету, жесткий партийный диктат в сфере идеологии, цензуру, притеснения художников-авангардистов и т. Соответственно, любые выступления против наиболее отвратительных черт режима воспринимались как «антисталинистские». Эта дихотомия определила политический контекст будущего диссидентства, и не только его, но и всей общественной жизни в Советском Союзе да и в постсоветской России тоже , на многие десятилетия вперед.
В дальнейшем все диссиденты, за редчайшими исключениями, позиционировали себя как «антисталинисты». Половинчатая и непоследовательная политика хрущевского руководства привела к тому, что разлад между интеллигенцией и властью во второй половине 1950-х не исчез, а, наоборот, все больше обострялся.
В центральной прессе впервые появилось периодическое издание, где много места было отведено фотожурналистике со всем ее жанровым многообразием. Благодаря созданию сети собственных корреспондентов , собрания с участием сотрудников редакции и авторов увеличили приток оперативной информации настолько, что он получил конкретные формы в виде полос и подборок. Изменился и облик четвертой полосы, где появились зарисовки и фотоэтюды, материалы для семейного чтения, фоторепортажи о новых городах. На четвертой полосе появилась постоянная рубрика «В субботний вечер».
В «Советской России» освещались вопросы экономики, которые объединялись рубриками «О людях хороших», «Реформа: опыт и проблемы», «Хозяйствовать по-новому». Во второй половине 1950-х годов оттепель принесла значительные перемены в общественно-политическую жизнь страны, наметила новые тенденции. В конце 1956 году в союзных республиках и многих областях РСФСР стали выходить колхозные многотиражные газеты. Реорганизация системы хозяйственного управления и связанное с этим разделение партийных органов с селе привело к возникновению новых видов местной печати — газет колхозно-совхозных производственных управлений, межрайонных газет.
В этот день произошли сразу два знаковых события в общественной и политической жизни региона. А Повторяется ежегодно День российского парламентаризма День российского парламентаризма был учрежден 27 июня 2012 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России».
Например, большую популярность приобрела пьеса «Любовь Яровая», в которой убеждённая большевичка сдаёт красным своего мужа-белогвардейца. Советские граждане, как правило, верили партии и СМИ. Но больше всего влиянию были подвержены дети.
Дозорники Символом доносительства в советскую эпоху по праву считается Павлик Морозов. История пионера, который в возрасте 13 лет якобы разоблачил преступления отца-кулака и был за это убит его родственниками, стала культовой в СССР. О нём слагали песни в том числе знаменитый Сергей Михалков, который позднее участвовал в написании советского гимна и поэмы, писали книги, ставили спектакли и даже оперу. При этом Морозов был лишь одним из многих детей-доносчиков. В 1933 году, спустя год после гибели Павлика, газета «Пионерская правда» написала о новом герое — Мите Гордиенко из-под Ростова-на-Дону. Школьник доносил на своих односельчан, которые собирали опавшие колоски на колхозном поле в то время уже действовал так называемый «закон о трёх колосках», по которому могли казнить даже за кражу нескольких зёрен. По одному из доносов арестовали двух человек, мужчину и женщину. Её в итоге приговорили к десяти годам лагерей, его — к расстрелу. Гордиенко за свой подвиг получил именные часы, пионерский костюм и подписку на газету «Ленинские внучата».
Известен также Проня Колыбин, который в похожих обстоятельствах донёс на собственную мать. Женщина получила срок, а мальчика отправили отдыхать в Артек. Воровали и воруют колхозное добро. Например, мой отец Григорий Семёнович вместе с Кузнецовым, бригадиром первой бригады, и сродником, кулаком Фирсовым В. Ночью, когда все засыпали, к отцу являлись его друзья — бригадир Кузнецов Кузьма и Фирсов В. Все трое отправлялись воровать. Бригадир Кузнецов всё время назначал моего отца в Спасск к колхозным хлебам. Воза всё подвозили к нашему двору. Эти мошенники с возов брали хлеб.
А в воза насыпали землю весом столько, сколько брали хлеба. Хлеб прятали в пустой избе, потом его продавали», — утверждала девочка. После её доноса на скамье подсудимых оказались 16 человек. Балыкин и Фирсов получили по 10 лет заключения строгого режима, остальных обвиняемых приговорили к разным срокам исправительных работ. Поступок Оли Балыкиной стал примером для нового движения дозорников, которое по сути представляло собой кузницу пионеров-осведомителей. Детей учили следить за всеми подряд — за односельчанами, собирающими на уже убранных полях колоски для своей голодающей семьи, ненавистными советскому строю кулаками, за соседями и родителями. Даже появилась книга «Юные дозорники», представлявшая собой инструкцию по правильному доносительству. В ней пионерам объясняли, как выявлять врагов народа и куда о них сообщать. Согласно одной из рекомендаций, донос следовало лично отвести на железнодорожную станцию и опустить в почтовый вагон проходящего поезда, чтобы враги не смогли перехватить письмо на почте.
Рупором движения была «Пионерская правда».
Перестройка СМИ в годы перестройки
В настоящее время китайские вещи часто выдают за что-то качественное, продают их по высоким ценам. Но такой бизнес никого не смущает, считается совершенно нормальным явлением. Работать меньше С тунеядством в советские времена боролись. Было стыдно сидеть дома, не приносить в семью деньги. Работали тогда все, поскольку никому не хотелось проблем с законом.
За отсутствие места трудоустройства на протяжении длительного времени могли наказать исправительными работами. Если человек не работал в полную силу, если все перекладывал на плечи коллег, то к нему тоже относились не лучшим образом. Сейчас же стало даже модно и престижно меньше работать, но при этом хорошо зарабатывать. Многие индивиды даже стремятся создать пассивный источник дохода, который будет приносить им прибыль в то время, когда они отдыхают.
И такими личностями сейчас восхищаются.
Прожить можно и друг без друга. Но зато в каждом современном человеке необычайно возросла потребность быть понятым». Теперь журнал дает домашнюю работу — просит ответить на вопросы анкеты и «подумать, зачем вы друг другу». Как менялось отношение к сексу в России за последние 100 лет Письмо вместо психотерапии Пока малочисленная часть населения решила все-таки заняться психотерапией, чтобы разобраться в себе, остальные люди стали просто писать в газеты: о ссорах с партнерами, о детях, о счастье, об одиночестве. Опубликованное письмо, в котором девушка рассказывает о ссоре с парнем и просит совета, собирает 2000 отзывов. Люди, вместо того чтобы решать проблемы, сочли, что проще выставить четкий список требований к партнеру и найти максимально похожего — того, кто готов сразу принять правила игры. Начать дискуссию об объявлениях помог и кинематограф, внимательный к изменениям в стране. В 1984 году вышел фильм «Одиноким предоставляется общежитие» Кадр из фильма «Одиноким предоставляется общежитие»: в нем главная героиня Вера подыскивает соседкам женихов, «обрабатывая» брачные объявления из разных газет страны, «и с ее легкой руки в текстильном городке одна за другою гремят веселые свадьбы»«Как на свете без любви прожить? Газеты пришли к выводу, что это просто новый вид сватовства, которое само по себе исконно русское занятие.
Сначала реакция общественности была негативной: «Да разве вверит порядочный мужчина судьбу газете, не потешно ли перечислять в объявлении свои достоинства и претензии к будущей жене? А современная, независимая, уважающая себя женщина неужели отправится на вечер, так позорно названный вечер «Для тех, кому за 30». Статья «Как на свете без любви прожить? Знакомы ли с супругами, повстречавшими друг друга на таком вечере? А может быть, вы расскажете об удачной женитьбе или замужестве с помощью анкет? О создании семьи с помощью публикации объявления в газете? Отправляем своим корреспондентов в города, где действует — в той или иной форме — служба знакомств». Уже к следующему, 1985 году, новые цифры показали, что и «современные, независимые женщины», и «уважающие себя мужчины» охотно пользовались объявлениями. Причем тенденция как у нынешнего Тиндера — выбор за женщиной. На каждое женское объявление приходило 80—200 писем.
Иными словами: на 10 «невест» — 7 «женихов»Справка демографа, 1985 год. И хотя терапия оставалась передовой темой в газетах, выявляя все новые и новые проблемы, обратная связь знакомящихся по объявлениям принесла печальные вести. Ей пришло 88 писем, и она согласилась на три свидания. Перед собой она поставила две задачи: выяснить, почему право выбора осталось за женщинами и «что же мужчины ищут и не могут найти в женщинах, которые их окружают? Автор решила поговорить с тремя мужчинами, а выбор был большой: вдовцы, разведенные, богатые, бедные, отцы-одиночки, главы компаний. Отвечая на вопросы журналистки, мужчины сформулировали запросы к потенциальной жене. Бизнесмен, дважды разведен: «Вроде у меня большой опыт, но я так и не знаю, что нужно для семейного счастья. Самое главное, наверное, чтобы женщина заботилась о муже. Она должна любить то, что люблю я, будет обходить все острые углы семейной жизни, будет понимать меня без слов, а когда я возвращаюсь с работы, раздраженный и усталый, умела бы меня успокоить. Кроме того, хорошо, если она будет блондинкой.
Вы поймите, на нашем уровне развития химии и вы можете стать блондинкой. Главное — хотеть».
Lovell S. Russia in the microphone age: a history of Soviet radio, 1919—1970. Эванс К. Между «Правдой» и «Временем»: история советского Центрального телевидения. Evans Ch. По истории советской массовой культуры и массовых коммуникаций в последние годы вышло сразу несколько работ.
Наиболее широкую проблематику рассматривает Кристин Рот-Эй Школа славянских и восточноевропейских исследований Университетского колледжа Лондона. Книга состоит из введения, пяти тематических глав и краткого эпилога. Если в 1950 г. Число радиоприёмников к 1970 г. Суммарный тираж популярных журналов за то же время вырос в 14 раз и к 1970 г. Общие тенденции были во многом сходны с тем, что происходило за пределами Союза, тем более что его культурная изоляция от остального мира не была полной даже при позднем Сталине, а после 1953 г. Это сходство характерно как для положительных, так и для отрицательных сторон массовой культуры. Преобладание развлекательной продукции над культурным просвещением тревожило не только советских, но и западных интеллектуалов.
Общим было и беспокойство по поводу начавшейся глобализации культуры: европейцам в послевоенный период важнейшей угрозой в этой области казалась американизация, советским идеологам — «пагубное влияние» Запада в целом. Культурная обособленность СССР проявлялась прежде всего в самосознании. Развитие массовых коммуникаций рассматривалось как важная государственная задача, её конечной целью считалось приобщение широких масс населения к достижениям отечественной и мировой культуры. Хрущёвская программа построения коммунизма предполагала постепенное стирание грани между физическим и умственным трудом, а значит, и между интеллигенцией и рабочим классом. Позже, уже при Брежневе, развитие массового радио- и телевещания преподносилось как важное достижение в повышении благосостояния трудящихся. Парадокс послевоенной культурной истории СССР состоит, таким образом, в том, что советское руководство, выстраивая инфраструктуру массовых коммуникаций, основывалось на своих собственных концепциях, но при этом фактически решало ту же задачу, что и западные правительства в тот же период. Более того, созданная в СССР гигантская медиаимперия, одна из крупнейших в мире, в конце концов, вопреки усилиям властей, начала развиваться в том же направлении, что и мировая массовая культура.
Модель сверхточная, а в описании по сборке были приведены столь же точные данные как об изделии, так и о крылатых ракетах, которые оно несло. В СССР, бесспорно, была жесточайшая цензура. Но все познается в сравнении. Я готов доказать, что цензуры в царской России и в нынешней демократической Российской Федерации куда больше, чем в Советском Союзе. Какая разница, под каким грифом секретят очевидные вещи — государственная тайна, коммерческая тайна и т. Так, из советских СМИ куда легче было судить о состоянии невоенных отраслей экономики, чем сейчас. При Сталине и Брежневе были совсекретны сведения о том, сколько у нас было выпущено в год — три или пять тысяч боевых самолетов. Зато у нас сейчас бьют в барабаны на телеэкранах и в газетах о том, что в РФ выпустили за год аж целых три боевых самолета! В 1928—1931 гг. Сейчас они не запрещены, но попробуйте написать подобное и напечатать это в крупном российском издательстве. В лучшем случае ваше произведение выйдет с огромными купюрами, а скорее всего его завернет редактор, и не потому, что ему не понравилось, а потому, что он боится — а вдруг на него «наедут» власти или какая-нибудь «общественная шпана» типа Поклонской. Кто сейчас пропустит мечту пана Козлевича об использовании «Антилопы» для семейных прогулок — «Слышался бессмысленный смех детей». Да разве можно такое писать! Наши демократические дети не могут бессмысленно смеяться! А историю с отцом Федором, охотившимся за стульями тещи Воробьянинова? Попробуйте найдите в современной литературе историю со столь забавным попом! Я сам пострадал. В книге о начале XIX века я несколько раз подряд повторял «Александр I», а потом для «оживляжа» заменил на «плешивого щеголя». В книжке выражение вырезали. Редактор возмущался: «Да как же можно такое о царе! Редактор задумался, а потом обрадовался: «Так это ж Пушкин!
Гласность в СССР
В этот же день в 1969 году газета «Известия» сообщала об астрономическом открытии. А «Советская культура» 28 октября в 1972 году публиковала выдержки из книги жалоб и предложений модного ателье «Элегант». В этот же день в 1969 году газета «Советская культура» писала о новинках советской эстрады. А газета «Тагильский рабочий» 11 октября 1964 года рассказывала об Иване Кулибине, точнее Суряхине - слесаре-новаторе сталепрокатного завода.
Кроме того, пропаганда использовалась для оправдания таких важных решений руководства страны, как, например, подписание пакта Риббентропа — Молотова : советские агитаторы уверяли в пользе, которую документ принесёт немецким коммунистам, а также в установлении доверительного союза с бывшим врагом [9]. Советский плакат, прославляющий Сталина, 1938 год Одной из характеристик советской пропаганды является превозношение вождя, что становилось причиной возникновения культов личности. Так, уже с 1920 года города и посёлки страны переименовывали в честь крупных общественных деятелей, в особенности Владимира Ленина. Его прославляли в стихотворениях и книгах, повсеместно возводили статуи вождя. Во времена правления Иосифа Сталина культ личности был необходим для сплочения населения вокруг единой фигуры: вождя представляли как непогрешимого руководителя и отца народа. Но после смерти Сталина партийное руководство придерживалось коллективной формы управления.
Соответственно, попытки издателей представить, например, Георгия Маленкова в качестве единственного преемника власти пресекались. В 1970-х годах попытки создать культ личности Леонида Брежнева воспринимались населением негативно [10] [11] [12]. К середине 1930-х годов ярко проявилась роль пропагандистской машины в укреплении сталинского режима. Пропаганда создавала культ личности Сталина. Пропаганда могла делать из бедствия подвиг, как это случилось со спасением парохода «Челюскин» в 1934 году , когда все лётчики, спасавшие челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. Пропаганда максимально использовала интерес к перелёту экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток в 1936 году, к перелёту экипажа Чкалова из Москвы через Северный полюс в США в 1937 году, к первой в мире советской дрейфующей полярной станции в 1937—1938 годах.
Пропаганда также превозносила трудовые подвиги таких «простых людей» как Алексей Стаханов или Паша Ангелина , которые купались в лучах славы [13]. В 1930-е годы отмечалось появление значительного корпуса текстов, стилизованных под фольклорные произведения. В данных произведениях, например, в сказе Марфы Крюковой , фигурирует словосочетание «ясные соколы», когда речь идет об авиации и авиаторах. Ещё более значимым для пропаганды, чем образ героев, был образ врагов. До Великой Отечественной войны советская пропаганда уподобляла происходящее в тех или иных сферах общественной жизни событиям эпохи Гражданской войны и использовала, в основном, риторику классовой борьбы. В качестве главных внешних врагов советского народа пропаганда до Великой Отечественной войны изображала «мировую буржуазию », « фашистов », а после войны — блок НАТО во главе с США.
Формы представления этих врагов были стереотипны — от черно-белых карикатурно-плакатных толстяков-капиталистов в цилиндрах и с мешком долларов в руке до дядюшки Сэма и генералов Пентагона. Их стандартными атрибутами в кино или книгах «про шпионов» были бутылка виски , толстая сигара , разговоры о потерянных из-за революции и коммунистов деньгах или планах уничтожения СССР. Во время Великой Отечественной войны главными врагами были « немецкие фашисты » и их союзники.
Люди строже относились к еде, расценивая ее в основном как источник энергии, а не как вид гастрономического развлечения. Утром обязательный плотный завтрак перед выходом из дома. В 13 часов полноценный обед, а после работы — в 19 часов — ужин", — поделилась женщина.
Сейчас же люди питаются так, словно постоянно живут по системе "все включено", когда есть можно в любое время. В сочетании с гиподинамией такое отсутствие ограничений создает благоприятные условия для повышения веса. Пенсионеры сожалеют, что уходят в прошлое традиции семейных обедов, которые были характерны прежде. Для приема пищи у советских граждан назначалось конкретное время, к которому все собирались за столом. Теперь же члены семей часто обедают врозь, когда кому удобно. В часы пик в вагонах метро или пригородных электричках трудно было встретить пассажиров без книжек.
Однако неподдельный интерес к печатному слову не имел ничего общего с покупкой целых собраний сочинений для украшения интерьера. Кроме того, советские граждане записывались в библиотеки, куда увлеченные читатели ходили не реже двух раз в месяц. Мы жили в эпоху очередей, но о некоторых из них сейчас приятно вспомнить. В частности, это очереди в библиотеках.
Во время Великой Отечественной войны главными врагами были « немецкие фашисты » и их союзники. Это стал наиболее значимый и сильный в моральном и идентификационном плане образ врага, в советской и постсоветской пропагандистской риторике гитлеровцы всегда служили и служат абсолютной мерой негативного. В послевоенное время внешние враги, по существу, вытеснили из риторического поля прежние образы таких врагов, как белогвардейцы , кулаки , меньшевики , троцкисты.
Но всё же немаловажными для пропаганды оставались и внутренние враги. В качестве таковых изображался прежде всего скрытый, сознательный вредитель, убежденный противник Советской власти , ждущий, когда она развалится, инженер, бездарный профессор, реже — кулак, бывший помещик, пробравшийся в номенклатурные чины. Если этот персонаж не был сам до революции крупным собственником, то он — сын бывших владельцев фабрики или поместья, бывший «царский» офицер. Такое же прошлое мог иметь и диверсант или шпион, засланный в СССР, и практически всегда имел изображаемый в пропаганде коллаборационист периода Великой Отечественной войны. Все они выдвигали на первый план главного персонажа пропагандистских кампаний бдительности и борьбы с классовым врагом — «пособника врага», каждый раз утверждаемого сверху в качестве предмета соответствующей критики подкулачник , злопыхатель, критикан, паникёр и т. Главной задачей пропаганды было связать позицию такого рода персонажей с действиями наиболее агрессивных и непримиримых врагов, представить любую возможность самостоятельного рассуждения или взгляда как угрозу обществу и государству. Это открывало для пропаганды возможности всеобщей охоты на «сомневающихся» и «маловеров», «попутчиков» социалистического строительства, заставляя всех не просто демонстрировать, но и доказывать свою преданность и лояльность режиму [14].
Советские идеологи утверждали: «Формирование нового человека не только следствие, но и условие успешного строительства коммунизма ». Важную роль в пропаганде коммунистической идеологии они отводили литературе и искусству , печати , радио , телевидению , различным формам устной пропаганды; отмечался вклад в идеологическую работу советских культурно-просветительных учреждений. Приоритетное значение отводилось «непримиримой наступательной борьбе против буржуазной и ревизионистской идеологии». Пропагандистская работа должна была воспитывать у советских людей преданность делу коммунизма, советский патриотизм , высокое сознание общественного долга, коллективизм и товарищескую взаимопомощь, честность, нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной жизни [15]. В середине 1950-х годов советский вариант образа внутреннего врага стал медленно уходить из общественного сознания, однако образ внешнего врага практически без изменений сохранился до середины 1980-х годов [16]. В условиях стагнации экономики в период застоя государственная пропаганда постепенно утратила эффективность. Такие насущные проблемы, как дефицит товаров , прирост в теневой экономике и неравномерное распределение благ не освещали в СМИ.
На фоне растущего недовольства населения пропаганда социалистических подвигов выглядела неуместно и порождала анекдоты [17]. Транспаранты на брандмауэрах. Ленинград, набережная Обводного канала, 1984 год Инсталляция в Москве, в районе Парка Горького, 1984 год Антивоенный антиамериканский плакат в витрине центрального почтамта. Москва, 1984 год Оценки[ править править код ] Некоторые историки считают, что главной целью советской пропаганды было создание нового человека — человека, следующего принципам коллективизма , добровольно подчиняющего свои интересы интересам общества и готового принести себя в жертву на благо общества, который придерживался бы материалистического и атеистического мировоззрения и имел своей высшей целью достижение лучшей, богатой и счастливой жизни для будущих поколений[ источник не указан 845 дней ].
Статьи, связанные с этой статьёй
- Глава 10. Редакторский опыт в советский период
- Советские новости 40 лет назад. Что было в журналах и по телевидению - YouTube
- Читайте также:
- Русский рок — новое слово в отечественной музыке
- Гласность в СССР. Большая российская энциклопедия
- Список вопросов теста
Газета "Правда". «Русские премьеры» как зеркало насущных проблем общества
нажива, роскошь, прелесть жизни и проч. Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости» (АПН). На одного советского гражданина выделялась определенная норма, которую превысить было нельзя. Он стал очень популярным в конце 1980-х годов как в Советском Союзе, так и за рубежом. Подборка советских новостей 70х. Знаете, стоит погруженно посмотреть минут 15-20 эти редкие кадры, и в душе само пробуждается прозрение, которым хочется поделиться, высказать.
4 вещи, за которые в СССР стыдили, а теперь считают нормой
После 1967 г. на советском телевидении стали снимать и показывать многосерийные фильмы, чего не мог себе позволить кинематограф. Романтизировать период СССР в последнее время стало модным. Рассказываем, о чем больше всего ностальгируют люди, чья молодость прошла в Советском Союзе, и какие традиции ушедшей эпохи пригодились бы в наши дни. В советские годы граждане страны придерживались строгих моральных принципов, некоторые из которых сегодня кажутся просто дикими. Сегодня газете «Правда» 111 лет. Как «Правда» изменила жизнь советских граждан и стала главным рупором страны – читайте в материале
Телефон не роскошь, а средство общения
- Противоречия оттепели и их влияние на развитие духовной жизни
- Домашний телефон
- Вы точно человек?
- Содержание
- Эпоха гласности
- Самые популярные газеты в СССР
История советской журналистики: развитие и становление
В эпоху отсутствия e-mail, чатов, мессенджеров простое бумажное письмо было единственным средством письменного общения. РИА Новости: Советское наследство продолжает спасать Россию. Советские учёные добились выдающихся успехов в естественных науках: семь исследователей в этот период стали лауреатами Нобелевской премии. Также советские читатели смогли ознакомиться с трудами религиозных философов поздней Российской империи, за свою антикоммунистическую позицию изгнанных из СССР.