Новости свадебные обычаи и традиции в россии

Свадьба — это целый набор традиций и обычаев, и отдельное важное место занимает подготовка к ней.

Свадьба в России сегодня: традиции и современные тренды

Среди свадебных обычаев и традиций в России особым для молодоженов считается родительское благословение. "Русская свадьба" покажет живописные полотна, костюмы, иконы и памятники декоративно-прикладного искусства, а также свадебное угощение. Традиции свадьбы в России можно условно разделить на: досвадебные традиции и обычаи (смотрины невесты, сватовство, обручение, девичник, посиделки жениха он же мальчишник). В тонкостях свадебных традиций народов России разбиралась «». Традиции, обряды, сценарии» пишут, что в старину в России последний день перед венчанием называли вечерухой или надвечерьем брака.

Русская свадьба - традиции и современность

Вручали обычно не деньги: это могли быть домашние животные, одежда, ткани, зерно, посуда, мебель. Венчание Традиции свадьбы в России с приходом христианства включали в себя венчание. Но длительный период в церкви венчались только высшие слои общества. Простолюдины громко праздновали без венчания, и новость о новобрачных становилась известна по всей округе. Сам факт празднования считался подтверждением законности брака.

Праздник Отпраздновать свадьбу могла не каждая семья, так как это требовало больших затрат: нужно было организовать большой пир. Для безбедной совместной жизни по пути из церкви новобрачных обсыпали пшеницей, а дорогу перед ними заметали, чтобы отмести все проблемы и сложности. Пир обычно начинался в доме девушки, и празднества шли 2-3 суток. К концу этого времени новобрачные переезжали к жениху, где в связи с этим тоже организовывали пышное застолье.

Чтобы накормить всех гостей, нужно было собрать урожай, зарезать много домашней птицы и скотины, поэтому период венчаний приходился на осень после завершения сбора урожая. Дружка Сейчас дружкой называют свидетельницу со стороны невесты, и это слово пришло из свадебных традиций России, но значение его очень изменилось. Раньше дружкой называли мужчину, который на празднике выполнял одновременно функции распорядителя и тамады. Он следил, чтобы все обряды были соблюдены, развлекал гостей, давал слово родственникам, желающим поздравить новобрачных.

В некоторых регионах России считалось, что провести праздник бракосочетания без дружки грозит несчастливой семейной жизнью. Отводины Свои традиции были в России и после свадьбы. После того, как пиршества завершились в доме жениха, молодая пара должна была посетить своих родных вместе с мужем. Это был волнующий первый раз, когда она уже не хозяйка, а гостья здесь.

Она обещала не забывать мать, приходить почаще. На самом деле, после замужества женщина становилась членом другой семьи, поэтому о помощи своим родителям речь не шла: у неё появлялись почти круглосуточные обязанности по дому. А как сейчас В наши дни этот праздник имеет очень радостный оттенок. Он воспринимается как обещание будущего счастья.

Большинство современных обычаев и традиций на свадьбе в России больше или меньше напоминают те, что были у наших предков. Но есть новые, продиктованные современными условиями жизни. Помолвка Ещё пару десятилетий тому помолвкой считалось формальное решение пары вступить в брак. Сегодня это отдельное событие, к которому готовятся.

Как правило, подготовка ложится на того, кто намерен сделать предложение. Традиционно это мужчина, хотя в последнее время всё чаще появляются девушки-инициаторы. Если прозвучало «Да! В большинстве случаев это изделие с одним крупным камнем.

Выбирать кольцо нужно так, чтобы потом оно гармонично смотрелось с обручальным. Во время помолвки перстень надевают на безымянный палец правой руки, но в день бракосочетания переодевают на средний, освобождая место обручальному. Мальчишник и девичник Сейчас такие холостяцкие вечеринки проходят бурно и весело.

Происходит он практически на каждой современной свадьбе, но в отличие от древних традиций, выкуп невесты принял более шуточную форму, представляет собой веселые конкурсы и игры. Часто сумма выкупа обходится небольшой, когда как раньше сумма могла быть больше приданого невесты и всех подарков. Роли подневестниц и подженишника сохранились в сегодняшних свидетелях невесты и жениха. Но при регистрации брака их присутствие уже необязательно. После регистрации молодожёнов осыпают конфетами, монетками, рисом. Новой традицией стал запуск в небо пары белых голубей, а разбивание бокалов осталось из старинной русской традиции.

Новым стало проведение после регистрации свадебной фотосессии и подвешивания именных замков на перила у мостиков. Затем все собираются в ресторане.

Если хотите расписаться без церемоний, обсудите этот вопрос с сотрудниками загса. Чего не нужно делать при поездке в ЗАГС? Откладывать решение с фото- и видеосъемкой на последний момент.

Однако, следует помнить, что условия и расценки на эти услуги, предлагаемые сотрудниками ЗАГСа, могут немного удивить вас. Если у вас есть "свои" оператор и фотограф, следует заранее выяснить проблемы, которые могут у вас возникнуть, если вы откажетесь от навязываемых сотрудниками ЗАГСа услуг. Навязчиво приглашать работников ЗАГСа отметить торжественное событие в маленькой комнатке с шампанским. В любом случае, это ваша свадьба и если вы подойдёте к общению с сотрудниками ЗАГСа с позиции доброжелательности, скорее всего, они пойдут вам навстречу. Выбор свадебного платья Покупка свадебного платья — одно из самых приятных и волнительных событий в череде предпраздничных хлопот.

Разнообразие моделейнастолько велико, что поиски могут затянуться. Чтобы не терять времени, специалисты советуют заранее продумать основные параметры свадебного платья, что значительно облегчит превращение вашей мечты в реальность. При выборе подвенечного наряда необходимо учесть множество факторов: время года, на которое назначено проведение бракосочетания, ведь от сезона зависит выбор ткани и такие важные детали платья, как длина рукава,глубина декольте и многое другое; степень официальности торжества. Правила этикета строго предписывают форму одежды и нормы поведения для каждого приема. Например, шлейф — непременный атрибут свадебного платья для официальной церемонии, придающий особую торжественность празднику, не уместен на бракосочетании, проводимом в узком кругу родственников и близких друзей; особенности фигуры, которым следует уделить должное внимание.

Умело подобранное платье поможет подчеркнуть достоинства фигуры и завуалировать недостатки, если они имеются, сделав вашу внешность еще более эффектной и неотразимой; многие салоны оказывают такой вид услуг, как пошив модели по эскизу заказчика или внесение изменений в уже готовое платье. Очень важно не потерять чувство меры, ипрежде чем сделать заказ, желательно, чтобы вы обратились за консультацией к модельеру. Квалифицированный совет специалиста поможет добиться оптимального результата вернее, чем «военный совет» призванных на помощь родных и подруг. Не стоит приглашать на поиски свадебного платья жениха. Дело даже не в дурной примете.

Ваше появление на торжестве в сказочном, великолепном наряде должно стать для него сюрпризом, полной неожиданностью, лишний раз показывающей, какая красавица досталась ему в жены! Выбор сделан. В случае, если во время примерки выяснится, что приглянувшаяся вам модель не «сидит» на фигуре идеально, не расстраивайтесь — всалоне бесплатно подгонят платье по вашим индивидуальным меркам. Есливы решили взять свадебный наряд напрокат, учтите, в этом случае подгонку по фигуре не делают. В свадебном салоне можно подобрать и все необходимые аксессуары: туфли, перчатки, фату, флердоранж цветочные веточки в прическу или модную шляпку.

Тщательно подобранные, они придадут гармоничную завершенность вашему образу. Всматриваясь в свое прекрасное отражение в зеркале, вы улыбнетесь, предвкушая восторженные взгляды жениха и гостей и многочисленные комплименты, ведь предлагаемый свадебными салонами ассортимент моделей удовлетворит даже самую взыскательную и капризную невесту. Выбор костюма для жениха В плечах хороший костюм обязан сидеть как влитой, и при этом вы не должны чувствовать себя ни скованно, ни слишком расслабленно. На спине не должно быть ни вертикальных, ни горизонтальных складок даже в том случае, если вы вытянитеруки вперед. Если у пиджака две шлицы, что модно в последнее время, то они должны быть закрыты, когда пиджак застегнут.

Если пиджак хорош вам в плечах, а нижнюю пуговицу вы застегиваете струдом, ни в коем случае не пытайтесь решить проблему, выбирая больший размер. Лучше не спешапоэкспериментировать с костюмами разного роста и полноты. Стоя прямо, опустив руки, ухватите полы пиджака. Если сделать это вам удалось без лишних телодви- жений, значит, по длине он вам впору. Необходимо обратить внимание и на длину рукава — он должен быть короче манжеты сорочки на сантиметр-полтора.

Если пиджак вам немного широковат или длинны рукава, попросите мастера, который обычно есть в хорошем магазине, подогнать костюм по вашей фигуре и росту. Пояс классических брюк всегда должен находиться на линии талии, а низштанин —закрывать задники ботинок до середины. На длину брюк нужно обратить особое внимание. Если она выбрана правильно, то на стрелке у лодыжки образуется один небольшой залом. Лучше всего покупать брюки с не подшитым нижним краем.

Тогда вы легко сможете подобрать необходимую для вас длину, а мастер в магазине подошьет их после примерки. Классические брюки подшивают с наклоном «на каблук» — так, чтобы сзади они были на один-два сантиметра длиннее, чем спереди. Причёска и макияж Свадьба — это еще один шанс раскрыть свою индивидуальность, показать все изыски своего стиля. Новая жизньдолжна начаться красиво, ярко и незабываемо. Если невеста будет венчаться, то существуют традиции, требующие от прически максимальной простоты и отсутствия локонов.

При венчании невеста может сделать низкий пучок или валики. Волосы должны быть зачесаны назад без пробора или с прямым пробором. Вместо локонов по окружности головы заплести тонкие косички или закрутить локоны от висков и убрать в пучок. Основной принцип — создать гармонию между стилем и личностью. Для этого лучше обратиться к специалисту, который создаст тот образ, который удивит, а может, и поразит всех.

Всвадебной прическе важна натуральность, нежность, невинность и все же всегдаесть место для провокации. Прическа для невесты должна максимально открывать лицо, волосы при этом сохраняют эффект движения. Также одним из важных нюансов является макияж. Его необходимо продумать заранее. Макияж подчеркивает индивидуальность каждой женщины, он как бы «освещает» лицо.

Макияж должен выглядеть легким и прозрачным. Все внимание акцентируется на глазах или губах. Чрезмерно броский макияж прибавляет юной невесте возраст. Девичник и мальчишник День накануне свадьбы всегда был посвящен прощанию невесты с домом,родными, подругами. В этот день жених и невеста обязательно ходили в баню.

Вечером устраивался девичник. Распространены подобные вечера и у жениха — жениховы посиделки — последний вечер в мужской холостяцкой компании. Если жених и невеста хотят накануне свадьбы быть вместе, то можно на девичник пригласить жениха с друзьями. Однако до конца девичника жениху оставаться нежелательно. На девичник или мальчишник накрывают стол с холодными закусками, подают кофе, чай.

Сидеть за столом совсем не обязательно. Главное, чтобы было весело, устраивают игры, танцы и т. Празднование накануне свадьбы не должно быть долгим и утомительным,не стоит злоупотреблять спиртными напитками. Каравай На Руси каравай готовили на свадьбы, при этом соблюдалось много обрядовых правил. Свадебный каравай украшают сложными тестяными узорами и веточками калины, которой с языческих времен приписываютмистические свойства и которая является символом любви.

Символ семейного счастья — свадебный каравай — выпекают несколько женщин под руководством крестной матери жениха или невесты. При приготовлении свадебного каравая нужно соблюдать некоторые правила. Замес теста и украшение каравая производит только замужняя женщина. Причем, немаловажно, чтобы она была счастлива в браке и имела хороших детей. Считается, что эта женщина делится своим семейным счастьем с молодоженами.

Перед приготовлением теста она должна умыться, вымыть руки, повязать голову платком и надеть нательный крест. При замесе теста обязательнонужно читать молитвы например,«Отче наш» и «Богородицу». Сажать каравай в печь должен женатый мужчина, при этом он или окружающие также должны читать молитвы. Подают каравай после росписи и венчания,встречая жениха с невестой, перед тем, как сесть за столы. Родители жениха мать держит каравай на вышитом полотенце поздравляют жениха и невесту.

Молодые благодарят родителей и принимают каравай. Сейчас стало принято откусывать или отламывать от каравая куски — у кого кусок будет больше, тот и станет хозяином в доме. Оставшийся каравай режут причем, по обряду резать свадебный каравай должен ребенок либо крестные родители жениха или невесты и угощают им гостей. Уйти со свадьбы без кусочка каравая равносильно отсутствию на свадьбе. Как правило, кусочек каравая приносили домой и делили между теми, кто не был на свадьбе.

Родительское благословение Прежде, чем жених уедет из дома за невестой, мать с отцом благословляют его домашней иконой. Отец невесты передает руку невесты жениху. После этого жениха и невесту благословляют на брак домашней иконой родители невесты. Украшение машин Традиционно для свадьбы выбирают машины в светлых тонах, особенно это касается машин жениха и невесты. Хорошо сочетаются две машины одной марки и одного цвета, но несколько отличающиеся потону.

В свадебной процессии красные машины смотрятся неуместно. Если нет выбора, их лучше поставить «в хвост». Обычно, машины украшают разноцветными лентами, бантами, одним громадным бантом, шарами, кольцами с колокольчиками. Ленты придают машине нарядный вид, однако их нужно уметь сочетать по цвету, чтобы не допустить аляповатости и безвкусицы. Самыми удачными сочетаниями цветов будут: малиновый, розовый, красный; три оттенка розового; голубой, розовый, синий; синий, желтый, красный.

Естественно, что ленты подбирают по контрасту: светлые машины, украшенные яркими лентами, выглядят наряднее, а темные машины, украшены светлыми лентами, — благороднее. На атласные ленты можно прикрепить розочки, сделанные своими руками. Розы можно сделать другого цвета, чтобы они отличались от ленты, на которую прикреплены. На каждую ленту можно поместить любое количество роз. Для розы необходима лента средней ширины и длиной около1 метра.

Этот остаток ленты проденьтечерез намотанные кольца и свяжитеузлом с другим оставленным концом. Эти концы помогут закрепить розочки на лентах. Не следует забывать, что количество лент должно быть нечетным, обычно 3 ленты. На крыше головной машины укрепляют два переплетенных кольца, в каждом — колокольчик с привязанным к нему бантиком. Можно прикрепить к капоту два веночка из живых цветов, ягод, листьев, веток, украшенных бантиками, маленькими шариками; зимой установить готовую корзиночку с искусственными цветами.

Главное, чтобы машины выглядели празднично, чтобы всем при первом жевзгляде на них становилосьясно — это свадебный кортеж. И помните, что машины жениха и невесты должны быть самыми красивыми и нарядными. Свадебный кортеж, маршрут Обычно жених и невеста в церковь обычно приезжали отдельно. Свадебные кортежи, только уже из разукрашенных легковых автомобилей, повсеместно сохраняются и в наше время. Свадебный кортеж должен состоять как минимум из двух машин.

При наличии большого количества приглашенных на церемонию бракосочетания число машин в свадебном кортеже может быть увеличено. Заказанные машины подъезжают к дому жениха. Жених приезжает за невестой в её дом со свидетелем и друзьями. После проведения обря да выкупа невесты свадебный кортеж направляется в ЗАГС. В первой машине едут жених со свидетелем, во второй — невеста совидетель ницей.

Новым стало проведение после регистрации свадебной фотосессии и подвешивания именных замков на перила у мостиков. Затем все собираются в ресторане. Приглашённые гости уже ждут молодых. Родители встречают жениха и невесту с хлебом и солью. По старинной традиции молодым дают разломить каравай и определить, кто в доме будет хозяином и покормить друг друга. Во время пира в отличие от старинного обычая, жених и невеста уже не сидят за столом голодными, а кушают вместе со всеми. Сам пир проводится с участием тамады, поднимаются бокалы за молодых, дарятся подарки, проводятся веселые конкурсы и поются песни. Таким образом, современная русская свадьба сохранила в себе традиции древнерусской свадьбы, но привнесла в неё лучшие обряды других народов, но, как и прежде, оставив в этом событии дух праздника и серьёзности намерений создания современной семьи.

Свадьба в России сегодня: традиции и современные тренды

Жители Тулы предоставили свыше 110 фото из личных архивов в рамках выставки о свадьбах Все о свадебных традициях и обычаях в России: современные, классические и устаревшие ритуалы, их описание и смысл.
Русская свадьба - традиции и современность Мы составили список свадебных традиций, рассмотрели, какие свадебные обряды можно забыть, а какие стоит использовать на бракосочетании в текущем 2024 году.

8 современных свадебных традиций

Современная русская свадьба | Best Day Planner Все чаще можно услышать о выездной регистрации, без классических караваев, Свадебные обычаи и традиции в России, сватовство, свадебное платье, фата невесты, венчание, свадебная прогулка, выкуп невесты.
Традиции и обряды русской свадьбы Они вели свадьбу «по обычаю», занимали и развлекали гостей, следили за порядком.

Традиции на свадьбе: русские приметы и обычаи для начала счастливой семейной жизни

Свадебные традиции в XIX веке Свадебный фотограф Мадина Сафарян рассказала о русских обычаях, которые все реже и реже соблюдают на свадьбах.
Свадебные обычаи и традиции в России В тонкостях свадебных традиций народов России разбиралась «».
Традиции и обряды русской свадьбы Интересные факты, обычаю и традиции о цыганской свадьбе мы собрали в отдельном материале.
Лучшие свадебные традиции в России. Свадебные обычаи в России Традиции свадебного дня.

Названы самые любимые свадебные традиции россиян. Драка в них не входит

Некоторые цыгане венчаются. Жениха и невесту благословляют хлебом и иконой. На торжество приглашают даже малознакомых и незнакомых людей. Современные цыганские свадьбы проходят красиво, но спокойно. В старину у цыган было немало странных и даже пугающих свадебных обрядов. Например, жених и невеста делали надрезы на запястьях и брались за руки, как бы смешивая кровь в знак единения друг с другом. Также у цыган было принято устраивать первую брачную ночь во время празднования, чтобы была возможность вернуть невесту, если она окажется не девственницей. Поговаривают, что на некоторых свадьбах эти обряды практикуются до сих пор. Так называемый сбор чемоданов невесты — это целое предприятие. Чем больше в ее приданом дорогих брендовых вещей — тем лучше, потому что это вопрос репутации семьи.

