Новости кто такой иван мазепа

Через несколько лет Мазепа перешел к гетману левобережной Украины Ивану Самойловичу, выполнял при нем функции генерального есаула.

Путь Ивана Мазепы от советника Петра I до обладателя ордена Иуды

Иван Степанович Мазепа-Колединский родился в 1629 году. Вопрос о снятии анафемы с бывшего гетмана Ивана Мазепы возник сегодня с подачи филаретовских раскольников. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.

Иван Мазепа

Воспоминания советского разведчика. Кобец Иван Лукич. Рассказываем о жизни и службе Ивана Мазепы, как от «покоевого» он дослужился до гетмана и почему предал царя. Воспоминания советского разведчика. Кобец Иван Лукич. Власти Украины считают гетмана Ивана Мазепу, изменившего Петру Первому, "настоящим символом украинского сопротивления России, флагом нашего движения к независимости".

Кем был Иван Мазепа в истории России и своего государства

Однако после военного совета в Жолкве в марте 1707 года гетман затаил на Петра сильную обиду. Дело в том, что на этом совете было предложено существенно ограничить автономию Малороссии, а также полномочия самого гетмана. Измена 1706 год выдался для России не слишком удачным. В сентябре, после поражения саксонской армии, король Польши и курфюрст Саксонии Август II отрекся от польского престола в пользу Станислава Лещинского, который был ставленником шведов, разорвав при этом союз с Россией. Таким образом у Петра больше не осталось союзников в Северной войне. Мазепа же рассчитывал отдаться под власть нового польского монарха, который, как он надеялся, предоставит Малороссии достаточную самостоятельность. Гетман обещал предоставить шведам зимние квартиры и провиант, а также склонить на сторону шведского короля запорожских и донских казаков и калмыцкого хана Аюку. Получив осенью 1708 года от Петра приглашение присоединиться к русским войскам под Стародубом, гетман не спешил туда отправляться, сославшись на свои недуги и смуты, связанные с продвижением шведов на юг. Когда в конце октября ближайший сподвижник Петра князь Александр Меншиков решил навестить «болящего», тот, захватив с собой гетманскую казну и полторы тысячи казаков, бежал в стан Карла XII, расположившийся в Горках, на юго-востоке от Новгорода-Северского.

Остальные силы Мазепы 6—8 тыс. А вот казаки нового пророссийского гетмана Скоропадского принимали в Полтавской битве куда более активное участие. Не говоря уже о стихийной партизанской вой не на территории Украины, которая обескровила шведскую армию». После Полтавы в биографии Мазепы остаются только поспешное бегство между прочим, вместе со значительной частью богатств и бесславная смерть на чужбине. Как известно, турецкие власти отказались выдать Мазепу и его немногочисленных приспешников России. Головкину от 8 августа 1709 года проясняет мотивы турок и их отношение к украинским беглецам: «И то заявляю я вашей милости моему милостивому пану, что ежели совокупно Мазепа и все, с ним находящиеся, у ваших милостей за людей почитаются, то мы их за таковых не считаем и не признаём. Знаем только и признаём короля шведского и при нём состоящих. И кто бы они ни были, ежели короля шведского слугами являются, [тех] тогда знаем». Не только финальная измена, но и весь жизненный путь Мазепы характеризует его как человека хитрого, но не мудрого, для которого вполне естественным было предавать товарищей и покровителей. Достойно удивления, как эти качества в избранном кумире спокойно принимают «мазепознавцы», прославляющие, в то же время, кодекс чести запорожского «степного рыцарства». Николай Костомаров писал: «Самое верное определение этой личности будет сказать, что это была воплощенная ложь. Он лгал перед всеми, всех обманывал — и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был делать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду или вывернуться из опасности». Впрочем, в этом отношении Мазепа был не оригинален — он выступал наследником и продолжателем политики гетманов эпохи «Руины», лавировавших между Россией, Польшей, Османской Турцией и Крымом… Иван Степанович Мазепа, происходивший из православной шляхетской семьи с Белоцерковщины, воспитывался в тогдашней Речи Посполитой, при дворе польского короля Яна Казимира, «королевским покоевым» камер-юнкером которого он был. По согласному мнению биографов, Мазепа всю жизнь оставался человеком не украинской, а скорее польской культуры и польского уклада. Известия о его юности, которые трудно проверить методами исторической науки, представляют молодого авантюриста и искателя приключений. Здесь есть и вызванные задиристостью ссоры с товарищами, и роман с замужней женщиной с последующей расправой со стороны ревнивого мужа, и бессистемное образование учился где-то в Европе, затем в Киево-Могилянской академии, затем опять «где-то» философии. Он покидает королевскую службу в 1663 году по мнению многих историков, с тайной миссией содействовать возвращению всей Украины под власть Польши , служит у правобережного гетмана Петра Дорошенко. В 1674 году гетман посылает Мазепу на раду в Переяслав с грамотой о принятии подданства царю Московскому, и в том же году направляет его в Крым и Турцию — просить помощи и покровительства у извечного врага православных. Характерная деталь: «в подарок» султану Мазепа должен был доставить пятнадцать невольников-христиан. Этой дипломатической поездке не дано было осуществиться: Мазепа был захвачен в плен запорожцами — сторонниками московского правительства. Его отправляют в Москву, где он завоёвывает доверие бояр.

После его окончания Мазепа отправился в Варшаву в Иезуитский коллегиум. Был близок двору короля Яна Казимира, благодаря чему ездил учиться в европейские страны: в Италию, Германию, Францию. В 1665 году в биографии Мазепы была занята должность Черниговского подчашего, а в1669 он стал ротмистром гвардии гетмана Дорошенко. В 1674 году попал к запорожским казакам, где спустя несколько лет стал генеральным есаулом. В июле 1687 года Мазепа стал левобережным гетманом.

Побыв немного при дворе польского короля Яна II Казимира, где состоял в числе "покоевых" дворян, отправился на учебу в Западную Европу. И по тем временам Иван Мазепа стал очень образованным человеком: владел основами фортификации, пушечного дела, имел представление о философии, писал стихи и говорил на нескольких языках. В 1665 году умер его отец - Адам-Степан Мазепа. Сын получил его должность - подчашего Черниговского. В это время Мазепа удачно женился на дочери влиятельного казацкого старшины и тесть помог ему занять приличную должность у гетмана Дорошенко, у которого Иван дослужился до генерального писаря. Через несколько лет Мазепа перешел к гетману левобережной Украины Ивану Самойловичу, выполнял при нем функции генерального есаула. И, наконец, в 1667 году Мазепу избрали гетманом левобережной Украины. Табличка с гербом гетмана Мазепы на Черниговском коллегиуме. Фото: wikipedia. Но Петр не просто не обращал на них внимания, а еще больше доверял Ивану Мазепе. В 1700 году он наградил его высшей наградой государства - орденом Андрея Первозванного.

МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ

4 ноября 1708 года гетман Войска Запорожского Иван Мазепа публично объявил, что переходит на сторону Швеции — давнего противника России. Перипетии предательства Мазепы, нарушения клятвы верности царю показывают «анатомию» цивилизационного «разлома» между Россией и Европой. в 1644 году) в селе Мазепинцы под Белой Церковью.

Иван Мазепа

Мазепа был отлучен от Церкви не за то, что строил храмы, а за вышеперечисленные церковно-канонические и моральные преступления. Кстати, и храмы Мазепа строил за счет государственной казны, принадлежавшей Российской империи, и огромных имений, пожалованных гетману императором Петром Великим. Так что можно сказать, что Мазепа был лишь посредником, государственным чиновником, посредством которого деньги на строительство храмов и монастырей перечисляло государство и сам император. И вообще, с какой это стати пожертвования на храмостроительство признаются некоей индульгенцией, освобождающей Мазепу от ответственности за совершенные им впоследствии преступления, в том числе и против святых храмов?

Мало ли было еретиков, преданных анафеме, например Вселенскими Соборами, которые до своего отпадения делали много полезного для Церкви? Например Ориген, отлученный от Церкви V Вселенским Собором, богословское наследие которого положило начало некоторым областям церковной науки и оставило значительный отпечаток на формировании воззрений целой плеяды отцов Церкви. Если считать участие в строительстве храмов, монастырей, духовных учебных заведений критерием православности и исчерпывающим основанием для уважения к тому или иному персонажу истории, то необходимо реабилитировать, например, Адольфа Гитлера, склониться перед его памятью и, может быть, даже отслужить по нему панихиду.

Ведь в 1938 году правительство Гитлера выделило средства на капитальный ремонт 19! С 1936 года правительство рейха осуществляло программу помощи Православной Церкви на территории Германии как государственно признанной конфессии: германское православное духовенство стало получать регулярное жалование; выделялись субсидии на различные нужды Германской епархии и ее приходов; духовенство и епархия получили льготы и т. В 1939 году в Бреслау Силезия на средства германского правительства, возглавляемого Гитлером, был открыт Православный богословский институт [21].

Трудно даже сказать, кто больше потрудился — Мазепа или Гитлер. Во всяком случае, приведенный пример с Гитлером должен ясно продемонстрировать всю абсурдность попыток реабилитации Мазепы. Пятый аргумент.

Существует «предание», что во время посещения Киева император Александр II весьма удивился, что киевское духовенство одновременно и предает Мазепу анафеме, и поминает его за упокой как основателя храмов. Трудно серьезно воспринимать этот апокриф. Он существует в двух основных версиях: по одной «удивился» император Николай I, по другой — Александр II.

Возможно, в данном апокрифе нашла отражение молитва о «создателех святаго храма сего», и на основании этого возникла мысль о поминовении Мазепы, так как он финансировал строительство некоторых храмов. Но если человек отлучен от Церкви, то упомянутая молитва уж точно не о нем. Ведь у храма есть и другие создатели: зодчие, строители, иные жертвователи.

В любом случае, рассматривать приведенный аргумент столь же бессмысленно, сколь ссылаться на сказки А. Пушкина как на источник по истории Древней Руси. Шестой аргумент.

Панихиду по Мазепе отслужил в Киеве в 1918 году по благословению митрополита Антония Храповицкого один из викариев Киевской епархии. В период между мировыми войнами панихиды по Мазепе совершались в Польской Автокефальной Церкви. Кроме запутанности и туманности со всей этой историей киевской панихиды, о чем немало написано в интернете, необходимо отметить, что ее совершение свидетельствует лишь о превышении своей власти одним из епископов, и не более того.

Что же касается до панихид по Мазепе, совершавшихся в Польской Автокефальной Церкви в 1930-е годы, то с таким же успехом можно ссылаться на авторитет УПЦ КП, где по «благословению» г-на Денисенко также совершается заупокойное поминовение Мазепы. Дело в том, что в тот период Польская Церковь пребывала в «самостийническом» расколе, и тогдашние действия ее духовенства не только не могут быть примером для подражания, но, напротив, показывают, до чего могут дойти раскольники в отрыве от матери-Церкви. Наконец последнее.

В июньской Минее существует одна служба, сегодня основательно забытая, но о которой, похоже, пришло время вспомнить. В этой службе, ставшей частью богослужебного предания Русской, а значит, через нее, и Вселенской Православной Церкви, об Иване Мазепе говорится следующее. И ныне седальна по первой кафизме на утрени: «О крайняго неистовства и злобы!

Обретеся ныне последующий зле предыдущему Иуде, обретеся вторый Иуда, раб и льстец: обретеся сын погибельный, диавол нравом, а не человек, треклятый отступник Мазепа, иже оставив Христа Господня, Господа и благодетеля своего, и прилепися к супостату, совещая воздати злая за благая, за благодеяние злодейство, за милость ненависть: Бог же воздаде второму якоже и первому Иуде, по делом их»… И ныне седальна по второй кафизме на утрени: «Не уподобился еси человеку купцу, ищущему добрыя бисеры, неблагодарный и лукавый рабе, но неистовому Иуде, ищущему пагубы, и взыскавшему предати многоценный бисер Христа, и благими всеми, ихже лишися, купи неизглаголанная злая. Сему уподобился еси юроде, сему подражал еси неблагодарне, сему последовал еси лестче Мазепо. Темже и благих лишен, равная злая стяжал еси, и к нему пришел еси на место свое»… Стихира по 50-м псалме: «Да почтутся якоже апостоли, не согласившиися со вторым Иудою Мазепою, но душы предавшии за своего Владыку» [22].

Кем же он был на самом деле? В 1700 году Мазепа стал вторым кавалером только что учрежденного ордена Андрея Первозванного - высшей регалии России. Через восемь лет Петр I приказал отлить для него другой орден в пять килограммов весом, на котором был изображен предатель Иуда, повесившийся на осине.

Награда не нашла героя - к тому времени гетман обосновался в лагере воевавшего с Петром шведского короля Карла XII. Не сумев надеть предателю на шею позорный орден, разгневанный царь велел объявить Мазепе анафему - церковное проклятие, отправлявшее его душу после смерти прямиком в ад. Вряд ли это сильно пугало старого гетмана, который и так прожил большую часть своей семидесятилетней жизни в аду интриг, страха и подозрительности.

Тогда это было обычным делом для политика, особенно на родине Мазепы, зажатой между такими сильными державами, как Россия, Польша и Турция. Все они угрожали хрупкой независимости Украинской державы, лишь недавно освободившейся при помощи единоверцев-русских от польского ига. Под властью гетмана находилось лишь Левобережье Днепра - десятая часть нынешней Украины, и он зависел как от собственных непокорных подданных, так и от могущественных соседей, которых раздражала даже относительная самостоятельность украинцев на Руси их тогда называли еще не «малороссами», как позже, а «черкасами».

Пообещав устами Богдана Хмельницкого «стояти заодно» с Россией, последующие гетманы часто нарушали это обещание, когда другие соседи угрожали им войной или обещали больше. Впрочем, гетманы польской Правобережной Украины вели себя точно так же. Им было что терять - из простых командиров казачьего войска они давно превратились в крупнейших владельцев земель, садов, имений и даже городов.

Родившийся в 1639 году Мазепа тоже принадлежал к сословию казачьей «старшины», но отец его Степан Михайлович не был ни богат, ни влиятелен. Вместе с Богданом Хмельницким Мазепа-старший воевал за свободу Украины, но потом с его преемником Выговским перебежал от русских к полякам. Степан Мазепа уважал образование и отправил единственного сына в знаменитую Киево-Могилянскую академию, а потом, хоть он и был православным, - в иезуитский коллегиум в Варшаве, где Иван получил блестящее образование.

Позже он объездил всю Европу, изучил восемь языков, от латыни до татарского, собрал богатейшую в стране личную библиотеку. За услуги, оказанные его отцом, польский король Ян Казимир включил Мазепу-младшего в число «покоевых дворян», охранявших дворец. У Мазепы сразу не сложились отношения с коллегами-поляками, которые наперебой издевались над «еретиком» и «украинским холопом».

Мазепа обвинил одного из обидчиков, Пасека, в краже дворцового имущества, но донос признали ложным. Встретив после этого Ивана, Пасек влепил ему пощечину, тот обнажил шпагу, что во дворце было строго запрещено, - и был изгнан из дворца. На красивого и галантного Мазепу сразу обратили внимание окрестные помещицы, включая молодую жену польского магната Фальбовского.

Раньше времени вернувшись из дальней поездки, пан застал супругу в объятиях юного украинца и тут же, не дав оскорбителю даже одеться, велел привязать его к дикой лошади и пустить ее на свободу. Этот случай стал так известен, что его красочно описали в своих произведениях сначала Вольтер, а потом Байрон. Его приютили местные крестьяне; он долго жил среди них и отличился в нескольких набегах на татар».

На самом деле Мазепа просто уехал в отцовское имение Мазепинцы и жил там до смерти старого Степана. Да и его ссора с Фальбовским, возможно, выдумана давним врагом Пасеком, который на склоне лет сплетничал об этой истории в мемуарах. Мазепа - биография личной жизни Став владельцем Мазепинец, Иван вскоре женился на полковничьей вдове Ганне Фридрикевич - немолодой и некрасивой, зато имевшей влиятельных родичей, благодаря которым он стал личным писарем правобережного гетмана Петра Дорошенко.

Но карьера его оборвалась довольно быстро: отправившись с гетманским письмом в Турцию, он был схвачен запорожцами. Буйные казаки, не жаловавшие поляков и их слуг, уже собирались срубить пленнику голову, но он вымолил у них пощаду - даром убеждения Мазепа владел превосходно.

Умом и участием в походах Петра В. С 1706 вел переговоры с королем Лещинским, врагом России, устраняя людей, опасных ему Палей или доносивших на него Искра и Кочубей , 1708 заключил договор с Карлом XII, обещая ему помощь. По сделке с польск. Полоцким и Витебским на правах, подобных герц. После полтавского поражения бежал в Бендеры.

После когда Петр сверг царицу Софью, Мазепа вновь талантливо переобулся в воздухе и стал теперь вернейшим сподвижником Петра, заслужив его всецелое доверии. Вскоре после падения царевны Софьи и перехода власти к Петру I Мазепа пишет донос царю на Голицына, которого обвиняет в провале второго Крымского похода, в котором принимал участие и сам Мазепа, будучи уже гетманом Левобережья. В итоге Голицына лишили всех регалий и сослали в Архангельский край. Так Мазепа снискал полное доверие и Петра I, добиваясь неограниченной власти на Левобережье для беспрепятственного личного обогащения. Для удовлетворения своей ни перед чем не останавливающейся алчности Мазепа использовал все, от казнокрадства, вымогательства и взяточничества, до принудительной «покупки» земель у крестьян, казаков и своих соратников, нередко сопровождавшейся применением воинской силы. Он был осыпан милостями и был вторым кавалером ордена Андрея Первозванного, который ему лично вручил Петр. Царские подарки и прочие милости, в итоге, сделали Мазепу богатейшим человеком Украины. Гетман, по разным данным, владел: 100 000 душ на Украине, а также у него было более 20000 душ в российских уездах. Мазепа имел в России и на Украине 23000 дворов. Если сложить эти дворы в одну территорию, то ее площадь будет равна площади Кипра. В общем в принципе жизнь удалась, на беспредел Мазепы царь открыто закрывал глаза, а уж творил Мазепа с размахом типичным для вельмож начала 18 века, а жалобщиков отдавал на расправу Мазепе. Все эти богатства с невероятной жестокостью выколачивались гетманской администрацией из населения Левобережья и его неудачливых соратников, на имущество и земли которых положил глаз Мазепа. Не выдерживая гнета, издевательств и бесчисленных поборов, крестьяне толпами бежали не только в Россию, в Запорожье или на Дон, но и на Правобережье, находившееся под властью Польши. Смерть грозила и тем, кто скрывал беглецов и помогал им бежать от бесчинств Мазепы. И именно Мазепа ввел на Украине панщину, фактически закабалив народ. Но Мазепа оставался верен самому себе в районе 1706 года, он решил предать Петра Первого на фоне военных и политических неудач России того года. В 1707 году вступил в тайные переговоры с Карлом XII и новым польским королем Станиславом Лещинским, которые проводил частично через своего генерального писаря Филиппа Орлика возраст то был уже солидный. Опять же про данную то же своеобразную личность, как нибудь напишу отдельный блог, так как слуга стоил своего хозяина. В 1708 году Мазепа заключил соглашение с королем Станиславом Лещинским, обещая Польше Киев, Чернигов и Смоленск; для себя он хотел получить титул князя и права на Витебск и Полоцк.

Новости Кронштадта

Дилемма с Мазепой в том, что на его личные деньги была достроена в конце XIX ст. Киевская лавра. Как-то нелогично получается — главная святыня Руси была построена на деньги отлученного от церкви мирянина. Плюс Папа Иоанн XXIII под давлением украинских греко-католиков в одной из своих воскресных проповедей помянул Мазепу как мирянина, всегда находившегося в духовном единении со Христом, то есть Папа тем самым фактически признал недействительность анафемы Русской церкви. Вопрос об анафеме Мазепы очень волновал Виктора Ющенко, успевшего переименовать улицу, на которой стоит Киево-Печерская лавра, в улицу И. Мазепы но, слава Богу, сегодня адрес лавры по-прежнему — Лаврская,15. Задача Ющенки была любыми средствами заставить Церковь снять анафему. С этой целью он инициировал решение этого вопроса перед синодом Украинской Церкви, который 14 ноября 2007 г. Но, по всей видимости, в Киеве официально ничего не было сделано, однако какие-то факты деятельности комиссии в украинскую печать просочились. Тогда 22 февраля 2008 г.

В 1918 году патриарху Тихону действительно поступало обращение с просьбой рассмотреть вопрос о снятии анафемы с Мазепы, о чем Святейший Патриарх сообщил на совещании епископов в рамках проходившего тогда в Москве Поместного Собора Православной российской церкви», — прокомментировал ситуацию секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. Совещание, по его словам, пришло к выводу, что для рассмотрения этого вопроса «нет достаточных канонических и исторических данных». В то же время епископы постановили, что, если со стороны проходившего тогда же в Киеве Всеукраинского церковного собора последует официальное обращение по поводу снятия анафемы с Мазепы, для его рассмотрения будет создана специальная комиссия. Соответственно, не было и нового рассмотрения вопроса. Таким образом, снятия анафемы не было, что не исключает того, что этот вопрос компетентными канонистами и историками может быть рассмотрен в будущем», — заявил представитель Московского патриархата. Казалось бы, дело исчерпано. Но не для Ющенки. Именно тогда он учреждает новый украинский орден — Крест Ивана Мазепы. Сразу же после этого председатель Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви архимандрит Кирилл Говорун дает несколько интервью, в которых, ссылаясь на историю с телеграммой митрополита Киевского Антония Храповицкого, объясняет, что анафема Мазепе наложена не по церковным, а по политическим мотивам по приказу императора Петра I , кроме того, без соборного решения Православной Церкви.

В этих же интервью отец Кирилл связал политический характер анафемы с современным явлением «политического православия», которое было осуждено Собором епископов Украинской православной церкви 21 декабря 2007 г. Однако уже сам факт этих интервью о Мазепе в контексте бурной деятельности Виктора Ющенко по реабилитации этого «героя» Украины как раз и выглядел, если не «политическим православием», то уж точно «политическим заказом». Как расценить, например, такое донесение посла в Вашингтон: «Недавние события, похоже, подтверждают уверения Говоруна в том, что УПЦ МП готова выражать свою точку зрения, не очень хорошо принимаемую в Москве. Но вернемся к вопросу об анафеме Мазепе. Ее не признают ни Украинская греко-католическая церковь, ни Украинская православная церковь т.

Пушкин во время своей южной ссылки, проезжая мимо по дороге из Кишинева в Одессу, останавливался в Бендерах вместе с младшим Липранди. Они упорно пытались найти могилы Мазепы и Карла, но ничего не обнаружили. Потом им кто-то сказал, что могила находится в Каушанах. Они и туда съездили. И там ничего не нашли.

В общем, никаких следов Мазепы на земле не осталось. Дилемма с Мазепой в том, что на его личные деньги была достроена в конце XIX ст. Киевская лавра. Как-то нелогично получается — главная святыня Руси была построена на деньги отлученного от церкви мирянина. Плюс Папа Иоанн XXIII под давлением украинских греко-католиков в одной из своих воскресных проповедей помянул Мазепу как мирянина, всегда находившегося в духовном единении со Христом, то есть Папа тем самым фактически признал недействительность анафемы Русской церкви. Вопрос об анафеме Мазепы очень волновал Виктора Ющенко, успевшего переименовать улицу, на которой стоит Киево-Печерская лавра, в улицу И. Мазепы но, слава Богу, сегодня адрес лавры по-прежнему — Лаврская,15. Задача Ющенки была любыми средствами заставить Церковь снять анафему. С этой целью он инициировал решение этого вопроса перед синодом Украинской Церкви, который 14 ноября 2007 г. Но, по всей видимости, в Киеве официально ничего не было сделано, однако какие-то факты деятельности комиссии в украинскую печать просочились.

Тогда 22 февраля 2008 г. В 1918 году патриарху Тихону действительно поступало обращение с просьбой рассмотреть вопрос о снятии анафемы с Мазепы, о чем Святейший Патриарх сообщил на совещании епископов в рамках проходившего тогда в Москве Поместного Собора Православной российской церкви», — прокомментировал ситуацию секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. Совещание, по его словам, пришло к выводу, что для рассмотрения этого вопроса «нет достаточных канонических и исторических данных». В то же время епископы постановили, что, если со стороны проходившего тогда же в Киеве Всеукраинского церковного собора последует официальное обращение по поводу снятия анафемы с Мазепы, для его рассмотрения будет создана специальная комиссия. Соответственно, не было и нового рассмотрения вопроса. Таким образом, снятия анафемы не было, что не исключает того, что этот вопрос компетентными канонистами и историками может быть рассмотрен в будущем», — заявил представитель Московского патриархата. Казалось бы, дело исчерпано. Но не для Ющенки. Именно тогда он учреждает новый украинский орден — Крест Ивана Мазепы.

После жестокой свалки взяты были в плен — кошевой атаман, войсковой судья, 26 куренных атаманов, 2 монаха , 250 человек простых казаков, 160 человек женщин и детей. Из того числа 5 человек умерло, 156 человек атаманов и казаков казнено, причём несколько человек были повешены на плотах и самые плоты пущены были вниз по Днепру на страх другим [27]. Костомаров так описывает «треугольник» Пётр-Мазепа-Сечь: «Перед царём, выхваляя свою верность, он [Мазепа] лгал на малорусский народ и особенно чернил запорожцев, советовал искоренить и разорить дотла Запорожскую Сечь, а между тем перед малоруссами охал и жаловался на суровые московские порядки, двусмысленно пугал их опасением чего-то рокового, а запорожцам сообщал тайными путями, что государь их ненавидит и уже искоренил бы их, если бы гетман не стоял за них и не укрощал царского гнева» [12]. Мазепа писал Головину о своём давнем недруге Косте Гордеенко : «Запорожцы ни послушания, ни чести мне не отдают, что имею с теми собаками чинити? А всё то приходит от проклятого пса кошевого… Для отмщения ему разных уже искал я способов, чтоб не только в Сечи, но и на свете не был, но не могу найти…» [25] Но случилось так, что Сечь была уничтожена русскими войсками именно тогда, когда часть запорожцев под водительством Гордеенко поддержала Мазепу. По этому поводу Т. Таирова-Яковлева высказывает интересную гипотезу о роли раздоров с Сечью в безнадёжном переходе Мазепы к шведам: «Кто знает, может быть, Мазепа, понимая, что гибнет, намеревался утащить в эту пропасть и Запорожье, которое он всегда считал врагом Гетманщины? Там были значительные запасы провианта и артиллерии, имелся хорошо подготовленный и преданный Мазепе гарнизон, которым руководил полковник Дмитрий Чечель. Планам Мазепы и Карла помешали войска под водительством Меншикова, взявшие крепость и все припасы в ней. Батурин был разорён, а гарнизон сердюков уничтожен. Во время этих событий погибло, по разным оценкам, от 5 до 15 тыс. Павленко 5—6,5 тыс. Непредубеждённый взгляд» — 6—7 тыс. Наступление Карла XII «Во время перехода под Гадяч, спровоцированного русскими, шведам пришлось выйти из тёплых хат на лютый мороз. Более ста шведских солдат отморозили себе руки и ноги, несколько десятков погибло. Раздражённый Карл в начале января бросил свои войска на Веприк, который не желал пускать шведов. После ожесточённой обороны , когда порох кончился, город сдался. Шведская армия потеряла около двух тысяч человек и множество офицеров. Захваченных казаков отдали Мазепе, который приказал посадить их в яму» [25]. Солдаты же царской армии, как военнопленные, принадлежали Карлу, который обращался с ними лучше. Как сообщает Даниел Крман который, впрочем, не был очевидцем сражения , «Король оказал всем милость. Гетман же Мазепа посадил нескольких своих подданных в ямы и уморил голодом» [33]. Впрочем, королевская милость не означала свободу. Пленные содержались с января по июнь в специальных лагерях и были освобождены в результате восстания при поддержке русской армии незадолго до Полтавской битвы. Города сопротивления не оказывали. В основном они стояли пустые. Карл распорядился их грабить, дома жечь, жителей убивать. В конце января был предпринят поход на Слобожанщину , в результате которого ещё десятки сёл и городов были уничтожены. Такие действия шведов спровоцировали начало партизанской войны , которую вели, прежде всего, крестьяне и которая делала положение Карла ещё более тяжёлым» [25]. Только в Терейской слободе шведами было убито более 1 000 жителей [34]. В феврале 1709 года шведы сожгли Коломак [35]. Поражение, анафема и смерть Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы Но, судя по всему, Карл XII продолжал доверять Мазепе и 8 апреля 1709 года заключил с ним формальный договор, фиксирующий, по всей видимости, прежние договорённости, частично уже исполненные, а частично уже невозможные, в котором, в частности, даровал Мазепе пожизненное звание «законный князь Украины». Союзным договором между Украиной и Швецией предусматривалось: «Всё, что завоюется из бывшей территории Московщины, будет принадлежать на основании военного права тому, кто этим завладеет, однако то, что раньше принадлежало украинскому народу переходит во владение украинского княжества» [36] [37] [ неавторитетный источник? Согласно желанию Петра, был избран Иван Ильич Скоропадский. В тот же день в Глухове была совершена символическая казнь бывшего гетмана, которая описывается следующим образом: «вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы. Прочитан приговор о преступлении и казни его; разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного и снята с чучелы лента. Потом бросили палачу сие изображение изменника; все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на верёвке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил» [38]. Идеологические оценки личности и деяний Мазепы чрезвычайно различны, часто противоположны. Однако объективным результатом его перехода к Карлу было втягивание войска шведов в Малороссию, куда они вошли в расчёте на обещанные Мазепой провиант, зимние квартиры и 50 тысяч казачьего войска хотя, возможно, против желания самого гетмана : «Карл шёл в Малороссию с большими надеждами. Малороссийский гетман Иван Мазепа вступил с ним в тайный договор, и его тайная присылка к королю с просьбою идти скорее была, как говорили, причиною внезапного поворота королевского» [26] [39]. Но под знамёна Мазепы встало только 3 тысячи, многие из которых вскоре его покинули, воспользовавшись объявленной Петром амнистией. Позднее к шведам присоединилось ещё около 7 тысяч запорожцев это по шведским данным, обычно называют вдвое меньшие числа. Эти войска даже не участвовали в решающем Полтавском сражении. В то же время, в русской армии было больше казаков, чем у Мазепы.

Мазепе удалось завоевать доверие Петра в самые короткие сроки. Он принимал самое активное участие в обсуждении государевых дел, особенно касающихся Украины и Польши. Иван всегда был рядом с самодержцем: отправившись в Азовский поход, жил с ним в одном шатре, что вызывало приступы ярости у «мин херца» Александра Меншикова. Гнев последнего был совершенно не на руку хитрому Мазепе, поэтому он прибегнул к своей обычной практике — задарил ревнивца подарками. Многие историки солидарны во мнении, что Петр не знал меры ни в дружбе, ни в ненависти, ни в любви. Поэтому на Мазепу, словно из рога изобилия посыпались подарки и награды: усыпанная алмазами шпага, орден Андрея Первозванного, титул князя Священной Римской Империи. В 1704-м Польшу захватили шведы, и Мазепа занял Правобережную Украину, став первым после Богдана Хмельницкого гетманом двух сторон Днепра. Биография Ивана Степановича удивительна: преумножая свою власть, он одновременно увеличивал состояние, становясь владельцем десятков сел с сотнями тысяч крепостных крестьян. За довольно короткое время гетман стал одним из самых богатых людей не только в Украине, но и в России. Став популярной персоной среди власть имущих, он не забывал и о простом народе: давал деньги нуждающимся, строил церкви и учебные заведения. Во время русско-шведской войны гетман принял активное участие в отправке войск на фронт. В числе первых на передовую попали так нелюбимые им запорожские казаки, которые, впрочем, быстро разочаровали всех своей недисциплинированностью. Запорожцев вернули домой, направив на место боевых действий профессиональных военнослужащих. Личная жизнь После этого Мазепа внезапно охладел к войне и занялся личной жизнью. Из сохранившихся записей можно сделать вывод, что гетман своей жене был верен и никогда ей не изменял. Однако, когда ее не стало, уже пожилой Иван Степанович пустился во все тяжкие, и даже закрутил роман с Матреной — шестнадцатилетней дочерью своего сподвижника Василия Кочубея. Интересный факт: молодая особа испытывала к своему престарелому возлюбленному весьма пылкие чувства. Позже девушка стала героиней произведения Александра Пушкина , который выбрал для нее более поэтичное имя Мария. Современники описывали его, как невысокого, но довольно статного человека с быстрыми и ясными глазами, в которых мог внезапно зажечься огонь. Манеры гетмана были галантными, а речь рассудительной и грамотной. Отмечали его блестящие качества наездника, а также поразительное красноречие, свойственное разве что литераторам. Известно, что Матрена была крестной дочерью Ивана, что не позволяло им заключить брак. И все же влюбленный попытался посвататься, вызвав негодование со стороны Кочубея и его жены. Родители девушки считали, что Мазепа околдовал их любимую дочь. Матрена же стала вести себя, как полоумная: рыдала, кричала на отца с матерью, била тарелки, а потом и вовсе сбежала к своему избраннику. Украинские жители горячо обсуждали эту историю, называя все происходящее большим грехом. Общественное давление вынудило Ивана пойти на попятную и вернуть Мотрю в родительский дом. Несостоявшийся жених утверждал, что к любимой не прикасался, но злые языки утверждали обратное. По Пушкину Мария тронулась умом и ушла из дома в неизвестном направлении. На самом же деле Мотря прожила с мужем долгую жизнь, и даже побывала с ним в ссылке.

Предатель, герой Украины. Успешный бизнес и крах гетмана Мазепы

уйти от влияния России и приблизиться к Европе. Иван Мазепа принимал участие в кампании 1705 года против короля Швеции Карла XII в поддержку короля Польши Августа II, в то время союзника Петра I. В 1707 году, желая отторгнуть Украину от России, вступил в тайные переговоры с Карлом XII и новым польским королем. Мазепа, Иван Степанович, Колединский по прозванию, гетман, малоросс. шляхтич; воспитывался при польск. королев. дворе; из-за романич. истории бежал в Украину и скоро возвысился среди казач. старшин. Иван Мазепа принимал участие в кампании 1705 года против короля Швеции Карла XII в поддержку короля Польши Августа II, в то время союзника Петра I. В 1707 году, желая отторгнуть Украину от России, вступил в тайные переговоры с Карлом XII и новым польским королем.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий