Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святых Константина и Елены.
Православный календарь 3 июня. Святая царица Елена и ее сын император Константин.
Сам Константин отражал натиск за упавшими стенами близ ворот святого Романа (Дука: 39). Деяние Святого Синода Белорусской Православной Церкви о причислении к лику святых иерея Константина Жданова прочитано в день его канонизации в Воскресенском храме города Дисна 4 июня 2011 года. Исключительно важным деянием Константина Философа в Херсоне было обретение мощей святого Климента. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребён в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице. Другие святые Константины. Римский император Константин Великий был настолько популярен, что его именем в последующие времена нарекли одиннадцать императоров Рима и Византии. Святой Константин[1] жил на рубеже ХVІІІ-ХІХ вв.
Сегодня православные чтят память Святых Константина и Елены
Значение имени: восходит к латинскому constans — «постоянный, стойкий» День именин: 3 июня Святой равноапостольный Константин Великий Император Константин 272—337 гг. Назван равноапостольным, поскольку не только прекратил гонения на христиан, длившиеся с перерывами около 300 лет, но де-факто превратил христианство в основное вероисповедание Римской империи. Родился Константин в Дакии — римской провинции, располагавшейся большей частью на территории современной Румынии. Его отец Констанций Хлор служил здесь наместником императора. Со временем отец стал вторым, а позже и главным правителем западной части Римской империи в то время у империи было четыре правителя: по два на Востоке и на Западе. В это время Константин нес службу в восточной части империи, которой управлял император Диоклетиан. Он воевал в Африке, Персии и дослужился до высокого воинского чина — стал трибуном первого разряда. В 306 году отец скончался, и британские легионеры, среди которых тот завоевал особенную любовь и уважение, провозгласили правителем западных римских провинций 34-летнего Константина. Несколько лет ему пришлось сражаться с соперниками.
Накануне сражения с Максенцием, узурпировавшим власть в Риме, Константин увидел в небе крест, словно сотканный из света, и надпись «Сим побеждай». А в следующую ночь, пишет его современник Евсевий Кесарийский, Константину явился Христос, повелевший использовать символ креста для защиты от врагов. Тогда Константин, еще с детства воспитанный матерью в христианской вере, велел вышить на воинском знамени крест, повел войско на Рим и 28 октября 312 года одержал победу. Двенадцать лет Константин правил империей совместно с восточным соправителем Лицинием. В 313 году они издали Миланский эдикт, впервые уравнявший христиан в правах с язычниками. Еще двумя годами раньше римская власть запретила гонения на христиан и позволила им свободно исповедовать свою веру. Теперь же Церкви возвращались и храмы, и имущество, христиане стали равноправными гражданами римского государства. В 324 года Константин стал единым правителем всей Римской империи и положил конец преследованиям христиан всюду, где они еще сохранялись.
Сон Константина и битва у Мульвийского моста.
Как известно, император тогда являлся и верховным главой языческой религии Рима. Так вот жрецы сказали, что за свой поступок император не получит искупления, а вот христианский священник пришедший на встречу сказал — о возможном прощении всех проступков. После этого император и встал на сторону этой религии. Хотя некоторые приписывают ему благочестивую жизнь, но с этим мало, кто согласен. Судя по всему он обратился в христианство сознательно уже в конце своего правления. История говорит, что христианство он принял перед смертью.
Интересно, что именно он председательствовал на одном из первых соборов, хотя при этом не был христианином. В любом случае церковь отмечает заслугу императора в том, что он избавил верующих от гонений, ведь перед этим было две «тяжелые волны» гонений. Но был и обратный эффект — христиане стали быстро «набирать жирок» и уже не имели прежней духовной силы, как во время гонений. Кто такая святая Елена царица По одной из версий Елена была христианкой и привела к этой вере сына, а по другой она стала верующей под воздействием сына. Женщина была из простых людей и работала в трактире, где и познакомилась с Констанцием.
В этот день верующие празднуют победу жизни над смертью и надежду на вечное спасение. Перед Пасхой верующие соблюдают Великий пост, который длится 40 дней. В Страстную седмицу , последнюю неделю перед Пасхой, вспоминают страдания и смерть Христа. На пасхальную службу верующие собираются в храмах, где совершается особое богослужение, во время которого освящаются куличи, яйца и другая еда. После службы принято разговляться и поздравлять друг друга со словами "Христос Воскресе! Пасха — это главный праздник для христиан, который символизирует спасительное восстание из мёртвых Иисуса Христа. Верующие посещают друг друга, обмениваются подарками и делятся пасхальной трапезой.
Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись — то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы — Шуйская Смоленская. Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса.
Равноапостольные Константин и Елена
Святые покровители для имени «Константин» | Сегодня Православная и Католическая Церковь отмечают День равноапостольных Константина и матери его, Елены. |
Мученики Константин и Феофил: какой праздник 19 марта и чего нельзя делать | Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры. |
Прихожанин - Святые, которым мы обязаны обретением Креста Господня | Жития святых в изложении святителя Димитрия Ростовского (Туптало) (1651–1709) Житие святого равноапостольного царя Константина (†337) и святой матери его Елены (†327) 21 мая/3 июня. |
День святого Константина и святой Елены 21 мая (3 июня). Праздники православной церкви | Список святых с именем Константин в месяцеслове (Святцах). Жизнеописание и дни памяти царя Константина Великого и преподобного Константина Косинского в православном календаре. |
Православие на Сахалине: священник Константин Островский и визит митрополита Питирима | Икона святого Константина изображает римского императора, сделавшего очень много для становления христианства. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Именины Константина | Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры. |
Равноапостольный Константин Великий - житие и молитвы | Записки Елицы | Цикл телепрограмм "Закон Божий". Часть 4. История Церкви. |
Святой равноапостольный Кирилл – Константин Философ в Херсонесе (память 27 февраля) | Вечером 24 апреля на парковке храма святых равноапостольных Константина и Елены в Митино состоялся концерт единственного в России фронтового звонаря Вадима Мартового в поддержку и продвижение культуры в зоне СВО «Привет из-за ленточки». |
КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ | Икона святого Константина изображает римского императора, сделавшего очень много для становления христианства. |
Иоанн Кронштадтский: почему святой спасает нас в самых безнадежных случаях | В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. |
Православные праздники в мае: Церковный календарь – 2024
Петрозаводская епархия | Цикл телепрограмм "Закон Божий". Часть 4. История Церкви. |
14 мая церковь отмечает праздник Святых Константина и Елены | Святой Константин — император Римской империи, возвысивший христианство над язычеством. |
Святые Константин и Елена: иконы и портреты | 5. Император Константин легализовал христианство, однако государственной религией его не делал. |
Константинов день. Что можно и что нельзя делать 19 марта 2024 года | Аргументы и Факты | Константин Михайлович Пятикрестовский - родился 31 мая 1877 года в Москве в семье Михаила Пятикрестовског. |
Именины Константина. Когда праздновать и какие святые являются покровителями?
Однако Константин неоднократно с помощью силы показывал свое намерение и свою стойкость идти до последнего. Благодаря этому в 313 году был создан эдикт о веротерпимости. Впервые за долгие три сотни лет гонений христиан верующие люди смогли открыто верить в Христа и Его Отца Господа Бога. Язычество покинуло государство, а в честь императора был назван целый город — Константинополь. В стране строились храмы, развивалось духовенство. Однажды Елене была уготована важная миссия — найти Животворящий Крест, на котором когда-то погиб Иисус. И ей удалось это.
Выполнив задание, она вскоре умерла, но ее заслуги не были забыты.
В нынешнем Стамбуле трудно узнать город, святыни которого притягивали христианских паломников со всего мира. Царица Елена строила храмы на Святой Земле. Иерусалим сегодня такой, каким мы его знаем, во многом благодаря матери Константина, царице Елене. В возрасте 79 лет она отправилась на Святую Землю, где разрушала идольские капища, а в местах, связанных с Иисусом Христом, строила храмы. Так, по ее инициативе были воздвигнуты Храм Гроба Господня на Голгофе, базилика Рождества Христова в Вифлееме, церковь над местом Вознесения Христа на Елеонской горе, Храм двенадцати апостолов у Тивериадского озера, церковь Святого Семейства в Гефсимании и многие другие, восславившие Спасителя. Елена нашла Животворящий Крест. С пребыванием на Святой Земле равноапостольной Елены связано возникновение в церковном календаре одного из самых больших православных праздников — Воздвижения Креста Господня.
В ходе своей поездки Елена организовала на Голгофе раскопки. Обнаружив пещеру, в которой, по преданию, был погребен Иисус Христос, она обрела Животворящий Крест. Святыня почитается верующими как орудие спасения человечества.
Необходимо еще отметить, что люди придавали большую значимость празднику Святых Константина и его матери Елены, и когда в семье рождались дети, их называли Константином и Еленой. В молдавском народном календаре этот праздник называется еще и Константин Скворец, потому что был границей «птичьих праздников», заканчивались некоторые аграрные работы, особенно сеяние овса, проса и кукурузы, потому что считали, что если посадить позже вышеуказанные культуры, прилетят скворцы и съедят семена. До этого дня должны были закончить также и прополку, так как с этого дня начинал цвести виноград. Почему этот праздник считали и праздником птиц, особенно лесных скворцов - легко понять: говорят, в этот день птицы учили своих птенцов летать, оканчивая, таким образом, трехмесячный период обучения технике полета, начатый на праздник Драгобете. Издревле верили, что если кто-то работает в этот день, полевые культуры будут уничтожены в результате пожара или нашествия птиц. Кроме того, в день Праздника святых равноапостольных царя Константина и матери его Елены не работали еще и потому, что боялись, чтобы ястреб не украл с хозяйственного двора птиц.
Путешественник Жуан да Нова назвал остров в честь царицы. Имя равноапостольной Елены было присвоено острову в Атлантическом океане, открытом в 1502 году путешественником из Португалии Жуаном да Нова во время его возвращения из Индии. Здесь в ссылке провел последние годы Наполеон Бонапарт. Два дома, где жил полководец, а также долина, где он был вначале похоронен, принадлежат сегодня Франции. Владелицей остальной территории является Великобритания. Остров Святой Елены находится в 1800 километрах к западу от Африки и остается одним из самых удаленных уголков мира. Регулярные авиарейсы сюда начались лишь в октябре прошлого года, до этого попасть на остров можно было только на корабле. У верующих есть возможность поклониться мощам святых во многих странах. Поклониться святыням паломники могут в Латеранском соборе и церкви Божией Матери на Капиталийском холме в Риме, на горе Афон в Покровском соборе Пантелеимонова монастыря, в Трирском соборе немецкого города Трир, а также в Киево-Печерской лавре. Время для укрепления веры и души «Владимирская» икона.
Православный календарь 3 июня. Святая царица Елена и ее сын император Константин.
Святой Константин в 330 году открыл новую столицу, назвав ее «Новым Римом» и «Константинополем». Константин Михайлович Пятикрестовский - родился 31 мая 1877 года в Москве в семье Михаила Пятикрестовског. мученики константин феофил какой церковный религиозный православный праздник 19 марта что можно нельзя делать.
Святые покровители для имени «Константин»
После Пасхи православные будут отмечать Пасхальную седмицу и Радоницу — день особого поминовения усопших. Кроме того, в последний весенний месяц отмечаются и другие церковные праздники, дни памяти икон и обретения мощей, а также дни почитания святых. Икона святого Константина изображает римского императора, сделавшего очень много для становления христианства. Вечером 24 апреля на парковке храма святых равноапостольных Константина и Елены в Митино состоялся концерт единственного в России фронтового звонаря Вадима Мартового в поддержку и продвижение культуры в зоне СВО «Привет из-за ленточки». Другие святые Константины. Римский император Константин Великий был настолько популярен, что его именем в последующие времена нарекли одиннадцать императоров Рима и Византии. КОНСТАНТИН — Имп. Константин Великий, IV в. (Капитолийские музеи, Рим)Имп. Константин Великий, IV в. (Капитолийские музеи, Рим) [Флавий Валерий Аврелий Константин; лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus Augustus; греч.
Что можно и нельзя делать в День памяти святых Елены и Константина 3 июня
Миланский эдикт, однако, поднял уровень христианства в империи и подтвердил важность религиозных культов для благосостояния государства [20]. Покровительство христианам[ править править код ] Воцарение Константина стало поворотным моментом для раннего христианства. После победы Константин взял на себя роль покровителя христианской веры. Он поддерживал Церковь финансово, построил огромное количество базилик , предоставлял привилегии например, освобождение от некоторых налогов духовенству, продвигал христиан на высокие посты, возвращал имущество, конфискованное во время Великого гонения Диоклетиана [21] и наделил церковь землей и другими богатствами [22]. Между 324 и 330, Константин построил новую имперскую столицу в Византии на Боспоре — Константинополь. В отличие от «старого» Рима, город начал использовать христианскую архитектуру, содержал храмы в пределах городских стен и не имел ранее существовавших храмов других религий [23]. Однако при этом Константин потребовал от тех, кто не принял христианство, заплатить за новый город [22]. Христианские летописцы повествуют, что Константину показалось необходимым «научить своих подданных отказываться от своих обрядов … и приучить их презирать свои храмы и изображения, содержащиеся в них». Это привело к закрытию храмов из-за отсутствия поддержки, их богатство перетекало в царские сокровища; Константину не нужно было применять силу для осуществления этого [22]. Только летописец Феофан добавил, что храмы «были уничтожены», но это считалось неправдой современными историками [24].
Государственная должность[ править править код ] Константин уважал образованных людей, и его двор состоял из пожилых, уважаемых и почтенных людей. Мужчины из ведущих римских семей, которые отказались принять христианство, были лишены власти, но все ещё получали назначения; даже до конца его жизни две трети его высшего правительства были нехристианами. Правовая реформа[ править править код ] Законы Константина укрепляли и отражали его христианские взгляды. Распятие было отменено из соображений христианского благочестия, но было заменено повешением, чтобы продемонстрировать сохранение римского господства. Однако не было никаких ограничений на выполнение сельскохозяйственных работ, которые были работой подавляющего большинства населения, по воскресеньям [27]. Некоторые законы, принятые во время его правления, были даже гуманными в современном смысле, возможно, вдохновленные его христианством [28] : заключенного больше нельзя было держать в полной темноте, его нужно было выпускать на улицу и дневной свет; осужденному разрешалось умереть на арене, но он не мог быть заклеймен на своем «небесно украшенном» лице, так как Бог, как предполагалось, создал человека по своему образу и подобию, но только на ногах [29]. Публичные гладиаторские игры были прекращены в 325 году. Раннехристианские Библии[ править править код ] В 331 году Константин поручил Евсевию доставить пятьдесят Библий для Константинопольской Церкви. Афанасий записал около 340 Александрийских писцов, готовивших Библии.
Было высказано предположение, что это могло послужить мотивацией для списков канонов и что ватиканский и синайский кодексы являются примерами этих Библий. Вместе с пешиттой и александрийским кодексом это самые ранние дошедшие до нас христианские Библии [30].
Их небольшая часть входит в одну семейную коллекцию, находящуюся в греческом Агринионе. В поселке Де-Кастри Ульчского района Хабаровского края есть храм святой княгини Ольги, куда верующие приходят поклониться мощам Константина Великого. О чем молятся Константину Великому Святого царя Константина Великого считали своим покровителем государевы люди.
Теперь ему молятся политики. Он избавляет христиан от ересей и маловерия, а также вразумляет сектантов, которые после молитвы Константину Великому возвращаются в лоно традиционной церкви. Также своим покровителем этого святого называют священники и миссионеры. До начала любого важного в жизни дела православные верующие молятся Константину Великому. Он помогает пройти через судьбоносные перемены и не свернуть с христианского пути.
Перед тем как строить дом, помолитесь этому святому и он поможет вам возвести надежное и уютное жилье.
Партнеров надежных желаю тебе, Чтоб был победителем в честной борьбе. Чтоб все, что имеешь, еще приумножил, Счастливую жизнь я хочу, чтоб ты прожил. С Днем Ангела, Константин! Твое имя бурлит энергией. Так пусть же она ведет тебя по жизни! Пусть этот положительный заряд сделает успешными все твои дела: и работу, и личную жизнь.
Председателем собрания, в соответствии с уставом Русской Православной Церкви, был избран священник Константин Островский. Летом 1989 года в собственность прихода Блаженной Ксении Петербургской перешел бывший жилой дом в городе Южно-Сахалинске на улице Трудовой, 6, который в связи с предполагавшейся застройкой данного района должен был идти под снос. Бывшая хозяйка выкупила у государства этот дом под строительные материалы, а православной общине, выплатив владелице дома стоимость стройматериалов, удалось договориться с ней о передаче здания под храм сделка оформлена через нотариальную контору.
В то время это был единственно возможный способ приобретения недвижимости для общины, поскольку средств для приобретения подходящего помещения у верующих не было. Богослужения в православной общине стали проводиться регулярно, за исключением дней, когда отец Константин бывал в отъезде. Поворотным моментом возрождения православия на Сахалине стало событие, связанное с сохранением исторической памяти о Русско-японской войне.
Он подходил к машине, когда ему навстречу выбежали испуганные прихожане: «Батюшка, куда вас забирают? Но темные времена гонений на церковь уже уходили в прошлое. Священника пригласили для того, чтобы принять участие в большом патриотическом митинге и даже отслужить в присутствии сотен комсомольцев и партийных активистов православную службу — панихиду по погибшим защитникам Сахалина — участникам отряда под командованием штабс-капитана Гротто-Слепиковского.
В период Русско-японской войны 1904—1905 годов, активное сопротивление японским оккупантам на острове оказывали сахалинские партизаны. Отряды были сформированы из бывших каторжников и ссыльнопоселенцев. Командовали отрядами несколько кадровых военных, в том числе полковник Иосиф Алоизович Арцишевский, капитан Василий Петрович Быков, штабс-капитан Бронислав Владиславович Гротто-Слепиковский.
Партизаны являли собой пример самоотверженного служения Отечеству: отрядам пришлось противостоять частям регулярной японской армии, во много раз превосходящим их по численности.
Имя: Константин
Государственная власть, начиная с Константина Великого, так или иначе, влияет на церковную жизнь. Об этом, как писал церковный историк П. Малицкий, «влияние государства на церковную жизнь, прежде всего сказалось в широком участии византийских императоров в церковных делах. Широта этого участия вытекала из традиционной религиозной политики Рима. Римский император, как pontifex maximus, был высочайшим служителем и покровителем своей языческой государственной религии. Такое положение по отношению к христианской церкви заняли и христианские императоры» [46]. Евсевий Кесарийский первым сформулировал «структурную модель» церковно-государственных отношений, где впервые выразилась теория цезарепапизма. Евсевий считал, что император имеет право на прямое вмешательство в дела Церкви и вопросы вероучения. Для Евсевия император играет исключительную роль в церковно-государственных отношениях: он соединяет в себе гражданскую и религиозную власть, авторитет Соборов ниже, чем авторитет императора, епископы играют менее значительную роль, чем император [48]. Шершеневич определяет: «На Востоке государство сразу и бесповоротно берет преобладание над Церковью, которая становится в положение одного их государственных учреждений» [49].
Такой же точки зрения придерживался Ф. Успенский: «Константин подвергся большим упрекам за то, что он допустил вредное смешение Церкви и государства и что не поставил строгого разделения между делами, принадлежащими кесарю и Богу» [50]. И далее: «Он первый оценил христианство как громадную нравственную силу, борьба с которой оказывалась уже не под силу правительству. Вследствие этого он решился ввести христианскую общину в государство и воспользоваться ее громадным нравственным влиянием для наиболее прочного утверждения в империи своей власти» [51]. Кулаковский также согласен с приведенным мнением: «Так создалась в церкви новая центральная власть: император стал высшей инстанцией церковного законодательства в вопросах как догмы, так и церковного строительства» [52]. Дворкин считает, что «все христиане признавали ведущую роль императора в жизни Церкви, хотя никто не считал его непогрешимым» [53]. Того же мнения придерживался С. Хьютон [54]. Филипп Шафф отмечает: «С объединением Церкви и государства начинается долгая и мучительная история их столкновений и борьбы за первенство» [55].
Константин иногда публично высмеивал заблуждения язычников, при этом признавая официальный характер языческого культа и не требуя от них перехода в христианство Вместе с тем, если рассмотреть реальную христианскую политику императора, то становится очевидно, что она отличалась от того образа, который был создан Евсевием в его творении. На соборах решение принимал не император, а созванные им соборы. Император созывал соборы, официально утверждал их решения и объявлял об их закрытии, но на этом его роль и ограничивалась. Есть разные точки зрения, относительно того, что хотел сказать Константин этими словами, одна из них говорит о том, что император имел ввиду христиан и язычников-внешних. Согласно этому мнению роль императора по отношению к язычникам аналогична решаемым епископами задачам по отношению к христианам [57]. Но есть и другая точка зрения, по которой Константин «хотел показать, что епископам принадлежит право и они обязаны решать вопросы вероучения, таинств, обрядов, иерархии и принципов управления Церковью, всего того, что вытекает из начал христианской религии и имеет внутреннее, логически определяемое отношение к вере; а император обязан принимать определение Церкви как данное и заботиться о внешнем положении его в жизни между подданными» [58].
И теперь оно могло находиться в государстве на равных правах с язычеством [19]. При этом язычество низводилось в ряд других религий [20]. Если сравнить положение традиционной Римской религии империи с христианством, то становится очевидным привилегированное положение христианства. Это видно из того, что Константин воспитывает своих детей в христианской вере, он выделяет большие средства на строительство новых христианских храмов и украшения их. Как пишет Ф. Курганов, «христианству он Константин. По своему юридическому содержанию Миланский эдикт был актом о религиозной свободе и религиозном равноправии, нисколько не ущемлявшим права язычников и иудеев» [23]. Церкви давался ряд привилегий и прав, которые определяли ее место в государстве. Христианским общинам были даны юридические права, что в правовом отношении для христианства было совершенно ново. Часть судебных функций передавалась епископам [24] , права клира становились шире [25]. Особые привилегии при Константине получили священнослужители. Члены клира в 319 году были освобождены от всяких повинностей [26]. Также важным было принятие ряда законов, которые продиктованы нравственными нормами христианства: отмена закона против безбрачия [27] , ужесточение мер против безнравственного поведения [28] , непризнание сожительства мужчины и женщины без заключения брака конкубинат [29] , а также непризнание рожденных вне брака детей [30]. Кроме того, были ужесточены основания для развода [31]. Также в законе можно проследить христианские принципы и по отношению к слабым и обездоленным: от жестокостей надзирателей защищались заключенные [32] , пресекался произвол родителей по отношению к детям [33] , предупреждались попытки убийства хозяевами рабов [34]. При продаже отныне было запрещено разделять семьи рабов [35] , а вдовы и сироты оказались на законодательном уровне под особым покровительством общества [36]. Владислав Цыпин считает: «Святой Константин не сделал христианство господствующей религией, но, с другой стороны, поскольку сам он стал христианином, это не могло не сказаться в дальнейшем на его религиозной политике, во всякого рода привилегиях частного характера, которые предоставлялись им Христианской Церкви» [37]. Курганов отмечает в связи с этим: «Эдикты о равноправности вероисповеданий имеют тот лишь смысл, что он не хотел делать слишком крутого переворота: гнать язычество и насильственно вводить христианство, что повлекло бы к величайшим затруднениям и даже бедствиям» [38]. О том же рассуждает прот. Петр Смирнов, говоря, что св. Константин был мудрым политиком и, покровительствуя христианству, он старался не раздражать язычников насильственными мерами, так как они были еще довольно сильны в империи [39]. Александр Шмеман указывает: «Император не скрывает своей особой симпатии к христианству и прямо заявляет, что свободу нехристианам он дарует «ради спокойствия нашего времени», его же собственное сердце уже безраздельно принадлежит новой вере. Это свобода для переходного времени, в ожидании безболезненного торжества христианства. Язычество уже обречено на гибель и гонение» [40]. Тальберг пишет, что Константин, будучи настоящим христианином, делал все, что было в его власти, для блага Церкви [41].
Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре в 335 г. На Святой земле благодаря императрице Елене был построен ряд храмов. Наиболее ранние историки Сократ Схоластик, Евсевий Памфил сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий. Город Константинополь ныне Стамбул был назван в честь святого Константина, который перенёс туда столицу Римской империи. Отказавшись от язычества, Константин не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Имя святых Константина и Елены носит один из старейших болгарских курортов на побережье Черного моря. Расположен он в 6 километрах к северо-востоку от города Варна. В дополнение к привычным развлекательным центрам, гостиницам и спортивным сооружениям на территории комплекса находится часовня, которая когда-то была частью монастыря, построенного в честь императора Константина и его матери императрицы Елены. Еще до болгар это побережье населяли греки. Вся близлежащая местность была колонией Византийской империи и носила название Одессос. Остров святой Елены, на который был сослан Наполеон Бонапарт, также назван в честь матери святого Константина. Он был открыт португальским мореходом Жуаном да Нова во время путешествия домой из Индии 21 мая 1502, в день памяти этой святой. Португальцы застали остров необитаемым, на нём было в достатке свежей воды и древесины.
Имена святых Константина и Елены носит также один из болгарских курортов, расположенный в шести километрах от города Варна. Знаменитый остров Святой Елены именно на него был сослан Наполеон также назвали в честь именно этой Елены, поскольку он был открыт как раз в день памяти святой. Елена - мать Константина Празднуя именины Константина и Елены 3 июня, некоторые ошибочно полагают, что они супруги. На самом деле, Елена — его мать. Женщина эта была из простого рода. В юности помогала своему отцу, работавшему на конной станции, работала в трактире служанкой. Там она познакомилась с будущим мужем Констанцием Хлором, ставшем при Максимиане Геркулии цезарем Римской империи. Затем в этой семье родился будущий император Константин. Став таким образом царицей, Елена совершила много добрых дел. По ее повелению были сооружены христианские церкви. И сам император Константин повелел воздвигнуть храм во славу Воскресения Христова.
15 июня память мученика Константина Афонского (1819г).
Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры. Накануне праздника Торжества Православия митрополит Константин совершил всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года священник Константин (Юрганов) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.