Но в православной трактовке масленичная седмица — это не столько неделя веселья, сколько неделя подготовки к Великому Посту, прощения, примирения, это время, которое нужно посвятить доброму общению с родными, друзьями, благотворению. Сейчас время Масленицы зависит от сроков Великого поста и Пасхи, которые высчитываются по Церковному календарю.
Зачем православным языческий праздник. Вся правда о Масленице
день весеннего равноденствия. Для верующих христиан Масленичная неделя предшествует 40-дневному Великому посту перед Пасхой. Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. По традиции Масленичная неделя начинается за неделю до Великого Поста и за 56 дней до Пасхи.
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы
Дело в том, что, как считали в древности, покоящиеся в земле мертвые влияют на плодовитость почвы. Кулачные бои, песни, пляски и посиделки с родственниками — одни из древнейших традиций Масленицы. Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России". Главный редактор: Игнатенко В. Адрес электронной почты Редакции: internet otr-online.
Если не полагаться на современные СМИ и почитать этнографическую литературу самостоятельно, то мы не без удивления обнаружим, что, во-первых, чучело вовсе не обязательно было женским — встречается такой термин, как "соломенный мужик"; во-вторых, чучело могли не сжигать, а просто рвать на части, топить в реке, закапывать в снег или в землю или просто выкидывать а, скажем, в Томске в XIX в. Например, в некоторых районах Нижегородской области зафиксирован обычай в конце Масленой недели водить "кобылу" или "коня". Для этого несколько мужчин брали лестницу, клали её себе на плечи, приделывали голову из глины, соломы или тряпок, хвост из мочала, накрывали всю эту конструкцию покрывалами и так ходили по деревне. Потом "коня" ломали. Показательно, что известный фольклорист И. Снегирёв, описывая в своём труде 1838 г. Он лишь пишет, что в Нерехте Костромская область вечером в воскресенье жгли снопы соломы. Вспоминая в этой связи о соломенных чучелах, которые сжигались или бросались в воду, автор приводит такие примеры из обычаев немецких славян или поляков, но не русских. Некоторые другие авторы XIX в. Современный историк М. Васильев, перепроверив данные по Новгородскому региону, пришёл к выводу , что там такого обычая также не существовало. Примечателен и другой вывод учёного: нередко этнографы заранее представляют себе те результаты, что хотят найти, и подгоняют ответы своих информантов под шаблонные представления о Масленице. Взятие снежного городка, 1891 Но, хотя мы видим, что сожжение чучела не было непременным атрибутом праздника, без забав с огнём обычно не обходилось. Чаще всего — и это действительно делалось повсеместно на территории России — в последний день Масленицы просто разводились костры. Но и тут наблюдалось большое разнообразие: костры могли жечь за околицей деревни, либо на перекрёстке дорог, либо просто на дороге, костры могли жечь в центре села или где-то на близлежащей возвышенности, костры могли быть передвижными, когда их разводили прямо в санях, либо в санях могли возить бочку, в которой горели дрова, либо могли привязывать к саням ворох горящей соломы и волочить её по селу. Костры могли быть разной формы и величины, иной раз топливом обкладывали дерево или большой куст и сжигали всё вместе. Пожалуй, только лишь это, как бы мы сказали теперь, файер-шоу да повсеместное обжорство и веселье и можно признать поистине универсальными признаками Масленицы. Другие известные элементы этого праздника были распространены хотя и широко, но всё же не повсеместно. Примечательно, что фольклористам почти не известно каких-то чисто масленичных песен, что также плохо вяжется с мнением о древнем ритуальном характере праздника. Вероятно, преувеличено и значение традиции непременно угощаться на Масленицу блинами. Да, блины были распространённым блюдом, но не везде. Где-то пекли пироги разной формы и с разной начинкой, где-то пекли хворост, но вообще на Масленицу ели всё, что было запасено на этот случай.
Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имел своё название и свой строгий, хотя и различающийся в деталях в разных местностях, обрядовый регламент [7]. Понедельник — «встреча». Отмечали встречу праздника, по городу готовили качели, балаганы и прочие увеселительные заведения для народных гуляний. Вторник — «заигрыши». Холостые юноши и девушки присматривались друг к другу, чтобы после окончания Великого поста сыграть свадьбу. Среда — «лакомка». Тёще полагалось накрывать стол для зятя и всей родни. В среду принято было посещать тёщу, отсюда и пошло знаменитое «к тёще на блины».
Понедельник, 20 февраля, «Встреча». В этот день заканчивали подготовку развлечений к празднику и выпекали первый блин, который было принято отдавать неимущим. В первый день люди готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Вторник, 21 февраля, «Заигрыш». В этот день было принято устраивать народные гулянья — кататься на санях, ледяных горках, каруселях. Среда, 22 февраля, «Лакомка». Третий день ознаменовывался приходом гостей на блины, а тещи угощали блинами своих зятьев. Примета: чем дружелюбнее теща к зятю, чем больше блинов он съест у нее в доме, тем счастливее будет супружеская жизнь молодых. Также в среду проводились кулачные бои. Готовить просто: нежный блинный торт к Масленице Четверг, 23 февраля, «Разгуляй». С четвертого дня начинается широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями. Пятница, 24 февраля, «Тещины вечерки». В этот день по традиции зятья должны пригласить своих тещ в дом и угощать блинами.
Масленица — почему так называется?
- Какого числа Масленица в 2024 году
- Самое читаемое
- Масленица, какой вы ее не знали
- Случайный тест
История от А до Я
- Масленица 2024 — что делают в неделю Масленицы — обычаи и традиции
- Масленица-2024 в России: язычество и православие – традиции праздника в фактах
- Россияне рассказали, почему празднуют Масленицу
- Читайте также:
- Народные традиции празднования Масленицы
- Масленица в 2024 году: какого числа отмечают, дата и история праздника
Наши проекты
- Масленица в 2024 году: когда будет и какие традиции праздника
- Масленица хороша – широка её душа - Новости - МБУ "Библиотека" г. Новочебоксарск
- Масленица-2024: традиции в праздничную неделю
- Масленица-2024: почему празднуют в марте и что обязательно нужно сделать
- Масленица 2022: история, обряды и обычаи | Блог компании «Лина»
- Традиции Масленицы
Масленица: история, обряды и обычаи
Это для нашей жизни очень полезно. Конечно, не только с гастрономической точки зрения, но и с духовной — любой подвиг нужно брать на себя с должным разумением. Масленица по дням недели В славянской традиции Сырная седмица делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — это понедельник, вторник и среда. Широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье. В эти же дни нет поста.
На Часах богослужениях суточного круга произносится молитва преподобого Ефрема Сирина, во время которой верующие стоят на коленях. Читать далее Как провести Масленицу — совет священника Масленица — народное название, в Церкви мы называем этот период иначе — Мясопустной, или Сырной, седмицей.
Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями.
Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту.
И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески.
Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции.
Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни.
А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова.
Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего.
Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам.
Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья", — говорил он. Традиции, связанные с блинами Были и свои "блинные" традиции. Например, считалось, что "первый блин покойнику". Его не ели, а клали на подоконник, ведь он был поминальным. Часто первые блины отдавали нищим, чтобы они молились за усопших. Также с помощью блинов гадали. Тонкий и красивый — к сытной богатой жизни. Блин комом нужно было съесть, пока его никто не увидел, иначе быть беде. С помощью блинов также привораживали. Девицы шептали над тестом, чтобы блин был красивым, а судьба — счастливой. Народный календарь Масленичной недели Каждый день Масленичной недели имеет свое название и определенные приметы и ритуалы, которые важно было соблюдать. Нетяжелый понедельник встреча Масленицы На Руси невеста переезжала в дом мужа.
Гости праздника, которыми стали воспитанники детского сада «Колосок», с интересом слушали рассказ о проводах зимы, о традициях и днях празднования Масленицы. В честь проводов зимы играли в подвижные игры «Колечко», «Ручеек», «Блины», «Метелка», «Пирог», кричалки-отвечалки «Блины-лепешки», «Блины с припеком», «Новости» и отгадывали загадки про Масленицу. В завершении праздника библиотекари угостили детей блинами и баранками. Для каждого дня масленичной недели существуют свои названия и традиции. Вся информация представлена на «Информационных блинчиках» нашей выставки. На выставке представлены книги о значении, традициях и символах праздника: «Обряды», «Праздники» и др. Об одном из главных блюд Масленицы-блинах, их видов и разнообразии начинок- на страницах журналов «Все для женщин», «Дарья», «1000 советов». В презентации: история праздника, что такое масленица, как она зародилась, как праздновали на Руси эту масленичную неделю, а также поговорки, пословицы и загадки о Масленице. Что является символом этого праздничного гуляния. На мероприятие были приглашены воспитанники детского сада «Колосок». Присутствовало 11 человек. Перед занятием библиотекарь познакомила ребят с традициями народного праздника Масленица и рассказала об обрядовой кукле. Далее, ребята познакомились с интересной техникой изготовления оберега — куклы Масленицы. Каждый ребенок продемонстрировал свои навыки по складыванию, вырезанию и склеиванию бумаги. Куклы получились яркие, красочные, веселые и с румяными щечками. Ну, а по завершении занятия наши участники угостились вкусными пышными блинчиками. Ведь, что за Масленица без блинов!!! В рамках Эвен-проекта библиотекарь провела онлайн мероприятие видео-сказка «Солнце и блины». Библиотекари собрались с членами клуба «Общение», чтобы поговорить о праздновании Масленицы. Вспомнили традиции праздника и изготовили оберег для дома — куклу из разноцветных салфеток. В Терентьевской сельской библиотеке 21 февраля на Масленой неделе прошло заседание клуба «КлюЧ» под названием «Как на масленой неделе» - где члены клуба познакомились с историей праздника и масленичными традициями. А также гости узнали о значении каждого дня масленичной недели и почему воскресенье называют "прощеным днем". Свободный работники культуры провели праздничную программу посвященную празднику Широкая Масленица, которая называется «Заигрыш». В данном мероприятии приняли участие дети от 6 до 14 лет. Играли в разные подвижные игры, участвовали в конкурсах, ели вкусные блины. Получили положительные эмоции, было весело и интересно. В конце программы дети получили небольшие сладкие подарочки. Учащимся 4 «В» класса в игровой форме рассказали об истории празднования Масленицы, ее традициях, играх и забавах. Ребята исполняли весёлые частушки, разгадывали загадки, вспоминали пословицы о труде, участвовали в старинных играх «Петушиный бой», «Блинный курьер», «Ручеек», «Проворные мотальщики» и состязались в перетягивание каната. Весело и задорно забавой-кричалкой «Блины — лепёшки» звали Весну и провожали Зиму. Праздник принёс детям радость и обогатил их новыми знаниями и яркими впечатлениями. Кульминацией мероприятия стало традиционное масленичное угощение — вкусные блины. Вот так вкусно и весело провожали зиму и встречали весну в детской библиотеке. Ребят под веселую музыку встречала хозяйка праздника. Она познакомила их с названиями каждого дня масленичной недели, рассказала о традициях празднования Масленицы. На мероприятии дети играли в игры. Ребята проверили себя в меткости - кто попадет валенком в цель, потом смотрели, кто быстрее испечет блины, отгадывали загадки, состязались в силе и ловкости и водили хороводы. За столом пили чай с блинами и говорили о народных традициях, приметах. Отгадывали загадки, посидели душевно. Соколово состоялось чаепитие с играми, загадками, народными приметами, дегустацией блинов с медом. В Индустринской библиотеке в масленичную неделю работала выставка под названием «С Масленицей», которая рассказывает о традициях проведения праздничной недели. В течение недели стоял праздничный стол с блинами, травяным чаем и сладостями. Читателей угощали чаем и блинами. Праздничную выставку посетили 95 человек. Свободный провели третий день Масленицы -«Лакомка».
Широкая Масленица — 2023: история, традиции и приметы
В Сырную неделю, как еще называют Масленицу, веселятся и встречают весну, а также готовятся к месяцу строгих ограничений. на эти и другие вопросы отвечает протоиерей Игорь Фомин. Сейчас время Масленицы зависит от сроков Великого поста и Пасхи, которые высчитываются по Церковному календарю. Второй день Масленицы был посвящен знакомству и смотринам. Древние Славяне праздновали Масленицу две недели, обязательно «захватывая» весеннее равноденствие. По традиции Масленичная неделя начинается за неделю до Великого Поста и за 56 дней до Пасхи.
Масленица — почему так называется?
Первый масленичный блин в древности посвящали предкам: клали на окно или отдавали нищим. В этом году Масленицу отмечают с 20 по 26 февраля. 25 февраля в парке Никола-Ленивец в Калужской области по местной традиции сожгут арт-объект — 19-метровую «Четвертую стену» с секретной капсулой внутри. В Сырную неделю, как еще называют Масленицу, веселятся и встречают весну, а также готовятся к месяцу строгих ограничений. это принесет благополучие и изобилие в дом. История, традиции, неизвестные факты о Масленице, а также простой рецепт вкусных блинов | «Hoff Вдохновение». Первый масленичный блин в древности посвящали предкам: клали на окно или отдавали нищим.
Когда, почему и как празднуют Масленицу
А. А.: Масленица – это неделя народных гуляний перед Великим постом. Когда-то давным-давно в языческой культуре в это время провожали зиму и встречали весну. Каждый год на Масленицу наши СМИ разражаются однотипными статьями и видеосюжетами, рассказывающими нам о древних славянских корнях этого праздника. Ну а завершится масленичная неделя Прощеным воскресеньем, это последний день перед началом Великого поста. «» рассказывает, когда масленичная неделя начнется в 2024 году, а также вспоминает историю и традиции праздника. Первый масленичный блин в древности посвящали предкам: клали на окно или отдавали нищим.
Широкая Масленица — 2023: история, традиции и приметы
Каждое богослужение последней недели перед Великим постом — Сырной седмицы — призвано подготовить верующих к посту. В течение всей недели, включая постные дни среду и пятницу, верующим разрешается есть яйца и молоко, но не мясо. Именно поэтому эта неделя у православных называется Сырной седмицей. Она заканчивается Прощеным воскресеньем, когда принято просить друг у друга прощения за нанесенные обиды. Протоиерей Олег Стеняев: «Наступающая неделя называется мясопустная: мы не вкушаем ничего мясного, но все остальное мы едим.
А потом уже пост. Он предваряется Прощеным воскресеньем, это как раз завершение Масленицы. Это возможность в преддверии Прощеного воскресенья попросить прощения, примириться».
Зимой Мара — сильная, красивая, могущественная. Великая Мара-Морена, Богини Зимы.
Холст, масло. Попова-Гамаюн К весне становится старухой, с которой нужно попрощаться. Вместе с красотой приходят в негодность и платья Мары. К Масленице от пышных некогда нарядов остаются лишь лохмотья, которые окончательно завершают образ уставшей богини. Ее несут, как на похоронах, и сжигают, как на похоронах.
Эту традицию нужно глубоко осознать и понять. С именем Мары, Морены созвучны многие страшные слова «мор», «морок», «мрак». Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть. Ее гнева боялись как простые люди, так и прославленные небожители. Особенно Мару боялись и уважали на Севере.
Там, где сильна власть долгой зимы, помнили о важности обращений к Богине. Морену считали женой Чернобога , властителя Нави. Дочерями Морены называли сестер-лихоманок — духов, насылающих болезни. Поэтому в заговорах к Морене обращались с просьбой утихомирить своих дочерей и остановить хвори. Миф Мары очень схож с мифом о Персефоне и ее уходом в подземный мир к мужу Аиду, после ее ухода природа на земле умирает и снова возрождается, когда она возвращается весной на Землю.
Богиня Морена у славян прежде всего олицетворяла смерть. Но Мара в русской традиции благородна и мудра. Она не убивала людей ради собственных амбиций. Она просто выполняла свою работу. Все собранные души она переносила в Навь, после чего те могли переродиться в новых телах.
Поэтому на похоронах славяне старались задобрить Морену, дабы та потом провела усопшего к лучшей жизни. Великая Мара-Морена, Богиня Зимы. Попова-Гамаюн Где живет Богиня зимы и смерти Мара-Морена В преданиях сказано, что крепость Морены состоит из бесчисленного количества зеркал. Единственный путь в нее лежит через Калинов Мост, перекинутый над Смородиной-рекой. А ее покой охраняет ужасный монстр — многоглавый змей-дракон.
Я вспомнила сказку Андерсена «Снежная королева» и тему зеркал, не ее ли, славянскую Морену, описывает Андерсон? Морене устраивались пышные похороны! Её везли на «семидесяти семи санях» в гости к «честному Семику» — богу огня Семарглу 7 — его священное число. И как не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретиться.
Не будем забывать и о том, что эта неделя называется сырной или масленой, но не блинной. Масленица, 1889 Почему же наши представления о Масленице сейчас так схематичны, если не сказать примитивны? Чучело да блины… Чтобы понять, в чём тут дело, надо немного рассказать о новейшей истории этого праздника. В советское время его разгульный характер плохо вязался с культурными идеалами новой эпохи.
По мере роста уровня образованности населения, внедрения в народную жизнь новых культурных практик, перетекания населения из деревни в города старые обычаи закономерно уходили из народного быта. Кулачный бой на Москва-реке, 1897 Полностью уйти из нашей жизни Масленице помешала… всё та же советская власть! В 60—70-е годы в рамках мер по атеистическому воспитанию в народный быт внедрялись безрелигиозные праздники. В рамках этой деятельности родилась идея проведения праздника "Проводы русской зимы", за основу которого и были взяты некоторые элементы русской Масленицы. Разрабатывались сценарии проведения этого праздника, они брались на вооружение работниками домов культуры, и вот постепенно соломенные чучела стали гореть в честь прихода весны даже там, где раньше о таком обряде никогда и не слышали. Мнение о языческой подоплёке Масленицы — это наследие учёных XIX в. Многие из них имели склонность любые явления народной жизни возводить к древней мифологии это соответствовало передовым на тот момент научным теориям. Тем не менее привычка видеть в народных обычаях отголоски "преданий старины глубокой" укоренилась в науке не только XIX в.
Например, если мы заглянем в книгу В. Соколовой "Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов" М. Подобный взгляд на Масленицу никак не обосновывается, а напротив, выступает в качестве аксиомы. Неудивительно, что при таком подходе самым важным элементом Масленицы автору кажется именно соломенное чучело, якобы замещающее древнее божество. Но видеть в Масленице языческий праздник мешают две веские причины: 1. В исторических источниках отсутствуют всякие упоминания о таком языческом празднике. Церковь не проявляла в связи с Масленицей никакого беспокойства. Возникает вопрос: а существовал ли такой праздник в русском средневековье, не говоря уж о временах дохристианской Руси?
Похоже, что нет. Характерно, что в научных трудах этот вопрос обычно обходится вниманием.
К ним подавали сметану, икру , мёд, домашние варенья и другие начинки. Разгуляй Начинается широкая Масленица. В четверг было плохой приметой заниматься работой и домашними делами. Весь день люди только веселились: играли в снежки, ходили на ярмарку, водили хороводы, устраивали скачки и спортивные соревнования. Кульминацией становился захват снежного городка.
Суриков «Взятие снежного городка», 1891. Изображение: Wikimedia Commons Пятница. Тёщины вечёрки На пятый день шумные гуляния немного утихали. На площадях и ярмарках оставалась в основном молодёжь. Остальные начинали навещать родственников. В этот день тёща с друзьями приходила в дом зятя, где он должен был накрыть для неё щедрый стол. Золовкины посиделки Общение с родственниками продолжалось и в субботу.
Теперь к себе ждали сестру мужа с подругами. Субботние посиделки были тестом для молодой невестки: гости оценивали, как хорошо она готовит и умеет ли вести беседу. В этот день также было принято обмениваться небольшими подарками. Прощёное воскресенье В воскресенье каялись и просили прощения за обиды, причинённые за весь год. Главное событие последнего дня Масленицы — сжигание чучела. В костёр вместе с ним отправляли старые вещи и остатки еды. Нетронутые блины и пирожки нужно было обязательно раздать или сжечь.
Просто выбросить блюда было плохой приметой. Вечером посещали кладбища, чтобы помянуть умерших, и парились в бане.
Поговорим о масленице
Образ жизни - 23 февраля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Масленица — это самый народный из современных российских праздников, выросший на стыке языческой и христианской культур. Широкая Масленица же должна быть посвящена исключительно радости и веселью. Масленичную неделю принято делить на узкую и широкую Масленицу. Так, в 2023 году масленица начнется в понедельник, 20 февраля, и будет продолжаться до 26 числа. Еще до того, как Масленица стала Масленицей, блины традиционно пекли в память об умерших, поминая их таким образом.