Новости откуда александр македонский

При вступлении на македонский трон Александр первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца и, по македонской традиции, с возможными претендентами на трон. Александр Македонский (Александр III Великий, у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн) — македонский царь с 336 г. до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти.

Александр Македонский - еврейский герой

Битва Македонского в Индии с участием боевых слонов В результате в одной из самых тяжелых битв военной биографии Александра индийская армия разбита, а раджа сдается. Но Александр совершает удивительный поступок: он возвращает радже его царство. Так легенда об Александре прочно укореняется в индийской почве. Индейцы видят в Александре великого героя, неразрывно связанного с их восприятием истории. Наследие Македонского просматривается во всех свершениях Индии.

Это очевидно в индийской литературе, скульптуре и живописи. Так что, даже сегодня на северо-западе Индии вы можете видеть индийских богов в греческих позах, потому что на скульпторов оказало влияние греческое искусство», — Парта Боуз, автор книги «Искусство стратегии Александра Великого». Александр оставил в Индии свой след, но, несмотря на великую победу, долгие годы сражений сказались на его армии. Вдобавок ко всему начинаются безжалостные муссонные дожди.

Для выходцев из Македонии это была психологическая пытка, потому что они никогда ни с чем подобным не сталкивались. Пройдя за 8 лет свыше 27 тысяч километров, войска дошли до точки разрыва и отказались идти дальше. Первое поражение Александр Македонский проиграл свое первое сражение и при том, против своих же собственных воинов. Не оставалось ничего иного, кроме как повернуть обратно.

Ему еще не было и 30 лет, а он планировал оказаться там, где, как он считал, мир встречается с великим бескрайним морем. Он собирался встать там, посмотреть вдаль и принести богам в жертву то, что повелел ему пожертвовать его божественный отец. Он собирался мысленно сказать: «Сгинь, Филипп, ты так далеко никогда не заходил». Македонский и его армия Конечно, это эгоцентризм, но такая цель — какая цель!

А они взяли и плюнули на нее — слабаки... Александр отправляется в долгий путь — назад в Персию, ведя свои войска в еще один эпический поход, на этот раз по бесплодной пустыне — одному из самых засушливых мест на земле. Почему Александр отправился туда, остается загадкой. Возможно, чтобы наказать своих воинов за то, что они не пошли за ним на край земли.

Пустыня Ландшафт резко менялся: с твердой выжженной земли, где ничего не росло, на вязкую пустыню, в песке которой его армия увязала по пояс и глубже. Войска Александра Македонского в пустыне, фрагмент из фильма «Александр» Воины тысячами умирают от солнечных ударов, жажды и изнеможения. От армии Александра в живых осталось меньше трети. Он думал, что может завоевать, что угодно.

Пока он завоевывал все на своем пути. Он считал, что этот переход ему по силам, но он ошибался. И это была самая страшная катастрофа за всю его кампанию. Удивительно, что они вообще совершили этот переход.

Ближе к концу они не знали, как Александр поступит дальше. Его действия и политика были непостижимы, он был непредсказуем и в этом смысле представлял для них угрозу. Александр отправляется к персидскому городу Суса, где он уготовил своим воинам очередной сюрприз. Кровосмешение и властелины будущего Он приказывает почти сотне командиров жениться на персидских девушках.

Они должны были осесть там, а эти женщины должны забеременеть от них и произвести на свет бесконечное число македонско-иранских полукровок, которым надлежало стать властелинами будущего. Греки с большим неудовольствием относились к браку с персидскими женщинами Эти браки были глубоко противны воинам, их гнев возрастал. Но для Александра слияние Востока и Запада — практичный союз, он это лично подчеркивает, взяв себе в жены трех чужеземок. Чтобы править неоднородной империей, ему нужно сплачивать народы.

Теперь он присматривается к новой империи — не к той, которую он покорил и не к той, что он привез с собой из Греции и Македонии, а к владениям на Ближнем Востоке. Македонский ведет армию маршем к столице своего нового царства — Вавилону. Загадочная смерть Македонского Жаркой ночью после безудержного питья его сражает загадочный недуг. Встревоженные македонские командиры собираются у смертного одра.

Александр Македонский на смертном одре Промучившись 11 дней в лихорадке, Александр умирает в возрасте 32-х лет. Что погубило Александра? Болезнь, спиртное? Или это было убийство?

Некоторые эксперты утверждают, что у него был брюшной тиф. Другие предполагают, что его отравила группа командиров, уставших от гневных припадков и желанием быть почитаемым подобно богу. Историки на протяжении многих веков спорили о причине его смерти. Я думаю, это была малярия», — Робин Джеймс Лейн Фокс, классицист, историк античности.

Тело Александра невозможно исследовать, потому что его нет. Возвращаясь в Македонию, похоронная процессия попала в засаду, устроенную одним из полководцев Александра, который хотел доставить тело в Египет. Реконструкция катафалка Александра Македонского Столетьями тело Александра покоилось в городе Александрия. После смерти Александра всерьез почитали как бога», — Эндрю Чагг, автор книги «Потерянная гробница Александра Великого».

Юлий Цезарь пришел воздать почести своему усопшему герою. Римский император Август возложил на его гроб золотую корону, усыпав тело цветами. Куда исчезла гробница Александра Македонского? Но в IV веке нашей эры что-то случилось, и его гробница исчезла.

С тех пор она остается для археологов одним из святых граалей. Некоторые эксперты полагают, что гробница могла быть разрушена во время войны или даже в результате землетрясений, но у одного британского историка есть более захватывающие теория. Карта Александрии где, возможно, находилось тело Александра Македонского Эндрю Чагг считает, что ключи к местонахождению гробницы скрыты в карте XVI века. В самом ее центре есть маленькое здание, возможно, часовня с минаретом при мечети подле нее.

Здесь располагался саркофаг. Гробница предназначалась для египетского фараона Нектанеба II, но его в ней не схоронили. Неужели в ней упокоился Александр? В XIX веке саркофаг был обнаружен Наполеоном, но когда его разбили британцы, пустой саркофаг перевезли в Лондон.

Сегодня он хранится в британском музее. Саркофаг, в котором предположительно находились останки Александра Македонского, предназначенный изначально для Нектанеба II Возможно, к нему прикасались останки Александра Великого, вероятно, что возле него стоял Юлий Цезарь, Август Цезарь, Наполеон, может быть, тоже прикасался к нему. Но Британский музей не согласен с идеей Чагга. Следов ДНК, которые могли бы поддержать его заявления уже не найти.

Поэтому поиски тела завоевателя, похороненного где-то в беспокойных песках пустыни, или, как полагают некоторые, в недрах города Александрии, названного в честь него самого, продолжаются. Наследие Александра Македонского Хотя тело Александра, возможно, утрачено навсегда, его наследие продолжает жить. Его гениальную военную тактику изучают в современных военных колледжах. Изображение Александра на саркофаге в некрополе Сидона Командир отвечает за тысячи жизней, он должен иметь видение, быть дисциплинированным и обладать непоколебимой верой в свои войска.

Александр Великий был харизматичным вождем, способным сплотить своих воинов в ходе долгой кампании. Его умение находить общий язык с бойцами обеспечило ему их свирепую преданность на поле брани. Все, что Александр требовал от своих людей, он делал сам. Он вел их в атаку, вместе с ними рисковал жизнью.

Он бывал среди воинов самых низших рангов, знал многих из них по именам. Это привязывало к нему людей. Столетиями военачальники полагались на стратегии Александра, проверенные в бою. Аристократ Александр Македонский вдохновлял римских императоров, потому что он достиг того, что другие считали невозможным.

Есть сведения о том, что дожив до тридцати двух лет, Юлий Цезарь, рыдал при мысли о том, что его свершения не столь величественны, как подвиги Александра. Древний Рим: как Римская империя изменила мир Очевидно, что, как и у многих других римлян, у Юлия Цезаря был комплекс Александра. Он страдал от зависти к Александру. Ганнибал, один из величайших главнокомандующих мира, также находился под влиянием Александра.

Ими обоими двигала ненависть к старому врагу: Александр хотел покарать персов, Ганнибал — римлян. И в Америке эпохи революции Джордж Вашингтон во многом заимствовал свою военную стратегию у Александра. Еще школьником корсиканский полководец Наполеон Бонапарт восхищался легендами об Александре Великом. Амбиции помогли ему сделать стремительную армейскую карьеру.

Подобно Александру, он наращивал свою власть благодаря серии смелых военных побед. Александр Македонский являлся для Наполеона кумиром и примером для подражания При первой же возможности он пошел по стопам Александра на своем пути в Египет. Наибольшее впечатление на него произвела религиозная политика Александра Македонского.

Десять замечательных фактов о жизни великого Александра 1.

В десятилетнем возрасте мальчик укротил буйного коня — Буцефала, который никому в руки до этого не давался. Конь стал его верным спутником в военных походах. Смышленый Александр заметил, что животное боится собственной тени и просто не поворачивался на нем против солнца. Лицо Александра Македонского воссоздали историки 2.

В честь любимого коня на завоеванной земле полководец назвал город, который в настоящее время находится на территории Пакистана и называется Джалалпур. В остальных землях города назывались в честь самого завоевателя. Александр Македонский имел феноменальную память и помнил каждого из 30 000 воинов своей армии. Во время похода на город Лампсак к царю вышел его бывший учитель — Анаксимен Лампсакский.

Он просил Александра не осаждать город и отступить, но ученик ответил учителю, что ни одной просьбы выполнено не будет. Тогда ученый хитрец попросил царя напасть на город и тот вынужден был сдержать свое слово и отступить. На одном из пиров Александр Македонский пообещал награду тому, кто употребит больше всех вина.

Город за науку В Александре еще с детства видели талантливого ребенка, его с ранних лет готовили к трону. Наставником будущего македонского царя был назначен Аристотель, который был приближен к царскому двору. Чтобы расплатиться за обучение сына, Филипп II восстановил разрушенный им самим город Страгиру, откуда Аристотель был родом, и возвратил туда бежавших и находившихся в рабстве граждан. Непобедимый и тщеславный Начиная со своей первой победы в 18 лет, Александр Македонский никогда не проигрывал битв. Его военные успехи довели его до Афганистана и Киргизии, до Киренаики и Индии, до территорий массагетов и Албании. Он был фараоном Египта, царем Персии, Сирии и Лидии. Александр вел своих воинов, каждого из которых знал в лицо, с впечатляющей скоростью, настигая врагов врасплох, еще до того, как последние были готовы к бою.

Центральное место боевой силы Александра занимала 15000-тысячная македонская фаланга, воины которой шли на персов с 5-метровыми пиками — сариссами. За всю свою военную карьеру Александр основал более 70 городов, которые он велел назвать в свою честь, и один в честь своего коня — Буцефал, который существует, и по сей день, правда, под именем Джалалпур в Пакистане. Стать богом Тщеславие Александра было оборотной стороной его величия. Он мечтал о божественном статусе. Основав в Египте город Александрию в дельте Нила, он отправился в длительный поход к оазису Сива в пустыне, к жрецам египетского верховного бога Амона-Ра, который уподоблялся греческому Зевсу. По задумке, жрецы должны были признать в нем потомка бога. О том, что «сказало» ему божество устами своих служителей, история умалчивает, но якобы оно подтвердило божественное происхождение Александра. Правда, Плутарх впоследствии давал следующую курьезную интерпретацию этому эпизоду: египетский жрец, принявший Александра сказал ему по-гречески «пайдион», что означает «дитя». Но в результате дурного произношения получилось «пай Диос», то есть «сын Бога». Так или иначе, Александр остался доволен ответом.

Непреклонность армии заставила Александра повернуть назад. На Гифасисе он воздвиг двенадцать алтарей, посвященных главным олимпийским богам, а на Гидаспе построил флот в 800-1000 кораблей. Расставшись с Пором, он отправился вниз по Гидаспу, впадавшему в Инд; половина армии погрузилась на корабли, а другая половина тремя колоннами шла маршем по двум берегам. Флотом командовал Неарх, а собственным кораблем Александра — кормчий Онесекрит; оба впоследствии составили отчет о плаваниях, дошедших в качестве свидетельств до нас.

Этому походу сопутствовало много небольших сражений и безжалостная резня, учиненная при штурме города племени маллов близ реки Гидраот ныне Рави. Александр получил серьезную рану, которая ослабила его здоровье. Прибыв в Паталы, он построил гавань и доки и исследовал оба рукава Инда, которые далее, вероятно впадали в Великое море. Он предполагал повести назад часть армии по суше, а остальные войска должны были на 100-150 кораблях под командованием Неарха совершить исследовательское плавание вдоль берегов Персидского залива.

Из-за стычек с местными племенами Неарх отплыл в сентябре 325 года, но, дожидаясь северо-восточного муссона, задержался до конца октября. Александр тоже в сентябре отправился вдоль берега через Гедросию, но из-за непроходимой дикой местности, отсутствия воды вскоре был вынужден повернуть в глубь материка и поэтому не сумел осуществить свой план обеспечения флота продовольственными базами. Еще ранее он отправил под командованием Кратера вещевой обоз, осадные орудия, слонов, больных и раненых воинов, дав для охраны три отряда тяжеловооруженной пехоты. Кратер должен был через проход Муллы, Кветты и Кандагар вести их в долину Гельманда, а уже оттуда через Дрангиану воссоединиться с главными силами армии на реке Аман ныне Минаб в Кармании.

Поход Александра через безводную пустыню Гедросии ныне Белуджистан оказался губительным: мучила нехватка питья, еды, топлива. К тому же во время стоянки у пересохшего русла реки внезапный ночной паводок, вызванный муссоном, унес много жизней, особенно женщин и детей. В конце концов Александр воссоединился с отрядами, плывшими на кораблях Неарха. Флот за это время также понес потери, и моряки испытали множество потрясений.

Время великих походов македонян завершилось. Политика Александра Македонского после окончания восточного похода Не нужно думать, что Александр Македонский был лишь завоевателем и воином. Напротив, он не на секунду не забывал о государственных делах и тщательно следил за теми, кто был поставлен исполнителем его воли «на местах». Например, за время между 326 — 324 гг.

В Мидии три военачальника, и среди них Клеандр, брат Кена, умершего чуть ранее, были обвинены в вымогательстве, вызваны в Карманию, где их арестовали, судили и приговорили к казни. Тем не менее, насколько бы дальновидной не была политика «царя востока и запада», нравилась она далеко не всем. Весной 324 года Александр вернулся в Сузы, где обнаружил, что его главный казначей Гарпал, очевидно боясь расплаты за казнокрадство, бежал с шестью тысячами наемников и пятью тысячами талантов денег в Грецию. В Сузах Александр устроил празднество, отмечая захват Персидской империи и свадьбу — свою собственную и своих восьмидесяти военачальников: в продолжение его политики слияния македонян и персов в единую расу они взяли себе жен — персиянок.

Александр и Гефестион женились соответственно на дочерях Дария Статире и Дрипетиде, а десять тысяч его солдат, женатых на местных женщинах, получили от него щедрые дары. Политика этнического слияния все больше портила его отношения с македонцами, которым совсем не нравилось его новое понимание империи. Их сильно возмущала его решимость включить персов в армию и администрацию провинций на равных с ними правах. Прибытие тридцати тысяч юношей, прошедших македонскую военную подготовку, и включение восточных воинов из Бактрии, Согдианы, Арахозии и других земель империи в конницу гейтаров только раздуло огонь их недовольства; в дополнение ко всему, персидская знать с недавних пор получила право служить в конной армии царя.

Большинство македонцев видели в этой политике угрозу их привилегированному положению. Этот вопрос крайне обострился в 324 году, когда решение Александра отправить на родину македонских ветеранов во главе с Кратером были истолковано как намерение перенести местопребывание власти в Азию. Вспыхнул открытый мятеж, в котором не участвовала только царская охрана. Но когда Александр все-таки распустил всю армию македонцев и на их место набрал персов, оппозиция была сломлена.

За эмоциональной сценой примирения последовало грандиозное пиршество девять тысяч гостей в ознаменование окончания разногласий и установления партнерских отношений в управлении македонцами и персами. Покоренные народы в это содружество не вошли. Десять тысяч ветеранов отправились с дарами в Македонию, и кризис был преодолен. Летом 324 года Александр попытался решить проблему неприкаянных наемников, тысячи которых скитались по Азии и Греции; многие из них — политические изгнанники из собственных городов.

Декрет, привезенный Никанором в Европу и провозглашенный в Олимпии сентябрь 324 года , предписывал всем городам Греческого союза вернуть всех изгнанников и их семьи кроме фиванцев. Греции он велел чтить Гефестиона как героя, и, видимо, именно с этим повелением было связано требование, чтобы и ему самому воздавали божественные почести. Греческая философия не проводила четкой разделительной черты между богом и человеком. Их мифы дают не один пример того, как человек, совершив великие деяния, обретал статус божества.

Александр не раз поощрял лестные сравнения своих деяний с теми, которые совершили Дионис или Геракл как мы помним, именно Геракл — легендарный предок царя. Теперь он, похоже, становится убежденным в реальности своей божественности и требует ее признания другими. Нет причины полагать, что это требование было обусловлено какими-то политическими целями, скорее это было симптомом развивающейся мании величия и эмоциональной неуравновешенности. Города волей-неволей уступали его требованию, но зачастую делали это с иронией: в спартанском декрете говорилось: «Если Александр желает быть богом, пусть будет богом».

Зимой 324 года Александр осуществил жестокую карательную экспедицию против коссеев в горах Луристана. Следующей весной в Вавилоне он принял посольство из Италии, но позже появились рассказы, что приходили посольства и от более далеких народов: карфагенян, кельтов, иберийцев и даже римлян. Приезжали к Александру и представители греческих городов — в венках, как и положено было появляться перед божественным. Весной же, следуя по маршруту Неарха, он основывает еще одну Александрию — в устье Тигра, составляет планы развития морских связей с Индией, для чего предварительно необходимо было совершить экспедицию вдоль Аравийского побережья.

Он отправил Гераклида исследовать Гирканское Каспийское море. Внезапно, занимаясь усовершенствованием ирригационной системы Евфрата и заселением побережья Персидского залива, Александр после длительной пирушки заболел и через десять дней, 13 июня 323 года, умер, на тридцать третьем году жизни, как полагают — от малярии. Он царствовал двенадцать лет и восемь месяцев. Тело его, отправленное Птолемеем, впоследствии ставшим царем в Египте, было помещено в Александрии в золотой гроб.

В Египте и Греции ему воздали божественные почести. Наследник на трон указан не был , и его полководцы высказались в пользу слабоумного незаконнорожденного сына Филиппа II — Арридея и сына Александра от Роксаны, Александра IV, родившегося уже после смерти отца; сами же после долгих споров разделили сатрапии между собой. После смерти Александра Великого империи не суждено было сохраниться как единому целому. Оба царя были убиты: Арридей в 317 году, Александр IV в 310-309 гг.

Провинции стали независимыми государствами, а военачальники, следуя примеру Антигона, провозгласили себя царями. Мало достоверной информации сохранилось о планах Александра. Если бы он остался жив, то несомненно завершил бы завоевание Малой Азии, где все еще существенно независимыми оставались Пафлагония, Каппадокия и Армения. Но в последние года цели Александра, похоже, сместились в сторону исследований окружающего мира, в частности Аравии и Каспия.

В организации своей империи македонец во многих сферах импровизировал и приспосабливал найденное к своим нуждам. Исключением была его финансовая политика: он создал централизованную организацию со сборщиками налогов, возможно независимую от местных сатрапов. Частично неудачи этой организации объясняются слабостью руководства со стороны Гарпала. Но выпуск новой монеты с определенным фиксированным содержанием серебра, основанным на афинском стандарте, вместо старой биметаллической системы, распространенной в Македонии и Персии, везде способствовал развитию торговли, и это, вместе с притоком большого количества золота и серебра из персидской казны, послужило очень нужным и важным стимулом для экономики всего Средиземноморского региона.

Основание Александром новых городов — свыше семидесяти — согласно Плутарху, открыло новую страницу в истории греческой экспансии. Несомненно, многие колонисты, вовсе не добровольцы, оставляли города, а браки с коренными жителями Азии приводили к растворению греческих обычаев. Однако в большинстве городов влияние греков более, чем македонян осталось сильным.

Ученик Аристотеля

  • Саморазвитие в любом формате!
  • 8 малоизвестных и спорных фактов об Александре Македонском, который покорил полмира
  • АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ
  • Ученик Аристотеля

Александр Македонский. История жизни величайшего Завоевателя. История Древнего Мира

Впервые Александр стал распространять о себе слух, прежде всего для местного населения, о том, что приходится сыном Зевсу , главному богу чтобы получить признание в Египте как царь, Александр принял египетскую традицию, согласно которой восхождение фараона на престол считалось подтверждением его происхождения от верховного божества [64]. Укрепившись достаточно на завоёванной территории, Александр решил углубиться в неизведанные для греков земли, в центральные области Азии, где персидский царь Дарий успел собрать новую огромную армию. Разгром Персидской державы 331—330 гг. Александр вступает в Вавилон.

Лебрен , ок. Александр форсировал реки Евфрат и Тигр и оказался на подступах к Мидии , сердцу Персидской державы. На большой равнине на территории совр.

Иракского Курдистана , специально подготовленной для действия больших масс кавалерии, македонян поджидал царь Дарий. Царь Дарий, как и в предыдущей битве, бежал с поля боя, хотя его отряды ещё сражались, и исход сражения был вовсе не определён [65]. Александр двинулся к югу, где древний Вавилон и Сузы , одна из столиц Персидской империи, открыли ему свои ворота [66] [67] [68].

Персидские сатрапы, потеряв веру в Дария, стали переходить на службу к царю Азии, как стали называть Александра. Из Суз Александр через горные переходы направился к Персеполю , центру исконно персидской земли. После неудачной попытки прорваться с ходу Александр с частью своего войска обошёл отряды сатрапа Персии Ариобарзана , и в январе 330 до н.

Персеполь пал [69] [70]. Македонская армия отдыхала в городе до конца весны, а перед уходом дворец персидских царей был сожжён [71]. По знаменитой легенде пожар организовала гетера Таис Афинская , любовница военачальника Птолемея , подзадорив пьяную компанию Александра с его друзьями [72] [71].

В мае 330 до н. Александр возобновил преследование Дария, сначала в Мидии , а затем в Парфии. В июле 330 до н.

Бактрийский сатрап Бесс, убивший Дария, назвал себя новым царем Персидской империи под именем Артаксеркс [74] [75] [76]. Бесс пытался организовать сопротивление в восточных сатрапиях, но был захвачен соратниками и выдан Александру в июне 329 до н. Рисунок Г.

Симони Став властителем Азии, Александр перестал смотреть на персов как на покорённый народ, пытался уравнять победителей с побеждёнными и соединить их обычаи в единое целое. Принятые Александром меры вначале касались внешних форм вроде восточных одежд, гарема, персидских придворных церемоний. Впрочем, он не требовал их соблюдения от македонян.

Александр пытался править персами так, как их прежние цари. В историографии не существует единого мнения о титулатуре Александра — принятием титула «царь Азии» новый царь либо мог указывать на преемственность своего государства с империей Ахеменидов, либо же, наоборот, мог подчёркивать противоположность новой державы и Персии, поскольку не использовал такие титулы Ахеменидов, как « царь царей » и другие [78]. Первые жалобы на Александра появились к осени 330 до н.

Боевые соратники, привыкшие к простоте нравов и дружеским отношениям между царём и подданными, глухо роптали, отказываясь принять восточные понятия, в частности проскинезу — простирание ниц с целованием ноги царя [79]. Ближайшие друзья и придворные льстецы без колебаний последовали за Александром. Македонская армия утомилась от длительного похода, солдаты хотели вернуться домой и не разделяли целей своего царя стать господином всего мира.

В конце 330 до н. Однако последствия неудачного заговора оказались более чем серьёзны из-за межклановой борьбы внутри окружения Александра. Один из ведущих полководцев, командир гетайров Филота был обвинён в пассивном соучастии знал, но не донёс [80].

Даже под пытками Филота не признался в злом умысле, но был казнён солдатами на сходке [81]. Отец Филоты , полководец Парменион , был убит без суда и какого-либо доказательства вины из-за возросшей подозрительности Александра. Менее значимых офицеров, на которых тоже падало подозрение, оправдали.

Летом 327 до н. Кроме непосредственных виновников казнили и Каллисфена , историка и философа, который в одиночку осмеливался возражать царю и открыто критиковать новые придворные порядки [79]. Смерть философа явилась логичным следствием развития деспотических наклонностей Александра.

Эта тенденция особенно отчётливо проявилась в смерти Клита Чёрного , командира царских телохранителей, которого Александр убил лично в результате пьяной ссоры осенью 328 до н. Поход в Среднюю Азию 329—327 гг. Александр Македонский в шлеме Геракла голова льва на саркофаге из Сидона После смерти Дария III местные правители в восточных сатрапиях распавшейся Персидской империи почувствовали себя самостоятельными и не спешили присягнуть на верность новому монарху.

Александр, мечтая стать царём всего цивилизованного мира, оказался вовлечённым в трёхлетнюю военную кампанию в Средней Азии 329 — 327 гг. Это была преимущественно партизанская война, а не сражения армий. Местные племена действовали набегами и отступлениями, восстания вспыхивали в разных местах, и македонские отряды, рассылаемые Александром, в отместку уничтожали целые селения.

Боевые действия велись в Бактрии и Согдиане , на территории современных Афганистана , Таджикистана и Узбекистана. В Согдиане Александр нанёс поражение скифам. Для этого ему пришлось перейти за реку Яксарт ныне Сырдарья.

Дальше на север македонские войска не углублялись, места там были пустынные и по представлениям греков малообитаемые. В горах Согдианы и Бактрии местное население при приближении македонян скрывалось в малодоступных горных крепостях, но Александру удавалось захватить их, если не штурмом, то хитростью и настойчивостью см. Войска царя жестоко расправлялись с непокорным местным населением, что привело к опустошению Средней Азии [85].

В Согдиане Александр основал город Александрию Эсхата греч. Худжанд , в настоящее время второй по величине город Таджикистана. В Бактрии на древних развалинах заложил город Александрию в Арахосии совр.

Кандагар , в настоящее время второй по величине город Афганистана. Александр женился на Роксане , дочери местного вельможи возможно, сатрапа [86] Оксиарта. Хотя античные авторы, как правило, предполагали, что брак был заключён по любви, этот союз позволил привлечь местную аристократию на сторону царя [85].

После свадьбы, закрепившей македонское господство в Бактрии и Согдиане, царь начал подготовку к походу в Индию [87]. Поход в Индию 326—325 гг. Александр встречает индийского царя Пора , пленённого в битве на реке Гидасп.

Весной 326 до н. Александр вторгся в земли индийских народов со стороны Бактрии через Хайберский проход , покорил ряд племён, перешёл реку Инд и вступил во владение царя Абхи из Таксила греки называли царя «человеком из Таксилы», то есть Таксилом в районе нынешнего Исламабада Пакистан [88]. Основные боевые действия македонских войск разворачивались в районе Пенджаба , «пятиречья» — плодородной области в бассейне пяти восточных притоков Инда.

Таксил присягнул на верность Александру, надеясь с его помощью одолеть соперника, царя Пора из восточного Пенджаба. Пор выставил армию и 200 слонов на границах своей земли, и в июле 326 до н. Неожиданно для Таксила Александр оставил Пора царём, и даже расширил его владения.

Такова была обычная политика Александра в завоёванных землях: ставить покорённых владык в зависимость от себя, стараясь при этом сохранить им противовес в лице других удельных властителей. В конце лета 326 до н. На берегах реки Биас приток Инда македонское войско отказалось далее следовать за царём по причине усталости от длительного похода и бесконечных сражений [90].

Непосредственным же поводом явились слухи об огромных армиях с тысячами слонов за Гангом. Александру не оставалось ничего другого, как повернуть армию на юг. При отступлении в Персию он планировал захватить и другие земли.

Примерно с ноября 326 до н. В одном из сражений за город маллов январь 325 до н. Александр был тяжело ранен стрелой в грудь см.

Штурм города маллов. Раздражённый противодействием и мужеством народов Индии Александр истребляет целые племена, не в силах остаться здесь на длительный срок, чтобы привести их к покорности.

Этот город был создан древней цивилизацией, поразившей завоевателей своим величием. Там он обнаружил индоскифов и янтарь, увидел замерзшее «свернувшееся» море, познакомился с полярной ночью и оставил «золотую бабу», колокол и оружие.

У одного из античных авторов описано, как солдаты жаловались, что их затащили в другой мир, к берегам океана, полного чудовищ и окутанного вечным мраком, с неподвижными волнами, в которых в изнеможении умирает все живое. Это потрясающее по точности и живописности описание Северного Ледовитого океана, которое свидетельствует, что войско Александра взбунтовалось темной полярной ночью в устье Оби. О походе завоевателя в страну мрака писали и восточные авторы. По их же сведениям, где-то в этих критических широтах македоняне построили башню и стену, защищающую обитаемый мир от яджуджей и маджуджей гогов и магогов.

Каким маршрутом Александр возвращался, неизвестно. Впрочем, согласно официальной версии, от реки Биас он повернул назад, затем спустился по Инду к его устью и оттуда по пустыне привел войско в Вавилон. И если отождествлять Инд с Обью, такой фокус, увы, становится невозможным, ибо близ берегов Северного Ледовитого океана город Вавилон ни на одной карте в мире не значится. Деревья и тени Так что же: предположения Николая Новгородцева неверны?

С их категорическим отрицанием, возможно, не стоит спешить. Ибо в пользу своей правоты Новгородцев приводит довольно любопытный аргумент. Речь идет об измерениях длины тени от деревьев в полдень и о расчетах широты местности на основании этих измерений, которые проводили ученые, сопровождавшие армию Александра. Они повсеместно измеряли длину тени от деревьев известной высоты.

Делали они это в полдень, когда деревья отбрасывают самую короткую тень. По отношению высоты дерева к длине тени определялся тангенс угла солнца над горизонтом в полдень, а по тангенсу и сам угол. Высота светила над горизонтом зависит от широты местности и времени года. В Томске, на родине Николая Новгородцева, во время зимнего солнцестояния, 21-22 декабря, солнце не поднимается выше 10 градусов над горизонтом, а в день летнего солнцестояния в конце июня достигает 56 градусов.

В субтропической Индии оно и зимой не опускается ниже 34 градусов. Некоторые измерения греки до нас донесли. Диодор писал, что дерево высотой 70 локтей отбросило тень на три плефра. При длине локтя 0,45 метра и плефра 30,65 метра сам угол составляет 19,5 градуса.

Ещё в Античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории. Взойдя на престол в возрасте 20 лет после гибели отца, македонского царя Филиппа II, Александр обезопасил северные рубежи Македонии и завершил подчинение Греции разгромом мятежного города Фивы. Весной 334 года до н. Александр начал легендарный поход на Восток и за семь лет полностью завоевал Персидскую империю. Затем он начал покорение Индии, но по настоянию солдат, утомлённых долгим походом, отступил. Основанные Александром города, которые и в наше время являются крупнейшими в нескольких странах, и колонизация греками новых территорий в Азии содействовали распространению греческой культуры на Востоке. Почти достигнув возраста 33 лет, Александр скончался в Вавилоне от тяжёлой болезни. Немедленно его империя была разделена его полководцами диадохами между собой, и на несколько десятилетий воцарилась череда войн диадохов. Сын македонского царя Филиппа II и царицы Олимпиады, будущий царь получил прекрасное для своего времени образование, его воспитателем с 13 лет был Аристотель.

Любимым чтением Александра были героические поэмы Гомера. Военную подготовку он прошел под руководством отца. Уже в юные годы Македонский продемонстрировал исключительные способности к полководческому искусству. В 338 году личное участие Александра в битве при Херонее во многом решило исход битвы в пользу македонян. Юность наследника македонского престола была омрачена разводом родителей. Вторичная женитьба Филиппа на другой женщине Клеопатре стала причиной ссоры Александра с отцом. После загадочного убийства царя Филиппа в июне 336 до н. Главной задачей молодого царя стала подготовка к военному походу в Персию. В наследство от Филиппа Александр получил сильнейшую армию Древней Греции, но он понимал, что для победы над огромной державой Ахеменидов понадобятся усилия всей Эллады.

Брат Александра, Арридей, который временно стал марионеточным царем под именем Филиппа III, был убит по приказу Олимпиады в 317 году до н. Также была убита его жена Эвридика родная племянница его и Александра. Сама Олимпиада стала жертвой Кассандра, сына Антипатра, через год. Сестра Александра, Клеопатра, погибла в 308 году до н.

Наконец, в 309 году до н. Таким образом, династия Аргеадов прекратила своё существование. След в истории Благодаря обширным завоеваниям, имя Александра было известно от Греции и Египта до Индии. В первые годы после смерти царя, эллинистические правители-сатрапы использовали имя Александра для легитимизации своей власти, заручившись личной связью с Македонским.

Так Эвмен из Кардии объявил своим подчиненным, что Александр обещал ему незримо присутствовать на всех заседаниях военного совета, чтобы удержать под контролем армию и сохранить единство империи [7]. Сатрап Персиды, Певкест, посвятил Александру и его отцу алтарь в Персеполе, а сатрап Египта Птолемей установил полноценный культ умершего царя в Александрии [8]. Плутарх сообщает, что сатрапы пытались также подражать Александру одеждами и манерами: они облачались в пурпурные одежды, ходили в окружении свиты и копировали образ величия Александра. Александр Македонский также поддерживал искусство и науку, инвестируя в развитие городов и создание библиотек.

Одной из известных его инициатив было создание города Александрии в Египте, где была заложена знаменитая Александрийская Библиотека. Первые письменные источники, которые содержат сведения об Александре — «Эфемериды» записи придворного журнала и «Гипомнемата» заметки самого царя с планами походов. Античные авторы любили цитировать переписку Александра с друзьями, родственниками и официальными лицами, хотя чаще всего они носили полулегендарный характер. Кроме того, существует множество произведений, которые описывают военные походы Александра.

Среди них — «История Александра» в 10 книгах Хареса Милетинского, подробные описания похода Александра в Индию дал философ-киник Онесикрит из Астипалеи. Эти сведения легли в основу современных знаний о восточных завоеваниях Александра[9]. Придворный историограф Александра, Калисфен, создал апологетический труд «Деяния Александра», который должен был служить оправданием Александра перед греками, поэтому точность сведений, которые предоставляет Калисфен, оспаривалась уже в Античную эпоху [10]. Последняя запись «Деяний» -битва при Гавгамелах.

Позже воспоминания об Александре были положены в основу трудов Птолемея, который создал исключительно привлекательный образ Македонского, как гениального полководца и мудрого правителя. Поскольку Птолемей был опытным военачальником, то он приводил подробные описания военных действий. Также многочисленные подробности о военном мастерстве Александра приводит его военный инженер Аристобул. В целом, первые античные автор оценивали деятельность Александра позитивно, несмотря на противоречия его вклада в историю.

Первыми критиками Александра были перипатеки — последователи Аристотеля. Они создавали образ царя, который, получив блестящее образование, был опьянён внезапным успехом в военном деле и стал одержимым правителем. Критика перипетеков носила не объективный характер, поскольку была основана на неприязни к Александру из-за его казни племянника Аристотеля, Калисфена. Историки и интеллектуалы Древнего Рима также восхищались успехами Александра.

Александру подражал Публий Корнелий Сципион, а скульптурный портрет Гнея Помпея был явно сделан под влиянием портретов Александра. Плутарх также утверждает, что Гай Юлий Цезарь видел в Александре образ для подражания. Марк Антоний использовал характерные особенности манер Александра Македонского для утверждения своей власти на Востоке. Однако в эпоху Принципата появляются и негативные оценки Александра: Тит Ливий называл его власть «величием всего лишь одного человека, которому чуть больше десяти лет сопутствовала удача», а также упоминает про «ужасные казни, убийства друзей на пирах», «тщеславную ложь о своём происхождении».

В Средние века Александр стал прототипом для рыцарских романов. В старофранцузском романе Альберика из Безансона Александр «одет в броню закалённую в драконьей крови; его армия доходит до места, где небо соприкасается с землёй; по пути ему встречаются люди с шестью руками и мухи размером с голубя; наконец, Александр пытается обложить данью ангелов в раю» [11]. В Новое время были также популярны фольклорные сказки об Александре, однако в среде интеллектуалов постепенно появляется интерес к античным источникам, что привело к уточнению информации о великом полководце. В художественных произведениях Нового времени в большей степени описываются любовные похождения Александра.

Царь изображается галантным любовником в куртуазных романах[14]. Также к его личности обращались Лопе де Вега и Кальдерон. В изобразительном искусстве большое внимание уделяется созданию больших живописных циклов о жизни Александра. В современной культуре наиболее ярко представлена личность Александра Македонского в творчестве Бертольда Брехта, который критически отзывался о нём в своих стихотворениях.

Клаус Манн использовал образ завоеваний Александра в качестве карикатуры на современный ему фашизм «Александр. Роман-утопия», 1929 год. Кинорежиссер Оливер Стоун создал противоречивы образ македонского царя в своём фильме «Александра» США, 2004 , где основная фабула связана с гипотезой о гомосексуальности царя, а также его эдиповом комплексе. Александр является персонажем множества мультфильмов и компьютерных игр.

100 великих военачальников

При этом в Древней Греции двух героев «Илиады», как правило, считали гомосексуальной парой [115]. У македонских аристократов нередко практиковались связи с мужчинами с юношеских лет [84]. Родственники сквозь пальцы смотрели на подобные отношения и обычно проявляли беспокойство, только если юноша не выражал интереса к женщинам к зрелости, что создавало проблемы для продолжения рода [115]. В то же время Александр имел любовниц, трёх законных жён бактрийская княжна Роксана , дочери персидских царей Статира и Парисатида и двух сыновей: Геракла от наложницы Барсины и Александра от Роксаны. В целом царь с большим уважением относился к женщинам, хотя даже учитель Александра Аристотель отстаивал подчинённое положение женщины в обществе [116]. Религиозные взгляды Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей , копия с древнегреческой картины До первых успехов в борьбе с персами Александр активно приносил жертвы богам [42] , но в дальнейшем перестал относиться к богам с пиететом. Так, ещё ранее он попрал запрет на посещение Дельфийского оракула [33] , а оплакивая кончину своего любовника Гефестиона, Александр приравнял его к героям младшим божествам , организовал его культ и заложил два храма в его честь [117] [96]. В Египте Александр провозгласил себя сыном Аммона-Ра и, таким образом, заявил о своей божественной сущности [118] ; египетские жрецы стали почитать его и как сына бога, и как бога [119]. Также он посетил известного оракула Аммона в оазисе Сива. Эти действия обычно оцениваются как прагматический политический шаг, направленный на легитимацию контроля над Египтом [118].

Среди греков стремление царя обожествить себя не всегда находило поддержку — большинство греческих полисов признали его божественную сущность как сына Зевса, греческого аналога Аммона-Ра лишь незадолго до смерти, в том числе и с явным нежеланием, как спартанцы они постановили: «Так как Александр хочет быть богом, пусть будет им» [120]. Вскоре в честь царя начали проводиться Александрии — общеионийские игры наподобие Олимпийских, а незадолго до смерти послы греческих полисов увенчали его золотыми венками, чем символически признали его божественную сущность [121]. Заявление о божественной сущности Александра серьёзно пошатнуло доверие к нему многих солдат и полководцев [122]. В Греции полководцам-победителям иногда оказывали схожие почести, поэтому недовольство вызвали лишь отречение Александра от своего отца и требование признания себя именно как непобедимого бога [123]. Более поздний автор Иосиф Флавий записал легенду о том, что Александру во сне являлся Яхве , и потому Александр с большим уважением отнёсся к иудейскому первосвященнику в Иерусалиме, а также якобы читал Книгу пророка Даниила и узнал там себя [сн 10] [124]. Память об Александре Оценка деятельности Книга о праведном Виразе. Затем проклятый и нечестивый Злой дух, чтобы заставить людей засомневаться в этой вере, наслал обретавшегося в Египте ромея Александра на Иран чинить опустошение и наводить страх. Он убил иранского царя, разрушил царский дворец, опустошил государство. Он убил многих высших жрецов и судей, хербедов и мобедов, приверженцев зороастризма, деятельных и мудрых людей Ирана.

И Ардашир уста раскрыл пред ними: «Эй, славные познаньями своими, Я знаю, нет средь вас ни одного, Кто б не слыхал, каким подверг невзгодам Нас Искандар — пришелец, низкий родом! Он славу древнюю низверг во мрак, Весь мир зажал в насильственный кулак. Где все они? Где блеск их величавый? О них осталась лишь дурная слава. Не в рай цветущий — в леденящий ад Ушли они. Не вечен и Хафтвад! Римский историк Тит Ливий сообщил о той высокой оценке, которую дал Александру другой знаменитый в истории полководец — Ганнибал : Сципион … спросил, кого считает Ганнибал величайшим полководцем, а тот отвечал, что Александра, царя македонян, ибо тот малыми силами разбил бесчисленные войска и дошёл до отдаленнейших стран, коих человек никогда не чаял увидеть. Наполеон Бонапарт восхищался не столько военным гением Александра, сколько его государственными талантами: Что меня восхищает в Александре Великом — это не его кампании, для которых мы не имеем никаких средств оценки, но его политический инстинкт.

Его обращение к Амону стало глубоким политическим действием; таким образом он завоевал Египет. Сенека назвал Александра несчастным человеком, которого гнала в неведомые земли страсть к честолюбию и жестокость, и который старался подчинить себе всё, кроме страстей [129] , ибо из наук он должен был узнать, «как мала земля, чью ничтожную часть он захватил» [130]. По-разному оценивали Александра на Востоке. В дальнейшем официальные персидские историографы старались изобразить Александра потомком Ахеменидов, чтобы обосновать теорию наследственной преемственности персидского трона [131]. Нередко предполагается, что Александр скрывается под именем Зуль-Карнайн в Коране , где он характеризуется как праведник. Псевдоисторический роман « История Александра Великого » был переведён на пехлевийский язык , а через него, вероятно, и на арабский язык до появления Корана, и был известен в Мекке [132]. Впоследствии личность Александра пользовалась популярностью в мусульманском мире, и ему нередко старались приписать немакедонское происхождение. Например, североафриканские арабские авторы возводили его корни к территории Магриба, а испанские — к Пиренеям [133]. Средневековый персидский поэт Фирдоуси в поэме Шахнаме включает Александра в ряд правителей Ирана, нейтрально повествует о его философской беседе с мудрецами, но устами царя Ардашира озвучивает негативную оценку завоевателя см.

Александр был популярным персонажем и в еврейской традиции — в частности, в Библии, раввинистической литературе и у Иосифа Флавия. В Книге пророка Даниила , которую Александр якобы читал [сн 10] , он не назван прямо, но рассматривается как часть божественного плана по спасению еврейского народа [134]. В Первой книге Маккавейской Александр представлен как умеренно враждебный завоеватель, одним из преемников которого стал Антиох IV Эпифан , организатор преследований приверженцев иудаизма [135] [136]. В раввинистической литературе отношение к Александру смешанное [137]. Источники В походах Александра сопровождало множество интеллектуалов, включая историка Каллисфена и нескольких философов. Многие из них впоследствии опубликовали воспоминания о своём великом современнике. Так, придворный Александра Харет Митиленский написал «Историю Александра» в десяти книгах, которая описывала прежде всего личную жизнь Александра, но сохранилась лишь в незначительных фрагментах [138]. Его сочинение было построено не по хронологическому принципу, а представляло собой скорее сборник анекдотов [138]. Кроме того, философ-киник Онесикрит из Астипалеи, путешествовавший со штабом армии до самой Индии, подробно описал завоевания царя [140].

Особый интерес у Онесикрита вызвала Индия, и он подробно описывал виды местных животных и растений, обычаи народов [140]. Несмотря на обилие небылиц и выдуманных историй, в античную эпоху сведения Онесикрита служили одним из важнейших источников при описании Индии географами в частности, Онескирита широко использует Страбон [140]. Воспоминания о войне оставил и Неарх , командовавший флотом при возвращении из Индии [141]. Совершенно иная судьба постигла штабного историографа Каллисфена из Олинфа — в 327 году его казнили по обвинению в подготовке заговора. Из-за этого последние из его подробных записей описывают события битвы при Гавгамелах [139]. Его «Деяния Александра» носили ярко выраженный апологетический характер и задумывались как оправдание царя перед греческой аудиторией [138]. Впрочем, уже в античную эпоху незавершённое сочинение Каллисфена подвергалось критике за предвзятость и искажение фактов Тимеем из Тавромения и Полибием [138]. Далеко не сразу после смерти Александра свои воспоминания систематизировал полководец Птолемей , ставший к этому времени уже правителем Египта [сн 11]. Птолемей создавал образ Александра как гениального полководца [142].

Предполагается, что благодаря военному прошлому Птолемея его сочинение содержало множество точных подробностей, связанных с военными действиями [142]. Не сразу написал историю походов Александра и находившийся в его войсках инженер возможно, архитектор Аристобул, в которой он уделил много внимания географическому и этнографическому описанию завоёванных земель. Несмотря на то, что Аристобул начал писать историю в возрасте 84 лет, он точно записал все расстояния, денежные суммы, а также дни и месяцы событий [142]. Известно, что последние две работы содержали богатейший фактический материал [8]. К сожалению, за исключением немногочисленных фрагментов все сочинения, написанные современниками Александра, утеряны [143]. Лишь в небольших фрагментах дошло до наших дней и сочинение Клитарха — младшего современника Александра, который, вероятно, не участвовал в походах с ним, однако попытался собрать воедино разрозненные свидетельства очевидцев и уже опубликованные труды [141]. Его сочинение «Об Александре» состояло по меньшей мере из 12 книг и по стилю приближалось к героическому роману [144]. Несмотря на критику сочинения Клитарха античными историками, его произведение пользовалось большой популярностью в древности [144]. К этому же времени относится формирование цикла фантастических преданий, связанных с Александром, хотя легенды вокруг личности великого завоевателя начали появляться ещё при его жизни [145].

Все вместе они создали традицию правдивых и вымышленных сведений об Александре, которая в историографии известна как «вульгата» [144]. Не сохранились также «Эфемериды» записи придворного журнала царя и «Гипомнемата» заметки самого Александра с планами дальнейших завоеваний. Благодаря тому, что интерес к личности Александра не угасал, греки, а затем и римляне писали о нём и значительно позднее, опираясь на работы предшественников. Именно эти сочинения частично сохранились до наших дней и служат основными источниками для изучения жизни и деятельности царя. Большинство из них так или иначе опирались на сочинение Клитарха [141] и, в некоторой степени, на труды Тимагена. К сочинениям благожелательной по отношению к Александру традиции относятся «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского , «История Александра» Квинта Курция Руфа и «История Филиппа» Помпея Трога последняя работа сохранилась в сокращении, составленном Юстином [147]. В значительной степени независим от этой традиции Арриан , которого считают наиболее достоверным источником по жизни Александра [147]. Большую ценность представляет биография Александа в Сравнительных жизнеописаниях Плутарха , который подбирал материалы в соответствии со своими представлениями о роли личности в истории [148]. Романы об Александре.

Александр в фольклоре Е. Костюхин о средневековом восприятии Александра. В раннем западноевропейском средневековье история переосмысляется и приобретает новую закономерность, прошлое оказывается тесно связанным с настоящим и похожим на него. Так, Приам называется первым королём франков, Александр Македонский — греческим, а Цезарь — римским Карлом Великим, они ходят по белу свету с двенадцатью пэрами и громят сарацинов [149]. Многие из событий, который описаны в «Романе» как реальные, у античных историков обнаруживаются только как озвученные планы.

Александр Македонский начал поход в Малую Азию, оставив за себя наместником военачальника Антипатра и дав ему 10-тысячное войско. Он быстро переправился на собранных для этой цели отовсюду судах через Геллеспонт во главе войска, состоявшего из 30 тысяч пехотинцев и 5 тысяч конницы.

Персидский флот не смог помешать этой операции. На первых порах Александр не встретил серьёзного сопротивления, пока не дошёл до реки Граник, где его поджидали большие силы неприятеля. В мае на берегах реки Граник произошло первое серьёзное сражение с войсками персов, которыми командовали известный полководец Мемнон Родосский и несколько царских полководцев — сатрапов. Вражеская армия состояла из 20000 персидской конницы и большого числа наёмных пеших греческих воинов. По другим источникам, 35-тысячной македонской армии противостояло 40-тысячное неприятельское войско. Вероятнее всего, персы имели заметное численное преимущество. Особенно оно выражалось в количестве конницы.

Македонский царь на глазах врага решительно перешёл Граник и первым атаковал противника. Сперва он без особого труда разбил и рассеял лёгкую персидскую конницу, а затем уничтожил фалангу греческих пехотинцев-наёмников, из которых в живых осталось меньше двух тысяч человек, взятых в плен. Победители потеряли меньше сотни воинов, побеждённые — до 20 тысяч человек. В битве на реке Граник Александр Македонский лично возглавлял тяжеловооружённую македонскую конницу и нередко оказывался в самой гуще сражения. Но его выручали то телохранители, бившиеся рядом, то личная храбрость и воинское искусство. Именно личное мужество, помноженное на полководческое искусство, принесло Александру Великому небывалую популярность среди македонских солдат. Пленных греков македоняне объявили изменниками, заковали и отправили в Македонию на каторжные работы.

Убитых похоронили с воинскими почестями на поле боя, где был насыпан большой могильный курган. Родители и дети погибших в битве на реке Граник царских воинов были освобождены от поземельных налогов, всех личных государственных повинностей и имущественных взносов в казну. Александр Македонский приказал отлить медные статуи героев Граникской победы и установить их в одном из самых почитаемых храмов у себя на родине. После этой блестящей победы большинство малоазиатских городов с преимущественно эллинским населением открыло крепостные ворота завоевателю, в том числе и Сарды. Только славившиеся своей независимостью города Милет и Галикарнас оказали упорное вооружённое сопротивление, однако отразить натиск македонских войск они не могли. В конце 334 — начале 333 годов до н. Александр покорил области Карию, Ликию, Памфилию и Фригию в ней он взял сильную персидскую крепость Гордион , летом 333 года до н.

Однако опасная болезнь царя-полководца приостановила это победное шествие македонской армии. Едва поправившись, Александр через киликийские горные проходы двинулся в Сирию. Персидский царь Дарий III Кодоман, вместо того чтобы ждать противника на сирийских равнинах, двинулся во главе огромной армии ему навстречу и перерезал коммуникации противника. Близ города Исса современный Искендерун, бывший город Александретта в северной Сирии состоялось одно из крупнейших сражений в истории Древнего мира. Персидское войско превосходило силы Александра Македонского примерно в три раза, а по некоторым оценкам, даже в десять раз. Обычно в источниках указывается цифра в 120 тысяч человек, из них 30 тысяч греческих наёмников. Поэтому царь Дарий и его военачальники не сомневались в полной и быстрой победе.

Персидское войско занимало удобную позицию на правом берегу реки Пинар, пересекавшей равнину Исса. Незаметно обойти её с флангов было просто невозможно. Царь Дарий III, по всей видимости, решил устрашить пришельцев в свои владения одним видом своего огромного войска и добиться полной победы, будучи уверен в своей мощи. Поэтому он не стал торопить события в день битвы и отдал противнику инициативу начала сражения. Это дорого ему обошлось. Александр первым начал атаку, двинув вперёд фалангу копьеносцев и конницу, действовавшую на флангах. Тяжёлая македонская конница кавалерия «товарищей» под командованием самого царя ринулась в атаку с левого берега реки.

Своим порывом она увлекла в битву македонцев и их союзников, настроив на победу. Сперва Александр не мог добиться видимого успеха над огромным вражеским войском. Но в конце концов победа была одержана во многом благодаря тому, что македонский царь лично возглавил удар в самый центр неприятельской позиции, где на возвышении находился Дарий со своими сатрапами. Ряды персов смешались, и они обратились в бегство. Вновь, как и на реке Граник, первой побежала с поля битвы многотысячная персидская лёгкая конница. Дольше всего бились греческие наёмники Дария, чья фаланга находилась в самом центре персидского войска. Здесь противоборство шло с таким огромным упорством, что Александру пришлось бросить в гущу битвы собственных телохранителей.

Македонская конница долго преследовала бежавших, но поймать Дария так и не смогла. Персидские потери были огромны, возможно, более 50 тысяч человек. Походный лагерь персидского войска вместе с семейством Дария достался победителям. Стремясь завоевать симпатии населения захваченных земель, Александр проявил милосердие к жене и детям Дария, а пленённым персидским воинам разрешил, при их желании, вступить в ряды македонской армии, в её вспомогательные отряды. Многие пленённые персы воспользовались такой неожиданной возможностью избежать позорного рабства на греческой земле. Поскольку Дарий с остатками разгромленного войска бежал далеко, к берегам реки Евфрат, Александр Македонский двинулся в Финикию с целью завоевать все восточное, сирийское побережье Средиземного моря. В это время он дважды отклонил предложение персидского царя о мире.

Великий полководец древности мечтал только о покорении огромной персидской державы.

Близ города Ольвия, древнегреческой колонии на северо-западном берегу Чёрного моря, его армия была наголову разбита, а сам Зопирион погиб. Так что не случайно скифы слыли непобедимыми. Александр разбить себя не дал, но и решительной победы над скифами ему одержать не удалось.

В ходе безрезультатной войны он сровнял с землей пол-дюжины их городов и даже вырубил деревья. Но конца войне все не было. Более того, в одной из стычек полководец получил ранение камнем в голову. В конце концов, одержав очередную небольшую победу, македонский царь воспользовался моментом и великодушно пожаловал европейским скифам массу свобод, после чего ушел со своей армией на восточный берег Урала-Яксарта.

По просторам Сибири Дальнейшие перемещения завоевателя по «Индиям» удручающе запутаны интерпретаторами. Известный английский географ профессор Дж. Томсон в «Истории древней географии» сетует, что Эратосфен, составляя географические карты по материалам Александра, столкнулся с большими трудностями, и добавляет: «Детальные цифры продвижения Александра в этих местах безнадежно противоречивы». И все-таки, как отмечает Николай Новгородцев, путь македонской армии по Западно-Сибирской равнине прослеживается.

У Арриана в его «Анабасисе Александра» можно прочесть: «В этом году Александр выступил против парапамисадов. Страна их лежит на крайнем севере, вся завалена снегом и недоступна для других народов по причине чрезвычайных холодов. Большая часть ее представляет собой безлесую равнину, покрытую деревнями, крыши на домах черепичные, с острым коньком. Посередине крыш оставлен просвет, через который идет дым...

Жители по причине больших снегопадов большую часть года проводят в доме, заготовив себе запасы пищи. Виноградные лозы и фруктовые деревья они на зиму прикрывают землей, которую убирают, когда приходит время растениям распускаться... И все же царь, несмотря на все эти препятствия, преодолел, благодаря обычному мужеству и упорству македонцев, трудности переходов. Много солдат, впрочем, и людей, сопровождавших войско, выбилось из сил и отстало...

Какие же реки и города встречались македонянам на этом зимнем пути? Новгородцев считает, что ему удалось установить, что скрывается под некоторыми из этих названий. Например, Акесин Акезин - несомненно, река Ишим.

По-видимому, она датируется примерно третьим веком до нашей эры, а некоторые части его конструкции похожи на другие древние гробницы в Македонии. Кроме того, есть саркофаг, построенный для Нектанебо II, фараона, который был вынужден бежать из Египта около 343 г. Существует давняя легенда, что в нем какое-то время находилось тело Александра, возможно, после того, как его впервые привезли в Мемфис из Вавилона. Сейчас саркофаг находится в Британском музее в Лондоне. Он отметил древнюю историю, в которой Нектанеб II пробрался в Македонию и оплодотворил мать Александра, сделавшись тем самым отцом Александра Великого.

Хотя эта история практически наверняка является вымышленной, она демонстрирует определенную связь между Нектанебо II и Александром, пишет Чагг. Кроме того, Чагг идентифицировал блок со звездным щитом символ, связанный с Александром , который сейчас находится в музее камня Святой Аполлонии в Венеции, Италия, который, по его мнению, был частью саркофага.

Где родился Александр Македонский?

Этим вопросом задаются в материале Live Science. Кратко: у Македонского, как полагают многие современные историки, был один, а возможно и два ребенка — оба сыновья. Исследователи из Университета Маккуори Австралия говорят: до рождения сына от Роксаны Александр не дожил буквально несколько месяцев — полководца не стало в 323 году до н. Вместе с этим ребенок от любовницы якобы родился еще в 327 году до н.

Царь Азии После укрепления своего положения в Египетских землях и постройки города Александрии, Македонский решает углубиться в азиатские земли. К тому времени Дарий III, персидский царь, успел собрать большую армию для новой битвы с Александром. Дарий в очередной раз бежал с поля битвы, чем еще больше уронил свой авторитет. После этой битвы сатрапы многих персидских земель стали звать завоевателя Александра Царем Азии и открывали ему ворота без боя. Персидский царь Далее Александр двинулся к югу, где древний Вавилон и Сузы, одна из столиц Персидской империи, открыли ему свои ворота.

Персидские сатрапы, потеряв веру в Дария, стали переходить на службу к Царю Азии. Из Суз Александр через горные переходы направился к Персеполю, центру исконно персидской земли. После неудачной попытки прорваться с ходу Александр с частью своего войска обошёл отряды сатрапа Персии Ариобарзана, и в январе 330 до н. Персеполь пал. Македонская армия отдыхала в городе до конца весны, а перед уходом дворец персидских царей был сожжён. По знаменитой легенде пожар организовала гетера Таис Афинская, любовница военачальника Птолемея, подзадорив пьяную компанию Александра с его друзьями. В мае 330 до н. Александр возобновил преследование Дария, сначала в Мидии, а затем в Парфии.

Одно находится в гробнице в восточной Александрии, известной как «алебастровая гробница». Надписи на ней нет, но само сооружение явно предназначалось для очень знатного человека; это могла быть гробница, в которой хранили Александра после того, как его тело было впервые перевезено в Александрию. По-видимому, она датируется примерно третьим веком до нашей эры, а некоторые части его конструкции похожи на другие древние гробницы в Македонии. Кроме того, есть саркофаг, построенный для Нектанебо II, фараона, который был вынужден бежать из Египта около 343 г. Существует давняя легенда, что в нем какое-то время находилось тело Александра, возможно, после того, как его впервые привезли в Мемфис из Вавилона. Сейчас саркофаг находится в Британском музее в Лондоне. Он отметил древнюю историю, в которой Нектанеб II пробрался в Македонию и оплодотворил мать Александра, сделавшись тем самым отцом Александра Великого.

К 26 годам он завоевал Персидскую империю. Тело погребено в Мемфисе, Египет Перед смертью он сказал, что оставляет свое царство "сильнейшему". Если он хотел, чтобы после его смерти империя существовала в мире, он выбрал неправильные слова. Его люди восприняли это как то, что место Александра займет сильнейший из них. Это, естественно, привело к борьбе. На фоне всех этих препирательств разрабатывались планы погребения царя, о которых также спорили. Планы составлялись и менялись несколько раз. В конце концов, Птолемей I Сотер захватил тело в 321 году до н. Погребальная процессия Александра Македонского, изображенная Диодором Сикулом. Гроб Согласно Диодору Сикулусу в книге XVIII: «Сначала приготовили гроб подходящего размера для тела, сделанный из кованого золота, а пространство вокруг тела заполнили благовониями, которые могли сделать тело сладко пахнущим и нетленным. На этот гроб была положена золотая крышка, точно подогнанная по размеру и пригнанная по верхнему краю. Поверх него положили великолепную пурпурную мантию, расшитую золотом, рядом с которой поместили оружие покойного, желая, чтобы дизайн всего убранства гармонировал с его достижениями». Почитаемый в смерти Благодаря огромному успеху Александра в жизни, достигнутому благодаря его упорству и смелости, его очень почитали в смерти. Именно поэтому мы знаем, где находилась его могила в определенных местах в определенное время.

Почему в мире так много городов с названием Александрия

Нередко предполагается, что Александр скрывается под именем Зуль-Карнайн в Коране , где он характеризуется как праведник. Псевдоисторический роман « История Александра Великого » был переведён на пехлевийский язык , а через него, вероятно, и на арабский язык до появления Корана, и был известен в Мекке [132]. Впоследствии личность Александра пользовалась популярностью в мусульманском мире, и ему нередко старались приписать немакедонское происхождение. Например, североафриканские арабские авторы возводили его корни к территории Магриба, а испанские — к Пиренеям [133]. Средневековый персидский поэт Фирдоуси в поэме Шахнаме включает Александра в ряд правителей Ирана, нейтрально повествует о его философской беседе с мудрецами, но устами царя Ардашира озвучивает негативную оценку завоевателя см. Александр был популярным персонажем и в еврейской традиции — в частности, в Библии, раввинистической литературе и у Иосифа Флавия. В Книге пророка Даниила , которую Александр якобы читал [сн 10] , он не назван прямо, но рассматривается как часть божественного плана по спасению еврейского народа [134]. В Первой книге Маккавейской Александр представлен как умеренно враждебный завоеватель, одним из преемников которого стал Антиох IV Эпифан , организатор преследований приверженцев иудаизма [135] [136].

В раввинистической литературе отношение к Александру смешанное [137]. Источники В походах Александра сопровождало множество интеллектуалов, включая историка Каллисфена и нескольких философов. Многие из них впоследствии опубликовали воспоминания о своём великом современнике. Так, придворный Александра Харет Митиленский написал «Историю Александра» в десяти книгах, которая описывала прежде всего личную жизнь Александра, но сохранилась лишь в незначительных фрагментах [138]. Его сочинение было построено не по хронологическому принципу, а представляло собой скорее сборник анекдотов [138]. Кроме того, философ-киник Онесикрит из Астипалеи, путешествовавший со штабом армии до самой Индии, подробно описал завоевания царя [140]. Особый интерес у Онесикрита вызвала Индия, и он подробно описывал виды местных животных и растений, обычаи народов [140].

Несмотря на обилие небылиц и выдуманных историй, в античную эпоху сведения Онесикрита служили одним из важнейших источников при описании Индии географами в частности, Онескирита широко использует Страбон [140]. Воспоминания о войне оставил и Неарх , командовавший флотом при возвращении из Индии [141]. Совершенно иная судьба постигла штабного историографа Каллисфена из Олинфа — в 327 году его казнили по обвинению в подготовке заговора. Из-за этого последние из его подробных записей описывают события битвы при Гавгамелах [139]. Его «Деяния Александра» носили ярко выраженный апологетический характер и задумывались как оправдание царя перед греческой аудиторией [138]. Впрочем, уже в античную эпоху незавершённое сочинение Каллисфена подвергалось критике за предвзятость и искажение фактов Тимеем из Тавромения и Полибием [138]. Далеко не сразу после смерти Александра свои воспоминания систематизировал полководец Птолемей , ставший к этому времени уже правителем Египта [сн 11].

Птолемей создавал образ Александра как гениального полководца [142]. Предполагается, что благодаря военному прошлому Птолемея его сочинение содержало множество точных подробностей, связанных с военными действиями [142]. Не сразу написал историю походов Александра и находившийся в его войсках инженер возможно, архитектор Аристобул, в которой он уделил много внимания географическому и этнографическому описанию завоёванных земель. Несмотря на то, что Аристобул начал писать историю в возрасте 84 лет, он точно записал все расстояния, денежные суммы, а также дни и месяцы событий [142]. Известно, что последние две работы содержали богатейший фактический материал [8]. К сожалению, за исключением немногочисленных фрагментов все сочинения, написанные современниками Александра, утеряны [143]. Лишь в небольших фрагментах дошло до наших дней и сочинение Клитарха — младшего современника Александра, который, вероятно, не участвовал в походах с ним, однако попытался собрать воедино разрозненные свидетельства очевидцев и уже опубликованные труды [141].

Его сочинение «Об Александре» состояло по меньшей мере из 12 книг и по стилю приближалось к героическому роману [144]. Несмотря на критику сочинения Клитарха античными историками, его произведение пользовалось большой популярностью в древности [144]. К этому же времени относится формирование цикла фантастических преданий, связанных с Александром, хотя легенды вокруг личности великого завоевателя начали появляться ещё при его жизни [145]. Все вместе они создали традицию правдивых и вымышленных сведений об Александре, которая в историографии известна как «вульгата» [144]. Не сохранились также «Эфемериды» записи придворного журнала царя и «Гипомнемата» заметки самого Александра с планами дальнейших завоеваний. Благодаря тому, что интерес к личности Александра не угасал, греки, а затем и римляне писали о нём и значительно позднее, опираясь на работы предшественников. Именно эти сочинения частично сохранились до наших дней и служат основными источниками для изучения жизни и деятельности царя.

Большинство из них так или иначе опирались на сочинение Клитарха [141] и, в некоторой степени, на труды Тимагена. К сочинениям благожелательной по отношению к Александру традиции относятся «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского , «История Александра» Квинта Курция Руфа и «История Филиппа» Помпея Трога последняя работа сохранилась в сокращении, составленном Юстином [147]. В значительной степени независим от этой традиции Арриан , которого считают наиболее достоверным источником по жизни Александра [147]. Большую ценность представляет биография Александа в Сравнительных жизнеописаниях Плутарха , который подбирал материалы в соответствии со своими представлениями о роли личности в истории [148]. Романы об Александре. Александр в фольклоре Е. Костюхин о средневековом восприятии Александра.

В раннем западноевропейском средневековье история переосмысляется и приобретает новую закономерность, прошлое оказывается тесно связанным с настоящим и похожим на него. Так, Приам называется первым королём франков, Александр Македонский — греческим, а Цезарь — римским Карлом Великим, они ходят по белу свету с двенадцатью пэрами и громят сарацинов [149]. Многие из событий, который описаны в «Романе» как реальные, у античных историков обнаруживаются только как озвученные планы. При этом «Роман» писался даже по большему количеству материалов, чем пять сохранившихся сочинений об Александре [141]. Автор «Романа» неизвестен. В одной из рукописей автором назван Каллисфен, но он не мог написать это сочинение, поскольку Александр казнил его см. Существует предположение, что первые версии романа до окончательной обработки появились на Востоке, где существовала насущная необходимость обосновать завоевания Александра и установление там правления греков [151].

Фактические сведения в романе часто искажены, хронология нередко нарушена [8]. В классическом виде роман состоял из 10 частей [сн 12] , хотя в более ранних версиях, возможно, касающихся Греции тем практически не было [152]. Ещё в античности роман был переведён на латинский язык Юлием Валерием Полемием; вслед за ним появились переводы на коптский , сирийский [153] , среднеперсидский , армянский языки, геэз конец XIV века [154] , возможно, арабский и другие языки. Многие из них имели немного сходства с оригиналом — так, в сирийской литературе существовали две совершенно различных версии романа [155] , а эфиопская версия романа представляет собой во многом оригинальное сочинение, которое едва ли можно назвать переводом [154]. В первой половине XII века Альбериком из Пизансона был написан роман на старофранцузском языке, поскольку было очень велико количество людей, не владевших латинским языком. Он нёс на себе отпечаток новых веяний в литературе и был близок к рыцарскому роману. В более поздних редакциях романа окончательно сложился идеализированный образ Александра как полководца мужественного, но гуманного [156].

Впоследствии различные редакции переводились на многие языки и пользовались большой популярностью в средневековой Европе. Александр спускается на дно моря в стеклянном сосуде. Роман об Александре был известен ещё в Киевской Руси — сделанный в XII или даже XI веке [157] перевод с одной из византийских редакций содержится в ряде рукописей [158]. При этом в текст были введены некоторые эпизоды из Библии и греческой литературы, отсутствовавшие в византийских редакциях романа [159]. Около 1490-91 годов [160] монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин включил в сборник светских рассказов перевод одной из версий романа, известный как «Сербская Александрия» [158]. По мнению Я. Лурье , это «типичный средневековый рыцарский роман» [158].

Неизвестно, откуда этот роман появился в монастыре, но по ряду признаков источником называется южнославянская редакция романа, составленная, вероятно, в Далмации по греческим и западноевропейским версиям [161]. При переводе на русский язык вероятно, Ефросин был лишь составителем, редактором и переписчиком, но не переводчиком непонятные читателю южнославянские слова заменялись, изменялись и некоторые сюжетные мотивы, а основная часть романа разделена на сказания [162]. Кроме того, из-за незнания на Руси сюжетов Троянской войны « Илиаду » нередко считали книгой о разорении Иерусалима , многочисленные отсылки к Гомеру сократили [163]. Составители «Сербской Александрии» искусственно христианизировали образ великого завоевателя, приписали ему изречения в христианском духе и представили его как борца за веру [164]. Тогда же появились и сделанные в Речи Посполитой переводы с западноевропейских редакций романа [157]. В Великое княжество Литовское роман попал в виде переводов западноевропейских редакций с латинского языка на старобелорусский язык [166] и сразу же стал одним из самых популярных светских произведений [167]. Так, белорусский первопечатник начала XVI века Франциск Скорина в авторском предисловии к Библии рекомендовал читать не «Александрию» и «Трою», а библейские книги Судей и Маккавеев [сн 13] , поскольку, по его словам, «более и справедливее в них знайдеш» [167].

Позднее в дополнение к переводам западноевропейских версий романа с латинского языка распространились и копии «Сербской Александрии» [167] , а затем появились и компиляции, в которых две традиции объединялись [168]. Благодаря популярности романа некоторые сюжеты из него попали в белорусские народные сказки [169]. Большое распространение сказки об Александре Искандере получили на Востоке [170]. Среди наиболее популярных сюжетов — легенда о двух рогах Александра, которые он тщательно скрывал от всех, включая цирюльников; один из цирюльников спасся и рассказал секрет тростнику; затем из тростника делают свирель, которая всем рассказывает секрет завоевателя [171]. Часто появление этого сюжета связывали с греческим мифом о Мидасе , но в середине XX века появились предположения о заимствовании греками распространённой на Востоке аналогичной сказки и о происхождении сюжета без их участия [171]. В сирийской литературе существовало несколько сказок об Александре, который представляется как сельский герой-богатырь, силой и отвагой заполучивший лучшего коня, лучший меч и самую красивую девушку [172]. Распространённое прозвище «Двурогий» там объясняется тем, что Александр «прикрепил к голове наподобие рогов два меча и поражал ими врагов» [172].

По прошествии двух лет войны он устремился вглубь материка, к Мемфису. Египтяне были рады поражению своих персидских правителей. Они сдались без боя и приветствовали военачальника с распростертыми объятиями.

В октябре 331 года до нашей эры у персидского селения Гавгамелы произошла одна из важнейших битв в мировой истории. На этот раз неприятель в три раза превосходил числом войска Македонского. Но бесстрашный полководец опять наслаждался опасностью.

Воспользовавшись шансом, Александр прорвался, чтобы напасть на Дария. И опять персидский царь спасся бегством. Впоследствии он был убит одним из своих командиров.

Спустя три года после высадки у Трои Александр Македонский был провозглашен правителем Азии. Другие великие вожди, возможно, удовольствовались бы этим монументальным триумфом, но только не Александр. В 329 году до нашей эры он продвинулся к Афганистану, чтобы завоевать восточную границу Персидской империи.

На его пути встали неприступные горы Гиндукуша. За пятнадцать дней на высоте в 6100 километров тридцатитысячная армия Македонского преодолела этот невероятно трудный переход и вторглась на территорию Средней Азии. Его империя простиралась от Греции до Афганистана, занимая свыше 5 млн кв.

Но он продвигался дальше на восток, к кромке неизвестного тогда мира, где находилась экзотическая и загадочная страна — Индия. Македонскому противостоял могущественный раджа, который был намерен остановить его. Индийцы собрали 50-тысячную армию.

У них было страшное новое оружие — двести боевых слонов. Осознав, что идя в лобовую атаку, он подвергает своих воинов смертельному риску, Александр пошел на военную хитрость. В ходе неожиданного нападения македоняне стали длинными копьями и стрелами раздражать слонов.

Животные, обезумевшие от страха и боли, начали топтать как греков, так и индийцев. В результате одной из самых тяжелых битв в военной биографии Македонского индийская армия была разбита.

Хотя ни у языческих, ни у других священных историков не говорится об этом событии, но в общих чертах оно находит себе подтверждение в раввинских и самаританских преданиях. Тетрадрахма Александра Великого.

Когда Александр осаждал Тир, рассказывает И. Флавий, он потребовал, чтобы иудеи покорились его власти, но они отказали в этом. После падения Тира и Галы он двинулся на Иерусалим, чтобы взять его. Тогда первосященник Иаддуй Неем.

Царь затем пошел в Иерусалим, где принес жертвы и где ему показали пророчества Даниила, предсказавшего о его победах над персами. Чтобы выразить свою милость иудеям, Александр предоставил им весьма важные привилегии не только в Иудеи, но и в Вавилонии и Мидии. Как бы то ни было, во всяком случае несомненно, что Александр принимал иудеев в свое войско; затем, иудеи заселили значительную часть основанной им Александрии, и очень возможно, что то благоволение, с каким относились к иудеям первые преемники его в Египте, было лишь продолжением его собственного благоволения к сынам Израиля.

Но успел ли он завести детей и что стало с наследниками после смерти полководца? Этим вопросом задаются в материале Live Science. Кратко: у Македонского, как полагают многие современные историки, был один, а возможно и два ребенка — оба сыновья. Исследователи из Университета Маккуори Австралия говорят: до рождения сына от Роксаны Александр не дожил буквально несколько месяцев — полководца не стало в 323 году до н.

АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (МАКЕДОНСКИЙ)

Александр Македонский – полководец античности, сын царя Филиппа II, представитель династии Аргеадов. Александр Македонский родился в июле 356 года до нашей эры от брака македонского царя Филиппа и одной из его многочисленных жен – Олимпиады. Александр Македонский был выдающимся человеком и сейчас мы в этом убедимся. Александр Македонский органично объединил подаренные ему таланты и был признан достойным наследником королевского престола. Отец Александра, Филипп II Македонский, нанял Аристотеля, одного из величайших философов в истории человечества, для обучения 13-летнего принца. Александр Македонский – полководец античности, сын царя Филиппа II, представитель династии Аргеадов.

Александр Македонский - еврейский герой

Александр Македонский – царь Македонии, один из величайших полководец в истории и основатель мировой империи, распавшейся после его кончины. Александр III Македонский (Alexander III of Macedon; 356 до н.э.-323 до н.э.) в Древней Греции царь (базилеус) Македонии. Вошел в историю как Александр Великий (Alexander the Great или Megas Alexandros). Завоевания Александра Македонского 1 Когда Александру было 16 лет, Филипп сделал его регентом Македонии, а сам ушел в поход на Византий.

Взлет и падение империи Александра Македонского

Ответы : Так кто же по национальности Александр Македонский????Кто точно знает???? Где воевал Александр Македонский во время своего похода на Восток?
Где родился Александр Македонский? Александр Македонский (356-323 гг. до н.э) получил превосходное для своей эпохи образование – с 13 лет его воспитанием занимался сам Аристотель.

Взлет и падение империи Александра Македонского

Где похоронен Александр Македонский: – Журнал Ярмарки Мастеров о рукоделии, творчестве, дизайне. Читай! Узнавай! Делись! После походы Александра Македонского наступил новый этап в истории древней Греции, а также всего Средиземноморья. Александр Македонский прожил мало, но прославил себя на века. Алекса́ндр Македо́нский (Александр III Великий, др.-греч. Ἀλέξανδρος Γ' ὁ Μέγας; предположительно 20/23 июля или 6/10 октября 356 года до н. э., Пелла — 10 или 13 июня 323.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий