Крестопоклонная неделя Великого поста как раз и предназначена для того, чтобы направить сознание верующих на осмысление этого подвига. 19 марта 2023 года в Неделю третью Великого Поста Крестопоклонную в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских были совершены две Божественные литургии. Особенности Крестопоклонной недели в 2023 году: какие виды крестов признают православные христиане. © Все новости Новосибирской области. Такое действо совершается каждый Великий пост. — Во время 40-дневного поста мы словно «распинаем» себя, на людях начинают сказываться усталость и уныние, — пояснили журналисту «Известий Мордовии» значение Крестопоклонной недели представители Саранской епархии.
Когда Крестопоклонная неделя в 2023 году
19 марта 2023 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдкове г. Москвы. 19 марта 2023 года, в Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Челябинский и Миасский Алексий совершил Литургию в Свято-Симеоновском кафедральном соборе. DSC03791 7 апреля 2024 года — третья неделя Великого поста — Крестопоклонная. В третье воскресенье Великого Поста совершается поклонение Честному Животворящему Кресту Господню – а последующие шесть дней именуются «Крестопоклонной седмицей», которая является четвертой из шести, составляющих Четыредесятницу.
КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ
Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим — к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью — Светлое Воскресение.
На место Креста поверх центрального аналоя полагается икона Иисуса в терновом венце , или святцы. Основная статья: Средокрестная неделя В среду этой недели отмечалось окончание половины Великого поста и у деревенской детворы был небольшой праздник [16] , связанный с обходным обрядом, во время которого их одаривали крестообразным постным печеньем. В воскресенье на четвёртой неделе седмице Великого Поста в храмах совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню , поэтому в народе эту неделю называли «Крестовой», «Солдохресной», а среду — «средокрестьем». На ночь со среды на четверг приходится середина поста, что придало большое значение этому дню, получившему в народе также название «Средопостие», «Средокрестье».
Рассказывали, что в эту ночь пост переламывается пополам и, если не спать, можно услышать в переднем углу происходящий от этого хруст [17]. На этой неделе пекли пироги в виде креста, которые так и называли — «кресты», а также в виде сельскохозяйственных орудий — сохи, плуга, бороны, косы. Часть «крестов» селяне хранили до весенних посевов — их клали в сеялку к посевным семенам.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Отчего иной умирает дряхлым старцем, иной в цвете юношеского или мужеского возраста, иной дитятею или даже краткодневным младенцем? Отчего один пользуется постоянно здравием и благополучием, другой томится в болезнях, передаётся скорбями скорбям, бедствиями бедствиям как бы с рук на руки? Сегодня, когда Церковь поклоняется Кресту нашего Спасителя, воздвигнутому посреди Поста для укрепления духовного, для мужественного утешения христиан, сегодня этот вечный вопрос находит неожиданный ответ в Священном Писании. Неожиданный, потому что редко бывает так, чтобы Крестопоклонная неделя, как то случилось в этот раз, совпала с днём памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся. В день молитвенной памяти сорока мучеников 9 22 марта на Божественной литургии читается фрагмент из Послания к евреям святого апостола Павла. Конечно, каждый из нас во время литургии внимательно слушал это апостольское послание, но я хочу ещё раз напомнить его, чтобы мы могли подумать о павловых словах как об ответе на роковой вопрос: отчего злодей процветает, а праведник скорбит?
С понедельника по пятницу после 9-го часа на изобразительных совершается поклонение Кресту, для чего его всякий раз приносят в храм из сосудохранилища. В среду указано особое последование в честь Креста, включающее стихиры и канон 8-го гласа Там же. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. Эта редакция Студийского устава содержит больше песнопений Кресту по сравнению со Студийско-Алексиевским Типиконом. В будние дни седмицы после К. В афонской редакции Студийского устава - Георгия Мтацминдели Типиконе сер. Литургические грузинские памятники. По этим источникам чин поклонения Кресту также совершается в среду 4-й седмицы.
Оптина пустынь
От него православные черпают жизненные силы в пост. Крест — напоминание о спасении Иисусом Христом человечества, о покаянии, обретении пути к спасению. Литургии на Крестопоклонной неделе проводят в среду и пятницу, а в субботу поминают усопших. Во время всенощного бдения при песнопении трижды кланяются Кресту.
Как питаться в эту неделю? В понедельник, среду и пятницу необходимо придерживаться сухоядения, а во вторник и четверг разрешено употребление горячей пищи. Суббота и воскресенье - дни употребления горячей пищи с маслом.
Есть ещё одно значение — нести свой крест, а значит, принять свою ношу. Кроме того, смысл Крестопоклонной недели ещё и в том, что помогает верующим в их стремлении пройти испытание Великим постом до конца. Не секрет, что многие устают соблюдать пост и поддаются искушению. Возле Креста верующие вспоминают подвиг Иисуса и вновь обретают силы. В дни недели верующие выпекают особые хлебцы, которые называются "крестцы". А в субботу третьей седмицы в храмах проводят всенощное бдение.
Это отрывок мы читаем как раз в неделю Крестопоклонную.
И каждый раз на богослужении в конце ектеньи, то есть прошения, мы говорим: «И весь живот наш Христу Богу предадим». Как Христос предал за нас всю Свою жизнь, так и мы должны быть готовы предать Богу всю свою жизнь. В этом, собственно, и заключается смысл принятия на себя креста. Бог не радуется страданиям человечества. Господь пришел в этом мир, чтобы изъять человека из страданий. Они не посылаются Богом, а являются результатом отпадения человека от Него, результатом того искажения мира, в котором пребывает человечество после грехопадения. Страдания чужды как таковой природе Бога.
Однако, без всякого сомнения, страдания в жизни человека встречаются. Вопрос только в том, насколько человек может их принять и понести достойно, с молитвой и встретить в них Самого Христа. Важно увидеть в своих страданиях присутствие Бога, потому что Он, взяв на Себя страдания людей, присутствует и в каждом личном нашем страдании. Там, где страдает человек, рядом с ним пребывает Бог. Если у человека хватает мужества, веры, любви, доверия к Богу, то именно тогда в своих страданиях человек и встречает распятого Христа. И тогда человек в них может уподобиться Богу. В этом смысле мы и можем назвать человеческие страдания — несением креста… Вот и сейчас, мы будем стоять в храме перед Крестом и понимать, что наша горькая правда встречи с крестом такова, что это одновременно и страдания и свет, и переживание отдаленности от Бога, и радость от того, что Он нас все же безмерно и бесконечно любит».
Седмица 4-я — Крестопоклонная: когда посещать храм Ну а что же дальше, после воскресного дня? Богослужения четвертой «средопостной» седмицы поста пойдут своим обычным чередом: великопостные службы понедельника, вторника, четверга; литургии Преждеосвященных Даров в среду и пятницу. Три поклонения Кресту Все дни до пятницы включительно древо лежит на аналое, ему можно поклониться в любое время — за службой или вне ее. Однако, трижды на седмице совершается особый чин поклонения Кресту. Это происходит в понедельник и среду — во время чтения Первого Часа; в пятницу — после Часов. Преполовение святой Четыредесятницы Это среда — ровно половина поста. Только в этот день поются особые песнопения, испрашивается Божие благословение на благополучное окончание Четыредесятницы.
Так обращается Господь к каждому — и это не требование пострадать и умереть так, как Он.
Чтобы ответить на этот вопрос, мне, наверное, нужно даже провести филологический анализ Евангелия. Мне думается я не знаю точно, я предполагаю , что здесь вопрос перевода. Отвергнись себя и твори волю Божию — наверное, Господь говорил об этом. Это было сказано на арамейском языке. Наверное, Господь как-то конкретно говорил о послушании Богу, об этой самоотверженности, о которой мы уже достаточно долго говорили. А уж конкретно терминологически я здесь затрудняюсь сказать.
Наверное, трудности перевода, что называется. А про крест — это скорее вопрос перевода может быть… — Вы сказали, что в середине поста многие, может быть, устали поститься и сил не так много, как вначале. Как найти силы, вдохновение, решимость поститься дальше? Но здесь, может быть, есть еще один нюанс — не только усталость, а еще и привыкание может возникать. Крестопоклонная неделя — это не только воодушевление и силы, а еще и небольшая встряска. Надо задуматься и более активно взяться за эти труды. Источник сил у нас один — Сам Господь.
Очень интересный момент есть. Может быть, многие замечали на своем примере я знаю, что это именно так, на примере многих людей : часто бывает, когда человек устает как в одном известном советском мультфильме, сил остается только сесть телевизор смотреть , здесь кроется уловка. Мы думаем, что мы отдыхаем, предаваясь неправильному отдыху... Отдых должен быть немножко другим. Многие замечали, что если мы отдыхаем неправильно, то у нас не возникает ощущения отдыха. Если отдыхаешь правильно, твои мысли приходят в порядок, наступает умиротворение в душе. Ты помолился, почитал, подумал, просто посидел в тишине, что-то осмыслил.
Есть прекрасное слово — одуматься. На это тоже нужно найти время, чтобы одуматься, осмыслить произошедшее за какой-то период. Тогда ты уже действительно по-настоящему отдыхаешь — и у тебя появляются, с Божьей помощью, силы дальше нести труды. Расскажите, пожалуйста, о ее смысле и значении. Но, по сути, молитва Ефрема Сирина как раз раскрывает смысл поста. Она состоит из трех основных частей, которые в полной мере охватывают суть поста и помогают нам правильно его проходить. Как мы уже говорили, рефреном к этому возвращаемся, к послушанию Богу, к самоотверженности.
Смысл поста — самоотверженность. Нам сразу задается, Кто наш Владыка, Кому мы служим, ради Кого мы живем, Кому наша жизнь должна быть посвящена. Господь и Владыка живота. Мы Господа признаем: верую Ему, яко Царю и Богу. Господа мы признаем в полной мере нашим Властителем — и в житейских делах, и во всем. Получается полное осмысление, что Господь является полным нашим Владыкой, и мы должны себя Ему отдать. А дальше уже идет раскрытие, через что мы больше всего от Него отпадаем, какие самые страшные грехи, что катастрофично для нашей жизни.
Мы говорили о праздном отдыхе, который нас от Бога отдаляет. Вместо того чтобы время проходило конструктивно, созидательно, мы нашу жизнь через эту праздность разрушаем. Я хочу быть все время праздным, мне нравится смотреть телевизор, футбол, пить в это время пиво. А дальше что за этим следует? Не всегда у тебя получается проводить время праздно. Господь тебе дает какие-то труды — через близких, через какие-то ситуации. Ты не можешь все время проводить праздно, все время жить так, как ты хочешь.
А смысл уныния в чем? В том, что уныние — это «я хочу, чтобы было так, а Господь устраивает по-другому». Я хочу, чтобы было так, как я хочу. А Господь говорит: да нет, все-таки для тебя, для твоих близких будет вот так полезнее. Чем больше ты начинаешь противостоять Богу, тем больше получается не по-твоему, тем больше ты расстраиваешься. В итоге начинается уныние, что все плохо, жизнь не удалась, все не по-моему, как я ни стараюсь. Мы говорим об унынии.
Это, наверное, предпоследняя черта, но есть еще и последняя черта — отчаяние. Уныние приводит к отчаянию. Это завершение уныния, апофеоз, высшая черта уныния. Уныние к этому приводит. Поэтому это один из самых страшных грехов. Бывает, напился, украл, подрался, проявил слабость, глупость, неразумие в какой-то момент, увлекся страстью. Да, это произошло, это тяжелый грех.
Но это временная слабость порой. А уныние — это полное неприятие воли Божией. Я хочу, чтобы было так, Господь хочет по-другому, а я не хочу, как Господь. Потому этот грех очень страшный. А дальше уже любоначалие — как продолжение. Для того чтобы удовлетворять свои желания, неудовлетворение которых приводит к унынию, я добиваюсь реализации своих желаний. Соответственно, я должен подчинить себе все остальное и всех остальных поработить, чтобы они служили мне.
Здесь переворачивается все. Человек должен служить Богу, в Боге служить ближним, а тут происходит полностью переворот. Человек хочет, чтобы ему служили близкие. И самое главное, чтобы служил Сам Господь, исполнял его желания, как золотая рыбка. Катастрофа человеческой жизни возникает уже. Эти моменты самые основные. Крест на самом деле существовал еще до христианства и символизировал разные аспекты понимания, восприятия человеком духовной реальности.
Историю в полной мере я, к сожалению, не знаю, но думаю, что как раз в более развитом язычестве было почитание солнца. У нас солнце тоже является символом: «Тебе кланятися, Солнцу правды». Как мы знаем, свастика — это тоже круговращение солнца. Вообще в христианстве много заимствовано и символов, и праздников, которые получили новое осмысление. Какие-то — новое осмысление в целом, какие-то наполнились настоящим значением и полнотой, поэтому крест тоже был воспринят. В связи с Крестопоклонной неделей мысли на эту тему возникали… Крест — он же во всем. Даже вот перекресток дорог...
Отец Андрей Ткачев говорит: даже у скульптора, чтобы создать скульптуру, крест в основе лежит. Крест везде, во всем. Он представляется всеобъемлющим, потому что и горизонталь всю охватывает безгранично, прямая линия бесконечна , и вертикаль — наши взаимоотношения с Богом. Горизонталь — это то, что нам Богом дано, это пласт, которым мы живем, материалистический пласт, который тоже должен быть полностью задействован и поставлен на служение Богу.
Please wait while your request is being verified...
Крестопоклонная неделя является третьей неделей Великого поста – она, как видно из названия, посвящена поклонению Кресту. Крестопоклонная неделя Великого поста 2018 приходится на его середину. Неделя 3-Я великого поста, крестопоклонная. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Заканчивается третья неделя Великого поста 29 марта – 4 апреля. В 3-ю Крестопоклонную неделю Великого поста епископ Троицкий Панкратий, Игумен Валаамского монастыря, совершил Всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня и Божественную Литургию.
Крестопоклонное воскресенье Великого поста
Третью седмицу называют Крестопоклонной неделей. С начала Великого поста прошло уже 14 дней, поэтому уже может сказываться сила привычки. Что такое крест Христов, как его взять и идти за Христом? На Утрени в Неделю крестопоклонную, после Великого славословия, священник выносит из алтаря Крест.
«Неделя третья Великого поста: Крестопоклонная». Прот. Дионисий Крюков
Очистивше чувства пощения светом, Креста мысленными лучами, богатно вернии озаримся, и сей благоговейно предлежащий днесь зряще, устнами чистыми, и усты и сердцем целуем. Преполовением постов всечестное Древо всех в поклонение призывает, елицы страстьми своими, Христовым страстем достойно споследуют: приидите вси вернии, поклонимся Древу страшнаго таинства. Пощения путь преполовивше, ведущий ко Кресту Твоему честному, Твой день видети, егоже виде Авраам, и возрадовася яко из гроба холма жива Исаака прием. Благоволи и нас верою избавившихся от врага, и Вечери причаститися Тайней, в мире зовущих: просвещение и Спасителю наш, слава Тебе. Пост благих ходатай, свое преполовение ныне введе, прешедшими деньми благоугодив, и прочими пользование предложив: ибо благих напряжение, множайшее благодеяние творит. Темже всех благих дателю Христу благоугождающе, вопием: постивыйся нас ради, и распятие претерпевый, неосуждены нас сподоби, причаститися и Божественныя Пасхи Твоея, в мире пожившия, и достойно со Отцем Тебе и Духом славящия. Поста водою, души вси омыим, и приступивше к честному и животворящему Кресту Господню, верою поклонимся, Божественное просвещение почерпающе, и вечное спасение ныне приобретающе, мир и велию милость. Днесь Кресту Господню покланяющеся возопиим: радуйся Древо жизни, ада разорителю. Радуйся радосте мира, и тления потребителю. Радуйся, бесы прогоняяй силою твоею, верных утверждение, оружие нерушимое, облобызающия тя соблюди, освяти, молимся. В четверг Господи, Твой Крест зряще предлежащий днесь, приступаем верно, в пениих и песнех, облобызающе его в страсе и радости: освяти рабы Твоя, умири мир Твой, сего явлением, едине Многомилостиве.
Крестоносную твою седмицу почитаем, яко поклонительную, тебе бо Древо честное, покланяющеся вопием: пойте священницы, людие превозносите во вся веки. Присноблаженный сподобившеся целовати вернии, Крест Твой Господи, имже нас спасл еси, воспеваем Твое благоутробие, и молим Тя прилежно, всем подаждь радование Спасе спасения Твоего, в покаянии давый нам видети Твое востание, и честная страдания. Твой Крест святый сподобившеся радостно видети и облобызати, молим Тя, Боже Спасе наш, да и самыя Твоя пречистыя достигнем страсти, постом укрепляеми, покланяющеся поем распятие, копие, губу и трость, имиже нас обезсмертив, в древнюю паки сладости жизнь возвел еси, яко Человеколюбец: темже Тя благодарно ныне славим. В пятницу Воздержания время освящаяй, всечестный Крест видится, емуже кланяющеся днесь возопиим: Владыко Человеколюбче, того пособием подаждь прейти нам прочее время пощения во умилении, и живоносныя Твоя видети страсти, имиже избавихомся. Свет душ наших ныне зряще Христе, Крест Твой пречестный, и тому покланяющеся радостию ясно возопиим: слава Тебе, на нем вознестися восхотевый. Слава Тебе, просвещей тем всю тварь: в немже Тя непрестанно песньми славим. Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается, и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная: венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки: одеждою облачится поругания, и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Полезная статья?
Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим — к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью — Светлое Воскресение.
В иерусалимской системе евангельских чтений в этот день читалась притча о мытаре и фарисее, и некоторые песнопения Недели 3-й и 4-й седмицы посвящены исключительно ей. В песнопениях 4-й седмицы звучит еще одна тема, которая позволяет говорить о том, что сама 4-я седмица и Неделя Крестопоклонная занимает исключительное положение в структуре Великого поста. Это — тема преполовения Четыредесятницы, середины длительного и многотрудного поприща, именуемого Великим постом. Вынос Креста в центр храма в середине поста имеет целью вдохнуть свежие силы в людей, уже достаточно утомленных постом. Вот как это смысл формулирует протопресвитер Александр Шмеман: «С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение.
Забывает обо всем, что хотела сделать, чего-то достичь, и полностью посвящает себя семье, детям, мужу — разве это не отвержение себя? Это ведь тоже подъятие на себя креста. А если муж, несмотря на удачную карьеру и прочие положительные обстоятельства жизни, в какой-то момент отвергается себя и совершает подвиг? Например, едет туда, куда не стоило ехать с точки зрения карьеры, или делает что-то такое, что угрожает его собственной жизни, как в случае добровольцев, которые сегодня едут на Донбасс? Разве это не отвержение себя? Значит, заповедь Божия не является требованием чего-то избыточного, чего-то невозможного. Эту заповедь Господь соотносит с нашими возможностями, и в этой заповеди — ключ к нашему благополучию и счастью. И если каждый на своем месте подвинет себя из центра жизни и будет помогать другому, если каждый из нас станет заботиться не только о себе, но и о своих родных, близких, а может быть, даже о дальних, которые очень нуждаются в этой помощи, то каким же будет мир? Он будет совсем другим, где будут действительно радость, счастье, мир, справедливость. А почему так? Потому что исполнение заповедей Божиих никогда не приводит человека к несчастью, а человеческие общества — к разрушению. К этому приводит нарушение Божиих заповедей и Божиего закона, и история нашей многострадальной страны служит ярчайшим тому примером. Поэтому слова, которые мы слышим из Евангелия, слова, которым мы научаемся через богослужебные тексты, должны привлекать наше внимание. Мы должны размышлять о сказанном, стараться применить Божественные нормы к самим себе и спрашивать самих себя: а насколько я имею к ним отношение, или я совсем ни при чем? А если я ни при чем, почему я в церковь хожу и даже пост соблюдаю? Ведь если я и в храм хожу, и пост соблюдаю, значит, вера есть в сердце, значит, Евангелие для меня — истина и идеал. А потому надо не только внешнее благочестие соблюдать, хотя и оно необходимо, но и совершать все, что требует Господь, чтобы Его правда, Его благодать, Его сила вошли в нашу жизнь. И да поможет нам Господь именно так, а не иначе относиться к своей вере, к нашему христианскому призванию, к тем словам, которые Господь через Свое Евангелие передал для нашего научения.