Раньше приданое начинали собирать для девочки буквально с пеленок, теперь для добротного сбора чемоданов достаточно посетить самый дорогой бутик в городе. Выкуп за невесту — тоже удовольствие не из дешевых. Традиционно в калым входил свежезарезанный баран, теперь еще и деньги с конфетами. Родственники и друзья жениха наряжаются и едут за невестой. Свадебный кортеж может состоять из 50 машин. Чеченцы очень трепетно относятся к традициям. Гости на чеченских свадьбах всегда танцуют лезгинку — распространенный на Кавказе народный танец. Прерваться можно только для того, чтобы передохнуть и подкрепиться. Невеста с женихом не танцуют — они придерживаются обряда избегания.

Дело в том, что им предписано стыдиться своей близости. Они не должны показывать, что им предстоит семейная жизнь. Поэтому пока гости веселятся, жених со своими друзьями сидит в другой комнате, а невеста молча смотрит, как все танцуют. В старину в Архангельской губернии жених и невеста перед тем, как стать мужем и женой, должны были пройти не один обряд. Начиналась свадьба со сватовства: жених приходил в дом невесты и старался впечатлить ее родню. Если ему давали согласие на брак, следующим шагом было так называемое рукобитье. В день рукобитья жениху предстояло снова прийти в дом невесты, но на этот раз испытание поджидало свата. Он должен был взяться за руки с отцом невесты, а ее мать — разбить их рукопожатие в знак договоренности между сторонами.

Туфелька невесты Свадебная традиция России, похищать друзьями жениха туфельку невесты на второй день ради шуточного откупа, проходила в древности иначе.

Юная новобрачная сама предлагала примерить свадебную обувку своим подружкам. Девушка, которой туфелька была впору, с полным правом требовала выкуп с молодца. Рушник Полотенце или рушник на Руси — особый ритуальный предмет бракосочетания, на котором выносили свадебный каравай, а в церкви молодым полагалось стоять во время венчания. Вышитым праздничным полотенцем в некоторых поселениях обвязывали руки новобрачным. Красивый этнический рушник невеста дарила суженому на сватовство, несколько видов полотенец должно было иметься в приданом. Свадебный каравай Знаком богатства и благоденствия у русских людей традиционно считался хлеб. Поэтому молодым полагалось вкусить данное лакомство, чтобы их жизнь была без нужды, голода и лишений. Современная интерпретация ритуала преобразовалась в шуточную форму. Откусывая от каравая, жених с невестой норовят отхватить ломтик побольше, чтобы занять лидирующую позицию в паре.

В стародавние времена гадать о главе семьи никому бы и в голову не пришло. На Руси правил строгий и порой жестокий патриархат.

Раньше ритуал проводили на пороге дома жениха, куда он приводил молодую жену. Само действо практически полностью копировало утреннее благословение, разве что слова родители подбирали свои. Сегодня допустимо провести церемонию на месте проведения праздничного застолья — перед входом в банкетный зал, бар или кафе, на лесной поляне или берегу моря, озера, на борту теплохода.

Новобрачные, которые не желают следовать старинным канонам, могут включить церемонии благословения в сценарий банкета. Под видом одного из первых тостов родители расскажут о прекрасных качествах своих детей, вступающих в новую жизнь, пожелают любви и лада в семейных отношениях, благополучия и достатка. Можно оформить благословение в стихотворной форме или даже разыграть небольшое представление, с показом детских фото и видео, истории знакомства и любви новобрачных. Традиция выкупа невесты Значительный процент новобрачных охотно включают в сценарий свадьбы такую интересную и захватывающую игру, как выкуп невесты. Придумывают сложные конкурсы и головоломки, различные веселые испытания, шуточные соревнования.

Жених должен справиться со всеми заданиями, либо откупиться от придирчивых судей деньгами, конфетами, небольшими сувенирами. Сегодня выкуп воспринимается, как еще одна замечательная возможность повеселиться на свадьбе, сделать ее действительно незабываемой. А вот истоки этого обычая совсем не шуточные. В давние времена существовал своего рода имущественный ценз на создание семьи: жениться могли только достаточно состоятельные молодые люди. Мужчина должен был обеспечивать свою семью жильем, средствами к существованию.

Выкуп, отданный за невесту, подтверждал, что избранник достаточно богат, чтобы жениться и растить детей. Более того, в странах Востока калым, заплаченный женихом невесте, становился ее личным имуществом, на которое имела право исключительно супруга. В случае развода калым также оставался у женщины. У славянских народов также существовала традиция выкупа-вено, когда жених перед свадьбой обеспечивал будущее своей супруги в случае его смерти, передавая ей во владение часть своего имущества. Распространенные традиции во время свадьбы Традиции свадьбы в России уже устоялись, все перечисленные ниже обряды обычно исполняются.

Обручальные кольца Свадебные кольца символизируют верность, взаимную любовь, преданность одному партнеру на всю жизнь. Традиционно, покупка обручальных колец — это обязанность жениха. Невеста до свадьбы их даже видеть не должна. Кроме того, приметы строго запрещают примеривать их до свадьбы, и тем более давать в руки посторонним людям. Даже ювелир при продаже не должен касаться колец голыми руками — только в перчатках или через ткань.

По христианскому обычаю, кольца должны быть в форме простых, гладких обручей, без камней и узоров. Даже есть примета, что зеркальная поверхность обручалок способствует гладкой, безбедной семейной жизни. Однако, сегодня давняя традиция выполняется не так строго, и можно приобрести кольца, украшенные гравировками, с драгоценными камнями, изысканными объемными узорами. Считается, что обручальные кольца нельзя снимать до самой смерти супруга, а их потеря или поломка грозят большими проблемами в семейной жизни. Ритуалы для богатства и плодовитости Всем известен обычай осыпания молодых зерном.

В славянской культуре, да и в большинстве стран мира, зерно ассоциируется с плодородием, достатком. Следовательно, осыпая молодоженов после церемонии бракосочетания зернами, им желали долгих лет беспроблемной семейной жизни, много детишек, достатка в доме. В наши дни эта зрелищная церемония проводится на выходе из ЗАГСа, сразу после официальной регистрации брака, или на ступенях ресторана, в присутствии всех приглашенных гостей. Если свадьба проводится на природе, молодые проходят между двух рядов гостей к свадебной арке. Чем можно осыпать молодоженов?

В первую очередь это, разумеется, различные виды зерна, символизирующие многочисленное, здоровое потомство. Если не нашлось цельного, подойдет крупа: пшеница, овес, гречка, рис, пшено. Небольшие конфетки в ярких фантиках обещают новобрачным сладкую семейную жизнь. Монетки — символ благосостояния, финансового достатка в доме. Лепестки цветов как правило, это розы различных расцветок, от бордово-красных до белоснежных, но можно выбрать и любые другие подходящие цветы , разноцветные конфетти говорят о том, что семейная жизнь молодых должна быть наполнена любовью, романтикой, сильными эмоциями и впечатлениями, уважением друг к другу.

Чтобы церемония выглядела празднично, материал для осыпания раздают гостям в красивых плетеных корзинках, украшенных лентами, бутонами цветов, аппликацией, или в бумажных пакетиках, оформленных в полном соответствии с тематикой свадьбы. Считается благоприятным знаком, если после бракосочетания молодых встречает как можно больше народа, обязательно с присутствием маленьких детей. Когда свадебный кортеж уезжает, дети наперегонки собирают разбросанные монеты и конфеты. Для ребятишек это веселая игра, а для новобрачных — яркое пожелание скорого рождения первенца. Свадебный каравай Каравай, который обязательно пекли на свадьбу на Руси, сулил молодым благополучный дом, полный достатка.

Его круглая форма и золотистый цвет символизировали солнце, дарующее свет и тепло, радость в жизни. Свадебный пирог обильно украшали вылепленными из теста фигурками, изображающими спелые колосья, солнце, пары голубей или лебедей, гроздья рябины, цветы и листья — все то, что отображает в сознании людей взаимную любовь и семейное благополучие. Каравай выносили на чистом, вышитом невестой самостоятельно, рушнике, встречая молодых на пороге дома жениха. К нему обязательно прилагалась чашечка с солью.

Уверен, что в этом году в музее будет еще немало интересных событий», — сказал Алексей Дюмин. Русский свадебный обряд — важнейшая часть бытовой и духовной культуры народа.

При большом разнообразии местных вариантов и деталей в крестьянской культуре он сохранялся вплоть до начала XX века. Отдельные элементы свадебной традиции, старинные слова и фразы, обозначающие традиционные действия, используются и в современном свадебном обряде. Посетители увидят уникальные памятники из собрания Государственного исторического музея, в их числе иллюстрированная миниатюрами рукопись с описанием свадьбы царя Михаила Федоровича в 1626 году. В мультимедийной части выставки представлены фрагменты этнографических записей на пленку старинных свадебных обрядов первой половины и середины XX века, старые фотографии, видеорассказы хранителей о предметах, представленных в экспозиции, игровая программа. Впервые в филиале в экспозиции частично использован электронный этикетаж.

Свадебные традиции и обычаи в 2024 году

Традиции, обычаи и люди изменились, неизменным осталось только одно – торжественность свадебной церемонии, которая навсегда запомнится любящей паре. В этой статье расскажем какие свадебные традиции актуальны на сегодняшний день и от каких лучше отказаться. Современные свадебные традиции и обряды в России. Современные традиции проведения свадьбы в России перекликаются со свадебными обрядами Древней Руси, хотя время, как и везде, вносит свои коррективы. В тонкостях свадебных традиций народов России разбиралась «». Красивые и модные свадебные традиции, завоевавшие популярность у молодоженов.

Свадебные традиции

В Германии молодая жена снимала сапог с мужа и клала его в изголовье кровати, что символизировало господство мужчины над женщиной. Иностранцы, в начале XVI века посещавшие Россию, говорили о том, что обряд разувания не ограничивается в России простым сниманием сапога с мужа, но имеет продолжение — муж ударяет жену голенищем сапога или плетью, чтобы приучить ее к покорности. Большое значение для правильного проведения свадьбы имела жареная курица. Это также заимствованный обычай, заимствован он у немцев. Встречался данный обычай и у других народов. У литовцев, например, на первый день бракосочетания муж разрывал принесенную ему к постели жареную перепелку и отдавал часть жене. В особенности в свадебных обрядах очень важное место занимал культ птиц и ужей, как символов вечной жизненной силы. Изображениями птиц и ужей украшали сакральный обрядовый хлеб — каравай. Искусно изготовленные фигурки птиц вешали над свадебным столом. У немцев же была традиция подавать новобрачным так называемую «брачную» или «любовную» жареную курицу. У русских с XV века существовала традиция подносить в первый день бракосочетания молодоженам жареную курицу, а также украшать фигурками птиц свадебный каравай.

Обряд, который на первый взгляд кажется чисто русским, - надевание кокошника на новобрачную, разделение косы на две и заплетание — на самом деле является заимствованием у татар. На голову татарской невесты, перед выездом на венчание, надевали покрывало с полукруглой налобной частью, напоминавшей по форме кокошник. Русские невесты стали надевать кокошник по аналогии. Это привело к тому, что за новобрачных начало вступаться духовенство. Например, церковный статут Ярослава, относящийся к XI веку, требовал уплаты пени с родителей невесты в пользу архиерея, если невеста, выданная замуж против своей воли, кончала с собой. Это право распоряжаться судьбой детей по своему усмотрению поддерживалось силами обрядов. Так, например, высоко было значение сватов и свах, которые засылались родителями жениха к невесте. Этот обычай засылания сватов сохранился вплоть до ХХ века, но видоизменился. Во-первых, сваты стали приходить к невесте не от родителей жениха, а от него самого, помимо этого жених зачастую стал брать с собой сватов только для поддержки и соблюдения обычаев сватовства. Сватовство могло проходить по поручению жениха, но эти случаи редки.

Как правило, сватов засылали все-таки родители жениха. При этом разрешение на брак давали родители невесты, даже если сама невеста была против. Невеста могла быть вообще не знакома с женихом, это не имело никакого значения для успешного сватовства. Журавлев Ф. Перед венцом. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Успешное сватовство завершалось росписью приданого — так называлось составление списка того, что давалось в приданное невесте. В эту роспись включалось все движимое и недвижимое имущество. Составленная роспись передавалась родителям жениха через сватов. Жених не мог увидеть эту роспись до того момента, когда заключался сговор, то есть принималось решение о браке. Жених не имел право, и видеться с невестой до сговора.

Обязанность посмотреть на невесту возлагалась на так называемых смотрильщиц. Эти женщины приходили в дом невесты, родители показывали им свою дочь, а смотрильщицы осматривали ее, проводили беседу, после чего сообщали жениху, достойна ли его невеста. Этот обряд существовал во всех слоях общества, но дольше всего продержался у простонародья. О том, что обряд сватовства поддерживался всеми классами, свидетельствует история сватовства древлянского князя Мала к княгине Ольге, поскольку не сам князь приехал к Ольге просить ее стать его женой, а послал послов, чтобы они посмотрели на невесту и убедили ее выйти замуж: «Гордясь убийством как победою и презирая малолетство Святослава , древляне вздумали присвоить себе власть над Киевом и хотели, чтобы их князь Мал, женился на вдове Игоря: ибо они, платя дань государям киевским, имели еще князей собственных. Двадцать знаменитых послов» древлянских приплыли в ладии к Киеву и сказали Ольге: Мы убили твоего мужа за его хищность и грабительство; но князья древлянские добры и великодушны: их земля цветет и благоденствует. Будь супругою нашего князя Мала. Ольга с ласкою ответствовала: Мне приятна речь ваша. Уже не могу воскресить супруга! Завтра окажу вам всю должную честь. Теперь возвратитесь в ладию свою, и когда люди мои придут за вами, велите им нести себя на руках.

Несмотря на то, что в случае с княгиней Ольгой , сватов ждала смерть, вообще на Руси сваты всегда пользовались большим уважением. Они одаривались подарками, в случае если сватовство прошло удачно, им отводились почетные места на свадебном пиру. О таком отношении свидетельствует, в частности, описание свадьбы дочери князя Всеволода III Верхуславы с сыном Рюрика Ростиславом: «князь Рюрик сыграл сыну своему Ростиславу свадьбу богатую, какой не бывало на Руси» и что «Якова — свата и бояр отпустил к Всеволоду в Суздаль с великою честию, одаривши их богато». Поиск хороших сватов считался залогом удачного сватовства, а потому этот поиск требовал значительных усилий. Сваты и свахи обязательно должны были быть женатыми и замужними — это свидетельствовало об их опыте в подобных делах и серьезности намерений. Они обязательно должны были уметь красиво говорить, быть обходительными, располагать к себе людей. Приход свахи в дом сопровождался большим количеством обрядовых действий. Зайдя в дом, она проходила к печи и грела руки у огня — это, по представлению русского народа, служило залогом успешного сватовства. Перед сватовством практиковались гадания с участием свахи. Зайдя в дом к невесте, сваха садилась на лавку таким образом, чтобы половица из-под ее ног направлялась прямо к двери — это свидетельствовало о том, что невесте предстояло оставить родительский дом и выйти замуж.

Сваха играла видную роль и в свадебных церемониях. Она подносила новобрачным жареную курицу, причесывала новобрачных, осыпала их в спальне и церкви хмелем и житом в знак благополучия и плодородия. Пимоненко Н. Краснодарский краевой художественный музей им. Коваленко Окружалось обрядами и приданное. Готовить приданное родители девочки начинали задолго до замужества, иногда прямо со дня ее рождения. С первой половины XVI века существовали так называемые «рядные записи», посредством которых совершалось назначение приданного. Типовая структура традиционной русской свадьбы Русская свадьба была строго регламентирована, начиная с утра подготовки к бракосочетанию и заканчивая вторым днем свадьбы. Подруги невесты ночевали в ее доме накануне свадьбы. Утро невесты начиналось с плача.

Она, не зажигая свечи и накрывшись платком, как только ударяли колокола к заутрени, обращалась к матери. Затем, также с плачем обращалась к крестному отцу, тоже ночевавшему в доме невесты. Затем все вместе отправлялись на утреннюю службу в церковь. Даже поход в церковь был регламентирован. Впереди шел крестный отец, за ним шла невеста, а за нею — подруги. После службы, выйдя из церкви, невеста снова обращалась с плачем к крестному отцу, после чего шла домой. Отец с матерью, увидев, что дочь приближается к дому, открывали ворота, после чего невеста входила во двор, оборачивалась к подругам и обращалась с плачем к ним. Затем она кланялась подругам и проходила в избу. Все шли за ней следом. Войдя в избу, невеста молилась, а затем снова плакала.

После этого ритуального плача подруги невесты расходились по домам, чтобы переодеться в праздничные наряды и снова вернуться в дом невесты. С их приходом начинался обряд выкупа невесты. В это время жених, получив от родителей благословение иконой и хлебом-солью, выезжал за невестой. Вместе с ним ехали его родственники, которых на Руси называли «поезжане». В это время невеста просила благословения умыться и одеться у родителей, кланяясь им в ноги, а затем шла одеваться. Она умывалась с мылом, надевала чистую рубашку, китайник — женскую горничную одежду типа сарафана из синего холста, на плечи накидывала шаль, а на голову повязывала ленту, на которую надевала фату. На ноги невеста надевала чулки и коты — особые женские ботинки. Во время процедуры одевания совершался еще один обряд — голое тело опоясывалось лыком, что символизировало защиту от колдунов, под правую руку ложилось немного льна, шерсти и мыла, что символизировало желание невесты одеваться чисто и богато, на грудь ложилось три кренделя для того, чтобы у мужа никогда не переводился хлеб, и три пряника, символизирующих сытую жизнь. Помогали невесте одеваться ее подруги. После процедуры одевания, они выходили к родителям невесты с песней пожелания здоровья невесте с женихом, ее родителям, а также будущим детям.

После песни молились у всех икон, а затем садились на лавки и пели. Пока подруги пели песни, невеста плакала. После песни подруги расплетали невесте косу, что также сопровождалось пением специальной песни - «кому оставить свою руссу косу и девью красоту? Выкуп невесты. Когда жених подъезжал к дому невесты, то первым в дом входил дружка — главный персонаж в свите жениха. Он обращался к подругам невесты, чтобы они вышли из-за стола, но те не обращали на него внимания, продолжая петь. Затем, они говорили, что не уступят даром свое место и хотят, чтобы дружка прислал кого-то помоложе себя и с выкупом. После этого входил жених, а за ним вносили пряники. Жених, подойдя к столу, говорил: «ну, красные девицы, нельзя ли уступить нам это место», потом перед каждой клал по прянику или по два. Подруги невесты продолжали петь, не обращая на него внимания.

Затем к девушкам подходил крестный отец жениха со словами: «Красные девицы послушайтесь хоть того, кто постарше вас, а я вам за место заплачу». После этого он клал перед любимой подругой невесты деньги. Если подругам дар нравился, то они прощались с невестой, выходили из-за стола, а на столе оставляли елку. Елка символизировала красоту. Невеста брала эту елку и выходила из-за стола, елку относила матери, а мать ставила елку в угол. Крестный отец невесты брал ее за руку и сажал на шубу за стол рядом с женихом, рядом садилась сваха, после чего невеста начинала плакать в последний раз. Во время песни сваха расплетала невесте косу, подруги пели свите жениха песни и давали деньги, гости получали угощение. Маковский К. Под венец. Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов Затем все вместе отправлялись на венчание.

Выводил невесту брат или дядя после молитвы и благословения родителей.

Подружки ходили в баню, тщательно вымывали косу невесты, делились байками про несчастливые браки, чтобы отвести дурной глаз. Мальчишник на Руси проводить было не принято, молодой парень просто приводил себя в порядок: мылся в бане, стригся. Свадебные кольца Нанизывать друг другу на пальцы золотые и серебряные кольца — традиция всемирная. Прародителями этого события считаются древние египтяне, которые первыми внедрили красивый и романтический обычай.

Сегодня ни одна свадьба в мире не обходится без обмена кольцами. Букет невесты Прообразом кидания букета в толпу девушек на церемонии служит старый обряд передачи венка с головы невесты близкой подруге. Этот ритуал определяет будущую новобрачную. На современной свадьбе России к традиции добавился пикантный нюанс. Невеста снимает подвязку с чулка и бросает холостым мужчинам, чтобы узнать, кто из них следующий потенциальный жених.

Похищение невесты Конечно сейчас счастливую девушку никто не похищает, разве что если жених русской невесты — мусульманин. На Руси новобрачную из простой крестьянской семьи иногда мог похитить деспотичный помещик. И чтобы уберечь любимую, жениху приходилось щедро откупаться.

В сельской местности до сих пор существует ритуал знакомства невесты с дорогой на родник. Он нужен не только для того, чтобы молодая жена запомнила окрестности вокруг нового дома, но и для умасливания духа воды. Подойдя к роднику или другому водоему, новобрачная берет в рот монету и бросает ее в воду, приговаривая: «Держи монету, а не меня, проглоти мои болезни! Жених перед свадьбой сбривал бороду, что символизировало отказ от беззаботной холостяцкой жизни. На девичнике у невесты молодые девушки красили друг другу пальцы хной и желали скорейшего замужества.

Свадьба проходила в два дня, первый — на стороне невесты, второй — в доме у жениха. Традиционные гуляния начинались с исполнения торжественной мелодии «Такъсим», потом шла веселая и жизнерадостная музыка «Пешраф». Важной частью свадьбы всегда были танцы. Первыми танцевали сестра и брат невесты или жениха. Всех, кто танцевал на свадьбе у крымских татар, одаривали деньгами. Однако самым главным, разумеется, был танец жениха и невесты. Гости собирали вокруг молодых хоровод, а они исполняли старинный танец «Хоран оюны». Он был не белым, а красным, синим или зеленым.

Ткань для платья невеста выбирала из даров жениха, а единственным украшением были богато вышитые отвороты рукавов. Перед свадьбой на голову невесте надевали покрывало — фередже марама. Оно символизировало запрет девушка уже принадлежит кому-то и защищало от дурных глаз. Покрывало с невесты позволялось снимать только жениху — в знак покорности новоиспеченной супруги. Жених был одет просто: его костюм состоял из рубахи, брюк, жилетки, куртки и обуви — но все это должна была сшить невеста. Самый значимый элемент образа — вытканный невестой пояс. А в качестве головного убора жених надевал традиционную черную шапку цилиндрической формы — халпах. В конце свадьбы жених и невеста разували друг друга в знак искренней преданности.

Цыгане славятся пышными церемониями и не жалеют на это денег. Платит за все обычно семья жениха. Невесте разрешается выбрать самый дорогой наряд — любой, какой пожелает. Ее руки и шея, как правило, почти полностью покрыты украшениями. На каждом пальце — по кольцу, на руках — по браслету, в ушах — по массивной золотой серьге. Чем больше золота — тем лучше.

Так это или нет, наука объяснить не в силах.

Но, редкая невеста надевает на свою свадьбу чужое одеяние, если только точно уверена, что брак женщины оказался счастливым. Старинные традиции запрещают женщинам, побывавшим замужем, надевать белое платье. Этот обычай сохранился до сих пор: дамы в возрасте предпочитают все оттенки синего или цвета шампань. Что символизирует фата? Сегодняшняя легкая, практически невесомая, фата-вуаль — это видоизмененное покрывало, которым невест закрывали с головы до пят. В Древнем Риме и Греции в фату закутывались полностью, за исключением лица. По предположениям историков, она была ярко-желтого цвета и предназначалась для отпугивания злых духов.

Кое-кто полагает, что такое неудобное дополнение к праздничному наряду служило серьезным препятствием для побега девушки из-под венца. Русские традиции на свадьбе предписывали закутывать девушек в свадебном платье в тяжелые, непрозрачные куски ткани с нарядной вышивкой. Данная процедура символизировала смерть невесты для своего рода, а обряд снятия покрывала в доме жениха возрождал ее для новой семьи. На Востоке фату не надевали на голову невесты. Невесомый, полупрозрачный отрез шелка держали между молодыми, чтобы они не могли друг друга коснуться до момента уединения в спальне. Современные свадебные обычаи довольно демократичны. Если еще лет пятьдесят назад девушка не смела надевать фату на свадьбу, если не была невинной, то сегодня все зависит только от вкусов и предпочтений невесты.

Можно украсить свой наряд роскошной, длинной фатой, кружевной накидкой-мантильей в испанском стиле, или ограничиться скромной вуалью, закрепленной на кокетливой шляпке или головном украшении. А можно и вовсе обойтись без этого атрибута старинной свадьбы. Часто невесты предпочитают вместо фаты украсить свою прическу великолепной диадемой, венком из живых цветов, сеточкой для волос, бусами и цепочками, ювелирными украшениями. Проведение девичника Данной традиции много веков. Обычай предписывал «провожать» невесту с плачем, грустными протяжными песнями. Подружки собирались накануне свадьбы, вместе посещали баню, помогали невесте расчесать и заплести волосы. При этом ее просвещали о новой, замужней жизни, ее обязанностях.

Мальчишник же, который сегодня принято поводить в одно время с девичником, появился сравнительно недавно. Видимо, женихам и их друзьям стало завидно, и они решили устраивать посиделки в собственном кругу. Родительское благословение Благословение молодых на семейную жизнь — один из важнейших этапов старинной свадьбы. В старые времена было немыслимо выйти замуж или жениться без одобрения старших родственников. Считалось, что без родительского одобрения молодым счастья и благополучия в семейной жизни не видать. Благословение давали родители молодых, либо их крестные, а в случае их отсутствия или смерти — самые уважаемые старшие родственники, опекуны. Ритуал делится на два этапа.

Первое благословение Его молодые получают от родителей невесты, утром свадебного дня. То есть, непосредственно перед посещением ЗАГСа или таинством венчания в церкви. В старину этот обряд проводили задолго до свадьбы, в день, когда сваты со стороны жениха получали согласие родителей невесты на брак. Но сегодня традиция сватовства уже практически не применяется. Как проходит ритуал? Благословение у родителей невесты молодые просят после того, как жених заплатил выкуп за свою любимую, прошел все испытания, которые смогли измыслить родственники и подружки невесты, и вручил ей букет. В течение всей церемонии девушке запрещено переступать порог дома, выходить на улицу.

Считается, что за порогом невеста уже не принадлежит своей семье, у нее начинается новая жизнь. Благословляют по-разному. Старинный обычай предписывает расстелить вышитый рушник, на который молодые встают на коленях. А родители держат в руках старую, намоленную икону, которой крестят новобрачных, говоря добрые напутственные слова. Сегодня можно обойтись просто благопожеланиями и взаимными объятиями: одобрение родителей очень важно для детей, даже если они уже совсем взрослые. Благословляя, родители полностью принимают избранника дочери в свою семью, одобряют ее выбор. Второе благословение Его дарят молодой семье родители жениха.

Согласно установленным традициям, новобрачные должны приобрести официальный статус новой семьи, пройдя процедуру бракосочетания в ЗАГСе, или обвенчавшись в храме в зависимости от национальных и семейных традиций. Раньше ритуал проводили на пороге дома жениха, куда он приводил молодую жену. Само действо практически полностью копировало утреннее благословение, разве что слова родители подбирали свои. Сегодня допустимо провести церемонию на месте проведения праздничного застолья — перед входом в банкетный зал, бар или кафе, на лесной поляне или берегу моря, озера, на борту теплохода.

Свадебные традиции и обычаи в 2024 году

Она дает возможность жениху и невесте отдохнуть от свадебных хлопот. Время, проведенное вдвоем после всех забот и шумных празднований — бесценно. Его называют медовым месяцем в честь сладкого напитка. Древнее племя тевтонцов потчевало супругов медовухой — на свадьбу и четыре недели после нее.

Пить другие напитки паре запрещалось. Представляете, как действительно сладко проходил этот период для молодоженов. ТОП устаревших традиций В этот небольшой список мы включили обычаи, которые считаются уже совсем не актуальными.

Разумеется, никто не запрещает их использовать, если очень хочется. Ведь это ваш день, и он пройдет по вашим правилам. Возможно, наоборот, захочется вспомнить почти забытые свадебные традиции.

Поэтому на всякий случай оставляем их здесь: Кортеж с шариками. Процессия из машин, украшенных лентами и шарами. Голуби в небо.

Жених и невеста берут двух красивых птичек, а потом подбрасывают вверх. Главное — не повредить хрупких пернатых и не испачкаться. Замок на ограду.

Устройства в виде сердечек с инициалами рекомендовалось повесить прямо на мост, калитку, решетку городского сада или другие знаковые места. Ключ предполагалось выбросить, чтобы никто не нашел. Девичник и мальчишник На Руси невесте накануне свадьбы расплетали косы.

Сопровождалось прощание с девичеством веселыми песнями, угощениями и походом в баню. Современный девичник часто напоминает этот процесс, только еще смелее. Будущая жена с подружками организует поход в СПА, тур по клубам на лимузине, приглашение стриптизера или даже выезд за город.

Мальчишник часто проходит чуть с меньшей фантазией, но неизменную рекомендацию «пропить» жениха соблюдают почти все мужчины. Для проведения предсвадебной вечеринки — раздельной или совместной — предлагаем рассмотреть наши площадки, например идеально подойдут два «Дома у реки» : с бассейном и сауной или баней бочкой и бочкой Фурако. Можно устроить барбекю или заказать фуршет, провести фотосессию с друзьями и остаться на ночь в дизайнерских спальнях.

Теплые веранды, уютные коттеджи и живописная природа станут отличными слагаемыми для веселых и ярких проводов холостой жизни. Свадебные приметы Теперь предлагаем вспомнить самые известные суеверия, связанные со свадьбой: Жениху нельзя видеть платье невесты до свадьбы. Этот знак не к добру.

Также не следует давать примерять свой наряд подругам и кому бы то ни было. Иначе семейное счастье можно случайно «передать» другому. Туфли невесты должны быть с закрытым носом.

Опять же смысл, чтобы та самая счастливая жизнь никуда не утекла. Раздельная ночь накануне свадьбы. Даже если жених и невеста уже несколько лет ведут совместную жизнь, за день перед праздником нужно разъехаться.

Угощение для черного кота. В свадебное утро будущая супруга должна незаметно от всех накормить котика темного цвета. Это сулит удачу в браке и семейное благополучие.

Присмотреть животное хорошо бы заранее, чтобы избежать долгих поисков подходящей кандидатуры. Разбитые бокалы. Первое шампанское, которое наливают супругам, обязательно выпивается до дна.

После этого фужеры нужно от всей души шмякнуть на пол. Разбить на счастье! Откусывание каравая.

Приданое Немаловажным фактором было то, что приготовили для девушки в приданое. Размер озвучивался прямо во время сватанья. Говорили не только о тех вещах, которые невеста заберёт с собой, но и о том, что ей достанется после смерти родителей. Если у девушки были братья, ей не доставалось ничего.

Если же в семействе росли одни дочери, то самой богатой наследницей была старшая из них. Как только все организационные вопросы были решены, девушка и молодой человек приобретали новый статус жениха и невесты. Смотрины Поскольку судьбу своих детей решали родители, жених и невеста часто не были знакомы к моменту сватанья, поэтому после того, как окончательное решение было принято, устраивали смотрины. Даже если молодые уже знали друг друга раньше, это была первая их встреча в новом качестве.

Как правило, молодая должна была накрыть на стол и постоянно прислуживать гостям. А родственники парня хвалили то, какой он работящий и хозяйственный. Вытие Это женский обряд, во время которого девушка голосила и причитала по поводу прощания с девичьей беззаботной жизнью. Она благодарила мать и отца за то, что у неё было хорошее детство, что её правильно воспитали, поили-кормили.

Теперь впереди ждут заботы и проблемы, чужой дом. Эта эмоциональная окраска больше была выражена на Севере России, где свадьба считалась почти таким же трагическим событием для семьи невесты, как и похороны. Ведь их дочь прекращала существование в своём роду и уходила к чужим людям. На Юге настолько трагической окраски у этого мероприятия не было.

Девичник Мальчишники проводились редко, это не было обязательной традицией, в отличие от девичников. И если сейчас это весёлые развлечения, то эмоциональный градус этих мероприятий несколько столетий назад был совсем иным. Девушка символически прощалась со всеми своими незамужними подругами перед тем, как стать замужней. Если она мало плакала, приглашали специальную плакальщицу, которая своими причитаниями могла разжалобить всех.

Стенать нужно было даже в том случае, если сама засватанная была довольна тем, кто жених. Её косы расплетали под ритуальные протяжные песни, а после того вели в натопленную баню, где хорошо парили с веником. Считалось, что такой обряд поможет снять сглаз или порчу, чтобы в ближайшем времени у пары появился здоровый ребёнок. После этой процедуры новобрачная была чиста как в прямом, так и в переносном смысле.

Выкуп Выкуп был нормальной практикой. Он действительно имел смысл, так как отдавая свою дочь в другую семью, родители лишались помощницы. Проводили выкуп за сутки до венчания. Вручали обычно не деньги: это могли быть домашние животные, одежда, ткани, зерно, посуда, мебель.

Венчание Традиции свадьбы в России с приходом христианства включали в себя венчание. Но длительный период в церкви венчались только высшие слои общества. Простолюдины громко праздновали без венчания, и новость о новобрачных становилась известна по всей округе. Сам факт празднования считался подтверждением законности брака.

С этого момента девушка как бы переходила во власть мужа: никто больше не мог видеть её волосы, кроме избранника, укрытые платком. В противном случае, девица обвинялась в измене; Раскрывание новоиспечённой супруги. Также здесь идёт речь и об интимном моменте — первой ночи новобрачных; Отводины. Или прощание с отчим домом. После праздника, невеста приезжала в дом к родителям, но уже в качестве гостьи. Как правило, в стенах родного дома молодая находилась недолго, подчёркивая переход в дом мужа и свою новую роль — роль жены. В числе современных свадебных обычаев довольно сложно представить вышеперечисленные традиции, однако все эти обряды играли огромную роль для обеих семей, а молодым позволяли убедиться в правильном выборе. Традиции на русских свадьбах: в старину и сейчас Свадебный портал для молодожёнов Свадебка. Вы наверняка узнаете для себя что-то новое, поэтому с нами ваша свадьба будет интересна и насыщена. Практически все современные традиции тянутся с давних времён.

Родители жениха, сам жених и его близкие родственники приезжали к ним. Это случалось иногда до обеда, иногда после обеда, вечером, смотря по тому, как угодно было это назначить родителям невесты. Тут родители невесты принимали гостей с почестями, выходили к ним навстречу, кланялись друг другу до земли, сажали гостей на почетных местах в переднем углу под божницей, а сами садились возле них. Несколько времени проходило в молчании, глядя друг на друга. Этого требовало приличие того времени. Михаил Шибанов. Потом или отец жениха, или родственник жениха, человек близкий, говорил речь такого смысла, где высказывалась причина приезда и доброе его назначение.

Родители невесты необходимо должны были отвечать, что они рады этому приезду. После того писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны постановляли: в такое время жених обязывался взять себе в жены такую-то, а родственники ее должны были выдать и дать за нее такое-то приданое. Сроки были различные, смотря по обстоятельствам: иногда свадьбы совершались и чрез неделю после сговора, а иногда между сговором и венчанием проходило несколько месяцев. Приданое, как и теперь, всегда было важным условием русской свадьбы и состояло в постели, платьях, домашней утвари и украшениях, в рабах и деньгах, и недвижимых имениях, если девица принадлежала к дворянскому происхождению. Обыкновенно приданое доставлялось в дом новобрачных после свадьбы; но недоверчивость родителей жениха нередко достигала того, что вызывала немедленное исполнение обещанного по пословице: «Денежки на стол, девушку за стол». Роспись приданого в прежнее время называлась рядною записью, где писалось подробно все, что давалось за невестою; причем в противном случае договаривалась неустойка или попятное. Та сторона, которая отступала, обязывалась платить известную сумму.

Такие суммы были велики, смотря по состоянию, и всегда таковы, что могли быть отягощением для нарушителя своего обязательства. Рядную запись писал подьячий, которого нарочно для того приглашали. Случалось, что в той же рядной записи прибавлялось в виду условия, чтобы мужу не бить своей жены; чтобы при случае можно было взыскать обиду судом. Эта мера считалась необходимою, потому что, в противном случае, новобрачный мог в полной мере выражать свою лютость и досаду безнаказанно над супругою. При сговоре невесты в то время не было. Но по окончании условий одна из женщин, принадлежащих к членам семейства или состоя в близкой родне невесты, приносила жениху и сопровождающим его родственникам от имени невесты — подарки. Сговор вообще представлял собою характер укрепляющий для будущей цели брачного союза, нарушить который со стороны жениха значило оскорбить семью невесты.

Как бы то ни было, но, начиная от сговора до свадьбы, как бы ни был продолжителен срок, жених не видит своей будущей невесты. Но вот наступает день бракосочетания: у жениха и невесты делаются приготовления; собирали поезжан, снаряжали разные свадебные чины, которые по духу времени составляли необходимость брачного торжества; замечание профессора Костомарова чрезвычайно удачно, когда он говорит, что вступление в новую жизнь жениха и невесты имело подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста — княгини. Здесь подразумевается и то еще, по нашему мнению, что каждый отец и каждая мать обещает новое потомство, которое во всяком случае своего родоначальника или родоначальницу может почтить высоким достоинством и очень почтенным. Свадебные чины Главный чин со стороны жениха был тысяцкий, точно так же, как такие чины существовали во времена удельно-вечевые. Должность тысяцкого была сопровождать повсюду жениха и всюду остерегать и предупреждать его действия и совершать по порядку, притом так, чтобы из правил, соблюдаемых при венчании и на свадебном пиру, не нарушался порядок церемонии ни на одну черту. Затем следовали посаженные отцы и матери, если не было родных; в более благоприятном случае эту должность исполняли самые родители. Отец и мать жениха благословляли его на брак; отец и мать выдавали невесту.

С обеих сторон выбирались старшие и меньшие дружки и две свахи из замужних женщин; одна сваха была со стороны жениха, а другая — со стороны невесты; с обеих сторон выбирались сидячие бояре и боярыни, которые должны были образовать почетный совет; также с обеих сторон назначались свадебные дети боярские, или поезжане, сопровождавшие шествие жениха и невесты и во время церемонии составлявшие второй класс гостей после бояр. Наконец, к свадебному чину принадлежали лица, выбранные из прислуги: свечники, коровайники и фонарщики. Сверх всех свадебных чинов, был один очень важный, которого должность была оберегать свадьбу от всякого лиха и предохранять ее от колдовства и порчи, ибо свадебное дело в старину считалось особенно удобным для порч и колдовских лиходейств. Он назывался ясельничий или конюший. Накануне свадьбы собирались к жениху его гости, а также и к невесте ее гости, которые должны были составлять поезд, и те и другие пировали. В царских свадьбах царь сидел с невестою за одним столом, и все приносили поздравления. У простых же людей в эти дни выбранные свадебные чины с обеих сторон находились отдельно.

У посадских и у крестьян велось в обычае, что жених в то время посылал невесте в подарок шапку, пару сапог, ларец, в котором румяна, перстни, гребешок, мыло и зеркальце, а некоторые, что проф. Костомаров приписывает обычаям XVI и XVII веков, посылали принадлежности женских работ: ножницы, нитки, иглы, а вместе с тем лакомства, состоящие из изюма и фиг, и розгу. Это было символическим знаком того, что если молодая жена будет прилежно работать, то ее будут кормить и лакомить, а если лениться, то будут сечь розгами. Подготовка брачного ложа Венчание происходило большей частью вечером. Утром, в день торжества, иногда накануне, сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. В те времена суеверие допускало особенное приволье действиям колдунов, там, где рядят свадьбу, и потому принимали все меры предосторожности. Так, например, сваха обходила кругом хоромину, где устраивалось брачное торжество, и кровать, где постилалось брачное ложе, с рябиновой ветвью в руках, на которой нарезывались какие-то знаки.

Ее шествие совершалось церемонно. За свахою человек пятьдесят и более несли принадлежности брачного ложа и брачной комнаты. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленный. Необходимо было, чтобы на потолке не было земли, для того, чтобы таким образом брачная спальня не имела никакого подобия с могилою. Сенник обивался по стенам и устилался по помосту коврами; под стенами всегда были лавки с полавочниками, по четырем углам комнаты втыкалось по стреле, а на стрелы вешали меха соболей, в великокняжеских и царских брачных ложах по сорока, а в других по одному соболю, и сверх того, на оконечности стрелы втыкался калач; на лавках по углам ставили по оловяннику питейного меда; над дверьми и под окнами как внутри, так и снаружи по стенам прибивали по кресту. Когда в этот покой вносили постель, то впереди несли образа Спаса и Богородицы и большой крест. Постель приготовлялась на кровати или на широкой скамье таким образом: сперва настилали снопы — в царских свадьбах число их было тридевять, то есть 27, в обыкновенных свадьбах по сорока; то и другое имело символо-кабаллистическое значение и, вероятно, употреблялось по произволу.

На снопы клали ковер, а на него перины; на свадьбе Михаила Феодоровича положено было семь перин одна на другую; а у простых людей клали две перины и более, по желанию или по средствам. На перины клали изголовье и две подушки; на подушки натягивались шелковые наволоки. Постель была застлана шелковою простынею, на нее сверху постилали холодное одеяло; в довершение всего клали на подушку шапку, а в ногах теплое одеяло соболье или кунье, с оторочкою из более богатой материи, чем самое одеяло; шубу и ковер закрывали простыней. Вокруг постели навешивались тафтяные занавеси; над постелью ставились образа и крест, те самые, которые предшествовали при вносе постели. Образа были задернуты убрусами или застенками, смотря по их величине. Возле самой постели ставили кади или открытые бочки со пшеницею, рожью, овсом и ячменем, это означало обилие, которого желали новобрачным в новом домоводстве. На царских свадьбах сенник устраивался во дворце.

Между тем и у жениха, и у невесты пекли свадебные хлебы, или караваи, и готовили стол. Подготовка к венчанию Когда время венчания приближалось, невесту начинали одевать к венцу в самое лучшее платье и навешивали на нее сколько возможно более украшений; в это время девицы пели ей свадебные песни. Между тем в парадно убранной комнате ставили столы, накрывали их брачными скатертями, уставляли уксусницами, солоницами и перечницами, устраивали поставец, как это всегда водилось на пирах, и убирали место для жениха и невесты на возвышении, что называлось рундуком. На этом месте клали бархатные или камчатные золотые изголовья, а сверху покрывали их соболями, подле самого места становилось одно лицо из свадебных чинов; это лицо держало в руке пук соболей; его должность была опахивать молодых. Пред местом сидения новобрачных ставили стол, накрытый тремя скатертями, одна на другой; на них клали соль в солонице, калач или перепечу и сыр творог. Над местом прибивали икону, и кроме того, в комнате, назначенной для торжества, ставили во всех четырех углах по одной иконе. Константин Маковский.

Под венец. После того как в доме невесты было все готово и сама невеста одета, ей на голову возлагали венец — символ девичества — и вели с торжественностью в залу, где было устроено место для нее с женихом. Впереди шли женщины — плясицы, которых обязанностью было плясать и петь песни.

Свадебные традиции в XIX веке: ярмарки невест, сватовство и мальчишники

Невеста же в свою очередь должна была передать этот оберег своей дочери в день ее свадьбы. Семейная реликвия не продавалась ни при каких обстоятельствах и всегда хранилась в доме. Для того, чтобы быть счастливой в браке, невеста обязательно должна была в день свадьбы очень много плакать. На Руси ни одна свадьба не могла обойтись без таинства венчания: жених приезжал за невестой и они вместе с гостями отправлялись в храм. В тот транспорт обычно повозка , на котором передвигались жених и невеста, клали шкуры пушных животных: верили, что эти шкуры отгоняют нечистые силы. Очень часто было так, что жених первый прибывал на место венчания и ожидал свою суженую. Невесте сообщали, что жених ее ждет и она сама отправлялась в церковь. Таким образом невесты страховались от возможного клейма брошенной невесты.

Они просили примерить туфлю по очереди. Та, кому она приходилась в пору забирала обувь, требуя от жениха выкуп. Действо было призвано удостоверить собравшихся в состоятельности жениха. Сегодня же туфельку крадут мужчины со стороны невесты, а вот «переговорщиком» выступает свидетельница. Молодого мужа ещё раз после выкупа невесты ожидают каверзные конкурсы и задания. После того, как туфелька «отбита» у коварных похитителей, жених в неё ставит бокал и выпивает.

Девушку, которую выдавали замуж, мог взять на первую брачную ночь пан или барин. Если жених противился этому — его помощники крали невесту с торжества и приводили силой, однако богатым мужчинам удавалось откупиться от этого. Туфелька невесты А вот красть туфельку в России было не принято. Наоборот — суженая сама отдавала ее на примерку подружкам, которые только и ждали своего счастья. Та, которой подойдет обувь, требовала выкуп от будущего мужа. Этот обычай России также позволял определить благосостояние жениха, оценить его щедрость. Рушник Самостоятельно вышитый невестой рушник считался одним из главных атрибутов свадебного торжества, он навсегда оставался с супругами после свадьбы, являлся частью приданого девушки. При венчании супруги становятся на один рушник, а вторым обвязывают руки новоиспеченных супругов, навсегда скрепляя их вместе. Этот атрибут по сей день используют и при благословении и подношении праздничного каравая в России. По русскому обычаю считалось, что сорочка жениха также должна была быть вышита невестой. Раньше он подразумевал своего рода гадание — какого пола будет младенец, куда направятся расходы семьи. Однако современные молодожены гадают, кто будет «ведущим» в семье, а кто «ведомым» в зависимости от того, чей кусок больше. На Руси такое гадание было немыслимым, ведь единственным возможным главой семьи, по традиции, являлся мужчина. Это важное событие для невинной девушки. Супруг вносит невесту через порог на руках, чтобы злые демоны думали, что это младенец, а не чужой человек. Нередко молодожены выбирали для первой брачной ночи необычное место, чтобы «духи их не нашли» — сеновал, сарай, опочивальня знакомой пары. Даже современные люди стремятся провести ее не дома — в шикарном номере отеля, съемной квартире. В последние годы, когда внимание к традициям снова сделало их популярным, свадьба в деревенском стиле подразумевает первую брачную ночь в стогу ароматного сена, и от этого не отказываются любители романтики.

Над нею держали соболей. Этот обряд соблюдался также и относительно жениха. У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлся жених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамак и ехал к венчанию. Если же, по причине непогоды, нельзя было ехать верхом, то жених садился с тысяцким в сани или в коляску, а тот, кто прежде сидел в экипаже, шел пешком. Жених должен был ехать с своим поездом вперед и прибыть ранее невесты. В самых простых свадьбах новобрачные ездили, а не ходили пешком. В простонародных свадьбах впереди поезда пели свадебные песни и забавники отпускали шутки. Это не одобрялось Церковью, и духовные особы свадебные песни называли нелепым криком и козлогласованием. Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своим двумя помощниками стерег коня и сани, чтоб кто-нибудь не перешел дороги между верховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделали чего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили. Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самое место пред аналоем также устилалось, и сверх того, на нем клали соболей. Когда свадьба была вечером, то жених и невеста тотчас после прихода в церковь становились на свои места; но иногда свадьбы были после обедни: тогда жених и невеста становились у церковных столбов и слушали литургию и по окончании… становились к аналою. К свету Божьему» После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение; в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал жену учить палкою, как подобает главе. Потом брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им поцеловаться. Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущего покровительства и защиты. Наконец священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; муж принимал, отпивал и давал жене; та отведывала и опять подавала мужу. Таким образом, оба пили три раза, наконец, муж допивал, бросал под ногу чарки и топтал ее разом с женою, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между ними раздор и нелюбовь». Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собою первенство пред другим. Но как ни старались в этом жены, им никогда этого первенства не удавалось [1]. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся, а между тем тысяцкий уже посылал дружку вперед к отцам жениха невесты и к оставшимся в доме свадебным чинам известить, что молодые обвенчались в добром здоровье. Каравай В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его вероятно, чрез того же дружку посылал отцам обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба — хлебосолами и жить дружно, как зерна одного колоса. При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, показывая вид, будто хотят разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Если венчание было вечером, из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа; у простого народа сопровождался он песнями, криками и плясками. Когда поезд прибывал в дом мужа, навстречу выходили отец и мать жениха, с образом и с хлебом-солью благословляли новобрачных. Вероятно, на свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам, а уже к вечере жену проводили в дом мужа, и там происходило брачное торжество. Приезд молодого от родителей в дом тестя на свадебный пир При входе в дом потешники, по распоряжению ясельничьего, играли в сурьмы и бубны чинно, благолепно, доброгласно. Тогда новобрачные садились за стол: все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать по обычаю , выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни. Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья. Когда гостям подавали третью перемену — лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту жареную курицу и обвертывал скатертью, второю из трех скатертей, положенных на постели перед новобрачными до венчания. При этом он обращался к отцу и матери и говорил: — Благословите вести молодых опочивать! Те отвечали «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, а мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник, за ним шли свечники, каравайники и ставили свечи в кадь со пшеницею, стоявшую в изголовье брачного ложа молодых. Тысяцкий, дружка и свахи вставали, жених и невеста подходили к дверям; и отец брал за руку невесту и говорил жениху: — Сын наш! Божьим повелением а если свадьба устраивалась по повелению царя, то прибавлялось и «царским желанием» и благословением нашим и матери твоей повелел тебе Бог сочетатися законным браком и понять взять такую-то. Приемли ее и держи, как повелел Бог и как Он чадолюбивый устроил в законе нашей истинной веры и святые апостолы и отцы предаша. Брачная комната Сын брал жену за руку, выходил с нею из дверей и шел из сенника; тут встречала их мать или сваха в вывороченной шубе мехом кверху, посыпала их хмелем или льняным семенем. Таким образом новобрачные входили в сенник. Гости уходили в покой, откуда вышли, и продолжали допировывать, и дружка и сваха вступали с новобрачными в сенник и раздевали — дружка жениха, а сваха невесту, и потом сами уходили, чтобы присоединиться к прочим гостям и продолжать пирушку. Когда молодые были на сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил или ездил ясельничий с обнаженным мечом для предохранения от всякого чародейства и лиходейства. По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если чрез дверь жених отвечал, что он в добром здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье; дружка за то получал подарки, и все свадебные гости отправлялись в сенник кормить новобрачных. Кормление молодых Как жених, так и невеста ничего не ели в тот день, и теперь пищею была им та самая курица, которую дружка им приносил в сенник, обвернутая скатертью. Взявши курицу, новобрачный должен был, по старинному обычаю, отломить у ней ножку и крыло и бросить через плечо назад. По другим известиям, этот обряд совершался пред укладыванием молодых в постель. Затем подавали им и другие блюда. Во время кормления новобрачных муж подавал гостям вино, и все пили с поздравлениями. Потом новобрачных снова укладывали в постель, а гости возвращались в прежнюю комнату и продолжали веселиться. Тогда веселье часто переходило в оргию и нередко забывались всякие приличия. Музыки не было; только трубили в сурьмы, били в бубны и накромы. Второй день свадьбы На другой день новобрачных вели при звуке сурьм и литавр и пении песен в отдельные мыльни. В мыльнях их поили вином, также мыли вином и медом. Жена шла в мыльню со свахою и матерью жениха и показывала знаки своего девства; с нее снимали сорочку и вместе с простынею прятали как свидетельство целомудренного поведения. Муж мылся с тысяцким и дружкою, тогда молодая присылала ему в мыльню сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом. По выходе из мыльни новобрачный шел вперед в сенник; за ним приходила новобрачная. Тут являлись женщины, а впереди их сваха несла горшочек или два горшочка, поставленные на одном блюде и обвернутые соболями; в этих горшках была каша; сваха кормила ею и мужа, и жену; перед мужем держал горшочек дружка, перед женою — сама сваха; этот обычай наблюдался и у царей, и у крестьян. После кормления кашею жених вместе со своим родителем, с тысяцким, дружкою и со всеми свадебными поезжанами ехал к родителям невесты. Вступая к ним в дом, новобрачный бил челом и благодарил за то, что они вскормили и вспоили дочь свою, его жену, и ласково приглашал к себе на обед со всеми гостями невестина чина. Тогда у жениха был торжественный пир, называемый и по сие время повсюду у русских княжим. Это название и посейчас существует у крестьян, которые никогда не равнялись князьям, и у царей, которые были всегда выше всех князей. Когда в конце пира подавали на стол овощи и разные лакомства, отец и мать благословляли новобрачных образами, и все гости дарили их разными вещами и тканями; все ели, пили в изобилии и веселились. Борис Кустодиев. Свадебный пир Но если бы невеста не сохранила своего девства, то общее веселье омрачалось и посрамление ожидало ее бедных родителей. Отец мужа подавал им кубок, проверченный снизу. Когда сват брал кубок, отец жениха отнимал палец от отверстия в кубке, и вино лилось при общем поругании и насмешках, и жизнь молодой с этого времени подчинялась вечным попрекам в среде чужой семьи. Впрочем, Котошихин говорит, что в подобных случаях сам новобрачный, скрывая проступок жены от прочих, пенял только тестю и теще, и затем все проходило бесследно. Посещение царского двора В этот день новобрачный, если он имел к царю доступ, после посещения родителей невесты являлся во дворец со всем поездом, состоявшим тоже из лиц, имевших приезд ко двору. Государь принимал их, сидя в шапке. Все кланялись в землю.

Свадебные обряды и традиции

Свадебные традиции и обычаи в россии. Обсуждая традиции свадьбы в России, нельзя забыть о важном обычае получения родительского благословения. Еще в начале XX века Россия сохраняла множество традиций и обрядов, которые корнями уходят в дохристианские времена.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий