В рамках мероприятия участники обсуждали экономическое сотрудничество стран «Совета экономической взаимопомощи» (СЭВ) в 1941-1991 гг. в условиях Холодной войны. Осенью 1951 года страны-члены СЭВ и Китай заявили о необходимости проведения совещания, призванного дать импульс тесному сотрудничеству всех стран. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы.
Развитие вычислительной техники в России, странах бывшего СССР и СЭВ (SORUCOM 2023)
Поэтому София и Бухарест оставляли за собой свободу рук в различных внешнеполитических акциях. В конечном итоге СССР, обсуждая эту Комплексную программу в течение нескольких лет, пошел на массу уступок союзникам, отказавшись, в частности, от подписания обязывающего международного договора. Помимо масштабной комплексной программы на 100 страниц была и закрытая часть, где были отражены наиболее спорные документы. Следы этого документа впервые обнаружила в архивах бывшей ГДР финская исследовательница Суви Кансикас, а затем был найден и сам документ, который не существовал в описи. В нем оказались не только спорные вопросы, но и те из них, которые не хотелось излишне светить: отношения с третьими странами, развитие электроники и перспективы создания единой электронно-вычислительной системы стран СЭВ. Но при анализе итогов развития Совета можно зайти совершенно с другого ракурса. Например, с 1960 года существует Европейская ассоциация свободной торговли ЕАСТ , которая изначально предполагала более свободную, без жесткого администрирования, форму интеграции, чем Евросоюз. Тогда ситуация выглядит вполне успешной. Более того, изучение рабочих записей и дискуссий, отложившихся в архивах СЭВ и свободных от бюрократической и идеологической казуистики, показывает, насколько откровенно и подчас жестко шло обсуждение сложнейших вопросов, насколько неоднозначным был процесс интеграции в рамках СЭВ. Приведем в качестве примера экспорт образования в страны третьего мира.
Существовал отдельный фонд СЭВ по этому вопросу. В процессе развития и его корректировки встречались все заместители министров образования стран-участниц. Постоянно шел сбор и обобщение статистических данных: где, когда и какой специальности обучались иностранные студенты. Существуют статистические данные о технической помощи странам третьего мира. Речь далеко не только о нефти и газе. Плоды этих усилий — построенные университеты, лаборатории и промышленные корпуса. Фактически в 1960-1970-х годах СЭВ внес значительный вклад в развитие мировой экономики. Деятельность СЭВ имела огромное значение для стран с более низким уровнем развития. Можно сказать, что Совет занимался экспортом индустриализации.
В частности, огромная помощь была оказана Албании до ее выхода из организации в 1962 году, Польше, Монголии последняя стала в своем роде экспериментальной площадкой: в ее развитии участвовали все страны СЭВ. Значительной была и роль стран, которые имели в Совете статус наблюдателей: Финляндии, Ирака и Мексики. Организация способствовала экономическому развитию Турции, Ирана, ряда стран Африки. Другое дело, что понимание концепции научно-технологической революции в восточном блоке было ограниченным, в том числе по идеологическим причинам, поэтому возможности перехода к новому технологическому укладу не были востребованы в полной мере. Из всех аспектов история холодной войны наименее изучена и наиболее интересна. Но уроки СЭВ полезны и нашим современникам, которые интересуются международной историей второй половины ХХ века, а также современными проблемами глобального мироустройства и интеграции. В конце концов, мы все являемся свидетелями сложностей, связанных с примирением противоречий в рамках даже таких моделей интеграции, как считавшийся до недавних пор успешным Европейский союз. От того, насколько успешны будут уроки, вынесенные из недавнего прошлого, будет зависеть наше общее будущее.
В 1960—1970-е гг. Участники СЭВ перешли на систему расчётов по всем видам платежей в коллективной валюте — переводный рубль в 1963 образован Международный банк экономического сотрудничества, начавший операции в 1964 и систему среднесрочного и долгосрочного кредитования в 1970 образован Международный инвестиционный банк. Основополагающими документами стали Комплексная программа углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ 1971 , Организационно-методические, экономические и правовые основы научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ и деятельности его органов 1972. В 1972—1974 гг. В 1975 г. К концу 1970-х гг.
Следствием пожара стал выброс огромного объёма радиоактивных веществ в окружающую среду. Образовавшееся облако разнесло опасные для всего живого радионуклиды по большей части территории бывшего СССР и Европы. Радиоактивность была зафиксирована в Японии, Канаде, США — только южное полушарие осталось не загрязнённым. Авария в Чернобыле затронула жизнь миллионов людей. В группу риска попали персонал АЭС, участники ликвидации последствий аварии, эвакуированные люди и население пораженных территорий. Почти 8,4 миллиона человек в Белоруссии, России, Украине подверглись воздействию радиации, сотни тысяч из них были эвакуированы с загрязненных территорий.
И здесь взаимная работа высококвалифицированных инженеров подтверждала высокую степень их взаимодействия и заинтересованность всех стран. В мировом производстве страны-члены СЭВ по некоторым видам продукции имели большой удельный вес. К примеру, их доля в мировом производстве электроэнергии к 1980 г. С 1971-го г. Несомненно, развитие промышленного производства не было бы возможным без использования преимуществ научно-технической революции, проходившей в этот период. Благодаря внедрению передовой для того времени техники и использованию современных технологических процессов объем продукции машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей в братских странах увеличился в 2,5 раза, электроэнергетической и топливной в 1,7 и химической — в 2,2 раза [2]. Совместными усилиями ученых и инженеров братских стран были разработаны более 2 тыс новых конструкций машин, механизмов, приборов, более 1400 технологических процессов было усовершенствованно и свыше 1500 видов новых материалов, продуктов и препаратов создано [3]. По отдельным странам удельный вес машиностроения и металлообрабатывающей промышленности в общем показателе промышленного производства увеличился: в Болгарии — с 20,0 в 1970 г. В ходе реализации комплексной программы странам-членам СЭВ удалось достичь высокого уровня в производстве продуктов химической отрасли. Производство пластмасс и синтетических смол в 1980 г. Успехи в сельском хозяйстве, строительстве жилья и образовании Комплексная программа также затрагивала развитие сельского хозяйства и имела ряд рекомендаций для каждой страны с учетом имеющихся экономических и природных условий. В частности, был взят курс на совместное развитие биологической науки и использование ее результатов в таких сферах, как селекция, семеноводство, животноводство, а также решение задач в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, животных. Совместными усилиями страны-члены СЭВ решали проблему повышения плодородия почв за счет использования органических минеральных удобрений. Все эти меры позволили укрепить материально-техническую базу сельского хозяйства и повысить эффективность и продуктивность данной отрасли.
Вести Чувашия
Интеграция стран в рамках СЭВ принципиально отличалась от капиталистических интеграционных альянсов. Подробно характеризуется роль Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в решении народ-нохозяйственных задач России и стран ЦВЕ. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ[2]) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – межправительственная экономическая организация, действовавшая с 1949 по 1991 годы.
Политолог Журавлев: РФ нужно перекрыть экспорт значимых для стран Балтии товаров
Сами же частники Спартакиады безоговорочно уверены в ее важности и нужности для пенсионеров. Одни участники занимаются физкультурой и спортом всю жизнь, другие приобщились к нему лишь с выходом на пенсию. Но для многих эта спартакиада не просто соревнование, но и возможность проявить свою позицию, реализоваться, взять еще одну высоту. Всероссийский этап Спартакиады проводился при поддержке Совета Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Социального фонда России, благотворительного фонда «Качество жизни». Спартакиада проводится по инициативе Министерства спорта Российской Федерации и Союза пенсионеров России в три этапа: отборочные муниципальные и региональные соревнования и всероссийский финал. По данным Минспорта, сейчас в стране насчитывается более 368 тыс. Численность занимающихся среди старшего поколения за прошедшие пять лет возросла более чем на 4,5 млн человек. Возраст участников — мужчины 60 лет и старше, женщины — 55 лет и старше. Спартакиада проводится среди спортсменов-любителей: по правилам участники должны иметь квалификацию не выше кандидата в мастера спорта. В основном занимаются преподавательской и тренерской работой. Немало индивидуальных предпринимателей.
Есть работники охранных предприятий и сферы услуг, медицинские работники. Но, помимо традиционных специальностей, среди спортсменов-любителей есть архитектор, адвокат, работник прокуратуры, артист военного оркестра, концертмейстер.
Организация также играла важную политическую роль для СССР, поскольку позволяла получить взамен большой вес во внутренних делах благодаря грантам, займам или отправке рабочей силы. Государства-члены СЭВ. Албания, которая является государством-членом, но не участвует. Югославия, которая является ассоциированным государством.
И на Майдане, что в Киеве, как-то не наблюдаются ни митинги, ни палатки, ни даже одиночные пикеты. Вся воля и свобода куда-то делись, а имеется на Украине самая что ни на есть диктатура, хотя и не слишком пока явная. И тут самое время сравнить, что же происходит в «рабской» и «жуткой» России». Это, по его оценкам, угрожает Европе, которая «может умереть».
Итак, на старте была «семерка» стран-членов; с 1978 года уже была «десятка». Кроме полноправных членов был еще статус ассоциированного члена и наблюдателя. Статус наблюдателей был близок к статусу ассоциированного члена. Наблюдателей было много: Корейская Народно-Демократическая Республика с 1956 г. Китай также был наблюдателем, но в 1961 году полностью покинул Совет. Итак, на последнем этапе существования Совета общее число полноправных членов, а также участников со статусом ассоциированного члена и наблюдателей было 22. В этом списке было несколько стран «третьего мира» и одна капиталистическая страна Финляндия. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. Сначала по адресу: Петровка, 14; с 1969 года — в специально построенном здании на Новом Арбате. Со временем кроме штаб-квартиры в рамках СЭВ стали появляться другие институты. В октябре 1963 года был учрежден Международный банк экономического сотрудничества МБЭС , который стал обслуживать многосторонний клиринг стран-членов Совета до этого торгово-экономические отношения между странами строились на основе двухсторонних клирингов. С 1 января 1964 года расчеты между странами-членами Совета стали осуществляться с помощью новой денежной единицы — переводного рубля. Это была региональная наднациональная валюта, которая использовалась исключительно для взаимных расчетов стран-членов. Она во внутреннее денежное обращение стран не попадала, национальных валют не отменяла и не замещала. В 70-е годы большое внимание стало уделяться производственной и научно-технической кооперации в рамках СЭВ. В первой половине 70-х годов были созданы международные хозяйственные объединения «Интерэлектро», «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». Примечательно, что движение к международной экономической интеграции СССР и восточноевропейские страны начали раньше, чем страны Запада. Западноевропейские политики и экономисты и не скрывали, что внимательно изучали опыт СЭВ и многое заимствовали. Позднее в Европе и других частях мира стали появляться другие интеграционные союзы — с участием как экономически развитых капиталистических стран, так и стран «третьего мира». Они также заимствовали опыт СЭВ например, функционирование многостороннего клиринга с использованием специальной денежной единицы. Интеграция стран в рамках СЭВ принципиально отличалась от капиталистических интеграционных альянсов. Последние базировались на рыночных механизмах и предполагали конкуренцию между компаниями и организациями стран-членов. Эта конкуренция формировала стихийно новые конфигурации международного разделения труда, сильных делала еще более доминирующими на рынках, слабых делала еще слабее и даже уничтожала.
«СЭВ: исторический опыт альтернативного глобального мироустройства (1949-1979)»
В этом отношении политика СЭВ продолжала политику, проводимую большевиками внутри Советского Союза на выравнивание уровня развития союзных республик, без чего невозможно их действительное, а не формальное равноправие. Здесь мы видим одно из отличий СЭВ от, например, нынешнего ЕС, в котором государства разделены на группы: есть заправилы ЕС крупные империалистические страны, как ФРГ и Франция , которые эксплуатируют остальных участников; есть страны второго эшелона; а есть страны, находящиеся на уровне почти что колонии, как Греция или некоторые бывшие соцстраны Восточной Европы, собственная промышленность которых разрушена по указанию руководящих органов Евросоюза и которым отведена роль поставщика дешевой рабочей силы и источника сырья, в лучшем случае — курорта для богачей из метрополии. И политика ЕС направлена не на уменьшение, а на сохранение и увеличение этого различия. Переводной рубль — международная валюта СЭВ При изучении экономической политики и деятельности СЭВ большой интерес представляет история «клирингового», а затем переводного рубля, как валюты для расчетов между странами СЭВ. Основной международной валютой был тогда американский доллар. Но для социалистических стран не было никакого резона использовать доллар в расчетах между собой — это означало попасть в зависимость от враждебного капиталистического лагеря. Поэтому первоначально использовались бартерные клиринговые схемы. Объем поставок оценивался в советских рублях, образовавшееся сальдо в расчетах между двумя странами должно было затем быть погашено дополнительными поставками. Но это сальдо нельзя было использовать для приобретения продукции в третьих странах.
Это делало такую схему расчетов неудобной и вызывало потребность в появлении своей международной валюты для СЭВ примерно по такой же логике, собственно, человечество и перешло много веков назад от прямого продуктообмена к товарно-денежному обращению. Поэтому сначала перешли к схемам трехстороннего и многостороннего клиринга с многосторонними взаимозачетами. Например, представим, что Польша должна по сальдо взаимных товарных поставок 100 млн. Советскому Союзу, а Советский Союз должен 100 млн. Польше — происходит трехсторонний взаимозачет — и никто уже никому ничего не должен. Эти схемы осуществлялись также в рублях на счетах стран-участниц в специально созданной Расчетной палате. Этот рубль получил название «клирингового рубля». А с 1964 г.
Тематика конференции История вычислительной техники — от механических машин до суперкомпьютеров; История создания операционных систем, языков и систем программирования; История и развитие систем искусственного интеллекта; История отечественной микроэлектроники;.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.
Интерес к кольцу в форме лисы, проданному Службой судебных приставов на аукционе, достиг рекордного уровня. Окончательная цена: 66 500 шведских крон. Лисье кольцо - один из... Шведским полицейским предстоят трудные дни во время проведения музыкального конкурса «Евровидение-2024» в Мальмё. Ожидается, что тысячи человек из разных европейских стран приедут туда для участия в массовых антиизраильских протестах.
Народные волнения в странах соцлагеря 1953-1989 (Часть I)
Премьер отметил: интеграция идет не только в рамках Евразийского экономического союза. Россия укрепляет связи и в формате Союзного государства с Белоруссией, и на пространстве. К концу 1950-х гг. страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) из-за роста промышленного производства остро нуждались в нефти. Совместными усилиями страны-члены СЭВ решали проблему повышения плодородия почв за счет использования органических минеральных удобрений.
Новости судоходства стран – членов СЭВ
Подробно характеризуется роль Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в решении народ-нохозяйственных задач России и стран ЦВЕ. Как только страны СЭВ решили заменить социалистический сценарий интеграции на западный, капиталистический, то образовался дефицит экономических, природных. Органы СЭВ подготовили и страны — члены СЭВ подписали 48 многосторонних соглашений по совместному решению важнейших научных и технических проблем. Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности. Сюжеты передачи: о деловом сотрудничестве череповецких металлургов и химиков с предприятиями стран СЭВ; о работе Международной геологической экспедиции в Монголии.
Валентин Катасонов: СЭВ - уникальный опыт, который не раз еще пригодится
Хрущева и показывает соотношение идеологических и прагматических начал в развитии организации на рубеже 1950-х и 1960-х годов. Четвертая глава впервые предлагает документальный анализ дискуссий и процесса принятия Комплексной программы социалистической экономической интеграции в 1968-1971 гг. Пятая глава повествует о взлетах и падениях переговорного процесса между СЭВ и Европейским Сообществом в 1970-е годы на фоне внутренних дискуссий по проблеме правового статуса СЭВ, вопросов экономической и идеологической безопасности Восточного блока после СБСЕ.
Относительно развитыми и благополучными были Польша и Венгрия, а за ними следовали Румыния и Болгария. Самой отсталой была Албания, где к концу 1950-х появился первый университет, и с 1962 года из-за разрыва дипломатических отношений с СССР она де-факто вышла из СЭВ, Более активная деятельность организации началась с 1960 года, когда руководство СССР попыталось сделать из неё альтернативу Европейскому экономическому сообществу. Задачей организации также было укрепление сотрудничества между социалистическими странами Европы и Азии. С Китаем укреплению связей помешало ухудшение отношений, начавшееся с 1961 года.
Югославия входила в СЭВ с 1964 на правах ассоциированного члена.
Переднеприводная машина, по размерам близкая к ныне забытой Таврии. Довольно неплохая для того времени машина.
Но в мире, особенно США, была хорошо известна своим печальным качеством другая модель - Yugo. Он был в свое время самым дешевым автомобилем на рынке США. Но и ржавел только так...
А чего тут придумывать... Для тех, кто победнее, выпускалась модель 126P с задним расположением силового агрегата. Итальяно-польский вариант Запорожца.
Кличка - Малюх Малыш. Машина до сих пор тепло вспоминается в стране и далеко за ее пределами. Это была очень удачная модель, не смотря на скромные габариты.
Многие могут подумать, что она аналог нашего ВАЗ 2103. Но это не так. А FIAT 125 был крупнее размером.
Поэтому сходство тут чисто визуальное. Польский Фиат имел рессорную заднюю подвеску, силовой агрегат с нижним расположением распредвала. А вот топовые итальянские модификации имели гораздо более мощные моторы с двумя распредвалами в головке блока цилиндров и мощностью до 100 лошадиных сил.
Но модель постепенно устаревала и поляки решили ее освежить. Так, на свет появился очень симпатичный автомобиль - FSO Polonez. К дизайну машины приложил руку сам маэстро Джорджетто Джуджаро.
Автомобиль был очень красивым по меркам того времени. Цельный сбалансированнный кузов хэтчбек. Таких машин в соц.
А вот технически автомобили аналогичные, ведь Полонез создавался на его основе. Самый мощный мотор развивал 82 л. Это был пик развития польского завода.
Рекомендации принимаются Советом Экономической Взаимопомощи лишь при наличии согласия заинтересованных стран. В обязанности СЭВ входит координация народнохозяйственных планов, разработка и содействие в осуществлении мероприятий по специализации и кооперированию производства в социалистических странах, по расширению между ними товарообмена, научно-технического сотрудничества и т. Для осуществления функций и полномочий, указанных в Уставе, Совет Экономической Взаимопомощи имеет следующие основные органы: сессия Совета, Исполнительный комитет с его Бюро, Секретариат, постоянные комиссии. К таким комиссиям относятся: отраслевые комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области черной и цветной металлургии, угольной, нефтяной, газовой и химической промышленности, машиностроения, геологии, сельского хозяйства; Комиссия по вопросам торговли между социалистическими странами — участницами СЭВ; Комиссия по координации проектирования и поставкам комплексных предприятий для внешнего рынка и др.
В последнее время главное место в деятельности СЭВ занимает координация планов развития народного хозяйства стран — членов Совета, которая позволяет сочетать национальные интересы каждой социалистической страны с общими интересами всего социалистического содружества. Опираясь на тесное экономическое сотрудничество социалистических стран, каждая социалистическая страна ныне развивает свое хозяйство не изолированно, а в общей экономической системе социализма. В этих условиях почти для каждой страны социалистического содружества отпала необходимость развивать все отрасли производства, как это приходилось в силу известных причин делать Советскому Союзу. В связи с этим в экономике стран мировой социалистической системы стал развиваться процесс специализации, позволяющий избежать параллелизма в производстве, а следовательно, и ненужного расходования сил и средств, дающий возможность обеспечить более быстрый рост производства.
Одновременно со специализацией происходит и процесс кооперирования, который составляет вторую сторону развития производства стран мировой социалистической системы. Кооперирование охватывает как производственные усилия этих стран, так и проведение экспериментальных, конструкторских, геологоразведочных и других работ. Особое значение в работе СЭВ имеют совещания руководителей коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран — участниц Совета Экономической Взаимопомощи. Совещание заслушивает итоги проделанной работы и принимает решения о дальнейшей работе и ее содержании.
Итоги работы совещания обычно излагаются в коммюнике, принимаемом самим совещанием и публикуемом в печати. Совещание, в случае необходимости, может принимать решения об учреждении новых международных многосторонних организаций в рамках деятельности СЭВ; разрабатывать и намечать основные направления развития многосторонних экономических взаимоотношений стран СЭВ; определять принципы и направления развития международного социалистического разделения труда. Важное значение в развитии международных экономических отношений социалистических стран имело Совещание стран —участниц СЭВ в 1962 году. На нем были выработаны принципы международного социалистического разделения труда.
К этим принципам относятся: правильный учет объективно необходимых пропорций экономического развития каждой страны и мировой социалистической системы в целом. Этот учет содействует достижению сбалансированности экономики каждой страны; обеспечение высокой экономической эффективности международного социалистического разделения труда. Осуществление этого принципа выражается в быстрых темпах роста производства и наиболее полном удовлетворении потребностей населения в каждой стране при минимальных затратах общественного труда; сочетание международной специализации и комплексного многостороннего развития экономики отдельных социалистических стран в интересах наиболее полного и целесообразного использования во всех странах природных и экономических предпосылок производства, включая трудовые ресурсы; постепенное преодоление исторически сложившихся различий в уровнях экономического развития отдельных стран и полного выравнивания их экономического развития. Осуществление этого принципа происходит прежде всего путем индустриализации стран с относительно невысоким уровнем экономического развития и на основе максимального использования внутренних возможностей каждой страны, а также преимуществ всей социалистической системы в целом.
Основы дипломатической службы. Расчеты в переводных рублях велись с 1 января 1964 г.
Новости дня - последние новости России и мира сегодня
При И. Сталине СЭВ рассматривался как региональная альтернатива плану Маршалла. Но, уже, начиная с середины 1950-х годов, отношение к Совету меняется: выдвигаются предложения войти в организацию Китаю, а с 1962 года и Монголии. Хрущев, учитывая меняющуюся политическую карту мира и международную обстановку, рассматривал СЭВ как ядро мировой системы социализма с участием всех стран, симпатизирующих СССР и встающих на социалистический путь в рамках процесса деколонизации. Наконец, при Л. Брежневе, особенно в период «разрядки», СЭВ приобрел особое значение: в его рамках осуществлялось как сотрудничество, так и противодействие на международной арене. Важное значение для СЭВ имели события 1968 года в Чехословакии и их отголоски, причем те тенденции, которые прекратились на внутриполитическом уровне, продолжали поддерживаться на уровне внешнеполитическом и межгосударственном. Бывший заместитель министра иностранных дел СССР, секретарь СЭВ в 1967-1983 годах Николай Фадеев, начиная с 1969 года, придал этой организации особое звучание и продвигал ее именно как глобальную организацию. Последний аспект особенно важен: при всех событиях «холодной войны» организация была призвана играть важную роль в международных экономических отношениях. Согласно позиции М.
Липкина, хотя статистические данные роста и снижения товарооборота между странами-членами, реализованных крупных и инфраструктурных проектов имеют важное значение для понимания логики развития Совета, но нельзя забывать о том, что ключевым элементом в развитии СЭВ были не цифры, а убежденность в способности построить альтернативную интеграционную модель и распространить ее на весь мир. Изначальный замысел создания СЭВ был совершенно очевиден. В условиях начинающейся холодной войны нужна была контрорганизация, которую можно противопоставить в рамках экономического объединения Западной Европы по плану Маршалла. Важным фактором была и «внутренняя холодная война»: в 1948 году начался советско-югославский конфликт. Задача Москвы была в том, чтобы способствовать переориентации балканских государств, прежде всего Болгарии и Албании, в условиях обострившихся отношений с Белградом. Но уже через год после смерти Сталина, в 1954 году Югославия начинает участвовать в деятельности ряда структур СЭВ: экономические интересы оказались выше разногласий. Напомним, что интеграция Западной Европы началась с основания в 1951 году Европейского объединения угля и стали ЕОУС , а в 1957 году - Европейского экономического сообщества. К интеграции стремились и к востоку от Одера и Нейсе, но если на Западе в основе лежала конкуренция, в ходе которой выяснялось, кто из участников процесса наиболее успешен, и чья модель развития станет основной, то в рамках СЭВ все время предпринимались попытки убрать параллелизм. Проще говоря, необходимо было определить, какая страна будет специализироваться на определенной отрасли производства, чтобы не дублировать усилия друг друга.
Конечно, в процессе обсуждения путей развития страны проявляли и определенную долю национального эгоизма: им всем хотелось выстроить сбалансированную и уравновешенную экономику. Подобные обстоятельства не могли не вносить существенные коррективы в планирование. В свою очередь, Советский Союз не был полностью самостоятельным в своих действиях. Имея в своем распоряжении СЭВ, и будучи связан с ним целым пулом союзников, он вынужден был постоянно согласовать с ними свою линию. Подобных ограничений не было, например, у Китая, который был гораздо более свободным в своих действиях на внешнеполитической арене. Исходя из этого, М. Что дал СЭВ мировой экономике? Страны-участницы Совета в конце 1960-1970-х годах выступали реципиентами западных передовых технологий, применяли их у себя, а свои разработки, вполне конкурентоспособные, поставляли на рынки Азии, Северной Африки, Латинской Америки, взамен получая достаточно дефицитные сырьевые ресурсы и пытаясь развивать там совместные предприятия, иногда даже с посредничеством некоторых западных стран, например, ФРГ.
Поэтому то, что до войны СССР был единственным социалистическим государством, не означало, конечно, его ущербности, а как раз наоборот, делало нашей стране честь, как первой стране, создавшей общество нового типа, более развитое и свободное от эксплуатации человека человеком. С другой стороны, создание целой мировой системы социализма не предотвратило, к сожалению, контрреволюционных переворотов в большинстве социалистических стран во второй половине 1980-х — начале 90-х годов, в том числе, и в самом СССР. Но это тема отдельного исследования. Нас же здесь интересует вопрос об экономическом сотрудничестве социалистических стран и тех интеграционных процессах, которые происходили в социалистическом лагере. В январе 1949 г. Причины создания СЭВ и его задачи Важнейший признак социалистической экономики — её плановость. Вполне естественно, что после выхода социализма за пределы одной страны и образования мировой социалистической системы, встал вопрос о распространении экономиче-ского планирования на всё содружество социалистических стран. Но поскольку речь шла о независимых государствах, то строгое применение принципа централизованного планирования было невозможно, и была создана международная организация для координации экономической политики и взаимопомощи социалистических государств. Задачи СЭВ были следующие: 1. Согласование экономических планов государств-участников. Развитие разделения труда между странами. Организация торговли между странами — членами СЭВ. Важной целью СЭВ было поднять отстающие страны до уровня передовых индустриально развитых стран. Но к 70-ым годам сильная промышленность и наука — во многом благодаря деятельности СЭВ — существовали уже во всех странах — членах СЭВ. В этом отношении политика СЭВ продолжала политику, проводимую большевиками внутри Советского Союза на выравнивание уровня развития союзных республик, без чего невозможно их действительное, а не формальное равноправие. Здесь мы видим одно из отличий СЭВ от, например, нынешнего ЕС, в котором государства разделены на группы: есть заправилы ЕС крупные империалистические страны, как ФРГ и Франция , которые эксплуатируют остальных участников; есть страны второго эшелона; а есть страны, находящиеся на уровне почти что колонии, как Греция или некоторые бывшие соцстраны Восточной Европы, собственная промышленность которых разрушена по указанию руководящих органов Евросоюза и которым отведена роль поставщика дешевой рабочей силы и источника сырья, в лучшем случае — курорта для богачей из метрополии. И политика ЕС направлена не на уменьшение, а на сохранение и увеличение этого различия.
Шведским полицейским предстоят трудные дни во время проведения музыкального конкурса «Евровидение-2024» в Мальмё. Ожидается, что тысячи человек из разных европейских стран приедут туда для участия в массовых антиизраильских протестах. Палестинская ассоциация Мальмё - одна из многих организаций,... Это интересно Шведская миля Для всех переехавших в Швецию становится открытием, что в этой стране до сих пор широко используют странную меру расстояния - милю. Сначала человек думает, что речь идёт о морской миле или какой-то древней миле.
После этого никто в Кремле о сталинских инициативах не вспоминал. Чичкин в книге «Забытая идея без срока давности» писал: «После 1953-го власти СССР и большинства других стран СЭВа постепенно "отошли" от внешнеэкономической идеологии 1952 года, предпочитая почти исключительно двустороннее экономико-политическое сотрудничество с развивающимися странами, а в нём преобладали политико-идеологические факторы. Вдобавок СССР с середины 1960-х стал снабжать Запад дешевым энергетическим и промышленным сырьем, что фактически сдало в архив ту идею». Мне хотелось бы несколько подробнее остановиться на вопросе о дедолларизации внешнеэкономической сферы, который был одним из ключевых на Московском совещании 1952 года. Еще накануне этого совещания некоторые экономисты и политики стран, входивших в СЭВ, говорили, что альтернативой доллару и другим западным валютам во взаимной торговле стран-членов СЭВ может и должен стать советский рубль. Тем более что в 1950 году правительство СССР приняло решение о привязке советского рубля к золоту установление фиксированного золотого паритета ; до этого с 1937 года курс советского рубля был привязан к доллару США а раньше к французскому франку. Одновременно постановление правительства косвенно через золотой паритет рубля значительно повышало курс нашей валюты по отношению к доллару США. Бесспорно, это постановление повышало авторитет советского рубля. Согласно принципам государственной валютной монополии установленной окончательно в 30-е годы , советский рубль мог обращаться только внутри страны и не предназначался для международных расчетов. Поэтому Сталин вежливо отклонял предложения наших партнеров использовать советский рубль в качестве инструмента международных расчётов. На совещании была также высказана идея введения межгосударственной расчётной валюты. Учитывая, что инициатором создания альтернативного долларовой зоне трансконтинентального «общего рынка» был Советский Союз, межгосударственной расчетной валютой в таком «общем рынке» некоторые участники предлагали сделать советский рубль, определение курса которого за два года до этого было переведено на золотую основу. В 1951 году на совещании глав государств и правительств стран-членов СЭВ, Китая и Монголии в Москве Сталин заявил: «После того, как мы переведём наши деньги на золотую основу, можно будет говорить о международном золотом эквиваленте денег в наших взаимных расчетах. Для этого мы создадим специальную международную комиссию…» Здесь Сталин дал понять, что речь идет не о золотом рубле как валюте классического золотого стандарта, например золотом рубле, созданном денежной реформой С. Витте в 1897 году. И не сказал, что во взаимных расчетах будет использован рубль с золотым паритетом. Сталин сказал о «международном золотом эквиваленте денег», т. Комиссия была создана, в ее состав вошли: Ракоши руководитель Венгрии в 1948-1956 г.