Читая Достоевского в ХХI веке, мы не просто приобщаемся к ценностям мировой литературы, его произведения помогают лучше увидеть. Самая известная биографическая книга «Достоевский» Людмилы Сараскиной – это увесистый том почти на тысячу страниц, который сложно читать изначально не влюблённому в писателя человеку. Прочитав произведения Достоевского, Кафки, Уайлда и других ты научишься находить причины и следствия того или иного поведения, познаешь глубины человеческих характеров.
Пятикнижие Достоевского
Что советует читать Достоевский Если бы вы спросили Фёдора Михайловича, какую книгу читать детям и с детьми, он ответил бы так. Ведь в таком случае, чтобы читать Достоевского, необходимо понимать, что представляло собой русское общество в 50–60-е годы XIX века; нужно прочитать Библию, как минимум — Евангелие. Огромную работу, начатую в этом направлении коллективом сотрудников Пушкинского дома под руководством Георгия Фридлендера, в труднейших условиях, под постоянным идеологическим давлением подготовивших и выпустивших в. Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — знаменитый русский писатель-романист. У меня лично Достоевский начался с Бесов, и эта книга мне очень понравилась, а вот в свое время Преступление и наказание, например, так и не осилила, хотя Бесы, Братья Карамазовы читались хорошо и интересно. Эта точка зрения Достоевского во всей своей полноте раскрывается в романе «Преступление и наказание».
С чего начать читать достоевского
Для человека, принявшего это за истину, «всё позволено». Но совершив преступление, Раскольников в своей теории разочаровывается. Мысли ещё сильнее терзают его. И только в христианской вере, любви, покаянии герой находит ответы. Раскольников перерождается, читая на каторге в сибирском остроге Евангелие. Майкову Достоевский рассказал о замысле этого романа: «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из неё сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно». Стремления князя Льва Мышкина, главного героя, направлены на то, чтобы сделать других счастливыми. Однако, вмешиваясь в судьбы людей, оказываясь втянутым в их жизни, в их страсти, он становится жертвой и в финале сходит с ума.
Известно ли, какие книги писатель любил читать в детстве и в юности? О самой первой своей книге Достоевский автобиографически сообщает в романе «Братья Карамазовы: «Была у меня тогда книга, священная история с картинками, под названием: «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета», и по ней я и читать учился». Одной из любимых книг в семье Достоевских было собрание сочинений А. Пушкина, с которым писатель не расставался всю жизнь. Однако в юности он увлекался «готическими романами» Анны Радклиф и Эженом Сю, читал стихи Жуковского и Байрона, а в годы учебы буквально бредил Шиллером. Интересно отметить, что собственно детскую литературу Достоевский не признавал — возможно по той причине, что по-настоящему хорошей детской литературы в то время практически не было. Когда его спрашивали, чтобы он посоветовал для чтения детям и подросткам, то Достоевский называл вполне «взрослые» имена: Вальтер Скотт, Чарльз Диккенс, Мольер, Гоголь, Крылов и конечно, Пушкин. Можно предполагать, что эти рекомендации основаны в том числе и на его собственных детских впечатлениях. Были ли у Фёдора Михайловича герои, которых он писал с себя? Писал ли он психологические портреты своих героев с семьи, знакомых? Достоевский очень широко использовал реальных прототипов в своих произведениях. Нередко он помещал подлинные, происшедшие с ним эпизоды в свои книги — особенно среди второстепенных персонажей. Так, известный эпизод из романа «Идиот», в котором солдат пропивает крест, выдавая его за серебряный князю Мышкину, произошел с самим Федором Михайловичем на Сенной площади. А «Слова и поучения старцы Зосимы» из романа «Братья Карамазовы» отражают многое из того, что писатель лично слышал от старца Амвромия Оптинского. Автобиографизм романа «Игрок» даже привел к тому, что Достоевского зачастую выставляют чуть ли не законченным игроманом, в то время как этой страсти он предавался довольно редко — преимущественно во время европейских путешествий.
Лучшие из монографий и коллективных трудов последних двух десятилетий предлагают принципиально новое осмысление произведений русского гения, опирающееся на предшествующие достижения науки и в то же время учитывающее все, что «предоставил» нам для такого понимания ХХ век. Но подлинное понимание должно опираться на правильное прочтение всего написанного Достоевским. А тут по сию пору существуют немалые проблемы. В силу особенностей отечественной истории произведения Достоевского издавались мало, а «Дневник писателя», записные тетради и черновики — вообще считанное число раз, да и при подготовке их издателям приходилось постоянно заботиться о том, как с наименьшими потерями соблюсти требования цензуры. Это касается не только случаев — важнейших для понимания замысла писателя — употребления заглавных и строчных букв в сакральных именах «Бог» и «бог», «Истина» и «истина» обозначают у него совершенно разные понятия , но и намеренных пропусков или непрочтения неудобных слов и даже фраз. Кроме подобных объективных причин существовали и субъективные: специфика творческого процесса Достоевского записывал относящееся к одному и тому же сюжету в разных местах страницы, на разных листах или даже поперек одной записи делал другую , его трудно читаемый почерк, индивидуальные особенности правописания. Огромную работу, начатую в этом направлении коллективом сотрудников Пушкинского дома под руководством Георгия Фридлендера, в труднейших условиях, под постоянным идеологическим давлением подготовивших и выпустивших в 1972—1990 годах «Полное собрание сочинений» Достоевского, продолжает ныне в Петрозаводском университете научный коллектив под руководством профессора Владимира Захарова.
Главные герои по натуре своей люди благородные, но порой им приходиться совершать недостойные поступки. Читать отрывок 9. И все эти рассуждения не размазаны по тысячам страниц многотомника, нет. Коротенький рассказ насчитывает всего пять страниц. Если вы любите творчество Достоевского, обязательно прочтите это удивительную историю о смешном грустном парне, решившемся на самоубийство, и маленькой девочке, искавшей помощи прохожего, и о сне, навсегда изменившем жизнь человеческую. Читать отрывок 10. Первые заготовки в виде двух отдельных повестей вышли в свет в 1847 году. Впоследствии автор решил объединить два ранних произведения одно о жене, второе — о муже в единое целое. В центре сюжета лежит история мужчин, столкнувшихся на улице у многоквартирного дома, где один назначил встречу любовнице, а второй выискивает улизнувшую от него молоденькую жену. Пытаясь уличить неблаговерную благоверную в измене, мужчина невольно оказывается в курьезной ситуации. Читать отрывок Вряд ли кто-либо станет оспаривать гениальность Федора Михайловича Достоевского как классика мировой литературы. А если кто-то и захочет поспорить, пусть сначала прочтет его лучшие произведения. Вдумчиво и медленно, и желательно не один раз. Иначе, никак. Ну, такой он, Достоевский. Его творения хочется перечитывать и перечитывать. Особенно эти его потрясающие литературные шедевры!
Достоевский и теория среды: полемическая заостренность романа
- В каком порядке читать книги Достоевского
- Коллекции и спецпроекты | НЭБ
- Читайте также
- 5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому | СаратовБизнесКонсалтинг
- В каком порядке читать книги Достоевского
- Книга 2 – “Идиот” (1868-69)
Рекомендации для новичков
- Что такое классическая литература
- «Бедные люди»
- Определиться с жанром произведения
- 5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому
- С чего начать читать Федора Достоевского: рекомендации
- С чего начать читать произведения Достоевского
Что думают преподаватели?
- Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы
- Священное Писание
- С чего начать читать классическую литературу?
- 5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому
- С чего начать читать достоевского
- Блог издательства Delibri
ЛУЧШИЕ КНИГИ для знакомства с классикой?с чего начать читать классику?
Ответы : С какой книги начать Достоевского?) | На собраниях литературного кружка Белинского Достоевский начинает зачитывать отрывки из своего следующего произведения — повести «Двойник». |
Как начать читать произведения Федора Достоевского: полезные советы | Те, кому удалось прочитать и проникнутся произведениями Федора Достоевского, извлекли для себя много полезных истин. |
Читать нельзя выкидывать: нужен ли Достоевский в школьной программе | Исследователи проводят аналогии: пятикнижие Достоевского сравнивают с Пятикнижием Моисея. |
В каком порядке читать книги Достоевского | Самая известная биографическая книга «Достоевский» Людмилы Сараскиной – это увесистый том почти на тысячу страниц, который сложно читать изначально не влюблённому в писателя человеку. |
Классическая русская литература: произведения, эпохи, имена | В этой статье представлен список всех произведений Достоевского в хронологическом порядке (таблица). |
С чего начать читать произведения Достоевского
Необходимо хотя бы сначала преподавать ранние произведения Достоевского, а потом уже «Преступление и наказание». Устрою вам небольшой гид по любимому ого просмотра.00:53 Этапы моего знакомства с творчеством Достоевского05:32 С чего начать?09:09 Лучш. Сохранилось описание личной библиотеки Достоевского: так мы можем узнать, что читал писатель — и предположить, какие книги повлияли на него. Кинопоиск подводит итоги полугодия: начали с игр, продолжаем книгами! С чего начать читать Достоевского: рекомендации для новичков. Как погрузиться в мир Достоевского: с чего начать чтение и простые способы понять его произведения.
Список Бродского: книги, которые надо прочитать, чтобы с вами было о чём разговаривать
Он беседовал со своими студентами и рассказывал о любимых писателях. При этом постоянно пил кофе и много курил. Несмотря на отсутствие высшего образования, Бродский много читал. Поэтому его удивляло, что студенты, изучающие литературу, не могут похвастаться тем же. В один из дней Бродский сел за печатную машинку и составил перечень книг, которые должен прочесть каждый.
Вот как он объясняет Соне причину содеянного: «Знаешь, Соня, — сказал он вдруг с каким-то вдохновением, — знаешь, что я тебе скажу: если б только я зарезал из того, что голоден был, — продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно смотря на нее, — то я бы теперь… счастлив был!
Знай ты это! Достоевский показывает, что преступление Раскольникова выходит далеко за пределы социальной или бытовой плоскости. Мысленно возвращаясь ко времени убийства процентщицы и прокручивая его в голове, Раскольников говорит фразами с неясным смыслом: «…я не человека убил, я принцип убил. Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался»; «О, ни за что, ни за что не прощу старушонке»; «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку.
Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки! Раскрытие главной причины преступления для Достоевского приравнивается к постижению тайны добра и зла в человеке. Сочинив «головную» теорию, делящую всех на «тварей дрожащих» и «право имеющих», и отточив свою аргументацию, Раскольников оказывается в чувственном плену у мысли о будущем преступлении. Он называет ее «проклятой мечтой», «безобразным сном» и сознает себя попавшим под ее чары, наваждение. Показывая, как созревает в герое решимость на преступление, Достоевский изображает явление «внутреннего подполья», которое впервые вывел и описал в «Записках из подполья».
Раскольников затворяется во внутреннем мире и уединяется от людей не столько из-за сознания безнадежности своего положения, сколько по собственной злой воле, личному выбору: «Я вот тебе сказал давеча, что в университете себя содержать не мог. А знаешь ли ты, что я, может, и мог? Мать прислала бы, чтобы внести, что надо, а на сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; наверно! Уроки выходили; по полтиннику предлагали.
Если вам всегда хотелось профессионально разбираться в литературе и понимать, как автор выстраивает свое произведение, то эта подборка для вас. Журналист и преподаватель Виктория Одиссонова готовит школьников к ЕГЭ по литературе и знает, какие книги точно помогут читать осмысленно. Одна из основных проблем, с которой сталкиваются не только выпускники школ перед ЕГЭ по литературе, но и взрослые читатели, - как понимать то, что ты читаешь? И возможно ли вообще вникнуть в авторский замысел без многих лет обучения на филфаке? К счастью, да.
И именно в последние годы стало появляться все больше книг, доступно и интересно объясняющих те «сложности» и тезисы, которые годами нас заставляли зубрить в школе, а затем и в университете. Конечно, ничто не заменит полноценного филологического образования, однако этих книг вполне может хватить на начальном этапе. Если вы хотите осмысленно читать, то вам подойдут эти рекомендации. Кстати, любители кино их тоже оценят. Бывает ли такое? Скорее, уже не одно десятилетие подобную книгу пытаются написать. Конечно, попытка вместить весь секрет анализа литературы в одну книгу кажется весьма наивной, но почему хотя бы с этого не начать? Книги Фостера и Адлера вышли со сходными названиями и перерывом в почти 40 лет. В этом смысле Адлер, конечно же, первопроходец по составлению универсальных рецептов.
Научишься лучше понимать людей или даже разовьешь эмпатию. Прочитав произведения Достоевского, Кафки, Уайлда и других ты научишься находить причины и следствия того или иного поведения, познаешь глубины человеческих характеров. Улучшишь свою речь. Чем большее классики, тем чище и яснее ты будешь говорить и даже думать. И да, словарный запас обязательно пополнится интересными словами!
Станешь мудрее. Звучит высокопарно, но одно из главных достоинств классической литературы заключается в том, что истины, озвученные писателями много лет или даже веков назад, вечны. А еще они — не только вне времени, они и вне возраста читать интересно и в 16, и в 96. Так что классические произведения — буквально энциклопедии по правилам жизни и морали. Получишь наслаждение.
Что советует читать Достоевский
Первым классическим писателем в классический период развития Греции стал Гомер и его труды «Илиада» и «Одиссея». В эпоху Возрождения понимание классической литературы изменилось. Благодаря теоретической работе Николя Буало «Поэтическое искусство», классической литературой начали называть не только произведения определенного античного автора, но вообще всю античную литературу. Еще позже классическими произведениями стали называть образцовые, эталонные для страны или эпохи литературные труды.
Например, в России таким особым периодом стал XIX век, который прозвали Золотым Веком классической русской литературы. Сегодня под термином «классическая литература» понимаются произведения художественной литературы, которые считаются эталоном для своей эпохи или того или иного жанра. Фото Getty Images Зачем читать классическую литературу?
Ты расширишь кругозор и повысишь уровень знаний по истории, ведь книги дают нам возможность «перенестись» в другой исторический период. Научишься лучше понимать людей или даже разовьешь эмпатию. Прочитав произведения Достоевского, Кафки, Уайлда и других ты научишься находить причины и следствия того или иного поведения, познаешь глубины человеческих характеров.
Но это произведение открывает огромный мир мыслей и душевного волнения, который останется с читателем на долгое время. Погрузитесь в этот мир и насладитесь всеми его оттенками и глубиной! Раскрыть тему дуализма человеческой натуры в «Идиоте» В романе «Идиот» Федор Достоевский раскрывает тему дуализма человеческой натуры через главного героя — князя Лев Мышкина. Этот дуализм проявляется в противоположных чертах характера и поведения князя. С одной стороны, Лев Мышкин представляет собой идеалиста, которому свойственны доброта, милосердие и чувство сострадания. Он стремится помочь людям, проявляет любовь и отзывчивость. Князь Лев всегда готов выслушать и помочь окружающим, он видит в каждом человеке человечность и несмотря на свою простоту, пытается построить гармоничные и справедливые отношения с окружающими.
С другой стороны, князь Лев Мышкин также обладает чертами, характерными для идиота. Он доверчив, наивен и неспособен адекватно реагировать на сложные ситуации. Лев Мышкин склонен к принятию решений, основанных на мгновенных эмоциях, что зачастую приводит к негативным последствиям. Его дуальность характера проявляется в противоречивости его поступков и иногда вызывает недоумение и непонимание у других персонажей романа. С точки зрения сюжета, дуализм человеческой натуры в романе «Идиот» представлен противостоянием главного героя Льва Мышкина и другого персонажа — Парфен Рогожина. Пока Лев Мышкин является символом чистого и доброго начала, Парфен Рогожин — его антипод, представляет собой беспощадность и разрушение. Таким образом, роман «Идиот» Федора Достоевского позволяет читателю увидеть двойственность человеческого характера, где добро и зло, идеализм и реализм сосуществуют одновременно, вызывая множество вопросов и размышлений.
Прочувствовать мистику «Бесов» Если вы хотите погрузиться в мистический и таинственный мир Федора Достоевского, то одна из самых подходящих для этого книг — «Бесы». Это роман, написанный в 1872 году, в котором автор раскрывает сложную тему социальных и политических изменений, столкновение старых и новых идей, и даже некую религиозную фанатичность. История разворачивается в провинциальном городке Скотопригоневске, где группа революционеров под предводительством Петра Верховенского планирует дестабилизировать общество и свергнуть существующий порядок в России. В центре внимания находится Николай Ставрогин, богатый и привлекательный молодой человек, которого все любят и восхищаются, но который носит в себе мрачные секреты и демоническую мощь. Вряд ли можно найти более ярких и запоминающихся персонажей, чем те, которых создал Достоевский в «Бесах». В романе встречаются самые разные люди: идеалисты, революционеры, философы, журналисты, простые жители. Каждый из них имеет свои мотивы и цели, их мотивы сталкиваются и переплетаются в сюжете.
Читая «Бесы», вы погрузитесь во вселенную запутанных чувств и эмоций, где реальность и фантазия переплетаются вместе в причудливом танце. Вы будете переживать радость и горечь, любовь и ненависть, поиск истины и стремление к преодолению зла. Острые диалоги, монологи, философские размышления и непредсказуемый сюжет делают этот роман настоящим чтецким опытом. Вам потребуется время, чтобы погрузиться в мир «Бесов», чтобы понять и прочувствовать его глубину и сложность. Это роман, который нельзя просто прочитать, его нужно пережить и почувствовать на себе. Познакомиться с рассказом «Записки из мертвого дома» Рассказ «Записки из мертвого дома» является одним из самых известных произведений Федора Достоевского. Он был написан в 1860-1862 годах и основан на реальных событиях.
В нем автор описывает свое личное впечатление от пребывания в казенной тюрьме в Омске, где он провел более четырех лет. Рассказ состоит из двух частей. В первой части Достоевский представляет читателю жизнь заключенных в тюремной крепости. Он описывает их тяжелые условия существования, моральное и физическое страдание, а также взаимодействие с тюремной администрацией. Во второй части рассказа автор рассказывает о своем периоде освобождения из тюрьмы и о трудностях, с которыми он сталкивается в обществе. Он описывает свое возвращение к жизни и свое стремление к покаянию за совершенные ранее ошибки. В них Достоевский основывается на своем собственном опыте тюремного заключения и максимально правдиво передает мрачную атмосферу и тяжелую судьбу заключенных.
В эпилоге говорится, что Евангелие, данное Соней Раскольникову, он держит под подушкой — мы не видим слов о том, чтобы он его читал. Таким образом, Евангелие для Раскольникова — потенциальная, но не реализованная возможность раскаяния. Цветовая символика — еще один элемент романа, к которому автор постоянно возвращается в каждой части романа. Сон об Африке выступает контрастом по отношению к остальной цветовой гамме романа именно потому, что там появляются яркие краски. Основная цветовая гамма романа — серая: этим цветом изображается дождливая темная погода в Петербурге. В сцене самоубийства Свидригайлова на этом цвете особый акцент: окружающий серый город душит героя и тем самым будто подталкивает к самоубийству. Желтый цвет у Достоевского символизирует болезненность, неустроенность, тревогу, создавая в сочетании с серым мрачную и изматывающую цветовую гамму. Здесь же вспоминается, что в те годы сумасшедшие дома красили в желтый цвет. Михаил Сапрыкин: Кроме того, желтый цвет, такой неестественный и болезненный, создает адскую картину Петербурга и вводит важные мотивы Апокалипсиса. Мир времен Достоевского, 1860—70-е годы, — предапокалипсис, в котором автор фиксирует крах прежних ценностей: как рушится вера в Бога, как уничтожается семья у Достоевского ведь, в отличие от Толстого, нет счастливых семей — все ругаются, спорят, визжат, скандалят.
Петербург со своими желтыми стенами, духотой и июльской вонью и грязью предстает болезненным, сломленным, апокалиптическим. Раскольников раскаялся или нет? Татьяна Шошина: Здесь давайте поговорим о первом традиционном школьном мифе: когда десятиклассники заканчивают работу над романом с мыслью о том, что Родион Раскольников и Соня Мармеладова — это пара влюбленных, аргументируя словами из эпилога: «Их воскресила любовь». Роман «Преступление и наказание» — текст без очевидной любовной линии, и чувства Раскольникова и Сони друг к другу в меньшей степени романтические — это глубокие человеческие и христианские чувства. Нигде в романе не говорится о романтическом отношении героев друг к другу, и логика самих героев не предполагает такого прочтения. Раскольников слишком занят самим собой, чтобы увлечься девушкой Соня его изначально интересует как союзница — как человек, совершивший преступление, — когда он не находит в ней союзницы, она становится его оппонентом. А Соня именно из-за своей глубокой религиозности считает себя падшей женщиной, «недостойным существом», и сама мысль о том, что такой «благородный» человек, как Раскольников который помог их семье , по-доброму к ней относится, знакомит ее с матерью и сестрой, обращается к ней по имени и отчеству — ее это глубоко трогает, она считает себя недостойной такого отношения. Даже если он привлекает ее внешне, Соня не считает себя вправе испытывать романтические чувства, и любовная линия в романе не прорисовывается. Раскаяние Раскольникова в финале — второй миф школьного подхода к роману Как и с любовью Сони и Раскольникова, так же десятиклассники пребывают в твердом убеждении, что Раскольников совершил преступление, а потом и его накрыло раскаяние, и он стал хорошим человеком. До последней строчки романа речи о раскаянии не идет: к финалу Раскольников осознает неправильность своей теории, а теория — это некоторое логическое построение, а в нем может оказаться ошибка.
Все, с чем герой приходит к финалу, — это понимание ошибочности своей логики, и для него это уже большое достижение. В романе нет ни строчки о том, что Раскольников жалеет о загубленных жизнях.
Лучший ответ Прежде чем приступить к чтению произведений Достоевского, нужно почитать литературу о писателе, о его жизни, любимых книгах, увлечениях, высокой дружбе. Это даст возможность найти отклик жизненных идеалов писателя в его произведениях и лучше их понять. Достоевский не тот автор, которого нужно читать бессистемно и не подготовленным. Это также, как слушать симфоническую музыку, не понимая ее. Рекомендуется начать читать Достоевского С "Неточки Незвановой" здесь передан мир ребенка - очень хрупкий и тонкий. Затем перейти к"Белым ночам".
Блог издательства Delibri
«Хочу понимать литературу»: с чего начать? | В этой статье мы предлагаем рекомендации и советы о том, с чего начать читать Достоевского подростку. |
Что советует читать Достоевский | Поэтому читать боговдохновенные тексты следует с особым усердием и внимательностью. |
Блог издательства Delibri
Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — знаменитый русский писатель-романист. Начну с того, что в школе Достоевского я не читала, это был как раз тот период, когда школьники активно начали юзать. Начну с того, что в школе Достоевского я не читала, это был как раз тот период, когда школьники активно начали юзать. Начну с того, что в школе Достоевского я не читала, это был как раз тот период, когда школьники активно начали юзать.