Новости осада доростола

Оборона Доростола стала ключевым событием русско-византийской войны 970-971 гг. После ее завершения был подписан мирный договор, восстановивший статус-кво. 23 июля 971 года русский князь Святослав Игоревич провёл военный совет у стен Доростола (Болгария) и решил дать последний бой в ходе войны с Византией. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев, Святослав смог прорваться в Доростол и укрыться за его стенами.

Походы князя Святослава. Осада Доростола

Сражение у Доростола ОСАДА ДОРОСТОЛА.
"…Победить и остаться в живых, либо умереть со славой": оборона Доростола в 971 году Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Светославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности.
История слов и выражений – День республики Героическая оборона Доростола Великий князь Святослав Храбрый.

Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие

То есть написал он свой труд примерно через сто лет после самой осады Доростола, не будучи ее участником и очевидцем, не имея возможности участников и очевидцев опросить. Оборона Доростола Русско-византийская война 970—971 годов Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом в 971 году. Картина Г. Семирадского. Дата 23 апреля 971 — 23 июля 971 Место Доростол. В ролике показали осаду крепости, массовые сражения армий и процесс тренировки воинов.

Читайте также

  • КОЛЬЦО СОЛОМОНА. ОСАДА РОДОСА: roman_rostovcev — LiveJournal
  • Осада Доростола
  • Том I. Глава VII. Святослав. Осада Доростола
  • Оборона Доростола — Энциклопедия
  • Первое столкновение
  • {{commentsCount}}

Походы Святослава, взлет язычества, Византия и Киевская Русь

Еще одна характерная уловка — многие бойцы внедрялись в отряды террористов и годами «воевали» на их стороне, передавая своим ценнейшую информацию. Бойцы потом признавались, что самое сложное — не стричь волос и бороды, как это предписывает идеология радикалов. Заросшие, как библейский Самсон, военные разведчики впоследствии стали героями телерепортажей. Особой храбростью в боях с террористами отличались бойцы одного из местных бедуинских племен Аль-Шайтат. В ответ те начали истреблять непокорных бедуинов. В итоге бойцы Аль-Шайтат влились в ряды защитников города.

Они предпочитали погибнуть, но не сдаться в плен. От солдат сирийской армии их отличали длинные до плеч волосы, а также обычай отрубать головы трупам погибших врагов. Так они мстили террористам за убитых близких. Из-за нехватки бронетехники бойцы сирийской армии поставили стационарные орудия на шасси грузовых автомобилей, мобильно перебрасывая их с одного участка фронта на другой. В условиях окружения обычный для арабских вооруженных сил организационный бардак сходил на нет.

Тем более что бойцы занимали одни и те же позиции на протяжении нескольких месяцев. Например, бойцы подразделений охраны авиабазы Дейр-эз-Зор после деблокады города даже не могли вспомнить, сколько штурмов они отбили. Как минимум сто. Российские ВКС начали наносить удары по позициям террористов в окрестностях города. Но возможностей деблокировать город все еще не было.

Любой марш через пустыню был обречен, поскольку наступающие войска могли получать снабжение под одной-единственной трассе. Однако планы броска на Дейр-эз-Зор уже разрабатывались. И тогда боевики решили пойти на решающий штурм, а поддержку с воздуха им оказали... Впоследствии министерства обороны двух европейских стран открещивались от участия в налете. В Пентагоне же заявили, что перепутали сирийскую армию с боевиками.

В результате налета погибли как минимум 106 сирийских военных. Неизвестно, было ли это частью глобального плана или случайностью, но сразу вслед за налетом натовской авиации на позиции защитников города обрушились силы террористов. Только ценой тяжелых потерь их наступление удалось сдержать. Однако с этого момента боевики почти не прекращали попыток завладеть городом. Ситуация стала по-настоящему критической, когда 16 января 2017 года террористам удалось отрезать город Дейр-эз-Зор от авиабазы.

Гарнизон аэродрома остался без еды и воды. Тяжелее всего приходилось во время песчаных бурь. Под прикрытием непогоды боевики могли использовать свое численное преимущество, не боясь сирийской авиации. Самые успешные атаки террористов были совершены именно в таких погодных условиях. По признанию бойцов, влагу получали из крови пустынных змей.

Но даже в таких условиях они не прекращали сражаться.

Нередко, побеждаемые силою превосходною, обращали тыл без стыда: шли назад в крепость с гордостию, медленно, закинув за плеча огромные щиты свои. Ночью, при свете луны, выходили жечь тела друзей и братьев, лежащих в поле; закалали пленников над ними и с какими-то священными обрядами погружали младенцев в струи Дуная. Пример Святослава одушевлял воинов. Но число их уменьшалось. Главные Полководцы, Сфенкал, Икмор не родом, по сказанию Византийцев, а доблестию Вельможа пали в рядах неприятельских. Сверх того Россияне, стесненные в Доростоле и лишенные всякого сообщения с его плодоносными окрестностями, терпели голод.

Святослав хотел преодолеть и сие бедствие: в темную, бурную ночь, когда лил сильный дождь с градом и гремел ужасный гром, он с 2000 воинов сел на лодки, при блеске молнии обошел Греческий флот и собрал в деревнях запас пшена и хлеба. На возвратном пути, видя рассеянные по берегу толпы неприятелей, которые поили лошадей и рубили дрова, отважные Россияне вышли из лодок, напали из лесу на Греков, множество их убили и благополучно достигли пристани. Император взял меры, чтобы в другой раз ни одна лодка Русская не могла выплыть из Доростола.

Войско Святослава оказалось в блокаде.

Второй бой 26 апреля Второй бой начался 26 апреля и возобновился на следующий день. Византийцы сошлись с русами в открытом поле. Греки атаковали, но никто из противников не мог взять перевес. Тогда русы своевременно укрылись в городе.

Ночью 29 апреля русы обнесли Доростол глубоким рвом и сделали первую вылазку за провиантом. Возвращаясь с богатой добычей на ладьях, они увидели на берегу греческий обоз. Русы подплыли к берегу, обошли обоз лесом и, разбив, разграбили. Цимисхий был потрясен дерзостью врага, повелел перекопать все дороги вокруг города и оставить на них дозоры.

За время осады византийцам удавалось разрушать городские стены и убивать русов. Святослав предпринял вторую вылазку, во время которой были уничтожены осадные машины греков. Третий бой 20 июля 20 июля русы вышли из Доростола, чтобы принять бой. Греки атаковали войско Святослава несколько раз без особого успеха.

Но во время одной атаки был убит крупный военачальник русов, и они, закрыв свои спины щитами, отступили в город. На следующий день Святослав на военном совете выслушал разные мнения по поводу сложившейся обстановки. Одни советовали убежать незамеченными ночью, другие — заключить с греками перемирие.

Темной ночью, под проливным дождем, 2000 русов сели в ладьи и отплыли из города. Беспрепятственно ограбив жителей прибрежных селений, они на обратном пути еще и перебили ромейскую обозную прислугу, которая привела к Дунаю коней на водопой. Разгневанный Цимисхий пригрозил начальнику флота смертью, если ладьи русов еще раз покажутся на Дунае. Осадные машины ромеев каждый день забрасывали город грудами камней. Мощные стены Доростола толщиной до 4,7 м без особого ущерба выдерживали удары метательных снарядов. Но находившиеся на стенах русы терпели от них жестокий урон. Святослав решил уничтожить осадную технику врага.

Эти машины охранял родственник императора, магистр Иоанн Куркуас. На бегу конь оступился в яму и сбросил магистра. Скифы увидели великолепное вооружение, прекрасно отделанные бляхи на конской сбруе и другие украшения — они были покрыты немалым слоем золота — и подумали, что это сам император. Тесно окружив магистра, они зверским образом изрубили его вместе с доспехами своими мечами и секирами, насадили голову на копье и стали потешаться над ромеями, крича, что они закололи их императора, как жертвенное животное» [371]. Русы собирались было поджечь осадные машины, но подоспевшие ромеи отстояли их. Ободренные этой победой, русы наутро это было 20 июля, по славянскому языческому календарю — Перунов день вышли из города и построились в боевой порядок. Ромеи «также выстроились в глубокую фалангу и двинулись им навстречу». В этом бою русов возглавлял некий Икмор возможно, воевода таврических русов. По словам Льва Диакона, это был «храбрый муж гигантского роста, первый после Сфендослава предводитель войска, которого [скифы] почитали по достоинству вторым среди них. Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них.

Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига [эмира] критян Анемас [372] , воспламенился доблестью духа, вытащил висевший у него на боку меч, проскакал на коне в разные стороны и, пришпорив его, бросился на Икмора, настиг его и ударил мечом в шею — голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю. Как только Икмор погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу, а ромеи преследовали их и убивали».

Второй болгарский поход Великого князя Светослава - 6478-6479 ЛѢТЪ Ѿ С.М.З.Х. (970-971 ГОДЫ Ѿ Р.Х.)

Это единственный уцелевший фрагмент из трудов Сосила Лакедемонского, очевидца величайших войн античности и биографа карфагенского полководца Ганнибала. В конце строки можно прочитать имя Ганнибал в греческом написании. А полное название папируса: "О деяниях Ганнибала", — рассказал папиролог Хольгер Эсслер. По легенде, в 9-летнем возрасте Ганнибал поклялся быть вечным врагом Рима.

В то время Карфаген и Римская республика вели ожесточенные Пунические войны за господство в Средиземноморье. В 218 году до нашей эры Ганнибал перебросил армию через Альпы и вторгся в Италию, что стало для римлян большим сюрпризом. Вместе с конницей и пехотой на Апеннины пришли боевые слоны Карфагена, голодные и злые после горного похода.

Взять столько провизии в горы Ганнибал не мог. А после трех-четырех дней голодовки слон становится очень злым", — отметил дрессировщик Сонни Франкелло. За счет мощной конницы и боевых слонов Ганнибал стремительно продвигался вглубь Италии.

Он нанес римским легионам несколько чувствительных поражений. Слоны были грозным психологическим оружием", — заметил историк Педро Барцело. Решающий момент в войне наступил в 207 году до нашей эры, когда на воссоединение с полками Ганнибала отправилась вторая армия под командованием младшего брата полководца, Гасдрубала.

В этих условиях Гасдрубал отправил шесть гонцов к Ганнибалу, чтобы договориться о месте и дате встречи", — рассказал доктор исторических наук, профессор РГГУ Иван Анфертьев. Если бы две армии Карфагена объединились, Рим был бы сокрушен. Однако легионерам Гая Клавдия Нерона удалось перехватить карфагенских гонцов.

Росы, стяжавшие среди соседних народов славу постоянных победителей в боях, считали, что их постигнет ужасное бедствие, если они потерпят постыдное поражение от ромеев, и дрались, напрягая все силы. Ромеев же одолевали стыд и злоба [при мысли о том], что они, побеждавшие оружием и мужеством всех противников, отступят как неопытные в битвах новички и потеряют в короткое время свою великую славу, потерпев поражение от народа, сражающегося в пешем строю и вовсе не умеющего ездить верхом. Побуждаемые такими мыслями, оба войска сражались с непревзойденной храбростью; росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев, а ромеи наступали, используя свой опыт и военное искусство». Битва продолжалась весь день, до вечера. С обеих сторон пало много бойцов. На закате Иоанн бросил на русов всю свою конницу. Сам император сидел на лошади под развернутыми знаменами и, потрясая копьем, громкими возгласами подбадривал своих воинов. Постепенно, шаг за шагом, русы были оттеснены к городской стене и укрылись за укреплениями. Иоанн Цимисхий с военачальниками.

Рисунок конца XIX века. Иоанн дал войску короткий отдых прямо на поле битвы, а с рассветом разбил лагерь на холме посреди равнины. Осаду Доростола он не начинал, дожидаясь прихода флота. Ромейские лучники и пращники весь день перестреливались с русами, засевшими на стенах и башнях. К вечеру русы, сев на коней, предприняли вылазку, но, не имея опыта ведения кавалерийского боя, были быстро загнаны ромейской конницей обратно в город. Тем временем к Доростолу подошли «огненосные триеры», надежно заперев Дунайскую горловину. Дабы уберечь свои челны от «оляднего огня», русы подвели их к самой городской стене. Войско Святослава оказалось в ловушке. О том, чтобы отогнать византийский флот, русы и не помышляли, памятуя о 941 г.

Спастись они могли, только отбросив от города войско Цимисхия. Поэтому на следующий день Святослав снова вывел своих воинов в поле. Но ромеи выдержали яростный натиск русов и вынудили их отступить. Началась осада Доростола, длившаяся 65 дней. Город был полностью блокирован. Ромеи перекопали рвами все дороги, везде была выставлена стража. К Иоанну почти ежедневно подходили подкрепления. Русы не были готовы к длительной осаде. Запасы продовольствия в Доростоле скоро истощились, и русам приходилось устраивать вылазки, чтобы добыть себе пищу.

Скилица сообщает, что одну из таких вылазок в двадцатых числах июля возглавил сам Святослав. Темной ночью, под проливным дождем, две тысячи русов сели в ладьи и отплыли из города. Беспрепятственно ограбив жителей прибрежных селений, они на обратном пути еще и перебили ромейскую обозную прислугу, которая привела к Дунаю коней на водопой. Разгневанный Цимисхий пригрозил начальнику флота смертью, если русские ладьи еще раз покажутся на Дунае. Осадные машины ромеев каждый день забрасывали город грудами камней. Мощные стены Доростола толщиной до 4,7 метра без особого ущерба выдерживали удары метательных снарядов. Но находившиеся на стенах русы терпели от них жестокий урон. Святослав решил уничтожить осадную технику врага. Эти машины охранял родственник императора, магистр Иоанн Куркуас.

На бегу конь оступился в яму и сбросил магистра.

Как минимум сто. Российские ВКС начали наносить удары по позициям террористов в окрестностях города. Но возможностей деблокировать город все еще не было. Любой марш через пустыню был обречен, поскольку наступающие войска могли получать снабжение под одной-единственной трассе. Однако планы броска на Дейр-эз-Зор уже разрабатывались. И тогда боевики решили пойти на решающий штурм, а поддержку с воздуха им оказали... Впоследствии министерства обороны двух европейских стран открещивались от участия в налете. В Пентагоне же заявили, что перепутали сирийскую армию с боевиками. В результате налета погибли как минимум 106 сирийских военных.

Неизвестно, было ли это частью глобального плана или случайностью, но сразу вслед за налетом натовской авиации на позиции защитников города обрушились силы террористов. Только ценой тяжелых потерь их наступление удалось сдержать. Однако с этого момента боевики почти не прекращали попыток завладеть городом. Ситуация стала по-настоящему критической, когда 16 января 2017 года террористам удалось отрезать город Дейр-эз-Зор от авиабазы. Гарнизон аэродрома остался без еды и воды. Тяжелее всего приходилось во время песчаных бурь. Под прикрытием непогоды боевики могли использовать свое численное преимущество, не боясь сирийской авиации. Самые успешные атаки террористов были совершены именно в таких погодных условиях. По признанию бойцов, влагу получали из крови пустынных змей. Но даже в таких условиях они не прекращали сражаться.

Тем более что помощь уже была близка. Позиции сирийских войск послужили своего рода наковальней: боевики согнали к линии фронта крупные силы, забыв об угрозе с воздуха. Скопления живой силы и военной техники, а также оперативные склады стали добычей для ВКС. На время противник был отброшен. В то же время армия Сирии сформировала мощную ударную группировку, которая за считаные месяцы прорвалась к берегам Евфрата и начала наступление вниз по течению реки. Все эти дни боевики не прекращали попыток овладеть городом и его оборонительными сооружениями. Но безрезультатно. Передовые подразделения дивизии «Тигры» сирийской армии прорвались к городу 16 сентября 2017 года. Им навстречу вышли подразделения городского гарнизона. Вместе со свежими силами защитники Дейр-эз-Зора в считаные недели выбили террористов из городской застройки.

Итоги битвы для всей сирийской войны трудно переоценить. На протяжении долгих лет гарнизон города отвлекал на себя десятки тысяч террористов. Они не появились в окрестностях Дамаска или Багдада.

Во время одной из вылазок был разбит византийский отряд, солдаты которого поили коней на Дунае. После этого эпизода греки перекопали все дороги, которые вели в осажденный город. В следующие три месяца византийцы успешно держали город в своих тисках. Продовольствие заканчивалось. Начался голод, после чего местные болгары небольшими группами начали переходить на сторону врага. Если бы Святослав не принял меры, то плохо бы закончилась оборона Доростола. Какая война не обходилась без репрессий? Киевский князь устроил показательные казни сомневающихся болгар, благодаря чему восстановил дисциплину в городе. К июлю ситуация оставалась прежней. Цимисхий торопился закончить осаду как можно скорее, потому что в его отсутствии в Константинополе началось смутное время. Оборона Доростола продолжалась, и тогда император предложил Святославу закончить войну поединком тет-а-тет. Однако киевский князь отказался от этого, прислав Иоанну издевательский ответ. Последние сражения 19 июля славянский отряд отправился на вылазку. Византийцы потеряли бдительность, они не думали, что у осажденных хватит дерзости напасть на большой лагерь. Но именно так и случилось. Святослав со своим отрядом разрушил осадные машины, оставив греков ни с чем. Славяне были воодушевлены своим успехом. На следующий день они вышли из города, чтобы дать еще одно сражение византийцам, которых уже утомила их северная война. Оборона Доростола была остановлена только после того, как славяне еще дважды сразились с армией императора 20 и 22 июля. Во время последнего боя грекам удалось разделить войско Святослава. Князь понес большие потери. Стало ясно, что заканчивалась оборона Доростола. Дата 23 июля — это и есть окончание длительной осады, во время которой произошло четыре сражения.

Походы князя Святослава. Осада Доростола

После реконструкции 1903 года собор стал одним из крупнейших храмов Российской империи и вмещал до 9 тысяч человек. В марте 1932 года был закрыт, а в мае 1936 — взорван. Перед этим была разграблена расположенная здесь могила светлейшего князя Михаила Воронцова и его супруги. В 1999 году началось воссоздание храма, 18 марта 2005 года он был принят в эксплуатацию. В Спасо-Преображенском кафедральном соборе хранится Касперовская икона Божией Матери названа в честь бывшей владелицы — Иулиании Касперовой , почитаемая как чудотворная. Половина собора осталась без крыши. Порушены центральные сваи, фундамент.

Но когда ромеи достигли назначенного места, они повернулись и отважно ринулись на врагов. Там завязалась жестокая битва, и случилось, что стратиг Феодор из Мисфии, конь которого был сражен пикой, упал на землю. В этом месте закипела упорная схватка, ибо росы порывались его убить, а ромеи старались защитить его. Этот Феодор, свалившись с лошади, схватил какого-то скифа за пояс и, двигая его силой своих рук во все стороны как небольшой легкий щит, прикрывался им от летящих в него копий, а сам, обороняясь таким образом, понемногу отступал, приближаясь к ромеям, которые оттеснили наконец скифов и спасли этого мужа от опасности». По-видимому, русы сильно прижали ромеев, ибо им срочно понадобилась помощь свыше.

По церковному календарю это был день мучеников Феодора и Георгия. И Лев Диакон повествует, как с неба внезапно спустился белый всадник, который стал направо и налево поражать росов. Не узнать святого Феодора было, конечно, невозможно. Правда, русы ничего такого не узрели, а заметили только, как «вдруг разразился ураган вперемежку с дождем; устремившись с неба, он заслонил неприятелей; к тому же поднялась пыль, которая забила им глаза». Завязалась горячая битва, и скифы не выдержали натиска конной фаланги.

Окруженные магистром Вардой, по прозванию Склир, который со множеством воинов обошел их с тыла, они обратились в бегство. Ромеи преследовали их до самой стены, и они бесславно погибали. Сам Сфендослав, израненный стрелами, потерявший много крови, едва не попал в плен; его спасло лишь наступление ночи». Но, видя, что ничего уже нельзя предпринять против несокрушимого всеоружия [ромеев], он счел долгом разумного полководца не падать духом под тяжестью неблагоприятных обстоятельств и приложить все усилия для спасения своих воинов. Поэтому он отрядил на рассвете послов к императору Иоанну и стал просить мира на следующих условиях.

Тавроскифы уступят ромеям Дористол, освободят пленных, уйдут из Мисии и возвратятся на родину, а ромеи дадут им возможность отплыть, не нападут на них по дороге с огненосными кораблями... Цимисхий «с радостью принял эти условия» в летописи: «се же слышав, царь рад бысть». По сведениям Льва Диакона, хлеб получили 22 000 русов. В Повести временных лет есть похожий эпизод, когда греки, стремясь выведать численность русского войска, просят Святослава взять с них «дань» «по числу на главу». Но вероятно, на самом деле русов было еще меньше.

По словам летописца, Святослав «имашеть же [дань] и за убьеныя, глаголя, яко род его возметь». Войско ромеев было так же сильно потрепано. Примечательно, что Цимисхий даже не заикнулся о выдаче русами награбленного в Болгарии имущества. Два медимна хлеба составляли нормальный воинский рацион на 8—10 дней. Некоторые исследователи считают его неправомерной вставкой на том основании, что Лев Диакон сообщает о гибели «Сфенкела» за два дня до заключения мира.

Но договор — это официальный документ, тогда как сочинение Льва Диакона пестрит ошибками, к которым, по всей видимости, следует отнести и сообщение о смерти Свенгельда. Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием. Лебедев, 1916 год После заключения мира Святослав попросил Цимисхия о личной встрече. Лев Диакон описал ее с драгоценными для нас подробностями: «Государь не уклонился [от свидания] и, покрытый вызолоченными доспехами, подъехал верхом к берегу Истра [Дуная], ведя за собой многочисленный отряд сверкавших золотом вооруженных всадников. Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них.

Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерная, но выглядел он угрюмым и диким. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал». Ромеи коротко стригли волосы только по случаю траура или судебного преследования.

Усы, как правило, сбривали, зато отпускали бороды. Носить серьги, не вызывая насмешек, среди мужчин могли только дети и моряки [Лев Диакон.

В 972 г. Святослав захватил крепость Доростол на Дунае. Но византийские войска окружили русскую дружину кольцом блокады, которое Святослав решил прорвать. Семирадский изобразил, как накануне решающей битвы князь приносит жертвы и гадает об исходе будущего сражения. Стены крепости на заднем плане картины отражают зарево погребальных костров, на которых с почестями сжигают павших русских воинов. На переднем плане — сцены жертвоприношения пленных жителей крепости, включая младенцев, богу Перуну, а в правой части полотна — сцена гадания: воин держит в руке петуха, и когда отрубленная голова птицы упадет в воду, жрец сосчитает круги, расходящиеся от нее. В центре картины изображен сам князь Святослав на белом коне. Карамзин Николай Михайлович.

История государства Российского. Том I. Уже более двух месяцев продолжалась осада; счастие совсем оставило Россиян. Они не могли ждать никакой помощи.

Siege[ edit ] Emperor John proceeded to lay siege to Dorostolon, which lasted for 65 days.

His army was reinforced by a fleet of 300 ships equipped with Greek fire. In order to appease their gods, they drowned children in the Danube , but the sacrifices failed to improve their position. During the siege of the city of Dorostolon the Rus forces were reduced to near starvation, and a force of some 2,000 warriors, including women, made a surprise sally out during the night to search for supplies and managed to defeat a Byzantine force on the way, returning later to the city.

Походы Святослава, взлет язычества, Византия и Киевская Русь

"Осада Доростола длилась около трех месяцев, после чего Святослав предложил византийскому императору Цимисхию пойти на переговоры. Осада Доростола затянулась до июля 971 года. Ни император Цимисхий, ни Святослав не смогли добиться быстро победы. Уповая на честность императора Цимисхия, он разместил главные силы в городе Доростоле, даже не перекрыв горные перевалы Балкан. МОСКВА, 3 дек — РИА Новости. Российские военные освободят Одессу ради защиты Крымского полуострова, заявил бывший разведчик ВС США Скотт Риттер в интервью YouTube-каналу Ask. Сражение под Доростолом в 971 г. Понимая, что в условиях голодной блокады борьба с превосходящими силами противника невозможна, Святослав заключил мир с Цимисхием.

Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие

Кульминация осады Доростола стала и её развязкой. 23 апреля византийское войско подошло к Доростолу, где находились главные силы Святослава с ладейным флотом. Главная» Новости» Итоги разгрома волжской булгарии святославом.

Доростольский мир

Вот только родился он, как считают исследователи, в 40-х годах XI века, никак не раньше. То есть написал он свой труд примерно через сто лет после самой осады Доростола, не будучи ее участником и очевидцем, не имея возможности участников и очевидцев опросить. В лучшем случае, переписать чужие изложения... И на свой лад их интерпретировать. При этом описание похода Святослава является весьма и весьма тенденциозным, предвзятым. В отношении Святослава и его воинов используются термины "варвары", "скифы" обычное дело для византийцев, но все же.

Численность древнерусского войска оценивается в "триста восемь тысяч боеспособных воинов" - то есть в два с половиной раза больше, чем русская армия под Бородино! Стоит ли говорить, что во времена Святослава Русь физически не могла выставить 308 тысяч воинов, и тысяч этак на триста Иоанн Скилица "просчитался"? Походы князя Святослава на страницах школьного атласа. На берегу Дуная обозначена осада того самого Доростола... От души веселит и ход войны по версии автора - византийцы армией в 20 тысяч человек, кстати, то есть соотношение 15 русов на одного византийца раз за разом громят "варваров", не оставляя им ни единого шанса на выживание.

Но при этом зачем-то платят им дань, затем снова с ними воюют, осаждают занятый ими Доростол, несколько месяцев безоговорочно побеждают под его стенами, но город почему-то взять не могут... В итоге соглашаются греки на мир и пропускают беспрепятственно побежденных ими "скифов". А на речных порогах - вот ведь незадача: подлецы-печенеги убивают Святослава, к чему византийцы не имеют никакого отношения Вердикт: источник очень и очень ненадежный, "политизированный", его сведениями следует пользоваться с большой осторожностью.

Население, насчитывавшее в 1893 году 11710 человек, состояло наполовину из турок ; в состав другой половины входили болгары , румыны , греки , армяне и евреи. Столетия османского владычества насадили в городе мусульманство и в конце XIX века, после присоединения города ко вновь возрожденной Болгарии, в городе значилось 12 мечетей и несколько церквей. В 1913 году Силистра была присоединена к Румынии. Болгария вернула город - вначале на краткий срок в 1918 - 1919 годах, и снова в 1940 году. Религия Христианская проповедь пришла в город не позднее конца III века.

В городском захоронении начала IV века был найден золотой перстень с выгравированным христианским символом. В середине того века житель город, раб Емилиан , принял мученичество за сокрушение идолов. Ко второй половине IV века относятся первые известия о местной епископской кафедре , город стал центром христианской жизни региона. В городе были возведены внушительные базилика и архиерейский двор, известные по раскопкам фундаментов. В период с конца VII по начало IX века о христианской жизни города известно мало, но христианская община здесь сохранилась. В конце IX -начале X века значение местной архиерейской кафедры было столь велико, что, согласно одной гипотезе, ставший первым Болгарским патриархом Дамиан был до этого здешним владыкой, что на время сделало город центром Болгарской Церкви.

Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». Как видно из контекста, смысл фразы «Мертвые сраму неймут» таков: даже в случае проигранной битвы, потомкам не в чем упрекнуть погибших, ибо они сделали все, что могли — достойно сражались, и погибли с оружием в руках. Интересно, что русские и византийские летописи освещают битву по-разному. Византийцы оценивали, что Святослав выставил около 30000 воинов против 10000 византийцев под предводительством Варды Склира, и, несмотря на это, доблестные римляне одержали победу, наголову разгромив русское воинство. Согласно Льву Диакону, византийцы окружили противника и одержали полную победу, потеряв всего 55 человек убитыми против 20 тысяч у Святослава. Численность войска Святослава русская летопись определяет в 10-20 тыс. Святослав заключил с Цимисхием мирный договор, положивший конец войне, получил дань на своих воинов, включая убитых, и прекратил наступление на Константинополь. Текст, приведённый в «Повести временных лет» под 6479 971 годом, считается полным текстом русско-византийского мирного договора, заключённого в июле 971 года после осады Доростола.

Естественно предположить, что речь идет о посланниках дунайских болгар, но интерполятор смешивает их с волжскими, чтобы стереть и полностью уничтожить в памяти русского народа память о том, что христианская религия была принята Русские славяне через болгар. Греческий философ Кирилл, присланный из Константинополя для разъяснения им истинной и лучшей веры, сыграл большую роль у князя Владимира и киевских славян. Интерполятор, зная важность и авторитет св. Кирилла среди славян, использовал его имя в своих целях! Но св. Кирилл умер на целый век с четвертью раньше князя Владимира, и греческий впал в грубейший анахронизм. Кстати, академик Борис Дмитриевич Греков, говоря о «Повести времен», писал: «В источниках смешаны дунайские и волжские болгары». Крайне предвзятый и грубо тенденциозный византийский интерполятор говорит и о том, что, по его мнению, князь Владимир до своего обращения был типом крайне отрицательным. Он: прелюбодей, обжора, пьяница и развратник, у него пять законных жен и 800 наложниц — больше, чем у Соломона! Эти данные о "владимирских гаремах" не имеют ничего общего с истиной: и у норманнов, и у славян таких обычаев не было и нравы их были слишком строги. Иными словами, и болгары, и русские являются для византийского интерполятора «варварами», «скифами» и стоят на неизмеримо более низкой ступени, чем византийцы. В заключение этой части моей статьи указываю также, что князь Владимир напал на Корсунь, чтобы получить власть с христианскими священниками, то есть завоевать христианство для себя и своего народа. И здесь цель автора состоит в том, чтобы придать еще большую ценность византийскому христианству. Князя Владимира крестили в Корсуни греческие священники, затем они крестили его народ в водах Днепра. Церемония была совершена на греческом языке, и князь передал церковь «Св. Божией Матери» Корсуни греческие священники служили в нем на греческом языке. По этому поводу профессор Валерий Погорелов писал: «Куда делись все эти греческие книги, эти греко-русские литераторы? И подчеркивает: «Нет никаких следов того, что когда-либо на Руси было греческое богослужение, что были греческие книги и что русские пользовались греческой письменностью. Самые древние книги, привезенные на Русь и сохранившиеся там, были не греческие, а болгарские. Преобразование Киевской Руси шло снизу вверх, а не сверху вниз, как это было в Болгарии. Христианство, уже принятое большей частью славянских масс, стихийно и отовсюду вторгалось в варяжскую группу и проникало в нее различными путями. Это видно из анализа содержания русско-византийских договоров 912 и 945 гг. Варяжский этнический элемент постоянно ассимилировался славянским морем при возникновении феодального строя, но этот процесс ассимиляции был значительно усилен христианством. Олег, Игорь, Святослав и сам князь Владимир были язычниками с самого начала и были этнически отделены от славян, так же как Крум, Омуртаг, Пресиан в нашей стране. Даже сторонники варяжской теории, такие как Баумгартен, утверждают, что во времена Игоря варяги еще не были ассимилированы. Но как, кто и чем он христианизировал славянские массы? Этот вопрос служит переходом ко второй части моей статьи! Кроме «Повестей временных лет», существуют и другие древнерусские письменные памятники, не относящиеся к жанру летописей, но дающие ответ на поставленный вопрос: одни — косвенный ответ, а другие — прямой, четкий ответ! В числе первых, дающих косвенный ответ, труд митрополита Илариона «Слово о законе и благодати» и монаха Якова под названием «Похвала русскому князю Владимиру». Сочинение митрополита Илариона написано между 1037-1051 годами, а монаха Иакова - около 1070 года. Ученых исследователей поразило, что в обоих этих русских письменных документах нет не только мысли, но даже намека на появление послов различных конфессий, чтобы предложить князю Владимиру свою религию, и князь Владимир не отправляет своих посольств в различные народы: болгары, германцы, хазары и так далее, для изучения их веры, и не явился ему какой-нибудь греческий философ, присланный из Константинополя, чтобы разъяснить христианскую православную веру и убедить его принять ее. И Евгений Евсигнеевич Голубинский справедливо замечает, что если бы этот факт был реален, то он представлял бы в крещении князя Владимира, и Руси такое большое значение, что был бы общеизвестен и ни в коем случае эти знатные древнерусские авторы не умолчали бы о нем. Между тем они представляют совсем другое, а именно то, что Владимир смог своим умом понять, что христианство лучше язычества, и ориентироваться на восточное христианство. В то же время монах Иаков не говорил о фактическом крещении князя Владимира; ни о том, что он был крещен греками, но говорит, что молодой князь, слушая бабку свою Ольгу, воспылал желанием подражать ей, и что это доброе состязание, возгоревшееся в нем Святым Духом, сделало его христианином. К тому же, когда князь Владимир был в Корсуни, он был уже не язычником, а христианином. Он хочет сестру византийского императора Анну в жены, чтобы «заболеть христианским законом». В обоих упомянутых документах нет упоминания о какой-либо болгарофобии, что свидетельствует о том, что они или их копии, дошедшие до нас не попали в руки греков для переработки и изменения! Среди документов, дающих прямой и ясный ответ на вопрос, как, когда и каким образом киевские славяне приняли христианство, на первом месте стоит так называемая «Иоакимова летопись». Она не дошла до нас целиком, но фрагменты ее цитировал старый русский историк Василий Никитич Татищев. В них содержится информация об участии болгар в преобразовании Киевской Руси и особенно о роли царя Симеона в этой работе. Между прочим, даже в "Повести времен" в 7 местах упоминается о победоносных походах царя Симеона на юг - на Царьград, на северо-восток - на угров, печенегов и др. Симеонова Болгария включала в себя всю Валахию, а также земли по низовьям рек Прута и Днестра, населенные в то время славянскими племенами тиверцев и угличей. Могучая Симеонова Болгария была первым славянским государством, признанным и Востоком, и Западом, и она в лице своего могущественного правителя Симеона выражала стремление к величию и к объединению разрозненных славянских племен в могучую анти- Византийская славянская империя. Этот Симеон и великое славянское государство наложили свой отпечаток и на самые замечательные литературные памятники эпохи. Произведение Черноризца Храбаря «О грамотах» защищает не только болгарский язык и литературу, но славянский язык и литературу в целом. Автор «Вестника Евангелия» обращается ко всем славянам: «Посему слушайте, все славяне, ибо сей дар дан от Бога... А автор «Азбуки молитвы» обращается ко всем славянам «Летите теперь и славянское племя на крещение, все обратились... Между населением долин двух великих рек Восточной Европы - Дуная и Днепра существовали племенные, бытовые, хозяйственные и культурные контакты, как только в них поселились славяне. Сначала контакт был стихийным, массовым, а как только образовалось мощное славяно-болгарское национальное государство, официально объявленное при князе Борисе и при царе Симеоне христианским и проявившее тенденции к экспансии по отношению к славянским землям в всех направлений, христианство тоже - естественным образом перетекает с Балканского полуострова, то есть из Борисовской и Симеоновской Болгарии в Приднепровские славянские земли. Именно об этом свидетельствует упомянутая «Иоакимовская летопись», в которой текст написан: «Булгарский царь Симеон прислал священников, ученых и книги, которые остались довольны»! Болгарский царь Симеон почти за столетие до князя Владимира отправил на Русь: Болгария при царь Симеон 1 «ученые священники», т.

Битва под Доростолом в 971 г.

В ноябре 970 года в Византии был подавлен мятеж Варды Фоки, и правительственные войска под командованием Варды Склира вернулись в Македонию и Фракию, где расположились на зимних квартирах. В апреле 971 года император Иоанн Цимисхий лично возглавил поход в Болгарию против не предпринявшего оборонительных мер Святослава. Одновременно с этим 300 судов византийского флота, вооружённые греческим огнем, направились в устье Дуная, чтобы отрезать русам путь к отступлению и помешать подходу подкреплений с левого берега реки. Недостаток сил у Святослава и внезапность нападения византийцев привели к тому, что он не успел принять необходимые меры предосторожности. Он не занял балканские перевалы, оставил открытым устье Дуная, разделил своё войско, но даже таким образом не смог выделить достаточно сил для прикрытия Преслава. На рассвете 13 апреля византийское войско построившись «густыми рядами» начало подходить к Преславу. Русы успели выстроиться в боевой порядок, прикрывшись большими щитами до пят, и сами бросились на греков.

Бой был упорным без явного преимущества сторон, пока император не приказал гвардии «бессмертных» атаковать левый фланг русов. Не выдержав напора бронированной конницы, русы отошли в крепость. На следующий день к грекам подошли осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава. Греки подожгли его, выкуривая засевших там русов. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и в упорной битве практически всех уничтожили. Однако, небольшой части войска под командованием воеводы Сфенкела удалось уйти к Доростолу где находился Святослав с основными силами.

После празднования Пасхи 17 апреля Иоанн Цимисхий двинулся к Доростолу, заняв по пути ряд болгарских городов, «которые отложились от россиян и пристали к римлянам». Лев Диакон утверждает, что при переходе Балкан Цимисхий имел 15 тысяч гоплитов и 13 тысяч всадников, кроме того отборный отряд «бессмертных» и большой обоз с прочим войском, а у Святослава в походе в Болгарию было 60 тысяч человек. По его мнению под Доростолом у русов по-прежнему было 60 тысяч воинов. По сообщению Скилицы Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс. По мнению Шефова Н. Венгерские и печенежские союзники, по-видимому, к этому времени покинули Святослава и не успевали прийти к нему на помощь.

Это подтверждает сообщение Скилицы о том, что Святослав в Доростоле не надеялся «ни на какую помощь», что «собственная их страна находилась очень далеко, а соседние варварские народы, боясь ромеев, не соглашались помочь им» и повесть временных лет: «А Руска земля далеча, а печенези с нами ратьни, а кто ны поможеть? Русы ожидали основные силы византийцев на ближних подступах к Доростолу, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены». Святослав приказал вытащить свои ладьи на берег, чтобы их не сжег враг. В тот же день Цимисхий подступил к городу, но руссы не вышли в поле, а только со стен и из башен бросали в противника камни и метали стрелы. Вскоре византийцы возвратились в лагерь. К вечеру дружина Святослава в конном строю выступила из города, но Цимисхий не решился атаковать дружину Святослава, и она возвратилась в Доростол.

Войско Святослава вышло в поле и выстроилось в пешем строю в своих кольчужных бронях и шлемах, сомкнув длинные, до самых ног, шиты и выставив копья. Византийцы атаковали русов, после чего завязался упорный бой, в котором погиб воевода Сфенкел. По сообщению византийского историка Кедрина, русы сохранили за собой поле боя и оставались там всю ночь с 26 на 27 апреля. На утро бой возобновился. К полудню Цимисхий направил в тыл русам отряд. Опасаясь оказаться отрезанными от города дружина Святослава отступила за крепостные стены.

В ночь на 29 апреля русы вырыли вокруг Доростола глубокий ров, чтобы осаждающие не могли близко подойти к крепостной стене и установить осадные машины. В ту же ночь, воспользовавшись темнотой, русы на ладьях провели первую большую вылазку за продовольствием. Возвращаясь обратно с добычей, они заметили на берегу Дуная отряд византийцев, поивших в Дунае коней и собиравших на берегу дрова. Русы атаковали византийцев и разогнали их. В тот же день византийцы перекопали глубокими рвами все дороги в город и усилили дозоры. В течение последующих трёх месяцев русы не выходили из города, а византийцы с помощью стенобитных и метательных орудий разрушали крепостные стены и убивали его защитников.

Святослав, понимая, что если все они перейдут на сторону Цимисхия, то дела его кончатся плохо, был вынужден начать репрессии - он казнил в Доростоле около 300 «знаменитых родом и богатством мисян», остальных же заключил в темницу. Иоанн Цимисхий не был заинтересован в длительной осаде, и так уже в его отсутствие в Константинополе случилась неудачная попытка переворота. Чтобы ускорить дело, он, по словам Скилицы, предложил Святославу решить войну поединком между ними: Видя, что ситуация ухудшается, 19 июля Святослав организовал большую вылазку с целью уничтожения осадных и стенобитных машин противника. Этот успех воодушевил Святослава. Русы успешно отражали атаки византийцев, но во время одной из них русский воевода Икмор был обезглавлен Анемасом, телохранителем императора Иоанна Цимисхия, после чего дружина «закинула щиты за спину» и отступила к городу. Среди тел, оставленных на поле боя убитых воинов византийцы нашли тела женщин, вероятно, болгарских жительниц Доростола.

Тогда Святослав произнёс речь, приводимую Львом Диаконом: «Погибнет слава, сопутница российского оружия, без труда побеждавшего соседних народов и, без пролития крови, покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим римлянам. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершившим знаменитые подвиги, умереть со славою». Выслушав своего князя, дружина решила сражаться. Утром 22 июля русы вышли из Доростола и Святослав приказал запереть городские стены, чтобы ни у кого не возникло мысли об отступлении. Тогда Цимихсий ввёл в бой свежий отряд всадников, атаку которых возглавил он лично. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев русские смогли прорваться в Доростол и укрыться за его стенами.

На следующий день Святослав предложил Цимисхию начать переговоры. На берегу реки Истр состоялось свидание Святослава с Цимисхием. После этого рать Святослава ушла в Русь. С учетом того, что версия данной истории писалась потом христианскими летописцами, которые даже будучи на Руси становились в идеологическом обосновании на сторону Византии, стоит отметить такую версию последнего времени, что выплата фактической дани Святославу Цимисхием после сражения могла свидетельствовать о том, что Святослав по крайней мере, если не победил, то уж точно не проиграл это сражение. А Цимисхий был готов платить, лишь бы добиться того, чего не смог добиться силой. Можно предположить, что византийцы уже имели договоренности с печенегами и, что более вероятно, имели договоренности в Киеве, где на тот момент, уже вышедшая из-под влияния Святослава верхушка знати попала под влияние византийцев-христиан.

Учитывая этот факт, Цимисхию, как представителю Византии было уже не столь важно как уничтожить или победить Святослава, а просто убедить его покинуть Доростол. В этом плане даже фактическое поражение византийцев могло служить поводом к заключению мира, который бы больше сподвиг Святослава вернуться в Киев. Эта пословица нередко срабатывает и в военном деле. Один из самых ярких примеров связан с походом в Болгарию русского князя Святослава в 971 году. В битве у Доростола русичи успешно вернули из небытия тактическую находку древних греков — пешую фалангу копейщиков. Противники Святослава, византийцы, имели численное превосходство и сильную кавалерию, но сокрушить тактику, изобретенную за полторы тысячи лет до Доростола, так и не смогли.

Русский князь Святослав годы правления: 945-972 вошёл в историю как незаурядный воин и полководец. Именно его походы уничтожили Хазарский каганат — сильное государство на Каспии, которое постоянно угрожало южным и восточным границам Киевской Руси. В 967 году князь, желая расширить границы своих владений интерес заключался в первую очередь в контроле над торговыми путями , начинает первый поход в Болгарию. Поход, поддержанный кочевниками-печенегами при нейтралитете Византии во главе с императором Никифором Фокой есть версия, что именно византийцы хотели ослабить Болгарию руками Святослава , был успешен. Святослав даже намеревался перенести столицу в захваченный им город Переяславец, о чем, как повествует русская «Повесть временных лет», прямо заявил своей матери, княгине Ольге: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Походы Святослава в Болгарию.

Кружком выделен район военных действий с Византией в 971 году — от Переяславца до Доростола. Однако дальнейшие события полностью перевернули эти планы. Сначала бывшие союзники, печенеги, которым вряд ли пришлись по душе экспансионистские намерения Святослава, воспользовались тем, что Киев остался без защиты, и попытались взять русскую столицу. Набег был отражен, но Святослав вынужден был возвращаться с войском на Русь, чтобы обезопасить Киев. Там его тоже ждал не самый теплый приём — киевляне винили князя в том, что он бросил их на растерзание степнякам. В самой Византии тем временем произошел государственный переворот: Никифора Фоку свергли и убили, а трон занял Иоанн Цимисхий — талантливый военачальник, фаворит жены погибшего императора Феофано.

Вернувшись на Дунай, Святослав обнаружил, что ситуация резко изменилась не в его пользу. В ответ русский князь с 30-тысячной армией, в которую, кстати, входили союзники-венгры и оставшиеся лояльными к русичам печенежские племена, в 970 году вторгся в пределы Византии. Князь двинулся к Адрианополю, где встретился с армией ромеев. Победу в сражении каждая из сторон впоследствии приписала себе, поэтому можно только констатировать, что противники понесли серьёзные потери и это заставило их пойти на перемирие. Киевский князь Святослав Игоревич. Иллюстрация по описаниям современников в частности, византийского историка Льва Диакона.

Передышка оказалась недолгой. Уже весной 971 года византийцы, пользуясь тем, что Святослав не занял горные проходы через Балканы и не оставил заслона на Дунае, вновь привели свои войска в Болгарию. Ромеи довольно быстро убедили местное население, что жить под рукой богатой и культурной империи — гораздо лучше, чем подчиняться завоевателю из Руси. Святослав со своим войском остался один на враждебной территории против сильной армии Цимисхия.

В 586 году город был захвачен аварами , затем возвращен Восточной Римской империей.

В IX веке захиревший город был возрожден как пограничная крепость Болгарского царства на Дунае. В 968 - 971 годах город оказался центром боевых действий между ромейской армией императора Иоанна Цимисхия и русской дружиной князя Святослава Игоревича. В 969 году русские захватили город, но через два года, после осады в апреле-июле 971 года, был отдан ромеям. После битвы при Доростоле город был переименован в Феодорополь в честь царствующей императрицы? Болгарское правление было восстановлено в 976 году царём Самуилом.

В 1001 году город возвратился в состав Ромейской империи и стал центром фемы Паристрион. В конце XI века ненадолго был захвачен печенегами , но в 1088 году отвоеван ромеями. В 1186 году город стал частью Второго Болгарского царства. В 1388 году город перешел под власть турок-османов. В начале XV века некоторое время находился под управлением валашского господаря Мирчи Старого , но в 1419 - 1420 году был вновь завоеван турками.

Он спросил своих людей, как поступить. Одни воеводы предлагали уходить, ночью скрытно погрузиться на ладьи. Так как продолжать войну невозможно: лучшие бойцы погибли или ранены. Также можно было проложить себе дорогу силой, бросить город, прорваться в леса и горы Болгарии, найти поддержку местных жителей, недовольных политикой бояр и греков. Другие предложили замириться с греками, потому что будет сложно скрытно уйти, и греческие огненосные суда могут сжечь ладьи. Тогда Святослав произнёс речь, которую передал Лев Диакон: «Погибла слава, которая шествовала вслед за войском русов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь русов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; мы должны либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей! И поклялись сложить головы, но не посрамить славы русской.

Следом клятву принесли все воины, а волхвы скрепили клятвы жертвоприношениями. Князь приказал закрыть ворота, чтобы никто не мог вернуться за стены. Русы сами ударили по грекам, и их атака была такой яростной, что противник дрогнул и стал постепенно отходить. Сам Святослав врубался во вражеские ряды как простой воин. Видя, что его фаланга отступает, византийский император повёл в бой «бессмертных». По флангам русской рати ударила вражеская бронированная конница. Это приостановило натиск «варваров», но русы продолжали атаку, не считаясь с потерями. Их натиск Диакон назвал «чудовищным». Обе стороны понесли тяжелые потери, но кровавая битва продолжалась.

Как позднее вспоминали сами христиане, их спасло буквально чудо. Неожиданно началась сильная гроза, поднялся сильный ветер. Тучи песка ударили в лицо русским воинам. Затем хлынул ливень. Русским пришлось укрыться за стенами города. Греки приписали буйство стихии божественному заступничеству. Святослав во время обороны Доростола. Покотилов Мир Цимисхий, потрясённый сражением и опасающийся нового боя или плохих новостей из столицы, если осада будет продолжена, тайно предложил Святославу мир. По греческой версии, мир предложил Святослав.

Басилевс настаивал, чтобы русы сами обратились с мирными предложениями. Цимисхий считал умалением своей чести самому искать мира. Он хотел казаться Византии победителем. Святослав удовлетворил его тщеславие. Свенельд со свитой прибыл в византийский лагерь и передал предложение мира.

Это позволило передохнуть уставшим византийцам. Они перешли в атаку, но были отбиты русами. Клавдий Лебедев. Святослав встречается с Цимисхием Тогда Цимисхий разделил своё войско на две части. Один отряд, под командованием патрикия Романа и столоначальника Петра, вступив в бой, начал отступать, заманивая дружину русов на открытую равнину в стороне от города.

В это время второй отряд под командованием Варды Склира атаковал русов с тыла. Начавшаяся в это время буря понесла тучи песка в глаза русов. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев, русские смогли прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. Потери[ править править код ] Лев Диакон сообщает, что у русов в этом бою было 15 тысяч убитых, византийцы взяли 20 тысяч щитов и множество мечей, византийцы же имели якобы только 350 человек убитыми и «множество раненых». Есть сомнения, что эти данные верны. Император охотно принял это предложение. На берегу Дуная состоялось свидание Святослава с Цимисхием. Святослав обязался не воевать с Византией и помогать ей при нападении на неё извне, а Цимисхий должен был беспрепятственно пропустить ладьи русов и выдать на дорогу по две меры хлеба каждому воину. Лев Диакон сообщает, что получивших хлеб было 22 тысяч человек. После этого рать Святослава ушла на Русь , о чём болгары, недовольные заключением мира, сообщили печенегам.

Византия послала посольство к печенегам, которое, по Иоанну Скилице, должно было способствовать свободному проходу Святослава на Русь. По пути в Киев князь Святослав был убит печенегами. В Летописи довольно подробно описаны данные события: Святослав I, приняв дары, стал совещаться со своей дружиной, говоря так: «Если мы не заключим мир с цесарем и он узнает, как мало нас осталось, то, придут снова, обступят они нас в городе. А Киевская земля далеко и печенеги с нами враги — то кто нам поможет? Заключим же мир с цесарю, потому что он же согласился нам на дань, — и этого пусть будет довольно нам. Если он перестанет нам сдавать дань, то снова, собравши воинов больше даже чем было у нас сначала, придем к Цесареграду». Речь Святослава была по душе дружине, и они послали лучших мужей к цесарю. Придя к императорскому владению, они на второй день были приняты Иоанном I Цимисхием. Он сказал: «Пусть говорят послы русов». Тогда послы сказали: "Так говорит князь наш: «Хочу я иметь истинную дружбу с цесарем греческим на все грядущие времена».

Император велел писарю писать на хартию все речи Святославовы. И начали говорить послы, и их слова записал писарь. На страницах Летописи сохранился текст договора великого князя с византийским императором. Я, Святослав, великий князь киевский, как клялся, так и утверждаю настоящим договором присягу свою, что хочу вместе с русами, которые подо мной, боярами и другими людьми, иметь мир и крепкую дружбу с большим цесарем греческим и с Василием, и с Константином, и с другими боговдохновенными цесарями, и со всеми людьми вашими до во веки веков. Никогда я не буду посягать на землю вашу, не собирать людей против неё, ни приводить другой народ на землю вашу, ни на другие края, которые находятся под властью греческой, ни на волость Корсунскую и на города её, сколько их есть, ни на землю болгарскую.

Битва при Доростоле и другие великие сражения в истории Руси которые забыли

Битва под Доростолом в 971 г. Текст, приведённый в «Повести временных лет» под 6479 (971) годом, считается полным текстом русско-византийского мирного договора, заключённого в июле 971 года после осады Доростола.
Битва при Доростоле - кратко Осада Доростола затянулась до июля 971 года. Ни император Цимисхий, ни Святослав не смогли добиться быстро победы.
Откройте свой Мир! Усилия русов обезопасить стены Доростола от разрушительных действий ромейских инженерных машин дали свои плоды лишь отчасти.
100 великих битв Средневековой Руси Оборона Доростола — сражения в апреле-июле 971 года между войском Святослава, князя Киевского, и армией Византийской империи у крепости Доростол.

Предыстория

  • Битва под Доростолом в 971 г. - История России в датах
  • Осада крепости и массовые сражения в релизном трейлере Lost Eidolons
  • История слов и выражений – День республики
  • Разрушение Спасо-Преображенского собора

Походы Святослава, взлет язычества, Византия и Киевская Русь

Вооруженные силы РФ нанесли ракетный удар в районе Одессы. Представители местной администрации сообщили, что пострадал крупнейший в городе православный храм. Произведение искусства «Святослав у стен Доростола в 971 году» Автор. Главная» Новости» Итоги разгрома волжской булгарии святославом. Осада Доростола длилась с 24 апреля по 22 июня 971 года. Оборона Доростола фото Оборона Доростола является одной из важнейших, решающих судьбу государства, битв. Затем, после нескольких месяцев осады в крепости Доростол, русский князь принял решение пойти назаключение мира.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий