Саша Сулим запустит YouTube-канал о серийных убийцах — Сноб. Последние новости. Telegram: Contact @sasha_sulim. Саша Сулим дважды брала интервью у Попкова, а в 2020 году выпустила книгу «Безлюдное место. Как 57-я школа пытается справиться с последствиями истории о домогательствах: репортаж Саши Сулим Meduza*. Журналистка Саша Сулим покинула команду подкаста «Дела» после переноса проекта с платформы YouTube во «ВКонтакте».
«Любой серийный убийца — недоработка полиции»: интервью с журналистом-расследователем Сашей Сулим
Автор Саша Сулим. Родилась в Минске, в 19 лет уехала в Париж и поступила в Сорбонну, где изучала историю и теорию кино. Александра Сулим, журналист из Белоруссии которая уехала из страны в 2006 году, когда лукашенко нарисовал себе 82%. Биография, карьера, личная жизнь и последние новости от Саши Сулим. Саша Сулим рассказывает историю одного из его участников Meduza*. Саша Сулим — о профессии журналиста, статусе «сингл» и книге про маньяка.
«Хайп — не журналистский подход»: Саша Сулим рассказала, когда допустимо брать интервью у маньяка
Темные глаза. Светлая кожа. Холодная и строгая, в тон костюма, харизма. Многим нынешним зрителям Сулим наверняка представляется королевой царства мертвых, что делает ее идеальным рассказчиком этих историй. После этого Сулим ездила с лекциями, где рассказывала, например, как нужно писать о маньяках. То есть, она сконцентрировалась на узком профиле тру-крайм журналиста и сильно от этого выиграла. Сулим стала первой и, по сути, единственной журналисткой, чья фамилия моментально всплывает в голове, когда разговор заходит про серийных убийц. Подкаст «Дела» — самый странный проект Сулим Но показательный. Слава Саши стала настолько большой, что ее позвали вести и курировать тру-крайм подкаст от Medium Quality, а это явный признак, что журналистка давно прошла нишевый статус. Еще продюсеры, ответственные за канал Labelsmart, создавая «Дела», явно хотели запрыгнуть на поезд популярности тру-крайма как такового.
О ком они подумали в первую очередь? Конечно, о Саше Сулим. Другое дело, что концепт у проекта был весьма спорный. Саша Сулим рассказывает про маньяков? Отлично, заверните все меню, пожалуйста. Но что в кадре делают комики, не вполне понятно. Потому что пошутить-то там особо негде, а за пределами своей профессиональной среды далеко не все комедианты оказываются интересными или эрудированными людьми. Но циничный расчет Medium Quality все равно сработал — у «Дел» были хорошие просмотры.
Зло не берется из ниоткуда, оно, как правило, чем-то провоцируется, но это не значит, что нужно делать из злодея поп-звезду — это неэтично.
Притронуться к подобному, но желательно притронуться из безопасного места, сидя у себя на диване и глядя в экран. Это будоражит воображение и вызывает сильные эмоции. Люди любят такие истории, но это не значит, что нужно им потакать во всем. Оставила только то, что было необходимо, чтобы произвести нужное впечатление. Я не стала мусолить подробности. Частично это было из уважения к живым: пострадавшим и родственникам убитых. Во-вторых, это редакторское желание сохранить баланс, не хочется вляпаться в какую-то чернуху. Считаю, что ход Собчак нормальный с этической точки зрения, но не слишком профессиональный. Мир маньяков требует исследования.
Нападать сейчас на Мохова — непонятно зачем. Свои 17 лет он отсидел тем более представляю, в каких условиях он сидел в колонии по этой статье, такое год за два или три идет. Но я бы как редактор сделал бы не интервью с Моховым, а лонгрид, в котором слова маньяка были бы только частью большого текста. Заказал бы объяснения у психологов и криминологов, у сексопатологов. Описал бы окружение Мохова, социальный ландшафт того места, где он жил. Например, мне очень интересно, как простые люди там, где живет Мохов, оценивают его преступления и его самого. Из такой истории отличный нон-фикшен бы вышел в виде книги, а то и сценарий фильма. У Чикатило, более смертоносного маньяка, не возникло же фан-движения. Наоборот, кто-то в пограничном состоянии, кто теоретически мог бы стать маньяком, посмотрит на него и подумает: «Елки-палки, и я вот таким некрасивым, бедным, убогим упырем буду выглядеть?
Да еще и пройду перед этим через тюрьму? Но ничего этого у Мохова со стороны не видно, чему там поклоняться?
А с другой стороны самое правильное описание термина «маньяк» — это человек, у которого есть фазы, мании. Когда он в них впадает, то перестает себя контролировать, отдавать отчет собственным действиям и так далее. Говорить, что у Попкова были какие-то фазы… Я все-таки не психиатр. Но его убийства иногда происходили очень часто, по несколько раз в месяц, например, а были периоды, когда это происходило несколько раз в год, или вообще годы без зафиксированных преступлений. Какие-то фазы у него психиатрам, видимо, отследить не удалось.
Ну и на момент совершения преступлений он себе очень хорошо отдавал отчет в том, что он делает. Я могу сейчас перечислить какие-то события из его жизни, которые могли стать базой для формирования ненависти и ужасной способности убивать людей, не мучась раскаянием от этого. Что-то стало триггером, что-то спусковым крючком. Сам он говорит: «Я не знаю, я хочу, чтобы мне помогли с этим разобраться». Не знаю, хочет он или нет, но по крайней мере так говорит. Бывший оперативный сотрудник Артем Дубынин. Но это все с их слов, потому что, когда я спросила об этом Попкова, он мне не подтвердил, например, тот факт, что его мама — довольно властная женщина — в какой-то момент его оставила с бабушкой в Норильске.
Они с папой уехали в Ангарск, там начали новую жизнь, у них появился новый ребенок — младшая сестра Михаила Попкова. Когда он воссоединился с семьей в Ангарске, то не почувствовал любви, а потом он, опять же по рассказу следователя, застал маму и отца за сексом с другом отца, то есть это была некая оргия, в которой участвовали его родители. Потом были какие-то неудачи на любовном фронте уже у повзрослевшего Михаила Попкова, и информация о том, что его сестра тоже, как ему виделось, ведет себя не очень благовоспитанно. То есть все, что я перечисляю — не что-то такое ужасное, через это проходит очень большое количество людей, к сожалению, и большинство из них не начинают при этом убивать женщин и не становятся маньяками-убийцами. В СМИ очень любят говорить о том, что он начал убивать после того, как ему изменила жена. Действительно, если смотреть по датам, то она ему изменила в марте 1992 года, а уже осенью того же года он совершил свое первое доказанное убийство. Но когда спрашиваешь у него напрямую: «Из-за этого?
И его эта безнравственность очень сильно раздражала и он говорил, что в таком состоянии нервном кого-то подвозил и таким образом вымещал свою злость. О том, почему «ангарского маньяка» долго не удавалось поймать — Поняла ли ты, как ему удавалось так «успешно» убивать, потому что убитых порядка 80, а удалось выжить только троим. Первые десять лет его деятельности, если можно так назвать, его просто тупо никто не искал.
Саша даже написала рэп об ущемлении прав подрастающего поколения. Чтобы примириться с дочкой, мама и папа предложили ей сходить на вещевой рынок стадиона «Динамо» и выбрать любые штаны на свой вкус. Девочка выбрала самые широченные, с отстрочкой. Сулим признавалась, что это едва ли не единственная вещь, которую она носила очень долго и до сих пор хранит, хотя обычно предпочитает выбрасывать всё ненужное. Училась Саша в специализированной школе с углубленным изучением французского языка и мечтала побывать в Париже. Ей было 14 лет, когда мечта осуществилась.
Экскурсии, на которые водили их группу, девочку интересовали мало — она сама могла быть гидом по французской столице, поскольку ещё до поездки изучила ее вдоль и поперек. Саша Сулим в юности Приехав домой, Сулим посмотрела в кинотеатре картину Франсуа Трюффо «400 ударов». Впечатление от «новой волны» французского кинематографа было настолько сильным, что она захотела погрузиться в этот мир. Так в 19 лет Александра поступила на факультет кино в Сорбонне. Режиссером девушка не стала, хотя очень ответственно подходила к учебе на протяжении трех лет. Она решила, что лучше начнет изучать и писать о киноиндустрии и людях, имеющих к ней отношение. Окончив школу журналистики Института политических исследований, Сулим успела поработать во французском информагентстве AFP, на телеканале iTele и других зарубежных медиа. Она сразу зарекомендовала себя как вдумчивый и дотошный репортер, написав большой материал об Антоне Харитонове из Санкт-Петербурга, страдающем аутизмом. Саша Сулим на интервью с «ангарским маньяком» Но как о профессиональной журналистке о Сулим заговорили в 2017 году, когда из-под ее пера появилось пять материалов о Михаиле Попкове, бывшем милиционере, который в период с 1992 по 2010 год убил около восьмидесяти женщин в Ангарске и его окрестностях.
В числе этих материалов были два интервью — с самим серийным маньяком и следователем, который вел его дело.
Ангарский маньяк
- Саша Сулим - Список иноагентов РФ
- «Любой серийный убийца — недоработка полиции»: интервью с журналистом-расследователем Сашей Сулим
- 10 вещей, без которых не может жить Саша Сулим
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Комитет защиты национальных интересов - Саша Сулим
Саша Сулим
- Книги автора
- Истории, леденящие кровь: 5 выпусков подкаста «Дела» о маньяках Саши Сулим
- Популярные авторы
- Как Сашу Сулим сравнивают с Русланом Усачевым после её ухода из подкаста Дела
- Детство, юность, семья
- Саша Сулим – королева тру-крайма. Кто она такая и почему канал журналистки так популярен?
«Хайп — не журналистский подход»: Саша Сулим рассказала, когда допустимо брать интервью у маньяка
Бывший оперативный сотрудник Артем Дубынин. Но это все с их слов, потому что, когда я спросила об этом Попкова, он мне не подтвердил, например, тот факт, что его мама — довольно властная женщина — в какой-то момент его оставила с бабушкой в Норильске. Они с папой уехали в Ангарск, там начали новую жизнь, у них появился новый ребенок — младшая сестра Михаила Попкова. Когда он воссоединился с семьей в Ангарске, то не почувствовал любви, а потом он, опять же по рассказу следователя, застал маму и отца за сексом с другом отца, то есть это была некая оргия, в которой участвовали его родители. Потом были какие-то неудачи на любовном фронте уже у повзрослевшего Михаила Попкова, и информация о том, что его сестра тоже, как ему виделось, ведет себя не очень благовоспитанно. То есть все, что я перечисляю — не что-то такое ужасное, через это проходит очень большое количество людей, к сожалению, и большинство из них не начинают при этом убивать женщин и не становятся маньяками-убийцами. В СМИ очень любят говорить о том, что он начал убивать после того, как ему изменила жена. Действительно, если смотреть по датам, то она ему изменила в марте 1992 года, а уже осенью того же года он совершил свое первое доказанное убийство. Но когда спрашиваешь у него напрямую: «Из-за этого? И его эта безнравственность очень сильно раздражала и он говорил, что в таком состоянии нервном кого-то подвозил и таким образом вымещал свою злость.
О том, почему «ангарского маньяка» долго не удавалось поймать — Поняла ли ты, как ему удавалось так «успешно» убивать, потому что убитых порядка 80, а удалось выжить только троим. Первые десять лет его деятельности, если можно так назвать, его просто тупо никто не искал. А десять лет — это очень много. За это время, во-первых, он совершил большую часть своих преступлений, а во-вторых, думаю, он почувствовал себя неуязвимым, всемогущим человеком, которому позволено все — в том числе безнаказанно убивать людей, когда ему это заблагорассудится. Он не заметал следы: свой генетический материал в виде спермы он оставлял на телах своих жертв, благодаря чему была выявлена его ДНК и его в итоге поймали. Как ловят маньяков в России». Считаешь ли ты, что дело «ангарского маньяка» настолько показательно, что можно по нему и по делу «тулунского маньяка» судить, как примерно ловят маньяков в России? Вообще, наверное, более правильное название звучало бы «Как не ловят маньяков в России». Рекомендую прочитать текст Таи Бекбулатовой на сайте «Холод» про то, как не ловили «абаканского маньяка».
Когда я его читала прошлым летом, у меня было такое дежавю, абсолютное узнавание этих схем, причинно-следственных связей. Там все происходило точно так же: там тоже был убийца, насильник, но поймать его было намного проще, чем ангарского, потому что он был в поле зрения следователей. Но следователи не стали заводить уголовное дело и отрицали существование каких-то серийных преступлений в их городе.
Выходят всякие норвежские, скандинавские сериалы, которые потом переснимают американцы. Понятное дело, что наша киноиндустрия берет пример с западной, и все начали стремиться этот успех пытаться повторить. Ну а правда, зачем что-то придумывать, если можно использовать реальный сюжет? Тем более что их, к сожалению, довольно много. К «Хорошему человеку» сериалу Константина Богомолова, вышедшему в августе 2020 года. The Blueprint не было бы никаких вопросов, если бы они не продавали это как историю ангарского маньяка. Шоураннер Ира Сосновая, как и я, ездила к Попкову, разговаривала с ним и со следователем.
Такое погружение — супер, но получившийся сценарий и сериал, на мой взгляд, упростил эту историю. Что-то убрали, что-то сократили, что-то немножко изменили. В итоге все лишь отдаленно напоминает то, что происходило в реальности, — это я могу сказать как человек, сильно погруженный в тему. Ну и как киновед, скажу честно, я ждала большего. Все актеры классные, хорошо играют, убедительные, но по картинке я ждала True detective, а получилось не совсем так. У меня, как и у многих кинокритиков, были мысли — а может, и мне снимать кино. Потом я поняла, что это не мое. Но, возможно, таким образом [в журналистике] я реализовываю свою потребность рассказывать истории. А истории детективного характера, у которых есть завязка, кульминация и развязка, хорошо ложатся в эту [кинематографическую] схему. И мне правда нравится ездить на «Кинотавр», ходить на премьеры и на вечеринки, брать интервью в красивом платье у Федора Бондарчука, а потом ехать в Иркутск, в Ангарск или еще куда поменьше и подальше.
Я ценю и то, и то. Это позволяет мне балансировать. О том, как разговорить людей Есть разные подходы в журналистике. Кто-то больше провоцирует своих собеседников и пытается их вывести на эмоцию через негатив. Иногда это круто работает, но мне по-человечески это сложно.
А вот Вам, Саша, как ярчайшей звезде нашего тру-крайма и профессионалу всея журналистики хотелось бы задать вопрос. Найдите то, что зрители еще не видели! Откопайте факты, проанализируйте, снимите фильм, и покажите в конце концов, действительно что-то новое, от чего отвиснут наши челюсти и мы прилипнем к экранам! Это и будет по праву называться эксклюзивом. Вашим эксклюзивом. Чтобы история захватывающая, видеоряд заполнен свежими оригинальными кадрами, герои в интервью бьют признаниями наотмашь! Есть у Вас такие темы? Уникальные, интересные, разработанные, СВОИ? Можете сделать фильм, где из нового будет не только Ваш очередной черный наряд? Зачем ходить по истоптанным полянам и брать исписанные темы — ведь в этом случае Вас запомнят лишь как хайпожорку и падальщицу. Мы уже прочитали все про Ваше супер-образование и жизнь, отданную журналистике.
Вообще, журналистка оберегает родных от любознательных коллег, но иногда рассказывает о каких-то значимых для нее эпизодах из детства. К примеру, об увлечении рэп-культурой, которое настигло Сашу и её подругу в 12 лет. Они фанатели от Bad Balance и Эминема, презрительно называли Децла попсой, а после школы ходили на занятия брейк-дансом. Но самое главное — вся эта культура. Нам нравились широкие штаны, одежда мешком, шапки. И мальчиков, которым мы будем симпатизировать, мы выбирали по ширине штанин, они же еще шапку носили надвинутую на самый нос, лица не видно. И вот в Минске проводилось какое-то рэп-мероприятие. Не помню точно, но родители меня туда не пустили: нарисовали себе в голове шприцы, косяки и бутылки водки. А мне 13 лет! И это был чуть ли не единственный раз, когда мне родители что-то запретили. Для подростка этот запрет был сродни трагедии. Саша даже написала рэп об ущемлении прав подрастающего поколения. Чтобы примириться с дочкой, мама и папа предложили ей сходить на вещевой рынок стадиона «Динамо» и выбрать любые штаны на свой вкус. Девочка выбрала самые широченные, с отстрочкой. Сулим признавалась, что это едва ли не единственная вещь, которую она носила очень долго и до сих пор хранит, хотя обычно предпочитает выбрасывать всё ненужное. Училась Саша в специализированной школе с углубленным изучением французского языка и мечтала побывать в Париже.
Истории, леденящие кровь: 5 выпусков подкаста «Дела» о маньяках Саши Сулим
А также пишет о том, что в этом нет ничего «аморального» и что сами педофилы считают свои сексуальные предпочтения «нормой». Так, она приводит слова одного из них о том, что он считает педофилию «хорошим и ласковым обращением с детьми». В том числе, продвигая тезис о том, что просмотр детской порнографии «не может никому навредить» и что «российским Уголовным законодательством ответственность за это формально не предусмотрена». В дополнение к этому в своей статье она рассказывает о многочисленных западных организациях педофилов, борющихся за отмену возраста согласия, а также о том, как важны различные интернет-площадки для их коммуникации: Подобные статьи в российских изданиях, финансируемых западными спонсорами, нацелены на выведение педофилии в нашем обществе в так называемое «Окно Овертона». Таким образом, они сначала выводят педофилию в нейтральную зону обсуждения, чтобы уже потом начать продвигать тезис о том, что данное расстройство является нормой.
В школе мы изучали французскую культуру, ставили, например, мюзикл «Нотр-Дам-де-Пари». В 13 лет я впервые поехала во Францию по языковой программе и вскоре начала неплохо говорить по-французски. Примерно в те же годы я впервые побывала в Париже и влюбилась в этот город: мне очень захотелось когда-нибудь приехать сюда учиться и вообще здесь жить. В 2006 году у меня это получилось: я поступила на факультет кино и телевидения в Сорбонне. Майские протесты 1968 года в стране прошли не зря, студенты тогда фактически добились «образования для всех». Так что у меня были очень простые вступительные испытания: сдать тест на знание французского языка и написать мотивационное письмо. Да, я платила за обучение около 500 евро в год, но по сравнению с расценками в университетах других стран это абсолютно символическая сумма. Однако с французскими университетами есть и некоторая проблема: они почти не дают прикладных профессиональных навыков. В Сорбонне мы изучали теорию и историю кинематографа, занимались скорее киноведением. Такое образование во Франции не очень ценится, потому что с ним сложно найти работу. Там престижно учиться в образовательных учреждениях другого типа — их обычно называют «школами». В такое место — в Высшую школу журналистики при Институте политических наук в Париже — я и перевелась на четвертом курсе. Французам туда сложнее поступить, но для иностранных абитуриентов в школе отдельный конкурс. У меня к тому моменту было оконченное высшее образование, поскольку я заочно доучилась на журфаке в Минске, и хорошее портфолио — так что я этот конкурс прошла. Но почему из Парижа ты переехала именно в Москву? Мне тогда было 23. Учитывая, что я выросла в Минске, это как будто бы поздно — но до определенного момента я никогда не думала о том, чтобы жить в России и работать в этой стране. То есть дома мы, конечно, смотрели российские телеканалы, тот же НТВ, который еще был хорошим, — и, когда я начинала мечтать о журналистике, меня безусловно вдохновлял Леонид Парфенов и его «Намедни». Однако мне совсем не хотелось переезжать в Россию и «покорять Москву» — я связывала свое будущее с Францией. А потом — и я очень благодарна за это годам, которые прожила в Париже, — у меня внутри все глобально переломилось. Очень сильно поменялся понятийный аппарат, я по-другому стала думать о том, чтобы «уехать», «вернуться» или «остаться». У нас ведь часто считается, что если ты уехал в «классное» место, а потом вернулся — то у тебя что-то не получилось, ты неудачник. В Париже я перестала ощущать себя внутри этой логики. Институт, в котором я училась, был очень престижным местом, откуда вышли многие французские политики. Среди студентов моей группы были дети дипломатов и экспатов, люди, детство которых прошло в поездках по разным странам. Так вот, в том числе благодаря общению с ними я перестала думать о том, что в какой-то стране круто жить, а в какой-то — нет. Когда они узнавали, что я владею русским и могу поехать работать в Россию, то говорили, что завидуют мне, рассказывали, что хотят уехать из Франции — ну знаешь, такое «Пора валить». Многим из моих одногруппников казалось, что в их стране нечего делать и неинтересно работать, они мечтали отправиться в Дели, в Гонконг, в США… И я, глядя на них, понимала: в мире много мест, где ты можешь развиваться как профессионал. Если тебе это нужно — ты едешь в такое место, и неважно, высокий там ВВП или низкий. Большинство ребят, с которыми мы об этом говорили, действительно уехали из Франции. А проблемы — они есть во всех странах мира, и проблемы с журналистикой в том числе. Просто у российской журналистики свои проблемы, у французской — свои. Поэтому, когда я впервые приехала в Москву на практику в Agence France-Presse, я задумалась. Мне как-то понравился город, меня ничего не смутило в плане уровня жизни, и я подумала: «Ну, здорово! Мне больше не хотелось сковывать себя, стесняться, постоянно думать о том, правильно ли я что-то произнесла, назвала. Да, я хорошо говорю по-французски. Но одно дело — хорошо говорить и работать, например, экономистом, и совсем другое — заниматься журналистикой, особенно на ТВ, где любая ошибка в речи непростительна. Я понимала, что, конечно, смогу найти во Франции работу по специальности, но буду, например, продюсером — и для меня это значило оказаться на вторых ролях. Мне важно было работать корреспондентом, автором. Так что я уехала в Москву, хотя это было трудное решение. Но сейчас я могу с легким сердцем подтвердить свою правоту. Отказ от жизни в Париже действительно стоил того, чего я достигла в профессиональном плане. Саша Сулим. Фото из личного архива — Итак, ты вернулась в Москву.
Так, она приводит слова одного из них о том, что он считает педофилию «хорошим и ласковым обращением с детьми». В том числе, продвигая тезис о том, что просмотр детской порнографии «не может никому навредить» и что «российским Уголовным законодательством ответственность за это формально не предусмотрена». В дополнение к этому в своей статье она рассказывает о многочисленных западных организациях педофилов, борющихся за отмену возраста согласия, а также о том, как важны различные интернет-площадки для их коммуникации: Подобные статьи в российских изданиях, финансируемых западными спонсорами, нацелены на выведение педофилии в нашем обществе в так называемое «Окно Овертона». Таким образом, они сначала выводят педофилию в нейтральную зону обсуждения, чтобы уже потом начать продвигать тезис о том, что данное расстройство является нормой.
Задала бы я такой вопрос? Может быть, но вряд ли бы его включила в финальный монтаж. Потому что, на мой взгляд, это не является общественно важным. У меня нет единого подхода при работе с такими историями. Есть коллеги более профессиональные, чем я, возможно, у них готов алгоритм, с которым можно сверяться, когда ты пишешь на такие темы. Просто знаю по себе: какую бы тему я ни брала, я не делаю большой разницы между тем, снимаю ли я сюжет про ангарского маньяка или про театр в поселке Мотыгино. Протокол один, я подхожу ко всему как журналист, это ключевой момент. Подробнее Что это значит: даже если нам очень сложно оставаться нейтральными в каких-то вопросах, мы не пытаемся транслировать свое отношение напрямую, а выражаем его через правильные вопросы собеседникам. А их ответы будут показывать и дополнять историю. Но для этого должно быть внутреннее чутье. Ужасные истории происходят в России каждый день, и пишут о них часто, и снимают, и порой получаются неплохие материалы, но мне кажется, что выбирать историю, о которой мы хотим написать только из-за того, что она хайповая, — не журналистский подход. Журналист должен подавать историю таким образом, чтобы показывать некую тенденцию. И тогда будет легче избежать неправильных вопросов и такого шквала осуждений в интернете. Хотя, наверное, шквал осуждения неподконтролен. Выбирая между «да» или «нет», я бы сказала, что брать интервью у маньяка допустимо. Здесь скорее вопрос не этики, а журналистских реалий. Если какая-то тема становится суперактуальной — главной на повестке дня, не говорить о ней намеренно — странно.
«Нездоровый интерес аудитории». Вместе с Сашей Сулим разбираемся, почему люди фанатеют по маньякам
Журналистка Саша Сулим, написавшая книгу об Ангарском маньяке Михаиле Попкове, сняла фильм о детях, пропадающих в Тюмени с 1997 года. Биография и карьера журналистки Саши Сулим, последние новости и интересные факты о ней. Журналистка Саша Сулим покинула команду подкаста «Дела» после переноса проекта с платформы YouTube во «ВКонтакте». Саша Сулим окончила Школу журналистики Sciences Po в Париже.
«Этой темы не существует, лучше напиши о том, что в России нет демократии»
По словам Саши Сулим, в 1980-е годы в Казани действовало около 100 преступных группировок, а «Голос Америки» сравнивал город с Чикаго 1930-х годов. В очередном тру-крайм пересказе пересказанного, блогер Саша Сулим всё же прислушалась к советам «Петровочки, 38» и заменила микрофон в стиле телерадио СССР на более современный. Саша Сулим обладает уникальным стилем рассказа и умением донести сложные темы до широкой аудитории. Журналистка Саша Сулим покинула подкаст «Дела» после переноса проекта с YouTube во «ВКонтакте». Все новости. Контактная информация. Анна Сулима: биография, личная жизнь, рост, вес, фото, чем занимается. Саша Сулим рассказывает, что в голове у педофилов и как с этим бороться».
Саша Сулим – королева тру-крайма. Кто она такая и почему канал журналистки так популярен?
В очередном тру-крайм пересказе пересказанного, блогер Саша Сулим всё же прислушалась к советам «Петровочки, 38» и заменила микрофон в стиле телерадио СССР на более современный. Что говорит о Лесобазе и съемках Саша Сулим, она написала на своей странице в Instagram. Как 57-я школа пытается справиться с последствиями истории о домогательствах: репортаж Саши Сулим Meduza*. Что говорит о Лесобазе и съемках Саша Сулим, она написала на своей странице в Instagram. Саша Сулим обладает уникальным стилем рассказа и умением донести сложные темы до широкой аудитории. Журналистка Саша Сулим, написавшая книгу об Ангарском маньяке Михаиле Попкове, сняла фильм о детях, пропадающих в Тюмени с 1997 года.
5 вещей, которые меня изменили: журналистка Саша Сулим
Задел ли тебя медиакризис 2014 года, когда на волне политических событий в России поменялись команды нескольких крупных изданий — в том числе «Ленты. Когда я шла на ТВ, мне очень хотелось закрыть давний гештальт, реализоваться, ощутить драйв, который есть в процессе подготовки сюжета — от съемочной площадки до монтажа и выпуска. И я нашла место, которое в то время, до 2014-го и последовавших за ним событий, можно было назвать приличным и даже классным. Мы много путешествовали, работали в разных странах — и, хотя мне не удалось осуществить свою давнюю мечту и снять репортаж из Канн, я, например, побывала как журналист на Венецианском кинофестивале. Это было здорово — ездить по всему миру, общаться с интересными людьми. С другой стороны, киножурналистика — это очень узкая история. Ты сделал круг, объездил все важные фестивали за год — и на следующий год тебе опять нужно ехать по тем же местам.
Я понимала, что в долгосрочной перспективе мне это неинтересно, хотелось двигаться дальше — но не понимала, в какую сторону. Онлайн-издания для меня в 2014 году находились в совсем другой профессиональной нише, и я не могу сказать, что была глубоко погружена в контекст происходившего с ними. Но вот осенью 2014-го запускается «Медуза», и я — даже не знаю почему, я не то чтобы активно читала «Ленту» — вижу это издание, которое кажется мне классным, с интересным посылом, с хорошим языком. Я подписываюсь на их ежедневную рассылку, начинаю за ними следить — и постепенно понимаю, что мне хотелось бы в этом издании что-то делать, хотя мне по-прежнему не очень ясно, что именно. Спустя год знакомые нашли для меня мейл редактора, который отвечал «за культуру» в «Медузе». И я написала Тане Ершовой, которая тогда была этим редактором, письмо о том, что хотела бы с «Медузой» сотрудничать.
Мне, как часто бывает в таких ситуациях, не ответили, я написала снова — и в итоге все-таки сделала для «Медузы» свой первый материал. Это было интервью с Семеном Слепаковым, которое вышло зимой 2015 года. Меня, что странно, уволили не сразу после разговора, прошла пара недель — но этого сотрудничества мне действительно не простили. Причем, насколько я поняла, дело было в том, что какой-то начальник на «России-24» — я никогда не видела этого человека и не знакома с ним — читал рассылку «Медузы», увидел в ней мое имя и позвонил уже моему непосредственному руководителю. Когда тебя увольняют — это неприятно. Но после каждого увольнения в моей жизни начинался новый классный этап.
В тот раз я поделилась своей историей с Таней Ершовой — мы с ней тогда начали более неформально общаться, — и тут случилось что-то действительно великолепное. В отделе работали корреспонденты — не специальные, просто журналисты, которые могли быстро приехать «на место происшествия» и написать о происходящем. Условно говоря, где-то что-то взорвалось, загорелось, начался митинг — мы выехали. Таня рассказала мне об этом отделе, спросила, хочу ли я попробовать, — и я согласилась. Затем мне написал Андрей и начал заказывать тексты — совсем не про культуру. Тогда в Москве сносили киоски, и я записала монологи людей, чьи магазинчики уничтожили, — это и был мой первый материал.
Андрею понравилась статья, я написала еще несколько текстов — и он предложил мне работу. Помню, мы с Женей Бергом журналист, корреспондент «Медузы» в 2016—2018 году. До маньяка — то есть до моей первой поездки в Ангарск — тогда оставалось месяцев девять улыбается. На редакционной летучке мы решили, что было бы хорошо, если бы кто-то написал об этом большой текст — но никто из специальных корреспондентов темой особо не заинтересовался. Тогда я сказала, что хотела бы попробовать. Так все и началось.
Все-таки материал очень тяжелый. Естественно, когда я ездила в Ангарск, стресс тоже был, но его природа не была связана со страхом. Я волновалась насчет того, удастся ли все, что я задумала, станут ли встречаться ли со мной люди, согласившиеся на интервью, когда я связывалась с ними из Москвы. А если договоренности подтвердились, и мы уже разговариваем с героем, — мне не страшно, мне даже радостно, и я просто делаю свою работу. Интервью с самим маньяком, например, было сложно организовать. Я летела в Ангарск ночью, спала мало и в самолете, до последнего момента не знала, станет ли Попков вообще со мной разговаривать — может, он просто будет 10 минут смотреть на меня и улыбаться.
То есть был стресс, было волнение — и когда разговор все-таки начался, мне стало спокойнее. А страх… Ну, я все же не на пустыре с ним встретилась и не в машину к нему села. Наверное, что-то понял следователь, который общался с ним десятки, сотни часов. Жутко здесь, пожалуй, от ощущения, что зло так обыденно, что оно таится в совершенно обычном мужчине, который говорит о совершенно обычных вещах… Но это такая жуть, «от головы», она возникает не на эмоциональном уровне. Что тебя подтолкнуло к этому? Я ответила: «Конечно хочу!
При этом я сомневалась, что мой сюжет подойдет издательству, — но им он тоже показался интересным.
На втором курсе я стала работать в телевизионной студии, мы снимали сюжеты для молодежной программы… Вообще до «Медузы» я чаще всего писала на культурные темы. Мне всегда очень нравилось кино, так что в Минске я делала сюжеты о белорусских режиссерах, интервью с ними. Когда я изучала кино в Париже, я писала заметки для русскоязычной газеты «Русская мысль» и еще для одного русского журнала из Лондона — о выставках, фестивалях, биеннале. И когда я из Парижа переехала в Москву, то работала сначала в журнале о кино, потом — в программе о кино на ТВ.
Сейчас это может прозвучать странно, но в начале 2010-х мне очень хотелось работать на телевидении. Я ходила в детский сад, куда однажды почему-то пришла учительница и начала разучивать с нами французские слова. А потом, тоже совершенно случайно, я пошла в школу, в которой основным иностранным языком оказался французский — причем его мы учили с первого класса, а английский начинался только в пятом. В школе мы изучали французскую культуру, ставили, например, мюзикл «Нотр-Дам-де-Пари». В 13 лет я впервые поехала во Францию по языковой программе и вскоре начала неплохо говорить по-французски.
Примерно в те же годы я впервые побывала в Париже и влюбилась в этот город: мне очень захотелось когда-нибудь приехать сюда учиться и вообще здесь жить. В 2006 году у меня это получилось: я поступила на факультет кино и телевидения в Сорбонне. Майские протесты 1968 года в стране прошли не зря, студенты тогда фактически добились «образования для всех». Так что у меня были очень простые вступительные испытания: сдать тест на знание французского языка и написать мотивационное письмо. Да, я платила за обучение около 500 евро в год, но по сравнению с расценками в университетах других стран это абсолютно символическая сумма.
Однако с французскими университетами есть и некоторая проблема: они почти не дают прикладных профессиональных навыков. В Сорбонне мы изучали теорию и историю кинематографа, занимались скорее киноведением. Такое образование во Франции не очень ценится, потому что с ним сложно найти работу. Там престижно учиться в образовательных учреждениях другого типа — их обычно называют «школами». В такое место — в Высшую школу журналистики при Институте политических наук в Париже — я и перевелась на четвертом курсе.
Французам туда сложнее поступить, но для иностранных абитуриентов в школе отдельный конкурс. У меня к тому моменту было оконченное высшее образование, поскольку я заочно доучилась на журфаке в Минске, и хорошее портфолио — так что я этот конкурс прошла. Но почему из Парижа ты переехала именно в Москву? Мне тогда было 23. Учитывая, что я выросла в Минске, это как будто бы поздно — но до определенного момента я никогда не думала о том, чтобы жить в России и работать в этой стране.
То есть дома мы, конечно, смотрели российские телеканалы, тот же НТВ, который еще был хорошим, — и, когда я начинала мечтать о журналистике, меня безусловно вдохновлял Леонид Парфенов и его «Намедни». Однако мне совсем не хотелось переезжать в Россию и «покорять Москву» — я связывала свое будущее с Францией. А потом — и я очень благодарна за это годам, которые прожила в Париже, — у меня внутри все глобально переломилось. Очень сильно поменялся понятийный аппарат, я по-другому стала думать о том, чтобы «уехать», «вернуться» или «остаться». У нас ведь часто считается, что если ты уехал в «классное» место, а потом вернулся — то у тебя что-то не получилось, ты неудачник.
В Париже я перестала ощущать себя внутри этой логики. Институт, в котором я училась, был очень престижным местом, откуда вышли многие французские политики. Среди студентов моей группы были дети дипломатов и экспатов, люди, детство которых прошло в поездках по разным странам. Так вот, в том числе благодаря общению с ними я перестала думать о том, что в какой-то стране круто жить, а в какой-то — нет. Когда они узнавали, что я владею русским и могу поехать работать в Россию, то говорили, что завидуют мне, рассказывали, что хотят уехать из Франции — ну знаешь, такое «Пора валить».
Многим из моих одногруппников казалось, что в их стране нечего делать и неинтересно работать, они мечтали отправиться в Дели, в Гонконг, в США… И я, глядя на них, понимала: в мире много мест, где ты можешь развиваться как профессионал. Если тебе это нужно — ты едешь в такое место, и неважно, высокий там ВВП или низкий. Большинство ребят, с которыми мы об этом говорили, действительно уехали из Франции. А проблемы — они есть во всех странах мира, и проблемы с журналистикой в том числе. Просто у российской журналистики свои проблемы, у французской — свои.
Поэтому, когда я впервые приехала в Москву на практику в Agence France-Presse, я задумалась. Мне как-то понравился город, меня ничего не смутило в плане уровня жизни, и я подумала: «Ну, здорово! Мне больше не хотелось сковывать себя, стесняться, постоянно думать о том, правильно ли я что-то произнесла, назвала. Да, я хорошо говорю по-французски. Но одно дело — хорошо говорить и работать, например, экономистом, и совсем другое — заниматься журналистикой, особенно на ТВ, где любая ошибка в речи непростительна.
Мы прекрасно понимаем, что, когда мы делаем интервью с неоднозначным, или, наоборот, очень однозначным политиком или чиновником, мы тоже ему даем слово. Наша задача — задать ему вопросы, которые должны прозвучать в данном контексте, и получить от него ответы — ну или не получить. Есть жанр «интервью с мудаком», в котором журналист своими вопросами и реакцией на них героя показывает, что герой — не очень приятный человек. Почему нужно выделять в отдельную группу интервью с серийными убийцами или маньяками? Я бы не характеризовала это как возможность для них взять слово или с моей стороны желание давать им слово. Это в первую очередь мое желание задать им вопросы и получить от них ответы, и мне было очень интересно это сделать. Мне кажется, что я попыталась не быть во время разговора с ним человеком, который его осуждает, который несет условный глас совести и какой-то морали в этом разговоре.
Я попыталась с ним говорить так же, как я говорила с любым героем своего текста, то есть максимально раскрыть этого персонажа, дать ему возможность высказаться, обозначить свою позицию, объяснить свои поступки. Есть еще и сверхзадача, она слишком пафосная. Конечно, я ставила ее, но не уверена, что есть такой результат. Задача в том, что кажется, если мы будем разбираться в таких страшных событиях, то мы в каком-то смысле будем предотвращать их повторение. Моя сверхзадача, конечно, была такой. Другое дело, что вряд ли даже интервью в самом популярном СМИ может что-то изменить в таком ключе. Но мне самой было по-человечески интересно поговорить с таким человеком.
О личном общении с маньяком и его мотивах — Расскажи, какое впечатление произвел на тебя Попков при первой встрече, при первом интервью? И каждый раз я, как мне кажется, разочаровываю человека, который мне его задает. Самое яркое, что я могу сказать по поводу встречи с Попковым — это то, что он произвел на меня впечатление обычного человека. Это слово лучше всего его характеризует. То есть не нормального человека, а обычного. Мы с ним общались в первый раз около трех часов и первые полтора из них, когда я пыталась прощупать героя и мы общались с ним на посторонние темы — про фильмы, автомобили, путешествия — он производил впечатление немного занудного, скучного, не очень интересного, неяркого, не остроумного человека. Никто не обязан обладать этими качествами, поэтому я и говорю, что это обычный мужчина за 50, который в 90-е работал в милиции, а потом охранником.
Но в середине, когда наш разговор перешел в плоскость его преступлений, я, конечно, начала на него смотреть немного иначе, и его мимика начала приобретать устрашающие оттенки.
Мне показалось, что там мало жертвы и описания того урона, который он своими действиями нанес. Зато много подробностей и его высказываний, которые мне не очень интересны. Я понимаю, для чего это сделано: так мы вызываем эмоции, привлекаем зрителей, но в плане журналистики эти вещи лишние. Мне кажется, что в рамках заданной темы можно задавать любые вопросы — никогда не знаешь, как человек отреагирует и на какую новую тему это выведет разговор. Я задавала Попкову все интересующие меня вопросы, все его содержательные ответы вошли в финальный монтаж, но еще раз подчеркну, что здесь во главе угла вопрос оптики, под которой мы рассматриваем конкретную ситуацию. Конечно, у Ксении, как и у любого яркого интервьюера, есть свой стиль общения, и он остался неизменным и во время общения с Моховым: где-то она смеется, где-то спрашивает, сколько раз в день Мохов смотрит порнографию. Задала бы я такой вопрос?
Может быть, но вряд ли бы его включила в финальный монтаж. Потому что, на мой взгляд, это не является общественно важным. У меня нет единого подхода при работе с такими историями. Есть коллеги более профессиональные, чем я, возможно, у них готов алгоритм, с которым можно сверяться, когда ты пишешь на такие темы. Просто знаю по себе: какую бы тему я ни брала, я не делаю большой разницы между тем, снимаю ли я сюжет про ангарского маньяка или про театр в поселке Мотыгино. Протокол один, я подхожу ко всему как журналист, это ключевой момент. Подробнее Что это значит: даже если нам очень сложно оставаться нейтральными в каких-то вопросах, мы не пытаемся транслировать свое отношение напрямую, а выражаем его через правильные вопросы собеседникам. А их ответы будут показывать и дополнять историю.
Но для этого должно быть внутреннее чутье. Ужасные истории происходят в России каждый день, и пишут о них часто, и снимают, и порой получаются неплохие материалы, но мне кажется, что выбирать историю, о которой мы хотим написать только из-за того, что она хайповая, — не журналистский подход.
«Нездоровый интерес аудитории». Вместе с Сашей Сулим разбираемся, почему люди фанатеют по маньякам
Александра Сулим, журналист из Белоруссии которая уехала из страны в 2006 году, когда лукашенко нарисовал себе 82%. биография, личная жизнь, фото и видео, рост и вес, новости | Радио КП. Журналистка Саша Сулим покинула команду подкаста «Дела» после переноса проекта с платформы YouTube во «ВКонтакте». Журналистка Саша Сулим, написавшая книгу об Ангарском маньяке Михаиле Попкове, сняла фильм о детях, пропадающих в Тюмени с 1997 года.