Новости ОГЭ Пробники Математика История Физика Биология Русский язык Химия Литература География Обществознание Иностранные языки Информатика Видеоуроки Демоверсии.
ОГЭ по биологии 2023: актуальные шпоры и подробные разъяснения
ОГЭ по биологии в 9 классе: как подготовиться к экзамену | Сила Лиса | Шпоры для ОГЭ по биологии 2023 помогут систематизировать и укрепить знания и будут полезным инструментом в подготовке к экзамену. |
Тренировочные варианты ОГЭ 2024 по биологии | структуру экзамена, демонстрационные варианты, примеры решения заданий со справочными материалами. |
Шпаргалка к ОГЭ по биологии | Подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ; Карманная шпаргалка; математика русский биология. |
Биология. Кодификатор ОГЭ . Конспекты для подготовки | Наши шпоры разработаны с учетом требований, предъявляемых к заданиям ОГЭ по биологии. |
ОГЭ по биологии: как подготовиться к экзамену
Основное событие для школьников в 2023 году — сдача ОГЭ по биологии. Актуальные шпоры и подробные разъяснения помогут школьникам усовершенствовать свои знания и повысить свои шансы на успешное прохождение ОГЭ по биологии. Главная» Новости» Шпоры для огэ по биологии. Основное событие для школьников в 2023 году — сдача ОГЭ по биологии.
Подготовка к ОГЭ по биологии
- ОГЭ по биологии 2023: актуальные шпоры и подробные разъяснения
- Определите, что мешает получать пятёрки
- Шпаргалка к ОГЭ по биологии
- Характеристики
- Похожие документы
- Шпаргалки для ОГЭ - 🏫 Skysmart
Шпаргалки по биологии
Выделительная система— в каждом сегменте пара нефридий. Имеются органы чувств: глаза, обонятельные ямки, органы осязания. Раздельнополые или вторичные гермафродиты. Развитие прямое. У некоторых морских кольчатых червей— с метаморфозом. Многощетинковые пескожил, нереида ; малощетинк. Тип моллюски. Прудовик, беззубка. Двусторонняя симметрия. Тело из трех отделов: голова, туловище, нога. С внутренней стороны раковины все тело охватывает мантия— кожная складка.
Пищеварительная с—ма: рот—глотка—желудок—средняя кишка— анальное отверстие. Кровеносная система незамкнута. Сердце двухкамерное прудовик или трехкамерное беззубка. Дыхательная система— жабры беззубка и легочные мешки прудовик. Органы выделения— почки. Брюхоногие —гермафродиты. Двустворчатые и головоногие— раздельнополые. Брюхоногие горошинка, шаровка, прудовик, слизень, виноградная улитка. Двустворчатые мидии, устрицы, гребешки, жемчужница, корабельный червь, беззубка. Головоногие кальмар, каракатица, осьминог.
Тип членистоногие. Тело сегментировано, конечности членистые. Движение обеспечено мышцами. Тело покрыто хитиновым покровом. Рост членистоногих сопровождается линькой. Отделы тела: голова, грудь, брюшко. Пищеварительная с—ма: ротовой аппарат—глотка— пищевод—желудок— передняя, средняя, задняя кишка— анальное отверстие— железы. Имеется пульсирующий сосуд— «сердце», по которым циркулирует гемолимфа. Дыхательная с—ма: у водных форм— жабры, у наземных— легкие, трахеи. Выделительная с—ма: мальпигиевы сосуды у насекомых и паукообразных, зеленые железы в основании усиков у ракообразных.
Нервная система состоит из надглоточного и подглоточного нервных узлов. Многие имеют хорошо развитые органы чувств: фасеточные глаза, органы осязания— механорецепторы, органы слуха. Половой диморфизм отличие самца от самки. Развитие прямое и непрямое. Ракообразные рак, креветки, краб, омар ; паукообразные пауки, тарантулы, клещ, скорпион ; насекомые жуки, мухи, комары, вошь. Скелет образован известковыми пластинками, несущими шипики. Найдя добычу накрывает своим телом, выворачивает желудок, соки желудка переваривают пищу. Анальное отверстие лежит на верхней поверхности. Тело в известковом панцире. Рот окружен особым челюстным аппаратом с пятью зубами.
Скелет состоит из мелких известковых телец. Кровеносная с—ма сост из двух сосудов: один снабжает рот другой анальное отверстие. Водно—сосудистая система: образована кольцевым каналом, окружающим пищевод, и 5 радиальными каналами. Большинство раздельнополые, но есть гермафродиты. Развитие с метаморфозом. Животные способны к регенерации восстановление частей тела Тип хордовые. Подтип бесчерепные. Тело состоит из туловища, хвоста, плавника, покрыто кожей. Скелет— хорда. Пищеварительный канал: рот, глотка, кишечная трубка, анус.
Один круг кровообращения, сердца нет, холоднокровные животные. Органы дыхания: жаберные щели в глотке. Органы выделения: нефридин. Органы чувств: щупальца, обонятельная ямка. Оплодотворение наружное. Икринки развиваются в воде. Подтип позвоночные черепные. Надкласс рыбы. Обтекаемая форма тела. Отделы тела: голова, туловище, хвост, плавники.
Туловищный и хвостовой отделы позвоночника. Костный череп, конечности— плавники образованы множеством мелких костей. Шейный отдел отсутствует. Внутри позвонков— хрящевые остатки хорды. Пищеварительная с—ма: рот— ротовая полость— глотка— пищевод— желудок— кишечник— анальное отверстие. Плавательный пузырь— вырост кишечника. Один круг кровообращения, сердце двухкамерное, холоднокровные. Органы дыхания: жабры, защищены жаберными крышками. Органы выделения: почки, 2 мочеточника, мочевой пузырь. Раздельнополые животные.
Оплодотворение наружное в воде— нерест. Класс земноводные или амфибии. Отделы тела: голова, туловище, передние и задние конечности. Кожа голая и покрыта слизью. В позвоночнике выделяют шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы. Череп состоит из черепной коробки и челюсти. Подвижное сочленение черепа, один шейный позвонок. Мышцы развиты хорошо. Появляются ягодичные, бедренные и икроножные мышцы. Как у рыб— пищеварит.
Два круга кровообращения. Кровь смешанная сердце трехкамерное. Оба круга начинаются от желудочка. Кровь— венозная, артериальная, смешанная. Холоднокровные животные. Органы дыхания— парные легкие. Имеется кожное дыхание. Выделительная с— ма— парные почки, мочеточники, клоака, мочевой пузырь. Головной и спинной мозг с нервами. Глаза с верхними и нижними веками.
У бесхвостых оплодотворение— наружное, у хвостатых— внутреннее. Класс пресмыкающиеся рептилии. Кожа сухая. Наружные слои эпидермиса— ороговевшие. Хорошо развит— шейный отдел. Пояснично—грудной отдел позвоночника соединен с ребрами с грудиной. Появляются межреберные мышцы. Как у земноводных— пищеварительная с—ма. Дышат кислородом с помощью легких. Кожное дыхание отсутствует.
Кровеносная система замкнута. Сердце трехкамерное. Увеличиваются размеры мозжечка. Возникает первичная кора. Оплодотворение внутреннее. Яйца откладывают на суше. Класс птицы. Голова, туловище, шея, передние конечности— крылья, задние— ноги. Зубы отсутствуют. Два круга.
Кровь не смешивается. Сердце 4—камерное. Дыхание двойное. Увеличение больших полушарий.
Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека.
Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.
Корень Корень — подземная часть вегетативного тела растения, закрепляющая его в почве. Появился впервые у сосудистых растений. Побег, лист, стебель Биология. Побег — это надземная часть растения. Вегетативный побег закладывается в процессе развития зародыша, в котором он Представлен почечкой.
Почечка — это стебелек и листовые зачатки, может считаться первой почкой растения. Цветок — видоизмененный побег Биология. Цветок — это укороченный и ограниченный в росте побег, выполняющий генеративную функцию. Состоит из: цветоножки, цветоложа с чашелистиками и лепестками околоцветник , а также тычинок и плодолистиков. Размножение растений Биология. Размножение — это воспроизведение особями себе подобных. Оно позволяет поддерживать преемственность между поколениями и поддерживать численность популяций на определенном уровне. Оплодотворение Биология.
Опыление — это процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика у цветковых растений и на микрополе семязачатка голосеменных. Опыление предшествует оплодотворёнию. Строение семян. Прорастание и распространение Биология. Главная часть семени — зародыш. Он состоит из корешка, стебелька, почечки и двух или одной семядолей. Этот признак лежит в основе разделения всех цветковых растении на два класса — Двудольные и Однодольные. Развитие растительного мира Биология.
Многообразие существующих ныне и живших ранее на Земле растений является результатом эволюционного процесса. Современная классификация растений дает представление о пути становления тех или иных систематических групп. Водоросли Биология. Это низшие хлорофиллсодержащие растения, не расчлененные на стебель, корень и листья. Обитают преимущественно в пресных водоемах и морях. Бактерии Биология. Это мельчайшие организмы, обладающие клеточным строением, не имеющие настоящего оформленного ядра. Бактерии освоили самые разнообразные среды обитания: почву, воду, воздух, внутреннюю среду организмов.
Лишайники Биология. Это симбиотическая ассоциация гриба и водоросли. Гриб в этом случае либо сумчатый, либо базидиальный, а водоросль либо зеленая, либо сине-зеленая. Поселяются лишайники обычно на голых скалах или стволах деревьев. Мхи Биология. Это наиболее примитивные из групп наземных растений. Они мало приспособлены к жизни на суше, поэтому привязаны к влажным, затененным местам. Папоротники Биология.
Это сосудистые растения: спорофит преобладает над гаметофитом. Встречаются чаще во влажных тенистых местах. Листья вайи спорофита достигают высоты до 1 м и растут от толстого горизонтального стебля или корневища. Хвощи и плауны Биология. Хвощи встречаются на всем земном шаре, кроме Австралии и Новой Зеландии, и насчитывают около 30 видов. Обитают преимущественно во влажных местах. Отдел Голосеменные Биология. Семенные растения обладают тремя очень важными преимуществами: разноспоровостью, способностью к образованию семян, способностью продуцировать неподвижные мужские гаметы, вегетативное тело семенных растений образует споры двух типов: микроспоры мужские и мегаспора женские.
Отдел Покрытосеменные, или цветковые растения Биология. Отличительной особенностью этого отдела является наличие плода, развивающегося из завязи цветка. Покрытосеменные представлены: деревьями, травами и промежуточными формами — кустарниками и кустарничками. Цветковые растения. Класс однодольные Биология. Насчитывает около 4 тыс. Жизненные формы: многолетние травы с корневищами, луковицами, клубнелуковицами, реже древовидные растения алоэ, юкка, драцены. Листья очередные, с параллельным или дуговым жилкованием.
Класс двудольные Биология. Это многолетние и однолетние растения: капуста, редька, редис, сурепка, пастушья сумка и др. Листья крестоцветных расположены поочередно, нижние образуют прикорневую розетку. Соцветия верхушечные, кистевидные или щитковидные. Царство Грибы Биология.
