В середине сентября в прокат вышел фильм режиссера и продюсера Валерия Белоцерковского «У людей так бывает». Роль в этой картине стала последней для Владимира Меньшова. Его фильмы разбирали на цитаты, да и сам Владимир Валентинович признавался, что всю его жизнь можно проследить по фильмам.
Народный режиссер: фильмы, которые вписали имя Владимира Меньшова в историю кино
И слезы, и любовь... Фильмы Меньшова будут пересматривать многие поколения | В последние годы Владимир Меньшов активно работает в кино и в качестве актера, и в качестве продюсера. |
Культовые фильмы Владимира Меньшова: «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби» | 360° | Фильм «У людей так бывает», в котором последний раз перед смертью сыграл актер и режиссер Владимир Меньшов, представили на фестивале в Выборге. |
Скончался всемирно известный режиссер Владимир Меньшов | В 2014-м Владимир Меньшов получил премию «Золотой орел» за лучшую мужскую роль второго плана — Эдуарда Балашова в фильме «Легенда номер 17». |
Владимир Меньшов (17.09.1939) - актер, продюсер, биография и фильмография | Ко дню рождения Владимира Меньшова 17 сентября Первый канал покажет документальный фильм «Кто сказал, у меня нет недостатков?», а также его режиссерский дебют – фильм «Розыгрыш». |
Владимир Меньшов: работы в кино и театре
Сегодня утром не стало Владимира Меньшова, режиссера, чьи фильмы любят зрители всех поколений. Фильм, который стал полнометражным режиссерским дебютом Владимира Меньшова, который сразу удостоился положительных отзывов от критиков. Владимир Меньшов: Вся соблазнительная жизнь была понятна через кино. Первая же роль в кино Владимира Меньшова была не эпизодической, а главной.
Последний фильм с участием Владимира Меньшова показали через два года после его смерти
Участвовал в самых первых сражениях Иных за власть. Сейчас работает над устранением нарушителей Договора. Несмотря на то, что обладает огромной силой, никогда не расточает ее понапрасну и старается прибегать к ней в самых крайних случаях. Для многих стал наставником.
Его имя известно всем, а его фильмы давно стали классикой отечественного кинематографа. Казалось бы, ему удалось достичь всего, о чем только можно было мечтать, но немногие знают о том, какие преграды ему приходилось преодолевать. Из-за чего Меньшов всю жизнь слышал обвинения в пошлости, аморальности и отсутствии вкуса, и почему полученный «Оскар» стал для него настоящим наказанием — далее в обзоре. Он родился в семье, далекой от мира искусства: его отец был моряком, позже служил в НКВД, а мать работала горничной на судне, пока не познакомилась с будущим мужем. Владимир вырос в Астрахани, на родине родителей. С юности он был заядлым киноманом и перечитал всю доступную литературу о кинематографе. Отец мечтал о том, чтобы сын стал военным, но тот грезил актерской профессией.
Правда, столица покорилась ему не сразу — во ВГИК его не приняли. Меньшов вернулся в Астрахань и устроился на завод токарем, а параллельно занимался актерской подготовкой во вспомогательном составе местного драмтеатра. Перед тем, как через 4 года Меньшов стал студентом Школы-студии МХАТ, он работал и токарем, и шахтером, и моряком, и водолазом. В 1970 г. Меньшов дебютировал в кино как актер и как сценарист. Правда, вскоре он понял, что актерская профессия для него — скорее, хобби, а режиссура — призвание и дело всей жизни. В 1977 г. Но его звездным часом стал 1980 г.
И там же — вполне себе опытную театральную актрису, бывалую мхатовку Евгению Ханаеву, которую ни в какую не хотели утверждать на худсовете «Мосфильма». Но Меньшову нужна была именно такая учительница. С этими ее старомодными очками и занудными интонациями. С ее гордостью и душевной хрупкостью, с этой торжественной назидательностью и готовностью беззаветно служить своим ученикам, бестолковым детям, которые завтра уйдут во взрослую жизнь и даже не оглянутся. Ханаева все это потрясающе сыграла. Но рядом с ней был режиссер Меньшов, который уверенно вел ее от сцены к сцене. А в «Москва слезам не верит» впервые блеснет Ирина Муравьева. Женщина, которая не сдается ни при каких обстоятельствах. Конечно, открывать Сергея Юрского и Наталью Тенякову ему было не надо. Про них и без Меньшова все давно знали. Но таких ролей, как в фильме «Любовь и голуби», им никто никогда не предлагал. Чтобы заставить звездную пару ленинградских интеллигентов преобразиться в деревенского старика и старуху, надо было иметь немалую волю и бесстрашие. Но у Меньшова это получилось. Никогда они не играли в кино с таким азартом и так весело, как у него в «Любви». И кажется, снимай себе по комедии в год, и будет всем счастье. Но нет, «фигура» не получилась. Кончилось время, не стало страны, рухнула киноиндустрия, а вместе с ней и народное кино. То, что пытались выдавать разные прыткие кооператоры, ничего, кроме презрения, у Меньшова не вызывало. Гордость не позволяла ему идти на компромиссы, довольствоваться жалкими крохами, выделяемыми на отечественные фильмы. Меньшову нужен был большой экран, большие актеры, большой прокат… Но даже когда он все это получил для фильма «Ширли-Мырли», стало ясно, что такое кино уже никому особо не интересно. Вся его гневная злободневность и фельетонная острота с головой выдавали не только возраст режиссера, но главное — его неспособность вписаться в реалии новой жизни. Меньшов ее категорически не хотел принимать.
Меньшов всегда снимал о том, что знал сам, что переживал в жизни. Это и делало его фильмы точно «попадающими в зрителя», как он сам однажды сказал: «Кака любовь? Така любовь! Как и герои этого фильма, Владимир Меньшов и Вера Алентова однажды расстались. У них уже была маленькая дочь Юля. Всю свою совместную жизнь, по словам Веры Алентовой, они что-то доказывали друг другу и учили друг друга. Как и Вася Кузякин, Меньшов вернулся в семью.
Стала известна судьба последнего фильма Владимира Меньшова, который не был снят до конца
Владимир Меньшов в фильмах: "Счастливый Кукушкин", 1970 г., "Человек на своем месте", 1972 г., "Соленый пес", 1973 г. Низкий поклон Владимиру Меньшову за те часы счастья и удовольствия, которые мы получаем при соприкосновении с его творчеством. За всенародно любимую и всемирно известную картину «Москва слезам не верит» Владимир Меньшов в 1981 году получил премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Народный артист РСФСР (1989), лауреат Государственной премии СССР (1981), Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской (1978) и преми. Меньшов принял новость за первоапрельскую шутку.
«Он не терпел фальши»: коллеги скорбят об умершем Владимире Меньшове
Новости о Владимире Меньшове. Актерская карьера Владимира Меньшова в кино началась в семидесятые годы. Она добавила, что Владимир Меньшов не устраивал показательных выступлений ни из «Оскара», ни из всенародного обожания колоритных дяди Мити и бабы Шуры.
Владимир Меньшов. Последняя фигура
Владимир Меньшов увидел спектакль с Ниной Дорошиной в главной роли в «Современнике» и понял, что хочет снять полнометражную картину по этой любовной драме. все фильмы с Владимир Меньшов. Каникулы строгого режима ю, по неосторожности убивает своего коллегу и попадает на зону, где сразу же обзаводится смертными врагами и единственным другом - "вором в законе" Сумароковым. Новости о Владимире Меньшове.
Меньшов Владимир Валентинович
Мое человеческое воспоминание — как они приехали к нам в гости с Верой Валентиновной, и мы вдруг решили поехать на Гибралтар. Забрались куда-то на невероятную высоту. Меньшова облепили обезьяны, там обезьяны — как национальное достояние. Прыгали ему на голову, на кепку. Хохотали над оскаровским лауреатом, которого так любят, даже фауна. Он на самом деле был большим ребенком».
В марте Меньшов говорил , что готов участвовать в выборах в Госдуму от партии «Справедливая Россия — За правду». В начале 2000-х он вступил в «Единую Россию». Правда, позже заявлял , что вступил в нее случайно, жалел об этом и с иронией относился к деятельности партии, но долго не выходил из ее рядов во избежание скандала. Состояние 79-летней супруги Меньшова Веры Алентовой, госпитализированной в одну из московских клиник также с коронавирусом, нормальное, сообщил худрук Театра имени Пушкина Евгений Писарев. Владимир Меньшов в фотогалерее BFM.
Надёжного мужика. Честного, справедливого, объективного, прямого человека с твёрдыми убеждениями. В нём абсолютно не было никакой гнильцы, скользкости, подлости. И от осознания того, какой от нас ушёл человек, становится, мягко говоря, невесело. Владимир Меньшов не стеснялся высказывать свою точку зрения в узком кругу или на публике. Один такой случай произошёл в уже далёком и ещё недавнем 2007 году во время вручения премии "Кинонаграды MTV 2007". Дело происходило в московском кинотеатре "Пушкинский" до 1997 года назывался "Россией". Меньшов в паре со своей женой Верой Алентовой должен был огласить название кинокартины - победительницы в номинации "Лучший фильм 2006 года". Фильм второй" и "Сволочи".
Открыв конверт, Меньшов изменился в лице и сказал в микрофон: - Я очень надеялся, что пронесет. Но не пронесло. Вручать приз за лучший фильм этому фильму, достаточно подлому и позорящему мою страну, я попросил бы Памелу Андерсен.
Гоголь писал о мистическом, о Боге в душе, о небе, а тот воспринял это только с социальных позиций.
Пригвоздил его к позорному столбу, отказал гению в таланте, в его праве глубокого анализа жизни вообще, вне социальных рамок, вне тех столбовых вех, по которым только можно идти передовому человеку… Это была ужасная несправедливость... Конечно, это высочайший пример спора. Но все равно — типичный. Когда такой конфликт мировоззрений спускается на нижние этажи — это становится вообще дурновкусием.
Поясните вашу мысль, Владимир Валентинович. Как только режиссер вносил в свою заурядную картину какую-нибудь социально острую нотку — он становился знаменитым… Хотя его картина была бездарная. А уж если ему картину закрывали или вмешивалось начальство и пыталось в ней что-то исправить — это вообще поднималось на знамя. Столько дутых фигур возникало — и в литературе тоже.
То, о чем Набоков говорил — о социальности как прибежище бездарности. Нише для бездарных людей. И сколько их безбедно существовало! Но ведь шестидесятников и диссидентов считали совестью нации… То поколение шестидесятников в моих глазах сейчас становится все менее интересным.
Потому что они воспринимали жизнь через шоры. Это был какой-то жутко нездоровый процесс. Проблемы обсуждались на кухне только негативно. Советскую власть считали полным дерьмом.
Слушали "вражеские голоса". Если кто-то возражал, считал, что есть же здоровые моменты в нашей жизни, его клеймили "кгбшником". И на этом кончалась дискуссия на кухне под водочку с селедочкой. Там когда-то играли мою пьесу "Месс-Менд" по Мариэтте Шагинян.
И вот талантливые и интересные люди — Гинкас, Смелянский, Юлий Ким начинают рассказывать про то, как они боролись, как их запрещали. А зрительному залу решительно неинтересно слушать про их борьбу тридцатилетней давности. У меня же в памяти остались лучшие спектакли, которые я там видел: "Наш, только наш", "Открытый урок", "Месс-Менд"… Кому какое дело, в каких муках они рождались! Разве это не интересно зрителю?
Неужели надо рассказывать, как достаешь деньги на картину, сколько тебе усилий это стоило, перед кем ты унижался? Кому это надо знать? И Феллини с большим трудом доставал деньги на фильмы. Есть фильмы или спектакли - о них и надо говорить.
А не о борьбе за их рождение. Вернемся к "Москва слезам не верит". Но ведь "Правда" оценила вашу оптимистическую "лояльность"? Что-то было там невнятное.
Не могу сейчас вспомнить. Положительных содержательных рецензий точно не было. У меня остались в памяти, прежде всего, очень добрые восторженные письма зрителей в громадном количестве с признаниями в любви. И там же серьезные письма с анализом картины.
Ведь стоял уже 80-й год. Это переломное время я хорошо помню. Для общества гораздо важнее было мнение оппозиции… Кадр из фильма "Москва слезам не верит". И очень сильно.
Потому что я не понимал, почему у критиков такое снисходительно-презрительное отношение к картине. Но мне казалось, что я сделал все-таки что-то другое… То, что картина получила "Оскара", — стало плюсом или минусом? Это было расценено как сумасшествие. Как бред.
Сама номинация на Оскара была расценена уже как недоразумение. А уж получение — было расценено как какой-то скандал со знаком минус. Мол, что они - с ума сошли? Придумали, кому дать?
И так далее… И уничтожение картины продолжилось… В чем это выражалось? Мало копий напечатали? Нет, с этим все было в порядке. Первую копию показали в ЦК.
Брежнев посмотрел картину и весьма одобрительно отозвался. Ее смотрели там много раз. Она шла по высшей категории. С показом у меня не было никаких сложностей.
А с чем тогда? С оценкой. Вот недавно издали книгу "Советское кино" — там все фильмы, которые были сделаны с 1917-го по 1991-й год… Я пролистал ее с большим интересом. И увидел, что все продолжается.
Критики не только не раскаялись, а даже ожесточились. Что же там такого написано? В этом вся штука. Я пытался найти 80-й год, "Москва слезам не верит.
А рядом — на шести страницах — "Мой друг Иван Лапшин"! Замечательная картина. Но на шести страницах! А у меня — фото, как марка, и пять строк… Это, конечно, акция.
Я понимаю, что люди не случайно это пропустили, а сознательно. Мол, мы все равно не будем принимать этот фильм, он не существует для нас… Все это ошибка — и зрительский триумф, и Госпремия, и международные призы, в том числе и "Оскар"… Для нас это ничего не значит. Мы говорим, что это плохая картина. И все тут.
Вот такое заявление. А издание авторитетное, богатое... Вы до сих пор это переживаете? Я сейчас говорю об этом академически спокойно, потому что я все это пережил, я этот удар выдержал, я его обдумал.
Я искал долго ответ на этот вопрос, что же произошло и в чем дело… Мне кажется, я нашел этот ответ. Он — в ауре людской любви за этот фильм. И время доказало, что это не кратковременная вспышка, которая зажглась и потухла, о которой все забыли... Нет, это тот фильм, который остался в людях.
Я до сих пор получаю комплименты за картину, вижу восторженные глаза девочек и мальчиков... И понимаю, что картина проживет еще 25 лет — что для фильма неслыханно много. Так что меня уже здесь не сбить... Конечно, ваш фильм любит народ, это все знают...
Я честно не понимаю, почему критики так не гибки... Почему не хотят признать свои ошибки... Сказать просто: да, мы были не правы, а он оказался прав. Хотя, видимо, для этого нужно умереть — так у нас порой случается.
На моих глазах не раз это было... Вот великий режиссер Леонид Гайдай. Уникальный, редкий талант. Это нельзя не увидеть.
К нему тоже очень неоднозначно критика относилась… Да просто очень плохо. Считали просто паразитом... А он умер — и стал великим. Похоже, вы критиков за людей не держите?
Нет, они, конечно, люди, но особая порода. Изуродованные морально. Они не могут адекватно воспринимать окружающий мир. Ну, а ваши коллеги?
Они ведь не изуродованы... И тоже не пылают к вам симпатией... У меня были картины "Ширли-мырли" и Зависть богов", которые были начисто критиками перечеркнуты. Но ведь они не получили ни одной номинации и на "Нике", и на "Золотом орле"!
А там ведь голосует вся кинообщественность. То есть я понимаю, что критики всего лишь озвучивают общественное мнение. Было заявлено, что это плохо, пошло, образец дурного вкуса... А спустя годы вдруг выясняется, что это здорово и очень смешно...
Но ведь дорого яичко ко Христову дню. Мне было бы приятней это тогда прочесть… Да, были две-три рецензии, в которых говорили, что все в этих картинах не так уж плохо... Но в принципе самостоятельного взгляда, угадывания таланта — это всегда редкий дар — в нашей критике я практически не вижу… Это осталось, видимо в ХIХ веке? Упомянутый уже мной Белинский, когда они с Некрасовым прочли "Бедные люди" неизвестного Достоевского — побежали ночью к нему по адресу и сказали, что он замечательный писатель.
Много грехов отпускается за такие мощные поступки. И, может быть, Достоевского на каторге, да и в последние годы удерживало на этом свете воспоминание, как к нему пришли два, в его глазах, недосягаемых человека и сказали, что он замечательный писатель... К вам никто из коллег не прибегал? Поймите, я не жалуюсь и не считаю себя обделенным.
У меня есть мощная аура зрительской любви, которая помогает мне выстоять… Но здесь я убедился, что бесполезно. У меня не получается с ними договориться. Они всякую мою работу воспринимают удивительно враждебно. На первых порах.
Потом вроде бы до них что-то доходит. А может, все намного проще, Владимир Валентинович? Может, просто обычная зависть? Не богов, а людей?
Не исключено.
А роли жены и загулявшего мужа сыграли талантливые Нина Дорошина и Александр Михайлов. Любимица публики Людмила Гурченко исполнила роль разлучницы Раиски. Фильм считается самым спорным в карьере Меньшова.
Но как можно не полюбить настолько гиперболизированных главных героев? Братья-близнецы, один из которых — российский бандит-цыган, а второй — скрипач-еврей из Америки. Критики же ополчились на картину из-за недостаточно глубокой драматургической составляющей. Но поистине сильным местом этого фильма точно можно считать актерский каст.
Валерий Гаркалин в двух ролях, Вера Алентова, Инна Чурикова, Олег Табаков, Игорь Угольников, Леонид Куравлев играют настолько самозабвенно, дерзко и импровизационно, принимая все правила игры режиссера, что хочется наблюдать за происходящим на экране абсурдом вечно. Сняв "Ширли-Мырли", Меньшов показал, что режиссер не должен бояться своего видения и экспериментировать. Так у него и получилось абсолютно авторское кино. Но Меньшову удалось заполучить в актерский состав уже широко известного Жерара Депардье, а он тогда еще даже не имел российского гражданства.
Но приглашенный актер из Франции не сыграл главную роль.
Фильмография Владимира Меньшова
Его «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит» не давал покоя нескольким поколениям российских кинематографистов. А в биографии его отразились все противоречия и сложности времени, в которое ему выпало жить и творить. О кино и личной судьбе Владимира Меньшова 1939—2021 размышляет главный редактор проекта «Сноб» Сергей Николаевич Владимир Меньшов в фильме «Любовь и голуби». Печальная» — эту фразу в фильме «Любовь и голуби» произносит сам Владимир Меньшов, изображая этакого распорядителя и главного заводилу на сельских танцах. У него там и кудрявый чубчик из-под кепочки, и рубашка апаш, и справный пиджак. И сам он там весь из себя «первый парень на деревне». Именно таким он ощущал себя, когда приехал завоевывать Москву.
А она все не сдавалась, не хотела его принимать, как слишком разборчивая невеста. Значит, езжай парень откуда прибыл. И значит, опять Казанский вокзал, опять плацкартный вагон до Астрахани… Но в Меньшове всегда было отчаянное упорство прирожденного рудокопа. Если уж он за что-то брался, то рыл до основания, бился до конца. Он так и в училище МХАТа поступал на актерский факультет — четыре раза. А потом на режиссерский во ВГИК — дважды.
Он так за своей Верой ухаживал. Вот, кажется, никаких шансов нет, а все равно будет стоять на своем. И то, что ему так долго не везло, что его отвергали и не хотели признавать за своего, что высоколобая критика отвела ему место режиссера масскульта, — все это его закалило, сделав еще более несгибаемым и жестким. Отсюда его напускная свирепость, и сердитый, плотно сжатый габеновский рот, и светлые глаза, обдававшие порой арктическим холодом. Самозащита честолюбивого человека, которому ничего не досталось даром. За все надо было платить.
И платить дорого. На экране ему шли военные мундиры, погоны, папахи. Он как-то сразу подбирался и стройнел, когда надо было играть советских генералов и маршалов.
Понятно, что в первом случае награждали государственную махину, с которой тягаться бессмысленно и даже опасно. А во втором была сделана безошибочная ставка на всеобщую зрительскую любовь, победившую и границы, и холодную войну, и гонку вооружений. Вот такое кино снял советский режиссер Владимир Меньшов на зависть всем.
Отдельная «фигура» — отношения Меньшова с актерами. Они у него начинали играть так, как не играли ни у кого и нигде. Какая-то вдруг возникала вибрация жизни, счастья, обаятельной легкости. Это он первым открыл для кино совсем юного Диму Харатьяна в «Розыгрыше». И там же — вполне себе опытную театральную актрису, бывалую мхатовку Евгению Ханаеву, которую ни в какую не хотели утверждать на худсовете «Мосфильма». Но Меньшову нужна была именно такая учительница.
С этими ее старомодными очками и занудными интонациями. С ее гордостью и душевной хрупкостью, с этой торжественной назидательностью и готовностью беззаветно служить своим ученикам, бестолковым детям, которые завтра уйдут во взрослую жизнь и даже не оглянутся. Ханаева все это потрясающе сыграла. Но рядом с ней был режиссер Меньшов, который уверенно вел ее от сцены к сцене. А в «Москва слезам не верит» впервые блеснет Ирина Муравьева. Женщина, которая не сдается ни при каких обстоятельствах.
Конечно, открывать Сергея Юрского и Наталью Тенякову ему было не надо. Про них и без Меньшова все давно знали. Но таких ролей, как в фильме «Любовь и голуби», им никто никогда не предлагал. Чтобы заставить звездную пару ленинградских интеллигентов преобразиться в деревенского старика и старуху, надо было иметь немалую волю и бесстрашие. Но у Меньшова это получилось. Никогда они не играли в кино с таким азартом и так весело, как у него в «Любви».
И кажется, снимай себе по комедии в год, и будет всем счастье.
Владимир с радостью согласился. Так, в 2004 году вышел фильм «Ночной дозор», в котором он перевоплотился в Гесера, руководителя Ночного дозора Москвы — предводителя доброй стороны. Для многих по сюжету он был мудрым наставником, а к главному герою Антону Городецкому в исполнении Константина Хабенского относился со всей душой. Это был один из самых успешных и кассовых фильмов в начале нулевых. Фото: kino-teatr.
Центральный округ 4 2013 - роль: Петр Кузьмич Брагин и Бегущая строка 2013.
Список фильмов Владимир Меньшов.