Если бы Россия вступила в Евросоюз. Россия автоматически перестает быть членом Европейской Конвенции о правах человека. Европейские страны в очередной раз столкнулись с разногласиями по вопросу использования замороженных активов России.
Россия вышла из договоров Совета Европы
Но те коллективно отказались приходить. Как отметил глава МИД: «За два дня до назначенного мероприятия, до встречи нам прислали ноту: «Мы решили не ходить». Можете себе представить отношения с государствами на дипломатическом уровне, чьи послы боятся прийти на встречу с министром страны, в которой они аккредитованы? Где это вообще видано? В свою очередь, специальный представитель Министерства иностранных дел РФ, Мария Захарова напомнила о том, что дипломатические агенты «являются лишь функцией, они лишь передают информацию от одной страны к другой стране». А также задалась логичным вопросом в чем же тогда их функция на территории России, если они отказываются от прямых контактов с главой дипломатического ведомства того государства, на территории которого они аккредитованы? Сергей Лавров рассказал о том, что МИД РФ располагает информацией о неких «механизмах вмешательства» в российские выборы, а также «поддерживающих несистемную оппозицию проектов», которые прорабатывали и прорабатывают европейские дипломатические представительства. Министр иностранных дел подчеркнул, что это те вещи, которыми никакое посольство не имеет права заниматься. А целью встречи обозначил добрый совет иностранным послам прекращать подобную активность.
Все это, стоит повториться, было озвучено на максимально публичной площадке Всемирного фестиваля молодежи. И потому, европейским дипломатам воленс-ноленс пришлось отвечать.
Там еще вопрос финансовый есть, поскольку Россия — один из основных доноров Совета Европы. Когда Россию временно отстранили, Россия перестала выплачивать эти деньги, и Совет Европы оказался в финансовом кризисе. Это было одним из главных аргументов в пользу восстановления членства России в полном объеме. Если речь зайдет об уходе России из Совета Европы, будет большая финансовая дыра, которую придется каким-то образом закрывать, — отметил политолог.
Кортунов подчеркнул, что у Совета Европы очень узкий мандат: организация занимается защитой прав человека. Такие вопросы, как российско-украинский конфликт, не относятся к ее сфере деятельности, однако именно ситуация на Украине стала поводом для приостановки прав РФ в Совете Европы, заключил эксперт. Комитет министров Совета Европы исключил Россию из состава организации. Впоследствии в ЕС уточнили, что Совет Европы приостановил право России на представительство в организации в связи с ситуацией на Украине.
Еэсовцы уже активно проводят соответствующую, назовем это так, «разъяснительную работу» за пределами ЕС. Правда, наверное, не только нам непонятно, с какой стати кто-то должен слушаться Брюссель в ущерб собственным торгово-экономическим интересам. Что касается сроков, то многое, как обычно, зависит непосредственно от процесса согласования содержательного наполнения пакета. А уж сколько займет это времени, зависит от «санкционных аппетитов» стран-членов. Как этот «яд» отражается на самом Евросоюзе? Хотя для всех очевидно, что данный образный эпитет наиболее подходящим образом описывает плачевное состояние европейской экономики. Введенные Брюсселем ограничения, например в отношении российского энергосектора, спровоцировавшие острый энергетический кризис, оказались для самого Евросоюза «ядом» весьма быстрого и продолжительного действия. Наша экономика выстояла и вопреки внешнему давлению уже во второй половине прошлого года вернулась на траекторию роста — чего нельзя сказать про европейскую. Так что расхлебывать последствия бездумных санкционных решений Евросоюзу придется еще долго. Стоит также отметить, что экономисты пока не придумали объективную методику оценки эффективности санкций. А потому тем, кто в ЕС задается логичными вопросами об их целесообразности, приходится довольствоваться политическими заявлениями Брюсселя. Мнение же потребителей — населения и бизнеса — в расчет не принималось. Рядовым европейцам рассказывали сказки про необходимость «чуть-чуть потерпеть», призывали реже мыться под душем и уменьшить температуру воздуха в квартирах, и все это — ради избавления от зависимости от России и призрачного зеленого будущего. Негативные последствия для экономики, состояния госфинансов, долгосрочной конкурентоспособности европейской промышленности и сельского хозяйства сознательно замалчивались. В результате многие европейские компании, страдающие из-за высоких цен на энергоносители, вынуждены перебазировать производства за пределы Европы, прежде всего в США. Сохраняются серьезные риски в плане обеспечения энергетических потребностей ЕС в ближайшие отопительные сезоны. На борьбу с высокими ценами на энергию и поддержку населения и бизнеса потрачено около 700 млрд евро.
В тот же день, но позже, ПАСЕ, в свою очередь, провела голосование за исключение РФ: за проголосовали 216 депутатов, трое воздержались, против голосов не было. С 16 марта членство России было прекращено. Боррель в связи с этим выразил сожаление и озабоченность тем, что граждане РФ теперь не смогут обращаться в Европейский суд по правам человека. По мнению дипломата, это является ограничением прав россиян. Меж тем глава МИД России Сергей Лавров заявил, что после выхода из СЕ в нашей стране будут соблюдаться гарантии прав человека, которые закреплены в европейской конвенции.
Будет ли «заморожена» российско-европейская дипломатия?
Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель высказался по поводу выхода России из Совета Европы. Какие меры, предпринятые Россией в ответ на новые ограничения ЕС, могут изменить текущее отношение еврочиновников к представителям русского мира и гражданам. Товарооборот России и Евросоюза сократился почти втрое в 2023 году — причем как по сравнению с 2022-м, так и с 2021-м. «С принятием 11-го санкционного пакета развязанная Евросоюзом и его странами-членами экономическая война против России вышла на качественно новый уровень. Власть - 5 октября 2023 - Новости Санкт-Петербурга -
Вернется ли Россия в Европу?
За ней следуют Литва и Болгария, где в год на каждую тысячу человек убывает по 7,1. Кроме того, Болгария — печальный лидер еще одной европейской статистики. Уровень смертности в стране в 2022 году был самым высоким во всем ЕС: 19,8 на тысячу человек. Необходимо отметить, что в Болгарии селится много иностранцев в пропорциональном соотношении на душу населения. Это в основном результат свободы передвижения и членства в ЕС, которое открыло возможность для пенсионеров из Западной и Северо-Западной Европы переехать поближе к теплому морю.
За ней следуют Литва и Болгария, где в год на каждую тысячу человек убывает по 7,1.
Кроме того, Болгария — печальный лидер еще одной европейской статистики. Уровень смертности в стране в 2022 году был самым высоким во всем ЕС: 19,8 на тысячу человек. Необходимо отметить, что в Болгарии селится много иностранцев в пропорциональном соотношении на душу населения. Это в основном результат свободы передвижения и членства в ЕС, которое открыло возможность для пенсионеров из Западной и Северо-Западной Европы переехать поближе к теплому морю.
Вместо него Россия подписала соглашение с Турцией , что огромным плюсом для России, поскольку ЕС в таком случае оказался в крайне неудачном положении. Также это стало огромным козырем в отношениях России и Турции. Итогом стало подписание контракта на создание газопровода Турецкий поток [2]. Основной целью данного мероприятия было показать многогранность сотрудничества между ЕС и Россией в области науки, технологии, высшего образования и инноваций, отметить достигнутые результаты и обозначить будущие возможности для развития сотрудничества на взаимовыгодной основе. В течение года науки было проведено более 170 совместных мероприятий на территории Европы и России.
Основное внимание было сфокусировано на разнообразии взаимодействия в исследованиях, инновации и высшем образовании между ЕС, отдельными его странами и Российской Федерацией. Эти мероприятия позволили индивидуальным исследователям, предприятиям, лабораториям, исследовательским и высшим образовательным институтам презентовать свои научные достижения и представить идеи будущих проектов перед широкой общественностью. Как результат были продолжены или же созданы новые сотрудничества между Европейскими и Российскими исследователями. Интересно, что даже не взирая на украинский кризис, санкции, и значительное ухудшение отношений с Западом, данный комплекс мероприятий не был закончен раньше времени и прошёл полностью и весьма успешно. Цель этого была та же, что и во время Оранжевой революции — провести очередную цветную революцию для того, чтобы к власти на Украине пришли прозападные политики при том, что и до этого там были люди, относительно лояльные к Западу. Также ЕС занимал и продолжает занимать сугубо антироссийскую позицию по делу гибели малайзийского Боинга под Донецком.
В заявлении, принятом по итогам заседания, Россию предупредили о «долгосрочных последствиях» в случае, если она продолжит свои «действия по дестабилизации ситуации на Украине» [48] [49]. В середине марта 2014 года, после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, совершила аннексию Крыма , США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций [50]. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки [51]. Списки лиц и организаций, в отношении которых действуют санкции, периодически пополняются [52]. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах. Последующее расширение санкций апрель-май было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на дестабилизацию ситуации на юго-востоке Украины и подрыв её территориальной целостности, — планировании и координации антимайдановских протестов [53] , а позднее — в использовании регулярных войск в боевых действиях на стороне антиправительственных сепаратистов, а также в поставках оружия и финансовой поддержке самопровозглашённых республик [54]. Следующий виток санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года , к которой, по мнению руководства ряда государств, привели действия сепаратистов, поддерживаемых Россией. В марте 2015 года Евросоюз принял решение увязать действующий санкционный режим с полным выполнением Минских соглашений. В связи с тем, что Минские соглашения, как полагают в ЕС, до сих пор не выполнены по вине России, эти ограничительные меры продлеваются каждые полгода [52]. Кроме того, были введены санкции против компаний, принимавших участие в строительстве Крымского моста и подходящей к нему со стороны Крыма автодороги « Таврида » [66]. Исключение сделано лишь для постоянного представителя России при Евросоюзе Владимира Чижова [a] [67]. В марте 2016 года Евросоюз одобрил «пять принципов Федерики Могерини»: полное выполнение Минских соглашений как ключевое условие любых существенных изменений в отношениях ЕС с РФ; укрепление отношений со всеми шестью участниками «Восточного партнёрства» Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина. В марте 2019 года Евросоюз внёс в свой санкционный список ещё восемь российских граждан в связи с инцидентом в Керченском проливе. Встречные санкции[ править править код ] 6 августа 2014 года указом президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» был запрещён ввоз на территорию РФ «отдельных видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и или физических лиц или присоединившееся к такому решению [70] [71]. Под действие эмбарго, в частности, попали страны Евросоюза [72] [73]. Еврокомиссия пришла к выводу, что санкции Евросоюза против России и ответные контрсанкции в агропродовольственном секторе со стороны России оказали сдержанное влияние на европейскую экономику. По словам Могерини, «несмотря на трудности, вызванные российским эмбарго, агропродовольственный сектор ЕС продемонстрировал выдающуюся устойчивость, и большинство затронутых секторов смогло найти альтернативные рынки. Убытки Польши составили 1,1 миллиарда долл. За четыре года доля российских производителей на рынках фруктовой, овощной, сырной, молочной и мясной продукции значительно расширилась. Число фигурантов российского списка доведено до паритетного со списком Евросоюза.
ЕС призвал Россию отменить передачу европейских компаний во временное управление
Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель высказался по поводу выхода России из Совета Европы. Комитет министров Совета Европы принял решение о прекращении членства России в организации с 16 марта. Выход России из Совета Европы предполагает одновременную денонсацию устава совета и Европейской конвенции по правам человека, отметил заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев. ЕС, наблюдая реэкспорт своих санкционных товаров через третьи страны в Россию, сначала пытается решить эту проблему дипломатическим путем. И потеря европейского рынка, по приблизительным подсчетам, минусовала из российского бюджета не менее 700-800 млрд рублей.
ЕС призвал Россию отменить передачу «дочек» Ariston и Bosch
ЕС, наблюдая реэкспорт своих санкционных товаров через третьи страны в Россию, сначала пытается решить эту проблему дипломатическим путем. говорится в заявлении. Могут ли страны G7 и ЕС полностью запретить поставку товаров в Россию. Выход России из Совета Европы предполагает одновременную денонсацию устава совета и Европейской конвенции по правам человека, отметил заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев. Европейские страны в очередной раз столкнулись с разногласиями по вопросу использования замороженных активов России.
«Марионеточная структура»: почему Россия прекращает участие в Совете Европы
Россия автоматически перестает быть членом Европейской Конвенции о правах человека. Вместе с тем, число иностранцев, проживающих в Болгарии, согласно демографической статистике ЕС, выросло на 126%. Интерфакс: Власти Евросоюза не считают соответствующими международному праву меры властей России в отношении российских дочерних компаний Ariston и Bosch и призывают отказаться от этого шага, говорится в пресс-релизе Европейской службы внешних действий. Россия автоматически перестает быть членом Европейской Конвенции о правах человека. Россия автоматически перестает быть членом Европейской Конвенции о правах человека. — Действительно ли так все плохо в двусторонних отношениях России и Европейского союза?
Минфин Бельгии отказался признать силу указа Путина об обмене активами
Также Россия лишится части своей независимости, так как должна будет согласовывать все свои решения с Европарламентом, что может лишить Россию выгодных партнеров. Наиболее вероятный прогноз положения вещей в России после вступления в Евросоюз: закрытие предприятий, повышение безработицы, рост цен, вытекающие последствия перестройки экономики на новый лад — затяжной экономический кризис. Вхождение в единую валютную зону потребует от России энергетических уступок, превращая страну в донора энергоресурсов, необходимых Европе. Трудно сказать, послужит ли это на благо Российской державе, ведь наше государство стремится сохранить свой политический курс и сотрудничать с остальными странами в обоюдовыгодном ключе. Заключение Подводя итог, можно сказать, что видимые плюсы вступления в Еврозону, такие как безвизовый режим, улучшение уровня жизни и доступность европейского образования, здравоохранения и рынка труда, могут не перекрыть минусов, которые последуют от данного шага. Россия значительно уменьшит свою политическую автономию, действуя в согласовании с ЕС, что, возможно, не всегда будет идти на пользу государству. Слияние большого количества государств в единое целое усложняет процесс выработки единого курса развития, обязывает одних идти на уступки другим, что замедляет индивидуальный прогресс страны. Интеграция с Европой не улучшит положение вещей в России моментально, это процесс, которому нужно время, усилия и ресурсы, которые Россия, вероятнее всего, приумножит от благотворного сотрудничества, нежели от резкого и непоследовательного подгона страны под европейские стандарты. Поделитесь с друзьями.
Как тогда прокомментировала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, Москва в скором времени определится с дальнейшими шагами по этому вопросу. Для этого прописана достаточно долгая процедура. Читайте также Клишас: выход России из Совета Европы не повлияет на мораторий на смертную казнь в стране Володин: Совет Европы утратил свой суверенитет так же, как и Украина "Выход из СЕ осуществляется на основании статьи 7 устава СЕ по инициативе государства-члена, когда оно официально уведомляет об этом генсека СЕ. Прекращение членства наступает в конце текущего финансового года, если уведомление сделано в течение первых девяти месяцев этого года", - объяснил вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев. Таким образом, РФ будет оставаться членом СЕ до конца 2022 года. Конвенция по правам человека "Выход из Совета Европы подразумевает и выход из всех [его] механизмов", - заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Европейский суд по правам человека Основное отличие конвенции от множества других договоров, посвященных правам человека, состоит в том, что существует реально действующий механизм защиты этих прав.
Иными словами, Европейскому союзу следует запастись «стратегическим терпением» и быть готовым к оперативной и взвешенной реакции на неизбежные перемены в российской политике. О конкретном балансе позитивных стимулов «избирательное вовлечение» и негативных стимулов «сдерживание» можно долго спорить, но все-таки это будет споры о текущей европейской тактике, а не об отсутствующей европейской стратегии. Цитируя Гегеля, «крот истории роет медленно, но роет хорошо». Нынешний разрыв между Россией и Европой, признают либеральные «западники», несомненно, является жизненной трагедией для очень многих и многих людей по обе стороны европейского разлома. Но этот разрыв едва ли определит последующую историю XXI в. У Европы в ее нынешнем состоянии нет убедительных аргументов, чтобы вернуть Москву к модели отношений начала столетия. Весь этот, ставший за последние четыре года уже привычным, либеральный нарратив был бы весьма убедительным. В чем-то — даже утешительным. Особенно для тех, кто вложил столько сил и энергии в сближение России и Евросоюза. Первая попытка «возвращения» в Европу, предпринятая около 30 лет назад, оказалась неудачной. Не беда — учтем ошибки, извлечем уроки, повторим попытку еще раз. Если не в 2024 г. Однако убедительность данного нарратива прямо зависит от одного условия — для «возвращения» России сама Европа должна оставаться статичной, не меняющейся на протяжении десятилетий. Но вся штука в том, что драматические перемены происходят не только на восточной, но и на западной стороне европейского разлома. Куда вы нас тянете? Слушая отечественных и зарубежных «западников» сегодня, поневоле приходишь к выводу, что России предлагается вернуться в тот европейский мир, который существовал 15, 20 или даже 30 лет назад. В том мире не было не только конфликта вокруг Украины, но и острого кризиса еврозоны, не было миграционного потопа последних лет, не было выхода из Евросоюза Великобритании, не было подъема европейского правого популизма. В том мире не было трансатлантического раскола, беспрецедентного экономического роста Азии, глобального наступления протекционизма, не было «арабской весны» и ее печальных последствий. Не было кризиса международных организаций и упадка международного права. Одним словом, не было всего того, что определяет сегодня приоритеты стран Евросоюза. Того европейского мира, который существовал еще два-три десятилетия назад, уже нет. Он безвозвратно ушел в историю, как в свое время ушла в прошлое какая-нибудь Belle Epoque, и возродить его не представляется возможным. Перефразируя популярное на постсоветских просторах высказывание об СССР, позволительно заметить, что тот, кто не жалеет о Европе 1990-х гг. И дело здесь не в том, что в старый европейский мир, несмотря на все усилия с обеих сторон, так и не вписалась Россия. С российским вызовом, будь он единственным, Европе, вероятно, так или иначе удалось бы совладать. Проблема намного глубже — европейский мир конца прошлого столетия не смог предвидеть проблемы XXI в. Более того, складывается впечатление, что европейский политический мейнстрим до сих пор не вполне понимает не только то, что происходит с Россией, но и то, что происходит с самой Европой. Уязвимость либерального нарратива об эволюции взаимодействия России и Европы последних двух-трех десятилетий становится особенно наглядной, если провести даже самое беглое сравнение политической динамики России и Польши. Когда либералы говорят о растущем отчуждении России от Европы, они обычно приводят два главных объяснения этому явлению. Игорь Иванов: В поисках общего дома Первое — институциональное. За четверть века России так и не удалось встроиться в западные европейские Евросоюз и атлантические НАТО структуры в качестве полноценного участника или хотя бы равноправного партнера. Можно долго спорить о том, кто несет ответственность за эту неудачу, но факт, как говорится, налицо. Второе объяснение — системное. За те же четверть века Россия не преуспела в поиске эффективной новой модели социально-экономического развития, исчерпала возможности ресурсной экономики и в итоге пришла к экономической стагнации и социальному застою. Старый социальный контракт общества и власти был нарушен со стороны власти. Поэтому национализм, ксенофобия и милитаризм стали главными источниками новой легитимности для этой власти, что и привело к неизбежному отчуждению Москвы от Брюсселя. Варшава в обоих случаях выступает как полная противоположность Москве. Польша, без всякого сомнения, добилась впечатляющих побед там, где Россия потерпела явную неудачу. Польская интеграция в структуры Европейского союза и Североатлантического альянса носила, можно сказать, образцово-показательный характер. Нынешнюю роль Польши в обеих организациях трудно переоценить — для «средней» европейской страны она поистине уникальна. Социально-экономическое развитие Польши последних двух десятилетий вызывает зависть не только у всех других «новых» членов ЕС, но и среди большинства представителей «старой Европы». Казалось бы, Польша — последняя страна в Европе, где можно было ожидать подъема национализма, триумфа евроскептиков и сомнений в непреложности либеральных европейских ценностей. И тем не менее, в современной Польше происходят перемены, которые заставляют многих либеральных варшавских интеллектуалов проводить параллели с российскими процессами. Конечно, такие параллели весьма условны. Но если еще несколько лет назад российские либералы мечтали о превращении своей страны в «большую Польшу», то сегодня этот ориентир безвозвратно утерян. Слишком очевидно выламывается польский случай из общей логики либерального нарратива. Слишком непредсказуема дальнейшая траектория эволюции и политической системы страны и доминирующих в польском обществе ценностей. Другой пример, не менее наглядный пример необратимого ослабления европейского гравитационного поля для России — современная Украина. Нынешняя политическая элита страны отчаянно стремится повторить успешный интеграционный опыт государств Центральной Европы с интервалом в два десятилетия. Но за двадцать лет в Европе иссяк прежний оптимизм, сильно оскудели финансовые ресурсы, и столь же сильно выросло влияние правых популистов, подвергающих сомнению идею бесконечной географической экспансии Союза. Даже самые большие энтузиасты «европейского пути» Украины сегодня вынуждены откладывать сроки вероятного вхождения стой страны в Европейский союз, как минимум, до четвертого десятилетия текущего столетия. И это при том, что отношение к Киеву в Брюсселе не в пример лучше, чем к Москве, и у нынешней украинской власти нет недостатка влиятельных лоббистов в Европе на самых разных уровнях. Теперь представим себе на секунду, что в Москве где-нибудь в 2030—2035 гг.
За ней следуют Литва и Болгария, где в год на каждую тысячу человек убывает по 7,1. Кроме того, Болгария — печальный лидер еще одной европейской статистики. Уровень смертности в стране в 2022 году был самым высоким во всем ЕС: 19,8 на тысячу человек. Необходимо отметить, что в Болгарии селится много иностранцев в пропорциональном соотношении на душу населения. Это в основном результат свободы передвижения и членства в ЕС, которое открыло возможность для пенсионеров из Западной и Северо-Западной Европы переехать поближе к теплому морю.
Россия вышла из договоров Совета Европы
Она также заявила, что в связи со сложившейся ситуацией Сербии нужно «подумать о дальнейшем пути». Вице-премьер напомнила, что «Сербия четко определилась за путь в ЕС, что сказал и президент Вучич». Если они наши друзья, потому что говорят, что друзья, тогда они не должны были планировать приезд в этот момент, чтобы не идти в другую крайность, и чтобы я не сказала, что они должны были нас попросить ввести против них санкции. Думаю, что хорошо, что российский министр сейчас не приехал с визитом в Сербию», - добавила она. Лавров прокомментировал решение не пропустить его самолёт в Сербию Так, Сергей Лавров должен был посетить Сербию с визитом 6-7 июня. Однако Болгария, Северная Македония и Черногория 5 июня закрыли свое воздушное пространство для пролета самолета министра. В связи со сложившейся ситуацией, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова 6 июня отмечала , что три балканские страны «закрыли очередной канал связи». Российская делегация должна была прибыть в Белград для проведения переговоров.
Речь идет о 21 документе, условием участия в которых является членство в Совете Европы. В их числе — Устав СЕ от 5 мая 1949 года, Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. Также в перечень входят Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года и Европейская социальная хартия от 3 мая 1996 года. Кроме того, будет прекращено действие нескольких протоколов. Сергей Кисляк напомнил, что Россия заявила о намерении выйти из Совета Европы 15 марта 2022 года после того, как решением комитета министров от 25 февраля 2022 года было приостановлено право нашей страны на представительство в уставных органах Совета Европы. Письмом главы МИД России на имя генерального секретаря Совета Европы российская сторона уведомила о выходе из организации в соответствии со статьей 7 Устава Совета Европы, регулирующей порядок добровольного выхода. Несмотря на наличие заявления о выходе со стороны России, комитет министров, грубо нарушив Устав Совета Европы, 16 марта 2022 года принял резолюцию о немедленном прекращении членства Российской Федерации в Совете Европы с этой же даты.
Объявлено, что "Россия не будет участвовать в превращении натовцами и послушно следующим за ними ЕС старейшей европейской организации в очередную площадку для заклинаний о западном превосходстве и самолюбования". Толстой напомнил, что российская сторона пыталась "говорить о правах человека: о правах русских на Украине, о праве жителей Донбасса на жизнь без обстрелов, о правах крымчан на свободный выбор и на доступ к воде", но все призывы к диалогу были проигнорированы. А уже на следующий день собралось внеочередное заседание КМСЕ, где его участники проголосовали за приостановку представительства РФ в организации. Как тогда прокомментировала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, Москва в скором времени определится с дальнейшими шагами по этому вопросу. Для этого прописана достаточно долгая процедура. Читайте также Клишас: выход России из Совета Европы не повлияет на мораторий на смертную казнь в стране Володин: Совет Европы утратил свой суверенитет так же, как и Украина "Выход из СЕ осуществляется на основании статьи 7 устава СЕ по инициативе государства-члена, когда оно официально уведомляет об этом генсека СЕ. Прекращение членства наступает в конце текущего финансового года, если уведомление сделано в течение первых девяти месяцев этого года", - объяснил вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев.
Глава «Инвестпалаты» также допустил, что после окончания этой процедуры брокер может обратиться к властям с предложением провести новую волну обмена, но уже по схеме активы-активы бумаги россиян, заблокированные в депозитариях ЕС, в обмен на бумаги нерезидентов, заблокированные на Мосбирже. Позднее в эфире РБК ТВ замминистра финансов Иван Чебесков сказал, что такой вариант рассматривался ведомством, но для него есть ряд сложностей — как технических, так и политических. Надо посмотреть, как пройдет первый этап, а потом говорить уже о каких-то следующих шагах. Мы в целом настроены в этом плане конструктивно», — отметил он.