Нигматулин, Булат Искандерович Бывший заместитель министра РФ по атомной энергии (1998—2002); родился 16 мая 1944 г. в г. Москве; окончил в 1967 г. МВТУ им. Нигматулин Булат Искандерович академик РАН. Нигматулин Булат Искандерович. Генеральный директор Института проблем энергетики, первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий. Нигматулин Булат Искандерович академик РАН.
Биография Талгата Нигматулина
В 1967 году Роберт Нигматулин защитил кандидатскую, а в 1971 году - докторскую диссертацию по физико-математическим наукам. В 1978 году стал профессором. С 1989 года являлся директором-организатором Института механики многофазных систем. В 1986 году организовал кафедру механики многофазных сред в Тюменском государственном университете. В 1991 году избрался академиком Российской академии наук. В январе 1993 года он был назначен, а в сентябре того же года избран председателем Уфимского научного центра УНЦ РАН, который возглавлял до 31 марта 2006 года. Одновременно с 1995 по 2004 год он являлся президентом Академии наук Республики Башкортостан, внеся большой вклад в развитие республиканской академической науки. В этот период Роберт Искандрович активно сотрудничал с учеными Запада, читал лекции в Университете П.
С последним университетом и с Национальным ядерным центром в Оук-Ридже он долгие годы вел интересные совместные проекты. Входит в секцию математики, механики, информатики, является членом бюро Отделения наук о Земле. С декабря 2006 года — директор Института океанологии РАН им. С 2010 года - заведующий кафедрой газовой и волновой динамики Механико-математического факультета МГУ. В 1995 и 1999 годах избирался депутатом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан первого и второго созывов. Являлся членом Комитета по экологии, председателем Высшего экологического совета, состоял в депутатской группе «Российские регионы». Стал автором нескольких законов.
О произошедшем пишет «МК. Сообщается, что такое требование оскорбило ученых. По словам Нигматулина, такого никогда не было и непонятно, в связи с чем возникло такое требование. Это было первое Общее собрание РАН после избрания осенью прошлого года нового президента, академика Геннадия Красникова. На нем присутствовали вице-премьер правительства Белоусов, первый зампредседателя Госдумы Александр Жуков и министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Я не говорю о Китае и Южной Корее. Я уже не говорю об остальных странах. Эффективность наших вложений: на один рубль — 2,8 руб. А вот в вывозе капитала за границу мы впереди планеты всей. В результате у нас нет инвестиций. Примерно 750 млрд [долларов вывезено] с 2008 года, и вывоз капитала продолжается. Никого это не волнует. Значит, нет социальной сферы.
В июне 2017 года заявил о намерении баллотироваться на пост президента Российской академии наук [6] , в начале августа рассказал о предвыборной программе [7]. Его кандидатура, наряду с ещё четырьмя, прошла согласование в правительстве РФ [8]. Сергеевым 681 голос. По результатам второго тура проиграл своему сопернику А. Сергееву [10]. При этом, как и в 2014 году, был избран в состав Президиума Академии [11]. Ныне также член комиссии РАН по научной этике. Автор более 200 научных статей и нескольких книг, в том числе: Нигматулин Р.
Роберт Нигматулин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость»
Кандидат исторических наук, тема диссертации: «Роль молодежи Казахстана в осуществлении демократических преобразований в республике 1991-1995 », 1997. Доктор политических наук, тема диссертации: «Приоритеты экономической и социальной политики государства в контексте рыночной трансформации казахстанского общества: политологический анализ» 2001. Биография После окончания института работал инженером, начальником автоколонны ПО «Карагандаоблгаз». С 1990 по 1993 год — председатель Комитета молодежных организаций Казахстана. С 1993 по 1995 год — президент казахско-американского совместного предприятия «Тенгри».
Поэтому мне хотелось бы акцентировать внимание читателей на следующих вопросах. Во-первых, у Нигматулина огромный научный кругозор и глубокое исследование по крупным проблемам современной теоретической механики.
И достиг он прежде всего больших успехов в области механики и физики многофазовых и многокомпонентных систем. Для этих многопараметрических систем он разработал методы их математического моделирования, привлекая к этим работам десятки московских, уфимских, тюменских и казанских ученых — своих прямых учеников. Основой такого моделирования является баланс массы, импульса, энергии и энтропии для каждого компонента из среды в целом. Он всегда подчеркивает, что анализ баланса является ключевым в разных системах — физических, биологических и социально-экономических. Он призывает всех и вся научиться эти балансы находить и воплощать в жизнь. Собственные теоретические разработки вывели Нигматулина в широкое поле приложений в технике и природных процессах.
Любопытно, что последние 20 лет он активно занимается и социально-экономической тематикой, полагая, что экономическая система многокомпонентна и по существу почти аналогична химическому реактору. В экономической системе существуют макробалансы и межотраслевые балансы, аналогичные балансам массы и энергии в химическом реакторе. Системы линейных алгебраических уравнений для межотраслевых балансов МОБ были выведены русским американцем Василием Леонтьевым 1905—1999 , за что он получил Нобелевскую премию в 1973 году. А использовал он ее в экономическом развитии США. МОБ широко используются во всех странах, за исключением России. Нигматулин активно развивает идеи балансов в экономической теории применительно к современным реалиям России.
Он написал ряд книг по этой тематике, в частности «Как обустроить экономику и власть в России. Анализ инженера и математика» Москва, 2007 , «Кризис и модернизация России — 13 теорем» Москва, 2010 , «Четыре Э нашей жизни: экология, энергетика, экономика, этнос» Москва, 2005. Разработки Роберта Нигматулина по математическому моделированию движения многофазных и многопараметрических систем применяются в разных структурах. Особое внимание он уделил газожидкостным и дисперсным средам с физико-химическими превращениями, ударными волнами и волнами горения. В двухфазных средах он и его ученики, коллеги обнаружили ряд парадоксов, когда изменением малых параметров можно сильно влиять на поведение среды. Эта тематика чрезвычайно актуальна в энергетике, нефтегазовых делах, океанологии и экологии.
Многофазные системы — это и нефтяные пласты.
Института океанологии Роберт Нигматулин. Нигматулин Роберт Искандерович жена. Булат Искандерович Нигматуллин. Нигматулин Роберт Искандерович 1999. Роберт Искандерович. Нигматулин академик РАН. Нигматуллин Роберт академик.
Нигматулин Роберт Искандерович 2021 год. Профессора академики Республики Татарстана. Корпус экспертов РАН. Нигматуллин Роберт Искандрович почтовыйадрес. Сидельников Юрий Викторович. Роберт Нигматуллин. Нигматуллин КАИ профессор. Профессор Нигматуллин Казань.
Нигматуллин академик РАН фото. Академик Нигматуллин. Нигматулин Роберт Искандерович фото. Нигматуллин профессор Булат Искандерович. Булат Искандерович Нигматуллин Нигматулин. Булат Нигматуллин партия дела. Загидуллин Булат Искандерович. Булат Нигматуллин Энергетика.
Нурлан Зайруллаевич Нигматулин. Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин. Нурлан Нигматулин Казахстан. Нигматуллин Ерлан Казахстан. Нигматуллин Рашит Талгатович. Нигматуллин Рафик Талгатович. Талгат Нигматулин. Талгат Нигматулин актер.
Талгат Нигматуллин фото. Талгат Кожабаев балет. Талгат Кадырович Нигматуллин.
Колоссальное неравенство между регионами. Денежный доход в Москве - 90 000 р. В ряде регионов он 30 000 р. При нынешнем экономическом курсе это отставание будет только усиливаться.
За последние 2 года Россия суммарно потеряла более 2-х миллионов человек.
Академик "наехал" на Путина по 8 пунктам. Вряд ли он прав
Текст научной работы на тему «Академик РАН Роберт Искандерович Нигматулин – жизненный путь в науке (к 80 – летнему юбилею)». Доктор технических наук, Профессор, академик РАЕ Нигматуллин Ришат Гаязович. Поделиться Роберт Нигматуллин Фото: Академик Роберт Нигматуллин заявил на Общем собрании Российской академии наук недовольство позицией. Роберт Нигматулин — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Нобелевка по химии могла бы быть нашей.
Нигматуллин Ришат Гаязович
Сегодня они заняли ключевые позиции в государственных органах. В правительстве сидят переводчики, социологи, не разбирающиеся в экономике, законах развития страны. Нужны серьёзные кадровые решения. Без кадров, специалистов в различных отраслях народного хозяйства страну не поднять. Государству требуются инженеры, креативные специалисты, созидатели.
Не потому, что цари были плохие, а потому, что они действовали неправильно и делали ошибки. Конечно, многократно легче быть гоголевской «дамой, приятной во всех отношениях, ничего не пожалевшей, чтобы сделаться любезной в последней степени». Сложилась пагубная привычка говорить, что всё хорошо. И в этой ситуации говорить, что у нас хорошо, — грех. И этот рост экономики не предвидится. Академик А. Дынкин в своём докладе на последней сессии ОС РАН показал, что по мнению экспертного сообщества экономическая стагнация — главная проблема страны. В беседе с В. Путиным, когда Вы говорили о нашей функции прогнозирования Вы сказали, что «страна вошла в этап стабильного роста в условиях небольших ресурсов». Это не только неверно. Более того, в ближайшие годы реального экономического роста не будет. А это опасно, потому что более пяти лет падают реальные доходы среднего класса. Ни Правительство, ни Президент не понимают эту проблему, хотя призывы инвестировать и обещания сделать экономику России 5-й в мире то есть обогнать Германию с населением, в 2 раза меньшим с их стороны раздаются более 10 лет. Вы правильно сказали, что над задачей обеспечения экономического роста должны работать математики, экономисты, социологи, политологи. А я скажу и не только. Это задача для всей Академии, всех отделений. Я поддерживаю Вашу идею создать центр научного обеспечения стратегического планирования и прошу записать туда меня. Это достойная и чрезвычайно сложная задача. Я пытаюсь восстановить метод интегральных балансов и метод межотраслевого баланса в экономике метод Леонтьева на мехмате МГУ. Их значимость для понимания дел в экономике забыли даже профессора-экономисты. Хотя эти балансы являются аналогами закона сохранения массы в многокомпонентной среде. На совещании у Президента Путина Вы упомянули невнятно эту проблему, но не предложили никакого решения, хотя мы обсуждали её на Президиуме, на совещании у Вас. А ведь надо спасть аспирантуру. Путин подтвердил. И ректор горного университета профессор Литвиненко правильно и громко указал на заседании Совета по науке, что ключ к решению проблемы подготовки молодых учёных — поднять зарплату аспиранта до средней зарплаты. Ну не может взрослый человек с высшим образованием жить на 4 — 6 тысяч рублей в месяц. Ректор предупредил, что скоро некому будет работать на сложных приборах и преподавать. Вам надо было только подтвердить эту мысль, попросив Президента дать соответствующее поручение Правительству. Это первый и необходимый шаг, чтобы поднять престиж молодого учёного, чтобы был конкурс в аспирантуру. Путин на Совете по науке упрекнул нас, что мы не выстроили прозрачную и объективную экспертизу результатов в фундаментальных науках. Он согласился, что … ключевыми показателями являются не публикационные и «цитационные» показатели, «а основанные на репутационной ответственности и оценке профессионального сообщества. Но в этих словах Президента и ответ. Ведь это всегда у нас делалось, в институтах, в отделениях, в докладах на годичных собраниях отделений и Общем собрании РАН. Мы каждые 5 лет аттестовали всех научных работников. Мы проводили комплексные проверки всех институтов РАН. А это значит, надо восстановить решающее влияние Академии наук и её отделений на планирование и оценку деятельности учёных и институтов. Учёных должны оценивать учёные, а не библиографы. Так надо было и отвечать Президенту, что это у нас было, но разрушила чиновничья рать. И чиновники должны ориентироваться только на эти оценки. А сейчас неподготовленные чиновники департамента координации науки формируют госзадания институтам РАН с кратным ростом числа публикаций, хотя при мне М. Котюков выговаривал им, что так делать нельзя. Госзадания должны формировать сами институты с тематическими Отделениями РАН. Это и только это и есть научно-методическое руководство РАН. Александр Михайлович! Вы избыточно оптимистично рассказываете о поправках к пресловутому закону, дающих нам дополнительные полномочия. Это: 1. Экспертиза и научно-методическое руководство всеми научными учреждениями и вузами. Как это можно нам реализовать, если нас оттёрли от руководства наших академических институтов? У нас нет для этого ни мощи, ни механизмов. Научная дипломатия У нас многое отобрали. Почти всё. Многие опасаются, что мы теряем Академию, её государственный статус. Но только так можно спасти Академию. Нельзя Президента страны оставлять под влиянием только чиновников и узкой группы лиц. Вспомним Гавриила Романовича Державина, который гордился, что мог «истину царям с улыбкой говорить». Уважаемый Александр Михайлович! То, что я рекомендую, очень тяжело сделать. Но став Президентом Академии наук, Вы обязаны проявлять интеллектуальную волю в Правительстве и во взаимодействии с Президентом страны. Вы должны добиться возвращения Российской академии наук статус учредителя академических институтов. Вы должны поднять этот груз. Иначе напрасны НАШИ совершенства. А иначе мы не сможем Вам помочь, хотя очень хотим». На это выступление последовали следующие комментарии в сети: Александр Иванович Орлов: Вспомним Пушкина: «В Академии наук заседает князь Дундук…» К настоящему времени Академия наук себя дискредитировала. Среди ведущих учёных сотрудников РАН не так уж много см. РАН целесообразно ликвидировать. Николай Подосокорский: В Президиуме РАН явно не ожидали такой бурной реакции на присуждение звания «почётного профессора» Академии патриарху Кириллу, и, получив сводки новостей, решили перенести уже анонсированную торжественную церемонию присвоения звания с 22 января на «другой раз». Вот, к примеру, как она объяснила журналистам, почему патриарха записали в почётные профессора. Как говорил Эйнштейн, теория относительности говорит о гениальности Создателя, и в этом смысле никаких противоречий нет», — сказала Попова агентству «Интерфакс». То есть получается, что дружба с кем-то из научных функционеров уже сама по себе является весомым вкладом в науку. Тут можно подумать об учреждении специальных научных титулов вроде «друг академика», «большой друг академика», «приятель профессора», «большой приятель профессора» и т. Ширшова с 2017 года, академик РАН 1991, секция математики, механики, информатики , экс-президент АН Республики Башкортостан, депутат Государственной Думы третьего созыва. Как Ваш сентябрьский оппонент хочу выразить удовлетворение, во-первых, Вашими двумя представленными докладами, во-вторых, Вашими комментариями, сделанными на вчерашнем заседании. У меня несколько своих комментариев. Поэтому только глава академии может повлиять так, чтобы Минфин прекратил свое давление. Повлиять можно через главу правительства или, разумеется, через Президента страны, с которым президент РАН регулярно встречается. Указ Президента РФ, исполнением которого объясняется изменение объёмов госзаданий, направлен на повышение заработной платы научных работников, а не на увеличение количества статей. Нормализация заработной платы научных работников критически важна в условиях, когда число исследователей сокращается, а аспирантура находится в состоянии деградации. Молодые люди не пойдут к нам, если будут видеть, как оплачивается труд выдающихся специалистов. Поэтому увеличение заработной платы научных работников - острая социальная проблема , решение которой не должно связываться с наукометрическими показателями и увеличением объёма государственных заданий. Ещё один принципиальный вопрос, на который я хотел бы обратить внимание, связан с содержанием экспертной деятельности, осуществляемой Российской академией наук. В нашей истории были случаи, когда учёные, обладающие особым влиянием на процессы принятия решений государственного масштаба, не только решали проблемы, но и наносили огромный вред. Даже оставляя за скобками разгром генетики и кибернетики по инициативе некоторых учёных 1940-х годов, можно привести немало примеров порочных решений, имевших печальные последствия. Так, наши предшественники «пробили» проект преобразования Волги, по которому Волгу в 1950-1960-е годы перегородили плотинами ради получения электроэнергии на гидростанциях, и это вылилось в тяжёлый экологический кризис Волжского бассейна. Сотни тысяч людей, живших в прибрежных городах и селах, были переселены. Мы потеряли огромные и уникальные рыбные ресурсы, которые многократно перекрывали значимость электроэнергии на построенных гидростанциях. В 1960-1980-е годы огромные ресурсы были затрачены на так называемую МГД-энергетику, хотя с самого начала многие специалисты понимали бесперспективность этого направления, но их голос «заглушили». На Западе это направление было быстро закрыто. А к концу 1980-х вздорность этого направления энергетики стала ясна практически всем. В результате мы потеряли время, ресурсы и «прозевали» газотурбинную революцию. Фаворский может это подтвердить. Электростанции на основе парогазового цикла, предложенного еще академиком С. Стоимость одной газотурбинной лопатки составляет десятки тысяч долларов. Это - высочайшие технологии, которыми мы не владеем. Кстати, находящийся под санкциями Иран освоил их производство. А мы можем только собирать газовые турбины из деталей, купленных у Дженерал Электрик и Симменс. При этом газотурбинная наука у нас практически не финансируется. Вместе с тем ни одна страна не вкладывает такие огромные ресурсы в проектирование станций, оснащённых реакторами на быстрых нейтронах, как Россия. В своем докладе о достижениях Академии наук президент РАН упомянул достижения российских ученых в этом направлении. Идея реакторов на быстрых нейтронах, конечно, красивая и даже романтическая. В них не только выделяется ядерная энергия урана-235, но и производится новое ядерное топливо плутоний из «негорючего» урана-238. Но реализация таких реакторов сопряжена с очень серьёзными проблемами, которые у нас не обсуждаются. Во-первых, это очень дорого, тем более, что урановое топливо в разы подешевело, и его хватит на более чем сто лет. Поэтому ни одна страна не тратит на «быстрые» реакторы значимые ресурсы. Во-вторых, их коммерческая реализация противоречит ограничениям на распространение ядерного оружия , потому что из полученного в них плутония, по образному выражению специалистов, уже «в гаражах» можно будет делать атомные бомбы. Я привел несколько примеров для того, чтобы показать, что прежде, чем тратить ресурсы на масштабные проекты их необходимо подвергать тщательной, открытой и правильно организованной экспертизе с активным участием президиума и отделений РАН. И, наконец, о главной проблеме социально-экономического роста России. Сегодня мы попали в замкнутый круг: все, включая Президента страны, неустанно говорят о необходимости инвестиций. Но нет никаких предпосылок для того, чтобы инвестиции выросли, потому что их рост обусловливается только платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках на продукцию, который на внутреннем рынке определяется оплатой труда и доходами основной части населения. А оплата труда у нас аномально занижена. Потенциальный инвестор прежде, чем вкладывать в производство, оценивает - кто купит товары, произведенные за счет планируемых инвестиций. А подавляющее большинство нашего народа не сможет их выкупить. Поэтому платежеспособный спрос народа - главный двигатель экономики. Творец немецкого экономического чуда в послевоенной Германии Людвиг Эрхард сказал: «Платежеспособный спрос должен умеренно опережать производственные возможности». У нас цены на топливо и электроэнергию в разы завышены по отношению к ценам на «народные» товары хлеб, молоко, транспорт, коммунальные расходы и т. Социально-экономические проблемы стали приоритетными, и ими должны заниматься ученые Российской академии наук всех специальностей. Похожие публикации.
Именно такой способности они не видят у современных руководителей. Концепция — победил народ вопреки Сталину — бессмысленна и является следствием одномерной ненависти к Сталину. Стая львов во главе с овцой будет побеждена стадом овец во главе со львом арабская пословица, которую повторял Наполеон. Еще один характерный эпизод сталинских времен. От академика Н. Лаверова я узнал историю про дело «геологов-вредителей», сфабрикованное по ложному доносу в 1949 году. Их обвинили в сокрытии урановых месторождений. Они безвинно отбыли 5 лет наказания, а 6 человек погибли. Академик Н. Над этим списком есть вопрос И. Сталина: «А что Заварицкий? Обручев написал: «А. Заварицкий дал стране железную руду горы Магнитной. Такой человек не может быть вредителем». Заварицкого не тронули. Что-то зависело и от академиков. И не дай нам Бог испытать революционный взрыв, после которого власть могут захватить не только жестокие, но и ничтожные. Тогда меч, мерзавцы и безумная толпа будут карать и виноватых, и невиноватых, а более удачливых испытывать на мужество. Сейчас ведётся много споров о том, каким должен быть учебник истории России для школы. На мой взгляд, нужно, чтобы в нем было стремление понять проблемы наших предков и сочувствовать им. Надо отказаться от одномерных оценок руководителей страны и их оппонентов. У каждого главы государства, оппонента и революционера, у каждой эпохи надо отмечать вышеупомянутый набор характеристик его деятельности, отмечать с учетом исторических условий и достижения страны, и провалы, и трагедии в их единстве. В любом случае нужно воспитывать единое ощущение причастности к своему Отечеству, к своим предкам, порой боровшихся друг с другом. Чтобы на первый план выступали научный анализ «белых, красных и черных сторон», сочувствие своему народу, сострадание невинно убиенным, уважение к достижениями, а не ругань своих царей, генсеков, президентов, бунтовщиков и революционеров. Меру ответственности всех вовлеченных в исторические события, виновных в преступлениях, в безумных реформах, отсутствия созидательной воли и интеллекта надо отмечать, но не возвышаться над ними. Не менее важно на уроках развивать память, культуру, способность излагать и обосновывать свои мысли, чтобы они научились формулировать уроки истории, учитывая открывающиеся факты. А моральные суждения лучше перенести в художественную литературу, театр и кино, где допустимо и часто интересно творческое воображение художника для домысливания своего варианта художественного образа исторической личности в рамках известных исторических событий. Тут могут быть разные симпатии и антипатии. Но учитывая, что утверждение пушкинского Моцарта: «… гений и злодейство — две вещи несовместные» действует только в мирное время, а во время войн и революций гений и злодейство перемешиваются и совмещаются даже в одном лице. Многоязычие — основа многоэтнической гармонии. В мире имеется около 7000 языков. Например, малые северные народы России говорят по-русски, хотя у них есть свои языки. В мире ежегодно исчезают не только виды животного мира, но и десять малых языков. Я нерелигиозный человек, но когда начинаешь рассматривать живое и неживое, о способности языков народов выражать все великое разнообразие жизни, то моя научная нерелигиозность ослабевает и даже стремится к нулю. Представьте все разнообразие живого мира, тысячелетиями не только воспроизводящего себя, но и эволюционирующего. Представьте муравьев и пчел с их сложнейшими системами коллективной организации, птичек и огромных птиц, рыбок и огромных рыб, мышек и огромных тигров, львов, медведей, слонов и китов, разнообразие их инстинктов, и, наконец, человека — царя природы. И все это — как результат стохастических молекулярных процессов, начавшихся с неорганической материей «всего» около миллиарда лет тому назад. Мой научный атеизм не может победить «предрассудок»: кто-то неведомый с неведомыми помыслами и сверхразумом запустил этот процесс. Для меня каждый язык любого народа — это нечто божественное. Нельзя придумать живой язык. Эсперанто, придуманный человеком, не приживается. Когда исчезает язык какого-то этноса, умирает часть мировой цивилизации. Это невозвратимая потеря человечества, беда «интеллектуальной экологии». Я знаю только один пример возрождения практически умершего языка. Это, когда евреи, собравшиеся в Израиль из разных стран и разговаривавшие на разных языках немецком, английском, русском, испанском и др. На иврите уже никто не разговаривал, поэтому каждой языковой группе пришлось преодолевать одинаковый для всех барьер. И израильтяне смогли. Никто не потерял свой язык с места своего рождения, но каждый приобрел язык своих далеких предков. И это является величайшим национальным и духовным подвигом, скрепившим Израиль. Удивительный факт. Среди людей, страдающих в конце своей жизни болезнью Альцгеймера потерей памяти из-за деградации мозга , те, кто владел несколькими языками, сохраняют большую память, и болезнь менее критична. В многоэтничной стране этническая гармония достигается через многоязычие народа. Это очень важно, потому что, если язык какого-то малого народа будет рассматриваться как ненужный, то многие люди этого народа будут бунтовать даже после утери этого языка. Никто не согласится, если скажут, что его прадеды, которых мы никогда не видели, были хуже, чем прадеды другого. Что один язык лучше другого. Это невозможно и не нужно признавать. Поэтому надо содействовать сохранению всех языков, несмотря, на естественные процессы умирания этносов. Мы смертны, но мы стараемся продлить жизнь каждого, что является фундаментом гуманизма. В Швейцарии четыре государственных языка: французский, немецкий, итальянский и ретороманский. На последнем говорят всего несколько процентов. И государственность языка меньшинства — это нормально. Должно быть так, чтобы в государственных структурах можно отстаивать свои интересы на любом из этих языков. Как можно понять президентов Украины, которые говорят о свободном использовании русского языка, но русский язык не должен быть государственным? Хотя он веками был там таковым. Он должен носить статус государственного, то есть быть под защитой государства. Как можно оправдать правящие режимы в Прибалтике, которые во имя понятного стремления расширить функции латышского, литовского и эстонского языков вопреки европейским нормам препятствуют государственности русского языка, на котором говорят около половины населения? Все такие действия — типичные проявления серости, эгоистичности и убогости чиновничества и национализма миллионов. Каждый язык, которым пользуется какая-то заметная часть населения, должен носить такой статус. В частности украинский язык должен иметь государственный статус и в России. Это не значит, что все должны изучать все государственные языки. Это означает, что государство должно заботиться о его преподавании в соответствующих школах, о их сохранении и развитии, о возможности людей защищать себя на родном языке. Это особенно важно, если язык сконцентрирован только в этом месте. Более того, общество должно поощрять многоязычие человека и понимать, что каждый дополнительный к языку матери язык делает человека интеллектуально богаче и умнее. У меня есть друг, профессор George Yadigaroglu, он живет в Швейцарии. Он грек, родился в Турции, жена у него - франкоязычная швейцарка, у них два сына. При мне сыновья по телефону со своим дедом-греком говорили по-гречески, с мамой - по-французски. Джордж был профессором в США и его семья жила там. Его сыновья окончили там школу. Английский — как родной. Потом семья переехала в Швейцарию, и сыновья Джорджа учились в университете в Цюрихе, где обучение на немецком. Оба инженеры. У них четыре практически родных языка. Но они учили еще испанский и турецкий. Сравните их интеллект с одноязычным большинством в России и в США? Я их спрашивал: «Когда сборные Финляндии и Швеции играют в хоккей, вы за кого болеете? То есть шведско-язычные граждане Финляндии — патриоты Финляндии, той страны, в которой живут. Но свой язык они сохраняют, и финско-язычное большинство помогает им в этом, признав шведский язык вторым государственным языком. А в Казани и Уфе в татарско-башкирских семьях владеют только русским языком. А когда ведут речь о введения татарского и башкирского языка в школах большинство возмущается. Нужно понимать, что ничего хорошего не получится без серьезных усилий учиться, причем не только своей профессии. Появилась свобода — не хочешь учиться с усилием, не надо, что популярно в США. Я против такой свободы. Народ надо заставлять учиться и тренировать свой мозг. В СССР, если ребенок плохо учился, его прорабатывали пионеры, комсомольцы, вызывали маму, потом папу. Если не помогает, писали папе в парторганизацию, что он плохо воспитывает свое дитя. Если бы отец Паганини не заставлял своего сына играть на скрипке, не было бы великого Паганини. Мы не должны говорить: «Нам не нужен твой осетинский или еще какой-то язык», и это не значит, что все обязаны его учить, но мы должны помочь его сохранить, раз представляем великую нацию. Это очень важно. Спокойная ассимиляция относительно небольшого этноса преобладающим этносом сопровождается накоплением скрытой пассионарности, которая может стать разрушительной. То, что многие башкиры и татары в городах, не знают свой родной язык, — очень плохой показатель. Кстати для меня башкирский и татарский языки настолько близки там, в основном только фонетические различия , что для меня это единый татарско-башкирский. В 1990-е годы некоторые возбужденно говорили: «Надо заставить русских учить башкирский язык». Я отвечал: «Вы свою жену и детей сначала обучите, а потом думай о русских». Но что надо делать в Башкортостане, как и Татарстане и других республиках России, так это создавать условия для развития башкирского и соответственно остальных языков России, и ни в коем случае не возмущаться развитием школ с «национальными» языками. Надо стимулировать людей изучать «национальный» язык. Основа межэтнического мира - понимание, что каждый язык - это духовный дар. Языкам небольших народов трудно выживать, но надо все делать для того, чтобы они сохранялись. Вот это и есть государственность всех языков Российской Федерации и важная основа межэтнической гармонии и интеллектуальной силы страны. Они с детства слышали и говорили на титульных языках этих республик — украинском, армянском, узбекском, татарско-башкирском, чеченско-ингушском, бурятском, мордовском, марийском и других языках России и СССР. Я заметил, что они не только обладают более активным умом, но очень часто лучше и грамотнее в русском языке, чем их коллеги, в том числе и русские, учившиеся только на русском языке. А это особенно заметно у тех, кто язык своих родителей подкрепил занятиями этим языком в школе. Многие в республиках опасаются, что распыление сил школьника на два языка — русский и язык малой родины — приведет к ухудшению грамотности в русском языке и проблемами при поступлении в вуз. Часто, но не всегда, это действительно так к моменту окончания школы. Но к годам 25-ти двуязычные а фактически с двумя родными языками вырываются вперед. Парадоксально, но их русский язык грамотнее и богаче. Они более фундаментальны и шире смотрят на все обстоятельства. Среди них меньше проявлений химерного национализма. Как и в физической культуре, большие усилия в молодости в занятиях спортом приводят к укреплению физической силы и здоровья, так и большие усилия в молодости на учебу всегда вознаграждаются развитием более сильного ума. Мой друг, академик Ривнер Фазылович Ганиев первые 7 классов учился в татарской школе в Башкортостане. А в 8-й класс перешел в русскую школу. Он сначала мало, что понимал на уроках и вынужден был все задания учить наизусть, а в 10-м классе его сочинения по русской литературе читали одноклассникам как образцовые. Поэтому для поддержки выпускников национальных школ я предлагаю экзамен ЕГЭ по родному языку для поступления в вуз разрешать сдавать по двуязычному регламенту русско-татарскому, русско-башкирскому, русско-чеченскому и т. Если они получат хорошие баллы, то к моменту окончания вузов их русский язык будет богаче и грамотнее, чем у тех, кто изучал и сдавал ЕГЭ только по одному родному языку — русскому. И это сделает нашу страну более сильной. Все, что здесь обсуждалось по родным языкам, ни в коем случае не должно отвлекать от овладения иностранными языками в школьные годы. Многоэтничность личности. Помимо многоязычия личности я хотел бы обсудить не очень распространенное понятие — многоэтничность личности. Объясню на собственном примере. Я татарин, родившийся в Москве, в детстве дома начавший говорить на татарском и русском языках, получивший образование и ставший профессором в Москве. И для меня русский и татарско-башкирский языки и культуры, все русские, татарские и башкирские национальные переживания являются родными. Я считаю себя и татарином, и русским, и башкиром, и считаю это нормальным. Это не значит, что все в татары и башкиры должны так себя осознавать, но возможность быть носителем духа нескольких этносов - это нормально, тем более что сейчас увеличивается количество Иванов Ахметовичей, Ахметов Петровичей и Владимиров Исааковичей: мама одной национальности, папа - другой. А ведь есть и такие, у которых дедушки и бабушки имеют разные национальности этнические происхождения. Сейчас мы не указываем в паспорте национальность, не в этом дело. Важно кем ты себя ощущаешь. Есть такие люди, которые могут про себя сказать: «Я и русский, и еврей, и украинец». Это нормально. Многоконфессиональность нации и личности. В них население исповедуют разные религии. Думаю, наступит время, когда появится много людей, которые будут исповедовать одновременно несколько религий, в частности, основные религии в России - христианскую, мусульманскую и иудейскую. Ведь они имеют общую основу. Бог один, только набор пророков посланцев Бога несколько различается. По всем трем религиозным воззрениям Создатель дал людям свободу выбора. Разъяснения пророков часто очень общи и трактуются по-разному. И без науки и духовности мы и наши потомки не сможем находить правильные и справедливые пути в меняющемся мире с растущими возможностями менять и даже разрушать окружающий мир. В той связи вспомню Николая Николаевича Боголюбова 1909-1992 , великого русского математика и физика ХХ века. Он происходил из семьи православного священника и сам был глубоко верующим христианином. В Азербайджане мне рассказали следующую историю о нем, когда он был в Баку. Ему показали мечеть, войдя в нее, отошел в угол и стал молиться. Конечно, он произносил христианскую молитву. Глубоко верующим мусульманином был выдающийся физик-теоретик, нобелевский лауреат Абдус Салам 1926-1996 , выходец Пакистана, кембриджский профессор. Он пять раз в день совершал свою молитву намаз , хотя его жена была англичанка. Для человека высокого уровня форма обрядов не являются определяющими.
Среди учеников Р. Нигматулина 23 доктора и 50 кандидатов наук, 3 директора академических институтов, 1 член-корреспондент РАН. Политическая деятельность [ править править код ] Избирался депутатом Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан в 1995 и 1999 годах. В 1999 году избран депутатом Государственной Думы РФ по Кировскому одномандатному избирательному округу Республики Башкортостан, выдвигался непосредственно избирателями. Был членом депутатской группы « Регионы России », членом Комитета по экологии, председателем Высшего экологического совета. На съезде Всемирного конгресса татар август 2017 года, Казань избран членом национального совета «Милли шура» [1]. Звания и награды.
Многогранный талант Роберта Нигматулина (К 75-летию академика)
В 1987 году Р.И. Нигматулин был избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1991 году академиком РАН. Главная» Новости» Нигматуллин академик выступление. Биография и личная жизнь академик Роберта Нигматуллина. Карьера. Сейчас вы здесь: Главная» Новости и события» Факты» Академик Нигматулин: «Мы должны говорить правду». Академик Роберт Нигматулин рассказывает о своих взглядах на решение проблем климата, российской науки и российской экономики. Биография и личная жизнь академик Роберта Нигматуллина. Карьера.
Академик Нигматулин: директор Института океанологии уволился после проверки, устроенной Минобрнауки
Примерно 750 млрд [долларов вывезено] с 2008 года, и вывоз капитала продолжается. Никого это не волнует. Значит, нет социальной сферы. И нам рассказывают про предприятия культуры и науки — а мы совершенно не доплачиваем сотрудникам этого сегмента. Теперь о доле среднего класса. Вообще во власти это мало кого беспокоит. У нас сверхвысокая концентрация сверхбогатых. Что в результате?
Не все! На одной нефти не проживешь. Мы обычно преувеличиваем значимость своей нефти. Вот в Саудовской Аравии они столько же нефти производят, как и мы. Примерно 500 или миллион тонн, но у них народу там 30, что ли, миллионов, а у нас 145, понимаете?
На душу населения нужно смотреть. Поэтому на нефти и газе не проживешь". Нигматулин считает, что мало говорить, что "мы извлекли уроки", и задаёт ряд риторических вопросов президенту и руководству России. Военных самолетов мы стали мало выпускать. Поэтому вот так вот говорить, что мы извлекли уроки… Ты должен, во-первых, покаяться, что такое сделали.
А мы предупреждали! Не слушали же… И потом, ну хорошо, покаялись, но нужно же людей поменять! Эти люди, которые там сидят, минпромторг и так далее, это социологи, переводчики. Ну как вы хотите поднять машиностроение социологами, переводчиками?! А кто министерство образования, науки возглавляет?
Посмотрите, кто там. Ну ладно министр, он ректор был, а все-таки второсортного университета, второй категории. Ведь всегда министерство высшего образования, государственный комитет по науке возглавляли академики, самые квалифицированные люди. Они определяли политику отраслей. А кого вы поставили?
И вот с этим уровнем правительства вы хотите поднять нашу промышленность, машиностроение, авиационную, автомобильную отрасль?
Какая разница, где выше, а где ниже? Сравнение с другими странами тем более, находящимися с нами даже не в одном районе бесполезно и используется только для манипуляций. По Вики одно из определений среднего класса - человек, который тратит от 10 до 50 долларов в день на свои расходы.
Это условно 30К рублей в месяц. Методики можно использовать любые. Опять же про доход - цифры из головы какие-то. Раскулачить богатых!
Давайте раздадим деньги этих миллиардеров в указанные страны, чтобы у нас миллиардеров было меньше, чем у других стран. Ок, это тоже не утверждение, а предположение, но как минимум нельзя судить о проблеме просто по количеству дел. Может в 2011 году до суда дошло 72К чиновников, а в действительности коррупционерами было 300К, а в 2022 году до суда дошло 120К чиновников, а в действительности их было 150К? Такое в принципе возможно?
Ответ очевиден: да. Поэтому цифры бессмысленны без логических выкладок. Это что за страна такая? Опять же, зачем сравнивать с соседями, особенно живущими в совершенно других условиях?
Плюс вредительские реформы от чиновничества.
Заварицкого не тронули. Что-то зависело и от академиков. И не дай нам Бог испытать революционный взрыв, после которого власть могут захватить не только жестокие, но и ничтожные. Тогда меч, мерзавцы и безумная толпа будут карать и виноватых, и невиноватых, а более удачливых испытывать на мужество. Сейчас ведётся много споров о том, каким должен быть учебник истории России для школы.
На мой взгляд, нужно, чтобы в нем было стремление понять проблемы наших предков и сочувствовать им. Надо отказаться от одномерных оценок руководителей страны и их оппонентов. У каждого главы государства, оппонента и революционера, у каждой эпохи надо отмечать вышеупомянутый набор характеристик его деятельности, отмечать с учетом исторических условий и достижения страны, и провалы, и трагедии в их единстве. В любом случае нужно воспитывать единое ощущение причастности к своему Отечеству, к своим предкам, порой боровшихся друг с другом. Чтобы на первый план выступали научный анализ «белых, красных и черных сторон», сочувствие своему народу, сострадание невинно убиенным, уважение к достижениями, а не ругань своих царей, генсеков, президентов, бунтовщиков и революционеров. Меру ответственности всех вовлеченных в исторические события, виновных в преступлениях, в безумных реформах, отсутствия созидательной воли и интеллекта надо отмечать, но не возвышаться над ними.
Не менее важно на уроках развивать память, культуру, способность излагать и обосновывать свои мысли, чтобы они научились формулировать уроки истории, учитывая открывающиеся факты. А моральные суждения лучше перенести в художественную литературу, театр и кино, где допустимо и часто интересно творческое воображение художника для домысливания своего варианта художественного образа исторической личности в рамках известных исторических событий. Тут могут быть разные симпатии и антипатии. Но учитывая, что утверждение пушкинского Моцарта: «… гений и злодейство — две вещи несовместные» действует только в мирное время, а во время войн и революций гений и злодейство перемешиваются и совмещаются даже в одном лице. Многоязычие — основа многоэтнической гармонии. В мире имеется около 7000 языков.
Например, малые северные народы России говорят по-русски, хотя у них есть свои языки. В мире ежегодно исчезают не только виды животного мира, но и десять малых языков. Я нерелигиозный человек, но когда начинаешь рассматривать живое и неживое, о способности языков народов выражать все великое разнообразие жизни, то моя научная нерелигиозность ослабевает и даже стремится к нулю. Представьте все разнообразие живого мира, тысячелетиями не только воспроизводящего себя, но и эволюционирующего. Представьте муравьев и пчел с их сложнейшими системами коллективной организации, птичек и огромных птиц, рыбок и огромных рыб, мышек и огромных тигров, львов, медведей, слонов и китов, разнообразие их инстинктов, и, наконец, человека — царя природы. И все это — как результат стохастических молекулярных процессов, начавшихся с неорганической материей «всего» около миллиарда лет тому назад.
Мой научный атеизм не может победить «предрассудок»: кто-то неведомый с неведомыми помыслами и сверхразумом запустил этот процесс. Для меня каждый язык любого народа — это нечто божественное. Нельзя придумать живой язык. Эсперанто, придуманный человеком, не приживается. Когда исчезает язык какого-то этноса, умирает часть мировой цивилизации. Это невозвратимая потеря человечества, беда «интеллектуальной экологии».
Я знаю только один пример возрождения практически умершего языка. Это, когда евреи, собравшиеся в Израиль из разных стран и разговаривавшие на разных языках немецком, английском, русском, испанском и др. На иврите уже никто не разговаривал, поэтому каждой языковой группе пришлось преодолевать одинаковый для всех барьер. И израильтяне смогли. Никто не потерял свой язык с места своего рождения, но каждый приобрел язык своих далеких предков. И это является величайшим национальным и духовным подвигом, скрепившим Израиль.
Удивительный факт. Среди людей, страдающих в конце своей жизни болезнью Альцгеймера потерей памяти из-за деградации мозга , те, кто владел несколькими языками, сохраняют большую память, и болезнь менее критична. В многоэтничной стране этническая гармония достигается через многоязычие народа. Это очень важно, потому что, если язык какого-то малого народа будет рассматриваться как ненужный, то многие люди этого народа будут бунтовать даже после утери этого языка. Никто не согласится, если скажут, что его прадеды, которых мы никогда не видели, были хуже, чем прадеды другого. Что один язык лучше другого.
Это невозможно и не нужно признавать. Поэтому надо содействовать сохранению всех языков, несмотря, на естественные процессы умирания этносов. Мы смертны, но мы стараемся продлить жизнь каждого, что является фундаментом гуманизма. В Швейцарии четыре государственных языка: французский, немецкий, итальянский и ретороманский. На последнем говорят всего несколько процентов. И государственность языка меньшинства — это нормально.
Должно быть так, чтобы в государственных структурах можно отстаивать свои интересы на любом из этих языков. Как можно понять президентов Украины, которые говорят о свободном использовании русского языка, но русский язык не должен быть государственным? Хотя он веками был там таковым. Он должен носить статус государственного, то есть быть под защитой государства. Как можно оправдать правящие режимы в Прибалтике, которые во имя понятного стремления расширить функции латышского, литовского и эстонского языков вопреки европейским нормам препятствуют государственности русского языка, на котором говорят около половины населения? Все такие действия — типичные проявления серости, эгоистичности и убогости чиновничества и национализма миллионов.
Каждый язык, которым пользуется какая-то заметная часть населения, должен носить такой статус. В частности украинский язык должен иметь государственный статус и в России. Это не значит, что все должны изучать все государственные языки. Это означает, что государство должно заботиться о его преподавании в соответствующих школах, о их сохранении и развитии, о возможности людей защищать себя на родном языке. Это особенно важно, если язык сконцентрирован только в этом месте. Более того, общество должно поощрять многоязычие человека и понимать, что каждый дополнительный к языку матери язык делает человека интеллектуально богаче и умнее.
У меня есть друг, профессор George Yadigaroglu, он живет в Швейцарии. Он грек, родился в Турции, жена у него - франкоязычная швейцарка, у них два сына. При мне сыновья по телефону со своим дедом-греком говорили по-гречески, с мамой - по-французски. Джордж был профессором в США и его семья жила там. Его сыновья окончили там школу. Английский — как родной.
Потом семья переехала в Швейцарию, и сыновья Джорджа учились в университете в Цюрихе, где обучение на немецком. Оба инженеры. У них четыре практически родных языка. Но они учили еще испанский и турецкий. Сравните их интеллект с одноязычным большинством в России и в США? Я их спрашивал: «Когда сборные Финляндии и Швеции играют в хоккей, вы за кого болеете?
То есть шведско-язычные граждане Финляндии — патриоты Финляндии, той страны, в которой живут. Но свой язык они сохраняют, и финско-язычное большинство помогает им в этом, признав шведский язык вторым государственным языком. А в Казани и Уфе в татарско-башкирских семьях владеют только русским языком. А когда ведут речь о введения татарского и башкирского языка в школах большинство возмущается. Нужно понимать, что ничего хорошего не получится без серьезных усилий учиться, причем не только своей профессии. Появилась свобода — не хочешь учиться с усилием, не надо, что популярно в США.
Я против такой свободы. Народ надо заставлять учиться и тренировать свой мозг. В СССР, если ребенок плохо учился, его прорабатывали пионеры, комсомольцы, вызывали маму, потом папу. Если не помогает, писали папе в парторганизацию, что он плохо воспитывает свое дитя. Если бы отец Паганини не заставлял своего сына играть на скрипке, не было бы великого Паганини. Мы не должны говорить: «Нам не нужен твой осетинский или еще какой-то язык», и это не значит, что все обязаны его учить, но мы должны помочь его сохранить, раз представляем великую нацию.
Это очень важно. Спокойная ассимиляция относительно небольшого этноса преобладающим этносом сопровождается накоплением скрытой пассионарности, которая может стать разрушительной. То, что многие башкиры и татары в городах, не знают свой родной язык, — очень плохой показатель. Кстати для меня башкирский и татарский языки настолько близки там, в основном только фонетические различия , что для меня это единый татарско-башкирский. В 1990-е годы некоторые возбужденно говорили: «Надо заставить русских учить башкирский язык». Я отвечал: «Вы свою жену и детей сначала обучите, а потом думай о русских».
Но что надо делать в Башкортостане, как и Татарстане и других республиках России, так это создавать условия для развития башкирского и соответственно остальных языков России, и ни в коем случае не возмущаться развитием школ с «национальными» языками. Надо стимулировать людей изучать «национальный» язык. Основа межэтнического мира - понимание, что каждый язык - это духовный дар. Языкам небольших народов трудно выживать, но надо все делать для того, чтобы они сохранялись. Вот это и есть государственность всех языков Российской Федерации и важная основа межэтнической гармонии и интеллектуальной силы страны. Они с детства слышали и говорили на титульных языках этих республик — украинском, армянском, узбекском, татарско-башкирском, чеченско-ингушском, бурятском, мордовском, марийском и других языках России и СССР.
Я заметил, что они не только обладают более активным умом, но очень часто лучше и грамотнее в русском языке, чем их коллеги, в том числе и русские, учившиеся только на русском языке. А это особенно заметно у тех, кто язык своих родителей подкрепил занятиями этим языком в школе. Многие в республиках опасаются, что распыление сил школьника на два языка — русский и язык малой родины — приведет к ухудшению грамотности в русском языке и проблемами при поступлении в вуз. Часто, но не всегда, это действительно так к моменту окончания школы. Но к годам 25-ти двуязычные а фактически с двумя родными языками вырываются вперед. Парадоксально, но их русский язык грамотнее и богаче.
Они более фундаментальны и шире смотрят на все обстоятельства. Среди них меньше проявлений химерного национализма. Как и в физической культуре, большие усилия в молодости в занятиях спортом приводят к укреплению физической силы и здоровья, так и большие усилия в молодости на учебу всегда вознаграждаются развитием более сильного ума. Мой друг, академик Ривнер Фазылович Ганиев первые 7 классов учился в татарской школе в Башкортостане. А в 8-й класс перешел в русскую школу. Он сначала мало, что понимал на уроках и вынужден был все задания учить наизусть, а в 10-м классе его сочинения по русской литературе читали одноклассникам как образцовые.
Поэтому для поддержки выпускников национальных школ я предлагаю экзамен ЕГЭ по родному языку для поступления в вуз разрешать сдавать по двуязычному регламенту русско-татарскому, русско-башкирскому, русско-чеченскому и т. Если они получат хорошие баллы, то к моменту окончания вузов их русский язык будет богаче и грамотнее, чем у тех, кто изучал и сдавал ЕГЭ только по одному родному языку — русскому. И это сделает нашу страну более сильной. Все, что здесь обсуждалось по родным языкам, ни в коем случае не должно отвлекать от овладения иностранными языками в школьные годы. Многоэтничность личности. Помимо многоязычия личности я хотел бы обсудить не очень распространенное понятие — многоэтничность личности.
Объясню на собственном примере. Я татарин, родившийся в Москве, в детстве дома начавший говорить на татарском и русском языках, получивший образование и ставший профессором в Москве. И для меня русский и татарско-башкирский языки и культуры, все русские, татарские и башкирские национальные переживания являются родными. Я считаю себя и татарином, и русским, и башкиром, и считаю это нормальным. Это не значит, что все в татары и башкиры должны так себя осознавать, но возможность быть носителем духа нескольких этносов - это нормально, тем более что сейчас увеличивается количество Иванов Ахметовичей, Ахметов Петровичей и Владимиров Исааковичей: мама одной национальности, папа - другой. А ведь есть и такие, у которых дедушки и бабушки имеют разные национальности этнические происхождения.
Сейчас мы не указываем в паспорте национальность, не в этом дело. Важно кем ты себя ощущаешь. Есть такие люди, которые могут про себя сказать: «Я и русский, и еврей, и украинец». Это нормально. Многоконфессиональность нации и личности. В них население исповедуют разные религии.
Думаю, наступит время, когда появится много людей, которые будут исповедовать одновременно несколько религий, в частности, основные религии в России - христианскую, мусульманскую и иудейскую. Ведь они имеют общую основу. Бог один, только набор пророков посланцев Бога несколько различается. По всем трем религиозным воззрениям Создатель дал людям свободу выбора. Разъяснения пророков часто очень общи и трактуются по-разному. И без науки и духовности мы и наши потомки не сможем находить правильные и справедливые пути в меняющемся мире с растущими возможностями менять и даже разрушать окружающий мир.
В той связи вспомню Николая Николаевича Боголюбова 1909-1992 , великого русского математика и физика ХХ века. Он происходил из семьи православного священника и сам был глубоко верующим христианином. В Азербайджане мне рассказали следующую историю о нем, когда он был в Баку. Ему показали мечеть, войдя в нее, отошел в угол и стал молиться. Конечно, он произносил христианскую молитву. Глубоко верующим мусульманином был выдающийся физик-теоретик, нобелевский лауреат Абдус Салам 1926-1996 , выходец Пакистана, кембриджский профессор.
Он пять раз в день совершал свою молитву намаз , хотя его жена была англичанка. Для человека высокого уровня форма обрядов не являются определяющими. В будущем образованные и культурные люди будут способствовать гармонизации многоязычного и многорелигиозного мира. Майков И в заключение поговорим о пороках общественной жизни. Первая беда заключается в том, что киноартисты, СМИ, шоумены гораздо сильнее влияют на общественное мнение, чем мы, ученые. На телевидении освоены технологии иллюзий, которые выглядят убедительней, чем аргументы специалистов.
Царит легковесность, крикливость. Вот слова Маргарет Тэтчер: «В наш век специалистов по воздействию на общественное мнение очень опасным становится увлечение лидеров модой, отказ от здравого смысла и твердых убеждений». В этих условиях в странах западных демократий аномальное влияние приобретают небольшие сплоченные группы, вынуждающие лидеров идти на удовлетворение их требований, разрушающих базисные устои. Например, «сексменьшинства» добились, что однополые браки приравнены к традиционным бракам мужчин и женщин. Речь не о запрете совместной жизни однополой пары и соответствующего юридического оформления такой «однополой семьи». Но она не должна быть приравнена к традиционной семье, особый статус и даже святость которой связана с религиозным таинством рождения детей.
В условиях нынешних технологий в СМИ побеждает не та партия и не тот лидер, кто лучше готов к принятию государственных решений, а тот, у кого больше денег на избирательную компанию, и у кого лучше актерские данные. Кто победит на теледебатах, маршал Жуков или артист Михаил Ульянов, играющий маршала Жукова? Конечно, великий актер, а не великий маршал. Мнение специалиста порой важнее мнения сотен, далеких от понимания проблем.
Биография Талгата Нигматулина
Академик Роберт Нигматуллин заявил на Общем собрании Российской академии наук недовольство позицией президента РАН Александра Сергеева. Нигматулин Роберт Искандерович Доктор физико-математических наук, академик РАН. Научный руководитель Института океанологии, академик и член президиума Российской академии наук Роберт Нигматулин во время визита в Башкирию потребовал восстановить в должности старшего научного сотрудника Института этнологических исследований Уфимского. Репортаж о выступлении академика РАН Роберта Нигматулина на Международном экономическом форуме в Орле появился накануне в ряде открытых интернет-ресурсов. Биография и личная жизнь академик Роберта Нигматуллина. Карьера. Биография на Роберт нигматулин академик ран, нурлан нигматулин последние новости. 6 сентября 1962 г Эльмень скончался в доме юга ЦИК Чувашской АССР в Ильинке.
Академик Нигматулин: директор Института океанологии уволился после проверки, устроенной Минобрнауки
Роберт Нигматулин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость». Звания и награды Роберта Нигматулина Член Национального комитета России по теоретической и прикладной механике Член редколлегий ведущих международных журналов по механике и теплофизике Лауреат премии Ленинского комсомола (1973) Лауреат. Роберт Нигматулин — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Нобелевка по химии могла бы быть нашей.
Талгат Нигматулин - биография, новости, личная жизнь
Реорганизация АН РБ позволила активизировать сотрудничество академических, вузовских и отраслевых институтов, увеличить финансирование институтов за счет республиканского бюджета. В 1996 г. На протяжении 13 лет он руководил деятельностью огромного разнопланового научного коллектива, включавшего институты математики, механики, физики, химии, биологии, биохимии и генетики, гербицидов, технологии металлов, геологии, экономики, добычи нефти, транспорта нефти, переработки нефти, нефтехимии, филологии и истории, медицины труда, глазных болезней, сельского хозяйства. На посту Президента Академии наук РБ проявилась широчайшая эрудиция академика Нигматулина и его научно-организационный талант. Активизировалась не только научная деятельность ученых, но и их работа в государственных органах, повысился авторитет науки. За счет республиканского и федерального бюджетов было начато строительство жилья для ученых, был построен современный лабораторный корпус для институтов УНЦ РАН. В это время Р. Нигматулин параллельно с научной работой ведет активную государственную деятельность. Он возглавил разработку программ социально-экономического и гуманитарного развития Башкортостана.
Впервые был разработан межотраслевой баланс экономики Республики. В 1995 году академик Нигматулин был избран депутатом Государственного собрания РБ, а в 1999 году в условиях острой борьбы — депутатом Государственной Думы РФ, где возглавил Высший экологический совет. Он руководил созданием важнейшего закона о регулировании работ с облученным ядерным топливом, который был принят в 2001 году. Как депутат Государственной думы Р. В 2006 году академик Р.
Выслушал, не ограничивая во времени каждого из нас. Сделал несколько интересных комментариев. Только после этого, то есть после встречи с нами кандидатами, было решение о допуске пяти кандидатов в том числе и меня и недопуске двух кандидатов к выборам", - вспомнил академик. В нынешней кампании, по мнению Нигматулина, президент страны, видимо, из-за особо напряженного режима, был очень занят и положился на кураторов науки в правительстве. В конце концов, члены Академии наук и я в том числе имеем не меньшие заслуги перед нашей страной и государством, чем те, кто принимает такие решения по академикам, - сказал Нигматулин.
Окончил МВТУ им. Баумана в 1963 году и механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова в 1965 году, доктор физико-математических наук, профессор. Научная деятельность Работал в Институте механики МГУ и преподавал на механико-математическом факультете. Является научным руководителем физфака ТюмГУ см.
Ширшова РАН. С 2017 г.
С 2010 г. В разные годы в качестве приглашенного профессора читал курсы лекций в университетах США, Китая, Франции, Великобритании. В 2017 г. Роберт Нигматулин баллотировался на пост президента Российской академии наук, был выдвинут 129 членами РАН. Прошел во второй тур выборов. В 2022 г. Однако кандидатура Нигматулина на прошла согласование в правительстве РФ, в результате он не был допущен к выборам.
Роберт Нигматулин является специалистом по разным научным направлениям: прикладной математике, механике, теплофизике, термодинамике, нефтяным, химическим и ядерным технологиям, океанологии, экологии и др. Создал научную школу в области механики и гидродинамики. Автор идеи управляемого термоядерного синтеза в кавитационных микропузырьках пара - так называемого пузырькового термоядерного синтеза термояда. В перспективе реакторы на основе "пузырькового термояда" могут стать альтернативой конструкциям, построенным по наиболее распространенному в настоящее время принципу "токамак". Одновременно с научной и преподавательской занимался политической деятельностью.
Роберт Нигматулин
Текст научной работы на тему «Академик РАН Роберт Искандерович Нигматулин – жизненный путь в науке (к 80 – летнему юбилею)». Академик Нигматулин о министре промышленности: это все равно что меня назначить руководить театром». Как рассказал RTVI научный руководитель Института океанологии, академик Роберт Нигматулин, увольнение директора связано с проведенной летом внеплановой проверкой института, инициированной Минобрнауки. Звания и награды Роберта Нигматулина Член Национального комитета России по теоретической и прикладной механике Член редколлегий ведущих международных журналов по механике и теплофизике Лауреат премии Ленинского комсомола (1973) Лауреат. Заведующий кафедрой, Академик РАН, д.ф.-м.н. Нигматулин Роберт Искандерович. уллин — крупный ученый в области механики, создатель признанной в мире ведущей научной школы по механике многофазных систем.