Может ли самозанятый одновременно работать в штате. Но если самозанятый одновременно официально трудоустроен, то работодатель уплачивает за него НДФЛ, соответственно, он может получать стандартные вычеты, например, при покупке жилья или оплате обучения. Можно ли официально трудоустроиться и вести деятельность как самозанятый: особенности совмещения статусов в 2024 году. Можно ли быть одновременно самозанятым физлицом и самозанятым ИП?
Можно ли работать и быть самозанятым одновременно
Отвечаем на главные вопросы о том, можно ли работать и быть самозанятым, как совмещать эти статусы и какие есть ограничения. Можно ли работать и быть самозанятым одновременно? Миф 2. Нельзя быть одновременно самозанятым и ИП или самозанятым и учредителем ООО, ПАО. Можно ли совмещать основную работу по трудовому договору с самозанятостью.
Самозанятые: вопросы и ответы
Ему можно работать с другим самозанятыми, ИП или физическим лицом только через договоры гражданско-правового характера, но не трудовой. Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, возможно ли быть одновременно самозанятым и быть официально трудоустроенным (организации разные)? Есть ли ограничения у самозанятого по видам деятельности? Миф 2. Нельзя быть одновременно самозанятым и ИП или самозанятым и учредителем ООО, ПАО. Может ли госслужащий зарегистрироваться как самозанятый, можно ли совмещать самозанятость с госслужбой, чем разрешено и запрещено заниматься государственным служащим для получения побочного дохода.
Сообщество
- Может ли самозанятый быть одновременно наемным работником? -
- Почему самозанятый не может оказывать услуги своему работодателю
- Как совмещать ИП и самозанятость одновременно
- Можно ли совмещать самозанятость и работу по основному договору: Минтруд
- Допустимо ли быть наемным работником и самозанятым?
- Можно ли быть самозанятым и официально работать в 2022
Может ли самозанятый быть одновременно наемным работником?
Сравните , насколько сейчас это стало выгоднее, чем держать штатного бухгалтера. Актуально сейчас:.
Пособие по беременности и родам для самозанятых Пособие по беременности и родам выплачивается как больничный за 70 дней до родов и 70 дней после родов при нормальной беременности. Выплата полагается только тем, кто участвует в программе социального страхования. Поскольку самозанятые не платят страховые взносы, то и пособие по беременности и родам им не полагается. Однако, если беременность планируется заранее, то самозанятая может оформить ИП, выбрать режим налогообложения НПД налог на профессиональный доход , внести за себя страховые взносы и оформить пособие по беременности и родам, что подтверждается письмом ФСС от 28. Но надо иметь в виду, что пособие по беременности и родам в текущем году заплатят, если добровольные взносы уплачены в прошлом году. Например, в марте 2023 года вы уходите в декрет.
Если в прошлом году взносы не уплачены, то в этом году уже ничего поделать нельзя — пособия не будет ни при каком раскладе. Причём платить сейчас придётся единым платежом, который включает в себя и пенсионное, и социальное страхование. Сумма пособия по беременности и родам рассчитывается по МРОТ. В 2023 году минимальное пособие — 74 757 рублей. С 1 июля 2023 года самозанятые смогут оформлять больничный без оформления ИП. Схема такая же — вы уплачиваете добровольные взносы на социальное страхование. Воспользоваться больничным можно уже через 6 месяцев уплаты взносов. Сумма взносов должна быть от 32 484 до 48 746 в год.
Пособие по беременности и родам будет зависеть от суммы внесённых взносов. Но подробнее о программе и том, войдёт ли в него отпуск по беременности и родам, можно будет сказать, когда правительство опубликует все нормативно-правовые акты. Итак, заключать договор с СФР в 2023 году нет смысла, если вы уже беременны — выплат всё равно не будет. Если не беременны, а только планируете, дождитесь программы добровольных взносов для самозанятых. Если она вам не понравится, то будет время перейти на ИП и уплатить взносы как предприниматель. Крайний срок уплаты взносов — 31 декабря. Пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет для самозанятых С 2023 года самозанятые получают пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет на тех же условиях, что и безработные, то есть в рамках универсального пособия. До 2023 года пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет выплачивалось всем в фиксированном размере.
Сейчас — только по критериям нуждаемости.
Даже сам факт оплаты его услуг не фиксируется документально, поэтому в такой сделке рискует, прежде всего, заказчик. Ещё сложнее привлекать незарегистрированных исполнителей организациям или ИП. Если проводить сделку с ними, как с обычными физическими лицами, то на сумму вознаграждения за оказанные услуги или выполненные работы надо заплатить страховые взносы за счёт заказчика. Чтобы разрешить все эти вопросы, ФНС разработала специальный налоговый режим для самозанятых, который называется НПД налог на профессиональный доход.
Трудно сказать, насколько корректно здесь применяется слово «профессиональный». Может создаться впечатление, что речь идёт о трудовых отношениях, а не о мелком бизнесе, которым человек занимается в свободное от работы время. На самом деле, самозанятый, а если быть точнее, то плательщик налога на профессиональный доход, не может иметь работодателя. По крайней мере, в статье 2 закона от 27. Однако это не означает, что запрещено совмещать работу по трудовому договору и регистрацию в качестве плательщика налога на профессиональный доход.
Просто нельзя работать по трудовой книжке и быть самозанятым у одного и того же работодателя. Читайте также: Стоит ли пенсионеру регистрироваться в качестве самозанятого? Почему самозанятый не может оказывать услуги своему работодателю Работающий по трудовому договору человек обходится своему работодателю достаточно дорого. Кроме того, необходимо организовать безопасное рабочее место и обеспечить работника всем необходимым для выполнения должностных функций. Трудовой кодекс защищает права работников, в частности, строго регламентирует процедуру увольнения.
Трудовой договор, в общем случае, должен быть бессрочным, заключать его на определённый срок можно только при наличии оснований.
Но чтобы у организации не было соблазна заменить весь персонал самозанятыми, законом предусмотрена запретительная норма. ИФНС легко отслеживает деятельность налогоплательщиков, поэтому обнаружит нарушения уже в первой отчетности.
Согласно этому правилу, плательщики НПД не могут оказывать услуги нынешним работодателям, а также бывшим, если с момента увольнения прошло менее 2 лет. Налоговая и Роструд активно мониторят ситуацию с подменой трудовых. Для этого была создана специальная скоринговая система, чтобы в режиме реального времени выявлять такие ситуации.
Нарушения определяются по следующим признакам: резкое сокращение штата и числа подаваемых отчётов; регулярные выплаты самозанятым, которые больше похожи на зарплату; у самозанятого есть лишь один заказчик; заказчик предоставляет рабочее место и обеспечивает всем необходимым инвентарем; плательщик НПД придерживается трудового распорядка; в договоре присутствуют признаки трудовых отношений. Подробнее о рисках и тонкостях заключения договора можно почитать здесь. Может ли самозанятый трудоустроиться Если гражданин уже зарегистрирован как самозанятый, то в будущем ему можно будет работать и по трудовой книжке в штате.
Закон не обязывает при официальном трудоустройстве информировать о своём статусе.
Разбираемся, может ли самозанятый трудоустроиться
Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства в части применения НПД с целью недопущения формальной регистрации сотрудников организации индивидуального предпринимателя в качестве «самозанятых». Выявление признаков трудовых отношений является основанием для привлечения работодателя к ответственности за нарушение налогового законодательства в виде доначисления НДФЛ, страховых взносов, штрафов и пеней, требований о предоставлении отчетности. В качестве признаков трудовых отношений в этом случае будут рассматриваться: наличие постоянного рабочего места у работника на территории работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы сменности ; обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату; устойчивый длительный и стабильный характер отношений; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск. Подробную информацию о порядке применения НПД, в том числе об ограничениях в применении данного налогового режима можно узнать на официальном сайте ФНС России в разделе « Как стать плательщиком налога для самозанятых граждан » или по телефону Единого Контакт-центра ФНС России 8-800-222-22-22. Поделиться: Нет Да Форма предназначена исключительно для сообщений об отсутствии или некорректной информации на сайте ФНС России и не подразумевает обратной связи.
Cамые распространённые среди них: самозанятые именуются сотрудниками или удаленными работниками; прописываются должности, как и у штатного персонала; самозанятые подписывают должностные инструкции, положения, договор о полной материальной ответственности и т. В договоре с самозанятым необходимо отразить его статус. Это нужно, чтобы обозначить, что налоги исполнитель платит за себя сам. Например, «Исполнитель применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Также лучше добавить пункт об ответственности за непредоставление чека. Например, «Исполнитель обязуется при получении оплаты от Заказчика сформировать и предоставить чек из приложения «"Мой налог" на каждую выплаченную Заказчиком сумму в рамках настоящего Договора, в течение 3 трех рабочих дней после оплаты.
В качестве карательного инструмента можно назначить соразмерные проступку штрафы. Если работать через специализированные сервисы, как YouDo Бизнес , то проверка статуса происходит автоматически. Как оптимизировать работу с самозанятыми Даже при небольшом количестве самозанятых до 10 человек возникает множество нюансов: тратится время, нужное для заполнения документов, бумажек становится больше, вероятность ошибок в новых процессах увеличивается. Сейчас при работе с самозанятыми заказчик делает очень многое вручную — есть вероятность упустить что-то из-под контроля. Один из самых рабочих вариантов для автоматизации — платформы для работы с самозанятыми. На российском рынке существуют разные цифровые решения, расскажу о них на примере нашего с HeadHunter проекта YouDo Бизнес. По сути, мы предоставляем единый сервис для работы с внештатниками. Система обеспечивает электронный документооборот, содержит шаблоны договоров и актов, самостоятельно производит выплаты самозанятым и оплатит налоги. Работа с платформой требует от бухгалтера только составить список исполнителей, указать сумму и назначение платежа. Все остальное сделает сервис, в том числе сгенерирует чеки, проверит статус перед выплатой, проконтролирует лимиты.
Часто задаваемые вопросы юристов На какой период оптимально заключить договор максимальные и минимальные рамки Закон не ограничивает срок заключения договора с самозанятым.
Скачайте и установите его 3 Отметьте себя как самозанятого в приложении Wibedo В профиле пользователя отметьте себя как самозанятого Кто такие самозанятые? Самозанятые — это люди, которые работают на себя, то есть не имеют строгого рабочего графика и начальника. Список регионов где можно работать самозанятым постоянно расширяется. Как стать самозанятым? Чтобы стать самозанятым не нужно заполнять заявления и ходить в налоговую - регистрация происходит онлайн в специальном приложении для самозанятых "Мой налог", которое можно скачать в Google Play.
Гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана или Киргизии понадобятся логин и пароль от личного кабинета налогоплательщика получить который необходимо в отделении ФНС Какие документы нужны чтобы стать самозанятым? Чтобы получить логин и пароль от личного кабинета налогоплательщика, нужно прийти в любое отделение налоговой или МФЦ с паспортом, миграционной картой и ИНН. Нужно ли мне отправлять отчетность в налоговую? Нет, мы с радостью сделаем это за вас. После каждой смены автоматически будут формироваться чеки и вы их будете видеть у себя в приложении Как происходит оплата налогов? Для тех, кто только зарегистрировался как самозанятый, предусмотрен налоговый вычет 10 000 рублей.
Все налоги рассчитываются в приложении автоматически.
Рассказываем, в каких случаях она происходит и как её избежать. Почему банк может заблокировать расчётный счёт при оплате работ самозанятого исполнителя При сотрудничестве с самозанятым исполнителем юридическое лицо не оплачивает НДФЛ и социальные взносы. Этим плательщики налога на профессиональный доход отличаются от обычных сотрудников предприятия.
Поэтому многие юрлица при выполнении однократных работ предпочитают обращаться к самозанятым, а не нанимать специалиста в штат. Однако самозанятые, хотя и платят налог на профессиональный доход, не являются полноценными налоговыми агентами. Для банка, обсуживающего счёт предприятия, перевод таким «спецрежимникам» — это перечисление на счёт физического лица. Однако при переводе самозанятым эти налоги не вносятся.
Поэтому банк может заподозрить нарушение законодательства со стороны юрлица-клиента и заблокировать расчётный счёт предприятия. Как разблокировать расчётный счёт предприятия, если он «заморожен» из-за перевода самозанятому Блокировка расчётного счёта предприятия может быть связана с «консервативностью» банка, который не привык обслуживать компании, работающие с самозанятыми исполнителями. В этом случае достаточно предоставить договор, заключённый с плательщиком НПД. В договоре обязательно должны быть указаны реквизиты самозанятого исполнителя, по которым осуществлялся перевод, а также его статус «спецрежимника» плательщика налога на профессиональный доход.
Как показывает практика, в большинстве случаев разблокировка расчётного счёта после предоставления договора занимает 1—2 рабочих дня. Как избежать блокировки расчётного счёта предприятия при работе с самозанятыми Наиболее эффективный способ избежать блокировки расчётного счёта предприятия при работе с самозанятыми — это предварительно уведомить банк о планируемом платеже «физическому лицу» которое на самом деле является самозанятым. В этом случае также потребуется предоставить копию договора. Это проще сделать, если ваш расчётный счёт обслуживают так называемые «необанки», с мобильными приложениями и круглосуточной технической поддержкой в чате.
В противном случае потребуется совершить визит в офис. В редких случаях банк также может потребовать акт приёмки выполненных работ оказанных услуг, поставленных товаров собственного производства. А вот чек от самозанятого он не имеет права запрашивать: этот документ формируется только после поступления средств на счёт исполнителя в указанные законом сроки. Какие документы по работе с самозанятым нужно хранить для налоговой — и сколько Сотрудничество с самозанятыми позволяет получить услуги квалифицированных специалистов — и при этом сэкономить на оплате НДФЛ и социальных взносов.
Однако критически важно сохранить документы, полученные в результате такой работы. Ведь в случае их отсутствия у налоговой инспекции могут возникнуть «вопросы» и даже подозрения в подмене трудовых отношений. Рассказываем, какие документы необходимо сохранить, а также о том, сколько требуется хранить их в архиве компании. Необходимые документы при работе с самозанятым исполнителем Самозанятые исполнители — это люди, которые работают в рамках специального налогового режима и являются плательщиками налога на профессиональную деятельность.
Сотрудничество с ними оформляется договором гражданско-правового характера, структурно схожим с классическим договором подряда. В первую очередь, ещё до формирования договора, необходимо проверить статус самозанятого исполнителя и убедиться, что он действительно является плательщиком налога на профессиональную деятельность. Сделать это можно онлайн. Для проверки откройте онлайн-реестр плательщиков налога на профессиональную деятельность и укажите в нём ИНН исполнителя в некоторых случаях также потребуется ФИО.
Если самозанятый обнаружился в реестре и сохраняет статус «спецрежимника», то сотрудничать с ним можно. Нельзя указывать обязанность посещать офис или производственный, следовать корпоративному регламенту, а также ежемесячную оплату и другие пункты, свойственные трудовым договорам. После выполнения и приёмки работ необходимо составить акт приёмки выполненных работ. Этот документ можно оформить в одном или двух экземплярах, если вдруг самозанятый потребует себе копию.
После оплаты самозанятый должен выдать чек. В нём указываются его и ваши реквизиты, перечень работ, цена и сумма. Чек оформляется в приложении «Мой налог», а не через контрольно-кассовую машину. Убедитесь, что данные в этом документе, включая наименования работ, совпадают с данными в оформленном договоре.
Эти документы необходимо поместить в архив компании и хранить там не менее пяти лет. По истечению этого срока их можно уничтожить. Тем не менее, рекомендуется продлить период хранения — это поможет защититься от «вопросов» со стороны налоговой инспекции. Как правильно оформить долгосрочное сотрудничество с самозанятым Законодательство не запрещает юридическим лицам ИП и ООО привлекать самозанятых к выполнению долгосрочных работ.
Но при этом подмена трудовых отношений не разрешается. Она является нарушением законодательства и карается штрафами. Поэтому очень важно правильно оформить долгосрочное сотрудничество с плательщиками налога на профессиональную деятельность самозанятыми , составив надлежащий договор гражданско-правового характера. К каким долгосрочным работам можно привлекать самозанятых Предполагается, что самозанятые привлекаются к выполнению каких-либо конкретных работ или оказанию услуг.
Но что, если этот процесс займёт более одного месяца? Например, если требуется обновить аппаратное и программное обеспечение на всех компьютерах большого офиса или отремонтировать квартиру. Эти процессы требуют длительного времени. Закон разрешает привлекать самозанятых к таких процессам.
Например, «обновить 120 компьютеров», а не «проводить обновление компьютеров в течение 2 месяцев».
Самозанятые: вопросы и ответы
Несмотря на то что работодатель не в праве требовать от трудоустраивающегося предоставлять сведения о своей самозанятости, лучше все-таки обговорить этот вопрос «на берегу», чтобы потом не быть уволенным из-за противоречий по трудовому договору. Важно помнить, что работодатель может самостоятельно уточнять наличие статуса самозанятости у своих подчиненных, поэтому лучше эту информацию не скрывать. Самозанятость и ООО одновременно — что нужно знать Особого внимания заслуживает и вопрос регистрации самозанятого статуса для ООО, которое является возможным теоретически, но на определенных условиях, нуждающихся в дополнительном уточнении. Имеет ли право учредитель стать самозанятым? По закону, учредители и собственники предприятий имеют на это право, но только на определенных условиях. Среди них: отказ от услуг по договору комиссии и поручений; отсутствие агентских договоров. Кроме того, зарегистрированные как самозанятые лица не имеют права продажи подакцизных товаров и заниматься перепродажей. В то же время получение такого статуса позволяет перевести практически любую профессиональную деятельность в официальную плоскость, что является одним из самых весомых преимуществ оформления самозанятости для учредителей. Кроме того, сегодня это можно делать в считанные минуты, становясь и снимаясь с учета без подачи деклараций.
При этом, став самозанятым, ООО получает еще одну привилегию — низкую ставку по налогообложению текущей профессиональной деятельности. Может стать самозанятым и сам учредитель, попутно отказавшись от услуг по договору комиссий и поручений, а также от агентских договоров. И это не просто рекомендация, облегчающая трудовой процесс, а правила, требующие неукоснительного соблюдения Есть ли минусы? Естественно, не обходится и без минусов, ведь каждая медаль имеет две стороны. И в данном случае это не только упомянутые ограничения. Так, например, получившие статус самозанятых учредители лишаются возможности нанимать работников по трудовому договору.
Вместе с тем доходы от трудовой деятельности не облагаются налогом на профессиональный доход. НПД же платится только с доходов от деятельности, которая осуществлялась самим гражданином, а не от имени и в интересах его работодателя ч.
Так могут делать и те самозанятые, что выступают заказчиками по договору подряда, и исполнители. ИП или статус самозанятого Чтобы получить статус самозанятого, не обязательно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя ИП. Но, есть исключения, если ваш вид деятельность требует обязательной регистрации в качестве ИП, то необходимо сначала зарегистрировать ИП и выбрать режим налогообложения — специальный налоговый режим. Если вы уже зарегистрированы как индивидуальный предприниматель, вы можете перейти на НПД, направив соответствующее заявление в налоговые органы по месту жительства месту ведения предпринимательской деятельности.
Чтобы у вас было право получить статус самозанятого, вы должны соблюсти несколько правил: Ваш доход за год не должен превышать 2,4 миллиона рублей. У вас не должно быть наемных работников. Осуществлять только разрешенные виды деятельности, те которые не указаны в п. Почему самозанятый не может оказывать свои услуги работодателю, у которого официально трудоустроен При найме в штат работодатель должен платить зарплату, обеспечить рабочее место и все необходимое для выполнения трудовых обязанностей.
Таким образом, штатный сотрудник обходится нанимателю в большую сумму. А сотрудничество с самозанятым по сравнению с человеком в штате намного дешевле. Поэтому чтобы не было прецедентов подмены реальных трудовых отношений на отношения с самозанятым по гражданско-правовому договору, законом установлено несколько ограничений: Нельзя нанимать в качестве самозанятых своих официально трудоустроенных работников. Самозанятый не может брать заказы у своего бывшего работодателя, если увольнение было менее 2 лет назад.
Госслужащие не могут быть самозанятыми и подрабатывать в свободное время. Исключение составляет сдача жилья в аренду, притом что это жилье было получено в наследство или иным способом, но не куплено специально. У статуса самозанятого есть как свои плюсы, так и минусы. Помните про правила и работайте легально!
Пример расчета налогов при совмещении работы и самозанятости Гражданин Соболев В.
И даже привлечь по статье 171 УК РФ. Но если бы эти эксперты читали закон, они бы заметили пункт 6 статьи 2, где написано, что на этом режиме физлица официально могут вести бизнес без статуса ИП. А регистрироваться нужно, только если вид деятельности перечислен в исключениях или это прямо написано в других требованиях. Если волнуетесь за статус, зарегистрируйте ИП и сразу перейдите на этот режим. С 2019 года оформить ИП можно вообще без госпошлины. И взносов у самозанятых ИП тоже нет.
Пособия для самозанятых: какие выплаты полагаются и как получить
Разбираемся, можно ли одновременно применять два этих налоговых режима. Можно ли работать и быть самозанятым одновременно? Как получить самозанятость, особенности налогообложения при наличии ИП, трудового договора или статусе официального наёмного работника. Таким образом, можно одновременно и работать, и быть самозанятым.