В готовом исследовательском проекте по ИЗО и МХК на тему «Каллиграфия: ее история, место в жизни современного ученика» автор сделал выводы о том, что проблема почерка — одна из насущных проблем сегодняшней школьной образовательной системы. Каллиграфия – это намного больше, чем просто искусство красивого почерка, продолжает Наталья. Нужна ли каллиграфия современным детям? Мастера каллиграфии считают умение красиво писать искусством, которому можно посвятить всю жизнь. С помощью этого курса вы сможете запустить направление «Каллиграфия» в детском центре или откорректировать почерк ребёнка в домашних условиях.
Нужна ли каллиграфия современным детям: 3 факта «за»!
У детей занятия каллиграфией влияют на скорость созревания нейронов и их специализацию. Каллиграфия для детей 6-11 лет в центре «Паллада» преподается не только на отдельных курсах. Каллиграфия предназначена не только для выражений мыслей, это лишь наиболее очевидная ее функция. Каллиграфия предназначена не только для выражений мыслей, это лишь наиболее очевидная ее функция. У детей занятия каллиграфией влияют на скорость созревания нейронов и их специализацию. Результаты экспериментальных исследований подтвердили гипотезу: каллиграфическое письмо способно положительно влиять на личность ребенка, так как тесно связано с функционированием мозга и психики.
Каллиграфия, как искусство письма
Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий. Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей сенсеев , которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов.
И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы — самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это — следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации. Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма — наиболее сложный и трудоемкий.
Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, — все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы».
Каллиграфия — способ тренировки и развития мозга Мышцы человеческого да и любого другого организма устроены так, что их работа основана на периодах напряжения и расслабления.
За напряжением всегда следует расслабление, и наоборот. И стандарт почерка, которому обучали школьников в 50-х годах, был построен именно по этому принципу — линия, которая идёт вниз, пишется с нажатием, а линия, которая идёт вверх, пишется с расслаблением. И таким образом мышцы руки совершали естественную для них работу — напрягались и расслаблялись поочерёдно.
И, исходя из этого, можно сделать вывод, что стандарт почерка, которому обучали школьников до 50-х годов, был согласован с биомеханикой человека. И развитие мелкой моторики по такому принципу напрямую влияло на развитие структур головного мозга. На первый взгляд бессмысленное обучение рисованию палочек и крючочков, а затем обучение написанию букв строго по предложенному стандарту напрямую способствовали развитию гармоничной личности как в физическом, так в психологическом и духовном планах.
А что же можно сказать про стандарт почерка, который рекомендован для обучения школьников с 70-х годов и по сей день? В случае с этим стандартом почерка в плане согласованности с биомеханикой человека и развитием мозга получается дело скверное. Почерк был, так сказать, «упрощён» — из него убрали всё «лишнее».
Почерк перестал быть произведением искусства, а стал просто методом передачи информации. Однако это лишь вершина айсберга. Самое главное, что почерк перестал выполнять функцию развития мелкой моторики и, как следствие, развития структур головного мозга.
Нельзя сказать, что сделано это было именно с целью того, чтобы вырастить поколение слабоумных хотя, объективно говоря, такими людьми проще управлять. Скорее, причина была в том, чтобы оптимизировать как сам процесс обучения письму, так и процесс написания текста. В случае с упрощением стандарта письма оба процесса происходят в разы быстрее.
Также стоит отметить, что со сменой стандарта письма поменялся и инструмент для написания текста.
Ребенок узнает, что такое «лигатуры» сплетения букв , и уже через пару занятий порадует вас первым написанным семейным вензелем — знаком из причудливо соединенных первых букв имени и фамилии. Конечно, не обойдется и без домашних заданий, в выполнении которых, по возможности, должны принимать участие все члены семьи. Делать это надо непринужденно, как бы играючи.
Следующий этап — нарисовать несложные предметы тучку, домик, гриб. Так, по принципу «от простого к сложному», ребенок в скором времени освоит азы каллиграфии, что обязательно поможет становлению его как личности не говоря уже об улучшении общей успеваемости в школе. Поэтому если вы хотите, чтобы ваши дети росли всесторонне развитыми, есть замечательный выход из серии «новое — всего лишь хорошо забытое старое» — это каллиграфия. Обучение осилит любой ребенок, главное — терпение и правильная мотивация с вашей стороны, дорогие родители.
Ключевой недостаток этого метода улучшения качества почерка — отсутствие скорости письма. Дети, которые длительное время занимаются каллиграфией, обычно начинают не успевать за темпом работы в классе. Потому что в классе при выполнении письменных заданий требуется писать, а не рисовать. На занятиях по каллиграфии учат медленно выводить каждую букву и следить за каждым своим движением. Но в школе нужно писать быстро и разборчиво. Как результат — письмо разваливается, дети просто возвращаются к своему предыдущему почерку или он становится даже ещё хуже. Почему так происходит? Потому что каллиграфия — это искусство, рисование букв и соединений, а не письмо. Для того чтобы ребёнок быстро и разборчиво писал от руки требуется сформировать у него свободную динамику письма от руки. А для этого необходимо первоначально решить следующие проблемы: снять моторные трудности , потому что они как раз и являются одной из причин неаккуратного и неразборчивого почерка; повысить подвижность лучезапястного сустава.
Очень часто именно из-за зажимов в этом суставе, нарушенного тонуса мышц пишущей руки ребёнку не удаётся выводить ровные строчки на письме; улучшить психоэмоциональное отношение к письму. Почерк — это отражение нашей нервной системы, поэтому ребёнок пишет так, как себя чувствует. Занятия каллиграфией не помогают устранить эти трудности. Более того, они могут даже ухудшить психоэмоциональное состояние ребёнка, потому что каллиграфия — это творческое занятие, которое в большей степени стимулирует работу правого полушария. Скоропись требуется сформировать для того, чтобы ребёнок успевал писать за темпом в классе, а каллиграфия изначально предполагает писать размеренно, без суеты.
Содержание
- Пишите на здоровье
- Какую пользу дает каллиграфия детям?
- Каллиграфия: игры с буквами - Православный журнал «Фома»
- Каллиграфия для начинающих детей 5-6-11 лет. Прописи, упражнения
- Каллиграфия — древний вид искусства, популярный в наше время
- Каллиграфия – что это и зачем? | Элита
Актуальные новости
- Какую пользу дает каллиграфия детям?
- Ум на кончиках пальцев: почему важно учить детей каллиграфии
- Вы точно человек?
- Оставьте комментарий
Каллиграфия — древний вид искусства, популярный в наше время
Почему отменили каллиграфию в школах | Занятия каллиграфией научат ребёнка писать красиво и будут способствовать развитию его творческих способностей. |
5 преимуществ уроков каллиграфии, о которых никто не догадывается | «Нескучная каллиграфия» — это мотивирующий курс, главной целью которого является пробуждения у детей желания научиться писать грамотно и красиво. |
Каллиграфия для начинающих детей. Прописи, упражнения
По крайней мере, до того, пока, внезапно влюбившись в это греческое слово, не открыла для себя а затем и для своих воспитанников удивительный мир каллиграфии. Красиво писать Понимание всей важности искусства красивого письма для развития ребёнка к Яне Сергеевне пришло со временем. По словам педагога, занявшись каллиграфией, она просто хотела научить детей красиво писать. Ещё один мыслитель утверждал, что рука — это вышедший наружу мозг человека. Следовательно, оценивая то, как работают руки, можно сделать вывод о том, как работает голова.
Со временем каллиграфия в жизни учительницы стала отдельным направлением. Она начала вести курс каллиграфии остроконечным пером для детей. С недавних пор проводит мастер-классы для взрослых. Последние, считает педагог, приходят преимущественно за отдыхом и новыми ощущениями, притом что осваивать азы каллиграфии им, куда менее гибким, оказывается сложнее, чем детям.
Каково это, Яна Сергеевна, пожалуй, испытала на себе, когда зрелым человеком, имея за плечами вузовский курс каллиграфии как методики, погрузилась в искусство почерка. И педагогов, которые этим занимаются, наказывала бы. Когда ребёнок приходит впервые, мне нужно вставить ему в руку инструмент. Допустим, онлайн можно переслать ему картинку, на которой показано, как нужно поставить руку.
Но затем мне нужно потрогать руку ребёнка, чтобы понять, в тонусе ли она и поэтому её нужно расслаблять или, наоборот, там слабые мышцы и руку нужно массажировать, дополнительно заниматься моторикой. Та же самая осанка: когда дети наваливаются на стол, это нужно исправлять.
Желательно, конечно, чтобы тот, кто хочет научиться каллиграфии, умел хорошо рисовать и имел хорошее воображение. В любом случае попробовать научиться красиво изображать буквы стоит каждому.
Учимся каллиграфии Каллиграфическое письмо подразумевает использование пера и чернил. Однако, прежде чем закупать весь необходимый инвентарь, следует попробовать свои силы обычной ручкой. Выберите шрифт, который вам по душе лучше всего, если это будет один из самых простых шрифтов , и сохраните себе алфавит этого стиля письма. Каждый день необходимо прописывать хотя бы одну букву.
Такой вид каллиграфии называют искусственной. Искусственная каллиграфия сложнее, чем обычная, поскольку утолщения приходится делать самому. За счет того, что перо имеет острие в отличие от шарика в ручке , им легче воссоздавать каллиграфические буквы. Когда каждая буква шрифта отработана, пора научиться их соединять и украшать.
Посмотрите, как выглядят соединения в выбранном шрифте, и попытайтесь их повторить. Когда искусственная каллиграфия хоть немного отработана, можно переходить к каллиграфическому письму пером. Инструменты для каллиграфии Как правило, для письма используют перо и держатель для пера: так принято в европейской каллиграфии. А вот восточная каллиграфия предпочитает использование кистей.
Перья бывают самые различные: остроконечные, ширококонечные, плакатные. Новичкам в этом деле лучше всего подойдут именно остроконечные. Освоив их, можно будет переходить и к другим видам перьев. Не лишним будет обзавестись и специальной тетрадью для изучения каллиграфии.
Она имеет специальную разметку, с которой будет намного проще соблюдать пропорции букв. В современном мире на полках магазинов можно встретить авторучки для каллиграфии, маркеры и даже такое ноу-хау, как брашпен авторучка с наконечником пера.
Тот человек, который аккуратно и красиво пишет, и мыслит ясно. Что же будет, если люди откажутся от письма? Ухудшится чтение. Люди, которые быстро и красиво пишут, лучше читают. Снизится грамотность.
Люди перестанут учить орфографию, пунктуацию, грамматику, ведь в компьютерах есть функция проверки. Мысли станет формулировать сложнее. При наборе текста на компьютере в полном объеме фраза в голове не формируется, так как есть возможность ее исправления. Поэтому мозг работает не в полную силу. Ухудшится память. Учёные выяснили, что студенты, которые записывают конспекты на компьютере, делают это более подробно, зато те, кто пишут от руки, лучше запоминают материал. Кто-то называет каллиграфию кардиограммой времени.
И это правда.
Иногда ребенок не может овладеть написанием определенного элемента буквы, но бывают и случаи, когда сложности возникают с воспроизведением на бумаге целой буквы. В зависимости от сложности проблемы различают акустическую, моторную и оптическую дисграфию. Акустическая дисграфия проявляется неспособностью ребенка различать отдельные звуки, особенно сходные по звучанию. Такое нарушение приводит к неспособности выразить эти звуки с помощью букв. Моторная дисграфия вызвана неверным движением руки во время письма. Нарушение связано со зрительным и звуковым восприятием звуков. Оптическая дисграфия — невозможность соотнести зрительное восприятие буквы с ее написанием. Детский почерк — методы исправления Нередко родители интересуются у педагогов, как исправить почерк ребенку.
Вам пригодятся наши советы, чтобы решить эту проблему: Возьмите карандаш Работая над формированием каллиграфического почерка, используйте простой карандаш, чтобы исправить возможные ошибки. Соблюдайте границы Научите ребенка не выходить за линии. Если буквы слишком большие или нет различий между строчными и маленькими буквами, используйте тетрадь с крупными клетками. Ребенку нужно объяснить, что строчную букву мы «прячем» в домике, потому остальные должны быть меньше в 2 раза. Пишем алфавит Несколько раз в неделю давайте ребенку задание записать алфавит от начала до конца прописными и строчными буквами. Затем попросите написать буквы парами с различными соединениями. Чем больше ребенок занимается каллиграфией, тем более укрепляется и совершенствуется этот навык. Для идеального написания букв важна постоянная и частая практика, которая способствует красивому почерку. Поза при письме Во время выполнения упражнений важно сидеть с прямой спиной и руками, положенными на край стола.
Ноги должны быть согнуты в коленях под углом 90 градусов, а стопы должны стоят на полу или на специальной подставке. Расстояние от угла глаз до тетради около 30 см. Если развалиться на стуле или согнуться над тетрадью, то не получится красиво написать буквы. Научите ребенка правильно держать ручку С первых минут, как только ребенок взял ручку, важно, чтобы он делал это правильно. Как правильно держать ручку? Она должна лежать на среднем пальце, удерживаться подушечкой большого пальца и прикрываться сверху указательным. Мизинец и указательный палец при написании служат опорой для руки и скольжения по бумаге. В большинстве случаев практически все школьники неправильно держат ручку. Отучить от этого несложно, для этого используйте следующие приемы: «Пинцет» С помощью этого упражнения ребенок поймет, как верно держать ручку для удобного письма.
Суть метода проста: малыш должен захватить письменную принадлежность тремя пальчиками за самую верхушку — большим, указательным и средним. А затем постепенно опускаться пальцами все ниже и ниже, пока ручка сама не примет нужное положение. Прежде чем приступать к выполнению письменных заданий, нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Она будет служить местом опоры для ручки. Затем с помощью наклейки или скотча такую же отметку сделайте на ручке. Это будет уровнем, ниже которого пальцы опускаться не должна. Объясните, что эти два пальчика заняты, потому принять участия в письме не могут. Таким образом, свободными остаются лишь верные пальцы.
5 преимуществ уроков каллиграфии, о которых никто не догадывается
Слайд 11Основная задача каллиграфии заключается в том, чтобы научить детей правильно и. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. В отличие от каллиграфии как высокого искусства, чистописание — это более приземлённое понятие, и его допустимо называть бытовой или школьной каллиграфией. В школе каллиграфии РДИ существует курс для детей «Игры с буквами», где дети сначала учатся писать обычной круглой кистью, чтобы почувствовать и понять, как это происходит. Если говорить о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение.
Польза каллиграфии для детей
Этот вопрос изучается многими специалистами. Но чем он так интересен? Все дело в том, что плохой почерк у детей порождает другие проблемы, например, проблемы с орфографией. К тому же люди, у которых плохой почерк, создают о себе негативное впечатление, связанное с их грамотностью и небрежностью. Самое сложное в освоении каллиграфии - это написание буквенных форм и соединений между ними. Так как в процесс образования все больше внедряются компьютерные технологии, навыки письма отрабатываются все реже, а посему и результатом является плохой почерк. Как отмечают специалисты, почерк у детей формируется под влиянием как физических, так и психологических особенностей. К физическим относят общий уровень развития мелкой моторики, умения правильно держать ручку и так далее. К психологическим же относятся тип темперамента, самооценка, уверенность в себе и прочее.
Считается, что можно научить ребенка быстрому и красивому письму, если строго соблюдать ритм. Специальные упражнения для этого учат писать четко и разборчиво, тренируют внимание, память и усидчивость. Исследования показали, что ритмическое написание под счет позволяет намного лучше овладевать чистописанием. Кроме того хорошо влияет на обучение каллиграфическому почерку проговаривание букв при письме.
Ежедневные тренировки снижают стресс и эмоциональное напряжение, расслабляют и успокаивают.
Сейчас установлено, что занятия каллиграфией помогают ребятам с СДВГ и даже детям с аутистическими расстройствами. Результаты этого: снимаем эмоциональное напряжение, расслабляемся и снижаем стресс, повышаем адаптивность. Здоровый красивый почерк ребёнка свидетельствует о его здоровом эмоциональном состоянии. Приходим к выводу: от каллиграфических занятий отказываться нельзя. В чём же трудности обучения каллиграфии в современной школе?
Мой личный опыт показывает, что большинство современных первоклассников совершенно не готовы к письму: дети неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не умеют правильно располагать тетрадь. Очень много времени учитель уделяет этому необходимому подготовительному этапу, который должен быть доведён до автоматизма. Зачастую, ни дети, ни взрослые не осознают, что красивое письмо - это ещё и грамотное письмо. Трудности с почерком ведут за собой трудности с грамотностью и из начальной школы плавно перетекают в среднюю, старшую, а потом, со всеми вытекающими последствиями, во взрослую жизнь. Причины для возникновения этих трудностей разнообразны: чисто педагогические, медицинские, физиологические, возрастные, психологические.
Учитель хочет видеть результат и не замечает истинных причин ухудшающего почерка. Много сил и времени тратится на достижение желаемого результата: усиливаются требования, проявляется жёсткость, на ребёнка начинают «давить» родители. Это ведёт только к ухудшению состояния: причины не выявлены, не устранены - результата нет. Проблема обучения письму была и остаётся актуальной по сей день.
В связи с последней особенностью это направление рукописного письма также часто именовали скорописанием или скорописью. До XIX века письменные работы выполнялись гусиными перьями, затем появились ручки с перьями из металла. В начальных классах дореволюционной школы России и в школе СССР чистописание являлось обязательным и отдельным школьным предметом. Аккуратный и разборчивый почерк, вырабатываемый детьми на уроках чистописания, был особенно востребован в образовании, поскольку школьникам в течение нескольких лет обучения приходилось делать много собственноручных записей по различным учебным дисциплинам. В годы советской власти для нужд народного просвещения и в целях ликвидации безграмотности произошло значительное упрощение русского курсивного шрифта.
На этом этапе каллиграфическое письмо подверглось рационализации и некоторому ускорению путём отказа от витиеватых элементов и сокращения движений пера. Среди самых известных представителей отечественной системы чистописания выделяются имена Дмитрия Писаревского, Василия Салгина, Сергея Редозубова, Александры Воскресенской и Марии Закожурниковой. Их учебники, буквари и прописи служили нескольким поколениям советских школьников, не понаслышке знакомых с кляксами и промокашками. В таком «чернильно-перьевом» виде чистописание просуществовало вплоть до 1970-х годов, когда перьевые ручки сменились шариковыми. После этого школьные уроки чистописания были упразднены, а методика обучения письму деградировала. Тем не менее в школе до сего дня требуют, чтобы дети писали разборчиво, а за корявый почерк снижают оценки. Попытки воскрешения «сталинского» чистописания предпринимались неоднократно. Последние из них — это Русская классическая школа и проект «Сталинский букварь». Однако по причине возврата к перьевым ручкам и чернильницам, а также из-за отсутствия эффективной методики письма шариковыми ручками, реанимация советского чистописания заметного успеха и широкого распространения не имеют.
Между тем, существует опыт успешного обучения школьников красивому письму и в настоящее время.
Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма — наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, — все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы».
Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию.
А то, что каллиграфия продлевает жизнь, — научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет. Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией.
Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера.
Нужна ли каллиграфия современным детям: 3 факта «за»!
Нагрузка, которая возникает в результате каллиграфического письма, увеличивает кровоток, и нейроны начинают активно дефференцироваться в тех областях, которые задействованы. Каллиграфия как бы является хорошим стимулятором, витамином для развития, где связаны работа сознания, мелкой моторики, прогнозирования результата, личной и языковой памяти. Однако, многие преподаватели думают, что для красивого почерка нужно изучить стиль определенного письма, правила написания букв и набраться терпения. Вроде все так просто. Если бы было так легко, мы все бы писали каллиграфически. Но чтобы у человека в жизни проявилась какая-то способность, должны быть хоть немного развиты соответствующие зоны мозга.
Его заменили чистописанием.
Но вплоть до 1950-х годов письменный стандарт всё равно предусматривал декоративные элементы в буквах. При Сталине целые научные институты выверяли каждую букву так, чтобы при письме у человека мышечное напряжение чередовалось с расслаблением. Все эти завитушки у строчной «д», заглавной «Г», чёрточки над «Т» сохраняли, чтобы письмо не было безотрывным. Предполагалось, что при всех линиях, ведущих вниз, делается нажим, а при прорисовывании линий вверх давление ослабляется и рука отдыхает. После смерти Сталина письменный стандарт упростили, заменили на безотрывное письмо. После перехода на безотрывное письмо скорость письма выросла, но человек стал быстрее уставать и терять концентрацию.
Потому что рука всё время была в напряжении. В 1990-2000-е пошла третья волна упрощения прописей: уроки чистописания сократили. В школе больше нет жёстких требований к почерку: детям необязательно писать в тетрадках красиво, поэтому многие пишут мелко, печатными буквами или смешанными письменно-печатными. А кто-то не пишет вовсе: в старших классах всё большее количество детей на занятиях записывают слова учителя на диктофон в телефоне. Но ведь каллиграфия — это ценнейший навык, который ничем заменить нельзя. По мнению профессора С.
Результатом чистописания являлись хорошо читаемые записи от руки, сделанные в большом количестве и на определённой скорости. В связи с последней особенностью это направление рукописного письма также часто именовали скорописанием или скорописью. До XIX века письменные работы выполнялись гусиными перьями, затем появились ручки с перьями из металла. В начальных классах дореволюционной школы России и в школе СССР чистописание являлось обязательным и отдельным школьным предметом. Аккуратный и разборчивый почерк, вырабатываемый детьми на уроках чистописания, был особенно востребован в образовании, поскольку школьникам в течение нескольких лет обучения приходилось делать много собственноручных записей по различным учебным дисциплинам.
В годы советской власти для нужд народного просвещения и в целях ликвидации безграмотности произошло значительное упрощение русского курсивного шрифта. На этом этапе каллиграфическое письмо подверглось рационализации и некоторому ускорению путём отказа от витиеватых элементов и сокращения движений пера. Среди самых известных представителей отечественной системы чистописания выделяются имена Дмитрия Писаревского, Василия Салгина, Сергея Редозубова, Александры Воскресенской и Марии Закожурниковой. Их учебники, буквари и прописи служили нескольким поколениям советских школьников, не понаслышке знакомых с кляксами и промокашками. В таком «чернильно-перьевом» виде чистописание просуществовало вплоть до 1970-х годов, когда перьевые ручки сменились шариковыми.
После этого школьные уроки чистописания были упразднены, а методика обучения письму деградировала. Тем не менее в школе до сего дня требуют, чтобы дети писали разборчиво, а за корявый почерк снижают оценки. Попытки воскрешения «сталинского» чистописания предпринимались неоднократно. Последние из них — это Русская классическая школа и проект «Сталинский букварь». Однако по причине возврата к перьевым ручкам и чернильницам, а также из-за отсутствия эффективной методики письма шариковыми ручками, реанимация советского чистописания заметного успеха и широкого распространения не имеют.
Нагрузка, которая возникает в результате каллиграфического письма, увеличивает кровоток, и нейроны начинают активно дефференцироваться в тех областях, которые задействованы. Каллиграфия как бы является хорошим стимулятором, витамином для развития, где связаны работа сознания, мелкой моторики, прогнозирования результата, личной и языковой памяти. Однако, многие преподаватели думают, что для красивого почерка нужно изучить стиль определенного письма, правила написания букв и набраться терпения.
Вроде все так просто. Если бы было так легко, мы все бы писали каллиграфически. Но чтобы у человека в жизни проявилась какая-то способность, должны быть хоть немного развиты соответствующие зоны мозга.
Как и зачем учить ребенка красивому письму?
За какое время можно исправить почерк? Как родители должны поддерживать ребенка в процессе и какие лайфхаки лучше использовать преподавателю? На эти вопросы нам ответила преподавательница письма и создатель популярного сообщества « Творилки-мастерилки » Анна Толкунова. В почерке отрабатывается много важных умений, навыков. Надо сесть ровно и обязательно проследить перед началом работы, чтобы ноги правильно стояли, спина была ровной, рука не висела, а дальше — правильно взять ручку. Нужно настроиться на процесс, чтобы дальше в уме пошла работа, потом стараться вывести каждую букву, соединить с последующей, вспомнить, как писать сверху, как снизу и какое соединение. Это огромный мыслительный процесс. Тренировка идет во всех аспектах. Почему я сама увлекаюсь каллиграфией? Вначале нужно установить порядок, а потом я погружаюсь в процесс каллиграфии, отвлекаюсь от всего.
Когда выводишь буквы, время пролетает незаметно. Голова светлеет — можно сказать так. Поэтому ребенку часто нравится заниматься каллиграфией: он учится собираться, концентрироваться, успокаиваться. При занятиях каллиграфией должен быть удобный рабочий стол, ничего лишнего, чтобы кляксу не посадить. В итоге ребенок начинает любить порядок. Если стараться соблюсти эти важные законы, получится красивое письмо. Тренируясь постоянно, ребенок обретает физическое и психологическое здоровье: он следит за своей осанкой, успокаивается, и дальше запускается весь процесс. Разными учеными и учителями, которые преподают каллиграфию, замечено, что дети в процессе успокаиваются, обретают более гармоничное состояние.
Многие понимают, что это какая-то деятельность, связанная с написанием букв. Нам нравится определение каллиграфии как искусства. Может возникнуть вопрос: а зачем она нужна в эру современных технологий? Да, сейчас можно красиво написать с помощью компьютера. Но это уже совсем не то искусство, творчество, которое раскрывает человека. Дисциплинирует Психологи установили: сейчас у многих детей клиповое мышление — нет целостного восприятия образа, трудно долго держать внимание на одном предмете. Чем же нам может помочь в этой ситуации каллиграфия? Когда человек пишет, то он мыслит. Но думает не только о содержательной стороне, но и о внешнем выражении написанного.
Указательным пальцем нужно придерживать предмет сверху. А большой палец при этом придерживает ручку если его убрать, предмет не должен упасть. Все три пальца должны быть слегка согнуты, но расслаблены излишнее напряжение будет сильно мешать. Другие пальцы тоже можно согнуть к ладони. Ручка перемещается без усилий. Слайд 4 Третья причина — неправильная поза. Если ребёнок сидит не так, как нужно, то и писать ему будет неудобно. Стол должен располагаться примерно на уровне груди но не сдавливать её! Спина при этом прямая, голова слегка наклонена. Слайд 5 Четвёртая причина — неправильное положение тетрадки или листа бумаги. Для начала разместите тетрадь прямо, затем сдвиньте её так, чтобы левый нижний угол расположился примерно посередине груди ребёнка. Затем слегка поднимите верхний правый угол. Так писать гораздо удобнее. Слайд 6 И последняя причина — темперамент ребёнка. Если ребёнок активный, подвижный, постоянно бегает, куда-то спешит, а также склонен к переменчивости настроения, то и писать аккуратно ему будут довольно сложно. Буквы будут «прыгать», как и он сам. А занятия каллиграфии для таких деток могут быть буквально мучительными. Слайд 7 Как помочь ребёнку? Так как научить своего ребёнка писать красиво? Используйте не одно упражнение , а комплекс. Очень важно всестороннее развитие. И, конечно, важно учитывать, что ребёнок есть ребёнок, так что лучше часть занятий проводить в лёгкой игровой форме.
В первом модуле двенадцать занятий. Пройдя курс полностью, ребенок сможет научиться красиво писать. Кому подходит проект детям и подросткам с некрасивым и неразборчивым почерком; всем желающим научиться красиво писать; детям с плохо развитой мелкой моторикой; детям, которые еще плохо знают буквы; детям и подросткам, любящим заниматься письменным творчеством; детям и подросткам, не любящим заниматься письменным творчеством. Заниматься каллиграфией могут дети от 7 лет. Есть возможность заниматься вместе с родителями.
Ум на кончиках пальцев: почему важно учить детей каллиграфии
Каллиграфией называют искусство чистописания, или красивого письма. Итак, от чистописания детям все же никуда не деться. В чем практическая польза чистописания для детей? Для чего на курсе Каллиграфии буквы пишут по речевым формулам? Каллиграфия для начинающих детей начинается там, где получилось правильно удержать ручку в руке. Итак, от чистописания детям все же никуда не деться.