С.Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии Наук СССР. Глава 3: Основные достижения С.Л. Рубинштейна С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой , не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование.
Рубинштейн С.Л.. Книги онлайн
Непобедимая наука. С.Л. Рубинштейн – исследователь и организатор психологических достижений | МГППУ | Серге́й Леони́дович Рубинште́йн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии). |
Рубинштейн — выдающийся психолог и философ | это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей". |
С.Л. Рубинштейн и его вклад в совершенствование отечественной психологии :: | В данной статье вы рассмотрите биографию тейна, узнаете о его основополагающих трудах, научных исследованиях в психологии, а также об отношении к идеализму и материализму. |
Памяти С.Л. Рубинштейна, выдающегося советского психолога и философа | В 1957 г. С. Л. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. |
Семен Леопольдович Рубинштейн: краткая биография
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Ученые выявляют связь наследия С.Л. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества. В данной статье вы рассмотрите биографию тейна, узнаете о его основополагающих трудах, научных исследованиях в психологии, а также об отношении к идеализму и материализму.
Библиография
- Ранние годы и образование
- Рубинштейн С.Л.
- Сергей Рубинштейн - Sergei Rubinstein
- С л рубинштейн биография личная жизнь
- Семен Леопольдович Рубинштейн: краткая биография
Бытие и сознание
Оценки были нелицеприятные, порой жестокие, но очень точные. Перечислю те, что помню, но воздержусь от персонификации, дед пасечник, архивариус, кардинал, отец дьякон, генерал, биржевой маклер… Кто-то спросил: а есть кто-нибудь, кто при счастливом стечении обстоятельств все же был бы психологом? Левитов задумался и ответил, что есть, — это Сергей Леонидович Рубинштейн, и после некоторой паузы добавил, что видит его только профессором психологии и философии. Не уверен, что Н. Левитов знал, что С.
Рубинштейн получил образование по философии в Марбурге. Тогда афишировать подобное было не принято. Нужно ли говорить, что для меня это был замечательный урок даже не по психологии, а по человекознанию. С какими-то оценками я согласился сразу, в справедливости других убедился многие годы спустя, с какими-то мог бы поспорить и сегодня.
Но оценка С. Рубинштейна была абсолютно точной. Он остался у меня в памяти как классический университетский профессор старого закала. Очень внимательный к студентам и очень щедрый.
Мы жили скудно, и некоторые студенты осмеливались обращаться к нему за помощью. Он не только не отказывал, но и говорил, что возвращать деньги не нужно. Далее Труды Рубинштейна О мышлении и путях его развития Принципы и пути развития психологии Основы общей психологии Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали «Основы…» настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов.
Человек и мир Работа «Человек и мир», написанная автором в последние годы его жизни, посвящена «проблеме всех проблем» — месту человека в мире. Бытие и сознание Книга освещает одну из важнейших проблем философской мысли — вопрос о природе психического, сознания в их отношении к бытию, к материальному миру.
В 1908 с зол. Продолжил обучение в Германии, получил высшее филос. Коген и П. Защитил здесь докт. В 1914 возвратился в Одессу.
В 1915—19 — преп. Ин-та нар. Читал курсы психологии, логики, истории философии, истории искусств и др. Преподавал также в Политехн. В нояб. Здесь им организован методол. Выступил инициатором и организатором библ.
Считал наиб. Под руководством Р. В «Трудах» помещено несколько ст.
Возглавлял секцию пед. До окт. Был депутатом Ленсовета. Профессор МГУ с 1942 г. В 1947 г. Ин-та философии. Обвинения были сняты в 1953 г.
Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозд. Научная деятельность Науч. Здесь он положил начало крупной науч. Область научных интересов - теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей.
Косминским и Е. Тарле, с лингвистом академиком В. Виноградовым, физиологами академиками Л. Орбели и И. Бериташвили, кинорежиссером С. Эйзенштейном, физиком А. Петровым, искусствоведами Б. Виппером, В. Жирмунским и другими видными деятелями науки и культуры. При их содействии в Академии наук был организован Сектор психологии в Институте философии , ставший первым академическим центром психологических исследований. Хотя сектор был частью института, призванного разрабатывать проблемы философии, Рубинштейн, снова в который раз проявивший талант научного лидера, способного объединить исследования различных направлений, построил программу работы сектора таким образом, чтобы она охватывала широкий круг тем, в том числе и сугубо психологических. Психофизиологическая проблематика в секторе разрабатывалась такими крупными учеными, как С. Кравков и Н. Гарбузов, а зоопсихологическая — всемирно известной исследовательницей Н. Здесь проводились заседания с участием ведущих психологов столицы, представлявших различные научно-исследовательские учреждения, в том числе и Московский психологический институт, ряд сотрудников которого Теплов, Шемякин работали также и в секторе. Его надежда осуществилась лишь после его смерти стараниями его последователей. Неожиданно или, напротив, для той поры закономерно в ход научных дел вмещались дела идеологические. Одним из военных «трофеев» оказался пещерный антисемитизм, который советское руководство не побрезговало позаимствовать у поверженных фашистов. В 1947 г. Ее главной хотя далеко не единственной жертвой в психологии и стал Рубинштейн. Набор книги был рассыпан на том вздорном основании, что число цитируемых зарубежных авторов превышало число советских. Ведущий отечественный психолог был снят со всех постов, а публикация его трудов была запрещена. Яркое представление об атмосфере той поры можно получить, ознакомившись, например, со статьей П. Плотникова «Очистить советскую психологию от безродного космополитизма» в четвертом номере «Советской педагогики» за 1949 год. К счастью, более крутых мер не последовало, а после смерти Сталина началось постепенное восстановление в правах бывших «космополитов». Во второй половине 50-х Рубинштейн вместе с другими лидеарми советской психологии Тепловым, Леонтьевым, Лурией, Смирновым и др. Столь значительная совместная деятельность во имя общих интересов науки осуществлялась ведущими учеными, несмотря на существенные теоретические разногласия между ними по целому ряду проблем. Словно стремясь наверстать упущенное время, Рубинштейн за три года опубликовал одну за другой три монографии: «Бытие и сознание» 1957 , «О мышлении и путях его исследования» 1958 , «Принципы и пути развития психологии» 1959. Одновременно он начал работать над последней в своей жизни книгой — «Человек и мир», получив наконец возможность изложить свою философско-психологическую концепцию, сложившуюся еще в 20-е годы и затем разрабатывавшуюся им на протяжении всей жизни. Этот труд вошел в издание «Проблемы общей психологии» 1973 , вышедшее уже посмертно. Сергей Леонидович Рубинштейн скончался 11 января 1960 г. После его кончины Сектор психологии в Институте философии возглавила Е.
Вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна в психологию
Карьера и научные работы С. Рубинштейн был одним из ведущих российских психологов-экспериментаторов и он сыграл важную роль в развитии психологии в СССР. Рубинштейн начал свою карьеру в 1914 году, когда он был назначен преподавателем в Казанском университете. Позже он работал в Московском государственном университете, где основал отделение психологии второго психологического института в России. В своих исследованиях Рубинштейн сфокусировался на понимании человеческого поведения и психических процессов в контексте социальной среды. Он разработал концепцию «живого организма», которая описывает сложные взаимодействия между человеком и его окружением. Кроме того, Рубинштейн провел много исследований по проблемам обучения и развития ребенка. Он предложил теорию зон ближайшего развития, которая считается одной из основных концепций современной психологии. Работы Рубинштейна в области психологии оказали значительное влияние на развитие не только отечественной, но и зарубежной психологии. Его идеи активно внедряются в практику педагогики и лечебной психологии. Рубинштейн считается одним из основателей советской психологической школы.
Его научные работы останутся важными источниками для будущих поколений психологов, специалистов в области образования и психотерапии. Развитие психологической науки С. Рубинштейн внес значительный вклад в развитие психологической науки. Он разработал теорию функциональных систем, которая стала важным фундаментом для понимания человеческого поведения и психических процессов. Рубинштейн активно исследовал такие важные темы, как восприятие, память, мышление и эмоции. Он выделил три основных компонента функциональных систем: деятельность, сознание и личность. Он утверждал, что эти компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга. Рубинштейн также придал большое значение активной роли личности в ее взаимодействии с окружающей средой и осознанию ее собственных потребностей и целей. Рубинштейн разработал концепцию психологических систем, которая стала основой для изучения различных аспектов поведения и психических процессов. Он придал большое значение роли взаимодействия между внутренними и внешними факторами, а также между индивидом и средой.
Кроме того, Рубинштейн разработал методологические принципы и подходы к исследованию психологических процессов, которые с тех пор стали фундаментальными для психологии. Он подчеркивал важность комбинирования экспериментальных и наблюдательных методов и использования объективных данных. В целом, С. Рубинштейн сыграл огромную роль в развитии психологической науки, предложив новые понятия, теории и методы исследования.
Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово.
Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития.
Это позволяло ему избегать провинциализма, которым иной раз грешат отечественные психологи по сей день. Отечественная и западная психология выступали перед его умственным взором не как антагонисты, а как различные направления мировой психологической мысли. В дальнейшем такой подход ему дорого обошелся. В эпоху пресловутой борьбы против космополитизма он подвергся жесткой и совершенно необоснованной критике и административным преследованиям. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов.
Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов.
Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов. По свидетельству М. Ярошевского, «к Рубинштейну в его двухкомнатную квартиру на Садовой приходили делиться своими замыслами Выготский и Леонтьев, Ананьев и Рогинский. Приезжали на его кафедру Лурия, Занков, Кравков и другие». Выготского и Леонтьева он приглашал из Москвы для чтения лекций.
Не разделяя многих идей Выготского, он подробно обсуждал их во время их встреч. В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию деятельности, — Тепловым, Леонтьевым и др. Горького, поскольку руководство института к идеям «деятельностников» относилось, мягко говоря, прохладно. По этой причине Теплову и Леонтьеву было бы трудно или даже невозможно защитить свои докторские диссертации в Москве. Рубинштейн пригласил их защищаться в Ленинград, к себе на кафедру, выступил одним из официальных оппонентов.
Когда началась война, Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора в отсутствие ректора организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады. Сохранилось множество свидетельств мужества Рубинштейна в этих нечеловеческих условиях. Его аспирант Г. Лосев умирал в одном из госпиталей, расположенном далеко от центра города. Преодолевая физическую слабость, Рубинштейн шел пешком через весь город, чтобы отдать Лосеву часть своего скудного пайка.
Начальник дружины по охране института А. Чаплина рассказывала, как этот сугубо гражданский человек, никогда в жизни не державший в руках оружия, попросил ее проводить его в тир, где бы он мог научиться, несмотря на сильнейшую близорукость, стрелять из пистолета.
Был в 1943 г. В 1913 г. С 1915 г. С 1919 г. Мечникова Одесса. С 1922 по 1930 г.
В 1930 г. Герцена сейчас - Российский государственный педагогический университет имени А. Герцена 1930-1942.
Рубинштейна, его основных научных достижений, обзор научных трудов, а также мы попытаемся сделать вывод о значении научной деятельности ученого для современной психологической науки. Жизненный путь и научная деятельность С. Рубинштейна рубинштейн психолог научный достижение Сергей Леонидович Рубинштейн родился 6 18 июня 1889 года в Одессе, в семье интеллигентной и высококультурной, не чуждой свободомыслия. В семье было трое сыновей — Сергей, Николай и Григорий, и каждый из них, получив блестящее образование, стал видным специалистом в избранной отрасли. В доме Рубинштейнов постоянно собирались видные представители одесской интеллигенции — преимущественно юристы и врачи. В набросках автобиографии не законченной сам Рубинштейн признает, что собиравшиеся в доме интеллигенты производили на него скорее негативное впечатление своими упадническими настроениями и бесплодным философствованием [2]. Его собственный интерес к философии сложился в результате противоречивых влияний, с одной стороны — вследствие постоянно поднимавшихся в его кругу мировоззренческих вопросов, с другой — в противовес праздному умствованию интеллигентов предреволюционной поры. Окончив в 1909 году с золотой медалью элитную Ришельевскую гимназию, Рубинштейн намеревался продолжить образование, но категорически отверг идею поступления в Новороссийский Одесский университет, поскольку не желал вращаться в кругах разбогатевших выскочек и охотнорядцев. Неплохое материальное положение семьи позволило ему отправиться на учебу за границу, в Германию, где традиции философского образования были давними и прочными. Высшее образование Рубинштейн получил в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В докторской диссертации, защищенной накануне Первой мировой войны в Марбурге и опубликованной на немецком языке в 1914 году, был заложен основной принцип его дальнейших научных изысканий — использование философских методов в конкретных общественных науках, в том числе психолого-педагогических. Вернувшись на родину, в Одессу, Рубинштейн занял пост заведующего кафедрой психологии Новороссийского университета. Однако местная профессура встретила новоиспеченного марбургского доктора философии настолько ревниво и недоброжелательно, что свой пост он почти сразу оставил и предпочел преподавать философию, психологию и логику гимназистам. Лишь после революции, в 1919 году, он возвратился в университет в должности доцента, а в 1921 году был избран профессором кафедры психологии, сменив на этом посту скончавшегося перед тем одного из крупнейших дореволюционных психологов России — Н. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г. Одессы» в 1922 году. В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. Сущность этого подхода была выражена так: «…Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики…» [3] Исходные для общей системы философско-психологических воззрений положения Рубинштейна получили свое развитие в последующие периоды его творчества, с особой же глубиной — в московский период. Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций.
Сергей Леонидович Рубинштейн — краткая биография
Сталинские лауреаты обладали тогда большим авторитетом и могли в известной степени влиять на ход событий в сфере своей профессиональной деятельности. Вот почему 1 октября 1942 года беспартийный Рубинштейн был назначен директором Московского института психологии — головного научного учреждения страны в данной отрасли. Одновременно он возглавил кафедру психологии в МГУ и пригласил на работу в университет многих известных московских психологов Леонтьева, Лурия, Теплова и др. Первый в МГУ выпуск дипломированных психологов состоялся в 1948 году. В 1943 году Рубинштейн был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, чего дотоле ни один психолог не удостаивался. Косминским и Е.
Тарле, с лингвистом академиком В. Виноградовым, физиологами академиками Л. Орбели и И. Бериташвили, кинорежиссером С. Эйзенштейном, физиком А.
Петровым, искусствоведами Б. Виппером, В. Жирмунским и другими видными деятелями науки и культуры. При их содействии в Академии наук был организован Сектор психологии в Институте философии , ставший первым академическим центром психологических исследований. Хотя сектор был частью института, призванного разрабатывать проблемы философии, Рубинштейн, в который раз проявивший талант научного лидера, способного объединить исследования различных направлений, построил программу работы сектора таким образом, чтобы она охватывала широкий круг тем, в том числе и сугубо психологических.
Психофизиологическая проблематика в секторе разрабатывалась такими крупными учеными, как С. Кравков и Н. Гарбузов, а зоопсихологическая — всемирно известной исследовательницей Н. Здесь проводились заседания с участием ведущих психологов столицы, представлявших различные научно-исследовательские учреждения, в том числе и Московский психологический институт, ряд сотрудников которого Теплов, Шемякин работали также и в секторе. Его надежда осуществилась лишь после его смерти стараниями последователей.
Одним из военных «трофеев» оказался пещерный антисемитизм, который советское руководство не побрезговало позаимствовать у поверженных фашистов. В 1947 году, когда в издательстве АН СССР уже была сверстана новая книга Рубинштейна «Философские корни психологии» само название которой выражало стремление автора осмыслить связь психологии с философией и разработать методологические принципы применения философских положений в психологии , началась кампания по борьбе с космополитизмом. Ее главной хотя далеко не единственной жертвой в психологии и стал Рубинштейн. Набор книги был рассыпан на том вздорном основании, что число цитируемых зарубежных авторов превышало число советских. Ведущий отечественный психолог был снят со всех постов, а публикация его трудов запрещена.
Яркое представление об атмосфере той поры можно получить, ознакомившись, например, со статьей П. Плотникова «Очистить советскую психологию от безродного космополитизма» в четвертом номере «Советской педагогики» за 1949 год. К счастью, более крутых мер не последовало, а после смерти Сталина началось постепенное восстановление в правах бывших «космополитов». Совместными усилиями широко развернулись теоретические, экспериментальные и прикладные исследования, был создан журнал «Вопросы психологии», основано Общество психологов СССР, начали восстанавливаться творческие контакты с зарубежными коллегами. Столь значительная совместная деятельность во имя общих интересов науки осуществлялась ведущими учеными, несмотря на существенные теоретические разногласия между ними по целому ряду проблем.
Словно стремясь наверстать упущенное время, Рубинштейн за три года опубликовал одну за другой три монографии: «Бытие и сознание» 1957 , «О мышлении и путях его исследования» 1958 , «Принципы и пути развития психологии» 1959. Одновременно он начал работать над последней в своей жизни книгой — «Человек и мир», получив наконец возможность изложить свою философско-психологическую концепцию, сложившуюся еще в 20-е годы и затем разрабатывавшуюся им на протяжении всей жизни. Этот труд вошел в издание «Проблемы общей психологии» 1973 , вышедшее уже посмертно. Сергей Леонидович Рубинштейн скончался 11 января 1960 года. После его кончины Сектор психологии в Институте философии возглавила Е.
Мечникова , с 1921 г. С 1922 г. В 1930—1942 гг. Герцена ныне Российский государственный педагогический университет имени А. Герцена , в 1942—1945 гг. Государственная премия 1942 г. В 1942 г.
Он был непревзойденным систематизатором. Его "Основы общей психологии", удостоенные Государственной премии, до сих пор остаются одним из лучших руководств по психологии на русском языке.
Это было восьмое переиздание рукописи и карточек. Юнг — представитель психоаналитического направления в изучении культур. Его аналитический способ исследования культур отличается от теории Фрейда двумя основными чертами: отказ от пансексуализма и разработка содержания понятия "коллективное бессознательное". Вклад Юнга в изучение культуры более разнообразен и значителен по сравнению с другими психоаналитиками культуры.
C 1925 г.
Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает активное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога». В 1930 г.
В разн. В 1937 утвержден ВАК в уч. Возглавлял секцию пед. До окт. Был депутатом Ленсовета.
Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры
Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Глава 3: Основные достижения С.Л. Рубинштейна С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой , не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование. Ученые выявляют связь наследия С.Л. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960), российский (советский) психолог и философ, создатель одного из вариантов деятельностного подхода в. Слайд 4: Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна. РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович [6(18) июня 1889, Одесса – 11 января 1960, Москва] – отечественный философ и психолог.
Рубинштейн, Сергей Леонидович
Рубинштейн Сергей Леонидович советский психолог и философ фото биография. Ученые выявляют связь наследия С.Л. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества. В 1947-1949 годах С.Л. Рубинштейн пережил период гонений, обвинений в космополитизме, в преклонении перед заграницей, в недооценке отечественной науки и культуры.
С.Л. Рубинштейн и его вклад в совершенствование отечественной психологии
Он принимает активное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога». В 1930 г. В разн. В 1937 утвержден ВАК в уч. Возглавлял секцию пед.
До окт. Был депутатом Ленсовета. Профессор МГУ с 1942 г. В 1947 г. Ин-та философии. Обвинения были сняты в 1953 г.
Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозд.
В семье было трое сыновей - Сергей, Николай и Григорий, и каждый из них, получив блестящее образование, стал видным специалистом в избранной отрасли. В доме Рубинштейнов постоянно собирались видные представители одесской интеллигенции - преимущественно юристы и врачи. В набросках автобиографии не законченной сам Рубинштейн признает, что собиравшиеся в доме интеллигенты производили на него скорее негативное впечатление своими упадническими настроениями и бесплодным философствованием Арсеньев А. Его собственный интерес к философии сложился в результате противоречивых влияний, с одной стороны - вследствие постоянно поднимавшихся в его кругу мировоззренческих вопросов, с другой - в противовес праздному умствованию интеллигентов предреволюционной поры. Окончив в 1909 году с золотой медалью элитную Ришельевскую гимназию, Рубинштейн намеревался продолжить образование, но категорически отверг идею поступления в Новороссийский Одесский университет, поскольку не желал вращаться в кругах разбогатевших выскочек и охотнорядцев. Неплохое материальное положение семьи позволило ему отправиться на учебу за границу, в Германию, где традиции философского образования были давними и прочными. Высшее образование Рубинштейн получил в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В докторской диссертации, защищенной накануне Первой мировой войны в Марбурге и опубликованной на немецком языке в 1914 году, был заложен основной принцип его дальнейших научных изысканий - использование философских методов в конкретных общественных науках, в том числе психолого-педагогических. Вернувшись на родину, в Одессу, Рубинштейн занял пост заведующего кафедрой психологии Новороссийского университета.
Однако местная профессура встретила новоиспеченного марбургского доктора философии настолько ревниво и недоброжелательно, что свой пост он почти сразу оставил и предпочел преподавать философию, психологию и логику гимназистам. Лишь после революции, в 1919 году, он возвратился в университет в должности доцента, а в 1921 году был избран профессором кафедры психологии, сменив на этом посту скончавшегося перед тем одного из крупнейших дореволюционных психологов России - Н. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г. Одессы» в 1922 году. В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. Сущность этого подхода была выражена так: «…Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики…» Рубинштейн С. Исходные для общей системы философско-психологических воззрений положения Рубинштейна получили свое развитие в последующие периоды его творчества, с особой же глубиной - в московский период. Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу.
Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др.
А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества. Но его научное наследие настолько обширно и многогранно, что, думается, в нем до сих пор остаются малоизученные и не оцененные по достоинству идеи. Абульханова-Славская К. Философскопсихологическая концепция С.
Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором - стремление быть ими понятым. В 1946 г. Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание Основ общей психологии, которое сыграло роковую роль в его жизни. Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в преклонении перед иностранщиной и недооценке отечественной науки. Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу Бытие и сознание, опубликованную только в 1957. Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека, изданной после его смерти, в 1973 г. Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах.
Биография С.Л. Рубинштейна (стр. 1 из 2)
В 1922 г. C 1925 г. Сергей Леонидович Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает активное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога». В 1930 г. В разн. В 1937 утвержден ВАК в уч. Возглавлял секцию пед. До окт.
Был депутатом Ленсовета. Профессор МГУ с 1942 г. В 1947 г.
Кассирер , Рубинштейн перед Первой мировой войной успел 1913 защитить там докторскую диссертацию. Её тема - «Исследование проблемы метода» во многом объясняет то большое место, которое в его «общей психологии» занимают вопросы гносеологии». Бирюков Б. В, Трудные времена философии: отечественная историческая, философская и логическая мысль в предвоенные, военные и первые послевоенные годы, М. Через личность он раскрывает систему различных связей сознания и деятельности, в личности и личностью эта связь замыкается и осуществляется. Для сравнения степени разработанности самой проблемы личности в книге Рубинштейна - с состоянием её разработки в психологии достаточно сказать, что в первом пособии по психологии Корнилова , Теплова и Шварца вообще не было главы о личности 1938 , в трудах других психологов она появляется в такой последовательности - у Ананьева в 1945, Левинова - 1952, Теплова - 1953, Артёмова - 1954.
К этому стоит добавить, что начавшаяся в двадцатых годах разработка проблем личности ребёнка, прервавшись на некоторое время в связи с разгромом педологии , восстановилась в виде проблем детской психологии, но сама личность взрослого, как и проблемы теории личности, фактически находились под запретом. Рубинштейн определяет личность как триединство трёх отношений - к миру, к другим людям и к себе - и трёх модальностей - чего хочет, что может и что есть сам человек. Первое - мотивационно-потребностная модальность, второе - способности человека, третье - его характер.
Не без активного содействия Рубинштейна в советской науке, особенно в психологии, были канонизированы физиологические концепции высшей нервной деятельности И. Сеченова и И. Павлова например, «Учение И. Павлова и психология» в «Трудах объединенной сессии, посвященной 10-летию со дня смерти И.
Павлова», 1947. Весьма заметный вклад внес Рубинштейн и в обязательную критику ведущих школ в западной психологии например, «Необихевиоризм Тольмана» в «Ученых записках Ленинградского педагогического института имени А. Герцена», т. Однако даже тогда работы Рубинштейна выделялись своим интеллектуальным уровнем, философской культурой и основательными познаниями в области последних достижений мировой психологической мысли. В них не было фактически предписываемой в те годы примитивной вульгаризации взглядов оппонентов и неотличимой от политического доноса их экстремистской оценки. Переломным событием в судьбе Рубинштейна и всей советской психологии стало присуждение Рубинштейну в 1940 г. Сталин признал единственно правильной, с точки зрения марксизма, психологическую концепцию Рубинштейна и предписал считать ее автора главным авторитетом в советской психологии явный парадокс, ибо две основные философские предпосылки, на которых строилась психологическая концепция Рубинштейна, - деятельностная трактовка сознания и отрицание прямой, не преломленной через внутренние условия душевной жизни детерминации человеческой психики внешними факторами, - находились в противоречии со взглядами самого И.
Сталина, изложенными в уже канонизированной в качестве вершины философской мудрости брошюре «О диалектическом и историческом материализме». Воспользовавшись обретенным, правда, лишь на считанные годы, статусом первого советского психолога, Рубинштейн в 1942 г. Он взял на себя руководство академическим Институтом психологии превратив его за короткое время в крупный научный центр с исследовательскими лабораториями и отделами, а также аспирантурой , впервые создал сектор психологии в Институте философии АН СССР с 1945 г. Успешной деятельности Рубинштейна в эти годы заметно способствовало избрание его в 1943 г. Все это не помешало тому, что Рубинштейн стал одной из первых жертв послевоенных идеологических кампаний, носивших явно антисемитский характер. Уже в 1945 г. Против него была организована кампания травли за так называемый антипатриотизм поводом для нее послужило уважительное отношение Рубинштейна к достижениям западной психологии, которую предписывалось изобличать, а не подвергать критическому разбору.
Занимался философскими и методологическими проблемами психологии, критическим анализом главных направлений зарубежной психологии, изучением восприятия, памяти, речи, мышления. Разрабатывал проблему детерминизма в психологии, проблему человека в плане онтологии, гносеологии и этики. Философский энциклопедический словарь. Ильичёв , П. Федосеев , С. Ковалёв, В. Сочинения: Бытие и сознание, М.
Рубинштейн Сергей Леонидович — отечественный философ и психолог. В 1913 году окончил философский факультет Марбургского университета, там же в 1913 году защитил докторскую диссертацию «Eine Studie zum Problem der Methode» «Исследование проблемы метода». В 1937 году без защиты диссертации ему была присуждена степень доктора педагогических наук по психологии за монографию «Основы психологии» М. С 1919 года — доцент, а с 1921 года — профессор кафедры философии и психологии Одесского университета; с 1922 года — директор Научной библиотеки г. В 1930—1942 годы — заведующий кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института. Общее направление научных исследований — психология, гносеология , этика; основоположник деятельностного подхода в психологии. На основе диалектического принципа детерминизма — «внешние причины действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития» — разработал философско-психологическую концепцию человека и его психики, и в этом контексте — систему категорий: бытие и материя, социальное и природное, субъект и объект, деятельность и созерцание, свобода и необходимость, субъективное и объективное, материальное и идеальное, психическое и физиологическое, сознательное и бессознательное.
В частности, показал неправомерность сведения бытия к объекту и к материи, нашел оригинальное решение проблемы первичных и вторичных качеств, разработал принцип решения психофизиологической проблемы, осуществил глубокий анализ ранних философских работ К. Маркса «Экономическофилософских рукописей 1844 г. Рубинштейн разработал оригинальную концепцию философской антропологии Человек и мир. Создал философско-психологические теории мышления как деятельности и процесса, теории речи, эмоций и др. Диалектика объективирования и субъективирования, соотнесение индивида с другими людьми в деятельности, высший тип активности как модус субъекта, многослойность личности составляют основу его философской антропологии. Брушлинский Новая философская энциклопедия. В четырех томах.
Степин , А. Гусейнов , Г. Рубинштейн Сергей Леонидович 6 18. Получив высшее философско-психологическое образование в Германии и защитив докторскую диссертацию по философии в Марбурге «Исследование проблемы метода», на нем. В 1921 году был избран проф. В 1930 году стал заведующим кафедрой психологии Ленинградского педагогического института им. Герцена, с 1942 года - заведующий кафедрой психологии Московского университета и директором Института психологии Академии педагогических наук, а с 1945 года - заведующий сектором психологии и заместитель директора Института философии АН СССР, но в конце 40-х годов лишился этих и всех других постов по обвинению в космополитизме и идейных ошибках в психологической теории.
В 1956 году восстановлен в должности заведующего сектором психологии Института философии. Главные принципы психологического исследования, согласно Рубинштейну, исходят из философских оснований теории субъекта; они заключаются в единстве сознания и деятельности, в соответствии с которым человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической , и детерминизме, в соответствии с которым внешние причины действуют через внутренние условия. На основе этих принципов Рубинштейн создал философски-психологическую концепцию человека и его психики, теорию мышления как деятельности и как процесса. С опорой на нее он трактовал категорию «бытие» как несводимую к категориям объекта и материи, а также исследовал системное и иерархизированное соотношение категорий: бытие; субъект и объект; субъективное и объективное; деятельность, поведение и созерцание; материальное и идеальное; природное и социальное; психическое и физиологическое. Субъект, по Рубинштейну, - это основание связи сознания и деятельности, но, как таковой, он формируется в объективировании, в процессе перехода в объект. При этом диалектика объективирования и субъективирования - это не саморазвертывание сущности субъекта, а его практическая деятельность; сознание же включает в качестве основного момента соотнесение индивида как его носителя с др. Рубинштейн писал: «Всякое психическое явление - это функция, выражение жизни индивида, свидетельство или показание о ней и вместе с тем рефлексия на объективное бытие, отражение его» Основы общей психологии.
В 1957 С. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. В 1959 С. Рубинштейн был назначен Президиумом АН СССР организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического, к участию в котором он привлёк самых авторитетных специалистов — П. Анохина, Асратяна, Гращенкова, П. Симонова и многих других. Рубинштейна на соискание Ленинской премии. Детство и юность Ученый родился в июне 1889 года в Одессе в семье адвоката Леонида Лазаря Рубинштейна и его жены Полины. У Сергея было три брата, наибольшую известность из которых получил Николай, написавший учебник «Русская историография». В молодости глава семьи дружил с Георгием Плехановым, и в доме Рубинштейнов часто собирались одесские интеллигенты.
Однако упаднические настроения и разговоры приятелей отца Сергея тяготили. Об этом психолог написал в набросках к автобиографии. Марксизм интересовал юношу не как руководство к действию, а как одна из множества философских систем. К идее экспроприации экспроприаторов отпрыск обеспеченной семьи относился негативно. Психолог Сергей Рубинштейн В 19 лет Сергей с золотой медалью окончил престижную Ришельевскую гимназию. Однако в Новороссийский Одесский университет медалист поступать отказался, поскольку считал, что в этом вузе учатся преимущественно дети нуворишей. Выбор одаренного юноши пал на Фрайбургский университет. Впрочем, через 2 семестра одессит перевелся в Марбургский университет, основанный в 1527 году Филиппом Великодушным. Вскоре после защиты Сергеем докторской диссертации началась Первая мировая война. Рубинштейн вернулся в Одессу и начал преподавать в гимназиях черноморского города.
В 30 лет при содействии Николая Ланге Сергей Леонидович стал приват-доцентом университета, отвергнутого им в юности. Вуз к 1919 году стал называться Одесским институтом народного образования. Рубинштейну Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина и легла в основу формирования вначале детской, а затем возрастной психологии. Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия «развитие» в фундаментальную категорию психологии, стало его включение Рубинштейном в систему понятий общей психологии и возведение в статус важнейшего методологического принципа психологической науки. Вот что писал С. Л Рубинштейн об этом: «Развитие психики является для нас не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психологических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания» Вот что писал С. Рубинштейн об этом: «Развитие психики является для нас не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии.
Непобедимая наука. С.Л. Рубинштейн – исследователь и организатор психологических достижений
Рубинштейн Сергей Леонидович | О достоинствах и недостатках творчества С. Л. Рубинштейна можно судить, знакомясь с его научным наследием: идеи не умирают, а новый контекст изменяет характер их прочтения. |
Рубинштейн Сергей Леонидович | Тренинг-Центр Синтон | Глава 3: Основные достижения С.Л. Рубинштейна С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой , не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование. |
С Л Рубинштейн и его вклад в психологию | С. Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии наук СССР. |
Семен Леопольдович Рубинштейн: краткая биография
С. Л. Рубинштейн и его вклад в психологию. (1889 – 1960 г.г.) — презентация | С. Л. Рубинштейн родился в Одессе, в высокообразованной, ассимилированной, но не отрекшейся от своего еврействав семье успешного адвоката. |
Биография С.Л. Рубинштейна | В этот промежуток времени линия жизни Рубинштейна постоянно изменяется вследствие разных событий. |
Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры
Первая статья, которую выпустил С.Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна, Введение, 1. Жизненный путь и научная деятельность С.Л. Рубинштейна, 2. биография, дата рождения.