Новости кто такие отходники

отх`одник, -а Словарь русского языка Лопатина отходник отходник м. устар. системой мероприятий по удалению и обезвреживанию нечистот, по улучшению санитарно-гигиенических условий какой-либо местности; ассенизатор. Значение слова отходник в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка. В Центральном промышленном районе большинство отходников работали на государственных предприятиях, как правило, промышленных.

Вы точно человек?

Вы точно человек? Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чём мечтают.
Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты :: Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. 18 в. уходило 15—20% мужского населения. В 1-й половине 19 в. насчитывалось свыше 1 млн. крестьян-отходников.

Что такое отходничество в истории кратко

Хотя для большинства отходников их образ жизни является вынужденным, но среди опрошенных немало было и тех, кто предпочел бы отходные промыслы, даже будь у него возможность сравнительно неплохо заработать и дома. Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь. Неземледельческий отход составлял более половины общего числа крестьян-отходников. крестьяне, уходящие (отходящие) из мест постоянного проживания на заработки в города.

Что такое отходник в истории

ОТХО́ДНИЧЕСТВО это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места.
Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест Отходники в истории – это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации.

Отходники или вахтовики?

авангард пресловутого «нового опасного класса - прекариата» в современной России. Неземледельческий отход составлял более половины общего числа крестьян-отходников. системой мероприятий по удалению и обезвреживанию нечистот, по улучшению санитарно-гигиенических условий какой-либо местности; ассенизатор. Отходники – это жители малых городов и сел, покидающие их ради временной или сезонной работы в крупных городах, региональных центрах и столицах. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. Отходники – это важный феномен, который проявляется в разных областях жизни и силно влияет на развитие общества.

“Отходничество” рубежа XIX - XX веков как портрет эпохи

Кто такие крестьяне отходники. Отходники при Петре 1 это. отходник, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории.

Распространение отходничества. Отходники: жизнь вне государства

В реальности отходники зарабатывают в два раза больше желаемого заработка и в 3-4 раза больше, чем могли бы получить на месте своего проживания, выяснили исследователи. Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми. Ответ на вопрос здесь, Количество ответов:2: Кто были такие отходники? При этом мало кто из отходников хочет переехать сюда насовсем. У них дома качество жизни лучше, чем в нашей все же довольно грязной столице.

Отходничество в россии - фотоподборка

С развитием торговли и промышленности число отходников возрастало. К началу XX века среди отходников преобладали русские , имелись также финны из окрестностей Санкт-Петербурга и Финляндии , эстонцы , латыши , белорусы. В 1920-30-х гг. С завершением коллективизации колхозники лишились возможности заниматься отхожими промыслами, а на смену отходникам пришла практика оргнабора.

Это являлось следствием его бедности... В наших краях было невозможно прокормиться за счет земледельческого труда и мужчины испокон веков уходили на заработки в города - в Москву, Кострому, Ярославль, Иванов, Вологду. Там они становились мастеровыми... Основная масса мужчин, работавших в городах, считала городскую жизнь лишь подспорьем в содержании семей, остававшихся в деревнях...

На старости мужчины навсегда возвращались в свои деревни... Когда в деревнях была самая напряженная пора, мужчины возвращались домой. Все, что они зарабатывали в городах, они использовали для деревенской жизни: строили дома, покупали дорогую одежду, посуду, драгоценности... Вместе с деньгами и вещами... Я бывал во многих районах России, но нигде не видал таких больших и красивых домов, как в нашем районе" Зиновьев А. Русская судьба. Это была деревня Пахтино, 200 км от Костромы ее больше нет.

Челноки 90-х. Как к явлению не относись, но тоже отхожий промысел. Жизнь заставила! Отходники - и батраки, и прислуга, и заводские, с жесточайшими условиями труда. И недоедать, и болеть, и нищенствовать, и преступать закон, и возвращаться ни с чем. Но нам все-таки стоит помнить, что отходничество - не только страдание и подневольный уход из дома ради куска хлеба. Но еще и промысел, не божий, а человеческий, способность взять на себя риски, свободный поиск, честная попытка думающего человека вырваться из самых трудных обстоятельств и сберечь семью.

Крестьяне 1820. Отхожие промыслы. Старинный завод. Отхожий промысел.

Сотрудники пивоварни. Крестьянское восстание 1905 года. Крестьяне 1905 год. Беглые крестьяне в России 17 век.

Русские крестьяне 17 века. Русские крестьяне 16 век. Шапка крестьянина 17 века. Русские крестьяне 17 века картинки.

Крестьяне при Петре 1. Осада Риги 1709-1710. Осада Риги 1710. Ништадтский мир гравюра.

Крестьяне Енисейской губернии 19 века. Рыболовство Казаков. Каторжники в Сибири 19 век. Каторга в Сибири 18 век.

Ссылка крестьян в Сибирь 19 век. Каторжники крестьяне 19 век. Крестьяне Тульской губернии 19 век. Российская Империя 19 век крестьяне.

Крестьяне 17 века в России. Крестьянин Бессарабская Губерния 19 век. Дмитриев крестьянин большие Пекселы. Крестьяне 19 20 века в России.

Крестьяне Ярославской губернии 19 века. Артель Плотников 19 век. Бурлаки в СССР. Женщины бурлаки.

Советские люди. Бурлаки Артель. Чтение манифеста 1861 Александром вторым. Чтение манифеста 19 февраля 1861 года Кившенко.

Сибирские каторжники 19 века. Крестьяне 20 века в Российской империи. Вятка крестьяне 19 века. Крестьяне 19 века в Ставрополье.

Отходничество в Российской империи. Дворцовые крестьяне 17 века. Черносошные крестьяне 17 век. Черносошные крестьяне в России 17 века.

Отходники в XVII-XVIII веке Правовой предпосылкой массового ухода крестьян с мест проживания явился указ 1718 года, который заменил подворное налогообложение подоходным налогом Податными считались все лица мужского пола. Натуральные поборы сменились финансовыми обязательствами, а выручить какую-либо сумму в родной деревне было довольно сложно. Возможность заработать на местных заводах и фабриках практически отсутствовала - промышленность только начинала развиваться, а основной толчок экономическому развитию давал приток иностранного капитала. Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами - паспортами. Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким. Обычно ранней весной отходник уходил в город. Добираться приходилось за многие тысячи километров, зачастую весь путь отходник проходил пешком.

По дороге часто приходилась просить милостыню. В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения.

Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат. К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян. Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения. Наиболее богатые отходники - это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов. Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами.

Такие крестьяне совмещали сезонные заработки с обработкой собственных земельных участков. Новая жизнь Вести о возможном заработке приносили в деревню отходники. Это событие являлось значимым в жизни каждого села. Возвращаясь в родную деревню из далеких городов, крестьяне-отходники меняли и свою жизнь, и жизнь своей семьи. Уклад сельской жизни менялся, устройство собственного дома было более современным. Влияние города ломало привычные устои села. В отличие от остальных крестьян отходник - это практически непьющий мастер и умелец, прекрасно владеющий своим мастерством.

В свой дом отходники везли из больших городов удивительные предметы быта и даже роскоши - керосиновые лампы, самовары, мебель, модную одежду, граммофоны. Все это ассоциировалось у местных крестьян с беззаботной городской жизнью. Для девушек из это была завидная партия. Связывая свою жизнь с таким мужем, представительница прекрасного пола могла надеяться на устроенный быт и высокий социальный статус. Как только заканчивалась напряженная уборочная страда, многие крестьяне-мужчины и очень редко женщины предпочитали уехать из родной деревни на заработки в город, чтобы весной, к посевной, уже вернуться с деньгами и продолжить свою основную земледельческую деятельность. На территории Верхнеландеховского района было развито множество отхожих промыслов, и этот исторический факт нашел подтверждения в разнообразных печатных источниках. Основная причина развития отхожих промыслов — это недостаток производимой крестьянами сельскохозяйственной продукции, который и заставлял искать дополнительный заработок.

К сожалению, земли бывшего Гороховецкого уезда, к которому принадлежал и Верхнеландеховский район, отличались скудностью, то есть были неплодородными, и получить с них богатый урожай было трудно. Мало того, зачастую погодные условия: засуха или обильные дожди — вносили свою лепту в сельскохозяйственный процесс, обеспечивая повсеместные неурожаи. В дореволюционные годы территорию Верхнеландеховского района составляло три волости: Верхнеландеховская она включала в себя еще и все населенные пункты Симаковского сельского поселения, и деревню Старилово с окрестными деревнями , Мытская и Кромская. Если учитывать данные, указанные в «Материалах для оценки земель Владимирской губернии» «Сведения о крестьянском хозяйстве», Гороховецкий уезд, выпуск II, Т. Несмотря на кажущуюся близость друг от друга волостей и деревень, каждая имела свои промысловые особенности, в той или иной местности были развиты разнообразные ремесла. И человек, мастерски владеющий каким-либо промыслом, находил себе занятие в соседних волостях, а иногда даже губерниях, для этого было необходимо взять паспорт или билет , который бы разрешал им выезд за пределы места проживания и занятие отхожим промыслом. Упомянем самые распространенные: пильщики, офени, плотники, котельщики и т.

Шло время, гремели над страной революции, унося с собой привычный уклад. Новое советское государство с ленинскими декретами перевернуло обычное бытие народа. Разные правители разрушали старый мир до основания, создавали новый социалистический строй. Гремели масштабные коммунистические стройки, появлялись протяженные каналы, строились железные дороги — силами заключенных ГУЛАГА. Трудилось неустанно и относительно свободное население. Отхожие промыслы отмерли за ненадобностью. Теперь каждый в новом государстве был обеспечен работой и крепко привязан к месту.

Но и такому глобальному социалистическому проекту, как СССР, было предрешено погибнуть. Его крах до сих пор сравнивают по своим губительным разрушительным масштабам с «тихой» гражданской войной. И на обломках большой страны возникло новое общество: с рыночной экономикой и остальными прелестями загнивающего буржуазного строя. В1990-е годы, когда началось массовое закрытие предприятий, жители сёл и малых городов вновь занялись отхожим промыслом, казалось бы ушедшим безвозвратно. Давайте проследим сходства и различия прошлых и современных реалий. Пилить пилой, гнуться спиной Славились далеко за пределами своих волостей местные пильщики. Это была трудоемкая и тяжелая работа.

В основном на работы отправлялись целые бригады, артели по 20-40 человек. Работали в паре, поскольку приходилось большой продольной пилой «добывать» из бревна доски, в основном толстый половой тес. Трудиться начинали в октябре с Покрова или Успенья и до Пасхи, также был сезон с начала мая до Петрова дня середина июля. Заготавливали и «круглый» лес. В «Материалах для оценки земель Владимирской губернии» сообщается: «Мытские пильщики известны давно и везде. Но последнее время, благодаря конкуренции машин, ряды пильщиков стали заметно редеть. Раньше из Верхнеландеховского района уходили в один Галич по 300 пар, теперь же только пар 30.

Но зато теперь и работа стала дороже, и живут на промысле лучше и чище. Ходят большей частью недалеко, по окрестностям, в своем уезде, под г. Владимиром …, и лишь незначительная часть пробирается за пределы губернии — в Рязанскую губернию и даже в Сибирь». Уже с пятнадцать лет подростку можно было идти и трудиться вместе с бригадой пильщиков, этот возраст считался достаточным, чтобы освоить эту профессию. Но практика, для того чтобы стать опытным продольным пильщиком, требовалась продолжительная - чтобы стать сносным работником, нужно было проработать более двух лет. Заработок трудяги считался по тем временам значительным. Вот как описана эта трудоемкая работа: «Работа пильщиков - одна из самых тяжелых и поравняться может разве с землекопной.

Принимаются за дело чуть свет и работают до тех пор, пока ничего не станет видно. Продольные пильщики кончают несколько раньше, так как им нельзя работать в полутьме — надо разглядывать черту, по которой пилится тес; поперечные же пильщики захватывают и весь вечер. Пятнадцати-восемнадцатичасовой рабочий день кажется короток не знающему устали пильщику, спешащему, несмотря на закат солнца, зашибить лишнюю деньгу… Можно ли удивляться, что в округе пильщиков свирепствуют по деревням ревматизм, колики в боках, какие-то удушья. Человек, проработавший 20 лет, уже не может разогнуть спины; захочет сделать в церкви земной поклон — не может подняться на ноги». Такая рабочая категория, как пильщики, продолжает существовать и по сей день. Современные пильщики тоже трудятся в лесах Верхнеландеховского района, в соседних районах и даже нанимаются на работу на пилку леса в другие области. Существует и обратная связь: приезжают на работу в Верхнеландеховский район из других районов и даже других областей.

Этот труд требует и сейчас большой затраты собственных сил, но, конечно, современная техническая оснащенность даже не снилась нашим далеким предкам. Двуручную пилу заменила бензопила, а доску любого размера и толщины изготовят на пилораме. И двое современных пильщиков за рабочий день могут заготовить в среднем 20-30 м3 круглого леса, о такой продуктивности дореволюционные пильщики даже мечтать не могли. Работая столь интенсивно, человек получает неплохую, по местным нынешним меркам, заработную плату: если работаешь на своей технике трактор , то данная величина составляет 25-40 тысяч рублей, без техники — около 15-20 тысяч рублей.

Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест

При этом мало кто из отходников хочет переехать сюда насовсем. У них дома качество жизни лучше, чем в нашей все же довольно грязной столице. Кроме отходников, есть другая группа самодеятельных людей, которых мы нечаянно обнаружили. Это люди, работающие на рассеянных мануфактурах. Они существуют только в малых городах, потому что там есть какие-то уникальные ресурсы, на которых в советское время было создано предприятие. Когда оно исчезло, население либо ушло в отход, либо стало выживать за счет кооперации для производства массовой продукции, на которую есть потребность: пуховых платков, носков, трусов, шапок и т. Например, в Ростове Великом есть рассеянная мануфактура ростовская финифть , и главный заказчик — РПЦ.

В некоторых городах на рассеянных мануфактурах работает практически все трудоспособное население. Третья категория — это гаражники, люди, которые в больших городах в гаражах создают все, вплоть до деталей космических кораблей. Это тоже самозанятость, которую не может контролировать государство. Все эти люди — гигантская часть населения России. В фонде мы пытаемся их описать. Но кто эти «другие» люди?

С моей точки зрения, эту большую группу населения можно назвать маргиналами, потому что они вне структуры, окармливаемой государством. Чем они отличаются от нас? Это активное население, которое живет само по себе, без государства, но, по сути, является опорой и надежей государства, потому что это самодеятельное самозанятое население. Литература Plusnin J. Wandering Workers. Жидкевич Н.

Сборник материалов международных конференций молодых исследователей Сибири. Иркутск: Центр независимых социальных исследований. Социальный портрет современного российского отходника. Кордонский С. Г, Плюснин Ю. Местное самоуправление или муниципальная власть?

Книга 1. Муниципальная Россия: образ жизни и образ мыслей. Опыт феноменологического исследования. Пинчук О.

К моему тогдашнему удивлению, в новых обстоятельствах провинциальное население в массовом порядке стало обращаться не к современным моделям экономического поведения таким как «челноки» или «постановка на безработицу» — не ради мизерного пособия, а исключительно с целью сохранения трудового стажа ради будущей пенсии , а к моделям давно исчезнувшим, забытым, «архаическим». Таковыми и оказались, с одной стороны, натуральное хозяйствование, массовое для целых сел и городов [4] , с другой стороны — возрождение отхожих промыслов как модель жизнеобеспечения, дополнительная к натуральному производству [5]. Причем началось это новое отходничество не из своего исторического центра, из нечерноземных областей, а с окраин, из бывших союзных республик, в центр. Лишь спустя какое-то время это центростремительное движение захватило и ближние к нему области, когда-то бывшие главными районами отхода [6]. Может быть, поэтому в отхожие промыслы ныне вовлечено население не только областей традиционного «старого отходничества», но и почти всех постсоветских республик, а также восточных сибирских территорий России, чего ранее не бывало.

Отходничество — явление, широко распространенное в крестьянской среде имперской России XVIII, XIX и первой трети XX века, — имело характерные признаки, позволяющие классифицировать его как особую форму трудовой миграции населения. Под отходничеством понимались сезонные возвратные перемещения крестьян, преимущественно мужчин, из мест постоянного их проживания и хозяйствования в другие населенные пункты и губернии с целью поиска дополнительных заработков путем разнообразных промыслов кустарных ремесел или найма, предложения своих услуг на стороне. Отходничество было очень масштабным явлением. К концу XIX века от половины до трех четвертей всего мужского крестьянского населения нечерноземных центральных и северных губерний каждый сезон обычно зимой отправлялось на заработки в соседние и дальние районы, губернии, добираясь до самых окраин империи [7]. Отходничество как модель экономического поведения может сложиться лишь при наличии двух обязательных условий: в качестве предпосылки выступает относительное или полное закрепление человека и его семьи на земле, а в качестве движущей силы отходничества выступает невозможность прокорма на месте, заставляющая искать сторонние источники средств к существованию. Невозможно было прокормиться на плотно заселенных уже к XVIII веку бедных нечерноземных территориях в центральной и северной России. Однако население, пожизненно прикрепленное к земле государством, общиной или помещиком, не могло без веской причины покидать места своего проживания. Предположительно государство само дало первый сильный толчок населению к развитию отхожих промыслов, определенно существовавших и в XVI—XVII веках, массовым принудительным перемещением крестьян в начале XVIII века на петровские «великие стройки» Санкт-Петербург и многие другие новые города и на великие войны рекрутский набор [8]. Сельская община также с большей легкостью начинает отпускать на промыслы в города отдельных своих умельцев для денежных заработков, что позволяет ей легче платить государевы налоги.

Помещики уже к началу XIX века, осознавая, что оброк выгоднее барщины, с каждым годом отпускают на промыслы все большее число крепостных, более того, способствуют их обучению ремеслам. Так постепенно развивается отходничество, захватывая центральные и северные губернии Российской империи. С середины XIX века начинается еще более бурное развитие отходничества, сначала стимулированное разрешением помещикам заклада имений, затем освобождением 1861 года [9] , а к 1890-м годам — промышленным бумом [10] , а также перенаселенностью. Последняя в немалой мере имела место по причине агрокультурной неразвитости, обусловленной сопротивлением новшествам со стороны крестьянской общины и незаинтересованностью самого крестьянина в повышении плодородия земли в условиях непрерывных земельных переделов [11]. К 10 — 20-м годам XX века отходничество достигло пика своего развития [12] , в немалой степени стимулированное кооперативным движением в провинции, которое имело гигантские темпы и приняло в России 20-х годов выдающиеся масштабы. Но затем довольно скоро отходничество вовсе сошло на нет вследствие начала индустриализации и коллективизации. Оба эти взаимосвязанных процесса социально-экономического развития страны не предполагали никаких свободных инициативных форм трудового поведения, а ведь именно в этом и состоит суть отходничества. Каковы же его важнейшие признаки? Во-первых, это временный, сезонный, характер отъезда отхода человека из места его постоянного проживания с обязательным возвратом домой.

Отходник, почти всегда мужчина, уходил в промысел после окончания полевых работ, осенью или зимой, и возвращался к началу весенних работ. Семья отходника, его жена, дети, родители, оставались дома и управлялись с немалым крестьянским хозяйством, где отходник по-прежнему исполнял роль хозяина и распорядителя дел [13]. Впрочем, немало отходников обычно из трудоизбыточных центральных губерний [14] работали и в летний сезон, нанимаясь в грузчики, бурлаки или поденщики. Однако это были преимущественно молодые бессемейные и безземельные мужчины-бобыли, которых ни сельские работы, ни семья не держали, хотя и контролировала община, платившая за них налоги. Точно такой же сезонный характер отъезда от семьи почти всегда отходника-мужчины мы видим и сегодня. Во-вторых, это вынужденность отхода, поскольку природные условия не позволяли на месте обеспечить крестьянскую семью продовольствием в необходимых объемах и произвести добавочный продукт на продажу, чтобы иметь деньги. Потому отходничество было наиболее распространено в нечерноземных губерниях средней полосы и севера Европейской России. В черноземных губерниях, на юге и за Уралом оно практически не встречалось, за исключением указанного выше особого, но широко распространенного к середине XIX века на Русской равнине случая, когда плотность населения превышала «емкость угодий». Даже в пределах одной губернии интенсивность отхода могла сильно различаться от уезда к уезду сообразно плодородию почв [15].

Вынужденность современного отходничества в провинции обусловлена отсутствием или низким качеством рабочих мест — по сути той же нехваткой на месте необходимых для жизни ресурсов. Третьим отличительным признаком отходничества был его наемный и промышленный характер. Получение дополнительного заработка на стороне обеспечивалось путем промыслов — изготовления и продажи продукции разнообразных ремесел, от валяния валенок и шитья шуб до сплава леса и изготовления срубов домов, а также наймом на разнообразные работы в городах сторожа и дворники, домашняя прислуга или в богатых промышленных и южных сельскохозяйственных районах бурлаки, грузчики, поденщики и проч. Нынешние отходники — также нередко производители продукции тех же срубов или услуг извоз, в том числе таксисты и дальнобойщики на собственных транспортных средствах , непосредственно предлагающие их на рынке. Но сейчас гораздо больше среди них работников наемных, часто выполняющих неквалифицированные виды работ охранники, вахтеры, сторожа, дворники, уборщики и т. В-четвертых, наконец, важнейшим признаком отходничества являлся его инициативный и самодеятельный характер. Каждый человек, «выправив паспорт» или «получивши билет» [16] , мог покинуть место проживания на срок до года и предлагать услуги на рынке сообразно своим профессиональным умениям, нанимаясь на работы или предлагая продукцию своих кустарных промыслов. Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми. Артели эти были узкопрофессиональными, представлявшими одну отдельную «профессию» или вид деятельности, как, например, «каталы», валявшие валенки, шорники, шившие шубы или офени, российские самодеятельные «коммивояжеры», торгующие вразнос иконами, книгами и другой «интеллектуальной» продукцией [17].

Совокупность перечисленных признаков отходничества позволяет выделять этот вид трудовой миграции в особую форму, существенно отличающуюся от других способов перемещений на рынке труда. И именно в силу этих специфических особенностей отходничество не могло существовать в советское время. Невозможна была не только массовая самозанятость населения, но и массовые же сезонные перемещения людей по стране. Кустарный же характер промыслов уступил место индустриальному производству «товаров народного потребления», что уничтожило саму почву для отходничества. Формы трудовой миграции, возможные в советские годы, такие как, например, вахта и оргнабор «вербовка» и «вербованные» , распределение после института и свободное поселение после отсидки в лагерях и зонах «химия» , а также экзотические формы, такие как «шабашка» и «бичевание», не имели указанных выше признаков отходничества и не могли быть поставлены хоть в какую-то логическую связь с такой формой трудовой миграции. Напротив, в годы системного кризиса, когда экономика страны слишком быстро «перестраивалась» под «новые экономические уклады», стали развиваться и новые формы трудовой миграции. Произошла реновация отходничества как одной из самых эффективных, а теперь и самой массовой модели жизнеобеспечения. Условием же такого возрождения отходничества выступила новая форма «закрепощения» населения — теперь это «квартирная крепость», отсутствие массового арендного жилья и доступной ипотеки, препятствующие семьям менять место жительства [18]. Считаю, что без этой формы «крепости» не возникло бы и современное отходничество.

Что оно собой представляет? Представим абрис феномена, основываясь на результатах наших полевых исследований отходничества в 2009—2012 годах. Наши основные полевые исследования проводились в 2011 и 2012 годах при финансовой поддержке благотворительного фонда «Хамовники». Но эпизодические исследования отходничества велись нами и в 2009—2010 годах. Таким образом, в течение четырех последних лет группа молодых исследователей под моим руководством осуществляла систематический сбор материалов, имеющих отношение к современному отходничеству. Одновременно со сбором материалов отрабатывалась и методология исследования отходничества. В силу особенностей объекта мы не могли с пользой для дела применить рутинные социологические методики, основывающиеся на формальных анкетных опросах и количественных методах описания явления. Акцент был сделан на качественных методах, на проведении наблюдений непосредственно в малых городах, где проживают отходники, и на интервью с ними, с членами их семей и соседями. Многие дополнительные материалы, как то статистические и отчетные данные местных властей, архивные источники, имели второстепенное значение.

Приводимые ниже общие сведения о нынешнем российском отходничестве и об отходниках базируются именно на интервью и непосредственных наблюдениях в двух десятках малых городов европейской части России и некоторых сибирских районах [19]. Развитие современного отходничества, несмотря на непродолжительный срок — менее двадцати лет, — уже, по моему мнению, прошло два этапа. Первый характеризовал собственно возникновение и нарастание массового отхода в малых городах европейской части страны, второй этап — перемещение источников отхода на восток страны и «вглубь района», из малого города в деревни. Важнейшей особенностью первого этапа было быстрое возобновление восстановление отходничества в малых городах преимущественно в тех же областях, что и в имперские времена. Этот процесс в середине 1990-х был инициирован преимущественным действием двух факторов. Первый — это полное отсутствие рынка труда именно в малых городах вследствие «схлопывания» всякого производства в них, остановка и банкротство крупных и малых государственных предприятий в начале 1990-х годов. Внезапное отсутствие работы и, соответственно, средств к жизни сразу у многих семей в таких городах усугублялось неразвитостью или даже полным отсутствием подсобного хозяйства, которое, в свою очередь, позволяло сельским семьям много легче пережить развал колхозов и совхозов в те времена. В начале 1990-х я бывал в поселках, где мне рассказывали про случаи голодных смертей. В те годы до половины и более всех детей-школьников питались в основном в школе, потому что дома было нечего есть.

Этот факт имел широкие масштабы именно в малых городах и поселках, поэтому даже не рассматривался как общественная катастрофа. Именно это безысходное положение городских семей, оставшихся без работы и не имеющих хозяйства, заставило людей спешно искать новые источники жизнеобеспечения, среди которых отхожий промысел с каждым годом — по мере развития рынка труда в областных и столичных городах — становился все более массовым источником. Но если этот первый фактор явился движущей силой отхода, то второй — невозможность семье переселиться ближе к месту работы в силу общеизвестных особенностей нашей жилищной системы несмотря на, а скорее даже благодаря весьма условной приватизации жилья — явился как раз фактором, определившим специфику трудовой миграции в форме отходничества. Без «прикрепленности» к квартире, к дому, современное отходничество не приобрело бы нынешних масштабов [20]. Советские люди были достаточно подготовлены к смене местожительства: ведь, по оценкам специалистов, в 1990-е годы масштабы вынужденных переселений в первую половину десятилетия после развала Союза достигали 50 миллионов человек — каждая шестая семья была «поставлена на колеса». Но для большинства семей издержки переезда на новое постоянное место жительства оказались выше издержек, связанных с хоть и длительной, но временной отлучкой одного члена семьи. Второй этап развития современного отходничества складывается с начала 2000-х годов, протекает на наших глазах и характеризуется смещением его из районных центров малых городов и поселков в сельскую местность. Вызвано это, по-моему, экономической стабилизацией и ростом, которые привели к тому, что в малых городах были восстановлены прежние предприятия и возникли многие новые. Помимо новых рабочих мест, вернувших бывших отходников домой, в структуре занятости населения произошли и другие интересные изменения, связанные, по словам Кордонского, с «достраиванием вертикали власти до уездного уровня», осуществленным в первые два срока президентства В.

Путина, особенно начиная с марта 2004 года [21]. В результате в районных центрах — наших малых городах и поселках — значительно увеличилось число бюджетников, в том числе служащих регионального и федерального уровней государственной власти. Эти две причины — рост местного производства и развитие бюджетной сферы — худо-бедно, но стали способствовать снижению масштабов отходничества в малых городах.

Хочется зарабатывать в два раза больше? Просто чуть-чуть больше? Денис Парфенов: Коллеги, понимаете, главный мотиватор — это, к сожалению, то, что голод не тетка, пирожка не подаст. Поэтому люди устремляются на такую работу, конечно, в надежде вырваться из той социально-экономической ниши, в которую они попали, к сожалению, и не по их вине, как правило. Естественно, люди хотят, чтобы заработок значительно отличался от того, что можно перехватить, я не знаю, опять же подрабатывая в соседней какой-то лавочке или где-то еще.

Другой вопрос: способна ли экономика предложить им как бы в достаточной степени удовлетворяющие их пожелания? Причем пожелания, на мой взгляд, вполне справедливые, чтобы выйти на какой-то более или менее приемлемый уровень жизни для себя, для своей семьи. Во многих случаях, увы, этого не происходит. То есть, скорее, идет как бы компенсация того… Труд у нас в целом в стране недооценен в большинстве отраслей. И люди, уезжая на вахту, не получают какие-то сверхбольшие деньги, а лишь получают то, что они должны были бы получать, работая где-то поблизости от дома. Поэтому в этом плане мы должны здесь не только и не столько, может быть, на самих вахтовиках сосредотачиваться, не на людях, которые отхожим промыслом занимаются, а на том, что в принципе у нас структура рынка труда и та сетка заработных плат, которая в нем сейчас установилась, она скорее выгодна бизнесу и предпринимателям, которые людей нанимают, но никак не представителям наемного труда, не рабочим, не труженикам. Никита Мкртчян: Мы проводили исследование: примерно в два раза должен человек зарабатывать больше, чем он может заработать в своем маленьком городе. Варвара Макаревич: Чтобы что?

Чтобы он был доволен? Никита Мкртчян: Конечно. Варвара Макаревич: А чаще издержки на переезд ложатся на человека? Человек едет заработать. Ему нужно купить автомобиль. Ему нужно это, это, это… Варвара Макаревич: Кстати, у меня был вопрос к вам. То есть, если поделить, условно, на две категории, то за чем люди чаще едут? Чтобы вообще вырваться из бедности и хотя бы выйти на какой-то ровный и стабильный уровень дохода, который позволит им растить детей?

Или как раз, чтобы совершить какую-то крупную покупку? Ты понимаешь, что ты хочешь купить автомобиль. Ты не можешь этого позволить на зарплату, которая у тебя есть в регионе. И тогда ты едешь в другой регион, чтобы быстро за какое-то количество месяцев заработать на автомобиль. Никита Мкртчян: Люди едут и за тем, и за тем. Вот мы смотрели, достаточно детально рассматривали данные статистические. Оказывается, что у людей, мужчин, которые едут на вахту, у них обычно даже немножко больше детей, чем у тех, кто не ездит. Люди едут зарабатывать на семью, чтобы семья жила не роскошно, но она жила немножко лучше, чем в своем городе.

И второе — это действительно совершение крупных покупок. Ремонт жилья, покупка автомобиля, свадьба детям, например. Варвара Макаревич: Бытовая техника какая-то опять же, наверное, крупная, да? Никита Мкртчян: Закрывать ипотеки. Сергей Бойко: Речь в первую очередь не о машине, а дом, семья, обучение детей к сожалению, у нас же оно на коммерческой основе , проблемы со здоровьем. Автомобиль — это сейчас в принципе достижимая ситуация. Варвара Макаревич: Но все как раз зависит от уровня зарплаты. Сергей Бойко: Понимаете, автомобиль — это не системная цель.

А вот благополучие семьи, собственный дом, развитие, профессиональный рост… И здесь возникает как раз проблема, и выгорание наступает тогда, когда, как господин психолог сказал, недовольство собой. А для человека, которому плюс-минус 30, это очень важный фактор мотивации. Варвара Макаревич: Давайте посмотрим еще одно видео про заработки на Севере. Но, вы слышали, он сказал: «Я бы так не смог. И даже за этими деньгами не поеду». Александр, в связи с чем к вам вопрос. Можно ли как-то заранее протестировать, проверить человека и понять, сможет он или не сможет, подходит ему это или не подходит? Александр Кичаев: Да, есть очень много тестов на уровень потребностей.

То есть кому-то важна самореализация. Кому-то важно вот то базовое, просто просуществовать какое-то время. Кому-то важно, чтобы он расширил свои горизонты: «Вот я увидел Север. Я теперь могу считать, что я закаленный этими ветрами и морозами». То есть эти тесты это определяют — раз. Второе — определяется уровень притязаний, то есть амбиций, на что он способен, чтобы его взять. То есть он будет только месяц или он может и полгода работать? Потому что человека вводишь в проект, а он — раз!

Александр Кичаев: Отношение к трудностям — это тоже тестируется. Варвара Макаревич: Сергей, а остаются ли люди, которые уезжают на сезонные работы, полноценными участниками социальной жизни? Давайте так это назову. Потому что они же, в общем, немножечко как будто выключаются из всех остальных процессов. Или нет? Сергей Бойко: Я думаю, что это проблемный вопрос. Здесь вопрос социализации и десоциализации. С этим лучше разбираются психологи, социологи.

В принципе, когда человек выпадает из привычной окружающей среды, он меняет мировоззрение немножко и так далее. Но сейчас, в принципе, с новейшими технологиями информационного пространства, если у человека есть желание и свободное время после вахты, допустим, после тяжелого труда комбайнера а от этого никуда не денешься включить или выключить какое-то средство доступа к информации, то он это сделает. Кто-то — нет. Ну, с этим тоже надо работать. Это зависит от фирмы, которая обеспечивает… Варвара Макаревич: То есть, на ваш взгляд, это скорее задача и ответственность работодателя? Сергей Бойко: Конечно. Давайте обсудим далее, стоит ли государству регулировать перемещение трудового населения в пределах России. Оставайтесь с нами, не переключайтесь.

Денис, вы вначале сказали, что многие люди устроены и работают неофициально. Можно ли это считать вообще каким-то теневым сектором экономики? И насколько это глобальная проблема? Денис Парфенов: Ну, тут вопрос в терминах. Да, можно теневым, серым, каким угодно его называть. Он является совершенно объективным порождением опять же той экономической структуры, к которой мы пришли после развала Советского Союза, потому что были разорваны традиционные связи очень многие. По целому ряду отраслей и направлений мы так до сих пор и не восстановились — ни в промышленности, ни высокотехнологично, ну и так далее. Поэтому, естественно, люди искали себе применение.

Многие нашли его в фирмах и фирмочках людей, которые готовы были брать их к себе, но только на определенных условиях, чтобы не платить соответствующие социальные отчисления. И люди были вынуждены соглашаться на эти условия. Поэтому мы сегодня имеем такую значительную долю, которая очень неохотно стремится к уменьшению. Здесь опять же все сводится во многом к тому, как вы планируете в целом выстраивать свою экономическую политику. То есть если у вас стоит задача, допустим, хотя бы в какой-то более или менее среднесрочной или долгосрочной перспективе — заметный рост социального благополучия населения, то тогда вы ставите себе определенные цели в части повышения заработной платы, в части улучшения условий труда, в части создания под это определенных отраслей, связанных с жильем, связанных с созданием соответствующей социальной инфраструктуры и прочее, и последовательно выполняете. Вот тогда ваше планирование, ваша работа с рынком труда, в том числе с вахтовиками, в принципе с основной массой населения, тогда это все будет срабатывать. Если же, как сейчас, все пустить на самотек, а еще хуже… К сожалению, наши коллеги из Правительства взяли на вооружение так называемую Концепцию пространственного развития. Уверен, вы о ней слышали.

Так она заключается в том, что вообще большую часть населения сконцентрировать в ограниченном количестве агломераций, то есть крупнейших городов и городов-спутников, и это будет точками экономического роста. А то, что у нас большая часть территории и так уже обезлюдивает… И этому процессу придается теперь официальный статус: «Пустеют? И слава богу. Никто не заплачет, потому что, видите ли, у нас есть в крупных городах рост». Ну, это же порочная практика. Мы увидели по пандемии, что сверхконцентрация населения в крупных населенных пунктах опасна — с эпидемиологической точки зрения. Да и с точки зрения обороны это опасно. Извините, даже 20 или 40 крупных городов атомными бомбами разбомбить гораздо проще.

Варвара Макаревич: Я поняла, к этой идее у вас есть вопросы. Никита, а насколько часто эти внутренние, внутрироссийские трудовые мигранты сталкиваются с ситуациями, когда их обманывают? Они приезжают. Обещали одну зарплату, но ты уже приехал, деваться тебе некуда. Оказывается на месте, что зарплата гораздо меньше или условия другие. И ты все равно работаешь. Обещали одну какую-то позицию — позиция оказывается другой. Настолько ли сезонная работа прямо так хороша и выгодна по сравнению с работой в своем регионе, если можешь приехать и вот так «попасть»?

Никита Мкртчян: Ну, существует, конечно, эта проблема, но я бы не сказал, что это проблема только трудовых мигрантов. У нас эта проблема есть, к сожалению, во всех практически… везде в экономике. Трудовые мигранты в силу того, что они чаще, несколько чаще работают по «серым» и так далее схемам, они с этим сталкиваются тоже чаще. Варвара Макаревич: Они более уязвимые? Никита Мкртчян: Ну, если это российские граждане, то тут уязвимость больше, но не настолько плачевная, как, допустим, граждане наших братских республик. Варвара Макаревич: Из ближнего зарубежья. Никита Мкртчян: Ну, проблема такая есть. В принципе, она скорее, может быть, даже больше отраслевая, потому что строительство — оно в большей степени в такой «серой» зоне, чем другие отрасли, чем промышленность, например.

Варвара Макаревич: А можно ли себя как-то обезопасить от таких ситуаций? Или это опять же невозможно, если это все неофициально? Никита Мкртчян: Ну, сложно сказать. Наверное, нужно иметь дело с проверенными… Не знаю, через друзей устраиваться, через бригадиров знакомых, как-то к работодателю, о котором уже имеешь представление какое-то. Варвара Макаревич: То есть передавать работодателей из рук в руки?

Иногда они приобретают и более драматические формы, когда вахтовик заводит еще и связи по месту работы.

Конечно, у вахтовиков немало проблем. Например, при трудоустройстве появляются жулики, которые пользуются бедственным положением людей. И все-таки, благодаря вахтовикам, растут мосты, новые станции метро, здания, на этих людях держится порядок. А праздник есть праздник! Скоро новая Всероссийская перепись населения. Специалисты Росстата акцентируют внимание россиян на том, что переписаться необходимо не по месту официальной регистрации, а по месту фактического проживания.

Важно знать, сколько людей в России работает в других регионах и городах, чтобы государство могло своевременно решать связанные с этим социально-демографические проблемы. Переписчики в домохозяйствах зададут людям вопросы переписной анкеты, касающиеся занятости, а система проверки полученных данных с помощью планшетов исключает возможность переписать человека дважды. На сегодня мы можем оценить, сколько человек по России или региону выезжали на работу в другие страны или субъекты РФ, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Конечно, за эти годы многое изменилось. Перемены мы сможем оценить после подведения итогов новой переписи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий