Новости самсонов самсон режиссер

Владимир Самсонов скончался на 88-м году жизни. Самсон Самсонов. Дата рождения: 23 марта, 1921. Режиссер, Сценарист, Актер. Лучшие фильмы: Одиноким предоставляется общежитие, Каждый вечер в одиннадцать, Чисто английское убийство, Попрыгунья, За витриной универмага. Режиссер Самсон Самсонов. На 88-м году жизни скончался советский и российский режиссер мультипликационных фильмов Владимир Самсонов, сообщил шеф-редактор киностудии Союзмультфильм Сергей Капков в своем телеграм-канале.

Песня из к/ф "Одиноким предоставляется общежитие". Режиссёр фильма наш земляк Самсон Самсонов

Вырос в детском доме, так как рано лишился родителей. Первое образование получил в столичном художественно-педагогическом училище. В 1939 году приступил к работе на Мосфильме в качестве актера эпизодических ролей. Герасимова, Т. Был практикантом на съемках картины своего наставника «Молодая гвардия». В 1951 году стал режиссером драмтеатра имени Вахтангова. Проработал в нем два года, в 1952 году поставил спектакль «Седая девушка» по китайской пьесе. Затем перешел в Театр киноактера, в 1955 году вернулся на киностудию «Мосфильм» уже в качестве режиссера. В сфере его профессиональных интересов еще со студенческих времен особое место занимали классические произведения. За «Попрыгунью» Самсонов получил «Серебряного льва» Венецианского фестиваля, итальянскую награду имени Панзинетти.

Исполнявшая главную роль актриса Л.

У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере, информационных технологий и массовых коммуникаций Рoскoмнадзoр Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Панина Елена Валерьевна.

Настоящая фамилия Самсонова — Эдельштейн. У режиссера, экранизировавшего чеховскую пьесу «Три сестры», действительно было три сестры, старшие Ася и Серафима и младшая Берта. Когда Самсону было 13 лет, умерла его мать. Поскольку родители на момент смерти Гени Самсоновны были в разводе, мальчик жил то в детском доме, то под опекой старшего брата в Москве. Отец умер в 1942 году в Ташкенте. Причиной смерти Иосифа Самуиловича стал тиф. Самсон ходил в театральный кружок Дома пионеров. После окончания школы юношу приняли в труппу Московского театра транспорта. Гастроли и репетиции молодой актер совмещал с учебой в Московском областном художественно-педагогическом училище и со съемками в эпизодах на «Мосфильме». Когда началась война, театр Самсонова гастролировал на Урале. Актер имел очень плохое зрение, и его не мобилизовали. Парень объездил с гастролями все крупные сибирские города и побывал даже в Монголии. Учеба в советской кузнице кинематографических кадров подарила Самсонову дружбу со студентом Сергеем Бондарчуком и наставничество Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Дипломную практику Самсон проходил в картине своего педагога «Молодая гвардия». Личная жизнь Самсон Иосифович трижды вступал в брак, и каждая из жен подарила режиссеру по дочери. В молодости мужчина женился на Эмилии Борц, которая через 11 лет брака родила дочь Женю.

Однажды он принес ей сценарий своего нового фильма, в котором пообещал ей главную роль, а вскоре сделал предложение. Их свадьба состоялась, а вот роль в легендарном фильме Чулюкина «Девчата» досталась другой актрисе — Надежде Румянцевой. Этого Кустинская долгое время не могла простить мужу. Но на этом проблемы в семье не закончились. Режиссер безумно ревновал свою жену и не только не давал ей ролей в своих фильмах, но и устраивал сцены, когда ее приглашали другие режиссеры — и те из деликатности старались не беспокоить Кустинскую новыми предложениями. Чулюкин не раз неожиданно приезжал на съемки, в которых была задействована Кустинская, чтобы проверить, не появился ли у него соперник. Актриса Наталья Кустинская Фото: kino-teatr. Все остальные роли в его картинах доставались другим актрисам… Он говорил: «А зачем мне надо, чтобы ты снималась? Ты же будешь актриса номер один! Тогда ты меня бросишь…», — сетовала Кустинская. Во время этого замужества в ее кинокарьере начался простой, она сыграла всего несколько эпизодов. И спустя 8 лет этот брак распался — правда, из-за измены мужа. После этого актриса зареклась связывать свою судьбу с режиссерами. Она выходила замуж еще несколько раз, но ее кинокарьера так и не сложилась — Кустинская сыграла только несколько ярких ролей. В 74 года она ушла из жизни, забытая и режиссерами, и зрителями. Роза Макагонова в 1950-х гг.

Скончался режиссёр мультфильма «Очень синяя борода» Владимир Самсонов

До 1954 г. Самсон Самсонов работал режиссёром театра-студии киноактёра. Владимир Самсонов Режиссер-постановщик - Михаил Славский Главный балетмейстер Театра Шоу Владимира Самсонова «РУССКИЙ КОЛИЗЕЙ» - Татьяна Семченкова PR-директор - Рада Радова. На 88-м году жизни скончался советский и российский режиссер мультипликационных фильмов Владимир Самсонов, сообщил шеф-редактор киностудии Союзмультфильм Сергей Капков в своем телеграм-канале. 21 февраля умер режиссер советских мультфильмов Владимир Самсонов в возрасте 87 лет.

Дочь Самсона Самсонова

Режиссеру было 87 лет. Причем первым применил редкую технику — живопись на стекле, которую впоследствии довел до совершенства Александр Петров», — отметил Капков. Он добавил, что наибольшую популярность среди работ Самсонова получил мюзикл «Очень синяя борода» с песнями Геннадия Гладкова и Юлия Кима. Среди других работ кинематографиста были «Старая игрушка», «32 декабря», «Валенок». Владимир Самсонов родился в 1936 году в Уссурийске.

Уникальный тембр может быть нежным, как мурлыканье пушистого кота и стальным, как лезвие булатного клинка — но он всегда искренен и честен. Его удивительный по красоте голос проникает в самое сердце. Мировые хиты всех музыкальных жанров, зажигательный шоу балет, сценические превращения, звёздные гости.

Таким способом приоткроются некоторые черты человеческого облика и творческого труда Достоевского. В воспоминаниях Анны Григорьевны точно говорится, что признание в любви происходило у Достоевского на квартире. Зачем переносить его на улицу? Ради пейзажа? Они прямо антагонистичны. Спор с молодым человеком — идейным противником Достоевского — сделан неточно. Вероятно, в основу положена полемика Щедрина с Достоевским. Но акценты и суть спора упрощены. В связи с этим мне кажется, что вообще азартность натуры Достоевского, катастрофичность, контрастность не только в страстях, но и в идеях раскрыты недостаточно. Отрывок из речи о Пушкине, по-моему, декларативный привесок. Хотя и не мое дело давать специальные советы, но мне хочется сказать, что я не представляю себе художественную удачу этого фильма без того актера, который, на мой взгляд, единственный пока мог бы верно сыграть Достоевского, — Смоктуновского» 18. Котов: зачитывает отзывы на сценарий А. Белкина, М. Гуса, А. Катинов: Хорошо, что обсуждению сценария предпосланы заключения авторитетных ученых, людей, которые соотносят сценарий с теми знаниями, которыми располагают ученые, занимающиеся изучением творчества Достоевского. У меня нет глубоких расхождений с консультантами. Мне сценарий нравится. Громадная задача стоит перед режиссером, который будет реализовывать этот сценарий на экране. Есть еще задачи и перед авторами. Мои замечания по сценарию сводятся к следующему: 1. В сценарии на эту тему не всё еще сделано. Я не думаю, что сам процесс диктовки романа происходил так гладко. Я не думаю, что записи Сниткиной Достоевский не корректировал, не исправлял. Повторяю, я хотел бы увидеть труд писателя. Думаю, что выполнить это пожелание авторам будет несложно. Есть ценные высказывания Достоевского о сущности его героев. Не говорить об этом — значит утаить те дополнительные возможности, которые дает сюжет. Мне бы хотелось, чтобы, не утяжеляя сценарий, по мере возможности были приоткрыты намерения Достоевского в части создания этого произведения. Необходимо прояснить высший смысл этого произведения. Каким-то намеком надо прочертить участие Достоевского в общественной жизни, его позиции. Тогда эта картина будет современна, это будет картина о патриотизме, о подвижническом отношении писателя к своему труду, картина прозвучит осуждением прожигательскому отношению к жизни, бесцельному существованию. Отшлифовывая сценарий, стоит не упускать из виду внутренний смысл произведения. Марьямов: Три интересных заключения определяют отношение к этой работе ученых-специалистов. Мне приятно, что мои внутренние ощущения совпадают с замечаниями консультантов, с теми замечаниями, которые высказал Катинов. Мне сценарий очень понравился. В ряду биографических фильмов это явление новое, своеобразное. К теме у авторов свой подход. Это талантливая находка. Познавательная ценность замысла также чрезвычайно велика. Меня неприятно поразило одно место в сценарии: момент, когда Аня трансформируется вдруг в Полину. Мне это показалось вульгаризацией. Неудачна речь Достоевского на открытии памятника Пушкину. Речь эта не в стиле, не в жанре вещи. Звучит диссонансом. Речь несет обобщения, которые не вытекают из ограниченного, локального замысла сценария. Первая половина сценария показалась мне слабее второй. В ней есть обнаженный комментарий к фактам биографии Достоевского. Это относится к рассказу Достоевского Ане о том, что произошло на Семеновском плацу, монолог перед портретом. Меня тревожит, как бы эти куски не стали той информационностью, которая снизит кинематографический ход вещи. Но тем не менее следует изыскать возможности показать социальный фон эпохи, действие надо погрузить в атмосферу времени. Это можно сделать через акценты, штрихи, детали. Это поможет отчетливее проявить точку зрения автора на события. Сергиевская: Я не расхожусь с тем, что сегодня было сказано по поводу сценария. Я рада, что будет снята такая картина. Жизнь Достоевского достойна того, чтобы быть известной. Жизнь Достоевского подсказала такой кусок, который, будучи ограничен во времени, дает возможности многое рассказать об этом писателе. Прием сопоставления фигуры писателя с его творением в кинематографе новый. Это интересно. В будущем фильме первое место за Достоевским, и главное внимание должно быть уделено этому образу. В сценарии с основной линией Достоевского хорошо сочетаются куски с резкими сюжетными поворотами. Но Достоевский как писатель интересен разработкой психологии героя, подходов к образу. Когда остается только оголенная линия, интерес к роману пропадает. У меня возникла неудовлетворенность сценой в доме Сниткиных. Достоевский вспоминает высказывания о нем людей, которые его хвалили. Он может говорить об этом, но нужны какие-то подходы к тому, чтобы это сказать, психологическая разработка. Да и сам характер этого эпизода должен быть рассмотрен тщательнее. Мне не понравился первый эпизод в ресторане. Очень знаком, на слуху текст цыганских песен. Недостаточно интересно сделан финал. Выбор актера — решающее условие в этой работе. Я могу пожелать только, чтобы и дальнейшая работа над фильмом протекала под наблюдением опытных консультантов. Александров: Очень интересна монтажная находка в фильме: сочетание творческого процесса и среды жизни писателя. Мне понравился язык, которым написан сценарий. Он хорошо сочетается с текстом Достоевского. Где объяснялся в любви Достоевский Ане — не имеет значения. Конец — не вытекает из конструкции. Текст речи — прекрасный. Отказываться от него, вероятно, не стоит, но как сделать его, какую найти форму — надо подумать. Я согласен с Катиновым, что необходимы детали, связанные с показом трудностей творческого процесса. Я думаю, что авторы обдумают замечания, высказанные сегодня на обсуждении, и учтут в дальнейшей работе. Владимиров: Я хочу поблагодарить всех за внимательное прочтение сценария. Многое из высказанного совпадает с нашим желанием исправлять. Целый ряд сцен требует продумывания. Замечание Белкина о трех путях, из которых выбирал Достоевский, справедливо, но мы не воспользовались этим, так как это малоинтересно для сюжета: предвосхищает женитьбу. Котов: Мне нравится этот сценарий. Авторы приложили много труда и добросовестности. Теперь важно, что и как думает делать режиссер. Важен выбор актера. Самсонов: Приятно, что по поводу сценария сказано многих добрых слов. Мне сценарий тоже нравится. Но кинематографические свойства материала еще не до конца проявлены. Многие куски информационны. Сценарий многословен. Творческий процесс — самое дорогое в сценарии. Мне кажется, что в этом вглядывании писателя в Аню чего-то не хватает. Модель, которая сидела перед Достоевским, не могла не всколыхнуть его душу. И то, что в какой-то момент Аня стала на мгновение Полиной, трансформировалась в его сознании — это в кино может быть очень интересно. Образ Достоевского не похож ни на какого другого писателя, своеобычность этого образа должна быть проявлена через сложность, противоречивость этого характера. Правильно сказано относительно того, что Достоевский вносил поправки в рукопись после диктовки. Слово о Пушкине, венчающее сценарий, — для меня имеет особое значение. Это не конец фильма. Это эпилог. То, что сказал Достоевский в этом Слове, — можно назвать вещими словами. Так отнеслись к его речи и современники. Я знаю, как это надо сделать. Я прошу оказать мне доверие и не отказываться от этого эпилога. Замечания относительно социального фона кажутся мне справедливыми. Отдельные детали есть, но, видимо, их недостаточно. Актеры — это самый трудный вопрос. Я серьезно думал о Василии Шукшине, он похож на Достоевского. Но из всех — серьезная кандидатура только Шукшин. Заключение сценарно-редакционной коллегии творческого объединения «Время» киностудии «Мосфильм» по первому варианту литературного сценария «Петербургский роман» авторы В. Владимиров, П. Коллегия отметила несомненную удачу авторов в этой работе. Жизнь Достоевского выбрана авторами в таком периоде, когда, будучи ограничен во времени, дает тем не менее большие возможности многое рассказать об этом писателе. Каким-то намеком, деталями надо прочертить участие Достоевского в общественной жизни, его позиции, что четче выявит основной замысел произведения — рассказать о патриотизме Достоевского, о подвижническом отношении писателя к своему труду, о его активном неприятии бесцельного существования. Следует подумать над тем, чтобы найти кинематографический эквивалент некоторым обнаженным комментариям к фактам биографии Достоевского, например, рассказу Достоевского Ане Сниткиной о том, что произошло на Семеновском плацу. Финальная речь Достоевского, прекрасная сама по себе, еще требует своего более органичного, и по сюжету и по кинематографической подаче, выражения. Переработанный вариант сценария следует представить не позднее 15 апреля с. Смирнов» 20. Следующий худсовет по обсуждению второго варианта литературного сценария был созван 9 апреля 1968 г. Cудя по «Заключению», у режиссера не могло быть никаких поводов для беспокойства. Заключение сценарно-редакционной коллегии и художественного совета творческого объединения «Время» по второму варианту литературного сценария «Петербургский роман» авторы В. Финн, режиссер-постановщик С. Самсонов «9 апреля 1968 г. Коллегия и раньше, по первому варианту, отмечала несомненную удачу авторов в этой работе. Жизнь Достоевского выбрана авторами в таком периоде, когда, будучи ограничен во времени, дает, тем не менее, большие возможности многое рассказать об этом писателе. Во втором варианте сценария авторы сумели полнее прочертить участие Достоевского в общественной жизни, выразить его гражданскую демократическую позицию, рассказать о подвижническом отношении писателя к своему труду, об активном неприятии Достоевским бесцельного существования. Эпизод любовного объяснения Ани Сниткиной и Достоевского выглядит во втором варианте лобовым, лишенным той художественной остроты и правды, которые отличали его в первом варианте сценария. Сценарий явно велик по объему. Его метраж выходит за рамки 3000 метров, того предела, который, на взгляд коллегии и художественного совета, должен быть установлен для этого произведения. Котов» 21. Почему Самсонов оставил затею с «Петербургским романом», неизвестно. Примечательно, что таинственно свернутая работа на этапе полной готовности к съемочному процессу и при отсутствии претензий к режиссеру приблизительно совпадает по времени с... Еще через три месяца, 19 сентября, не станет и А. Достоевского, консультировавшего сценаристов и водившего их, как пишет П. Финн, «по местам, помнящим его деда». В книге о жизни и творчестве С. Самсонова дочь постановщика Екатерина Тиханович воспроизводит слова, сказанные режиссером в интервью 1995 г. Когда я сделал ему грим — никто не понял, кто это? Вспомните Василия Макаровича, эти скулы, эти острые узкие глазки, этот лоб. Но не суждено было» 24. Занятное «расследование» о происхождении фотопробы Шукшина на роль автора «Игрока» провел сибирский литературовед Б. Рясенцев: «Нельзя сомневаться, — пишет критик, — что очень внимательно, с пристрастием вчитывался он в Достоевского... О том, что пристальное внимание Шукшина к этому великану литературы как, впрочем, и к Л. Например, Вл. Столь категорично я бы этот вопрос не ставил. Но в данный момент меня интересует другое. Вот я печатаю это, а на столе рядом с машинкой — большой фотопортрет Достоевского. Один знакомый сказал раздумчиво: — Странно, вроде с перовского портрета снимок, там, кажется, и руки так же... И поза, и поворот головы почти... А вот глаза! Взгляд — скорбный и совсем от нас отключенный. В себя смотрит, а все-таки очень далеко. В глубины какие-то глядит он. И так, и не так, как у Перова. А потом всмотрелся еще и — удивленно: — Слушай! Что ты меня разыгрываешь?! Это же... Но почему? Ведь не было же у него такой роли! Буду узнавать. Мне это необходимо. Несыгранная, не начатая и, насколько я знаю, в реальные планы, календарные, не включавшаяся роль... А насчет знаменитого портрета Перова я и сам думал. Фото из архива кинооператора А. Заболоцкого Правда, появлялись в печати сведения о том, что можно экранизировать оригинальное исследование профессора Б. Бурсова и что с Шукшиным велись переговоры о воплощении образа Достоевского. Но сам Борис Иванович в марте 1982 года опроверг это. Он сказал мне, что никаких контактов с Шукшиным не имел и что лишь слышал от Василия Белова о том, что Шукшину хотелось бы сыграть Достоевского. И упросить Василия Макаровича сыграть ее.

С 1955 на Мосфильме. Фильмы: Попрыгунья 1955 , Оптимистическая трагедия 1963 , Три сестры 1965 , Одиноким предоставляется общежитие 1984 ; телефильм Чисто английское убийство… … Большой Энциклопедический словарь Самсонов Самсон Иосифович — р. Для творчества Самсонова характерно стремление к жанровой многоплановости, разнообразию тематики.

Умер режиссер советских мультфильмов Владимир Самсонов

Такое случается часто на заре карьеры многих режиссеров, а этот фильм стал последним в творчестве Самсона Самсонова, важного послевоенного театрального, а потом и киношного автора. До 1954 года Самсон Самсонов работал режиссёром театра-студии киноактёра. В 1951—1952 годах Самсон Самсонов работал режиссёром МАДТ имени Е. Б. Вахтангова.

Умер Владимир Самсонов, автор заставки к передаче "Спокойной ночи, малыши!"

С 1955 г. Самсон Самсонов работал режиссером киностудии "Мосфильм". Новости по тегу: Самсон Самсонов. 21 февраля умер режиссер советских мультфильмов Владимир Самсонов в возрасте 87 лет. «Сегодня скончался режиссер Владимир Самсонов. 31 августа 2002) - советский и российский кинорежиссер и сценарист, ему было присвоено почетное звание народного артиста СССР в 1991 году.[1]. В 1990 году памяти актера В. Басова Самсонов посвящает детективную ленту «Мышеловка», спустя год режиссера удостаивают звания Народного артиста СССР.

Скончался режиссер Самсон Самсонов

Режиссер советского мультфильма «Очень синяя борода» (1979) Владимир Самсонов умер на 88-м году жизни, сообщил шеф-редактор киностудии «Союзмультфильм» Сергей Капков. Режиссер мультфильма «Очень синяя борода» Владимир Самсонов скончался на 88-м году жизни. Телеграм-канал @news_1tv. В возрасте 87 лет ушел из жизни режиссер-мультипликатор Владимир Самсонов. Режиссер мультфильма «Очень синяя борода» Владимир Самсонов скончался на 88-м году жизни.

Умер режиссер советских мультфильмов Владимир Самсонов

Далее была лента «Много шума из ничего» по одноимённой комедии Уильяма Шекспира. Следующим стал детектив «Чисто английское убийство» по одноимённому роману Сирила Хэйра. В 1976 году представил приключенческую ленту «Бешеное золото» по мотивам пьесы Джона Пристли. Большим успехом у зрителей пользовалась мелодраматическая комедия «Одиноким предоставляется общежитие» по сценарию Аркадия Инина.

Главные роли исполнили Наталья Гундарева и Александр Михайлов. Фильм получил приз за лучшую режиссуру на Всесоюзном кинофестивале в 1984 году, а также получил приз фестиваля в Шанрусе. Наталья Гундарева была названа лучшей актрисой.

Последней работой режиссера стала мелодрама «Милый друг давно забытых лет... Лента снята по мотивам рассказа А. Толстого «Любовь».

По сюжету жена высокопоставленного петербургского чиновника Мария приезжает в гости к отцу и сестре в провинцию, где знакомится со скромным человеком, инженером, женатым на нелюбимой им вульгарной женщине. Случайная встреча духовно близких людей становится началом страстной любви, но между ними так много преград. Самсон Самсонов умер 31 августа 2002 года после долгой болезни.

Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. В течение 13 лет был женат на актрисе Маргарите Володиной , ради которой бросил предыдущую семью.

Самсонову, к слову, было уже почти 70, но он работал по-прежнему вдумчиво и ответственно и прорабатывал с актёрами сцены тщательно. Это было тем более важно, что действие происходило в пространстве камерном, где герои были как на ладони.

Увы, не избежал режиссёр искушения вставить в ленту нескромный эпизод, показав героиню Елены Степановой в душе. Понятно, что это было веяние времени, но сцена эта явно ни к чему и на сюжет никак не влияет. Кадр из фильма. Елена Степанова в роли холодной немногословной и очень подозрительно красавицы В целом же «Мышеловка» получилась атмосферной, действительно английской по ощущениям, неспешной, но с нарастающим напряжением, когда с развитием событий каждый начинает подозревать в недобрых намерениях всех остальных.

Отдельно стоит поблагодарить декораторов, которые в условиях разрухи смогли создать «английский пансион», где вся обстановка намекает на спокойствие и благодушный отдых, но при этом будто бы заковывает персонажей, запирает их внутри комнат.

Конкурс проводится с 20 апреля по 1 июня 2024 года. С 20 апреля по 22 мая участники могут подать электронную заявок по ссылке. К заявке необходимо прикрепить цифровую фотографию произведения. Файл с конкурсной работой нужно подписать в формате: ФИО автора, название работы, возраст автора. Пример: «Иванов Иван, Портрет моей семьи, 7 лет».

В течение 13 лет был женат на актрисе Маргарите Володиной , ради которой бросил предыдущую семью. Они познакомились на съемках фильма «Огненные версты». В браке родилась дочь Мария. Самсон Самсонов и Маргарита Володина Самсону Самсонову приписывают отношения с большим количеством актрис, в т. Ряд актрис заявляли в интервью, что режиссер их домогался, а, получив отказ, лишал ролей в своих фильмах. Например, об этом рассказывала эстонская красавица Эве Киви , которую Самсон Самсонов, по ее словам, пригласил на роль в фильме «Чисто английское убийство», а затем позвал в кабинет, где предложил сесть к нему на колени. Эве убежала и больше Самсонов никогда не предлагал ей ролей. Фильмография Самсона Самсонова: 1999 - Чтобы помнили.

Владимир Дружников документальный 1999 - Чтобы помнили. Люсьена Овчинникова документальный 2000 - Чтобы помнили. Глеб Стриженов документальный 2000 - Чтобы помнили. Константин Сорокин документальный 2001 - Чтобы помнили. Всеволод Санаев документальный 2002 - Чтобы помнили. Владимир Кенигсон документальный 2010 - Бегство от смерти. Маргарита Володина документальный Режиссерские работы Самсона Самсонова:.

Самая обаятельная и привлекательная. Восемь главных ролей Ирины Муравьевой

Уникальный тембр может быть нежным, как мурлыканье пушистого кота и стальным, как лезвие булатного клинка — но он всегда искренен и честен. Его удивительный по красоте голос проникает в самое сердце. Мировые хиты всех музыкальных жанров, зажигательный шоу балет, сценические превращения, звёздные гости.

Артур Скальский.

Он водил нас по местам, помнящим его деда, и показывал даже дворницкую, где бес подсунул Раскольникову топор, чтобы он убил старуху и Лизавету. Он вообще был редкостный изобретатель всяческих идей, замыслов и страстный поклонник архива и документа. Через некоторое время Владимир Петрович предложил мне делать вместе с ним эту работу, и я ошеломленно и радостно согласился. Но то, что я тогда осмелился взяться за сценарий о Достоевском, сейчас, по прошествии двенадцати лет, я объясняю только безоглядной лихостью и самонадеянностью молодости. Трудности представлялись огромными. Судите сами.

За семь лет до этого он вернулся в Петербург после каторги и ссылки. Он потерял жену, любимого брата, безнадежно искал близкого человека и, как тяжкой болезнью, был мучим страстью к Аполлинарии Сусловой. Одинокий, как пророк в пустыне, Достоевский вступил в пору создания потрясающих, словно великое откровение, романов. То, что происходило с ним, можно было сравнить с гигантским геологическим катаклизмом — рождением острова в океане или возникновением новой горной гряды. Однако наш сценарий не об этом, его рамки значительно уже. К счастью, взятый нами подлинный эпизод из жизни Достоевского сам по себе настолько сюжетен и драматургичен, точно уже был сочинен кем-то. Мы только позволили себе сблизить линии судеб Сусловой и Сниткиной, в реальной действительности в отдалении пролегавшие в силовом поле Достоевского. Кроме того, мы понимали, что нельзя говорить за Достоевского. Мы стали искать его слова повсюду — в письмах, записных книжках, планах. Мы добивались, чтобы по возможности везде, даже в сценах, вынужденно отклоняющихся от документальности, наш Достоевский говорил подлинным языком Достоевского.

И еще. Поэтому, полагаясь на некоторые свидетельства Сниткиной, мы опять-таки позволили себе кое-где в тексте снять кавычки. Нам просто было необходимо это, чтобы показать живое, естественное возникновение романа в процессе писательского труда. Фильм ставит режиссер Александр Зархи. Очень горько, что этого фильма никогда уже не увидит на экране Владимир Петрович Вайншток 1. А ведь он так ждал этого дня... Последняя редакция делалась без него. Многое меняется с течением времени и опыта, и из сценария теперь что-то ушло, но что-то в него и пришло. Неизменным осталось одно: глубокое преклонение перед великим именем Федора Михайловича Достоевского» 2. А десятью годами ранее поставить биографическую картину о Достоевском по «вчерне написанному» в 1967—1968 гг.

Владимирова Вайнштока и П. Финна «Петербургский роман» собирался другой режиссер — Самсон Самсонов 3 , однако до съемок дело так и не дошло. Неделин, — сам по себе как бы определял естественность появления биографического фильма. Такого фильма ждали, а поразительные по силе фотопробы В. Шукшина в роли Достоевского давно разошлись по рукам любителей кино. Тема была, в сущности, уже на выходе. Казалось, вот-вот... Фотопроба В. Шукшина на роль Ф. Фото из архива С.

Самсонова На заседании круглого стола по обсуждению картины Александра Зархи, состоявшемся в декабре 1980 г. Владимировым Вайнштоком и мной в 1967 г. Тогда ему не было суждено появиться на экране, на то были разного рода причины. От того времени осталась известная фотопроба Василия Шукшина на роль Достоевского, поражающая не столько даже сходством портретным, сколько каким-то иным, высшим совпадением, сходством тайного духовного горения» 5. Владимировым в 1967 г. Вот ее полный текст орфография сохранена, явные опечатки и пунктуация исправлены без оговорок : «А. Он быстро ходил по комнате с папиросой и, видимо, был чем-то очень встревожен. Что такое? Контракт, подписанный издателем Стелловским с Достоевским, гласил, что писатель обязывается доставить к 1-му ноября того же года новый, нигде не напечатанный роман в объеме не менее десяти печатных листов. Чтобы оценить всю тяжесть этой угрозы, надо знать положение Достоевского в то время.

Оно было таково: 1. Достоевский окружен более чем десятком родственников, для которых он представляет единственную материальную опору в жизни 7. Он как раз окончил пятую часть и должен был немедленно, не теряя дня, начинать шестую, чтобы выполнить свои обязательства перед журналом. Достоевский, разумеется, просил у Стелловского отсрочки — тот отказался. Возможность закабалить писателя на девять лет вперед была слишком соблазнительна. Достоевский остановился передо мною, резко развел руками и сказал: — Ни одной строчки! Ведь надобно что-нибудь делать! Мы замолчали. Я присел к столу, а он заходил опять по комнате. Я никакого не вижу.

Потом вы просмотрите и сгладите неровности или какие при этом выйдут противоречия. В сотрудничестве можно будет успеть к сроку: вы отдадите роман Стелловскому и вырветесь из неволи... Я думаю, в месяц успеете кончить. Достоевский задумался, прошелся опять по комнате. Я никогда еще не диктовал своих сочинений, но попробовать можно... Спасибо вам: необходимо это сделать, хоть и не знаю, сумею ли. Но где стенографа взять? Есть у вас знакомый? Он мне показался растерянным, тяжко озабоченным, беспомощным, одиноким, раздраженным, почти больным. Казалось, что он до такой степени подавлен какими-то несчастьями, что не видит вашего лица и не в состоянии вести связного разговора.

Я не успела записать и заметила ему, что не могу уследить за ним и что в разговоре или диктовке никогда не говорят так быстро, как он. Он прочел медленнее и затем просил меня перевести стенографическое письмо на обыкновенное. Сперва работа шла тревожно и нервно. Достоевский считал, что новый способ работы ему не дается. Однако понемногу он начал успокаиваться. Роман удавался. Нет нужды пересказывать содержание — вы его помните. Мы хотим только заметить, что из нескольких линий романа мы будем стремиться сохранить более всего линию русского скитальца и беспечного расточителя Алексея Ивановича. По свидетельству всех, кто близко знал Достоевского, да и по словам литературоведов, этот персонаж более всех остальных приближается к автопортрету писателя. Разумеется, не ставя знака равенства между автором и героем, мы всё же хотели бы, чтобы в будущей картине зритель узнавал в Алексее Ивановиче черты Достоевского-игрока.

Трудно сейчас решительно сказать, должен ли сниматься в этих двух ролях один и тот же актер. Нам кажется, что должен. Два Достоевских — страстный, безрассудный, не знающий удержу в своих порывах, — и усталый, издерганный, замученный заботами человек с лихорадочным румянцем во всю щеку. Тут тоже происходит чрезвычайно любопытная штука. Но в то же время перед ним сидела другая женщина — Аня Сниткина. Он невольно наблюдает ее — сперва только с симпатией, затем с восхищением. И вот на портрет Аполлинарии Сусловой как бы накладывается второй слой — угловатые манеры... Разве это не поразительная, не уникальная возможность — проследить в кино, как складывается литературный образ? Достоевский диктовал Ане дважды в день по полчаса, по часу. В перерывах проходили приходили.

Оставшись вдвоем, Достоевский и Аня разговаривали. Разумеется, автор этой заявки не так самонадеян, чтобы решиться писать диалог за великого мастера русской прозы. К счастью, в этом и нет нужды. Анна Григорьевна Сниткина восстановила буквально каждое слово, сказанное Достоевским в те дни. Существенным дополнением послужат также письма Достоевского Страхову и Григорьеву 9 , воспоминания уже названного ранее Милюкова. Но главное — Сниткина. Каждый день, возвращаясь к себе домой, на Пески, она записывала все впечатления дня до мельчайших подробностей. Если бы она специально ставила своей целью собрать материал для будущего сценария, то и тогда она не смогла бы более тщательно и скрупулезно записать всё происходящее... Однако Стелловский, уже привыкший к мысли о бесплатном издании полного Достоевского, высылает горничную сказать, что его нет дома. Достоевский спешит в его контору — там отказываются принять рукопись, ссылаясь на отсутствие контракта.

До конца дня остается всего несколько часов. Если Достоевский не вручит сегодня Стелловскому рукопись — весь труд последнего месяца пойдет насмарку, кабальный договор вступит в силу. Вместе с Аней Сниткиной Достоевский объезжает на извозчике весь Петербург. Они ищут Стелловского на бегах и у Чванова, в Мариинском театре, в ресторане Палкина. Наступает вечер, девять часов, десять... Одиннадцать часов, половина двенадцатого... Через полчаса наступит первое ноября. Выход находит Аня Сниткина. В буквальном смысле слова на коленях она уговаривает пристава части, в которой проживает Стелловский, принять рукопись. Достоевский и Аня выходят из участка.

У них уже нет больше денег на извозчика, и Достоевский провожает ее на Пески пешком. Ночь, осенний Петербург. Они говорят о будущем. О новом романе. Кто же герой вашего романа? И вот в ответ на мою просьбу полилась блестящая импровизация: никогда, — ни прежде, ни после, — не слыхала я от Федора Михайловича такого вдохновенного рассказа, как в этот раз. Чем дальше он шел, тем яснее казалось мне, что Федор Михайлович рассказывает о себе, лишь изменяя мысли лица. И вот, — продолжал свой рассказ Федор Михайлович, — в этот решительный момент своей жизни художник встречает на своем пути молодую девушку ваших лет... Возможно ли, чтобы девушка, столь различная по характеру и по летам, могла полюбить моего художника? Не будет ли это психологической неверностью?

Вот об этом-то мне и хотелось бы знать ваше мнение, Анна Григорьевна. Ведь если, как вы говорите, ваша Аня не пустая кокетка, а обладает хорошим, отзывчивым сердцем, почему бы ей не полюбить вашего художника? Что в том, что он болен и беден? Неужели же любить можно лишь за внешность да за богатство? И в чем тут жертва с ее стороны? Если она его любит, то и сама будет счастлива, и раскаиваться ей никогда не придется! Я говорила горячо. Федор Михайлович смотрел на меня с волнением. Он помолчал, как бы колеблясь. Скажите, что бы вы мне ответили?

Лицо Федора Михайловича выражало такое смущение, такую сердечную муку, что я, наконец, поняла, что это не просто литературный разговор, что я нанесу страшный удар его самолюбию и гордости, если дам уклончивый ответ. Впрочем, это уже выходит за рамки будущего сценария. Да еще два Достоевских, которые причудливо уживались друг с другом — великий писатель и великий игрок» 10. Вместе с В. Владимировым и С. Самсоновым на заседании присутствовали художественный руководитель творческого объединения Г. Александров, главный редактор Е. Котов, редакторы Г. Марьямов, В. Карен и сценарист В.

Катинов: К заявке следует отнестись положительно, тем более что у истоков создания сценария стоит режиссер Самсонов, творчество которого мне глубоко симпатично. Заявка обещает интересный и занимательный фильм. Поразительно, что известный всем случай из жизни Достоевского до сих пор оставался незамеченным. Автор, используя известный факт биографии, доосмысливает его в сторону попытки разобраться в творчестве Достоевского. Этот ход заслуживает поддержки. Что есть задача этой картины? Не яркость и занимательность. Следует постараться подойти к тому, чтобы осветить творческую натуру Достоевского, приоткрыть завесу над творческой лабораторией писателя. Если это получится, то наши ожидания будут оправданы. В целом дело это чрезвычайно интересное.

И еще одно. Нельзя упустить, забыть образ старухи, бабушки. Марьямов: Соображения В. Катинова я разделяю. Мне заявка нравится. Хотя Достоевского много экранизировали, ставили в театре, но тем не менее предстоящая работа кажется мне интересной. Драматургическая форма избрана выгодная. Интересен автобиографический ход, который, тем не менее, не должен заслонить собой Достоевского; интересен поворот с женитьбой, интересна возможность показать одного из известнейших писателей мира. Для режиссера эта работа также чрезвычайно интересна. Эту работу надо делать.

Сомнений и оговорок у меня нет. Карен: Мы сегодня будем, видимо, до тоски единодушны. Я тоже за эту работу. Узел найден очень интересный. Достоевский — фигура сложная, и есть возможность эту сложность показать. Не надо бояться интересности материала. К Достоевскому приходили люди, были разговоры, которые Аня записывала. Не надо бояться приводить их. Фигура Достоевского — одна из русских загадок. Карен: Работа перспективна и интересна, надо ее делать.

Катинов: Что понесет фильм помимо информации? Он поставил большую цель и преодолел трудности. Если этот мотив пройдет через картину, она будет поучительна и современна. Если встать на эту позицию, работа будет интересной и приобретет особый смысл. Заявка мне нравится.

Родился он в Уссурийске в 1936 году. В 1962 году окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, а в 1968 году выпустился из ВГИК.

Среди его первых работ на «Союзмультфильме» были мультфильмы «Старая игрушка», «В тридесятом веке» и «Мы с Джеком».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий