Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос.
«Коммунист в космосе»: реакция западных СМИ на полет Юрия Гагарина
За первый полёт в космос Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза и воинское звание майора досрочно (Гагарин взлетал в звании старшего лейтенанта). После полета в космос он вернулся в Узморье и поблагодарил тех, кто первыми встретил его на земле. 12 апреля 2024 года в России отмечается День космонавтики, приуроченный к первому полету в космос Юрия Гагарина.
Запустивший Гагарина в космос
Особого внимания заслуживает корабль-спутник из серии «Восток», на котором и был совершен первый полет Гагарина в космос. Длительность первого в истории полета в космос составила 108 минут. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. После полета в космос он вернулся в Узморье и поблагодарил тех, кто первыми встретил его на земле. 12 апреля 1961 года, день полёта Юрия Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики. Главная» Новости» Юрий гагарин впервые полетел в космос 12 апреля 1961 года.
Огонь, космос и медные трубы: как Юрий Гагарин выдержал испытание славой
Например, по словам сопровождавших Гагарина делегатов, Юрий настолько был впечатлён тем, что он находится рядом с королевой, что... Во время обеда, находящийся под прицелом взглядов английских аристократов и журналистов Гагарин, сразу признался королеве: он не знает, какие именно приборы и к какому блюду нужно брать. На что королева ответила: «Да я и сама толком не знаю. Мне всегда нужное подают слуги! И принялся за ланч, орудуя обычной ложкой. После чего и королева, удивив всех, последовала его примеру со словами: «Господа, давайте есть по-гагарински». Известно, что после обеда Елизавета II, в нарушение протокола, предложив Гагарину сфотографироваться вместе.
Когда журналисты позже спросили её, зачем она это сделала, королева Елизавета ответила : «Я сфотографировалась с небесным, то есть с неземным человеком, значит, ничего не нарушила». Посмотрите на канале Кинохроника в цвете Newsreel in color кадры о визите Юрия Гагарина в Великобританию. Испытание Гагарина богатством За свой первый полёт в космос Юрий Гагарин получил от государства премию в размере 15 000 рублей или 150 000 «дореформенных» рублей. Чтобы вы знали, какие это деньги, поясним — это зарплата квалифицированного рабочего за восемь лет. Юрий получал около 640 рублей в месяц, примерно столько же получали профессора в университетах. Нужно отдать должное Гагарину: он мог бы претендовать на шикарную квартиру в центре Москвы и ему бы её дали, но он решил остаться в «хрущёвке» в посёлке Чкаловский.
Хотя жилплощадь немного расширил, переехав в трёхкомнатную квартиру, где прожил с семьёй до апреля 1966 года, когда космонавтов начали переводить в Звёздный городок. Гагарин был лидером Лётчик-космонавт Евгений Хрунов вспоминал в своих мемуарах : «Если бы я написал, что Юра после полёта совершенно не изменился, я бы сказал неправду, мне бы не поверили, да и вообще я не стал бы писать об этом. Кто служил в армии, эту дистанцию понимает хорошо. Мы были рядовыми космонавтами, а он сначала командиром отряда, а затем заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Обязанности наши и его несравнимы. Мы едем в академию на автобусе, а он — на машине, и хотя это не его «вина», а отпечаток всё-таки оставляло».
Хотя, как признавал Евгений Хрунов, несмотря на всё это, космонавты продолжали оставаться друзьями: «отдыхая с нами, готовясь к очередным стартам, он оставался таким же, как все мы»... И даже успел попасть в несколько историй. Так, осенью 1961 года, когда космонавты в сопровождении Николая Каманина, прилетели в Крым на отдых, Гагарин, по глупости, получил серьёзную травму. Об этой истории 4 октября Каманин написал в своём дневнике: «За девять часов до назначенного отъезда из "Фороса" случилось происшествие, которое попортило очень много крови мне и многим другим людям, несущим ответственность за Гагарина. Это происшествие могло закончиться очень печально для Гагарина, меня и нашей страны. Юрий Гагарин был на волосок от нелепой и глупейшей смерти.
Внизу что-то случилось!
Вид поверхности Земли примерно такой же, как мы можем наблюдать ее при полете на больших высотах на реактивных самолетах. Ясно различимы крупные горные массивы, большие реки, большие лесные массивы, береговые линии, острова. Очень хорошо видны облака, покрывающие земную поверхность, тень от этих облаков. Цвет неба совершенно черный. Звезды на этом фоне выглядят несколько ярче и четче. Земля окружена характерным голубым ореолом.
Он хорошо просматривается, когда наблюдаешь горизонт. От нежного светло-голубого цвета небо очень плавно и красиво переходит в голубой, синий, фиолетовый и, наконец, в совершенно черный цвет. При выходе из тени солнце пропало и просвечивало через земную атмосферу. Здесь этот ореол принял немного другой цвет. У самого горизонта земной поверхности можно было наблюдать ярко-оранжевый цвет, который затем переходил всеми цветами радуги далее к голубому, синему, фиолетовому и черному. Вход в тень Земли происходил очень быстро. Сразу наступает темнота и ничего не видно.
Очевидно, корабль проходил в это время над океаном. Если бы он проходил над большими городами, то, вероятно, были бы видны огни. Звезды видны очень хорошо. Выход из тени Земли также был быстрым и резким. Так как я был подготовлен, то воздействие факторов космического полета перенес очень хорошо. Сейчас чувствую себя прекрасно. Я очень признателен нашим советским конструкторам, инженерам и техникам, всему советскому трудовому народу, который создал замечательный корабль "Восток", его замечательное оборудование, мощную ракету-носитель, которая вывела такой громадный корабль на орбиту.
Я безмерно рад, что моя любимая Отчизна первой в истории человечества проникла в космос. Первый самолет, первый спутник, первый космический корабль и первый полет человека в космос - вот этапы большого пути моей Родины к овладению тайнами природы. К этой цели наш народ вела и уверенно ведет ленинская Коммунистическая партия. На каждом шагу своей жизни и работы - в ремесленном училище, в индустриальном техникуме, в аэроклубе, в авиационном училище - я постоянно ощущал заботу и внимание родной партии, членом которой я являюсь. Мне особенно хочется отметить ту любовную, человеческую заботу, которая проявляется у нас в Советском Союзе к простым людям со стороны Центрального Комитета КПСС, Советского правительства и нашего дорогого Никиты Сергеевича Хрущева. Буквально через несколько минут после спуска на родную советскую землю я получил очень теплую поздравительную телеграмму от Никиты Сергеевича, его поздравление с успешным завершением космического полета. Летать мы думаем много, уверенно думаем покорять космическое пространство по-настоящему.
Мы всегда рады успехам в развитии науки в других странах, приветствовать в космосе космонавтов других стран, пожелать им успехов в мирном освоении космоса. Мы хотим сотрудничать вместе с ними в мирном использовании космического пространства. Лично я хочу еще много летать в космосе. Летать мне понравилось. Хочу слетать к Венере, к Марсу, по-настоящему полетать. Выступление Н. Сисакяна Космонавт - новая профессия, возникшая впервые в истории.
В образе советского космонавта сочетается храбрость Александра Матросова, мужество Джалиля, стойкость Зои Космодемьянской, железная воля воспитанника великой партии Ленина. Таким вырастила космонавта наша советская действительность. Наука вооружила его необходимым запасом знаний, умением стойко переносить трудности полета. Отбор людей, годных по состоянию здоровья к полетам в космическое пространство, и научно обоснованная специальная их подготовка и тренировка являются новыми вопросами. При их разработке ученые исходили из учета особенностей космического полета, результатов многочисленных предшествующих биологических экспериментов, знания условий пребывания и деятельности человека в кабине космического корабля, а также тех реакций, которые можно было ожидать от космонавта в полете. Естественно, что космонавтом мог стать только совершенно здоровый человек, обладающий высоким. Человек с сильной волей, способный в напряженной обстановке принимать быстрые и обоснованные решения, немедленно их реализовать, уметь быстро и хорошо оценивать обстановку.
Система отбора космонавтов предусматривала тщательное обследование кандидатов в стационарных условиях клиники. При отборе кандидатов для полетов в космос дополнительно использовались такие специальные методы исследования, которые позволяют с достаточной полнотой определить функциональные возможности организма человека, его приспособленность к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Эти испытания проводились на центрифугах, вибростендах, тепловых камерах, барокамерах, в условиях длительной изоляции и ограничения подвижности в сурдокамерах - устройствах, исключающих проникновение внешних раздражителей например, звук, свет. Важным в системе отбора космонавтов являлись психологические исследования. В процессе подготовки и тренировки углублялись исследования, необходимые для окончательного решения вопроса о допуске космонавта к полету. Подготовка состояла из изучения теоретических вопросов, связанных с задачами предстоящего полета, а также приобретения космонавтом практических навыков в пользовании оборудованием кабины космического корабля и научно-исследовательской аппаратурой. Космонавт приобрел глубокие знания по многим специальным вопросам, связанным с динамикой полета ракетных летательных аппаратов, физикой космического пространства, влиянием факторов полета на организм человека.
Совершенно очевидно, что большое значение в подготовке к полету имело физическое развитие космонавта. Физическая тренировка была целенаправленной. Использовались методы и средства, применяемые при обычных занятиях физкультурой и спортом с целью совершенствования тех физических качеств, которые особенно необходимы человеку в космическом полете. Упор делался на повышение устойчивости организма к действию ускорений, выработку и совершенствование навыков свободного владения телом в пространстве, тонких координированных движений. Повышалась способность космонавта переносить длительные физические напряжения без снижения работоспособности, укреплялись волевые качества. Кроме того, важное место занимала система специальных тренировок, основной задачей которой являлось ознакомление космонавта с условиями, ожидаемыми в полете. Другими словами, в лабораторных условиях на земле или в полете на самолетах с возможно большей полнотой имитировать особенности космического полета.
Этот раздел подготовки космонавта, пожалуй, был наиболее важным и вместе с тем весьма трудным. Таким образом, подготовка космонавта к полету в космическое пространство явилась сложной научной проблемой. Однако, несмотря на всю ее сложность и необычайную трудность, она, как мы видим, успешно решена. Путь в космос открыт. Проделана огромная работа и одержана великая победа. Перед нашей наукой открываются новые, необычайно широкие перспективы: человек должен не только проникнуть, но закрепиться и освоить мировое пространство. Выступление В.
Парин отметил, что подготовка человека к первому полету в космос потребовала значительного напряжения творческих сил большого коллектива медиков, физиологов, биологов, психологов. Полету человека предшествовала огромная работа по запуску первых советских спутников, населенных животными: собаками, мелкими животными и другими биологическими объектами. В этих экспериментах были не только получены исключительно важные научные данные о влиянии факторов космического полета на живой организм, но и отработана система научного врачебного контроля. Учеными была создана специальная аппаратура, которая, как известно, прошла успешное испытание в предшествующих космических полетах на кораблях-спутниках. Особую проблему представляла подготовка в предстартовый период. Усиленный медицинский контроль, специальное питание, систематические исследования в наземных условиях методами, предназначенными для полета, все это обеспечило единство и преемственность в получении ценнейшей научной информации. Исследование биотоков мозга, мышц, подробные электрокардиографические исследования, вектор-кардиография и многое другое обеспечили нужный объем и глубину необходимого контроля за состоянием здоровья космонавта в предстартовом периоде.
Наряду с этим велось постоянное медицинское и психологическое наблюдение, проводились биохимические, иммунологические пробы, тесты, контролирующие нервно-эмоциональное состояние космонавта. В течение всего полета Юрия Алексеевича Гагарина осуществлялся непрерывный врачебный контроль за его состоянием. Кроме сообщений о самочувствии, передаваемых им периодически по радио, врачи и физиологи с помощью радиотелеметрических систем наблюдали за пульсом и дыханием первого человека, находившегося в космическом пространстве. Большой опыт, накопленный телеметрией - новым направлением науки, соединившим в себе самые последние достижения медицины и радиоэлектроники, 12 апреля 1961 года был поставлен на службу человечеству. Трудно переоценить значение объективных данных биотелеметрии в обеспечении безопасности выдающегося полета. В комбинезон космонавта были вмонтированы простые и удобные датчики, преобразовывавшие физиологические параметры: биотоки сердца, пульсовые колебания сосудистой стенки, дыхательные движения грудной клетки в электрические сигналы.
Покорение же космоса - по-прежнему символ новой эпохи открытий. Одна из амбициозных целей — совершить полет на Марс. Последнее время все чаще пишут, что Россия, несмотря на многочисленные трудности, вызвавшие провалы в отечественной науке и технике, вновь намерена доказать свое лидерство в космической области. В отечественных и зарубежных СМИ появилась информация о том, что о Россия может ускорить подготовку к старту запланированных миссий на Луну и Марс. Точные даты не называются. Да оно и понятно. Планировать на десятилетия вперед — дело неблагодарное. Хотя многие в России убеждены, что уже сейчас нужно начать подготовку к этому событию. Такое мнение «Актуальным комментариям» высказал член-корреспондент Российской академии космонавтики Юрий Караш. Да, конечно сотрудники отрасли могут и хотят работать, создавать принципиально новую технику. Но нужно понимать, что принципиально новая техника нужна только для принципиально новых целей, а не для полетов на околоземную орбиту или даже для полетов на Луну. Потому что на Луне, как вы знаете, американцы уже были 42 года назад», - эмоционально сказал он. Стоит отметить, что, несмотря на праздничный юбилей дня космонавтики, многие эксперты высказывали некий скепсис. Мол, и значимость космической отрасли уже не столь велика, и общество уже не столь восторженно настроено относительно идеи покорения звездных просторов. Публицист Леонид Радзиховский отметил в беседе с журналистом «АК», что отношение к косому за последние 50 лет изменилось. По его словам, нет прежнего восторга. Аналогичную точку зрения высказал президент редакции газеты «Известия», член Общественной палаты РФ Владимир Мамонтов: «Энтузиазма, который был во время первых полетов спутников, в особенности после первого полета человека в космос, полета нашего космонавта Гагарина, в стране нет. И не будет, наверное. Трудно сегодня придумать, что должно так потрясти и поразить общество, как полет Гагарина в свое время», - сказал он корреспонденту «АК». В редакции журнала «Новости космонавтики» печально заметили, что тиражи издания за последнее время сократились. Что тоже, косвенно подтверждает спад интереса к этой сфере. Причины данной тенденции эксперты называют разные. Радзиховский считает, что снижение интереса к космосу как таковому обусловлено тем, что не оправдалось ожидание человечества на так называемый космический прорыв. По его словам, полвека назад думали и совершенно искренне ожидали, что за покорением космоса последуют новые феерические открытия.
Спуск происходил по баллистической траектории как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход» , то есть с 10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. В этот момент, вспоминает Гагарин, он пережил максимальные перегрузки, видимо, до 12g, которые чуть не закончились для него потерей сознания. Был такой момент, примерно секунды 2—3, когда у меня начали "расплываться" показания на приборах. В глазах стало немного сереть", — вспоминал космонавт. Потеря фокуса зрения и потемнение в глазах явный признак того, что дело идет к потере сознания. Обычно такое происходит при 10—12g, но Гагарин смог выдержать и это испытание. Он думал, что это гибель. Но это обгорала обшивка и благодаря высокой температуре спусковая капсула наконец-то отсоединилась и началось штатное снижение. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы. Когда кресло с Гагариным катапультировалось из спускаемого аппарата, взору космонавта открылся вид на Волгу. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе", — вспоминал Гагарин. Он рассказывал, что катапультирование произошло над берегом, и космонавт опасался, что ветром его отнесет к реке и придется приводняться. Меж тем силы поиска и спасатели ждали почти в 200 км от этого места. После катапультирования над Гагариным последовательно раскрылись тормозной и основной парашюты, а затем из нагрудного ранца вышел и запасной парашют. Это было предусмотрено схемой спуска, хотя и представляло некоторую опасность. Сначала запасной парашют провалился вниз, не раскрывшись. Опять меня развернуло к Волге. Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдается. Я подумал о том, что, наверное, это Саратов. Приземляюсь в Саратове. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца", — говорил Гагарин. Спустя некоторое время "в облачке подуло немножко, и раскрылся второй парашют". Из-за этого он не мог эффективно управлять полетом. Гагарина управлять полетом на парашютах ему не удалось, почти до самой Земли он спускался лицом к ветру", — говорится в отчете ОКБ-1 по результатам запуска корабля-спутника с пилотом на борту. Лишь на высоте около 30 метров космонавта развернуло лицом по сносу, что позволило приземлиться уверенно и мягко.
Сообщение ТАСС о полете Гагарина стало самой цитируемой новостью в мире
Получается явное противоречие: нам рассказывали, что полёт Гагарина прошёл штатно и в заданном районе, но при этом оказывается, что приземлился он внештатно. Полет Гагарина в космос стал выдающимся достижением цивилизации. «Прав был Юрий Гагарин, когда однажды в «звездном городке», делясь впечатлениями о своем полете, говорил нам, что при взгляде из космоса чувствуется шарообразность Земли. За осуществление полета в космос 14 апреля 1961 года Юрий Гагарин был удостоен звания Героя Советского Союза (1961) и награжден орденом Ленина (1961). Предполагали, что Гагарин на самом деле был не первым человеком, побывавшим в космосе, летали и до него, однако эти полеты завершились гибелью космонавтов.
«Поехали!»: правда и вымысел космической легенды
Полёт по околоземной орбите космического корабля "Восток" с нашим соотечественником Ю.А. Гагариным на борту ознаменовал начало эпохи пилотируемых космических полетов. Но первой наградой, которую получил Гагарин после полета в космос, стала именно медаль «За освоение целинных земель». Легендарный первый полёт человека в космос, осуществлённый 12 апреля 1961 года — великое событие не только для СССР и его правопреемницы России, но и для всего мира.
Юрий Гагарин – во время возвращения из космоса: «Я горю! Прощайте!..»
До сих пор нет внятного и официального объяснения тому, что это было. Более того, странный случай произошел уже в апреле. При странных обстоятельствах погиб один из членов отряда космонавтов - летчик Ильюшин. По официальной версии, он разбился на автомобиле. Однако, есть мнение, что он был "космонавтом номер ноль".
В то же время, лишить космонавта возможности управлять кораблем вручную, тем самым, в случае серьезных непредвиденных обстоятельств, поставив его перед необходимостью уповать только на электронику, команда запуска не решилась. На самый крайний случай космонавту передали в специальном запечатанном конверте особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля. Психологи считали, что правильно прочитать и ввести этот код космонавт сможет только будучи в здравом уме. И все же, непосредственно перед самим запуском Гагарину сказали этот код. Проблемы при посадке Обгоревная посадочная капсула О словах, сказанных Гагариным в заключительной стадии полета, долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи! На тот момент никто не имел четкого представления о том, как будет проходить спуск космического аппарата через плотные соли атмосферы. Увидев в иллюминаторе огонь, охвативший обшивку корабля в результате его трения об атмосферу, Гагарин предположил, что корабль на самом деле охвачен пожаром и поэтому, это его последние секунды жизни. Первое такое впечатляющее зрелище увидел именно Гагарин. Люди, которые летали в космос уже после него, были готовы к такому «рядовому» моменту полета. Возвращение из космоса Капсула, которая только что вернулась на Землю На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата, поскольку у них не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры 3-5 тысяч градусов в плотных слоях атмосферы. К слову, обшивка корабля «Восток-1» действительно местами сильно оплавилась. На высоте 7 километров над поверхностью земли в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. Нехватка кислорода для космонавта Не самое удобное рабочее место космонавта Из-за проблем в системе торможения корабля «Восток-1» Гагарин приземлился не в изначально запланированной области в районе космодрома Байконур, а на 1000 км западнее, в Саратовской области, неподалеку от Энгельса, к северо-западу от села Смеловка. Посадка первого космонавта также могла закончится трагично. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, кислород в герметичный скафандр Гагарина стал подаваться не сразу. Проблема оказалась в клапане подаче воздуха. Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки. Был риск, что Гагарин упадет в воду Волги. Космонавту помогла хорошая предполетная подготовка. С помощью парашютных строп он ушел от реки и приземлился в 2 километрах от берега. Шнурки Гагарин Стать настоящего космонавта. Первого посланника человечества в Космос Пожалуй, одним из самых запомнившихся событий, связанных с Гагариным после его успешного полета в космос, стал случай со шнурками. Первоначально никто не планировал торжественной встречи Гагарина в Москве с участием руководства страны. За Гагариным в Куйбышев прилетел самолет Ил-18. В аэропорту «Внуково» Юрия Гагарина ожидал грандиозный прием. Огромная толпа народа, журналисты. Самолет подрулил к центральному зданию аэропорта. Спустили трап… И вот, первый в мире космонавт, советский человек майор Юрий Гагарин широко шагает по ковровой дорожке от трапа самолета к установленной у кромки взлетного поля правительственной трибуне. Передача транслируется в прямой телеэфир.
Сейчас припоминаю: среди множества тем поднималась и о полете в космос живых существ. Слетали и возвратились на Землю в космическом аппарате собаки. Однажды я заметила: — Так, пожалуй, и человек полетит. Алексей Иванович вступил в разговор: — Ты, что ль, собрался? Не было в этом вопросе никакого желания разузнать о Юриных планах. Алексей Иванович, как всегда, в разговоре постарался осадить, на его взгляд, нескромного человека. Хвастовства он не любил, никому его не прощал. В ответе сына ему послышалась, верно, нескромность, вот он и вмешался. Юра ему ответил: — Поручат, и полечу. Юра не обиделся, посмеялся. Алексей Иванович тоже был удовлетворен: воспитательную работу провел. Не подозревали мы, что сын намекает нам о своем будущем» [14]. Звездный путь Перед полетом. Облачение в скафандр Итак, всего за несколько дней до предполагаемого старта Юрий Гагарин был утвержден в качестве первого космонавта. Герман Титов — дублером. Волновался ли Гагарин? Помимо обыкновенного для человека страха перед неизведанным, он прекрасно знал все риски. Но… всех изумляло абсолютное спокойствие Юры. Он был не просто внешне абсолютно спокоен, он еще ухитрялся подбадривать и успокаивать очень сильно волновавшихся Королева и других, ответственных за полет. Единственное, что он себе позволил, — за два дня до старта написал прощальное письмо жене, в котором выражал уверенность в том, что она поймет его шаг, что достойно воспитает дочерей, и просил позаботиться о родителях. Письмо он отдал командиру отряда, генералу Николаю Каманину, и попросил отдать жене, если из полета не вернется. Вспоминает профессор, доктор медицинских наук, Ада Равгатовна Котовская, занимавшаяся подготовкой к полету первых космонавтов: «Волновался ли Юрий перед стартом? Во время последней проверки датчиков и наших рекомендаций Юрий был молчалив, сосредоточен и очень серьезен. Изредка он напевал куплеты из популярных тогда песен, но больше молчал. За четыре часа до старта есть у меня снятая ЭКГ было видно, что Юра волнуется. Да кто бы не волновался! Просто он умел сдерживать свои эмоции» [15]. Ничего особенного не заметила я. Он только настойчиво, несколько раз повторил: Мама! Валю не оставляй! Что сын имел в виду, она поняла только, когда утром 12 апреля ошарашенная невестка жена сына Валентина , услышавшая сообщение по радио, прибежала к ней с известием: «Мама! Наш Юра — в космосе, командир космического корабля! А вот очень характерный для Гагарина эпизод. Вспоминает Евгений Анатольевич Карпов кандидат медицинских наук, начальник Центра подготовки космонавтов : «5 апреля 1961 года, то есть через две недели после первого посещения космодрома, группа космонавтов вновь отправилась на Байконур. Но теперь уже для прямого участия в грандиозном событии. Вылетели двумя тройками одна — с Гагариным, другая — с Титовым на двух самолетах Ил-14. Я оказался в группе с Гагариным и Поповичем. С нами и генерал Н. Вновь и вновь возвращаюсь мысленно к предстоящему полету в космос, пытаюсь представить, что думают космонавты о связанном с ним риске. А они увлечены шахматной партией. Мне же было не до шахмат, хотя я и неравнодушен к ним. Наверное, вид у меня был озабоченный. Гагарин заметил, подсаживается в соседнее кресло, заводит разговор: — Да вы не переживайте, Евгений Анатольевич, все будет хорошо. Вот увидите. И попросил: — Ведь вы войну прошли. Расскажите, как это было? Начинаю с того, как в блокированном фашистами Ленинграде довелось ускоренно заканчивать Военно-медицинскую академию…». Дальше Евгений Анатольевич описывает завязавшийся разговор и отмечает: «И тут, признаюсь, захотелось мне обнять этого молодого и очень симпатичного человека. За его любознательностью я остро почувствовал большую человеческую доброту, внимательность, душевность натуры. Ведь неспроста затеял Гагарин эту беседу, старался отвлечь меня от нелегких раздумий…» [17]. Информация о том, как проходил сам исторический полет, до совсем недавнего времени была засекречена. Но сейчас можно легко найти запись доклада Юрия Гагарина 13 апреля 1961 года, где он подробно рассказывает специальной комиссии о своем полете и отвечает на вопросы. Доступна полная аудиозапись. А ее расшифровка приводится и во множестве печатных изданий, и в Интернете. Я остановлюсь лишь на нескольких моментах и замечу, что некоторые нештатные ситуации, возникшие в ходе первого полета человека в космос, вполне могли привести к трагедии. В автобусе по дороге на стартовую площадку Итак, началось все с того, что сам старт был задержан примерно на 2 часа. Гагарин уже сидел в кабине «Востока», когда выяснилось, что не срабатывает датчик герметичности. Пришлось срочно откручивать крышку и ставить ее обратно. Томительное ожидание. Но Юрий спокоен, шутит по рации с переживающим Королевым, напевает песенки. Момент старта. Знаменитое «Поехали! К Гагарину были прикреплены датчики — для медиков. Так вот, его пульс, до того нормальный, при объявлении пятиминутной готовности: 108, в момент старта и подъема — 130-150 и больше, на орбите — 97, при посадке — 112 ударов в минуту. А внешне он был спокоен и абсолютно ровным, спокойным голосом докладывал на Землю о том, как идет полет. Только восхищения иногда не мог скрыть: «Какая красота! Кстати, информация о том, что СССР отправил в космос человека, буквально сразу же оказалась в распоряжении наших главных конкурентов в космической гонке, американцев. США имели станции наблюдения, оснащенные аппаратурой, способной перехватывать телеметрию, идущую с советских спутников. Таким образом, перехват данных с «Востока» начался, как только корабль попал в зону видимости американских станций. Данные были получены и расшифрованы. Перед стартом В первом полете управление решили доверить автоматике, поскольку медики не знали, как организм человека отреагирует на невесомость. Тогда всерьез опасались, что человек может повредиться рассудком и потерять адекватность. Переход на ручное управление осуществлялся по специальному коду, который хранился в запечатанном конверте. Правда, Гагарину несколько человек «по секрету» этот код сообщили заранее. Ручное управление он знал отлично и был готов в любой момент на него перейти, если автоматика на каком-то этапе не сработает. Гагарин производил на орбите какие-то простейшие эксперименты, которые ему были поручены. Тщательно фиксировал, записывал происходящее на магнитофон. Следующая неприятность после задержки старта заключалась в том, что орбита оказалась выше расчетной, так как не выключился вовремя двигатель третьей ступени. Это было чревато тем, что корабль в случае нештатной ситуации не сможет вовремя сойти с орбиты. Об этом Гагарину с Земли решили не сообщать. На орбите все было нормально. Но вот ТДУ — тормозное двигательное устройство — сработало вовремя, но нештатно. Корабль начал кувыркаться — вращаться с большой скоростью, «голова-ноги». А так же не произошло отделения спускаемого аппарата от приборного отсека. Это могло привести к катастрофе при вхождении в плотные слои атмосферы. Гагарин понимает: что-то пошло не так, ситуация опасная, но, подумав, решает: «панику не стоит поднимать». Так он потом сказал в своем докладе. Разделение все же произошло минут через десять, и тогда прекратилась эта карусель, вращение. Спускаемый аппарат вошел в плотные слои земной атмосферы. Из-за совокупности проблем спуск осуществлялся по более резкой траектории, чем предполагалось. Как следствие, перегрузки возросли запредельно, они достигли 12 g вместо ожидаемых 8-9 g. Юрий был тренирован переносить и такие перегрузки, но в какой-то момент у него потемнело в глазах, все поплыло, и только большим усилием воли он не дал себе отключиться. Шар горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору После этого Гагарина ждало еще одно испытание. Шар — спускаемый аппарат — горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору, было видно пламя, слышалось потрескивание, улавливался запах гари. Было непонятно: так должно быть или нет. Когда после полета отец спросил Юру, было ли ему страшно, тот вспомнил именно этот эпизод — когда он летел в огненном пылающем шаре. На этом проблемы не кончились. Первые космонавты приземлялись отдельно от спускаемого аппарата — в нужный момент происходило катапультирование. Спускаемый аппарат приземлялся на своем парашюте, а космонавт на своем. Так вот, когда произошло катапультирование, у Гагарина не открылся клапан дыхания в скафандре — Юрий стал задыхаться. Оказалось, что тросик, по которому должен был поступать воздух, попал под одежду, когда Гагарина облачали в скафандр. Гагарин после полета Но и это было еще не все. Внезапно открылся запасной парашют, что тоже опасно, было много случаев, когда в такой ситуации запасной парашют запутывался в стропах основного, тот схлопывался — и человек камнем летел вниз.
И даже не стоял вопрос о том, чтобы у нас на факультете в этот день были занятия. Спокойно весь факультет снялся, и все пошли встречать Гагарина», - вспоминает Мария Солодухина, которая была студенткой в 1961 году. На Ленинском проспекте играла музыка, люди ликовали и кричали «Ура».