Картина «Москва слезам не верит» стала звездным часом известного режиссера Владимира Меньшова. 40 лет назад его фильм «Москва слезам не верит» получил «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В 1980 году фильм удостоен кинопремии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке (третий советский художественный фильм, удостоенный этой премии, после «Войны и Мира» (Сергей Бондарчук, 1968) и «Дерсу Узала» (Акира Куросава, 1975)). Несмотря на полученный «Оскар», «Москва слезам не верит» заработал в кинопрокате США вдвое меньше, чем «Утомленные солнцем», другой отечественный лауреат премии Американской киноакадемии режиссера Никиты Михалкова. Если бы новые инклюзивные правила Оскара работали в 1979 году, фильм «Москва слезам не верит» не получил бы премию, так как все актёры и съёмочная группа, занятые в фильме — гетеросексуальные русские люди.
Россия отказалась от «Оскара». Гендерно-расовая повестка в кино не вызывает интереса
«Москва слезам не верит» — лидер советского проката 1979—1980 годов, при том что у него были такие мощные конкуренты, как «Экипаж» и «Пираты XX века» (впрочем, некоторые источники уверяют, что «Пираты» все-таки впереди). «Москва слезам не верит» была выдвинута на премию «Оскар» от СССР. Любимая драма всех советских женщин «Москва слезам не верит» режиссера Владимира Меньшова (79) победила-таки в категории «Лучший фильм на иностранном языке», заполучив оскаровскую статуэтку.
"Москва слезам не верит" - повторный прокат
Однажды, побывав на даче в гостях у Антонины и возвращаясь домой на электричке, Катерина знакомится со слесарем Гошей, который совсем не похож на простого человека рабочей специальности: он интеллигентен, обаятелен, отличается широтой и оригинальностью жизненных взглядов. Катерина быстро влюбляется в него. Однако возлюбленный, несмотря на невысокий социальный статус, — сильная личность и привык быть лидером, поэтому у героини возникает острая проблема: как он будет к ней относиться, если узнает о её высокой должности? К тому же на жизненном горизонте неожиданно для Катерины вновь появляется Рудольф ныне предпочитающий называться Родионом , отец уже взрослой дочери Александры, который умудряется одной случайно брошенной фразой поссорить влюблённых, рассказав Гоше о высоком социальном статусе Катерины. Гоша уходит, даже не закончив ужина, и исчезает. Не зная фамилии, адреса и места работы, найти человека в Москве практически нереально. Но Николай, муж Антонины, разыскивает Гошу, который, переживая случившееся, всю неделю пьянствовал в одиночестве. Николай объясняет ему причины поведения Катерины и уговаривает вернуться к ней.
Смотрите, мы такие же, как вы, только без хвоста! Это, по мнению собеседника «360», выглядит смешно. Кроме того, на зарубежные киносмотры, как правило, стараются отправлять специфический контент. Отправляют на эти «Оскары» исключительно одну помойную антисоветчину. Потому что твердо знают — призы дают только за поливание России грязью, не за что другое. Можно даже не претендовать. Поэтому сейчас и отказались посылать подобные фильмы — политическая ситуация поменялась Дмитрий Пучков писатель, публицист и переводчик. При этом, если бы государство снова дало денег, кинодеятели опять сняли бы фильмы с привычными антисоветскими сюжетами и смело бы отправили их в Штаты, уверен Пучков. Хотя смысл участия неясен: сегодня на Западе в фильме обязательна гомосексуальная и расовая повестка, независимо от темы и сюжета. Противостояние закончится: сели за стол переговоров, договорились и живем по-новому», — подытожил писатель.
На этом шинном заводе в Волгоградской области, например, три начальника цеха из пяти женщины. А мужчины, такие, как Георгий Иваныч, в Штатах если и остались, то ведут себя очень тихо. По нынешним стандартам, он ведь не слесарь, а сексист. Вопиющим образом нарушает личные границы и демонстрирует потребительское отношение к женщине. Но в 80-е и Харви Вайнштейн еще завидный ухажер, так что трогательный советский мачизм страна ковбоев приняла без вопросов. Прежде не желавший встречаться с советскими генсеками, Рейган сам позвонил, чтобы пригласить Горбачева в Штаты. Уж не фильм ли подсказал американскому президенту: в Москве есть люди, с которыми он может говорить на одном языке. Легендарный фильм сегодня покажет Первый канал. Любимые герои, крылатые фразы, песни, которые знаем наизусть и неповторимая атмосфера столицы того времени.
Владимиру Меньшову его не вручили, режиссёр вообще узнал о награждении из телевизора и принял эту новость дело было 1 апреля за идиотскую шутку. Заслуженная награда попала к Меньшову лишь в перестроечное время, в 1988 году, из хранилищ Госкино, и тоже при довольно комичных обстоятельствах. На Центральном телевидении в тот год проходила первая церемония вручения отечественной кинопремии «Нике». Организаторы пригласили Владимира Меньшова и вручили ему «Оскара», предупредив, что это только «на камеру», а по завершении съёмки статуэтку следует вернуть. Но времена были уже не те — Меньшов не вернул заслуженную награду, золотой «Оскар» до сих пор хранится у него. Владимир Царан.
В культовом фильме «Москва слезам не верит» только спустя 40 лет нашли киноляп в 2023 году
Российская киноакадемия не будет выдвигать претендента на «Оскар» - Новости | Картина «Москва слезам не верит» стала звездным часом известного режиссера Владимира Меньшова. |
16 фактов о фильме «Москва слезам не верит», которые известны только участникам легендарной картины | «Москва слезам не верит». |
Критика и «Оскар»: интересные факты о фильме «Москва слезам не верит» | В первый прокатный год (1980) «Москва слезам не верит» собрала в кинотеатрах 85 миллионов зрителей. |
Критика и «Оскар»: интересные факты о фильме «Москва слезам не верит» | Подержать статуэтку «Оскара» в руках режиссёр смог только в 1989 году — на церемонии награждения премии «Ника». |
Баталова не пустили получить премию «Оскар» за «Москву слезам не верит» » Актуальные новости | Напомним, что двухсерийный фильм «Москва слезам не верит» вышел на экраны в 1980 году и моментально завоевал зрительскую любовь. |
Дмитрий Темкин
- Фильм на полке
- трейлер >>
- Фильм "Мастер и Маргарита" стал лидером проката за первые выходные
- Российская киноакадемия не будет выдвигать претендента на «Оскар»
«Москва слезам не верит» – 40 лет на экранах! О съемках, цензуре и киноляпах
Критика и «Оскар»: интересные факты о фильме «Москва слезам не верит» | яный закос под "ихнюю" мелодраму. |
Любовные сцены и «Оскар»: удивительные факты о фильме «Москва слезам не верит» | у «Москва слезам не верит» с 90 миллионами зрителей. |
«Москва слезам не верит» — культовый фильм, получивший «Оскар» в 1981 году
Фильм "Москва слезам не верит" советского режиссера Владимира Меньшова был впервые показан 11 февраля 1980 года на мировой премьере, а в России - годом раньше. В 1981 году фильм был удостоен премии "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" и стал лидером проката в СССР в 1980-е годы.
Первой ранее стала картина «Война и мир» 1967 , второй - «Дерсу Узала» 1975. Алексей Баталов в 1958 году сыграл в другом не менее ярком фильме, также получившем престижную международную награду. Речь идет о картине «Летят журавли», которая была удостоена главного приза Международного Каннского кинофестиваля 1958 года.
Да и узнал он о победе фильма не от организаторов премию, а из программы новостей. Сначала Меньшов не поверил, подумав, что это первоапрельская шутка. Однако позже выяснилось, что это действительно правда. Вот только получить награду он не мог долгие семь лет.
Статуэтка попала к нему в руки в 1988 году на церемонии вручения премии «Ника». Сейчас «Оскар» украшает дом маэстро. Премьера киноленты в российских кинотеатрах прошла за год до вручения премии — в 1980 году. Драма сразу стала лидером кинопроката. Оценили работу Меньшова более 90 миллионов человек. До сих пор «Москва слезам не верит» занимает второе место по посещаемости за всю историю советского кинопроката.
Если с «расовым вопросом» академики с трудом, но, кажется, разобрались, то представителям ЛГБТК все еще трудновато. В 2006 году, когда главную награду прочили «Горбатой горе», актер Эрнест Боргнайн, в своей время обошедший в гонке за лучшую мужскую роль Фрэнка Синатру и Джеймса Дина, сказал, что фильм не смотрел, смотреть не будет, проголосует против, и главное: «Будь Джон Уэйн живой, то точно перевернулся бы в гробу». Учитывая состав Киноакадемии на тот момент — одни белые пожилые гетеросексуалы — 89-летний Боргнайн был просто глас народа. Впрочем, когда против всех прогнозов вместо «Горбатой горы» «Оскар» за лучший фильм получило «Столкновение» — проходная китчевая драма о расизме, снятая исключительно белыми людьми, — даже видавший примерно все 69-летний Джек Николсон, объявив победителя, не сдержал свое «вау». Эрнест Боргнайн: фильм не смотрел, смотреть не будет, проголосует против, и главное: «Будь Джон Уэйн живой, то точно перевернулся бы в гробу» «горбатая гора», 2005 В академии проблемы с дисциплиной начинают потихоньку обсуждать. Кэри Маллиган, дважды номинантка на «Оскар», предложила натурально проверять, смотрел человек фильм или нет: «Нужно ввести тесты! А то они не смотрят ничего, кроме парочки фильмов, которые нравятся по описанию, и за них же потом везде голосуют».
"Москва слезам не верит": малоизвестные факты
Картина «Москва слезам не верит» стала звездным часом известного режиссера Владимира Меньшова. 40 лет назад его фильм «Москва слезам не верит» получил «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». После выхода на экраны фильм «Москва слезам не верит» побил все рекорды: в 1980-м его увидели 90 млн человек. «Москва слезам не верит». Любимая драма всех советских женщин «Москва слезам не верит» режиссера Владимира Меньшова (79) победила-таки в категории «Лучший фильм на иностранном языке», заполучив оскаровскую статуэтку.
Как советский фильм «Москва слезам не верит» получил Оскар
Раиса Рязанова влюбилась в свой персонаж, а вот Ирина Муравьева была недовольна своей «вульгарной» героиней. Меньшов сыграл в своей картине крошечную роль — он предстал в роли друга Гоши на пикнике. При этом свое имя в титрах не указал. После выхода картины Меньшов получил холодные отзывы критиков. Аншлаги в кинотеатрах и последующий «Оскар» стали настоящим потрясением для кинематографистов. Сам Меньшов был в те годы невыездным и поэтому не мог присутствовать на церемонии в Лос-Анджелесе.
Но руководители тогдашнего Госкино по поводу этой сцены сказали: "Нет, завязал - значит, завязал. Игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься". Пара для Баталова С кандидатками на главную женскую роль дело также обстояло непросто. Пробовалась и Маргарита Терехова. Но когда Юнгвальд-Хилькевич предложил ей роль Миледи в "Трех мушкетерах", она безоговорочно выбрала ее. Актриса Наталья Сайко пробы прошла, но когда на роль Гоши взяли Баталова, оказалось, что они плохо смотрятся вместе. Стали искать актрису "под Баталова". Тогда-то и появилась Вера Алентова. Польских обиделась на Меньшова, не понимая, как он вообще мог ей такое предлагать, а Русланова - потому, что не взял. Ирина Муравьева, сыгравшая Людмилу, затем признавалась, что, впервые увидев картину на монтажном столе, рыдала от обиды. Все, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран". Тем не менее, роль Людмилы стала одной из самых ярких и запоминающихся работ актрисы. Кстати, Муравьеву режиссер нашел случайно, увидев в одном из телеспектаклей. Перед актрисами стояла очень сложная задача - сыграть своих героинь 19-летними наивными провинциалками, а потом их же спустя два десятилетия. И с этим актрисы справились прекрасно. Гримеры и костюмеры тоже потрудились на славу. Алексей Баталов был на 11 лет старше своего героя. Но на экране это не ощущается. В 40 лет жизнь только начинается Уникальность картины Меньшова в том, что в ней нет эпизодических ролей. Зоя Федорова вахтерша из общежития и Владимир Басов замначальника главка Антон так же важны, как и главные герои. Ясное дело, что танцевать с молодежью он не станет. Чем отличить его от других гостей? А тем, что у него какие-то проблемы с желудком, а он, старый хрыч, все пытается кого-то "заклеить", а сам из туалета не вылезает. И сразу становится понятно, что это за человек. Роль вахтерши в сценарии вообще не была прописана. И тогда мы придумали "ввести" ее в ближний круг героинь - она и по телефону "хэллоу" произносит и Катерину из роддома встречает.
Без декораций, постановок и подготовки. Вождь народов лично контролировал весь процесс создания. Закадровый текст он лично отредактировал и из «излишне агитационного, крикливого» сократил, сделал более сдержанным, пояснительным. О получении международной премии "Оскар" Советский народ даже и не подозревал, а те, кто знал, не придавали этому значения. Сталинская премия была на порядок ценнее и значимее, чем международное признание. Но и это не единственное совпадение. Надеюсь, все помнят "Империя наносит ответный удар"? Он же "The Empire Strikes Back".... Попробуйте сравнить с оскароносным "Москва наносит ответный удар" «Moscow strikes back» и сказать - это просто совпадения. Послесловие Забавно, но факт: Когда у истинно верующих прошу назвать 10 заповедей, ни кто не может их вспомнить. Когда у киноманов спрашиваю про советские "Оскары" они также не готовы ответить на элементарный вопрос.
Кстати, первоначально на роль Катерины — главной героини картины режиссёр планировал взять Ирину Купченко, Маргариту Терехову или Анастасию Вертинскую, но все они отказались. Отчаявшись, Владимир Меньшов предложил эту роль своей жене, хотя Вере Алентовой сценарий не нравился. Не вдохновил он и других актрис. А фильм получился замечательный, его признали не только мировые эксперты в области кино, но и зрители. По количеству просмотров в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» картина занимает одну из топовых позиций.
10 историй о том, как снимали "Москва слезам не верит"
Белый дом в шестой части суши видит лишь: «Средоточие всего зла в сегодняшнем мире». Но посмотрев кино, снятое потенциальным противником, журналист The Washington Post делает одно из самых смелых предположений в своей карьере: «Коммунисты, что, тоже люди? Обычная жизнь русских не так уж сильно отличалась от жизни простых американцев, — рассказывает Ллойд Гров, журналист «Вашингтон пост» в 1980-2003 гг. Работница хлебзавода Люда как сестра родная классической героине Мэрилин Монро. Мать-одиночка делает карьеру на заводе и в политике, то есть в мире мужчин. Американская критика, проматывая лирику девичьих грез, считывает в сюжете борьбу за равноправие. Нью-Йорк, как Москва, большая лотерея, но в США на тот момент на одну работающую женщину две безработных. К началу 80-х это самое злачное место во всем Нью-Йорке. Уличные проститутки, бордели, порнотеатры.
Я сам много лет снимаю фильмы подобного жанра и смею вас уверить, что мелодрама является одним из сложнейших жанров в кино. Здесь все основана на взаимоотношениях мужчины и женщины, слова зачастую играют менее важную роль, чем взгляды, соприкосновения рук. И в таких фильмах очень важен второй план, который создает вкусный гарнир к основному блюду. Вспомните персонажей из этого фильма, гениально сыгранные Владимиром Басовым, Олегом Табаковым. Интересно Одну из маленьких эпизодических ролей в фильме исполнил известный драматург Александр Бородянский. Он сыграл на пикнике друга Гоши. Его перу принадлежат замечательные фильмы «Мы из джаза», «Курьер», «Зимний вечер в Гаграх». Итак, «Оскар»!!! История поразила кино академиков своей правдивостью и пронзительностью. Меньшов позже рассказывал, что в начале он не верил, что такое могло случиться и первые известия воспринимал как розыгрыш. Спросите, почему? Потому что сообщили ему об этом 1 апреля. А ведь именно этот день считается у нас праздником розыгрышей. И только, когда официально весть подтвердилась, он, наконец, поверил. Но… Как это часто бывает, судьба преподносит творческим людям испытания в самый неподходящий момент. Меньшов стал собираться в Лос-Анджелес, с большим трудом разыскал смокинг, но ему не разрешили поехать на вручение кинопремии.
Если вы не знаете, вот вам список фильмов, произведенных в Советском Союзе, что получили золотую статуэтку: «Война и мир» 1965 «Дерсу Узала» 1975 «Разгром немецких войск под Москвой» 1942 Третий и четвертый фильмы известны только киноманам и искусствоведам. Их не крутили по телевизору и не говорили при каждом удобном случае. Да и сегодня - это будет самый дорогой фильм из снятых на постсоветском пространстве. Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке 1969. Премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке 1969. Главный приз Московского международного кинофестиваля 1965 года. Это тоже очень, конечно, приятный момент». Советский фильм, снятый японским режиссером Акира Куросава. Тем самым, что вдохновлял многих великих режиссеров того времени. Джордж Лукас и его Звездные войны. Серджио Леоне и его долларовая трилогия с Клинтом Иствудом.
В начале картины из окон домов доносится песня "Джамайка" в исполнении Робертино Лоретти. При этом на экране возникает надпись: "1958 год. Москва" Песня же эта вышла только в 1960-м, а в СССР пластинка с ней и вовсе появилась еще через два года. Такой вот привет из будущего! А когда Катя и Людмила идут в сталинскую высоту к Тихомировым, у героини Ирины Муравьевой обувь меняет цвет — в здание она входит в белых босоножках, а к лифту идет уже в черных.
«Москва слезам не верит»: почему премию Оскар за Меньшова получил другой человек
Москва слезам не верит, но «Оскара» взяла! | Решение России отказаться от участия в «Оскаре» в этом году вызвало скандал в рядах отечественных кинодеятелей. |
«Москва слезам не верит» принесла режиссёру Владимиру Меньшову «Оскар» за... | В первой версии сценарий фильма «Москва слезам не верит» был написан на 60 листах, а после внесенных изменений вырос до 90. |
Критика и «Оскар»: интересные факты о фильме «Москва слезам не верит» | В 1979 году режиссёр Владимир Меньшов поразил многих, получив неожиданный "Оскар" за фильм "Москва слезам не верит". Обозреватель РИА Новости Ана Нехаева рассказала подробнее о данной кинокартине. |
Почему фильму "Москва слезам не верит" дали Оскар? | После выхода на экраны фильм «Москва слезам не верит» побил все рекорды: в 1980-м его увидели 90 млн человек. |
«Москва слезам не верит» – 40 лет на экранах! О съемках, цензуре и киноляпах
40 лет назад фильм "Москва слезам не верит" получил премию Оскар. Премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» ранее получили советские картины «Разгром немецких войск под Москвой», «Война и мир», «Дерсу Узала», «Москва слезам не верит», «Старик и море» и «Утомлённые солнцем». «Москва слезам не верит» — один из самых кассовых фильмов за всю историю советского кинематографа.