Класс млекопитающие Наличие волосяного покрова на теле. В коже много желез: сальные, потовые, млечные. Зубы и слюнные железы. Эритроциты не имеют ядра. Дышат атмосферным воздухом. Органы дыхания - легкие. Имеется диафрагма. Появляется ушная раковина. Клетки бактерий: Шаровидные - кокки, палочковидные - бациллы; дугообразно изогнуты - вибрионы. Спиралеобразные - спиреллы. Колонии бактерий: диплококки, стрептококки. Строение бактерий. Оболочка -2 слоя. Ядерное вещество представлено в виде замкнутой в кольцо молекулы ДНК. Рибосомы - синтезируют белок. Клеточные включения - крахмал, гликоген жиры. Грибы Плесневые, дрожжи, шляпочные: трубчатые, пластинчатые. Имеют клеточные стенку. Мало подвижны. Неограниченный рост, размножение спорами и вегетативно, частями грибницы. Содержится хитин. Запасное пит. Тело состоит из отдельных нитей. Представлены одноклеточными и многоклеточными формами. Лишайники Накипные - слоевище имеет вид налетов или корочек, плотно прилегающих к субстратам. Листоватые - слоевище в виде пластинок, прикреплены к субстрату гифами -ксантория. Кустистые - слоевище в виде стволиков, срастается субстратом только основанием - ягель. Являются индикатором чистого воздуха. Служат кормом для животных. Накипные: кора деревьев и камни. Производят: сахар, спирт, красители, лакмус. Царство Растения Водоросли. Это низшие хлорофиллсодержащие растения, не расчлененные на стебель, корень и листья тело представлено талломом - слоевищем. Зеленые, бурые, красные водоросли. Одноклеточные — хламидомонада, хлорелла. Нитчатые — спирогира, улотрикс. Морская капуста ламинария. Обитают преимущественно в пресных водоемах и морях. Мох Мхи — высшие растения. Торфяной - сфагнум, зеленый - кукушкин лен. Корней нет, прикрепляются с помощью ризоидов. Появление листа и стебля. Вода и минеральные соли поглощаются всей поверхностью тела, в том числе и ризоидами. Жизненный цикл мхов включает гаплоидный гаметофит и диплоидный спорофит. Доминирующим поколением является гаплоидный гаметофит, который принимает на себя функции фотосинтеза, водоснабжения и минерального питания. Для обеспечения полового процесса необходима капельножидкая среда. Половое и бесполое поколение мхов не разделены, а представляет одно растение. Гаметофит развивается из гаплоидной споры. Органы полового размножения гаметангии образуют подвижные сперматозоиды и неподвижные яйцеклетки. Оплодотворение яйцеклетки происходит внутри женского полового органа. Из зиготы медленно развивается диплоидный спорофит, который представляет собой коробочку спорангий , находящуюся на гаметофите и получающую от него питание. В коробочке путем мейоза образуются гаплоидные споры. Это высшие сосудистые растения: спорофит преобладает над гаметофитом. Встречаются чаще во влажных тенистых местах. Листья вайи спорофита растут от толстого горизонтального стебля или корневища. На корневище находятся придаточные корни. Размножаются с чередованием поколений. Бесполая стадия размножения начинается с формирования спорангиев на нижней стороне листа. Скопления спорангиев образуют сорусы. Внутри каждого спорангия происходит мейотическое деление диплоидных материнских клеток спор и образуются гаплоидные споры. Споры прорастают и дают начало новому гаметофиту - заростку сердцевидной пластинке диаметром около 1 см, способной к фотосинтезу. Заросток прикрепляется к почве одноклеточными ризоидами. У заростка нет кутикулы, он может жить только вовлажном месте. На его нижней стороне образуются простые архегонии и антеридии. Это репродуктивные органы, образующие гаметы путем митоза из материнских клеток. В антеридиях образуются множество сперматозоидов, а в архегониях по одной яйцеклетке. При наличии воды созревшие сперматозоиды подплывают к архегониям. Оплодотворение обычно перекрестное. Из диплоидной зиготы на заростке развивается спорофит. Хвощи и плауны. Хвощи обитают преимущественно во влажных местах. Спорофиты имеют горизонтальные подземные стебли корневища , от узлов надземных побегов отходят мутовки мелких заостренных листьев, похожих на чешуйки. Различают побеги двух видов: вегетативные и спороносные, несущие споровые шишки стробилы. Хвощи в природе встречаются в виде клонов - групп растений, возникающих путем вегетативного размножения от одной особи и занимающих участок площадью несколько десятков или сотен квадратных метров. Плауны По приспособленности к жизни на суше плауны занимают промежуточное положение между папоротниками и семенными растениями. Для них характерен стелющийся стебель, от стебля отходят короткие прямостоячие ветви. Листья расположены спирально. Подземные части побега имеют вид корневищ с придаточными корнями. Рост стебля верхушечный: проводящая система примитивна. Стебли наряду с листьями несут на себе спорофиллы со спорангиями.
Шпаргалки для ОГЭ
Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания кишечные, мочеполовые, органов дыхания. Предупреждение инфекционных заболеваний.
К заданиям 22—26 следует дать развёрнутый ответ. Все бланки заполняются яркими чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.
Лилейные: соцветие- кисть; плод- ягода, коробочка. Лук, чеснок, лилии, нарциссы, тюльпаны. Злаковые: сложный колос, султан, метелка, початок, плод- зерновка. Пшеница, овес, рис, овсюг, пырей мятлик. Внутреннее строение стебля. Кора-защитная функция. Кожица- однослойная покровная ткань. Защита от пыли, перегрева, микроорганизмов. Водо- и газообмен. Пробка- многослойная покровная ткань. Имеются чечевички. Образуется на поверхности зимующих стеблей, защищает от колебаний температур, вредителей. Луб- образован механической волокна и проводящей ситовидные трубки тканями. Придает прочность, проведение растворов от листьев к корню. Камбий- однослойная образовательная ткань. Рост стебля в толщину и дифференциация клеток. Древесина- образована тремя тканями: проводящая- сосуды; основная - рыхло расположенные клетки; механическая- древесные волокна; сосуды - проведение воды и мин. Сердцевина - основная ткань- из живых, рыхло расположенных клеток. Запасает питательные вещества. Главный- развивается из зародышевого корешка. Придаточный- развивается от стебля или листа. Боковые- развиваются от главного, придаточного и боковых. Нервная система Центральная: головной и спинной мозг. Периферическая: нервы и нервные узлы. Соматическая Регулирует работу скелетных мышц. Вегетативная Регулирует работу всех внутренних органов. Симпатический Усиливает обмен вещ-в. Повышает возбудимость. Парасимпатический Способствует восстановлению энергии. Снижает обмен веществ. Регулирует организмом во время сна. Метасимпатический Находится в стенках самого органа и участвует в процессах его саморегуляции Глаз. Оболочки глаза: сетчатка- световоспринимающая система. Фиброзная оболочка: склера, сосудистая. Палочки- рецепторы сумеречного света, колбочки- рецепторы цветного зрения. Оптическая система: роговица, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело. Цвет радужки определяет цвет глаз. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока. Наружное: ушная раковина- хрящевая неподвижная, барабанная перепонка. Среднее: узкая полость заполненная воздухом, в которой расположены слуховые косточки, молоточек воспринимает колебания и передает их на наковальню и стремечко , наковальня, стремечко, слуховая- евстахиева труба. Внутреннее ухо: представляет полость заполненную жидкостью. Улитка- система лабиринтов, извилистых каналов. Вкусовой анализатор. Кончик языка- сладкий, на задней части языка- горький, на боковой и передней- соленое, кислое- боковая поверхность. Железы внутренней секреции. Гипоталамус- отдел промежуточного мозга. Выделяет нейрогормоны вазопрессин, окситоцин. Регулирует секрецию гипофизарных гормонов. Гипофиз- расположен ниже моста промежуточного мозга. Выделяют две функции: ростовые тропные : соматотропный гормон регулирует рост. Гиперфункция- в молодом возрасте вызывает болезнь гигантизм. Во взрослом состоянии- акромегалию. Гипофункция- карликовость; регуляторные: гонадотропные гормоны регулируют деят. Половых желез, пролактин- усиливает выработку молока, тиреотропный- регулирует работу щитовидной железы, адренокортикотропный- усиливает синтез гормонов коры надпочечников. Эпифиз: вырост промежуточного мозга. Выделяет гормон мелатонин, тормозящий действие гонадотропных гормонов. Щитовидная железа: иодосодержащие гормоны: тироксин и трииодтиронин, влияющие на окислительные процессы, регулирующие обмен в-в, рост, влияют на ЦНС. Надпочечники- парные железы, расположены над почками. Из двух слоев: корковый и мозговой внутренний. Корковый вырабатывает 3 группы гормонов: кортизон и кортикостерон, влияющие на обмен веществ и стимулирующие образование гликогена, альдостерон- обмен калия и натрия; андрогены, эстрогены, прогестерон- развитие вторичных половых признаков. Мозговой слой: адреналин и норадреналин- повышают кровяное давление, расширяют коронарные сосуды сердца. Поджелудочная железа: расположена ниже желудка. Железа смешанной секреции, эндокринной частью железы являются островки Лагерганса. Вырабатывает инсулин снижает уровень глюкозы, стимулирует печень на превращение глюкозы в гликоген , глюкагон повышает уровень глюкозы, стимулирует быстрое расщепление гликогена до глюкозы. Половые железы: вырабатывают эстрогены и андрогены. Прогестерон- гормон беременности. Мозговой отдел- большая непарная лобная кость; -плоская кость; шов неподвижный! Лицевой отдел- верхняя и нижняя челюсть, небные, скуловые, носовые, слезные кости- плоские- неподвижный шов. Скелет туловища: Позвоночник: 33-34 позвонка; 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 4-5 копчиковых. Кости короткие, смешанные- соединение полуподвижное. Грудная клетка: 12 пар ребер и грудина- короткие- смешанные- плоские- полуподвижное. Пояс верхних конечностей пара лопаток, пара ключиц - плоские- подвижное. Скелет верхних конечностей плечевая кость, предплечье, кисть - трубчатые, короткие- подвижное. Пояс нижних конечностей две тазовые кости — плоские- неподвижное. Скелет нижних конечностей бедренная кость, голень; стопа образована двумя рядами предплюсны 7 , плюснами 5 , и косточками пальцев 14 - трубчатые -длинные- подвижное. Кровеносная система. Артерии- кровь течет от сердца к органам. Переходят в капилляры. По артериям кровь течет от сердца. Вены- кровь движется к сердцу. Большой круг: левый желудочек—аорта—артериальные капилляры—венозные капилляры—воротная вена—верхняя и нижняя полая вена—правое предсердие. Малый круг: правое предсердие- правый желудочек—легочные артерии—легочные вены—левое предсердие 4 секунды. Расслабление-0,4; сокращение-расслабление-0,1; расслабление-сокращение-0,3. Дыхательная система. Носовая полость—носоглотка—гортань—трахеи—бронхи—легкие. Дыхательный центр- продолговатый мозг. Пищеварительная система. Зубы 32: 4 резца, 2 клыка, 4 малых и 6 больших коренных зубов на каждой челюсти. Слюнные железы-3. Пепсин- фермент желудка- расщепляет белки до пептидов, липаза- жиры молока. В желудке всасывается: вода, глюкоза, мин. Среда щелочная. БЖУ Белки: 20 аминокислот, биополимеры. Первичная структура- цепочка аминокислот, связь пептидная; вторичная- спираль, водородная связь; третичная- глобула, связи водородные, ионные, ковалентные, гидрофобные; четвертичная- объединение глобул в нескольких структур. Моносахариды- рибоза, глюкоза; дисахариды- мальтоза, сахароза; полисахариды- крахмал, целлюлоза. Сложные эфиры глицерина. Органоиды клетки. Окружено двухслойной пористой мембраной. Содержит хроматин. Ядрышко- состоит из белка и РНК. Ядерный сок- кариолимфа. Ф-и: хранение наследственной информации; регуляция синтеза белка; транспорт веществ; синтез РНК, сборка рибосом. ЭПС одномембранные. Шероховатая- система мембран, образующих канальцы, цистерны, трубочки- синтез белка на рибосомах, транспорт веществ по цистернам и трубочкам, деление клетки на секции- компартменты. Гладкая- имеет такое же строение, но не несет рибосом- синтез липидов, белок не синтезируется, остальные функции сходные ШЭР. Рибосомы немембранные. Мельчайшие органоиды, диаметром около 20 нм. Состоят из двух субъединиц. В их состав входит рРНК и белки. Синтезируются в ядрышке. Образуют полисому. Ф-и: биосинтез первичной структуры белка по принципу матричного синтеза. Одинарный мембранный пузырек диаметром 0,2-0,8мкм, овальной формы. Образуется в комплексе Гольджи. Ф-и: пищеварительная, участвует в растворении органоидов, клеток и частей организма. Двумембранный органоид. Наружная мембрана гладкая, внутренняя имеет выросты- кристы. Внутри заполнена бесструктурным матриксом. Имеет форму круглую, овальную, цилиндр. Ф-и: энергетический и дыхательный центр клеток, освобождение энергии в процессе дыхания. Запасание энергии в виде молекул АТФ. Окисление под действием ферментов до СО2 и Н2О. Клеточный центр. Органоид немембранного строения, состоящий из двух центриолей. Ф-и: участвуют в делении клеток животных и низших растений, образуя веретено деления. Аппарат Гольджи. Система уплощенных цистерн, ограниченных мембранами, образующих по краям пузырьки. Ф-и: транспорт продуктов биосинтеза. Вещества упаковываются в пузырьки. Формируют лизосомы. Органоиды движения: микротрубочки- длинные тонкие полые цилиндры, сост из белков- опора и движение. Микронити- тонкие структуры- способствует току цитоплазмы, опора. Реснички, жгутики.
В зависимости от того растительноядное животное или хищное, их делят на: Консументы 1 порядка - это те кто питаются растениями, то есть растительноядные пример: зайцы, бабочки, жуки-листоеды, мошки и т. Эти организмы питаются уже мертвым органическим веществом, то есть разлагают отмершие части растений, тела мертвых животных. В результате в ходе цепочек преобразований они образуют из органических веществ неорганические минеральные вещества почвы, которые растения используют для фотосинтеза в ходе которого строят новые органические вещества. Так цикл продолжается. Определения которые понадобятся для решения заданий по экологии: Паразит - организм, живущий за счет другого, при этом приносит ему вред. Плотоядное животное зоофаги — животные, питающиеся преимущественно мясом. Бентосные организмы - организмы, обитающие на морском дне. Детритофаг - животные и протисты, которые питаются разлагающимся органическим материалом — детритом. Их относят к консументам Фитофаг - растительноядное или травоядное животное. Он является так называемым первичным потребителем в пищевой цепи. Растительноядный организм - фитофаг.
Шпаргалки по биологии
ОГЭ по биологии 2023: актуальные шпоры и подробные разъяснения | Актуальные шпоры и подробные разъяснения помогут школьникам усовершенствовать свои знания и повысить свои шансы на успешное прохождение ОГЭ по биологии. |
ОГЭ по биологии 2023: актуальные шпоры и подробные разъяснения | Крутящийся логотип Сдам ГИА. Загрузка. |
Шпоры на экзамен по биологии огэ
Строение половых клеток человека подробно описано в разделе «Общая биология». Шпаргалка для ОГЭ по биологии 2023: основные темы, примеры заданий и рекомендации. Кодификатор ОГЭ элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА.
Справочник мини Шпаргалка ОГЭ Биология Математика Русский
Подборка тренировочных вариантов ОГЭ по биологии из разных источников для подготовки к экзамену в 9 классе. ИнтернетВ этой статье представлены шпоры, которые помогут вам эффективно подготовиться к ОГЭ по биологии в 2023 году. Наши шпоры разработаны с учетом требований, предъявляемых к заданиям ОГЭ по биологии. Рассказываем о требованиях к заданиям и подробно разбираем задачи из ОГЭ по биологии в 9 классе. Статья о шпаргалках для ОГЭ по биологии 2024 года: обновленный формат экзамена, ключевые темы, законное использование подсказок, советы экспертов и отзывы учителей и учеников о новых методиках подготовки. В шпоры по биологии для ОГЭ 2023 включены разнообразные задания, такие как выбор правильного ответа, сопоставление, заполнение пропусков, анализ и интерпретация графиков и таблиц, а также расстановка последовательности и составление краткого текста.
ОГЭ по биологии: как подготовиться к экзамену
Наличие плода, развивающегося из завязи цветка. Покрытосеменные представлены: деревьями, травами и промежуточными формами - кустарниками и кустарничками. Выделяют два класса цветковых растений: однодольные и двудольные. Широкое распространение обусловлено приобретением ими в процессе эволюции ряда прогрессивных черт: наличие цветка - органа, совмещающего функции полового и бесполого размножения; образование в составе цветка завязи, заключающей в себе семязачатки и предохраняющей их от действия неблагоприятных условий среды; двойное оплодотворение, в результате которого образуется триплоидный а не гаплоидные, как у голосеменных эндосперм; редукция гаметофита: мужской гаметофит - пыльцевое зерно состоит из двух клеток: вегетативной и генеративной генеративная делится, образуя два спермия. Женский гаметофит состоит из 8 клеток зародышевого мешка. Класс двудольные.
Лист на черешке с сетчатым или перистым жилкованием. Корневая система стержневая, зародышевый корешок развивается в главный корень. Жизненные формы древесные и травянистые. Цветок имеет число элементов, кратное 5 или 4. Крестоцветные: соцветие-кисть, плод- стручок, капуста, репка, сурепка, пастушья сумка.
Розоцветные: соцветие- кисть, простой зонтик, щиток, плод- костянка, яблоко, многоорешек, шиповник, яблоня, рябина, лапчатка, гравилат, земляника, слива, груша. Бобовые: кость, головка, плод- боб, соя, люпин, горох, акация, фасоль, клевер, кашка, донник. Пасленовые- кисть, завиток, метелка, плод- ягода, коробочка. Томаты, паслен, табак, петуния, баклажан, белена, дурман. Класс однодольные.
Лист без черешка, с параллельным или дуговым жилкованием, с влагалищным основанием. Камбий отсутствует. Корневая система мочковатая, зародышевый корешок рано отмирает, заменяясь системой придаточных корней. Жизненные формы травянистые, некоторые древесные формы вторичны. Цветки имеют число элементов, кратное 3, реже 4, но никогда 5.
Лилейные: соцветие- кисть; плод- ягода, коробочка. Лук, чеснок, лилии, нарциссы, тюльпаны. Злаковые: сложный колос, султан, метелка, початок, плод- зерновка. Пшеница, овес, рис, овсюг, пырей мятлик. Внутреннее строение стебля.
Кора-защитная функция. Кожица- однослойная покровная ткань. Защита от пыли, перегрева, микроорганизмов. Водо- и газообмен. Пробка- многослойная покровная ткань.
Имеются чечевички. Образуется на поверхности зимующих стеблей, защищает от колебаний температур, вредителей. Луб- образован механической волокна и проводящей ситовидные трубки тканями. Придает прочность, проведение растворов от листьев к корню. Камбий- однослойная образовательная ткань.
Рост стебля в толщину и дифференциация клеток. Древесина- образована тремя тканями: проводящая- сосуды; основная - рыхло расположенные клетки; механическая- древесные волокна; сосуды - проведение воды и мин. Сердцевина - основная ткань- из живых, рыхло расположенных клеток. Запасает питательные вещества. Главный- развивается из зародышевого корешка.
Придаточный- развивается от стебля или листа. Боковые- развиваются от главного, придаточного и боковых. Нервная система Центральная: головной и спинной мозг. Периферическая: нервы и нервные узлы. Соматическая Регулирует работу скелетных мышц.
Вегетативная Регулирует работу всех внутренних органов. Симпатический Усиливает обмен вещ-в. Повышает возбудимость. Парасимпатический Способствует восстановлению энергии. Снижает обмен веществ.
Регулирует организмом во время сна. Метасимпатический Находится в стенках самого органа и участвует в процессах его саморегуляции Глаз. Оболочки глаза: сетчатка- световоспринимающая система. Фиброзная оболочка: склера, сосудистая. Палочки- рецепторы сумеречного света, колбочки- рецепторы цветного зрения.
Оптическая система: роговица, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело. Цвет радужки определяет цвет глаз. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока. Наружное: ушная раковина- хрящевая неподвижная, барабанная перепонка. Среднее: узкая полость заполненная воздухом, в которой расположены слуховые косточки, молоточек воспринимает колебания и передает их на наковальню и стремечко , наковальня, стремечко, слуховая- евстахиева труба.
Внутреннее ухо: представляет полость заполненную жидкостью. Улитка- система лабиринтов, извилистых каналов. Вкусовой анализатор. Кончик языка- сладкий, на задней части языка- горький, на боковой и передней- соленое, кислое- боковая поверхность. Железы внутренней секреции.
Гипоталамус- отдел промежуточного мозга. Выделяет нейрогормоны вазопрессин, окситоцин. Регулирует секрецию гипофизарных гормонов. Гипофиз- расположен ниже моста промежуточного мозга. Выделяют две функции: ростовые тропные : соматотропный гормон регулирует рост.
Гиперфункция- в молодом возрасте вызывает болезнь гигантизм. Во взрослом состоянии- акромегалию. Гипофункция- карликовость; регуляторные: гонадотропные гормоны регулируют деят. Половых желез, пролактин- усиливает выработку молока, тиреотропный- регулирует работу щитовидной железы, адренокортикотропный- усиливает синтез гормонов коры надпочечников. Эпифиз: вырост промежуточного мозга.
Выделяет гормон мелатонин, тормозящий действие гонадотропных гормонов. Щитовидная железа: иодосодержащие гормоны: тироксин и трииодтиронин, влияющие на окислительные процессы, регулирующие обмен в-в, рост, влияют на ЦНС. Надпочечники- парные железы, расположены над почками. Из двух слоев: корковый и мозговой внутренний. Корковый вырабатывает 3 группы гормонов: кортизон и кортикостерон, влияющие на обмен веществ и стимулирующие образование гликогена, альдостерон- обмен калия и натрия; андрогены, эстрогены, прогестерон- развитие вторичных половых признаков.
Мозговой слой: адреналин и норадреналин- повышают кровяное давление, расширяют коронарные сосуды сердца. Поджелудочная железа: расположена ниже желудка. Железа смешанной секреции, эндокринной частью железы являются островки Лагерганса. Вырабатывает инсулин снижает уровень глюкозы, стимулирует печень на превращение глюкозы в гликоген , глюкагон повышает уровень глюкозы, стимулирует быстрое расщепление гликогена до глюкозы. Половые железы: вырабатывают эстрогены и андрогены.
Прогестерон- гормон беременности. Мозговой отдел- большая непарная лобная кость; -плоская кость; шов неподвижный! Лицевой отдел- верхняя и нижняя челюсть, небные, скуловые, носовые, слезные кости- плоские- неподвижный шов. Скелет туловища: Позвоночник: 33-34 позвонка; 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 4-5 копчиковых. Кости короткие, смешанные- соединение полуподвижное.
Грудная клетка: 12 пар ребер и грудина- короткие- смешанные- плоские- полуподвижное. Пояс верхних конечностей пара лопаток, пара ключиц - плоские- подвижное. Скелет верхних конечностей плечевая кость, предплечье, кисть - трубчатые, короткие- подвижное. Пояс нижних конечностей две тазовые кости — плоские- неподвижное. Скелет нижних конечностей бедренная кость, голень; стопа образована двумя рядами предплюсны 7 , плюснами 5 , и косточками пальцев 14 - трубчатые -длинные- подвижное.
Кровеносная система. Артерии- кровь течет от сердца к органам. Переходят в капилляры. По артериям кровь течет от сердца. Вены- кровь движется к сердцу.
Большой круг: левый желудочек—аорта—артериальные капилляры—венозные капилляры—воротная вена—верхняя и нижняя полая вена—правое предсердие. Малый круг: правое предсердие- правый желудочек—легочные артерии—легочные вены—левое предсердие 4 секунды. Расслабление-0,4; сокращение-расслабление-0,1; расслабление-сокращение-0,3. Дыхательная система. Носовая полость—носоглотка—гортань—трахеи—бронхи—легкие.
Дыхательный центр- продолговатый мозг. Пищеварительная система. Зубы 32: 4 резца, 2 клыка, 4 малых и 6 больших коренных зубов на каждой челюсти. Слюнные железы-3. Пепсин- фермент желудка- расщепляет белки до пептидов, липаза- жиры молока.
В желудке всасывается: вода, глюкоза, мин. Среда щелочная. БЖУ Белки: 20 аминокислот, биополимеры. Первичная структура- цепочка аминокислот, связь пептидная; вторичная- спираль, водородная связь; третичная- глобула, связи водородные, ионные, ковалентные, гидрофобные; четвертичная- объединение глобул в нескольких структур. Моносахариды- рибоза, глюкоза; дисахариды- мальтоза, сахароза; полисахариды- крахмал, целлюлоза.
Сложные эфиры глицерина. Органоиды клетки. Окружено двухслойной пористой мембраной. Содержит хроматин. Ядрышко- состоит из белка и РНК.
Ядерный сок- кариолимфа. Ф-и: хранение наследственной информации; регуляция синтеза белка; транспорт веществ; синтез РНК, сборка рибосом. ЭПС одномембранные. Шероховатая- система мембран, образующих канальцы, цистерны, трубочки- синтез белка на рибосомах, транспорт веществ по цистернам и трубочкам, деление клетки на секции- компартменты. Гладкая- имеет такое же строение, но не несет рибосом- синтез липидов, белок не синтезируется, остальные функции сходные ШЭР.
Рибосомы немембранные. Мельчайшие органоиды, диаметром около 20 нм. Состоят из двух субъединиц. В их состав входит рРНК и белки. Синтезируются в ядрышке.
Образуют полисому. Ф-и: биосинтез первичной структуры белка по принципу матричного синтеза.
Обычно, эти тексты связаны с природой, животным или растительным миром, и ученикам нужно будет применить свои знания, чтобы правильно ответить на задания. В этом разделе ученикам предоставляются две колонки с информацией, которую им необходимо сопоставить. Например, в одной колонке могут быть представлены описания органов человека, а в другой — функции этих органов. Ученик должен правильно сопоставить описание и соответствующую функцию. Научно-популярный текст. В этом разделе ученикам предоставляется научно-популярный текст, содержащий информацию о том или ином биологическом явлении или понятии. Ученикам нужно прочитать текст и ответить на вопросы, касающиеся его содержания. Продолжение предложения.
В этом разделе ученикам предлагается незаконченное предложение, к которому они должны выбрать правильное продолжение из предложенных вариантов ответа. Этот раздел проверяет понимание учениками основных понятий и терминологии в биологии. Структура ОГЭ по биологии может изменяться от года к году, поэтому важно быть готовым к различным типам заданий. Ученикам рекомендуется тщательно изучить содержание курса биологии, знать основные понятия и методы, а также уметь применять свои знания на практике. Темы, охватываемые ОГЭ по биологии ОГЭ по биологии охватывает широкий спектр тем, связанных с живыми организмами и их взаимодействием с окружающей средой. Вот основные темы, которые нужно изучить перед экзаменом: 1. Строение и функции клетки. В этой теме стоит уделить внимание структуре и функциям различных клеточных органелл, таких как ядро, митохондрии, хлоропласты и другие. Также следует изучить процессы клеточного деления и различные типы тканей. Генетика и наследственность.
Эта тема включает в себя изучение основных понятий генетики, таких как гены, хромосомы, их строение и функции. Необходимо понимать, каким образом передаются генетические свойства от родителей к потомству. Эволюция и ее механизмы. В этой теме стоит изучить принципы естественного отбора, мутаций, генетического дрейфа и изоляции, которые определяют процесс эволюции живых организмов. Разнообразие живых организмов. В данной теме следует изучить различные типы организмов, начиная с бактерий и простейших, и заканчивая растениями и животными. Необходимо знать их основные характеристики, классификацию и адаптации к окружающей среде. Взаимодействие организмов с окружающей средой.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.
Книжный интернет-магазин «Читай-город» «Читай-город» — сеть книжных магазинов, успешно работающих в Москве и других регионах России. А ещё это — крупный интернет-магазин книг. В нём вы можете заказывать книги в любое время 24 часа в сутки.
Моисеева И.: Шпаргалка по биологии для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Плавательный пузырь - вырост кишечника. Один круг кровообращения, сердце двухкамерное, холоднокровные. Органы дыхания: жабры, защищены жаберными крышками. Органы выделения: почки, 2 мочеточника, мочевой пузырь.
Раздельнополые животные. Оплодотворение наружное в воде - нерест. Класс земноводные или амфибии.
Отделы тела: голова, туловище, передние и задние конечности. Кожа голая и покрыта слизью. В позвоночнике выделяют шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы.
Череп состоит из черепной коробки и челюсти. Подвижное сочленение черепа, один шейный позвонок. Мышцы развиты хорошо.
Появляются ягодичные, бедренные и икроножные мышцы. Как у рыб - пищеварит. Два круга кровообращения.
Кровь смешанная, сердце трехкамерное. Оба круга начинаются от желудочка. Кровь - венозная, артериальная, смешанная.
Холоднокровные животные. Органы дыхания - парные легкие. Имеется кожное дыхание.
Выделительная с-ма - парные почки, мочеточники, клоака, мочевой пузырь. Головной и спинной мозг с нервами. Глаза с верхними и нижними веками.
У бесхвостых оплодотворение - наружное, у хвостатых - внутреннее. Класс пресмыкающиеся рептилии. Кожа сухая.
Наружные слои эпидермиса - ороговевшие. Хорошо развит - шейный отдел. Пояснично - грудной отдел позвоночника соединен с ребрами с грудиной.
Появляются межреберные мышцы. Как у земноводных - пищеварительная с-ма. Дышат кислородом с помощью легких.
Кожное дыхание отсутствует. Кровеносная система замкнута. Сердце трехкамерное.
Увеличиваются размеры мозжечка. Возникает первичная кора. Оплодотворение внутреннее.
Яйца откладывают на суше. Класс птицы Обтекаемая форма тела. Голова, туловище, шея, передние конечности - крылья, задние - ноги.
Зубы отсутствуют. Два круга. Кровь не смешивается.
Сердце 4-камерное. Дыхание двойное. Увеличение больших полушарий.
Хорошо развиты орган слуха и зрения. Свойственно цветное зрение. Раздельнополы животные.
Половой диморфизм. Классификация птиц: Оседлые - воробьи, галки, голуби, сороки Кочующие - совы, снегири, синицы, грачи. Перелетные - иволги, соловьи, утки, скворцы, журавли.
Класс млекопитающие Наличие волосяного покрова на теле. В коже много желез: сальные, потовые, млечные. Зубы и слюнные железы.
Эритроциты не имеют ядра. Дышат атмосферным воздухом. Органы дыхания - легкие.
Имеется диафрагма. Появляется ушная раковина. Клетки бактерий: Шаровидные - кокки, палочковидные - бациллы; дугообразно изогнуты - вибрионы.
Спиралеобразные - спиреллы. Колонии бактерий: диплококки, стрептококки. Строение бактерий.
Оболочка -2 слоя. Ядерное вещество представлено в виде замкнутой в кольцо молекулы ДНК. Рибосомы - синтезируют белок.
Клеточные включения - крахмал, гликоген жиры. Грибы Плесневые, дрожжи, шляпочные: трубчатые, пластинчатые. Имеют клеточные стенку.
Мало подвижны. Неограниченный рост, размножение спорами и вегетативно, частями грибницы. Содержится хитин.
Запасное пит. Тело состоит из отдельных нитей. Представлены одноклеточными и многоклеточными формами.
Лишайники Накипные - слоевище имеет вид налетов или корочек, плотно прилегающих к субстратам.
Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются.
Экологи оценивают состояние экосистем и их населения и пытаются понять, какие изменения могут произойти в результате человеческой деятельности. Биоразнообразие — это мера количества различных видов живых организмов в определенной экосистеме.
Экологический след — это мера негативного воздействия человеческой деятельности на окружающую среду. Экотоксикология — это наука, изучающая различные химические и биологические вещества, которые могут быть вредными для живых организмов и окружающей среды в целом. Изучение экологии важно для понимания того, как живые организмы взаимодействуют друг с другом и как человеческая деятельность может повлиять на природную среду.
Охрана окружающей среды и поддержание экологического равновесия являются важными задачами современного общества. Развитие растений и животных Живые организмы постоянно развиваются, приспосабливаются к изменяющейся среде и улучшают свои жизненные функции. Развитие растений и животных происходит на разных уровнях: от клеточного до организменного.
У растений основой роста и развития является деление клеток. Растительные ткани непрерывно растут и дифференцируются в разные типы клеток, способные выполнять специализированные функции, такие как фотосинтез, транспорт веществ или защита. Различные факторы, такие как свет, вода, питательные вещества, также влияют на рост и развитие растений.
У животных развитие начинается с оплодотворения яйцеклетки. Затем происходит формирование эмбриона, который постепенно становится более сложным, развивая органы и системы органов. Рост и развитие животных определяются генетическими факторами и факторами среды, такими как питание, уход и условия содержания.
В целом, развитие живых организмов может быть различным и зависит от многих факторов, но все они стараются адаптироваться к среде, чтобы выживать и размножаться. Физиология Физиология — наука, изучающая жизненные процессы организмов и их взаимодействие с окружающей средой. Эта наука помогает понимать, как работают различные органы и системы в организме и как они влияют на друг друга.
Читать еще: ТВЦ открывает осень 2023 года: премьеры, на которые стоит обратить внимание Нервная система — одна из ключевых систем в организме, ответственная за передачу информации между органами и кинестезиологической связи. С помощью нервной системы организм может регулировать свои внутренние процессы и адаптироваться к изменениям внешней среды. Эндокринная система — другая важная система, которая управляет выделением гормонов в кровь.
Количественные признаки имеют численное выражение. В данном случае это длина и масса тела, а также размах крыльев. Окраска тоже морфологический признак, но он качественный описывается словами , и поэтому не является компонентом верного ответа.
Её необходимо проанализировать и дать ответ на вопросы, опираясь на знания курса биологии. В каком органе кровоток при физической нагрузке уменьшается и почему? Почему кровоток в коже при физической нагрузке увеличивается?
Из таблицы видно, что при физической нагрузке кровоток уменьшается в тонком кишечнике. Чтобы ответить почему, используем знания биологии. В данном случае причина — необходимость обеспечить больший приток крови к мышцам и коже.
Вся теория для решения №19-21 заданий | Биология ОГЭ 2023 | Умскул
Тренировочные варианты ОГЭ 2024 по биологии | Шпаргалки по биологии ОГЭ 2022 для печати. |
Все шпоры для огэ по биологии | Сдать экзамены на отлично вам помогут экспресс-курсы подготовки к ОГЭ. |
Иллюстрации к книге И. Моисеева - Шпаргалка по биологии для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ
- Шпоры на экзамен по биологии огэ - Помощь в подготовке к экзаменам и поступлению
- Характеристики
- Все шпоры для огэ по биологии
- Описание и характеристики
- Шпаргалки для подготовки к ОГЭ по биологии 2023
- Справочник мини Шпаргалка ОГЭ Биология Математика Русский
Шпаргалка по биологии
Примеры шпаргалок по биологии огэ 2024 Шпаргалки по биологии огэ 2024 — это краткие и лаконичные конспекты, которые помогают повторить и запомнить основные понятия, факты и правила по биологии. изучаем с вами новые термины! Шпаргалка по Биологии – покупайте на OZON по выгодным ценам!