Новости зачем сжигают чучело в масленицу

В первые дни масленичной недели его встречали и задабривали, а в последний день — сжигали на большом костре. Масленица, Сжигание, Запрет, Язычество, Длиннопост. это такой масленичный обряд. Апофеозом недельных празднеств всегда является сожжение чучела Масленицы.

Откуда пошла традиция сжигать чучело на Масленицу?

Считалось, что чем больше будет костер, тем теплее и урожайнее будет лето. Пока горит Масленица, в костер также бросали старые ненужные вещи, одежду и предметы быта. Таким образом люди избавлялись от всего ненужного, что хранилось у них дома. Когда чучело сгорало, молодежь прыгала через догорающий костер. Пепел, оставшийся после костра, развеивали по полям для хорошего урожая. Кроме того, в конце Масленичной недели сжигались все остатки блюд, которые не удалось доесть за праздник. Считалось, что это поможет воздерживаться от пищи в первые дни Великого поста.

На Масленицу обязательно поминали предков. В некоторых регионах в воскресенье ходили на кладбище — «прощаться» с духами умерших, которые, как считалось, всю неделю находились рядом с потомками.

Один из самых важных атрибутов этого праздника — угощения, и в первую очередь блины. Их пекли практически каждый день Масленицы. Такое блюдо имеет глубокое сакральное значение. Продукты, из которых готовили тесто молоко, мука, вода символизируют жизнь, плодородие. Круглые, румяные, горячие, — блины являются символом солнца, свет которого дает жизнь, а значит, обновления и плодородия. Такое блюдо ели горячим, что намекало на радости земной жизни. Некоторые ученые утверждают, что блины — это традиционное славянское поминальное блюдо. Их подавали на трапезах, раздавали нищим, чтобы те помянули усопших.

Именно блины славяне использовали в качестве ритуальной пищи, задабривая духов, которые, по преданиям, жили в кронах деревьев. Их воплощением считались птицы — пернатым отдавали первый испеченный самый вкусный блин. В этом был и практический смысл: так славяне подкармливали птиц, вернувшихся из теплых краев. Сегодня сакральный смысл этого блюда известен не многим, но популярности блины не утратили. Однако в современном ритме жизни у хозяек не всегда есть возможность потратить время на приготовление такого лакомства. Чтобы соблюсти традиции, но не возиться с тестом, стоит попробовать блины «Сытый папа» или блинчики «С пылу с жару». Специально к Масленице в линейке «С пылу с жару» есть вкуснейшие блинчики : в них можно завернуть любую начинку — от сгущенки с орешками до грибов или сливочного сыра. Календарь Масленицы Сегодня этот праздник длится не один день, а целую неделю, заканчиваясь Прощеным воскресеньем.

Подготовка к нему начиналась заранее: хозяева тщательно убирали в доме, выбрасывали или сжигали сор, ненужные вещи. В народном календаре каждый день Масленицы имеет свое название, приметы и традиции. Сегодня их соблюдают не все, многие обычаи отошли в прошлое. Описание дней Масленицы Понедельник называется встречей. В этот день народ «встречается» с чучелом Масленицы. В древние времена его возили на санях, а затем устанавливали на горе или холме. Это веселый день, наполненный песнями, смехом и катаниями с горки. Вторник называется заигрышем.

Именно с этого дня начинаются различные гуляния, развлечения: катание на санках или ледянках, представления, концерты ряженых, скоморошьи представления. Обязательный их участник — Петрушка. Среда называется переломом или лакомкой. В этот день хозяйки готовят блины с самыми различными начинками, другие праздничные блюда. В торговых рядах появлялись палатки, где можно было купить чай или пряники, орехи. Четверг называют широким, разгулом.

Ни в коем случае нельзя выбрасывать блины, даже если они пригорели или получились невкусными, это грех. Нужно отдать их на съедение птицам или животным. С выпеканием блинов связано много интересных примет: если тесто получилось слишком соленым, в нынешнем году будет пролито много слез; тесто случайно разлилось — значит ждите внезапные события; все блины подгорели, год будет неудачным; тесто хорошо румянится и не подгорает, год будет легким и радостным на события. На заметку!

В 2020 году Масленица будет 1 марта, а Масленичная неделя начинается с 24 февраля. С чем связано сжигание чучела бабы на Масленицу Поскольку Масленица символизирует проводы зимы и долгожданный приход весны, представить ее без обряда сжигания чучела невозможно. Таким образом еще наши предки избавлялись от надоевших холодов. Куклу делали из соломы, лоскутов ткани и старой одежды, чем-то по внешнему облику она напоминала женщину. Затем в разгар веселья ее сжигали на костре, как знак того, что зима наконец-то закончилась. Теперь можно ждать тепла и готовиться к предстоящим посадкам. Некоторые историки выдвигают еще одну версию возникновения этой необычной традиции. В мире язычества существовала богиня смерти по имени Морена. Считалось, что в ту семью, в которой будет делать чучело к празднику, несчастье и смерть не придут.

Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно. Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды. Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций». Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч.

Лента новостей

  • Зачем сжигают чучело на Масленицу
  • Почему так называется?
  • Читайте также
  • Как правильно загадать желание, когда сжигают чучело на Масленицу
  • История праздника Масленицы

Зачем сжигают чучело на масленицу?

Многие не задумываются над тем, что за чучело сжигается на Масленицу, и что оно символизирует. Откуда пошла традиция сжигать чучело, водить хороводы и почему готовить принято именно блины, а не любую другую выпечку? Другая традиция на Масленицу – сжигание чучела. Чучело Масленицы, возможно, символизировало смерть, а не зиму. Кульминацией Масленицы обычно является традиционное сжигание соломенного чучела.

Кукла и чучело Масленицы: значение оберега

Само чучело символизирует собой нечто схожее с птицей Феникс. Потому вместе с ним принято сжигать также старые вещи, а сам пепел развеивается по полям землепашцев и огородам с тем, чтобы обеспечить в наступившем году богатый урожай. Принято считать, что вместе с чучелом сгорают беды и проблемы прошлого, кончается зима и наступает весна. Вокруг костра водят хороводы с песнями.

Само чучело символизирует собой нечто схожее с птицей Феникс.

Потому вместе с ним принято сжигать также старые вещи, а сам пепел развеивается по полям землепашцев и огородам с тем, чтобы обеспечить в наступившем году богатый урожай. Принято считать, что вместе с чучелом сгорают беды и проблемы прошлого, кончается зима и наступает весна. Вокруг костра водят хороводы с песнями.

Что такое Масленица? Праздник Масленица является пограничным между зимой и весной, сохраняет черты элементов славянской мифологии, которая сформировалась до крещения Руси. Он длится одну календарную неделю. После него наступает Великий пост, до которого от начала торжеств ровно 56 дней. Тем веселее и с большим воодушевлением отмечается этот семидневный отрезок. Почему так называется?

Празднование Масленицы на Руси Название произошло от масла, которое, как и другие молочные продукты, будет под запретом после окончания недели. Ровно по завершении Прощеного воскресенья начнется семинедельный Великий пост, а семидневка перед ним получила название Масленица. Но впрочем оно не всегда было таковым. Раньше праздник именовался Комоедицей, а начало этого сложного слова означало у древних славян медведя. Как раньше называлась Масленица? Ведь он хозяин меда, а для древних русичей это лакомство — источник здоровья и силы. Поэтому благословенный праздник назывался Комоедицей. Интересный факт: когда говорят, что первый блин комом, то это неправильно. Первый круглый и пышный символ Масленицы якобы отдавался «комАм», то есть предназначался для медведей, чтобы их задобрить.

Масленица — языческий или православный праздник? Изображение бога Ярило, который символизирует собой Солнце Часть традиций праздника идет от языческих обычаев древнеславянских народов. Он изначально символизировал весеннее равноденствие, когда ночь становилась короче, а день длиннее. Обычно этот момент выпадал на 20-21 марта, и бог Ярило, символизирующий Солнце, начинал растапливать сугробы. Но после Крещения Руси какое-то время церковь не принимала эти обряды, хотя и не запрещала их. Православная церковь изначально не включила ее в святцы, но поскольку в Библии есть упоминание Сырной недели и Прощеного воскресенья, впоследствии они органично вошли в недельное празднование.

Зачем на масленицу сжигают чучело Зачем на масленицу сжигают чучело Дата публикации: 23. И в данной публикации мы расскажем, зачем на Масленицу сжигают чучело, откуда это повелось и что символизирует. Одним из непременных атрибутов праздничных гуляний является изготовление, а затем сжигание чучела Масленицы. Традиция сжигания на Масленицу чучела уходит корнями в давние времена. Делали чучело обычно в первый день Масленичной недели, а сжигали — в последний. Чучело делали в человеческий рост, на голову повязывали платок, а к руке крепили сковороду, на которой всю неделю пекли блины, и блин. Процесс изготовления Масленицы сопровождался пением и плясками.

Как называется чучело, которое сжигают на Масленицу?

Почему сжигают чучело на Масленицу? Что сжигают на Масленицу – читайте о том, чье чучело (Зимы или Масленицы) предают ритуальному огню, зачем, что сжигают вместе с куклой. Главные новости» Эксклюзив» Зачем люди сжигают чучело в завершении Масленицы: суть главного обряда православных. А еще на смену сытной масленичной неделе приходит великой пост, так что народные веселые забавы неизменно сопровождаются смакованием блинов, пирогов, пельменей.

Как называется чучело, которое сжигают на Масленицу?

Чучело всегда похоже на женщину. Символизирует оно зиму, с которой жители хотят попрощаться. Традиция пришла еще с дохристианских времен — кострами славяне встречали весну. Костер символизирует скорый приход тепла и его победу над зимней стужей. Считается, что огонь обновляет каждого человека, даря ему шанс на улучшение своей жизни. Сжигание чучела — это прощание с зимой и со всеми проблемами, болезнями и неудачами, которые случились в прошлом году. В костер можно бросить неприятные воспоминания, которые не дают душе раскрыться навстречу чему-то светлому и доброму. Добавьте новости "Курьер.

Бердск" в избранное - и Яндекс будет показывать их выше остальных. Если вы станете очевидцем чрезвычайного происшествия или чего-то необычного, вы можете делиться с нами новостями! Добавляйте в свои телефоны наш номер 8953-878-90-10 WhatsApp и подписывайтесь на аккаунт в Instagram.

Чтобы не навлечь на себя горе, неудавшуюся выпечку лучше отдать птицам или бродячим собакам. Наши предки считали, что, первый раз выпекая блины на Масленицу, человек «печет» свою дальнейшую судьбу. Поэтому наши бабушки и дедушки советуют крайне внимательно обращаться с праздничным угощением. Чучело Масленицы тоже сжигают не просто так: костер символизирует жар земли, пробуждающейся ото сна, а чучело — холодную зиму, лишенную своей власти. Сжигая зиму на костре, наши предки призывали весну, чтобы снова начать возделывать землю и растить урожай. По народному поверью, костер необходимо делать большим и высоким: чем выше костер, тем удачнее будет год.

Девушки, желающие завоевать любовь своего избранника, могут забрать домой два уголька от масленичного костра: один хранить у себя, а второй оставить у дома любимого человека.

Пора веселиться, кататься на санях, объедаться блинами. И… разрывать на части приготовленную к этому случаю соломенную куклу, сжигать её, а солому или золу разбрасывать по полю.

Так совсем ещё недавно широко отмечался едва ли не самый значительный праздник народного земледельческого календаря. Чем же так насолила нашим предкам зима? Чем вызвано столь негуманное отношение к её олицетворению — Масленице?

Статьёй о происхождении Масленицы мы завершаем цикл, посвящённый специфике отношений полов в глубокой древности и следам этой древности в настоящем см. В масленичные дни никто не остаётся в стороне от игр, забав и веселья худ. И для этого перенесёмся, разумеется, мысленно, в зимнюю русскую деревню, отступив по оси времени на столетие-другое назад.

Что же мы увидим? Землю сковал мороз. Выпал первый снежок.

Он ещё неглубок, легко скользят сани, и, как мы знаем ещё со школы, радостные чувства переполняют душу крестьянина. Были бы руки на месте да топор наточен, и дрова будут заготовлены на всю зиму. А как насчёт провизии?

И здесь, надо думать, всё в порядке. Запасы зерна только початы, в подполье полно репы, редьки, брюквы, запасены клюква, брусника, мёд, насушены грибы, наквашена капуста... Крестьянских запасов хватит и на зиму, и на весну, и на значительную часть лета.

Вот поближе к осени будет труднее. Но мы говорим не о завершении цикла потребления запасов, а о его начале, о зиме. Как видим, питать к ней ненависть никак невозможно.

Разве что недолюбливать зиму за январскую стужу и большой расход лучины. Но стоит ли из-за этого так измываться над Масленицей? Есть у зимы и свои прелести.

Ведь только в пору, когда спит природа, можно отдохнуть от изнурительного труда в поле, на сенокосе, в огороде. А сколько радости доставляют детям зимние забавы. Нет, зима решительно не заслужила такого к себе отношения.

Но тем не менее факт остаётся фактом: зиму провожают с жестокой радостью. Откуда же эта жестокость? Чучело Масленицы «спаслось» от сожжения, попав в музейную экспозицию Российский этнографический музей Интересно, как объясняют глумление над Масленицей этнографы?

Вот что, обобщая сложившиеся взгляды по поводу уничтожения Масленицы, пишет И. Шангина: «Одни [исследователи — В. После ритуального убийства оно должно было воскреснуть в виде полного зерном колоса.

Смех, сопровождавший растерзание чучела, должен был обеспечить убиваемому существу новую жизнь и новое воплощение. Другие учёные полагают, что разрывание антропоморфного чучела на части означало, что устраняется нечто нежелательное человеку. Масленицу рассматривали как олицетворение зимы.

Уничтожение масленицы означает уход зимы. Масленица, собранная из старья — тряпок, соломы, всякого ненужного хлама, при сжигании или растерзании должна была дать новое — урожай, благополучие и т. Разница толкований настораживает.

Но при всём своём различии эти два объяснения интересующего нас феномена очень похожи. Оба они пытаются интерпретировать современный смысл растерзания и сожжения соломенной куклы. А ведь известно, что обряды, обычаи и традиции имеют обыкновение изменяться с ходом времени, приспосабливаться к новым условиям, переключаться на обслуживание новых общественных реалий.

При этом, обрастая новыми чертами и зачастую утрачивая прежний смысл, они в течение веков и даже тысячелетий несут на себе печать старого, отжившего, ушедшего. Иначе говоря, обряды, обычаи и традиции представляют собой хронологически многослойное явление. Может быть, в древности обычай уничтожения в огне соломенной куклы был вписан в совершенно другой по сравнению с нынешним контекст?

Может быть, он возник на какой-то иной основе, не в качестве элемента проводов зимы, а затем порядком вещей был втянут в земледельческий календарь? К сожалению, этнография не отвечает на эти вопросы. Потому что не склонна заглядывать в глубины истории, не склонна копать глубже.

Не хочу читать нравоучений, но ситуация, возникшая вокруг заинтересовавшего нас вопроса, заставляет напомнить простую истину. Всякое явление может быть лишь тогда более или менее добротно познано, когда оно исследуется в историческом развитии, от зарождения, через все фазы развития, до схождения с исторической сцены.

Кроме того, такие поделки было принято дарить молодоженам. Считалось, что такая кукла принесет молодой семье достаток, а также защитит от всех бед их будущих детей. Хранили масленичный оберег в «красном углу». Таким образом называлось самое святое место в доме. Там же располагались и Берегиня, Успешница и Крупеничка. Каждую из этих кукол делали в разное время года. Сейчас фигурки чаще всего ставят в гостиной или прямо у входа в дом.

Прощание с Масленицей Доделав большое чучело масленицы, его насаживали на шест и возили на санках по округе. Этот ритуал сопровождался песнями и плясками. Все желающие могли присоединиться к компании и поучаствовать в проводах зимы. Очень часто масленичный поезд состоял из сотен людей. Сжигали куклу обычно на главной площади или за деревней. Перед уничтожением куклы все желающие могли выместить на ней свою злобу, накопившуюся за долгие годы. Люди таким образом высвобождали все свои негативные эмоции и прощались с обидами. Когда куклу сжигали, вместе с ней в огонь бросали старые и ненужные вещи, а также рваную одежду. Это помогало очистить дом от негативной энергии.

В последний день масленичной недели ранее также было принято надевать на жердь деревянное колесо. Оно являлось символом солнца. Сжигая этот деревянный круг, люди стремились приблизить наступление весны. Кроме того, в конце праздничной недели сжигали и все остатки скоромной пищи. В костер бросали остатки блинов, вареников и прочих блюд, которые не получилось доесть за неделю. Это помогало людям воздерживаться от еды в первые недели Великого поста. Для того чтобы привлечь в дом богатство, в горящий костер также бросали монеты. Многие после догорания костра также старались найти их в пепле. Считалось, что такая монетка станет отличным оберегом от бедности и различных проблем.

Раньше факел, который используется для поджигания чучела, давали в руки только главе городе или деревни. Сейчас поджигать чучело может любой. Главное, в процессе мероприятия придерживаться простых правил безопасности. Место для праздника стоит выбирать уединенное. За костром всегда надо следить. Этих правил люди старались придерживаться с давних времен. Когда фигура догорала, молодежь, пользуясь возможностью, прыгала через костер. Таким образом пары проверяли свою любовь. Считалось, что те, кто не разомкнут руки во время прыжка, способны выдержать любые испытания судьбы.

Именно таким образом себя испытывали себя пары, познакомившиеся в предыдущие шесть дней. После сожжения чучела оставшийся пепел было принято развеивать по полям. Это делалось для того, чтобы урожай в следующем году был богатым. Сейчас об истории праздника и значении куклы знают далеко не все. Но традиция сжигать на площади соломенное чучело сохранилась во многих городах. Поучаствовать в таком интересном шоу могут все желающие.

Почему на Масленицу сжигают чучело.

Зачем в кульминации сжигаю чучело, рассказал «МК в Питере» религиовед Евгений Васильев. Давайте посмотрим, как в старину отмечали Масленицу, и узнаем, для чего нужно сжигать огромное соломенное чучело. 5. Сжигать чучело не означает проводить зиму. В последний день Масленицы принято сжигать чучело, а пепел от костра развеять над полями.

Зачем на Масленицу сжигают чучело и почему раньше ему боялись рисовать лицо?

Что и зачем сжигают на Масленицу вместе с чучелом. Церковь терпимо относится к Масленице, однако сжигание чучела не поощряет, относя этот ритуал к языческим. Масленичная неделя завершается Прощеным воскресеньем, когда сжигают соломенное чучело Масленицы – символ зимы. Можно посмотреть на сжигание чучела на Масленицу, но стоит объяснить детям, что это "дурацкая игра", поскольку является наследием языческих времен и отводит от.

Что сжигали на Масленицу

Древние славяне уделяли этому ритуалу особое значение — издревле в него был заложен глубокий смысл, который заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и воскресение. Ритуальное сожжение чучела Зимы, которое приходится на последний день Масленницы, берет свое начало с незапамятных времен, когда этот праздник был языческим. Этот обряд праздника представляет собой своеобразную традицию плодородия и связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; а также плодоносящих сил природы и обновления ее жизненной силы. Древние славяне вкладывали в этот ритуал глубокий смысл, который заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и воскресение. По вполне понятным причинам, этот ритуал не вызывал восторга у христианской церкви. В течение нескольких веков христиане пытались искоренить этот праздник как языческий, но смогли лишь перенести его по срокам и сократить количество дней празднования с четырнадцати до восьми. В дохристианской Руси в качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок.

Обычно огромную куклу наряжали в женскую одежду.

Со временем «Комаедица» превратилась в самостоятельный белорусский праздник, посвященный пробуждению медведя от зимней спячки, встрече весны, который отмечается в этой стране 6 апреля. То, за что мы любим Масленицу, — вкусные, пышные блины — никогда не были символом праздника. Блины всегда считались поминальным блюдом, которым нужно было обязательно «умаслить» предков в земле, чтобы они сделали землю плодородной, а значит, почтить их память блинной трапезой. Статус «символа солнца» и главного атрибута Масленицы появился лишь вXIXвеке из-за ошибки некоторых исследователей от культуры. Угощаясь блинами, наши предки верили в то, что получают частичку могущества небесного светила. Зачем сжигают чучело? Сжигание чучела в последний день масленичной недели символизирует не проводы зимы, а жертвоприношение. Чучело считалось символом плодородия: сжигая его, люди передавали плодородие земле. А пепел, который оставался от сжигания чучела, развеивался над полями.

В некоторых уголках России процесс сожжения чучела вообще полностью повторял похоронный обряд: до сожжения чучело носили по деревне в специальном корыте, имитирующем гроб.

Например, по ночам. Литература изобилует сюжетами об оживших игрушках. Что же случается с нами, когда мы под предлогом «возрождения национальных традиций» водружаем куклу на костер и попираем традиции педагогической культуры?

И проиграет ли празднование Масленицы, если исключить из него обряд сжигания антропоморфной фигуры? Возрождение традиций — дело непростое, оставляющее некоторый простор для творчества. Невозможно построить на месте взорванного когда-то храма новый и делать вид, что это — «тот самый храм». Он похож на прежний по форме и воздвигнут с намерением исправить прошлое.

Но взрыв-то не отменить. И есть существенная разница между храмом Христа Спасителя, воздвигнутым на народные пожертвования в честь победы в войне 1812 года, храмом, стены которого были исписаны именами павших на полях сражений, и нынешним новоделом. Это уже другое здание, другое символизирующее, другие функции выполняющее. Масленица, которую мы справляем сегодня, напоминает обряд, праздновавшийся в старину, но не тождественна ему и по смыслу, и по содержанию.

Для людей прошлого это было культовое действо, священный обряд заклинания Солнца. Жертва огню тогда была не эстетическим и не развлекательным дей-ствием, и обойтись без нее было нельзя. Это, по представлениям наших предков, ослабило бы силу воздействия на высшие силы. Возможно, вообще разрушило бы с ними связь и повлекло бы за собой беду — засуху, неурожай, мор.

Сегодня в дни народных гуляний самолеты разгоняют над Москвой облака, а при необходимости опыляют поля и заливают лесные пожары. Конечно, наша независимость от настроения природы весьма условна. Но уж масленичные костры мы точно жжем не с целью когото заклинать — исключительно для развлечения. И мы вполне, с легким сердцем, могли бы отказаться от действия, сильно попахивающего варварством и к тому же травмирующего детей.

В некоторых детских садах это давно поняли и по крайней мере куклу стараются делать не красивую, а страшную или хотя бы без лица. Но это слабое утешение: смотреть на горящую фигуру все равно неприятно. Как неприятно смотреть на подростков, разбивающих снежками фигурки снеговиков. Нужно как-то проводить зиму?

Отправить ее «куда подальше»? В одной московской школе придумали выход: сложили Масленицу из воздушных шаров, наполненных газом, и в урочный момент отпустили в небо. Вот тут дети от души кричали «Ура! Правда, эта прекрасная идея пришла в голову устроителям праздника не из гуманистических соображений, а по причине необходимости соблюдать правила пожарной безопасности: на территории школьного двора не позволялось жечь костры.

Но если все-таки хочется что-нибудь сжечь дети ведь любят огонь, любят смотреть, как он горит , почему бы не кинуть в огонь что-нибудь такое, что «достойно» подобной участи?

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Главный редактор издания: Авдеева Л. Заместитель главного редактора: Симакина М.

Петербуржцам рассказали, зачем сжигать на Масленицу чучело

Другая традиция на Масленицу – сжигание чучела. Зачем люди сжигают чучело в завершении Масленицы: суть главного обряда православных. Почему на Масленицу сжигают чучело Известно, что Масленица — это изначально языческое праздничное событие. Зачем люди сжигают чучело в завершении Масленицы: суть главного обряда православных.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий