Новости кто такой кант

Спустя 295 лет со дня рождения кёнигсбергского философа Иммануила Кант «Твой Бро» узнал у калининградского доктора философских наук, доцента Института гуманитарных наук БФУ имени И. Канта Вадима Чалого.

Основные вопросы философии Канта

Иммануи́л Кант — немецкий философ, один из центральных мыслителей эпохи Просвещения. Всесторонние и систематические работы Канта в области эпистемологии, метафизики. Книга известного советского и российского философа Арсения Гулыги «Кант» (серия «Жизнь замечательных людей») будет интересна для всех, кто интересуется судьбой великого человека, его воззрениями, интеллектуальным наследием. После выступления Антона Алиханова в правительстве региона поспешили заверить, что слова губернатора не повлияют на изучение трудов Иммануила Канта и никак не скажутся на праздновании 300-летия со дня его рождения. Участники круглого стола – преподаватели, студенты – говорили об актуальности наследия Канта, его влиянии на развитие современного философского мышления.

Город, где родился Кант: какие места в Калининграде связаны с великим философом

Практический разум — разум, способный быть сам по себе основой для действия, его первопричиной. Все в мире подчинено физической необходимости, в том числе и человек. Но человек, кроме всего прочего, обладает автономной доброй волей, которая является таковой независимо от обстоятельств. Возможность последовать этой доброй воле делает человека свободным от физической необходимости, дает ему возможность совершить поступок, не включенный в качестве звена в цепь необходимости, но начинающий новую цепь. Особое значение приобретает в такой концепции роль мотива: чем руководствовался человек, совершая действия — моральным мотивом или склонностью, обстоятельствами. Соответственно, было ли оно моральным и свободным или вынужденным. Совершая поступок, человек руководствуется императивами.

Кант различает категорические и гипотетические императивы. Гипотетические императивы — императивы умения, рецепты достижения определенных социальных целей и благ. Категорические императивы или законы нравственности — принципы доброй воли, априорные и независимые от обстоятельств, поступая в соответствии с которыми мы выходим за границы физической необходимости. Категорический императив звучит так: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. Подобная концепция возникла как логическое продолжение линии, начатой Критикой чистого разума и как продолжение общей критики эвдемонизма — противоположение склонности и долга. Главное понятие концепции — высшее благо, моральный порядок, в основе которого лежит принцип заслуженного счастья.

Нравственно развитый субъект — вечно совершенствующийся член сверхчувственного мира, устроенного благим и справедливым миродержцем. Кант продолжал работу в области естествознания. За два года до начала конкурса он написал работу Метафизические начала естествознания и две статьи: О вулканах и луне и Нечто о влиянии Луны. Он принимал посильное участие и в практических исследованиях: например, с его именем связано сооружение в Кенигсберге первого громоотвода. Но Кант не остановился на двух «Критиках…», он чувствовал, что между миром свободы и этики должно быть еще одно звено. В 1787 он сообщил своему другу Рейнгольду об открытии нового всеобщего принципа духовной деятельности: принципе удовольствия и неудовольствия.

Таким образом, выделяются три основных способности человеческой психики: познавательная, волевая и оценочная. Познавательная рассматривается в Критике чистого разума, волевая — в Критике практического разума, а оценочная в книге Критика способности суждения. Кант задумывал закончить работу в 1788, но потребовалось еще два года, чтобы ее издать. Критика способности суждения рассказывает об особом типе суждения — суждениях вкуса, которые с одной стороны незаинтересованы, с другой стороны, непознавательны, не относятся ни к области природы, ни к области свободы, но связаны со сверхчувственным. Книга состоит из двух частей: Критика эстетической способности суждения и Критики телеологической способности суждения. Первая часть содержит теорию прекрасного и возвышенного.

Опыт прекрасного — особое бескорыстное удовольствие, которое мы испытываем при созерцании формы объекта. Отношение к данному объекту не как к средству, не в отношении к некоторому теоретическому понятию, возбуждает свободную игру познавательных способностей, которая приводит воображение в гармонию с рассудком. Чувство гармонии — формальная целесообразность объекта. Если созерцательное удовольствие связано с объектом для большого количества людей, объект называют прекрасным. Возвышенной вещь называется в том случае, если никакой образ, создаваемый нами, не соответствует ее идее. Вторая часть поясняет телеологическую доктрину и учение об идеях разума.

В ней Кант формулирует антиномию, первая максима которой: «Всякое возникновение материальных вещей и их форм надо рассматривать как возможное только по механическим законам». Вторая максима: «Некоторые продукты материальной природы нельзя рассматривать как возможные только по механическим законам» суждение о них требует совершенно другого закона каузальности, а именно закона конечных причин , основу синтеза целевой и причинной каузальности Кант ищет, в конечном счете, в человеке — именно человек, оставаясь подчиненным законам причинности, может строить царство целей и создавать целевую каузальность. Семидесятилетний философ вступил в конфронтацию с властями. Причиной послужило написание ряда статей против догматов церкви. Последней каплей стала статья Конец всего сущего. Несмотря на это, в 1794 философа избирает своим членом Российская Академия наук.

Публично обвинять всемирно известного ученого было невозможно — в октябре 1794 Кант получил выговор от короля, но приказ с требованием отказаться от публичного выражения своей точки зрения на данную тему пришел, как частное письмо. Кант решил, что в данном случае молчание является долгом подданного. Кант продолжал публиковать статьи и работы. В период с 1795 по 1798 он написал К вечному миру, Об органе души, Метафизика нравов, Оповещение о скором подписании договора о вечном мире в философии, О мнимом праве лгать из человеколюбия, Спор факультетов. В 1798 была опубликована Антропология — последняя работа, изданная самим автором. Силы ученого убывали, он постепенно сокращал количество лекций.

Последняя лекция была им прочитана 23 июня 1796. В ноябре 1801 философ окончательно расстался с университетом. Его состояние резко ухудшилось. Еще в 1799 Кант распорядился относительно собственных похорон: просил, чтобы они состоялись на третий день после кончины и были скромными. Умер 12 февраля 1804 в Кенигсберге. Издания: Лекции по этике.

Симферополь, изд. Анастасия Блюхер.

Просто мы теперь в полном непонимании ситуации», — говорится в одном из комментариев. Даже если Кант виноват в ситуации на Украине, то это не значит, что он плохой философ.

Тем более он родился еще задолго до СВО и, возможно, он не хотел никаких конфликтов между странами», — написала одна из подписчиц. Кант — это история, и наша в том числе, мы живем на том месте, где оно когда-то было его родным домом. Что творится… Боже…», — написала еще одна жительница области. В ответ губернатор заявил, что смысл его выступления «был противоположным» и опубликовал ссылку на полное видео доклада.

В отдельных СМИ во вторник, 13 февраля, появились публикации о том, что после выступления Антона Алиханова в Калининградской области прошли одиночные пикеты «в защиту Иммануила Канта».

Иммануил окончил Фридрихс-Коллегиум в 1740 году. В конечном итоге зрелый Кант отверг пиетиетскую доктрину, связывая её с «рабским мышлением» [41].

Университетская жизнь[ править править код ] Изображение Кёнигсбергского университета на открытке XIX века Поступив в Кёнигсбергский университет в 16 лет [42] , Кант впервые за долгие годы получил свободу в учении. Он съехал из родительского дома и поселился в собственном жилье. Став студентом, Кант приобрёл статус «гражданина академии», который тогда действовал в Пруссии.

Это означало, что Кант отныне находится под юрисдикцией университета и фактически не должен исполнять повеления властей города или государства. Он также освобождался от воинской службы. Официальное зачисление в реестр студентов свершилось 24 сентября 1740 года [ком.

Фактически это означало переход из гильдии ремесленников в гильдию учёных, которые были значительно ближе к знати, чем простые торговцы. Становясь студентом, каждый должен был принести присягу на верность стране и религии, а к такой присяге допускались лишь лютеране , и чуть позже реформаторы. Кант же был освобождён от такой процедуры и был зачислен в студенты с обещанием подчиняться правилам.

Поступая на факультет, Кант должен был выступить перед деканатом и показать свои знания в области логики, древней литературы, чтении Моисея и двух Евангелий в оригинале и общей эрудиции. Он успешно справился со вступительным испытанием. Точно неизвестно, на какую специальность поступил Кант, однако философию преподавали всем студентам вне зависимости от их интересов.

Студент нашёл своё увлечение в философии и сильно преуспел в ней. Он давал уроки философии некоторым студентам и даже имел с этого некоторый доход. В университете он познакомился с Иоганном Вломером [de] , с которым в одно время делил квартиру.

В те времена молодой философ жил весьма экономно, но не испытывал нужды в чём-либо, а многие потребности, такие как обновление одежды, если Кант не имел возможности приобрести её сам, на себя брало студенческое братство. После переезда Вломера в Берлин другой студент, Кристоф Бернард Калленберг, предложил Канту бесплатное проживание и оказывал поддержку. Некоторую помощь оказывал также Рихтер, дядя Иммануила.

Учёба для него была превыше всего; в розыгрышах, пьянках, драках и прочих студенческих развлечениях он не участвовал. Уже тогда многие новые ученики предпочитали держаться Канта, помогавшего им в учёбе. Многие младшекурсники уважали будущего философа и брали с него пример.

Студентом Кант увлекался философией Мишеля де Монтеня , многие отрывки из которого он знал наизусть. Редким развлечением была игра со своими друзьями в бильярд , в который он часто выигрывал деньги [44]. Кант посещал даже лекции по теологии Шульца: он стремился к любому знанию, даже не связанному с его непосредственными интересами.

Также он слушал лекции Иоганна Кипке [de] — его работы в области философии произвели впечатление на Канта [45]. Одним из самых известных и почитаемых философов, у которых учился Кант, был Мартин Кнутцен. Несмотря на то, что Кнутцен ни разу не упоминается в трудах Иммануила Канта, принято считать, что он оказал значительное влияние, наибольшее из всех его университетских преподавателей.

Кант любил своего преподавателя больше всех остальных и не пропустил ни одного занятия [46]. В 1738 году Кнутцен предсказал появление кометы зимой 1744-го [ком. В этом же году был издан его труд «Rational Thoughts on the Comets».

Это подтолкнуло Канта к науке и, вероятно, послужило в будущем источником вдохновения для книги «Всеобщая естественная история и теория небес». Иммануил Кант увлечённо следил за академическими диспутами вокруг предсказания Кнутцена, что в итоге развило у мыслителя интерес к космогонии [47]. Кроме того, именно Кнутцен познакомил Канта с трудами Исаака Ньютона [48].

Сам Кнутцен при этом не выделял Канта: перечисляя выдающихся учеников в переписке с Эйлером , он ни разу не упомянул его имя [49]. Начало творчества[ править править код ] Обложка немецкого издания первого труда И. Канта Разум Канта «созрел» в 1744 году, когда он берётся за написание своей первой работы — « Мысли об истинной оценке живых сил».

Кант публикует эту работу независимо, в то время как имел шанс написать её на латыни и представить как магистерскую диссертацию. Однако, обходя барьеры академического рецензирования, пишет её на немецком языке в весьма надменном тоне, намереваясь посягнуть на авторитет Ньютона и Лейбница. Вероятно, он преследовал цель привлечь внимание к своей персоне, а не добиться успеха в академическом сообществе [50] , хотя некоторые комментаторы Канта ложно приняли эту работу за его диссертацию, в то время как до защиты диссертации Канту оставалось по меньшей мере 10 лет [51].

Произведение было окончено в 1746 году, когда Канту было 22 года, а в следующем году он написал введение и предисловие к труду [52]. Кант выставил свой труд на рецензирование ещё в 1746 году, и он был одобрен, но официально был опубликован только в 1749 году. В своей работе Кант исследует феномен силы в физике с точки зрения метафизики , полагая, что любая подобная проблема должна рассматриваться в таком ключе.

В работе Кант вступает в полемику по поводу живой и мёртвой сил между Декартом и Лейбницем. Таким образом, книга была посвящена в первую очередь научному сообществу, а именно участникам дискуссии вокруг феномена силы. При прочтении сейчас трактат изобилует нестандартными для современной физики натурфилософскими терминами.

Профессор философии Мартин Шёнфельд называет «Мысли об истинной оценке живых сил» худшей работой Канта, критикуя, в частности, стиль изложения и излишнюю многословность [53]. Иммануил Кант пытался урегулировать дебаты, найдя компромисс в обеих позициях, видя часть правды с обеих сторон, оставаясь при этом беспристрастным. Во введении он отвергает безусловный авторитет великих учёных и свободно высказывает как аргументы «за», так и «против» обеих сторон конфликта [54].

В работе был и ряд фактологических ошибок. Например, Кант не всегда правильно понимал аргументы сторон, делал ошибки в формулах, из чего Шёнфельд делает вывод, что на момент написания познания Канта в области механики были поверхностными [56]. На произведение было написано несколько рецензий, среди которых была критика от Готхольда Эфраима Лессинга , который заявил, что Кант «…исследует живые силы, но свои собственные оценить не может» [57].

Рассматривая свою работу в более зрелом возрасте, Кант испытывал чувство неловкости [51]. Отъезд из Кёнигсберга[ править править код ] В конце 1744 года тяжело заболел Георг Кант. Ранее переживший инсульт, отец Иммануила скончался 24 марта 1746 года, оставив без присмотра трёх детей: сестёр 17 и 14 лет и 9-летнего брата.

Пока отец болел, Канту приходилось проводить долгое время у себя дома.

Найти территорию бывшего расположения некрополя можно на карте города на пересечении Гвардейского проспекта и ул. Генерала Галицкого.

Данное захоронение возвели в 17 году 19 столетия. Сначала его разделили на две зоны, которыми владели общины Ной-Росгартена и Штайндамма. Изначально здесь находился парк для отдыха с небольшим участком для погребений учёных и преподавателей Кёнигсбергского университета.

В 1927 году некрополь официально признали почётным местом для захоронений. В 60-е годы прошлого столетия кладбище забросили, и на его месте возвели производственные цеха. Позднее, в 21 веке, здесь начали возводить жилой комплекс.

На территории некрополя нашли упокой такие деятели наук и культуры, как: философ Иоганн Розенкранц, композитор Лоиз Кёлер, профессор химии Август Вертер, филолог Карл Лерс, хирург Карл Вагнер и другие Могила Иммануила Канта Кафедральный собор является одной из старейших достопримечательностей города. Именно рядом с величественным религиозным сооружением и было решено похоронить великого философа, родившегося и проживавшего большую часть жизни в немецком городе Кёнигсберг. Могила учёного располагается на территории у стен собора, но имеет единую кровлю с ним, поэтому её можно отнести к основному зданию.

Само захоронение располагается под землёй, а над ним возвели колонный зал, несколько отличающийся от общей стилистики католического сооружения. В зале находится гроб, выполняющий предназначение могильного камня. Сюда приносят цветы в дань памяти философу.

С Иммануилом Кантом прощались все граждане города и ближайших поселений на протяжении 16 дней. Сначала местом упокоения учёного стал мавзолей рядом с собором, куда хоронили и других профессоров. Спустя некоторое время могилу переместили и создали над ней зал.

Во время войны в 1944 году большая часть Кёнигсберга была уничтожена, однако усыпальница Канта имела достаточно целый вид. Город начал отстраиваться вновь, и в 1960 году захоронение было признано «объектом культурного значения». Как добраться до усыпальницы Найти могилу философа можно по адресу: ул.

Канта, дом 1. На сам остров не ездит общественный транспорт, но он останавливается поблизости. На нём доехать до остановки «Рыбная деревня», расположенной на территории туристического комплекса, а затем двигаться к острову на протяжении 300 метров.

Добираясь на такси, можно доехать до гостиницы под названием «Калининград» и перейти на другую сторону улицы и пройти по мосту на остров. Иммануил Кант сделал большой шаг в развитии философии и стал первооткрывателем новых теорий и законов. Всю свою жизнь он посвятил любимому делу и был до самой смерти верен своим суждениям.

Узнать о его биографии и почтить память философу можно, посетив музей и памятные места, посвящённые Канту. Поделиться с друзьями: Вам также может быть интересно.

Иммануил Кант: звёзды над головой

Наследие «чистого разума»: как Кант повлиял на современную науку Биографы отмечают, что сам Кант полагал, будто его предки прибыли в Восточную Пруссию из Шотландии.
«Позор предателям!» Как Иммануил Кант стал «врагом» в Калининграде? | Аргументы и Факты 22 апреля немецкому философу Иммануилу Канту исполнилось 300 лет. Библиотекари центральной районной библиотеки подготовили и выпустили информационные буклеты» Кто такой Иммануил Кант?».
«Больше любых слов»: Шольцу напомнили о вкладе России в увековечивание памяти Канта Иммануил Кант (нем. Immanuel Kant) родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (ныне Калининград). Четвертый ребенок в небогатой семье шорника, он учился сначала в гимназии, затем в университете Кенигсберга. Из-за сложного материального положения в рез.
"Кто покоится в могиле Иммануила Канта?" | Статьи | Известия Мало кто сможет добиться этой цели, но Кант считал, что это именно то, к чему каждый обязан стремиться.
Иммануил Кант и его философия Почему Шольц запретил Путину цитировать Канта. Канцлер ФРГ Шольц обвинил РФ в попытке присвоить труды и наследие философа Канта.

Иммануил Кант 330 лет со дня рождения

КАНТ, ИММАНУИЛ КАНТ (Kant) Иммануил (22 апреля 1724, Кёнигсберг, ныне Калининград – 12 февраля 1804, там же) – немецкий философ, создатель трансцендентального идеализма.
Шольцу напомнили, что Кант был подданным Российской империи - МК В понедельник, 22 апреля, исполняется ровно 300 лет со дня рождения великого философа Иммануила Канта.

Кант — наш! Великий философ до сих пор будоражит умы публичных лиц в России

Ибо то, что вы произнесли, называется в русском языке натягиванием совы на глобус. А именно создатель молотка не виноват, что кто-то по недоразумению или как отбивает себе пальцы», — написал один из подписчиков. Калининградцы поинтересовались у губернатора, следует ли рассматривать его высказывания «как призыв к действию», то есть как «полный запрет» философа. Просто мы теперь в полном непонимании ситуации», — говорится в одном из комментариев. Даже если Кант виноват в ситуации на Украине, то это не значит, что он плохой философ. Тем более он родился еще задолго до СВО и, возможно, он не хотел никаких конфликтов между странами», — написала одна из подписчиц. Кант — это история, и наша в том числе, мы живем на том месте, где оно когда-то было его родным домом.

Это значит, что идеи метафизики никоим образом не указывают на существование того, что в них мыслится, т. Отсюда его убеждение: «Мне пришлось ограничить [aufheben] знание, чтобы освободить место вере... Речь идёт не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая принципиально недоступна познанию. Одним из важнейших разделов трансцендентальной диалектики является учение об антиномиях , т. Каждая антиномия состоит из тезиса и антитезиса, причём оба эти положения в равной мере доказуемы. Так, тезис одной из антиномий утверждает, что существует «свободная причинность», т. Антитезис, напротив, утверждает, что нет никакой свободы, и всё совершается по законам природы. Антиномии кажутся неразрешимыми противоречиями, однако Кант полагает, что они вполне разрешимы, если учесть, что, кроме чувственно воспринимаемой реальности, существует трансцендентный мир «вещей в себе» и человек представляет собой не только явление природы, но и «вещь в себе». В таком случае антиномия свободы и необходимости вполне разрешима: человек как «вещь в себе» свободен, но он же подчинён необходимости как явление, природное существо. Все главные проблемы критической философии Канта сводятся к вопросу: «Что такое человек? В центре «Критики практического разума» — понятие чистого нравственного сознания, не признающего никаких иных побудительных мотивов поступков человека, кроме свободного от всяких предпочтений сознания долга. Это означает, что нравственное сознание, в силу своей автономии, свободы, независимо также от религии. Такое воздаяние, как правило, неосуществимо в земной человеческой жизни. Но поскольку справедливость не знает границ во времени и пространстве, необходимо верить в загробную жизнь людей. Это доказательство, обосновывая разумность и необходимость религиозной веры, не утверждает, однако, что Бог и бессмертие души действительно существуют, ибо трансцендентное абсолютно непознаваемо. Всеобъемлющим нравственным законом является, по Канту, категорический императив безусловное повеление , который гласит: поступай так, чтобы максима т. Теория практического разума включает в себя и учение о праве, правовом государстве. Право является реализацией свободы члена общества, ограниченной лишь свободой других его членов. Республика, принцип которой составляет разделение властей, — постулат чистого практического разума. Поэтому человек лишь постольку морален, поскольку он признаёт равенство всех других индивидов перед законом, отрицая тем самым любые сословные привилегии. Философско-исторические воззрения Канта непосредственно связаны с его философией права , т. В философии истории Канта придаётся первостепенное значение не только развитию нравственности и права, но и объективному «механизму» человеческой природы. Каждый индивид, сообразуясь только со своим разумением, неизбежно сталкивается с сопротивлением со стороны других индивидов. Это взаимное сопротивление характеризуется Кантом как антагонизм, становящийся движущей силой социального прогресса. Кант отвергает убеждение Ж. Руссо , будто в предшествующем цивилизации «естественном состоянии» отношения между индивидами носили мирный, идиллический характер: «Люди столь же кроткие, как овцы, которых они пасут, вряд ли сделали бы своё существование более достойным, чем существование домашних животных...

Синтез необходим для того, чтобы представить объект, данный в чувственном опыте. Например, чтобы помыслить такой объект как дом, мы должны представить себе все его четыре стороны, хотя в непосредственном опыте такое невозможно. Явления могут быть схвачены только через синтез многообразного, а создание синтетического единства возможно благодаря таким конструктам, как пространство и время. Они априорны и являются формами синтеза, поскольку только в рамках пространства и времени возможно помыслить опыт в его непрерывности и полноте. Способы синтеза Кант рассматривает во втором разделе Критики чистого разума — Трансцендентальной аналитике. Он называет 12 категорий, напоминающих категории Аристотеля , которые являются первоначальными чистыми понятиями синтеза: единство, множественность, целокупность, реальность, отрицание, ограничение, присущность и самостоятельное существование, причинность и зависимость, общение, возможность, существование, необходимость. Следующая часть книги — Трансцендентальная диалектика, в которой Кант стремился устранить ложные объекты познания. Если в двух предыдущих частях Кант развивал свои взгляды, защищая от юмовского скептицизма возможность познания, то в диалектике подвергается критике претензия на познание разумом того, что находится за пределами опыта. В целях этой критики Кант рассматривал четыре антиномии антиномия — логическая конструкция, в которой с один и тот же тезис может быть как доказан, так и опровергнут : о границах мира, о простом и сложном, о свободе и необходимости и о Боге. Для того, чтобы показать бессмысленность попыток познания этих предметов, он доказывает как их необходимость, так и опровержение их необходимости, тем самым относя их к ноуменам вещам, непознаваемым средствами рассудка. Рассудку даны лишь феномены — данные, получаемые из опыта и являющиеся отражениями вещей — в-себе, — а не сама способность созерцания. Если мы не можем познать ноумены, нам остается только принять их как постулаты познания. Парадокс теории феноменов и ноуменов заключается в том, что человек сам по себе одновременно является и тем и другим. Он включен в физический мир и имеет выход за его пределы, то есть является вещью-в-себе. Поскольку книгу ждали давно, ее выход не вызвал сенсации, скорее, она была принята без интереса. Лишь изредка доходили жалобы на непонятность. Для того, чтобы популяризовать идеи Критики Кант пишет переложение книги, которое называет Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться в качестве науки. Книга вышла в свет весной 1783. Этот труд значительно короче Критики, но не более понятен, следовательно, тоже непопулярен. Популяризация труда была, наконец, осуществлена в 1785 пастором Шульцем, который выпустил книгу Разъясняющее изложение «Критики чистого разума». В 1787 Критика издана повторно. Кант был избран ректором университета и членом Берлинской академии. В середине восьмидесятых годов Канта начал интересоваться философией истории и права. В ноябре 1784 вышла статья Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане, в которой излагаются основные социально-политические идеи. Позднее он разрабатывал эти идеи в первой части Метафизики нравов, в статье Предполагаемое начало человеческой истории и в трактате К вечному миру 1795. Кантовский подход опирается на концепцию естественного права. Все люди равны перед законом. Цель законов — всеобщее правовое гражданское общество, главная задача которого — исключать любую возможность несправедливости, гарантировать естественные права человека. Основное право человека — право на свободу, которая может сосуществовать со свободой всех. Однако государство контролирует не только права граждан, но и их обязанности по отношению к государству. Основная обязанность гражданина — соблюдать законы социума. Главное лицо государства — монарх. Он воплощает собой закон и справедливость. Однако, Кант, принимая тот факт, что монарх все-таки остается человеком и способен на ошибки, настаивает на необходимости разделения властей. Правовая теория Канта базируется на его этической концепции. В 1785 он написал Основания метафизики нравственности, а в 1788 — Критику практического разума, содержащую формулировку его этических взглядов. Практический разум — разум, способный быть сам по себе основой для действия, его первопричиной. Все в мире подчинено физической необходимости, в том числе и человек. Но человек, кроме всего прочего, обладает автономной доброй волей, которая является таковой независимо от обстоятельств. Возможность последовать этой доброй воле делает человека свободным от физической необходимости, дает ему возможность совершить поступок, не включенный в качестве звена в цепь необходимости, но начинающий новую цепь. Особое значение приобретает в такой концепции роль мотива: чем руководствовался человек, совершая действия — моральным мотивом или склонностью, обстоятельствами. Соответственно, было ли оно моральным и свободным или вынужденным. Совершая поступок, человек руководствуется императивами. Кант различает категорические и гипотетические императивы. Гипотетические императивы — императивы умения, рецепты достижения определенных социальных целей и благ. Категорические императивы или законы нравственности — принципы доброй воли, априорные и независимые от обстоятельств, поступая в соответствии с которыми мы выходим за границы физической необходимости. Категорический императив звучит так: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. Подобная концепция возникла как логическое продолжение линии, начатой Критикой чистого разума и как продолжение общей критики эвдемонизма — противоположение склонности и долга. Главное понятие концепции — высшее благо, моральный порядок, в основе которого лежит принцип заслуженного счастья. Нравственно развитый субъект — вечно совершенствующийся член сверхчувственного мира, устроенного благим и справедливым миродержцем. Кант продолжал работу в области естествознания.

Предварительно Кант защитил диссертацию, необходимую для занятия этой должности, О формах и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира, в которой разводит в разные стороны чувственный и умопостигаемый миры. Некоторые исследователи именно эту работу считают переломной. Чувственность дает нам: «…причины познаний, выражающих отношение предмета к особым свойствам познающего субъекта…». В письме к Ламберту, которое сопровождало дарственный экземпляр диссертации, Кант предлагает создать специальную дисциплину с задачей очертить границы чувственного познания. Эту задачу он выполнил в Критике чистого разума, которая вышла в свет только через 11 лет, в мае 1781. В Критике чистого разума Кант обращается к природе познания как такового. Он хотел выяснить, что вообще означает вопрос о бытии. Каких конкретных результатов может добиться метафизика, отвечая на этот вопрос — это волновало Канта и в более ранних трудах. Кант отталкивается от критики гносеологии как эмпирического, так и рационалистического толка. Их порок в том, что и та и другая начинают с набора утверждений о действительности, о природе вещей и души. Кант же в качестве исходного берет не предмет, а специфическую закономерность познания — наш собственный рассудок. Рассудок, обрабатывая полученный опыт, оперирует суждениями. Суждения бывают аналитические и синтетические. С помощью аналитических суждений уже имеющийся опыт упорядочивается. Это анализ уже имеющегося знания, разъясняющий понятия о вещах. Напротив, благодаря синтетическим суждениям рассудок в состоянии получать знания, недоступные в непосредственном опыте. Такие суждения могут быть сделаны на основе уже имеющегося накопленного опыта — их Кант называет апостериорными, основанными на эмпирических знаниях о мире. Но опытные суждения, привязанные к конкретным условиям опыта, могут обладать только условной или сравнительной всеобщностью. Априорные суждения — безусловные, независимые от всякого опыта, то есть необходимые. Только синтетические априорные суждения могут быть прочным основанием для науки. Синтетическими являются математические суждения, естествознание заключает в себе априорные синтетические суждения как принципы. Метафизика тоже должна заключать в себе подобные суждения для того, чтобы быть строгой наукой. Объективные законы характеризуют и определяют понятия опыта в процессе его синтеза. Синтез необходим для того, чтобы представить объект, данный в чувственном опыте. Например, чтобы помыслить такой объект как дом, мы должны представить себе все его четыре стороны, хотя в непосредственном опыте такое невозможно. Явления могут быть схвачены только через синтез многообразного, а создание синтетического единства возможно благодаря таким конструктам, как пространство и время. Они априорны и являются формами синтеза, поскольку только в рамках пространства и времени возможно помыслить опыт в его непрерывности и полноте. Способы синтеза Кант рассматривает во втором разделе Критики чистого разума — Трансцендентальной аналитике. Он называет 12 категорий, напоминающих категории Аристотеля , которые являются первоначальными чистыми понятиями синтеза: единство, множественность, целокупность, реальность, отрицание, ограничение, присущность и самостоятельное существование, причинность и зависимость, общение, возможность, существование, необходимость. Следующая часть книги — Трансцендентальная диалектика, в которой Кант стремился устранить ложные объекты познания. Если в двух предыдущих частях Кант развивал свои взгляды, защищая от юмовского скептицизма возможность познания, то в диалектике подвергается критике претензия на познание разумом того, что находится за пределами опыта. В целях этой критики Кант рассматривал четыре антиномии антиномия — логическая конструкция, в которой с один и тот же тезис может быть как доказан, так и опровергнут : о границах мира, о простом и сложном, о свободе и необходимости и о Боге. Для того, чтобы показать бессмысленность попыток познания этих предметов, он доказывает как их необходимость, так и опровержение их необходимости, тем самым относя их к ноуменам вещам, непознаваемым средствами рассудка. Рассудку даны лишь феномены — данные, получаемые из опыта и являющиеся отражениями вещей — в-себе, — а не сама способность созерцания. Если мы не можем познать ноумены, нам остается только принять их как постулаты познания. Парадокс теории феноменов и ноуменов заключается в том, что человек сам по себе одновременно является и тем и другим. Он включен в физический мир и имеет выход за его пределы, то есть является вещью-в-себе. Поскольку книгу ждали давно, ее выход не вызвал сенсации, скорее, она была принята без интереса. Лишь изредка доходили жалобы на непонятность. Для того, чтобы популяризовать идеи Критики Кант пишет переложение книги, которое называет Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться в качестве науки. Книга вышла в свет весной 1783. Этот труд значительно короче Критики, но не более понятен, следовательно, тоже непопулярен. Популяризация труда была, наконец, осуществлена в 1785 пастором Шульцем, который выпустил книгу Разъясняющее изложение «Критики чистого разума». В 1787 Критика издана повторно. Кант был избран ректором университета и членом Берлинской академии. В середине восьмидесятых годов Канта начал интересоваться философией истории и права. В ноябре 1784 вышла статья Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане, в которой излагаются основные социально-политические идеи. Позднее он разрабатывал эти идеи в первой части Метафизики нравов, в статье Предполагаемое начало человеческой истории и в трактате К вечному миру 1795. Кантовский подход опирается на концепцию естественного права. Все люди равны перед законом. Цель законов — всеобщее правовое гражданское общество, главная задача которого — исключать любую возможность несправедливости, гарантировать естественные права человека.

Иммануил Кант

Философ считал, что религия и мораль понятия тождественные и совершенно неразделимые. Видение прав и свобод народа и государства Философия Канта, его мировоззрение и понимание основ бытия и морали не могли оставить в стороне государственные и правовые вопросы. В своем учении он старательно развил идеи, высказываемые еще французскими просветителями. Он считал, что либеральные законы способны сделать государство правовым. Причем право сильного по его мнению — это путь в никуда, а должно соблюдаться полное равноправие.

На этой базе он выводит идею установления «вечного мира». Эстетичность в учениях и гуманизм в трудах Канта В критических трудах философа четко прослеживается учение о целесообразности. Он разделяет ее на объективную теологию и субъективную эстетика. Если с первым вопросом и так все понятно, речь о чистом вселенском разуме Боге , то со второй не все так просто.

Эстетические идеи Канта могут быть прекрасными и возвышенными. Тут же у него возникают антиномии — противоречия при осмыслении объекта или субъекта. К примеру, возвышенное — шторм, он прекрасен по своей сути, но может оказаться разрушительным и опасным для слабого человека. Эти рассуждения приводят к высшему эстетическому наслаждению — гениальности, то есть способности к воплощению в объективной реальности эстетических идей.

Среди великих мировых философов Кант выделяется, как один из последователей крайнего гуманизма, который был четко ориентирован на конкретного человека и общество в целом. Большое влияние на формирование подобных идей оказал французский ученый и писатель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо. Однако, в отличие от него, Иммануил не ставит во главу угла чувства, а лишь разум и рассудок. Личная жизнь теоретика удовольствий Бытует мнение, что Кант всячески избегал общения с противоположным полом.

По его словам, единственной любовью для него была метафизика. Однако на самом деле, это не совсем правда. Семейная жизнь его, в общепринятом понимании, действительно не сложилась, и он никогда не был женат. Некоторые биографы утверждают, что он регулярно бывал в высшем обществе, где прослыл «галантным магистром» и даже дважды собирался вступить в брак.

Сохранилось несколько писем профессору от супруги богатого коммерсанта Марии Шарлотты Якоби-Гёшен. Была ли у них интимная связь так и осталось загадкой для потомков. Позже, в конце шестидесятых, у Канта сложились теплые и дружеские отношения с графиней фон Кайзерлинг, в дом которых философ был вхож. Он считал ее идеалом женщины, а после ее смерти в девяносто первом практически прекратил общение с женским полом.

Уход из жизни философа: в память об основателе критицизма Мужчина с раннего детства страдал от частых простуд и умудрился переболеть всеми детскими болезнями, но выжил. Чтобы максимально продлить жизнь и укрепить здоровье, Кант подчинился жесткому распорядку, и это сработало — он фактически пережил всех своих, гораздо более крепких и здоровых, приятелей. Когда он слег, ухаживать за больным вызвалась родная сестра. История Иммануила Канта закончилась 12 февраля 1804 года, когда он на семьдесят девятом году скончался у себя дома.

Похоронили его в профессорском склепе на северной стороне Кафедрального собора Кёнигсберга. В двадцатом веке 35 год Международным астрономическим союзом одному из кратеров на видимой стороне Луны было присвоено имя Иммануила Канта.

О переименовании Калининграда Кто такой Иммануил Кант? А какое, собственно, дело нам до немецкой философии? Мы помним царей и государственных деятелей, чьими именами назывались города. Мы знаем и помним о великих ученых, двигавших нас по пути прогресса. Взять, хотя бы, Циолковского — разве бы смогли мы быть первыми в космосе, если бы в свое время Сергей Королев не познакомился с великим ученым из Калуги?

Но, хочу заметить, что философия ничуть не уступает естественным наукам, той же физике, химии и математике во влиянии на наше общество. Стоит вспомнить таких философов, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс, чьи философские идеи надолго определили судьбы народов нашей страны и всего мира. Если, конечно, не считать его работу в Юдшене, нынешней Веселовке, в Черняховском районе.

Несмотря на расхожее мнение, среди них были не только гуляки, но и немало мыслящих людей. Один из офицерских кружков даже предложил философу читать лекции… по физике и физической географии.

Для тех, кому покажется странным подобное предложение, можно дать пояснение. Иммануил Кант после полученного отказа весьма интенсивно занимался частными уроками. И что там физика и география, если он преподавал даже фортификацию и пиротехнику… В 1762 году вступивший на престол Петр III вернул Фридриху II завоевания русской армии, и Восточная Пруссия вышла из состава империи. Заметим вскользь, что для Канта это не обернулось лучшей стороной, но подробности опустим, так как это не относится к теме рассказа. А для его продолжения перелистаем страницы истории вплоть до советского времени.

Весьма символично, что булгаковский герой Иван Безродный собирался упечь давно почившего ученого на Соловки после сообщения Воланда о том, что тот «разрушил пять доказательств бытия Бога, а потом, словно в насмешку, создал шестое». Воланд, как и положено мессиру, слегка исказил суть вопроса. В трудах Канта были систематизированы предшествующие выводы философской мысли, сформулированные в теологическом, онтологическом и космологическом постулатах, и дана их критика. Собственно, поэтому он и впал в немилость церкви. А имя ученого, напомним, означает «с нами Бог».

Уже посмертно ему приписали еще и нравственное доказательство Божьего бытия: «осознание наших обязанностей в виде божественных заповедей». И это не взирая на то, что сам Кант с присущей ему откровенностью заявлял: «В области разума никаких доказательств Его существования не было и быть не может». Иммануила Канта, конечно же, никто на Соловки не мог послать.

Особенностью философии Иммануила Канта является то, что он сделал предметом изучения не объект, а субъект познавательной деятельности. Только специфика деятельности познающего мир субъекта может определить возможные способы познания. Кратко о теории и практике в философии Иммануила Канта В теоретической философии Кант пытается определить границы и возможности человеческого познания, возможности научной деятельности и границы памяти. Он ставит перед собой вопрос: что я могу знать? Кант считает, что познание мира при помощи чувственных образов априори опирается на доводы рассудка, и только так можно добиться необходимого результата. Любое событие или вещь отображаются в сознании субъекта, благодаря полученным через органы чувств сведениям.

Такие отражения Кант называл явлениями. Он считал, что мы познаем не сами вещи, а только их явления. Другими словами, мы познаем «вещи в себе» и имеем свое собственное субъективное мнение обо всем, опираясь на отрицание знания знание не может появляться из ниоткуда. По Канту, высший способ познания сочетает в себе использование разума и опору на опыт, но рассудок отвергает опыт и старается выйти за грани разумного, в этом и заключается высшее счастье человеческого познания и существования. Что такое антиномии? Антиномии — это высказывания, которые опровергают друг друга. Кант приводит четыре самых известных антиномии для подтверждения своей теории о рассудке и опыте. Мир Вселенная, Космос имеет начало и конец, то есть границы, поскольку все в мире имеет начало и конец. Однако Вселенная — бесконечна и непознаваема человеческим разумом.

Все самое сложное можно разложить на самые простые элементы. Но в мире нет ничего простого, все сложно и чем больше мы раскладываем, тем сложнее нам объяснить полученные результаты. В мире есть свобода, однако, все живые существа постоянно подчиняются законам природы Мир имеет первопричину бог.

КАНТ, ИММАНУИЛ

Кант даже предвидел космическое будущее человечества: «Кто знает, не для того ли вокруг Юпитера обращаются его спутники, чтобы когда-нибудь светить нам?». Иммануила Канта по праву считают крупнейшим мировым светилом философии после Аристотеля и Платона. Иммануил Кант родился в Кёнигсберге 22 апреля 1724 года. Когда принималось решение широко отметить 300-летие немецкого философа Иммануила Канта, необходимость интеграции отечественной гуманитарной науки с мировой еще не ставилась под сомнение. 12.02.1804, там же), нем. философ и ученый, создатель «критической философии», ставшей важнейшей вехой в истории европ. философии. 1804) —очень известный немецкий философ, основоположник классической философии.

Шольцу напомнили, что Кант был подданным Российской империи

Спустя 295 лет со дня рождения кёнигсбергского философа Иммануила Кант «Твой Бро» узнал у калининградского доктора философских наук, доцента Института гуманитарных наук БФУ имени И. Канта Вадима Чалого. Иммануил Кант – немецкий философ, основал немецкую классическую философию, жил в эпоху Просвещения и романтизма. Хочу напомнить, что Иммануил Кант скончался, будучи подданным российской короны. Иммануил Кант родился в Кенигсберге в 1724 году, прожил в городе всю жизнь, не покидая его пределов, и был похоронен у северной стены Собора в профессорском склепе. Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.

Известные люди Иммануил Кант

Активируй промокод TUBE30 на 30 дней бесплатного доступа: наш курс-саммари «Вся история философии» фоном и всего за 300 рублей. Иммануил Кант опроверг 5 доказательств бытия Бога, написанных Фомой Аквинским и бывших длительное время в абсолютном авторитете, а потом пришел к собственному, 6 доказательству бытия Бога. Событие, в котором принимают участие более 500 учёных из 23-х стран, посвящено 300-летию со дня рождения Иммануила Канта.

Иммануил Кант, родоначальник классической немецкой философии

Результат психологического анализа Канта не тот, чтобы доказать, что учение рациональной психологии не оснозательно, а только тот, чтобы выяснить, что оно не обосновано и не может быть обосновано. Попытки построить учение о мире, как основанные на незаконном перенесении форм опытного познания к тому, что не дается в опыте, приводят, по Канту, различных мыслителей к совершенно противоположным утверждениям, которые с одной стороны оказываются законными, с другой — совершенно неправильными. Оказывается, что равно возможно доказывать и опровергать положения: 1 мир конечен и бесконечен; 2 мир состоит из неделимых элементов атомов и в мире все сложно; 3 в мире существуют свободные причины и в мире все совершается по необходимости; 4 в ряду мировых причин есть необходимое существо и в мире все случайно. Таковы, по Канту, четыре космологические антиномии. Для понимания нравственной и религиозной философии Канта существенное значение имеет третья антиномия. Явления мы обсуждаем с точки зрения категории причинности, а затем произвольно закон явлений бытия начинаем считать законом самого бытия. Когда мы действуем по идее долга, руководясь чистою идеей добра, представлением того, что должно быть, — мы имеем, что причиною нашей деятельности является то, что должно быть, но чего еще нет. Причина лежит в будущем, а действие — в настоящем, будущее предшествует настоящему.

Эти противоречия получаются лишь потому, что условия времени прилагаются к тому, что им не подлежит: идея добра не подчинена условиям времени, она имеет вневременный характер. Не подлежит условиям времени и субстрат душевных явлений; поэтому он может быть мыслим свободным. Построения рационального богословия, по Канту, также не обоснованы и произвольны, как построения психологические и космологические. В представление Бога вносят много антропоморфизмов, а самые доказательства бытия Божия обыкновенно утверждаются на смешении понятий или на произвольном расширении оснований. Но, во-1-х, если бы даже было так, то получилось бы, что мы мыслим всесовершеннейшее существо существующим, а не то еще, что оно существует в действительности; из необходимости мысли не следует необходимость вещи. Во-2-х, существование вовсе не есть признак ни совершенства, ни несовершенства. Космологическое доказательство заключает от условности мира к существованию его безусловной причины.

Телеологическое доказательство заключает от целесообразного строя мира к существованию премудрого устроителя — Творца. Но открываемая нами всегда в частных фактах, целесообразность относительна, и если из нее еще что и может быть выведено, то разве существование устроителя и устроителей действующих по целям, а вовсе не то, что это есть не высочайшее существо — всесовершеннейший Бог. Бытие такого Бога не может быть доказано теоретически; Он есть идеал, достоверность существования которого должен признать разум практический. Чистый разум, по Канту, дает формы, в которые мы заключаем наши познания и принципы, руководясь которыми, мы их приобретаем и расширяем. Но чистый разум не есть весь разум. Есть еще разум практический, который диктует правила нашей воле. Единственно, что можно считать хорошим без ограничения, это — добрая воля.

Но какая воля добрая? Та, которая стремится действовать по долгу, а долг есть обязанность совершить действие из уважения к закону. Нравственный закон, присущий человеку, дает ему приказания, как он должен поступать. Как приказывающий, нравственный закон есть патегорический императив безусловное повеление: см. Когда приказания имеют в виду достижение какой-либо цели, они представляют собою гипотетические императивы. Приказания, независимые от частных целей, должны быть называемы категорическими. Если мне приказывают: не говори в данном случае того-то и того-то, потому-то и потому-то, это будет гипотетическое приказание т.

Если моя воля определяет: я не должен лгать, не должен лгать никогда и ни для каких целей, это будет приказание категорическое. В частных случаях может оказаться, что это правило приведет к кажущемуся вреду, но самоопределение моей воли безусловно и всеобще. Я должен всегда действовать таким образом, чтобы правило моей воли могло быть общим законом. Вообще я всегда должен поступать не так, чтобы каждый мой отдельный поступок производил добро, но так, чтобы моя воля всегда была доброю. Отсюда получается, что моя воля, самоопределяющая себя к действию, есть сама в себе и цель. Человек, его личность есть цель сама в себе. Другие люди представляют собой то же, что и я.

Поэтому практический императив может быть выражен таким образом: действуй так, чтобы признавать человечность как в твоей личности, так и в личности другого целию и чтобы никогда не пользоваться ею, как средством. Таланты, знания, силы человека можно употреблять для различных целей, как средство, но приспособлять принципы воли, выражающие личность человека, к каким-либо целям нельзя. В нравственной сфере человек автономен. Он подчинен только своему собственному и в то же время всеобщему нравственному закону. Пытались представлять, что человек обязан подчиняться нравственному закону или потому, что этого требует Бог , или потому, что это ведет к собственному благополучию. Мысль, что всякое разумное существо должно считать себя создателем всеобщего законодательства на основании правил своей воли и судьею себя и своих действий, приводит у Канта к республике целей. Республикою он называет систематическую связь разумных существ, объединенных общими законами.

Разумное существо есть член царства целей, когда, утверждая всеобщие законы, сам повинуется им. Вместе с тем он и глава царства, когда в качестве законодателя не подчиняется ни чьей сторонней воле в нравственной автономии человека открывается его высокое достоинство. Его нельзя измерять внешнею продажною ценностию как цену полезных вещей ; это — достоинство внутреннее, не подлежащее никакому сравнению и никакой оценке. Так, человек, как нравственная личность, оказывается, по Канту, безмерно великим и в то же время, как личность познающая, он совершенно ничтожен. В области мира чувственного, с которым он связан всецело своими познавательными способностями, он на самом деле ничего не может познать, но в области мира нравственного человек является законодателем и судиею. Между двумя мирами — чувственным и моральным — открывается бездна, через которую Кант пытается перебросить мост в своей критике способности суждения. Он рассматривает здесь суждения о прекрасном, возвышенном и, наконец, суждения с точки зрения целей.

Прекрасное вызывает в нас чувство незаинтересованного удовольствия для прекрасного не замечается никакой дальнейшей дели — служить чему-либо. Корень его, по Канту, заключается в том, что в прекрасном открывается какая-то таинственная связь между объективными законами природы и законами нашего рассудка. Прекрасное есть символ нравственного то и другое имеют дел в себе. От прекрасного должно отличать возвышенное: возвышенное безмерно, хаотично, бесформенно океан, буря. Возвышенное в природе порождает в нас двойной род чувств: сознание своего физического ничтожества и сознание нравственного величия. Человек — ничто в сравнении с океаном, как физическая сила; но он неизмеримо выше его, как нравственная личность. Кроме суждений эстетических мы руководимся еще суждениями телеологическими, оцениваем все с точки зрения целей.

Теоретический разум объясняет нам все механически, но разум практический рассматривает все механически произведенное, как назначенное для высших целей. С этой точки зрения Кант рассматривает историю, утверждая, что даже борьба и затруднения, в которых оказывался человек, в конце концов содействовали развитию его высших способностей. В нравственном отношении человек характеризуется независимостию, но в действительности это качество принадлежит человеку лишь в том случае, если бы на самом деле желает и действует разумно, т. Нравственный закон, по Канту, есть в сущности безусловный разум, ничему не подчиненный и в себе самом имеющий последнее основание. Но, как таковой, безусловный разум не совпадает ни с отдельными единичными стремлениями и наклонностями индивидуумов, ни с суммою их. В таком случае, что же он такое? Этот вопрос естественно направляет мысль к тому, чтобы человеческий разум вывести из высшего принципа, из божественного перворазума и таким образом связать автономию человека с теономиею, его свободу с его зависимостию от Бога.

Кант мог бы, идя последовательно, истолковать таким образом нравственность из религии, но Кант не сделал этого. Кант остановился на независимости практического разума, т. Здесь естественно должен был напрашиваться вопрос, в чем лежит причина той дисгармонии, которая фактически открывается между отдельными человеческими разумными существами и разумом, как таковым, или между действительными желаниями разума и его чистою волей, как она находит себе выражение в нравственном законе?

Существование и несуществование Необходимость и случайность Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности рассудка. Наконец, описав эмпирическое применение рассудка то есть применение его в опыте , Кант задается вопросом возможности чистого применения разума рассудок, согласно Канту -- низшая ступень разума, применение которой ограничивается сферой опыта. Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика? В результате исследования чистого разума Кант доказывает, что разум не может иметь конститутивного значения, то есть основывать на самом себе чистое знание, которое должно было бы составить чистую метафизику, поскольку «запутывается» в паралогизмах и неразрешимых антиномиях противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково обосновано , но только регулятивное значение — давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание. Собственно, всякая будущая метафизика, согласно Канту, должна принимать во внимание его выводы.

Могила И. Канта у Кафедрального собора Кёнигсберга, архитектор Фридрих Ларс Этика[ Об абсолютной морали и доброй воле[ ] Во введении к «Основоположению к метафизике нравов» другой перевод: «Основы метафизики нравственности» , 1785 год, Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. В отличие от законов природы, «по которым все происходит», в нравственности речь идет о законах, «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, опирается на добрую волю. Добрая воля — чистая безусловная воля. Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы породить эту волю, нужен разум. Категорический императив[ ] Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям.

А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива. Гипотетические императивы относительные или условные императивы говорят о том, что поступки хороши для достижения определенных целей таковы, например, советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье. Категорический императив предписывает поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной цели например, требование честности : "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом"; "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству"; "принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы": следует "совершать все, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы". Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других. Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент. Этическое учение Канта развито в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы».

На ваш взгляд, нейросети - это зло или благо?

Пабло Мучник: Я бы так вопрос не ставил. Сегодня нас должны волновать не проблемы самого искусственного интеллекта, а то, как люди будут его использовать. Ведь это очень мощный инструмент, который можно применять как во благо, так и во вред. В этом плане он ничем не отличается от уже доступных человечеству опций. Поэтому проблема не в существовании ИИ, а в непонимании, как и где его использовать. Канта многие пытаются отменить. В особенности это касается небезызвестной расовой теории. Что вы думаете по этому поводу?

Пабло Мучник: Кант имел весьма своеобразные взгляды на теорию рас или, например, на женщин. Он был человеком своего времени. Его идеи действительно использовали, чтобы оправдать теорию рас, которая привела к одной из величайших трагедий в истории человечества.

Россия, по сравнению с другими странами, сделала самый большой вклад в увековечивание памяти философа Иммануила Канта. Хочу напомнить, что Иммануил Кант скончался, будучи подданным российской короны», — сказал он.

Данный факт, подчеркнул Лысков, «больше любых слов» говорит о позиции Канта в отношении России. Таким образом он отреагировал на заявление канцлера Германии Олафа Шольца о том, что РФ якобы пытается присвоить наследство философа.

Главное правило жизни, которому учит философия Канта

Кант был первым, кто посчитал, что представление о них возникает с рождения. В понедельник, 22 апреля, исполняется ровно 300 лет со дня рождения великого философа Иммануила Канта. Международный Кантовский конгресс приурочен к 300-летию со дня рождения Иммануила Канта — основоположника немецкой классической философии. XII Кантовские чтения: Кант и этика Просвещения (2019).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий