Таинство Cоборования на 5 седмице Великого поста совершается с понедельника по субботу включительно (с 15 по 20 апреля). Как проходит Соборование: Помазание – это лишь одна из частей службы Соборования. Соборование совершает 7 священников, однако приемлемо и соборование одним священником.
Таинство Соборования 2024 год
Как проходит Соборование. Обычно Соборование совершается в пост, т.к. это – благоприятное время для покаяния, очищения души и тела. Соборование еще имеет наименование Елеосвящения или Последование Святого Елея. Так соборование проходит легче и дает более значимые результаты. Если Соборование проходит индивидуально, продолжительность его, конечно, несколько меньше. Если Соборование проходит индивидуально, продолжительность его, конечно, несколько меньше. Соборование совершает 7 священников, однако приемлемо и соборование одним священником.
Что такое таинство соборования, как к нему подготовиться и в чем смысл
Как проходит соборование? Пройдя обряд соборования, человек получает прощение грехов, в том числе тех, о которых он не стал говорить на исповедовании. Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с ней.
Что такое соборование, когда и зачем оно проводится, кому нужно
Соборование (или Елеосвящение) — это одно из церковных таинств, особый чин, при котором совершается помазание тела елеем (маслом). – Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. Соборование – это одно из семи Таинств, которое берет начало с апостольских времен, когда Апостолы получили благословение от самого Христа проповедовать покаяние и исцелять болящих, помазывая их маслом. Соборование в церкви (Елеосвящение) совершается во время поста: Рождественского, Великого, Петрова, Успенского.
Когда проводится соборование и что это, для чего оно нужно, как приготовиться и сколько длится
Поэтому перед соборованием следует пройти исповедь и во всем раскаяться чистосердечно. О Таинстве Елеосвящения (Соборования), о том, как оно проходит, что врачуется этим Таинством, кому и как часто можно и должно собороваться. В таинстве Соборования человек получает прощение множества грехов, которые прошли мимо нашего сознания, о которых мы забыли или посчитали за грех.
Соборование в 2024 году
Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Так соборование проходит легче и дает более значимые результаты. Соборование в церкви (Елеосвящение) совершается во время поста: Рождественского, Великого, Петрова, Успенского.
Соборование: что это такое, зачем соборуются здоровые люди
При этом верующий должен делать соборование с открытым сердцем и чистыми помыслами. В случае если верующий делает соборование с дурными мыслями, то он сделает только хуже себе. Соборование проводиться и когда человек неизлечимо болен. В данном контексте этот ритуал проводится для прощения грехов верующего. Соборование в таком случае проводиться вместо исповеди, если тяжело больной не может полноценно исповедаться. Считается, что соборование способно исцелить не только физические раны, но и раны на душе, поэтому проводить его можно для разных видов недугов. Когда нужно совершать соборование? Соборование совершается не чаще чем один раз в год. Как правило, это делается на Великий пост.
Оно не может и не должно заменять лечение, но может стать поддержкой телесных и душевных сил в болезни и невзгодах. Приступать к Соборованию нужно с благоговением, понимая, что это Самим Христом заповеданный людям Дар Божий. Когда причащаться после соборования? Строго правила о том, когда причащаться после Соборования, нет. Но лучше сделать это в ближайшее время, и верующие стараются причаститься на следующий день после Елеосвящения. Поэтому часто совершение этого Таинства в дни Великого поста назначают на вторник и четверг, то есть накануне Литургий, которые в дни Четыредесятницы в будние дни бывают только в среду и пятницу. Причаститься после Соборования можно и через несколько дней, тем более, если человек живет христианской жизнью и подходит к Таинству регулярно. Не стоит пренебрегать рекомендациями Церкви о причастии после Соборования тем, кто причащается нечасто. Нужно понимать, что в таинстве Соборования милостью Божьей человеку прощаются лишь те грехи, о которых он забыл или которые совершил по незнанию, но нераскаянные и не исповеданные, а тем более, осознанно скрытые грехи продолжают разъедать его изнутри. Соборование не может быть неким отдельным «очищающим» действием для человека, не стремящегося быть с Богом и менять себя на пути к Нему. Поэтому, прежде чем приступить к таинству Соборования, желательно исповедаться. А после — приступить к таинству Причастия, через которое Бог даровал человеку возможность соединяться с Ним Самим.
Конечно, это весьма утомительно, и для болящего, и для священника. Иногда священник просто изнемогает, и в трудных случаях, особенно когда болящему угрожает быстрая смерть, разрешается прочитать только начало первой молитвы и помазать елеем. Конечно, Апостол, Евангелие, ектения, начало молитвы «Отче святый». И помазывается елеем. И тогда считается, что таинство совершилось, даже если помазан болящий будет только один раз. Такие нормы, которые предусматриваются для экстремальных случаев, особенно трудных, очень часто переворачиваются в жизни и делаются нормами общепринятыми: раз достаточно один раз помазать, то и хорошо, будем мазать один раз. И многие священники, когда ходят по домам помазывать, мажут один раз. Если можно ограничиться только началом молитвы, значит, так и сделаем. Конечно, это неправильно. И если позволяет состояние болящего, то нужно читать чин полностью, тем более что он удивительно красив и удивительно благодатен. Представьте: читается семь апостольских посланий, семь Евангелий, семь молитв замечательных. Так что эта полнота выражает соборность. Имеется в виду, что каждый священник читает этот цикл сам, а потом помазывает. То есть сам этот чин выражает идею соборности. Даже когда один священник совершает его, то все-таки эта идея выражается чином, как бы в этом чине сохраняется идея соборности, что, конечно, очень важно. Поэтому и называется: «соборование». После семикратного повторения чина священник открывает Евангелие, возлагает его на голову больного, и читается еще одна молитва: «Царю святый», — очень трогательная, имеющая покаянный характер. В ней есть такие слова: не я возлагаю руку на главу болящего, но Ты Сам, Господи, в этом Евангелии, которое держит сослужитель мой, Ты в нем возлагаешь руку и исцеляешь этого больного. Смысл этой молитвы прямо противоположен смыслу той молитвы, которая читается в конце исповеди «И аз недостойный иерей…». Здесь как раз наоборот: не я, а Ты, Господи, возлагаешь руку через это Евангелие, которое мы держим над головой болящего. Это смиренное, очень православное и умилительное понимание таинства. Потом болящий должен поцеловать Евангелие и поблагодарить священников, что обычно никто не делает, конечно. В отпусте поминается ап. Иаков, брат Господень. Таков чин этого таинства. Но, рассказав о нем, мы далеко еще не продвинулись, потому что совершение этого таинства являет нам немалую проблему. Совсем недавно многие священники да и сейчас есть такие категорически отказывались совершать это таинство таким образом, как оно совершается постоянно теперь. Они говорили: это таинство должно совершаться только у одра больного на дому, а вовсе не в храме. Сейчас, как мы знаем, Великим постом, а в некоторых местах постоянно, совершается это таинство над множеством людей, которые приходят без разбора, — и больные, и здоровые, и взрослые, и дети. Бывает, собирается 700-900 человек, полный храм. Людей ставят рядами, настоятель обычно начинает быстро читать чинопоследование, а остальные священники ходят по рядам и мажут всех, не останавливаясь и нисколько не согласовывая свои действия с чтением чина таинства. Очень часто из-за большого числа желающих собороваться священники не успевают помазать всех, пока читается чин, и ограничиваются двумя-тремя помазаниями. Во время такого чинопоследования очень много всяких нарушений из-за большой спешки; все как бы формализуется. Священник, который помазывает, уже почти и не молится, ему надо быстро все сделать, и он сердится, когда кто-то не так подает ему руки и т. Такое совершение таинства иногда, к сожалению, производит довольно тяжелое впечатление. И многие благоговейные старцы отказываются совершать таинство таким образом. Должен быть один больной и семь священников, а не 700 больных и один священник. Нужно, чтобы таинство совершалось в тишине и благоговении, в сосредоточенной молитве над болящим, когда действительно просят об исцелении этого болящего, потому что он тяжко страдает. А не так, что приходят все, кто попало, и неизвестно зачем, просто потому, что сказали: надо пособороваться. Здесь есть некий экономический момент: если соберешь несколько сот человек и каждого попросишь заплатить, то это уже было неплохо для храма или для кармана батюшки. И этот экономический стимул немалую роль сыграл в том, что утвердилось такое совершение таинства, когда привлекается как можно больше народа и соборование проходит не один раз, а дважды за пост. В пастырских руководствах обычно говорится, что собороваться в одной и той же болезни два раза нельзя. А вообще соборование совершается раз в год. То есть это не такое таинство, которое можно совершать часто: сегодня в Донском, завтра в Даниловом, а потом к себе в храм приду, пособоруюсь. Такая беготня если и приветствуется, то только из экономических соображений, и больше не из каких. Тут мы видим одну важную проблему. Удивительно серьезное, таинственное совершение соборования на дому над болящим часто дает чудесное исцеление болящему, когда соберется много священников, и они усердно молятся. Все это может потеряться в погоне за деньгами и за «охватом», и часто так получается. Решить эту проблему не так просто: нельзя взять и сказать, что так соборовать нельзя. Такое массовое, всем храмом, соборование Великим постом, и не только Великим постом, обязано своим появлением настойчивым советам современных старцев. Не знаю, почему они так на этом настаивают, — потому ли, что они в курсе разных исторических колебаний, по духовному ли наитию? На самом деле их настойчивость оправдана, потому что оказывается, что таинство это в истории, как и все другие таинства, в разные эпохи понималось по-разному. Если ап. Иаков говорит, чтобы болящий призвал к себе домой пресвитеров церковных, это было еще в то время, когда храмов не было много, это были самые первые времена. На дому совершалась и Евхаристия. Немного позже, когда Литургия и Евхаристия начинают развиваться и совершаться во всем христианском мире, становятся центром жизни христианской, все таинства укореняются в Евхаристии, соединяются с нею, тяготеют к храму и к престолу Евхаристии. Тогда таинство елеосвящения тоже присоединяется к Евхаристии или к какой-то другой службе церковной, например, вечерней. Следы этого мы находим в древних списках чинопоследования этого таинства. И вот оказывается, что канон, который теперь читается в начале чинопоследования, в древних списках отсутствует. Поэтому после канона и сохранилось второе обычное начало: возглас если есть священник; а если нет, то молитва… , затем «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троице, помилуй нас», «Господи, помилуй» трижды , Слава, и ныне, «Отче наш», «Господи, помилуй» 12 раз. Этот цикл, которым начинается любое чинопоследование, называется обычным началом. В чинопоследовании елеосвящения оно встречается дважды: в самом начале и после канона. Оказывается, в древности канона не было, а совершалась какая-то церковная служба, — литургия, но, скорее всего, вечерняя служба или утренняя, — а потом совершалось елеосвящение. Есть списки, в которых елеосвящение помещается в начале литургии, после «Благословенно Царство», еще до пения антифонов. Мирная ектения, елеосвящение, а потом уже те, кто пособоровались, причащаются за литургией. Когда это таинство присоединяется к литургии, включается в храмовый молитвенный круг, то, естественно, оно совершается уже не только над тяжелобольными. И понимается оно уже в смысле таинства очищения, — духовного исцеления.
В ответ священник нам назначает придерживаться небольшого поста не есть мясо, яйца и молочное , не грешить, и читать молитвы каждый день. Через определенное время мы опять приходим в церковь, рассказываем священнику о содеянных грехах, глубоко сожалея при этом. Если священник берется отпустить вам грехи, он читает 2 молитвы, примиряющую и просящую о помиловании вас перед Богом. Таинство Священства. Это Таинство предназначено тем, кто решил посвятить себя Богу — священнослужителям при получении чина. По мнению служителей церкви во время соборования, человеку отпускаются те грехи, которые он не осознает, что это грехи или забыл о них, и не упоминает на исповеди. Собороваться можно и лежащим тяжелобольным людям на дому, и больным, которые могут прийти в церковь. Священнослужители отказывают в соборовании только людям, лежащим без сознания и буйным больным с психическими заболеваниями. Когда проходит соборование в церкви? Соборование в церкви назначает священник, в основном, в Великий пост Соборование есть 2 видов: На дому для больного человека В церкви — для всех, кто хочет собороваться, и может прийти в церковь В церкви соборование священник может назначить в Великий пост перед Пасхой или в Рождественский перед Рождеством. Собороваться можно 1 раз на год, если человек чувствует большую необходимость в очищении души или тяжело болен. До соборования желательно исповедаться в содеянных грехах. Соборование должны проводить 7 священников, но если стольких нет, и даже один, если проводит соборование, оно считается действенным. Как подготовиться к соборованию: нужно ли поститься, можно ли кушать, вступать в интимные отношения с мужем перед соборованием? Если в Великий пост, в церкви назначено соборование, на него могут прийти верующие люди, которые ходят или ходили раньше в храм, придерживаются поста, едят только постную еду, и в интимные отношения во время поста не вступают.
ВАЖНО! Расписание таинств Соборования Великим Постом 2023
Не стоит приходить в замшевой обуви. На нее тоже может капнуть масло с кисточки. В пузырек после соборования вам нальют освященное масло. В пакет насыплют освященное зерно пшеницу, пшено или рис. Над маслом и зерном во время чина читается специальная молитва.
Зерна символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. А масло служит знаком благодати исцеления. Маслом можно дома помазываться. А зерно можно добавить в кашу и употреблять потихоньку во время поста.
Как правило, в храмах ставят скамьи, чтобы можно было присесть в определенные моменты соборования. Но на всякий случай можно взять с собой складной стул. Возьмите бумажный листок — вставьте в него свечку, чтобы она не капала и вы не испачкали воском окружающих. Надо только купить свечку, которую вы будете зажигать во время чтения Евангелия.
В храмах я видела цену на соборование от 100 до 500 рублей.
Платок у женщин, соответственно, должен быть повязан так, чтобы не мешал помазанию. Салфеткой можно будет вытереть то, что не впитает кожа а не впитает она много даже после того, как вы разотрете елей по лицу и рукам. По этой же причине нужно приходить без косметики глаза и губы нельзя красить и лучше снять кольца, цепочки, браслеты — они замаслятся. После Таинства использованные салфетки заберут помощники священника. Подробности объяснит священник.
Если вы думаете, что главное здесь — «помазаться» маслом, вы ошибаетесь. Елей — это не магия и не лекарство. Если вы не имеете веры, если во время Таинства не молитесь и не внимаете тому, что происходит, то вы зря теряете время.
Строитель : 31 марта в 10. Голенчино : 14 апреля в 17. Чкалова : 25 марта в 18. Никуличи : 24 марта в 12. Соколовка : 4 апреля в 13. Дубровичи: 7 апреля в 18.
Мурмино: 9 апреля в 9. Заокское: 10 апреля в 17. Казарь: 13 апреля в 16. Алеканово: 13 апреля в 16. Поляны: 28 марта в 10.
Новоселки: 30 марта в 11. Дядьково: 30 марта в 17. Кораблино: 06 апреля в 16. Листвянка: 06 апреля в 17.
Вышгород: 20 апреля в 10. Александрово: 4 апреля в 18. Астромино: 28 марта в 12. Болошнево: 21 апреля в 11. Мервино: 9 апреля в 8. Секиотово: 7 апреля в 16. Искра: 31 марта в 17.
Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы
После этого бывает отпуст заключительная молитва — прим. ТАСС , где поминается святой апостол Иаков, первый епископ Иерусалима и "брат Божий", в послании которого и рассказывается об этом таинстве. Верующие прикладываются к Евангелию и кресту. Часто можно услышать, что до или сразу после соборования нужно обязательно причаститься. Так ли это? Исследователи говорят, что еще с древности таинство елеосвящения стало восприниматься как особо действенный покаянный чин, готовящий верующих к таинству причащения о чем свидетельствует, например, св. Симеон Солунский, XV век. Что нужно делать с маслом и свечой, которые остаются после соборования?
Им можно помазываться или добавлять его в пищу. Свечу можно также хранить и зажигать в период испытаний. Исповедь — это "купель слезная", обновление человека и очищение от грехов. Причащение — непосредственное соединение со Христом, заповеданное самим Спасителем на Тайной вечери. Как пишет в своем "Катехизисе" святитель Филарет Московский, "елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные". Каждый сам решает, нужна ему такая благодать или нет, никакой обязательности здесь быть не может. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Как часто можно собороваться? Но чаще чем в раз год собороваться не рекомендуется, поскольку в этом будет проявляться недостаточная вера в силу таинства. Однако эти рекомендации носят относительный характер и, конечно, допускают наличие особых случаев. Лучше всего взять благословение у своего духовника или знакомого священника. Как подготовиться к соборованию? Можно исповедаться и после соборования.
Главное, что требуется от человека, — это его вера. Нужно ли собороваться у своего духовника или в том храме, куда ходишь обычно? Или выбор места соборования не имеет значения? Это естественное проявление общинной жизни храма. Но в силу разных обстоятельств можно собороваться в любом храме. Есть ли какие-то "противопоказания" для участия в соборовании? Вероятно, тяжелые нераскаянные грехи также могут стать препятствием к участию в таинстве, потому что прощение грехов не может быть автоматическим, без участия и желания самого человека.
Также есть разные точки зрения на возможность соборования людей, находящихся без сознания. И едва ли нужно участвовать в таинстве соборования маленьким детям, тем более младенцам. Для женщин определенные физиологические периоды также возбраняют участие в таинствах.
Как происходит обряд Помазание совершается елеем — освящённым в церкви растительным маслом, предпочтительно оливковым. Это масло — древнейший христианский символ, с древних времён оно не только употреблялось в пищу, но и считалось лекарственным и даже косметическим средством, а также использовалось в светильниках. Если елея было много, это воспринималось как Божье благословение. Перед служением и царствованием им помазывали священников, пророков, царей.
Известно, что святые апостолы использовали елей при молитвах за их исцеление. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей. Сам обряд соборования начинается с благословения священнослужителем. В настоящее время в православной церкви таинство чаще всего совершает один батюшка, несколько семерых приглашают, в том числе на дом, в особых случаях, например, к умирающему. После этого читается канон молитвенный гимн и ектения молитвенное прошение.
Во время иерейской молитвы происходит освящение елея.
Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, — бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние — то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых помимо нашей воли на исповеди грехов. Что же касается телесного выздоровления — оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Из глубины веков Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом.
Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова 5-я глава, стихи 14-15. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин то есть порядок совершения таинства видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным. Какие же тут были этапы? Сразу скажем, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами. Иногда спрашивают — а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств?
Часто задаваемые вопросы о Соборовании
То есть сам этот чин выражает идею соборности. Даже когда один священник совершает его, то все-таки эта идея выражается чином, как бы в этом чине сохраняется идея соборности, что, конечно, очень важно. Поэтому и называется: «соборование». После семикратного повторения чина священник открывает Евангелие, возлагает его на голову больного, и читается еще одна молитва: «Царю святый», — очень трогательная, имеющая покаянный характер. В ней есть такие слова: не я возлагаю руку на главу болящего, но Ты Сам, Господи, в этом Евангелии, которое держит сослужитель мой, Ты в нем возлагаешь руку и исцеляешь этого больного. Смысл этой молитвы прямо противоположен смыслу той молитвы, которая читается в конце исповеди «И аз недостойный иерей…». Здесь как раз наоборот: не я, а Ты, Господи, возлагаешь руку через это Евангелие, которое мы держим над головой болящего.
Это смиренное, очень православное и умилительное понимание таинства. Потом болящий должен поцеловать Евангелие и поблагодарить священников, что обычно никто не делает, конечно. В отпусте поминается ап. Иаков, брат Господень. Таков чин этого таинства. Но, рассказав о нем, мы далеко еще не продвинулись, потому что совершение этого таинства являет нам немалую проблему.
Совсем недавно многие священники да и сейчас есть такие категорически отказывались совершать это таинство таким образом, как оно совершается постоянно теперь. Они говорили: это таинство должно совершаться только у одра больного на дому, а вовсе не в храме. Сейчас, как мы знаем, Великим постом, а в некоторых местах постоянно, совершается это таинство над множеством людей, которые приходят без разбора, — и больные, и здоровые, и взрослые, и дети. Бывает, собирается 700-900 человек, полный храм. Людей ставят рядами, настоятель обычно начинает быстро читать чинопоследование, а остальные священники ходят по рядам и мажут всех, не останавливаясь и нисколько не согласовывая свои действия с чтением чина таинства. Очень часто из-за большого числа желающих собороваться священники не успевают помазать всех, пока читается чин, и ограничиваются двумя-тремя помазаниями.
Во время такого чинопоследования очень много всяких нарушений из-за большой спешки; все как бы формализуется. Священник, который помазывает, уже почти и не молится, ему надо быстро все сделать, и он сердится, когда кто-то не так подает ему руки и т. Такое совершение таинства иногда, к сожалению, производит довольно тяжелое впечатление. И многие благоговейные старцы отказываются совершать таинство таким образом. Должен быть один больной и семь священников, а не 700 больных и один священник. Нужно, чтобы таинство совершалось в тишине и благоговении, в сосредоточенной молитве над болящим, когда действительно просят об исцелении этого болящего, потому что он тяжко страдает.
А не так, что приходят все, кто попало, и неизвестно зачем, просто потому, что сказали: надо пособороваться. Здесь есть некий экономический момент: если соберешь несколько сот человек и каждого попросишь заплатить, то это уже было неплохо для храма или для кармана батюшки. И этот экономический стимул немалую роль сыграл в том, что утвердилось такое совершение таинства, когда привлекается как можно больше народа и соборование проходит не один раз, а дважды за пост. В пастырских руководствах обычно говорится, что собороваться в одной и той же болезни два раза нельзя. А вообще соборование совершается раз в год. То есть это не такое таинство, которое можно совершать часто: сегодня в Донском, завтра в Даниловом, а потом к себе в храм приду, пособоруюсь.
Такая беготня если и приветствуется, то только из экономических соображений, и больше не из каких. Тут мы видим одну важную проблему. Удивительно серьезное, таинственное совершение соборования на дому над болящим часто дает чудесное исцеление болящему, когда соберется много священников, и они усердно молятся. Все это может потеряться в погоне за деньгами и за «охватом», и часто так получается. Решить эту проблему не так просто: нельзя взять и сказать, что так соборовать нельзя. Такое массовое, всем храмом, соборование Великим постом, и не только Великим постом, обязано своим появлением настойчивым советам современных старцев.
Не знаю, почему они так на этом настаивают, — потому ли, что они в курсе разных исторических колебаний, по духовному ли наитию? На самом деле их настойчивость оправдана, потому что оказывается, что таинство это в истории, как и все другие таинства, в разные эпохи понималось по-разному. Если ап. Иаков говорит, чтобы болящий призвал к себе домой пресвитеров церковных, это было еще в то время, когда храмов не было много, это были самые первые времена. На дому совершалась и Евхаристия. Немного позже, когда Литургия и Евхаристия начинают развиваться и совершаться во всем христианском мире, становятся центром жизни христианской, все таинства укореняются в Евхаристии, соединяются с нею, тяготеют к храму и к престолу Евхаристии.
Тогда таинство елеосвящения тоже присоединяется к Евхаристии или к какой-то другой службе церковной, например, вечерней. Следы этого мы находим в древних списках чинопоследования этого таинства. И вот оказывается, что канон, который теперь читается в начале чинопоследования, в древних списках отсутствует. Поэтому после канона и сохранилось второе обычное начало: возглас если есть священник; а если нет, то молитва… , затем «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троице, помилуй нас», «Господи, помилуй» трижды , Слава, и ныне, «Отче наш», «Господи, помилуй» 12 раз. Этот цикл, которым начинается любое чинопоследование, называется обычным началом. В чинопоследовании елеосвящения оно встречается дважды: в самом начале и после канона.
Оказывается, в древности канона не было, а совершалась какая-то церковная служба, — литургия, но, скорее всего, вечерняя служба или утренняя, — а потом совершалось елеосвящение. Есть списки, в которых елеосвящение помещается в начале литургии, после «Благословенно Царство», еще до пения антифонов. Мирная ектения, елеосвящение, а потом уже те, кто пособоровались, причащаются за литургией. Когда это таинство присоединяется к литургии, включается в храмовый молитвенный круг, то, естественно, оно совершается уже не только над тяжелобольными. И понимается оно уже в смысле таинства очищения, — духовного исцеления. Поэтому оно совершается Великим Постом, в те периоды, когда особенно мы заботимся о покаянии.
Так, в древних чинах есть сведения о том, что таинство совершалось в Страстную седмицу, — в Великую Пятницу или Великую Субботу. Те, кто прошел пост, приходили и здесь как бы заканчивали, дополняли свой постный подвиг таинством соборования. Полностью очистившись от всех ведомых и неведомых грехов, приступали к Пасхальному торжеству. Конечно, когда понимание таинства расширяется и получается, что оно нужно не только телесно больным, в нем начинают участвовать многие и таинство начинает совершаться над многими людьми в храме. То есть вовсе не только в наше время выдуман этот способ совершения таинства. Он был известен в глубокой древности, но потом наступает эпоха секуляризации таинства, то есть отделения, выделения его.
Это слово вам необходимо знать и понимать его смысл, потому что оно очень употребительно в богословской литературе. Говорится, например, об отделении Церкви и от Церкви, выделении из Церкви, скажем, искусства. Раньше искусство было церковным, потом оно выделяется из Церкви, становится независимым. Школа отделяется от Церкви. И не только от Церкви. Скажем, жизнь, даже церковная, очень часто в какой-то мере отделяется от литургии.
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы. И канон, пение Арсениево.
Глас 4 Песнь 1 Ирмос: Моря чермную пучину, невлажными стопами, древний пешешествовав Израиль, крестообразныма Моисеовыма рукама, Амаликову силу в пустыни победил есть. Елеем благоутробия, Владыко, утешаяй присно души, купно и телеса человеческая, и храняй елеем верныя: Сам и ныне ущедри елеем приступающия к Тебе. Твоея милости, Владыко, полна есть вся земля: темже елеем божественным Твоим честным помазуеми днесь, еже паче ума Твоей милости, верно просим Тя, податися нам.
Слава: Помазание священное Твое, Человеколюбче, апостолом Твоим на немощствующия рабы Твоя совершати милостивно заповедавый: тех мольбами вся печатию Твоею помилуй. И ныне: Едина мира пучину Чистая рождшая, яже к Богу молитвами Твоими присно, недугов и скорбей Твоего раба избави, яко да непрестанно возвеличит Тя. Ты един сый дивный в человецех верных, милостивый, болящему люте, даждь, Христе, благодать Твою свыше.
Елейный сучец иногда, ко умалению потопа, божественным Твоим показавый мановением, Господи, спаси милостию страждущаго. Слава: Свещею божественнаго света, в милости Твоей, Христе, просвети помазанием, и ныне верою к милости Твоей тщащагося. И ныне: Призри благоприятно, Мати всех Творца, свыше, и горькое озлобление разреши недугующаго, молитвами Твоими.
Седален, глас 8: Подобен: Пастырская свирель: Яко божественная река милости сый, яко бездна многаго милосердия, Щедре, покажи Твоея милости божественныя струи, и всех исцели: источи чудес источники независтно, и омый всех: к Тебе бо присно притекающе, тепле благодать испрошаем. Другий, глас 4: Подобен: Вознесыйся: Врачу и Помощниче сущих в болезнех, Избавителю же и Спасе сущих в недузех; Сам всех Владыко и Господи, даруй исцеление недугующему рабу Твоему, ущедри, помилуй многопрегрешивша го, и прегрешений избави, Христе, яко да славит Божественную силу Твою. Яко нетленное миро, Спасе, сый, истощившееся Твоею благодатию, и мир очищающее, ущедри и помилуй, Божественне, верою струпы телесныя помазующаго.
Тихостию печати Твоея милости, ныне чувствия, Владыко, знаменав Твоих рабов, непроходимь, неприступен вход сотвори всем сопротивным силам. Слава: Призывати повелеваяй немощствующим священнодействит ели божественныя Твоя, и сих молитвою и помазанием елея Твоего, Человеколюбче, спасатися, спаси Твоею милостию страждущаго. Сый, Блаже, милости бездна, помилуй, Милостиве, Твоею Божественною милостию страждущаго, яко благоутробен.
Души наша, Христе, и телеса, свыше печати Твоея Божественным воображением освятив несказанно, рукою Твоею всех исцели. Слава: Неизреченною Твоею любовию, Преблагий Господи, приимый блудницею сущее от мира помазание, ущедри раба Твоего. И ныне: Всепетая, Чистая, Преблагая Владычице, помилуй божественным помазующихся елеем, и спаси раба Твоего.
Песнь 6 Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися, ради милости от ребр Твоих истекшею кровию. Словесы Твоими, елеем показавый, Человеколюбче, в царех помазание, и архиереи сие совершивый: печатию Твоею и страждущаго спаси, яко благоутробен. Слава: Подаждь руку Твою с высоты, Человеколюбче, и Твой елей, Спасе, освятив подаждь рабу Твоему на здравие, и недугов всех на избавление.
И ныне: Явилася еси в божественном Твоем храме плодовитая, Мати Творца, Маслина, Еюже исполнен явися мир милости: темже спасай молитвами осязания Твоего страждущаго. Кондак, глас 2: Подобен: Вышних ища: Милости Источник сый Преблагий, верою теплою к милости неизреченной Твоей припадающия, Благоутробне, от всякаго избави озлобления, и тех недуги взем, подаждь божественную благодать свыше. Песнь 7 Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.
Ты в милости и щедротах Твоих, Спасе, Едине Боже, всех исцеляяй, страсти же душевныя, и телесная сокрушения, и сего в недузех страждущаго Сам исцеляя уврачуй.
Соборование — это другое название, по смыслу чинопоследования оно должно совершаться «собором священников», то есть несколькими священниками, но на практике может совершаться и одним священнослужителем. Смысл таинства состоит в исцелении душевных и телесных болезней по вере человека и в прощении забытых грехов, поскольку наши недуги часто связаны с греховной жизнью. Есть советы проходить соборование ежегодно, поскольку мы все в той или иной степени пребываем в душевной или телесной немощи. Но чаще, чем раз в год собороваться не рекомендуется.
Конечно все эти рекомендации носят относительный характер, так как допускается наличие особых случаев.
Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться. После соборования верующие стараются исповедаться если не исповедались до и причаститься. Священник Андрей Дудченко: Соборование: Таинство исцеления души и тела Таинство исцеления души и тела — такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками — «собором». Назначение таинства Соборования — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Для совершения таинства используются елей растительное масло, по возможности — оливковое. Елей — один из древнейших религиозных символов.